Требования к стоа по ОСАГО
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования к стоа по ОСАГО». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Направление на ремонт по ОСАГО – это документ, который официально предоставляет пострадавшему в аварии право на полную компенсацию вреда от него за счёт ремонта автотранспорта. Здесь важно, чтобы восстановление было полным, а не частичным. После выдачи направления на ремонт по ОСАГО ремонтные работы должны быть выполнены в строго оговоренные сроки. Это справедливо и к оценке ущерба, которая необходима для получения данного документа.
На сегодняшний день направление на восстановительные работы выступает прямой альтернативой страховой выплате по ОСАГО. Она предназначена упростить процесс возмещения путём удаления целого звена – эта стадия между полученными денежными средствами при выплате и до этапа оплаты сервису за проведённые ремонтные работы. На деле избежать этого не удалось как минимум по двум причинам:
- У автомобилиста отбирается выбор СТО для ремонта авто.
- Для ремонта машины приходится обращаться в страховую и получать направление на СТОА по ОСАГО. Другими словами, деньги заменены сертификатом на получение восстановительных работ для устранения ущерба.
У каждой страховой компании существуют свои требования для процедуры возмещения вреда. В подавляющем большинстве случаев они включают такие этапы:
- Соберите пакет документов для компенсации убытков от страховой по ОСАГО.
- Подайте в страховую организацию заявление и собранную документацию.
- Дождитесь решения страховой о выплате компенсации (в натуральном либо денежном виде).
- Выдача клиенту направления для обращения в автосервис для восстановления автомобиля в заранее утвержденном автосервисе (о нём можно договориться со страховой компанией).
- Восстановление транспортного средства, получение его обратно, принятие решения о том, чтобы забрать ТС либо оспорить качество выполненных работ, после чего их бесплатно переделывают или указывают на основание для отказа.
При выдаче направления на ремонт по ОСАГО страховщик обычно требует подписать определённые бумаги. Всё, что нужно подписать, – это только своё заявление и извещение об аварии на стадии подачи документа. Для своей безопасности даже на бланке организации лучше на вносить информацию в поля, не являющиеся обязательными для получения направления.
Нередко страховщики идут на хитрости и предоставляют клиентам дополнительные договоры или указывают требуемые для них поля в заявлении. Такими могут являться следующие:
- согласие доплатить за свой счёт суммы, которой будет недостаточно для полноценного ремонта (результат заниженной величины оценки ущерба);
- согласие на установку во время ремонта деталей, которые уже находились в эксплуатации;
- согласие на использование любого автосервиса на выбор страховой компании, хотя в определённых случаях СТО обязана направить автомобиль исключительно на дилерскую станцию.
Могут быть и прочие условия. Если что-то настораживает в документе, не вносите информацию в такие поля и не ставьте подпись под такими дополнительными бумагами. С подобной ситуацией можно столкнуться и на СТО. В таком случае нужно быть особенно внимательными, поскольку можно подписать соглашение цессии, которое определяет переуступку права требования от страховой. В результате владелец автомобиля продаёт СТО право требовать компенсацию на устранение ущерба, причинённого транспортному средству. В итоге ремонт будет выполнен в обычном порядке. Если собственник авто подписал документ, не прочитав предварительно его, могут быть установлены вторичные детали, восстановление по ОСАГО может быть частичным, а работы выполнены некачественно.
Ни в коем случае на соглашайтесь на какие-то доплаты, не стоит ничего подписывать помимо заявления страховой и извещения об аварии на этапе направления документации страховщику. Водитель не обязан ничего доплачивать, а организация обязана восстановить автомобиль до того состояния, в котором он находился до дорожно-транспортного происшествия.
Российское законодательство устанавливает срок выдачи направления на ремонт по ОСАГО в 20 дней. Этот период одинаково справедлив для компенсации в денежной форме и путём прямого возмещение (восстановление автомобиля). Данное требование установлено Федеральным законом №40 в статье 12 пункте 21.
Период, в течение которого страховщик обязан выдать направление на восстановление авто по ОСАГО, начинается с момента предоставления всей установленной документации страховой. В эти 20 дней не входят только праздничные нерабочие дни.
Страховщику необходимо подать пакет документации, который включает:
- заявление о страховой выплате;
- гражданский паспорт владельца автомобиля;
- полис страхования автогражданской ответственности;
- подписанное извещение об аварии;
- свидетельство о регистрации транспортного средства;
- постановление/протокол либо отказ в возбуждении дела на водителя, который виноват в дорожном инциденте.
Отсчет срока выдачи направления на ремонт по ОСАГО начинается без привязки к дате осмотра либо технической экспертизы, проведённой страховщиком. Так, если осмотр был сделан на 18-й день после предоставления полного пакета документации, тогда водитель должен получить направление на ремонт всего через 2 дня. Поскольку срок начал отсчитываться ещё 18 дней назад.
Если страховщик выдаёт направление на СТОА по ОСАГО позже обозначенного срока, для неё не предусматривает административный штраф. Однако в гражданском отношении ответственность предусматривается (в пользу клиента). Величину неустойки (именно так называется такая ответственность) определяет ФЗ №40 «Об ОСАГО» в статье 12 пункте 21. Она рассчитывается как 1% от суммы полученного ущерба, который определяется даже при натуральном возмещении.
При задержке ремонтных работ автомобилист имеет право получить компенсацию за такое неудобство. К примеру, при подаче документов 5 февраля экспертиза рассчитала ущерб в сумме 150 тысяч рублей, а направление было выдано 28 февраля, тогда просрочка составляет 3 дня. В этом случае страховщик обязан дополнительно заплатить клиенту 3% от 150 тысяч рублей, а это 4500 рублей. При этом её обязательства по ремонту авто остаются прежними.
Важно! Неустойка за нарушение сроков оформления направления на СТОА по ОСАГО не выплачивается автоматически. Для её получения необходимо подать претензию. Она составляется в свободной форме с обозначением расчета и суммы неустойки, а также указанием банковских реквизитов (возможна выплата и наличными). При отказе удовлетворить претензию застрахованное лицо может подать судебный иск.
Натуральное возмещение ущерба по ОСАГО
Когда страховщик производит выдачу направления на ремонт по ОСАГО, хозяин авто должен предоставить транспортное средство на автосервис. На деле требуется выполнить некоторые дополнительные оценки и согласования. Также откажитесь от подписи необязательных бумаг.
В течение какого срока автомобилист должен обратиться в СТО для ремонта по ОСАГО
Действующее законодательство РФ не регламентирует сроки действия направление на восстановительные работы. Зачастую страховщики обозначают его в документе. Обычно период составляет от 7 до 20 дней с учётом политики страховой компании.
При нарушении обозначенного срока не стоит впадать в панику. Нужно просто повторно обратиться к страховщику и получить новое направление. Отказать в его предоставлении компания не имеет права, в противном случае это будет расцениваться как отказ от страховой компенсации. В то же время Гражданский кодекс РФ даёт определение «разумного срока», который составляет 7 дней. Он не применяется конкретно к направлению на ремонт, но многие страховые на него ориентируются.
Законодательство устанавливает максимальный период – 30 дней. Клиенту необходимо запомнить всего 2 срока:
- 20 дней. Предоставляется для получения направления на восстановительные работы в автосервисе.
- 30 дней. В течение этого срока СТО обязана завершить ремонт.
Прочие сроки, которые могут быть связаны с дополнительными согласованиями, ожидания поступления деталей и узлов автомобиля, наличие очереди – всё это уже входит в обозначенные 30 дней. Поэтому клиент не должен о них переживать. Это устанавливает Федеральный закон «Об ОСАГО» в статье №12.
В сравнении со сроком выдачи направления время на ремонт увеличено на 10 суток. В них учитываются все дни, помимо суббот и воскресений, а также утвержденные Министерством труда в качестве выходных.
Автовладелец выбирает станцию технического обслуживания (СТО) из числа тех, с которыми у страховой компании заключен договор. Выбрать СТО можно как при покупке полиса, так и на этапе урегулирования убытка. Перечень СТО с указанием адресов их места нахождения, перечнем марок и годов выпуска обслуживаемых транспортных средств, а также примерных сроков проведения ремонта должен публиковаться на сайте страховой организации и постоянно актуализироваться.
Важно! При восстановительном ремонте в отличие от денежной выплаты не учитывается износ деталей и агрегатов, а также не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих частей (если иное не определено соглашением страховой компании и потерпевшего).
Для ремонта поврежденного автомобиля на СТО, с которой у страховщика нет договора, надо получить письменное согласие страховой организации. В заявлении о страховом возмещении необходимо указать полное наименование выбранной СТО, адрес места нахождения и платежные реквизиты для возможности оплаты страховщиком проведенного восстановительного ремонта.
Предельный срок осуществления ремонта – не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим транспортного средства на СТО.
СТО не должна находиться дальше, чем в 50 километрах от места ДТП или места жительства потерпевшего (по его выбору).
Ремонт новых автомобилей (не старше двух лет) должен производиться на СТО официального дилера, осуществляющего гарантийное сервисное обслуживание.
Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, – 12 месяцев.
Что изменится в страховании ОСАГО
Если в результате ДТП вред причинен только двум транспортным средствам и у всех водителей есть действующие полисы ОСАГО, то заявление о страховом возмещении необходимо подавать своему страховщику.
Важно! В случаях причинения вреда жизни или здоровью участников ДТП заявление о страховом возмещении следует подавать в страховую компанию виновника ДТП.
Заполненные извещения о ДТП должны быть переданы участниками ДТП в свои страховые компании (или их представителям в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло ДТП) в течение пяти рабочих дней после ДТП.
Срок рассмотрения заявления о страховом возмещении составляет 20 рабочих дней.
За несоблюдение сроков выдачи потерпевшему направления на ремонт предусматривается начисление неустойки в размере 1% от размера страхового возмещения за каждый день просрочки. За нарушение сроков осуществления ремонта страховщик наказывается неустойкой в размере 0,5% от размера страхового возмещения.
Страховая выплата в денежной форме производится в следующих случаях:
- смерть потерпевшего;
- причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма страхового возмещения);
- потерпевший является инвалидом и имеет автомобиль по медицинским показаниям (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма);
- полная гибель транспортного средства;
- стоимость восстановительного ремонта превышает 400 тысяч рублей (50 тысяч рублей для случаев оформления ДТП по европротоколу) и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
- все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред («обоюдка») и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
- в результате ДТП вред причинен только имуществу, не являющемуся транспортным средством;
- потерпевший отказывается от ремонта на СТО, если она не соответствует требованиям к организации восстановительного ремонта;
- страховая компания не предоставляет потерпевшему возможность проведения восстановительного ремонта на СТО, указанной при заключении договора ОСАГО;
- наличие письменного соглашения между страховщиком и потерпевшим.
Автовладелец выбирает станцию технического обслуживания (СТО) из числа тех, с которыми у страховой компании заключен договор. Выбрать СТО можно как при покупке полиса, так и на этапе урегулирования убытка. Перечень СТО с указанием адресов их места нахождения, перечнем марок и годов выпуска обслуживаемых транспортных средств, а также примерных сроков проведения ремонта должен публиковаться на сайте страховой организации и постоянно актуализироваться.
Важно! При восстановительном ремонте в отличие от денежной выплаты не учитывается износ деталей и агрегатов, а также не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих частей (если иное не определено соглашением страховой компании и потерпевшего).
Если в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам и у всех водителей есть действующие полисы ОСАГО, то требование о возмещении вреда необходимо предъявлять своему страховщику
Важно! В случаях причинения вреда жизни или здоровью участников ДТП заявление о страховом возмещении следует подавать в страховую компанию виновника ДТП.
Страховщик направляет по факту ДТП в конкретную СТО, вправе ли я отказаться?
Брошюра «Ремонт в ОСАГО. Приоритет натурального возмещения ущерба для договоров ОСАГО, заключенных с 29 апреля 2017 года»
Руководство для автовладельцев «Натуральное возмещение ущерба по ОСАГО»
Видеоролик «Натуральное возмещение ущерба по ОСАГО»
Чтобы застраховать гражданскую ответственность, владелец транспортного средства должен подготовить документы для обращения в страховую компанию. Базовый перечень документов для физических и юридических лиц одинаковый, но есть нюансы в зависимости от способа страхования, юридического статуса клиента.
Для оформления электронного полиса ОСАГО вам потребуется на сайте страховой компании составить заявку и отправить ее страховщику. Для ее заполнения нужны только данные документов.
Какие нужны данные:
- Серия, номер и дата выдачи паспорта и водительского удостоверения страхователя, а также всех лиц, которые будут допущены к управлению ТС. Когда страховка оформляется без ограничения, нужны только данные на страхователя;
- Свидетельство о регистрации ТС, технический паспорт;
- Номер диагностической карты и срок ее действия;
- Если вы продлеваете договор страхования, нужны данные предыдущего полиса ОСАГО.
С конца августа начал действовать временный мораторий на прохождение техосмотра и предоставление диагностических карт, т. е. оформить страховку можно будет без них.
В отдельных страховых компаниях требуется к заявлению прикрепить копии всех документов.
При продлении полиса заявление можно подавать из личного кабинета на сайте страховщика. В этом случае часть необходимой информации будет введена автоматически и вам потребуется только ее проверить.
Для оформления ОСАГО в представительстве страховщика, вам потребуется все документы представить в оригиналах:
- Паспорта водителей, допущенных к управлению автомобилем;
- Водительские удостоверения;
- СТС (свидетельство о регистрации автомобиля) или ПТС (паспорт транспортного средства);
- Карта ТО. В 2021 году внесены изменения, по которым предоставление диагностической карты может быть не обязательным;
- Если договор страхования заключает не страхователь, потребуется доверенность.
При оформлении страхования гражданской ответственности транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам или предпринимателям, дополнительно к общему перечню документов нужно будет представить:
- Актуальную выписку из ЕГРЮЛ (ИП);
- Доверенность на имя заявителя, если это не директор компании;
- Паспорт страхователя.
Для подписания договора страхования потребуется печать юридического лица.
Выбор СТО (станции технического обслуживания) – изменение ОСАГО №9
Дополнительно в зависимости от ситуации может потребоваться:
- Документ, подтверждающий право собственности на автомобиль, если он еще не зарегистрирован;
- Договор с собственником авто, если оно находится в аренде.
Уточнить точный перечень документов можно на сайте страховой компании или, позвонив в Службу поддержки.
Правила прохождения техосмотра в 2021 году менялись уже не однократно. По состоянию на март, должен был быть введен штраф за его отсутствие. Без осмотра автомобиля сделать техосмотр было бы невозможно. Затем, из-за неготовности пунктов ТО к работе в новых условиях, требования изменились.
Согласно новому порядку страхования ОСАГО автомобиля с 22 августа 2021 года купить полис ОСАГО для легковых автомобилей можно без прохождения техосмотра.
Срок действия диагностических карт дополнительно продлен пока на 6 месяцев, т. е. минимально до октября 2021 г.
Тем, кто оформит полис ОСАГО в период действия моратория, будет дан месяц (до ноября 2021) на прохождение техосмотра и получение диагностической карты.
Применение штрафных санкций за отсутствие техосмотра грозит автовладельцам с марта 2022 г.
Чтобы оформить полис ОСАГО на сайте СК, нужно сделать следующее:
- Проверьте подлинность вашей диагностической карты. Это можно сделать онлайн на сайте ЕАИСТО;
- Рассчитайте стоимость полиса, изучите условия разных страховых компаний и выберите наиболее приемлемые;
- Подайте заявление на сайте страховщика с приложением необходимых документов;
- Дождитесь окончания проверки;
- Оплатите полис;
- Получите документ на электронную почту.
При наступлении страхового случая по полису добровольного страхования основным способом урегулирования убытка является направление поврежденного автомобиля на СТОА. Еще несколько лет назад страховые компании практиковали выплаты «по калькуляции» — проще говоря выплачивали клиенту деньги и он ремонтировался где захочет. Однако при таком способе возмещения ущерба закономерно возникают споры и разногласия между клиентом и страховщиком. Вот некоторые из этих случаев:
- Расчет калькуляции производится по «среднерыночным ценам», а клиент решил отремонтировать автомобиль у дилера и денег на ремонт не хватило
- После такого ремонта клиент должен предъявить автомобиль без повреждений на повторный осмотр, но в промежуток между ремонтом и осмотром происходит новый страховой случай. И страховщик отказывается платить.
Таким образом в последнее время условие «выплата по калькуляции» практически не применяется в договорах КАСКО.
Многие клиенты перед покупкой полиса КАСКО просят у страхового агента список СТОА, с которыми заключены договора у страховой компании. Данные списки есть и не являются секретом. Если ваш дилер или СТОА, на которой вы обслуживаете автомобиль есть в этом списке — гарантии того, что вы попадете на ремонт именно туда нет. За время действия полиса страховщик может расторгнуть договор с одним дилером и заключить с другим. Таким образом единственной гарантией попадания на определенную станцию является «Ремонт по КАСКО на СТОА страхователя», но страховой полис с таким условием дороже на 20-30%.
Владельцев гарантийных автомобилей больше всего волнует вопрос: попадут ли они на ремонт к официальному дилеру в случае ДТП ил иного повреждения авто? В подавляющем большинстве случаев страховая компания отправляет на ремонт именно на дилера, если иное не оговорено договором страхования. Однако, если срок вашей гарантии закончится в период действия полиса — это условие перестает действовать.
Большинство дилеров не только продают автомобили и обслуживают их, но также принимают на своей территории заявления о страховых случаях. Это позволяет клиенту не тратить время на посещение страховой компании, а заявить убыток непосредственно у своего дилера и сразу записаться и поставить автомобиль в ремонт. Перед тем, как купить КАСКО, уточните, с какими страховыми компаниями ваш дилер имеет договора на удаленное урегулирование и выбирайте одну из этих компаний.
Узнать, сколько стоит полис с выбором ремонта на СТОА страховщика вы можете в нашем калькуляторе КАСКО.
Данный коэффициент является показателем, который страховые компании используют в процессе пересчета страховой премии, то есть суммы, которую Вы уплачиваете при заключении договора ОСАГО.
Контроль правильности расчета страховых премий осуществляет Банк России.
КБМ может быть либо повышающим, либо понижающим стоимость страховки.
От чего зависит:
• В первую очередь, на страховой тариф повлияет наличие или отсутствие страхового возмещения в предыдущие периоды управления данным транспортным средством. Здесь надо понимать, что, если к управлению автомобилем допущены несколько водителей, во внимание будет принят водитель с наихудшим присвоенным классом страхования.
• В случае неограниченной страховки коэффициент рассчитывается по классу собственника ТС.
• Важно знать, что на цену Вашего договора повлияет информация о подаче Вами заведомо ложных сведений, которые повлияли на уменьшение страховой премии в предыдущие периоды страхования.
Прямое возмещение убытков – это возможность потерпевшего обратиться за получением страхового возмещения в свою собственную страховую компанию, с которой у него заключен договор ОСАГО.
Ранее в законодательстве утверждалась совокупность условий, обеспечивающих право обращения автовладельца к своему страховщику:
• авария произошла в результате столкновения только двух транспортных средств, владельцы которых имеют страховку ОСАГО;
• пострадали только указанные ТС.
Новая редакция содержит следующую поправку: теперь потерпевший имеет право обратиться к своему страховщику, если в результате ДТП пострадало два и более транспортных средства.
Учет износа при оценке ущерба по полисам ОСАГО. Изменение практики.
Юрист в области страхования Илья Афанасьев рассказал, что, хотя заметных перемен после определения Верховного суда в отрасли не произошло, оно широко обсуждается в профессиональном сообществе. Эксперт уверен: нужно просто подождать, когда информация от Верховного суда распространится и дойдет до нижестоящих инстанций. И тогда новая практика, у которой «очень высокий потенциал», действительно заработает.
«Пока широкого распространения этого нововведения не произошло. Сейчас лето, летом аварии более жесткие, но их меньше, чем зимой. Поэтому судебная практика вряд ли заметно изменится в ближайшие месяцы. Страховщики оспаривают такие решения, даже когда им грозят гигантские неустойки. Но юристы очень рады, что такое изменение в целом произошло, — просто нужно подождать, когда оно войдет в шаблоны», — отметил юрист.
Написать комментарий
Каждая страховая компания самостоятельно выбирает, с какими станциями технического обслуживания она будет сотрудничать.
Важно! После получения заявления от автовладельца, у фирмы есть только 20 дней для направления машины на ремонт в конкретный автосервис.
Страхователи могут самостоятельно выбирать оптимальный сервис из имеющегося списка. На страховых компаниях лежит ответственность за деятельность автосервисов.
Натуральное возмещение предполагает оплату, ремонта и покупку автозапчастей за счет средств страховой фирмы.
Если во время ремонта обнаруживаются какие-либо поломки, не имеющие отношение к ДТП, то ремонтные работы производятся за счет средств владельца авто.
К плюсам данного законопроекта относится:
- автомобилисты могут не заботиться о самостоятельном нахождении оптимального и проверенного автосервиса;
- обычно крупные компании сотрудничают с дилерами или иными проверенными СТО, поэтому ремонтные работы выполняются действительно качественно и хорошо;
- во время ремонта проверяется состояние автомобиля, поэтому могут быть обнаружены другие поломки, что позволит своевременно устранить их.
Гарантийный ремонт по ОСАГО. Сроки, обязанности СТОА и страховой компании
Все автосервисы, которые желают сотрудничать со страховыми компаниями, обязаны соответствовать некоторым серьезным требованиям. Данные условия были разработаны Банком России, а также закрепляются в правилах полиса ОСАГО.
К этим требованиям относится:
- от сервиса до места ДТП или проживания собственника авто не должен быть больше 50 км;
- срок ремонта максимально равен 30 суток;
- автосервис должен быть оснащен современным оборудованием для диагностики или проведения ремонтных работ;
- должна иметься возможность для сохранения гарантии для машин, которые были куплены в автосалоне меньше двух лет назад;
- работники автосервиса должны оперативно взаимодействовать со страховой компанией и владельцем машины.
Важно! Если автосервис подает заявку в какую-либо страховую компанию для сотрудничества, но при этом не соответствует хотя бы одному вышеуказанному требованию, то он получит отказ.
В первую очередь рассмотрим новое понятие, внесенное в закон «Об ОСАГО»:
договор на организацию восстановительного ремонта — договор, заключенный между страховщиком и станцией технического обслуживания и устанавливающий в том числе обязанность станции технического обслуживания провести восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства потерпевшего и обязанность страховщика оплатить такой ремонт в счет страхового возмещения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Итак, между страховой компанией и станцией технического обслуживания должен быть заключен специальный договор. По условиям этого договора автосервис проводит ремонт поврежденных транспортных средств, а страховая компания такой ремонт оплачивает. Если страховая сотрудничает с несколькими автосервисами, то и договоров должно быть несколько.
Пункт 151 статьи 12:
Страховщик после осмотра поврежденного транспортного средства потерпевшего и (или) проведения его независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания и осуществляет оплату стоимости проводимого такой станцией восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего в размере, определенном в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, с учетом положений абзаца второго пункта 19 настоящей статьи.
После осмотра поврежденного транспортного средства страховая компания обязаны выдать специальный документ — направление на ремонт. На основании этого документа потерпевший может обратиться на указанную станцию технического обслуживания, где его автомобиль должны отремонтировать. Платить за ремонт при этом не нужно.
Пункт 151 статьи 12:
При проведении восстановительного ремонта в соответствии с пунктами 152 и 153 настоящей статьи не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), если в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства требуется замена комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов). Иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего.
Автосервис при ремонте автомобиля должен использовать только новые запасные части.
Однако по соглашению с владельцем автомобиля для ремонта могут взять и бывшие в употреблении или восстановленные комплектующие. Этот вариант имеет смысл использовать только в тех случаях, когда новые запасные части не удается получить в разумные сроки.
Пункт 152 статьи 12:
152. Требованиями к организации восстановительного ремонта являются в том числе:
- срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (но не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта);
- критерии доступности для потерпевшего места проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (при этом по выбору потерпевшего максимальная длина маршрута, проложенного по дорогам общего пользования, от места дорожно-транспортного происшествия или места жительства потерпевшего до станции технического обслуживания не может превышать 50 километров, за исключением случая, если страховщик организовал и (или) оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта и обратно);
- требование по сохранению гарантийных обязательств производителя транспортного средства (восстановительный ремонт транспортного средства, с года выпуска которого прошло менее двух лет, должен осуществляться станцией технического обслуживания, являющейся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированными на территории Российской Федерации и осуществляющими сервисное обслуживание таких транспортных средств от своего имени и за свой счет в соответствии с договором, заключенным с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств определенных марок).
Автосервис, указанный в направлении на ремонт, должен соответствовать следующим требованиям:
- Срок проведения ремонта не более 30 дней.
- Расстояние до автосервиса должно составлять не более 50 км. При этом потерпевший может выбрать, от какой точки рассчитывается это расстояние (от места жительства потерпевшего или от места ДТП). Данный пункт не учитывается, если страховщик организует или оплачивает транспортировку до сервиса, находящегося на большем расстоянии.
- Сохранение гарантии на автомобили, возраст которых не превышает 2 года. Такие автомобили должны ремонтироваться только у официальных дилеров марки.
Рассмотрим особенности перечисленных пунктов.
1. Водитель может самостоятельно выбрать, от какой точки отсчитываются 50 км. Это можно использовать в собственных интересах.
Например, если водитель хочет вместо ремонта получить денежную выплату, то следует выбрать из двух вариантов тот, который находится на расстоянии более 50 км от автосервисов, с которыми заключены договоры у страховой компании.
2. Обратите внимание, у официальных дилеров должны ремонтироваться только автомобили, возраст которых не превышает 2 года. Однако на многие модели автомобилей гарантия составляет 3 года или 5 лет. Если ДТП произойдет больше, чем через 2 года, то автомобиль может быть направлен на ремонт на любой сервис и в этом случае он будет снят с гарантии.
Еще один важный момент. 2 года отсчитываются начиная с года выпуска автомобиля.
Например, автомобиль выпущен 1 марта 2017 года и куплен 1 апреля 2017 года. Год выпуска автомобиля — 2017. До конца 2019 года этот автомобиль должен ремонтироваться по ОСАГО у официальных дилеров. Т.е. в данном случае гарантия может быть сохранена 2 года и 9 месяцев.
Другой пример. Автомобиль выпущен 30 декабря 2016 года, а куплен 1 апреля 2017 года. Заводская гарантия на него действует 2 года (до 1 апреля 2019 года). Однако поскольку он выпущен в 2016 году, то ремонт у официальных дилеров по ОСАГО будет проходить только до конца 2018 года. Таким образом гарантия сохраняется только 1 год и 9 месяцев.
Если среди автосервисов, с которыми у страховой компании заключены договоры, находится вариант, соответствующий всем перечисленным выше условиям, то направление выдается именно на этот сервис:
Если у страховщика заключен договор на организацию восстановительного ремонта со станцией технического обслуживания, которая соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик направляет его транспортное средство на эту станцию для проведения восстановительного ремонта такого транспортного средства.
При этом условия проверяются для каждого водителя, обратившегося в страховую. Т.е. для кого-то все требования соблюдаются (водитель живет близко от сервиса, машина не на гарантии), а для кого-то — нет (живет далеко от города или машину нужно ремонтировать только у официального дилера).
Направление на ремонт по ОСАГО – сроки, что делать дальше?
Пункт 153 статьи 12:
153. При наличии согласия страховщика в письменной форме потерпевший вправе самостоятельно организовать проведение восстановительного ремонта своего поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика на момент подачи потерпевшим заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков отсутствует договор на организацию восстановительного ремонта. В этом случае потерпевший в заявлении о страховом возмещении или прямом возмещении убытков указывает полное наименование выбранной станции технического обслуживания, ее адрес, место нахождения и платежные реквизиты, а страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт и оплачивает проведенный восстановительный ремонт.
Если автовладелец не хочет ремонтировать автомобиль на сервисных станциях, предложенных страховой компанией, то он может договориться о ремонте автомобиля в любом другом автосервисе. Однако для этого нужно получить письменное согласие страховой компании.
В этом случае страховая компания также оплачивает ремонт транспортного средства без учета износа запасных частей, т.е. в полном объеме. Обратите внимание, при ремонте на стороннем сервисе, решение о выдаче направления на ремонт принимается дольше и об этом речь пойдет ниже.
Пункт 21 статьи 12:
21. В течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, а в случае, предусмотренном пунктом 153 настоящей статьи, 30 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или после осмотра и (или) независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства выдать потерпевшему направление на ремонт транспортного средства с указанием станции технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства, и срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении.
Если потерпевший согласен на восстановительный ремонт на станции, с которой у страховщика заключен договор, то направление на ремонт должно быть выдано в течение 20 календарных дней.
Если же водитель хочет отремонтировать автомобиль на стороннем сервисе, то срок выдачи уведомления увеличивается до 30 календарных дней.
При несоблюдении указанных сроков страховая компания выплачивает потерпевшему штраф за каждый день просрочки.
- Все вклады
- Накопительные счета
- Вклады онлайн
- Дебетовые карты
- Страхование вкладов
- Полезные статьи
- Кредиты наличными
- Кредитные карты
- Ипотека
- Автокредиты
- Микрозаймы
- Полезные статьи
Максимальный срок ремонта – тридцать рабочих дней, отсчет которых начинается с момента передачи поврежденного транспортного средства на СТОА или представителю страховщика при необходимости транспортировки авто к месту ремонта.
Датой завершения ремонта считается день подписания акта приема-передачи транспортного средства. Документ составляют в трех экземплярах: для клиента, для страховщика, для СТОА. Без подписи клиента акт приема-передачи не действует.
Особенности ремонта авто по ОСАГО в 2019 году, правила и сроки
Предельная удаленность СТОА от места дорожно-транспортного происшествия или места прописки автовладельца не может превышать пятидесяти километров. При этом маршрут рассчитывается по дорогам общего пользования.
Исключение составляют случаи, когда страховая компания организовала и оплатила доставку автомобиля к месту ремонта.
В последнем случае предельная удаленность исчисляется до места передачи поврежденной машины представителю страховой компании
Машины не старше двух лет можно направлять исключительно на СТОА официального дилера, подразумевается, что такая станция должна иметь действующий договор с производителем или импортером конкретного автомобильного бренда. Страховая компания обязана выдать направление на СТОА дилера именной той марки, к которой относится поврежденное авто.
При наличии претензий к качеству ремонта автовладелец обязан указать написать об этом в акте приема-передачи машины. Нельзя не глядя подписывать данный документы, полагаясь на порядочность сотрудников СТОА и страховой компании. В идеале при наличии дефектов вообще лучше оставить автомобиль в сервисе до момента устранения спорных моментов.
Если же такой возможности нет, то следующим шагом должна стать письменная претензия.
После получения документа страховая компания обязана в течение пяти дней, исключая нерабочие праздничные дни, организовать осмотр автомобиля. По желанию страховщика осмотр может проходить с участием сотрудников СТОА, на которой восстанавливали машину.
В процессе осмотра представитель страховой компании делает вывод о наличии или отсутствии недостатков ремонта, а также о технической возможности устранения недостатков, если они есть. При этом непременно составляется акт осмотра, где указывается, возможно или нет устранить выявленные недочеты путем ремонта.
Один из экземпляров акта вручается автовладельцу. Если в акте указано, что выявленные недостатки можно устранить путем ремонта, то собственнику авто вручают и направление на СТОА. По соглашению страховщика и потерпевшего может быть определен иной способ устранения недостатков ремонта, например, денежная выплата.
Если же в акте осмотра указано, что выявленные недостатки невозможно устранить путем повторного ремонта, то возмещение осуществляется путем выдачи страховой выплаты в кассе страховой компании или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет.
Достаточно часто при выдаче направления на СТОА для устранения недостатков предшествовавшего ремонта возникает вопрос о сроке проведения повторного ремонта. В Федеральном законе «Об ОСАГО» и Правилах ОСАГО нет отдельной нормы для повторного ремонта, потому применяются положения пункта 6.1 Правил ОСАГО.
Повторный ремонт транспортного средства должны осуществить в течение тридцати рабочих дней с момента передачи авто сотрудникам СТОА или менеджерам страховой компании.
Датой окончания ремонта, опять же, считает день подписания акта приема-передачи транспортного средства.