Монтаж системы голосового оповещания 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Монтаж системы голосового оповещания 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Классификация.

Общие технические требования

Издание официальное

СтаммтмФим 20»

  • 1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]

  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 февраля 2021 г. № 46-ст

  • 4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 42.3.01—2014

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. No 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок—в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.fu)

© Стандартинформ. оформление. 2021

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Локальные системы оповещения. Новые правила создания.

  • 1 Область применения

  • 2 Нормативные ссылки

  • 3 Термины и определения

  • 4 Классификация

  • 5 Общие технические требования

Библиография

ж W

ж

,«Z

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гражданская оборона

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Классификация. Общие технические требования

Civil defense. Technical means of public notification. Classification. General technical requirements

Дата введения — 2021—06—01

    • 1.1 Настоящий стандарт распространяется на технические средства оповещения населения (далее — ТСО), предназначенные для использования в составе систем оповещения населения и обеспечения своевременного доведения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий.

    • 1.2 Настоящий стандарт устанавливает классификацию и общие технические требования к ТСО населения.

    • 1.3 Требования настоящего стандарта применяют для находящихся в эксплуатации и вновь проектируемых (модернизируемых) ТСО при разработке, закупке, проведении испытаний и контроле качества продукции.

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.601 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 9.303 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору

ГОСТ 12.2.007.0 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 14254 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ 15971—90 Системы обработки информации. Термины и определения

ГОСТ 16600 Передача речи по трактам радиотелефонной связи. Требования к разборчивости речи и методы артикуляционных измерений

ГОСТ 23216 Изделия электротехнические. Хранение, транспортирование, временная противокоррозийная защита, упаковка. Общие требования и методы испытаний

ГОСТ 29322 (IEC 60036:2009) Напряжения стандартные

ГОСТ 30631 Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам при эксплуатации

ГОСТ 30666 Изделия электронной техники. Маркировка

ГОСТ 30804.4.3 (IEC 61000-4*3:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 15.301 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство

ГОСТ Р 15.309 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

Издание официальное

ГОСТ Р 34.003—90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения

ГОСТ Р 50923 Дисплеи. Рабочее место оператора. Общие эргономические требования и требования к производственной срере. Методы измерения

ГОСТ Р 50948 Средства отображения информации индивидуального пользования. Общие эрго-метрические требования и требования безопасности

ГОСТ Р 51317.4.5 (МЭИ 61000-4-5—95) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к микросекундным импульсным помехам большой энергии. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 52591 Система передачи данных пользователя в цифровом телевизионном формате. Основные параметры

ГОСТ Р 52870 Средства отображения информации коллективного пользования. Требования к визуальному отображению информации и способы измерения

ГОСТ Р 53531 Телевидение вещательное цифровое. Требования к защите информации от несанкционированного доступа в сетях кабельного и наземного телевизионного вещания. Основные параметры. Технические требования

ГОСТ Р 55714 Телевидение вещательное цифровое. Оборудование сигнализации меток о вставке (сплайсинге) региональных программ в транспортный поток MPEG-2 вещательного телевидения. Основные параметры

ГОСТ Р 55715 Телевидение вещательное цифровое. Оборудование цифровой вставки (сплайсинга) региональных программ в транспортный поток MPEG-2 вещательного телевидения. Основные параметры

ГОСТ Р 55940 Телевидение вещательное цифровое. Расширенные технические требования к общему интерфейсу в системах ограничения доступа. Основные параметры. Часть 1

ГОСТ Р 56158 Каналы вещания для передачи сообщений оповещения. Основные параметры

ГОСТ Р 56454 Телевидение вещательное цифровое. Система TV-Anytime. Управление правами и защита информации. Основные параметры

ГОСТ Р 56939 Защита информации. Разработка безопасного программного обеспечения. Общие требования

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

  • 3.1

автоматизированная система: АС: Система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций.

(ГОСТ 34.003-90, статья 1.1)

  • 3.2 автоматизированное рабочее место оповещения; АРМ: Программно-аппаратное средство, осуществляющее управление автоматизированной системой оповещения и состоящее из устройств ввода-вывода и отображения информации, электронно-вычислительной машины, общего и специального программного обеспечения.

  • 3.3 видеосообщение: Видеозапись экстренной информации.

3.4

взаимодействие автоматизированных систем: Обмен данными, командами и сигналами между функционирующими автоматизированными системами.

[ГОСТ 34.003-90. статья 4.8]

3.5 выносная акустическая установка: Сигнальная громкоговорящая система с мощными рупорными громкоговорителями.

3.6

гражданская оборона: ГО: Система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ц1]. глава 1. статья 1]

3.7 единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; РСЧС: Система, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций.

3.8

интерфейс: Совокупность средств и правил, обеспечивающих взаимодействие устройств вычислительной машины или системы обработки информации и (или) программы.

[ГОСТ 15971-90. статья 30]

  • 3.9 механическая сирена: Специализированное ручное механическое устройство, представляющее собой металлическую конструкцию с ручкой, работающее по принципу преобразования ручной кинетической энергии в звуковую энергию.

  • 3.10 мобильное средство оповещения: Вспомогательное или резервное техническое средство населения, стационарно установленное на подвижном объекте, предназначенное для привлечения внимания населения с последующей передачей сигнала оповещения и (или) экстренной информации.

  • 3.11 мониторинг состояния технических средств оповещения населения, каналов связи: Получение данных о работоспособности технических средств оповещения населения, каналов связи через определенный промежуток времени.

  • 3.12 носимое средство оповещения: Вспомогательное специальное техническое средство, предназначенное для привлечения внимания населения с последующей передачей сигнала оповещения и (или) экстренной информации, приспособленное для работы при переноске.

  • 3.13 оконечное средство оповещения: Специальное техническое устройство, осуществляющее передачу непосредственно человеку, в возможном для восприятия слухом и (или) зрением аудио-и (или) аудиовизуальном формате, а также путем вибрации сигналов оповещения и (или) экстренной информации.

  • 3.14 программно-аппаратное сопряжение: Совокупность технических и программных средств для реализации функций взаимодействия технических средств оповещения населения.

  • 3.15 приемник персонального оповещения: Техническое устройство, предназначенное для индивидуального оповещения должностного лица и населения.

  • 3.16 пневматическая сирена: Специализированное техническое устройство, формирующее звуковой сигнал, используя подачу сжатого воздуха.

  • 3.17 полноцветная панель: Светодиодный экран для отображения статичной и видеоинформации.

  • 3.18 рабочий режим технического средства оповещения: Режим, при котором осуществляется передача сигналов оповещения и экстренной информации населению и прием подтверждений об их передаче.

  • 3.19 сеть связи: Технологическая система, включающая в себя средства и линии связи.

  • 3.20 сигнал оповещения: Сигнал, передаваемый по системе оповещения населения и являющийся командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты.

  • 3.21 система мониторинга чрезвычайных ситуаций: Система для прогнозирования и предупреждения рисков возникновения природных и техногенных катастроф, использующая способы наблюдения за опасными явлениями и их контролем, позволяющая предвидеть наступление кризисных процессов в природе и техногенной среде.

  • 3.22 система оповещения: Составная часть системы управления гражданской обороной и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечивающая доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации.

  • 3.23 сопряжение технических средств оповещения населения: Комплекс технических, аппаратных и программных мероприятий по настройке взаимодействия и контроля технических средств оповещения населения разного уровня.

  • 3.24 специальное программное обеспечение; СПО: Специально разработанная совокупность программ, используемых для решения определенного класса задач автоматизированной системы.

  • 3.25 техническое средство оповещения; ТСО: Специальное техническое устройство, осуществляющее прием, обработку и (или) передачу сигналов оповещения и (или) экстренной информации.

    Какое оборудование применять для небольшой системы речевого оповещения

    • 4.1 ТСО подразделяются:

  • — по функциональному назначению;

  • — условиям эксплуатации.

  • 4.2 По функциональному назначению ТСО подразделяются:

  • — на автоматизированное рабочее место (АРМ) оповещения;

  • — устройство запуска, управления и мониторинга;

  • — устройство сопряжения:

  • — оконечное средство оповещения.

  • 4.3 По условиям размещения ТСО подразделяются:

  • • на эксплуатируемые на стационарных отапливаемых/неотапливаемых помещениях, сооружениях;

  • • эксплуатируемые на подвижных объектах (мобильные ТСО);

  • — эксплуатируемые на открытых пространствах.

  • 4.4 По функциональному назначению устройства запуска, управления и мониторинга средств оповещения подразделяются на следующие группы:

  • — устройство запуска, управления и мониторинга технических средств звукового, речевого, персонального оповещения;

  • — устройство запуска (замещения) по цифровой эфирной наземной сети телерадиовещания;

  • — устройство запуска (перехвата) по сетям аналогового телерадиовещания:

  • • устройство запуска светодиодных экранов, полноцввтных панелей и электронные табло типа «бегущая строка».

  • 4.5 По функциональному предназначению оконечные средства оповещения подразделяются:

  • • на технические средства звукового оповещения;

  • • технические средства речевого оповещения;

  • — технические средства персонального оповещения;

  • • технические средства видеоотображения информации оповещения.

  • 4.6 По функциональному предназначению оконечные средства звукового оповещения подраэде-ляются:

  • • на электрические сирены;

  • • пневматические сирены;

  • — механические сирены.

  • 4.7 По функциональному предназначению оконечные средства речевого оповещения подразделяются:

  • — на громкоговорители;

  • • выносные акустические установки (электронные сирены, мощные акустические системы).

  • 4.8 Оконечные средства видеоотображения информации оповещения подразделяются:

  • — на светодиодные экраны:

  • • полноцветные панели:

  • — электронные табло типа «бегущая строка».

  • 4.9 По функциональному предназначению технические средства персонального оповещения подразделяются:

  • • на приемник персонального оповещения:

  • — устройство трехпрограммного вещания.

  • 4.10 По условиям размещения приемник персонального оповещения подразделяется:

  • • на стационарный;

  • — носимый.

  • 4.11 По функциональному предназначению носимые средства оповещения подразделяются:

  • • на устройства для привлечения внимания населения с последующей передачей сигнала оповещения и экстренной информации;

■ устройства для получения сигналов оповещения и экстренной информации.

  • 5.1 Требования к техническим средствам оповещения

    • 5.1.1 ТСО должны обеспечивать:

а) доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления РСЧС и ГО. дежурных служб, должностных лиц, сил ликвидации ЧС и населения;

б) прием и передачу сигналов оповещения и экстренной информации по стационарным проводным, радио-, спутниковым каналам и сетям связи общего пользования, в том числе каналам телевизионного и/или радиовещания (далее — каналы вещания), технологическим и выделенным сетям связи, а также сетям связи специального назначения.

Каналы вещания для передачи сообщений оповещения должны соответствовать ГОСТ Р 56158.

  • 5.1.2 К ТСО предъявляют следующие требования.

а) средняя наработка на отказ — не менее 30 000 ч;

б) средний срок службы до списания — не менее 12 лет;

в) достоверность воспроизводимой информации:

для слоговой разборчивости — не менее 86 %;

для словесной разборчивости (разборчивость слов при передаче речевых сообщений) — не ме-нее 95 % (ГОСТ 16600);

г) электромагнитная совместимость должна соответствовать ГОСТ 30804.4.3;

д) устойчивость к микросекундным импульсным помехам большой энергии должна соответствовать ГОСТ Р 51317.4.5;

е) защитные покрытия должны соответствовать ГОСТ 9.303;

ж) полная работоспособность после внешних воздействий механических нагрузок с параметрами и их значениями по ГОСТ 30631;

и) возможность круглосуточной работы.

Условия, для которых нормируются показатели безотказности и достоверности, должны быть указаны в эксплуатационно-технической документации (ЭТД) на ТОО конкретного типа.

  • 5.1.3 Электропитание ТСО должно осуществляться:

Встраивать в каждый из нескольких речевых оповещателей на объекте модуль хранения и воспроизведения аудиозаписи (проигрыватель с флеш-памятью) расточительно.

Поэтому была придумана схема: проигрыватель встраивается в первый речевой оповещатель в линии (тот же «Соната-М»), а все последующие оповещатели имеют только аудиовход и усилитель.

Оповещатели только лишь с усилителем «Соната-У» стоят 650р — в два раза дешевле, чем «Соната-М».

Первый оповещатель в линии «Соната-М» имеет линейный аудио-выход, речевое оповещение с которого транслируется на остальные оповещатели «Соната-У», у которых есть аудио-вход.

Параллельно решалась задача синхронности текста оповещения на всех оповещателях в линии.

И эти активные речевые оповещатели стали хитро называться: «прибор управления системой речевого оповещения со встроенной АС«.

Вот только от «Соната-М» к «Соната-У» идут уже две линии: одна питание 12В, а другая линейный аудиосигнал.

Причем, линия питания должна быть выполнена проводом достаточного сечения — чтобы передать нужную мощность напряжением 12В нужен большой ток.

А линия аудиосигнала должна быть достаточно защищенной от помех.

Обе линии подлежат контролю.

Приветствую всех постоянных Читателей нашего сайта, а также Коллег по цеху! Мое имя Алексей, авторский псевдоним «servis», я автор рубрики «Курс для монтажников СПЗ» на нашем сайте. Сегодня, мы продолжаем наш курс обучения монтажников систем противопожарной защиты – АПС и СОУЭ, АПТ.

В целях реализации подпункта «а» пункта 12 Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. N 696 , подпункта «е» пункта 13 Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11 января 2018 г. N 12 , и на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. N 1544-р приказываем:

Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 52, ст. 7611.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 3, ст. 515.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст. 4334.

1. Утвердить прилагаемое Положение о системах оповещения населения.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.

Министр Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
Е.Н. ЗИНИЧЕВ

Министр цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации
М.И. ШАДАЕВ

УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
и Министерства цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 31.07.2020 N 578/365

В России начало действовать положение о системах оповещения населения

1. Положение о системах оповещения населения (далее — Положение) разработано в соответствии с федеральными законами Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее — Федеральный закон N 68-ФЗ), от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» , от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» , от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» , от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» , от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» , от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» , от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» , от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» , Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» , указами Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» , от 13 ноября 2012 г. N 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» , постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» , от 26 ноября 2007 г. N 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» , от 2 апреля 2020 г. N 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации» , от 26 сентября 2016 г. N 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности» , от 9 декабря 2014 г. N 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи» , распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2004 г. N 1327-р «Об организации обеспечения граждан информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов с использованием современных технических средств массовой информации» для координации деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2020, N 26, ст. 3999.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2020, N 26, ст. 3999.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895; 2020, N 15, ст. 2233.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст. 1014; 2020, N 29, ст. 4510.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2020, N 29, ст. 4504.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2020, N 30, ст. 4767.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2018, N 31, ст. 4860.

16. Задействование по предназначению систем оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с положениями о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Положения о региональных, муниципальных и локальных системах оповещения разрабатываются в соответствии с настоящим Положением.

17. Дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РСЧС, получив в системе управления ГО и РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их до руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций (собственников объектов, производства, гидротехнического сооружения), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил ГО и РСЧС соответствующего уровня.

18. Решение на задействование региональных, муниципальных и локальных систем оповещения принимается соответственно:

высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации);

руководителями органов местного самоуправления (главами местных администраций);

руководителями организаций, перечисленных в пункте 7 настоящего Положения.

Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), руководителя органа местного самоуправления, организации (собственника объекта, производства, гидротехнического сооружения), в ведении которого находится соответствующая КСЭОН.

19. Передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.

В автоматическом режиме функционирования системы оповещения населения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.

В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.

В ручном режиме функционирования:

уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.

Автоматический режим функционирования является основным для локальных систем оповещения и КСЭОН, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме.

Основной режим функционирования региональных и муниципальных систем оповещения — автоматизированный.

Приоритетный режим функционирования определяется положениями о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

25. Поддержание региональных, муниципальных и локальных систем оповещения в готовности организуется и осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, перечисленными в пункте 7 настоящего Положения, соответственно.

26. Готовность систем оповещения населения достигается:

наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;

наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;

наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;

наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения;

готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;

регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения;

своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;

наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;

своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения.

27. С целью контроля за поддержанием в готовности систем оповещения населения организуются и проводятся следующие виды проверок:

комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;

технические проверки готовности к задействованию систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.

В субъекте Российской Федерации при проведении комплексной проверки готовности систем оповещения населения проверке подлежат региональная, все муниципальные системы оповещения и КСЭОН.

Комплексные проверки готовности региональной, муниципальных систем оповещения и КСЭОН проводятся два раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления РСЧС и органов повседневного управления РСЧС регионального и муниципального уровней, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей (при наличии филиала и (или) представительства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования), задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.

По решению КЧС и ОПБ соответствующего уровня могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности региональной, муниципальных систем оповещения и КСЭОН при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.

Комплексные проверки готовности локальной системы оповещения проводятся во взаимодействии с органами местного самоуправления не реже одного раза в год комиссией из числа должностных лиц организации.

Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом «Техническая проверка».

В ходе работы комиссий проверяется выполнение всех требований настоящего Положения, а также положений о региональных, муниципальных и локальных системах оповещения соответственно.

По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, определяемая в соответствии с приложением N 3 к настоящему Положению, а также уточняется паспорт системы оповещения населения.

1. Требования к функциям, выполняемым системой оповещения населения:

а) прием сигналов оповещения и экстренной информации от систем оповещения населения вышестоящего уровня;

б) включение (запуск) не менее чем с двух пунктов управления ГО и РСЧС для региональных систем оповещения и не менее чем с одного пункта управления ГО и РСЧС для муниципальных и локальных систем оповещения;

в) взаимное автоматическое (автоматизированное) уведомление пунктов управления ГО и РСЧС одного уровня о задействовании системы оповещения населения;

г) автономное (децентрализованное) управление муниципальными, локальными системами оповещения и КСЭОН;

д) автоматический, автоматизированный и ручной режимы запуска системы оповещения населения;

е) обмен информацией со взаимодействующими системами, в том числе мониторинга природных и техногенных чрезвычайных ситуаций в автоматическом, автоматизированном и ручном режимах;

ж) подготовка и хранение аудио-, аудиовизуальных и буквенно-цифровых сообщений, программ оповещения, вариантов (сценариев) и режимов запуска систем оповещения населения и технических средств оповещения;

з) формирование, передача сигналов оповещения и экстренной информации, аудио-, аудиовизуальных и буквенно-цифровых сообщений;

и) передача и сбор автоматических и ручных подтверждений о приеме сигнала оповещения и экстренной информации;

к) двухсторонний обмен аудио-, аудиовизуальными и буквенно-цифровыми сообщениями;

л) установка вида сигнала (оповещения, управления, другой) и типа сигнала (основной, проверочный);

м) оперативный ввод сигнала оповещения и экстренной информации или редактирование ранее записанного сигнала оповещения и экстренной информации;

н) дистанционное управление оконечными средствами оповещения населения, должностных лиц, органов управления и сил ГО и РСЧС;

о) приостановка или отмена выполнения сеанса (сценария) оповещения по команде;

п) контроль и визуализация хода оповещения в реальном времени с отображением списка оповещаемых объектов, типа сигнала оповещения, состояния оповещения, результирующего времени оповещения для каждого объекта, а также каналов, по которым проведено оповещение;

р) приоритет передачи сигналов оповещения вышестоящего уровня по отношению к нижестоящему;

с) контроль и визуализация состояния технических средств оповещения и каналов связи;

т) защита от несанкционированного доступа;

у) документирование выполнения техническими средствами оповещения действий (процессов, функций, алгоритмов) в ходе оповещения населения (проверки системы оповещения населения) на бумажном и электронном (USB-накопитель, жесткий диск, оптический диск) носителях.

Порядок хранения информации документирования определяется положениями о региональных, муниципальных и локальных системах оповещения. Срок хранения информации документирования составляет не менее трех лет. Формат сохраняемой информации документирования определяется применяемыми в системе оповещения населения техническими средствами оповещения.

Технические средства оповещения транспортной инфраструктуры и транспортных средств должны соответствовать требованиям к функциональным свойствам технических средств обеспечения безопасности и правилам обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. N 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности».

2. Требования к показателям назначения:

а) время доведения сигнала и экстренной информации до населения в автоматизированном режиме функционирования не должно превышать 5 мин.;

б) при автоматическом режиме функционирования время прохождения сигналов оповещения и экстренной информации:

Системы речевого оповещения: принцип работы и популярные модели

1.1. Границы зоны действия ЛСО (площадь) _________ (км2).

1.2. Количество муниципальных образований (перечислить: городские округа ____, городские округа с внутригородским делением ____, муниципальные районы ____, муниципальные округа ____, внутригородские территории городов федерального значения ____, городские поселения ____, сельские поселения ____) и населенных пунктов ____, объектов экономики, попадающих в зону действия ЛСО.

Население, находящееся в зоне действия ЛСО _______ (тыс., чел.).

1.3. Количество муниципальных образований (перечислить: городские округа ____, городские округа с внутригородским делением ____, муниципальные районы ____, муниципальные округа ____, внутригородские территории городов федерального значения ____, городские поселения ____, сельские поселения ____) и населенных пунктов ____, объектов экономики ____, включенных в ЛСО ____% от потребности.

1.4. Сопряжение ЛСО с муниципальной (региональной) системой оповещения населения ____ (да/нет).

1.5. Оповещение персонала организации (объекта, производства, гидротехнического сооружения) и населения различными средствами оповещения, включенными в ЛСО: всего — _________ (тыс., чел.)/_________% от потребности;

включая:

электрическими, электронными сиренами и мощными акустическими системами, функционирующими в автоматизированном режиме _________ (тыс., чел.)/____% от потребности;

электромеханическими сиренами и громкоговорящими установками, функционирующими в ручном режиме _________ (тыс., чел.)/____% от потребности;

проводным вещанием _________ (тыс., чел.)/____% от потребности.

В зависимости от функциональных характеристик, СОУЭ делятся на 5 (пять) типов:

  • 1-й тип характеризуется наличием звукового способа оповещения (звонки, тонированный сигнал и др.);
  • 2-й тип характеризуется наличием звукового способа оповещения и светоуказателей «Выход». Оповещение должно производиться во всех помещениях одновременно;
  • 3-й тип характеризуется речевым способом оповещения (запись и передача спецтекстов) и наличием светоуказателей «Выход». Регламентируется очередность оповещения: сначала обслуживающего персонала, а затем всех остальных по специально разработанной очередности;
  • 4-й тип характеризуется речевым способом оповещения, наличием светоуказателей направления движения и «Выход». Должна обеспечиваться связь зоны оповещения с диспетчерской. Регламентируется очередность оповещения: сначала обслуживающего персонала, а затем всех остальных по специально разработанной очередности;
  • 5-й тип характеризуется речевым способом оповещения, наличием светоуказателей направления движения и «Выход». Светоуказатели направления движения должны быть с раздельным включением для каждой зоны. Должна обеспечиваться связь зоны оповещения с диспетчерской. Регламентируется очередность оповещения: сначала обслуживающего персонала, а затем всех остальных по специально разработанной очередности. Обеспечивается полная автоматизация управления системой оповещения и возможность реализации множества вариантов организации эвакуации из каждой зоны оповещения.

Для большинства небольших и средних объектов, нормами пожарной безопасности определена установка СОУЭ 1-го и 2-го типа. Оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре на таких объектах должно осуществляться подачей звуковых и световых сигналов во все помещения объекта с постоянным или временным пребыванием людей. На небольших объектах в качестве устройств управления СОУЭ данных типов используются приборы приемно-контрольные (ППК) или контрольные панели (КП) охранно-пожарной сигнализации, но, как правило, мощности для питания приборов оповещения у большинства ППК и КП ограничены. Для решения этой проблемы при осуществлении функций оповещения на небольших объектах используют исполнительные реле ППК и КП (в качестве схем управления) и бесперебойные источники питания систем (в качестве приборов, питающих шлейфы оповещателей). Но и в том и в другом случае необходимо помнить о выполнении обязательных требованиях НПБ — осуществление функций аппаратного контроля целостности линий (шлейфов) оповещателей, а также контролируемой работоспособности управляющих и питающих устройств.

При выборе звуковых оповещателей для СОУЭ 1-го и 2-го типов, необходимо помнить, что сигналы оповещения при пожаре должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения (п.3.24 НПБ 104-03). Также выбирая тот или иной оповещатель, в первую очередь, следует рассматривать не его стоимость, а его характеристики, которые каждый уважающий себя производитель прилагает к своему изделию в виде паспорта, а не только инструкции по его установке. Наряду с такой важной характеристикой, как звуковое давление, которое обеспечивает звуковой оповещатель, следует обратить внимание на ток потребления этого устройства, так как большие токи потребления оповещателей в значительной мере могут увеличить энергоемкость системы. Это, в свою очередь, отразится и на энергопотреблении СОУЭ, и на емкости аккумуляторных батарей, и на сечении питающих проводов, что неизбежно увеличит стоимость всей системы в целом.

В качестве световых оповещателей чаще всего используются световые табло «Выход» и световые указатели «Направление движения». Их применение также жестко регламентировано нормами пожарной безопасности. В ряде случаев, необходимо использовать новые для нашего рынка световые мигающие оповещатели (строб-вспышки), активно применяемые в развитых странах Европы и Америки. Они необходимы, прежде всего, там, где могут проживать, проводить свой досуг или находиться инвалиды по слуху или там, где из-за очень высокого уровня шума использование звуковых и речевых оповещателей малоэффективно. Также необходимо учитывать, что в условиях задымленности обычные световые оповещатели в силу своих особенностей утрачивают свою функциональную нагрузку и единственное, что может указать путь эвакуации — это световой стробоскопирующий оповещатель.

При проектировании СОУЭ 3-го, 4-го и 5-го типов необходимо помнить, что эти системы относятся к автоматизированным, то есть главенствующая роль по запуску и управлению системой оповещения отведена автоматике. Запуск систем происходит от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения или с помощью ручных извещателей, причем новые требования исключают использование в качестве последних, обычных бытовых переключателей и других несертифицированных устройств. Роль человека в управлении такими системами сведена к минимуму, что исключает так называемый «человеческий фактор».

В СОУЭ 3-го, 4-го и 5-го типов одним из основных способов оповещения является речевой — передача специально разработанных текстов, предотвращающих панику, способствующих эффективному проведению эвакуации. Тексты заранее записанных сообщений должны содержать информацию не только о необходимости эвакуации, но и о путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей. При этом, при возникновении угрозы здоровью и жизни людей, система должна иметь возможность одновременной подачи необходимой информации в разные зоны оповещения и, что самое важное — осуществить автоматическую корректировку сообщений о смене путей эвакуации, в случае нештатного изменения обстановки при пожаре. СОУЭ 3-го, 4-го и 5-го типов должны быть также снабжены функциями питания и управления звуковыми, световыми и комбинированными оповещателями, а также функцией питания и управления электромагнитными замками аварийных выходов. Поэтому при выборе приборов управления для СОУЭ 3-5 типов необходимо помнить: контролироваться должны не только линии (шлейфы) речевых оповещателей, но и линии (шлейфы) светового и звукового оповещения!

Любая система оповещения, используемая для создания СОУЭ 3-го, 4-го и 5-го типов также как СОУЭ 1-го и 2-го типов, согласно требованиям НПБ 77-98 должна оставаться полностью работоспособной при пропадании основного питания. При этом они должны автоматически перейти на автономное, сигнализируя оператору о смене режима и при восстановлении питания вернуться в свое нормальное состояние, без выдачи ложных срабатываний. Поэтому при проектировании СОУЭ 3-го, 4-го и 5-го типов убедитесь, что предлагаемое Вам оборудование поддерживает данные технические требования, и, соответственно, имеет в своем составе специальные устройства для контроля и зарядки аккумуляторных батарей.

Структура СОУЭ должна разрабатываться с тем условием, чтобы реализовать план эвакуации людей при пожаре. План эвакуации — это не просто привычная всем схема, расположенная, как правило, на стенах в коридорах и вестибюлях, а серьезный технический документ, который специально разрабатывается для каждого объекта на стадии обследования или на стадии проектирования.

При проектировании СОУЭ необходимо помнить, для чего собственно нужна эта система — это, прежде всего, своевременное оповещение людей о пожаре и управление их движением в безопасную зону. Необоснованное усложнение структуры СОУЭ может привести к тому, что не будет обеспечен должный уровень надежности, и система окажется неработоспособной в критический момент.

На практике приходится сталкиваться с желанием проектировщиков строить речевые СОУЭ с большим количеством зон оповещения. Хочется обратить особое внимание, что зональное построение СОУЭ должно быть четко обосновано. Следует понимать, что зоны оповещения о пожаре и зоны трансляции — это совсем не одно и то же. Если в системах звукового обеспечения (системах трансляции) необходимую зональность может определять заказчик и количество зон ограничивается только его фантазией и финансовыми возможностями, то в СОУЭ количество зон может быть увеличено только в двух обоснованных случаях:

  • невозможна одновременная эвакуация всех людей с объекта и, поэтому необходимо осуществлять поочередное оповещение людей в разных частях здания;
  • с целью предотвращения паники и подготовки к эвакуации необходимо в первую очередь оповещать персонал объекта, ответственный за безопасность, и только затем — всех остальных.

Необоснованное увеличение количества зон оповещения приводит к усложнению алгоритма эвакуации людей при пожаре, значительно увеличивает затраты на построение такой многозонной системы и при этом вряд ли будет высокоэффективным даже при полностью автоматизированном процессе управления.

Иногда приходится сталкиваться с таким явлением, когда заказчики хотят использовать ресурс речевой СОУЭ в качестве трансляционно-музыкальной системы звукового обеспечения здания. Современные СОУЭ позволяют в полной мере реализовать эти требования. Но иногда совмещение этих функций доходит до абсурда. Например, когда в качестве речевых оповещателей пытаются использовать абонентские устройства с регуляторами громкости, что категорически запрещено. В некоторых случаях для регулировки громкости оповещателей используют аттенюаторы со встроенным реле, которое отключает аттенюатор в случае запуска системы оповещения. Но тогда возникает вопрос, каким образом будет контролироваться целостность линии оповещателей? Непосредственно до оповещателя или до реле? И как контролировать линию управления этим реле, а также исправность этого устройства? Так стоит ли пытаться объединять систему оповещения с радиотрансляционной сетью здания. Во-первых, затраты на осуществление такой задачи могут превысить саму стоимость радиотрансляционной сети и во-вторых, надежность системы оповещения в значительной степени будет снижена, а о соответствии нормативным требованиям можно только догадываться.

Основной трудностью при проектировании систем оповещения является правильный подбор количества, мощности включения и оптимальное расположение оповещателей в помещениях.

Места установки оповещателей должны выбираться не из расчета удобства монтажа или дизайнерских соображений, а из расчета достижения максимальной слышимости и разборчивости передаваемой информации. Не будем вдаваться в теорию распространения звука и устройства человеческого уха. Скажем лишь, что наиболее воспринимаемый человеческим ухом частотный диапазон речи находится в пределах от 400 Гц до 4 кГц. Любое расширение этого диапазона, особенно в области низких частот, реально ухудшает разборчивость передаваемой информации. Выбор количества и мощности включения оповещателей в конкретном помещении напрямую зависит от таких основных параметров как: уровень шума в помещении, размеры помещения и звуковое давление устанавливаемых оповещателей. Очень часто уровень громкости звука, излучаемого оповещателем, ассоциируется с электрической мощностью его включения в трансляционную линию — это совсем не так. Громкость звука зависит от уровня звукового давления, которое может обеспечить оповещатель. Единицей измерения этого параметра является децибел (дБ). Характеристикой каждого оповещателя является уровень звукового давления, измеренный на расстоянии 1 м по оси излучения.

Энергетической характеристикой оповещателя является мощность, которую он потребляет от трансляционной линии (мощность включения). Вот она-то и измеряется в ваттах (Вт). Этот параметр используется, в первую очередь, для того, чтобы рассчитать необходимую мощность усилителя. Понятие о том, что громкость звука напрямую зависит от мощности оповещателя, ошибочно. При выборе мощности включения оповещателей основным параметром является звуковое давление, которое он обеспечивает на этой мощности. Сегодня на рынке существует большой выбор оповещателей, и все они имеют различные, присущие только им характеристики. Как правило, фирма-производитель указывает эти характеристики. На рынке систем пожарной безопасности России, в настоящее время предлагается большой выбор систем или отдельных компонентов систем оповещения, как импортных, так и отечественных производителей. Освоение рынка систем оповещения отечественными производителями начато не так давно, и какому оборудованию в будущем будет отдано предпочтение — покажет время.

Основы построения систем оповещения

  1. Широчайшую гамму решений в области пожарной безопасности для юридических лиц и частных заказчиков;
  2. Консультационную поддержку;
  3. Бесплатный подбор продукции для полноценного решения вашей задачи;
  4. Возможность приобретения пожарного оборудования по привлекательной цене – в розницу и оптовой партией любого объема;
  5. Для постоянных клиентов действует выгодная скидочная программа.
  6. Индивидуальный подход к каждому клиенту и каждому объекту

СОУЭ – представляет собой комплекс технических средств и мероприятий, нацеленных на своевременное оповещение людей о возникновении какой-либо чрезвычайной ситуации, например, пожар в здании. Основной задачей системы, является связь всего комплекса средств по обеспечению безопасности на объекте, оперативное оповещение людей о возникновении какой-либо чрезвычайной ситуации, информирование и координация действий с целью быстрой эвакуации и предотвращения человеческих жертв.

Для организации системы оповещения на объекте должно использоваться специальное оборудование, которое отвечает общепринятым стандартам и имеет действующие сертификаты соответствия. Все документы и сертификаты на оборудование должны хранится на объекте в специально отведенном для этого месте, а инсталлируемая система должна соответствовать ранее разработанной и согласованной в соответствующих органах проектной документации. В ином случае объект к эксплуатации допускаться не может.

Проектирование – этап, позволяющий решить организационные вопросы, поставить основные задачи к системе, определяется с нужным функционалом, провести информационно изыскательные работы, принять технические решения и подобрать используемое оборудование.

Монтаж – этап, позволяющий реализовать ранее принятые проектные решения. Необходимо помнить, что монтаж системы нужно проводить исключительно по определенный правилам, которые прописаны в государственных нормативных документах, а также с исполнением всех требований технической документации на оборудование. К установке системы допускается только та организация, которая имеет соответствующий сертификат на выполнения данного вида работ, при этом ее монтажники должны иметь соответствующие допуски (допуск по электробезопасности, допуск на проведения монтажных работ на высоте и т.п.), обязательно должны быть знакомы с используемым оборудованием и иметь необходимый для работы инструмент.

Наладка оборудования – заключительный этап строительства, который включает в себя конечную настройку всех компонентов, полное тестирование, выявление и исправление возможных недочетов и ошибок в работе, а также демонстрацию Заказчику всех возможностей и функционала системы. Наладку проводят специалисты, которые знают принцип работы системы, имеют соответствующее образование и умеют пользоваться специальным оборудованием для настройки и тестирования.

Приказ МЧС РФ N 578, Минкомсвязи РФ N 365 от 31.07.2020

Помимо своих основных функций, СОУЭ может использоваться на объекте в штатном режиме работы, то есть в качестве системы фонового озвучивания, для передачи каких-либо голосовых сообщений и тому подобное. В таком режиме СОУЭ работает в различных развлекательных заведениях или торговых центрах, а это значительно увеличивает нагрузку на оборудование чем повышает возможность выхода из строя того или иного компонента системы. Таким образом стоит позаботится про квалифицированное обслуживание Вашей системы, своевременное устранение возникших неисправностей или их предотвращение, тем более что согласно регламента, обслуживание СОУЭ должно проводится ЕЖЕНЕДЕЛЬНО.

  • О нас
  • Сертификаты
  • Политика конфиденциальности
  • Наши проекты
  • Карта сайта
  • Установка пожарной сигнализации
  • ПАК «Стрелец-мониторинг»
  • Системы речевого оповещения
  • Кнопка тревожной сигнализации
  • Проектирование охранной сигнализации

Обратите внимание! При заключении контрактов (договоров) по монтажу, ремонту и обслуживанию пожарной (охранно-пожарной) сигнализации убедитесь в том, что исполнитель имеет лицензию на проведение указанных видов работ. В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.10.2021 N 625, лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в том числе пожарной и охранно-пожарной сигнализации, осуществляется МЧС.

Средства и системы речевого оповещения, музыкальной трансляции

С 2021 г. действуют новые Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 28.12.2021 N 190н (далее — Указания). Учитывая данные Указания, рассмотрим, на какие статьи (подстатьи) КОСГУ следует относить расходы, связанные с покупкой, установкой и обслуживанием систем пожарной (охранно-пожарной) сигнализации:

Закупка, установка и монтаж систем пожарной сигнализации для государственных и муниципальных нужд осуществляются на основе государственного или муниципального контракта, заключаемого с учетом норм Федерального закона от 21.07.2021 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон N 94-ФЗ).

Дата введения в действие 30 июня 2003 г.

Разработаны Главным управлением Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГУГПС МЧС России) и Федеральным государственным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГУ ВНИИПО МЧС России). Разработчики от ГУГПС МЧС России: А.А. Бондарев, B.C. Горшков; от ФГУ ВНИИПО МЧС России: А.В. Матюшин, А.Н. Щеглов, М.М. Шлепнев.

Внесены и подготовлены к утверждению нормативно-техническим отделом Главного управления Государственной противопожарной службы (ГУГПС МЧС России).

Согласованы с Госстроем России письмом от 21.03.2003 г. № 9-18/218.

Утверждены приказом МЧС России от 20 июня 2003 г. № 323.

Взамен НПБ 104-95.

1.1. Настоящие нормы устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях (далее — зданиях).

1.2. Настоящие нормы устанавливают типы СОУЭ и определяют перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами.

1.3. При проектировании СОУЭ наряду с настоящими нормами следует руководствоваться также другими нормативными документами, утвержденными в установленном законом порядке.

В настоящих нормах приняты термины и определения (за исключением приведенных ниже) в соответствии с СТ СЭВ 383, ГОСТ 12.1.003, ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.033, ГОСТ Р 12.4.026, НПБ 77, НПБ 88 и СНиП 21-01.

Система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) – комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и (или) необходимости и путях эвакуации.

Зона пожарного оповещения – часть здания, где проводится одновременное и одинаковое по способу оповещение людей о пожаре.

Технические средства оповещения – звуковые, речевые, световые и комбинированные пожарные оповещатели, приборы управления ими, а также эвакуационные знаки пожарной безопасности.

Статический указатель – эвакуационный знак пожарной безопасности с постоянным смысловым значением.

Динамический указатель – эвакуационный знак пожарной безопасности с изменяемым смысловым значением.

Автоматическое управление – приведение в действие СОУЭ командным импульсом автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения.

Полуавтоматическое управление – приведение в действие СОУЭ диспетчером при получении командного импульса от автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения.

3.1. Оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией:

подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей;

трансляцией текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;

трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию;

размещением эвакуационных знаков безопасности (далее указателей) на путях эвакуации;

включением эвакуационных знаков безопасности;

включением эвакуационного освещения;

дистанционным открыванием дверей эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками);

связью пожарного поста‑диспетчерской с зонами пожарного оповещения.

3.2. СОУЭ должна проектироваться с целью реализации планов эвакуации.

При проектировании СОУЭ должна предусматриваться возможность ее сопряжения с системой оповещения гражданской обороны.

3.3. СОУЭ должна включаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, за исключением случаев приведенных в п. 3.4 и 3.6 настоящих норм.

3.4. Допускается использовать в СОУЭ дистанционное и местное включение*, если в соответствии с нормативными документами для данного вида зданий не требуется оснащение автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.

___________

* Термины дистанционное и местное включение определены в нормативных документах по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

Пусковые элементы должны быть выполнены и размещены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ручным пожарным извещателям.

3.5. Допускается осуществлять включение СОУЭ при срабатывании одного пожарного извещателя, если выполняются условия, изложенные в нормативных документах по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

3.6. Допускается использовать в СОУЭ 3-5-го типов полуавтоматическое управление, а также дистанционное и местное включение в отдельных зонах оповещения.

Выбор вида управления определяется организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. В качестве такого условия могут быть применены требования нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке в части обеспечения безопасности людей при пожаре.

3.7. При разделении здания на зоны оповещения должна разрабатываться специальная очередность оповещения людей, находящихся в защищаемом объекте.

3.8. Размеры зон пожарного оповещения, специальная очередность оповещения и время начала оповещения в отдельных зонах определяются, исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. Допускается в качестве такого условия использовать требования нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке, в части обеспечения безопасности людей при пожаре.

3.9. СОУЭ должна функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания.

Провода и кабели соединительных линий СОУЭ следует прокладывать в строительных конструкциях, коробах или каналах из негорючих материалов.

3.10. Исполнение технических средств оповещения должно соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

3.11. Размещение световых указателей и эвакуационных знаков пожарной безопасности должно выполняться в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

3.12. Эвакуационное освещение предусматривается в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

3.13. Эвакуационные световые указатели включаются одновременно с основными осветительными приборами рабочего освещения.

Допускается использовать эвакуационные световые указатели, автоматически включаемые при получении СОУЭ командного импульса о начале оповещения о пожаре и (или) аварийном прекращении питания рабочего освещения.

Световые указатели «Выход» в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах должны включаться на время пребывания людей.

3.14. Звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука, уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения.

3.15. Для обеспечения четкой слышимости звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. Измерение проводится на расстоянии 1,5 м от уровня пола.

3.16. В спальных помещениях звуковые сигналы СОУЭ должны иметь уровень звука не менее чем на 15 дБА выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБА. Измерения проводятся на уровне головы спящего человека.

3.17. Настенные звуковы�� оповещатели, как правило, должны крепиться на высоте не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до оповещателя должно быть не менее 150 мм.

Комплектация, мощность звука и правила установки систем речевого оповещения регламентируются сводом правил 3.13130.2009. В частности, оборудование многоэтажных домов более 9 этажей, гостиниц, вокзалов, гипермаркетов требует обязательной установки следующих устройств:

  • указателей с направлением движения эвакуации;
  • оповещателей во всех зонах внутри здания;
  • приборов, обеспечивающих контроль через обратную связь между постом пожарной охраны и выделенными зонами.

В штатном режиме оборудование звукового оповещения работает в фоновом режиме, транслирует музыку и объявления, можно подключить дополнительные источники трансляции.

  • Система непрерывно мониторит состояние и работоспособность сетей.

  • Контролирует напряжение.

  • Способствует экономии электричества и заданному режиму энергосбережения.

При возникновении экстренных ситуаций, при получении сигнала от пожарной сигнализации, система автоматически переходит в аварийный режим, отключает фоновые сообщения и музыку и транслирует заранее записанные сообщения об эвакуации для каждой выбранной зоны.

Распределенная система позволяет использовать несколько каналов для каждого здания с трансляцией отдельных объявлений для каждого объекта.

Надежные системы звукового оповещения необходимы в школах и санаториях, общественных зданиях, муниципальных и правительственных учреждениях, развлекательных и торговых комплексах, на производствах. Мы предлагаем гибкие и настраиваемые системы для каждого объекта.

Выбор и обеспечение функциональности оповещения – значимый момент. Для торговых центров имеет смысл выбирать дорогую компьютерную систему с управляющим сервером, мониторами и возможностью расширенного многоканального вещания. Кроме выполнения основных задач, такой выбор системы – демонстрация того, что руководство не планирует экономить на безопасности.

Для сложных производств, складских комплексов, продуктовых супермаркетов с собственным производством кулинарии и обширными морозильными камерами необходимо создать распределенную систему звуковых оповещений с речевыми сообщениями для посетителей и распознаваемыми сигналами тревоги в производственных помещениях.
При наличии распределенного комплекса зданий, необходимо создать единую, управляемую из одного центра, но распределенную систему оповещений и безопасности. Вы будете видеть показания датчиков в любом здании и определять степень безопасности для каждого, но при возникновении возгорания в одном здании совершенно необязательно передавать сообщения об эвакуации в других зданиях, возможно, удаленных на сотни метров от очага возгорания.

Для качественной работы системы оповещения необходимо обеспечение бесперебойного питания безопасности, пожароустойчивость управляющих центров и безопасность серверных стоек, непрерывный мониторинг работоспособности датчиков, динамиков и прочей периферии. Мы предлагаем проектирование, выбор, экономическое и техническое обоснование при выборе нужных звуковых систем и их комплектации.

Монтаж речевого оповещения и эвакуации

Для полноценного функционирования звукового оповещения достаточно обеспечения электрическим питанием. Например, оператор наживает кнопку – в коридоре звенит механический звонок, который не может издавать никаких других звуков, кроме оглушительного трезвона ввиду отсутствия динамиков, реле, усилителей звука. Мы рекомендуем использовать простые механические системы в качестве дублирующих для самых экстренных случаев. Датчики могут выйти из строя из-за высоких температур, из-за перепада напряжения или сбоя компьютера могут не сработать стандартные системы оповещения.

В этом случае лучше отдать предпочтение старым надежным системам без сложных микросхем и процессоров. Обычно в качестве резервной — используется громкоговоритель. Но в отдаленных помещениях громкоговоритель малоэффективен.

Мы рекомендуем установку дублирующей резервной системы безопасности для опасных производств, удаленных цехов, оповещения персонала. Услышав сигнал тревоги, сотрудники, прошедшие соответствующий инструктаж, будут действовать сообразно ситуации и инструкции ТБ.
Для широкого информирования, например, в супермаркетах или торговых центрах, звуковое оповещение недостаточно эффективно по сравнению с речевым. Покупатели не воспринимают сигнал тревоги правильно. Без речевого дополнительного оповещения с подробным разъяснением действий, простое оповещение при помощи сигналов способно вызвать неконтролируемую панику.

Возможен компромисс – руководство может выбрать удобное речевое оповещение с расширенными возможностями, но для повседневных сигналов персоналу использовать заранее записанные привычные звуковые сигналы, запрограммированные отдельным каналом на автоматическое воспроизведение. Плюсом будет возможность дополнить привычные звуковые сигналы записанным голосовым сообщением, например «смена закончилась, желаем вам приятного вечера» и голосовым сообщением через коммутатор, например «руководителей цехов просьба собраться на совещание».

№П/П Наименование Ед. изм. Цена, руб.
1 Установка громкоговорителя потолочного, врезного шт. 450
2 Установка громкоговорителя настенного, навесного шт. 405
3 Установка сирены (звукового оповещателя) шт. 315
4 Установка светового оповещателя шт. 270
5 Установка светозвукового оповещателя шт. 315
6 Установка табло ВЫХОД (светового, свето-звукового) шт. 360
7 Монтаж блока речевого оповещения шт. 1125
8 Монтаж предусилителя, усилителя мощности шт. 1395
9 Монтаж проигрывателя, тюнера шт. 990
10 Установка селектора каналов шт. 1395
11 Сборка 19´ стойки для оборудования СОУЭ шт. до 4500
12 Установка и подключение 19´ блока СОУЭ шт. от 1000
13 Установка настольной микрофонной консоли, настольного микрофона шт. от 850
14 Установка РИП (резервного источника питания) шт. 1035
15 Установка селектора обратной связи шт. 1440
16 Установка абонентской вызывной панели врезного типа шт. 720
17 Установка абонентской вызывной панели накладного типа шт. 630
18 Прокладка кабеля открытым способом с креплением стяжками или скобами м 27
19 Прокладка кабеля в гофрированной трубе м 41
20 Прокладка кабеля в существующей штробе м 14
21 Прокладка кабеля в существующем коробе или лотке м 18
22 Прокладка кабеля в кирпичной конструкции (+ штробление) м 76
23 Прокладка кабеля в бетонной конструкции (+ штробление) м 90
24 Прокладка подземных кабельных линий м 270
25 Прокладка воздушной (тросовой) кабельной линии м 90
26 Монтаж коробки коммутационной шт. 225
27 Монтаж кабельных лотков на кирпичные или бетонные конструкции м 27
28 Монтаж кабельных лотков на гипсокартонные конструкции м 45
29 Монтаж металлического короба на любую поверхность м 270
30 Пробивка отверстий в кирпичных конструкциях (до 500 мм) шт. 45
31 Пробивка отверстий в бетонных конструкциях (до 500 мм) шт. 63
32 Программирование системы оповещения система от 2000
Подробнее
Скрыть

Работам по установке предшествует тщательное проектирование системы оповещения. При составлении проекта учитываются функциональное назначение защищаемого объекта, количество постоянно или временно находящихся людей, категория взрывопожарной и пожарной опасности. Также во внимание принимаются конструктивные и объемно-планировочные решения : количество и площадь помещений, тип здания (секционное или коридорное, закрытое или открытое), этажность. На этапе проектирования проводятся и электроакустические расчеты, направленные на определение необходимого уровня звука в расчетных точках, оценку эффективной площади, озвучиваемой речевыми оповещателями (громкоговорителями).

При установке оборудования 3 типа объект зонируется. Такое разделение выполняется с учетом функционального назначения помещений и дает возможность транслировать музыку и голосовые сообщения в определенную зону, а не во все помещения в одно время. Зональное оповещение позволяет наиболее правильно и грамотно управлять эвакуацией людей из здания в условиях возгорания или других ЧС.

Диспетчер может скоординировать направление перемещения людей из различных зон по определенным путям эвакуации, что дает возможность избежать толпы народа на выходах. Техобслуживание зональной аудиосистемы намного комфортнее, так как позволяет протестировать или отремонтировать устройство, отключив только одну зону, остальные при этом будут работать как положено.

Обычно разделение школы на зоны выполняется так:

  • кабинеты администрации и медицинский блок;
  • раздевалка;
  • вестибюли;
  • коридоры;
  • актовый зал;
  • пищевой блок и столовая;
  • спортзал;
  • кабинеты начальных и старших классов.

Система оповещения предусматривает установку громкоговорителей. Для аудиосистемы в процессе выбора важно не только учесть площадь и архитектурные особенности образовательного учреждения, но и четко придерживаться нормативов по максимуму и минимуму уровня давления звука. Нужно высчитать максимальную суммарную мощность устройства, затем подобрать центральное оборудование. Сообщения передаются посредством установки микрофона. В каталоге есть готовые акустические решения, а также можно спроектировать индивидуальную оповещающую систему. Подробнее по телефону в Москве.

Школы – типичный пример использования аудиосистем оповещения с большим количеством зон со сниженными требованиями к выходной мощности в каждой точке передачи. Главное, чтобы передаваемая речь была разборчива и техника соответствовала стандарту IEC60849 (или эквивалентному). В дополнение к обязательному функционалу оборудования, системы для школ должны передавать сигналы о начале и конце уроков, а также иметь режим радиовещания для индивидуального вызова класса или мест общего пользования.

Наличие фоновой музыки не будет лишним, но это не обязательно. Так как школьный класс имеет пониженный уровень шумов извне, в нем достаточно установить один громкоговоритель, что приведет к снижению уровня потребляемой мощности. Для уличных территорий, таких как спортплощадки, для оповещения требуются специальные рупоры.

У нас есть все, чтобы реализовать акустическое решение любого уровня сложности – обращайтесь!

Установка противопожарных систем оповещения (соуэ)

Система противопожарной безопасности требует к себе огромного внимания со стороны владельцев подконтрольного объекта. От того какая СОУЭ (система оповещения о пожаре и управление эвакуаций) установлена, будет зависеть не только сохранность складируемых материально – технических ценностей, но и, в первую очередь, безопасность и жизнь людей, находящихся в здании. С помощью такой системы становится возможным вовремя провести срочное оповещение о возникшей чрезвычайной пожарной ситуации с указанием, а также обозначением эвакуационных спасательных маршрутов.

Есть несколько типов, классификация проводится по функциональным показателям:

  1. Только звуковой сигнал — тонированные сигналы, звонки;
  2. В дополнение к звуковому сигналу, используется световой указатель «Выход»;
  3. Световые указатели, ретрансляция подготовленных текстов, позволяющих провести эвакуацию. Обслуживающий персонал оповещается в начале, в дальнейшем, применяется продуманная схема оповещения;
  4. Монтаж системы оповещения о пожаре этого типа, позволяет установить световые указатели «Выход», стрелочки, которые будут направлять сотрудников к месту эвакуации. У диспетчера есть связь с помещениями, изначально оповещение приходит обслуживающему персоналу;
  5. Световые указатели, таблички «Выход», речевое оповещение. Каждая зона оснащена своими указателями, у диспетчера есть связь с помещениями. Это автоматическая система — существует множество вариантов организации процесса эвакуации.

Если вы решили заказать монтаж соуэ цена является одним из самых важных факторов, влияющих на выбор системы.
Как происходит сам процесс:

  • Устанавливается источник, отвечающий за передачу сигнала;
  • Монтируется усилительное оборудование;
  • Установка громкоговорителей, а также пульта управления;
  • Установка световых указателей, табло;
  • Кабельные каналы и прокладка необходимого количества кабелей;
  • Тестирование системы и корректировка ее работы.

В 2021 году расходы для целей капвложений надо было отражать по коду КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги». В 2021-2021 годах для обособления этих расходов подлежит применению специальный новый код КОСГУ 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений».

Отдельный монтаж оборудования, если он не предусмотрен договором поставки, строительства, реконструкции, технического перевооружения или дооборудования, относится на статью КОСГУ 226. В том числе установка охранной, пожарной сигнализации, окон и счетчиков. Главное учтите, что договор должен быть только на установку или монтаж указанного оборудования. Если заключаете один договор с подрядчиком на покупку и установку оборудования, расходы нужно будет отнести на статью 310 КОСГУ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *