Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда нужно бронировать граждан пребывающих в запасе». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Бронируются не все военнообязанные и не на всех предприятиях — список должностей и компаний утверждает Межведомственная комиссия по бронированию граждан (МКБ) ВС РФ и органы местной власти. Забронированные сотрудники не освобождаются от военных обязанностей, они составляют особую часть — специальный воинский учет.
Кто состоит на спецучете:
военнообязанные граждане, которые забронированы организациями, органами власти. Часто это руководители и высококлассные специалисты;
находящиеся на службе в органах МВД, пожарной службе, в УИС и органах по контролю за оборотом наркосредств.
Все остальные военнообязанные подлежат общему воинскому учету — ЧИТАЙТЕ В НАШЕМ МАТЕРИАЛЕ.
Забронированным предоставляется отсрочка от призыва в военное время и освобождение во время мобилизаций и военных сборов на все время отсрочки. Основные виды бронирования граждан в организации:
по перечням должностей и профессий;
персональный воинский учет — бронирование по постановлениям МКБ;
по отдельным постановлениям МКБ.
Перечни бронируемых должностей бывают двух видов — федерального и регионального уровней:
в название перечней первого уровня присутствуют наименования федеральных органов власти, МВК присваивает им регистрационные номера;
перечень второго уровня называется Территориальный.
Проекты Перечней должностей и профессий разрабатывают органы госвласти и организации, утверждает Межведомственная комиссия по бронированию.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе в 2021 году
Воинский учет — обязанность всех работодателей. Как правило, отделы кадров предприятия организуют работу по воинскому учету и бронированию ГПЗ. Однако бронирование ведут только те организации, которые имеют на это основания:
подписанные с правительством или органами власти разных уровней договоры о выполнении поставок для госнужд в военное время или в период мобилизации;
участие в выполнении заданий на поставку продукции ( работ, услуг) для госнужд РФ или субъектов РФ в рамках кооперации;
в полномочия организации входят задачи, установленные органами власти разных уровней;
деятельность организации в военное время обеспечивает безопасность государства, жизнедеятельность населения.
Этими критериями руководствуются Межведомственная комиссия по бронированию, федеральные органы госвласти, территориальные комиссии субъектов РФ при определении организаций для бронирования ГПЗ.
В военкоматах на местах работают территориальные комиссии по вопросам спецучета. В их обязанности входит организация бронирования граждан, пребывающих в запасе и контроль за этой деятельностью на предприятиях.
Совет
Направьте запрос — должна ли ваша организация осуществлять бронирование.
Если ваша компания входит в списки, комиссия направит вам утвержденные перечни должностей и профессий.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе
Бронирование сотрудников, пребывающих в запасе, ведется с целью обеспечить полноценную работу предприятия в период мобилизации и в военное время.
Сведения о том, обязана ли организация бронировать работников и каких именно, предоставляет по запросу территориальная комиссия по бронированию.
Удостоверения об отсрочке от призыва выдаются военкоматом и требуют специального воинского учета.
Актуально на
Воинский учет граждан ведут по месту их работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением и методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):
п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
п. 9 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее по тексту — Положение о воинском учете);
Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ;
для работодателей-организаций, расположенных на территории Республики Крым, — Методические рекомендации, утв. Постановлением территориальной комиссии Республики Крым по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе, от 13.03.2017 № 6.
Специальный — на таком учете состоят военнообязанные, кто пребывает в запасе на периоды мобилизации и военного положения, а также те, кто служат в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава.
Общий — на таком учете состоят остальные военнообязанные.
Дальше в статье речь пойдет об общем воинском учете и о том, что нужно знать работодателям.
Понятие воинского учета и бронирования в организации
Один из самых важных вопросов — как определить, кто из работников подлежит постановке на воинский учет. Работодателю нужно знать, что существует две категории:
Призывники — граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Граждане, пребывающие в запасе, — военнообязанные:
граждане мужского пола;
уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
успешно завершившие обучение в военной образовательной организации высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
не подлежавшие призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет;
не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
прошедшие альтернативную гражданскую службу;
граждане женского пола с военно-учетной специальностью (приложение к Положению о воинском учете).
освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ);
проходящие военную службу;
отбывающие наказание в виде лишения свободы;
женского пола без военно-учетной специальности;
постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
у которых есть воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и Федеральной службы безопасности РФ.
Воспользуйтесь чек-листом, чтобы убедиться, правильно ли организован воинский учет в компании:
Проверьте наличие документов воинского учета у работников. Сведения в них и в личной карточке Т-2 должны совпадать.
Для этих целей подготовьте проект приказа, которым руководитель установит обязанность для работников, подлежащих воинскому учету, приносить ответственному лицу документы для проведения сверок. Обратите внимание: желательно не забирать у работников документы воинского учета, а проводить сверки в их присутствии. Если вы все же берете на время документы — заполняйте расписки и ведите журнал учета приема таких расписок. Это рекомендуют сами военкоматы.
Запросите документы:
у призывников — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
военнообязанных — военный билет или справку взамен военного билета, временное удостоверение, выданное взамен военного билета.
Справка взамен военного билета. Выдается по заключению призывной комиссии после достижения 27 лет гражданам, которые без законных оснований уклонились от военной службы. Документ указывает на то, что такой гражданин все же находится в запасе.
Временное удостоверение. Выдается для установления личности военнообязанных, у которых нет необходимых документов для оформления и выдачи им военных билетов. А также для проверки и подтверждения подлинности предъявленных ими документов, для запроса и получения военных билетов, которые были сданы на хранение в военный комиссариат муниципального образования по прежнему месту их жительства. На удостоверении должна быть подпись военного комиссара и гербовая печать.
Обратите внимание: отказать в приеме на работу в связи с отсутствием документов воинского учета нельзя.
Работодатель обязан организовать служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (п. 39 Методических рекомендаций).
Для этих целей создаются папки. Как правило, их четыре, иногда пять. Ответственный за ведение воинского учета работник на этапе постановки организации на учет в районном военном комиссариате может уточнить названия и количество таких папок для целей отдельного делопроизводства.
Например, это могут быть:
Папка № 1 «Законодательные и нормативно-правовые акты по воинскому учету ГПЗ».
Папка №2 «Документы по военно-учетному подразделению».
Папка № 3 «Документы по ведению воинского учета».
Папка № 4 «Переписка с ВК».
Вся переписка с военными комиссариатами регистрируется отдельно и хранится в отдельной папке. В каждой папке рекомендуется хранить опись вложенных документов.
Вся ответственность за организацию воинского учёта на предприятии возлагается на руководителя. Допускается делегировать эти полномочия на других ответственных лиц. Ими могут быть другие представители высшего руководства.
Сотрудник, несущий ответственность за ведение воинского учёта, назначается приказом или распоряжением руководителя предприятия. Перечень его обязанностей должен быть изложен в трудовом договоре или в должностной инструкции. В крупных организациях допускается создание отдельной службы для ведения воинского учёта (ВУ).
Число ответственных лиц напрямую зависит от количества сотрудников, состоящих на ВУ. Согласно п. 19 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, количество военнообязанных сотрудников определяется на 31 декабря предшествующего года. Далее по нормативам п. 12 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, определяется число ответственных работников. Для большего понимания я составила для вас таблицу, где обозначила данные соотношения.
Освобождённый работник — этот тот, для кого ведение воинского учёта в соответствии с должностной инструкцией является основной обязанностью. Обращаю ваше внимание, что в крупных компаниях воинский учёт могут осуществлять два и более работников, в этом случае их объединяют в отдельное подразделение, именуемое военно-учётный стол (п. 12 Положения о воинском учёте). Такое подразделение размещается в отдельном помещении, оборудованном металлическими картотечными шкафами.
Организация воинского учёта. Полезная шпаргалка
К категории граждан, подлежащих воинскому учёту, относят только две группы лиц, это призывники и военнообязанные.
Призывниками считаются мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не быть в запасе.
К военнообязанным относятся:
Все категории военнослужащих и военных, которые были отправлены в запас;
Лица, которые получили отсрочку или освобождение от службы;
Лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
Граждане, проходившие службу на военных кафедрах в соответствующих заведениях;
Женщины с военными полномочиями.
Не относятся к военнообязанным:
иностранцы и граждане, которые постоянно проживают за пределами нашей страны;
офицеры запаса ФСБ или СВР;
женщины, не имеющие военно-учётные специальности, и освобождённые от призыва по ст. 23 закона № 53-ФЗ.
Далее приступаем к подготовке нормативной и организационно-правовой документации по воинскому учёту. Обратите внимание, что перечисленные формы являются обязательными для всех организаций. Такие рекомендации предусмотрены п. 39 Методических рекомендаций.
Подготовленные документы:
1. Приказ об организации воинского учёта граждан, в том числе бронирования граждан, которые находятся в запасе. Оформите его в момент создания предприятия. Приказ необходимо утверждать ежегодно, накануне начала календарного года. Проект приказа нужно будет согласовать с местным военным комиссариатом. В случае, если такого не имеется по месту нахождения предприятия, то с органом местного самоуправления. Приказ утверждается по форме, которая приведена в приложении № 4 Методических рекомендаций Генерального штаба.
2. План работы по ведению воинского учёта, утверждённый руководителем при создании фирмы. Его ежегодно пересматривают, затем повторно подтверждают, но не позднее даты, установленной военным комиссариатом.
Для справки: в воинском учёте многое происходит не по регламенту, а именно по неофициальным разъяснениям военкоматов. Я вам рекомендую учитывать это в работе.
Вот, например, из года в год план на согласование подавали в декабре. А в 2019 году по просьбе военкоматов этот срок был сдвинут на ноябрь.
Дату согласования плана на 2021 год рекомендую самостоятельно обговорить со своим военным комиссариатом.
3. Картотека личных карточек граждан призывников и лиц в запасе. Вести карточки нужно по унифицированным формам №Т-2. Для государственных и муниципальных служащих предусмотрена иная форма №Т-2ГС(МС).
4. Специальный журнал проверок на бланке, утверждённом Приложением № 18 Методических рекомендаций. В нём заполняют мероприятия по проведению контроля ведения воинского учёта и бронирования граждан запаса.
5. Карточка учёта организации (КУО форма № 18) сдаётся ежегодно не позднее 31 декабря текущего года. Я вам рекомендую заполнить сразу несколько карточек по форме 18. Требования в регионах разные, где-то карточку нужно будет предоставить только в районную комиссию, а где-то её потребуют ещё и в военном комиссариате.
Убедитесь, что организации присвоили регистрационный номер. Его указывают в правом верхнем углу карточки. Если в номере будет проставлен индекс Б, это означает, что на предприятии надо вести ещё и специальный воинский учёт. Информация о нём доступна только в военном комиссариате.
6. Расписки в получении документов от сотрудников предприятия, относящихся к категориям военнообязанных. Расписку нужно заполнить по унифицированному формуляру, утверждённому Приложением № 14 к Методическим рекомендациям.
Представленный список не является конечным. В разных регионах поступают требования вести и другие дополнительные документы. Отмечу, что ответственные работники проводят методическую работу и объясняют, для чего нужен воинский учёт сотрудников, и в чём его предназначение.
Согласование документации — обязательный этап перед началом ведения воинского учёта. Согласовывают, как правило, приказ, план работы и какие-то другие документы, запрошенные военным комиссариатом. Для этого необходимо обратиться в территориальное отделение военного комиссариата по месту регистрации фирмы. Бывает, что в муниципальном образовании нет военкомата, в таком случае документы нужно подать в органы местного самоуправления.
До 2020 года штраф за нарушение правил ведения воинского учёта составлял примерно 100-500 рублей. По этой причине некоторые лица пренебрегали сроками постановки или снятия с учёта.
Но сейчас опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Законом ужесточена административная ответственность за нарушения ведения воинского учёта ст. 21.1-21.7 КоАП РФ.
1. Граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду:
— имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до 50 лет;
— не имеющие воинских званий офицеров – до 45 лет.
2. ГПЗ, достигшие предельного возраста пребывания в запасе или признанные, в установленном порядке, не годными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом, либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, в отставку и снимаются с воинского учета.
Не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах граждане, освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»:
— проходящие военную или альтернативную гражданскую службу;
— отбывающие наказание в виде лишения свободы;
— граждане женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
— постоянно проживающие за пределами РФ;
— имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки и Федеральной службы безопасности России.
Воинский учет ГПЗ осуществляется по личной карточке (форма Т-2), которая заводится на каждого работника УЗ и в которой раздел 2 содержит сведения о воинском учете (приложение 14). Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел 2 личной карточки работника, являются:
— для ГПЗ – военный билет или временное удостоверение, выданное взамен военного билета;
— для граждан, подлежащих призыву на военную службу, – удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Хранение личных карточек осуществляется в сейфе УЗ, где они располагаются строго в алфавитном порядке в отдельной картотеке, распределенной на группы:
— первая – личные карточки ГПЗ из числа врачей;
— вторая – личные карточки ГПЗ из числа среднего медперсонала;
— третья – личные карточки ГПЗ из числа других специалистов УЗ.
Личные карточки лиц, исключенных с воинского учета по возрасту или состоянию здоровья, хранятся в общей картотеке.
Воинский учет подразделяется на общий и специальный. На общем воинском учете состоят граждане, которые не подлежат бронированию (имеют мобилизационные предписания, либо состоят в свободных ресурсах военкомата), а на специальном – которые в установленном порядке забронированы на период мобилизации и на военное время. Свободные ресурсы военкомата – это ГПЗ, не имеющие мобилизационных предписаний и не забронированные.
ГПЗ, состоящие на общем воинском учете, подразделяются на две группы:
1. ГПЗ, которые в соответствии с «Перечнями № 24 и 29 должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе …» (далее – Перечень должностей и профессий) не имеют права на бронирование.
2. ГПЗ, которые имеют мобилизационные предписания для призыва на период мобилизации и в военное время в ВС РФ, другие войска, воинские и специальные формирования.
Мобилизационное предписание (МП) – документ, выдаваемый военным комиссариатом гражданам, пребывающим в запасе ВС РФ, и состоящим на общем воинском учёте, которые на период мобилизации и военного времени приписаны в команды ВС РФ, других войск и специальные формирования здравоохранения (СФЗ) для выполнения задач по предназначению. Этот документ определяет порядок действий ГПЗ при объявлении мобилизации и в военное время.
МП бывают двух видов – розового и белого цветов. Они вклеиваются на последнюю страницу военного билета ГПЗ.
Военнообязанные, имеющие МП розового цвета, при объявлении мобилизации обязаны прибыть в указанные в нём время и место, выполняя требования, изложенные на оборотной стороне МП.
Военнообязанные, имеющие МП белого цвета, при объявлении мобилизации привлекаются военным комиссариатом, по согласованию с руководителем УЗ, к временным работам для обеспечения мобилизационных мероприятий на срок до 10 суток. Выполнив мобилизационные мероприятия, такие ГПЗ возвращаются к постоянному месту работы для продолжения трудовой деятельности. Эта категория ГПЗ, подпадающая под условия бронирования в соответствии с Перечнем должностей и профессий, может подлежать бронированию.
МП розового цветаимеют лицевую и оборотную стороны. Лицевая сторона состоит из 3 частей:
Должностные лица военно-учетных подразделений (специалисты по воинскому учету) УЗ :
1. При осуществлении работы по воинскому учету и бронированию ГПЗ обязаны:
— проверять у ГПЗ при приеме на работу наличие и подлинность документов воинского учета (военные билеты или временные удостоверения, выданные взамен их; удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу), подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту временного пребывания, наличие МП и жетонов с личными номерами ВС РФ (при наличии в военных билетах отметок о их вручении);
— заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета, уточняя при этом сведения о семейном положении, образовании, месте работы, должности, месте жительства или месте временного пребывания;
— разъяснять ГПЗ порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ, осуществлять контроль за их исполнением и информировать ГПЗ об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
— информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлений, неточностей и подделок, неполном количестве листов и случаях неисполнения ГПЗ обязанностей в сфере воинского учета;
— направлять граждан, подлежащих постановке на воинский учет, в военный комиссариат, осуществляющий воинский учет по месту жительства;
— направлять в 2-х недельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
— направлять в 2-х недельный срок в военные комиссариаты или органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, и принятых на работу или уволенных с нее, или зачисленных на учебу и отчисленных из образовательных учреждений;
— сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете ГПЗ в личных карточках с документами воинского учета военных комиссариатов;
— вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения учреждения, должности, места жительства, состояния здоровья ГПЗ и в 2-х недельный срок сообщать об изменениях в военный комиссариат;
— оповещать граждан о вызовах в военные комиссариаты и обеспечивать возможность своевременной их явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в период мобилизации и в военное время;
— выдавать в установленном порядке ГПЗ, забронированным за УЗ, документы об отсрочке от призыва на военную службу;
— ходатайствовать перед вышестоящими органами по подчиненности о предоставлении ГПЗ персональных отсрочек от призыва на военную службу.
2. При оформлении документов по предоставлению забронированным ГПЗ отсрочки от призыва на военную службу, необходимо соблюдать следующие требования:
— удостоверение об отсрочке от призыва по мобилизации и в военное время и извещения о зачислении ГПЗ на специальный воинский учет (форма № 4) оформляются в 10-дневный срок;
— удостоверения, извещения и личные карточки (форма Т-2) заполняются ручкой с пастой одного цвета, помарок и подчисток не допускается; изменения в указанные документы разрешается вносить не более двух раз;
— в извещении строки «домашний адрес ГПЗ» и «наименование военкомата, в котором ГПЗ состоит на воинском учете» заполняются карандашом;
— в удостоверении и извещении об отсрочке от призыва продолжительность отсрочки (в месяцах) указывается прописью в соответствующей строке, а в строке «на основании» – указываются номер Перечня должностей и профессий, его раздел и пункт, по которым произведено бронирование ГПЗ, либо дата и номер постановления МВК о предоставлении ГПЗ персональной отсрочки от призыва, а также номер извещения о предоставлении такой отсрочки (форма № 3);
— заполненные бланки извещений о зачислении ГПЗ на специальный воинский учет подписываются руководителем УЗ, а его подпись заверяется гербовой печатью УЗ;
— бланки формы № 4 и № 3 (при оформлении персональной отсрочки) заполненные на ГПЗ, доставляются в военный комиссариат по месту нахождения УЗ для оформления отсрочек от призыва и сдаются под расписку в журнале передачи (форма № 11) бланков специального воинского учета;
— обратный прием от военных комиссариатов оформленных бланков формы № 4 и № 3 на ГПЗ производится также с распиской о получении в журнале формы № 11.
3. При ведении работы по бронированию ГПЗ специалисты по воинскому учету обязаны иметь следующие сведения:
— общее количество работающих граждан;
— количество ГПЗ, забронированных за УЗ;
— количество ГПЗ, имеющих мобилизационные предписания.
Военные комиссариаты в отношении УЗ осуществляют:
— контроль за правильностью бронирования ГПЗ в УЗ;
— обеспечение бланками документов, необходимых для оформления отсрочки от призыва на военную службу и ведут контроль правильности их расходования;
— оформление отсрочки от призыва ГПЗ по мобилизации и в военное время, в соответствии с Перечнями должностей и профессий, по которым бронируются ГПЗ и в соответствии с постановлениями МВК;
4. При аннулировании у ГПЗ отсрочек от призыва в ВС РФ по мобилизации и в военное время специалисты по воинскому учету обязаны:
Как было указано выше, военный учет в фирме организуется с момента издания приказа, подписанного руководителем, об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования сотрудников, пребывающих в запасе.
Форму такого приказа вы можете скачать на нашем сайте.
В этом приказе необходимо прописать, кто именно будет осуществлять воинский учет в компании, а также кто будет замещать основного специалиста в период, когда тот будет по каким-либо причинам отсутствовать.
Воинский учет в организации — пошаговая инструкция 2021
Методические рекомендации по ведению воинского учета, а также положение № 719 и закон № 53-ФЗ требуют в 2021 году от всех организаций, где трудятся военнообязанные граждане, вести учет таких работников. Для этого фирма должна выделить специального сотрудника (или нескольких специалистов) и издать соответствующий приказ, закрепляющий его функции. Непосредственно же сам воинский учет в компании выражается в поддержании в актуальном состоянии информации обо всех военнообязанных работниках. С этой целью в фирме создаются специальные личные карточки по каждому сотруднику, информацию в которых следует периодически передавать в военкомат. Кроме того, если организация имеет стратегически важную значимость, она вправе забронировать себе некоторых сотрудников на период возможного военного конфликта; тогда такие сотрудники не будут призваны в армию, а останутся трудиться в фирме. Важно также помнить, что за нарушение правил воинского учета в организациях предусмотрены меры ответственности к работодателю.
Источники:
Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719
КоАП РФ
Макс Борисов
По закону все организации ведут воинский учёт, ИП — нет. На практике малые предприятия часто забывают об этой обязанности.
В статье разберём, как организовать учёт и чем грозит его отсутствие.
В России — всеобщая воинская обязанность: мужчины должны год отслужить в армии, а после состоять в запасе.
Военкоматы хотят знать, где живут военнообязанные, на кого они учатся и по какой специальности работают. Это нужно, чтобы планировать призыв и проводить сборы, в общем, поддерживать обороноспособность страны.
Воинский учёт в организациях помогает собирать и систематизировать информацию о призывниках и военнообязанных.
Воинский учёт может быть двух видов: специальный и общий.
Специальный учёт применяют к сотрудникам, на которых распространяется бронь. Это значит, что во время мобилизации за ними будет закреплена определенная должность. Какие профессии нужны для бронирования — решает комиссия по мобилизации.
Если ваша организация попала в список, вы получите утвержденный перечень профессий и выписку из нормативных документов. По ней будет понятно, как организовать специальный учёт.
В остальных случаях работники подлежат общему воинскому учёту. Ниже будем говорить только о нём.
На основании этих документов ведут воинский учёт и заполняют личные карточки сотрудников:
удостоверение (приписное свидетельство) — у призывников;
военный билет или временное удостоверение — у военнообязанных мужчин.
По правилам хранить документы по воинскому учёту нужно в железном шкафу.
С проверкой могут прийти из военкомата или местной администрации.
До 1 января 2021 года малый бизнес освобождён от плановых проверок, поэтому в этом году точно не придут. Теоретически возможна внеплановая проверка по жалобе, но нам о таких случаях неизвестно.
За нарушение воинского учёта предусмотрена административная ответственность. Оштрафовать могут руководителя или ответственного за воинский учёт.
Каждая организация должна становиться на учет в военкомат и вести деятельность по воинскому учету, а некоторые — еще и заниматься бронированием граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).
Само бронирование представляет собой:
определение контингента работников из категории ГПЗ, которые будут выполнять государственные задания в период мобилизации или военное время по специальному перечню должностей и специальностей;
подбор замены забронированным работникам, чтобы производственный процесс на предприятии не останавливался.
Обязанность по бронированию предусмотрена следующими документами:
Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
Федеральным законом от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
Указом Президента РФ от 14.08.1992 № 890 «Об организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете»;
Постановлением Правительства РФ от 17.03.2010 № 156 «Об утверждении Правил бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе (утверждена Постановлением Межведомственной комиссии (МВК) по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 03.02.2015);
Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях (Генеральный штаб Вооруженных сил Российской Федерации, 2020).
Чтобы сориентироваться в самом процессе бронирования, потребуется изучить еще:
Примерное Положение о Комиссии по бронированию военнообязанных субъекта РФ;
Методические указания о порядке реализации «Основных положений по бронированию военнообязанных в РФ»;
Территориальный перечень № 77-Т должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе Вооруженных сил РФ и работающие в органах исполнительной власти, органах местного самоуправления Москвы и организациях, находящихся в сфере их ведения или связанных с деятельностью этих органов;
Методические указания по внедрению, ведению и применению Территориального перечня должностей и профессий, утвержденные Постановлением МВК;
Перечень должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе, работающие в федеральном органе исполнительной власти и организациях, деятельность которых связана с деятельностью федерального органа исполнительной власти.
Если воинский учет ведут все без исключения компании, то бронирование — обязанность не каждого работодателя. Такую работу должны проводить юридические лица и ИП при наличии следующих оснований:
президентом, правительством, федеральным органом власти либо властями субъекта (региона) РФ подписан договор с компанией о выполнении заказов для государственных нужд в период мобилизации либо в военное время;
организация участвует в выполнении мобилизационных заданий по кооперации;
компания наделена определенными полномочиями на период военного времени;
деятельность организации в военное время позволяет обеспечивать оборону страны и безопасность государства, жизнедеятельность населения, работу органов власти.
Отметим, что все вопросы, которые касаются бронирования ГПЗ, необходимо решать с чиновниками федерального или регионального уровней, а также с военными комиссариатами. Здесь организовывают специальные межведомственные комиссии, которые и определяют, что должна сделать конкретная организация.
Чтобы проводить работу по бронированию, ответственному за такие задачи специалисту, обычно это кадровый работник, необходимо иметь следующие данные:
общее количество работников;
количество граждан, необходимое для выполнения плана на текущий год;
количество ГПЗ, имеющих мобилизационные предписания и подлежащих призыву по мобилизации;
количество ГПЗ, которое необходимо для укомплектования спецформирований;
количество забронированных ГПЗ, которые останутся работать в сложный период;
количество не забронированных и не имеющих мобилизационных предписаний ГПЗ, которые временно остаются для работы в организации;
количество ГПЗ, которыми можно заменить лиц, подлежащих призыву по мобилизации;
количество водителей, которые уйдут и которые останутся работать в компании.
После оформления трудовых отношений с работником, ответственным за военно-учетную работу, необходимо разработать и предоставить в военный комиссариат следующие документы :
приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
функциональные обязанности работника, ответственного за военно-учетную работу;
план работ по ведению воинского учета и бронированию граждан в организации;
экземпляр карточки учета организации.
Приказ об организации воинского учета, план работ и функциональные обязанности предоставляются в военный комиссариат для ознакомления и проставления отметки об ознакомлении, а потом возвращаются обратно в организацию на хранение.
На работника, ответственного за воинский учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе, ложатся следующие обязанности :
заполнять и вносить изменения в личные карточки по форме Т-2 (раздел 2);
уведомлять военные комиссариаты о приеме и увольнении граждан, состоящих на воинском учете;
направлять по запросам военных комиссариатов необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
направлять в военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а также списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет;
сверять сведения, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в военных билетах или удостоверениях призывников;
сверять сведения, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах военных комиссариатов;
оповещать граждан о вызовах в военные комиссариаты или органы местного самоуправления и обеспечивать их своевременную явку.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе, может осуществляться:
по перечню должностей и профессий, утвержденному Постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования;
персонально в отношении отдельных работников.
Наиболее распространенным способом бронирования в организациях граждан, пребывающих в запасе, является бронирование по перечню должностей и профессий. Организация вправе оформлять персональные отсрочки от призыва только в отношении квалифицированных работников, не подпадающих под бронирование в соответствии с Перечнем должностей и профессий, утвержденным Межведомственной комиссией по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе.
Для получения персональных отсрочек организация должна направить в районную комиссию по бронированию список граждан, которым требуются персональные отсрочки.
Организации, осуществляющие бронирование граждан, пребывающих в запасе, должны разрабатывать дополнительные документы, регламентирующие порядок выдачи работникам, состоящим на воинском учете, удостоверений об отсрочке от призыва по мобилизации и в военное время:
приказ о порядке оформления и выдачи удостоверений;
план мероприятий по вручению удостоверений;
план замены специалистов, призываемых на военную службу по мобилизации и в военное время;
список уполномоченных по вручению удостоверений забронированным гражданам, пребывающим в запасе.
Для получения удостоверений об отсрочке от призыва в военный комиссариат нужно предоставить:
военные билеты и личные карточки работников, которых нужно поставить на специальный воинский учет (забронировать);
список работников.
Оформлять гражданам, пребывающим в запасе, удостоверения об отсрочке от призыва нужно в течение 10 дней с момента окончания испытательного срока при приеме на работу или со дня приема на работу военнообязанного работника, если испытательный срок не установлен.
На этой странице вы можете не только ознакомиться с инструкцией по ведению воинского учета и бронированию граждан, но и скачать необходимый документы в формате Word или PDF.
С этим шаблоном часто используют:
Отмена поручения о выполнении дополнительной работы
Работа в отпуске по уходу за ребенком
Когда допускается привлечение работника к сверхурочной работе
Восстановление на работе по решению суда
Выплата зарплаты умершему сотруднику
Популярные документы и процедуры:
Увольнение по сокращению
Декларация по УСН
Договор дарения земельного участка
Техническое задание на разработку сайта
Ученический договор
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
При организации воинского учета необходимо также уточнить возможность бронирования персонала. Сделать это можно, направив официальный запрос в местный военкомат.
Если ответ положителен, нужно организовать работу по бронированию специалистов, пребывающих в запасе.
Для начала нужно выбрать ответственного за ведение этой части воинского учета. При небольшой численности персонала, заниматься бронями и воинским учетом может один и тот же работник. Как правило, это специалист кадрового подразделения.
Некоторые предприятия и организации могут оставить ключевых работников, в случае мобилизации или войны. Для этого в рамках воинского учета нужно организовать бронирование граждан, пребывающих в запасе.
Забронировать специалистов можно по общему перечню профессий, утвержденному Межведомственной комиссией по бронированию или по персональным ходатайствам от работодателя.
Те работники, чья бронь прошла согласование, получают специальные удостоверения. Они могут рассчитывать на отсрочку по мобилизации до 12 месяцев.
Основная система воинского учета неизменна. При ведении специального учета аналогичным образом собираются данные на сотрудника, которые заполняются по форме №4. Эту форму часто называют бланком специального учета. Эти бланки отличаются от бланков Т-2 общего учета не столько формальным внешним отображением, сколько своей структурой. Форма №4 состоит из двух частей: извещения и удостоверения.
Проверку ведения воинского учета выполняет военкомат или органы местного самоуправления. В компаниях численностью более 500 человек проверки проходят обычно раз в году. В небольших юридических лицах проверки могут производиться не чаще одного раза в три года.
Проверяющих учет, в частности, будут интересовать следующие документы:
приказ о ведении воинского учета;
план работы по ведению воинского учета;
личные карточки граждан, по которым ведется учет;
журнал проверок ведения учета;
расписка в приеме от граждан документов воинского учета;
служебное делопроизводство по вопросу ведения воинского учета.
При проведении проверки правильности учета контролирующий орган оценивает:
осуществление и организацию воинского учета в компании;
полноту и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках работников, по которым ведется учет.
В журнал вносятся результаты проверки ведения воинского учета