Кто проходит послерейсовый медицинский осмотр

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто проходит послерейсовый медицинский осмотр». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей многие, вообще, никак не организуют на предприятии, по причине своего незнания или нежелания, но это как вы понимаете это чревато.

И если вам нужно навести порядок и разобраться, как выпускать водителей на линию, то в статье постараюсь рассмотреть все, что знаю и с чем сталкивалась про предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, в том числе рассмотрю образцы документов, приказы и нововведения в этом году. Итак, начнем.

Несмотря на ответственность и штрафы, желаю не забывать, что управление автомобилем относится к объекту повышенной опасности, потому как плохое самочувствие водителя может стать причиной ДП и травмой не одного работника, а десятков одновременно и не только работающих в вашей организации, но и других участников дорожного движения.

В машинах часто перевозят детей, а халатное отношение к выпуску водителей на линию, может угрожать и их жизни.

А путевые листы с печатями так часто покупают и продают, потому что у работодателей нет времени, не хочется «заморачиваться» и упускать возможности.

Но если мы все будем ответственно подходить к предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей, то процент несчастных случаев будет гораздо ниже.

Желаю вам эффективной, а главное, безопасной работы!

Если у вас появились вопросы, пишите о них в комментариях, возможно, они послужат основой для следующей статьи.

Предварительный медицинский осмотр необходим при приеме на работу нового сотрудника. На основании итогов медицинского заключения работодатель либо принимает либо отказывает соискателю в должности. Периодический осмотр, как можно догадаться по названию, проходит периодически — раз в год. При этом обследуются сотрудники уже работающие на предприятии.

Целью предварительного и периодического медосмотра является принятие решения о допуске соискателя/сотрудника к определенному виду работ.

Во-первых, это делается с целью заботы о здоровье потенциального работника. В ходе медицинского исследования могут быть выявлены противопоказания к некоторым видам деятельности. В таком случае работодатель не имеет права допускать человека к работе.

Если при периодическом медосмотре у работника выявлены профессиональные заболевания, вызванные условиями труда, предприятие может предложить альтернативную вакансию, которая подойдет сотруднику по состоянию здоровья.

Во-вторых, медосмотр необходим, чтобы обезопасить окружающих и коллег соискателя/сотрудника. Например, в случае выявления инфекционных заболеваний или патологий, которые могут повлечь за собой ситуацию, представляющую угрозу окружающим.

Периодические медосмотры также проводятся, чтобы выявить у сотрудников возможные профессиональные заболевания и назначить профилактику или лечение

А обязательно ли вообще прохождение предварительного/периодического медосмотра? Если к работе был допущен сотрудник без прохождения медосмотра, либо с выявленными к данному виду деятельности противопоказаниями, работодатель должен понести за это ответственность и выплатить штраф в размере:

  • 15 000 — 25 000 рублей на должностное лицо;
  • 15 000 — 25 000 рублей на индивидуального предпринимателя;
  • 110 000 — 130 000 рублей на юридическое лицо.

Если сотрудник был принят на работу без медосмотра повторно, штрафные санкции увеличиваются:

  • 30 000 — 40 000 руб. либо дисквалификация на 1-3 года для должностных лиц;
  • 30 000 — 40 000 рублей для ИП или административным приостановлением деятельности до 3 месяцев;
  • 100 000 — 200 000 рублей или приостановление деятельности организации на период до 3 месяцев.

Если работник не прошел предварительный/периодический медосмотр, то работодатель имеет право не принимать на работу/уволить такого сотрудника.

Как организовать медосмотр: порядок проведения

Перед тем как организовать медосмотр на предприятии нужно составить список работников, для которых проведение медосмотра является обязательным (об этом мы писали выше). Согласно пункту 20 Приложения № 3 Приказа № 302н документ должен содержать:

  • список работников, которые должны проходить медосмотр;
  • вредные и опасные производственные факторы, которые выявляются с помощью специальной оценки труда.

Чтобы провести периодический медосмотр в организации работодатель может выбрать любое медицинское учреждение (муниципальное или частное). Главное — наличие сертификата и лицензии на проведение лечебно-профилактической деятельности. Можно проводить медосмотры в разных организациях каждый год.

Чтобы заключить договор, просто свяжитесь с выбранной организацией, оставьте заявку на организацию медосмотра.

Далее нужно направить работников на медосмотр. Что должно быть указано в направлении:

  • Название организации;
  • Основные реквизиты фирмы(ОКВЭД, форма собственности, юридический адрес);
  • Ф. И. О. и дата рождения работника;
  • Название и адрес медицинского учреждения, где будет проводится обследование;
  • Тип обследования (предварительный или периодический медосмотр);
  • Профессия или должность, на которую претендует работник;
  • Полный список вредных производственных факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье сотрудника.

Компания дает клинике готовый список работников подлежащих медосмотру и оплачивает услуги. В ином случае сотрудник выбирает место обследования самостоятельно.

Сотрудник должен прийти в указанное в направлении медицинское учреждение в выделенный для медосмотра день. В поликлинике/медицинском центре ему выдается перечень специалистов и анализов.

Приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 N 835Н

1. Настоящий Порядок определяет правила проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.

2. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации .

3. Требование о прохождении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами .

4. Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения .

5. Послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения .

6. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства,,если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов .

7. Проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров осуществляется за счет средств работодателя .

8. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя ) (далее — медицинская организация) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).

9. Организация проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров возлагается на работодателя .

10. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в следующем объеме:

1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса;

2) выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:

количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе;

определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.

При наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь проводится отбор мочи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г. N 40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 февраля 2006 г., регистрационный N 7544) для определения в ней наличия психоактивных веществ.

11. В случае региетрации у работника отклонения величины артериального давления или частоты пульса проводится повторное исследование (не более двух раз с интервалом не менее 20 минут).

12. По результатам прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра медицинским работником выносится заключение о:

Перечень контингентов и поименный перечень лиц, направляемых на медосмотры в новом документе заменены на:

  • Список лиц, подлежащих предварительным медицинским осмотрам;
  • Список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам.

Оба списка абсолютно одинаковы, за исключением названия документа, и включают в себя следующую информацию:

  • Наименование профессии или должности;
  • Структурное подразделение (при наличии);
  • Наименование вредных производственных факторов, работ в соответствии с Приложением к Порядку;
  • Наименование вредных производственных факторов, установленных в результате СОУТ.

По новому Приказу №29н вредные факторы в списках лиц проставляются в любом случае и не зависят от наличия и результатов СОУТ. Важно внимательно изучить новое Приложение к Приказу с перечнем факторов, так как многие факторы переработаны, изменены и добавлены.

Также нововведением стал тот факт, что теперь работодателям, у которых нет декретированного контингента, требующих наличия личных медицинских книжек, список лиц в Роспотребнадзор можно не подавать вовсе.

Во-первых, направление на медосмотр теперь может выдаваться в электронном виде и должно заноситься в электронный журнал выдачи направлений. Если нет технической возможности выпускать и передавать электронные заключения (нет ЭЦП у вас или у сотрудника, или не организован защищенный канал связи), допускается применение бумажных направлений. А вот журнал выдачи направлений в электронном виде вести придется точно.

Во-вторых, в направлении теперь в обязательном порядке необходимо указывать номер страхового полиса ОМС или ДМС направляемого на медосмотр сотрудника. Поэтому, если у вас в штате имеются иностранные сотрудники, они должны будут иметь хотя бы минимальный полис ДМС.

Когда соискатель или сотрудник приходит на медосмотр, медицинская организация вправе войти в систему ЕМИАС для получения данных из медицинской карты. Это необходимо для того, чтобы такой сотрудник не смог скрыть информацию о своем здоровье.

Высокое давление или пульс сотрудника может быть просто реакцией на белый халат, а может быть следствием давней гипертонической болезни, с которой сотрудник наблюдается в районной поликлинике. Поэтому врачам с такой возможностью будет проще отследить проблемы со здоровьем, инвалидность и скрытые заболевания пришедшего на медосмотр. Конечно, такой доступ на данный момент есть не у всех медучреждений, но закон уже активно смотрит вперед в направлении всеобщей цифровизации.

С одной стороны, понятие мобильной медицинской бригады в новом Приказе №29н узаконено. И, казалось бы, теперь проведение выездных медицинских осмотров теперь разрешено. Но есть там одна формулировка, которую нельзя оставить без внимания: «Периодический осмотр работников может проводиться мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов в медицинской организации. Работники перед проведением периодических осмотров мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов проходят в медицинских организациях диагностические исследования». Это значит, что ПЕРЕД таким выездным медосмотром, например, на территории работодателя, сотрудник должен сдать все анализы и пройти необходимые диагностические исследования в медицинской организации, что в принципе сложно достижимо и проверяемо, поэтому выездным медосмотрам БЫТЬ!

Например, пришла проверка, инспектор задает вопрос: Где ваши работники сдавали анализы? Какие исследования делались выездной бригадой, а какие – в клинике? Соответственно, работодателю нужно заранее планомерно проводить надлежащее информирование работников о том, чтобы своевременно сотрудники предоставляли результаты анализов, которые были получены по месту прикрепления к медучреждению в рамках ОМС, либо результаты анализов сданных в той организации, с которой на медосмотры заключен договор у работодателя.

Новые правила проведения медосмотров с 2021 года

Согласно новому Приказу №29н, медицинские организации при проведении как предварительного, так и периодического медосмотра, должны учитывать результаты ранее проведенных медосмотров, данные диспансеризации или иных осмотров (проведенные не позднее 1 года), подтвержденных медицинскими документами в установленном порядке либо путем электронного обмена между медицинскими организациями.

Поэтому работодатель перед грядущим периодическим медосмотром теперь может вежливо попросить своих сотрудников обратиться в поликлинику по месту жительства или регистрации для прохождения диспансеризации. Ее результаты нужно приложить к направлению на медосмотр. Эти результаты должны принять в медицинской организации, с которой заключен договор на проведение медосмотров, и не учитывать их в стоимости медосмотров.

Точно по такой же схеме медицинская организация должна принять результаты прошлого медосмотра (например, с предыдущего места работы) или в случае, если направляемый сотрудник недавно лежал в стационаре и проходил часть обследований (ЭКГ, общий анализ крови, мочи и т.д.).

Конечно, если при осмотре терапевта выявлены симптомы какого-либо заболевания, медучреждение имеет право отправить на повторное проведение обследования такого сотрудника.

Например, если у обследуемого в течение прошлого года была проведена ЭКГ и все показатели в норме, но пульс выше нормы – в таком случае врач имеет право отправить на повторное ЭКГ такого сотрудника.

Да, не все медицинские организации заинтересованы принимать заключения от сторонних/конкурирующих медучреждений. Но, согласно Приказу № 29н, обязаны! Если у вас заключен договор с медорганизацией на 2021 год согласно Приказу № 302н, и работники начали проходить его по графику, после 1 апреля перезаключать договор не нужно! Достаточно заключить доп.соглашение, зафиксировать цены на дополнительные исследования – на осмотр невролога и УЗИ малого таза. В идеале переработать спецификацию услуг по позициям, чтобы не платить за те исследования, которые сотрудник предоставит из сторонней медицинской организации.

Согласно новому Приказу №29н, теперь работодатель имеет право отправить на внеочередной медосмотр при наличии рекомендаций по итогам медицинских осмотров или после нетрудоспособности работника.

Бывали ситуации, когда после прохождения медосмотра, сотрудник уходил на длительный больничный с нехорошим диагнозом. И по выходу с больничного у работодателя были сомнения о возможности выполнения им обязанностей на рабочем месте с вредными и опасными факторами, но официально такого сотрудника нельзя было отправить на внеочередной медосмотр. А теперь можно. Это в разы снизит трудовые споры с сотрудником, в случае его отстранения от работы с последующим увольнением в связи с профнепригодностью после внеочередного медицинского осмотра.

Для всех категорий работников, направляемых на медицинский осмотр с 1 апреля 2021 года, добавилось обследование врача-невролога, а также обследование УЗИ малого таза, причем для всех работников-женщин 1 раз в год, независимо от их возраста. Маммография также стала ежегодным обследованием для женщин, а не 1 раз в 2 года, как было ранее, что существенно влияет на удорожание медосмотров женщин, чем и воспользовались абсолютное большинство медицинских учреждений России.

Если изучить все требования Порядка №29н, то можно прийти к мысли, что кардинальных изменений в структуре проведения медицинских осмотров по сравнению со старым Порядком №302н нет.

Можно выделить топ-10 нюансов, на которые необходимо обратить свое внимание:

1. Изменился перечень работ и факторов (раздел IVПорядка №29н), согласно которому составляется список профессий, подлежащих медицинскому осмотру:
— исчезла отсылка прохождения медосмотра сотрудникам, работающим за компьютером, если превышен ПДУ электромагнитного поля широкополосного спектра частот. Теперь «офисники» должны проходить обследование только при установленном классе 3.1 и выше специальной оценкой условий труда (Письмо Минтруда России от 04.03.2021 № 15-2/ООГ-581);

  • работники медицинских учреждений должны проходить предварительный (периодический) медосмотр (п.п.27 раздел VI Приложения Порядка №29н);
  • работники образовательных организаций подлежат медицинским осмотрам, так как их работа направлена на воспитание и обучение детей (п.п.25 раздел VI Приложения Порядка №29н).

Медосмотр сотрудников: кто и когда должен проходить

  • Свежие
  • Посещаемые

Примечательно, что проведение предрейсового медицинского осмотра водителей одновременно регулируется сразу несколькими (не противоречащими друг другу) нормативно-правовыми источниками:

  • приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н;
  • письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32;
  • приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555.

Кроме того, некоторые аспекты проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей регулируются нормами ст. 23 закона «О дорожном движении» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

Объект регулирования указанных НПА частично совпадает (а если говорить именно о предрейсовом осмотре водителей, совпадает полностью), но основным документом, положения которого следует изучать работодателям, можно считать наиболее поздний — приказ Минздрава № 835н.

Отметим, что во всех указанных источниках права, изданных Минздравом, есть положения, предписывающие работодателям использовать в целях фиксации результатов предрейсового медосмотра водителей специальный журнал регистрации. При этом только в приказе Минздрава СССР № 555 присутствует рекомендуемая форма этого журнала.

Образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей см. здесь.

Итак, самый свежий из указанных НПА, регулирующий проведение медосмотра водителей, — приказ Минздрава РФ № 835н. Его положения актуальны также и для 2021 года.

Проведение предрейсового медосмотра водителей — обязанность работодателя, предусмотренная законом. В ходе ее выполнения предприятию важно соблюсти процедуры, предусмотренные положениями приказа Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н.

Изучить прочие нюансы проведения медосмотров работодателями вы можете в статьях:

  • «Медицинский осмотр при приеме на работу (нюансы)»;
  • «Медосмотр при приеме на работу — порядок и нюансы».

Источники:

  • Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ
  • Трудовой кодекс РФ

Предрейсовые осмотры регулируются целым рядом нормативных актов:

  • Приказом Минздрава от 15 декабря 2014 года №835.
  • Письмом Минздрава от 21 августа 2003 года №2510/9468-03-32.
  • Приказом Минздрава от 29 сентября 1989 года №555.

Отдельные особенности выполнения обследований устанавливаются статьей 23 закона №196. Самая новая редакция закона о предрейсовом осмотре – Приказ Минздрава №835 от 1 мая 2015 года.

Новый порядок проведения обязательных медосмотров

Затраты на предрейсовые осмотры зависят от количества водителей, которые выходят в рейс в сутки:

  • 1-2 человека – 5 тысяч рублей.
  • 3-4 человека – 7 тысяч рублей.
  • 5-7 сотрудников – 10 тысяч рублей.
  • 8-15 водителей – 12 тысяч рублей.
  • 16-30 водителей – 15 тысяч рублей.
  • 31-50 – 18 тысяч рублей.
  • Более 50 водителей – 21 тысяча рублей.

Проведение осмотра медицинским работником, работающим на самом предприятии, является наиболее затратным. Работодателю придется ежемесячно выплачивать сотруднику зарплату. Однако если в компании есть много водителей, дешевле будет как раз нанять врача для обследований.

Во время выполнения рейса водителя транспортного средства нередко подстерегают различные неприятные ситуации: недомогание, утомление, усталость и т. д. Для того, чтобы избежать возможных дорожно-транспортных происшествий, необходимо убедиться в том, что водители как перед рейсом, так и после него, находятся в адекватном состоянии. Данная процедура является обязательной и проводится перед/после каждого рейса.

Порядок проведения медицинского осмотра водителей перед поездкой меняется практически ежегодно. 2019 год не стал исключением — новые решения законодательного совета Российской Федерации установили порядок оказания медицинской помощи и медицинских осмотров водителей. Теперь все процедуры будут выполняться с использованием технологий телемедицины.

Последний раз изменения, которые касались предрейсовых осмотров водителей, вносились в 2015 году. Согласно внесённым изменениям в законодательство, все медицинские процедуры оплачиваются исключительно нанимателем. Кроме того, процедура предрейсового осмотра для индивидуальных водителей также остаётся обязательной.

Также, внесённые изменения коснулись и других моментов и нюансов проведения процедуры медицинского осмотра. Так например, медицинских специалистов обязали вести специальный журнал учёта медосмотров. Журнал должен заполняться только по строго установленной норме и рекомендациям. Все изменения в предрейсовых осмотрах водителей, которые были внесены в законодательство в 2015 году, остаются актуальными и по сей день.

Все без исключения шофёры обязаны проходить медицинское обследование перед каждым рейсом — не имеют значения вид служебных обязанностей, тип транспортного средства или компания, на которую работает водитель. Причём период времени, потраченный на медицинский осмотр водителя, считается его рабочим временем. Предрейсовый осмотр водителя проводится в следующей последовательности:

  • выясняется, есть ли у водителя жалобы на самочувствие и состояние здоровья

  • производится измерение артериального давления, пульса и температуры тела, визуальный осмотр

  • проводится проверка на наличие алкогольной или наркотической интоксикации (при необходимости, можно провести и лабораторные исследования)

Все результаты медицинского осмотра водителя заносятся в специально предназначенный для этого путевой лист водителя. В случае, если медицинский специалист выявил значительные нарушения состояния здоровья водителя, шофёр не допускается к управлению транспортным средством. При необходимости, врач может направить водителя в ближайшее медицинское учреждение для лечения или реабилитации.

Проведение медицинского обследования перед поездкой предназначено для решения одной основной задачи — не дать управлять машиной человеку, находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или в плохом самочувствии. Особенно это касается водителей, которые занимаются транспортировкой государственно важных или потенциально опасных грузов, а также людей.

Для проведения предрейсового медосмотра врачам потребуются следующие инструменты и оборудование:

  • кушетка

  • алкометр, а также тесты на наркотики

  • приборы для измерения артериального давления и температуры тела

  • медикаменты и инструменты для оказания первой медицинской помощи

Предрейсовый медицинский осмотр водителей

Порядок проведения послерейсового медосмотра практически ничем не отличается от медицинских процедур, которые проходят водители перед рейсом. Тем не менее, у послерейсового осмотра водителей есть определённые особенности. Послерейсовый осмотр водителей призван решить две основные задачи:

1. Проконтролировать здоровье шофёра и проследить, как оно изменилось за время выполнения рейса. Для медицинского специалиста важно вовремя выявить возможные недомогания и другие негативные факторы.

2. Определить, употреблял ли водитель какие-либо наркотические средства или алкогольные напитки во время рейса. При первом подозрении на употребление запрещённых веществ медицинский специалист обязан провести анализ мочи и выдыхаемого воздуха. Если водитель по каким-либо причинам отказывается сдавать анализы, врач должен составить специальный акт.

Послерейсовый медосмотр водителей имеют право проводить исключительно аккредитованные медицинские специалисты, обладающие соответствующей лицензией на право осуществления такой деятельности. То есть, каждое предприятие, имеющее штат водителей, должно обладать лицензией на проведение медицинских осмотров для водителей или действующий договор с медицинской организацией, имеющей такую лицензию. Лицензия подразумевает закрепление за каждым предприятием собственного штатного медика, который проводит послерейсовые медосмотры водителей согласно рейсовому расписанию водителей.

Владельцам небольших предприятий, в которых работают несколько водителей, лучше всего обратиться в специальные организации, которые предоставляют услуги по пред- и послерейсовому осмотру водителей.

Порядок проведения послерейсового осмотра водителей регулируется специальным актом, в котором фиксируются все детали и нюансы медицинской процедуры. За своевременность проведения и порядок заполнения журнала медосмотра должен отвечать специальный сотрудник, который назначается руководством компании, оказывающей услуги по перевозкам грузов или людей.

Закон не запрещает проводить пред- и послерейсовые медосмотры водителей разными медицинскими организациями. Однако для удобства владельцев компаний и предприятий лучше всего, чтобы обе процедуры проводились одной организацией — так можно быть уверенным в непредвзятости результатов медицинских обследований.

После того, как медицинский специалист завершил все процедуры по проверке состояния водителя после рейса, необходимо внести результаты обследования в специальный Журнал регистрации. Журнал учёта результатов медицинских обследований должен быть на каждом предприятии или организации, которая оказывает услуги по транспортировке грузов или людей.

Действующее законодательство позволяет вести Журнал регистрации как в бумажном, так и в электронном виде. Сведения, которые заносятся в Журнал учёта:

  • личные и контактные данные водителя

  • заключение медицинского специалиста

  • когда был проведён медицинский осмотр (число, месяц и год)

Все результаты проведённого послерейсового медосмотра заверяются личными подписями медицинского специалиста и водителя.

Если водители не проходят соответствующего медицинского обследования после рабочей смены, то это расценивается как серьёзное административное нарушение. Владелец предприятия, занимающегося перевозками грузов или людей, облагается штрафом. Для компании размер штрафа может составлять от 30 000 до 50 000 рублей.

Водитель, который не прошел послерейсовый медосмотр, или по каким-то причинам отказался его пройти, отстраняется от выполнения своих обязанностей на неопределённый срок. Работодателю нет необходимости оплачивать водителю период простоя.

Необходимые документы

  • Паспорт гражданина

Необходимые обследованиЯ

  • Медицинская сестра

Общая информация

  • Время прохождения: 5 минут
  • Время готовности: Сразу
  • Срок действия: 1 день

Предрейсовый медицинский осмотр водителей в 2021 году

Законодательно уставлен порядок проведения и прохождения данных процедур. В соответствии с ним, оказание услуг по проведению предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей возможно только медицинскими работниками с высшим/средним профессиональным образованием. Для проведения полноценного медосмотра они должны:

  • Выполнить сбор жалоб и визуальный осмотр пациента, включая осмотр слизистых оболочек и кожного покрова;
  • Измерить артериальное давление и температуру тела;
  • Исследовать пульс;
  • Выявить признаки любого вида опьянения и его остаточные явления путём проведения инструментальных и, возможно, лабораторных, исследований.

На тот случай, если во время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей медицинский работник регистрирует какие-либо отклонения, то он имеет соответствующие инструкции, которым будет следовать далее.

Если предрейсовый медосмотр не выявил признаков временной нетрудоспособности и нуждаемости в оказании медицинской помощи, то результаты будут занесены журнал регистрации (в прошнурованный и пронумерованный или электронный), а путевой лист для водителей будет иметь отметку «прошёл осмотр и к исполнению трудовых обязанностей допущен» с подписью врача и датой.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей может проводиться как в медучреждении, так и на предприятии. Организация предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей возлагается на работодателя/нанимателя и осуществляется за его счёт.

Чтобы знать, как правильно должен проводиться предрейсовый медосмотр водителя и грамотно его организовать следует ознакомиться с регулирующими законодательными нормами:

  • приказ Минздрава СССР от 29.09.1989г. №555;
  • приказ Минздрава РФ от 15.12.2014г. № 835н;
  • приказ Минтранса РФ от 08.08.2018г. №296;
  • письмо Минздрава РФ от 21.08.2005г. 2510/9468-03-32;
  • письмо Минтранса РФ от 08.04.2019г. № Д3-531-ПГ.

Тонкости организации, которые предусматривает предрейсовый медосмотр на предприятии, касаются прежде всего помещения, где он будет осуществляться. Для проведения осмотра на предприятии выделяется помещение под медицинский кабинет. Он должен включать следующее оснащение:

  • мебель: кушетку, письменный стол, стол для медицинского оборудования, стулья, шкаф для одежды;
  • устройства и приспособления: настольная лампа, сейф, вешалка для верхней одежды;
  • приборы: оборудование для отбора биологических сред, тонометр, термометр, стетофонендоскоп, алкотестер, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики;
  • сумка с медикаментами для оказания неотложной медпомощи;
  • шпатели медицинские.

Помещение должно состоять из двух комнат и быть площадью более, чем 12 м2.

Задумываясь о том, сколько стоит проведение предрейсового медосмотра водителей, следует учитывать место его проведения, частоту, штат работников. Ведь разница в стоимости может быть существенной если, например, требуется разовый выездной предрейсовый медицинский осмотр одного водителя и медосмотр двадцати пяти водителей 20 раз в месяц.

Организация предрейсового медосмотра водителей

Законодательство разрешает проводить медосмотр водителей перед рейсом и по возвращении только специально назначенным медработникам. Они должны проходить соответствующее обучение и иметь действительный сертификат. За качество организации медосмотров отвечают работодатели. Им разрешено:

  • привлекать на договорных условиях сотрудников больниц. При этом нужно следить, чтобы у больницы имелась лицензия на проведение этой категории медосмотров;
  • вводить соответствующего медработника в свое штатное расписание, создавать соответствующие подразделения. Право так делать прописано в п. 4 ст. 24 ФЗ № 323-ФЗ. В зависимости от объема работы и количества задействованного персонала можно организовать кабинет, медпункт, медчасть. В обязанности медперсонала такого подразделения целесообразно включать не только проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, а и предоставление медпомощи всем трудящимся компании.

Чтобы организовать качественные медосмотры водителей своей организации, собственнику нужно:

  1. Утвердить и ввести в действие соответствующее положение.
  2. Подготовить помещение для медосмотров. Требования к нему изложены в методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале стати).
  3. Утвердить количество медработников, которые будут проводить медосмотры, установить график их работы.
  4. Периодически организовывать для них повышение квалификации и обучение. Если медработники числятся в штате компании, это делает работодатель, в штате больницы – больница. Для исключения недоразумений это целесообразно прописывать отдельным пунктом договора на медуслуги.
  5. Обеспечить медпункт всей документацией, в т.ч. журналами предрейсового медицинского осмотра водителей образца 2021 г.

Требования к помещению для медосмотров согласно методики Минздрава:
— состоит минимум из 2 комнат. Первая используется для всех видов медосмотров. Во второй комнате водители сдают анализы (например, кровь, мочу);
— хорошо освещено;
— оборудовано: кушеткой, офисной мебелью, светильниками, шкафом, вешалкой, сейфом;
— оснащено: термометрами, тонометрами, алкотестерами, приборами на выявление паров спирта, экспресс-тестами на наркотики, медшпателями, укомплектованной сумкой для оказания первой медпомощи. Минимальное количество каждого из инструментов приведено в методике.

Стандартная схема организации медосмотра водителей перед рейсом

  • На процедуру водитель приносит с собой путевой лист. Заходить в кабинет следует по одному.
  • Пока очередной пациент входит, медработник оценивает его походку (идет уверенно, ровно, шатается, натыкается на мебель), внешний вид (опрятный, неряшливый, уверенный, нервный, задумчивый, «потерянный»), особенности поведения (держится спокойно, ерзает, нервничает, старается отодвинуться подальше, прячет руки).
  • Медработник собирает анамнез – опрашивает водителя, как он себя чувствует, выспался ли он, есть ли у него жалобы на состояние здоровья, настроение.
  • Если водитель на что-то жалуется (например, на высокое давление), медработник должен измерить его значение и выяснить, действительно ли значение этого параметра отклоняется от нормы и мешает работе.
  • Медработник осматривает кожу – ее цвет и целостность (сигналами опасности считается наличие свежих ран, мест уколов, расчесанные области и т.д.);
  • Медработник осматривает глаза – слизистые оболочки, склеры, зрачки.
  • Медработник измеряет АД и ЧСС. Температуру нужно измерять, если есть признаки ее повышения.
  • Медработник заполняет Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей. Образец документа доступен для скачивания ниже. Если претензий нет, медработник проштамповывает путевой лист, заполняет графы штампа. На этом процедура заканчивается. Осмотр считается пройденным, и водитель отправляется работать.

Послерейсовый медосмотр организовывается так же. Он проводится для контроля:

  • поведения трудящихся в течение смены. Это помогает предупредить употребление запрещенных веществ после заполнения медработниками маршрутных листов.
  • воздействия на водителей ОПФ и вредностей во время выполнения производственных заданий.

Медосмотр водителя перед рейсом заканчивается недопуском, когда:

  • была установлена временная нетрудоспособность трудящегося. Признаки – головокружение, высокая температура, тошнота, рвота, расстройство желудка, высокое АД, начавшееся ОРВИ. В этом случае водителя направляют в больницу на осмотр, после чего его могут отправить на больничный или дать «отлежаться денек» (по справке).
  • проба на алкоголь или наркотические вещества оказалась положительной. Порядок действия медработника следующий: оформляет соответствующие документы, образцы которых приведены методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале статьи), и направляет водителя в больницу на прохождение уточненных анализов.
  • медработник отметил влияние на поведение, скорость реакции лекарств, которые водитель принимает при лечении от общего заболевания.
  • Кому подчиняется служба охраны труда в организации?
  • Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда
  • Виды ответственности за нарушение требований охраны труда
  • Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
  • «Обязанности работника в области охраны труда» что это такое?
  • Обучение «Техносферная безопасность»
  • «Техносферная безопасность» что это за специальность
  • Центр охраны труда Белгородской области официальный сайт
  • Программы обучения по охране труда по профессиям
  • Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда»
  • Стандарт специалиста по охране труда 524н
  • Приказ 559н требования к квалификации
  • ЕТКС «Специалист по охране труда»
  • Постановление 1/29
  • ГОСТ 12 0 0 004-90 — имеет статус «недействительный»
  • Выбираем учебный центр по охране труда
  • БГТУ им Шухова дистанционное обучение
  • Дистанционное обучение по охране труда

Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Послерейсовые медицинские осмотры должны проходить только те водители, которые занимаются перевозками пассажиров и грузов. На остальных данное требование не распространяется.

Отметка о медосмотре в путевом листе: кто, когда и как должен ее проставить

Обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных частью 4 статьи 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

4. В целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Существует 2 варианта проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров:

  • Нанять медицинского работника в штат. Данный вариант подходит для больших организаций.
  • Привлекать медицинских работников, работающих в других учреждениях. Этот вариант подходит для небольших фирм.

Медицинские осмотры в любом случае проводятся за счет работодателя:

5. Обязательные медицинские осмотры, указанные в пункте 3 настоящей статьи, проводятся за счет средств работодателя.

  1. Закон о Безопасности Дорожного Движения с многочисленными изменениями от 30.07.19 г. № 196-ФЗ, статьи 20 и 23.
  2. Медицинские осмотры некоторых категорий работников: ст. 213 ТК РФ № 197-ФЗ от 30.12.01 (в новой редакции действует с 13.08.20 г.).
  3. Порядок проведения предрейсовых, предсменных, послерейсовых, послесменных медицинских осмотров водителей: Приказ Минздрава РФ № 835н от 15.12.14 г. (с новыми поправками выйдет в конце I квартала 2021 г.).
  4. Закон об охране здоровья граждан (соблюдение врачебной тайны ст. 13; виды медосмотра, диспансеризация: ст. 46 п. 2; части 4-5) РФ № 323-ФЗ от 21.11.11 г. в последней редакции, действующей с сентября 2020 года.
  5. Статья 94. Закона № 242-ФЗ от 29.07.17 г. Сведения о лицах, … в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования.

Обратите внимание: 22 пункт норматива (№ 242-ФЗ ст. 94) изменят в 2022 году на основании Закона № 439-ФЗ от 25.12.18 г.

  1. Минтранс РФ утвердил Положение №15 на основании Федерального Закона №197-ФЗ (30/12-01 г.) ТК РФ; ст. 329 об учете отдыха и рабочего времени водителя. В новой редакции вступил в силу 13/08-20 г.
  2. Приказ Минздрава России от 14.07.2003 № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения»: В приложении 7 и 8 приводится список изучаемых тем при подготовке медработников по ПМО и освидетельствованию на алкоголь. Каждый курс занимает 36 часов, в совокупности — 72. Возможно дистанционное обучение.
  3. Часть 3 статьи 19 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

В 20 статье Закона №196-ФЗ говорится о том, что обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся до начала рабочего дня водителей, управляющих автотранспортом, принадлежащим юрлицам, включая ИП. Когда транспорт числится на балансе организации, чтобы совершать рейсы, требуется оформлять путевой лист со всеми реквизитами.

Если техникой управляет владелец ТС — физическое лицо, прохождение ПМО необходимо при транспортировке груза (багажа) или пассажиров. Для собственных нужд разрешается, например, использовать таксомотор без путевки с отметкой о пройденном медосмотре. При этом цель — личная поездка, не должна ставиться под сомнение.

Примечание: Выезжать на линию без предрейсового медконтроля могут водители, рейс которых нельзя отложить. Сотрудники экстренных служб: Скорая медпомощь, МЧС, Аварийные подразделения и пр., проходят медконтроль в период отсутствия срочных вызовов.

Заступая на работу, до выхода на линию, водители должны пройти медосмотр и поставить отметку контролера о техосмотре ТС. Независимо от того сколько времени занимает дорога до медорганизации и обратно, включая сам осмотр, оно засчитывается в рабочие часы. Работодатель не имеет права возлагать эту обязанность только на водителя, тем более, вычитать этот период из трудового дня.

Послерейсовый или послесменный медконтроль осуществляют в конце смены или по завершению поездки, если она превышает раб. день. Необходимо также соблюдать режим рабочего времени. В графике сотрудника учитывают периоды отдыха и нахождения за рулем. Правила учета нормо-часов, регулируются Законом №197-ФЗ. Время проведения ПМО медик указывает в штампе-допуске путевого листа.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *