Как оприходовать запчасть к служебной а/ машине стоимостью 127000

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оприходовать запчасть к служебной а/ машине стоимостью 127000». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Купленные у поставщика автомобильные детали, не важно, в каком количестве и за какую сумму, по сути своей являются материальными запасами. Аналогично к ним относятся и изготовленные на предприятии изделия, в том числе узлы и агрегаты к авто. Так их и нужно проводить по бухгалтерскому учету от постановки до списания. Для этого ПБУ предусмотрен специальный субсчет к счету 10 «Материалы», а именно 10.5 «Запасные части». Порядок:

  1. Постановка вновь поступивших запчастей на учет. В документах отражается фактическая себестоимость приобретенных или изготовленных деталей, то есть сумма, которая была затрачена на то, чтобы они появились в наличии. НДС и другие налоги в нее не включаются.
  2. Оприходование. Для учета запчастей в 1-С существует специальная программа, в которой нужно отразить их технические характеристики. Это нужно для того, чтобы не перепутать одну деталь с другой: ведь запчастей с похожими наименованиями существует множество.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Счетами в корреспонденции к основному могут выступать, в зависимости от способа приобретения, счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Как проводится учет автозапчастей

Время от времени подходит к концу срок полезной эксплуатации любых основных средств, транспорт не исключение. Кроме того, машина может прийти в непригодное для дальнейшего использования состояние после аварии. Если ремонт окажется нецелесообразным, авто спишут, предварительно демонтировав с него все детали, которые могут пригодиться, а также материал, годящийся на металлолом. Все это и нужно поставить на бухгалтерский учет. Происходит это на ту дату, когда было списано транспортное средство. Вся остальная стоимость, что не войдет в результаты демонтажа, списывается по кредиту 91.1 «Прочие расходы».

Счета, на которых отражают стоимость снятых материалов, могут быть следующими:

  • дебет 10, субсчет 10.5 «Запасные части» – для тех деталей, которые намереваются эксплуатировать в рамках предприятия;
  • дебет 10, субсчет 10.6 «Прочие материалы» – для тех материалов, которые данная организация использовать не правомочна, но они годятся на переработку (металл, утиль).

ВНИМАНИЕ! Стоимость запчастей, отраженная на этих счетах, определяется как текущая рыночная на дату постановки на учет, то есть цена, которую бы за них дали, если из продать прямо сегодня. Для удобства принято применять те же цифры, что и при налоговом учете.

ПРИМЕР ПРОВОДКИ. В результате списания старого грузовика у компании в распоряжении остались детали и материалы на сумму, которую определила комиссия. Проводка:

  • дебет 10.5, кредит 91.1 – оприходование запасных частей для дальнейшего использования.

Иногда в процессе ремонта автопарка еще рабочие запчасти заменяют на новые для модернизации, производят тюнинг и т.п. Снятые детали еще пригодны к эксплуатации либо подлежат ремонту, и их также нужно определить на учет. Проводка будет такой же, как и в случае с материалами от утилизации машины: дебет 105, кредит 91. Что касается стоимости, отражаемой на балансе, она не поменяется от состояния детали:

  • если запчасть в порядке, она принимается по текущей рыночной стоимости;
  • если ее решат отремонтировать, то расходы на это просто спишутся с текущего месяца;
  • в тех редких случаях, когда решение о ремонте и его осуществление предпринимается сразу, себестоимость детали увеличат на ремонтные затраты плюс расходы по доставке в автосервис.

Приобретение парковочного места представляют собой покупку части земельного участка.

Но на данном участке имеется разметка под машины, либо навес. Если нет, то предприятие может достроить то, что считает необходимым для удобного расположения машины.

Затраты на строительство и покупку парковки формируют ее первоначальную цену (и в налоговом, и в бух. учете). Но в каждом из учетов такой тип актива, как парковка, относится к основным средствам, если он соответствует критериям, установленным ПБУ 6/01.

Приобретение аптечки, троса и огнетушителя можно отнести как к покупке инвентаря, так и основного средства.

Напоминаем, что к основным средствам причисляют имущество, имеющее срок полезного применения более года и цену больше 40 000 рублей.

Чаще всего аптечки, огнетушители и другой инвентарь стоит гораздо дешевле. Значит, в соответствии с ПБУ 5/01 их необходимо записывать в составе материалов на счёте 10.09 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».

Оприходование инвентаря можно оформить документом «Поступление (акты, накладные)» в категории «Покупки» либо документом «Авансовый отчёт» в категории «Банк и касса», если он приобретается подотчетным лицом. На изображении, представленном ниже, можно посмотреть пример заполнения накладной на покупку.

Обоснованием расходов на приобретение автомагнитолы, послужит необходимость создания нормальных условий труда для водителя. А так как водитель длительное время находится в поездках, то ему необходимо снятие психофизических нагрузок. Также по радио водитель может получать необходимую информацию, например, о пробках на дорогах, о погоде.

ФАС Московского округа в Постановлении от 10.10.2008г. №КА-А40/8775-08 установил, что оборудование автомобилей автомагнитолами с колонками направлено на психологическую разгрузку водителей общества, и повышает их работоспособность и производительность труда.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 01.06.2011г. №А53-15050/2010 применив статьи 250, 252 НК РФ, посчитал, что расходы на приобретение автомагнитол и автоколонок являются расходами, связанными с охраной труда, и подлежат учету при исчислении налога на прибыль на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Следовательно, расходы на приобретение автомагнитол, автоколонок связаны с производственной деятельностью налогоплательщика и отвечают критериям, определенным статьей 252 НК РФ.

Установка кондиционера значительно улучшает характеристики автомобиля, делая его более комфортным и безопасным. Стоимость кондиционера и расходы на его установку считаются дооборудованием и увеличивают первоначальную стоимость автомобиля. Данные затраты нельзя принять в расходы единовременно, затраты будут погашаться через амортизацию. Данную точку зрения высказал Минфин РФ в письме от 18.11.2016г.№03-03-06/1/67863. Также есть положительное для организаций решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.04.2008г. №А40-49477/06-117-511.

Обоснование затрат на тонировку стекол автомобиля – это устранение яркого солнечного воздействия, это снижение температуры в салоне, создание комфортных условий для водителя, а также повышение износостойкости салона. В Постановлении ФАС УО от 23.12.2008г. №Ф09-8529/08-С2 суд признал расходы на тонировку стекол — расходами на обеспечение нормальных условий труда.

При тонировке стекол автомобиля надо помнить, что светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должно составлять не менее 70%.

Аргументировать затраты на газобалонное оборудование можно стоимостью сжиженного газа, которая существенно ниже стоимости бензина.

Видеорегистратор

Видеорегистраторы отслеживают маршрут. В карте памяти записывается видеоизображение дороги, дата и время. В случае ДТП данные с видеорегистратора могут помочь в расследовании, а также доказать невиновность водителя.

***

Уменьшая налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на затраты по установке дополнительного оборудования в автомобиль, организация должна умело привести доводы, обосновывающие данные расходы.

Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. № 290.

В подпунктах 15 и 16 этих правил говорится, что ремонт автотранспортных средств осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме. Это может быть заказ-наряд, квитанция или другой документ.

В договоре должны быть прописаны:

  • перечень оказанных услуг (выполненных работ);
  • перечень использованных запасных частей и материалов;
  • их стоимость и количество.

Исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу) по договору с использованием собственных запасных частей и материалов, если иное не предусмотрено договором. То есть заказчик вправе представить и свои, но эту ситуацию мы сейчас не рассматриваем.

Как учесть ТО, если в заказ-наряде мы видим отдельную строку, где указаны цена, количество и стоимость использованных запчастей?

Если договор на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства предусматривает замену запчастей, и их стоимость включена в общую стоимость услуг, то их установка рассматривается как неотъемлемая часть услуги (см. письма Минфина от 24 марта 2010 г. № 03-11-11/74, от 28 января 2010 г. № 03-11-11/20 и др.).

То есть, даже если в заказе-наряде на ТО стоимость использованных запчастей выделена отдельной строкой, а отдельного договора на их покупку не было, то розничной торговли не возникает (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 22 июня 2010 г. № 14630/09).

Этот вывод и определяет дальнейший учет ТО.

Если организация ремонтирует автомобиль самостоятельно, а ремонтное подразделение находится на ее территории, то при списании запчастей оформите требование-накладную по форме № М-11. Если запчасти передаются для ремонта в подразделение, которое находится за пределами территории организации, или подрядчику, то оформите передачу накладной на отпуск материалов на сторону (форма № М-15). Такие правила предусмотрены пунктом 100 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, и указаниями по заполнению форм № М-11 и № М-15, утвержденными постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.

Ситуация: нужно ли составлять акт по форме № ОС-3 при замене запчастей в автомобиле?

Если местонахождение автомобиля при замене запчастей не меняется, то составлять акт по форме № ОС-3 не нужно.

Это объясняется тем, что составление акта по форме № ОС-3 обязательно при приеме-сдаче автомобиля от заказчика к исполнителю (указания по заполнению формы № ОС-3, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21 января 2001 г. № 7). Если автомобиль ремонтирует сотрудник организации (например, водитель), то приема-передачи основного средства не происходит. При этом замену детали необходимо документально подтвердить (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Для этого можно составить акт о замене запчастей в автомобиле. Типовой формы такого документа не предусмотрено, поэтому его можно составить в произвольной форме.

Совет: чтобы упростить документооборот, акты о замене запчастей в автомобиле можно составлять в конце месяца по каждому исполнителю работ.

ТО автомобиля: как учесть материалы и запчасти

В бухучете затраты на ремонт автомобиля отразите в том отчетном периоде, к которому они относятся. Они включаются в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 27 ПБУ 6/01, подп. 5, 7 ПБУ 10/99). Поэтому списывайте запчасти в момент их отпуска со склада (при составлении документов на отпуск запчастей) (п. 93 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

Списание запчастей при ремонте автомобиля собственными силами отразите проводкой:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44…) Кредит 10-5

– списаны запчасти на ремонт автомобиля.

Такой порядок предусмотрен пунктом 67 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Если ремонт производится подрядным способом, то в договоре может быть сказано, что запчасти для ремонта автомобиля заказчик передает подрядчику (ст. 704 ГК РФ). В этом случае право собственности на эти материалы к подрядчику не переходит. Поэтому в учете заказчика передачу материалов отразите проводкой:

Дебет 10-7 Кредит 10-5

– переданы подрядчику материалы для ремонта автомобиля.

По окончании работ подрядчик должен сдать заказчику отчет об израсходованных материалах (п. 1 ст. 713 ГК РФ). На основании полученного отчета материалы нужно списать на счета учета затрат. В зависимости от того, за каким подразделением организации закреплен отремонтированный автомобиль, сделайте проводку:

Дебет 20 (25, 26, 29, 44…) Кредит 10-7

– списаны запчасти, израсходованные на ремонт автомобиля (на основании отчета подрядчика).

Если запчасти, списанные со склада, были израсходованы не полностью, они должны быть возвращены. Возврат оформите накладной (формы № М-11, № М-15). Об этом сказано в пункте 112 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

В бухучете возврат неиспользованных запчастей оформите проводкой:

Дебет 10-5 Кредит 20 (23, 25, 26, 29, 44…), 10-7

– оприходованы на склад неиспользованные запчасти при ремонте автомобиля собственными силами, при ремонте подрядным способом.

Стоимость запчастей, по которой они списываются на затраты, определите одним из способов их оценки, закрепленных в учетной политике организации (ФИФО, по стоимости каждой единицы запасов, по средней себестоимости). Такие правила установлены пунктом 73 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н. Подробнее об этом см. Как отразить в учете отпуск материалов в эксплуатацию (производство).

Иногда после замены старые запчасти остаются пригодными для дальнейшего использования. К бухучету их можно принять на основании требования-накладной по форме № М-11 (п. 57 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 г. № 119н).

Ситуация: как отразить в бухучете поступление и списание запчастей, полученных после проведения ремонта автомобиля? Материалы пригодны для дальнейшего использования.

Поступление демонтированных запчастей отразите в составе прочих доходов. Старые запчасти могут быть пригодны для дальнейшего использования, например, для ремонта.

Организация может руководствоваться положениями пункта 79 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н. В нем сказано, что пригодные для использования детали, узлы и агрегаты выбывающих объектов основных средств приходуются по текущей рыночной стоимости. Поступление таких запчастей отразите в составе прочих доходов. Под рыночной стоимостью в данном случае понимается сумма денежных средств, которая может быть получена организацией в результате продажи этой запчасти (п. 9 ПБУ 5/01).

При поступлении запчастей, полученных после ремонта автомобиля, на склад сделайте проводку:

Дебет 10-5 Кредит 91-1

– оприходованы запчасти, бывшие в эксплуатации (на основании требования-накладной по форме № М-11).

В бухгалтерском учете запасные части могут появиться на балансе не только в результате их покупки именно по назначению (для осуществления ремонта транспортного средства), но и в результате демонтажа. Например, после аварии выявляются пригодные для эксплуатации либо подлежащие сдачи в металлолом запасные части. Такие хозяйственные операции в бухгалтерском учете находят свое отражение по дебету счета 10, субсчета 10-5 (для запасных частей, пригодных к эксплуатации), 10-6 «Прочие материалы» (для запасных частей, которые не могут быть использованы как таковые в данной организации (металлолом, утильсырье)), и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы» (п. 79 Указаний по учету МПЗ, Инструкция по применению Плана счетов).

Случаи, при которых происходит замена одних запчастей на аналогичные, могут быть разными: это и текущий (капитальный) ремонт ТС, и установка тюнинг-комплектующих для автомобиля. Иногда в процессе замены выявляются запасные части, пригодные для дальнейшей эксплуатации (либо те, что будут пригодны после осуществления ремонтных работ). Задача бухгалтера — грамотно их оприходовать. Как и в предыдущем примере, для отражения такой хозяйственной операции в бухгалтерском учете будет иметь место проводка по дебету счета 10, субсчет 10-5, кредиту счета 91, субсчет 91-1.

Отметим, что в соответствии с п. 12 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость МПЗ, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению. О чем эта норма?

Формирование первоначальной стоимости МПЗ будет зависеть от того, пригодна ли запасная часть к дальнейшему использованию или требует обязательного ремонта. В первом случае бухгалтер примет ее в качестве материалов по рыночной стоимости (в сумме, утвержденной комиссией). Если же по прошествии времени транспортная компания примет решение о ремонте — затраты на его осуществление не увеличат уже сформированную первоначальную стоимость, а будут списываться на расходы текущего месяца.

Если же запасная часть отдана в автосервис для проведения ремонтных работ сразу же после снятия с автомобиля — себестоимость МПЗ формируется с учетом фактических затрат организации на их доставку и приведение в состояние, пригодное для использования (основание — п. п. 9, 11 ПБУ 5/01). Это подтвердил и Минфин в Письме от 10.09.2007 N 03-03-06/1/656. Иными словами, бухгалтер транспортной организации увеличит стоимость запасной части (которая учитывается на счете 10-5) на стоимость ремонтных работ.

Принятие на учет запасных частей оформляется в зависимости от способа их поступления. Если транспортная организация приобретает запчасть у поставщика, первичным документом служат товарная накладная (форма N ТОРГ-12, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132), а также приходный ордер (форма N М-4, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а). Если же запасные части приходуются на баланс организации в результате выбытия транспортных средств, унифицированной формы бланка для этих целей не предусмотрено и его следует разработать самостоятельно. Благо нормативные документы по учету МПЗ нам это позволяют: исходя из конкретных условий деятельности организации последняя может, помимо форм первичных учетных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, применять самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов по движению материально-производственных запасов. При этом указанные формы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (п. 100 Указаний по учету МПЗ). Причем данные о принятых на учет запасных частях должны соответствовать данным, указанным в разд. 4 «Сведения о принятии к бухгалтерскому учету демонтированных основных деталей и узлов» акта о списании автотранспортных средств (форма N ОС-4а, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7).

Одним из первичных учетных документов по отпуску запасных частей со складов организации является требование-накладная формы N М-11 (п. 100 Указаний по учету МПЗ).

Четких указаний по документальному оформлению проведения ремонтных работ ТС в настоящее время нет. Приведем для примера некоторые документы, которые используют в работе транспортные компании и которые, по мнению автора, позволяют экономически обосновать проведение ремонтных работ. Итак, первое, что целесообразно осуществить, — осмотр автомобиля, что фиксируется путем составления соответствующего акта. В нем должны быть отражены наименование деталей, подлежащих замене, и их дальнейшее назначение (ремонт, сдача в металлолом, утиль). Повторим, что эти документы должны быть разработаны и утверждены в учетной политике транспортной организации. Неплохо было бы оформить акт установки, который обеспечит контроль за движением запасных частей, как для работников финансовой службы, так и непосредственно для работников транспортной службы, ответственной за проведение ремонта. Кроме того, понадобится документ, с помощью которого снятые и пригодные (не пригодные) к эксплуатации запасные части можно оприходовать на баланс, — акт об оприходовании запасных частей или металлолома.

Договор обязательного страхования обычно заключается на один год и в дальнейшем продлевается. Поскольку расходы по страхованию относятся к нескольким периодам, то они отражаются в бухгалтерском учете на счете 97 «Расходы будущих периодов» и их равномерно списывают в течение срока действия договора.

Для целей налогообложения расходы на ОСАГО владельцев транспортных средств включаются в состав прочих расходов в пределах утвержденных тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ).

Для организаций, которые применяют метод начисления, порядок списания расходов указан в п. 6 ст. 272 НК РФ. Если договор заключен на срок, равный отчетному периоду или меньше его, затраты признаются в том отчетном периоде, в котором были оплачены страховые взносы. Когда по условиям договора страхования предусмотрена оплата страхового взноса разовым платежом за срок более одного отчетного периода, то он признается в расходах равномерно в течение срока действия договора.

При использовании кассового метода страховые взносы можно исключить из налогооблагаемой прибыли в тот день, когда они перечислены страховщику (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Основные средства — это материальные активы, которые:

a) предназначены для использования в процессе производства или поставки товаров и предоставления услуг, при сдаче в аренду или в административных целях;

б) предполагаются к использованию в течение более чем одного отчетного периода (п. 6 МСФО (IAS) 16 «Основные средства»).

В соответствии с п. 7 МСФО (IAS) 16 объект признается в качестве актива только в том случае, когда:

  1. вероятно, что будущие экономические выгоды, связанные со статьей, будут получены организацией;
  2. первоначальная стоимость статьи может быть надежно оценена.

При невыполнении определения и критериев объект не может быть признан основным средством и признается либо запасом, либо расходом текущего периода. Однако на практике компании применяют также еще один — стоимостный критерий при признании объектов основных средств. Сами стандарты не содержат понятия стоимостного критерия. Стоимостный критерий родом из п. 31 МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». Согласно ему выполнения компанией конкретного требования какого-либо МСФО по раскрытию информации не требуется, если соответствующая информация не является существенной. При этом порог существенности для целей признания основных средств по МСФО компания определяет самостоятельно и закрепляет в учетной политике.

Также хотелось бы отметить, что применение стоимостного критерия дает возможность сблизить учет по МСФО и РСБУ, ведь в российских стандартах стоимостный критерий закреплен законодательно.

Однако стоимостный критерий применительно к одному активу не всегда однозначно работает. Дело в том, что в тех случаях, когда малоценные объекты в общей массе составляют существенную сумму и если срок использования данных малоценных объектов превышает 1 год, они не должны признаваться в расходах, а признаются на балансе. Таким образом, порядок применения стоимостного критерия в том или ином случае разнится.

Как мы видим, на первый взгляд стандарты и учетная политика дают нам надежный ориентир по порядку признания основных средств. Однако не все так просто.

Каждая компания должна корректно классифицировать объект в момент его поступления. Для классификации используются определение основного средства, принципы признания и профессиональное суждение. При признании объекта, как правило, также применяются учетная политика МСФО в той части, которая определяет сроки использования тех или иных групп основных средств, и порог существенности — минимальная стоимость признания актива как основного средства.

Начинать нужно с тестирования объекта на соответствие определению актива, классифицируемого как основное средство, т. е. необходимо понять, для каких целей актив приобретается, а также определить срок его использования. Цель приобретения и технический срок эксплуатации, как правило, уточняются у технических специалистов или куратора договора приобретения актива. Если хотя бы один из двух пунктов определения не выполняется, то можно сразу отказаться от признания основного средства в балансе. Однако объект может оказаться запасом, и в этом случае тестировать критерии признания актива все равно нужно.

Конечная цель приобретения любого актива любой организацией — это прямое или косвенное увеличение прибыльности компании (путем экономии или реальной отдачи денежных средств). Примерами могут служить: увеличение объема продаж в результате открытия нового офиса; выпуск новой линейки продукции и, как результат, запуск новой производственной линии; организация безопасности сотрудников за счет установки систем безопасности; экономия электричества за счет покупки современного экономичного оборудования на заводе и т. п. Бизнес обычно не приобретает объекты, если отсутствует вероятность того, что отдачи от этого приобретения не будет.

При оценке данного критерия нужно в первую очередь обращать внимание на вероятность. Вероятность, как известно, — оценка очень субъективная. Однако она поддается математическому исчислению. Как правило, в случае крупных инвестиционных проектов ведется детальная оценка денежных потоков, и вероятность получения прибыльности имеет не только согласованное бизнесом числовое значение в виде чистой приведенной стоимости (NPV) или иного показателя, но и сроки обратного притока денежных средств (окупаемости). При приобретении небольших объектов прибыльность не всегда считается или не всегда считается корректно. А в некоторых компаниях приобретение объекта не всегда проходит должные уровни согласования, т. е. может стать неожиданностью для бизнеса. Поэтому не всегда менеджмент готов дать специалисту по МСФО корректную оценку вероятности будущих экономических выгод и оценку рисков, связанных с приобретением данного актива.

При этом специалисту по МСФО напрямую не может помочь и стандарт. В стандарте МСФО (IAS) 161 не дано определение вероятности и не указано, при какой доле вероятности будущих денежных потоков мы можем считать актив объектом основных средств, а при какой — нет. Поэтому при отсутствии иных данных можно использовать собственное профессиональное суждение, а также другие стандарты, например МСФО (IAS) 37, для определения значения вероятности. При формировании профессионального суждения необходимо принять во внимание все известные факты, касающиеся сделки на дату признания актива.

Данный критерий довольно прост на практике. При любом приобретении актива возникает двухсторонний контракт, в котором указывается стоимость приобретения. Проблемы надежной оценки могут возникнуть только в случае каких-либо уникальных по своей сути объектов, которые не имеют аналогов на рынке. Однако на практике данные случаи встречаются крайне редко.

Пример 1
Классификация запасных частей в качестве запасов/расходов текущего периода

Согласно п. 12 МСФО (IAS) 16 компания не признает в балансовой стоимости объекта основных средств затраты на повседневное техническое обслуживание объекта. Эти затраты признаются в составе показателя «прибыль/убыток» по мере их возникновения. Затраты на повседневное техническое обслуживание состоят главным образом из затрат на оплату труда и приобретение расходных материалов, а также могут включать затраты на приобретение мелких комплектующих (запасных) частей. На практике данные затраты называются «затратами на ремонт и текущее обслуживание» объекта основных средств. В данном случае отличий от РСБУ никаких нет и корректировок, как правило, делать не нужно.

Однако не всегда запасные части учитываются первоначально в качестве запасов и списываются в дальнейшем на ремонт. Такие объекты учета, как запасные части, резервное оборудование и вспомогательное оборудование, признаются в отчетности в соответствии с МСФО (IAS) 16, если они отвечают определению основных средств. В противном случае такие объекты классифицируются как запасы (п. 8 МСФО (IAS) 16). То есть запчасти могут быть оприходованы на балансе как основные средства в случае, если они соответствуют критериям основных средств. При этом в ПБУ 6/01 такой оговорки нет, поэтому рассчитывать на корректные данные в РСБУ в этой части не приходится. Если у компании имеются запасные части, резервное и вспомогательное оборудование, которые соответствуют критериям основных средств МСФО, нужно быть готовым к тому, что придется проанализировать его признание и, возможно, сделать корректировки.

После того как выполнены все шаги по оценке того или иного объекта, необходимо скорректировать данные, отраженные в РСБУ. В РСБУ признание основных средств на практике довольно просто: в составе основных средств признаются объекты стоимостью выше 40 000 руб. и сроком полезного использования свыше 12 месяцев2. До тех пор пока оценка бухгалтерией не будет проводиться путем глубокого анализа критериев ПБУ 6/01, корректировки по МСФО будут возникать регулярно.

Итак, трансформационные корректировки могут возникать в сторону уменьшения стоимости основных средств, учтенных по РСБУ:

  • при списании объектов в расходы периода в связи с несоответствием критериям основных средств МСФО (дебет статьи прибылей и убытков, дебет счета «Накопленная амортизация» и кредит счета «Основные средства»). При этом списывается балансовая стоимость объекта в оценке РСБУ;
  • реклассе неверно признанных объектов основных средств в РСБУ и признание их в качестве запасов (кредит счета «Основные средства», дебет счета «Запасы», дебет счета «Накопленная амортизация»). При этом списывается балансовая стоимость объекта в оценке РСБУ.

Также трансформационные корректировки могут возникать в сторону увеличения стоимости основных средств, признанных в РСБУ:

  • при восстановлении излишне списанных малоценных объектов основных средств на балансе (дебет счета «Основные средства» и кредит счета «Прибыли и убытки», куда были списаны малоценные основные средства);
  • реклассе запасных частей (или тары) и признании их в качестве основных средств на балансе МСФО (дебет счета «Основные средства», кредит счета «Запасы»).

Согласно Инструкции по бюджетному учету (утв. приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н в ред. от 30.12.2009 № 152н, далее — Инструкция № 148н), материальные ценности, выданные на транспортные средства взамен изношенных (аккумуляторы, шины и покрышки и т. п.) в целях контроля за их использованием учитываются на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Материальные ценности отражаются в учете в момент их списания в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства.

Списание материальных ценностей с забалансового учета осуществляется на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену.

Аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета (ф. 0504041) в количественном выражении с указанием должности и фамилии получившего, даты получения, заводского номера.

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным приказом Минфина России от 30.12.2009 № 150н, расходы учреждения по оплате договоров на приобретение запасных частей относятся на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» классификации операций сектора государственного управления.

Следовательно, запасные части должны учитываться в составе материальных запасов на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы».

Если покупка бюджетным учреждением совершена в рамках одного договора (приобретение, доставка, погрузка-разгрузка и т. д.), то запасные части принимаются к учету сразу на счет 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы»:

Дебет КРБ 0 105 06 340 Кредит КРБ 0 302 22 730.

В программе «1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8» оприходование запасных частей оформляется документом Покупка материалов.

Замена запасной части, например, мотора автомобиля, является ремонтом, поэтому списанные на ремонт материалы не увеличивают стоимость автомобиля, а относятся на расходы:

Дебет КРБ 0 401 01 272 Кредит КРБ 0 105 06 440;
Дебет КРБ 2 106 04 340 Кредит КРБ 2 105 06 440.

В программе «1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8» установка запасных частей на транспортное средство отражается документом программы Списание материалов, в котором следует выбрать хозяйственную операцию Запчасти к транспорту (401.01.272 — 105.ХХ, забалансовый счет 09).

В качестве счета дебета следует выбрать счет отнесения расходов согласно виду деятельности, а в качестве центра материальной ответственности — получателя следует указать лицо и подразделение, ответственные за транспортное средство, на которое установлены запасные части.

Запасные части: от прихода до списания

Как уже было отмечено выше, в программе «1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8» аналитический учет по счету 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» ведется в разрезе центров материальной ответственности (материально ответственное лицо и подразделение). При смене материально ответственного лица, например, при увольнении водителя следует ввести документ Внутреннее перемещение материалов (забалансовый учет), в котором указываются старый (Отправитель) и новый (Получатель) водители. Табличную часть документа удобно заполнять с помощью кнопки Подбор. В обработке подбора будут указаны все запасные части, учитываемые на счете 09 по выбранному МОЛ (центру материальной ответственности — отправителю).

Установка новых деталей, узлов, запасных частей на основное средство (ОС) производится взамен вышедших из строя изношенных элементов. При замене запчастей характеристики ОС остаются неизменными, стоимость не увеличивается. Целью проведения ремонтных работ является устранение неисправностей и осуществление профилактических мероприятий по замене изношенных частей.

После покупки запчастей ТМЦ приходуются и размещаются на склад для хранения. Учет поступления производится на основании первичных документов.

Документы Порядок применения
Договор Используется форма поставки, купли-продажи
Транспортная накладная Подтверждает отгрузку ТМЦ
Накладная ТОРГ-12 Применяется для получения информации о ТМЦ – номенклатуре, количестве, параметрах и подтверждения передачи
Авансовый отчет Используется для документального подтверждения закупки, произведенной подотчетным лицом
Платежные документы – поручения, БСО, квитанции, чеки, ПКО Подтверждают факт оплаты за поставку, что является обязательным условием для учета затрат на предприятиях с кассовым методом учета доходов и расходов

Продажа запчастей производится в рамках обычной деятельности либо в порядке реализации остатков. При реализации ТМЦ:

  • Используются документы, аналогичные оформлению покупки.
  • Предприятия на ОСНО или УСН учитывают стоимость приобретения в составе расходов. Продажа производится оптовым или розничным покупателям.
  • При реализации запчастей организациями на ЕНВД реализация производится только розничным покупателям.

Продажа запчастей осуществляется предприятиями, заявившими в составе видов деятельности торговлю непродовольственными товарами.

Прежде чем открыть бизнес, нужно правильно определиться в выборе налоговой системы, поскольку от этого напрямую зависит рентабельность предприятия. Автосервисы могут работать на ОСН и спецрежимах — УСН, ЕНВД и патенте. ООО выгоднее работать прежде всего на традиционной – основной системе, а ИП предпочитают упрощёнку обоих типов и патент.

1. Организация на ОСН может максимально использовать свои возможности в бизнесе, потому что не имеет ограничений по числу работников, выбору поставщиков и другим показателям. При расчёте с «физиками» за авторемонт разрешается выдавать вместо чеков БСО. Если деятельность приостанавливается, налоговая нагрузка минимальна. Однако, в целом налоговое бремя достаточно велико, к тому же из-за сложности налогообложения и специфики учёта бухуслуги могут обойтись недёшево.

2. Организации и ИП на УСН имеют немало преимуществ, поскольку бухучёт значительно упрощается — особенно в режиме «доходы», а налоговая нагрузка снижается (платежи уменьшаются на сумму страхвзносов). Расчёты с частниками проводят по кассе или выдают бланки отчётности за ремонт, но при продаже запчастей пробивают только чеки. Юрлица могут рассчитываться за услуги по безналу на р/с. Есть и ограничения на упрощёнке – в штате максимум сотня человек, годовая выручка не превышает 60 млн. руб.

3. Организации и ИП на ЕНВД выигрывают за счёт предельной простоты расчётов: вести учёт практически не нужно, ведь налог предоплачивают заранее, а его сумму уменьшают на страхвзносы, при этом лимитов по выручке нет. Однако, существует ограничение – в штате не более сотни человек. Приостановка бизнеса из-за недостатка клиентов будет невыгодной, потому что налог уплачен вперёд. Работая на вменёнке, можно значительно сэкономить на бухучёте.

4. ИП на патенте может работать максимум в течение года и сэкономить на налогах примерно 20%, по сравнению с другими режимами. Выгода очевидна для автослесаря, работающего в одиночку. В любом случае и здесь нужно учитывать ограничения: максимум работников -15, лимит по обороту – 60 млн. руб. в год.

Автомобиль в компании: принимаем к учету

Списание деталей производится на основании формы М-11 или записи о расходовании материалов в карточке № М-17. До списания запчастей комиссия составляет дефектную ведомость произвольной формы.

С помощью ведомости определяются: (нажмите для раскрытия)

  • Идентификация и состояние объекта.
  • Мероприятия, необходимые для поддержания рабочего состояния объекта ОС, включая перечень деталей, подлежащих замене.
  • Сумма, необходимая для проведения замены частей.
  • Причины, вызвавшие необходимость ремонта.

Документ подписывают члены комиссии и руководитель. Наличие ведомости позволяет подтвердить экономическую обоснованность ремонта и отделить назначение работ от модернизации или реставрации.

Важность отделения модернизации от ремонта определяется порядком налогообложения. Расходы, связанные с ремонтом ОС, включаются в состав текущих расходов. Для проведения плановых ремонтов на предприятии создается резерв. Стоимость резерва определяется отдельно для малоценных и дорогостоящих видов ремонта. Предприятие должно установить сумму, превышение которой ремонт определяется как дорогостоящий.

Замена частей транспортных средств производится по гарантии или по окончании ее действия. Согласно абз. 9 ст. 346.27 НК РФ замена частей по гарантии не относится к ремонтным работам. Услуги по гарантийному обслуживанию оплачиваются производителем и не могут быть включены в расходы даже при наличии дополнительных затрат.

По окончании гарантии ремонт транспортного средства осуществляется собственными силами или в центре сервисного обслуживания. Документооборот обоих случаев имеет отличия.

Операция Хозяйственный способ Сторонние организации
Назначение комиссии для контроля ремонта Требуется Требуется
Составление дефектной ведомости Требуется Требуется
Приобретение запчастей Покупка осуществляется собственными силами Запчасти приобретает сервисный центр либо предприятие
Акт установки Оформляется предприятием Составляется двусторонний акт приемки
Затраты на ремонт Стоимость запчастей, оплата труда ремонтников, налоги на з/плату Стоимость запчастей и услуг

ООО «Мимоза» торгового профиля имеет на балансе транспортное средство Газель. Ремонтная бригада на предприятии отсутствует, замена запчастей производится подрядчиком – сервисным центром. Комиссия организации определила необходимость замены аккумулятора. Запчасть на сумму 8 554 рублей приобретена в рознице, стоимость работ составила 3 000 рублей. В учете организации осуществляются записи:

  • Оприходована запчасть, приобретенная подотчетным лицом: Дт 10/5 Кт 71 на сумму 8 554 рублей;
  • Отражена передача подрядчику запчасти: Дт 10/7 Кт 10/5 на сумму 8 554 рубля;
  • Произведено списание запчасти на основании акта выполненных работ: Дт 44 Кт 10/7 на сумму 8 554 рублей;
  • Отражен учет услуг подрядчика: Дт 44 Кт 60 на сумму 3 000 рублей.

При проведении ремонтных работ собственными силами необходимо оформлять акт на списание запчастей. Форма акта разрабатывается предприятием самостоятельно и утверждается внутренними актами. Документ должен быть подписан кладовщиком, представителем ремонтной бригады, комиссией с утверждением руководителем.

Далее поговорим о порядке документального оформления и отражения на счетах бухучета ремонта служебного авто. Сразу отметим, что и первое, и второе напрямую зависят от способа выполнения ремонтных работ. В частности, возможны такие способы проведения ремонта ТС:

1) собственными силами учреждения (учреждение покупает запчасти и самостоятельно устанавливает их вместо отработанных);

2) с привлечением подрядчика (учреждение приобретает необходимые для ремонта запасные и комплектующие части, а ремонтные работы выполняет специализированное предприятие);

3) подрядной организацией (она и закупает запчасти, и устанавливает их на авто).

Рассмотрим каждый из вышеупомянутых вариантов ремонта подробнее.

Если организация ремонтирует автомобиль самостоятельно, а ремонтное подразделение находится на ее территории, то при списании запчастей оформите требование-накладную по форме № М-11. Если запчасти передаются для ремонта в подразделение, которое находится за пределами территории организации, или подрядчику, то оформите передачу накладной на отпуск материалов на сторону (форма № М-15). Такие правила предусмотрены пунктом 100 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, и указаниями по заполнению форм № М-11 и № М-15, утвержденными постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.

Ситуация: нужно ли составлять акт по форме № ОС-3 при замене запчастей в автомобиле?

Если местонахождение автомобиля при замене запчастей не меняется, то составлять акт по форме № ОС-3 не нужно.

Это объясняется тем, что составление акта по форме № ОС-3 обязательно при приеме-сдаче автомобиля от заказчика к исполнителю (указания по заполнению формы № ОС-3, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21 января 2001 г. № 7). Если автомобиль ремонтирует сотрудник организации (например, водитель), то приема-передачи основного средства не происходит. При этом замену детали необходимо документально подтвердить (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Для этого можно составить акт о замене запчастей в автомобиле. Типовой формы такого документа не предусмотрено, поэтому его можно составить в произвольной форме.

Совет: чтобы упростить документооборот, акты о замене запчастей в автомобиле можно составлять в конце месяца по каждому исполнителю работ.

Учет запасных частей, устанавливаемых на транспортные средства

В бухучете затраты на ремонт автомобиля отразите в том отчетном периоде, к которому они относятся. Они включаются в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 27 ПБУ 6/01, подп. 5, 7 ПБУ 10/99). Поэтому списывайте запчасти в момент их отпуска со склада (при составлении документов на отпуск запчастей) (п. 93 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

Списание запчастей при ремонте автомобиля собственными силами отразите проводкой:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44…) Кредит 10-5

– списаны запчасти на ремонт автомобиля.

Такой порядок предусмотрен пунктом 67 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Если ремонт производится подрядным способом, то в договоре может быть сказано, что запчасти для ремонта автомобиля заказчик передает подрядчику (ст. 704 ГК РФ). В этом случае право собственности на эти материалы к подрядчику не переходит. Поэтому в учете заказчика передачу материалов отразите проводкой:

Дебет 10-7 Кредит 10-5

– переданы подрядчику материалы для ремонта автомобиля.

По окончании работ подрядчик должен сдать заказчику отчет об израсходованных материалах (п. 1 ст. 713 ГК РФ). На основании полученного отчета материалы нужно списать на счета учета затрат. В зависимости от того, за каким подразделением организации закреплен отремонтированный автомобиль, сделайте проводку:

Дебет 20 (25, 26, 29, 44…) Кредит 10-7

– списаны запчасти, израсходованные на ремонт автомобиля (на основании отчета подрядчика).

Если запчасти, списанные со склада, были израсходованы не полностью, они должны быть возвращены. Возврат оформите накладной (формы № М-11, № М-15). Об этом сказано в пункте 112 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

В бухучете возврат неиспользованных запчастей оформите проводкой:

Дебет 10-5 Кредит 20 (23, 25, 26, 29, 44…), 10-7

– оприходованы на склад неиспользованные запчасти при ремонте автомобиля собственными силами, при ремонте подрядным способом.

Стоимость запчастей, по которой они списываются на затраты, определите одним из способов их оценки, закрепленных в учетной политике организации (ФИФО, по стоимости каждой единицы запасов, по средней себестоимости). Такие правила установлены пунктом 73 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н. Подробнее об этом см. Как отразить в учете отпуск материалов в эксплуатацию (производство).

Иногда после замены старые запчасти остаются пригодными для дальнейшего использования. К бухучету их можно принять на основании требования-накладной по форме № М-11 (п. 57 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 г. № 119н).

Ситуация: как отразить в бухучете поступление и списание запчастей, полученных после проведения ремонта автомобиля? Материалы пригодны для дальнейшего использования.

Поступление демонтированных запчастей отразите в составе прочих доходов. Старые запчасти могут быть пригодны для дальнейшего использования, например, для ремонта.

Организация может руководствоваться положениями пункта 79 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н. В нем сказано, что пригодные для использования детали, узлы и агрегаты выбывающих объектов основных средств приходуются по текущей рыночной стоимости. Поступление таких запчастей отразите в составе прочих доходов. Под рыночной стоимостью в данном случае понимается сумма денежных средств, которая может быть получена организацией в результате продажи этой запчасти (п. 9 ПБУ 5/01).

При поступлении запчастей, полученных после ремонта автомобиля, на склад сделайте проводку:

Дебет 10-5 Кредит 91-1

– оприходованы запчасти, бывшие в эксплуатации (на основании требования-накладной по форме № М-11).

Иногда, чтобы привести замененные запчасти в пригодное состояние, организации ремонтируют их. В этом случае в стоимость восстановленных запчастей нужно включить затраты на ремонт (п. 11 ПБУ 5/01).
Если в организации создана собственная ремонтная служба, отнесение стоимости ремонта на цену запчасти отразите проводкой:

Дебет 10-5 Кредит 23

– учтены в стоимости запчасти расходы на ремонт, выполненный собственными силами.

Если запчасти ремонтирует подрядчик, то отнесение стоимости ремонта на стоимость запчасти отразите так:

Дебет 10-5 Кредит 60

– учтены в стоимости запчасти расходы на ремонт, выполненный подрядным способом.

В налоговом учете стоимость запчастей относится к затратам на ремонт и включается в состав прочих расходов (п. 1 ст. 324, п. 1 ст. 260 НК РФ).

При методе начисления стоимость запчастей включите в состав расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором автомобиль был отремонтирован (п. 5 ст. 272, п. 1 ст. 260 НК РФ). То есть когда был подписан документ, свидетельствующий о фактической замене запчасти (акт по форме № ОС-3, акт о замене запчасти). Именно в этот момент расходы признаются экономически обоснованными (п. 1 ст. 252 НК РФ).

При кассовом методе помимо документов, свидетельствующих о замене запчасти, нужно, чтобы израсходованные материалы были оплачены (п. 1 ст. 252, п. 3 ст. 273 НК РФ).

Если автомобиль одновременно используется в деятельности организации, облагаемой ЕНВД, и деятельности на общей системе налогообложения, стоимость запчастей, приобретенных для замены, нужно распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ). Это связано с тем, что при расчете налога на прибыль расходы, относящиеся к деятельности на ЕНВД, учитывать нельзя. Стоимость запчастей для автомобиля, используемого только в одном виде деятельности, распределять не нужно.

Когда организация арендует транспортное средство, плату за его временное использование начисляет:

  • по дебету счета 20 (26,44 …) и кредиту 60 (73, 76).

Если арендодатель – это юридическое лицо или ИП, применяющие основной режим налогообложения, то по выставленным счетам-фактурам можно принимать НДС к вычету.

Когда транспортное средство берут во временное пользование у физического лица, в том числе у сотрудника, организация с суммы оплаты должна удержать подоходный налог , а в день оплаты аренды – перечислить в бюджет.

При возникновении затрат на обслуживания (ремонт) и эксплуатацию (ГСМ) транспортного средства (при аренде без экипажа), они учитываются в общем порядке и списываются на расходы.

Учет запчастей при разборке техники, бывшей в употреблении

  1. Автомобильные кузова-фургоны типа К4320Д на шасси автомобиля КамАЗ-4320. Техническое описание и инструкция по эксплуатации К4320Д ТО. — М.: Машиностроение, 1980. — 697 c.
  2. Грузовые автомобили MAN F90/F2000. Устройство автомобиля. Каталог деталей. — М.: Диез, 2014. — 480 c.
  3. Автомобили ВАЗ 2108, 2109 и их модификации. Руководство по ремонту и каталог деталей. — М.: АТЛАС-ПРЕСС, 2010. — 440 c.
  4. Peugeot 405. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. — М.: Аринас, 2014. — 210 c.
  5. Бурашников, Ю.М. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда на предприятиях пищевых производств. Гриф УМО МО РФ / Ю.М. Бурашников. — М.: Гиорд, 2016. — 207 c.
  6. Рассел, Джесси Автотранспортное предприятие / Джесси Рассел. — М.: Книга по Требованию, 2013. — 129 c.
  7. Малкин, В. С. Техническая эксплуатация автомобилей. Теоретические и практические аспекты / В.С. Малкин. — М.: Академия, 2009. — 288 c.

При приобретении техники для использования в своих нуждах с последующей возможной разборкой на запчасти приходуем объект на счете 01 (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина от 30.03.2001 г. № 26н).

После чего амортизация в процессе использования техники как основного средства начисляется в обычном порядке. Через некоторое время, когда затраты на возможный ремонт превысят доход, получаемый от эксплуатации данного ОС, принимается решение о его разборке, так как это стало более выгодно экономически.

Далее производим разборку основного средства. Стоимость материальных ценностей, полученных при разборке, можно определить исходя из пропорционального уменьшения их стоимости с учетом начисленной амортизации и количества деталей.

Имеет смысл создать на фирме комиссию по определению возможности использования отдельных узлов, деталей и прочих комплектующих выбывающего объекта ОС и определению их текущей рыночной стоимости по данным сторонних организаций. Например, в виде приказа, который может быть Приложением к учетной политике или одним из ее пунктов (Пример 1).

При приобретении б/у техники для продажи отражаем ее приобретение по счету 41 «Товары» согласно пункту 2 ПБУ 5/01.

Если с течением времени выясняется отсутствие спроса на данный вид б/у техники, то принимается решение разобрать ее на запчасти и продать по частям или использовать запчасти в ремонтных работах, производимых предприятием.

Согласно ОК005-93 (утв. постановлением Госкомстандарта от 30.12.1993 г. № 301) детали, полученные при разборке, квалифицируем как материальные ценности, так как б/у техника выполняет в данном случае своего рода роль материала для переработки, в результате которой мы получим запчасти.

Поэтому после решения о разборке («переработке») б/у техники ­отражаем ее на счетах бухгалтерского учета как материалы.

Полученные при разборке запасные части следует оприходовать на одноименный счет 10-5 «Запасные части». Согласно пункту 64 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. № 119н, цену ­оприходования определяем следующим образом:

Цена оприходования = Сумма разборки (сч. 70, сч. 69…) + Стоимость б/у техники (сч. 41) – Стоимость некондиции (сч. 10-6).

Подетально стоимость запчастей можно определить пропорционально исходя из общей суммы деталей, их количества и общей стоимости б/у техники за минусом количества некондиционных деталей.

Пример 4

Организация приобрела технику, бывшую в употреблении. Бухгалтер сделал следующие проводки:

  • Дебет 41 Кредит 60 – 118 000 руб. – оприходование техники;
  • Дебет 19 Кредит 60 – 18 000 руб. – учтен НДС.

Организация приняла решение о разборке приобретенной техники. ­Бухгалтер сделал следующие записи:

  • Дебет 10-1 Кредит 41 – 100 000 руб. – отражаем б/у технику как материалы;
  • Дебет 20 Кредит 10-1 – 100 000 руб. – переданы в разборку («переработку»);
  • Дебет 20 Кредит 70, 69… – 35 000 руб. – расходы на разборку ­(зарплата, начисление на зарплату и прочее).

Полученные при разборке запчасти бухгалтер приходует на счет 10-5.

Цена оприходования = 35 000 руб. + 100 000 руб. – 10 000 руб. = 125 000 руб.

  • Дебет 10-5 Кредит 20 – 125 000 руб. – оприходованы запчасти.

Часть деталей после разборки техники оказалась в некондиции.

  • Дебет 10-6 Кредит 20 – 10 000 руб. – оприходованы некондиционные детали.

В данном случае отсутствует внереализационый доход, так как отсутствует безвозмездность получения запчастей. Производится разборка неиспользовавшегося основного средства, поскольку оно было куплено не для использования его по прямому назначению, а для разборки на детали, из которых ОС состоит.

Также следует отметить, что при последующем использовании запчастей (в ремонте или продаже) в расходах налогового учета принимается стоимость оприходования на счете 10-5, то есть в сумме реально понесенных затрат на покупку деталей в составе б/у техники.

Все письма ФНС РФ касаются разборки ОС после их использования на предприятии. В данном же случае происходит покупка по сути дела деталей, которые могли продать оптом (без разборки ОС) или по частям (разобрав ОС).

Следует отметить, что по деталям, которые нельзя реализовать (некондиция), Налоговый кодекс не предусматривает включения их стоимости в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, то есть это будет убыток, покрываемый за счет собственных средств предприятия.

По таким деталям следует составить акт о ломе товарно-материальных ценностей (форма № ТОРГ-15). Первый экземпляр отдают в бухгалтерию для списания потерь ТМЦ, второй остается в подразделении, третий – ­у материально ответственного лица.

Также необходимо восстановить НДС по этим списанным материальным ценностям, так как они не будут использоваться в операциях, облагаемых НДС, следовательно, вычета по ним не будет (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Если при покупке «входной» НДС по ним был уже принят к вычету, то его необходимо восстановить в том налоговом периоде, в котором списаны реализованные детали. НДС можно определить из пропорции стоимости списанных и проданных материальных ценностей.

Дебет 68 Кредит 19 – НДС на остаточную стоимость (сторно) и далее списать в бухучете проводкой Дебет 91 Кредит 19.

Как и в предыдущем примере, этот НДС не будет учтен в расходах по налоговому учету. Кроме того, здесь также возникает постоянное налоговое обязательство, оформленное проводкой Дебет 99 Кредит 68/прибыль.

  • Свежие
  • Посещаемые


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *