Есть ли трудовые у священников в Беларуси

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Есть ли трудовые у священников в Беларуси». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

— Вы всегда ходите в рясе?

— Вне церкви — в обычной одежде. Но между службами, когда нахожусь в храме, ношу подрясник. Либо подрясник и рясу. Это еще одна накидка сверху, со стороны похожая на кимоно. Но сейчас жарко, поэтому я без рясы.

— Бывают подрясники с начесом?

— Бывают зимние рясы. Они тепленькие. Но у меня нет. Наверняка стоит дорого, поэтому я все-таки предпочту ей хорошую куртку аляску, которая более универсальна.

Стоимость всей нашей одежды зависит от качества. К примеру, у меня два подрясника. Один покупал в Украине — он обошелся в какие-то копейки, долларов 20. Но такой подрясник синтетический и не очень удобный. Второй пошил себе сразу же после того, как стал священником, долларов за 100. Еще видел шелковые подрясники. Они очень дорогие. Но у меня таких нет.

Есть облачения, в которых мы служим. Цвет выбирается в зависимости от праздника. Красный — пасхальный, черный и фиолетовый — постные, грустные, голубой используется на богородичные праздники, белый — на венчание, крещение.

«Вообще, красивый крест — это как медаль, как награда. Показывает твои статус, заслуги и выслугу лет»

Есть еще стихари — это облачение дьяконов. Дьякон — первая ступенька священства. Сначала дьякон, потом священник, потом епископ. Но епископами у нас бывают только монахи, так что это не моя история. Я женат.

Получают ли священники зарплату из бюджета?

— Крест дорогой?

— Мой священнический крест стоит 1300 российских рублей — 40 белорусских.

— Есть какая-то церковная мода по размеру креста?

— За заслуги священники могут награждаться правом ношения какого-то креста. Есть простые священнические кресты — стандартные, их вручают сразу после рукоположения. Они все примерно одинаковые и почти не отличаются друг от друга.

— Как в храме происходит распределение пожертвований?

— У храма есть два основных источника дохода. Спонсоры — они могут быть или не быть. Пожертвования прихожан — они тоже могут быть, а может их и не быть. Как минимум из поступивших денег надо уплатить налоги. В Беларуси церковь платит их, как и все религиозные некоммерческие организации. За эти деньги храм нужно ремонтировать, отапливать и поддерживать в надлежащем состоянии. За эти деньги нужно содержать семинарию, заниматься миссионерской работой. С этих денег нужно в том числе платить зарплату священнику.

— Есть какой-то «общак» в головном офисе церкви, который собирает все пожертвования?

— По всем храмам не знаю. Но есть налог, его платит каждый храм. Конкретных цифр не скажу, потому что в моем случае распределением пожертвований в храме занимается настоятель.

— Как реагировать на священников, которые носят Gucci и катаются на Mercedes?

— Я тоже не знаю, как на это все реагировать. Проблема конкретно моего служения — в чувстве испанского стыда, который я регулярно испытываю. То есть вроде бы я не при делах, вроде бы сам на «мерсе» не езжу, но да, мне стыдно за некоторые поступки некоторых моих братьев.

Белорусский священник: государство нам зарплату не платит…

— Священник имеет право жениться?

— Молодой человек до того, как стать священником, должен определиться: идти ему в монахи или жениться. Монах не имеет права жениться. Со своей женой я познакомился еще в школе. Потом мы несколько раз расставались и общались, когда я был семинаристом.

— Что такое подкат семинариста?

— Не думаю, что он чем-то отличается от любого другого подката. Все то же самое. Такая же милая и немного приторно-противная романтика.

— Молодой священник испытывает страсть к девушке, с которой хочет завести отношения. Это греховно?

— Это физиология. Просто да, я пытаюсь держать себя в руках, пытаюсь чаще включать голову, разум и совесть, чем какие-то другие органы. Наверное, так должны делать все молодые люди, которые настроены на серьезные отношения и хотят вступить в брак.

— Священник может быть неверующим?

— Наверное, да. Технически. Потому что у нас нет линейки, которая замеряет степень веры каждого человека. Я читал дневники и истории постреволюционных священников, которые писали, что давно уже не верят, но люди они в возрасте и потому просто делают привычные для себя вещи.

— Почему у православия такой слабый маркетинг?

— Меня тоже интересует этот вопрос. Я не знаю. Понимаю, речь о более проработанном имидже и большей привлекательности.

— Кришнаиты танцуют, протестанты поют госпелы — веселье…

— Понимаю. Вопрос: почему у нас в храме столько бабушек? Зайди к тем же католикам — там намного больше молодежи. Зайди к протестантам — там бабушек не будет вообще. Смысл в том, что у нас ведется очень хорошая работа с бабушками как с целевой аудиторией. Тон нашей церковной проповеди очень соответствует запросам именно этой группы людей.

То есть то, как мы говорим, близко женщинам, которые прожили жизнь. С одной стороны, они смотрят в свое прошлое. У людей есть потребность в покаянии. Не в том смысле, что «прости, Господи». Просто люди старшего возраста хотят исправить ошибки прошлого.

С другой стороны, они смотрят в будущее. Но понимают, что там их ждет медленное увядание и затухание. Они чувствуют дыхание смерти. И вот получается, что наша традиция и тон проповеди подходят таким людям. Оттого бабушкам и заходит православие.

Но наша проповедь по форме чужда и непонятна условному программисту, который только-только окончил универ. Он не мыслит нашими материями, у него другие формулы в голове. К нему нужен другой подход. В своем блоге я и занимаюсь тем, что пытаюсь подобрать подход к своему поколению и к самому себе.

  • Акции и Скидки
  • Продам
  • Куплю
  • Животные и зоотовары
  • Недвижимость
  • Гаражи
  • Дачи
  • Услуги
  • Парикмахерские и салоны красоты
  • Разное
  • Репетиторство, обучение
  • Требуется
  • Ищу работу
  • СТО, Шиномонтаж
  • Находки и потери
  • Фитнес и здоровье
  • Дари добро!

— Вы всегда ходите в рясе?

— Вне церкви — в обычной одежде. Но между службами, когда нахожусь в храме, ношу подрясник. Либо подрясник и рясу. Это еще одна накидка сверху, со стороны похожая на кимоно. Но сейчас жарко, поэтому я без рясы.

— Бывают подрясники с начесом?

— Бывают зимние рясы. Они тепленькие. Но у меня нет. Наверняка стоит дорого, поэтому я все-таки предпочту ей хорошую куртку аляску, которая более универсальна.

Стоимость всей нашей одежды зависит от качества. К примеру, у меня два подрясника. Один покупал в Украине — он обошелся в какие-то копейки, долларов 20. Но такой подрясник синтетический и не очень удобный. Второй пошил себе сразу же после того, как стал священником, долларов за 100. Еще видел шелковые подрясники. Они очень дорогие. Но у меня таких нет.

Есть облачения, в которых мы служим. Цвет выбирается в зависимости от праздника. Красный — пасхальный, черный и фиолетовый — постные, грустные, голубой используется на богородичные праздники, белый — на венчание, крещение.

«Вообще, красивый крест — это как медаль, как награда. Показывает твои статус, заслуги и выслугу лет»

Есть еще стихари — это облачение дьяконов. Дьякон — первая ступенька священства. Сначала дьякон, потом священник, потом епископ. Но епископами у нас бывают только монахи, так что это не моя история. Я женат.

— То есть у вас возможен карьеризм. Это нормально с точки зрения религии?

— Формально карьерного роста конкретно для меня нет. Я описал три ступеньки священничества. Выше священника уже не вырасту, потому что я не монах и не могу стать епископом. Но есть мелкие внутренние различия. Например, просто священник — это иерей. А уважаемый, заслуженный священник — это протоиерей. Он как бы первый среди равных. Формально такой же, как и все, но приставка «прото-» подчеркивает его заслуги перед церковью.

Бывают настоятели храмов, бывают не настоятели. Есть священники с внутренними церковными должностями, например те, кто отвечает за социальную или миссионерскую работу. Наверное, эти должности как-то можно привязать к карьерному росту. Но больше геморрой и всякие бумажки.

То есть в теории карьеризма быть не может, но практика — дело немного иное. Да, мы несовершенны. Да, есть священники, которые хотят себе храм покомфортнее, хотят храм в центре города. И если не быть там настоятелем, то хотя бы просто служить. В некоторых случаях это оправданно, если у человека большая семья, например, или он городской по натуре и в деревне чувствует себя некомфортно.

Но допускаю, что есть священники-карьеристы, которые утверждаются, собирая должности.

«Священное» рабочее место: кому и как платят зарплату в церкви

— Крест дорогой?

— Мой священнический крест стоит 1300 российских рублей — 40 белорусских.

— Есть какая-то церковная мода по размеру креста?

— За заслуги священники могут награждаться правом ношения какого-то креста. Есть простые священнические кресты — стандартные, их вручают сразу после рукоположения. Они все примерно одинаковые и почти не отличаются друг от друга.

Второй крест такой же, но желтого цвета, он называется золотым. Но золота там столько же, сколько в моем серебра. И «золотые» кресты быстро выцветают, становясь грязно-серыми.

Следующая стадия — крест с украшением. Насколько я в курсе, в большинстве случаев там бутафорские камешки. Но наверняка существуют кресты и с настоящими камнями.

«Часто больно читать новости о жизни священников, понимая, что там много правды»

Вообще, красивый крест — это как медаль, как награда. Показывает твои статус, заслуги и выслугу лет. Однако можно иметь очень навороченный крест, но быть вторым священником в маленьком храме. Если человек служит 20 лет, ему предоставят право ношения такого креста. Пользоваться этим правом или нет — личное решение священника.

— Сколько может зарабатывать священник в Беларуси?

— Верхней границы я не знаю. Но есть правило: священник получает примерно среднюю зарплату местности, в которой служит. Даже если ты очень-очень сильно захочешь, вряд ли получишь больше среднего работника своей местности, если дело происходит в самом далеком колхозе страны. В Минске — да, ты будешь иметь минскую зарплату.

— С вашей зарплаты получается отложить?

— Сейчас — совсем нет. У меня ремонт. В прошлом месяце я получил примерно $450. Но я не монетизировал блог. С него я вывожу от $150 до $250. Раз на раз не приходится.

— Куда священники едут в отпуск?

— Все по-разному. Есть благочестивые, которые копят целый год и ездят на Афон помолиться. Есть любители отправиться на море, чтобы лежать на шезлонгах и смотреть на воду. Есть путешественники. Все по возможностям. Многие вообще не могут позволить себе никуда выбраться, разве что в деревню к бабушке или на дачу к родителям.

— Как в храме происходит распределение пожертвований?

— У храма есть два основных источника дохода. Спонсоры — они могут быть или не быть. Пожертвования прихожан — они тоже могут быть, а может их и не быть. Как минимум из поступивших денег надо уплатить налоги. В Беларуси церковь платит их, как и все религиозные некоммерческие организации. За эти деньги храм нужно ремонтировать, отапливать и поддерживать в надлежащем состоянии. За эти деньги нужно содержать семинарию, заниматься миссионерской работой. С этих денег нужно в том числе платить зарплату священнику.

— Есть какой-то «общак» в головном офисе церкви, который собирает все пожертвования?

— По всем храмам не знаю. Но есть налог, его платит каждый храм. Конкретных цифр не скажу, потому что в моем случае распределением пожертвований в храме занимается настоятель.

— Как реагировать на священников, которые носят Gucci и катаются на Mercedes?

— Я тоже не знаю, как на это все реагировать. Проблема конкретно моего служения — в чувстве испанского стыда, который я регулярно испытываю. То есть вроде бы я не при делах, вроде бы сам на «мерсе» не езжу, но да, мне стыдно за некоторые поступки некоторых моих братьев.

Часто больно читать новости о жизни священников, понимая, что там много правды. Подобные истории действуют антимиссионерски. Но все, что я могу делать, — это быть на своем месте и хорошо делать свою работу.

— Допустим, но как реагировать, когда говорят, что поповский «мерс» — это пожертвование? Звучит ведь неубедительно.

— Прекрасно понимаю. Но думаю, что если мы рандомно проедемся по Беларуси, посещая каждый храм в каждом населенном пункте по пути следования, и будем смотреть на машины священников, то найдем достаточно малый процент автомобилей представительского класса. Все-таки чаще люди говорят о вещах из ряда вон выходящих. О том, что ненормально. То есть если ты говоришь со мной о Mercedes, значит, ты сам признаешь, что это не норма. Я же, признавая проблему, хочу обратить твое внимание, что в массе мы не ездим на крутых автомобилях.

Я бы различал христианство и христиан. Мы люди, мы несовершенны. К сожалению, часто вещи, которые мы проповедуем, в жизни реализуются очень плохо.

— Если священник нарушает ПДД, это в первую очередь грех или пренебрежение законодательством страны?

— В Уголовном и Административном кодексах страны есть понятия, которые совпадают с формулировками греха. Но есть и несовпадения.

Вообще, грехом мы считаем оскорбление образа Бога в себе или в своем ближнем. Нарушение ПДД — да, это плевок в те правила, которые написаны кровью, поэтому я считаю это грехом.

— Как часто грешат священники?

— Священники — тоже люди. Мы все пациенты, которые лечатся от греха. У кого-то лечение протекает более успешно, у кого-то менее. А кто-то вообще демонстративно забивает на предписания врачей и смывает таблетки в унитаз. Все случаи уникальны, но мне хотелось бы верить, что среди моих сослужителей общая картина более-менее красивая.

— Священник, который согрешил, сам себе их отпускает?

— Нет такого, чтобы я садился перед зеркалом и говорил сам с собой по душам. Священники периодически собираются на общую исповедь, где духовник епархии, один из самых опытных из присутствующих, исповедует других священников. Но вообще, это очень интимный момент. Покаяние не сводится к формальному «Я согрешил». Настоящее покаяние — это реальное изменение образа жизни.

— Как определяется цена ритуалов?

— В каждом храме по-своему. Так сложилось, что в храме, где служу я (это Михановичи), нет никаких цен и никаких такс. Если тебе нужно крестить ребенка, ты просто проходишь собеседование (это обязательно).

И когда человек задаст вопрос «Сколько?», я отвечу, что оплата — исключительно его желание. В других храмах может быть такса. Но опять же она может формироваться от потребностей.

— Не боишься ударить кого-то из прихожан, размахивая кадилом?

— Это опыт. Такого страха уже нет. Понятно, когда ты впервые получаешь кадило в руки, рука не набита. Но через два-три, не знаю, четыре раза становится ясно, что кадить просто. Нужно соблюдать баланс — это технический момент.

— Углями для кальяна можно растапливать кадило?

— Я не эксперт, но думаю, что можно. Правда, кадильные угли для кальяна не совсем подходят. Кадильный уголь дает больше дыма, что для кальяна нехорошо.

— У тебя уголь падал из кадила?

— Да, прожег себе ковер в храме. До сих пор эта дырка напоминает, какой я был неопытный. У меня в семинарии не было предмета «Что делать священнику, если во время службы что-то пошло не так». Но когда у меня упал уголь, я сделал вид, что все нормально. Мы все быстро убрали. Храм я не сжег.

— Какое вино можно использовать для причастия?

— Только кагор — красное сладкое вино. Централизованного поставщика у церкви нет. Знаю о случаях, когда используется не кагор, но это не в традиции.

— Хлеб, который дают прихожанам, какой-то специальный?

— Это называется просфора. Не продукт какого-то хлебозавода, а церковный крафт, скажем так. Это вопрос не догматики, а скорее традиции. Он печется по особой технологии, но момент не сильно принципиальный.

— От брезгливых вопрос. Вы же кормите людей с одной ложки?

— Да. После службы священник, который покормил всех присутствовавших людей с этой ложки, должен потребить все остатки. Мы верим, что в каждом атоме причастия находится сам Бог. То есть ты не выльешь остатки. Самое благочестивое потребление — это в себя.

«У иконы, которую мостят на приборную панель в машине, тоже нет функции вас оберегать»

Знаешь, есть любители устраивать погони за самыми большими святынями и посещать их. Но это бредовая идея. Потому что самая большая святыня — это причастие, сам Бог, который присутствует на каждой службе в чаше с причастием. И если говорить о брезгливости — да, это момент нашей веры. Мы верим, что во время совершения таинства ничего болезнетворного передаваться не может.

— А если ты налил полную чашу кагора, а прихожан было мало?

— Может ли священник напиться? Слушай, ну ты же видишь, сколько людей пришло на службу, и можешь примерно понять, сколько из них будет причащаться. Я лично всегда использую чуть-чуть кагора.

— На сколько причастий в итоге хватает бутылки кагора?

— В моем маленьком храме — надолго. Бутылка — на месяц.

— Не боишься, что ребенок упадет, когда ты держишь его во время крещения?

— У меня свой маленький ребенок, я опытный папа, детей держать умею. Но когда приносят совсем крох, снова боюсь, потому что забыл, каково это — держать на руках грудничков.

Теоретически я мог бы крестить и своего ребенка. Но я этого не делал, просто чтобы не смешивать для себя священство и отцовство. Это как врач, который не лечит своих домашних.

«Икона на заставке телефона — это моветон»

— Зачем ходить в храм, если говорят, что Бог у человека внутри?

— Все, что я могу делать как человек, реально осуществить дома. Не выходя из квартиры, я действительно способен совершать добрые дела. Не знаю, у меня есть банковская карточка и интернет — могу пожертвовать кучу денег на лечение ребенка. Я могу дома молиться. В принципе, качество молитвы не зависит от вашей локации.

— Священник имеет право жениться?

— Молодой человек до того, как стать священником, должен определиться: идти ему в монахи или жениться. Монах не имеет права жениться. Со своей женой я познакомился еще в школе. Потом мы несколько раз расставались и общались, когда я был семинаристом.

— Что такое подкат семинариста?

— Не думаю, что он чем-то отличается от любого другого подката. Все то же самое. Такая же милая и немного приторно-противная романтика.

— Молодой священник испытывает страсть к девушке, с которой хочет завести отношения. Это греховно?

— Это физиология. Просто да, я пытаюсь держать себя в руках, пытаюсь чаще включать голову, разум и совесть, чем какие-то другие органы. Наверное, так должны делать все молодые люди, которые настроены на серьезные отношения и хотят вступить в брак.

— Хорошо, первый секс, который происходит в таких отношениях, угоден церкви?

— Церковь считает, что секс — это круто. Церковь за секс. Посмотрите хотя бы тексты нашего таинства венчания. Другой вопрос, что такое секс в нашем понимании. Мы считаем грехом любой секс вне брака. С другой стороны, в брачную жизнь, в спальню к супругам мы не лезем. У нас нет православной «Камасутры», мы не вешаем графики на стенах и не раздаем советов.

«Зайди к тем же католикам — там намного больше молодежи. Зайди к протестантам — там бабушек не будет вообще»

Если ты считаешь себя обезьянкой, то в мире обезьянок вообще не важно, кто, где, как и с кем спит. Но если ты не обезьянка, возникает вопрос: кто такой человек? В христианской системе определение человека, кроме прочего, затрагивает такие важные аспекты, как мое естественное желание размножения. В нашем понимании секс должен быть в браке как наивысшая точка супружеской любви.

Поэтому мы не считаем, что секс должен быть только для зачатия и рождения детей. Нет, это естественная часть супружеской жизни.

— Как церковь относится к татуировкам с куполами и крестами?

— Например, есть копты, коптские христиане, которые живут среди арабов. Для них важно вытатуировать на себе крестик — либо на запястье, либо на лбу. С одной стороны, это какой-то вызов арабскому миру, что вот мы христиане, с другой — это просьба в случае чего похоронить по-христиански. Это религиозная татуировка, к которой у меня нет вопросов. Это оправданная традиция.

В других случаях церковь относится к татуировкам сложно. Потому что мы видим в теле человека храм Святого Духа. И не каждое изображение, даже если внешне оно благочестиво, может хорошо смотреться на нем. Поэтому мы не то чтобы запрещаем, но относимся к тату с осторожностью.

— Батюшка с татуировками — это реально?

— Реально. Я таких видел. Их не очень много. Обычно это татуировки из прошлой жизни. Их оставляют как память о бурной молодости и прочих приключениях.

— Священник может быть неверующим?

— Наверное, да. Технически. Потому что у нас нет линейки, которая замеряет степень веры каждого человека. Я читал дневники и истории постреволюционных священников, которые писали, что давно уже не верят, но люди они в возрасте и потому просто делают привычные для себя вещи.

— Почему у православия такой слабый маркетинг?

— Меня тоже интересует этот вопрос. Я не знаю. Понимаю, речь о более проработанном имидже и большей привлекательности.

— Кришнаиты танцуют, протестанты поют госпелы — веселье…

— Понимаю. Вопрос: почему у нас в храме столько бабушек? Зайди к тем же католикам — там намного больше молодежи. Зайди к протестантам — там бабушек не будет вообще. Смысл в том, что у нас ведется очень хорошая работа с бабушками как с целевой аудиторией. Тон нашей церковной проповеди очень соответствует запросам именно этой группы людей.

То есть то, как мы говорим, близко женщинам, которые прожили жизнь. С одной стороны, они смотрят в свое прошлое. У людей есть потребность в покаянии. Не в том смысле, что «прости, Господи». Просто люди старшего возраста хотят исправить ошибки прошлого.

С другой стороны, они смотрят в будущее. Но понимают, что там их ждет медленное увядание и затухание. Они чувствуют дыхание смерти. И вот получается, что наша традиция и тон проповеди подходят таким людям. Оттого бабушкам и заходит православие.

Но наша проповедь по форме чужда и непонятна условному программисту, который только-только окончил универ. Он не мыслит нашими материями, у него другие формулы в голове. К нему нужен другой подход. В своем блоге я и занимаюсь тем, что пытаюсь подобрать подход к своему поколению и к самому себе.

— Почем опиум для народа?

— Как настоящий священник, я спрыгну с темы. Но, насколько я помню, первоначальная задача опиума — не быть дурманом, а снимать боль. И религия во многом — да, снимает боль.

— Что бы ты поменял в своей профессии?

— Мне нравится гипотеза лингвистической относительности, которая предполагает, что наш язык, то, как мы говорим, определяет наше сознание. Поэтому я бы выкинул из церковного обихода все эти ритуальные византизмы — обращения вроде «Ваше Высокопреподобие, Преподобие, Преосвященство» и так далее. Знаешь, если ко мне официально обращаться, а это происходит редко, то я «Ваше Преподобие».

— Пацан 27 лет?

— Это византизм. Церковь — очень традиционное общество. Но уже настал другой мир. Самый яркий элемент из прошлого — поцелуй руки священника. Да, мы говорим о том, что священник — это образ Христа, поэтому люди целуют не руку священника, а божью десницу. Но в реальности это часто развращает священников, которые перестают видеть в окружающих людях ближних, а видят подчиненных.

Наверное, в византийской культуре такое смотрелось гармонично и естественно. В нашей — уже нет: дико и непонятно. Я бы от этого отказался, чтобы церковное общество стало человечнее. О каком равенстве может идти речь, когда я тебе целую руку каждый раз, когда с тобой здороваюсь? Это первое.

Второе. Я хотел бы перевести наши службы на адекватный язык, на котором мы общаемся. На белорусский или русский. Да, каждую субботу в Петропавловском храме проводятся службы на «мове». Периодически проводятся службы на русском языке либо с элементами русского языка. Но это не массовая практика. А мне бы хотелось, чтобы была массовая. Наши прихожане любят хвастаться, что понимают старославянский язык. Но на самом деле это не так. Славянский язык не понимает практически никто. Да, слова знакомые, но язык — это не только слова. Язык — это и синтаксис — построение предложений. Так вот, церковнославянский язык в своем синтаксисе — это калька с греческого.

А как быть с наполовину переведенными словами, которые один корень имеют славянский, а второй — греческий?

А как быть с ошибками и неточностями, которые присутствуют в церковнославянском языке?

Ну или хотя бы попробуйте, не подглядывая в словарь, точно сказать, что такое «благоутробие» — слово, которое встречается чуть ли не в каждой молитве. А это милосердие.

Третье. Я бы отказался от практики крещения всех подряд. Сейчас мы крестим практически любого младенца, которого приносят в церковь. Иногда я отказывал, но то были исключения. Мне бы хотелось вернуться к древней практике — крестить либо взрослых людей, которые пришли к этому осознанно, либо детей исключительно своих прихожан. Логика в том, что если папа — футболист, то и своего ребенка он отдаст в футбольную секцию, делясь с ним тем, что сам имеет, умеет и ценит. Нельзя воспитать ребенка в вакууме. Так и родители, которые являются христианами, будут воспитывать своего малыша христианином. Поэтому авансом по вере родителей мы должны крестить малышей.

Трудовая книжка для священника

Так сколько получают священники? Давайте посмотрим зарплаты священнослужителей в 2021 г. по странам СНГ в цифрах. Для удобства сразу переведём все суммы в российские рубли, и сравним регионы с Мск и Спб.

Москва Санкт-Петербург Регионы Украина Беларусь
Священник До 80 000 р 50 000 р До 25 000 р 32 000 р (В Киеве до 400 000 р) 24 000 р

Эти данные очень приблизительные, потому что заработок священников зависит от многих факторов. Например, в деревнях население маленькое и бедное, поэтому зарплата рядового священника может не дотягивать и до 20 000 рублей. В тоже время есть целая прослойка священников, обладающих высоким званием, харизмой и уважением прихожан, и зарплата таких батюшек в разы больше.

Якобы есть еще понятие – блатной поп, этакий бизнесмен от церкви. Ходят слухи, что такие деятели через приходы отмывают преступные деньги, даруют индульгенции и прощения грехов за деньги. А потом такие псевдо батюшки рассекают на дорогущих авто в состоянии алкогольного опьянения по улицам наших городов, бренча крестами на грудях и пугая граждан. А иногда – сбивая их в самых неожиданных метах…Но редакция Зарплатто ру, конечно же, не верит в такие слухи и домыслы))

Церковные приходы также занимаются коммерческой деятельностью. Приходом называют религиозную общину, которая объединяется при храме. Добровольные пожертвования людей тоже влияют на зарплату священника. Поэтому, чем больше приход, тем выше зарплата.

Если в храме есть богатые прихожане, то их пожертвования могут быть основной частью дохода. Также в каждом приходе может быть фиксированная сумма добровольных пожертвований на нужды храма. Поэтому не стоит удивляться, откуда у священников деньги на дорогие авто и аксессуары.

Каждый храм из своего общего дохода отдаёт 20% в общую епархию. Остальное идёт на оплату коммунальных услуг и на выплату заработной платы священнослужителям.

Самыми прибыльными для священников считаются храмы в центре крупных городов, которые стоят в гордом одиночестве. Им не приходится делить прихожан между другими церквями, плюс население здесь более богатое. Так, например, в приморском крае священник может получать до 100 000 рублей!

Зависит оплата труда и от сана. Например, рядовой священник проводит различные обряды, ведёт работу с людьми. В Москве средний уровень дохода до 80 000 рублей. Настоятель храма — это главное лицо всего прихода. Он следит за выполнением обязанностей священниками, а также за их воспитанием. Он также выполняет различную административную работу. Здесь уровень дохода может исчисляться шестизначными суммами. Кстати, в храмах часто именно настоятель устанавливает зарплату для священников по результатам собеседования.

Епископ — это священник высшей степени священства. Уровень дохода на этой должности точно неизвестен, но тоже исчисляется шестизначными суммами.

  1. Конечно, в России самым обсуждаемым и известным является глава РПЦ — патриарх Кирилл. И прославился он вовсе не добрыми делами. До сих пор у людей на слуху скандал с дорогими часами за 30 000 $. Впервые они попали в объектив камеры в далёком 2009 г, но на фотографии не было видно лица самого Кирилла.

Чуть позже они вновь попали в объектив во время официальной пресс-конференции. Один старательный сотрудник попытался затереть часы в фотошопе, но забыл удалить их в отражении. В 2018 г. было возбуждено уголовное дело против жителя Барнаула за экстремизм, когда он выложил на странице Вконтакте мем на эту тему, однако уже в 2019 все обвинения были сняты. Официальный и предполагаемый доход патриарха Кирилла мы описали в специальной статье.

  1. Уильям Оккам считается одним из самых великих логиков всех времён, при этом он был монахом. Он сформулировал принцип, который до сих пор популярен в научных кругах — «Бритва Оккама», который уверяет, что не нужно плодить сущности без необходимости. То есть, если есть два объяснения одного и того же явления, то правильным будет самое простое.
  2. Александр Агейкин был настоятелем Богоявленского собора в Москве. Сейчас он занимает должность председателя общественного совета при Патриархе Кирилле. Его ежемесячный доход составляет несколько сотен тысяч рублей.

Священником может быть только мужчина. РПЦ уверяют, что никакой дискриминации нет, просто с библейских времён эту должность занимали только представители сильной половины человечества. Они считают, что у каждого пола своё призвание, и девушка должна заниматься воспитанием детей. Интересно, куда только феминистки смотрят.

Каких-то особых требований нет. Главное, чтобы мужчина был крещённым и православным. Помимо этого, принимают учиться в учебные заведения только холостых парней, или состоящих в первом браке.

Людям, которые в принципе не переносят религию или не умеют общаться с людьми, не стоит идти работать, несмотря на зарплату священника. Но если вы решитесь, готовьтесь к публичности. Хотя в 2017 г патриарх Кирилл обратился к священникам, чтобы они не становились медийными личностями. Но, скорее всего, это происходит не по их воле.

Одним из главным плюсов является её высокая востребованность. Священнослужители были, есть и будут ещё не одну сотню лет. Неважно, как далеко продвинулся технический прогресс, какими знаниями стали владеть люди — они всегда нуждается в вере. Нередко священник выступает в роли психолога, решая бытовые проблемы прихожан.

В какой стране заработок священника наиболее адекватен по вашему мнению?

Свой вариант, напишу в комментариях

Ограничение в возрасте можно причислить к недостаткам. Например, В Москве и Санкт-Петербурге берут учиться на священника только до 35 лет. В регионах с этим попроще. Там могут взять в храм на работу священником даже без специального образования, при условии, что человек хорошо осведомлён о церковной жизни.

Устраиваясь работать священником, нужно готовиться к полной самоотдаче. Не всегда получится отдохнуть даже в свой выходной. Нужно быть всегда на связи, вдруг кому-то понадобится срочно освятить жилище или провести другой обряд. Зарплата в самом начале карьеры будет очень низкой.

Ну и, конечно же, учитывайте нынешний беспредел, который происходит в РПЦ. Одно неугодное для них слово, и можете прощаться с должностью.

В разы больше, чем у чиновников: раскрыта ежемесячная зарплата священников

В обычном понимании должностного оклада священнослужителей нет. Священники и члены их семей живут на процент от спонсорских отчислений, пожертвований прихожан, оказывая услуги, на которые в церкви установлены расценки. В разных странах суммы доходов разнятся.

В зарубежных странах представители клира (это касается православных, католических и протестантских священников) зарабатывают в среднем (в рублях):

  • Беларусь — 24 тыс.;
  • Украина — 32 тыс.;
  • Греция — 40 тыс.;
  • Франция 56 тыс. и бесплатное жилье;
  • Италия, Испания — 65 тыс.;
  • Бельгия — 240 тыс.;
  • США — около 230 тыс.

В богатых странах с сильными религиозными традициями зарплаты священнослужителей выше.

Все священнослужители имеют трудовые книжки, зарегистрированные в Пенсионном фонде, и медицинские страховки. Отчисления в Пенсионный фонд совершаются настоятелем и имеют стандартный размер, определенный Трудовым законодательством. Священникам полагается отпуск продолжительностью 28 дней. Они могут выйти на заслуженный отдых в 65 лет, но понятия «пенсия» для них не существует. Батюшки работают до глубокой старости и могут отказаться от работы лишь по состоянию здоровья.

Юлия Гребенщикова тепло вспоминает отца Петра. Даже после его отъезда они поддерживали связь. А когда в Калинковичи приезжали высокие чины БПЦ, Юлия Мироновна всегда помогала организовывать встречу гостей. Однако в конце 90-х связь с Петром Повным на некоторое время была утеряна. «Я его долго искала: куда девался Петр Повный?» — вспоминает она.

Оказалось, что отец Петр принял постриг, приняв имя Феодосий. Этому предшествовала трагическая история.

В ночь на 7 августа 1994 года двое преступников забрались в гомельский дом Повных через открытую форточку. Рассчитывали, что священник хранит дома деньги. Бандиты брызнули хозяевам в глаза газом из баллончика и начали избивать, требуя признаться, где спрятаны доллары. Ничего не узнав, наконец ушли, прихватив с собой семь икон.

Хозяев они завернули в ковры и связали. Отцу Петру удалось выжить, а 63-летняя матушка Мария погибла.

Экспертиза показала, что она умерла от удушья… Женщину похоронили на монастырском кладбище в Жировичах, на родине. Там остался и Петр—Феодосий.

Теперь он архимандрит, духовник Свято-Успенского Жировицкого монастыря. Возраст берет свое, и много времени уходит на лечение.

Федор был старшим сыном в семье. Два его брата также пошли по церковной линии.

Младший, протодиакон Павел, служит у брата в храме Всех Святых и помогает Федору. В позапрошлом году ему вручили орден Кирилла Туровского — одну из высших наград Белорусской православной церкви.

Средний, Геннадий, занялся научно-преподавательской деятельностью. Еще в советское время он стал кандидатом богословия. Одна из его наиболее цитируемых статей — о вреде создания автокефальных церквей. «Это может быть использовано в политических целях», — предостерегал он в 1990-е. В настоящее время Геннадий — доцент Минской духовной академии.

Получают ли священники (православные, католики и др.) зарплату?

В середине 1987 года Филарет и Хорошевич отправили молодого священника подальше от белорусской радиации. Служить он стал в Храме-памятнике русской славы в Лейпциге. Молодая жена Елена чувствовала здесь себя как дома — в той самой церкви семь лет служил ее отец. Вскоре в семье родилась дочь, ее тоже назвали Еленой. «Деток из-за Чернобыля больше не было», — лаконично отметил Федор в интервью.

Правда, строительство началось не сразу, продвигалось медленно. То не было денег, пока не помогло государство, то настоятеля занимали другие заботы.

Тем более, что он продолжал служить в Германии. Из Лейпцига он окончательно вернулся лишь в самом конце 1994 года.

Тогда как раз получило огласку громкое дело о деятельности компании «Диакония», созданной при Белорусском экзархате.

Освобожденный от налогов и сборов бизнес оказался чрезвычайно успешным.

Через «Диаконию» в Беларусь шли бесконечные партии товаров. Одним из основных направлений деятельности компании был импорт дорогого алкоголя.

Еще одним успешным бизнес-проектом Федора Повного, возглавившего отдел внешних связей БПЦ, стало строительство Дома милосердия. Созданием социального центра он плотно занялся по возвращении из Германии.

А что же Всехсвятская церковь, ради строительства которой отца Федора и призвали вернуться назад? В одном из самых величественных храмов Минска до сих пор ведутся последние отделочные работы. Однако даже в незавершенном виде его ежегодно на Рождество посещает Александр Лукашенко. Примечательно, что в церкви Федора Повного он появляется чаще, чем в других храмах.

Имя Федора Повного называли в числе вероятных кандидатов на место митрополита Филарета. Причем ему бы не помешали ни статус «белого духовенства», ни жена с дочерью. По православным канонам, он мог уйти вместе с женой в монахи (стать «черным духовенством»), и совершеннолетняя дочь не принималась бы во внимание. В любом случае Москва назначила новым митрополитом Павла (Георгия Пономарева), и вопрос перспектив Федора Повного оказался отложенным на неопределенный срок.

Да только большинство священников недолюбливает Федора. Кто-то за публичность, кто-то — за полученные от власти привилегии. И у самого Повного амбиции не только религиозные, но и политические.

Он звучит так: «Можно ли и как стать священником без семинарии?» На самом деле, это возможно, но только при том условии, если глава его прихода лично произведет обряд посвящения. … Так что без специального богословского образования в семинарии все же не обойтись. Это непременное условие для получения сана.

Как люди становятся священниками?

Получить специальное образование будущий священник может в семинарии, духовной академии или университете. Обучение в этих заведениях, в отличие от светских вузов, требует полной самоотдачи, веры и желания служить Богу. Однако диплома для того, чтобы стать священником, недостаточно.

Священник из Новогрудка: Нет в жизни иного предназначения, чем наслаждаться ею

Длительность обучения в семинарии составляет 4 года, в некоторых заведениях учащегося принимают на первый курс только после освоения годичной подготовительной программы. В магистратуре учатся 2 года, после чего пишут магистерскую диссертацию.

Сколько Рпц получает от государства?

Общие денежные доходы Митрохин оценивает суммой около 100—150 млн долларов, или около 5—7 тыс. долларов в расчёте на каждый из 19 тыс. приходов (РПЦ имеет ещё около 500 монастырей). По оценкам РБК, подконтрольные РПЦ коммерческие предприятия приносят около 600 млн руб.

— Мы говорим о недопустимости участия духовенства в политической агитации, но хорошо известно, что некоторые священники БПЦ публично высказывались в поддержку Лукашенко, в том числе в период проведения предвыборной кампании. Принимались ли священноначалием меры по недопущению подобных случаев?

— Да, такие случаи имели место. Во время предвыборной кампании никаких мер предпринято не было. Во всяком случае, мне об этом неизвестно.

К сожалению, такое бывает часто: провластные выступления игнорируются, а прооппозиционные или даже просто кажущиеся кому-то таковыми могут провоцировать достаточно суровые реакции со стороны чиноначалия. Такое не так сложно было заметить и на прошлых президентских выборах в соседней с нами Польше — там мы тоже видели немало провластных выступлений.

— В Беларуси были случаи, когда священники выходили к протестующим и, например, раздавали им мороженое. Как вы считаете, является ли такая форма участия в общественном протесте допустимой для священнослужителя? И нет ли странности в том, что мороженое раздавалось во время Успенского поста?

— Дискуссионным является вопрос, можно ли раздачу помощи квалифицировать как форму солидаризации и соучастия. Думаю, что положительным может быть ответ только в тех случаях, где сам жертвователь с этим согласен. Все же Церковь может благотворить и среди преступников, и среди наркозависимых — это не значит, что она на стороне преступлений и зависимостей.

И если у нас пост, то это не значит, что мы должны заставлять поститься всех. Помощь и поддержка всегда предоставляется в формате «как есть». Постящийся мог просто отказаться от мороженого.

Но тут важно, чтобы каждый участник комментировал свои действия сам: внешне правильные поступки могут иметь ложную мотивацию, и наоборот — несуразицы могут иметь в основе самые наилучшие намерения.

— Мне известно несколько случаев, когда со стороны БПЦ оказывалась помощь пострадавшим в Минске, включая визит митрополита Павла в больницу. Есть ли у вас сведения об аналогичных случаях помощи в регионах?

— Около центров изоляции на Окрестина и Володарского (в Минске) присутствовали наши священники. Мы держали руку на пульсе, и если бы это понадобилось, то священников появилось бы больше.

По регионам у меня информации нет. Мы ее не запрашивали и сами не распространялись о своих действиях. Наша цель была просто помочь, и лишнее привлечение внимания могло сузить наши возможности.

— Выступая на митинге в Гродно 22 августа, Александр Лукашенко заявил, что его «удивляет позиция наших конфессий», подчеркнув, что «государство с безразличием на это смотреть не будет». В контексте достаточно жестких высказываний президента, поступали ли со стороны органов власти рекомендации и предложения по пересмотру формата сотрудничества БПЦ и государства?

— Мне ничего не известно о наличии таких рекомендаций и предложений.

Беседовал Сергей Мудров

  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Войны и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу

Поскольку папа никаких особенных ископаемых на Камчатке не нашел, мы уехали в Минск, где я окончил среднюю школу. Нужно сказать, что я всегда, еще с детства, интересовался вопросами бытия. Мне очень хотелось узнать, как возникла жизнь на Земле, как появились животные, птицы, человек. Папа поощрял мои искания, привозил из экспедиций всякие камушки, образцы горных пород, и мне очень нравилось их рассматривать и думать о сотворении мира. Еще мы с папой любили ходить в букинистический магазин – покупать книги для нашей семейной библиотеки.

Поэтому никто в моей семье не удивился, когда я решил поступать на биофак Белорусского государственного университета. И вот когда мы изучали там философию, я узнал, что были такие русские философы, как Владимир Соловьев, Николай Бердяев. Узнал – и страшно обрадовался, что был хоть кто-то, кроме Ленина и Маркса с Энгельсом. В 1971 году я окончил университет, а папа в эти годы защитил кандидатскую в институте геологии.

Если все пустить на волю случая – никогда ничего не сложится

Поскольку меня всегда интересовала проблема сотворения мира и возникновения жизни на Земле, я наконец добрался до богословия. Это произошло так. Став биологом, я понял, что естественный отбор – это совсем не тот механизм, который может объяснить все многообразие видов. Это многообразие не могло сложиться само собой. Если все пустить на волю случая – никогда ничего не сложится. А Чарльз Дарвин (1809–1882) постоянно говорил:

– Нет никакого направления, вектора. Все случайно – случайный отбор.

Когда ему задавали вопрос:

– А почему же нет переходных видов?

Он отвечал:

– Должны быть. Значит, не нашли. Ищите лучше.

Понятие вида тоже было спорным: что такое вид? Дарвин говорил про модификации. Он, однако, и сам понимал слабость своих утверждений, ведь воробьи – это воробьи, голуби – это голуби, лисицы – это лисицы. Но бывают небольшие модификации. Вот Дарвин и думал, что, когда эти модификации накапливаются, получаются новые виды. Да, такое может случиться, скажем, на каком-то острове, который отделился от материка. Там могут появиться модификации: например, собака динго в Австралии. Но это все равно та же самая собака!

Дарвин на голубях пытался показать: смотрите, какие голуби бывают разные! Смотрите, какие собаки бывают разные: от огромных догов до крошечных чихуахуа! Да, они разные, но это все один и тот же голубь, одна и та же собака, какие бы они ни были! Это не разные виды!

Потом Дарвин заявил: дескать, за миллион лет мог появиться новый вид. Но это его утверждение – чистой воды интеллектуальное упражнение, просто экстраполяция. Он ведь в юности изучал теологию в Кембридже с тем, чтобы стать пастором, священнослужителем, и первым делом читал Библию, где совершенно правильно описано сотворение мира: свет, растения, рыбы, птицы, млекопитающие, человек. У пророка Моисея в Книге Бытия все это описано в правильном порядке, и сделано это примерно в XIII веке до н.э. – за 32 века до Дарвина! Так что Дарвин это все первым делом в Библии выучил, а потом стал объяснять, что все сложилось само собой…

Но ведь ученые до сих пор не могут понять, как возникла жизнь, как из химических молекул возникла молекула, которая эту жизнь поддерживает. И эти ученые до сих пор барахтаются в самых разных теориях (не буду сейчас, конечно, их все пересказывать), но никто точно не знает, как зародилась жизнь. И я понимал, что наука не может этого объяснить и обратился тогда к библейской картине создания мира.

Еще у меня были такие мысли. Нам в СССР внушали, что самое главное в нашей жизни началось только после революции, а все предшествующие события являлись просто предысторией, подготовкой к этой «великой» революции. А я видел, что, наоборот, настоящие ценности существовали до революции, а после – обрубили все ветви, но остались корни, и Православная Церковь хранит эти корни. Через традиции, через святых, через предание, через веру – хранит все то ценное, что мы получили от наших предков.

Я начал работать в институте генетики и цитологии Академии наук в Минске и познакомился там с одной сотрудницей, которая, по воле Божией, меня очень хорошо направила в жизни. По разговору она поняла, как сильно я интересуюсь философско-богословскими вопросами о сотворении мира (я тогда еще даже к вере толком не пришел), и рассказала мне о своих знакомых – семье протопресвитера Виталия Борового.

Это был известный священник, он служил в Москве, а его сын со своей семьей жил в Минске, и эта сотрудница знала их семью. Еще она рассказала, что отец Виталий преподает в Ленинграде, где есть духовная семинария и академия – я о них понятия не имел: в 1970-е годы обычные люди, не связанные с миром Церкви, о таких учебных заведениях даже не слыхали.

Когда же я услышал об академии и о том, что в ней можно изучать философию и историю сотворения мира не с точки зрения Маркса, Энгельса и Дарвина, – я загорелся. Правда мне говорили: «Ты же можешь поступить на философский факультет Московского или Ленинградского университета и там заниматься любезной твоему сердцу философией». Но я видел: там занимались либо критикой философии, либо развитием марксизма-ленинизма. Я же не хотел развивать марксизм-ленинизм и понимал, что единственное место, где я смогу заниматься тем, чем мне хочется, – это духовная академия. Но путь в нее лежал через семинарию.

Я вернулся в Минск, пошел в Свято-Духов кафедральный собор – собор у нас большой. Вхожу, сам очень волнуюсь – для меня это было в первый раз. Нашел какого-то батюшку и стал просить у него написать мне рекомендацию для поступления в семинарию. Батюшка перепугался: в те времена за такую бумагу священника могли запретить в служении. Он мне говорит:

– Эту рекомендацию вам может дать только наш митрополит – идите к нему!

Тут ко мне подошел один бойкий диакон, отец Леонид – был у нас такой в соборе – и говорит шепотом:

– Следуйте за мной – вас уже заметили! – немножко разыграл меня.

Вывел на улицу и сказал:

– Садитесь на такой-то троллейбус, доедете до такой-то остановки и там пойдете на прием к митрополиту Антонию.

Я поехал. Митрополит Минский и Белорусский Антоний (Мельников; 1924–1986) меня принял, дал рекомендацию для поступления и стал моим первым духовным наставником. Владыка был высокообразованным, интеллигентным человеком. Мы стали с ним встречаться примерно раз в две недели, он также разрешил мне звонить, если у меня появятся вопросы.

Он издавал очень хороший сборник «Богословские труды» – даже сейчас, мне кажется, нет такого хорошего журнала. Там печатали Владимира Лосского «Очерк мистического богословия Восточной Церкви», «Исповедь» блаженного Августина и многие другие замечательные труды, которые в СССР еще не издавались. К сожалению, об этом журнале знал ограниченный круг людей – подобная информация тогда замалчивалась. Я, например, до того времени и не подозревал о существовании подобного журнала, хотя мне он был очень интересен.

Владыка советовал читать святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», другие духовные труды, давал мне книги из собственной превосходной библиотеки – в те времена невозможно было достать никакой святоотеческой литературы, не было даже Библии. Мне принесли от родственников старую толстую Библию – просто так ее было не найти.

Слава Богу, я поступил в семинарию. Проучился год, потом пошел к владыке Кириллу, нынешнему Святейшему Патриарху, и сказал:

– Владыко святый, после университета мне сложно учиться в семинарии, меня это тянет вниз.

Он меня понял и разрешил сразу после первого курса перейти в академию с условием, что я сдам самостоятельно все экзамены за курс семинарии. И я учился первый год в духовной академии и одновременно сдавал все экзамены за семинарский курс.

В академии я понял и осознал слова владыки Кирилла о том, что единственный нормальный путь после ее окончания – это священство. Так я окончил академию в 1981 году со степенью кандидата богословия и подал прошение о рукоположении. К тому времени мой первый духовный наставник, владыка Антоний (Мельников), стал митрополитом Ленинградским и Новгородским, и он меня рукоположил в 1983 году в Никольском морском соборе.

Месяц я служил в соборе, и тут у меня появился второй духовный наставник – архиепископ Тихвинский Мелитон (Соловьев; 1897–1986), блаженный старец-молитвенник. Я приходил в собор, и он учил меня служить, учил благоговению в алтаре, чтобы двигался я не в спешке, не в суете, а красиво, размеренно, благоговейно. Год мы с матушкой прожили в Ленинграде – меня взяли преподавать в академии общецерковную историю. Но жилья не было и не ожидалось, и мы с ней решили вернуться в Беларусь.

Что еще я могу рассказать о себе? Промысл Божий привел меня в Русскую Зарубежную Церковь, и мы с женой и дочкой Ксенией поехали в Америку.

С 1995 по 2011 год я служил в храме Святого Великомученика Пантелеимона в городе Миннеаполисе, и вот уже десять лет служу в храме Святого Праведного Иоанна Кронштадтского в Сан-Диего.

Наш приход был открыт в 1967 году, а святой праведный Иоанн Кронштадтский был прославлен Русской Зарубежной Церковью в 1964 году (Московским Патриархатом – в 1990 году), так что наш храм стал одним из первых храмов, названных в честь этого святого.

Ольга Рожнёва

Михаил Арсентьев

Все священнослужители имеют трудовые книжки, зарегистрированные в Пенсионном фонде, и медицинские страховки. Отчисления в Пенсионный фонд совершаются настоятелем и имеют стандартный размер, определенный Трудовым законодательством. Священникам полагается отпуск продолжительностью 28 дней. Они могут выйти на заслуженный отдых в 65 лет, но понятия «пенсия» для них не существует. Батюшки работают до глубокой старости и могут отказаться от работы лишь по состоянию здоровья.

Русская православная церковь (РПЦ) — разветвленная корпорация, богатая и влиятельная. Реальные ее доходы, как и статьи, по которым осуществляются расходы, широкой публике и даже заинтересованным лицам не известны.

По косвенным признакам можно сделать вывод, что они исчисляются триллионами рублей. Это следует из того, что необлагаемые налогом на прибыль доходы церкви (проведение церемоний и обрядов, пожертвования, поступления от реализации религиозной литературы) по данным двухлетней давности, находящимся в открытом доступе, составили 5,6 млрд рублей.

Церковь в Российской Федерации отделена от государства, но она получает от государства финансовую поддержку на культурные программы, проекты, связанные с реставрацией исторических памятников, функционирование больниц при епархиях и создание Благотворительных фондов.

Сумма средств, которые зарабатывает батюшка, — величина совокупная. Она состоит из фиксированного дохода, который получает священник исходя из плановых поступлений в бюджет храма за счет оплаты услуг венчания, крещения и пр.

Церковные приходы часто занимаются коммерческой деятельностью, имеют собственные производства, доходы от которой также пополняют церковную казну и влияют на размер дохода священника.

«Мне достаточно того, что имею»: сколько зарабатывает священник РПЦ

«Паки, паки… иже херувимы!» Эта профессия не про выгоду! Выбирая стезю служения церкви и людям, каждый должен решить, для чего он это делает. Нет гарантий, что соискатель будет распределен в столичный храм, в приходе которого состоят богатые спонсоры, и он будет получать хорошую зарплату, а в качестве благодарности за услуги — дорогие автомобили. Местом службы может оказаться глухая провинция, где приход будет состоять из десятка малоимущих пенсионеров.

Религиозная составляющая протеста поначалу была практически незаметна. Но буквально за две недели после выборов она стала настолько явной, что даже вызвала сильное раздражение у Александра Лукашенко. Публично оно выплеснулось на одном из последних провластных митингов:

«Меня удивляет позиция наших конфессий. Дорогие мои священнослужители, остепенитесь и займитесь своим делом. В храмы люди должны приходить молиться! Церкви, костелы — не для политики. Туда люди душой должны приходить, как это было всегда. Не идите на поводу у отщепенцев. Вам будет стыдно и позорно за то, какую вы, некоторые, позицию занимаете сейчас. И государство с безразличием на это смотреть не будет».

Неудовольствие Лукашенко, судя по этой эмоциональной тираде, вызвали разные конфессии, а ведущая ­– православная – едва ли не в первую очередь. От нее, как традиционно более чем лояльной власти, такие колебания ожидались меньше всего.

      • В Минске ОМОН запер в костеле прихожан и участников акции протеста. Фотография

      — Бывало ли подобное раньше? Чтобы ОМОН вмешивался в работу храма?

      — Такое впервые. Вроде костел открыт, но доступ к нему закрыт.

      — Представители власти в итоге объяснили свои действия? Связывался ли с костелом президент, его пресс-секретарь или МВД?

      — Нет, никто не связывался. С Красным костелом все началось в воскресенье [23 августа], когда [в храме] обрубили свет. Это один из центральных [храмов], где служба каждый час, но в час дня там отключили свет — и включили только утром следующего дня. Во вторник в шесть вечера снова отключили свет без всяких предупреждений. Сотрудники костела пытались дозвониться [в «Минскэнерго»], но им говорили, что залило транзистор. При этом во всем районе свет был, а точечно в Красном костеле — нет.

      В среду приходило МЧС. Интересовалось, как это у нас без света работают колонки. Узнавали, где у нас еще подпитка какая. Потом еще собственник здания [Минский горисполком] резко захотел иметь у себя ключи от всех помещений. Они поменяли все замки, повыкручивали ломом, повставляли свои, только один комплект [ключей] оставили. И все это продолжается.

      — Что продолжается?

      — Давление на костел. 27 августа [людей] тоже не пускали в костел. Стояло оцепление ОМОНа вокруг — дедушка шел, а омоновцы его не пускали.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *