Можно ли директору школы взять ближайшего родственника завучесм

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли директору школы взять ближайшего родственника завучесм». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • государственным служащим (п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);
  • муниципальным служащим (п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»);
  • Федеральный закон «О противодействии коррупции» ограничивает совместную работу близких родственников с следующих учреждениях:
  • в государственных корпорациях;
  • в Пенсионном фонде Российской Федерации;
  • в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования;
  • в публично-правовых компаниях;
  • в Фонде социального страхования РФ;
  • в других организациях, которые создаются Россией на основании федеральных законов.

Важно знать! Федеральный закон от 25 декабря 2012 года № 273-ФЗ “О противодействии коррупции” дает право распространять ограничения, запреты и обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы на отдельные категории работников (ст.ст. 12.2, 12.4). Сферы деятельности и категории работников устанавливаются федеральными нормативными правовыми актами.

Вопрос недели: Могут ли у директора школы находиться в подчинении родственники?

Январь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек Фев »
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

В свое время государственному аппарату пришлось ввести жесткие ограничения на рабочие отношения между людьми, имеющими родственные связи. Коснулось это не только родных по крови, но и так называемых «свояков» — родных супруга, мужей/жен брата или сестры. Сделано это было для того, чтобы сократить количество коррупционных правонарушений, а также исключить различные привилегии и мошенничество.

16 мая 2017 года в Министерстве труда России дали комментарии о тех случаях, когда запрет на совместную рабочую деятельность родственников не распространяется. Согласно им, финансово-хозяйственные полномочия между подобными работниками должны протекать вне условий непосредственного подчинения или контроля.

Под непосредственным подчинением подразумевается ситуация, когда начальник руководствуется внутренним регламентом и, согласно положению о структурном подразделении, является прямым начальником в отношении работника. То есть имеет право давать обязательные для исполнения указания и приказы, контролировать их выполнение, влиять на повышение в должности, назначать меры поощрения и взыскания за нарушение трудовой дисциплины, оформлять назначение на новую должность или перевод в другой отдел.

Запрет не актуален и в том случае, если один из работников осуществляет деятельность, связанную с оказанием услуг или выполнением работ, которые относятся к основным видам организации. Например, это касается сфер науки, культуры, здоровья, спорта, образования. То есть один из работников является спортсменом, танцором, актером, врачом, ученым или учителем.

На практике соискателю часто отказывают в трудоустройстве, ссылаясь на действующее законодательство и аналогии. Якобы совместная работа родственников в одном учреждении строго запрещена. Данная отсылка не всегда верна, однако необходимо заметить, что такой закон в скором времени действительно может появиться.

В начале 2015 года в Государственную думу РФ внесли проект федерального закона с планами на изменения в законе «О противодействии коррупции». Изначально предлагалось добавить статью с запретом на работу родственников в одной муниципальной или государственной организации, или в их обособленном подразделении.

Данное предложение до сих пор находится в стадии рассмотрения и с уверенностью утверждать, что его примут или отклонят нельзя. Депутаты склонны к тому, что даже при внесении такой поправки будут действовать определенные исключения. Например, подобное правило не коснется совместной работы близких родственников в заведениях социального направления (образование, медицина, культура), если работники проживают в сельской местности. Скорее всего, данное исключение связано с нехваткой специалистов в отдаленных поселениях. Для такой местности характерны целые династии учителей, врачей и работников культуры.

В свое время государственному аппарату пришлось ввести жесткие ограничения на рабочие отношения между людьми, имеющими родственные связи. Коснулось это не только родных по крови, но и так называемых «свояков» — родных супруга, мужей/жен брата или сестры. Сделано это было для того, чтобы сократить количество коррупционных правонарушений, а также исключить различные привилегии и мошенничество.

В частности, запрет стоит на такие рабочие отношения между родственниками, где подразумевается финансово-хозяйственная деятельность и при которой один близкий находится в подчинении другого.

Адвокат Горобец Игорь Юрьевич

Позвоните сейчас и получите предварительную консультацию:

8-912-343-72-22 8

В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 г № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

— близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Обращаю внимание, что понятие терминов непосредственная подчиненность и подконтрольность законом не определены.

Заельцовский районный суд г. Новосибирска в решении от 26.09.2013 г. по делу № 2-2393/2013 указал следующее: «… Исходя из буквального толкования указанной нормы права, необходимо признать, что непосредственным начальником является ближайший к подчиненному прямой начальник.

То есть не может быть непосредственным начальником тот начальник, между которым и подчиненным есть другой начальник.

Законодательством о государственной гражданской службе понятия непосредственная подчиненность и подконтрольность не определены.

Вместе с тем, суд считает, что при рассмотрении дел данной категории следует исходить из следующего.

Непосредственная подчиненность означает, что один государственный служащий подчинен другому в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией), положением о структурном подразделении государственного органа.

Непосредственная подконтрольность означает, что один государственный служащий имеет право на основании юридических документов, определяющих его статус, контролировать другого государственного служащего, который непосредственно ему подчинен.

Таким образом, факторы, связанные с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью гражданских служащих (сотрудников), должны быть закреплены в документах, регламентирующих работу организации, структурных подразделений и гражданского служащего (сотрудника).

16 мая 2021 года в Министерстве труда России дали комментарии о тех случаях, когда запрет на совместную рабочую деятельность родственников не распространяется. Согласно им, финансово-хозяйственные полномочия между подобными работниками должны протекать вне условий непосредственного подчинения или контроля.

Под непосредственным подчинением подразумевается ситуация, когда начальник руководствуется внутренним регламентом и, согласно положению о структурном подразделении, является прямым начальником в отношении работника. То есть имеет право давать обязательные для исполнения указания и приказы, контролировать их выполнение, влиять на повышение в должности, назначать меры поощрения и взыскания за нарушение трудовой дисциплины, оформлять назначение на новую должность или перевод в другой отдел.

Запрет не актуален и в том случае, если один из работников осуществляет деятельность, связанную с оказанием услуг или выполнением работ, которые относятся к основным видам организации. Например, это касается сфер науки, культуры, здоровья, спорта, образования. То есть один из работников является спортсменом, танцором, актером, врачом, ученым или учителем.

Далеко не каждый близкий человек станет ценным сотрудником. Независимо от того, взяли ли вы родственника под крыло или сами являетесь чьим-то протеже, вы можете столкнуться со следующими трудностями.

Вряд ли коллеги смогут позволить себе свободно высказываться о вашем родственнике, даже если о нём действительно стоило бы поговорить. Посплетничать о начальстве они вполне могут между собой, и вы уж точно в этом случае ничего не потеряете, а вот рассказать вам о некомпетентности вашего протеже способны немногие. Иногда даже вполне безобидные замечания ваших коллег могут быть приняты слишком близко к сердцу и здорово испортят обстановку внутри коллектива.

Вы просто не хотите, чтобы к вашему родственнику относились снисходительно. Это разумно. Чтобы все поняли, что он не бездельник под прикрытием, можно поручить чуть больше обязанностей, правда? Коллеги непременно это оценят. Но оценит ли ваш родственник? Противоположная ситуация: вы, зная о непростом периоде в жизни вашего протеже или просто из большой любви к нему, поручаете часть его обязанностей другим сотрудникам. Или выполняете сами, жертвуя собственной продуктивностью.

Может ли руководство в школе быть близкими родственниками?

Придирки от босса? «Ох, да просто у него болен ребёнок, недосып или сезонное обострение хронических болячек. Вот такой он человек придирчивый, уж я-то знаю, ничего серьёзного». Может быть, вы действительно не правы? Там, где вы могли бы замять конфликт с другими сотрудниками, вы отреагируете жёстче: свой-то человек всегда поймёт. И наоборот, спустите всё на тормозах, когда стоило бы быть требовательнее.

Вы заходите в кабинет к начальнику, а вас там радушно встречает мама. Или с точностью до наоборот: в свободное время решили зайти пообщаться за чашкой чая, а ваш родственник переключил тумблер в рабочее положение. В обоих случаях кто-то из вас теряет драгоценное время, а кто-то портит себе радость заслуженного перерыва.

Там, где нерадивого подчинённого можно лишить премии или даже уволить, вы вынуждены смириться или испортить отношения. Или вы отчаянно желаете сменить место работы, но просто невозможно сейчас остановиться и искать вам замену. И вы остаётесь до конца проекта, потом ещё на месяц, потом впереди уже отпуск, квартальный отчёт, конец года. И даже после долгожданного увольнения вас, возможно, ещё не раз им попрекнут.

Успех работы школы в значительной степени зависит от того, каков уровень подготовки руководителей — директора и его заместителей, как складываются взаимоотношения между ними, как распределяются их обязанности, совместно ли вырабатываются управленческие решения, находят ли они единые подходы к анализу и оценке деятельности школы и отдельных ее работников.

Вспоминаю такой случай. Меня, сравнительно молодого учителя, назначили директором большой средней школы, а завучем — бывшего директора небольшой восьмилетки, которая соединилась с новостройкой. На первом педсовете я выступил с речью, но не успел закончить, как завуч попросила слова и в резкой форме заявила: «Я в корне не согласна с тем, что здесь сказал директор». Я не дал ей говорить дальше, объявил перерыв, а в кабинете решительно заявил: «Вот здесь, в кабинете, мы можем спорить сколько угодно, но перед коллективом мы должны выступать единым фронтом. Я всегда поддержу Вас, но от Вас требую того же». К счастью, мы нашли общий язык и много лет работали дружно и продуктивно.

Как правильно установить отношения? Многое зависит только от характера, общей культуры, опыта руководителей.

Наблюдаются различные типы отношений между директором и заместителями.

Наиболее благоприятные отношения — это отношения взаимного доверия и уважения, как и положено между людьми высокой квалификации, должной культуры и воспитания. Все внимательно выслушивают друг друга, понимают с полуслова, приходят к единому полезному решению. Каждый знает цену друг другу, поддерживает инициативу и любые действия, оказывает содействие и помощь. Заместитель признает административные способности директора, его умение масштабно, широко охватывать события и обстоятельства, чувствует себя за ним, как за «каменной стеной», старательно и квалифицированно выполняет свои функции. Директор признает методическое мастерство заместителя*, прислушивается к его словам, поддерживает его авторитет и роль в учительском коллективе. При таких условиях школа работает спокойно, уверенно, с высоким коэффициентом полезного действия.

*(Имеется в виду прежде всего деятельность заместителя директора по учебно-воспитательной работе.)

Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда. Попробуем рассмотреть, какие отношения складываются чаще всего, какие возникают отклонения от нормы и в чем их причины.

Наиболее вреден грубый примитив отношений полного подчинений, т. е. подавление инициативы заместителя волей директора. В чистом виде это встречается довольно редко, но в завуалированном и в разных вариантах — гораздо чаще.

Директор все берет на себя, заместитель — исполнитель и только. Директор устанавливает должностной барьер, отменяет распоряжения заместителя, способен даже оборвать его в присутствии других людей, пренебрежительно относится к его работе. Заместитель теряет веру в себя, постоянно испытывает унижение своего достоинства. Если заместитель — способный и достойный человек, такие отношения ведут к разладу и разрыву. Если заместитель — человек слабый и покорный, он превращается в некую безликую личность, которую никто в школе не принимает всерьез.

Но бывают случаи, когда заместитель принимает роль, предложенную ему директором, и фактически превращается в его рупор, активного исполнителя чужой воли. «Иван Иванович сказал…» — других аргументов не нужно. Во всех случаях коллектив работает напряженно, не чувствуя расположения ни к директору, ни к его верному исполнителю.

Другой тип отношений — резкое разделение функций: каждый из членов администрации выполняет свои обязанности, не вмешиваясь в работу другого, также малоэффективен для обшей деятельности. Наиболее распространен следующий вариант: директор ведет хозяйственную работу и видит свою задачу только в том, чтобы создать условия для нормального протекания учебного процесса. В учебно-воспитательный процесс он почти не вмешивается. Заместитель директора ведет учебную работу, его задача — обеспечить высокую успеваемость, дисциплину, деятельность методических объединений. Организатор курирует внеклассную воспитательную работу и помогает классным руководителям и детским общественным организациям. При таком «распределении труда» каждый может быть доволен и даже дело как-то идет, но, разумеется, КПД гораздо ниже тех требований, которые мы предъявляем школе.

Третий тип отношений в какой-то степени близок ко второму, но имеет ту особенность, что директор увлечен каким-то одним видом деятельности и на другие участки фактически не обращает внимания, переложив их на плечи самих помощников. Это увлечение директора, как правило, полезное, важное, даже выигрышное, так как дает высокие результаты. Это может быть пришкольный участок, клуб интернациональной дружбы, трудовая подготовка школьников или спортивная работа, внешкольная воспитательная работа: походы, клубы, рейды, олимпиады и т. д. Школа может занимать по этим направлениям первые места, ее могут ставить в пример, награждать директора, но в общем плане при детальном разборе обнаруживается, что страдают другие важные участки работы, особенно учебный процесс. Хорошо, если заместитель достаточно опытный, но если этого нет, успехи школы однобоки и недостаточны.

Выберите шрифт Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Могут ли в подчинении директора школы работать близкие родственники

Как сказала завуч в моей школе: «Мне всегда прочили место директора, но я остаюсь на должности завуча, потому что закупать унитазы – не моё призвание».
Что же входит в обязанности завуча? А очень многое. И это многое так же зависит от его личных качеств. Начнём с ответственности, далее – обязанности и права.

1. Выбирает программы, учебники, воспитательные модели, по которым учится школа (какие предметы будут дополнительно изучать ваши дети, тоже выбирает он).
2. Руководит педагогической деятельностью учителей, классных руководителей, психологов, библиотекарей и других педагогических работников, помогает им и т.д.
3. Составляет расписание занятий.
4. Контролирует образовательный процесс: проверяет журналы, отчёты о контрольных работах, проводит срезы, посещает уроки.
5. Принимает родителей по любым школьным вопросам, проводит беседы.
6. Следит, когда нужно отправлять педагогов на повышение квалификации.
7. Его забота – оснащать кабинеты школы современным оборудованием, учебными пособиями.
8. Следит, чтобы учителя вовремя выполняли учебный план.
9. Следит, чтобы ученики выполняли свои обязанности учащегося.

До меня ушли педагоги, которым сократили нагрузку до 18 часов. Мне пытались сократить часы до с 26,5 до 23. Оказалось, что это изменение трудового договора в одностороннем порядке. И без согласования с работником этого делать нельзя. Но делали…

Летом я получила телеграмму от директора школы о том, что моя нагрузка составляет 23 часа. Юристы сказали мне, что никакой юридической роли данная телеграмма не играет. Если это ознакомление работника с изменением трудового договора в одностороннем порядке, то это незаконно.

Представьте, что опытный математик ходит по школе по разным кабинетам с 11 классами? Или перед 1 сентября выселяют из кабинетов двух учителей начальных классов с выпускными четвертыми классами. Кстати, педагоги в школе считают, что с учителями сводили счеты, за то, что они не согласились учиться во вторую смену, а директор школы выселила их с благородной целью — освободить кабинеты для новых первоклассников. Никакие жалобы не помогли.

Я учитель английского языка была «прикреплена» к маленькому кабинету вместе с еще двумя учителями. Поэтому приходилось ходить с выпускными классами 9 и 11 из кабинета в кабинет. Надо учесть и то, что в школе нет учительской.

Запрещена или нет работа близких родственников?

Директор мне лично сказала такую фразу, которую, друзья, я даже написать не могу. Но одна молодая учительница, которая уходила из школы, обратилась с жалобой о грубом обращении директора. И директора приглашали наверх…

6. Игнорирование профессиональных достижений

Девиз директора школы: «Вы — хуже всех!». Мне лично говорили это неоднократно. Однажды директор школы не заметила, как я провела городской семинар для учителей в школе по подготовке к ОГЭ. Не заметила более 30 учителей в школе… И сказала, что думала, что я провожу семинар по интернету.

По этой причине ушли большинство математиков из школы (всего ушли 13 учителей математики). Добрая фея сама математик и курирует аттестацию. На сегодня она является единственным математиком высшей категории.

Не подписывали документы на аттестацию и другим педагогам школы. Известно, что учитель может отправить документы на аттестацию сам. Однако, администрация говорила: «Мы на Вас собираем «пакет» и, если вы самовольно отправите документы, то мы его отправим в аттестационную комиссию». Пакет в данном случае — это некие антидостижения учителя.

Один из ушедших до меня учителей показал мне «пакет», где его обвиняли в плагиате и присвоении чужих достижений. Мало того, по словам учителя, ему согласились подписать документы по аттестации с маленьким условием, что он одновременно напишет заявление на увольнение. Он так и сделал.

Поскольку я подавала документы для аттестации на высшую категорию в четвертый раз, и успешно выпустила 9 и 11 классы, мне было интересно, какой «пакет» предоставят мне. Мой «пакет» составил 28 листов. Где мне указали, что я предоставляю недостоверную и некачественную информацию. Что меня поразило, некоторые бумаги в этом «пакете» датированы датой, прошедшей два года назад. Администрация задолго собирала антидостижения.

Дело в том, что в электронном журнале много неурегулированных технических моментов, которые используются против учителя. При этом электронный журнал проверяют с экрана, без присутствия и подписи о проверке учителя. Сама завуч, которая проверяет электронный журнал и выносит педагогам щедро замечания, может спокойно исправлять любые оценки. Поэтому таких выговоров может быть сколько угодно и кому угодно.

Когда я листала документы, мое внимание привлек приказ о выговоре учителю за рабочие программы. Тому учителю, который был под санкциями до меня. Я подумала, что меня ждет та же участь. Выговор за рабочие программы в сентябре объявляли неугодному педагогу, который в мае не понял, что нужно уйти.

10. Материальное наказание

На основе выговора лишали выплат. Также понижали выплаты за эффективность в трудовом договоре.

Директора школ не должны принимать на работу своих родственников

Но, вступив в должность, я столкнулась сразу с несколькими трудностями:

  1. Принятие в коллективе. Хотя почти все подчиненные меня знали, им сложно было смириться с 30-летним директором.
  2. Сложность руководства. Мне было нелегко принимать управленческие решения, указывать людям на их косяки. Об увольнениях и выговорах в первый год работы даже речи не шло.
  3. Большое количество обязанностей.

На последнем пункте стоит остановиться более подробно. Многим кажется, что работа директора школы — это сидеть в своем кабинете и руководить, изредка проводя или посещая уроки и издавая приказы.

Эх, если бы в действительности было так! На самом же деле у директора школы масса обязанностей:

  1. Контроль над работой всех жизненно важных систем (электрика, канализация, вода, интернет, газ). Конечно, есть завхоз, но я всегда должна быть в курсе актуальной информации. Вдруг спонсор позвонит и спросит, что нам надо? Я такая сразу: лампы в 3-й кабинет, смеситель в туалет на 2 этаже, новая мойка в кухню.
  2. Круглосуточная готовность решать проблемы. К примеру, был случай, когда в школе разбили окна среди ночи, порезали человека. Пришлось срочно бежать на работу, вызывать милицию, скорую, вместе со сторожем убирать следы происшествия.
  3. Знание не только педагогики и психологии, но и множества других вещей: санитарных норм, основ медицины, основ пожаробезопасности и т. п. Конечно, за каждый из этих пунктов отвечает кто-то из коллектива. Но вряд ли люди будут прислушиваться к некомпетентному руководителю.

Сейчас, находясь в декрете, я могу только со стороны наблюдать за всем тем, что происходит на работе, иногда с жалостью, иногда — со злостью или слезами на глазах.

Всемирная эпидемия подкосила работу наших и без того слабо укомплектованных образовательных учреждений.

При этом я уверена, что вернусь после декрета на свое рабочее место, потому что все описанные трудности и нагрузки не сравнить с радостью общения с детьми, возможностью делать для них и вместе с ними что-то новое, раскрывать таланты и исполнять мечты!

Ни для кого не секрет, что педагоги в нашей стране получают копейки. Это же касается и директоров школ. У нас нет регулярных премий, тринадцатых зарплат или каких-то весомых поощрений.

Максимум — иногда районное руководство может компенсировать учителям стоимость поездок на работу или наградить ко Дню учителя, но и это происходит со страшным скрипом и не каждый год.

Когда я только стала руководителем в 2016 году, то моя зарплата составляла около 26 000 рублей. Сейчас я получаю 30 241 рубль в месяц.

Довольно неплохие деньги для сельской местности, если учитывать, что уроки я провожу только два дня в неделю и почти каждый день прихожу домой в 16.00.

Конечно, это выше средней зарплаты учителей по Ростовской области в этом году, которая составляет 27 681 рубль. Сегодня можно найти работу директора школы во всех регионах России, проанализировав вакансии в интернете.

Я работаю учителем начальных классов. Вот чем меня бесят родители

Возвращаясь к главной теме, необходимо в первую очередь выяснить, в чьих интересах устанавливаются приведенные гарантии против самовольного поведения директора по каждому основанию.

Условие увольнения директора за действия, повлекшие причинение вреда здоровью обучающихся или работников, направлено на защиту права детей и работников школы на безопасную среду, и в первую очередь — при организации питания. Возникает много вопросов со стороны директоров школ и организаторов питания — кто за что отвечает в части соблюдения требований по выполнению санитарных правил и нормативов.

Здесь необходимо отметить, что многие регионы, в том числе и московский, отказались от приготовления пищи в школьных столовых и перешли на внешние контрактные поставки. Теперь ответственность за качество еды фактически полностью зависит от подрядной организации.

Эта организация, в свою очередь, должна обеспечивать: наличие СанПиН 2.4.5.2409-08; выполнение требований санитарных правил всеми сотрудниками предприятия; должное санитарное состояние источников водоснабжения и качество воды в них; организацию производственного контроля, включающего лабораторно-инструментальные исследования; наличие необходимых условий для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья школьников; прием на работу лиц, имеющих допуск к работе по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию; наличие личных медицинских книжек у каждого работника; ежедневное ведение необходимой документации (бракеражные журналы, журналы осмотров персонала на ОРЗ и другие документы, в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08); проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации и многие другие санитарные и гигиенические требования и пр.

Кто осуществляет снятие пробы и можно ли проводить выдачу блюд без нее? Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы.

Оценка качества блюд проводится бракеражной комиссией по органолептическим показателям (пробу снимают непосредственно из емкостей, в которых пищу готовили). В составе комиссии не менее трех человек: медицинский работник, работник пищеблока и представитель администрации школы. Результат регистрируется в журнале бракеража готовой кулинарной продукции в соответствии с рекомендуемой формой. Вес порционных блюд должен соответствовать выходу блюда, указанному в меню-раскладке.

Из требований следует, что если за качество отвечает поставляющая организация, то за ее приемку в школе — администрация, которая обязана обеспечить своего представителя на снятие пробы.

Как это обеспечивается на деле? Фактически — никак. Питание доставляется автомобильным транспортом в поточном порядке согласно расписанию маршрута. Представитель школы расписывается в товарно-сопроводительных документах, и на этом все. Есть ли в том вина директора? Очевидно, что нет. Однако если качество питания имеет последствия, ответственность все равно ляжет на директора. Справедливо ли это? Вряд ли. Но имеем что имеем просто потому, что переход на контрактную систему абсолютно не привел к фактическому разделению юридической ответственности.

С целью контроля за соблюдением технологического процесса от каждой партии приготовленных блюд отбирается суточная проба. Отбор осуществляет работник пищеблока (повар) в соответствии с рекомендациями по отбору проб СанПиН 2.4.5.2409-08. Контроль правильности отбора и условий хранения суточных проб осуществляет медицинский работник. В свете новых условий положения требования СанПиН безусловно трактуются в сторону ответственности школы, но могут быть нивелированы заключенным договором с поставщиком питания.

Должен ли медработник проводить осмотр сотрудников пищеблока? Согласно СанПиН 2.4.5.2409-08, ежедневно перед началом работы медицинский работник проводит осмотр сотрудников организации общественного питания школы на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, а также ангин и катаральных явлений верхних дыхательных путей. Результаты осмотра перед началом рабочей смены заносятся в журнал здоровья в соответствии с рекомендуемой формой.

То есть, согласно требованиям СанПиН, работники пищеблока школы, осуществляющие раздачу и разогрев пищи, обязаны проходить внутренний медицинский контроль, а школа обязана обеспечить ведение контрольной документации. Как соблюдаются эти правила на деле в школах, попавших под «оптимизацию» медицинского персонала? Опять же — никак. Поскольку в школах, перешедших на оптимизационную схему медицинского сопровождения, штатный медработник фактически отсутствует. Следовательно, последняя линия контроля остается на поставляющей организации.

Виноват ли директор в случаях нарушений качества питания в связи с ненадлежащим состоянием кухни или состоянием здоровья ее сотрудников? Да, виноват. Может ли директор обеспечить требования СанПиН в школе, если финансирование, хотя и максимальное, но подушевое, а главной задачей стоит сохранение и приумножение государственного бюджета? Вряд ли, если ставит целью сохранить работу. Будет ли справедливым его увольнение за подобные нарушения? Да, будет. Но в этот момент вспоминается знаменитая реплика участкового в фильме «Берегись автомобиля»: «Он, конечно, виноват!.. Но он — не виноват!..»

В соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08 нельзя привлекать к приготовлению, порционированию и раздаче кулинарных изделий, проведению санитарной обработки и дезинфекции оборудования, посуды и инвентаря персонал, в должностные обязанности которого не входят указанные виды деятельности. Однако, соблюдая данное требование, директор тут же опять попадает в ловушку «оптимизации»: принимая на работу персонал по конкретным видам деятельности, он также обязан обеспечить надлежащее исполнение персоналом возложенных на него обязанностей, в том числе и по требованиям гигиенического контроля. Но как же их исполнить, когда…

Из краткого анализа нормативных требований по организации питания в школе становится очевидным, что директор, хотя и является ответственным лицом, просто не имеет возможности обеспечить полный контроль качества питания. Вспомним, что в большинстве школ на региональном уровне выведены из штата медицинские работники, что типовыми условиями госконтракта зачастую не предусмотрен контроль за деятельностью подрядной организации со стороны школы, что доставка питания производится в поточном порядке, при котором приемку питания со снятием пробы с участием представителя школы провести фактически невозможно по «времязатратам»…

В этой связи директор становится невольным заложником системных решений, сбой в которых то здесь, то там «отзывается» дизентерией и отравлениями. «Кто шил этот прекрасный костюм?» — вопрос риторический, при ближайшем изучении которого становится очевидным, что ответственность руководителя за организацию питания — не более чем оставшаяся от прошлого декларация, не имеющая ничего общего с реалиями настоящего времени.

Следующее основание для увольнения устанавливается для директора государственной школы исключительно в государственном интересе: за несоблюдение предусмотренных законодательством и Уставом школы требований о порядке, условиях использования и распоряжения имуществом, денежными средствами школы, в том числе при совершении крупных сделок и сделок, в отношении которых имелась его заинтересованность, о порядке подготовки и представления отчетов о деятельности и об использовании имущества школы.

Абсолютно верное условие: отвечай за бюджет и не самовольничай, хотя и прецедентов таких нет, ибо уже сформированы и формы электронной отчетности, и порядки исполнения госзадания.

Невыполнение государственного задания как причина увольнения — в принципе декларативная норма, поскольку школа, работающая в рамках госпрограмм образования, просто-таки не имеет такой возможности.

Увольнение директора за невыполнение школой установленных Уставом целей и видов деятельности, для которых оно создано, фактически повторяет условие за невыполнение госзадания, только применительно к частным школам, реализующим образовательный процесс не по госзаданию, а в соответствии с самостоятельно принятыми бюджетом и программой.

Особого внимания заслуживает условие увольнения директора за неэффективное использование имеющихся ресурсов для обеспечения педагогическим работникам заработной платы в законном размере, поскольку распределение бюджета для государственной школы — сфера самостоятельных решений, как и управление педагогическими ресурсами. Так, например, школа вправе заключать гражданско-правовые договора с педагогами не только допобразования, но и обязательных дисциплин — запретов тому нет.

Не за горами, по всей видимости, то время, когда гарантии минимальных зарплат будут преодолены предоставлением возможности заключения контрактов с внешними образовательными организациями, подбирающими и направляющими в школу педагогический персонал. И что собой представляет в правовом смысле на данный момент норма об обеспечении нормированных зарплат — очевидное и невероятное: фактически ничего, и равенства зарплатных гарантий у педагогов допобразования по отношению к педагогам обязательных дисциплин абсолютно нет, поскольку кому как не директору знать, как уйти от излишней ответственности, как перевести педагога с трудового договора на гражданско-правовой…

В этом смысле возникает вопрос: действительно ли заданное условие опасно для директора и гарантирует права педагогического состава? Ответ лежит на поверхности: данное условие гарантирует права только педагогов обязательных дисциплин. Справедливо ли гарантировать трудовые права только части сотрудников школы? Но кто в наше время будет говорить о справедливости…

Даже поверхностный анализ возможных причин увольнения директора позволяет сделать вывод, что положение директора школы в сфере защиты его прав весьма незавидное, а учитывая максимальное повышение компетенций в области права родительского сообщества, — весьма зависимое. История показывает яркие примеры значительного влияния родительского сообщества, от которого уже не отмахнуться, как на решения директора, так и на движение образовательных реформ, на переднем фланге которых опять же — директор.

Реалии настоящего времени таковы, что директору школы приходится быть не только «хозяином», но и педагогом, и психологом, и… правоведом с крепким нравственным стержнем, ибо настало время вести диалог не только с работодателем, но и с родителями и с детьми. И если в первом случае это скорее монолог государственных требований, то с родителями это полноценный диалог именно о детях — их обучении, воспитании, развитии, безопасности, в самом широком понимании, и условиях, создаваемых директором по реальному запросу, а не «по разнарядке».

Ну а уж когда выступают с требованиями дети — это безусловная победа развития воспитательной работы школы. Ребенок, понимающий, что ему необходимо, могущий свое требование обосновать и заявляющий об этом вслух, — уже гражданин со сформированным самосознанием. И в этом случае речь идет об исполнении школой не госзадания уже, а ее государственной миссии по формированию гармоничной и социализированной личности.

Министерство просвещения инициировало несколько больших программ в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

С 1 марта в рамках одной из таких программ в штатное расписание школ вводят должность советников директоров по воспитанию. Согласно комментарию министерства, пилотный проект будет запущен в 10 регионах: Брянской, Вологодской, Калининградской, Нижегородской, Омской, Сахалинской, Тюменской, Челябинской областях, а также в Севастополе и Ставропольском крае.

Как говорили представители минпроса, советниками директоров по воспитанию могут стать как действующие педагоги, так и молодые выпускники педагогических вузов, которые «говорят со школьниками на одном языке».

Чтобы отобрать кандидатов на эту позицию, в январе 2021 года вместе с «Российским движением школьников» (РДШ) министерство запустило конкурс «Навигаторы детства», на который пришло более 5000 заявок. Победителей выберут 21 марта при помощи онлайн-тестирования и собеседований.

Им обещают организовать обучение в «Артеке», сотрудники которого станут наставниками будущих советников. Образовательные сессии состоятся весной и летом этого года. После окончания учебы специалисты должны будут составить план воспитательной работы и начать внедрять его в школе.

Кирилл Терентьев, участник конкурса «Навигаторы детства». Видео представлено Министерством просвещения:

Министерство просвещения обещает, что деятельность советников по воспитанию не будет связана с идеологическим контролем, и отмечает, что воспитание — неотъемлемая часть образовательного процесса.

В ответе министерства на наш запрос среди прочего сказано, что «воспитатели будут усиливать интерес школьников к образовательному процессу» и заниматься «воспитанием гармонично развитой личности».

По словам чиновников, советники будут отвечать за внеурочную деятельность. Например, придумывать культурные и спортивные мероприятия для детей, организовывать патриотические слеты и акции, «вовлекать детей в юнармейские проекты» и способствовать «воспитанию личности на основе духовно-нравственных традиций». К разработке программ планируют подключить педагогические университеты.

Показательно, что ускоренный запуск проекта происходит на фоне дискуссий об оппозиционных настроениях молодежи и моральных паник вокруг участия школьников в массовых протестах в январе — феврале этого года. При этом в российских школах сегодня уже есть те, кто отвечает за воспитательную работу: это заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, специалисты на ставках организаторов и вожатых.

Светлана Осколкова, участница конкурса «Навигаторы детства». Видео предоставлено Министерством просвещения:

При назначении лица с высшим педагогическим образованием на должность директора школы оформляется контракт сроком на 5 лет. Руководитель имеет право до истечения срока окончания контракта уволиться с замещаемой должности. Досрочное расторжение трудового договора директора учебного заведения осуществляется в порядке, предусмотренном ТК РФ. Директор должен уведомить вышестоящий орган:

  • Для определения срока уведомления учитываются положения ст. 280 ТК РФ, предусматривающей месячный срок предупреждения вышестоящего органа. По договоренности сторон период может быть уменьшен.
  • Форма заявления на увольнение составляется в произвольном виде.
  • При подаче документа необходима регистрация документа, штамп о которой устанавливается на экземпляре заявителя.

Заявление об увольнении, поданное лицом по собственной инициативе, руководитель может отозвать до истечения срока отработки, если только на должность не приглашен новый служащий в порядке перевода при наличии письменного подтверждения.

Увольнению директора по собственному желанию предшествуют этапы документального прохождения процедуры.

Действие лица Описание
Уведомление вышестоящего органа В отличие от неруководящих должностей работников и служащих, уведомление органа, заключившего контракт с директором школы, осуществляется за месяц до предполагаемого увольнения.
Издание приказа При использовании произвольной формы указывается текст: «Освободить ФИО от занимаемой должности директора школы № с (число)»
Передача дел Сторонами составляется акт, определяющий опись документов и ценностей, передаваемых увольняемым лицом
Заключительные операции в день увольнения Выплата положенных денежных средств, внесение записи в трудовую книжку, выдача документов
Подписи лица О согласии и ознакомлении лицо ставит подпись в трудовую книжку, журнал учета, ведомости, личную карточку

О смене директора муниципального образовательного учреждения уведомляется ИФНС. Предусмотрен трехдневный срок для внесения изменения в реестр. О смене директора необходимо уведомить внебюджетные фонды, банк и других заинтересованных лиц.

Имеют ли право родственники вместе работать на государственной службе?

Прекращение трудового договора с директором школы может быть принято уполномоченным органом. При отсутствии виновных действий или бездействия директора, являющегося основанием для прекращения договора по п. 2 ч. 1 ст. 278, возникает право на получение компенсации. Величина выплачиваемой суммы предусмотрена не ниже трехкратного месячного оклада (ст. 279 ТК РФ). Более высокий размер суммы может быть предусмотрен договором.

Пример о получении компенсации

Директор школы П. принял решение о досрочном прекращении трудового контракта, оформив увольнение по собственному желанию. П. выполнил все необходимые процедуры, уведомив вышестоящий орган за положенных месячный срок. Расчет был произведен в последний трудовой день (ст. 140 ТК РФ). П. рассчитывал на получение компенсации, но в соответствии с трудовым контрактом выплата не была положена.

При увольнении руководителя по собственному желанию дополнительные компенсационные выплаты не производятся. Директор при увольнении может претендовать на часть неполученной заработной платы, стимулирующих выплат, компенсации за неиспользованный отпуск.

Трудовая книжка при расторжении договора заполняется на основании приказа. При заполнении документа:

  1. Текст вносится без сокращений, в полном объеме.
  2. В записях не предусмотрены помарки и подчистки. При совершении ошибок производится отмена записи с указанием номера аннулированного текста.
  3. Обязательно указание основания увольнения согласно конкретной статьи ТК РФ.

Основанием увольнения служит пункт 3 части первой статьи 77 ТК РФ. При расторжении договора мотивы директором не указываются, за исключением случаев возникновения личных или семейных обстоятельств, позволяющих сократить период уведомления.

Основания для увольнения директора могут быть разные.

1. Заявление по собственному желанию уволиться.

Причины указывать в данном случае необязательно, если только нет существенных препятствий для необходимости отработать после подачи заявления один месяц.

При наличии же обстоятельств, которые вынуждают директора уволиться, в заявлении они должны быть указаны с предоставлением документального подтверждения.

Обычно причинами увольнения по собственному желанию являются семейные неурядицы, которые не обязательно подробно излагать в заявлении.

2. При увольнении директора за допущенные нарушения, согласно нормам действующего законодательства причиной может послужить:

  • согласно п. 1 ст. 81 ТК РФ – ликвидация организации, или проще говоря, закрытие учебного заведения;
  • при выявлении в ходе работы, что директор не соответствует занимаемой должности (п. 3 ст. 81 ТК РФ);
  • в случае, когда было наложено дисциплинарное взыскание и в течение календарного года, пока оно еще не снято, директор опять не выполняет свои возложенные на него обязанности (п. 5 ст. 81 ТК РФ);
  • при грубом нарушении должностных обязанностей достаточно одного выявленного факта, чтобы директор школы был уволен (п.6 ст.81 ТК РФ);

Нахождение директора школы на работе в нетрезвом виде, не вписывается ни в какие законные или моральные рамки, поэтому он будет само собой разумеющимся, уволен.

В случае хищения школьного имущества, директора школы постигнет та же участь – увольнение, с неприятной записью в трудовой книжке.

С такой записью ему будет тяжело трудоустроиться, тем более в сфере образования;

  • совершение поступка, несовместимого с принципами морали, принятыми в обществе невозможно для продолжения деятельности педагогического характера (п. 8 ст. 81 ТК РФ);
  • при увольнении согласно п. 2 ст. 278 ТК РФ уполномоченный орган имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем учебного заведения, не объясняя причин;
  • директор школы может быть уволен, по основаниям ст. 351. 1 ТК РФ,

предусматривающим досрочное прекращение трудовых отношений с работниками в сфере образования в том случае, если лица, занимающиеся педагогической деятельностью, были судимы за преступные деяния, направленные против жизни и здоровья людей, а также свободы, чести, достоинства личности.

При получении справки из органов МВД о наличие судимости, которую при приеме на работу кандидат на должность директора скрыл, трудовой договор с ним расторгается по п. 13. ч. 1 ст. 83 ТК РФ – по причинам, какие не зависят от воли сторон;

  • дополнительным основанием для увольнения директора школы (как впрочем, и всех педагогов) служит использование методики обучения с применением насильственных методов физического или психического воздействия на учащегося (п. 2 ч. 1 ст. 336 ТК РФ).

Даже при однократном оскорблении, унижение, необоснованной критике ученика, применении рукоприкладства директор будет уволен.

1. При увольнении директора школы по собственному желанию, он должен подать заявление с предупреждением о прекращении трудовых отношений за месяц до расторжения договора, если нет причин, когда он может быть уволен раньше, которые должны быть подтверждены документально.

2. При ликвидации школы, руководящий орган должен письменно уведомить директора за два месяца до намеченного увольнения.

3. При увольнении за любые нарушения дисциплинарного характера должны быть собраны все документы, подтверждающие факт того, что директор не справляется со своими обязанностями, либо ведет себя аморально, нарушает школьный устав и нормы поведения.

Кроме того, необходимо взять письменные объяснения такого поведения.

При отказе писать объяснительную записку, составляется акт за подписью свидетелей.

4. Увольняя директора по п. 2 ст. 278, его не предупреждают заранее и могут не объяснять причин расторжения трудового договора.

5. При получении достоверных сведений от органов МВД о наличие судимости директора школы, трудовой договор с ним должен быть расторгнут.

6. В случае поступления жалоб от детей и их родителей о применении насилия, как физического, так и морального, должно быть проведено расследование, взято письменное объяснение от директора.

7. Жалобы родительского комитета о присвоении средств, собранных родителями учащихся должны быть рассмотрены и проведены проверки.

8. При наличии заявления, в случае собственного желания директора расторгнуть трудовой договор или документов, подтверждающих нарушения должностных обязанностей, возложенных на руководителя школы, издается приказ о его увольнении.

9. С приказом об увольнении директора школы знакомят под роспись.

В случае отказа подписывать документ, составляется акт за подписью двух свидетелей.

10. В день увольнения директор школы получает на руки трудовую книжку и все гарантированные выплаты, в зависимости от статьи ТК РФ, на основании которой с ним прекращен трудовой договор.

Учительница Смородина была уволена из школы по мотивам совершения проступков, несовместимых с продолжением работы преподавателем. Она была груба с учениками, давала им клички, на уроках ела апельсины, пила чай, вязала. Кроме того, Смородина .

Сельский район. Одна из сельских школ. Директор в отпуске. Ей объявлено что после отпуска будет уволена. по ст.278 ТК РФ. Причина. Коллективное письмо родителей учеников, преподавателей и директора в областное отделение ЕР о неправомерном закрытии .

Может ли директор школы уволить сотрудника в середине учебного года с должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и предложить ему только 12 часов учебной нагрузки

может ли директор уволить молодого специалиста не за что в школе и какая это статья? директор апелирует тем что учитель не хочет за деньги работника красить стену в классе и мыть окна

меня уволили по п.7 ст.77 ТК РФ при этом письменного отказа я не давала правомерны ли действия директора школы

Если директор школы увольняется по собственному желанию, может ли работодатель уволить этого сотрудника с должности учителя

В Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении Крестовогородищенская средняя школа 30 июня 2015 года произошла смена руководства. В настоящее время директор школы находится в законном отпуске до 25 августа 2015 года. В июне директор .

Администрацией района принято постановление о реорганизации путем присоединения дома детского творчества (ДДТ) к школе исскуств (ШИ), 29.04.2015 года. ДИРЕКТОРУ ДДТ ВРУЧЕНО УВЕДОМЛЕНИЕ О ТОМ ЧТО ЕЕ ДОЛЖНОСТЬ БУДЕТ СОКРАЩЕНА БЕЗ КОНКРЕТНОЙ ДАТЫ И .

Как уволить директора школы в 2020 году

Увольнение муниципального служащего, директора школы, осуществляется в связи с окончанием действия трудового контракта или досрочным расторжением в связи с инициативой любой из сторон.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *