План счетов от 12 февраля 2021 года 103

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «План счетов от 12 февраля 2021 года 103». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Это схема регистрации и группировки показателей хозяйственной деятельности предприятия. К ним относятся активы, различные обязательства, финансовые операции и прочее. В ПС указаны счета первого порядка (синтетические) и второго порядка (субсчета). На основе ПС компании создают и утверждают рабочий план счетов с полным перечнем всех счетов. Бухгалтерские счета подразделяются на:

  • активные;
  • пассивные;
  • активно-пассивные.

Изменился План счетов бухгалтерского учета для госучреждений

Конечное и начальное сальдо нужно записывать по дебету счета. Увеличение записывайте по дебету счета, а уменьшение — по кредиту.

Список: 01, 03, 04, 08, 09 — 10, 19 — 20, 23, 25, 26, 29 — 41, 43, 44 — 58, 60.2, 60.7, 62.1, 62.3 — 62.6, 62.11, 62.22, 62.44, 73, 75.1, 76.2, 76.22, 81, 90.2 — 90.8, 91.2, 94, 97.

Такие счета бывают либо с односторонним сальдо, либо с двусторонним. В первом случае сальдо либо дебетовое, либо кредитовое, а во втором — одновременно дебетовое с кредитовым. Список: 11 — 16, 40, 60, 62, 68 — 69, 71, 75, 76.1, 76.3, 76.5 — 76.11, 76.55, 76.АВ, 79, 84 — 90, 90.9, 91, 91.9, 99 — 99.2, 99.2.2.

Собственные аналитические коды синтетических счетов и забалансовые счета можно вводить в рабочий план счетов только с учетом требований органа, которому учреждение подает отчетность (субъекта консолидации). В приказе об изменении Инструкции не указано, как поступить с уже установленными дополнительными счетами. Предполагается, что требования должны выполняться в отношении всех счетов, которые отражаются в отчетности после вступления поправок в силу.

Доходы будущих периодов разделяйте по датам признания в финансовом результате. Суммы, которые планируете отнести к доходам текущего года, учитывайте на счете 401.41. Остальные суммы отражайте на счете 401.49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные годы».

На забалансовом счете 27 помимо прочего учитывайте ОС в личном пользовании сотрудников. Это имущество, которое они используют в том числе за пределами учреждения и вне рабочего времени. Ранее в Инструкциях не говорилось о забалансовом учете таких объектов, поэтому вопрос был спорным.

По счету 105.01 помимо медикаментов учитывайте все медицинские изделия, которые учреждение использует в медицинских целях. Назначение счета привели в соответствие с кодом 341 КОСГУ.

В отношении некоторых поправок есть расхождения в датах начала применения. Так, в Единый план счетов и Инструкцию № 157н ввели счета 114.87 и 114.88 для учета резерва под снижение стоимости материальных запасов. По стандарту эти резервы надо отражать с 2020 г., однако новые счета действуют с учета за 2021 г. Согласно поправкам к планам счетов № 162н, № 174н и № 183н данные счета нужно применять с отчетности за 2020 год. Таким образом, новшество надо внедрить с текущего года.

Восстанавливайте объекты на балансе проводкой по счету 0.401.10.172. В инструкциях привели два случая, когда делают такую проводку.

Первая ситуация: на забалансовый счет 02 списали объект, который перестал удовлетворять критериям актива. При этом собственник имущества потребовал начать использовать имущество по иному назначению или передать другому учреждению.

Вторая ситуация: имущество учитывается на забалансовом счете 21 и собственник потребовал безвозмездно передать объект другому правообладателю.

При передаче основных средств работникам в личное пользование отражайте имущество на забалансовом счете 27. Подобные объекты стоимостью более чем 10 тыс. руб. продолжайте учитывать на счете 0.101.00.000, отразив по нему внутреннее перемещение.

Если после разукомплектования инвентарной группы вновь принимается к учету объект ОС, присваивайте ему новый инвентарный номер. Инвентарный номер комплекса объектов и внутренние инвентарные номера объектов в составе группы в дальнейшем не используйте.

План бухгалтерских счетов коммерческой организации на 2021 год

Объекты, учитываемые на забалансовых счетах 036fa5;» target=»_blank»>02, 03 и 07, восстанавливайте на счете 0.105.00.000 проводкой по счету 0.401.10.172. Поступайте так, если собственник потребовал безвозмездно передать запасы другому учреждению.

В аналогичном порядке учитывайте возврат материальных запасов, которые находились в личном пользовании сотрудников и числились на забалансовом счете 27.

Стоимость израсходованных материальных запасов относите в том числе на счета 0.401.20.214, 0.401.20.223, 0.401.20.263, 0.401.20.265 и 0.401.20.267.

При изменении назначения матзапаса изменяйте его учетную группу путем внутреннего перемещения по дебету и кредиту счета 0.105.00.000.

Резерв под снижение стоимости товаров, готовой и биологической продукции начисляйте проводкой по дебету счета 0.401.20.274 и кредиту счетов 0.114.87.440, 0.114.88.440. При выбытии данных запасов или увеличении их плановой цены реализации (распространения) уменьшайте резерв обратной проводкой. В отношении запасов, которые в отчетном периоде реализовали по сниженным ценам, списывайте остатки со счетов 0.105.07.440, 0.105.08.440 на уменьшение резерва по дебету счетов 0.114.87.440, 0.114.88.440.

Увеличение кадастровой стоимости земли отражайте по кредиту счета 0.401.10.176, уменьшение – по дебету этого счета. Метод «красное сторно» не применяйте.

Раздел земельного участка отражайте проводками по счету 0.401.10.172 аналогично тому, как отражается разукомплектация основного средства. По этому же счету уполномоченные органы отражают прием в состав казны земельного участка после разграничения права собственности на него.

Операции с межбюджетными трансфертами, субсидиями бюджетным и автономным учреждениям отражайте проводками, которые Минфин привел в системных Письмах от 15 января и от 4 февраля 2020 г. Эти корреспонденции закрепили в инструкциях к планам счетов.

По субсидиям бюджетным и автономным учреждениям в том числе прописали, что доходы текущего периода такие учреждения отражают на основании информации о выполнении условий предоставления средств. В качестве такой информации может выступать отчет по субсидии, извещение (ф. 0504805) или иной документ, который закреплен в соглашении. В какой ситуации применять каждый из этих документов, Минфин тоже разъяснял. Ранее уточнили и методические указания к форме извещения.

Для получателей целевых межбюджетных трансфертов дополнительно изменили счет, на котором формируются остатки по неиспользованным средствам прошлого года к возврату. Такие суммы надо отражать на счете 0.303.05.000, а не на счете 0.205.00.000. Отметим, аналогичный порядок применяют бюджетные и автономные учреждения при отражении остатков прошлогодних субсидий к возврату.

Если по одной смете создаете комплекс объектов нефинансовых активов, отражайте разукомплектацию вложений внутренним перемещением по дебету и кредиту счета 0.106.00.000.

При досрочном расторжении договора аренды или безвозмездного пользования остатки по счетам 0.111.40.000, 0.205.20.000, 0.302.20.000, 0.401.40.000, 0.401.50.000 списывайте проводками, обратными тем, которые вы отражали при признании объектов в учете. Метод «красное сторно» не используйте. Аналогичные поправки в текущем году внесли в стандарт «Аренда».

Восстановление убытка от обесценения нефинансовых активов отражайте по дебету счета 0.114.00.000 и кредиту счета 0.401.20.274.

Бюджетные и автономные учреждения отражают уменьшение стоимости недвижимого и особо ценного движимого имущества на счете 0.210.06.000 по кредиту счета 0.401.10.172. Их учредители уменьшают показатель по счету 0.204.33.000 по дебету счета 0.401.10.172. Метод «красное сторно» не применяется.

Показатели счета 205.00 в регистрах аналитического учета разделяйте не только по контрагентам, но и по правовым основаниям возникновения доходов (например, по договорам). Учет можно вести по группам контрагентов, но лишь при условии, что вы ведете персонифицированный учет вне балансовых счетов (управленческий учет). При этом не реже чем на каждую отчетную дату сверяйте данные бухгалтерского и управленческого учета.

На счете 302.00 расчеты по закупкам товаров, работ, услуг отражайте в разрезе правовых оснований (договоров). Расчеты по оплате труда вы по-прежнему можете учитывать по группе контрагентов, если персонифицированный учет ведете вне балансовых счетов и данные сверяете на каждую отчетную дату.

Аналитический учет по счетам 206.00, 208.00 и 302.00 ведите в том числе по учетным номерам денежных обязательств (при их наличии).

Уточнен порядок аналитического учета для забалансовых счетов 08 и 20. Например, по забалансовому счету 20 кредиторскую задолженность учитывайте в разрезе кодов классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, а также контрагентов и КФО.

В номерах счетов 0.304.66.000 и 0.304.76.000 указывайте код КОСГУ, исходя из типа вашего учреждения: казенные приводят коды 731 и 831, бюджетные и автономные – коды 732 и 832 КОСГУ. Отметим, аналогичный порядок действует для счетов 0.304.86.000 и 0.304.96.000.

Уполномоченные органы учитывают вложения в имущество казны по новому счету 0.106.50.000. Для него введены и аналитические коды видов имущества. Отметим, поправки к Единому плану счетов и Инструкции № 157н предусматривают различные даты начала применения этого счета. Учитывая изменения в плане счетов № 162н, внедрить новшество нужно с 2021 г.

Приобретенные права пользования принимайте к учету по дебету счета 0.111.60.000 и кредиту счета 0.302.26.730 (0.106.60.000).

Амортизацию начисляйте по дебету счета 0.401.20.226 (0.109.00.000) и кредиту счета 0.104.60.000. Прекращение прав пользования отражайте по дебету счетов 0.104.60.000, 0.114.60.000 и кредиту счета 0.111.60.000.

План счетов и инструкция к нему регламентированы Приказом Минфина от 31.10.2000 г. № 94н. Его должны использовать хозяйствующие субъекты всех организационно-правовых форм, которые применяют метод двойной записи.

Исключением являются банки и бюджетные учреждения. Предпринимателям также можно не использовать план счетов.

Внимание! Можно отказаться от двойной записи по счетам. Это могут сделать микропредприятия и некоммерческие организации, поскольку им предоставлено право вести упрощенный бухучет и формировать упрощенную отчетность. (п. 6.1 ПБУ 1/2008).

ГУП и МУП используют в бухучете план счетов, регламентированный Приказом Минфина от 01.12.2010 г. № 157н. Он отличается от стандартного плана счетов для коммерческих субъектов.

В плане счетов для бюджетной сферы счета имеют другую структуру, и использовать их нужно иным образом.

Структура плана счетов

План счетов — это схема, согласно которой производится группировка и регистрация фактов деятельности субъекта.

В нем имеются счета первого порядка — они называются синтетическими. Каждый такой счет имеет свой номер и название. Все счета первого порядка делятся на 3 типа:

  1. активные — увеличиваются по дебету, уменьшаются по кредиту, сальдо только по дебету;
  2. пассивные — увеличиваются по кредиту, уменьшаются по дебету, сальдо только по кредиту;
  3. активно-пассивные — увеличиваются и уменьшаются как по дебету, так и по кредиту, сальдо может быть как по дебету, так и по кредиту.

Кроме счетов первого порядка используются счета второго порядка — они называются субсчетами. Они открываются к конкретному счету первого порядка, и их может быть открыто несколько к одному синтетическому счету.

Из общего плана счетов компания выбирает только те счета и субсчета, с помощью которых она будет отражать факты хозяйственной деятельности. При этом организация вправе открывать дополнительные субсчета, если ей это необходимо для работы. Также субсчета можно переименовать, объединить или исключить.

Когда компания определилась со счетами и субсчетами, она составляет рабочий план счетов. Он закрепляется в учетной политике организации. Если планируется использовать иные счета, в рабочий план счетов можно вносить корректировки, требующие утверждения.

Организация вправе ввести дополнительный синтетический счет, если в плане счетов нет подходящего, но только с разрешения Минфина. Для этого нельзя использовать номера, которые уже используются в основном плане счетов.

Верное использование плана счетов, применяемого компаниями в 2021 году, позволяет не только отразить все операции и факты хозяйственной деятельности в бухгалтерском и налоговом учете, но также и сформировать достоверную отчетность в контролирующие органы.

Счета первого порядка (синтетические)

Счета второго порядка (субсчета)

Тип

Наименование

Номер

Номер и наименование

Раздел I. Внеоборотные активы

Активный

Основные средства (ОС)

01

По видам ОС

Пассивный

Амортизация ОС

02

Активный

Доходные вложения в материальные ценности

03

По видам материальных ценностей

Активный

Нематериальные активы (НМА)

04

По видам НМА, по расходам на НИОКР и на технологические работы

Пассивный

Амортизация НМА

05

Активный

Оборудование к установке

07

Активный

Вложения во внеоборотные активы

08

1. Приобретение земельных участков

2. Приобретение объектов природопользования

3. Строительство объектов ОС

4. Приобретение объектов ОС

5. Приобретение НМА

6. Перевод молодняка животных в основное стадо

7. Приобретение взрослых животных

8. Выполнение НИОКР и технологических работ

Раздел II. Производственные запасы

Активный

Материалы

10

1. Сырье и материалы

2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали

3. Топливо

4. Тара и тарные материалы

5. Запчасти

6. Прочие материалы

7. Материалы, переданные в переработку на сторону

8. Стройматериалы

9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности

10. Специальная оснастка и спецодежда на складе

11. Специальная оснастка и спецодежда в эксплуатации

Активный

Животные на выращивании и откорме

11

Активно-пассивный

Резервы под снижение стоимости материальных ценностей

14

Активный

Заготовление и приобретение материальных ценностей

15

Активно-пассивный

Отклонение в стоимости материальных ценностей

16

Активный

НДС по приобретенным ценностям

19

1. НДС при приобретении ОС

2. НДС по приобретенным НМА

3. НДС по приобретенным материально-производственным запасам

Раздел III. Затраты на производство

Активный

Основное производство

20

Активный

Полуфабрикаты собственного производства

21

Активный

Вспомогательные производства

23

Активный

Общепроизводственные расходы

25

Активный

Общехозяйственные расходы

26

Активный

Брак в производстве

28

Активный

Обслуживающие производства и хозяйства

Сноска. Заголовок главы 2 в редакции приказа Первого заместителя Премьер-Министра РК – Министра финансов РК от 20.04.2020 № 395 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

2. План счетов предназначен для группировки и текущего отражения элементов финансовой отчетности в стоимостном выражении.

3. Синтетические счета бухгалтерского учета в Плане счетов расположены в порядке уменьшения ликвидности согласно приложению 1 к настоящему Плану счетов и содержат четыре знака. Первая цифра номера указывает на принадлежность к разделам, вторая — на принадлежность к подразделам, третья — на принадлежность к группам синтетических счетов, четвертая цифра – на принадлежность к субсчетам.

Сноска. Заголовок главы 3 в редакции приказа Первого заместителя Премьер-Министра РК – Министра финансов РК от 20.04.2020 № 395 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

4. План счетов содержит следующие разделы:

1 раздел – «Краткосрочные активы»;

2 раздел – «Долгосрочные активы»;

3 раздел – «Краткосрочные обязательства»;

4 раздел – «Долгосрочные обязательства»;

5 раздел – «Чистые активы/капитал»;

6 раздел – «Доходы»;

7 раздел – «Расходы»;

8 раздел – «Затраты на производство и другие цели»;

9 раздел – «Забалансовые счета».

Сноска. Заголовок главы 4 в редакции приказа Первого заместителя Премьер-Министра РК – Министра финансов РК от 20.04.2020 № 395 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

5. Счета раздела 1 «Краткосрочные активы» предназначены для учета наличия и движения активов государственных учреждений, классифицируемых как краткосрочные.

6. Раздел 1 «Краткосрочные активы» включает следующие подразделы:

1000 — «Денежные средства и их эквиваленты»;

1100 — «Краткосрочные финансовые инвестиции»;

1200 — «Краткосрочная дебиторская задолженность»;

1300 — «Запасы»;

1400 — «Прочие краткосрочные активы».

7. Подраздел 1000 «Денежные средства и их эквиваленты» — предназначен для учета денежных средств и их эквивалентов на контрольных счетах наличности и счетах государственных учреждений.

Данный подраздел включает следующие счета:

1010 — «Денежные средства в кассе», предназначен для учета наличия и движения денежных средств в кассе государственного учреждения;

1020 — «Текущий счет государственного учреждения», предназначен для учета движения денег на текущем счете государственного учреждения;

1030 — «Расчетный счет», предназначен для учета денежных средств, полученных посольствами Республики Казахстана от Министерства иностранных дел Республики Казахстан (далее – МИД) и прочими организациями;

1040 — «Контрольный счет наличности (далее – КСН) для учета поступлений и расчетов», предназначен для учета денежных средств государственного учреждения от благотворительной помощи, по платным услугам, деньгам временного размещения, местного самоуправления, поступлений в республиканский и местные бюджеты, Фонда компенсации потерпевшим.

Сноска. Заголовок главы 6 в редакции приказа Первого заместителя Премьер-Министра РК – Министра финансов РК от 20.04.2020 № 395 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

22. Счета раздела 3 «Краткосрочные обязательства» предназначены для учета обязательств государственных учреждений, классифицируемых как краткосрочные.

23. Раздел 3 «Краткосрочные обязательства» включает следующие подразделы:

3000 — «Краткосрочные финансовые обязательства»;

3100 — «Краткосрочная кредиторская задолженность по налогам и другим платежам»;

3200 — «Краткосрочная кредиторская задолженность»;

3300 — «Краткосрочные оценочные и гарантийные обязательства»;

3400 — «Прочие краткосрочные обязательства».

24. Подраздел 3000 «Краткосрочные финансовые обязательства» предназначен для учета финансовых обязательств хозяйствующих субъектов, классифицируемых как краткосрочные.

Данный подраздел включает следующие счета:

3010 — «Краткосрочные внешние займы полученные», предназначен для учета краткосрочных полученных внешних займов;

3020 — «Краткосрочные внутренние займы полученные», предназначен для учета краткосрочных полученных внутренних займов;

3030 — «Прочие краткосрочные финансовые обязательства», предназначен для учета прочих краткосрочных финансовых обязательств, не указанных в других группах счетов;

3040 – «Краткосрочные обязательства по проектам государственно-частного партнерства», предназначен для учета краткосрочных финансовых обязательств по проектам государственно-частного партнерства.

Сноска. Пункт 24 в редакции приказа Министра финансов РК от 14.01.2019 № 14; с изменением, внесенным приказом Министра финансов РК от 12.02.2021 № 103 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

25. Подраздел 3100 «Краткосрочная кредиторская задолженность по налогам и другим платежам», предназначен для учета краткосрочной кредиторской задолженности по налогам и другим платежам.

Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета государственных учреждений

Сноска. Заголовок главы 8 в редакции приказа Первого заместителя Премьер-Министра РК – Министра финансов РК от 20.04.2020 № 395 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

35. Счета раздела 5 «Чистые активы/ капитал» предназначены для учета чистых активов/капитала государственного учреждения.

36. Раздел 5 «Чистые активы/ капитал» включает следующие подразделы:

5000 — «Финансирование»;

5100 — «Резервы»;

5200 — «Финансовый результат».

37. Подраздел 5000 «Финансирование» предназначен для учета источников финансирования.

Данный подраздел включает счет:

5010 — «Финансирование капитальных вложений». Данный счет включает субсчет:

5012 — «Финансирование капитальных вложений за счет внешних займов и связанных грантов», предназначен для учета, выделенного из государственного бюджета финансирования за счет внешних займов и связанных грантов.

Сноска. Пункт 37 в редакции приказа Министра финансов РК от 14.01.2019 № 14.

38. Подраздел 5100 «Резервы» предназначен для учета резервов. Данный подраздел включает следующие счет:

5110 — «Резервы», предназначен для учета резервов на переоценку активов и пересчет финансовой отчетности зарубежного государственного учреждения для консолидации отчетности группы. Данный счет включает следующие субсчета:

5111 — «Резерв на переоценку основных средств», где учитываются результаты переоценки основных средств;

5112 — «Резерв на переоценку нематериальных активов», где учитываются результаты переоценки нематериальных активов;

5113 — «Резерв на переоценку финансовых инвестиций», где учитываются результаты переоценки финансовых инвестиций государственного учреждения;

5114 — «Резерв на пересчет иностранной валюты по зарубежной деятельности», где учитывается балансирующий результат от пересчета элементов финансовой отчетности зарубежного государственного учреждения для ее консолидации с основным государственным учреждением;

5115 — «Прочие резервы», где учитываются резервы, не указанные в других группах счетов.

39. Подраздел 5200 «Финансовый результат» предназначен для учета накопленных результатов от финансовой деятельности государственного учреждения.

Данный подраздел включает следующие счета:

счет 5210 — «Финансовый результат отчетного года», предназначен для учета финансового результата отчетного периода по деятельности государственного учреждения;

счет 5220 — «Финансовый результат предыдущих лет», предназначен для учета накопленных финансовых результатов от деятельности государственного учреждения предыдущих лет;

счет 5230 — «Финансовый результат отчетного периода по поступлениям в бюджет», предназначен для учета финансового результата отчетного периода по поступлениям в бюджет;

счет 5240 — «Финансовый результат предыдущих лет по поступлениям в бюджет», предназначен для учета накопленных финансовых результатов предыдущих лет по поступлениям в бюджет.

  • Изменения, которые следует применять при ведении учета и формировании отчетности на 01.01.2021
  • Изменения с 1 января 2021 года

21 декабря 2020 года вступил в силу приказ Минфина России от 30.10.2020 № 256н (далее – Приказ № 256н). Он вносит изменения в План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и в Инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н). Часть изменений необходимо применять при ведении учета и составлении отчетности на 1 января 2021 г. Другие изменения вступили в силу с 1 января 2021 г.

\n\n

ПСБУ для коммерческих организаций — это схема, позволяющая зарегистрировать и сгруппировать факты хозяйственной деятельности (активы, обязательства, финансовые и хозяйственные операции и проч.).
\n
\nВ нем приведены счета первого порядка. Их называют синтетическими, и у каждого есть наименование и номер.

\n\n

Три вида синтетических счетов:

\n\n

    \n\t
  1. Активные. Сальдо у них может быть только дебетовым, увеличение средств всегда отражается по дебету, уменьшение по кредиту.
  2. \n\t

  3. Пассивные. Сальдо у них может быть только кредитовым, увеличение средств всегда отражается по кредиту, уменьшение по дебету.
  4. \n\t

  5. Активно-пассивные. Сальдо у них может быть как дебетовым, так и кредитовым, увеличение (уменьшение) средств отражается либо по дебету, либо по кредиту.
  6. \n

\n\n

Также в ПСБУ приведены счета второго порядка. Их называют субсчетами. Для одного синтетического счета может быть открыто несколько субсчетов.

\n\n

Организация должна выбрать те счета, которые она будет использовать в своей работе. Также нужно продумать, какие субсчета необходимо открыть исходя из специфики деятельности компании.

\n\n\n

ВАЖНО. Организация не обязана строго придерживаться списка субсчетов. Их можно переименовывать, уточнять, объединять и исключать. Главное, чтобы с ними было удобно работать.

\n\n\n

В итоге получится рабочий ПСБУ. Его следует закрепить в своей учетной политике. В случае, когда в течение года деятельность организации поменялась, на следующий год можно утвердить измененный вариант.
\n
\nЕсли какая-либо хозяйственная операция является специфической, и для нее нет подходящего синтетического счета, допустимо с разрешения Минфина ввести для себя новый счет. Для этого используются номера, не задействованные в плане.

План счетов бухгалтерского учета в 2021 году

ПСБУ для коммерческих организаций — это схема, позволяющая зарегистрировать и сгруппировать факты хозяйственной деятельности (активы, обязательства, финансовые и хозяйственные операции и проч.).

В нем приведены счета первого порядка. Их называют синтетическими, и у каждого есть наименование и номер.

Три вида синтетических счетов:

  1. Активные. Сальдо у них может быть только дебетовым, увеличение средств всегда отражается по дебету, уменьшение по кредиту.
  2. Пассивные. Сальдо у них может быть только кредитовым, увеличение средств всегда отражается по кредиту, уменьшение по дебету.
  3. Активно-пассивные. Сальдо у них может быть как дебетовым, так и кредитовым, увеличение (уменьшение) средств отражается либо по дебету, либо по кредиту.

Также в ПСБУ приведены счета второго порядка. Их называют субсчетами. Для одного синтетического счета может быть открыто несколько субсчетов.

Организация должна выбрать те счета, которые она будет использовать в своей работе. Также нужно продумать, какие субсчета необходимо открыть исходя из специфики деятельности компании.

ВАЖНО. Организация не обязана строго придерживаться списка субсчетов. Их можно переименовывать, уточнять, объединять и исключать. Главное, чтобы с ними было удобно работать.

В итоге получится рабочий ПСБУ. Его следует закрепить в своей учетной политике. В случае, когда в течение года деятельность организации поменялась, на следующий год можно утвердить измененный вариант.

Если какая-либо хозяйственная операция является специфической, и для нее нет подходящего синтетического счета, допустимо с разрешения Минфина ввести для себя новый счет. Для этого используются номера, не задействованные в плане.

Счета первого порядка (синтетические)

Счета второго порядка (субсчета)

Тип

Наименование

Номер

Номер и наименование

Желающие могут ознакомиться на официальном сайте Министерства финансов с документом, в котором прописаны рекомендации для субъектов малого предпринимательства по использованию простых методов ведения БУ и оформления отчётности. Данные рекомендации созданы научно-исследовательскими учреждениями бухгалтеров и аудиторов РФ.

Рекомендуется использовать 3 возможных метода (формы) для обеспечения упрощённого учета:

  • полная упрощенная;
  • сокращенная;
  • простая.

Упрощенный метод используют следующие организации и субъекты:

  1. Некоммерческие объединения (компании)
  2. Субъекты малого предпринимательства
  3. Организации, имеющие статус участником проекта «Сколково».

Выбранный способ организации БУ закрепляется в обязательном порядке в учетной политике (УП). Фирма утверждает политику в двух видах: для БУ и налогообложения. Оба документа оформляется в виде разделов общей политики фирмы и по отдельности. В практическом применении лучше вести 2 независимые УП.

Полная форма упрощенного БУ используется теми организациями, которые используют метод начисления, а также тем, кто осуществляет разнообразные хозяйственные операции.

Министерство финансов пояснил некоторые аспекты по компании и ведению упрощенного бухгалтерского учета.

Какие существуют послабления для некоторых коммерческих организаций:

  • сокращенный тип плана счетов;
  • полная форма ведения, упрощенного БУ;
  • упрощенная отчетность,

Малые предприятия имеют право вносить исправления существенных ошибок предыдущих годов, которые были обнаружены после утверждения отчетности.

Сокращенная форма предусматривает запись всех фактов хоз. деятельности с помощью двойной записи в книге учета хозяйственной работы. Данная форма используется малыми организациями, она удобна для тех, у кого хозяйственные действия в целом однообразные.

Простая система ведется только микропредприятиями (сюда входят фирмы с количеством сотрудников до 15 человек). Здесь не требуется двойная запись. Все действия фиксируются с соблюдением обязательств финансовых хозяйственных операций.

Для эффективного применения всех возможных счетов важно знать экономическое наполнение, структурную часть, назначение характеристики и остаток по бухгалтерскому счёту.

Для этой цели используется классификация номера счетов – процедура группировки по их главным свойствам. Данный процесс обеспечивает отражение хозяйственных действий, сопоставимость и сводимость всех имеющихся показателей.

Согласно Закону,

  • Балансовые счета (БС) используются для учета хозяйственных средств, формирования, которые принадлежат организации или же целиком контролируемых компанией (они временно привлечены с правом пользования, распоряжения). Балансовые бухгалтерские счета отражены в табличном варианте отражения финансовых показателей организации на дату, имеют 2-х значный шифр.
  • Забалансовые счета (ЗС) используются для учета тех средств, которые не относятся к этой организации, но временно находятся в её распоряжении. Также ЗС предназначены для учета имущества, который находится в собственности компании, но передан иным фирмам в соответствии с договором финансовой первоначальной аренды с правом последующего выкупа, а также для осуществления контроля за некоторыми хозяйственными действиями. ЗС имеют трехзначный шифр, не содержатся в итогах баланса и отражены за ним.

Счет 011 по средствам, сданным в аренду, используется для унификации имеющихся данных о наличии объектов главных средств, которые сданы в аренду, и их движении, если по обстоятельствам соглашения аренды имущество будет находиться на балансе нанимателя.

Синтетический счет используется, чтобы группировать однородные объекты и для их учета.

Аналитический применяется для подробной характеристики определенных объектов.

Данные показатели используются для продуктивного управления и контроля за работой предприятия.

Субсчета – метод группировки информации аналитического счета.

Наглядный пример приведен в таблице.

Синтетический Субсчет Аналитический счет
Материалы Сырье Сахар, перец
Запчасти Колеса, батареи
Стройматериалы Штукатурка, плитки, ламели
Топливо Газ, бензин, дрова
Примеры того, что входит в синтетический счет, субсчет и аналитический счет

С учетом терминологии синтетического и аналитического учета, можно утверждать, что аналитический учет — дополнительная расшифровка по детализации к синтетическому.

Баланс бухгалтерский подразделяется на актив и пассив по своему составу, по этой причине синтетические счета делятся на:

  • Пассивные (ПС);
  • Активные (АС);
  • Активно-пассивные (АПС).

Один и тот же счет может быть: пассивным, активным или активно-пассивным. Определение сальдо АС на конец периода вычисляется сложением дебетового остатка (между поступлениями и расходами) на начало периода с оборотом за определённый период и вычитанием от суммы данной разницы.

Это первичные счета БУ, учитывающие разные категории имущества компании, показывающие их движение и составную часть. АС находятся в активе ПС, и на них отражены данные о финансах, имеющихся в собственности компании: имущество в складском помещении, банковские счета.

Существуют различные типы АС:

  • Затратные. Используются для обеспечения формирования себестоимости уже готовых продуктов.
  • Инвентарные. Учитывают имущество предприятия по главным средствам, материалам, нематериальным активам.
  • Денежные (отражают средства в наличном или безналичном виде)
  • Собирательные и распределительные (они открываются для формирования тех затрат, которые не относятся к процедуре главного производства, но содержатся в себестоимости посредством пропорционального распределения определенному признаку).

Активные синтетические счета предполагают учет движения активов компании: наличия, выбытия и поступления хоз. средств. Счёт 41 «Товары», а также услуги общественного питания, например.

Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 N 157Н

(в ред. Приказов Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н, от 29.08.2014 N 89н, от 06.08.2015 N 124н, от 01.03.2016 N 16н, от 16.11.2016 N 209н, от 27.09.2017 N 148н, от 31.03.2018 N 64н, от 28.12.2018 N 298н, от 14.09.2020 N 198н)

На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1, ст. 8; 2006, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424), пунктов 4 и 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1478; N 49, ст. 4908; 2007, N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411) и в целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями приказываю:

1. Утвердить Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений согласно приложению N 1 к настоящему Приказу.

2. Утвердить Инструкцию по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений согласно приложению N 2 к настоящему Приказу.

3. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2011 года.

3.1. Настоящий приказ распространяется на: (в ред. Приказа Минфина РФ от 06.08.2015 N 124н)

а) Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос» в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета, а также при передаче на безвозмездной основе на основании соглашений своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, от лица указанных корпораций при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию объектов государственной собственности Российской Федерации) и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых указанные корпорации осуществляют от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества, в соответствии с бюджетным законодательством; (в ред. Приказа Минфина РФ от 06.08.2015 N 124н)

1. Настоящая Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее — Инструкция) устанавливает единый порядок применения субъектами учета Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее — Единый план счетов), обязательные общие требования к учету нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов на соответствующих счетах Единого плана счетов, в том числе требования по их признанию, оценке, группировке, общие способы и правила организации и ведения бюджетного учета учреждениями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, иными организациями в части осуществляемых ими в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочий по ведению бюджетного учета и (или) составлению и представлению бюджетной отчетности, органами Федерального казначейства, осуществляющими операции в системе казначейских платежей в рамках казначейского обслуживания и (или) управления остатками средств на едином казначейском счете (далее — ЕКС), органами, осуществляющими кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовыми органами, и бухгалтерского учета бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, государственными академиями наук (далее, в целях настоящей Инструкции — бухгалтерский учет) путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций с активами и обязательствами. (в ред. Приказа Минфина РФ от 14.09.2020 N 198н)

Согласно пунктам 4 и 4.1 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2018, N 30, ст. 4557). (в ред. Приказа Минфина РФ от 14.09.2020 N 198н)

В целях настоящей Инструкции под субъектами учета понимаются: органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные академии наук, государственные (муниципальные) учреждения, в том числе находящиеся за пределами Российской Федерации, иные юридические лица, осуществляющие согласно законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств (далее — учреждения); финансовые органы соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение бюджетов, а также органы Федерального казначейства, осуществляющие казначейское обслуживание исполнения федерального бюджета (далее — финансовые органы); органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, автономных учреждений (далее — органы, осуществляющие кассовое обслуживание); органы Федерального казначейства, осуществляющие казначейское обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, операций со средствами бюджетных, автономных учреждений и иных организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, а также иные операции в системе казначейских платежей (далее — органы Федерального казначейства). (в ред. Приказа Минфина РФ от 14.09.2020 N 198н)

Единый план счетов предназначен для упорядоченного сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных академий наук, государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, и полученных по указанным операциям финансовых результатах (далее — объекты учета). Единый план счетов содержит наименования и номера синтетических счетов объектов учета (синтетических кодов счетов (счетов первого порядка) и аналитических кодов синтетических счетов). (в ред. Приказа Минфина РФ от 12.10.2012 N 134н)

22. Счета раздела «Нефинансовые активы» Единого плана счетов предназначены для сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии активов, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе переданных (полученных) по договорам аренды, безвозмездного пользования, в доверительное управление, а также имущества, являющегося объектом концессионных соглашений, объектов учета аренды, и относящихся для целей бухгалтерского учета к основным средствам, нематериальным активам, непроизведенным активам, материальным запасам, имуществу, составляющему государственную (муниципальную) казну, иным видам материальных ценностей, а также об операциях, связанных с их выбытием (передачей, реализацией, списанием с балансового учета), получением (приобретением), созданием (изготовлением, сооружением, строительством), в том числе по формированию сумм фактических вложений учреждения (организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств) в объекты нефинансовых активов, стоимости объекта учета, затрат на производство готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

23. Объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

Сумма фактических затрат при приобретении в результате обменных операций, сооружении или изготовлении (создании) нефинансовых активов с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления нефинансовых активов в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах), признается их первоначальной стоимостью, если иное не предусмотрено настоящей Инструкцией. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

Абзацы третий — четвертый. — Утратили силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.09.2017 N 148н)

Стоимость материальных запасов при их приобретении, изготовлении (создании) в целях ведения бухгалтерского учета признается их первоначальной стоимостью. (в ред. Приказа Минфина РФ от 14.09.2020 N 198н)

Первоначальной стоимостью объектов непроизведенных активов признаются фактические вложения учреждения в их приобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, а также земельных участков, находящихся у учреждений на праве безвозмездного бессрочного пользования, земельных участков, составляющих государственную (муниципальную) казну, иных земельных участков, признаваемых объектами бухгалтерского учета, первоначальной стоимостью которых признается их рыночная (кадастровая) стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

23.1. В целях ведения бюджетного учета драгоценные металлы, драгоценные камни, ювелирные и иные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, составляющие Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (далее — ценности Госфонда России, Госфонд России) или государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации (далее — ценности Госфонда субъекта Российской Федерации, Госфонд субъекта Российской Федерации), учитываются по балансовой стоимости. Балансовой стоимостью ценностей Госфонда России, Госфонда субъекта Российской Федерации для целей настоящей Инструкции признается их оценочная стоимость. (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.09.2017 N 148н)

38. Счет предназначен для учета операций с материальными объектами, относящимися к основным средствам в соответствии с положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (далее — Стандарт Основные средства), а также для учета объектов неоперационной (финансовой) аренды. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

Утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный номер 46518) с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 253н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2020 г., регистрационный номер 57424). (в ред. Приказа Минфина РФ от 14.09.2020 N 198н)

39. К основным средствам не относятся предметы, служащие менее двенадцати месяцев, независимо от их стоимости, материальные объекты имущества, относящиеся в соответствии с положениями настоящей Инструкции к материальным запасам, находящиеся в пути или числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений, готовой продукции (изделий), товаров.

40-42. Пункты утратили силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

43. Капитальные вложения учреждения в многолетние насаждения включаются им в состав основных средств ежегодно в сумме вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.

44. Сроком полезного использования объекта основных средств является период, в течение которого предусматривается использование в процессе деятельности учреждения объекта нефинансовых активов в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен (в запланированных целях). (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

45. Единицей учета основных средств является инвентарный объект. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

Абзацы второй — третий — Утратили силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

Инвентарные объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету согласно следующих особенностей и с учетом группировки объектов основных фондов, предусмотренной Общероссийским классификатором основных фондов: (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.09.2017 N 148н)

если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными инвентарными объектами;

надворные постройки, пристройки, ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания (сарай, забор, колодец и др.), составляют вместе с ним один инвентарный объект. Если эти постройки и сооружения обеспечивают функционирование двух и более зданий, они считаются самостоятельными инвентарными объектами;

Казначейское обслуживание в 2021 году

70. К непроизведенным активам относятся объекты нефинансовых активов, не являющиеся продуктами производства, вещное право на которые должно быть закреплено в установленном порядке (земля, недра и пр.) за учреждением, используемые им в процессе своей деятельности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. (в ред. Приказов Минфина РФ от 29.08.2014 N 89н, от 14.09.2020 N 198н)

71. Указанные активы, за исключением земельных участков, отражаются в бухгалтерском учете по их первоначальной стоимости в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот. (в ред. Приказа Минфина РФ от 29.08.2014 N 89н)

Земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), а также земельные участки, на которые государственная собственность не разграничена, вовлекаемые уполномоченными органами власти (органами местного самоуправления) в хозяйственный оборот, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются на соответствующем счете аналитического учета счета 10300 «Непроизведенные активы» на основании документов, подтверждающих права пользования земельными участками (выписок из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке), по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенном за пределами территории Российской Федерации), а при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка — по стоимости, рассчитанной исходя из наименьшей кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, граничащего с объектом учета, либо, при невозможности определения такой стоимости, — в условной оценке, один квадратный метр — 1 рубль. (в ред. Приказа Минфина РФ от 14.09.2020 N 198н)

72. В целях формирования первоначальной стоимости объектов непроизведенных активов при их приобретении, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, фактические вложения учреждения формируются с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации, включая:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу (поставщику);

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта непроизведенных активов;

регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением объекта непроизведенных активов;

суммы вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект непроизведенных активов;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта непроизведенных активов.

Не включаются в сумму фактических вложений общехозяйственные и иные аналогичные расходы, а также расходы, связанные с приведением объектов непроизведенных активов в состояние, пригодное для использования.

73. Дата признания в бухгалтерском учете операций по принятию, выбытию (списанию) объекта непроизведенных активов определяется исходя из положений настоящей Инструкции, устанавливающих правила признания доходов (расходов).

74. Операции по поступлению, внутреннему перемещению, выбытию (в том числе по основанию принятия решения о списании) объектов непроизведенных активов оформляются бухгалтерскими записями на основании надлежаще оформленных первичных учетных документов, в порядке, предусмотренном Инструкциями по применению Планов счетов.

75. Отражение в бухгалтерском учете выбытия объектов непроизведенных активов осуществляется в случаях:

прекращения имущественных прав по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в том числе по основанию продажи, безвозмездной передаче (дарению);

прекращения использования объекта непроизведенных активов, вследствие порчи, изменения качественных характеристик объекта, по иным основаниям невозможности использования объекта по установленному при принятии объекта к учету назначению;

в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

84. Счет предназначен для сбора информации о начисленной сумме амортизации объектов нефинансовых активов, принятых учреждением к учету.

Показатель амортизации отражает величину стоимости основных средств, нематериальных активов, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, прав пользования активами, а также объектов нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну, перенесенную за период учета в течение срока их полезного использования на расходы (на уменьшение финансового результата). (в ред. Приказов Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н, от 14.09.2020 N 198н)

85. Расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, осуществляющим учет используемого права пользования активами, объекта нематериальных активов линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

В случаях расчета амортизационных начислений линейным способом, при изменении срока полезного использования в связи с изменением первоначально принятых нормативных показателей функционирования амортизируемого объекта основного средства, нематериального актива, в том числе в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации или частичной ликвидации, изменении срока права пользования активом, начиная с месяца, в котором был изменен срок полезного использования, расчет годовой суммы амортизации производится учреждением линейным способом, исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату изменения срока полезного использования и уточненной нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования на дату изменения срока использования. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

Под остаточной стоимостью амортизируемого объекта на соответствующую дату понимается балансовая стоимость объекта, уменьшенная на сумму начисленной на соответствующую дату амортизации и сумму убытка от обесценения. (в ред. Приказа Минфина РФ от 28.12.2018 N 298н)

Под оставшимся сроком полезного использования на соответствующую дату понимается срок полезного использования амортизируемого объекта, уменьшенный на срок его фактического использования на соответствующую дату. (в ред. Приказа Минфина РФ от 28.12.2018 N 298н)

При принятии к учету объекта основного средства, нематериального актива по балансовой стоимости с ранее начисленной суммой амортизации и ранее начисленным убытком от обесценения, расчет учреждением годовой суммы амортизации, производимый линейным способом, осуществляется исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату его принятия к учету и нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования на дату принятия к учету такого объекта. (в ред. Приказа Минфина РФ от 28.12.2018 N 298н)

В течение финансового года начисление амортизации линейным способом осуществляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы. Начисление амортизации по принятому к учету праву пользования активом осуществляется с месяца его принятия к учету равномерно (помесячно) в течении срока полезного использования объекта учета аренды. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

Абзац седьмой — Утратил силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 N 64н)

86. Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо его выбытия (в том числе по основанию списания объекта с бухгалтерского учета).

Начисление амортизации не может производиться свыше 100% стоимости амортизируемого объекта.

87. Начисление амортизации на объекты прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или за месяцем выбытия этого объекта с бухгалтерского учета.

Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал постановление о правилах предоставления субсидий на поддержку социально значимых проектов электронных СМИ, а также на создание интернет-сайтов, имеющих социальное или образовательное значение.

Раньше эти правила каждый год утверждались приказом Роспечати. С 2021 года порядок субсидирования будет регулироваться постановлением Правительства, а непосредственную поддержку СМИ будет оказывать Минцифры.

Получить субсидии смогут учредители средств массовой информации и с их помощью создавать новые программы и снимать документальные фильмы. Средства в том числе разрешается направить на оплату труда сотрудников и приглашённых специалистов, командировочные расходы, аренду транспорта, техники, помещений и декораций для проведения съёмок и звукозаписи.

Владельцы социально ориентированных сайтов смогут покрыть расходы на зарплату сотрудников, оплату или продление регистрации доменного имени в интернете, аренду серверного оборудования. Субсидии также можно потратить на оплату услуг по предоставлению архивных материалов, приобретение лицензионного программного обеспечения, техническое поддержание сайта.

Сроки проведения конкурсного отбора и требования к оформлению заявок на получение господдержки будут опубликованы на сайте Минцифры.

Работа Правительства:

  • Медиасфера. Интернет

Министерства и ведомства, органы при правительстве:

  • Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России)

Август

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?

П. 11 Инструкции № 157н содержит перечень журналов операций бухгалтерского учета, применяемых в государственных (муниципальных) учреждениях. В этот перечень добавлены нижеперечисленные регистры:

  • журнал операций межотчетного периода;
  • журнал операций по исправлению ошибок прошлых лет.

Ранее записи по исправлению ошибок прошлых лет отражались обособлено в журнале по прочим операциям с отметкой «Исправление ошибок прошлых лет», теперь бухгалтерские записи бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет и по операциям, отраженным в межотчетном периоде, подлежат обособлению в бухгалтерском учете в отдельных журналах операций.

В Методических указаниях по применению форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, утвержденных Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н (в редакции Приказа Минфина РФ 15.06.2020 № 103н) представлен порядок применения новых форм журналов операций.

Дополнения, введенные в п. 11 Инструкции № 157н, говорят о том, что при завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, не переходят в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года, за исключением счетов учета расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности, содержащих в 24-26 разрядах номера счета подстатьи 560, 660, 730, 830 КОСГУ.

Необходимо учитывать, что текст данного положения приведен в инструкции не полностью.

На основании внесенных изменений в п. 21.2 Инструкции № 157н (в новой редакции), при ведении бухгалтерского учета хозяйственные операции бюджетных, автономных учреждений отражаются на счетах рабочего плана счетов, содержащих в 5 — 14 разрядах номера счета нули, за исключением отражения объектов бухгалтерского учета, возникающих:

  • при осуществлении деятельности с целевыми средствами, предоставляемыми в рамках реализации национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов);
  • а также в случае, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения активов, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета.

До внесения изменений в этом пункте было указано, что в 5-14 разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения.

В Едином плане счетов уточнены наименования балансовых счетов 0 105 01 000 и 0 104 90 000. К другим счетам, по которым произведена корректировка названия (при этом назначение осталось прежнее), относятся счета 0 205 45 000, 0 206 41 000, 0 206 52 000, 0 206 81 000, 0 207 04 000, 0 302 41 000, 0 302 81 000.

Ниже приведем новые аналитические счета:

  • 0 205 38 000 «Расчеты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда».
  • 0 207 40 000 «Расчеты по прочим долговым требованиям».
  • 0 208 50 000 «Расчеты с подотчетными лицами по безвозмездным перечислениям» с детализацией по счетам:
  • 0 208 52 000 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств».
  • 0 208 53 000 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств».
  • 0 208 52 000 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и представительствам иностранных государств».
  • 0 208 53 000 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям международным организациям».
  • 0 302 51 000 «Расчеты по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».
  • 0 302 52 000 «Расчеты по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств».

Детализирован счет 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов»

  • 0 401 41 000 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году»;
  • 0 401 49 000 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года».

Счета 0 401 41 000, 0 401 49 000 формируются по соответствующим аналитическим кодам вида поступлений, выбытий объекта учета (кодам КОСГУ либо — в случае установления в рамках учетной политики — по кодам дополнительной детализации статей и (или) подстатей КОСГУ).

Переименованы следующие счета:

  • 0 104 90 000 «Амортизация имущества и концессии» после изменений наименование «Амортизация имущества учреждения и концессии»;
  • 0 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства» после изменений наименование «Лекарственные препараты и медицинские материалы», на счете учитываются медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, кровь, вакцины и перевязочные средства, иные лекарственные препараты и медицинские изделия, применяемые в медицинских целях (п. 118 Инструкции № 157н).

Ниже приведем новые забалансовые счета:

  • 33 «Ценные бумаги по договорам РЕПО». Аналитический счет ведется по соответствующим кодам бюджетной классификации (кодам КОСГУ) в целях отражения операций по зачету взаимных обязательств по первой и второй частям договоров РЕПО. Обратим внимание, что вступление в силу порядка применения данного счета предусмотрено только с 2021 г.;
  • 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии» — предназначен для учета суммы инвестиций (предельного размера расходов) на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, предусмотренной концессионным соглашением. Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения (п. 390.1, 390.2 Инструкции № 157н));
  • 39 «Доходы от инвестиций на создание и (или) реконструкцию объекта концессии» — применяется для учета уполномоченным субъектом учета увеличения стоимости имущества концедента (фактической суммы произведенных концессионером инвестиций на создание (реконструкцию) объекта соглашения на основе информации, предоставленной концессионером). Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения) (п. 390.3, 390.4 Инструкции № 157н);
  • 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда» — счет предназначен для учета результата долгосрочного договора строительного подряда исполнителем работ (подрядчиком) по указанному договору в части объемов выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, себестоимости выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, расходов субъекта учета, понесенных в отчетном периоде сверх сводного сметного расчета и не включенных в себестоимость выполнения работ по долгосрочному договору строительного подряда. Аналитический учет по счету ведется в разрезе долгосрочных договоров строительного подряда с учетом требований к аналитическому учету, предусмотренных учетной политикой субъекта учета (единой учетной политикой при централизации учета) (п. 395, 396 Инструкции № 157н).

Новые забалансовые счета необходимо применять учреждениям, у которых имеются соответствующие объекта учета.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *