Налогообложение предприятий со статусом социальный

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налогообложение предприятий со статусом социальный». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с частью 6.4 статьи 4.1, частью 3 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 31, ст. 4006; 2019, № 30, ст. 4147) и пунктом 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 24, ст. 2867; 2019, № 33, ст. 4827), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые:

Порядок признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием (приложение № 1);

Порядок формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия (приложение № 2).

2. Определить, что в целях формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих по состоянию на 1 апреля 2020 года статус социального предприятия, в рамках реализации части 3 статьи 2 Федерального закона от 26 июля 2019 года № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 30, ст. 4147) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на взаимодействие с Министерством экономического развития Российской Федерации по реализации мероприятий государственной поддержки малого или среднего предпринимательства (далее — уполномоченные органы), принимают в соответствии с Порядком признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием, утвержденным настоящим приказом (далее — Порядок), решения о признании субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием не позднее 1 апреля 2020 года на основании представленных в уполномоченные органы до 1 марта 2020 года документов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2, подпунктами 1, 4, 6 пункта 3 и пунктами 4-7 Порядка.

3. Определить, что в перечень субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия, сформированный уполномоченным органом в соответствии с Порядком по состоянию на 1 июля 2020 года, включаются субъекты малого и среднего предпринимательства, решения о признании которых социальными предприятиями приняты в соответствии с пунктом 2 настоящего приказа.

Министр М.С. Орешкин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 декабря 2019 г.

Статус социального предприятия для малого и среднего бизнеса

1. Настоящий Порядок устанавливает правила признания субъекта малого или среднего предпринимательства (далее также — заявитель) социальным предприятием.

2. Субъект малого или среднего предпринимательства в целях признания его социальным предприятием представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на взаимодействие с Министерством экономического развития Российской Федерации по реализации мероприятий государственной поддержки малого или среднего предпринимательства (далее — уполномоченный орган), следующие документы:

1) заявление о признании субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием (далее — заявление), подписанное заявителем — индивидуальным предпринимателем, руководителем заявителя — юридического лица либо иным лицом, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от имени юридического лица, или подписанное уполномоченным заявителем лицом, действующим на основании доверенности (далее — уполномоченное лицо заявителя). Рекомендуемый образец заявления приведен в приложении № 1 к настоящему Порядку;

2) документы, указанные в пунктах 3-7 настоящего Порядка, в зависимости от условия (условий), установленного частями 1 и 2 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 31, ст. 4006; 2019, № 30, ст. 4147) (далее — Федеральный закон), в соответствии с которым субъект малого или среднего предпринимательства обращается за его признанием социальным предприятием;

3) доверенность уполномоченного лица заявителя, удостоверяющая право такого лица на подписание заявления и (или) документов, указанных в пунктах 3-7 настоящего Порядка (в случае подачи документов представителем заявителя, действующим на основании доверенности).

Субъект малого или среднего предпринимательства для представления развернутых сведений о характере и особенностях осуществляемой им деятельности в сфере социального предпринимательства вправе дополнительно к документам, предусмотренным настоящим пунктом, представить также отчет о социальном воздействии. Рекомендуемый образец отчета о социальном воздействии приведен в приложении № 2 к настоящему Порядку. Непредставление заявителем указанного отчета не может являться основанием для отказа в признании субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием.

3. Субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий условиям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 24.1 Федерального закона, вместе с заявлением представляет в уполномоченный орган:

1) копию штатного расписания заявителя, действительного на дату подачи заявления;

2) копии трудовых договоров с работниками заявителя из числа категорий граждан, указанных в пункте 1 части 1 статьи 24.1 Федерального закона;

3) копии документов, подтверждающих отнесение работников заявителя к категориям граждан, указанным в пункте 1 части 1 статьи 24.1 Федерального закона, в соответствии с рекомендуемым перечнем, предусмотренным приложением № 3 к настоящему Порядку;

4) сведения о численности и заработной плате работников заявителя из числа категорий граждан, указанных в пункте 1 части 1 статьи 24.1 Федерального закона. Рекомендуемый образец представления указанных сведений приведен в приложении № 4 к настоящему Порядку;

5) копии согласий на обработку персональных данных работников заявителя из числа категорий граждан, указанных в пункте 1 части 1 статьи 24.1 Федерального закона (с указанием на то, что персональные данные предоставляются уполномоченному органу для цели признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием);

6) иные документы, установленные субъектом Российской Федерации, в случае реализации им полномочия, предусмотренного частью 2 статьи 24.1 Федерального закона (для субъектов малого или среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в соответствии с условиями, предусмотренными частью 2 статьи 24.1 Федерального закона).

4. Субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий условиям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 24.1 Федерального закона, вместе с заявлением представляет в уполномоченный орган:

1) сведения о реализации товаров (работ, услуг), производимых гражданами из числа категорий граждан, указанных в пункте 1 части 1 статьи 24.1 Федерального закона. Рекомендуемый образец представления указанных сведений приведен в приложении № 5 к настоящему Порядку;

2) справку о доле доходов, полученных заявителем от осуществления деятельности, указанной в пункте 2 части 1 статьи 24.1 Федерального закона, по итогам предыдущего календарного года в общем объеме доходов и о доле полученной заявителем чистой прибыли за предшествующий календарный год, направленной на осуществление такой деятельности в текущем календарном году, от размера указанной прибыли (в случае наличия чистой прибыли за предшествующий календарный год). Рекомендуемый образец указанной справки приведен в приложении № 6 к настоящему Порядку.

Раздел Описание
1. Цель социального предприятия
2. Социальная проблема (потребность потребителя), на решение которой направлена деятельность социального предприятия
3. Целевая аудитория, на которую направлена деятельность социального предприятия
4. Способы решения социальной проблемы, которые осуществляет социальное предприятие
5. Продукция (товары, работы, услуги), предлагаемая потребителю социального предприятия (целевой аудитории)

«____»______________20___ г.

Категория граждан Документы (представляются при наличии соответствующего основания)
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности; копия документа, подтверждающего установление у физического лица недостатков в физическом и (или) психологическом развитии (определяется работодателем)
Одинокие и (или) многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей и (или) детей-инвалидов копии свидетельств о рождении (усыновлении, удочерении) ребенка; копии документов, подтверждающих установление опеки, попечительства над ребенком-инвалидом (договора об осуществлении опеки или попечительства либо акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя); копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности (установление категории «ребенок-инвалид»); для многодетных родителей: копия удостоверения многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; для одиноких родителей: копия документа о государственной регистрации расторжения брака; копия свидетельства о смерти другого родителя; справка из органов записи актов гражданского состояния, в которой указано, что в свидетельстве о рождении запись об отце ребенка сделана со слов матери; копия решения суда о признании другого родителя безвестно отсутствующим или объявлении умершим; копия документа, подтверждающий отсутствие нового зарегистрированного брака (паспорт, в котором отсутствует отметка о регистрации нового брака); копия свидетельства о рождении ребенка, в котором в графе «Отец» стоит прочерк
Выпускники детских домов в возрасте до двадцати трех лет копия паспорта гражданина Российской Федерации; копия справки о пребывании в детском доме-интернате
Пенсионеры и (или) граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно) копия паспорта гражданина Российской Федерации; копия пенсионного удостоверения или справка территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о назначении пенсии; копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности; копия военного билета; копии документов, подтверждающих получение статуса гражданина предпенсионного возраста (в течение 5 лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно), предусмотренного законодательством Российской Федерации
Лица, освобожденные из мест лишения свободы и имеющие неснятую или непогашенную судимость копия справки об освобождении из мест лишения свободы или справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования
Беженцы и вынужденные переселенцы копия удостоверения беженца или удостоверения вынужденного переселенца
Малоимущие граждане копия справки из органа социальной защиты населения, подтверждающая признание гражданина малоимущим
Лица без определенного места жительства и занятий копия паспорта гражданина Российской Федерации; копии документов, подтверждающих пребывание в учреждениях социальной помощи
Граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании копия справки из органа социальной защиты населения, подтверждающая признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании

1. Общая информация о реализации производимых гражданами из числа категорий, указанных в пункте 1 части 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), товаров (работ, услуг).

Наименование показателя Наименование производимых товаров (работ, услуг) Количество заключенных договоров (с указанием предмета договоров) Выручка от реализации за предшествующий календарный год (объем денежных средств по договорам), рублей
Всего граждан, относящихся к категориям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 24.1 Федерального закона, в том числе:
инвалиды
лица с ограниченными возможностями здоровья
одинокие и (или) многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов
пенсионеры и граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно)
выпускники детских домов в возрасте до двадцати трех лет
лица, освобожденные из мест лишения свободы и имеющие неснятую или непогашенную судимость
беженцы и вынужденные переселенцы
малоимущие граждане
лица без определенного места жительства и занятий
граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании

2. Описание механизма обеспечения реализации товаров (работ, услуг), производимых гражданами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 24.1 Федерального закона (в произвольной форме):

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

«____»_______________ 20____ г.

Сведения о доходах от осуществления деятельности (видов деятельности), указанной в пунктах 2, 3 или 4 части 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и о расходах на осуществление такой деятельности (видов деятельности) (далее — Федеральный закон):

Наименование показателя Значение показателя:
от деятельности, указанной в пункте 2 части 1 статьи 24.1 Федерального закона от деятельности, указанной в пункте 3 части 1 статьи 24.1 Федерального закона от деятельности, указанной в пункте 4 части 1 статьи 24.1 Федерального закона
Общий объем доходов от осуществления деятельности, полученных в предыдущем календарном году, рублей
Доходы от осуществления деятельности (видов деятельности), указанной в пунктах 2, 3 или 4 части 1 статьи 24.1 Федерального закона, полученные в предыдущем календарном году, рублей
Доля доходов от осуществления деятельности (видов деятельности), указанной в пунктах 2, 3 или 4 части 1 статьи 24.1 Федерального закона, по итогам предыдущего календарного года в общем объеме доходов, процентов
Размер чистой прибыли, полученной в предшествующем календарном году, рублей
Размер прибыли, направленной на осуществление деятельности (видов деятельности), указанной в пунктах 2, 3 или 4 части 1 статьи 24.1 Федерального закона, в текущем календарном году, рублей
Доля чистой прибыли, полученной в предшествующем календарном году, направленной на осуществление деятельности (видов деятельности), указанной в пунктах 2, 3 или 4 части 1 статьи 24.1 Федерального закона, в текущем календарном году от размера указанной прибыли, рублей

«____»_____________ 20___ г.

Войти в реестр субъектов СП могут юридические лица и индивидуальные предприниматели, относящиеся к одной из четырех групп. Во-первых, это компании, которые трудоустраивают социально уязвимых граждан. Речь идет об инвалидах, многодетных родителях, недавних выпускниках детских домов, пенсионерах и других категориях, зафиксированных в федеральном перечне. Такие особые работники должны формировать не менее половины штата.

Федеральным законом 26.07.2019 № 245-ФЗ были введены поправки в статью 24.1 «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства» Федерального закона 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данная поправка впервые вводит официальные определения для «социального предпринимательства» и «социального предприятия», а также определяет основные критерии отнесения малых и средних предприятий к социальной сфере.

Согласно данной поправке, субъект малого и среднего предпринимательства будет считаться социальным предприятием, если соответствует одному или более из следующих критериев:

1) обеспечивает занятость отдельных категорий граждан (инвалиды, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, пенсионеры и предпенсионеры, выпускники детских домов, бывшие осужденные, беженцы, малоимущие и др.);

2) участвует в реализации производимых гражданами из числа указанных категорий товаров (работ, услуг);

3) осуществляет деятельность, направленную на производство товаров (работ, услуг), ориентированных на указанные категории граждан;

4) субъект малого или среднего предпринимательства осуществляет деятельность определенного вида, направленную на достижение общественно полезных целей и способствующую решению социальных проблем общества.

В нашем регионе успешно занимаются социальным бизнесом детские бассейны, спортивные школы, образовательные центры, компании по организации отдыха и оздоровления детей. Кроме того, предприятия, оказывающие социальные услуги — уход за больными и пожилыми людьми на дому, обеспечение средствами реабилитации, обучение сиделок и родственников.

время: 10:00 — 15:00

Дата: 11 сентября 2021

участвовать

Пожертвование можно учесть в составе внереализационных расходов в налоговом учете в момент его осуществления, а затем включить в декларацию по налогу на прибыль в текущем отчетном периоде. (квартал, полугодие, девять месяцев, год). Налогооблагаемая база по налогу на прибыль уменьшится на данную сумму — это и будет вашим налоговым вычетом. Но важно следить, чтобы сумма декларируемого пожертвования не превышала 1% от общей выручки.

Эта норма Налогового кодекса не носит заявительного характера. Никаких документов прикреплять к декларации не нужно. Но ФНС может запросить их при проведении камеральной проверки налога на прибыль.

Похожие правила действовали до 2005 года, но были отменены из-за вероятности коррупционных злоупотреблений. В нынешний непростой год к ним решено было вернуться.

Социальные сборы включают в себя:

  • пенсионное страхование;
  • социальное страхование на случай болезни или материнства;
  • медицинское страхование;
  • налог на травматизм.

До 2017 года администрированием каждого вида отчислений занимались Фонды. Однако теперь всеми ими заведует ФНС. Исключение составили лишь сборы на травматизм, которые остались в ведении ФСС. Тарифы на период с 2017 по 2020 год установлены в статье 426 НК РФ. Какие размеры имеют отчисления на социальные нужды, ставка которых в сумме составляет 30 %, удобнее всего представить в таблице.

Вид взноса

ОПС, %

ВНИм (ОСС), %

ОМС, %

Если предельная величина базы не превышает лимит 1 021 000 руб. — для ОПС, 815 000 руб. — для ОСС

22

2,9

5,1

Если сумма базы превышает предельную величину для ОПС

10

5,1

Отметим, что выплаты сверх предельной базы не облагаются взносами на ВНиМ. Размер отчислений на травматизм, которые, как мы помним, необходимо перечислять в ФСС, зависит от основного вида деятельности компании. Его необходимо подтверждать ежегодного, в зависимости от этого ставка отчислений будет от 0,2 до 8,5 %.

Некоторые категории плательщиков могут рассчитывать на применение пониженных тарифов. Полный список этих категорий находится в статье 427 НК РФ, но в частности к ним относятся:

  • хозяйственные общества, занимающиеся внедрением плодов интеллектуальной деятельности;
  • организации и предприниматели, заключившие особые соглашения с органами управления особых экономических зон;
  • российские организации, работающие в сфере информационных технологий.

Для компаний и предпринимателей, отвечающих требованиям статьи 427 НК РФ, предусмотрены следующие тарифы:

  • ОПС — 20 %;
  • ОМС и ВНиМ — 0 %.

Что такое социальный бизнес и как стать социальным предпринимателем

Расчет по страховым взносам по форме КНД 1151111 подается ежеквартально в ФНС до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Порядок заполнения этого документа содержится в Приказе ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@. Непосредственно расчет сумм отчислений производится по простой формуле:

Сумма ежемесячного платежа (ОПС, ОМС, ВНиМ) = Выплаты, начисленные работнику с начала года до окончания текущего месяца × Ставка конкретного взноса.

Размер взносов в бюджет зависит от того, какой налоговый режим выбрала компания или ИП. Напомним варианты:

  • ОСНО;
  • УСН (спецрежим для малого и микробизнеса, его могут использовать компании и ИП);
  • ПСН (только для ИП);
  • ЕСХН (для ИП и ООО).

Ставки налогообложения на выбранном режиме будут одинаковыми для всех субъектов предпринимательства. Исключение — ОСНО, где ИП выплачивают налог на доходы в размере 13%, а ООО — 20%.

Вторая обязательная статья расходов предприятия — страховые взносы. Все работодатели обязаны перечислять их ежемесячно с выплат заработной платы своим сотрудникам, работающим по трудовым договорам. В 2021 году для малого бизнеса действуют такие тарифы:

  • на пенсионное страхование — 22% от размера заработной платы в пределах МРОТ или 10%, если сумма выплат больше;
  • на медицинское страхование — 5,1% от размера заработной платы в пределах МРОТ или 5%, если сумма выплат больше;
  • на социальное страхование — 2,9% от размера заработной платы в пределах МРОТ, если сумма выплат больше, то взнос не платится.

ИП и компании, которые не были внесены в реестр субъектов малого и среднего бизнеса должны платить взносы по стандартной ставке — без учета величины МРОТ. Если наемные работники оформлены по гражданско-правовым договорам, то работодатель обязан делать отчисления только на пенсионное и медицинское страхование.

ИП, работающий без наемного персонала, в любом случае обязан выплачивать страховые взносы за себя в фиксированном размере — 40 874 рубля за год, независимо от того, велась ли деятельность ИП за прошедший период и какой доход получен. У ООО здесь преимущество — если организация в прошедшем налоговом периоде не работала и не выплачивала заработную плату сотрудникам, то и делать отчисления в бюджет не нужно.

Кроме налогов, которые оплачиваются в рамках выбранной системы, предприятие в зависимости от особенностей своей деятельности может уплачивать также:

  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • акцизный сбор;
  • сбор за пользование биологическими ресурсами;
  • транспортный налог;
  • торговый сбор и другие отраслевые отчисления в бюджет.

Суммы этих взносов должны рассчитываться ФНС самостоятельно, для этого используются данные из разных государственных реестров. Предпринимателю приходит уведомление с размером налога и реквизитами для оплаты.

Налог на добавленную стоимость должны уплачивать компании и ИП, которые выставляют счета с выделением данного вида сбора. В общем случае ИП на любом из спецрежимов освобождены от уплаты НДС.

ОСНО — это базовый для ИП и ООО налоговый режим. Его главное преимущество в том, что бизнес не ограничен в каких-либо сферах деятельности, организационно-правовой форме, числе сотрудников, размере доходов и т. д. При этом общая система налогообложения предполагает большой объем отчетности и отчислений в бюджет.

Предприятию не нужно специально переходить на ОСНО — система налогообложения применяется автоматически после регистрации ИП или ООО.

Налогообложение ИП и компаний на ОСНО представлено в таблице:

ООО

ИП

Объект налогообложения

Доходы минус расходы

Налог и ставка

Налог на прибыль 20%

НДФЛ 13%

НДС

0-20%

Сферы деятельности

Нет ограничений

Есть ограничения на некоторые ОКВЭД, например, запрещено продавать некоторые подакцизные товары

Число сотрудников

Нет ограничений

Доход за год

Нет ограничений

Компании и ИП также должны оплачивать водный, транспортный, земельный и другие виды налогов, если соответствующие ресурсы используются в предпринимательской деятельности. Ставка налога утверждается в каждом регионе отдельно.

Все о том, как получить статус «социальное предприятие» в Югре

УСН — самая популярная система среди малого бизнеса. Особенно часто ее выбирают индивидуальные предприниматели, поскольку данный налоговый режим освобождает от сложного бухгалтерского учета, высокой налоговой нагрузки и многих обязательных отчетов в своей деятельности. Предприниматели и ООО на УСН обязаны соблюдать лимиты по количеству персонала, величине дохода за год и ограничены в выборе видов деятельности.

УСН объединяет два варианта налогообложения: «Доходы» и «Доходы минус расходы». За счет этого предприниматель может еще лучше оптимизировать расходы на налоги.

Налогообложение ООО и ИП на упрощенной системе налогообложения «Доходы» представлено в таблице:

ООО

ИП

Объект налогообложения

Сумма всех поступивших доходов за период

Налог и ставка

Единый налог 6% (ставка может снижаться по решению местных властей).

Единый налог 8% — на время переходного периода при превышении лимитов

НДС

Не является плательщиком (кроме отдельных случаев)

Сферы деятельности

Любые ОКВЭД, кроме видов деятельности из перечня в ст. 246.12 Налогового кодекса РФ

Число сотрудников

До 130 человек

Доход за год

До 200 млн рублей

Если выбран налоговый режим УСН «Доходы минус расходы», то налогообложение организаций и предпринимателей будет выглядеть так:

ООО

ИП

Объект налогообложения

Сумма всех поступивших доходов за налоговый период минус расходы

Налог и ставка

Единый налог 15% (тариф может снижаться по решению региональных властей).

Единый налог 20% — на время переходного периода при превышении лимитов

НДС

Не является плательщиком (кроме отдельных случаев)

Сферы деятельности

Любые ОКВЭД, кроме видов деятельности из перечня в ст. 246.12 Налогового кодекса РФ

Число сотрудников

До 130 человек

Доход за год

До 200 млн рублей

ЕСХН — это специальный налоговый режим, который разработан и может применяться только сельхозпроизводителями, а также предприятиями, оказывающими услуги бизнесу в отрасли растениеводства и животноводства. Также ЕСХН могут использовать ИП и ООО, занимающиеся разведением и выловом рыбы и морепродуктов. Такие предприятия могут перейти на единый сельскохозяйственный налог или использовать любой другой вариант налогообложения: применение ЕСХН — это право, а не обязанность.

Различия в налогообложении у ИП и организаций на ЕСХН представлены в таблице:

ООО

ИП

Объект налогообложения

Разница между доходами и расходами за налоговый период

Налог и ставка

Единый сельскохозяйственный налог 6%

НДС

10-20%, можно получить освобождение от уплаты

Не является плательщиком

Сферы деятельности

Только производители сельскохозяйственной продукции и рыбные хозяйства

Число сотрудников

До 300 человек

Размер доходов

Не менее 70% доходов — от основной сферы деятельности

В перечень расходов можно внести только те, которые есть указаны в ст. 346 НК РФ.

Если планируется открытие небольшого бизнеса, где клиентами будут физические лица и предприниматели, то однозначно стоит выбрать ИП на УСН или ПСН. В этом случае минимум рисков наделать ошибок в документации и опоздать с подачей отчетности. К тому же здесь минимальная налоговая нагрузка и достаточно большой выбор видов деятельности, подпадающих под эти налоговые режимы.

Также стоит выбирать ИП на УСН или ОСНО, если работа будет связана с розничной торговлей и оказанием услуг компаниям и населению. Если бизнес наберет большие обороты, то всегда можно будет открыть ООО, а если нет, то зарегистрированное как ИП неликвидное предприятие гораздо легче закрыть или приостановить его деятельность.

Когда предприниматель хочет сразу инвестировать большие средства в развитие бизнеса и работать с крупными организациями, то необходимо выбирать вариант ООО на ОСНО.

19 июля 2021 года

Соцзащита подключилась к работе с семьей девочки, оставленной в хостеле

6 июля 2021 года

В Москве получить статус предпенсионера можно будет онлайн с 12 июля

30 июня 2021 года

Официальное сообщение

25 июня 2021 года

Московский проект «Давай ДруЖИТЬ!» получил награду на форуме «Лучшие социальные проекты России»

24 июня 2021 года

О возгорании в КРОЦ

4 июня 2021 года

Минус в плюс: как бизнесу получить налоговый вычет за благотворительность

Совокупность налогов и сборов образует налоговую систему. В Российской Федерации действует трехуровневая налоговая система, в соответствии с которой налоги поступают в бюджеты трех уровней власти: федеральный, региональный и местный. Исходя из этого, каждый налог полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) поступает в соответствующий бюджет, за которым он закреплен.

Российское налоговое законодательство включает в себя Налоговый кодекс РФ и федеральные законы, которые вносят в него дополнения и изменения.

Налоговый кодекс устанавливает общие принципы налогообложения:

  1. виды налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации;
  2. основания и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  3. порядок расчета и уплаты федеральных налогов;
  4. права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов;
  5. формы и методы налогового контроля;
  6. ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  7. порядок обжалования актов налоговых органов.

Порядок расчета и уплаты региональных и местных налогов и сборов устанавливают законодательные акты субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты муниципальных образований.

Все налоги подразделяются на две группы: прямые и косвенные.

Прямыми налогами облагаются доходы и имущество физических и юридических лиц. К этим налогам относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, ресурсные платежи, налог на имущество организаций.

Косвенные налоги представляют собой налоги на потребляемые товары и услуги и включаются в цену товара или услуги. Формально плательщиком налога выступает продавец, однако фактически налог платит покупатель в момент реализации товаров или услуг. К числу косвенных налогов относятся налог с продаж, налог на добавленную стоимость и акцизы.

«Отсутствуют прямые налоги с населения в ряде арабских стран – Брунее, Бахрейне, Катаре, Кувейте. Хотя экономическое и политическое положение данных стран различно, однако у них есть общая черта – участие населения в управлении государством минимально. При этом ощущается прямая связь политической системы с системой налогообложения: косвенные налоги скрывают от налогоплательщика сумму, которую он платит государству, подавляют стремление к самоуправлению. Прямые налоги, наоборот, побуждают каждого налогоплательщика контролировать расходование правительством сумм, уплаченных в виде налогов».6

«Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения:

  1. объект налогообложения;
  2. налоговая база;
  3. налоговая ставка;
  4. налоговый период;
  5. порядок исчисления налога;
  6. порядок и сроки уплаты».7

Налогоплательщик – это физическое или юридическое лицо, на которое законодательно возложена обязанность уплачивать налоги. Кроме того, на работодателей возлагается функция налогового агента. Организации и индивидуальные предприниматели, выплачивающие заработную плату своим сотрудникам, обязаны вести учет исчисленных и выплаченных налогоплательщику доходов, исчислять, удерживать и перечислять налоги в налоговую инспекцию по месту своего учета. Такое же правило действует и в отношении дивидендов, которые компания выплачивает своим учредителям – физическим лицам.

Контроль над соблюдением законодательства о налогах и сборах с 2004 года возложен на Федеральную налоговую службу России. Свои функции ФНС России исполняет через систему территориальных органов.

Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.

Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.

Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.

Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.

Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.

Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.

«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации».8

Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.

Декларацию о доходах в налоговый орган предоставляют:

  1. физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, – по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;
  2. нотариусы, адвокаты и другие лица, занимающиеся частной практикой, – по суммам доходов, полученных от такой деятельности;
  3. физические лица – исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;
  4. физические лица – исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;
  5. физические лица – налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ, – исходя из сумм таких доходов;
  6. физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, – исходя из сумм таких доходов;
  7. физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других игр, – исходя из сумм таких выигрышей.

«Индивидуальные предприниматели занимают особое место среди плательщиков НДФЛ, поскольку, с одной стороны, являются самостоятельными плательщиками данного налога, а с другой – налоговыми агентами, то есть, уплачивают налог как с доходов, выплаченных другим гражданам (кроме предпринимателей), так и со своих доходов».9

Транспортный налог уплачивают физические лица, которые владеют транспортными средствами. Транспортное средство является объектом налогообложения. Налоговой базой для расчета налога на автомобили служит мощность двигателя.

Земельный налог уплачивают физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Льготы по налогам и сборам предоставляют собой возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере для отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов.

НДФЛ не облагаются государственные социальные пособия и субсидии, предоставленные на основании положений федерального, регионального или местного законодательства и за счет средств соответствующих бюджетов, например, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Также не облагаются НДФЛ пенсии и стипендии за исключением случаев, когда пенсии и стипендии выплачиваются организациями за их счет. НДФЛ не облагают алименты и доходы в денежной и натуральной формах, полученные в дар от близких родственников: родителей, детей, братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков. А доходы в виде наследства в принципе не облагаются НДФЛ, независимо от степени родства между наследником и наследодателем. Не облагаются НДФЛ процентные доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам. Полный перечень необлагаемых НДФЛ доходов включает около сотни вариантов и указан в ст. 217 главы 23 части второй Налогового кодекса РФ,

Российское законодательство предусматривает налоговые вычеты: из дохода физического лица, облагаемого налогом по ставке 13 %, вычитается определенная сумма, с которой не взимается НДФЛ. Если доход облагается по ставке 13 %, то, прежде чем рассчитывать налог, доход нужно уменьшить на сумму налоговых вычетов. В зависимости от того, что служит основанием для получения налоговых вычетов, они делятся на стандартные, профессиональные, социальные, имущественные и инвестиционные. Такие вычеты предоставляются только налоговым резидентам Российской Федерации.

Причем вернуть можно только реально уплаченный налог, а если налогоплательщик не платит НДФЛ, то получить вычет нельзя. Например, вычет не сможет получить неработающий пенсионер, безработный или предприниматель, который платит единый налог на вмененный доход либо использует упрощенную систему налогообложения, поскольку все они не платят НДФЛ.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам, которые относятся к числу основных получателей социальных льгот. Кроме того, повсеместно распространен стандартный налоговый вычет для родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних детей, а также для их супругов. За каждого ребенка из дохода физического лица вычитается определенная сумма, которая не подлежит налогообложению. Следует отметить, что по состоянию на 2017 год размеры стандартных налоговых вычетов представляли собой чисто символические суммы, от 500 до 3 тыс. рублей. Соответственно, сумма экономии на уплате налога составляет от 65 до 390 рублей. Исключение составляет вычет, который предусмотрен для родителей и усыновителей детей-инвалидов, – 12 тыс. рублей.

Для использования стандартного налогового вычета нужно подать заявление работодателю о подтверждении своего права на него. Если налогоплательщик не работает по найму, заявление нужно подать в налоговый орган вместе с декларацией о доходах.

Профессиональные налоговые вычеты предоставляются в сумме расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов от профессиональной деятельности без трудового договора с работодателем. Такими доходами Налоговый кодекс РФ признает:

  1. доходы, полученные от предпринимательской деятельности;
  2. доходы, полученные частнопрактикующими лицами (нотариусы, адвокаты и т. п.);
  3. доходы, полученные от выполнения работ или оказания услуг по договорам гражданско-правового характера;
  4. авторские вознаграждения, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов.
  5. Чтобы реализовать право на профессиональный налоговый вычет, физическое лицо может подать декларацию о доходах и заявление на возврат излишне уплаченного налога. Также можно подать заявление налоговому агенту – источнику дохода, который при исчислении НДФЛ уменьшит налоговую базу на сумму понесенных расходов.

Социальные налоговые вычеты предоставляются в сумме, потраченной налогоплательщиком на благотворительность, образование и медицинские услуги – себе и своим детям. Эти вычеты предоставляются по факту расходов налогоплательщика с определенными ограничениями по сумме.

Имущественные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам в двух случаях:

  1. при продаже имущества – недвижимости, транспортных средств, долей в предприятии;
  2. при покупке жилья – в размере фактически произведенных расходов на строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, а также земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, или для индивидуального жилищного строительства.

Между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. «С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени».10

Это противоречие порождает проблему уклонения от уплаты налогов. В современной истории России массовый характер приобрела проблема так называемых «серых» зарплат, когда часть зарплаты работник получает официально, а другую часть, зачастую более существенную, получает «в конверте», из неучтенных средств. Работодатели занижают реальный размер зарплат, чтобы снизить бремя выплат страховых взносов в социальные фонды, которые представляют собой серьезную финансовую нагрузку – в 2017 году общая сумма страховых взносов составляла 30 % от заработной платы работника. Помимо этого физические лица скрывают свои доходы от различных видов деятельности, уклоняясь от уплаты НДФЛ.

Проблема «серых» зарплат и способы ее решения обсуждаются в СМИ с девяностых годов ХХ века. Основными причинами уклонения физических лиц от уплаты НДФЛ считаются высокая налоговая нагрузка, правовой нигилизм, который сохраняется в обществе с эпохи перестройки, слабый контроль и недостаточно жесткие санкции за нарушение налогового законодательства в этой сфере. С точки зрения государства, теневой сектор создает недобросовестную конкуренцию законопослушным налогоплательщикам. Поэтому вывод зарплат «из тени» нужен не столько ради увеличения объема налоговых поступлений в бюджеты, сколько ради создания справедливых условий конкуренции в стране.

С позиции налогоплательщика «серые зарплаты» провоцируют произвол работодателя, который может в любой момент безнаказанно лишить работника существенной части заработка и отпускных. Кроме того, зарплаты «в конверте» лишают работника права на оплату больничных листов и начисления пенсии в соответствии с реальной величиной его заработка.

В последние годы СМИ проделали большую работу по информированию работников о том, как негативно скажется на размере их пенсии в будущем уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов в социальные фонды. Также в СМИ регулярно публикуются материалы о том, куда можно обращаться за помощью, если работодатель занижает официальную зарплату.

Частью кампании по борьбе с «серыми» зарплатами выступают информационные материалы о результатах проверок и наказаниях работодателей, оптимизирующих налоговую нагрузку незаконными методами.

Важной работой СМИ по повышению налоговой дисциплины среди физических лиц стали ежегодные информационные кампании, в рамках которых сообщается, когда и кому необходимо подать декларацию о доходах физических лиц и заплатить налог. Аналогичным образом проводятся кампании по информированию физических лиц о необходимости уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц с уточнением ставок и сроков уплаты налога.

Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.

«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11

В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.

В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.

Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.

Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.

Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.

Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.

Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.

Оформить статус социального предприятия можно в течение года

Средства массовой информации традиционно относятся к любым нововведениям в налоговой сфере скептически и в первую очередь ставят своей целью оценить все позитивные и негативные последствия для экономики и общества.

Безусловной поддержкой СМИ пользовались только законодательные инициативы, которые были однозначно позитивными для налогоплательщиков, как, например, отмена налога с продаж в 2004 году или снижение страховых взносов в социальные фонды для предпринимателей.

В 2014 году в СМИ развернулась кампания по информированию населения об изменении порядка расчета налога на имущество физических лиц: было объявлено, что вместо привычной инвентаризационной стоимости в 2016 году налог будут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новый принцип декларировался как способ более справедливый, позволяющий повысить налоговую нагрузку на владельцев дорогой недвижимости.

Некоторые СМИ подогревали панические настроения, возникшие в обществе, и прогнозировали рост налога до неподъемной для населения величины. Однако большинство СМИ взвешенно подошли к этой теме, разъяснив на примерах, что размер налога для большинства изменится незначительно. Это помогло заметно снизить градус напряженности в обществе.

В 2015 году благодаря СМИ распространилась информация о появлении инвестиционного налогового вычета для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Этот вид счетов и связанная с ним налоговая льгота были специально разработаны в рамках государственной политики по стимулированию инвестиционной активности населения. СМИ принадлежит большая заслуга в популяризации этого нового финансового продукта и преимуществ, которые получает инвестор, который управляет своим портфелем посредством ИИС.


1Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 16.

2Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 25.

3Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 19.

4Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 4.

5Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 27.

6Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 21.

7Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 9.

8Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) о т 31.07.1998 № 146-ФЗ, с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000.

9Рахманова С. Ю. Актуально о НДФЛ. / М.: Бератор-Паблишинг, 2008. – с. 3

10Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 3.

11Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 18.

При регистрации новой компании или ИП автоматически устанавливается общая система сборов налоговых отчислений, если при этом не было подано заявление перехода на спецрежим. На ОСН выплачиваются следующие виды перечислений:

  • для индивидуальных предпринимателей – НДФЛ (налог на доход физических лиц) и НДС;
  • для ООО – НДС, налог на прибыль и имущество. Их платят все без исключения предприниматели и физические лица.

При необходимости назначаются и другие виды выплат федерального и регионального значения (транспортный, земельный, акцизный, водный налог). Для предприятий на ОСН необходимым условием является ведение бухгалтерской отчетности и своевременная сдача ее в ФНС.

Самой удобной и популярной для малого и среднего бизнеса в Российской Федерации является УСН или, так называемая «упрощенка». Для получения права воспользоваться данной системой предприятие должно соответствовать следующим условиям:

  • у компании нет филиалов;
  • количество сотрудников до 100 человек;
  • стоимость основных финансовых фондов на бухгалтерском учете составляет сумму не выше 150 млн руб.;
  • отсутствует производство акцизных товаров, добычи и продажа полезных ископаемых;
  • доход юридического лица за последние 9 месяцев предыдущего года при переходе на УСН не должен превышать 112,5 млн рублей.

Упрощенная система налогообложения имеет два вида сборов: процентная ставка с доходов или с доходов с вычетом расходов. При этом размер выплат будет различаться. На УСН «Доходы минус расходы» выгодно работать тем компаниям, расходы которых составляет больше 60% от годового оборота.

ПСН применяется только для индивидуальных предпринимателей. Патент на осуществление деятельности приобретается на срок до 1 года. Его стоимость не зависит от фактического дохода ИП и выплачивается авансом.

Для данной формы налогообложения существует ряд ограничений:

  • ИП должен иметь до 15 наемных сотрудников;
  • для бизнеса не заключается договоры о доверительном управлении имуществом и совместной деятельностью;
  • при розничной торговле или для предприятий общественного питания площадь зала должна быть не более 50 м2;
  • доходный лимит предпринимательской деятельности составляет до 60 млн рублей в год.

К плюсам патентной системы налогообложения относится отсутствие отчетности и простой налоговый учет. Право на патент утрачивается при нарушении вышеуказанных условий.

В соответствии с законодательством РФ в 2020 году для самозанятых доступен НПД, который действует пока в 23 регионах страны. Налог на профессиональную деятельность представляет специальный режим, при котором граждане платят сбор в 4% от перечислений физических лиц, 6% ¬ от юридических лиц и ИП. Это позволяет легально проводить бизнес, получать прибыль от подработок и не быть оштрафованным за незаконное предпринимательство. Учет доходов проводится автоматически в мобильном приложении «Мой налог», при этом не требуется составлять и сдавать налоговую отчетность и декларацию. Фиксированные страховые взносы самозанятые граждане тоже не уплачивают. Претендовать на данный вид налогообложения могут следующие категории предпринимателей:

  • помощники по хозяйству, уходу за больными и детьми;
  • репетиторы, коучи и онлайн-консультанты;
  • стилисты, парикмахеры, мастера по маникюру и педикюру, косметологи;
  • работники клининговых компаний по уборке нежилых и жилых помещений;
  • фрилансеры, копирайтеры, веб-дизайнеры;
  • видео- и фотооператоры, монтажеры, звукорежиссеры;
  • администраторы социальных групп и видеоблогеры
  • продавцы товаров собственного производства;
  • реставраторы одежды, швеи и вязальщицы;
  • таксисты и отвечающие за грузоперевозки;
  • работники строительных и отделочных специальностей;
  • организаторы культурно-массовых мероприятий, праздников, мастер-классов;
  • работники курьерской службы.

Деятельность самозанятых граждан при выплате НПД считается законной и не вызывает вопросов со стороны налоговой службы.

Для того чтобы оценить, какой из режимов сборов отчислений в ФНС будет максимально выгоден для производства, следует определить требования, которые соответствуют бизнесу.

  • Для розничной торговли и предоставления услуг подходят УСН, ОСНО, ЕНВД и ПСН. Сельхозпроизводители могут работать на основной и упрощенной системе налогообложения. Также им подходит ЕСХН. Для самозанятых граждан существуют специальные налоговые выплаты. Самый распространенный выбор считается УСН для предприятий малого бизнеса.
  • Только индивидуальные предприниматели могут получать патент. Для ООО доступны все остальные формы налогообложения.
  • Для предприятий численностью до 100 человек возможно переход на УСН и ЕНВД. Для патентной системы среди наемных работников ИП может быть до 15 человек.
  • Лимит годового дохода на УСН составляет сумму до 150 млн рублей.
  • Если большинство клиентов предприятия плательщики НДС, то лучше выбирать основную систему налогообложения.

Для определения оптимального режима выплат в ФНС следует обращаться к профессиональным консультантам, которые помогут провести расчет и подобрать приемлемый вариант для ИП и ООО, действующих в РФ.

Граждане, зарегистрированные как налогоплательщики при реализации профессиональной деятельности, считаются самозанятыми. Режим введен для легализации доходов людей, которые продают товары и услуги, при этом не являясь ИП. Безналичная форма оплаты широко применяется предпринимателями различной сферы деятельности. Рассмотрим, возможно ли подключать эквайринг для самозанятых. Какие преимущества его использования?

Единый социальный налог в 2020 году: ставка

Это, прежде всего, упрощенная регистрация компании, отсутствие отчетностей об использовании имущества, расходовании средств, реализации программ, понятный бухгалтерский учет и налоговый режим.

Особенности деятельности организаций в сфере социального предпринимательства

Предпринимательская деятельность в социальных сферах Социальное предпринимательство (с 26 июля 2019 года) Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций
Коммерческая организация Коммерческая организация — субъект малого и среднего предпринимательства Некоммерческая организация
1. Извлечение прибыли

2. Достижение общественно-полезных целей

1. Достижение общественно-полезных целей

2. Извлечение прибыли

1. Достижение общественно-полезных целей

2. Извлечение прибыли

Предпринимательская деятельность Предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно-полезных целей, в качестве основной деятельности организации в соответствии с условиями закона Предпринимательская деятельность, соответствующая уставным целям организации и необходимая для достижения общественно полезных целей в качестве дополнительной деятельности организации
Гранты, льготные кредиты от частных фондов Финансовая, имущественная, информация поддержка от государства Пожертвования, гранты от НКО и физических лиц,

государственная поддержка, налоговые льготы

Статус социального предприятия, на который могут претендовать только субъекты малого и среднего предпринимательства, закреплен в России, однако есть и иные способы правового регулирования положения субъектов социального предпринимательства: в таблице ниже приведены основные модели.

I модель Статус социального предприятия

(Бельгия, Россия, Италия, Южная Корея, Словения, Финляндия, Вьетнам, и др.)

— система признания/сертификации организаций;

— определенный круг субъектов (только коммерческие организации; коммерческие и некоммерческие организации);

— критерии соответствия для получения статуса;

— специальный орган исполнительной власти, ответственный за назначение и отзыв статуса социального предприятия

— перечень организаций, имеющих статус;

— система государственной поддержки.

II модель Специальная организационно-правовая форма

(Германия, Италия, Испания, США, Великобритания и др.)

— разновидность юридического лица;

— правовой режим деятельности, учитывающий признаки социального предприятия;

— система государственной поддержки;

— прочная связь между деятельностью юридического лица и интересами государства в части реализации политики, направленной на решение социальных проблем, повышения качества жизни населения.

В Германии, Соединенных Штатах Америки, Великобритании в законодательстве существуют специальные организационно-правовые формы юридических лиц для деятельности в сфере социального предпринимательства. Закрепив в учредительных документах некоммерческие цели деятельности организации, учредители могут основать или преобразовать организацию, к примеру, в благотворительное общество с ограниченной ответственностью (в Германии), низко доходное общество с ограниченной ответственностью (в США), компанию общественных интересов (в Великобритании).

Примечателен для рассмотрения пример правового положения низко доходного общества с ограниченной ответственностью в США, выделяющийся отсутствием требований по ограничению распределения прибыли.

Именно направленность целей деятельности отличает низко доходное общество с ограниченной ответственностью (low-profit limited liability company, далее – L3C) от общества с ограниченной ответственностью (limited liability company). Преимущества же общества с ограниченной ответственностью в виде упрощенной регистрации, прав и обязанностей участников (учредителей), условий перехода долей уставного капитала, управления обществом, распределения прибыли etc. сохраняются.

Использование организационно-правовой формы L3C предоставляет юридическому лицу возможность привлекать целевое финансирование от частных фондов по программам инвестирования, созданных специально для коммерческих организаций, имеющих общественно полезные цели деятельности (Program Related Investments, PRI’s). Так, фонд Bill & Melinda Gates Foundation выделил 1,5 миллиарда долларов США на Program Related Investments, 1 миллиард из которых уже распределен между 47 компаниями. Вместе с тем, денежные средства, полученные по PRI’s или в качестве пожертвований от граждан, подлежат налогообложению на общих основаниях, никаких исключений не предусмотрено.

Компании, учрежденные в организационно-правовой форме L3C, крайне разнообразны: от компании SEEDR, занимающейся решением проблем глобального здравоохранения, инфраструктуры и финансовых инноваций, которая в 2009 году получила грант на сумму более полумиллиона долларов на разработку новой линии изолированных контейнеров для транспортировки и хранения вакцин и других лекарств в развивающихся странах, до кофейни “Overflow Coffee Bar” в Чикаго, деятельность которой направлена на развитие местного сообщества и интеграцию жителей района посредством проведения в заведении культурных и просветительских мероприятий.

Первое внесение сведений в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства о том, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является социальным предприятием, намечено на 10 апреля 2020 года. На данный момент порядок признания организации социальным предприятием разрабатывает Министерство экономического развития Российской Федерации. В итоге, в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства появится графа с информацией о том, что организация является социальным предприятием, это даст возможность компании претендовать на имущественную и финансовую поддержку от государства.

26 июля 2019 года опубликован и вступил в силу Федеральный закон № 245-ФЗ. Он ввел в российское законодательство понятия социального предпринимательства и социального предприятия.

Социальное предпринимательство – это предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества. Под социальным предприятием в законе понимается субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства. То есть, чтобы претендовать на статус социального предприятия, деятельность компании должна быть общественно полезной и решала социальные проблемы.

По закону (п. 5 ст. 24.1 Федерального закона от 24.07.07№209-ФЗ) государство обязано предоставить социальному предприятию поддержку:

  • финансовую поддержку, в том числе в виде субсидий;
  • имущественную поддержку (в том числе предоставление во владение и (или) в пользование государственного и муниципального имущества на льготных условиях);
  • информационную поддержку;
  • консультационную и методическую поддержку (в том числе по вопросам привлечения финансирования и участия в закупках товаров, работ, услуг);
  • содействие в развитии межрегионального сотрудничества, поиске деловых партнеров, в том числе путем проведения ярмарок, деловых конгрессов, выставок;
  • организацию профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования и содействия в прохождении независимой оценки квалификации работников организации и др.

Сравнение налогов ИП и ООО в 2021 году: памятка для начинающего предпринимателя

Сразу подчеркнем, что применять УСН могут не все предприниматели: в ст. 346.12 Налогового кодекса РФ приведен перечень налогоплательщиков, для которых переход на УСН невозможен. Кроме того, для перехода на УСН необходимо, чтобы предприятия и индивидуальные предприниматели удовлетворяли следующим условиям:

  • • максимальная годовая сумма выручки — 150 млн руб.;
  • • среднесписочная численность сотрудников за налоговый период — не более 100 человек;
  • • остаточная стоимость основных средств — не более 150 млн руб.

Социальные налоги предназначены для мобилизации средств, которые необходимы для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь или страховку. Социальные налоги является обязательными платежами, которые уплачиваются плательщиками налога, согласно установленным налоговыми законодательствами ставкам к суммам заработной платы или к сумме других доходов. Важным отличием социальных налогов является то, что они выплачиваются не в бюджет государства, а в соответствующие каждому налогу фонды (фонд пенсионного обеспечения, фонд медицинского страхования и др.).

В различных странах существует несколько основных социальных налогов:

— пенсионное страхование;

— страхование на случай безработицы;

— медицинское страхование;

— страхование на случай временной нетрудоспособности и пр.

В качестве примера приведу начисления на заработную плату работников в Швеции – страны с высоким уровнем жизни и высоких социальных гарантий. Социальные начисления на заработную плату составляют:

— на пенсионное обеспечение – 13%;

— на медицинское страхование – 8,43%;

— на народную пенсию – 5,86%;

— на пенсионную страховку – 0,2%;

— на страхование от производственного травматизма – 1,38%;

— на превентивную защиту сотрудников – 0,17%;

— на выплату пособий по безработице, на финансирование переквалификации потерявших работу – 2,12%;

— на гарантию заработной платы при банкротстве компании – 0,2%;

— на страхование жизни – 0,61%;

— на групповую страховку – 0,95%;

— на пособие при увольнении – 0,28%;

— на дополнительную пенсию – 3,1%;

— на страховку от травматизма – 1%;

— в гарантийный фонд – 0,06%;

— налог на пенсионные платежи – 0,6%.

Как видите, общая сумма начислений составляет около 38%. Я привел этот пример только для того, чтобы показать, что фантазии в придумывании налогов предостаточно и налогоплательщику порой трудно разобраться, какие налоги он платит. Ну и назначение некоторых налогов не вполне понятно. И, прежде чем ругать налоговые законодательства своей страны (а их обычно не ругает только ленивый), вспомните, для сравнения, наш пример. Как видите, фантазии (да и глупости) в налогообложении предостаточно.

Сразу после пленарного заседания, буквально по горячим следам, депутаты приступили к доработке правительственной инициативы. По мнению участников парламентских слушаний, документ пока носит обтекаемый характер. Если его не доработать, то долгожданный закон превратится в декларацию о добрых намерениях, а социальные предприятия не получат необходимой поддержки.

Кроме того, законодатели и экспертное сообщество настаивают: подзаконные акты должны быть представлены авторами до окончательного, третьего чтения документа.

Заметим, что принятый в первом чтении законопроект — далеко не первая попытка выделить социальные предприятия в отдельную категорию и утвердить меры господдержки таких компаний.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *