Транспортные расходы 2021 году бухгалтерский и налоговый учет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортные расходы 2021 году бухгалтерский и налоговый учет». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Транспортировка реализованных товаров также имеет различные варианты отражения в учете.

Некоторые покупатели могут сами осуществлять доставку, тогда поставщику не нужно учитывать транспортные расходы по причине того, что их в такой ситуации не возникает.

Большое число контрактов предусматривает транспортировку товара поставщиком или посредником. Особенности учета таких операций зависят от условий доставки, которые были предусмотрены контрактом между контрагентами:

  • доставка может «сидеть» в цене товара,
  • стоимость доставки прописывается как обособленная от реализации услуга.

Пример 3 (доставка в цене)

ООО «Овал» реализовало в апреле мебель, выручка составила с учетом доставки 885 000 руб. (в т. ч. НДС 147 500 руб.). Расходы ООО по доставке — 59 000 руб. Покупная стоимость реализованного товара — 560 000 руб. В том же месяце ООО приобрело мебель на сумму 236 000 руб. (в т. ч. НДС 39 333,33 руб.). Сумма транспортных расходов по закупке товаров составила 35 400 руб. (в т. ч. НДС 5 900 руб.), остаток по счету 44.1 на 01.04.2019 — 160 000 руб., остаток по счету 41 на 30.04 — 260 000 руб. Отметим, что транспортные расходы покупного товара отражаются по счету 44.1, реализованного — по счету 44.2.

Проводки в учете продавца:

  • Дт 62 Кт 90.01 — реализация мебели — 885 000 руб.
  • Дт 90.03 Кт 68.02 — начислен НДС 147 500 руб.
  • Дт 90.02 Кт 41 — списание себестоимости реализованной мебели — 560 000 руб.
  • Дт 90.02 Кт 44.2 — списание транспортных расходов — 59 000 руб.
  • Дт 41 Кт 60 — стоимость мебели — 196 666,67 (236 000 – 39 333,33) руб.
  • Дт 19 Кт 60 — НДС — 39 333,33 руб.
  • Дт 44.1 Кт 60 — транспортные расходы — 29 500 (35 400 – 5 900) руб.
  • Дт 19 Кт 60 — НДС по услугам перевозки — 5 900 руб.

Определим сумму транспортных расходов по покупным товарам к списанию в апреле с учетом приведенной выше формулы:

Средний процент расходов на остаток товара = 23,11% ((160 000 + 29 500) / (560 000 + 260 000) × 100).

Сумма транспортных расходов на остаток товара = 60 086 руб. (260 000 × 23,11%).

Сумма транспортных расходов к списанию = 129 414 руб. (160 000 + 29 500 — 60 086)

Дт 90.2 Кт 44. 1 — списаны расходы по транспортировке покупного товара 129 414 руб. Данная сумма будет учтена в расходах при исчислении налога на прибыль.

Пример 4 (доставка учитывается как услуга)

ООО «Овал» реализовало в апреле мебель, выручка составила 826 000 руб. (в т. ч. НДС 137 666,67 руб.). Доставку ООО осуществило собственными силами, расходы по ней составили 59 000 руб., из них зарплата водителя — 40 000, страховые взносы — 12 000, топливо — 7 000. Доставка по договору оплачивается покупателем отдельно. Для отражения выручки от реализации транспортных услуг ООО использует счет 90.04.

  • Дт 62 Кт 90.01 — выручка от реализации мебели — 826 000 руб.
  • Дт 90.03 Кт 68 — начислен НДС 137 666,67 руб.
  • Дт 90.02 Кт 41 — списание покупной стоимости 560 000 руб.
  • Дт 44 Кт 70 — транспортные расходы — зарплата водителя 40 000 руб.
  • Дт 44 Кт 69 — транспортные расходы — страховые взносы 12 000 руб.
  • Дт 44 Кт 10 — транспортные расходы — топливо 7 000 руб.
  • Дт 62 Кт 90.04 — выручка по доставке товаров покупателю — 59 000 руб.
  • Дт 90.03 Кт 68 — начислен НДС по услугам доставки — 9 833,33 руб.
  • Дт 90.02 Кт 44 — списание транспортных расходов — 59 000 руб.

Правила списания транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) с 2021 года

  • За торговлю без маркировки от штрафа до уголовки один шаг

    1,8 тыс. 0

    Ушли в прошлое времена, когда все транспортные единицы числились в учете как основные средства, а в налоговые расходы включался строго ограниченный набор автотранспортных затрат.

    Теперь у бухгалтера забот прибавилось ─ автомобили все чаще стали учитываться как товар, разнообразнее виды автострахования, более активно применяются лизинговые и арендные отношения. К путевым листам, техническому оснащению транспортных средств, а также организации труда и отдыха водителей сейчас предъявляют более жесткие требования.

    Работники пересели с общественного и служебного транспорта на собственные авто, и такое использование личного имущества в производственных целях потребовало от работодателя решения целого комплекса задач, связанных с учетом расходов на выплату компенсаций и зарплатных налогов.

    Да еще и коронавирус обострил проблемы с признанием расходов на такси для перевозки работников на работу и обратно. А в командировках теперь можно использовать услуги каршеринга, о котором в законодательных хитросплетениях напрямую не упоминается.

    Уверены, что знаете об этом все и без труда справитесь с любыми автотранспортными расходами? Не спешите с ответом, загляните в следующий раздел.

    Учет транспортных расходов в торговых организациях

    Экспедиция в транспортной компании может быть самостоятельной и посреднической услугой. Вид услуги определяет особенности бухучета.
    Если имеет место посреднический договор, перевозка осуществляется по поручению заказчика. Фактически это означает, что действует компания от имени клиента. Это касается всего, от оплаты сборов до страховки и хранения груза. Кстати, при получении последнего доход у перевозчика не возникает.
    Приведем пример отражения услуги в бухучете у экспедитора-посредника:

    • Дт51 Кт62 – предоплата за услуги перевозки груза.
    • Дт002 – принятие груза на ответхранение.
    • Дт76 Кт50 – оплата перевозчиком складских услуг.
    • Кт002 – передача груза клиенту.
    • Дт62 Кт91.1 – выручка от оказания услуг.
    • Дт90.2 Кт20 – списание себестоимости перевозки.
    • Дт51 Кт76 – компенсация затрат на аренду склада.

    Посреднический договор об экспедиции позволяет поставщику услуг привлекать к перевозке третьих лиц. Если используются ресурсы другой фирмы, в первичном документе (счете-фактуре) в обязательном порядке указываются реквизиты фактического исполнителя (перевозчика).


    Бухгалтерский учет в транспортной компании имеет и другие особенности. Они касаются налогообложения отдельных видов деятельности, совмещения режимов, осуществления кассовых операций, расчета налогов. Особого внимания также требует инвентаризация.
    Профессиональный подход к организации, ведению бухгалтерского учета позволяет перевозчику и поставщику экспедиционных услуг минимизировать налоговые риски, получить и сохранить впоследствии репутацию добросовестного налогоплательщика.

    Теги данной публикации: бухучеттранспортучет по отраслям

    Отметьте какую задачу планируете решить и получите бесплатную консультацию.

    Спектр потенциальных вариантов достаточно широк — в данном случае специфика, как правило, обуславливается профилем предприятия.

    Например, организация ведет производственную деятельность, выпуская различного рода оборудование, сырье или продукцию для последующей реализации оптовым и розничным клиентам. Это значит, что при заключении договора одним из обсуждаемых вопросов является доставка товара, затраты на которую могут ложиться как на продавца, так и на покупателя. Условия зависят от договоренностей между сторонами, финансовых аспектов сделки, наличия необходимых логистических мощностей и иных факторов. Главное, что каждая произведенная единица должна пройти полный цикл товародвижения, поступая в итоге к конечному потребителю — либо напрямую, либо через ритейлера.

    Кроме того, для производства требуются определенные ресурсы, поставляемые сторонними компаниями — и в этом случае издержки на перевозку продукции также должны быть отражены в официальной отчетности. Если задаться вопросом: затраты на транспортные расходы — какие это издержки, то, можно сказать, что они включают в себя все заготовительные операции по перемещению реализуемых и закупаемых товаров, оборудования или сырья, и дополняются статьями, напрямую связанными с обеспечением указанных процессов.

    В соответствии с положениями, закрепленными в рамках восьмого пункта Правил, определяющих порядок ведения бухучета, указанная категория трат приравнивается к приобретению или созданию предприятием продукции. Данный подход применяется к ОС следующих типов:

    • Созданные непосредственно организацией.
    • Купленные на основании соответствующего договора (в том числе применительно к соглашениям бартерного типа, когда взаиморасчеты не предусматривают перевод денежных средств).
    • Полученные на безвозмездной основе.

    Все указанные варианты транспортных расходов в учетной политике рассматриваются как капитальные вложения, фактически увеличивающие базовую себестоимость товарных единиц. Для отражения используются соответствующие дебетовые, а в рамках корреспонденции — расходные счета.

    Важно учитывать, что указанный порядок актуален не для всех ситуаций. Так, траты, связанные с перемещением в рамках территории предприятия объектов, не требующих монтажных работ для последующей эксплуатации, относятся к категории производственных. Это актуально не только для автотранспорта, но и для различных видов оборудования, включая крупногабаритную технику, используемую в строительных работах — от экскаваторов и бульдозеров до бетономешалок и катков для укладки асфальта. В случае с транспортировкой оборудования, предусматривающего монтаж и демонтаж, возникающие издержки рассматриваются в качестве эксплуатационных.

    Транспортные расходы в торговле: проводки, учет ТЗР, ФСБУ «Запасы»

    Рассмотрим возможные варианты более подробно.

    Предприятием ЗАО «Аметист» было приобретено оборудование общей стоимостью 531 тыс. руб., включая НДС в размере 81 тыс. Сумма затрат на логистику составила 29,5 тысячи, соответственно НДС — 4500. Исходя из учетной политики организации, данные траты отнесены к себестоимости товарных единиц, что обуславливает использование счета 15.

    В соответствии с положениями пункта 6 Правил ведения бухучета (ПБУ 5/01), издержки по перевозке могут учитываться в рамках фактического стоимостного значения, списываемого через счет 41. Проводится следующим образом:

    Дебет

    Кредит

    Сумма, тыс. руб.

    Документ

    Описание

    15

    60

    450

    ТОРГ-12, вход. с/ф

    Покуп. стоимость

    19

    60

    81

    НДС

    15

    60

    25

    Перевозка

    19

    60

    4,5

    Пер. НДС

    41

    15

    475

    Факт. стоимость

    ООО «Изумруд» произвело закупку на 413 тысяч рублей, в том числе НДС 63 000. Перевозка обошлась в 20 тыс. 60 рублей, включая налог 3 060, и, в соответствии с политикой предприятия, а также пунктом 13 ПБУ 5/01, была отнесена к категории продажных затрат. Для формирования себестоимости должен быть использован 41 счет, а также базовые проводки для расчета налогового сбора.

    ОАО «Диамант» заключает сделку на поставку партии выпускаемых изделий, принимая на себя обязательства по доставке. Контракт оценивается в 885 тысяч рублей, включая налог на добавленную стоимость в размере 135 тыс. Для организации транспортировки привлекается логистический посредник, который обязуется исполнить заказ в назначенные сроки. В соответствии с условиями договора отправитель должен оплатить перевозчику 35,4 тысячи, в том числе НДС 5,4 тыс. руб. Как включить транспортные расходы в стоимость товара и оформить списание в налоговом учете? Алгоритм выглядит следующим образом:

    Дебет

    Кредит

    Сумма, тыс. руб.

    Документ, являющийся основанием

    Описание

    62

    90.01

    885

    ТОРГ-12, исход. с/ф, ТТН 1-Т

    Поступление оборотных средств

    90.03

    68.02

    135

    НДС от продажной стоимости

    90.02

    41

    885

    Списание товарной продукции

    44.01

    60

    30

    Договор на оказание логистических услуг, Акт выполненных работ, ТН, ТТН, ТОРГ-12

    Затраты на доставку

    19.04

    60

    5,4

    Полученная счет-фактура

    Входной НДС, выставленный логистом

    51

    62

    885

    Выписка

    Оплата, отгрузка

    60

    51

    35,4

    Оплата, перевозка

    90.07.01

    44.01

    30

    Бух. справка

    Списание транспортных расходов

    68

    19

    5,4

    Книга покупок

    НДС на вычет

    В подобных ситуациях траты рассматриваются законодателем как относящиеся к категории прямых, что обуславливает необходимость распределения между уже проданной и остальной продукцией — вместо включения полной суммы в структуру себестоимости. Положения, закрепленные в рамках ст. 320 Налогового кодекса, предусматривают использование усредненного показателя, определяемого для конкретного периода, а также указывают, как посчитать процент, рассчитать и списать транспортные расходы на доставку товара.

    hidden>

    Отражение транспортных расходов в налоговом учёте зависит от условий договора. Для покупателя они будут прямыми, если не включены в стоимость товара. Для продавца — косвенными.

    Расходы на автотранспорт в 2021 году: бухгалтерские и налоговые секреты

    Как распределить транспортные расходы на стоимость товара покупателю товара.

    Пример 1

    Бухгалтеру ООО «Альфа» нужно рассчитать и отнести на товар прямые транспортные расходы (ПТР) по итогам июня 2021 года. Организация приобретает товары для последующей перепродажи на условиях доставки до своего склада силами продавца. ТР оплачиваются как отдельная услуга. Право собственности к покупателю переходит после доставки на его склад.

    На 1 июня сумма ПТР на остаток на складе (ПТРн) составила 12 тыс. руб.;

    сумма полученных ПТР в течение июня (ПТРо) — 56 тыс. руб.;

    остаток товара на складе на 1 июля (СТк) — 112 тыс. руб.;

    стоимость реализованных в июне товаров (СТо) — 845 тыс. руб.

    Считаем средний процент:

    (12 тыс.руб. + 56 тыс. руб.) / (845 тыс.руб. + 112 тыс.руб.) = 7%

    Считаем ПТР по остатку на складе:

    7% х 112 тыс.руб. = 7,8 тыс. руб.

    Считаем сумму ПТР, которую можно принять к затратам июня:

    (ПТРн + ПТРо) — ПТРост = (12 тыс.руб. + 56 тыс.руб.) — 7,8 тыс.руб. = 60,2 тыс. руб.

    В учёте операции отражаются следующими проводками:

    Покажем на примерах, как списываются транспортные расходы в зависимости от принятого варианта учёта (в фактической себестоимости или в расходах на продажу):

    Пример 2.

    ООО «Дельта» занимается продажей компьютерной техники. В июне 2021 года пришёл товар на сумму 980 тысяч рублей. Расходы на доставку и разгрузку составили 52 тысячи рублей. Компания работает на ОСНО, товар облагается НДС. В соответствии с учётной политикой, транспортные расходы включаются в фактическую себестоимость на счёте 41 — Товары.

    • Дт 60 — Кт 51 — товар оплачен на сумму 980 тыс. руб., в т.ч. НДС 163,33 тыс. руб.;
    • Дт 41 — Кт 60 — товар оприходован на сумму 816,67 тыс. руб. (за минусом НДС);
    • Дт 19 — Кт 60— выделен НДС по товару (163,33 тыс. руб.);
    • Дт 60 — Кт 51 — оплачена доставка товара на сумму 52 тыс. руб., в т.ч. НДС 8,67 тыс. руб.;
    • Дт 41 — Кт 60 — учтена стоимость доставки 43,33 тыс. руб. (за минусом НДС);
    • Дт 19 — Кт 60 — выделен НДС по доставке (8,67 тыс. руб.);
    • Дт 90 — Кт 41 — списание себестоимости части товаров (с учётом ТР) после её реализации (860 тыс.руб.).

    Пример 3.

    • Напомнит о сроках сдачи
    • Учёт переносы в выходные и праздники
    • Настраивается по вашим параметрам
    • Учитывает совмещение налоговых режимов

    Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) — это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материально-производственных запасов (МПЗ), в т. ч. готовой продукции и товаров, в организацию (п. 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, далее — Методические указания по МПЗ).

    К ТЗР, например, могут относиться:

    • оплата транспортных услуг сторонних организаций по перевозке товаров (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т. п.);
    • оплата услуг организаций по погрузке товаров в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие аналогичные услуги;
    • стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств;
    • плата за временное хранение грузов;
    • другие расходы.

    Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 №44н, далее — ПБУ 5/01).

    В фактическую себестоимость включаются также фактически произведенные затраты организации на доставку МПЗ и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 11 ПБУ 5/01).

    Согласно пункту 83 Методических указаний по МПЗ организация самостоятельно выбирает и закрепляет в учетной политике следующие способы распределения ТЗР:

    • в стоимости МПЗ (пп. «в» п. 83 Методических указаний по МПЗ);
    • на отдельных счетах (пп. «а» , «б» п. 83 Методических указаний по МПЗ). В конце месяца ТЗР списываются на затраты (расходы) пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство (проданных) в течение месяца.

    Организация, которая ведет торговую деятельность, может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, полностью включать в состав расходов на продажу (п. 13 ПБУ 5/01).

    В налоговом учете по общему правилу стоимость ТЗР включается в стоимость МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ). Для торговых организаций издержки обращения, в том числе и ТЗР, формируются с учетом особенностей, изложенных в статье 320 НК РФ.

    Согласно абзацу 3 статьи 320 НК РФ расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика-покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все остальные расходы, кроме внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ), осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

    Для того чтобы определить сумму транспортных расходов, относящихся к остаткам нереализованных товаров, рассчитываются следующие показатели:

    1. Сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце.

    2. Стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца.

    3. Средний процент как отношение суммы прямых расходов (п. 1 ст. 320 НК РФ) к стоимости товаров (п. 2 ст. 320 НК РФ).

    4. Сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.

    При расчете суммы прямых расходов, относящейся к остаткам товаров на складе, в соответствии с требованиями статьи 320 НК РФ в показатель «товары на складе» должны включаться все товары, право собственности на которые находится у налогоплательщика, в том числе товары, находящиеся в пути, право собственности на которые перешло к налогоплательщику, а также отгруженные налогоплательщиком товары до перехода права собственности к покупателям (письмо Минфина России от 03.06.2008 № 03-03-09/70).

    При этом если организация реализует несколько видов товаров, то сумма транспортных расходов, которая относится к нереализованным товарам, определяется по общему остатку товаров. Распределения транспортных расходов по видам товаров статья 320 НК РФ не предусматривает (письмо Минфина России от 12.11.2009 № 03-03-06/4/98).

    Таким образом, налогоплательщик вправе выбрать один из двух вариантов учета транспортных расходов и закрепить его в учетной политике для целей налогообложения прибыли:

    • включить транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, в стоимость этих товаров (п. 2 ст. 254 НК РФ). При таком варианте учета транспортные расходы списываются вместе с реализуемым товаром;
    • учитывать транспортные расходы отдельно. В этом случае транспортные расходы все равно считаются прямыми и подлежат распределению в пропорции между реализованными товарами и товарами на складе (абз. 3 ст. 320 НК РФ).

    Согласно статье 320 НК РФ порядок формирования стоимости приобретения товаров применяется в течение не менее двух налоговых периодов.

    Учет и контроль транспортных расходов организации

    Организация ООО «Новый интерьер» (применяет ОСНО, метод начисления, положения ПБУ 18/02). Одним из видов деятельности ООО «Новый интерьер» является оптовая торговля. Начиная с 2016 года, согласно учетной политике организации, стоимость транспортных расходов не включается в фактическую стоимость товаров, а относится на издержки обращения. На начало 2016 года остатка транспортных расходов нет, а на складе имеется остаток товаров на сумму 80 000,00 руб.

    В январе 2016 года ООО «Новый интерьер» были осуществлены следующие хозяйственные операции:

    • приобретены товары у поставщика — 120 000, руб.;
    • товары доставлены транспортной компанией до склада ООО «Новый интерьер», стоимость услуг по доставке — 20 000,00 руб.;
    • покупателям реализованы товары, их себестоимость — 92 000,00 руб.;
    • покупателям отгружены товары без перехода права собственности, их себестоимость — 12 000,00 руб.

    В феврале 2016 года ООО «Новый интерьер» осуществило следующие хозяйственные операции:

    • приобретены товары у поставщика — 80 000, руб.;
    • товары доставлены транспортной компанией до склада ООО «Новый интерьер», стоимость услуг по доставке — 11 760,00 руб.;
    • покупателям реализованы товары (с учетом отгруженных в январе без перехода права собственности), их общая себестоимость — 72 000, 00 руб.

    Операции по поступлению товаров регистрируются в учетной системе документом Поступление (акт, накладная) с видом операции Товары (раздел Покупки). В результате проведения документов вида Поступление товаров формируются проводки:

    Дебет 41.01 Кредит 60.01
    — на стоимость товара без НДС;
    Дебет 19.03 Кредит 60.01
    — на сумму НДС по поступившему товару.

    Операции по поступлению услуг по доставке приобретенных товаров регистрируются в учетной системе документом Поступление (акт, накладная) с видом операции Услуги (рис. 1).

    Перевыставление трат предполагает ситуацию, при которой доставка товара покупателю осуществляется продавцом при помощи посреднической компании. После того, как перевозка была проведена, расходы по транспортировке оплачивает покупатель. Перевыставление ТР предполагает налоговые риски, а потому важно провести процедуру правильно. Покрытие транспортных расходов покупателем можно зафиксировать в договоре, первичных документах.

    Компания продала продукцию на сумму 900 000 рублей. НДС составил 150 000 рублей. Покупная стоимость продукции составила 700 000 рублей (НДС – 100 000 рублей). Затраты на транспортировку равны 20 000 рублей. Рассмотрим основные проводки:

    • Приобретение продукции продавцом: ДТ19 КТ60, ДТ68 КТ19 100 000 рублей.
    • Приобретение продукции покупателем: ДТ62 КТ90-1 900 000 рублей, ДТ90-3 КТ68 150 000 рублей.

    Данные проводки актуальны при обращении продавца к посредническим компаниям.

    Правила определения транспортных трат содержаться в статье 320 НК РФ. Сумма прямых трат, касающихся перевозки, рассчитывается по усредненному проценту за текущее время. При этом нужно учесть остаток на начало периода. Для проведения необходимых расчетов понадобится:

    1. Определить размер прямых трат на остаток непроданной продукции на начало месяца, а также проданных товаров на текущий период.
    2. Определить стоимость приобретенной продукции, которая была продана в текущем периоде. Требуется также учесть стоимость остатка не проданных объектов.
    3. Произвести расчет усредненного процента. Он представляет собой соотношение суммы прямых трат со стоимостью продукции.
    4. Рассчитать сумму трат, которая будет относится к остатку непроданных товаров. Она представляет собой произведение усредненного процента и стоимость остатка объектов на завершение отчетного периода.

    ВАЖНО! К прямым тратам, которые принадлежат к остатку непроданной продукции, относятся все товары, на которые предприятие имеет права. К ним относятся объекты, находящиеся в стадии транспортировки до покупателя.

    Прямые расходы компании, которые можно отнести к конкретному виду продукции, отражаются на счетах 20 и 23. Косвенные расходы — те, которые относятся к производству сразу нескольких видов продукции, — на счетах 25 и 26.

    Деление не формальное! Из плана счетов программы видим, что счета прямых расходов имеют субконто «Номенклатурная группа». Поэтому данные расходы могут быть списаны по конкретной номенклатурной группе напрямую в себестоимость производства.

    Счета косвенных расходов не имеют необходимое субконто и, значит, не могут закрываться прямиком в себестоимость конкретного товара.

    Если поставили галочку напротив «Выполнение работ, оказание услуг заказчикам», надо выбрать, как именно списываются затраты со счета 20.01 при закрытии месяца. Для этого на вкладке появится специальное поле. Возможные варианты смотрите в таблице 1. Обращаем внимание: эта настройка касается только услуг.

    Таблица 1. Списание затрат по услугам при закрытии месяца
    Способ списания В чем заключается
    Без учета выручки Все затраты, накопленные на счете 20.01, списываются регламентной операцией при закрытии месяца в Дт 90.02.1 «Себестоимость продаж по деятельности с основной системой налогообложения», независимо от того, была выручка или нет
    С учетом всей выручки Этот способ — полная противоположность предыдущему. А именно: если по итогам месяца есть выручка по конкретной номенклатурной группе, счет 20.01 закроется. Иначе, если выручки не было, — не закроется.

    Если по итогам закрытия месяца надо отразить незавершенное производство по закрытой номенклатурной группе, проведите документ «Инвентаризация НЗП». Укажите в нем конкретную номенклатурную группу, которая не должна закрыться на счет себестоимости 90.02.1

    С учетом выручки только по производственным услугам Учитывается только та сумма выручки, которую провели документом «Оказание услуг». Если провели документ «Реализация товаров и услуг», соответствующую выручку для расчета списания затрат программа проигнорирует

    Чтобы программа правильно закрывала счета 20 и 23, верно заполняла Декларацию по налогу на прибыль и корректно считала налог на прибыль, каждый год настраивайте перечень прямых расходов (раздел «Главное» — Ссылка «Налоги и отчеты» — вкладка «Налог на прибыль» — синяя ссылка «Перечень прямых расходов»).

    Бывает, что месяц закрылся хорошо, но при анализе оборотно-сальдовой ведомости мы видим, что счета закрылись не полностью или вовсе не закрылись. Тогда проанализируйте:

    • Проводки в регламентной операции «Закрытие счетов: 20, 23, 25, 26». Ваша задача — найти на какой счет закрылись счета 20 и 23. Если на 90.08, то, скорее всего, не хватает записей в перечне прямых расходов — проверьте их.
    • Отчет «Анализ субконто. Просмотрите, по какой номенклатурной группе и статье затрат не произошло полное/частичное закрытие счета 20/23 на счет 90.02. Возможные причины: незавершенное производство, недостаток записей в справочнике прямых расходов или отсутствие выручки по номенклатурной группе.

    После анализа и изменения документов месяц закройте заново.

    Бывает, что программа выдает ошибки с указанием на то, где проблема и как ее устранить. Тогда исправьте ошибки, следуя рекомендациям. После — перезакройте месяц.

    Если наша организация производит отгрузку товара покупателю на основе самовывоза (франко склад продавца), то ТЗР не возникают.

    Если доставку товара продавец осуществляет за свой счет (франко склад покупателя) , то ТЗР либо включаются в цену товара либо учитываются отдельной статьей расходов на продажу, которые потом в полной сумме списываются ежемесячно.

    Расходы поставщика по транспортировке товара до покупателей, в соответствии с п.5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н (далее – ПБУ 10/99), относятся к расходам по обычным видам деятельности.

    В соответствии с п.7 ПБУ 10/99, расходы по обычным видам деятельности формируют, в числе прочего, расходы, возникающие непосредственно в процессе продажи (перепродажи) товаров.

    Порядок списания транспортных расходов по доставке товара до покупателей четко в законодательстве о бухгалтерском учете не определен. Но, исходя из уже упоминавшегося принципа временной определенности фактов хозяйственной деятельности, списание этих расходов должно осуществляться в момент их фактического осуществления, во взаимосвязи с фактом реализации товаров, которые при этом транспортируются. Фактически это означает, что списание в бухгалтерском учете транспортных расходов по доставке товаров до покупателей осуществляется в момент подписания акта оказания транспортных услуг.

    Командировочные расходы работодатель может учесть в составе расходов по налогу на прибыль и по УСН (объект «доходы минус расходы»). Порядок учета таких затрат на УСН и на ОСНО аналогичен.

    Основные особенности налогового учета командировочных затрат:

    • Экономическая обоснованность и документальная подверженность затрат.

    Затраты, понесенные сотрудником в командировке, принимаются к учету, только если они экономически обоснованы и подтверждены первичными документы. Исключение сделано лишь для суточных: подтверждать их и отчитываться по ним работник не обязан. При отсутствии подтверждающих документов принять к учету затраты, даже если они обоснованы, не получится.

    • Дата признания расходов.

    Командировочные расходы признаются на дату утверждения авансового отчета. Если в командировке сотрудник оплачивал расходы из собственных средств и компания ему их возместила, то датой признания затрат следует считать день выдачи средств из кассы. Дату признания расходов, произведенных в иностранной валюте, мы рассмотрим ниже, в разделе про загранкомандировки.

    • НДС по командировочным расходам.

    ИП и организации на ОСНО вправе принять к вычету НДС при условии, что командировочные затраты оплачены организацией или работником и по ним есть счет-фактура. Особенности принятия НДС к вычету по отдельным видам командировочных затрат мы рассмотрим ниже.

    • НДФЛ и страховые взносы

    Затраты на проживание в командировке также подлежат включению в состав расходов по УСН (объект «доходы минус расходы») и налогу на прибыль при условии их документального подтверждения. Эти командировочные расходы не облагаются и НДФЛ и страховыми взносами. В затраты на проживание также можно включить услуги, предоставляемые гостиницами, кроме саун и фитнес-центров, баров и обслуживания в номерах.

    Оплата расходов на питание в командировке относится на усмотрение работодателя. Ни в ТК РФ, ни в положениеио командировках такие затраты не упомянуты. Соответственно, работодатель оплачивать их не обязан.

    По умолчанию оплата питания должна производится сотрудником из суточных, но по своему усмотрению работодатель может дополнительно компенсировать работнику такие затраты.

    Учет расходов по загранкомандировкам имеет свои особенности:

    • лимит суточных по командировкам заграницу составляет: 700 руб. при перемещении по территории РФ и 2 500 руб. – при пересечении границы России;
    • суточные, выданные в валюте, пересчитываются в рубли по курсу, действовавшему в день выдачи средств сотруднику;
    • если суточные выданы в рублях, а расходы произведены в валюте, они пересчитываются в рубли по курсу, действовавшему на день покупки валюты. Если документ о покупке валюты утерян, берется курс, действовавший на день выдачи сотруднику аванса;
    • остаток аванса, возвращенный в кассу, пересчитывается в рубли на дату возврата средств;
    • перерасход, оплаченный в валюте, возмещается сотруднику в рублях с пересчетом на дату утверждения авансового отчета;
    • если первичные документы, подтверждающие расходы, составлены на иностранном языке, их необходимо перевести на русский;
    • часть суточных, превышающая лимит, для целей уплаты НДФЛ должна быть пересчитана в рубли по курсу на последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет.

    Транспортные расходы в бухгалтерском учете

    Выдача сотруднику аванса на командировочные расходы сопровождается проводкой:

    • Дт 71 Кт 50 — если аванс выдан наличными;
    • Дт 71 Кт 51 — если аванс перечислен на банковскую карту сотрудника.

    При списании командировочных затрат ключевое значение имеет цель поездки:

    • Дт 20 Кт 71 — сотрудник направлен в командировку для выполнения работ по заданию заказчика;
    • Дт 44 Кт 71 — командировка сопряжена с реализацией товара;
    • Дт 08 Кт 71 — командировка связана с приобретением имущества для фирмы;
    • Дт 28 Кт 71 — сотрудник направляется в командировку для возврата брака.

    Если компания применяется ОСНО и в составе расходов отдельно выделен НДС, применяются следующие проводки:

    • Дт 19 Кт 71 — НДС учтен в составе командировочных расходов;
    • Дт 68 Кт 19 — НДС учтен в составе налогового вычета.

    Если сотрудник в командировке израсходовал собственные средства и работодатель ему их возместил, делаются проводки:

    • Дт 71 Кт 50 — если средства сотруднику выданы наличными деньгами;
    • Дт 71 Кт 51 — при перечислении средств на карту.

    Если сотрудник потратил меньше, чем ему было выделено, выбирается проводка в зависимости от того, как происходит возврат средств:

    • Дт 70 Кт 71 — задолженность удержана из зарплаты работника;
    • Дт 50 Кт 71 — сотрудник вернул деньги в кассу;
    • Дт 51 Кт 71 — сотрудник вернул деньги на расчетный счет работодателя.
    • Командировочные расходы можно учесть в составе затрат по УСН 15% и налогу на прибыль.
    • На расходы по проезду и проживанию НДФЛ и страховые взносы начислять не нужно.
    • Суточные облагаются НДФЛ сверх лимита: 700 руб. для командировок по России и 2 500 руб. — для загранкомандировок.
    • Расходы на питание не включаются в затраты по УСН и налогу на прибыль и облагаются НДФЛ, страховыми взносами в полном объеме.
    Актуально на

    Тогда срок использования можно установить самостоятельно. Его может определить технический специалист исходя из состояния автомобиля. Не стоит устанавливать короткий срок, чтобы списать стоимость автомобиля быстрее. Если компания будет эксплуатировать машину несколько лет, то при проверке налоговая признает расчет амортизации неверным, а налог заниженным.

    Пример
    Согласно ОКОФ срок полезного использования автомобиля составляет 5 лет. Первоначальная стоимость легкового автомобиля — 500 650 руб. Годовая норма амортизации равна 20% (100% / 5 лет). Годовая сумма амортизации составляет 100 130 руб. (500 650 руб. x 20%), соответственно месячная — 8344,16 руб. (100 130 руб. / 12 мес.).

    В бухгалтерском учете производятся следующие записи:

    • Дебет 01, Кредит 08 — 500 650 руб. — автомобиль принят к эксплуатации;
    • Дебет 20, 26, 44, Кредит 02 — 8344,16 руб. — начислена месячная сумма амортизации.

    Если организация приобрела автомобиль, бывший в эксплуатации, то в налоговом учете согласно п. 12 ст. 259 НК РФ срок полезного использования определятся как разность нормативного срока эксплуатации объекта и срока его фактической эксплуатации. В бухгалтерском учете также можно использовать данный метод для определения срока полезного использования автомобиля. Иными словами, организация может учесть срок полезного использования имущества, в течение которого оно принадлежало предыдущему владельцу.

    При расчете налога на прибыль перенос расходов на приобретение автомобиля возможен через амортизацию с применением линейного или нелинейного метода (ст. 259 НК РФ). Делая выбор, бухгалтер должен определить, что важнее: уменьшить налоговую базу по прибыли или упростить себе работу.

    Транспортные расходы в «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0

    1) транспортные расходы по доставке приобретенных товаров от склада контрагента-продавца до собственного склада торговой организации;

    2) транспортные расходы по доставке товаров, приобретенных у торговой организации покупателем от собственного склада до места расположения склада покупателя.

    Транспортные расходы разделены на два вида в связи с тем, что в учете они отражаются по разным правилам.

    Возможна ситуация, когда в стоимость купленного товара уже включена цена транспортных расходов по доставке, и, соответственно, в документах по отгрузке товаров транспортные расходы не выделяются отдельной строкой. В таком случае в налоговом и бухгалтерском учете стоимость товара формируется с уже включенной в нее стоимостью транспортных расходов.

    В ситуациях, таких как:

    • доставка поставщиком товаров с учетом того, что ее стоимость не входит в цену приобретенной продукции, т.е. идет сверх цены;
    • доставка производится перевозчиком – третьим лицом;
    • доставка осуществляется собственным транспортом торговой организации;

    можно использовать два различных способа учета этих расходов по перевозке товара, как в бухгалтерском учете, так и в налоговом учете.

    Конечно, для сближения этих двух видов учета и для того, чтобы избегать отражения в бухгалтерском учете временных разниц, целесообразно использовать единые способы отражения расходов по доставке товаров в бухгалтерском и налоговом учетах. В учетной политике необходимо указать способ, который будет использовать торговая организация для отражения транспортных затрат.

    Важно! В учетной политике следует прописать в каком порядке будет в организации формироваться стоимость купленных товаров и этот порядок должен использоваться не менее двух лет.

    Способ № 1. В стоимость купленных товаров включают транспортные расходы. Данный способ заключается в том, что все затраты организации по доставке товара следует учитывать в стоимости купленной продукции. Для этого применяют методику распределения затрат на транспорт между купленной продукцией, которая предварительно была закреплена в учетной политике организации.

    К примеру, при доставке продукции поставщиком, перевозчиком – третьим лицом, стоимость расходов можно распределять согласно договорных условий между отдельными партиями поставки приобретенных товаров или по окончании месяца, подводя его итоги и распределяют прямо пропорционально стоимости купленной за данный месяц продукции.

    • расходы на транспортные услуги включаются в цену приобретения товара;
    • расходы на транспортные услуги учитываются в качестве прямых.

    Выбор конкретного способа учета, должен быть отражен в учетной политике организации и применяться в течение не менее двух налоговых периодов (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 августа 2012 г. N 03-03-06/1/420 «Об определении расходов по торговым операциям»). Нельзя не отметить, что в данном случае должны соблюдаться общие правила признания расходов (п.1 ст. 252 НК РФ), то есть расходы должны быть обоснованными, документально подтвержденными (оформленными надлежащим образом) и произведены в целях осуществления деятельности, направленной на получение прибыли (дохода).

    Применение рассматриваемой нами статьи (ст. 320 НК РФ), распространяется только на расходы торговой организации по доставке товара на свой склад, если же производится аренда транспортного средства, то такие расходы относятся к материальным (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 марта 2007г. N 03-03-06/1/157 «О порядке учета для целей налогообложения прибыли в составе материальных расходов налогоплательщика»).

    • отнесения расходов на отдельный счет 15 «Заготовление и приобретение материалов», согласно расчетным документам поставщика;
    • отнесения расходов на доставку на отдельный субсчет к счету 41 «Товары»;
    • непосредственного (прямого) включение транспортных расходов в фактическую себестоимость товара.

    Непосредственное (прямое) включение в фактическую себестоимость товара целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой товаров, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп товаров.

    Конкретный вариант учета транспортных расходов устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике (п. 83 Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н»Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов»).

    Затраты включаются в состав расходов на продажу и учитываются по дебету счета 44 «Расходы на продажу». Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании транспортные расходы распределяются между проданным товаром и остатком товара на складе на конец каждого месяца.

    БУХГАЛТЕРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ, МОСКВА

    И вариант бухгалтерского, и вариант налогового учета должен быть закреплен в учетной политике организации.

    Учет затрат в «1С:Бухгалтерия 8» с 2021 года

    • Транспортные расходы включаются в стоимость приобретенных товаров. При этом затраты учитываются в периоде реализации товаров, в стоимости которых они учтены
    • Транспортные расходы не включаются в стоимость товара, а учитываются как самостоятельный вид прямых расходов. Если на конец месяца реализован не весь приобретенный товар, организации надо рассчитать величину транспортных расходов, относящуюся к остаткам нереализованных товаров (ст. 320 НК РФ).

    Для документального подтверждения понесенных расходов покупателю необходимы первичные документы, подтверждающие перевозку (накладная, копия акта об оказании транспортных услуг поставщику, акт поставщика на возмещение расходов (либо отчет агента)).

    Таким образом, расходы на доставку товара могут составлять значительную долю от его стоимости. Признание транспортных расходов зависит от условий договора. В документах, услуга по доставке товара может быть выделена отдельной строкой или быть включенной в стоимость товара. Но во избежание возникновения проблем со стороны контролирующих органов, помимо этого условия необходимо предусмотреть момент перехода права собственности на товар, сторону по доставке товара, а также порядок оплаты и стоимость транспортных расходов.

    Характер расходов определяется в зависимости от типа компании:

    • Производственная компания учитывает расходы на доставку в качестве материальных расходов. Так как они не указаны в перечне прямых расходов, их можно принимать в качестве косвенных.
    • Торговая компания учитывает расходы на доставку как косвенные.

    Любая компания обязана оформлять товарную и товарно-транспортную накладную при доставке!

    Траты на доставку основных средств необходимо учитывать в составе расходов на приобретение и производство продукции. Это правило касается:

    • средств, созданных предприятием;
    • средств, купленных по договорам, не предполагающим оплату неденежными средствами;
    • средств, приобретенных безвозмездно;
    • средств, купленных по соответствующему договору.

    Все перечисленные основные средства необходимо учитывать в качестве капитальных расходов.

    Исключением будут траты на перемещение объектов, не нуждающихся в монтаже, внутри территории организации. Они будут отражаться в издержках производства.

    1. Вы работаете с целой командой, а не одним сотрудником. А значит любые действия дополнительно проверяются, а решения находятся быстрее и эффективнее.
    2. Наши проблемы не становятся вашими. Вам не нужно организовывать место, оплачивать больничные и отпуска. Если кто-то из команды заболел, вы этого даже не заметите — его тут же заменит другой сотрудник!
    3. У нас есть специалисты разных профилей. Юристы, специалисты по 1С — мы всесторонне подходим к бухгалтерскому учету и можем оптимизировать работу целого отдела.

    Позвоните по номеру телефона, указанному на сайте, или заполните форму обратной связи, чтобы мы смогли сориентировать по точной стоимости, подобрать наилучшее решение и рассказать, как начать сотрудничество!

    НК-2021 устанавливает, что:

    1. затраты на оплату стоимости топлива учитываются у организаций в составе нормируемых затрат (это такие затраты, которые учитываются при определении налогооблагаемой базы налога на прибыль только в пределах установленных норм; сверхнормативный расход топлива не включается ни в состав затрат, ни в состав внер.расходов) в пределах норм, устанавливаемых руководителем организации.

    По организации должен быть издан соответствующий приказ.

    Руководитель организации вправе установить нормы расхода топлива:

    • либо самостоятельно
    • либо путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию (БелНИИТ “Транстехника”)

    2. индивидуальные предприниматели также праве включать в состав своих расходов (при ведении учета доходов и расходов ИП) стоимость топлива, израсходованного в пределах норм расхода топлива, установленных ИП:

    • либо самостоятельно
    • либо путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию (БелНИИТ “Транстехника”)

    Индивидуальному предпринимателю целесообразно закрепить установленные им нормы расходы топлива в решении ИП.

    Обратите внимание!

    Законодательство в рамках налогового учета топлива предоставляет право устанавливать нормы расхода топлива самостоятельно и учитывать расходы на топливо в пределах этих норм.

    Однако не забывайте, что затраты, учитываемые при налогообложении в налоговом учете организаций, должны быть экономически обоснованными.

    Для того, чтобы у контролирующих органов не было вопросов по установленным у Вас нормам – необходимо эти “самостоятельно” установленные нормы как-то обосновать.

    Именно с этой целью далее в настоящей статье мы приводим наиболее безопасный, с нашей точки зрения, порядок установления норм расхода топлива.

    Дополнительно отметим следующее:

    1. По состоянию на 01 марта 2021 года Указ от 31.12.2019 №503 продолжает действовать, однако его нормы по порядку налогового учета топлива практически идентичны нормам НК-2021
    2. Налоговый учет топлива по установленным руководителем нормам осуществляется без 6-месячного ограничения, многим известным по Постановлению МинТранса от 31.12.2008 №141 (в пределах 6-месячного ограничения действуют “временные” нормы, устанавливаемые в соответствии с указанным Постановлением МинТранса – подробнее про эти “временные” нормы читайте далее в статье).


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *