Право на участие в выборах граждан с двойным гражданством

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право на участие в выборах граждан с двойным гражданством». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Президентом может быть избран гражданин РФ, достигший 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Исключение — для имевших ранее гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в РФ (речь о жителях Крыма). Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков (оговорка «подряд» убирается).

Госдума утверждает по представлению премьера кандидатуры министров (кроме силовиков). Президент после консультаций с Совфедом назначает и увольняет глав силовых ведомств, региональных прокуроров, представляет Совфеду кандидатуры председателя, зампредов и судей Конституционного и Верховного судов. Президент формирует Государственный совет.

В Конституции для членов Совфеда закрепляется наименование «сенатор». Состав Конституционного суда сокращается до 11 судей (сейчас 19). Президент сможет вносить представление о прекращении полномочий судей КС и ВС в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи.

Гражданин РФ может получить второе гражданство. Право на второе (множественное) гражданство вытекает из положений Конституции РФ (статьи 6 и 62).

Согласно статье 62, «гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Формулировка «не умаляет прав и свобод» означает, что в отношении граждан РФ, имеющих также и иностранное гражданство, Российская Федерация не должна каким-либо образом ограничивать объем их прав и свобод или снижать уровень их защиты (тем не менее, граждане России, имеющие также иностранное гражданство, на сегодняшний день лишены права быть избранными и доступа к государственной службе).

В статье 62 Конституции РФ не проводится различия между наличием гражданства иностранного государства и «двойным гражданством» как особым правовым состоянием (последнее приводится в скобках как определение или синоним первого). Указанная смысловая и юридико-техническая неточность, к сожалению, характерна и для Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (далее – Закон о гражданстве), который под «двойным гражданством» понимает как раз то, чем фактически является «второе» или «множественное гражданство, а именно – «наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства» (абзац 4 статьи 3). Поэтому для целей настоящей статьи мы предлагаем разграничивать данные понятия следующим образом.

Второе (множественное) гражданство – это обладание одним и тем же лицом одновременно гражданством двух (или более) государств. При этом два гражданства, которые имеет лицо, никак не влияют друг на друга, и каждое государство рассматривает такое лицо только как своего гражданина.

Для двойного гражданства (в строгом юридическом смысле слова) характерна несколько иная ситуация: здесь лицо также обладает одновременно гражданством двух государств, но при этом оба эти государства официально признают за своими гражданами возможность одновременно обладать двумя гражданствами и считаются с юридическими последствиями такого обладания, урегулировав между собой (посредством международного договора) спорные вопросы, неизбежно возникающие в таких случаях. Поэтому двойное гражданство – это достаточно редкое явление, и большинством государств оно не поощряется.

Согласно статье 6 Закона о гражданстве, гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом (п. 1 ст. 6). Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ (п. 2 ст. 6).

Таким образом, гражданин РФ, имеющий также гражданство иностранного государства, «по умолчанию» рассматривается в России только как гражданин РФ. Это означает, что отношения такого гражданина с Российской Федерацией регулируются только российским законодательством, а наличие у него иностранного гражданства не принимается во внимание (за исключением реализации пассивного избирательного права и поступления на государственную службу).

Лишь в случаях, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом, Российская Федерация будет исходить из «двойственного» статуса своего гражданина, обусловленного наличием у него иного гражданства. На практике такая ситуация возможна только при наличии международного договора РФ, поскольку урегулирование таких вопросов только на уровне федерального закона носило бы односторонний характер и порождало бы трудноразрешимые ситуации.

На сегодняшний день действует единственный международный договор РФ такого рода – это Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября 1995 года. Ранее также существовало Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 г., однако, согласно официальному сообщению МИД России от 18 мая 2015 года, оно прекратило своё действие.

Имеет ли права голосовать человек с двойным гражданством

Государства, предоставляющие гражданам других стран своё гражданство, не уведомляют об этом официальные власти этих других стран. Однако, в России такая обязанность с недавнего времени (с 4 августа 2014 года) возложена на самих граждан РФ, получивших второе гражданство.

Гражданин РФ (за исключением граждан РФ, постоянно проживающих за пределами РФ), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве, обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган Федеральной миграционной службы РФ (ФМС России) по месту жительства данного гражданина в пределах РФ (в случае отсутствия такового – по месту его пребывания в пределах РФ, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах РФ – по месту его фактического нахождения в РФ) в течение 60 дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (пункт 3 статьи 6 Закона о гражданстве). Если гражданин не подал такое уведомление в установленный срок в связи с нахождением за пределами РФ, он обязан подать уведомление не позднее 30 дней со дня въезда в Россию.

За граждан РФ, не достигших 18 лет либо ограниченных в дееспособности (кроме граждан РФ, постоянно проживающих за рубежом), уведомление о наличии иного гражданства обязаны в те же сроки подать их законные представители.

Подача уведомления гражданином или законным представителем осуществляется лично, либо уполномоченным представителем, либо в установленном порядке почтовым отправлением через организацию федеральной почтовой связи (при предъявлении подающим уведомление лицом удостоверения личности).

В уведомлении, в частности, указываются наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства; дата и основание приобретения иного гражданства. К уведомлению прилагается копия имеющегося у гражданина РФ паспорта иностранного государства (нотариальное заверение и перевод не требуются), а также копия паспорта гражданина РФ или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории РФ. В случае подачи уведомления уполномоченным представителем, к уведомлению также прилагаются копия доверенности, удостоверенной в соответствии с законодательством РФ о нотариате, и копия паспорта уполномоченного представителя.

Форма и порядок подачи уведомлений о наличии у гражданина РФ иного гражданства либо вида на жительство утверждены Приказом ФМС России от 28.07.2014 № 450. Подтверждением исполнения гражданином данной обязанности будет являться отрывная часть бланка уведомления с отметкой органа ФМС России о его принятии.

В случае приобретения гражданином РФ каждого следующего гражданства или получения им каждого нового документа на право постоянного проживания в иностранном государстве данный гражданин или его законный представитель обязан подать об этом новое уведомление.

От обязанности по уведомлению о втором гражданстве или ВНЖ освобождаются граждане РФ, постоянно проживающие за пределами РФ. Однако, что следует понимать под «постоянным проживанием за пределами РФ» ни законом, ни иными нормативными актами не установлено.

В этой связи правоприменитель, скорее всего, будет исходить из того, что граждане РФ, которые живут в основном за рубежом и лишь время от времени приезжают в Россию, особенно, в случае, когда в России у них сохраняется регистрация по месту жительства, все равно обязаны подавать уведомление о наличии иного гражданства или ВНЖ. Регистрация гражданина РФ по месту жительства («прописка») в России означает фиксацию органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина РФ и о его нахождении в данном месте жительства. Поэтому граждане, зарегистрированные по месту жительства в России, не могут считаться постоянно проживающими за пределами РФ.

Рассмотренная выше обязанность граждан РФ подкреплена мерами как административной, так и уголовной ответственности (приводимое ниже законодательство актуально по состоянию на ноябрь 2015 года).

Двойное и второе — два отдельных случая множественного гражданства. Несмотря на кажущуюся близость этих двух понятий, они имеют различное правовое наполнение и юридическую силу для его обладателей:

  1. Двойное гражданство означает, что лицо обладает двумя различными гражданскими паспортами, при этом государственные органы обеих стран признают права и обязанности лица по отношению к другому государству. Двойное гражданство всегда подкрепляется межгосударственными договорами, так как именно они определяют разграничение прав и обязанностей граждан с двумя паспортами по отношению к обеим «родинам»;
  2. Второе гражданство означает наличие у лица двух паспортов различных стран, однако в этом случае каждое из государств считает его исключительно своим гражданином. Все права и обязанности, возникающие по факту обладания гражданскими паспортами, у такого лица сохраняются в полном объеме по отношению к обоим государствам, их разграничения и взаимного признания не происходит.

Лица с двумя или более гражданскими паспортами именуются бипатридами. Второе гражданство — распространенная мировая практика, двойное гораздо менее распространено, так как основывается на двусторонних соглашениях между конкретными государствами. Многие страны вовсе отвергают институт двойного подданства или разрешают его для представителей отдельных государств-партнеров.

Правоотношения в данной области регулируются Законом «О гражданстве РФ», однако вопрос о гражданской принадлежности поднимается и в основном законе страны — Конституции. В ст. 62 утверждается, что россияне, обладающие паспортами иного государства, рассматриваются только в качестве граждан РФ, если обратное не предусмотрено межгосударственными соглашениями или законами. Этот же постулат звучит и в Ч. 1 ст. 6 «Закона о гражданстве». Оговорка насчет договоров или законов и означает косвенное разрешение на двойное подданство в российском законодательстве.

Оба правовых акта допускают такую возможность только тогда, когда между РФ и соответствующим государством имеется международный договор. На 2019 год такая договоренность у РФ существует лишь с Таджикистаном. Соглашение было заключено еще в 1995 году, а спустя 2 года вступило в законную силу после ратификации парламентами.

До недавних пор Россия имела аналогичное соглашение еще с одной среднеазиатской республикой — Туркменией. Одним из условий соглашения была заинтересованность обеих сторон в продлении сроков его действия. Однако в 2015 году договор не был продлен по инициативе туркменской стороны.

Права и обязанности лиц с двойным подданством определяются законодательством каждой из стран и текстом соглашения о взаимном признании гражданства друг друга. На практике бипатрид обладает гражданскими правами обоих государств, но в полной мере реализовать их может в той стране, в которой проживает на данный момент.

В качестве примера можно рассмотреть соглашение между Российской Федерацией и Таджикистаном. Бипатрид не может получать пенсию в обеих странах, пользоваться льготами, получать социальные выплаты и пособия. Все это доступно ему только в том государстве, в котором он проживает на конкретный момент времени.

1. Согласно ч. 1 настоящей статьи, каждому гражданину России предоставляется право на приобретение гражданства иностранного государства. Традиционное понимание двойного гражданства ограничивалось наличием у одного лица гражданства одновременно двух государств. Именно такое значение двойного гражданства закреплено данной конституционной нормой.

Между тем международная практика, касающаяся вопросов правового статуса граждан, толкует это понятие расширительным образом. Так, пункт «b» ст. 2 Европейской конвенции о гражданстве от 2 ноября 1997 г. вводит понятие «множественное гражданство», которое означает наличие у одного и того же лица одновременно гражданства двух или более государств.

Данное конституционное право может быть реализовано на условиях, определенных федеральным законом или в соответствии с порядком, установленным международным договором РФ. Представляется, что данная норма не исчерпывает всех случаев возникновения двойного гражданства у российских граждан. Согласно ст. 14 Конвенции о гражданстве, государству следует разрешать: а) детям, имеющим гражданство нескольких государств, приобретенное автоматически по рождению, сохранять это гражданство; b) своим гражданам иметь другое гражданство в случаях, когда это другое гражданство приобретается автоматически в силу вступления в брак.

Другая возможность возникновения двойного гражданства может быть предусмотрена международными соглашениями. Так, согласно ч. 1 ст. 4 Договора Российской Федерации с Республикой Таджикистан от 7 сентября 1995 г., дети, каждый из родителей которых на момент рождения ребенка состоял в гражданстве обеих сторон, приобретают гражданство обеих сторон.

Двойное гражданство вне рамок и условий международных договоров РФ может возникать у российских граждан вследствие коллизий законодательства, действующего в РФ, и законов иностранных государств. Так, ребенок российских граждан, родившийся на территории иностранного государства, регулирующего вопросы гражданства исходя из «права почвы», автоматически приобретает гражданство этого государства.

На данный момент в РФ не принят специальный федеральный закон, регулирующий порядок и условия приобретения российскими гражданами гражданства иностранных государств. Вместе с тем отдельные вопросы двойного гражданства затрагиваются ФЗ о гражданстве РФ (действует в ред. от 18 июля 2006 г.) Закон не препятствует приобретению гражданства иностранного государства и, соответственно, не влечет за собой прекращения гражданства РФ. Статья 14 Закона одновременно не препятствует приобретению российского гражданства иностранцами, при этом не требуя от них предварительного отказа от гражданства государства, в котором они проживают.

  • ИСКИ
    • Гражданские споры
      • Сделки
    • Наследственные споры
    • Трудовые споры
    • Жилищные споры
    • Семейные споры
      • Брак
      • Алименты
      • Дети
  • ЗАЯВЛЕНИЯ
    • Особое производство
    • Судебный приказ
  • ХОДАТАЙСТВА
    • Восстановление срока
    • Судебные расходы
    • Ходатайства в ходе исполнения
    • Ходатайства по экспертизам

    Федеральный закон о российском гражданстве со всеми правилами и положениями, нашедшими свое отражение в статьях, был принят, утвержден и вступил в силу с 1 июля 2002 г.

    В данном законе:

    • детально разобраны правила и условия для получения иностранцами гражданства России;
    • содержатся все основные принципы российского законодательства, касающиеся урегулирования данного вопроса;
    • четко расставлены приоритеты оснований для получения гражданства России, отменена норма отказа от имеющегося гражданства заявителя;
    • установлен порядок его оформления и определены условия, соблюдение которых является обязательным.

    Двойное гражданство является правом любого россиянина, что закреплено в Конституции РФ, ФЗ № 62 «О гражданстве РФ» и международных договорах нашей страны.

    До конца ноября 1991 года граждане нашей страны не могли приобрести паспорт другой страны. Все изменилось с появлением Закона РФ № 1948−1 «О гражданстве РФ», являющегося предшественником ныне действующего ФЗ.

    Данный нормативный акт не только позволил россиянам приобрести гражданство других стран, но и иностранцам — стать частью нашего государства. В то время действовало условие: отказ от гражданства своей страны. Исключение составляло наличие международного договора с РФ.

    С тех пор произошло множество изменений, которые были связаны, в частности, и с принятием Конституции РФ.

    По состоянию на 2019 год существует только один двусторонний договор о двойном гражданстве.

    В сентябре 1995 года был заключен договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства.

    Данный договор действует в течение 5 лет и автоматически продлевается на тот же период, если ни одна из сторон за полгода не изъявит желание прекратить его существование.

    Такая ситуация произошла с аналогичным договором между РФ и Туркменистаном в 2015 году.

    Договор с Таджикистаном регулирует множество важных положений, например:

    • военная служба проходится лишь в том государстве, в котором лицо преимущественно проживает;
    • лица, которые уже прошли службу в одном из государств, призыву более не подлежат;
    • медицинская помощь, соц. обеспечение и образование осуществляются также на условиях страны преимущественного проживания.

    С рядом остальных государств подобных договоров нет, однако, имеется многостороннее соглашение об упрощенной процедуре получения гражданства между РФ и Республиками Беларусь, Казахстан и Кыргызской республикой (от 26.02.1999 г.).

    Данное соглашение применяется только при отсутствии противоречий с Договором о Евразийском экономическом союзе 2014 г.Важно! В указанных государствах нет понятия бипатридизма. В большинстве случаев потребуется отказ от гражданства РФ.

    Лица, являющиеся и гражданином России, и подданным страны, с которой у нее заключен договор о двойном гражданстве, именуются бипатридами.

    Главным преимуществом бипатридизма является:

    1. Освобождение от обязанностей одной страны в случаях, когда бо́льшую часть времени бипатрид проживает в другом государстве. Например, россиянин, получивший паспорт Таджикистана и преимущественно проживающий там, освобождается от уплаты российских налогов, от обязанности пройти военную службу на территории РФ и т. д. Эти и подобные правовые обязательства возникнут у него на новом месте жительства, т. е. — в Республике Таджикистан.
    2. Дети бипатрида с рождения приобретают двойное гражданство. Родители также наделяются правом, до вступления ребенка в совершеннолетний возраст, выбрать ему одно из гражданств, отказавшись от второго (в письменной форме), или оставить все без изменений.
    3. Оба государства вправе защищать бипатрида. Гражданин волен выбирать, к кому обратиться за помощью.
    4. Сохранение льгот на территории обоих государств, независимо от преимущественного проживания в одной стране.

    Избирательное право для граждан рф с двойным гражданством

    В случаях, когда между РФ и другим государством отсутствует договор о двойном гражданстве, речь идет о получении второго паспорта.

    Статус второго гражданства не дает тех привилегий, которые мог бы получить бипатрид. Кроме того, лицо, являющееся гражданином России и другой страны одновременно (например, США), обязуется соблюдать законы обоих государств.

    Сложность состоит в том, что законодательство государств различно. Благодаря этому возникает коллизия права — противоречие между нормативными актами, регулирующих одинаковую отрасль, двух стран.

    Круг лиц, для которых возможно получение второго паспорта, определяется самим государством, подданство которого желаемо.

    Так, страны ЕС дают возможность получить гражданство одной из стран следующим лицам:

    1. Репатрианты — лица, которые является потомком эмигрировавших ранее граждан этого государства.
    2. Супруг (а) гражданина.
    3. Иные родственники граждан, в целях воссоединения семей.
    4. Беженцы (важно отметить, что не каждый из них впоследствии может получить паспорт государства).
    5. Лица, длительное время осуществляющие работу по трудовому договору, или открывшие свое дело на территории страны.

    Важно! Прежде чем получить паспорт, сначала придется получить временный, а затем постоянный вид на жительство.

    Большинство государств требует от будущего гражданина оформить ПМЖ и прожить на территории определенное количество времени (от 5 до 10 лет, в некоторых случаях и странах срок меньше). Кроме этого, россиянин должен:

    • знать государственный язык страны, в которой он желает получить паспорт, и сдать специальный экзамен на его знание;
    • знать основное законодательство;
    • во время постоянного или временного проживания показать себя с хорошей стороны, не нарушать законы.

    За несовершеннолетнего (с 14 до 18 лет) уведомление подает его законный представитель — один из родителей (усыновителей) или попечитель. Он указывает следующие сведения:

    • личные и паспортные данные о себе;
    • личные и паспортные данные РФ о несовершеннолетнем;
    • основания приобретения таким лицом гражданства и сведения о документе, удостоверяющем личность и подтверждающем гражданство;
    • подпись представителя и ее расшифровка.

    К уведомлению прилагаются:

    • копия паспорта РФ и (при наличии) иностранного государства представителя несовершеннолетнего;
    • документ, подтверждающий право законного представителя (свидетельство о рождении (усыновлении) или акт о назначении попечителя);
    • копия паспорта РФ несовершеннолетнего;
    • документ, подтверждающий наличие гражданства иностранного государства;
    • документы о представителе в РФ (если уведомление передается через него) — аналогичны тем, которые прикладываются к заявлению совершеннолетнего гражданина.

    Обязанности гражданина России, имеющего дополнительно второе гражданство, ничем не отличаются от обязанностей обычного россиянина. Однако, одно отличие все же есть: если российский гражданин решил пойти на получение второго гражданства в другой стране, то у негопоявляется новая обязанность – информирование государства Российской Федерации о своём решении и его результатах. Однако, очень часто такие россияне не желают это делать и стараются всячески скрыть сей факт.

    Важно! Кроме того такие личности, получив гражданство другой страны, становятся обязанными выполнять свои обязательства и перед этой страной. Таким образом, уплачивать налоги и пошлины такой гражданин будет обязан в казну сразу обоих государств. Так же, отслужив в вооруженных силах России, лиц мужского пола могут призвать и в той стране, где он недавно получил гражданство.

    Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации позволяет иметь российским гражданам второе гражданство, а точнее не запрещает этого, перед такими лицами существует определенная обязанность, о которой говорилось выше – своевременное информирование родного государства о наступлении такого случая, иначе на данное лицо будет наложена определенная ответственность.

    Чтобы донести информацию до Государственных органов России, необходимо отправить своего рода уведомление. Его направляют в органы миграционной службы – ГУВМ МВД России. При этом должно быть соблюдено одноиз следующих условий:

    1. Временное ограничение предполагает информирование в течение 60 календарных дней с момента получения второго гражданства лицами, проживающими в России;
    2. Временное ограничение на информирование для лиц, не проживающих в России, составляет не более 30 дней с момента пересечения границы Российской Федерации.

    В случае просрочки вышеуказанных сроков или полного сокрытия факта получения второго гражданства такой россиянин будет наказан согласно российскому законодательству. Все дело в том, что и Конституция и ФЗ «О двойном гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 года N62-ФЗ не предусматривают какого-либо наказания, но поправки в законодательстве от 2014 года внесли изменение в систему информирования и добровольного отказа от него, а так же механизм наказания за неисполнение статей закона.

    В настоящий момент проверить таких правонарушителей достаточно трудно, поскольку единой базы граждан, получающих второе гражданство, нет и в принципе быть не может. Однако, вычислить нарушителя все же можно, например, на паспортном контроле в аэропорту или на пограничных блок-постах. Так же определить нарушителя можно при переводе им денежных средств за границу. Однако, последний метод возлагается на банковские организации, добросовестность которых ни разу не проверялась.

    Учитывая все вышеописанные особенности, гражданин РФ имеет право на двойное гражданство, но только с Таджикистаном. Во всех остальных случаях это может быть только второй индигенат, который не будет признаваться Россией и не повлияет на объем гражданских прав и обязанностей.

    Второе гражданство для россиянина может возникнуть в разных случаях:

    • при натурализации в другой стране, если ее национальное законодательство не требует отказа от имеющегося гражданства;
    • при рождении от бипатридов или граждан разных государств;
    • при репатриации на родину предков (например, в Израиль);
    • при изменении государственных границ (например, как было в Крыму в 2021 году, когда крымчане приобретали российские паспорта, не отказываясь от украинских);
    • при невозможности отказаться от иностранного паспорта в случае натурализации в РФ.

    Разобравшись, есть ли в России двойное гражданство, предлагаем рассмотреть особенности, о которых должны помнить все бипатриды.

    Конституция, напомним, утверждает: второй паспорт не умаляет гражданских прав и обязанностей россиянина. Но при этом законодатель уверен, что для россиян, имеющих иностранные паспорта, снижается ценность политико-юридической связи с Россией. Считается, если гражданин РФ приобрел гражданство другой страны, его волеизъявление будет обусловлено не только страны и российского народа, но и требованиями, которые возникают к нему в силу принадлежности к другому государству.

    В таком подходе есть логика. Например, становясь гражданином США, россиянин присягает на верность этой стране, что может противоречить российским интересам. Учитывая существующие геополитические угрозы, в 2021 году в закон о двойном гражданстве Россия внесла изменения. Теперь, в соответствии с п. 3 ст. 6 ФЗ № 62, любой россиянин, который параллельно стал гражданином иностранного государства, обязан сообщать об этом российским властям.

    Но такое обязательство возлагается лишь на бипатридов, находящихся на российской территории, – лица, постоянно проживающие за пределами РФ, являются исключением и делать этого не обязаны.

    Это не значит, что граждане должны получать разрешение на двойное гражданство в РФ.

    Второй индигенат – это право каждого, но при его приобретении россиянином государство желает быть осведомленным о данном факте.

    К тому же процедура уведомления не является такой обременительной, как может показаться на первый взгляд.

    Так как отмена двойного гражданства в России в ближайшие годы не намечается, в качестве заключения предлагаем вкратце подытожить плюсы и минусы бипатризма по-русски. К преимуществам можно отнести:

    • право безвизовый въезд, проживание, трудоустройство и прочие блага за пределами России;
    • дипломатическую защиту и покровительство не только от РФ, но и от другого государства;
    • право выбора, чьим гражданином представляться.

    Любые другие плюсы будут зависеть от того гражданства, которое в качестве второго получит россиянин. Теперь минусы:

    Особого внимания заслуживают возникающие при оформлении двойного гражданства ограничения, включая, например, барьеры в некоторых деликатных категориях занятости. Давайте рассмотрим некоторые ограничения на реальных примерах разных стран:

    • В Египте для обладателей двойного гражданства есть ограничение на избрание в парламент.
    • Армянское законодательство запрещает бипатридам голосовать и избираться в парламент.
    • Дипломаты и члены парламента Израиля обязаны отказаться от любого иного гражданства, приступая к выполнению должностных обязанностей.
    • В Колумбии бипатрид не вправе занимать кресло министра иностранных дел / обороны.
    • В Австралии для обладателей двойного гражданства имеется ограничение на избрание в федеральный парламент.
    • Новая Зеландия разрешает обладателям иностранных паспортов избираться в парламент, но уже избранные депутаты не вправе добровольно становиться гражданами иной страны / фактически использовать имеющееся иностранное гражданство, включая подачу заявления на получение иностранного паспорта.
    • Филиппинское законодательство запрещает бипатридам баллотироваться на местные выборные должности.
    • До 2011 обладание статусом гражданина нескольких государств находилось под запретом в Южной Корее. Бипатрид лишался статуса южнокорейского гражданина после наступления 22-летия. С 2011 корейцы вправе обладать зарубежными паспортами, если статус иностранного гражданина обретен по праву рождения (не путем натурализации), и соответствующая персона клянется не использовать иное гражданство в пределах юрисдикции Южной Кореи.
    • Гражданину Южно-Африканской Республики необходимо подать заявку на разрешение сохранить статус гражданина ЮАР при получении паспорта иной страны.
    • Турция обязывает граждан, подающих заявление о предоставлении иностранного паспорта, информировать турецких чиновников (подойдет ближайшее посольство / консульство Турции за рубежом).
    • Пакистанское законодательство разрешает пакистанцам получать двойное гражданство на инклюзивной основе с 1951, но лишь с 19 странами, заключившими с Пакистаном договоренности о взаимном признании двойного гражданства.
    • Бангладеш разрешает получать двойное гражданство в порядке исключения. Причем воспользоваться данной возможностью вправе лишь нерезиденты Бангладеш, ранее не являвшиеся гражданами стран-членов Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК).
    • Законы Германии и Австрии разрешают обладать двойным гражданством лишь персонам, получившим статус иностранного гражданина по рождению.
    • В Российской Федерации граждане обязаны информировать властей о факте получения иностранного паспорта.
    • Индия запрещает двойное гражданство. Индийцы, получающие статус иностранного гражданина , обязаны отказаться от индийского паспорта в течение 3-летнего периода и оформить карту OCI (Overseas Citizenship of India), действительную лишь при использовании в тандеме с иностранным паспортом.

    Представленная выше информация наглядно показывает: преимущества обладания двойным гражданством и ограничения прав бипатридов в ряде стран становятся пресловутыми «двумя сторонами одной монеты».

    Но если не собираетесь баллотироваться на президентский пост / становиться парламентарием на новой / исторической родине, решение оформить иностранный паспорт, вероятно, не принесет больших проблем – скорее наоборот.

    Помните: иногда, даже инвестируя солидную сумму в иностранный паспорт и двойное гражданство, ограничений избежать не удается. Ряд государств-реципиентов попросту не принимают заявки от кандидатов, входящих в определенные группы. Претенденты отсеиваются по признаку происхождения, вхождения в санкционные списки и т.д.

    По некоторым политическим причинам многие программы получения инвестиционных паспортов накладывают ограничения на представителей нескольких национальностей, снимаемых при выполнении ряда условий. Ниже приведен список стран, с соответствующими программами, и информация о дополнительных условиях для кандидатов из числа представителей определенных национальностей.

    Как жить в России с двумя гражданствами

    Заявления граждан следующих стран рассматриваются в индивидуальном порядке:

    • Иран;
    • Судан;
    • Северная Корея.

    Однако предусмотрены следующие исключения:

    • Заявитель не проживал в подобных странах в течение последнего 10-летия;
    • Заявитель не вел / не ведет коммерческую деятельность в соответствующих странах;
    • Заявитель не располагает крупными активами в подобных странах;
    • Заявитель успешно проходит углубленную проверку на предмет благонадежности.

    Подавать заявку на участие в мальтийской программе инвестиционной иммиграции и претендовать на паспорт Евросоюза через Мальту запрещено представителям трех следующих групп потенциальных кандидатов:

    • Граждане Афганистана, Южного Судана, Сирии, Северной Кореи, Ирана, Сомали, Конго, Йемена , Венесуэлы;
    • Неграждане, перечисленных выше государств, проживающих на территории подобных стран / ведущих там бизнес / наладивших экономические связи с данными государствами;
    • Страны, граждане которых находятся под запретом на въезд со стороны США.

    Ниже перечислены юрисдикции, граждане которых не вправе участвовать в программе инвестиционной иммиграции Сент-Китс, независимо от места текущего проживания:

    • Куба;
    • Иран;
    • Афганистан;
    • Северная Корея.

    Иранцы и северокорейцы не вправе участвовать в местной программе вследствие невозможности организации обязательной проверки на предмет благонадежности.

    Официального запрета на подачу заявления на получение статуса турецкого гражданина-инвестора не существует, но статус гражданина следующих стран способен оказаться препятствием при открытии турецкого банковского счета и инвестировании в недвижимость Турции перед подачей заявления на получение турецкого паспорта:

    • Куба;
    • Сирия;
    • Нигерия;
    • Армения;
    • Северная Корея.

    Ограничения для лиц с двойным гражданством

    Doblhoffgasse 9, 1010

    +43 (650) 540-49-79

    Человек с двойным гражданством обладает всеми правами обоих государств, однако пользоваться этими правами одновременно он не может: они работают только в той стране, где он проживает. Например, бипатрид — человек с двойным гражданством — не будет получать пенсию или пользоваться какими-либо льготами в России, если на данный момент живет в Таджикистане.

    Однако есть права, которыми можно воспользоваться и в Таджикистане — это участие в выборах президента и в представительные органы РФ. В то же время существуют ограничения: нельзя занимать выборные должности и должность судьи, избираться в парламент, служить в полиции, в спецслужбах и прокуратуре.

    К преимуществам положения бипатрида относится право перемещения между двумя странами без предъявления специальной документации, возможность ведения бизнеса в обеих странах, а также обращение за дипломатической помощью при нахождении в третьей стране.

    Что касается обязанностей, то они сохраняются по отношению к обоим государствам и вступают в силу в стране проживания. Если человек живет в России, то платит здесь налоги и служит в армии. Переехав в Таджикистан, он начинает платить налоги там, но воинскую повинность уже не отбывает. Исключение составляет служба по контракту в любом из двух государств, даже если гражданин уже служил в армии.

    Большинство стран мира позволяют россиянину получить второй паспорт. Список государств внушительный. Но его нужно разделить на 3 группы:

    • Страны, в которых разрешено второе гражданство
    • Страны, которые допускают наличие второго гражданства в исключительных случаях
    • Страны, которые не признают второе гражданство и запрещают его иметь

    Существует несколько вариантов получения второго гражданства. Можно прожить в стране несколько лет со статусом ВНЖ, а потом еще 5–7 лет со статусом ПМЖ, после чего — подать заявление на гражданство и сдать экзамен.

    Если же инвестор хочет получить второй паспорт как можно скорее, наилучшим вариантом станет участие в инвестиционной программе. То есть гражданство дадут за за вклад в экономику страны. Где-то это безвозвратная сумма, а где-то можно вернуть деньги через несколько лет.

    Стран, которые предлагают подобные программы, достаточно много.

    Если отталкиваться от самых приемлемых программ, лидируют страны Карибского бассейна: они предлагают кратчайшие сроки оформления гражданства, а размер инвестиций в них начинается от 100 000 $.

    Москва, Россия
    ул. Охотный Ряд, 2, 109012 +7 (495) 150-40-55

    Вена, Австрия
    Doblhoffgasse 9, 1010
    +43 (650) 540-49-79

    Кашкайш, Португалия
    Grande Real Villa Itália Hotel & Spa, Rua Frei Nicolau de Oliveira, 100, 2750-319 Cascais, Portugal
    +351 (308) 803-997

    Сент-Джулианс, Мальта
    Dragonara Business Centre, Office 506, Dragonara Road, Paceville, St Julian’s, STJ 3141 Malta
    +356 (277) 811-04

    Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

    Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

    Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

    А потом, собственно, началась подготовка к изменению Основного закона страны. И тема неожиданно всплыла уже в апреле, на заседании Госдумы.

    Случилось это, когда спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин, комментируя замечания депутатов по поводу обсуждения одного из вопросов, заметил:

    «Вот коллега (Денис) Парфёнов пишет (комментарии) в американской соцсети (Facebook)».

    Из зала прозвучала реплика – в шутку вроде как: «Да он сам американец».

    «Сам? – переспросил Володин. – Коллеги, если такое предложение прозвучало, давайте мы проверим, всё бывает, мы, правда, изменения внесли в Конституцию, в случае, если такое обнаружится, сами знаете, чем это чревато. Одним словом, есть поручение разобраться».

    Пошутил спикер Госдумы тогда или нет, непонятно. А Парфёнов (он депутат от КПРФ) огрызнулся – мол, тогда уж нужно чуть ли не несколько десятков единороссов заодно проверить: про их двойные гражданства как раз в «американских» соцсетях пишут.

    Между тем вполне может статься, что никакой проверки-то и вовсе не будет – по крайней мере по линии ЦИК, о чём недвусмысленно объявила председатель Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова.

    «При всём моём глубоком уважении к Госдуме, проверка двойного гражданства, зарубежной недвижимости, зарубежных счетов и другой информации уже действующих депутатов не входит в компетенцию ЦИК, и у нас для этого нет возможностей», – сказала она (цитата по ТАСС).

    Царьград тем временем решил пробежаться по самому «депутатскому списку Парфёнова» (он любезно предоставил копию запроса в распоряжение нашей редакции), чтобы напомнить читателям, о ком, в общем-то, там идёт речь.

    Итак…

    • Александр Жуков — первый вице-спикер Госдумы (ЕР).

    В чём подозревают: вид на жительство в Великобритании.

    Президентом может быть избран гражданин РФ, достигший 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Исключение — для имевших ранее гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в РФ (речь о жителях Крыма). Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков (оговорка «подряд» убирается).

    Госдума утверждает по представлению премьера кандидатуры министров (кроме силовиков). Президент после консультаций с Совфедом назначает и увольняет глав силовых ведомств, региональных прокуроров, представляет Совфеду кандидатуры председателя, зампредов и судей Конституционного и Верховного судов. Президент формирует Государственный совет.

    В Конституции для членов Совфеда закрепляется наименование «сенатор». Состав Конституционного суда сокращается до 11 судей (сейчас 19). Президент сможет вносить представление о прекращении полномочий судей КС и ВС в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи.

    По мнению сторонников ограничения прав бипатридов, с точки зрения международного права гражданство как устойчивая правовая связь лица с определенным государством является его внутренним делом. В частности, еще в 2014 году в Комитете Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству заявили, что согласно протоколу к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод «вопросы гражданства регулируются исключительно нормами национального права, и государство правомочно определять те или иные аспекты той правовой связи, которая существует между ним и его гражданами». Хотя в указанной парламентариями норме подобные положения отсутствуют.

    Тогда как подписанная Россией Европейская конвенция о гражданстве прямо предписывает, что «граждане государства-участника, имеющие другое гражданство, обладают на территории этого государства-участника, в котором они проживают, теми же правами и несут те же обязанности, что и другие граждане этого государства-участника». Правда, такие гарантии касаются только подданных соответственно России и других стран Совета Европы (в том числе Великобритании, Нидерландов и Польши, но исключая, в частности, Израиль, США и многие другие).

    Страсбургские служители Фемиды неоднозначно оценивают права бипатридов. Так, рассматривая вопрос о правомерности установленного в Молдавии запрета на участие в выборах обладателей чужих паспортов, они подтвердили наличие так называемого «европейского консенсуса» – в большинстве стран Совета Европы наличие более чем одного гражданства не является основанием для отстранения от обязанностей члена парламента. Вместе с тем в решении подчеркивается, что «несмотря на такой консенсус, более ограничительный подход может быть оправданным при наличии исторических или политических соображений, делающих ограничительную практику необходимой». «Государство-ответчик не представило объяснений относительно того, почему озабоченность относительно лояльности лиц с двойным гражданством возникла лишь недавно», – отмечается в решении Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).

    Аналогичные споры в отношении российского законодательства в Страсбурге пока не рассматривались. Однако в ряде решений ЕСПЧ признал наличие у обвиняемого второго паспорта существенным фактором при оценке риска возможности его скрыться и, соответственно, избрании меры пресечения. «Тем не менее опасность побега обвиняемого не следует из того, что он может пересечь границу: требуется целый набор обстоятельств, таких как, в частности, отсутствие прочных связей со страной, позволяющее предположить, что последствия или трудности побега будут для него меньшим злом по сравнению с длительным лишением свободы», – констатировал Европейский суд.

    Вчера еще бесправные гастарбайтеры фактически уравниваются в правах с российскими гражданами, получая законное право избирать и быть избранными. Учитывая, что на улицах многих российских городов и поселений зачастую проще встретить приезжего, чем местного жителя, нетрудно предположить, что новые правила могут привести к изменению облика всей местной власти. А там уже недалеко и до претворения в жизнь сокровенной мечты трудовых «гастролеров» по легализации своего положения на правах новых «хозяев жизни» в российских городах и весях. Включая распространение в них инородческих «чайнатаунов» и прочих статусных «эксклюзивов». В свою очередь местные власти расширяют корпус лояльных избирателей, готовых до бесконечности продлевать мандат коррумпированных элит под залог все новых уступок приезжим.

    Председатель Избирательной комиссии муниципального образования «город Екатеринбург» Илья Захаров рассказал «СП», что на самом деле мигранты уже давно обладают правом принимать участие в муниципальных выборах. Так проходили выборы главы Екатеринбурга в 2008 году. Годом позже выходцы из постсоветской Средней Азии голосовали за депутатов городской Думы. По словам главы городского избиркома Екатеринбурга, такую возможность предусматривает Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав». В соответствии с которым граждане иностранных государств могут принимать участие в муниципальных выборах и местных референдумах при соблюдении двух условий. Первое – это постоянное или преимущественное проживание на территории конкретного муниципального образования. И второе – это наличие международного договора на предмет получения такого права, заключенного Россией с государством, гражданином которого является данное лицо.

    «СП»: — Получала ли избирательная комиссия Екатеринбурга инструкции из ЦИК относительно порядка применения этих положений?

    — Да, мы получали такое письмо. Хотя, собственно говоря, это даже не важно, получили мы от ЦИК разъяснения или нет. В любом случае международные соглашения и федеральное законодательство в этой сфере мы обязаны исполнять. В свою очередь инструкции со стороны высшей избирательной инстанции призваны лишь напомнить территориальным, окружным и муниципальным комиссиям о необходимости следовать существующим законам. Допустим, если гражданин Кыргызстана проживает в Екатеринбурге, у него есть вид на жительство и регистрация, то он имеет право участвовать в муниципальных выборах. Я это говорю к тому, что ситуация далеко не новая.

    «СП»: — Почему тогда общественность обратила внимание на нее только сейчас?

    — Я могу только высказать свое предположение на этот счет. Судя по всему, тема миграции сегодня становится предельно животрепещущей. Если не сказать болезненной. Миграционные потоки нарастают. Например, в ходе предыдущих кампаний в Екатеринбурге не было случаев голосования приезжих из стран СНГ. Не исключаю, что в этом году будет создан прецедент. Не думаю, что участие в выборах приезжих уже самое в ближайшее время станет определяющим фактором при формировании местных органов власти. Однако, не как глава избирательной комиссии, а в частном порядке я выступаю против подобных норм. Как специалист в области конституционного и муниципального права я считаю, что обладать избирательными (как и любыми другими политическими правами) должен гражданин данного государства. Дело здесь не в национальности, а в вопросах гражданства. Хочешь принимать участие в выборах – пожалуйста. Только получи для этого российское гражданство и принимай себе участие на здоровье. Хочешь принять участие в митингах, то же самое. К тому же я бы не сказал, что процедура получения российского гражданства настолько уж сложна.

    По общему правилу право избирать и быть избранным как одно из основных субъективных политических прав распространяется только на граждан данного государства. Это предусмотрено как международным, так и национальным правом большинства стан мира.

    В России иностранные граждане и лица без гражданства не пользуются ни активным, ни пассивным избирательным правом при выборах в органы государственной власти федерального и регионального уровней.

    Это означает, что ни иностранный гражданин, ни лицо без гражданства, ни лица с двойным гражданством не могут быть кандидатами в Президенты РФ, депутаты Государственной Думы и региональных парламентов. Они не могут выдвигать кандидатов, вести предвыборную агитацию, поддерживать кандидатов и политические партии финансовыми пожертвованиями. Однако лица с двойным гражданством вправе голосовать, быть членами избирательных комиссий.

    В последние годы появились определенные законодательные новеллы, касающиеся муниципальных выборов. Отныне правом избирать и быть избранными в низовые органы (районные, городские, городов районного значения) местного самоуправления наделяются иностранные граждане, если это предусмотрено международными договорами России, федеральным и региональным законодательством. Право участвовать в муниципальных выборах получают иностранные граждане, достигшие 18 лет, постоянно или преимущественно проживающие на территории соответствующего муниципалитета. Как видно, это право никак не касается иностранных туристов, командировочных, нелегальных мигрантов.

    1. Ошо Зрелость. Ответственность быть самим собой / Ошо. — М.: СПб: Весь, 2013. — 185 c.
    2. Суворов, Н. Об юридических лицах по римскому праву / Н. Суворов. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 362 c.
    3. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 1999. — 608 c.
    4. Казанцев, С.Я. Информационные технологии в юриспруденции / С.Я. Казанцев. — М.: Академия (Academia), 2012. — 369 c.
    5. История Библиотеки Академии наук СССР. 1714 — 1964 / ред. М.С. Филиппов. — М.: М-Л: Наука, 2017. — 600 c.

    Двойное и второе — два отдельных случая множественного гражданства. Несмотря на кажущуюся близость этих двух понятий, они имеют различное правовое наполнение и юридическую силу для его обладателей:

    1. Двойное гражданство означает, что лицо обладает двумя различными гражданскими паспортами, при этом государственные органы обеих стран признают права и обязанности лица по отношению к другому государству. Двойное гражданство всегда подкрепляется межгосударственными договорами, так как именно они определяют разграничение прав и обязанностей граждан с двумя паспортами по отношению к обеим «родинам»;
    2. Второе гражданство означает наличие у лица двух паспортов различных стран, однако в этом случае каждое из государств считает его исключительно своим гражданином. Все права и обязанности, возникающие по факту обладания гражданскими паспортами, у такого лица сохраняются в полном объеме по отношению к обоим государствам, их разграничения и взаимного признания не происходит.

    Лица с двумя или более гражданскими паспортами именуются бипатридами. Второе гражданство — распространенная мировая практика, двойное гораздо менее распространено, так как основывается на двусторонних соглашениях между конкретными государствами. Многие страны вовсе отвергают институт двойного подданства или разрешают его для представителей отдельных государств-партнеров.

    Правоотношения в данной области регулируются Законом «О гражданстве РФ», однако вопрос о гражданской принадлежности поднимается и в основном законе страны — Конституции. В ст. 62 утверждается, что россияне, обладающие паспортами иного государства, рассматриваются только в качестве граждан РФ, если обратное не предусмотрено межгосударственными соглашениями или законами. Этот же постулат звучит и в Ч. 1 ст. 6 «Закона о гражданстве». Оговорка насчет договоров или законов и означает косвенное разрешение на двойное подданство в российском законодательстве.

    Оба правовых акта допускают такую возможность только тогда, когда между РФ и соответствующим государством имеется международный договор. На 2019 год такая договоренность у РФ существует лишь с Таджикистаном. Соглашение было заключено еще в 1995 году, а спустя 2 года вступило в законную силу после ратификации парламентами.

    До недавних пор Россия имела аналогичное соглашение еще с одной среднеазиатской республикой — Туркменией. Одним из условий соглашения была заинтересованность обеих сторон в продлении сроков его действия. Однако в 2015 году договор не был продлен по инициативе туркменской стороны.

    Права и обязанности лиц с двойным подданством определяются законодательством каждой из стран и текстом соглашения о взаимном признании гражданства друг друга. На практике бипатрид обладает гражданскими правами обоих государств, но в полной мере реализовать их может в той стране, в которой проживает на данный момент.

    В качестве примера можно рассмотреть соглашение между Российской Федерацией и Таджикистаном. Бипатрид не может получать пенсию в обеих странах, пользоваться льготами, получать социальные выплаты и пособия. Все это доступно ему только в том государстве, в котором он проживает на конкретный момент времени.

    • Анализ Постановления Конституционного Суда РФ от 7 марта 1996 г. № 6 П
    • Предвыборная агитация как основная стадия избирательной кампании
    • Проблемы организации местного самоуправления на территории инновационного центра «Сколково»
    • Перспективы защиты прав российских спортсменов, не допущенных к Олимпиаде-2018, в Европейском суде по правам человека
    • Соотношение конституционного и международного права: актуальные вопросы теории и практики

    Двойное и второе гражданство – схожие понятия, поскольку и в том и в другом случае предусмотрено владение паспортами сразу двух стран. Однако с юридической точки зрения эти определения не тождественны.

    Если говорить о том, что такое «двойное гражданство», то такой термин актуален только, если подразумеваются государства, с которыми Россия заключила международный договор.

    До мая 2015 году в число участников соглашения входили две страны – Таджикистан и Туркменистан.

    С этой даты соглашение с Туркменистаном утратило свою законную силу, поэтому двойное гражданство в этом случае действительно лишь то, которое получено до мая 2015 года. С Таджикистаном соглашение действительно по сей день.

    При двойном гражданстве у подданного двух стран есть выбор, где он может реализовать свои обязательства. Социальные льготы гражданин получает в той стране, где проводит большую часть времени. Налоги платятся по этой же системе.

    Следовательно, ответ на вопрос, можно ли в России иметь двойное гражданство, ответ будет – да, можно. При этом такое право распространяется не только на подданного, но и на его детей.

    Однако именно «двойное гражданство» Россия признает только с Таджикистаном и с Туркменистаном до мая 2015 года, об этом говорит закон РФ о двойном гражданстве.

    Что касается термина «второе гражданство», то он применяется в отношении подданных России, имеющих еще один паспорт другой страны, с которой не был подписан и ратифицирован международный договор. Гражданин, находящийся на территории России, рассматривается именно как подданный этой страны. Другое его подданство не воспринимается, как существенное (ФЗ за номером 62 о гражданстве от 31.05.

    2002). Ситуация меняется, когда он прибывает в державу, в которой также является законным подданным. Здесь он воспринимается как гражданин этой страны, а Российское гражданство считается не существенным. Это означает, что человек берет на себя обязательства по двум государствам в сумме, например, налоги ему придется платить не в стране, в которой он дольше всего живет, а сразу в двух державах.

    Может ли гражданин РФ иметь два гражданства? Это актуальный вопрос у подданных нашей державы. Новый закон России не предусматривает от отказа гражданства России при получении подданства другой страны. Такой право зафиксировано Конституцией РФ и Федеральный Закон за номером 62 от 31.05.2002.

    Выход из российского гражданства осуществляется только по собственной просьбе самого подданного и по требованию другой державы, гражданство которой получает человек. Не во всех державах практикуется двойное гражданство.

    Если такие страны, где это запрещено, поэтому, чтобы стать подданным этого государства необходимо отказаться от российского паспорта.

    Лицо, являющееся подданным двух держав, может обладать всеми конституционными правами и свободами без каких-либо ограничений из-за второго подданства. Гражданин также несет в полной мере все обязанности, предусмотренные Конституцией. Усечения таковых не происходит.

    Когда подданный с двумя паспортами пребывает на территорию России, он автоматически становится подданным нашей державы. При этом не учитывается его мнение по этому поводу.

    По прибытии в Россию гражданин обязан направить письменное уведомление МВД о наличии второго подданства.

    Двойное гражданство — это что такое, какие преимущества оно имеет

    Не всегда граждане России могут претендовать на паспорт другой державы. В некоторых случаях второе подданство строго запрещено:

    • лицам, которые поступили на государственную службу, за исключением случаев, когда наличие второго паспорта предусмотрено соответствующим соглашением;
    • учредителям средств массовой информации и владельцам их акций в размере более 20%;
    • лицам, которые являются работниками редакций средств массовой информации;
    • участникам средств, осуществляющих вещание;
    • иным сотрудникам, реализующим вещание;
    • лицам, которые являются участником избирательной комиссии и при этом имеют право решающего голоса.

    Нельзя также иметь два подданства лицам, входящим в состав ОПРФ, ни при каких условиях.

    Сейчас рассматривается вопрос о запрете второго подданства лицам, находящихся на государственной службе и членам их семьи (детям и супругам).

    Можно ли россиянам иметь двойное гражданство – такое разрешение выдается не только нашей страной, но и державой, паспорт которой хочет получить человек. Подданный России не может получить второе гражданство в Германии, республике Беларусь, Китае, Польше, Латвии, Мальте, Хорватии, Украине, Японии, Южной Кореи, Литве, Индии, Казахстане и Эстонии.

    Россиянин получает подданство Украины сразу после направления прошения на адрес посольства РФ об отказе от паспорта подданного России. Как только заявление отправлено, ему сразу выдается паспорт гражданина Украины. При этом его прошение может быть не рассмотрено или отозвано, что позволяет человеку, пусть и незаконным путем, но получить двойное гражданство.

    В законодательстве республике Беларусь не предусмотрено ни двойное, ни второе подданство. По этой причине россиянам нельзя иметь двойное гражданство с этой державой.

    В Германии также запрещена выдача вторых паспортов. Чтобы стать гражданином этой страны, придется отказаться от подданства другой державы. Исключение – дети, появившиеся на свет в браках подданных Германии и граждан другой державы.

    Двумя паспортами они имеют право пользоваться до достижения 21 года. В этом возрасте в Германии наступает совершеннолетие, и гражданин обязан определиться, гражданином какой страны он хочет быть.

    В этой стране также предусмотрены иные исключения на выдачу второго паспорта:

    • бедственное материальное положение, что не позволяет человеку внести пошлину за отказ от гражданства;
    • пожилой возраст;
    • серьезная патология, относящаяся к разряду смертельноопасных.

    Иностранцы могут получить второе подданство в Великобритании, Турции, США, Армении, Грации, Грузии, Австралии, Сербии, Канаде, Италии, Киргизии, Аргентине, Австралии, Узбекистане, Ирландии, Финляндии, Израиле, Бразилии, Новой Зеландии, Ямайке, Сербии, Чили, Чехии, Доминиканской Республике и Франции.

    Что касается того, может ли гражданин Российской Федерации получить второй паспорт подданного США, то это предусмотрено законодательством США, но при соблюдении нескольких условий:

    • подданный России, который появился на свет на территории США;
    • гражданин России, у которого один из родителей имеет американское подданство;
    • лица, имеющие ВНЖ, которые находятся на территории Штатов более 5 лет.

    В этих случаях человек без труда получит американское подданство. При этом ему вменяется в обязанность принести Клятву на верность США.

    Представители сильного пола в возрасте от 18 до 27 лет в обязательном порядке встают в Штатах на воинский учет. Это касается даже тех граждан, кто уже проходит воинскую службу в Российской Федерации.

    Подданства США можно лишиться, если не проживать на территории Штатов.

    Подданных России интересует не только вопрос, разрешено ли им иметь двойное гражданство, но и сколько гражданств может иметь гражданин России? В законодательстве нет четкого указания того, на сколько подданств может претендовать человек, являющийся подданным державы.

    Нет правил о количестве паспортов ни в Конституции, ни в ФЗ за номером 62 «О гражданстве». Здесь просто говориться, о том, что гражданина не лишают паспорта РФ, если он изъявил желание получить еще одно подданство.

    Следовательно, допускается более двух иностранных подданств на усмотрении гражданина РФ.

    Двойное гражданство у чиновников: государственная измена или норма?

    В 2020 году предложена поправка в Конституцию РФ, которая запрещает иметь подданство иного государства (кроме российского) чиновникам высшего ранга. Это не нововведение, а закрепление принятых ранее законов:

    • В 2006 году президент Владимир Путин утвердил федеральный закон №128-ФЗ, который запретил двойное гражданство у депутатов Госдумы, запретил жителям иных государств входить в Совет Федерации и занимать должности депутатов законодательных собраний. В документе прописаны требования к замещению государственных и муниципальных должностей.
    • За пару лет до этого, в 2004 году, принят закон, где прописан аналогичный запрет гражданским служащим (работающим в любых региональных и федеральных органах власти).

    В России оно запрещено иметь тем, чья работа связана с безопасностью и благополучием развития нашей страны. Это логично, что люди, работающие на благо государства, не имеют права готовить себе запасной аэродром в чужих землях.

    По факту те, кто в правительстве России имеет двойное гражданство, нарушают законодательство Российской Федерации со всеми вытекающими последствиями. В Госдуме создана специальная комиссия, которая следит за тем, чтобы таких нарушений не происходило.

    На каких должностях запрещено работать людям с принадлежностью к иным странам:

    • членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;
    • государственным служащим;
    • гражданским служащим;
    • президенту РФ;
    • председателю правительства РФ;
    • заместителям председателя правительства РФ.

    Нередко общественных деятелей и предпринимателей путают с теми, у кого из чиновников двойное гражданство (хотя они или не связаны с госслужбой и не нарушают таким образом никаких законов России или их второе подданство допускается международными договорами с Россией). Медийные личности, у которых есть подданство другого государства, кроме Российской Федерации:

    • Геннадий Тимченко (Финляндия);
    • Вячеслав Кантор (Израиль);
    • Анна Нетребко (Австрия);
    • Владимир Познер (Франция, США).

    Россиянам не запрещено выбирать себе вторую родину. В этом случае они сохраняют российское подданство (если отказ от него не входит в требования иной страны).

    Какие есть ограничения при наличии одновременно и российского, и иностранного:

    • обязанность платить налоги и в России, и в иностранном государстве (если нет соответствующих договоров между странами);
    • на работу госслужащим не вправе устраиваться госчиновники с двойным гражданством или множественным;
    • нельзя устроиться на работу гражданского служащего РФ;
    • нельзя баллотироваться в президенты РФ, претендовать на должность председателя правительства РФ или его зама, стать членом избиркома с правом решающего голоса;
    • появляется обязанность нести военную службу второго государства (если всеобщая воинская обязанность там предусмотрена);
    • тем, у кого из правительства двойное гражданство и это не предусмотрено международными договорами с РФ, следует сообщить об этом и сложить полномочия;
    • требуется соблюдать порядки и законы стран, подданным которых являешься;
    • в случае войны придется защищать свою родину (одну из двух).

    Если гражданин России получил подданство другого государства, он обязан сообщить об этом. Делают это письменно в течение 60 дней со дня получения. Если сроки пропущены из-за того, что человек находится за пределами России, он уведомляет сотрудников МВД России в течение 30 дней после того, как вернется в Российскую Федерацию. Тем, кто нарушит сроки, грозит штраф размером до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до четырехсот часов.

    Как накажут тех, кто из правительства РФ имеет двойное гражданство (если обнаружится такой факт): лишат занимаемой должности и наложат административный штраф.


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *