Постановление о создании группы по исполнительному производству судебных приставов 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановление о создании группы по исполнительному производству судебных приставов 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Решение перевести приставов в силовые структуры вызвано низким правовым положением судебных приставов в иерархии госструктур России. В настоящее время у пристава есть некоторые полномочия представителя власти. Он имеет право применить оружие и физическую силу. Это свидетельствует о том, что пристав по своему положению не просто чиновник. Но сотрудники ФССП не имеют таких же полномочий, как у сотрудников правоохранительных органов, не обладают офицерскими званиями. Новый закон устраняет все эти недоработки в законодательстве.

Основная суть реформы состоит в том, что с начала 2020 года служба ФССП приобретает статус силовой структуры. Благодаря новому статусу и будут проведены положительные преобразования этой организации, такие как:

  • значительное повышение зарплаты;
  • улучшение пенсионного обеспечения;
  • повышение социальной защищенности служащих;
  • различные льготы, присущие силовым структурам.

Согласно новому статусу требования к работе судебных приставов вырастут, но будет значительно улучшаться материальное положение всех работников этой службы.

Аналитики утверждают, что после того, как судебные приставы стали силовой структурой, их уровень доходов приблизится к доходам сотрудников МВД. Согласно реформе теперь на итоговый заработок служащих ФССП окажет влияние доплата за офицерское звание. Эксперты утверждают, что точно такое формирование зарплаты, как в 2020 году, будет действительно и в 2021 году, и в дальнейшем.

Что такое исполнительский сбор у судебных приставов?

Досрочный выход на пенсию и довольно высокая зарплата делают эту работу более привлекательной. Но есть уже предпосылки, что будут рассматриваться некоторые правила создания дополнительных стимулирующих выплат для стимулирования работников. Эти выплаты будут в виде премии лучшим работникам. Также запланирована индексация ЗП в 2021 году. Но эти предложения пока только в проектах, они еще не утверждены на законодательном уровне.

Создан «Банк данных исполнительных производств». Этот банк содержит полную информацию обо всех делах, которые находятся в работе у российских судебных приставов. В банке находятся все сведения о должнике, о постановлении суда, о требованиях, которые содержатся в исполнительном документе, данные об имуществе должника или его розыске, многие другие сведения, а также наименование и адрес подразделения, где ведется данное производство, что позволит усилить контроль за территориальными ведомствами. К «Банку данных исполнительных производств» существует открытый доступ в сети.

Благодаря созданию такой информационной системы, каждый желающий может получить сведения о состоянии своих данных по какому-либо исполнительному документу. Вместо того чтобы проводить время в очередях перед кабинетами приставов, каждый может узнать о решении своего вопроса на сайте, а также о сумме имеющейся задолженности. На сайте есть возможность погасить свою задолженность через Интернет с использованием банковской карты.

Такая система дает возможность свободного доступа к информации об исполнительных производствах, что может оказаться полезным как в личных целях, так и для бизнеса. Создание «Банка данных исполнительных производств» позволило начать электронный документооборот, что значительно облегчило работу рядовых приставов и граждан.

Таким образом, реформа ФССП прежде всего обеспечила переход данного ведомства в статус силовых структур, и вследствие этого происходит в первую очередь повышение заработной платы и сокращение пенсионного возраста. Это основные моменты данной реформы, которые задают направление на дальнейшую реорганизацию в 2021 году. По мере появления последних новостей об ФССП мы будем обновлять статью.

Приказ ФССП РФ от 30.04.2021 N 190

1. Регламент Федеральной службы судебных приставов (далее — Регламент) разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 (далее — Положение о ФССП России), и устанавливает общие правила внутренней организации Федеральной службы судебных приставов при реализации функций, отнесенных к ее компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Российская газета, 1993, 25 декабря; Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 11, ст. 1416.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4111; 2020, N 1, ст. 9.

2. Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также уполномоченным на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр .

Пункт 1 Положения о ФССП России.

ФССП России подведомственна Минюсту России .

Пункт 1 Положения о ФССП России.

3. ФССП России (федеральный орган принудительного исполнения), ее территориальные органы (территориальные органы принудительного исполнения) и их подразделения и подведомственное учреждение входят в систему принудительного исполнения Российской Федерации .

Статья 6.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3590; 2019, N 52, ст. 7805).

4. ФССП России возглавляет директор Федеральной службы судебных приставов — главный судебный пристав Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации .

Пункт 9 Положения о ФССП России.

5. ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями .

Пункт 5 Положения о ФССП России.

6. Структура центрального аппарата ФССП России утверждается Президентом Российской Федерации . Штатное расписание центрального аппарата ФССП России утверждается директором Федеральной службы судебных приставов — главным судебным приставом Российской Федерации (далее — Директор) в пределах численности и фонда оплаты труда (без рабочих и служащих по охране, обслуживанию зданий и транспортному обеспечению), установленных Президентом Российской Федерации, с учетом перечней должностей высшего начальствующего состава, типовых (нетиповых) должностей старшего и среднего начальствующего состава в центральном аппарате ФССП России и Указа Президента Российской Федерации от 31.12.2005 N 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» (далее — реестр должностей) .

Подпункт «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 01.01.2020 N 1 «О некоторых вопросах Федеральной службы судебных приставов» (Собрание законодательства, 2020, N 1, ст. 9).

Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 118; 2020, N 31, ст. 5162.

Пункт 1.5 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 452 (далее — Типовой регламент внутренней организации).

Структура и штатные расписания территориальных органов ФССП России (далее — территориальные органы) утверждаются Директором в пределах установленных фонда оплаты труда и численности (без рабочих и служащих по охране, обслуживанию зданий и транспортному обеспечению) на основе утвержденной схемы размещения территориальных органов с учетом перечней должностей высшего начальствующего состава, типовых (нетиповых) должностей старшего, среднего и младшего начальствующего состава в территориальных органах, реестра должностей, а также актов, определяющих нормативную численность территориальных органов и их подразделений .

Статья 8 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 40, ст. 5488), пункт 1.5 Типового регламента внутренней организации.

7. Структура центрального аппарата ФССП России включает в себя руководство ФССП России: Директора, первого заместителя директора Федеральной службы судебных приставов — первого заместителя главного судебного пристава Российской Федерации, заместителей директора Федеральной службы судебных приставов — заместителей главного судебного пристава Российской Федерации (далее — заместители Директора), а также структурные подразделения по основным направлениям деятельности ФССП России (управления, самостоятельные отделы). В управлениях образуются отделы.

В штатные расписания центрального аппарата ФССП России и территориальных органов включаются должности сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее — сотрудники), должности федеральной государственной гражданской службы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также могут включаться должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

8. Сферы деятельности и компетенция структурных подразделений центрального аппарата ФССП России (далее — структурные подразделения) определяются в положениях об этих структурных подразделениях.

9. Организационное обеспечение деятельности Директора осуществляется его помощниками (советниками).

Указанные должности предусматриваются в штатном расписании вне структурных подразделений.

10. Директор организует работу ФССП России и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ФССП России функций, а также за реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности, организацию и осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в ФССП России, представляет ФССП России в отношениях с органами государственной власти, гражданами и организациями, подписывает от имени ФССП России договоры и другие документы гражданско-правового характера, а также осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.

11. Заместители Директора представляют ФССП России по отдельным направлениям ее деятельности, организуют и координируют деятельность ФССП России в соответствии с Регламентом, распределением обязанностей между заместителями Директора (далее — распределение обязанностей) и иными актами ФССП России, а также поручениями Директора.

12. В соответствии с распределением обязанностей заместители Директора в случае предоставления им соответствующих полномочий могут по отдельным вопросам организации деятельности ФССП России подписывать приказы ФССП России или иные установленные законодательством Российской Федерации виды актов, а также на основании выданных Директором доверенностей подписывать от имени ФССП России договоры и другие гражданско-правовые документы.

13. В приказе ФССП России о распределении обязанностей между руководством ФССП России указываются:

а) исключительные полномочия Директора;

б) полномочия заместителей Директора;

в) структурные подразделения центрального аппарата, территориальные органы и подведомственное учреждение ФССП России, координацию и контроль деятельности которых осуществляют соответствующие заместители Директора;

г) схема временного исполнения обязанностей Директора либо заместителей Директора на время их отсутствия в связи с болезнью, отпуском или командировкой.

14. На период временного отсутствия Директора общее руководство деятельностью ФССП России осуществляет его первый заместитель.

При одновременном отсутствии Директора и его первого заместителя порядок распределения обязанностей устанавливается отдельным приказом ФССП России.

15. Заместитель Директора в соответствии с распределением обязанностей и по поручению Директора:

а) взаимодействует (в том числе ведет переписку) с подразделениями Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, гражданами и организациями;

б) координирует и контролирует деятельность курируемых им структурных подразделений, дает поручения их начальникам;

в) взаимодействует (в том числе дает поручения) с территориальными органами;

г) проводит совещания с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

д) рассматривает поступившие в ФССП России обращения, документы и материалы;

е) рассматривает и визирует проекты документов, представляемых на подпись Директору;

ж) согласовывает проекты актов и другие документы, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, подписывает заключения на них;

з) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Регламентом, приказами и распоряжениями ФССП России.

16. Руководит структурным подразделением начальник, который в соответствии с полномочиями, определенными в Регламенте, Положении о структурном подразделении, должностной инструкции (должностном регламенте), а также на основании отдельных письменных поручений Директора (заместителей Директора):

а) осуществляет непосредственное руководство структурным подразделением, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на структурное подразделение функций и полномочий, а также за состояние исполнительской дисциплины;

б) представляет по доверенности или по поручению руководства ФССП России интересы ФССП России в органах государственной власти, общественных организациях и судах, во взаимоотношениях с должностными лицами органов власти иностранных государств и международных организаций; участвует в работе межведомственных комиссий органов государственной власти и иных комиссий по соответствующим направлениям деятельности ФССП России, а также по вопросам, относящимся к компетенции структурного подразделения;

в) осуществляет прием граждан, обеспечивает в пределах своей компетенции рассмотрение индивидуальных и коллективных обращений граждан и организаций (далее — обращения) и подписывает ответы на них; организует и контролирует своевременное и качественное рассмотрение должностными лицами структурного подразделения обращений, а также полноту и законность принятых по ним решений;

г) взаимодействует, в том числе ведет переписку с другими структурными подразделениями и с территориальными органами (с учетом особенностей, указанных в абзаце втором пункта 157 Регламента);

д) обеспечивает подготовку проектов актов и других документов ФССП России;

е) обеспечивает рассмотрение поступивших в ФССП России проектов актов и других документов в соответствии с компетенцией структурного подразделения, а также подготовку заключений на них;

ж) распределяет обязанности между своими заместителями, а также определяет служебные обязанности (должностные обязанности) сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих структурного подразделения, участвует в подготовке их должностных инструкций (должностных регламентов);

з) обеспечивает проведение мероприятий, связанных с прохождением службы в органах принудительного исполнения должностными лицами структурного подразделения;

и) утверждает положения об отделах структурного подразделения;

к) вносит предложения об изменении структуры и штатного расписания центрального аппарата ФССП России и территориальных органов (по согласованию с их руководителями) в части, касающейся структурного подразделения;

л) обеспечивает планирование, организацию и контроль деятельности структурного подразделения, его эффективное взаимодействие с другими структурными подразделениями, территориальными органами и подведомственным учреждением;

м) вносит предложения в планы Минюста России и работы коллегии Минюста России, планы работы ФССП России и коллегии ФССП России;

н) организует и проводит совещания, семинары и иные организационно-методические мероприятия по вопросам, отнесенным к компетенции структурного подразделения;

о) осуществляет иные полномочия, установленные Регламентом, Положением о структурном подразделении, поручениями Директора и его заместителей, иными организационно-распорядительными документами ФССП России.

17. В случае временного отсутствия в связи с болезнью, отпуском, командировкой начальника структурного подразделения исполнение его полномочий и должностных обязанностей (служебных обязанностей) возлагается на одного из заместителей начальника этого структурного подразделения приказом ФССП России.

Все что вам надо знать о сводном исполнительном производстве

20. Планирование работы ФССП России по основным направлениям деятельности осуществляется на основе Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и плана действий Правительства Российской Федерации по ее реализации, Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, планов заседаний Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации, плана основных организационных мероприятий и решений коллегии Минюста России.

21. Формирование планов и показателей деятельности ФССП России осуществляется преимущественно на основе программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.

22. Ежегодный план работы, показатели деятельности и отчет о деятельности ФССП России утверждаются Министром юстиции Российской Федерации (далее — Министр) .

Подпункт 9 пункта 12 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108).

23. Разработка и представление для утверждения в Минюст России проекта годового плана работы ФССП России, прогнозных значений показателей деятельности, а также отчетов об их исполнении осуществляются в порядке и сроки, устанавливаемые Минюстом России .

Пункт 2.6 Типового регламента внутренней организации.

24. ФССП России информирует руководство Минюста России о ходе реализации утвержденного плана в установленные сроки и представляет при необходимости дополнительные предложения.

25. Подготовка предложений в проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

26. Организация и координация подготовки предложений ФССП России в проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период осуществляются Финансово-экономическим управлением.

27. Финансово-экономическое управление направляет в установленные сроки в Минюст России согласно графику подготовки и рассмотрения проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период:

предложения по формированию бюджетных ассигнований из федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в части, касающейся федеральных целевых программ и бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенных в федеральные целевые программы;

реестры ведомственных целевых программ;

реестр расходных обязательств и обоснования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и на плановый период на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств.

Итак, вы узнали, что приставами было прекращено взыскание по исполнительному производству — что это значит? Это означает, что ранее в вашем отношении принимались меры принудительного взыскания долга приставами.

Причинами взыскания могли стать:

  • кредитные задолженности, включая микрозаймы или ипотеку;
  • платежи по налогам, взносам и в бюджет;
  • алименты;
  • штрафы;
  • платежи, направленные на возмещение вреда имущества или здоровья.

Прекращение исполнительного производства означает безусловную отмену взыскания с невозможностью его возобновления в рамках данного судебного решения.

Другими словами, если взыскатель решит повторно взыскать с должника деньги, ему снова придется обращаться в суд за новым решением. В этом скрыто коренное отличие процедуры прекращения исполпроизводства от его возврата или приостановки.

Теперь разберемся, что значит «прекращено взыскание по карте» — это сообщение присылается банком по окончании исполнительного производства. Оно означает, что с карты снят наложенный на нее приставом арест, а все находящиеся на ней средства — разблокированы. С этого момента гражданин может беспрепятственно пользоваться банковской картой — до возбуждения нового исполнительного производства на основе других судебных решений.

Стоит выделить следующие основания прекращения исполнительного производства:

  1. Должник-физлицо или взыскатель-физлицо умерли, объявлены погибшими или пропавшими без вести. Но только в случае, если право требования или обязанности по исполнению не будут переданы преемникам или наследникам, доверительным управляющим.
  2. Служивший основанием для взыскания долга исполнительный документ утратил возможность исполнения.
  3. Взыскатель отказался от имущества, изъятого у должника в рамках исполнения исполдокумента, в котором содержались требования передачи его взыскателю. Другими словами, если предметом спора был автомобиль, который должник по суду обязан передать взыскателю, но после изъятия машины взыскатель отказался ее принять, то исполнительное производство будет прекращено.

При наличии веской причины для прекращения исполнительного производства у судебных приставов суд выносит определение, которое СПИ обязан исполнить незамедлительно.

Тонкости терминологии в исполнительном производстве

Опыт показывает, что взыскатели порой имеют весьма туманное представление о сводном исполнительном производстве. Это неудивительно, так как сводное исполнительное производство — объект весьма специфичный и лучше всего его можно понять, когда ведешь его сам.

Но поскольку не у всех есть возможность и необходимость вести сводное исполнительное производство лично, давайте разбираться вместе.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что наиболее распространенной ошибкой является понимание сводного исполнительного производства как некого нового исполнительного производства, которое возникает, вместо объединенных в него исполнительных производств. Из этой ошибки появляются требования в жалобах: «окончить сводное исполнительное производство» и т.п.

На самом деле, сводное исполнительное производство это не новое единое исполнительное производство. В сводном исполнительном производстве объединенные исполнительные производства по-прежнему остаются самостоятельными – они самостоятельно могут быть окончены,прекращены, приостановлены при наличии законных оснований.

К сводному исполнительному производству присоединяются новые исполнительные производства, из сводного исполнительного производства исключаются исполнительные производства, в случая их окончания или прекращения.

Если, например, по какому-то самостоятельному исполнительному производству отзывается взыскателем исполнительный документ, то данное исполнительное производство оканчивается и со сводным исполнительным производством ничего не происходит, никаких отдельных специальных постановлений не выносится.

Сложней ситуация, когда оспариваются действия и заявитель жалобы просит приостановить сводное исполнительное производство. Здесь много зависит от конкретных фактических обстоятельств дела. Если оспаривается арест имущества в пользу всех взыскателей, то возможно приостановление всего сводного исполнительного производства. Если же оспаривается что-то касающееся конкретного исполнительного производства (например – законность выдачи исполнительного документа, зачет встречных однородных требований между должником и взыскателем), то приостановление всего сводного исполнительного производства нарушит права других взыскателей на получение присужденного с должника.

В данном случае должно быть приостановлено конкретное исполнительное производство, в рамках которого оспариваются те или иные процессуальные действия. Причем исполнительное производство может также быть приостановлено как полностью, так и в части (например, в части передачи на реализацию арестованного имущества, оценка которого оспаривается). Приостановление исполнительного производства полностью или в части предусмотрено статьями 39 и 40 Закона об исполнительном производстве.

Исполнительные производства могут объединяться в сводное исполнительное производство по должнику или взыскателю (статья 34 Закона об исполнительном производстве).

То есть, если имеется несколько исполнительных производство по взысканию с одного должника в пользу нескольких разных взыскателей, то данные исполнительные производства подлежат объединению в сводное исполнительное производство (такому производству присваивается индекс – СД).

Если же имеются несколько исполнительных производств в отношении разных должников в пользу одного взыскателя, то данные исполнительные производства также объединяются в сводное (такому производству присваивается индекс — СВ). Объединению по взыскателю чаще всего на практике может производиться при взыскании солидарного долга с заемщика, поручителей, залогодателя и т.п. в пользу одного взыскателя (кредитора). Здесь объединение исполнительных производств в сводное помогает эффективно контролировать взысканную сумму с солидарных должников, чтобы не было превышение общей взысканной суммы с солидарных должников в пользу взыскателя.

В сводное исполнительное производство объединяются исполнительные производства только имущественного характера (часть 1 статьи 34 Закона об исполнительном производстве). Таким образом, исполнительное производство, обязывающее должника совершить определенные действия (например, — ремонт) или воздержаться от их совершения (например,- не препятствовать в пользовании имуществом), к сводному исполнительному производству не присоединяются.

Процессуально в сводное исполнительное производство объединяет исполнительные производства судебный пристав-исполнитель своим постановлением. Если исполнительные производства находятся в разных территориальных отделах одного субъекта РФ, то место ведения определяет главный судебный пристав субъекта путем вынесения постановления. На практике, это будет тот отдел, где предстоит совершить большую часть исполнительных действий (обращение взыскания на имущество и т.п.). Если исполнительные производства находятся в разных субъекта РФ, то место их ведения определяет главный судебный пристав РФ руководствуясь теми же принципами.

Объединение производится в следующих целях:

(1) процессуальная экономия;

(2) Возможность обращения взыскания на имущество на общую сумму долга по всем исполнительным производствам в отношении одного должника или в пользу одного взыскателя с нескольких должников;

(3) распределение взысканных сумм между взыскателями разной очередности удовлетворения требований (статья 111 Закона об исполнительном производстве).

Рассмотрим каждую цель в отдельности.

В случае объединения исполнительных производств в сводное, нет необходимости в описательной части процессуальных документов (актов, постановлений и т.д.) перечислять все исполнительные производства и суммы взыскания по каждому исполнительному производству. В каждом процессуальном документе делается ссылка – по сводному исполнительному производству № 12525/45/-СД.

Иными словами, суть сводного исполнительного производства заключается в том, что при взыскании с одного должника в пользу нескольких взыскателей судебный пристав производит действия не по каждому исполнительному производству в отдельности, а по сводному исполнительному производству в целом.

В случае объединения в сводное исполнительное производство, судебный пристав-исполнитель может (и обязан) наложить арест на имущество должника на общую сумму долга по сводному исполнительному производству и обратить впоследствии взыскание. Аналогично, постановление об обращении взыскания на денежные средства на счетах должника выносятся на всю сумму долга по сводному исполнительному производству.

Мораторий на исполнительное производство. Кому и как он поможет

Статьей 111 Закона об исполнительном производстве установлена строгая очередность удовлетворения требований взыскателям, в случае если взысканной суммы с должника недостаточно для погашения всех требований взыскателей.

В первую очередь погашаются требования по взысканию алиментов, вторую – заработная плата, в третью – налоги и внебюджетные фонды, в четвертую – все остальные взыскатели (подробней см. статью закона).

Если в сводном исполнительном производстве находятся взыскатели одной очередности, например четвертой, то распределение взысканной суммы будет производиться пропорционально сумме долга. Например, у должника три взыскателя, у первого взыскателя требование 1000 руб., у второго 2000 руб., у третьего 7 000 руб. Общий долг 10 000 руб. С должника взыскано 100 руб. Первому взыскателю будет перечислено 10 руб., второму 20 руб., третьему 70 руб.

Сводные исполнительные производства не очень любят профессиональные взыскатели (коллекторы), так как они активно помогают судебному приставу-исполнителю в розыске и аресте имущества должника, и получаются, что они работают фактически на всех взыскателей.

На практике встречаются случаи отказа взыскателю ознакомиться со всеми материалами сводного исполнительного производства. При этом судебные приставы ссылаются на конфиденциальность данных по другим исполнительным производствам, где взыскатель не является стороной исполнительного производства.

Вопрос является весьма спорным, так как в соответствии со статьей 50 Закона об исполнительном производстве, только сторона имеет право знакомиться с материалами конкретного исполнительного производства. О сводном исполнительном производстве закон ничего не говорит.

Представляется, что взыскателю безоговорочно должен быть представлен доступ ко всем документам сводного исполнительного производства, которые затрагивают его права и законные интересы.

Например, это будут — акт описи и ареста имущества по сводному исполнительному производству, отчеты об оценке арестованного имущества и т.п. Что же касается персональных данных физических лиц взыскателей, то в представлении такой информации взыскателю по сводному исполнительному производству может быть отказано, так как данная информация никак не затрагивает его права законные интересы.

Несколько иного мнения придерживается судебная практика[1], из которой следует, что взыскатель может знакомиться с материалами всего сводного исполнительного производства без каких-либо ограничений. Суд кассационной инстанции указал, что отсутствие в Законе об исполнительном производстве прямого указания возможности ограничения прав взыскателя по ознакомлению с материалами исполнительного производства в полном объеме, независимо от того, является ли исполнительное производство сводным или нет, апелляционный суд пришел к выводу, что взыскатель имеет право на ознакомление со всеми материалами исполнительного производства. При этом судебный пристав-исполнитель не должен дублировать свои действия, направленные на установление имущества должника и исполнение исполнительных документов, объединенных в сводное исполнительное производство[2].

Верховный Суд РФ в п. 40 постановления пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 понятие арест предписывает использовать в двух значениях:

  1. В качестве исполнительного действия, например в виде запрета на совершение регистрационных действий в отношении автомобиля должника.
  2. В качестве меры принудительного исполнения, например, когда арест налагается при исполнении судебного акта о наложении ареста на имущество ответчика.

В объем понятия ареста, таким образом, входят запрет распоряжения имуществом, запрет распоряжения денежными средствами и иным имуществом, обращение взыскания на имущество должника.

Обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию (ч. 1 ст. 69).

В свою очередь, законодатель разделяет способы реализации арестованного имущества должника (ч. 1 ст. 69):

  • реализация, осуществляемая должником самостоятельно;
  • принудительная реализация;
  • передача арестованного имущества взыскателю.

Принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 87).

Законодателем предусмотрены две формы принудительной реализации арестованного имущества должника:

  • реализация арестованного имущества на торгах;
  • реализация арестованного имущества на комиссионных началах.

Понятия исполнительского иммунитета положениями закона № 229-ФЗ не содержится.

Однако, основываясь на совокупности норм процессуального законодательства (ст. 446 ГПК РФ, ч. 4 ст. 4, ст. 99, 101, гл. 12.1 закона № 229-ФЗ) и обобщения судебной практики (п. 18 Обзора судебной практики, утв. президиумом Верховного Суда РФ 16.06.2021; п. 4 постановления КС РФ от 12.07.2007 № 10-П), исполнительский иммунитет можно назвать гарантией должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условий, необходимых для их нормального существования и деятельности, в том числе профессиональной, посредством установления запрета на обращение взыскания на определенное имущество по обязательствам должника.

Нормы об исполнительском иммунитете содержатся в законодательстве о банкротстве (п. 3 постановления пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»), в бюджетном законодательстве (ст. 239 БК РФ), законодательстве о богослужении (п. 5 ст. 21 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях») и т. д.

Но, в силу п. 43 постановления пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50, исполнительский иммунитет не защищает имущество должника от ареста в качестве обеспечительной меры (например, в форме акта описи и ареста имущества с оставлением арестованного имущества самому должнику на ответственное хранение) либо запрета на распоряжение имуществом (в виде постановления о запрете на совершение регистрационных действий, которое направляется в регистрирующий орган — ГИБДД или Росреестр).

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Федеральный закон от 28.11.2011 N 335-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «Об инвестиционном товариществе»

    • Федеральный закон от 07.05.2013 N 77-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О парламентском контроле»

    • Федеральный закон от 27.12.2019 N 468-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации»

    • Поручение Президента РФ

      «Поручения в связи с пожарами в Якутии»

    • Указ Президента РФ от 09.08.2021 N 459

      «О внесении изменений в Положение об Управлении Президента Российской Федерации по приграничному сотрудничеству, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 2018 г. N 559»

    • Указ Президента РФ от 09.08.2021 N 460

      «Об учреждении ордена «За заслуги в культуре и искусстве» и медали «За труды в культуре и искусстве» (вместе со «Статутом ордена «За заслуги в культуре и искусстве», «Положением о медали «За труды в культуре и искусстве»)

    • Поручение Правительства РФ от 11.08.2021

      «О решениях по итогам рабочей поездки в Сахалинскую область»

    • Распоряжение Правительства РФ от 10.08.2021 N 2204-р

      «О выделении бюджетных ассигнований для предоставления межбюджетного трансферта бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на осуществление специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами

    • Постановление Правительства РФ от 09.08.2021 N 1317

      «О внесении изменений в перечень иных выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для целей применения частей 5 и 5.1 статьи 30.5 Федерального закона «О национальной платежной системе»

    Строго говоря, термин «исковая давность» неправильно применять к исполнительному листу и судебному приказу. Это объясняется просто: исковая давность касается права лица на подачу искового заявления в суд. Законный срок для подачи в суд — 3 года с даты, когда лицо узнало о нарушении своего права. Например, когда человек перестал платить кредит. Исполнительный лист или приказ суд выдает, если иск удовлетворен, то есть судебное разбирательство уже закончено.

    В то же время, «срок исковой давности» — хорошо понятный всем термин. А потому он часто используется даже там, где это юридические не совсем корректно. Главное — чтобы участники разговора понимали, о чем конкретно идет речь.

    Платежное поручение судебным приставам — образец-2021

    Платежи в адрес ФССП — это перевод туда средств, удержанных работодателем из зарплаты работника по исполнительному листу. Оплачиваться таким образом могут долги неналогового и налогового характера. Во втором случае платежный документ будет оформляться по правилам, применяемым для бюджетных платежей, но с учетом некоторых особенностей внесения данных в определенные поля.

    Прежде всего следует сказать о том, что объединение исполнительных производств в сводное осуществляется по решению пристава. Могут быть соединены дела, которые велись в различных территориальных отделах ФССП и даже в других субъектах РФ. СИП реализуется в том месте, где предполагается проведение наибольшего числа действий, например, обращение взыскания на движимое и недвижимое имущество.

    Из формулировки закона можно сделать вывод о том, что сотрудник ФССП обязан производить объединение различных исполнительных производств в одно. Это также является удачной организационной мерой. Объединение исполнительных производств ведется по двум направлениям:

    • по должнику;
    • по взыскателю.

    Подход более чем разумный. Если в наличии имеется несколько дел о взыскании долгов с одного должника в пользу разных взыскателей, то создание СИП позволит контролировать справедливое распределение взысканных денежных сумм. Такая же ситуация (только зеркальная) складывается в отношении нескольких должников и одного взыскателя. Например, при взыскании долга с заемщика и поручителя, отвечающих солидарно. Такие дела в ФССП индексируются как «СД» и «СВ» соответственно.

    Что важно: объединение допускается только в отношении возбужденных, но на установленную дату неисполненных исполнительных производств имущественного характера. То есть принуждение должника совершить некие действия не может стать предметом сводного исполнительного производства (сделать ремонт, не мешать пользоваться определенным имуществом и т.п.).

    Не является формальным препятствием для объединения исполнительных производств в сводное:

    • статус должника (гражданин или предприниматель);
    • основания обязательственных отношений должник-взыскатель;
    • подтверждение долга различными судебными инстанциями (в арбитражном процессе или гражданском);
    • решение судом вопроса как о рассрочке, так и отсрочке исполнения судебного акта.

    Все, что совершает пристав в пределах объединенного сводного исполнительного производства, автоматически распространяется на каждое дело, включенное в его состав. Но будет ошибочным мнение, что СИП «поглощает» все старые производства, создавая некое новое. Отнюдь, объединенные дела остаются самостоятельными даже в рамках сводного исполнительного производства. И дело здесь не только в формализме.

    Любое производство из состава СИП может быть окончено (прекращено, приостановлено) по своим основаниям. И это никак не скажется на существовании оставшихся дел. Если речь идет о приостановлении всего сводного производства, то здесь следует подробно разбирать фактические обстоятельства. Оспаривание определенных действий пристава в рамках индивидуального дела из состава СИПа не должно нарушать права других лиц. Одна ситуация, когда решается вопрос о законности ареста имущества должника в пользу всех взыскателей. И совсем другая, когда оспариваются некие процессуальные действия в рамках одного дела из всех объединенных в сводное исполнительное производство.

    Как уже отмечалось, процесс объединения носит координационный характер. То есть позволяет сотрудникам ФССП с большей точностью соблюдать права всех участвующих лиц, следить за распределением взысканных денежных средств и «экономить» свое время, связанное с формальным заполнением документов. Насколько такая процедура интересна участвующим лицам, однозначно ответить сложно.

    Например, объединение исполнительных производств в сводное недолюбливают профессиональные коллекторы, которые выполняют различные действия по розыску должника и его активов сразу для всех взыскателей (а не для каждого в отдельности). Сами взыскатели также получат удовлетворение своих требований пропорционально сумме долга (в рамках одной очереди, как правило, четвертой). Иногда взыскатели при ведении СИПа ограничены в возможностях знакомиться с документами и информацией. Некоторые приставы отказывают им в таком праве, ссылаясь на конфиденциальные данные о других участниках. При этом закон прямых ограничений не содержит, поэтому вопрос в каждом конкретном случае решается отдельно.

    Что такое сводное исполнительное производство?

    • Свежие
    • Посещаемые

    Судебным приставам разрешается:

    • добывать информацию о должнике и его имуществе всеми законными способами (в том числе и путем обращения к сторонним организациям);
    • собирать необходимые для ведения дела справки, выписки, акты и другие бумаги;
    • иметь доступ к личным данным участников исполнительного производства;
    • получать сведения о финансовом состоянии должника через работодателя.

    Судебные приставы имеют право находить информацию о вашем материальном положении любыми законными способами.

    В ходе исполнительного производства они имеют право прийти к вам домой. Если в это время вы отсутствуете или просто не открываете дверь — они вправе взломать замки, чтобы войти внутрь.

    В процессе взыскания задолженности судебный пристав имеет право:

    • разыскивать ваше имущество и банковские счета путем направления запросов в соответствующие организации;
    • арестовывать счета и списывать с них деньги;
    • изъять вашу личную собственность и продать ее на аукционе;
    • ограничить ваше право на выезд из России;
    • изъять водительское удостоверение (если общая сумма долга составляет от 10 тыс. руб. и выше).

    Приставы наделены следующими полномочиями и вправе:

    • давать поручения участникам исполнительного производства;
    • проводить проверки у работодателей на предмет реализации последними судебных решений в отношении своих работников;
    • объявить должника или его имущество в розыск;
    • вызывать граждан, участвующих в исполнительном производстве, для беседы;
    • обращаться в суд за разъяснениями для правильного ведения исполнительного производства.

    Судебные приставы вправе накладывать арест на любое имущество должника за исключением установленных законом случаев. Следовательно, они вполне могут и списать деньги с вашего банковского счета.

    Если карточка используется только для получения заработной платы, то необходимо сообщить об этом приставам. В этом случае они могут снять не более половины от суммы последнего денежного поступления.

    Исполнительное производство: ВС РФ разъясняет

    Во-первых, не нужно звонить по телефону судебному приставу и вести с ним бесполезный разговор по поводу возбужденного ИП.

    Во-вторых, должнику по ИП лучше сразу обратиться к юристу или к адвокату, которые имеют юридическую практику по делам, связанным с исполнительными производствами, за юридической консультацией.

    В-третьих, должнику следует и самому ознакомиться в первую очередь со статьями 12, 14, 21, 22, 30, 31, 50, 64.1 ФЗ № 229-ФЗ.

    В-четвертых, далее должнику нужно подготовить в 2-х экземплярах Заявление в адрес судебного пристава с ссылкой на статью 50 ФЗ № 229-ФЗ о предоставлении ему для ознакомления, для снятия фотокопий материалы ИП и заверенную копию исполнительного документа судебным приставом. Первый экземпляр заявления нужно передать через канцелярию подразделения ФССП обязательно под роспись с указанием входящего номера на втором экземпляре этого заявления.

    Чего может добиться должник в этом случае?

    Во-первых, судебный пристав поймет, что должник знаком с положениями ФЗ № 229-ФЗ, и не будет его «дурачить» и вводить в заблуждение, как не редко это делают судебные приставы, когда уверены в том, что должник или взыскатель по ИП не знает даже положений статьи 50 ФЗ № 229-ФЗ.

    Во-вторых, при ознакомлении с материалами ИП может быть установлено, что судебный пристав возбудил ИП на основании исполнительного документа без заявления взыскателя. В этом случае на основании статей 14, 31, 121, 122, 123 ФЗ № 229-ФЗ можно будет отменить постановление судебного пристава о возбуждении ИП.

    В-третьих, при ознакомлении с материалами ИП может быть установлено, что судебный пристав возбудил ИП на основании исполнительного документа, предъявленного взыскателем не по месту совершения исполнительных действий, или исполнительный документ не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 ФЗ № 229-ФЗ. В этом случае тоже можно добиться отмены постановления судебного пристава о возбуждении ИП.

    В-четвертых, при ознакомлении с материалами ИП может быть установлено, что судебный пристав возбудил ИП на основании исполнительного документа, срок предъявления которого согласно статьям 21, 22 ФЗ № 229-ФЗ уже истек и не восстановлен судом на основании статьи 432 ГПК РФ. ИП в этом случае тоже можно будет отменить.

    В-пятых, при ознакомлении с материалами ИП может быть установлено, что судебный пристав возбудил ИП на основании исполнительного документа, который был ранее предъявлен взыскателем к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным статьей 43 ФЗ № 229-ФЗ. Это является основанием для отмены постановления судебного пристава о возбуждении ИП.

    В-шестых, при ознакомлении с материалами ИП может быть установлено, что судебный пристав возбудил ИП на основании исполнительного документа, который был ранее предъявлен взыскателем к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 47 ФЗ № 229-ФЗ. Это тоже является основанием для отмены постановления судебного пристава о возбуждении ИП.

    В-седьмых, при ознакомлении с материалами ИП может быть установлено, что судебный пристав возбудил ИП на основании исполнительного документа, который был предъявлен взыскателем к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 2.1 статьи 30 ФЗ № 229-ФЗ. В этом случае можно отменить постановление судебного пристава о возбуждении ИП.

    В-восьмых, при ознакомлении с материалами ИП может быть установлено, что судебный пристав возбудил ИП на основании исполнительного документа, выданного на основании судебного акта, не вступившего в законную силу. Это тоже является основанием для отмены постановления судебного пристава о возбуждении ИП.

    При этом должнику нужно знать, что в перечисленных восьми случаях судебный пристав не имеет права сам отменить свое постановление о возбуждении ИП.

    Это может сделать на основании обоснованной жалобы должника только старший судебный пристав на основании части 5 статьи 14 и части 1 статьи 123 ФЗ № 229-ФЗ.

    (Об этом смотрите также разъяснение Пленума Верховного Суда РФ в пункте 10 Постановления № 50 от 17.11.2015 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).

    Часто взыскатели и должник по ИП путают окончание ИП с прекращением ИП, которые регулируются совершенно разными статьями ФЗ № 229-ФЗ и имеют разные основания для окончания ИП и для прекращения ИП судебным приставом.

    Окончание ИП регулируется статьей 47 ФЗ № 229-ФЗ, в некоторых случаях с ссылкой на статью 46 ФЗ № 229-ФЗ.

    Какие могут быть основания для вынесения судебным приставом постановления об окончании ИП?

    ИП оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях:

    • фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе;
    • фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;
    • возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 ФЗ № 229-ФЗ;
    • возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;
    • направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом;
    • признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему.

    Разберем более подробно эти случаи, при наличии которых судебный пристав обязан окончить ИП.

    Во-первых, если должник оплатил полностью долг по ИП, то это не означает, что судебный пристав сразу вынесет постановление об окончании ИП и снимет все ограничения в отношении должника, в т.ч. снимет арест с его счета в банке или с имущества должника. Судебный пристав может и не знать, что должник по ИП погасил весь долг по ИП. А поэтому должнику придется в этом случае потрудиться в своих интересах.

    Должник может оформить в 2-х экземплярах на основании статей 50, 47 ФЗ № 229-ФЗ заявление на имя конкретного судебного пристава-исполнителя об окончании ИП и о снятии всех ограничений, введенных в отношении него судебным приставом, и первый экземпляр заявления с письменными доказательствами о погашении им долга передать в канцелярию подразделения ФССП под роспись на втором экземпляре заявления с указанием входящего №. Далее смотрите статью 47 ФЗ № 229-ФЗ, что обязан будет сделать судебный пристав после получения от должника такого заявления.

    Во-вторых, если кто-то из солидарных должников оплатил полностью долг по ИП, то остальные солидарные должники также вправе требовать от судебного пристава на основании статей 59, 47 ФЗ № 229-ФЗ окончание ИП, возбужденных в отношении них судебным приставом.

    В-третьих, Законодатели немного усложнили основания, указанные в п.3 части 1 статьи 47, для окончания ИП с ссылкой на статью 46 ФЗ № 229-ФЗ. Все пункты в статье 46 ФЗ № 229-ФЗ можно было бы указать в статье 47 этого Закона. Статья 47 была бы больше, зато не было бы того, что указано в статье 46 ФЗ № 229-ФЗ, и было бы понятней положения статьи 47 ФЗ № 229-ФЗ для многих, которые не редко пишут в своих вопросах, что судебный пристав окончил ИП на основании п.п.2, 3 статьи 46 ФЩ № 229-ФЗ, что не верно. Судебный пристав окончить ИП может на основании пунктов статьи 47 ФЗ № 229-ФЗ, а на основании пунктов 46 ФЗ № 229-ФЗ он возвращает взыскателям исполнительные документы.

    Должникам, как и взыскателям нужно знать и помнить, что если судебный пристав окончил ИП на основании п.3 части 1 статьи 47 ФЗ № 229-ФЗ и возвратил взыскателю исполнительный документ на основании п.4 части 1 статьи 46 ФЗ № 229-ФЗ, то взыскатель вправе снова предъявить этот исполнительный документ ко взысканию через 6 месяцев (см. ниже выписку п.4 части 1 статьи 46 ФЗ № 229-ФЗ).

    4) если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными;

    Должник в этом случае может спокойно жить 6 месяцев?

    Да, это так, если только взыскатель понятий не имеет о положениях ФЗ № 229-ФЗ и не обращается своевременно за консультацией к юристу или к адвокату, которые имеют большой опыт по исполнительным делам.

    В-четвертых, если судебный пристав окончил ИП на основании п.8 части 1 статьи 47 ФЗ № 229-ФЗ (в связи с направлением копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом), то в этом случае подлинный исполнительный документ хранится в материалах оконченного ИП, а не возвращается взыскателю.

    Если судебный пристав окончил ИП на основании положений статьи 47 ФЗ № 229-ФЗ, то он обязан:

    • выслать в адрес взыскателя и должника копию постановления об окончании ИП;
    • выслать взыскателю подлинный исполнительный документ, если ИП окончено на основании п.3 части 1 статьи 47 ФЗ № 229-ФЗ;
    • снять с должника все ограничения (арест счета, арест имущества, временное ограничение для должника выезд из Российской Федерации и т.д.), вынесенные судебным приставом в рамках ИП;
    • убрать с сайта ФССП России сведения о должнике (это отдельный вопрос и не простой, так как регулируется не ФЗ № 229-ФЗ).
    • не нарушать права и интересы сторон исполнительного производства.

    Удержания средств со счетов, вкладов и карт допускается на основании постановления пристава или по исполнительным документам, представленным взыскателем. Цель удержания понятна – нужно исполнить решение суда, взыскать деньги в пользу гражданина или организации, либо в доход бюджета. Вот общие правила удержания, предусмотренные Законом № 229-ФЗ:

    • на основании постановления пристава банк обязан наложить арест на счет (карту) или вклад должника, списать имеющиеся средства и удерживать деньги с каждого поступления;
    • в постановлении пристава указывается размер удержаний, который должен соответствовать Закону № 229-ФЗ (50% по большинству видов требований, 70% по алиментам, возмещению вреда здоровью, ущерба от преступлений);
    • взыскатель может сам направить исполнительный документ в банк, если знает, что там открыты счета и вклады должника;
    • удержание будет продолжаться до полного погашения долга, до отзыва исполнительного документа, до отмены постановления пристава.

    Это общий порядок, который обязаны применять все банки, работающие на территории России. На практике возникает множество проблем с определением вида дохода или зачисления, расчетом размера удержаний. Например, исполняя постановление пристава, банк может удержать всю поступившую зарплату. Должник может об этом узнать уже после фактического списания, если пристав несвоевременно направил ему копию постановления. Нередко сотрудники ФССП вообще не проверяют реальный адрес должника, зато сразу передают документы на удержание в банк.

    Чтобы защитить интересы граждан, выступающих должниками в исполнительном производстве, государство разработало изменения в Закон № 229-ФЗ. Поправки вступили в силу с 1 июня 2020 года, заключаются в следующем:

    • введена обязательная идентификация всех видов платежей, поступающий на любой счет гражданина – для этого используется система кодов под каждый вид поступлений (например, специальные коды введены для зарплаты, пенсий, социальных пособий);
    • введен механизм отдельного учета всех поступлений – он заключается в условном «окрашивании» всех доходов и зачислений в системе банковского мониторинга;
    • на банк возлагается обязанность самостоятельно рассчитать сумму средств на счете должника, на которую можно наложить арест или обратить взыскание – чтобы исключить злоупотребления со стороны банков, порядок расчета средств регламентирован Приказом Минюста РФ № 330.

    Простыми словами, теперь банк будет сам проверять целевое назначение и вид каждого платежа, поступившего на счет гражданина. Если на этот счет ранее был наложен арест, банк обязан сам рассчитать сумму удержаний, перевести деньги на депозит ФССП или непосредственно взыскателю. Также обязанностью банка является определение доходов, на которые запрещено обращать взыскание.

    На данный момент новый механизм удержаний со счетов и карт только начал применяться, поэтому количество нарушений при списании более чем достаточно, о чем свидетельствуют многочисленные обращения и жалобы должников в ФССП. Но ситуация обязательно изменится, т.к. приставы уже начали массово привлекать банки к ответственности по пункту 3 статьи 17.14 КоАП. Она предусматривает наказание за неправомерное списание денег должника, если это не предусмотрено законом.

    Алгоритм ареста и удержания со счетов будет отличаться при подаче документов банку взыскателем или приставом. Ниже подробнее рассмотрим оба этих варианта, расскажем о способах защиты должника.

    Чаще всего удержания по долгам осуществляются на основании постановления пристава. В этом случае применяется схожий алгоритм наложения ареста и удержания по счетам. Но есть ряд отличий:

    • в постановлении пристав обязан указать точный размер удержаний, который будет соблюдать банк (например, ввиду имущественного положения должника пристав или суд могут установить размер удержаний менее 50%);
    • пристав имеет право направить постановление сразу во все банки, где открыты счета должника (взыскатель такой возможности практически лишен);
    • в постановлении пристав указывает характер требований, что будет важно для расчета суммы удержания;
    • на основании постановления пристава банк обязан списать остатки по счетам, наложить арест и определять размер удержания после каждого поступления денег;
    • информация о каждом удержании направляется приставу в течение 3 дней.

    Пристав имеет право привлечь банк к ответственности за нарушение порядка удержаний, поэтому взыскателю удобнее подавать документы не напрямую в кредитное учреждение, а в ФССП. Впоследствии можно запрашивать информацию о ходе производства, проверять правильность расчетов и удержаний, сделанных банком.

    Большинство организаций давно перешли на выплату зарплаты в безналичной форме (на счета работника, на карты зарплатного проекта и т.д.). Если взыскатель или пристав подали документы на удержание работодателю по 50% или 70% будет удерживаться с каждой выплаты зарплаты. Оставшиеся средства перечисляются на счет работника – должника.

    Но если банк уже наложил арест на счет, он сможет списать поступившие деньги в соответствии с Законом № 229-ФЗ. Это приводит к тому, что с должника осуществляется двойное удержание, после чего он может вообще остаться без зарплаты и средств к существованию. С учетом новых поправок добиться защиты интересов в указанной ситуации будет проще.

    Если с вашего счета незаконно удержали деньги, можно подать жалобу в следующие инстанции:

    • в ФССП – на незаконные действия сотрудников банка, нарушивших порядок расчета и удержания;
    • в Центробанк РФ – по аналогичным основаниям, особенно если в действиях банка есть нарушения Приказа Минюста № 330;
    • финансовому уполномоченному (омбудсмену) – если при удержании по долгам был нарушен оказания финансовых услуг банком;
    • вышестоящему приставу или в суд – если нарушения допущены приставом, ведущим производство.

    Если работодатель неправильно указал код дохода в расчетных документах, на него можно подать жалобу в ФССП или прокуратуру, но это поможет лишь избежать ошибок при удержании в будущем и не вернет уже взысканные деньги. О том, как это сделать, читайте ниже.

    Вы можете вернуть деньги, удержанные с зарплатной карты в следующих случаях:

    • если банк неправильно определил код дохода и сделал неверный расчет удержания, в результате чего у вас списали более 50% от зарплаты;
    • если банк или пристав допустили двойное удержание с зарплаты (при расчете работодателем, а затем при списании в банке);
    • если с вас удержали денег больше, чем была сумма долга.

    Для возврата незаконно удержанных средств нужно обращаться в подразделение ФССП, на чей депозит перечислялись деньги. В заявлении опишите ситуацию, приложите документ, подтверждающий незаконность списания, представьте свои реквизиты для возврата денег. На возврат средств после переплаты дается не более 30 дней.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *