Когда введут камеры по ОСАГО
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда введут камеры по ОСАГО». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Проект так и не запустился из-за проблем со страховщиками. Страховые компании должны передавать данные о наличие или отсутствия полиса гражданского страхования. Проблемы так и небыли решены.
Для передачи данных о полисах ОСАГО в ГИБДД была разработана совершенно новая IT платформа. Программа хорошо себя зарекомендовала только в Москве. В регионах по-разному происходит фиксация нарушений, из-за этого платформу необходимо настраивать под каждый город.
За 3 этапа пробной проверки в Москве было выявлено около 700 тысяч нарушений. Программа показала себя с лучшей стороны. Всего было осмотрено 5 миллионов автомобилей.
Заниматься выявлением этого нарушения можно при помощи любой камеры фото и видео фиксации, способной распознать государственный номер автомобиля.
То есть, подойдёт любая камера, находящаяся в эксплуатации ГИБДД.
Под исключение могут попасть переносные камеры отслеживания скорость движения автомобилей. Большинство таких камер эксплуатируются частными лицами по договору с ГИБДД.
Камеры, для распознавания отсутствия полисов ОСАГО могут стоять где угодно:
- На перекрёстках;
- Вдоль проезжей части населённых пунктов;
- На региональных и федеральных трассах.
Возможные ошибки в работе камер
Есть мнение, что система может ошибаться и выписывать постановления тем, у кого есть полиса страхования автомобилей. На деле этого быть не может. Программа работает следующим образом.
Камера фиксирует государственный номер автомобиля, отправляет запрос на сервер. Сервер обрабатывает фотографию, определяет гос. номер и делает запрос в единую базу ОСАГО. Если страховки нет, то будет выслано постановление.
Есть вероятность, что база ошибочно выдаст результат. Но в ходе тестовых проверок, таких ошибок не было выявлено.
Чтобы застраховать гражданскую ответственность, владелец транспортного средства должен подготовить документы для обращения в страховую компанию. Базовый перечень документов для физических и юридических лиц одинаковый, но есть нюансы в зависимости от способа страхования, юридического статуса клиента.
Фиксируют ли камеры отсутствие полиса ОСАГО в 2021 году
Для оформления электронного полиса ОСАГО вам потребуется на сайте страховой компании составить заявку и отправить ее страховщику. Для ее заполнения нужны только данные документов.
Какие нужны данные:
- Серия, номер и дата выдачи паспорта и водительского удостоверения страхователя, а также всех лиц, которые будут допущены к управлению ТС. Когда страховка оформляется без ограничения, нужны только данные на страхователя;
- Свидетельство о регистрации ТС, технический паспорт;
- Номер диагностической карты и срок ее действия;
- Если вы продлеваете договор страхования, нужны данные предыдущего полиса ОСАГО.
С конца августа начал действовать временный мораторий на прохождение техосмотра и предоставление диагностических карт, т. е. оформить страховку можно будет без них.
В отдельных страховых компаниях требуется к заявлению прикрепить копии всех документов.
При продлении полиса заявление можно подавать из личного кабинета на сайте страховщика. В этом случае часть необходимой информации будет введена автоматически и вам потребуется только ее проверить.
Для оформления ОСАГО в представительстве страховщика, вам потребуется все документы представить в оригиналах:
- Паспорта водителей, допущенных к управлению автомобилем;
- Водительские удостоверения;
- СТС (свидетельство о регистрации автомобиля) или ПТС (паспорт транспортного средства);
- Карта ТО. В 2021 году внесены изменения, по которым предоставление диагностической карты может быть не обязательным;
- Если договор страхования заключает не страхователь, потребуется доверенность.
При оформлении страхования гражданской ответственности транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам или предпринимателям, дополнительно к общему перечню документов нужно будет представить:
- Актуальную выписку из ЕГРЮЛ (ИП);
- Доверенность на имя заявителя, если это не директор компании;
- Паспорт страхователя.
Для подписания договора страхования потребуется печать юридического лица.
Дополнительно в зависимости от ситуации может потребоваться:
- Документ, подтверждающий право собственности на автомобиль, если он еще не зарегистрирован;
- Договор с собственником авто, если оно находится в аренде.
Уточнить точный перечень документов можно на сайте страховой компании или, позвонив в Службу поддержки.
Чтобы оформить полис ОСАГО на сайте СК, нужно сделать следующее:
- Проверьте подлинность вашей диагностической карты. Это можно сделать онлайн на сайте ЕАИСТО;
- Рассчитайте стоимость полиса, изучите условия разных страховых компаний и выберите наиболее приемлемые;
- Подайте заявление на сайте страховщика с приложением необходимых документов;
- Дождитесь окончания проверки;
- Оплатите полис;
- Получите документ на электронную почту.
Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.
Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые. Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более. Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.
Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента. В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения. Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.
Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.
Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2021 году, но когда именно, пока неизвестно. «Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые. «При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.
Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».
Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.
В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.
Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».
Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.
В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.
Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.
Когда камеры начнут фиксировать отсутствие страховки ОСАГО?
В первую очередь следует отметить, что по состоянию на ноябрь 2019 года устройства фото и видео фиксации для проверки автогражданки действительно установлены. Вот только есть они пока только в Москве. Их количество составляет порядка 120 штук.
При этом они установлены, фото и видео записывают, но штрафы водителям не выставляют. Это объясняется тем, что система пока не доработана. Как только все базы для получения полной информации будут соединены, московские автолюбители начнут получать «письма счастья». Через какое время это случится — никто не знает.
В результате этого жители других регионов могут пока расслабиться и оформить полис обязательного страхования, если по каким-либо обстоятельствам ранее не успели его купить.
Важно! Следует отметить, что со стороны государства не распространяется информация, на каких участках Москвы будут установлены камеры. Объясняется это тем, что нарушите просто будут избегать этих участков дороги или специально закрывать номерной знак, чтобы камера не смогла считать информацию.
Цель нововведения заключается в том, чтобы привлечь автолюбителей к ответственности, которые нарушают закон и управляют машиной без бланка.
Принцип действия будет следующим:
- Номер машины считывается с помощью фото или видеофиксации.
- Далее отправляется информация в РСА, с целью получения отчета о наличии или отсутствие бланка.
- При отсутствии полиса ОСАГО собственнику машины выставляется штраф.
- После вынесения протокола оповещение клиента.
Как быстро будет получена информация, пока неизвестно.
Водители задаются вопросом: когда заработают камеры на ОСАГО, сколько штрафов может получить автолюбитель в течение дня? Стоит отметить, что официального приказа с разъяснением пока нет.
Если верить общедоступной информации, то камеры фиксации ОСАГО будут учитывать каждое нарушение. Если в течение дня их несколько, то водитель может оплатить только один. Миф это, или реальность — участники движения узнают, когда закон вступит в силу.
В любом правиле есть исключения. В результате этого есть лица, которых не штрафуют за отсутствие обязательного договора.
Избежать наказания смогут только иностранные граждане. В рамках закона такая категория водителей может купить как ОСАГО, так и Зеленую карту. На практике именно второй полис пользуется спросом.
Вопрос-ответ
В последнем разделе рассмотрим популярные вопросы и ответы на них.
Что изменится в страховании ОСАГО
Первые сведения об автофиксации владельцев без ОСАГО появились в 2016 году. Инициаторами выступили ГИБДД и РСА. В последующих годах пользователи начали обсуждать еще не изданный закон о штрафах с камер за езду без полиса. Сегодня система уже распознает автомобили без страховки.
Согласно данным ГИБДД, вся сложность заключается в интеграции баз данных двух систем. Без указанной процедуры, камеры на дорогах не смогут выписать штраф. Запуск проекта переносили несколько раз. Представители МВД проинформировали граждан о том, что система начнет функционировать после проведения технических работ. Конкретная дата остается неизвестной.
Для начала было предложено проверить наличие полиса у владельцев ТС столицы. Нововведение коснется не всех фиксирующих приборов, а лишь отдельных устройств на определенном дорожном участке. Госавтоинспекция не сообщает точные адреса и прочие данные, чтобы водители не перестали ездить по указанным дорогам.
Дальше на очереди:
- Санкт-Петербург;
- Казань.
В тестовом режиме функция будет возложена на систему «Автодория», измеряющую скорость движения автомобилей. Однако, решающий фактор – доступ к базе автовладельцев без полиса. После того, как камера считывает номер автомобиля, программа определяет наличие или отсутствие страховки и выписывает штраф. В дальнейшем, фиксировать нарушение будут Стрелки, АвтоУраганы, Арены, Крисы и другие. Разработчики проекта утверждают, что все устройства будут фиксировать и выписывать не больше одного штрафа в течение 24 часов.
При функционировании новой системы неизбежны ошибки и неполадки, в результате чего многие водители получат «письма счастья» даже при наличии полиса. Причиной может быть неправильное введение номера автомобиля при покупке страховки. Чтобы разобраться с ситуацией автовладельцу придется обратиться в суд, потратив свое время и нервы. Сотрудники пока не комментируют данную ситуацию.
После того как подорожали базовые тарифы, увеличилось количество поддельных страховок. РСА разработал бланки нового образца с защитной голограммой. Далее водителям было предложено оформление электронного документа, защищающего от мошенников. Несмотря на все попытки, многие автовладельцы и не подозревают, что приобрели поддельный полис. Некоторые предпочитают ездить без страховки, отделавшись небольшим штрафом. Успешный запуск проекта поможет выявить число водителей, управляющих транспортом без полиса ОСАГО.
Новости про штрафы с камер за отсутствие ОСАГО
Между тем в разгар пандемии ГИБДД очень оперативно запустила систему «Карантин», проверяющую с помощью дорожных камер цифровые пропуска. Так что с аналогичной проверкой полисов не должно возникнуть проблем. По крайней мере в Москве — именно с нее планируют начать автоматическое слежение за наличием ОСАГО.
Обсуждение вопроса о возможности проверки в иных регионах состоится после анализа итогов московского этапа, сообщили в РСА. Однако автоэксперт Игорь Моржаретто уже называет следующие на очереди самые продвинутые в плане систем фото- и видеофиксации регионы — Московская и Ленинградская области, Санкт-Петербург и Татарстан.
Штрафы за отсутствие ОСАГО могут начислять при содействии разного вида камер. Первоначально их планировали настроить на это по Москве. Для введения проекта целесообразно по началу задействовать отдельные участки дорог, не сообщая об этом водителям. Иначе нарушители будут объезжать это место стороной. Имеется информация, что такой фиксация поначалу будет проводиться программно-аппаратными комплексами «Автодории». Эта система считается эффективной и инновационной (чем осложняется ее использование в отдаленных регионах России).
Основной страх водителей — ошибочно присланный штраф с камер за отсутствие ОСАГО. Это допустимо в случае неверной фиксации данных. Такой штраф придется оспаривать в суде, на что требуется время и средства. И в течение всего периода доказывания правоты водителем в базе будет висеть информация по его нарушению.
Обязательно выявится проблема использования водителями поддельных полисов. Чтобы избежать штрафов, следует проверять свой полис после покупке в той же базе РСА. Проверка для автовладельцев бесплатна и осуществляется через интернет.
Система определения наличия ОСАГО объединит сети дорожных камер видеонаблюдения с базами данных ГИБДД и РСА. Принцип работы системы планируется реализовать следующим образом:
- Камера фиксирует государственные номера автомобиля и передает информацию в базу ГИБДД
- В базе ГИБДД государственный номер сопоставляется с VIN, номером кузова или шасси автомобиля
- По VIN, кузову или шасси ищется оформленный на него полис ОСАГО в базе РСА
- Информация о наличии или отсутствии полиса передается обратно в ГИБДД
Если полис в базе будет найден, то водителю ничего не будет грозить. В противном случае ему будет выписан стандартный штраф за отсутствие ОСАГО. Если автомобиль зафиксирует несколько камер, то водитель может получить несколько штрафов. Водители будут получать соответствующие уведомления по почте. Также они смогут обжаловать штраф через РСА, если при его выдаче произошла ошибка.
Весь процесс определения ОСАГО будет полностью автоматизирован. В некоторых случаях поиск информации о страховке может быть переведен в ручной режим.
Разработка системы определения наличия ОСАГО с помощью камер началась еще в 2016 году. Примерные сроки запуска системы были установлены на 1 сентября 2018 года. Позже запуск был перенесен на 1 ноября того же года, затем — на 1 февраля 2019 года. Задержки были вызваны техническими проблемами при запуске системы и спорными моментами, в которых ГИБДД и РСА не могло прийти к соглашению.
С весны 2019 года система проверки ОСАГО по камерам заработала в тестовом режиме в Москве. В случае успеха эксперимент продолжится и в других регионах. Конкретных сроков перехода в следующую фазу ГИБДД и РСА пока не сообщают.
Штрафы с камер за ОСАГО – как и когда это заработает?
Главный способ избежать штрафов за отсутствие ОСАГО — это оформить его в одной из страховых компаний. Желательно сделать это как можно скорее после покупки автомобиля. Полис может быть как бумажным, так и электронным — в РСА заносится информация и о тех, и о других.
Однако, многие водители рискуют получить штраф даже при наличии оформленного полиса ОСАГО. Чаще всего это происходит при наличии ошибок или неактуальных данных в базе РСА — например, неправильно указанных номерах. Поэтому всегда сообщайте вовремя об изменениях данных в страховую компанию, проверяйте информацию в базе сами и сообщайте об ошибках. Обратите внимание, что на исправление может уйти до 3-5 рабочих дней.
Также вы можете получить штраф при покупке поддельного полиса ОСАГО. Чтобы избежать такой ситуации, покупайте полис только у страховщиков или проверенных агентов. Если вы хотите оформить ОСАГО через интернет — делайте это только на официальном сайте страховой компании.
По состоянию на август 2019 года, тестирование системы отслеживания ОСАГО с помощью камер работает только в Москве. В случае успеха эксперимент планируется расширить на Санкт-Петербург и Казань. Если и в этих городах система будет работать стабильно, то ее постепенно введут и в других регионах страны.
Помимо Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, о готовности к участию в эксперименте сообщили еще более 10 городов — среди них есть Великий Новгород, Челябинск, Нижний Новгород и другие. О том, когда они присоединятся к системе, пока не известно.
7 августа 2019 года ГИБДД, РСА и Центр организации дорожного движения в Москве отчитались о промежуточных итогах тестирования. За три месяца им удалось выявить более 700 000 нарушений. Но при повторной проверке только небольшая часть водителей из нарушивших требования оформили страховку.
Работа системы затрудняется из-за большого количества ручной проверки данных. Сервис автоматического обмена данными между ГИБДД, РСА и ЦОДД требует серьезных доработок. После исправления проблемы система сможет заработать на полную мощность, и ее начнут внедрять в других регионах.
Воплощение идеи на практике столкнулось с большим количеством вопросов. Главный из них – это синхронизация базы данных РСА и ГИБДД. Если нарушение скоростного режима фиксируется датчиком лишь при высокой скорости, то «камера ОСАГО» должна непрерывно снимать всех.
Потребуется обработка большего массива информации, около 90% которого не повлечёт штрафа.
Когда в 2016 году представители ГИБДД совместно с РСА выступили с инициативой о внедрении возможности проверки камерами наличия автогражданки, ряд СМИ сообщил о том, что это нововведение будет запущено в январе 2017 года. Когда этого не произошло, те же издания рассказали о переносе сроков начала такого контроля на январь 2018 года.
Позже официальные источники заявили о том, что запуск проекта назначен на 1 марта 2019 года. К этой дате ведомства намеревались «очистить» базу данных от устаревшей информации для того, чтобы избежать назначения неправомерных штрафов. По состоянию на конец марта камеры фиксации по-прежнему не начали отслеживать водителей, управляющих автомобилем без ОСАГО.
Как заявили представители дорожной инспекции, основная сложность заключается в настройке и внедрении в систему двух баз данных:
- номерной базы ГИБДД;
- базы данных РСА о действующих страховках.
В актуальном официальном ответе МВД указано, что до окончания обозначенных работ автоматическое выявление данных правонарушений не осуществляется. Оно будет запущено только после технической подготовки информационных систем.
Как видно из представленного официального ответа ведомства, когда заработают камеры на ОСАГО, не известно. Точная дата не называется. Очевидно, что это произойдет после интеграции и настройки баз данных ГИБДД и РСА.
По традиции пилотный режим автоматической фиксации отсутствия страховки будет запущен в Москве. Следом за столицей камеры начнут выявлять водителей без ОСАГО в Татарстане. В этом регионе также проводятся тестирования различных нововведений ГИБДД. После успешного прохождения испытаний система автоматической видеофиксации отсутствия «автогражданки» заработает на всей территории России.
По состоянию на конец марта 2019 года не известна точная дата, когда камеры начнут фиксировать отсутствие ОСАГО у водителей. В настоящее время не решены многие технические стороны этой процедуры. После ввода программы в эксплуатацию камера сможет назначить взыскание только за неоформленную или просроченную страховку. Штрафы за забытый полис или за управление машиной лицами, не вписанными в него, по-прежнему будут выписывать только инспекторы ДПС.
На следующий год стоимость ОСАГО составит:
было ДТП | новая цена ОСАГО | переплата |
---|---|---|
без аварий | 7512 руб | |
авария с 1 выплатой | 12257 руб | 4745 руб |
авария с 2 выплатами | 19373 руб | 11861 руб |
авария с 3 выплатами | 19373 руб | 11861 руб |
Проверку наличия полиса ОСАГО видеокамерами снова отложили
Когда в 2021 году представители ГИБДД совместно с РСА выступили с инициативой о внедрении возможности проверки камерами наличия автогражданки, ряд СМИ сообщил о том, что это нововведение будет запущено в январе 2021 года. Когда этого не произошло, те же издания рассказали о переносе сроков начала такого контроля на январь 2021 года.
Позже официальные источники заявили о том, что запуск проекта назначен на 1 марта 2021 года. К этой дате ведомства намеревались «очистить» базу данных от устаревшей информации для того, чтобы избежать назначения неправомерных штрафов. По состоянию на конец марта камеры фиксации по-прежнему не начали отслеживать водителей, управляющих автомобилем без ОСАГО.
Как заявили представители дорожной инспекции, основная сложность заключается в настройке и внедрении в систему двух баз данных:
- номерной базы ГИБДД;
- базы данных РСА о действующих страховках.
Этого пока неизвестно. Дело в том, что материально-техническая база для возможности выписывания постановлений за вождение без страховки уже практически работает, фактически ни одна камера на дорогах не проверяет наличие договора ОСАГО.
Чтобы понять, что на данный вопрос в настоящее время нет ответа, давайте проследим хронологию событий и узнаем, сколько раз запуск планировался, но откладывался.
- Самые первые новости о начале видеофиксации за езду без ОСАГО появились ещё в конце 2015 года – тогда это было ещё инициативой с задачей проработать техническую часть.
- В 2021 году по интернету начали ходить «фейки» в виде последних новостей о том, что камеры начали штрафовать водителей за отсутствие ОСАГО. Это оказалось неправдой.
- Такие же публикации облетали интернет в период до 2021 года – причём, с явно прослеживающейся сменой начала фиксации езды без страховки, а затем информацией, что проверку наличия полиса отложили.
- Между тем, в то же время Российский союз автостраховщиков (РСА) начал утверждать о готовности базы данных с госномерами машин для определения отсутствия ОСАГО. Но в ГИБДД ещё не были готовы.
- Не так давно РСА снова пригрозилось о скором начале запуска фиксации этого нарушения камерами.
- Но однажды такую автофиксацию запустили в тестовом режиме – вот только владельцам авто приходили не штрафы, а просто уведомления об отсутствии страховки. Таким образом система была протестирована и застрахована от последствий ошибок, собственно, отсутствием таких последствий, ведь наказания не назначались.
- По состоянию на 20 Мая 2021 года всё ещё идёт подготовка системы для начала запуска, планируется, что это произойдёт в Москве.
Первоначально планировалось запустить эксперимент по проверке наличия ОСАГО у водителей камерами в Москве. При этом, речь идёт не обо всех комплексах фиксации и даже не определённых их видах, а об отдельных камерах на отдельных участках дорог.
Очевидно, что эти конкретные участки и адреса не сообщаются, иначе водители без ОСАГО просто не будут там ездить.
Ранее сообщалось о том, что штрафы с камер, фиксирующих отсутствие ОСАГО, будут настроены так, что на владельца не будет выписано более одного постановления в день.
Однако, согласно последним новостям, такую инициативу отменили. Вероятно, из-за отсутствия технической возможности или нежелания её внедрять по отдельному ограничению частоты выписывания штрафов.
Штрафуют ли камеры за ОСАГО сегодня?
В первую очередь следует отметить, что по состоянию на ноябрь 2019 года устройства фото и видео фиксации для проверки автогражданки действительно установлены. Вот только есть они пока только в Москве. Их количество составляет порядка 120 штук.
При этом они установлены, фото и видео записывают, но штрафы водителям не выставляют. Это объясняется тем, что система пока не доработана. Как только все базы для получения полной информации будут соединены, московские автолюбители начнут получать «письма счастья». Через какое время это случится — никто не знает.
В результате этого жители других регионов могут пока расслабиться и оформить полис обязательного страхования, если по каким-либо обстоятельствам ранее не успели его купить.
Важно! Следует отметить, что со стороны государства не распространяется информация, на каких участках Москвы будут установлены камеры. Объясняется это тем, что нарушите просто будут избегать этих участков дороги или специально закрывать номерной знак, чтобы камера не смогла считать информацию.
Будет ли опубликован список адресов, где установлены камеры, которые подключены к системе видеофиксации отсутствия полиса ОСАГО?
Нет, эта информация не будет в общем доступе. На дорогах устанавливаются камеры-муляжи, камеры, не подключенные к этой системе. Цель – сделать движение более безопасным.
Есть ли максимальное количество штрафов, которое может быть выписано по одному автомобилю?
Нет, количество штрафов не ограничено. Если один и тот же нарушитель попадется нескольким камерам, то он получит несколько штрафов.
Что делать если штраф система сформировала ошибочно, а у водителя со страховкой все в порядке?
Если штраф был выписан по ошибке, то вы имеете право оспорить его через суд. Для этого вам потребуются документы, подтверждающие наличие ошибки, в первую очередь — действующий полис ОСАГО. Если вы купили фальшивую страховку, то оспорить штраф вы не сможете.
Как и при запуске всех подобных нововведений, система сначала будет обкатываться в пилотном проекте. Изначально камеры будут штрафовать за отсутствие ОСАГО в тестовом режиме в нескольких регионах РФ.
Называются следующие субъекты Федерации:
- Москва и МО.
- Санкт-Петербург и Ленобласть.
- Казань.
Конкретные места установки камер ОСАГО, сотрудники ведомства сохраняют в тайне. Иначе нарушители ФЗ №40 просто будут выбирать маршруты в объезд видеофиксаторов.
Среди возможных проблем и сложностей, которые могут повлиять на корректную работу системы, эксперты называют:
- ПДД в ряде случаев допускает вождение без полиса – например, в течение 10 суток после приобретения автомобиля. Камеры же не смогут распознать, перешло ли право собственности на машину при сохранении старых номерных знаков.
- Применить систему для ст. №12.3, когда действующий полис у владельца имеется, но он забыл его дома (штраф 500 руб.), не получится. Выявить это нарушение сможет только инспектор ДПС при личной проверке водительских документов.
- Открытым остаётся вопрос, сколько раз в день будет налагаться штраф за страховку с камер. Будет ли он выписываться новое взыскание при проезде под очередной камерой, или введётся некое ограничение, пока доподлинно неизвестно.
Система определения наличия ОСАГО объединит сети дорожных камер видеонаблюдения с базами данных ГИБДД и РСА. Принцип работы системы планируется реализовать следующим образом:
- Камера фиксирует государственные номера автомобиля и передает информацию в базу ГИБДД
- В базе ГИБДД государственный номер сопоставляется с VIN, номером кузова или шасси автомобиля
- По VIN, кузову или шасси ищется оформленный на него полис ОСАГО в базе РСА
- Информация о наличии или отсутствии полиса передается обратно в ГИБДД
Если полис в базе будет найден, то водителю ничего не будет грозить. В противном случае ему будет выписан стандартный штраф за отсутствие ОСАГО. Если автомобиль зафиксирует несколько камер, то водитель может получить несколько штрафов. Водители будут получать соответствующие уведомления по почте. Также они смогут обжаловать штраф через РСА, если при его выдаче произошла ошибка.
Весь процесс определения ОСАГО будет полностью автоматизирован. В некоторых случаях поиск информации о страховке может быть переведен в ручной режим.