Разрешенная налоговая нагрузка по НДС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разрешенная налоговая нагрузка по НДС». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Понятие «Налоговая нагрузка по НДС» упоминается в письме ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки. Здесь же (в приложении 7) приводятся и формулы расчета налоговой нагрузки, аналогичные тем, которые имелись в письме № АС-4-2/12722. В сравнении с письмом № АС-4-2/12722 в письмо № ЕД-4-15/14490@ добавлены положения в части анализа данных, получаемых в связи с отчетностью по страховым взносам, с 2017 года сдаваемой в ИФНС.

Итак, в отношении НДС в письме рассматриваются 2 расчетных показателя:

  • удельный вес вычетов в налоге, исчисленном от налогооблагаемой базы. Напомним, ФНС ежеквартально выкладывает на своем сайте показатели для расчета безопасной доли вычета по регионам;

Оценить безопасную долю вычетов для вашей компании поможет статья «Какова безопасная доля вычетов по НДС в вашем регионе в 2019-2020 годах?».

  • налоговая нагрузка по НДС, представляющая собой отношение налога, начисленного к уплате по декларации, к налоговой базе.

В приложении 4 к этому документу приводятся алгоритмы расчета обоих показателей.

Показатель налоговой нагрузки по НДС, наряду с показателем удельного веса вычетов в налоге, исчисленном от налогооблагаемой базы, является одним из основных критериев для отбора кандидатов на проведение углубленной проверки их отчетных документов, учетных данных, представления дополнительных пояснений и для вызова налогоплательщика на комиссию налогового органа по легализации налоговой базы.

Критерии отнесения показателей налоговой нагрузки по НДС к понятию «низкая налоговая нагрузка» в документе не указываются. По аналогии с цифрами, приведенными для налога на прибыль, низкой налоговой нагрузкой по НДС могут считаться показатели: менее 3% для производителей продукции (товаров, работ, услуг) и менее 1% для торговых организаций.

См. также: «Расчет налоговой нагрузки в 2019-2020 году (формула)».

Налоговая нагрузка по НДС – формула расчета

В приведенном ниже алгоритме расчета налоговой нагрузки по НДС мы приводим ссылки на строки декларации применительно к действующей форме, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.

Алгоритм расчета налоговой нагрузки по НДС базируется на использовании следующих показателей из декларации по НДС.

1. БВ – налоговая база по внутреннему рынку – сумма строк 010, 020, 030, 040, 050, 060, 070 графы 3 раздела 3.

2. БЭ – налоговая база по операциям со ставкой 0% – сумма строк 020 по всем кодам операций раздела 4.

3. НУ – сумма НДС к уплате в бюджет – сумма по строке 040 раздела 1.

Налоговая нагрузка имеет две формулы расчета.

1. Относительно налоговой базы по внутреннему рынку – как отношение суммы налога, начисленного к уплате в бюджет, к налоговой базе по внутреннему рынку (в процентах).

Формула расчета в вышеприведенных условных обозначениях:

НУ / БВ × 100.

2. Относительно общей налоговой базы по операциям со ставкой 0% и по внутреннему рынку – как отношение суммы налога, начисленного к уплате в бюджет, к налоговой базе, рассчитанной как сумма налоговых баз по операциям со ставкой 0% и по внутреннему рынку (в процентах).

Формула расчета в вышеприведенных условных обозначениях:

НУ / (БЭ+БВ) × 100.

Соответственно, если показатель по строке 040 раздела 1 декларации по НДС (сумма налога к уплате в бюджет) отсутствует, то показатель налоговой нагрузки по НДС будет равен 0.

Расчет налоговой нагрузки может быть произведен как за один налоговый период, так и за отрезок времени, охватывающий несколько налоговых периодов (обычно год). В последнем случае соответствующие данные по налоговым декларациям суммируются.

Сумма НДС, начисленная к уплате в бюджет и отражаемая по строке 040 раздела 1 декларации по НДС, появляется в этой строке, если в результате арифметических операций с итоговыми суммами НДС, образовавшимися в разделах 3, 4, 5, 6 декларации, конечная сумма этих операций отражает обязательство по уплате в бюджет, а не по возмещению из него.

При этом НДС, попадающий в разделы 4, 5, 6 декларации, связан с операциями реализации по ставке 0%, и в итоговой сумме каждого раздела чаще всего представляет собой сумму налога к возмещению. Итоговая сумма раздела 3 декларации является разницей между суммой налога, начисленного от налогооблагаемых объектов, и суммой налоговых вычетов и чаще всего представляет собой сумму, подлежащую уплате в бюджет.

Соответственно, на сумму, начисленную к уплате в бюджет и отражаемую по строке 040 раздела 1 декларации по НДС, влияют следующие факторы:

1. Величина налога, начисленного от налогооблагаемых объектов, и, в свою очередь, величина налогооблагаемой базы увеличивают сумму уплачиваемого налога.

2. Объем налоговых вычетов по полученным от поставщиков товаров (работ, услуг) документам, оформленным надлежащим образом, уменьшает сумму уплачиваемого налога.

См. также материал «Какой порядок применения (принятия) налоговых вычетов по НДС: условия?».

3. Объем НДС с авансов, перечисленных поставщикам товаров (работ, услуг), при соблюдении всех условий для применения такого вычета и принятии организацией решения об использовании права на его применение, уменьшает сумму уплачиваемого налога.

См. также материал «Принятие к вычету НДС с выданных авансов».

4. Объем НДС, начисленного при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, подлежащий вычету, уменьшает сумму уплачиваемого налога.

5. Объем НДС, уплаченного таможенным органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, уменьшает сумму уплачиваемого налога.

См. также материал «Какой порядок возмещения (возврата) НДС при импорте товаров?»

6. Объем НДС, уплаченного налоговым органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории государств – членов ЕАЭС, уменьшает сумму уплачиваемого налога.

7. Объем НДС по закрытым за период авансам покупателей уменьшает сумму уплачиваемого налога.

8. Объем НДС, уплаченного налогоплательщиком за период в качестве налогового агента, уменьшает сумму уплачиваемого налога.

См. также материал «Как налоговому агенту принять к вычету НДС при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранного продавца».

9. Особенности алгоритма расчета распределения сумм налоговых вычетов между операциями, подлежащими налогообложению НДС (с учетом разбивки по разным ставкам), и операциями, не облагаемыми НДС. Распределению подлежат не только суммы вычетов по документам поставщиков, но и суммы, уплаченные таможенным и налоговым органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

При создании алгоритма такого расчета следует учитывать, что НДС с авансов (как полученных, так и уплаченных), НДС налогового агента, и НДС, начисленный при выполнении строительно-монтажных работ, в распределении не участвуют. Они должны быть приняты к вычету полностью в том периоде, когда появилось право на применение такого вычета. Это позволит обоснованно уменьшить сумму уплачиваемого в бюджет налога.

Кроме того, расчет распределения сумм НДС должен вестись с учетом остатков НДС, относящихся к реализации по ставке 0%, право на применение которой не подтверждено на начало расчетного периода. Остатки этого НДС должны быть отражены в бухгалтерском учете на отдельном субсчете счета 19. Полученный по расчету НДС, относящийся к операциям, не являющимся объектом налогообложения или освобождаемым от налогообложения НДС, должен быть включен в затраты по правилам ст. 170 НК РФ.

См. также: «Как ведется раздельный учет по НДС (принципы и методика)?».

Налоговая нагрузка по НДС 2021

Нужно сложить начисленный к уплате в бюджет НДС и сумму налога на прибыль, а затем разделить на выручку из бухгалтерской отчетности (без НДС) и умножить все на 100.

Нужно разделить исчисленный НДФЛ на общую сумму дохода, который облагается налогом. Данные взять из декларации 3-НДФЛ. Получившуюся сумму умножить на 100.

Сумму исчисленного налога делят на сумму полученных доходов, затем умножают на 100. Данные есть соответственно в декларации по УСН или в декларации по ЕСХН.

Обратите внимание: если у компании или ИП есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, налога на добычу полезных ископаемых или пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.

Получившийся коэффициент ФНС будет сравнивать с данными аналогичных налогоплательщиков и средними показателями по отрасли. Если нагрузка будет значительно ниже значений, руководителя компании или ИП могут вызвать на беседу в инспекцию.

Еще стоит анализировать налоговую нагрузку по отчислениям за работников. Нужно исчисленный НДФЛ разделить на общую сумму доходов.

ФНС в случае проверок по НДФЛ обращает внимание не только на удельный вес показателя, но и на динамику — насколько НДФЛ уменьшился по сравнению с прошлым кварталом или годом.

Еще один повод для изучения деятельности компании — выплата зарплат ниже среднего уровня по региону. Если бизнес может подтвердить снижение нагрузки по НДФЛ сокращением сотрудников или другими документами, проблем, скорее всего, не будет.

Кроме удержания 13 % НДФЛ бизнес вынужден платить за каждого работника еще и обязательные страховые взносы. Итого выплаченная на руки зарплата по факту увеличивается на 30-40 %.

Проанализируйте функции штатных работников. Если часть из них можно рассматривать как разовые услуги, выгоднее отказаться от постоянного специалиста в штате и заменить его подрядчиками, например. ИП или самозанятыми.

Налоговая нагрузка по НДС: от чего зависит и как рассчитать?

Нужно просто рассчитать вашу долю вычета по НДС и сравнить ее с показателями налоговой. Рассчитайте процент вычета по НДС от общей суммы начисленного налога.

Для расчета берите показатели вашей декларации по НДС из раздела 3:

  • Исчисленный НДС.
  • НДС к вычету.

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

где:

НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.

  1. Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

    НН по НДС = ННДС / Нбрф

  2. Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

    НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

Различные налоги имеют свои объекты налогообложения. Например, НДС взимается с добавленной стоимости, налог на прибыль — с разницы между выручкой без НДС и экономически оправданными расходами, налог на имущество — со стоимости облагаемого имущества.

Соответственно, у каждого предприятия свои объекты налогообложения и свои объемы начислений по каждому налогу.

Современное налоговое законодательство (в первую очередь это Налоговый кодексом РФ) дает определения понятиям налога и сбора.

Под налоговой нагрузкой понимается совокупность налогов и сборов как конкретного налогоплательщика, так и определенной выборки лиц, возникающая в процессе функционирования налогоплательщика.

Обратите внимание!

Налоговые начисления могут возникать и у хозяйствующего субъекта, по каким-то причинам временно или постоянно не осуществляющего предпринимательскую деятельность. В этом случае могут отсутствовать НДС, налог на прибыль, страховые взносы, но продолжает начисляться налог на имущество, транспортный налог (естественно, при наличии соответствующих объектов налогообложения).

Налоговая нагрузка — важное экономическое понятие. Оно дает возможность финансисту и экономисту предприятия оценить общую величину налогов и сборов, уплачиваемых в бюджет предприятием, выбрать оптимальную систему налогообложения, наиболее привлекательный инвестиционный проект, произвести корректное сравнение с налоговыми обязательствами других предприятий.

Важно!

Расчет показателя налоговой нагрузки в настоящее время стал также важным инструментом для оценки потенциальной проблемности ситуации на предприятии с налоговыми органами. Низкий показатель налоговой нагрузки может привлечь к компании пристальное внимание налоговиков и инициировать выездную налоговую проверку.

Исходя из определения налоговой нагрузки, формализовать этот показатель не сложно. Налоговая нагрузка рассчитывается по формуле:

N = N1 + N2 + N3 + … + Nn,

где ∑N — величина налоговых обязательств компании, возникающая в процессе ее функционирования;

N1, N2, N3, …, Nn — налоги и сборы, уплачиваемые налогоплательщиком;

Но на этом простота расчета заканчивается и начинаются споры, которые ведутся много лет. В специальной литературе можно встретить разные методики определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. Различие их проявляется в толковании такого ключевого момента, как количество и состав налогов, включаемых в расчет налоговой нагрузки.

В частности, споры ведутся в отношении таких налогов, как НДФЛ, НДС, страховые взносы. Прокомментируем эти моменты.

По мнению многих специалистов, нет никаких оснований при расчете налоговой нагрузки учитывать суммы НДФЛ. Есть следующее обоснование такого вывода. Плательщиками этого налога являются физические лица, имеющие доходы, подлежащие обложению данным налогом. По закону субъекты хозяйствования, выплачивающие физическим лицам доходы, не являются плательщиками налога, а выступают в роли некого уполномоченного лица (налогового агента), который обязан исчислить с суммы выплаченного физическому лицу дохода налог, удержать и перечислить удержанную сумму налога в бюджет.

То есть НДФЛ выплачивается не за счет средств налогоплательщика-предприятия или индивидуального предпринимателя, а за счет средств физического лица, являющегося получателем дохода. Следовательно, делается вполне обоснованный вывод, что никаких оснований относить сумму, удержанную из доходов физического лица, к налоговой нагрузке хозяйствующего субъекта нет.

Страховые взносы уплачиваются лицами, являющиеся страхователями, и представляют собой выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию. Исходя из этого не учитывать в расчете величины налоговых изъятий страховые взносы будет необоснованным.

Также необоснованно не принимать во внимание при расчетах косвенные налоги, в первую очередь НДС.

Каждое звено в цепочке поставки уплачивает свою долю НДС с генерируемой на каждом этапе цепочки добавленной стоимости.

Учитывать НДС важно и потому, что он участвует в ценообразовании продукции, работ, услуг, а показатель налоговой нагрузки как раз и важен не просто в качестве теоретического значения, а в качестве практической базы сравнения выгодности той или иной системы налогообложения.

Величина налоговой нагрузки предприятия — значимый аналитический показатель. Полученные данные используются не только в плановых расчетах и в прогнозных формах — на его основе нередко делаются выводы о выгодности проведения той или иной специфической операции, о выборе режима налогообложения при создании предприятия, смене режима налогообложения.

Налоговая нагрузка по НДС в 2021 году

Но при анализе разных проектов, которые требуют разных сумм инвестиций, имеют разные сроки реализации, некорректно сравнивать налоговую нагрузку по суммовым показателям. Необоснованно сравнивать, например, 220 тыс. руб. налогов за условный период небольшого розничного магазинчика и 3 млн руб. большого производственного предприятия. Такие разнородные базисные факторы можно сравнить только по относительным величинам.

Зачастую этот показатель называют коэффициентом налоговой нагрузки, показателем эффективности налогового планирования, так как на его значение нередко влияют и методы законной оптимизации налоговой нагрузки.

Но вне зависимости от применяемого названия относительная величина налоговой нагрузки как экономическая категория отражает соотношение общей массы налогов и сборов, уплачиваемых предприятием в фискальные органы, с показателями его деятельности.

Рассчитать коэффициент налоговой нагрузки (Кнн) можно по формуле:

Кнн = ∑N / B,

где B — база сравнения, выбранная на предприятии.

К сведению

Относительно базы сравнения идут многолетние жаркие споры. Каждый из экспертов отстаивает свои предлагаемые показатели. И каждое из предложений имеет свои достоинства и недостатки.

Различные авторы предлагают использовать: валовую прибыль, чистую прибыль, рыночную стоимость бизнеса, выручку.

В поисках методики основная идея состоит в том, чтобы сделать коэффициент налоговой нагрузки универсальным показателем, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в разных отраслях народного хозяйства.

Подчеркнем, что никакой показатель не будет являться универсальным для всех налогов и сборов: для налога на имущество базой для расчета является стоимость облагаемого имущества, страховые взносы рассчитываются по общему условию от фонда оплаты труда, а транспортный налог зависит от мощности двигателя.

На наш взгляд, с учетом многообразия практики, житейских ситуаций создание одного универсального показателя — задача утопическая.

Почему показатель должен быть именно один? Считаем, что речь идет о выборе не единственного, универсального показателя, а о выборе той наиболее информационно емкой базы, на основе которой можно будет сделать верные аналитические выводы.

Например, стоимость бизнеса интересный, но скорее теоретический, чем практический инструмент для данного расчета. Ценность такого показателя, как коэффициент налоговой нагрузки, — в сравнительной простоте и оперативности получения данных. А при таком базовом показателе, как стоимость бизнеса, ни о какой простоте и быстроте проведения расчета не может быть и речи. Стоимость бизнеса — сложный, субъективный и спорный показатель, который никаким образом не упрощает и не делает расчеты более точными.

Возможно, ранее он был интересен как разновидность точной управленческой информации, устраняющий недостатки и некорректности бухгалтерского учета, но сейчас, по нашему мнению, для подобного расчета эта база неактуальна.

Более реальным и информационно емким представляется использование в качестве базы для расчета показателей валовой прибыли, чистой прибыли и выручки. Хотя опять же, возникают разночтения в отношении некоторых подходов.

Например, при сопоставлении налоговой нагрузки с показателем выручки включать или нет в объем выручки прочие доходы? На наш взгляд, прочие доходы также должны участвовать в оценке налоговой нагрузки.

Сравнение показателя налоговой нагрузки с определенной базой позволит получить ответ на вопрос, сколько копеек уходит в бюджет с каждого рубля выручки, валовой прибыли (добавленной стоимости), чистой прибыли, что, в свою очередь, позволит ответить на вопрос об эффективности работы предприятия по генерации через показатель выручки, валовой и чистой прибыли.

Начнем с ответа на главный вопрос: зачем компании знать «среднюю по больнице», то есть по отрасли и по рынку в целом, налоговую нагрузку?

Ответ первого порядка очевиден – чтобы лучше понимать отраслевое окружение и свое место в нем. Однако есть и причина второго порядка – именно на показатель среднеотраслевой налоговой нагрузки смотрят фискальные органы, оценивая компанию как добропорядочного или недобропорядочного плательщика. Отклонение от эталонного показателя может вызвать неприятные для компании последствия.

Налоговая нагрузка — один из ключевых маркеров для ФНС при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки. В списке из 12 причин для выездной налоговой проверки низкая налоговая нагрузка в числе первых.

В период пандемии коронавируса на выездные налоговые проверки наложен мораторий. Согласно постановлению Правительства РФ от 30.05.2020 № 792, мораторий действует до 30 июня. Далее ситуацию сложно прогнозировать, возможно, мораторий будет продлен, но есть немалая вероятность, что его действие скоро закончится. А это значит, что показатель налоговой нагрузки компании будет рассмотрен ИФНС «под микроскопом». В случае его несоответствия среднеотраслевым показателям резко увеличивается вероятность личного и длительного общения с налоговым инспектором.

Легитимность понятию «налоговая нагрузка» придают следующие документы:

  • Приказ ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@ «О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
  • Приложение № 7 к письму ФНС России от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам». В этом документе приведены формулы расчета налоговой нагрузки.

Показатели налоговой нагрузки структурированы по ОКВЭД. Если вид основной деятельности компании не внесен в обнародованный ФНС перечень показателей среднеотраслевой налоговой нагрузки, тогда компании необходимо ориентироваться на общероссийский показатель налоговой нагрузки, равный 11,2 %. В противном случае компании следует задуматься о смене ОКВЭД.

Алгоритм расчета налоговой нагрузки таков: сумма налогов и сборов за календарный год, начисленных по данным отчетности предприятия или ИП, делится на годовой оборот предприятия или ИП по данным бухотчетности. Полученный показатель умножается на 100%, так как исчисление ведется в процентах (%).

Важный нюанс: для расчета берутся за год начисленные, а не уплаченные налоги. Часть уплаты может последовать в следующем году, соответственно, показатель налоговой нагрузки будет занижен, поэтому в расчет идет именно абсолютный показатель.

Данные о начисленных налогах берутся из налоговых деклараций. В расчет идут также налоги физлиц, которые организация или ИП начисляет как их налоговый агент, такие как НДФЛ. При этом страховые взносы за работников в расчет не берутся, несмотря на то, что с 2017 года они отданы в зону ответственности налоговой службы. Также не берутся в расчет и взносы во все внебюджетные фонды, потому что они не включены в перечень налогов, регламентируемых налоговым кодексом.

Рассчитаем на примере налоговую нагрузку. ООО «Ярило» производит электрическое оборудование. Налоговая нагрузка для этой отрасли на основе среднеотраслевых данных 2019 года составила 7,5%. Выручка компании за год равна 100 млн руб. Налог на прибыль – 3,8 млн руб., НДС – 2 млн руб., налог на имущество – 1,5 млн руб., транспортный налог – 0,3 млн руб. Считаем налоговую нагрузку компании: (3,8 млн руб. + 2 млн руб. + 1,5 млн руб. + 0,3 млн руб.): 100 млн руб. х 100%.. Итог: 7,6%. Налоговая нагрузка немного превышает среднеотраслевой показатель. Вывод: налогоплательщик может не волноваться, разница в 0,1% не является значительной. Тем более, что она «в плюс».

Для юридических лиц:

  • По налогу на прибыль:

Налоговая нагрузка = Налог на прибыль / (доход от реализации + внереализационный доход).

  • По НДС (вариант 1):

Налоговая нагрузка = НДС / налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).

  • По НДС (вариант 2):

Налоговая нагрузка = НДС / налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ + экспорт).

Для ИП:

  • По НДФЛ:

Налоговая нагрузка= НДФЛ по декларации / доход по декларации 3-НДФЛ.

  • По УСН:

Налоговая нагрузка = Налог по УСН / Доход по УСН.

  • По ЕСХН:

Налоговая нагрузка = Налог по ЕСХН / Доход по ЕСХН.

  • По ОСНО:

Налоговая нагрузка = НДС + Налог на прибыль/ выручка без НДС.

Как быть, если показатель налоговой нагрузки компании ниже среднеотраслевого? Тогда компанию будут проверять на дополнительные критерии риска. Если таких критериев будет несколько, то проверки не избежать. Если же по остальным критериям вопросов к компании нет, то тогда инспекция запросит пояснение причин низкого показателя налоговой нагрузки. Давать пояснения по этому вопросу не является обязательным для компании, но лучше все же пояснения дать и уложиться в назначенный срок. Если инспекция сочтет представленные причины существенными, компания сможет избежать проверки.

Объективные причины заниженной налоговой нагрузки:

  • компании осуществляла инвестиции в модернизацию/расширение деятельности,
  • компании вкладывала средства в новый вид деятельности,
  • наблюдалось снижение объемов продаж,
  • значительное повышение стоимости сырья/комплектующих,
  • повышение заработной платы сотрудникам, рост других издержек.

Указанные выше причины необходимо подтвердить документально. Не будет лишним пояснения подкрепить также и отчетами за периоды, когда налоговая нагрузка компании соответствовала среднеотраслевой.

Оценить эффективность своего режима налогообложения, сравнить налоговую нагрузку со средней по рынку поможет электронный сервис СБИС Оценка налоговых рисков. Сервис позволяет оценить риски налоговой проверки и сработать на опережение.

Также рекомендуем обратить внимание и на другие сервисы СБИС, позволяющие облегчить работу, минимизировать риск налоговой проверки и оптимизировать деятельность компании. СБИС Бухгалтерия и учет — универсальный инструмент ведения бухгалтерии. Сервис помогает не только вести бухучет, он поможет с расчетом зарплаты, ведением кадровой документации и многого другого. СБИС Электронный документооборот позволяет существенно ускорить обмен данных как внутри компании, так и с контрагентами. Система увеличивает как скорость, так и качество взаимодействия между партнерами.

Подробнее о том, как правильно рассчитать налоговую нагрузку, вам готовы рассказать наши специалисты.

А если вам требуется помощь в заполнении и подготовки отчетности – наши специалисты вам помогут! Обращайтесь в нашу компанию, и сдача вашей отчётности будет в надежных руках.

Налоговики делают расчет налоговой нагрузки по отраслям. После чего осуществляется анализ предприятий. Анализ включает в себя следующие этапы:

  • расчет налоговой нагрузки налогоплательщика по налоговым периодам в зависимости от применяемой системы налогообложения;
  • определение аналогичных налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков СВ), состоящих на учете в налоговом органе;
  • расчет их налоговой нагрузки (в случае отсутствия информации исследовать среднеотраслевые значения налоговой нагрузки);
  • определение аналогичного налогоплательщика (налогового агента, плательщика СВ) с максимальной налоговой нагрузкой;
  • анализ отклонения уровня налоговой нагрузки налогоплательщика (налогового агента, плательщика СВ) от максимального значения.

Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным статистической налоговой отчетности и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики. Базой налоговой нагрузки могут являться:

  • Выручка (с НДС или без);
  • Доходы;
  • Вновь созданная стоимость;
  • Источник уплаты налога, прибыль или затраты;
  • Планируемая прибыль или ожидаемый доход.

Налоговая нагрузка рассчитываетсяя на разных экономических уровнях:

  • для государства в целом или по его регионам;
  • по отраслям хозяйства страны или регионов;
  • по группе сходных предприятий;
  • по отдельным хозяйствующим субъектам;
  • на конкретного человека.

Чтобы понять, есть ли вероятность посещения инспекторами налоговой службы вашей организации, нужно разобраться с тем, как рассчитать налоговую нагрузку.

В совокупный расчет входят все налоги, уплачиваемые налогоплательщиком, в т.ч. и в качестве налогового агента. При совокупном расчете в расчет включаются и страховые взносы, уплачиваемые в налоговую, кроме расчетов за предыдущие периоды. Исключаются из расчета:

  • взносы на обязательное страхование от несчастных случаев, т.к. они не уплачиваются в ФНС;
  • таможенные пошлины;
  • НДС на ввозимые в РФ товары.

Формула расчета:

Совокупная налоговая нагрузка = Сумма налогов к уплате за календарный год (по данным налоговой отчетности) / Выручка за календарный год (по данным отчета о фин.результатах) х

100%

Налоговая нагрузка: что это такое и как ее контролировать

\r\n\r\n

Налогоплательщик может быть включен в план выездных проверок, если его налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли. Налоговая нагрузка рассчитывается по следующей формуле:

\r\n\r\n

сумма налогов и сборов за календарный год по данным отчетности / оборот организаций (по данным Росстата) × 100%.

\r\n\r\n

Согласно опубликованной таблице, по сравнению с предыдущим периодом расчетные значения для большинства отраслей изменились незначительно. Например, в сфере строительства налоговая нагрузка в 2018 году составляла 10,4%, а в 2019 году — 11,9%. А в сфере производства пищевых продуктов, напитков, табачных изделий этот показатель уменьшился с 21,7% до 20,9%.

\r\n\r\n

\r\n\r\n

Низкий уровень рентабельности продаж и рентабельности активов (если рентабельность отклоняется от средней более, чем на 10%) тоже может стать основанием для назначения налоговой проверки.

\r\n\r\n

В целом можно отметить, что по сравнению с 2018 годом значения рентабельности уменьшились по многим видам деятельности. В частности, средняя рентабельность продаж в сфере производства продуктов в 2018 году составляла 9,2%, а в 2019 году — 8,2%. В сфере оптовой торговли (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) средняя рентабельность продаж снизилась с 10% до 8,3%. А вот в строительстве данный показатель увеличился: в 2018 году он составлял 6,1%, а в 2019 году — 7%.

Налогоплательщик может быть включен в план выездных проверок, если его налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли. Налоговая нагрузка рассчитывается по следующей формуле:

сумма налогов и сборов за календарный год по данным отчетности / оборот организаций (по данным Росстата) × 100%.

Согласно опубликованной таблице, по сравнению с предыдущим периодом расчетные значения для большинства отраслей изменились незначительно. Например, в сфере строительства налоговая нагрузка в 2018 году составляла 10,4%, а в 2019 году — 11,9%. А в сфере производства пищевых продуктов, напитков, табачных изделий этот показатель уменьшился с 21,7% до 20,9%.

Низкий уровень рентабельности продаж и рентабельности активов (если рентабельность отклоняется от средней более, чем на 10%) тоже может стать основанием для назначения налоговой проверки.

В целом можно отметить, что по сравнению с 2018 годом значения рентабельности уменьшились по многим видам деятельности. В частности, средняя рентабельность продаж в сфере производства продуктов в 2018 году составляла 9,2%, а в 2019 году — 8,2%. В сфере оптовой торговли (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) средняя рентабельность продаж снизилась с 10% до 8,3%. А вот в строительстве данный показатель увеличился: в 2018 году он составлял 6,1%, а в 2019 году — 7%.


Одним из критериев самостоятельной оценки рисков в целях проведения выездных налоговых проверок для налогоплательщика является отклонение уровня его налоговой нагрузки от среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

ФНС представила данные о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам экономической деятельности, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков за 2020 г.

Существует Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. В этом документе налоговая не рассказывает, по каким именно критериям она отбирает компании для выездной проверки, но предлагает бизнесу самостоятельно рассчитать свою налоговую нагрузку, чтобы оценить риск.

«Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

  1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже её среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности)…»

из Приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»

То есть если ваша компания платит меньше, чем другие подобные компании по этому же региону, то у инспекции возникнут предположения, что вы занижаете свои налоги, в связи с этим она придёт с выездной.

В таком случае инспекция:

  • вызовет директора для беседы, во время которой будет выяснять, почему компания платит мало налогов. Руководитель ИФНС и/или его замы начнут искать связи с техничками и выяснять, какие схемы использует компания, как она занижает доходы и «рисует» расходы;
  • будет назначена выездная налоговая проверка. Конечно, только из-за отклонения от нормы налоговой нагрузки инспекция вряд ли станет проводить полноценную выездную проверку, но если у компании найдутся и другие моменты, на которые инспекция обратит внимание, то перспектива выездной становится очень реальной.
    Государственном или региональном;
  • В зависимости от хозяйственной отрасли;
  • По группе сходных предприятий;
  • По отдельным организациям и предприятиям;
  • На отдельного человека.

Прежде всего показатель налоговой нагрузки нужен для налоговых органов, но рассматриваемый критерий используется и в других сферах. Так, сам налогоплательщик с помощью этого показателя определяет, насколько эффективной является его деятельность и может принять решение по налоговому планированию дальнейшей деятельности предприятия. В банковской сфере во время принятия решения о выдаче займов и кредитов или при принятии решения об обслуживание организации. Ведь если налоговые выплаты меньше установленных, то бизнес считается недобросовестным и сотрудничать с такой организацией банки не будут.
Министерство финансов, благодаря показателям налоговой нагрузки различных организаций и предприятий могут изучать экономическую ситуацию в стране и планировать стратегию развития финансовой политики страны в целом и на отдельных региональных уровнях. Как уже отмечалось ранее, налоговая нагрузка один из наиболее значимых показателей для налоговой инспекции, поэтому регламентируется этот показатель документами и актами ФНС:

  1. Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333. А также приложением № 3;
  2. Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722.

Выделяют два вида налоговой нагрузки – относительную и абсолютную. Абсолютная налоговая нагрузка – это сумма, в первую очередь необходимая для самих налогоплательщиков, которая выражается определенной цифрой, связанной с обязанностями по выплате налогов. Эта сумму необходимо вычислять, чтобы планировать соотношение доходов и расходов при ведении бизнеса. Относительная налоговая нагрузка, это более расширенных подход, включающий в себя множество экономических параметров, Данный метод позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние организации и рассчитывается налоговым органом для определения рентабельности прибыльности. Базой для расчета налоговой нагрузки являются следующие показатели:

  1. Выручка организации (при исчислении цифра берется без акцизных сборов и НДС);
  2. Доход организации из отчета о финансовых результатах из строки 2110;
  3. Исключаются взносы во внебюджетные фонды, например страховые взносы;
  4. В расчет нагрузки включается НДФЛ.

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется как частное налоговых отчислений и выручки. Данный показатель будет вызывать недоверие у службы ФНС в случае, если налоговая нагрузка будет меньше, чем среднее ежегодное значение в отрасли.
НН = СнОг х 100% / СВг – НДС, где
НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, за исключением НДС и акциз.
Расчет нагрузки по налогу на прибыль
Данный показатель будет вызывать недоверие у службы ФНС в случае, если он будет ниже 1% для торговых предприятий и менее 3% для всех остальных организаций.
ННп = Нп / (Др + Двн) *100%, где:

ННп ¬ ¬– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ¬– налог на прибыль из годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – другие доходы организации.
Расчет налоговой нагрузка по НДС
Данный показатель будет вызывать недоверие у службы ФНС в случае, если за четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.
НН по НДС = ННДС / НБрф, где
НН по НДС – налоговая нагрузка по НДС;
ННДС – сумма уплаченного НДС;
НБрф – показатель налоговой базы, ориентирующейся на состояние рынка РФ.

Формула расчёта налоговой нагрузки

В первую очередь необходимо пересчитать нагрузку по каждому виду деятельности компании и проверить, включалось ли в расчет сумма НДФЛ. Если вы проверили все рассчитанные показатели правильно, и они все равно не соответствуют нормам и требованиям законодательства РФ налогоплательщику, необходимо подготовить подтверждающие документы для налоговой. Объяснить заниженную налоговую нагрузку можно следующим образом:

  1. Организация осуществляла инвестиционную деятельность;
  2. Стратегия компании была направлена на развитие производственной сети;
  3. Организация осваивала новый вид деятельности;
  4. Снижение объемов продажи;
  5. Повышение себестоимости сырья у поставщиков;
  6. Рост издержек на предприятии, например, зарплаты сотрудников.

Особенности расчета налоговой нагрузки для разных режимов налогообложения:

  1. Для индивидуальных предпринимателей налоговая нагрузка рассчитывается как отношение НДФЛ к общей сумме налогооблагаемого дохода.
  2. Организации на ОСНО. Налоговая нагрузка рассчитывается как отношение НДФЛ к величине дохода из 2 раздела декларации 3-НДФЛ.
  3. Налогоплательщика на УСН. В данном случае рассчитывается как отношение суммы перечисленных налогов к сумме полученных доходов.
  4. Предприятия на ЕСХН определяют налоговую нагрузку как отношение суммы исчисленного налога к сумме полученного дохода.
  5. За 15 лет безупречной работы нашими услугами воспользовались более 14 000 клиентов, у которых есть множество запросов на услуги, которые можете оказывать Вы. И мы готовы предоставить Вам возможность оказывать услуги по своему направлению для наших клиентов!

    Заполните форму ниже, для того, чтобы участвовать в отборе компаний для пополнения экосистемы для бизнеса от компании Бизнес-Гарант.

    Нагрузка считается в процентах отдельно по каждому году по формуле:

    Налоговая нагрузка= ((Сумма начисленных налогов за год)/(Сумма выручки за год))?100%

    Для расчета берут именно начисленные, а не уплаченные за год налоги. Это потому, что начисление может быть в одном году, а уплата перейти на следующий. Если считать по уплате, то нагрузка может оказаться меньше, чем на самом деле.

    Данные о начисленных налогах нужно взять из деклараций.

    В расчет идут также налоги, которые начислены в качестве налогового агента, например, НДФЛ. А вот страховые взносы за работников не участвуют в расчете.

    Сумму выручки организации берут из строки 2110 “Выручка” годового отчета о финансовых результатах.

    Предприниматели берут выручку (доход) из декларации 3-НДФЛ или по УСН.

    Налоговая инспекция может отдельно проверять нагрузку по налогу на прибыль. Она считается по формуле:

    Нагрузка по налогу на прибыль=((Сумма начисленного налога на прибыль)/(Сумма выручки и внереализационных доходов))? 100%

    Данные нужно взять из декларации по налогу на прибыль.

    Пройдите опрос по вероятности налоговой проверки

    Чтобы понять, нормальная у вас нагрузка или нет, нужно сравнить ее со средней по России по тому виду деятельности, который для вас основной.

    Для этого нужно в приложении выбрать наиболее подходящий вид деятельности и в колонке с нужным годом посмотреть значение. Оно и будет нормативом, с которым нужно сравнить свою нагрузку за этот год.

    Налоговая нагрузка. Что это и зачем ее считать?

    Если нагрузка низкая из-за того, что плательщик применяет схемы уклонения, например, использует фирмы-однодневки, то ФНС России рекомендует отказаться от таких схем и довести нагрузку до нормального уровня.

    В этом случае придется сдать уточненные декларации, доплатить недостающие налоги и пени. Но зато, таким способом можно избежать штрафов и, самое главное, выездной проверки.

    Если низкая нагрузка объяснима, то лучше подготовить для налоговой подробные письменные пояснения о причинах.

    Ждать ли Вам выездной проверки из налоговой? Можно понять ответив на 15 вопросов! Пройти тест можно по этой ссылке.

    Кратко и по сути

    1. Налоговая нагрузка — ключевой показатель для налоговых инспекторов.
    2. Низкая налоговая нагрузка и ее резкое падение привлекает внимание у налоговых.
    3. Если нагрузка низкая из-за использования схем, рекомендовано от них отказаться, а если объяснима, то лучше подготовить письменные причины на это.

    Низкая нагрузка или рентабельность может стать поводом для выездной проверки инспекторов. Средняя цена одной такой ревизии по России – до 17 млн рублей доначислений. Чтобы не доводить до этой крайности, не игнорируйте требования налоговиков о даче разъяснений о причинах низких коэффициентов.

    Ответный документ может быть составлен письменно в произвольном виде. Причины низкой налоговой нагрузки или рентабельности могут быть любыми, для их выявления ориентируйтесь на специфику деятельности компании: это может быть увеличение прибыли на рекламу, увеличение складских товаров, снижение сбыта, рост закупочных цен на МПЗ и т. д.

    Размер фискального обременения экономических субъектов — это не «призрачный» показатель или абстрактное плановое значение. Нет, налоговая нагрузка — это величина налогов, сборов и взносов, которая определяется для экономического субъекта в зависимости от его вида деятельности, масштабов производства и штатной численности.

    Иными словами, объем фискальных платежей в бюджет практически для каждого субъекта определен. Точнее, чиновники определили лишь пограничные значения. Отклонение от данных показателей говорит о существенных изменениях в финансово-хозяйственной жизни предпринимателя или организации, что вызывает пристальный интерес со стороны ФНС.

    Подробнее о том, какие установлены значения на 2020 год, мы рассказали в статье «Налоговая нагрузка по видам деятельности: к нам едет ФНС». Далее определим, как рассчитать налоговую нагрузку предприятия на конкретном примере.

    Налогоплательщики вправе применять иные методики расчета налоговой нагрузки для проведения самостоятельной проверки. Так, чиновники предусмотрели два способа.

    Способ № 1. Исчисление по налогу на прибыль.

    Чтобы подсчитать размер фискального обременения, потребуются данные отчетной декларации по налогу на прибыль за итоговый период (календарный год). Нужны только два показателя:

  • лист 02, строка 180;
  • лист 02, сумма строк 010 и 020.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *