Нужна ли аттестация для специалиста по транспортной безопасности транспортного средства
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужна ли аттестация для специалиста по транспортной безопасности транспортного средства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Порядок проведения аттестации
Распоряжение о создании комиссии Северного МУГАДН АК -2-р
В соответствии с пунктами 9 и 14 Правил аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. N 172 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 10, ст. 1532), приказываю:
1. Утвердить:
Перечень документов, представляемых в целях аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в орган аттестации субъектом транспортной инфраструктуры, подразделением транспортной безопасности или организацией, претендующей на аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности (приложение N 1 к настоящему приказу);
форму заключения органа аттестации об отсутствии у лица, принимаемого на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющего такую работу, ограничений на ее выполнение (приложение N 2 к настоящему приказу);
Порядок ведения документов по учету выданных заключений об отсутствии у лица, принимаемого на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности или выполняющего такую работу, ограничений на ее выполнение (приложение N 3 к настоящему приказу).
2. Признать утратившими силу приказы Министерства транспорта Российской Федерации:
от 3 ноября 2015 г. N 325 «Об утверждении документов, связанных с аттестацией сил обеспечения транспортной безопасности и обработкой персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, проведению аттестации которых предшествует обработка персональных данных» (зарегистрирован Минюстом России 17 декабря 2015 г., регистрационный N 40141);
от 15 декабря 2016 г. N 384 «О внесении изменений в Перечень документов, представляемых в целях аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в орган аттестации субъектом транспортной инфраструктуры, подразделением транспортной безопасности или организацией, претендующей на аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности, устанавливаемый в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 9 Правил аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. N 172, утвержденный приказом Минтранса России от 3 ноября 2015 г. N 325 «Об утверждении документов, связанных с аттестацией сил обеспечения транспортной безопасности и обработкой персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности или выполняющих такую работу, проведению аттестации которых предшествует обработка персональных данных» (зарегистрирован Минюстом России 18 января 2017 г., регистрационный N 45285).
Министр
Е.И. ДИТРИХ
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕН
приказом Минтранса России
от 28 августа 2020 г. N 333
1. Заявление об обработке персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, проведению аттестации сил обеспечения транспортной безопасности которых предшествует обработка персональных данных, по форме согласно приложению N 1 к настоящему Перечню.
2. Заявление о проведении аттестации сил обеспечения транспортной безопасности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Перечню.
3. Заявление аттестуемого лица на имя руководителя субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, организации, претендующей на аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности, о приеме (переводе) на должность, исполнение обязанностей по которой связано с выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, составляемое в произвольной форме.
4. Анкета по форме согласно приложению N 3 к настоящему Перечню.
5. Четыре цветные фотографии аттестуемого лица размером 3 x 4 сантиметра, в том числе в электронном виде.
6. Копия документа, удостоверяющего личность аттестуемого лица, заверенная субъектом транспортной инфраструктуры, подразделением транспортной безопасности, организацией, претендующей на аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности.
7. Копия трудовой книжки аттестуемого лица, заверенная субъектом транспортной инфраструктуры, подразделением транспортной безопасности, организацией, претендующей на аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности, и (или) сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации ), за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3, 2019, N 51, ст. 7491.
8. Копия документа (документов) об образовании аттестуемого лица, заверенная субъектом транспортной инфраструктуры, подразделением транспортной безопасности, организацией, претендующей на аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности.
9. Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования .
Приказ МВД России от 27 сентября 2019 г. N 660 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования» (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2020 г., регистрационный N 57322).
10. Медицинское заключение, подтверждающее отсутствие психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, токсикомании либо прекращение диспансерного наблюдения в отношении указанных заболеваний в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией, предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 837, 2019, N 49, ст. 6974).
11. Заключение об отсутствии у лица, принимаемого на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющего такую работу, ограничений на ее выполнение .
Приказ МВД России от 21 декабря 2015 г. N 1203 «О порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации заключения в возможности (заключения о невозможности) допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности» (зарегистрирован Минюстом России 12 февраля 2015 г., регистрационный N 41084), с изменениями, внесенными приказом МВД России от 26 сентября 2016 г. N 549 «О внесении изменений в подпункт 5.1 порядка выдачи органами внутренних дел Российской Федерации заключения о возможности (заключения о невозможности) допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, утвержденного приказом МВД России от 21 декабря 2015 г. N 1203» (зарегистрирован Минюстом России 17 октября 2016 г., регистрационный N 44056).
Форма В ________________________________________________________________ (наименование органа аттестации) ЗАЯВЛЕНИЕ о проведении аттестации
Для выполнения работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, в качестве ____________________________ __________________________________________________________________ (указывается в соответствии с подпунктами «а» — «в» пункта 32
Правил аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 26 февраля 2015 г. N 172, с указанием вида транспорта) прошу провести аттестацию Фамилия, имя, отчество (при наличии) _____________________________ Дата и место рождения ____________________________________________ Серия и номер документа, удостоверяющего личность, кем и когда выдан ____________________________________________________________ __________________________________________________________________ Указанное лицо принимается на работу (выполняет работу), непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, у __________________________________________________ __________________________________________________________________
(полное наименование организации/фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя) Место нахождения юридического лица/адрес (место жительства) индивидуального предпринимателя __________________________________ телефон ___________________________, почтовый адрес и адрес электронной почты (при наличии) __________________________________ __________________________________________________________________ Указанное лицо не имеет ограничений на выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, установленных пунктами 1 — 7 части 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности». К заявлению прилагаются: _________________________________________ __________________________________________________________________
(указываются наименования и количество листов документов, прилагаемых к заявлению) ______________________ ___________________ _______________________
(должность, (подпись (фамилия, имя, уполномоченного лица) уполномоченного лица) отчество (при наличии) М.П. (при наличии) «__» ____________ ___ г.
Приложение N 3
к Перечню документов, представляемых
в целях аттестации сил обеспечения
транспортной безопасности в орган
аттестации субъектом транспортной
инфраструктуры, подразделением
транспортной безопасности
или организацией, претендующей
на аккредитацию в качестве
подразделения транспортной безопасности
Новые требования к специалисту, ответственному за обеспечение БДД
1. Учет выданных заключений об отсутствии у лица, принимаемого на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности или выполняющего такую работу, ограничений на ее выполнение (далее — заключение) осуществляется органом аттестации и обеспечивается посредством оформления учетных документов, содержащих описание действий, связанных с выдачей заключений (далее — учетные документы).
2. Количественный учет выданных заключений в органе аттестации осуществляется лицом органа аттестации, ответственным за оформление и выдачу заключений.
3. Все выданные заключения подлежат учету в книге выданных заключений.
4. Лицом, ответственным за оформление и выдачу заключений, при выдаче соответствующего заключения изготавливается его копия. Данная копия заверяется подписью и печатью органа аттестации (при наличии) и подлежит приобщению к делу, содержащему документы, представленные для обработки персональных данных, а также документы, подтверждающие результаты обработки (далее — дело).
5. Учетные документы должны составляться без подчисток и помарок. Исправления заверяются подписями лиц, ответственных за ведение учетных документов.
6. По окончании ведения книги учета выданных заключений, а также копии выданных заключений подлежат хранению в архиве органа аттестации в течение 10 лет.
7. Уничтожение дел с выданными заключениями, книг учета выданных заключений производится по истечении срока хранения.
Документ размещен 7 декабря 2020
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 .02.2015 № 172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности»
Документ размещен 7 декабря 2020
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28.08.2020 № 333 «Об утверждении перечня документов, представляемых в целях аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в орган аттестации субъектом транспортной инфраструктуры, подразделением транспортной безопасности или организацией, претендующей на аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности, формы заключения органа аттестации об отсутствии у лица, принимаемого на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющего такую работу, ограничений на ее выполнение и порядка ведения документов по учету выданных заключений»
Документ размещен 27 мая 2020
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21.08.2014 № 231 «Об утверждении требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных сил обеспечения транспортной безопасности, включая особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта»
Документ размещен 27 мая 2020
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18.12.2014 № 346 «Об утверждении структур номеров и форм реестров органов аттестации, аттестующих организаций, аккредитованных подразделений транспортной безопасности, выданных свидетельств об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности»
Документ размещен 27 мая 2020
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 14.10.2015 № 306 «Об утверждении Перечня отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, проведению аттестации которых предшествует обработка персональных данных»
Документ размещен 27 мая 2020
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 14.10.2015 № 307 «Об утверждении формы свидетельства об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности»
Документ размещен 9 сентября 2020
Приказ Росморречфлота от 08.09.2020 № 89 «О назначении должностных лиц Федерального агентства морского и речного транспорта, ответственных за оформление и контроль за выдачей заключений об отсутствии у лица, принимающего на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности или выполняющего такую работу, ограничений на ее выполнение»
Документ размещен 7 июля 2020
Решение о привлечении аттестующих организаций
Документ размещен 27 мая 2020
Приказ Росморречфлота от 06.02.2020 № 8 «О внесении изменений в перечни вопросов, подлежащих применению органами аттестации (аттестующими организациями) для проверки соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности при проведении аттестации сил обеспечения транспортной безопасности на морском и внутреннем водном транспорте, утвержденные приказом Федерального агентства морского и речного транспорта от 11.05.2016 № 59»
Документ размещен 27 мая 2020
Приказ Росморречфлота от 09.02.2018 № 14 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» полномочиями по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности на морском и внутреннем водном транспорте»
Документ размещен 27 мая 2020
Приказ Росморречфлота от 13.04.2016 г. № 45 «Об утверждении Порядка присвоения уникального идентификационного номера аттестуемым лицам при проведении аттестации сил обеспечения транспортной безопасности на морском и внутреннем водном транспорте»
Документ размещен 27 мая 2020
Приказ Росморречфлота от 13.04.2016 г. № 46 «Об утверждении Порядка использования средств аудио — и видеофиксации при проведении проверок в целях аттестации сил обеспечения транспортной безопасности и требований к ним»
Документ размещен 27 мая 2020
Приказ Росморречфлота от 13.04.2016 г. №47 «Об утверждении форм документов, необходимых для осуществления процедуры аккредитации юридических лиц в качестве аттестующих организаций
Документ размещен 27 мая 2020
Приказ Росморречфлота от 11.04.2016 г. № 59 «Об утверждении перечней вопросов, подлежащих применению органами аттестации (аттестующими организациями) для проверки соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности при проведении аттестации сил обеспечения транспортной безопасности на морском и внутреннем водном транспорте»
Документ размещен 27 мая 2020
Приказ Росморречфлота от 17.06.2016г. № 76 «О наделении федерального бюджетного учреждения «Служба морской безопасности» полномочиями по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности на морском и внутреннем водном транспорте»
Под системой безопасности на транспорте подразумевается закрепленный законодательно комплекс мер, направленный на защиту пассажиров и их багажа, а также грузов. Он распространяется на все виды транспорта:
- Авиация.
- Железнодорожные перевозки.
- Водный транспорт.
Система обеспечения безопасности для каждого вида транспорта имеет свои особенности. Общее правовое регулирование данной отрасли в РФ осуществляется следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон номер 16-ФЗ “О транспортной безопасности”, принятый 9 февраля 2007 года.
- Приказ Минтранспорта РФ № 212 “О порядке подготовки сил ОТБ” от 31 июля 2014 года.
- Приказ Минтранспорта РФ № 231 “О требованиях к знаниям, умениям и навыкам сил ОТБ” от 1 августа 2014 года;
- Приказ Минтранспорта РФ № 243 “Об утверждении типовых программ обучения” от 8 сентября 2014 года.
По некоторым видам транспорта действуют межгосударственные и межправительственные соглашения, затрагивающие, в том числе, вопросы безопасности.
Закон №16-ФЗ закрепил обязательность прохождения аттестации для работников, деятельность которых сопряжена с обеспечением безопасности на транспорте. Иными словами, в перечень входят все специалисты, которые прошли или проходят обучение ОТБ.
Аттестация осуществляется специализированными организациями, имеющими аккредитацию Федерального дорожного агентства РФ. Проверочные мероприятия включают в себя:
- Анализ физической подготовки сотрудника ОТБ.
- Исследование их психофизиологических качеств (моральная устойчивость, внимательность, ответственность и т.д.).
- Проверка достаточности объема знаний, навыков и умений, необходимых для работы в сфере обеспечения безопасности на транспорте.
Чтобы успешно сдать аттестацию и получить удостоверение, специалист должен пройти качественное обучение. Помните, что от выбора образовательной организации напрямую зависит ваш результат: допуск к работе, либо отстранение от нее.
Привожу вопрос как есть.
…Наша организация имеет небольшой автопарк легковых автомобилей. Мы перевозим своих сотрудников по различным служебным делам. Коммерческих перевозок не оказываем, перевозим только для собственных нужд. У нас есть обученный специалист ответственный за БДД, которого мы направляли на аттестацию в начале 2020 года. Не можем разобраться. В связи с новым выходом Приказа Минтранса №282, надо ли ему переобучаться (у него базовое высшее образование). Спасибо.
Используемые мной нормативные акты:
- Приказ Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г. N 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Немалый резонанс среди представителей транспортной отрасли вызывает вопрос противоречия требований по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (ОТБ) установленному государством образовательному процессу.
Базовые положения законодательства, на которых основывается процесс подготовки сил ОТБ, регламентированы ч.1 ст. 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и ст. 85.1 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Подготовка специалистов в данной области осуществляется только по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации. В соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании в РФ» повышение квалификации предполагает наличие такой квалификации. Наличие квалификации и квалификационные требования определяются Единым квалификационным справочником. На сегодняшний день в данном документе отсутствует раздел о квалификационных требованиях ко всем категориям сил ОТБ. Из этого следует, что на деле осуществляется повышение квалификации специалистов профессий и должностных лиц сил ОТБ, которых нет.
Слушателями дополнительных профессиональных программ могут быть лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и/или высшее образование. На практике в составе сил ОТБ большое количество работников, которые имеют среднее, а порой и неполное среднее образование. И это не только водители, но и сотрудники, осуществляющие досмотровые мероприятия на крупных объектах транспортной инфраструктуры3.
Нерешенным остается вопрос гармонизации законодательства в сфере аттестации сил ОТБ и трудового законодательства.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона 16-ФЗ «О транспортной безопасности» работы, непосредственно связанные с ОТБ, не вправе выполнять лица, не прошедшие в порядке, установленном указанным федеральным законом, подготовку и аттестацию сил ОТБ.
Важно также подчеркнуть то, что согласно требованиям приказа Минтранса России от 01.04.2015 г. № 145 в настоящее время отсутствует возможность самостоятельного прохождения физическими лицами процедуры аттестации. Данный фактор приводит к необходимости работодателю принимать на работу лицо без аттестации на основании ученического договора (с оплатой), при этом отсутствуют гарантии прохождения аттестации данным лицом. Возникает аналогия с частной охранной деятельностью: лицо может самостоятельно получить необходимую квалификацию частного охранника и сразу трудоустроиться без каких-либо рисков для себя и работодателя.
Приказом Минтранса России от 08.09.2014 г. № 243 утверждены типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил ОТБ. Всего предусмотрено восемь типовых программ:
- Для лиц, ответственных за ОТБ в субъекте транспортной инфраструктуры (СТИ).
- Для работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за ОТБ на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве (ОТИ и (или) ТС).
- Для работников СТИ, подразделения транспортной безопасности (ПТБ), руководящих выполнением работ, непосредственно связанных с ОТБ ОТИ и (или) ТС.
- Для работников, включенных в состав группы быстрого реагирования.
- Для работников, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр.
- Для работников, осуществляющих наблюдение и (или) собеседование.
- Для работников, управляющих техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
- Для иных работников СТИ, ПТБ, выполняющих работы, непосредственно связанные с ОТБ ОТИ и (или) ТС.
В соответствии с требованиями законодательства и производственной необходимостью существует необходимость аттестации сотрудников ПТБ сразу по двум категориям – категории № 5 и категории № 6.
При этом фактически работники осуществляют одни и те же функции при исполнении должностных обязанностей, а работодатель обязан дважды нести расходы на аттестацию и обучение с отрывом от производства4. Данный вопрос особенно актуален для объектов метрополитена, который обладает собственной спецификой, связанной с огромным пассажирооборотом.
Любой метрополитен на территории Российской Федерации является транспортным средством, которое используется большим количеством пассажиров, и обеспечение общественной и транспортной безопасности должно быть организовано с учетом специфики указанного рода транспорта5.
Обращает на себя внимание низкий уровень практических занятий с применением тренажеров (технические средства досмотра) при повышении квалификации в соответствующих специальных учебных центрах.
В основном используются программные компьютерные продукты, позволяющие ознакомиться с распространенными теневыми изображениями запрещенных предметов. В результате лица, получившие подобное дополнительное образование, не имеют практических навыков по использованию технических средств досмотра (металлодетекторов, газоанализаторов паров взрывчатых веществ и др.).
Практика их неумелого применения приводит не только к преждевременной поломке, но и резкому снижению уровня безопасности транспортных объектов. Это делает заведомо невыполнимой и напрасной саму цель обеспечения транспортной безопасности, заявленную Федеральным законом «О транспортной безопасности», – устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защиту интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Одна из ключевых проблем законодательства о транспортной безопасности – его универсальность по отношению ко всем видам транспорта (авиационному, морскому и внутреннему, водному, автомобильному, железнодорожному и внеуличному) и дорожному хозяйству. Нацеленность закона на формирование единых и прозрачных для всех видов транспорта правил вызывает понимание. Однако законом не были учтены нормы юридических институтов, возникших ранее и действовавших на момент вступления его в силу, например норм авиационной безопасности6.
Низкий уровень подготовки кадров по транспортной безопасности обусловлен в том числе отсутствием необходимой законодательной регламентации всех этапов обучающего процесса.
Руководством одного из органов аттестации (ФБУ «Служба морской безопасности») отмечается, что существует проблема измерений времени при проверке уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности.
Законодательство РФ в сфере транспортной безопасности не определяет средства измерений, с помощью которых фиксируются результаты при выполнении упражнений на быстроту (челночного бега), не содержит метрологических требований к ним, не устанавливает методику (метод) измерений. Неурегулированность данного вопроса таит в себе серьезные риски в будущем, которые пока не проявили себя, главным образом вследствие низкой правовой грамотности работников подразделений транспортной безопасности. Неизбежны риски трудовых споров, связанные с нарушением трудовых прав граждан, и проблемы контроля (надзора) проверок уровня физической подготовки.
Универсальность норм транспортной безопасности, в том числе в области аттестации и профессионального обучения, говорит о незавершенности формирования данного направления в целом и отсутствии научно-практического изучения специфики и существующих проблем отрасли.
Важно осознать роль подготовки кадров и аттестации работников в области транспортной безопасности в системе антитеррористической защищенности транспортного комплекса, сместить акцент внимания с борьбы с негативными последствиями допущенных ошибок на борьбу с причинами их возникновения.
Выберите вариант!
Что такое транспортная безопасность?
В каждой компании, эксплуатирующей ТС в коммерческих и личных целях, должен работать специалист по безопасности дорожного движения. Без данного сотрудника заниматься грузопассажирскими перевозками запрещено законом. Именно он в обязательном порядке проходит аттестацию по БДД.
УГАДН каждые три года проверяет компании перевозчиков на наличие специалиста по безопасности дорожного движения и своевременное прохождение тестирования им.
Важно. Не обязаны брать на работу такого сотрудника лишь фирмы, которые нанимают перевозчиков или сдают транспорт в аренду. Обязанности специалиста по БДД имеет право выполнять инженер со специальностью «Техника и технологии наземного транспорта» или работник с дипломом о высшем образовании, прошед-ший переподготовку.
Чтобы получить возможность работать специалистом по безопасности дорожного движения, сотруднику придется пройти аттестацию.
- Приказ Минтранса РФ от 20.03.2017 №106, в котором описан порядок проведения экзамена для специалистов по БДД.
- Приказ Минтранса РФ от 29.09.2015 №287, содержащий сведения о том, кто может быть допущен к аттестации.
В ноябре 2017 года начал действовать новый Приказ от Министерства транспорта (выпущен 20.03.17).
Согласно обновленному законодательному документу, аттестация по БДД:
- Стала содержать 377 возможных заданий вместо 300.
- Будет считаться успешно закрытой при 18 правильных ответах из 20 (ранее тест состоял из 10 вопросов).
- Экзамен по БДД теперь не должны сдавать контролеры, механики, диспетчеры и начальники колонны.
Комиссии перед началом тестирования предъявляют следующие документы:
- удостоверение личности (+ копия);
- заявка на прохождение тестирования (в ней должны быть указаны: ФИО специалиста, должность и место работы, согласие на обработку персональных данных – образец можно найти на сайте Росавтотранспорта);
- диплом о ВПО или высшем непрофильном (+ копия);
- диплом, свидетельствующий о переподготовке (+ копия).
Аттестация ответственного за безопасность дорожного движения проводится по следующему алгоритму:
- Своевременная явка участников испытания.
- Предоставление экзаменуемыми необходимых документов.
- Прохождение процедуры допуска (специалист должен получить уведомление о регистрации до начала экзамена).
- Подтверждение своего присутствия участниками тестирования (ответственный собирает их подписи).
- Секретарь комиссии проводит инструктаж. Он рассказывает о порядке экзамена, правилах обжалования результатов и отвечает на вопросы аттестуемых.
- Заверение подписью секретаря регистрационного списка группы.
- Вручение заданий, конверт с которыми вскрывается перед тем, как передать их аттестуемому.
- Решение задач в течение 30 мин. Если человек справился раньше, он может сдать свои ответы досрочно.
- Комиссия проверяет ответы специалиста и сообщает ему, аттестован он или нет.
Чтобы подготовиться к контролю знаний, необходимо найти решения на вопросы, которые встретятся на тестировании.
Сделать это можно тремя способами:
- Самостоятельно разыскать ответы на каждый вопрос в режиме онлайн или с помощью печатных изданий. Самоподготовка – это действенный и бюджетный вариант.
- Загрузить готовое решение тестового задания дистанционно с форумов или других сайтов.
- Обучиться на курсах подготовки к аттестации по БДД в специальном агентстве, где с учащимися разбирают все вопросы и ПДД. Пройти онлайн-подготовку можно в Росавтодор.
Вопросы, которые будет содержать аттестация по БДД в УГАДН, можно бесплатно загрузить с официального сайта Росавтотранса или скачать на сайте Минтранса.
Важно. Скачивать ответы следует только из компетентных источников. Решения размещены на многих сайтах, но шанс того, что все предоставлен-ные ответы будут правильными, мал. После загрузки проверьте самостоя-тельно часть вопросов, чтобы убедиться в адекватности ответов.
статья 20 ФЗ-196 «О Безопасности дорожного движения» пункт 4:
…4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:
…назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
Приказ Министерства транспорта РФ от 20 марта 2017 г. N 106
«Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью»
В рамках Приказа Минтранса №287, сотруднику, решившему работать и «специалистом по БДД» и «контролером» в другом образовательном учреждении предлагают обучиться только как «специалисту ответственному за БДД», получить диплом, а затем просто пройти курсы повышения квалификации и якобы этого достаточно, чтобы работать еще и контролером.
Давайте разберемся в этом вопросе до конца.
В Приказе Минтранса №287 речь идет о конкретных профессиях и требованиях к ним. Цитирую:
…2. Настоящие Требования устанавливают необходимые уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности работников. Необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам.
3. Настоящие Требования предъявляются к следующим профессиям и должностям работников…
Образовательное учреждение должно быть обязательно аккредитовано (якобы образовательной лицензии недостаточно)
Согласно части 1 статьи 92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», цитирую:
…1. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами…
Новые требования к специалисту по БДД. Приказ Минтранса №282
Образовательные программы для обучения специалиста по БДД, контролера и диспетчера должны быть утверждены УГАДН (якобы)
Давайте начнем с Приказа Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. N 287. Цитирую:
…Необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам…
В этом Приказе нет ни слова о том, что образовательные программы должны быть одобрены или утверждены, или проверены надзорными органами (например, УГАДН).
Образовательное учреждение должно входить (якобы) в утвержденный УГАДН список. То есть у каждого УГАДН (местного отделения) есть утвержденный Перечень образовательных учреждений.
Ну это вообще беспредел. Я до сих пор слышу, когда образовательные учреждения позиционируют себя в выигрышном свете, говоря, что они якобы входят в утвержденный Перечень УГАДН.
И благодаря этому только они могут проводить обучение специалиста по БДД. Я их понимаю. Они избавляются от конкурентов. Но в большинстве случаев, как выясняется, они идут на поводу у самого УГАДН.
Это получается такой некий «коммерческий симбиоз». Ну вы поняли, о чем я говорю.
Раскладываю по полочкам.
Действительно в Приказе Минтранса №13/11 было написано так, цитирую:
…Аттестация проводится после повышения квалификации аттестуемого, как правило, в учебных заведениях, указанных в Перечне, который определяется Министерством транспорта Российской Федерации, согласно приказу от 11.03.94 г. N 13/11…
Но извините, этот Перечень был исключен в 2015 году. А если быть точнее, то новая редакция Приказа Минтранса №13/11 вступила в силу 25.07.2015 года.
А отменил это Перечень Приказ Министерства транспорта РФ и Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 июня 2015 г. N 183/365н
«О внесении изменений в Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденное приказом Минтранса России и Минтруда России от 11 марта 1994 г. N 13/11″
Это значит, что нет никаких Перечней и законом УГАДН не уполномочен создавать какие-то Перечни «своих» образовательных учреждений.
Если вы меня спросите, а почему Перечень был исключен из Приказа Минтранса №13/11, то главное кроется в деталях. На это мало кто обращает внимание, но изменения были внесены:
…В целях реализации подпункта 7 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»…
После получения дополнительного профессионального образования (якобы) необходимо пройти пред аттестационную подготовку (40 часов) или к ДПО еще пройти курсы повышения квалификации (32 часа или 48 часов).
Опять же некомпетентность.
Мне звонят и говорят, что специалист прошел дополнительное профессиональное образование, получил диплом с присвоением соответствующей квалификации.
Специалист приходит подавать документы в аттестационную комиссию, а ему говорят: а аттестация, согласно Приказа Минтранса №13/11, проходит только после повешения квалификации.
То есть квалифицированный специалист, который прошел обучение по программе в 256 часов (переподготовку по БДД), должен еще выше повысить свою квалификацию и пройти соответствующие курсы.
В разных регионах это называются у УГАДН по-разному.
Например, я лично разговаривал с начальником отдела УГАДН Нижнего Новгорода, где он мне сказал, что если у меня на руках диплом, то я еще должен пройти «предаттестационную подготовку в 40 часов». У них это так называется.
На мой вопрос подтвердить это соответствующим нормативным документом (законом), начальник ретировался и сказал, что ну тогда ладно, не надо и просто приходите пишите заявление.
Опять обращусь к Федеральному Закону №273 «Об образовании», цитирую:
Статья 76. Дополнительное профессиональное образование
…5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации…
То есть специалист приобрел новую квалификацию и получил новую компетенцию. Специалист готов к выполнению новых функций. Что ему повышать если он итак все узнал о своей новой профессии.
Вот когда пройдет 5 лет после аттестации, вот тогда и надо повышать квалификацию перед следующей аттестацией. Вот тогда-то и надо повысить профессиональный уровень в рамках имеющейся квалификации.
Я знаю, что некоторые УГАДН не просят сразу после получения нового диплома повышать еще раз квалификацию. Именно так и должно это работать.
Но я также знаю, что некоторые УГАДН просят пройти какую-то предаттестационную подготовку, которая законом вообще не регламентирована. Естественно она у них платная.
Знайте. Это ловушка.
Заявление на аттестацию в УГАДН может подать только образовательное учреждение?
Ну это уже слишком!
Не попадитесь в такую ловушку. Некоторые (подчёркиваю некоторые) УГАДН требуют, чтобы специалист подавал заявление на аттестацию не напрямую, а в образовательное учреждение, которое (якобы) входит в утвержденный перечень.
Я реально не вру.
Мне так и сказал один начальник отдела УГАДН. Я привел ему непоколебимый довод: приемом заявлений, формированием групп и аттестацией уполномочен законом заниматься только УГАДН!
Начальник УГАДН тоже был «тверд» пока я не задал простой вопрос.
А каким нормативным документом он может подтвердить, что только образовательное учреждение может принимать заявления, формировать группы и подавать списки на аттестацию по БДД.
Ответ был уникален. Он ответил, что своим внутренним положением.
Показать его он кстати отказался и в итоге сдался.
Потому что прекрасно понимает, что образовательное учреждение занимается образованием (обучением) и всем что связано с ним, а УГАДН занимается аттестацией специалистов по БДД и всем тем что связано с ней.
На наше счастье и их беду идет Порядок аттестации ответственного за обеспечение БДД. О проекте этого нормативного документа я уже писал.
Не попадитесь в ловушку и на этот раз.
Я вас подковал. Дело теперь за вами!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Это далеко не все ловушки, которые могут вас подстерегать при обращении на обучение специалиста ответственного по БДД и при подаче заявления на аттестацию специалиста БДД.
Мне много пишут специалисты по безопасности дорожного движения и рассказывают реальные истории о том что им говорят в образовательных учреждениях и в надзорных органах.
Обучение водителей по транспортной безопасности на автомобильном транспорте
Раньше требовалась аттестация контроллеров, диспетчеров и механиков в УГАДН, но не так давно её отменили. Экзамен по БДД обязан сдавать только специалист, который ведёт дела по дорожной безопасности. Его обязанности может выполнять инженер со специализированным образованием. Также специалистом по БДД может назначаться человек с высшим образованием, прошедший профессиональную переподготовку по специальной программе. В обоих случаях требуется прохождение аттестации по безопасности дорожного движения в УГАДН.
Успешное прохождение аттестации даёт право вступить в должность специалиста по БДД. Многопрофильный центр «Феникс» готов предложить актуальные образовательные программы и оказать содействие при прохождении аттестации в УГАДН.
Аттестация позволяет занять должность специалиста по БДД без привязки к определенной компании, то есть сотрудник может уволиться из одной фирмы и перейти работать в другую, сдавать повторные тесты на новом месте не придётся. Итоги тестирования действуют на протяжении 5 лет, потом необходима переаттестация. После успешного прохождения тестирования ФИО человека вносится в реестр аттестованных специалистов. Этот список можно посмотреть на веб-портале «Росавтотранса».
Занятия проводятся по заочной форме, что является наиболее удобным способом освоения материала специалистами – в особенности теми, чье присутствие на рабочем месте является обязательным. График составляется исходя из наличия у обучающихся свободного времени и в каждом случае формируется индивидуально. Преимущества данной формы проведения занятий заключаются в том, что она не только не требует отрыва специалистов от функциональных обязанностей, но также позволяет значительно оптимизировать затраты предприятий на организацию обучения сотрудников.
Стоимость корочек по организации предрейсового, послерейсового и текущего медицинского осмотра водителей составляет от 3900 рублей, сроки освоения программы составляют 36 часов.
Получение удостоверения по транспортной безопасности (БДД) продолжительностью 72 часа обойдется в 5900 рублей.
Освоение 290-326 часовой программы с получением диплома государственного образца по транспортной безопасности БДД будет стоить 14900 рублей.
После прохождения подготовки слушатели программы получают удостоверение о повышении квалификации на 5 лет или диплом о переподготовке.
Подготовку проходят специалисты организаций, относящихся как к юридическим лицам, так и к индивидуальным предпринимателям. Как правило, основной сферой деятельности выступает организация перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом. При этом данный вид повышения квалификации актуален для:
- инженерно-технического персонала, несущего в организациях ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения;
- контролеров технического состояния автотранспортных средств.
Стоит учесть, что для осуществления своих должностных обязанностей, первая категория сотрудников должна иметь:
- диплом с профильным высшим образованием, а также удостоверение о прохождении соответствующей направлению деятельности подготовки, и последующей аттестацией;
- диплом с непрофильным высшим образованием, а также о переподготовке с прохождением последующей аттестации на соответствие занимаемой должности.
Для второй категории сотрудников, к которым в данном случае относятся контролеры состояния автотранспортных средств, необходимо наличие:
- диплома с профильным образованием не ниже среднего профессионального, а также свидетельства о профессиональной подготовке;
- диплома с непрофильным образованием не ниже среднего, и свидетельства о профессиональной переподготовке, с присвоением категории, соответствующей занимаемой должности.
Не стоит также забывать, что автотранспортные предприятия функционируют на многих производственных объектах, осуществляющих перевозку сотрудников, либо транспортировку используемых в производственных процессах сырья и материалов, конечной продукции потребителю. В штате таких предприятий в обязательном порядке необходимо наличие ответственного специалиста и контролера, отвечающего за досмотр транспортных средств.
После изучения материалов, представленных на занятиях по безопасности движения, специалисты смогут осуществлять такие функции, как:
- организация перевозок пассажиров и грузов, в том числе крупногабаритных;
- разработка мероприятий, направленных на предупреждение возникновения дорожно-транспортных происшествий;
- проведение анализа причин возникновения дорожных происшествий и составление соответствующих отчетов;
- разработка внутренней документации по предупреждению возникновения дорожных происшествий;
- сверка базы данных о дорожных происшествиях с участием транспортных средств предприятия с базой автоинспекции;
- осуществление контроля прохождения водителями медосмотров;
- проведение инструктажей для сотрудников по соблюдению безопасности движения;
- организация стажировки водителей;
- нормирование труда персонала транспортных организаций;
- организация специализированных кабинетов внутри предприятий.
Сотрудники, обученные по направлению, рассчитанному на контролеров транспортных средств, смогут осуществлять:
- предварительный осмотр транспортных средств в соответствии с требованиями законодательных и нормативных документов;
- составление документации о проведённом техническом осмотре;
- формирование мероприятий по организации ремонта автотранспортных средств;
- проведение необходимых измерений и контроля состояния транспортных средств.
Несоблюдение требований по безопасной организации перевозок может быть вызвано отсутствием у ответственных специалистов необходимых знаний, что не освобождает автотранспортные предприятия от ответственности. Она может наступить, согласно статье 12.31.1 КоАП, и выразиться:
- п.1 — при отсутствии у ответственных сотрудников подготовки по БДД и контролю транспортных средств – в виде штрафа на сумму до 100 000 рублей;
- п.2 — при отсутствии медицинского осмотра у водителей – штраф в размере до 30 000 рублей;
- п.3 — при несоблюдении требований о проведении предрейсового контроля – в виде штрафа на сумму до 30 000 рублей;
- п.4 — при несоблюдении требований по организации безопасности перевозок – в виде штрафа в размере до 100 000 рублей;
- п.5 — при допуске водителей без проведения предварительного инструктажа – штраф до 30 000 рублей.
Транспортная безопасность: Статьи
Аттестация проводится со следующей периодичностью:
а) один раз в 5 лет — для работников:
- 1 категории;
- 2 категории;
- 3 категории;
- 8 категории.
б) один раз в 3 года:
- 4 категории;
- 5 категории;
- 6 категории;
- 7 категории.
Деятельность в сфере транспортной безопасности (ТБ) – это системная работа, ориентированная на обеспечение защищенности соответствующих объектов и их нормального функционирования. Получить транспортную лицензию возможно по нескольким основным направлениям, каждое из которых играет собственную роль в достижении конечной цели и дает синергетический эффект при их реализации. К ним относятся безопасность:
- транспортных средств (ТС), то есть гарантия их защищенности от несанкционированных вмешательств в работу и поддержание нормального технического состояния;
- транспортной инфраструктуры, то есть высокое качество дорог общего пользования и элементов дорожной сети, транспортная безопасность автовокзалов, пересадочных пунктов и других инфраструктурных объектов;
- движения, включая эффективное регулирование потоков в ручном режиме и с использованием автоматизированных инструментов;
- перевозок, включая перевозки пассажиров и грузов с учетом специфики каждого направления.
Таким образом, обеспечение защищенности транспортной сферы складывается из нескольких составляющих. Каждая из них регулируется отдельными нормативными документами. В число основных правовых актов в этой области входят:
- Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ о транспортной безопасности;
- Приказ Минтранса РФ от 1 апреля 2015 г. № 145 о правилах аккредитации юридических лиц в качестве подразделений ТБ;
- Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2015 г. № 172 о порядке аттестации сил обеспечения ТБ;
- Постановление Правительства РФ от 14 сентября 2016 года № 924 о требованиях к организации работ по ТБ, которое указывает, как и где получить паспорт обеспечения безопасности транспортного средства;
- Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ, устанавливающий правила лицензирования в России;
- другие нормативные документы.
Поскольку транспортная сфера состоит из множества компонентов, для контроля соблюдения государственных требований в отношении каждого из них применяются различные инструменты. На сегодняшний день среди них выделяются:
- лицензирование – этот вид контроля применяется в области выполнения пассажирских и грузовых перевозок. Лицензирование реализуется в соответствии с 99-ФЗ;
- аттестация работников, привлекаемых для обеспечения ТБ на различных типах объектов, или транспортная лицензия для ЧОП, как ее иногда называют специалисты;
- оформление паспортов на объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортные средства (ТС).
Минтранс готов изменить требования к подготовке персонала по ОТБ
В нормативных актах, которые определяют, сколько стоит лицензия по транспортной безопасности и как ее получить, изменений не было достаточно давно. А вот правила лицензирования безопасности ТС и инфраструктурных объектов изменились совсем недавно – в 2019 году. В соответствии с Федеральным законом от 02.08.2019 г. № 270-ФЗ, который внес изменения в закон о транспортной безопасности, теперь предприятия этого профиля обязаны составлять план обеспечения безопасности ТС и ОТИ.
В рамках этого типа лицензирования для каждого отдельного объекта и инфраструктуры разрабатывается паспорт безопасности установленного образца. В отдельных случаях допускается использование единого паспорта для группы объектов, обладающих схожими характеристиками. Компания вправе разработать его самостоятельно либо заказать паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства на 2020 год в уполномоченной организации. Подготовленная документация направляется для согласования в Росавтодор, который принимает решение об ее утверждении либо о необходимости доработки.
Объем ответственности за невыполнение обязательных требований в сфере обеспечения ТБ и лицензирования определен статьей 11.15.1 КоАП РФ. Ее действие распространяется на самые разные виды нарушений в этой области: например, по ней определяют наказание для компании, которая решила просто купить лицензию по транспортной безопасности, не проходя официальную процедуру ее получения.
Категория виновника |
Наказание при первичном нарушении |
Наказание при повторном нарушении |
Рядовой работник |
Штраф 3-5 тысяч рублей |
Штраф 5-10 тысяч рублей |
Должностное лицо |
Штраф 20-30 тысяч рублей |
Штраф 30-50 тысяч рублей |
Индивидуальный предприниматель |
Штраф 30-50 тысяч рублей |
Штраф 50-70 тысяч рублей или остановка работы до 90 суток |
Организация |
Штраф 50-100 тысяч рублей |
Штраф 100-200 тысяч рублей или остановка работы до 90 суток |
Перечисленные наказания применяются в случае если нарушение, в том числе в сфере лицензирования, было совершено без специального умысла. Если таковой имел место, наказание будет более суровым. Если же допущенное нарушение повлекло за собой серьезные последствия, например, гибель человека, к виновнику применят уже меры уголовной ответственности.
Сотрудники предприятий, которые являются аккредитованными органами по обеспечению ТБ, должны регулярно проходить аттестацию для подтверждения актуальности своих навыков, знаний и умений. Сроки ее проведения зависят от категории, присвоенной конкретному сотруднику, и составляют от 3 до 5 лет. Своевременное прохождение аттестации является обязательным условием продления действующего документа, сведения о котором вносятся в реестр выданных лицензий на транспортную безопасность Росавтодора.
Ответственного за БДД назначают в каждой организации, которая эксплуатирует транспортные средства (п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Для этого издают приказ.
Если организация транспортная, для профилактики дорожно-транспортных происшествий, взаимодействия с ГИБДД и управлением государственного автодорожного надзора (далее — УГАДН) по вопросам безопасности дорожного движения в организациях создают службу БДД при транспортном цехе. Для организаций, которые занимаются транспортными перевозками, УГАДН является контролирующим органом. Он имеет право привлечь к административной ответственности работодателей, если они не выполняют требования федерального законодательства.
На всех предприятиях, эксплуатирующих автотранспорт, должен быть ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения. То же самое касается частных предпринимателей, занимающихся автоперевозками: они тоже должны назначить ответственного.
Руководитель предприятия издает приказ о назначении специалиста ответственным за БДД.
По сути, такой специалист – контролер: он контролирует безопасность. Поэтому его функции нельзя поручить специалисту по охране труда: функции контролера нельзя поручить исполнителю, а специалист по охране труда является как раз исполнителем в деле безопасности. Однако последний обязан оказывать методическую помощь специалисту по БДД. Работа транспортной службы и службы охраны труда на автопредприятии подчиняются одной задаче: минимизировать риск травматизма.