Санпин для школ изменения с 1 сентября 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Санпин для школ изменения с 1 сентября 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Образовательным организациям необходимо изучить новые требования действующего СанПиН, касающихся организации питания.

  1. Организованные перевозки групп детей, мероприятия

При организованных перевозках групп детей автомобильным, водным и другими видами транспорта и при проведении массовых мероприятий с участием детей менее 4 часов допускается использовать набор пищевой продукции («сухой паёк»), свыше 4 часов (за исключением ночного времени с 23:00 до 7:00) – должно быть организовано горячее питание.

При проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов каждый ребёнок должен быть обеспечен дополнительно бутилированной питьевой (негазированной) водой промышленного производства, дневной запас которой во время мероприятия должен составлять не менее 1,5 литра на одного ребёнка.

Также определены требования для организации питания в детских лагерях палаточного типа, при проведении туристических походов и иных массовых мероприятий в природных условиях. Например, должны быть выделены зоны для хранения пищевой продукции, приготовления и приёма пищи, а также сбора и хранения отходов, соблюдений правил личной гигиены. Чтобы ознакомиться с требованиями подробнее, обратитесь к пункту 8.7.

  1. Питьевой режим

Питьевой режим должен быть организован посредством установки стационарных питьевых фонтанчиков, устройств для выдачи воды, выдачи упакованной питьевой воды или с использованием кипячёной питьевой воды.

  1. Кухонный инвентарь

По новому СанПиН стало необязательным использование специальных обозначений для маркировки кухонного инвентаря. Теперь его можно маркировать любым удобным способом. Главное, чтобы маркировка была чёткой и понятной.

Однако работники вправе использовать и старые способы маркировки.

Также, согласно правилам, разделочный инвентарь для готовой и сырой продукции должен обрабатываться и храниться раздельно в производственных цехах (зонах, участках).

Столовая и кухонная посуда и инвентарь одноразового использования должны применяться в соответствии с маркировкой по их применению. Повторное использование одноразовой посуды и инвентаря запрещается.

  1. Выдача работникам халатов и обеспечение одноразовыми перчатками

Всем работникам пищеблока необходимо выдать по одному халату. Его работники смогут использовать во время посещения санузла, надевая поверх рабочей одежды. Однако в случае, если халата нет, при посещении санузла работники пищеблока по-прежнему обязаны снимать рабочую одежду.

Персоналу, который порционирует блюда, готовит холодные закуски и салаты, необходимо надевать одноразовые перчатки. Нормы выдачи перчаток не регламентированы, поэтому Вы можете определить их самостоятельно.

  1. Обязательная вакцинация

Ранее требования к обязательной вакцинации поступающих на работу в организации общественного питания сотрудников не были прописаны, теперь же при отсутствии прививок могут привлечь к ответственности за нарушение правил документа.

  1. Совместная перевозка пищевой продукции

Ранее допускалась только раздельная перевозка (транспортирование) продовольственного (пищевого) сырья, полуфабрикатов и готовой пищевой продукции, однако теперь разрешена совместная перевозка, при условии наличия герметической упаковки, а также при соблюдении температурно-влажностных условий хранения и перевозки.

  1. Хранение продукции

Теперь для предприятий общественного питания, имеющих менее 25 посадочных мест, допускается хранение пищевого сырья и готовой к употреблению пищевой продукции в одном холодильнике при условии их нахождения в закрытых контейнерах и гастроёмкостях.

  1. Обработка сырья

Согласно действующему правовому акту допускается обработка продовольственного (пищевого) сырья и изготовление из него кулинарных полуфабрикатов в одном цехе при условии выделения раздельных зон (участков) и обеспечения раздельным оборудованием и инвентарём.

  1. Дополнительное питание

Ассортимент дополнительного питания (буфетной продукции) должен приниматься с учётом ограничений, изложенных в приложении 6.

Также для организации дополнительного питания детей допускается реализация пищевой продукции через аппараты для автоматической выдачи пищевой продукции. Перечень допустимой для реализации продукции приведён в п.8.3.2.

Изучаем новый СанПиН 3.3686-21

Обращаем Ваше внимание на то, что в СанПиН отсутствуют некоторые прямые требования, которые раньше необходимо было соблюдать. Они касались:

  • мытья посуды в нескольких секциях ванны и при определённой температуре;
  • обязательного присутствия естественного освещения;
  • дезинфекции и мойке уборочного инвентаря в конце смены;
  • прямого запрета на использование посуды со сколами;
  • хранения чистой кухонной посуды на стеллажах установленной высоты;
  • наличия инструкции о мытье посуды;
  • наличия при себе медицинской книжки у курьера;
  • хранения муки и крупы на установленной высоте;
  • запрета на приготовление макарон по-флотски, яиц-глазуньи;
  • хранения пищевых отходов в отдельном холодильнике;
  • конкретной температуре горячих блюд;
  • использования ветоши;
  • соблюдения процедуры обработки яиц;
  • выполнения специальных этапов при обработке овощей;
  • выноса отходов.

При необходимости соблюдение этих требований может продолжаться, однако в ходе санитарной проверки оценивать их исполнение не будут.

Таким образом, в данной статье мы рассказали Вам об основных изменениях и нововведениях, которые отображены в СанПиН 2.3/2.4.3590-20. При необходимости мы советуем Вам ознакомиться с новым СанПиН самостоятельно.

Также мы рады сообщить, что наша программа «Школа: Питание» уже обновлена в соответствии с действующим правовым актом и доступна пользователям!


В основе новых требований для общепита лежат несколько ключевых принципов.

СанПиН прописывает требования с учетом биологических, химических, физических и иных факторов.

К биологическим факторам относятся микробиологические и паразитарные загрязнения, размножение патогенных микроорганизмов. Чтобы предотвратить эти риски, сотрудники должны соблюдать ряд требований и придерживаться строгих правил при организации рабочего процесса.

В частности, они обязаны сообщать о случаях заболевания кишечными инфекциями своих родственников, с которыми проживают. Также сотрудники должны использовать одноразовые перчатки, когда готовят холодные закуски и салаты. Если целостность перчаток нарушается, то их следует менять на новые.

Для устранения биологических факторов нужно придерживаться правил при раздаче и реализации блюд. Так, например, готовые блюда, требующие разогревания перед употреблением, не должны находиться на раздаче более трех часов с момента изготовления. Готовые блюда нельзя замораживать и продавать на следующий день.

Соусы к блюдам подаются в индивидуальной потребительской упаковке.

К химическим факторам следует относить загрязнения токсичными веществами. Чтобы не допустить их попадания в продукты, моющие и дезинфицирующие средства нужно применять по инструкции и хранить в специальных местах.

Общепиту нельзя использовать ртутные термометры.

К физическим факторам относится тепловое воздействие. В правилах указано, что температура горячих блюд, холодных супов, напитков, реализуемых через раздачу, должна соответствовать технологическим документам.

По сути ХАССП это система идентификации, оценки и управления опасными факторами, которые влияют на пищевую продукцию. Она в том числе предполагает разработку для этих целей специальной документации. Смысл ХАССП — предупредить риски до их реального появления.

Существует семь принципов, на которых основана система ХАССП:

1. Анализ рисков через оценку значимости опасных факторов на всех этапах работы с продуктами.

Для чего нужно: когда выявлены риски, можно сформулировать меры для их предотвращения.

2. Определение критических точек контроля.

Для чего нужно: позволяет предотвратить потенциальную опасность.

3. Определение критических пределов для контрольных точек.

Для чего нужно: понимая лимиты, можно действовать так, чтобы в критических точках ситуация не вышла из-под контроля.

4. Внедрение процедур мониторинга всех критических точек контроля.

Для чего нужно: позволяет установить систему наблюдения и надзор в критических точках.

5. Формулировка корректирующих действий.

Для чего нужно: помогает в ситуациях, когда наблюдения сигнализируют о возможном выходе ситуации из-под контроля.

6. Ведение и учет документации.

Для чего нужно: система работы с документами позволяет отмечать важные данные.

7. Внедрение процедур проверки документов.

Для чего нужно: позволяет следить за актуальностью информации и проведением всех необходимых действий.

Новый СанПиН смягчает некоторые требования для маленьких заведений, не рассчитанных на высокие потоки посетителей. Определяющим признаком в этом случае является количество посадочных мест. Если у вас их менее 25, то можете рассчитывать на послабления.

  • Допускается наличие одного туалета для посетителей и персонала. Но при этом вход у него должен быть изолирован от производственных и складских помещений.
  • Возможно хранение сырой и готовой продукции в одном холодильнике. Но есть условие: она должна находиться в закрытых контейнерах.

Из новых правил исчезло требование о привлечении отдельного персонала для уборки туалета, что немаловажно для микробизнеса, для которого лишний сотрудник влечет дополнительные траты. Эту обязанность могут выполнять другие сотрудники, главное — соблюдать нормы безопасности.

СанПиН-2021: что изменится в работе общеобразовательных организаций

В актуализированных правилах учтены новые форматы бизнеса. В частности, кейтеринг, доставка, продажа навынос. Сказано, что такого рода услуги теперь не требуют оформления декларации о соответствии пищевой продукции, как это было ранее.

С 1 января 2021 года технологическая карта становится важной частью работы предприятий общепита. Правилами установлено, что блюда нужно готовить в соответствии с этим документом, поскольку в нем описан весь производственный процесс.

Ко всем сотрудникам, которые занимаются приготовлением блюд и имеют непосредственный контакт с продуктами и сырьем, требования ужесточились. Теперь они каждый день должны проходить осмотр на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела. Прежде чем допустить персонал к работе, нужно убедиться в отсутствии признаков инфекционных заболеваний.

До 2021 года такие требования распространялись лишь на некоторых сотрудников, а именно на тех, кто работал в холодном, горячем и кондитерском цехах.

В новых правилах не указан четкий перечень журналов, которые обязательны для общепита. Предполагается, что все эти документы разрабатываются в рамках внедрения ХАССП на конкретном предприятии.

Кроме того, на усмотрение самого бизнеса отдали решение таких вопросов, как:

  • мытье посуды (исчезло требование к наличию инструкции по мытью);
  • высота стеллажей для хранения посуды (ранее была определена минимальная высота — 0,5 м от пола);
  • обработка яиц и овощей (если ранее указывались конкретные требования, то сейчас их нет);
  • использование губок (ранее их нельзя было использовать в принципе, с 1 января запрет перестал действовать, но бизнесу нужно позаботиться о смене губок, чтобы в них не скапливались бактерии);
  • использование алюминиевой посуды (ранее ее разрешали использовать только для временного хранения);
  • периодичность генеральных уборок (если ранее это нужно было делать как минимум раз в месяц, то сейчас бизнес сам определяет, как часто проводить тщательную уборку);
  • использование моечных ванн (из правил убрали требования к их количеству, но при этом важно, чтобы столовая, кухонная посуда и подносы для посетителей мылись отдельно);
  • организация кондитерского цеха (из новых правил убрали подробный раздел о кондитерских цехах);
  • работа при отключении водоснабжения (ранее в таком случае нужно было закрыть заведение, сейчас бизнес принимает решение в зависимости от обстоятельств и с учетом возможности соблюдения требований по безопасности пищевой продукции);
  • хранение чистой посуды (ранее были требования хранить ее в перевернутом виде и на перфорированных стеллажах).
  • 26 Марта 2012, 17:03 0 В Твери пройдет финал регионального этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года России» — 2012
  • 16 Марта 2012, 12:03 21 Знакомьтесь, биографии еще двух претендентов на пост сити-менеджера
  • 10 Февраля 2012, 15:02 6 Общественная палата Твери обсудила инвестиционную программу ООО «Тверь Водоканал»

Согласно новым правилам, на территории образовательных учреждений не должно быть объектов, которые не относятся к их деятельности. По словам директоров, в школах сейчас таких объектов осталось мало.

Примерно 10-15 лет назад в Барнауле началась активная работа по освобождению школьных территорий от посторонних строений, в частности, от погребов и гаражей. Их в 1990-х и нулевые активно строили везде, где только можно, в том числе и на школьных территориях. Сейчас от этого «багажа» практически избавились.

Но некоторые строения все же придется приспосабливать. Например, когда-то во многих школах были свои теплицы, которые использовали на уроках биологии. Сейчас многие из них пришли в запустение. Большинство из них снесли, но кое-где они еще остались, и теперь их надо будет либо восстанавливать и использовать, либо тоже сносить.

Есть объекты, дальнейшая судьба которых пока не совсем понятна. Например, на территории гимназии № 22 расположена ледовая коробка ДЮСШ «Хоккей» им. Алексея Черепанова, которая к школе не имеет отношения. По словам Андрея Громова, директора гимназии, что теперь будет с этим объектом, он не в курсе.

«Мы ничего не планируем делать с ледовой коробкой. Не я ее ставил, не мне ее убирать. Это вопрос не моей компетенции, он принимался на другом уровне. Территория гимназии – это территория гимназии, а все, что под коробкой, – это территория ДЮСШ», – прокомментировал Громов.

Санитарные правила для школ: что изменится в 2021 году

Важные пункты в СанПиНах, которые перекочевали из старых правил, – освещение, ограждение и озеленение территорий. Определенные требования были всегда, сейчас их прописали заново и объединили в один пункт, рассказывает Инна Борисенко. Причем в некоторых моментах есть даже послабления.

Согласно старым правилам, 50% территорий должно быть озеленено. Сейчас добавили, что в условиях плотной городской застройки «зеленая» территория может быть сокращена до 25%, уточнила директор.

В документе теперь есть блок «формирование ответственного отношения к здоровью». В одном из пунктов прописано: если ребенок отсутствовал по болезни, он обязан предоставить справку из медучреждения, что он здоров и может посещать школу. Раньше в правилах об этом не говорилось. Кроме того, есть пункт о том, что необходимо информировать и о случаях заболевания в семье.

«Немного непонятно, как это будет реализовано. Кто и как это будет контролировать», – прокомментировала Борисенко.

Для школ введены существенные ограничения:

  • запрещено проводить массовые мероприятия;
  • запрещено создавать массовое нахождение учеников в коридорах;
  • запрещено проведение родительских собраний.

Также школы обязали контролировать на входе температуру детей. При выявлении учеников с температурой и другими признаками болезни не просто отправлять ученика домой, а предпринимать целый комплекс мер:

  • изолировать ученика;
  • вызвать «скорую помощь»;
  • в течение 2-х часов уведомить о таком ребенке орган Роспотребнадзора.

Если раньше один раз в неделю в первом классе допускалось проведение пятого урока — физкультуры, а во 2 — 4-м классах шестого урока (опять же физкультуры), то теперь занятия спортом для малышей сделали обязательными. Настоящие Правила регулируют отношения пользователей с оператором Международного Информационного Центра Новости России (далее — МИЦ).

И не менее 3,5 квадратных метра — при групповых занятиях. Здесь ничего не изменилось. Можно обратиться к нам напрямую или в региональные органы управления Роспотребнадзора для решения этого вопроса.

Для дистанционного обучения нельзя использовать мобильные телефоны. Но как будут проверять наличие ноутбука у каждого ученика, неизвестно. При этом ученики младших классов могут использовать ноутбуки только при наличии дополнительной клавиатуры, чтобы сидеть подальше от экрана.

Для дополнительного питания можно установить автоматы для продажи готовой продукции. В них можно продавать соки, нектары, стерилизованное молоко, питьевую воду, орехи кроме арахиса, сухофрукты и мучные изделия в отдельной упаковке. У продуктов должны быть сертификаты качества и соблюдены условия и сроки хранения.

По новому СанПиН стало необязательным использование специальных обозначений для маркировки кухонного инвентаря. Теперь его можно маркировать любым удобным способом.

Посещение бассейнов в Организациях допускается по расписанию отдельными группами лиц (групповая ячейка, класс, отряд и иные). При этом Организацией должно быть обеспечено проведение обработки помещений и контактных поверхностей с применением дезинфицирующих средств и обеззараживания воздуха в раздевалках после каждого посещения бассейна отдельной группой лиц.

В соответствии с санитарными нормами количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.

СанПиН — 2021: что изменилось для общепита

Перечень внесенных изменений в требования СанПиН к школьным помещениям:

  • если школа состоит из отдельных строений, они должны быть сообщены между собой (эти переходы должны отапливаться); при этом требования к отапливаемым переходам между корпусами школы не отменяют рекомендаций СанПиН — посещение школы при низких температурах;
  • на школьной территории нужно предусматривать места для стоянки транспорта, перевозящего учеников. Пешеходная доступность школы по СанПиН в 2020 году — оптимальный пешеходный переход школьников до места сбора на остановке не должен превышать 500 метров (для сельских местностей — не больше 1 км);
  • запрещено устанавливать уличные туалеты для учеников; если нет централизованной канализации, нужно предусмотреть внутреннюю канализацию;
  • для малокомплектных заведений установлено минимально допустимое количество помещений;
  • спортивные залы, столовые, гардеробные нужно размещать на нижнем этаже; гардероб допускается размещать на цокольном этаже.
Нумеровка мебели Группа роста в метрах Цвет маркировки Высота над полом переднего края сиденья, мм Высота крышки края стола (обращенного к ученику) над полом, мм
1 1-1,150 Оранжевый 260 460
2 1,150-1,300 Фиолетовый 300 520
3 1,300-1,450 Желтый 340 580
4 1,450-1,600 Красный 380 640
5 1,600-1,750 Зеленый 420 700
6 Свыше 1,750 Голубой 460 760

Обновленные требования к школьной мебели по СанПиН 2020 прописывают, что мебель должна быть изготовлена из безопасных для здоровья детей материалов. Ее конструкция также должна быть безопасной, соответствовать возрасту школьников, их росту, быть эргономичной. Мебель нумеруют по группам (в зависимости от роста детей) и маркируют определенным для каждой группы цветом.

Требования к проходам между партами, расстояниям между ними не изменились. Высота школьной доски от пола по СанПиН остается также равной 700-900 мм (от пола до нижнего края доски). Но есть изменения:

  • классные доски должны быть темно-зеленых, темно-коричневых цветов и иметь антибликовое покрытие;
  • классы рекомендуется оснащать сенсорными экранами и интерактивными досками с обозначенными временными рамками, в течение которых рекомендуется заниматься с техникой, имеющей жидкокристаллический дисплей.

Изменения, которые ввел новый СанПиН для школьных столовых в 2020:

  • столовая должна быть оборудована отдельным местом для работы с овощами;
  • должен быть участок приготовления горячей еды;
  • организована заготовочная зона;
  • отделен моечный сектор с разделом зон очистки наборов столовой и кухонной посуды;
  • должна быть кладовая для хранения продуктов и отдельная комната для хранения скоропортящихся продуктов;
  • в школе должен быть обеспечен свободный доступ к водоснабжению;
  • организация школы должна решить вопрос организации режима питья: установить питьевые фонтанчики или обеспечить учащихся бутилированной водой. Если используются установки с дозаторами для питьевой воды из емкостей, смена емкостей проводится не реже одного раза в две недели.

Обновленные требования СанПиН к школьному расписанию в 2020 году рекомендуют в построении учебного процесса учитывать физическое состояние детей, зависящее от дня недели и времени суток:

  • учащимся младшей школы основные предметы должны проводить на вторых-третьих уроках, учащимся средней школы и старшеклассникам на 2, 3, 4 уроках;
  • наибольший объем учебной нагрузки рекомендуют устанавливать на вторник и среду, в эти дни ставят самые трудные предметы или менее трудные предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели;
  • вводить изучение нового материала, проводить контрольные рекомендуют на 2-4 уроках в середине учебной недели;
  • не рекомендуют в один день ставить в школьное расписание предметы, которые потребуют больших временных затрат при выполнении домашней работы.

СанПин для школы

Число уроков, объём заданий, уборка с мытьём вентиляции — требования к школам

  • Наши партнеры
  • Медиа и развлечение
  • Организации
Дата Название семинара Время Стоимость
ЗАПИСЬ эфира от 10 февраля 2021 года ВЕБИНАР! Упрощенная система налогообложения в 2020 — 2021 году. Главные правила работы туристской организации 3 часа 500 руб.
запись вебинара ВЕБИНАР: Перенос и возврат денежных средств: турпродукт, гостиницы, авиабилеты 1 час 35 минут 500 руб.
запись вебинара ВЕБИНАР: Форс-мажор в туризме в связи с обстоятельствами непреодолимой силы. Освобождение от ответственности и последствия расторжения договоров. Меры государственной поддержки 1 час 41 минута 500 руб.
запись вебинара ВЕБИНАР: Юридические особенности организации проектов экотуризма на особо охраняемых природных территориях 90 минут
открытая дата Юридическая безопасность турагента (мастер-тренинг Георгия Мохова) 11:00-15:00 4 500 руб.
открытая дата ТУРБИЗНЕС: защита персональных данных 15:00 — 18:00 4 000 руб.
по запросу РЕГИОНАМ! ВЕБИНАРЫ и ВЫЕЗДНЫЕ СЕМИНАРЫ
  • Юридический отдел
  • Услуги регистрации
  • Финансовый аудит. Бухучет
  • Услуги для турбизнеса
  • Классификация гостиниц
  • Загранпаспорта
  • Продажа/ Покупка турфирм
  • Обучение. Консалтинг

    Как правило, составлением расписания занимается завуч. Эта задача должна отражать все требования нормативных документов, которые служат точкой опоры в распределении предметов.

    Что учитывают при составлении расписания:

    • Необходимое количество часов по каждому предмету для каждого класса.
    • Равномерное распределение часов у педагогов.
    • Биоритмы учащихся.
    • Возраст учащихся, и допустимую максимальную дневную нагрузку.
    • Дополнительные занятия.

    Помимо необходимости распределить уроки между классами по достаточному для усвоения материала количеству часов, важно учитывать биоритмы учеников.

    Все помнят из школы, что самые сложные предметы и контрольные работы всегда приходились на середину недели. Есть и другие закономерности.

    Без мобильных, но со второй сменой: школам предписали новые правила работы

  • Общая информация об обращениях граждан
  • Написать обращение
  • Личный приём
  • Вопросы и ответы
  • Действующие документы
  • Проекты документов
  • Планы
  • Отчеты
  • Результаты проверок
  • Утратившие силу
  • Прочие документы
  • Все документы
  • Порядок обжалования НПА
  • Новости
  • Доклады и выступления
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Опросы
  • Пребывание детей в учебном учреждении должно быть безопасным и комфортным, отвечать строгим требованиям, предъявляемым к работе школ и других центров образования. Главный документ, рассматривающий все детали, обеспечивающие санитарно-гигиенические нормы работы этих учреждений, — СанПиН.

    Основные цели документа – сделать доступным обеспечение безопасности детей в школах и гарантировать создание таких условий в стенах образовательных заведений.

    Скачать санитарно-эпидемиологические нормы и правила (СанПиН) для школ с поправками, актуальными на 2021 год, вы можете на нашем сайте по ссылке

    Одними из важных для школ стали требования СанПиН к общеобразовательным учреждениям, обеспечивающие безвредность имеющейся среды для учебного процесса и приемлемые условия на тех территориях, где обучаются дети. Правила непреложны к выполнению, следовать им обязаны все. СанПиН постоянно дополняют и вносят изменения. Поэтому рассмотрим некоторые вопросы, которым уделил внимание «новый» СанПиН для школ, важность их следует учесть и при утверждении норм и техдокументации учреждений образования.

    Цель этого документа – обеспечение и соблюдение предъявляемых требований для организации эффективного и безопасного процесса обучения. В СанПиН для школы прописано, что каждый центр образования должен быть обеспечен компьютерной техникой по современным стандартам, доступным интернетом, спортзалом, столовой, канализационной системой, теплой водой и холодной. При выполнении этих пунктов внимание будет заостряться на учебном процессе, а не на разрешении каких-либо бытовых неурядиц. Эти требования распространяются не только на государственные учреждения, но и на частные школы и образовательные заведения. Несоблюдение СанПиН для образовательных учреждений может привести к разного рода ответственности и штрафам, в зависимости от нарушения.

    Трансформации, зафиксированные в законе на начало 2018 года в СанПиНы для школы, коснулись нескольких аспектов.

    Требования к школьным помещениям и оборудованию:

    • школа обязана обеспечить на своей территории место под организацию стоянки транспорта для перевозки учащихся;
    • учебное заведение, состоящее из нескольких зданий, должно быть обеспечено переходами-сообщениями, оснащенными системой их отопления;
    • устанавливать туалеты для учеников на улице запрещено, когда центральная канализация отсутствует (нужно обеспечить установку внутренней канализации)

    Специфика образовательного процесса:

    • количество учащихся находится в прямой зависимости от площади учебного заведения, которой школа располагает для каждого ученика;
    • СанПиН по школам определяет максимально позволенное количество уроков по возрастам школьников: расписание должно соответствовать нормативам (к примеру, для первоклассников не разрешено более, чем четыре урока в день, у выпускников допускается 7-8);
    • для учащихся первых классов в учебном году могут быть предусмотрены дополнительные каникулы;
    • преподаватели обязаны раз в 2 года пройти переподготовку, а после — переаттестацию.
    • школа обязана обеспечить свободный доступ к водоснабжению;
    • качество продуктов для питания и питьевой воды администрации школы контролирует согласно нормы СанПиН для школ;
    • каждый, кто работает в школьной столовой 2 раза в год обязан пройти медосмотр и т.д.

    Отдельно большое внимание СанПиНы для образовательных учреждений 2017 г уделяет питьевому режиму. Организация этого процесса должна постоянно находиться под контролем руководства школы. В школе предусматривается обеспечение учащихся водой для питья согласно сан норм.

    Предусматривается 2 варианта осуществления питьевого режима: стационарные фонтанчики для питья и вода из емкостей с расфасованной водой. К местам питья в школе необходимо обеспечить доступ на протяжении всего времени пребывания детей в образовательном заведении.

    Фонтанчики для питья предусмотрено оборудовать ограничительными кольцами вокруг вертикальной подачи воды. Высота их должна соответствовать, как указано в СанПиН для школ (с изменениями), не меньше 10 см.

    Организовывая режим питья из бутылок с водой, школа должна обеспечить учащихся необходимым количеством чистой посуды для питья (из стекла и фаянса в столовых, одноразовой посудой — в учебных комнатах и спальных помещениях), а еще подносами с маркировкой для чистых и использованных стаканов или чашек, либо контейнерами — для попользованной экспресс-посуды.

    СанПиН по школам действующий заостряет внимание на том, что, используя установки с дозаторами для питьевой воды из емкостей, обязательно менять емкость не реже 1 раза в 2 недели.

    Когда в населенном пункте нет централизованного водоснабжения, школьный СанПиН, действующий на сегодня, регламентирует, что обеспечение питьевого режима для учащихся происходит исключительно с использованием бутилированной воды, строго контролируя ее розлив. Такая вода для детских учреждений должна иметь документальное подтверждение своего качества и безопасности. Разрешено устанавливать кулеры с питьевой водой в классах.

    Роспотребнадзор строго рекомендует помнить, что кулер или механическая помпа для воды требуют ухода по всем правилам, иначе они могут нести опасность. Известно немало фактов, когда в таких кулерах с водой обнаруживали слизь, плесень, колонии бактерий и неорганические примеси из-за нерадивого отношения к гигиене. В таких ситуациях потребление воды из кулера может служить причиной кишечных расстройств, поэтому важно соблюсти все санитарно-гигиенические нормы в школе при организации режима питья.

    • что на пришкольных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспортных средств, которые используются для перевозки учащихся
    • между корпусами зданий, которые возведены на одной территории, должны находиться отапливаемые переходы;

    школьные гардеробы должны иметь вешалки, ячейки для обуви, крючки для одежды, соответствующие росту школьников;

    • кроме того, для удобства учащихся должны быть оборудованы гардеробные скамейки;
    • классные доски должны быть темно-зеленого или темно-коричневого цветов, при этом учебные помещения могут оборудоваться интерактивными досками, сенсорными экранами и другими современными приспособлениями, которые должны отвечать гигиеническим нормам;
    • температурный режим в туалетных комнатах должен быть не выше 21С, в душевых – не больше 25С;
    • часть кабинетов должна иметь доступ к водоснабжению.

    Документ содержит требования и к малокомплектным учебным заведениям. В них должны быть такие обязательные помещения как гардероб, кабинеты для обучения, актовый зал, столовая, библиотека, санузлы, рекреация, подсобка, медицинский кабинет, спортзал, снарядная и другие необходимые административно-хозяйственные помещения.

    Кроме перечисленных требований, САНПИН устанавливает предельно допустимую нагрузку на учеников.

    СанПиН детализирует и общий допустимый объем нагрузки на каждого школьника в течение одного дня.

    • для учащихся первых классов – 4 урока каждые 4 дня, и 5 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
    • для учащихся 2-4-х классов – 5 уроков каждые 4 дня, и 6 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
    • для учащихся 5-7-х классов – не более семи уроков ежедневно;
    • для учащихся 8-11-х классов – не более восьми уроков ежедневно.

    Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры.

    Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.

    Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.

    Изменения затронули требования к помещениям и оборудованию:

    • на школьных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспорта, который перевозит учеников;
    • если школа состоит из нескольких строений, они должны быть сообщены между собой и оснащены отопительной системой;
    • не допускается установка уличных туалетов для учеников, если нет централизованной канализации (в этом случае следует предусмотреть внутреннюю канализацию).

    Школьный общепит также должен соответствовать определенных требованиям:

    • свободный доступ к водоснабжению;
    • питьевая вода и продукты питания должны проходить контроль качества;
    • работники столовой дважды в год должны проходить медицинский осмотр и т.д.

    Специфика образовательного процесса:

    • количество учеников зависит от площади, которая приходится на каждого ребенка;
    • документ определяет количество уроков для каждой возрастной группы, таким образом расписание уроков должно составляться согласно нормативам (например, для первого класса не должно быть более четырех уроков ежедневно, к последнему классу их может быть 7-8);
    • учебный год первоклассников может включать дополнительные каникулы;
    • учителя должны раз в два года проходить переподготовку, а после этого аттестацию.

    Школа должна быть безопасным и продуктивным учреждением, которое дает полноценные знания обучающимся. Изменения, вносимые в СанПин, должны совершенствовать требования, которые были установлены более ранними законодательными документами.

    Перечень внесенных изменений в требования СанПиН к школьным помещениям:

    • если школа состоит из отдельных строений, они должны быть сообщены между собой (эти переходы должны отапливаться); при этом требования к отапливаемым переходам между корпусами школы не отменяют рекомендаций СанПиН — посещение школы при низких температурах;
    • на школьной территории нужно предусматривать места для стоянки транспорта, перевозящего учеников. Пешеходная доступность школы по СанПиН в 2020 году — оптимальный пешеходный переход школьников до места сбора на остановке не должен превышать 500 метров (для сельских местностей — не больше 1 км);
    • запрещено устанавливать уличные туалеты для учеников; если нет централизованной канализации, нужно предусмотреть внутреннюю канализацию;
    • для малокомплектных заведений установлено минимально допустимое количество помещений;
    • спортивные залы, столовые, гардеробные нужно размещать на нижнем этаже; гардероб допускается размещать на цокольном этаже.
    Нумеровка мебели Группа роста в метрах Цвет маркировки Высота над полом переднего края сиденья, мм Высота крышки края стола (обращенного к ученику) над полом, мм
    1 1-1,150 Оранжевый 260 460
    2 1,150-1,300 Фиолетовый 300 520
    3 1,300-1,450 Желтый 340 580
    4 1,450-1,600 Красный 380 640
    5 1,600-1,750 Зеленый 420 700
    6 Свыше 1,750 Голубой 460 760

    СанПин с 01.01.2021 для детских садов, школ и т.д. (СП 2.4.3648-20)

    Изменения, которые ввел новый СанПиН для школьных столовых в 2020:

    • столовая должна быть оборудована отдельным местом для работы с овощами;
    • должен быть участок приготовления горячей еды;
    • организована заготовочная зона;
    • отделен моечный сектор с разделом зон очистки наборов столовой и кухонной посуды;
    • должна быть кладовая для хранения продуктов и отдельная комната для хранения скоропортящихся продуктов;
    • в школе должен быть обеспечен свободный доступ к водоснабжению;
    • организация школы должна решить вопрос организации режима питья: установить питьевые фонтанчики или обеспечить учащихся бутилированной водой. Если используются установки с дозаторами для питьевой воды из емкостей, смена емкостей проводится не реже одного раза в две недели.

    Обновленные требования СанПиН к школьному расписанию в 2020 году рекомендуют в построении учебного процесса учитывать физическое состояние детей, зависящее от дня недели и времени суток:

    • учащимся младшей школы основные предметы должны проводить на вторых-третьих уроках, учащимся средней школы и старшеклассникам на 2, 3, 4 уроках;
    • наибольший объем учебной нагрузки рекомендуют устанавливать на вторник и среду, в эти дни ставят самые трудные предметы или менее трудные предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели;
    • вводить изучение нового материала, проводить контрольные рекомендуют на 2-4 уроках в середине учебной недели;
    • не рекомендуют в один день ставить в школьное расписание предметы, которые потребуют больших временных затрат при выполнении домашней работы.

    СанПин для школы

    19 янв Информация о выполнении трехстороннего соглашения за 2020 год
    22 дек Благодарность от Орского драмтеатра
    18 дек Обсудили,приняли решение.
    11 дек Сдаем отчеты,планируем новогодние каникулы
    20 нояб Как живешь,молодой учитель?
    7 нояб Что запрещено делать педагогам в социальных сетях
    27 окт Ответ прокурора на обращение новотроицкой профсоюзной организации

    • Профориентация
    • Школьникам
    • Взрослым
    • Список профессий
    • Рейтинг профессий
    • Тесты
    • FAQ
    • Книги
    • Статьи
    • Задать вопрос эксперту

    Кроме перечисленных требований, САНПИН устанавливает предельно допустимую нагрузку на учеников.

    СанПиН детализирует и общий допустимый объем нагрузки на каждого школьника в течение одного дня.

    • для учащихся первых классов – 4 урока каждые 4 дня, и 5 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
    • для учащихся 2-4-х классов – 5 уроков каждые 4 дня, и 6 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
    • для учащихся 5-7-х классов – не более семи уроков ежедневно;
    • для учащихся 8-11-х классов – не более восьми уроков ежедневно.

    Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры.

    Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.

    Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.

    В начале 2021 года были внесены изменения в СанПин для школы

    • на школьных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспорта, который перевозит учеников;
    • если школа состоит из нескольких строений, они должны быть сообщены между собой и оснащены отопительной системой;
    • не допускается установка уличных туалетов для учеников, если нет централизованной канализации (в этом случае следует предусмотреть внутреннюю канализацию).
    • количество учеников зависит от площади, которая приходится на каждого ребенка;
    • документ определяет количество уроков для каждой возрастной группы, таким образом расписание уроков должно составляться согласно нормативам (например, для первого класса не должно быть более четырех уроков ежедневно, к последнему классу их может быть 7-8);
    • учебный год первоклассников может включать дополнительные каникулы;
    • учителя должны раз в два года проходить переподготовку, а после этого аттестацию.

    Школа должна быть безопасным и продуктивным учреждением, которое дает полноценные знания обучающимся. Изменения, вносимые в СанПин, должны совершенствовать требования, которые были установлены более ранними законодательными документами.

    Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

    Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

    При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

    Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

    При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

    39. Помещения в учреждениях должны иметь естественное освещение.

    Естественное освещение допускается не предусматривать в помещениях учреждений согласно приложению 7.

    40. Направление основного светового потока естественного освещения в учебных помещениях (помещениях для занятий) должно быть левостороннее.

    Верхнее или верхнее и боковое естественное освещение допускается предусматривать для рекреаций, холлов, лекционных аудиторий, спортивных и танцевальных залов, ванн плавательных бассейнов.

    В лекционных аудиториях на 200 и более мест необходимо предусматривать двустороннее расположение светопроемов.

    При глубине учебных помещений более 6 м от окон при естественном боковом левостороннем освещении должно предусматриваться устройство правостороннего подсвета.

    41. В учреждениях в учебных помещениях (помещениях для занятий) окна не должны быть затенены цветами, декоративными шторами, мебелью.

    Поверхность интерьера учебных помещений должна быть матовая светлых тонов, потолки должны быть белые.

    Учебные, жилые, спальные и другие помещения при необходимости должны оборудоваться регулируемыми солнцезащитными устройствами.

    При использовании интерактивной доски должно быть предусмотрено затемнение окна (окон).

    42. Все помещения учреждений должны иметь равномерное искусственное освещение.

    Организация световой среды, уровни естественной и искусственной освещенности основных помещений учреждений должны соответствовать установленным гигиеническим нормативам.

    При трудовом (производственном) обучении (практике) и в лабораториях при выполнении точных работ применяется система комбинированного (общего и местного) искусственного освещения рабочих мест. Уровень освещенности рабочих мест должен обеспечиваться в соответствии с характером и точностью (разрядом) проводимых работ по нормам освещения промышленных предприятий, но не ниже освещенности, нормируемой для учебных помещений.

    В пасмурные дни искусственным освещением в учреждениях необходимо пользоваться в течение всего рабочего дня.

    43. В учебных помещениях в качестве электросветильников должны использоваться преимущественно люминесцентные лампы с электронной пускорегулирующей аппаратурой, предусматриваться дополнительное освещение классной доски с размещением над доской либо на потолке.

    Неисправные и перегоревшие газоразрядные лампы должны своевременно заменяться, собираться в контейнер в специально выделенном помещении для дальнейшей отправки на утилизацию.

    44. В учреждениях должны использоваться строительные, в том числе отделочные, материалы, мебель (детская, ученическая, бытовая и другая), наглядные и учебные пособия, игры и игрушки, электронные средства обучения, медицинская техника и изделия медицинского назначения, электросветильники, моющие средства и средства дезинфекции, произведенные в соответствии с техническими нормативными правовыми актами и разрешенные к применению законодательством.

    45. В учреждениях размеры, конструкция детской, ученической, бытовой мебели должны соответствовать функциональным ростовым параметрам обучающихся и установленным стандартам.

    Стулья должны устанавливаться в комплекте со столами одного размера. Использование вместо стульев табуреток и скамеек запрещается.

    Ученическая мебель для учащихся 1-ГУ классов по мере износа должна заменяться на парты.

    Мастерские, производственные (учебно-производственные) мастерские и лаборатории в учреждениях должны оснащаться в соответствии с реализуемыми образовательными программами и требованиями технологического процесса.

    Химические лаборатории должны быть оборудованы вытяжными шкафами в соответствии с требованиями к шкафам демонстрационным и лабораторным вытяжным.

    Основные размеры столов и стульев детских и ученических, кроватей, требования к расстановке детской и ученической мебели, производственного оборудования в мастерских, производственных (учебно-производственных) мастерских установлены согласно приложению 8.

    46. В учреждениях мастерские, производственные (учебно-производственные) мастерские и лаборатории должны обеспечиваться средствами индивидуальной защиты и страховочными средствами с учетом вида деятельности, профиля осваиваемой специальности, моющими средствами и средствами для защиты и очищения кожи, аптечками первой помощи универсальными, перечень вложений в которые определяется Министерством здравоохранения.

    47. В учреждениях:

    • кровати должны использоваться с твердым ложем;
    • для детей в возрасте до 3 лет и для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата ложе кроватей должно быть ограждено с четырех сторон, использование двухъярусных кроватей запрещается;
    • для детей в возрасте от 3 до 17 лет, за исключением учреждений для детей с круглосуточным пребыванием детей на протяжении более 6 месяцев, допускается использование двухъярусных кроватей (в которых второй ярус должен быть огражден на высоту не менее 30 см и расстояние между ярусами должно обеспечивать возможность сидения на первом ярусе с прямой спиной), пристенных кроватей-трансформеров двухъярусных или ленточных, трехуровневых кроватей из комплекта мебели для групп продленного дня;
    • кровати должны расставляться так, чтобы постельные принадлежности и постельное белье стоящих рядом кроватей не соприкасались.

    В местах проживания обучающихся для каждого проживающего должны предусматриваться кровать, тумбочка и стул, шкаф (место в шкафу) для хранения личных вещей, одежды и обуви, стол (рабочее место).

    48. Требования к кабинетам учебно-вычислительной техники в учреждениях, режиму работы с электронными средствами обучения установлены согласно приложению 9.

    49. В учреждениях для детей старше 6 лет и взрослых допускается организация локальной сети передачи данных с использованием радиоэлектронных средств широкополосного беспроводного доступа при соблюдении следующих требований:

    на каждое радиоэлектронное средство широкополосного беспроводного доступа с эквивалентной изотропной излучаемой мощностью более 100 мВт, имеющее внешнюю антенну, установленную вне зданий и сооружений, в соответствии с санитарно­эпидемиологическими требованиями к электромагнитным излучениям радиочастотного диапазона должен оформляться санитарный паспорт;

    радиоэлектронные средства широкополосного беспроводного доступа должны размещаться вне учебных помещений на высоте не менее 2,4 м;

    сеть передачи данных с использованием радиоэлектронных средств широкополосного беспроводного доступа должна использоваться обучающимися только для реализации образовательных программ.

    50. В учреждениях дошкольного образования, специальных дошкольных учреждениях организация локальной сети передачи данных с использованием радиоэлектронных средств широкополосного беспроводного доступа в образовательных целях запрещается.

    61. Образовательный процесс в учреждениях для детей, учреждениях высшего образования должен осуществляться в соответствии с типовыми учебными планами, утвержденными в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании, при их соответствии санитарно-эпидемиологическому законодательству.

    Образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, за исключением детских школ искусств, в учреждениях дополнительного образования взрослых должен осуществляться в соответствии с учебными планами (программами), разработанными и утвержденными в установленном законодательством порядке.

    Образовательный процесс и воспитание в учреждениях должны быть организованы с учетом необходимости:

    • сохранения здоровья обучающихся, поддержания их работоспособности в течение учебного дня, недели, учебного года, обеспечения требуемой двигательной активности;
    • обеспечения продолжительности прогулок, дневного и ночного сна в учреждениях для детей.

    62. В учреждениях высшего образования обязательная недельная учебная нагрузка (в режиме шестидневной или пятидневной учебной недели) для студентов первого и второго курсов должна быть не более 40 учебных часов без учета учебных часов, предусмотренных учебными планами для самостоятельной работы.

    Особое внимание при составлении уроков обращают на первые классы, так как для учеников первые две четверти самые трудные.

    Предпочтителен ступенчатый режим занятий, от минимального объема к максимальной нагрузке (п. 10,5) к концу 4 четверти.

    Первоклашки занимаются только в дневное время из расчета (По СанПиН 2.4.2.2821-10):

    • С сентября – по 3 урока (35 мин.).
    • С декабря – по 4 урока (35 мин.).
    • С – апреля-мая по 4 урока, протяженностью не более 40 минут.

    В светлое время года (весна) уроки в 1 классах должны заканчиваться не позднее 11-20 – 11-30, зимой указанное время сокращается на 10 минут.

    Пятым уроком допускается ставить физкультуру или факультатив, при этом по СанПиН уроков физкультуры должно быть не меньше 3 раз в неделю.

    Для первоклашек предусмотрена пятидневка, в субботу уроков быть не должно.

    Расписание составляется таким образом, чтобы чередовать сложные и легкие предметы, к примеру: математику и ИЗО, русский язык и труд, музыку.

    При этом сложные – ставятся 2-3 уроком и только во вторник и среду.

    В ряде школ России предусмотрены уроки информатики начиная со 2 класса.

    Чтобы их организовать существует свой СанПин для начальной школы по организации уроков на компьютере.

    Согласно п. 10.18 СанПин увеличено время нахождения за ноутбуком (компьютером) с жидкокристаллическим монитором.

    Актуальность изменений связана с прогрессом, по которому новые типы электронного оборудования в меньшей степени действуют на глаза ребенка и позволяют обеспечить комфортные условия при просмотре информации на экране.

    Жидкокристаллические мониторы снижают общую усталость, что дает возможность учителям пересмотреть длительность непрерывной работы за компьютером.

    Использование интерактивных досок – новое слово в электронном оснащении начальных классов.

    Это уже стало рутинной практикой и урегулировано на законодательном уровне по СанПин.

    Дети с 1 по 4 классы должны непрерывно работать с ней не более 5 мин. Суммарно – не более 25-35 минут за урок.

    В целом, согласно п. 10.18 в процессе занятий ученики начальных классов не имеют право обучаться на более 2 видов электронных устройств.

    СанПин также регламентирует время, за которое ученик должен выполнить домашнее задание в начальной школе (СанПин 2.42.2821-10).

    По п. 10.10 в первом классе отсутствует бальная система оценки знаний. Учителя могут писать «удовлетворительно, хорошо, отлично» или заменять на систему поощрительных наклеек.

    Санитарными правилами предусмотрено, что на дом ученику 2-4 класса нужно задавать по всем предметам столько, чтобы он укладывался в максимум 1,5-2 часа.

    Хотя эти нормативы, безусловно, примерные. Все зависит от психофизических особенностей ребенка, его стремления к знаниям.

    Желания выполнять уроки, от собранности или склонности к постоянным отвлечениям.

    По СанПин не допускаются объемы, которые заставляют ребенка сидеть весь день и вечер, а тем более – ночь.

    Это отражается на его психическом и физическом самочувствии, он быстро утомляется, развиваются иммунные дисфункции, организм плохо сопротивляется заболеваниям.

    Санитарно-эпидемиологические институты проводят постоянную работу с целью улучшения функционирования дошкольных образовательных учреждений. И такие мероприятия направлены на повышение безопасности детей, а также улучшение процесса обучения и развития малышей. В связи с чем действующая редакция СанПин поддается постоянным изменениям.

    Таблица № 1 «Основные правки, вступившие в силу СанПин для детских садов в 2021 году»

    До После
    Запрет на проветривание помещений в присутствии детей Разрешается одностороннее открытие окон, если в группе находятся воспитанники, но только в жаркую и безветренную погоду
    Отсутствие распределения по годам детей объем потребляемой пищи Увеличение числа потребляемых блюд и установление нор пищевой ценности для каждой возрастной категории
    Строгая фиксация температурного режима: 19 – в спальной, 22 – в игровой Увеличение предельных показателей

    Вопросам питания малышей в детских садах отводится особое внимание, поскольку продукты являются одной из основных причин распространения инфекционных болезней. Так, на образовательное учреждение в 2021 году возлагаются такие обязанности:

    • выбор надежного поставщика;
    • соблюдение правил доставки;
    • контроль за разгрузкой и качеством упаковки продуктов;
    • выполнение нормативов хранения пищевого сырья;
    • следование рецептурам приготовления блюд.

    В СанПин 2021 года строго прописаны нормативы, по которым отбираются земельные участки для возведения дошкольного образовательного учреждения. К основным из них относятся:

    • расположение в пределах жилого комплекса или спального района;
    • отсутствие промышленных предприятий поблизости;
    • уровень шума не должен превышать норму;
    • измерение загрязнения атмосферного воздуха;
    • возможность естественного освещения площадок для игр на свежем воздухе.

    Прием малышей в детский садик происходит лично педагогом или же медицинским работником. Такая необходимость связана с предотвращением допуска к занятиям детей с какими-либо инфекционными или заразными заболеваниями. Если у работника сада возникает подозрение на ненадлежащее состояние здоровья, ребенок к учебе не допускается.

    Насчет техникумов и колледжей пока не поступало каких-то определенных распоряжений. По предварительной информации эти профилирующие учебные заведения также имеют все шансы открыть свои двери для студентов 1 сентября. Однако это также зависит от ситуации с заболеваемостью в конкретном регионе.

    То есть принимать решение по поводу того, в каком формате учиться, скорее всего будет администрация в зависимости от эпидемиологической обстановки в колледже и в регионе в целом.

    Вероятнее всего, такими полномочиями будут наделены и администрации ВУЗов. При этом некоторые учебные заведения смогут выдвигать свои требования для допуска к учебному процессу в новом году.

    Упомянутые выше выборы депутатов Госдумы будут проводиться в период с 17 по 19 сентября. Закрытие же образовательных учреждений в это время обусловлено тем, что на их территории организуются избирательные участки, что требует определенной подготовки.

    И прежде всего речь идет о школах, тогда как колледжи и ВУЗы вряд ли будут отправлены на 3-дневные каникулы в связи с избирательным процессом.

    Первый важный этап на пути к серьезным изменениям заключается в новой системе оценивания, которая, вероятнее всего, вступит в силу уже с 1 сентября 2022 года. Другое дело, что работники сферы образования, являющиеся авторами этих изменений, не спешат давать каких-то конкретных разъяснений на этот счет, приводя довольно расплывчатые формулировки.

    Ясно одно – критерии оценивания результатов учащихся станут более четкими и ясными, что позволит избежать субъективизма в столь важном вопросе.

    Кроме того, будет предпринят ряд мер, благодаря чему у школьников отпадет необходимость в дополнительных занятиях с репетиторами, поскольку на государственных экзаменах будут фигурировать только те вопросы, которые изучались в рамках школьной программы.

    Изначально может показаться, что изменится только название, поскольку этапы будут приравниваться к учебным годам. Однако при более детальном изучении вопроса становится очевидно, насколько полезным и продуктивным в плане образования является данное нововведение.

    А все потому что оно позволяет самостоятельно корректировать продолжительность изучения закрепленного за каждым определенным этапом материала.

    И в случае если учащиеся усвоят его быстрее положенного срока (к примеру, за полгода, а не за год), оставшееся время можно посвятить изучению дополнительной информации, а не закреплению предыдущей, как это было принято ранее.

    Уже с этого учебного года для начальной и средней школы будут применяться новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

    В рамках этой программы будут введены как минимум два новых предмета:

    1. Личное развитие. Предполагает развитие у детей таких важных навыков, как безопасное поведение на дорогах и в других потенциально опасных местах, ведение здорового образа жизни и соблюдение правил личной гигиены, ну и, конечно, изучение базовых вопросов саморазвития, включающих сексуальное воспитание.
    2. Образование для общества. Культура, построение коммуникаций и развитие чувства ответственности перед обществом и страной, патриотизм, волонтерская работа – вот те догмы, которые предлагают изучать чиновники в рамках нового предмета, вводимого в общую программу с 5-го класса.

    В общем, никакой высшей математики или прикладной механики.

    Все новые дисциплины будут затрагивать вопросы формирования детской личности с ее последующим становлением в обществе.

    Новые санитарные нормы для школ: уроки, отдых и использование компьютеров

    Теперь те дети, которые в силу определенных обстоятельств, находятся на семейном обучении, будут вынуждены в обязательном порядке проходить итоговую школьную аттестацию.

    Кроме того, родители, выбравшие такой формат образования, обязуются оповещать о нем местные органы самоуправления в течение 2-недельного срока после исключения или как минимум за 15 суток до начала учебного года.

    Что же касается сдачи пройденного материала, которая в случае перехода на семейное обучение будет проходить экстерном, то специально для этих целей ребенок будет официально включен в общий учебный процесс (на весь год или только на период аттестации).

    Кроме того, для учащихся старших классов, которые также находятся на смешанном обучении, станет актуальным такое понятие, как самообразование. При этом не совсем понятно, какой смысл вкладывается в этот термин, ведь, скорее всего, речь не только о самостоятельном изучении школьного материала.

    4 авг Проверка готовности
    14 июня Завершился турслёт
    2 июня Гордимся победами наших коллег!
    25 мая Слёт единомышленников
    15 мая Талкас не обманул ожиданий
    23 апр О выплатах кураторам в техникумах
    7 апр Первичные профсоюзные организации приняли участие во Всероссийской эстафете здоровья
    • Работники образовательных организаций должны вакцинироваться согласно национальному календарю прививок, проходить медицинские осмотры, иметь личную медицинскую книжку.
    • Образовательная организация должна в течение 2 часов проинформировать территориальные органы исполнительной власти, если в учебном заведении появились групповые инфекционные заболевания. А потом незамедлительно начать выполнять профилактические мероприятия.
    • Воспитатели и (или) медицинские работники должны ежедневно устраивать утренний прием детей, на котором необходимо опрашивать родителей о состоянии здоровья детей, а также проводить бесконтактную термометрию. Заболевшие воспитанники, а также дети с подозрением на наличие инфекционного заболевания, не должны допускаться к посещению.
    • Здания образовательных учреждений должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения.
    • В учебных учреждениях запрещено использовать инфракрасные обогреватели.
    • Работники дошкольных организаций должны мыть все игрушки ежедневно в конце дня. Те, что нельзя мочить, нельзя давать детям в руки, но можно использовать при необходимости в качестве демонстрационного материала. А кукольную одежду нужно стирать по мере загрязнения и проглаживать.
    • Запрещено проветривать помещения в присутствии учеников.
    • После болезни дети будут допускаться к посещению только при наличии медицинской справки.
    • Если дети учатся в две смены, то их расписание должно соответствовать постановлению. В первую смену учатся первый класс, пятый класс, старшая школа и классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Во вторую — все остальные.
    • Если дети находятся в образовательных организациях более 4 часов, их должны обеспечить горячим питанием.
    • Для первых классов: не более 4 уроков в день, но разрешено проводить один раз в неделю 5 уроков с учетом физкультуры.
    • Для вторых и четвертых классов: не более 5 уроков в день, но можно проводить один раз в неделю 6 уроков, если среди них один — это физкультура.
    • Для пятых и шестых классов: не более 6 уроков.
    • Для седьмых, восьмых, девятых и старшей школы: не более 7 уроков.

    Продолжительность уроков не должна быть больше 45 минут. А перемены не могут длиться менее 10 минут. Во избежание переутомлений в течение недели должен быть предусмотрен облегченный учебный день (в среду или четверг).

    • Нельзя проводить более одного экзамена в день.
    • Время ожидания экзамена в классах не должно превышать 30 минут.
    • При продолжительности экзамена от 4 часов и более обучающиеся обеспечиваются питанием.
    • Питьевой режим должен быть организован независимо от продолжительности экзамена.
    • Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2-х календарных дней. Однако есть уточнение:

    «При проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ) по предметам по выбору участников ЕГЭ допускается их проведение через день», — говорится в постановлении.

    Фото: Shutterstock / Manu Padilla

    74. Медицинское обеспечение обучающихся в учреждениях должно осуществляться медицинскими работниками учреждений и территориальных организаций здравоохранения в порядке, установленном законодательством.

    В учреждениях, расположенных в сельской местности, допускается организация медицинской помощи детям на базе территориальных организаций здравоохранения (фельдшерско-акушерские пункты, врачебные амбулатории, амбулатории врача общей практики и другие).

    В учреждениях помещения медицинского назначения должны предусматривать наличие медицинского и процедурного кабинетов, других медицинских кабинетов — в соответствии с необходимостью.

    В действующих учреждениях образования допускается наличие совмещенного медицинского и процедурного кабинетов.

    В местах проживания обучающихся, за исключением детских городков (деревень), дополнительно к медицинскому и процедурному кабинетам рядом с медицинским кабинетом должен предусматриваться медицинский изолятор с выделением не менее двух палат для детей с подозрением на воздушно-капельные и кишечные инфекции (с отдельными туалетами или индивидуальными биотуалетами).

    В учреждениях дошкольного образования, специальных дошкольных учреждениях допускается предусматривать одну палату медицинского изолятора.

    75. В целях предупреждения заноса и распространения кожных заразных и инфекционных заболеваний в учреждениях для детей медицинские работники должны:

    • контролировать своевременность прохождения медицинских осмотров детьми и работниками, проведения профилактических прививок детям в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, осматривать детей на педикулез в порядке, определенном Министерством здравоохранения;
    • после выходных, праздничных дней и каникул в местах проживания обучающихся проводить опрос и выборочные профилактические осмотры детей в целях выявления заболевших детей;
    • выявленного заболевшего ребенка своевременно изолировать (в медицинский изолятор при его наличии) с последующей госпитализацией в соответствующую организацию здравоохранения или отправкой по месту жительства с одновременным информированием организации здравоохранения;
    • организовывать и контролировать проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий, обеспечить наблюдение за детьми, бывшими в контакте с инфекционными больными.

    76. Прием в учреждение, лечение в медицинском изоляторе обучающихся с кожными заразными и острыми инфекционными заболеваниями запрещаются.

    77. В местах проживания обучающихся учреждений для детей допускается проведение санации ребенка с педикулезом непосредственно в учреждении с использованием противопедикулезной укладки. При необходимости должна проводиться повторная обработка через 10 дней.

    78. Медицинские работники в учреждениях для детей в пределах своих функциональных обязанностей совместно с администрацией учреждений должны:

    78.1. осуществлять контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований при организации образовательного процесса и воспитании детей в соответствии с настоящими специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями;

    78.2. организовывать гигиеническое воспитание детей, включающее:

    • мероприятия по формированию здорового образа жизни, мотивированного поведения по сохранению собственного здоровья (игры, викторины, дни здоровья, вечера вопросов и ответов, информационно-образовательные проекты и другие мероприятия по здоровому питанию, гигиене юношей и девушек, профилактике венерических заболеваний, вируса иммунодефицита человека, вредных привычек, гигиене полости рта и иным актуальным темам) в соответствии с возрастом детей;
    • обучение детей навыкам слежения за состоянием функциональных систем организма и использования их на практике.

    79. В местах проживания обучающихся:

    • каждый обучающийся должен иметь индивидуальные предметы личной гигиены;
    • должна быть обеспечена ежедневная чистка зубов детьми с 2 лет с использованием зубной пасты;
    • зубные щетки и стаканчики должны храниться в условиях, предупреждающих их загрязнение.

    87. Для каждого класса должно быть собственное учебное помещение и отдельные учебные помещения.

    Учебные помещения должны объединяться в следующие группы: учебные для I класса, учебные для И-1У классов, учебные для V-XI (XII) классов, мастерские и кабинеты обслуживающего труда, помещения физкультурно-спортивного назначения.

    88. Требования к размещению помещений для учащихся I класса установлены согласно приложению 15.

    89. Раздевальная-гардеробная для учащихся должна оснащаться вешалками для верхней одежды и ячейками для обуви.

    В учреждениях общего среднего образования для учащихся I–IV классов с количеством учащихся в классе не более 15 человек допускается размещение раздевальной-гардеробной в рекреациях (за исключением путей эвакуации) или в учебном помещении при условии оборудования их индивидуальными шкафами и при соблюдении норм площади учебного помещения и рекреации (без учета площади, занятой шкафами).

    90. Для учащихся I–IV классов должны быть оборудованы индивидуальные шкафы- ячейки или встроенные шкафы для хранения принадлежностей для учебных занятий (занятий) по трудовому обучению, изобразительному искусству, книг для дополнительного чтения в классе, учебников и учебных пособий (I классы).

    91. Устройство и оборудование производственных помещений межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации должны определяться реализуемыми образовательными программами при соблюдении установленных санитарно-эпидемиологических требований.

    92. В учреждениях общего среднего образования запрещается проведение учебных занятий во вторую смену в I, II, V, IX–XI классах, в VIII классах с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне.

    В VI-VII классах, в которых организовано изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне, допускается организация учебных занятий во вторую смену при условии обеспечения оптимального режима обучения и ежегодного согласования (до начала учебного года) с главными управлениями по образованию облисполкомов, комитетом по образованию Минского горисполкома, областными центрами гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, Минским городским центром гигиены и эпидемиологии.

    Факультативные занятия в течение учебной недели должны проводиться в дни с наименьшим количеством учебных занятий.

    93. Учебная нагрузка учащихся в учреждениях общего среднего образования не должна превышать максимальную допустимую недельную учебную нагрузку [*] (при пятидневной учебной неделе), установленную типовыми учебными планами общего среднего образования.

    Максимальная допустимая недельная учебная нагрузка учащихся в учреждениях общего среднего образования (при пятидневной учебной неделе) установлена согласно приложению 16.

    Факультативное занятие «Час здоровья и спорта» не включается в максимальную допустимую учебную нагрузку.

    При организации факультативных занятий музыкальной, хореографической, художественной и театральной направленности максимальная допустимая недельная учебная нагрузка на одного учащегося в неделю может быть увеличена во II–IV классах на два учебных часа, в V–XI классах — на 3 учебных часа.

    94. Расписание учебных занятий на учебную неделю должно предусматривать меры по снижению утомляемости учащегося и составляться с учетом ранговой шкалы трудности учебных предметов, установленной Министерством здравоохранения. Максимальная учебная нагрузка учащихся должна быть в дни наибольшей работоспособности: во вторник и (или) среду — I–IV классах, вторник, среду и (или) пятницу – в V–XI (XII) классах, равномерно распределяться по другим дням учебной недели.

    Не допускается проведение учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» в течение двух дней подряд в одном классе и более одного раза в неделю первыми или последними учебными занятиями.

    Учебные предметы, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания (математика, русский, белорусский, иностранный языки), должны изучаться в I–IV классах преимущественно на втором и третьем учебных занятиях. В V–XI (XII) классах каждый из учебных предметов, требующих большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания (математика, русский, белорусский, иностранный языки, физика, химия), допускается изучать на первом или последнем учебном занятии не чаще одного раза в неделю в одном классе.

    95. В режиме дня учащихся, посещающих группу продленного дня, должны предусматриваться:

    • дневной сон (в специально выделенном помещении, спальне-игровой) для учащихся I классов и учащихся с ослабленным здоровьем;
    • двухразовое питание — при пребывании продолжительностью до 8 часов, трехразовое — при пребывании в учреждении продолжительностью более 8 часов;
    • пребывание на открытом воздухе не менее 1 часа 30 минут;
    • условия для хранения сменной одежды и обуви.

    96. Дважды в течение учебного года (сентябрь, январь) педагогические работники 1-[У классов должны проводить рассаживание учащихся за ученической мебелью с учетом роста и рекомендаций врача.

    При организации в одном учебном помещении занятий в первую и вторую смены близких по возрасту учащихся допускается рассаживать за мебелью на один размер больше, чем полагается по росту.

    Учащихся, пишущих левой рукой, рассаживают по одному либо слева от пишущих правой рукой.

    Учащихся, сидящих в первом и третьем рядах, необходимо не менее двух раз за учебный год менять местами, не нарушая соответствия мебели росту.

    97. На каждом учебном занятии (кроме учебных предметов «Физ��ческая культура и здоровье», «Музыка») при появлении признаков утомления учащихся необходимо проводить комплексы упражнений гимнастики для глаз, рекомендованные Министерством здравоохранения.

    учебные помещения для занятий по учебным предметам (учебным дисциплинам) общеобразовательного и профессионального компонентов учебного плана (кабинеты, лаборатории), кабинеты курсового и дипломного проектирования, лекционные аудитории и иные помещения;

    • помещения, сооружения для проведения производственного обучения, практики — лаборатории, производственные (учебно-производственные) мастерские и иные помещения, учебные полигоны, автодромы и другие;
    • помещения общего назначения.

    107. Требования к оборудованию производственных (учебно-производственных) мастерских и лабораторий установлены согласно приложению 17.

    108. В производственных (учебно-производственных) мастерских и лабораториях оптимальные величины показателей микроклимата должны соответствовать особенностям технологического процесса, категории тяжести работы и санитарно-эпидемиологическим требованиям, установленным к микроклимату производственных помещений.

    В неотапливаемых производственных помещениях или при работе на открытом воздухе с постоянным соприкосновением с мокрыми и холодными предметами должны быть предусмотрены устройства или специальные помещения для обогрева.

    109. В воздухе производственных (учебно-производственных) мастерских и лабораториях не должны содержаться пыль, аэрозоль и вредные химические вещества в количествах, превышающих установленные нормативы.

    У станков и механизмов, работа на которых связана с выделением повышенного тепла, вредных веществ, пыли, аэрозолей, должна предусматриваться эффективно работающая общая и местная механическая вентиляция.

    При электросварке на нефиксированных рабочих местах помещение должно быть оборудовано общеобменной приточно-вытяжной механической вентиляцией из расчета воздухообмена по наиболее токсичному компоненту в зависимости от применяемых электродов.

    Резка металла должна осуществляться на раскроечном столе, имеющем вытяжную вентиляцию снизу.

    110. Производственное обучение, практика по работам, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, допускаются при достижении учащимися возраста не менее 16 лет, обеспечении оптимальных условий труда в соответствии с санитарно- эпидемиологическими требованиями, устанавливающими гигиеническую классификацию условий труда.

    При освоении учащимися профессий, связанных с вибрацией, уровни общей вибрации всех категорий и локальной вибрации на ученических (рабочих) местах не должны превышать предельно допустимые значения для II класса (допустимого для взрослых) условий труда в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, устанавливающими гигиеническую классификацию условий труда. К практическим занятиям на ученических (рабочих) местах в таких условиях допускаются учащиеся, достигшие 16 лет.

    • должны проводиться 10-минутные перерывы через каждые 50 минут работы в первый год обучения и через каждые 1 час 50 минут — во второй и последующие годы обучения;
    • запрещается привлечение учащихся к выполнению работ, не предусмотренных учебной программой;
    • организация ученического (рабочего) места учащегося должна исключать длительное (более 25 процентов рабочего времени) нахождение в вынужденной рабочей позе с наклоном туловища более 30°;
    • нормы выработки для учащихся 14-15 лет должны быть не более 60 процентов почасовой нормы для взрослых, для учащихся 16-17 лет — не более 75 процентов.

    112. В производственных зонах с уровнем звука более 70 дБА должно быть обеспечено использование средств индивидуальной защиты (противошумные наушники, вкладыши, шлемы и другое), 15-минутные перерывы через 45 минут работы в помещениях без источников шума, сокращение продолжительности работы.

    Допустимое время работы учащихся при различных уровнях звука установлено согласно приложению 18.

    113. В учреждениях профессионально-технического, среднего специального образования учебные занятия с учащимися первого и второго года обучения, получающими образование на основе общего базового образования, должны быть организованы в первую смену.

    114. Обязательная недельная учебная нагрузка должна быть:

    114.1. в учреждениях профессионально-технического образования:

    • не более 33 учебных часов в режиме пятидневной учебной недели и не более 36 учебных часов в режиме шестидневной учебной недели — для учащихся первого и второго курсов, обучающихся на основе общего базового образования;
    • не более 40 учебных часов в режиме шестидневной или пятидневной учебной недели — для учащихся последующих курсов, а также обучающихся на основе общего среднего образования;
    • не более 30 учебных часов в режиме пятидневной учебной недели и не более 33 учебных часов в режиме шестидневной учебной недели — для учащихся, обучающихся на основе специального образования;

    114.2. в учреждениях среднего специального образования:

    • не более 36 учебных часов в режиме шестидневной учебной недели — для учащихся первого курса, обучающихся на основе общего базового образования;
    • не более 40 учебных часов в режиме шестидневной или пятидневной учебной недели — для учащихся последующих курсов, а также обучающихся на основе общего среднего, профессионально-технического образования.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *