Кого из руководства силовых структур обвиняли в харазменте Россия 2921

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кого из руководства силовых структур обвиняли в харазменте Россия 2921». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

13 сентября 2013 года Главное военное следственное управление Следственного комитета РФ возбудило уголовное дело в отношении главнокомандующего Сухопутными войсками РФ генерал-майора Владимира Чиркина. Ему было предъявлено обвинение по ч. 4 ст. 290 Уголовного кодекса (УК) РФ («Получение взятки должностным лицом»). По данным следствия, в 2008 году Чиркин получил 450 тыс. рублей за выделение однокомнатной квартиры в Наро-Фоминске Московской области бывшему военнослужащему Кантемировской дивизии Владимиру Лопанову, которому квартира полагалась по закону. Свою вину генерал не признал. 2 декабря 2013 года Владимир Чиркин был освобожден от должности главкома Сухопутных войск. 14 августа 2015 года Московский гарнизонный военный суд приговорил его к пяти годам лишения свободы в колонии строгого режима и лишению звания. 23 декабря 2015 года Окружной военный суд Москвы переквалифицировал дело на ч. 3 ст. 159 УК РФ («Мошенничество с использованием служебного положения»), заменил экс-командующему тюремное заключение штрафом в 90 тыс. рублей и восстановил его в звании. 19 февраля 2016 года 235-й гарнизонный военный суд (Москва) досрочно снял с Владимира Чиркина судимость, однако 11 октября того же года это решение было отменено Верховным судом РФ. Дело было отправлено на новое рассмотрение. 15 декабря 2016 года Московский военный окружной суд подтвердил приговор от 23 декабря 2015 года.

В Москве арестовали задержанного при получении взятки борца с коррупцией

19 октября 2013 года 235-й гарнизонный военный суд (Москва) приговорил к пяти годам лишения свободы в колонии общего режима, а также лишил звания бывшего заместителя командующего военно-транспортной авиацией генерал-майора Валерия Шемякина. Он был осужден по ч. 4 ст. 159 («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере») и ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий») за серию махинаций с жильем, проведенных в 1999-2010 годах. Также от генерала потребовали компенсировать ущерб Минобороны в размере 6,7 млн рублей. Шемякин не признал себя виновным. 24 декабря 2013 года Московский окружной военный суд смягчил ему наказание до трех лет и шести месяцев в колонии общего режима. 28 октября 2014 года Военная коллегия Верховного суда изменила наказание Валерию Шемякину на условное с испытательным сроком в три года. Кроме того, ему было возвращено воинское звание генерал-майора.

29 октября 2013 года Воронежский гарнизонный военный суд вынес приговор в отношении генерал-майора Валерия Сосницкого. Его обвиняли в мошенничестве, совершенном с использованием служебного положения. Следствие установило, что, занимая должность заместителя командующего объединением ВВС и ПВО, генерал выпускал приказы о своем премировании за участие в утилизации боеприпасов. При этом в действительности такой работой он не занимался. Ущерб следствие оценило в 224 тыс. рублей. Эту сумму Сосницкий возместил Минобороны РФ. Суд признал его виновным по двум эпизодам хищений и приговорил к наказанию в виде штрафа в размере 150 тыс. рублей.

28 ноября 2013 года Главным военным следственным управлением СК РФ в отношении экс-министра обороны Анатолия Сердюкова (занимал должность в 2007-2012 годах) было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 293 УК РФ («Халатность»). Как установило следствие, возглавляя ведомство, Сердюков поручил построить за счет бюджета автомобильную дорогу от села Краса Икрянинского района Астраханской области до острова Школьный. На территории острова располагается база отдыха «Житное», которая принадлежала Валерию Пузикову, мужу сестры Анатолия Сердюкова. Кроме того, по приказу главы Минобороны, для работ по благоустройству базы отдыха привлекались солдаты. По данным следствия, в результате действий бывшего министра государству был причинен ущерб на сумму более 56 млн рублей. Сердюков объяснял свои действия тем, что в обмен на помощь в строительстве дороги владельцы базы обещали обеспечить военнослужащих льготными путевками. Уголовное дело в отношении Анатолия Сердюкова было прекращено 14 февраля 2014 года по амнистии, объявленной в связи с 20-летием Конституции РФ.

В России началась серьёзная чистка силовых структур

30 октября 2018 года в Москве был задержан генерал-лейтенант Сергей Чварков, заместитель начальника Военной академии Генштаба ВС РФ по научной работе (в 2016 году он возглавлял Координационный центр по примирению враждующих сторон в Сирии). Второй Западный военный суд (бывший Московский окружной военный суд) избрал ему меру пресечения в виде запрета определенных действий, а затем изменил ее на подписку о невыезде и надлежащем поведении. Генералу были предъявлены обвинения в совершении мошенничества в особо крупном размере. В период предварительного следствия (уголовное дело было возбуждено 28 апреля 2018 года) Сергей Чварков обвинялся в хищении денежных средств в ходе реализации госконтракта на 400 млн рублей, заключенного между Военной академией и АО «НПО Русбитех». Предметом договора было оказание академии «специальных технических услуг» в период с 2015 по 2017 год. Однако в окончательной редакции обвинение было изменено. Генералу инкриминировали хищение у семи подчиненных зарплаты на сумму 4,3 млн рублей. Приказом начальника Генштаба ВС РФ от 6 ноября 2018 года Сергей Чварков был отстранен от занимаемой должности. Свою вину он категорически отрицал. В октябре 2019 года материалы дела были переданы в суд, оно слушалось в закрытом режиме в связи с наличием секретных материалов. 10 января 2020 года Второй Западный военный суд признал Сергея Чваркова виновным в хищении 4,3 млн рублей. Ему было назначено наказание в виде трех лет лишения свободы условно с испытательным сроком два года.

22 ноября 2018 года Московский гарнизонный военный суд арестовал полковника Михаила Барышева, бывшего начальника главного управления по работе с личным составом Минобороны РФ (с мая 2017 года по ноябрь 2018 года), экс-начальника ЦСКА (2014-2017). Ему было предъявлено обвинение в получении взяток на общую сумму свыше 23,5 млн рублей (ч. 6 ст. 290 УК РФ), позднее оно было переквалифицировано по ч. 4 ст. 159 («Мошенничество в особо крупном размере») и ст. 286 («Злоупотребление должностными полномочиями») УК РФ. По версии следствия, будучи в 2016 году организатором Всемирных игр военнослужащих в Сочи, Барышев получал взятки от частных компаний за победу в тендерах на поставки услуг и товаров, требовавшихся для организации соревнований. Кроме того, полковника обвинили в хищении средств из фонда «Спортивные инициативы ЦСКА» и мошенничестве с выплатой премий подчиненным. Вместе с Барышевым фигурантами дела стали еще несколько человек. Ущерб от их действий следствие оценило в 31,5 млн рублей. Михаил Барышев свою вину не признал. 24 ноября 2019 года полковнику было предъявлено еще одно обвинение — в покушении на побег из-под стражи (ст. 313 УК РФ). Однако адвокат Барышева сообщил, что его подзащитный бежать не собирался, а пытался своими действиями «обратить внимание руководства страны, Генпрокуратуры и СК РФ на умышленную фальсификацию дела».

Журналист «Радио Свобода» Антон Порваткин из Саратова пожаловался на сексуальные домогательства со стороны коллеги Нины Давлетзяновой. Девушка трудилась в этом СМИ с 2015 года. Рассказывала про всякие громкие темы, но внезапно место работы пришлось резко сменить. А всё из-за обвинений 25-летнего коллеги. Давлетзянову тогда уволили по американскому законодательству о домогательствах, когда Антон сообщил в головной офис редакции в США, что девушка якобы вожделела его при совместном походе до метро.

Сразу после твитов о том, что шеф-редактор «МБХ медиа» чуть ли не за оргиями довольно наблюдал, один из его подопечных Александр Скрыльников в том же «Твиттере» обвинил другого журналиста, Павла Лобкова из «Дождя», в том, что он до него домогался в период стажировки.

Обвиняемый в терроризме генерал-лейтенант СКР отказался признать вину

Ещё одно новое лицо во вратарской бригаде — ростовчанин Песьяков. С его возможностями Карпин и Кафанов знакомы лучше, чем с возможностями любого другого кандидата в сборную России из игроков этого амплуа. Не сказать, чтобы Песьяков был эталоном надёжности в «Ростове», наоборот, иногда он даже выпадал из основы, тем не менее некоторые матчи Сергей проводил на очень высоком уровне. Карпин признавался, что Песьяков, по его мнению, номер один среди российских голкиперов по игре ногами. Важный компонент в современном футболе.

Чистяков до перехода в «Зенит» выступал в «Ростове» Карпина как раз в паре с Осипенко. В конце 2019-го уже приглашался в сборную, но не играл за неё. Сейчас вызов Дмитрия прогнозировался, поскольку он достаточно уверенно выглядит в составе чемпионов России. Его игра оставила хорошее впечатление, например, в двух важных матчах с «Локомотивом» в конце прошлого сезона РПЛ (6:1) и за Суперкубок России (3:0), когда Чистяков выходил в основе. Единственная проблема — у центрального защитника мало практики. За год в «Зените» он провёл всего 19 матчей и лишь в десяти из них попадал в основу.

В прошлом сезоне у Магкеева был спад после солидного начала в «Локомотиве», поэтому он даже не попал в заявку молодёжной сборной России на Евро-2021. Видимо, сделал правильные выводы. В новом сезоне 22-летний универсал — игрок основы железнодорожников. Плюс Станислава в том, что его можно использовать как в центре обороны, где он выходил в первых турах, так и на позиции опорника. Привлекать молодых футболистов в первую сборную необходимо, поэтому решение Карпина по Магкееву можно поддержать. Дальше всё будет зависеть от самого игрока.

Чей вызов точно напрашивался, так это 19-летнего нападающего «Динамо». От игры динамовской связки Захарян — Тюкавин получают удовольствие и болельщики других российских команд. Пока Константину недостаёт опыта, ведь он провёл за первую команду бело-голубых лишь 21 матч. Но старт карьеры сына легенды бенди получается ярким — у Тюкавина уже пять голов и шесть голевых передач. Главное, что с точки зрения скорости и работоспособности талантливый нападающий соответствует требованиям сборной. Наверняка получит какое-то время в матчах ближайших с Хорватией, Кипром и Мальтой.

Добавим, что ни одного матча за сборную России пока не провели также голкипер Юрий Дюпин, защитник Илья Самошников (оба — «Рубин), полузащитники Арсен Захарян и Денис Макаров (оба — «Динамо»), но эти игроки входили в расширенный состав нашей национальной команды на Евро-2020. Прежний главный тренер Станислав Черчесов даже включил Дюпина с Макаровым в окончательную заявку на чемпионат Европы.

Начало первого масштабного противостояния между представителями силового блока было положено после первой победы Владимира Путина на выборах президента Российской Федерации в 2000 году. По словам одного из собеседников «Новой» из числа экс-сотрудников ФСБ, в то время чекисты находились в ожидании удара и уже на следующий день после избрания Путина обсуждали грядущее противостояние. Его причиной стал пост главы Росвооружения — новой структуры, созданной путем слияния нескольких экспортеров военной техники. Владимир Путин прочил на это место своего сослуживца Сергея Чемезова, а Семья (ближайшие родственники и соратники экс-президента Бориса Ельцина) хотела, чтобы Росвооружение возглавил одноклассник дочери Ельцина Алексей Огарев, в то время работавший замсекретаря Совета безопасности РФ. За Чемезова вступилась обновленная ФСБ, а их противником стало МВД с министром Владимиром Рушайло.

«В это сегодня трудно поверить, но МВД тогда «вело» начальника УСБ ФСБ Анисимова и главу СЭБ ФСБ Заостровцева — ​за машинами пускали «наружку», разрабатывали близких родственников. Они слушали телефоны Чемезова, производили негласные обыски в кабинетах его зама Бельянинова на Стромынке. Мероприятия производились в рамках оперативного дела «Абрек», открытого МВД формально для установления связей с террористами — ​братьями Халидовыми. В ожидании внезапного налета рубоповцев, которые были главным силовым подразделением МВД, даже генералы ездили «зашитыми» — ​с мобильником и вложенным в паспорт клочком бумаги, на котором был записан телефон дежурной части УСБ ФСБ», — приводит издание слова своего собеседника с Лубянки.

Несколько месяцев милиция «пасла» ближний круг президента и руководство ФСБ, а чекисты копали под помощника Рушайло Александра Орлова, координировавшего самые важные подразделения министерства и взаимодействие с преступными группировками. Действия с обеих сторон велись до марта 2001 года, когда президент снял Владимира Рушайло с должности и отправил его на пост секретаря Совета безопасности. Напоследок министр в отставке попросил не арестовывать его помощника и дать ему покинуть страну — тот беспрепятственно улетел в Израиль, а ФСБ отпраздновала победу в первой войне. Трофеем стало получение службой безопасности под свой контроль системы оперативно-разыскных мероприятий, упразднение нескольких подразделений МВД и списание в запас наиболее активных офицеров милиции, которые могли бы противиться своим вчерашним оппонентам.

Фальсификации и нападения: силовиков Северной Осетии обвиняют в помощи рейдерам

После победы ФСБ над МВД и разгрома ЮКОСА между представителями силового блока несколько лет установилось перемирие — коллеги почувствовали власть, запугав весь крупный бизнес в стране, подавляя несогласных и полюбовно решая внутренние проблемы без вмешательства начальства.

Новые боевые действия начались весной 2006 года, когда Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков во главе с Виктором Черкесовым доложила президенту о злоупотреблениях со стороны генералов ФСБ. ФСКН в этом противостоянии поддерживал замглавы ФСО и начальник президентской охраны Виктор Золотов, ныне возглавляющий Росгвардию. Последовали громкие публикации о контрабанде китайской мебели для торгового центра «Три кита» (все последующие события назвали «делом Трех китов»), в которых упоминались высокопоставленные чиновники из таможни, прокуратуры, правительства, управления делами президента и два генерала ФСБ.

Вскоре своих постов лишились начальник УСБ ФСБ генерал-лейтенант Александр Купряжкин и начальник службы обеспечения деятельности ФСБ генерал-полковник Сергей Шишин, до этого принимавший активное участие в экспроприации ЮКОСа — позже он ушел в руководство «Роснефти». Но наиболее громкой стала отставка генпрокурора Владимира Устинова, которого Путин отправил своим полпредом в Южный федеральный округ. Атака ФСКН стала ощутимым ударом по ФСБ, которая, впрочем, не заставила долго ждать с ответной реакцией — под арест попал ближайший соратник Черкесова Александр Бульбов, а сам глава ФСКН лишился должности уже в 2008 году.

По мнению разных экспертов, «делом Трех китов» Путин ослабил сразу и ФСО, поддержавшую ФСКН, и ФСБ, добавив в силовые войны нового задора, когда создал внутри Генпрокуратуры с новым генпрокурором Юрием Чайкой Следственный комитет при прокуратуре, который возглавил Александр Бастрыкин.

«У Александра Ивановича была уникальная возможность — ​стать полноценной опорой президента», — ​цитирует «Новая газета» свой источник.

Третья силовая война оказалась наиболее насыщенной событиями, а молодой сотрудник волгоградской прокуратуры Денис Никандров стал одним из самых ее активных участников. Его бывшие коллеги вспоминают, что у себя в регионе Никандров зарекомендовал себя как высококлассный специалист, которому давались самые сложные налоговые преступления.

«Денис, когда только устроился в управление, внешне напоминал типичного ботаника — ​худощавый, массивная шевелюра на голове, очки в круглой оправе. И вот этот забавный парень первым начинает раскрывать сложные налоговые преступления. И главное — ​с таким качеством… Это ведь только кажется, что в суд можно передать любое дело, но на самом деле привлечь к ответственности — ​значит установить умысел, найти и изъять нужные документы, эффективно допросить всех. Денис подходил к работе скрупулезно: тщательно изучал практику, днями готовился к допросам свидетелей, вычерчивал какие-то схемы. Для него уголовное дело было математической задачкой. И с каждым годом он решал ее все быстрее и быстрее», — ​рассказал «Новой» один из сотрудников волгоградской прокуратуры, работавший с Никандровым.

В Москву молодого специалиста командировали после начала дела ЮКОСа, где он впервые закрыл глаза на грубое процессуальное нарушение — выступил понятым в одном из следственных действий. Вскоре его перевели в центральный аппарат только что созданного Следственного комитета при прокуратуре, где ему поручили дело Дмитрия Довгия. Несмотря на то что в деле отсутствовали доказательства получения обвиняемым денег, а обыски у экс-главы ГСУ СКР ничего не дали, Никандров все равно довел дело до суда, основываясь лишь на показаниях свидетелей с проблемной памятью и собственном желании вытянуть счастливый билет.

Довгия осудили, а Никандров вскоре стал одним из самых молодых генералов СКР. Следующим его громким делом стало расследование мошенничества в бюро Интерпола по борьбе с оргпреступностью на территории СНГ. Бывшего главу бюро генерала Александра Бокова и двух его подчиненных отправили под суд на основании показаний все того же банкира Руслана Валитова.

Несколько месяцев спустя Никандров возглавил расследование дела в отношении подмосковных прокуроров, попавшихся на взятках за крышевание подпольных казино. «Игорное дело» 2011 года положило начало противостоянию между Генпрокуратурой и только что выведенным из ее состава Следственным комитетом. СМИ активно подхватили этот конфликт: Юрий Чайка обвинял СКР в грубых нарушениях закона и бездоказательности «игорного дела», а Бастрыкин заявлял, что его сотрудники собрали неопровержимые доказательства вины подчиненных генпрокурора.

«Новая» пишет, что провокатором этого конфликта выступала ФСБ, а основным ее орудием выступал Денис Никандров, которого даже взяли под государственную защиту. Вскоре Никандров начал подбираться к сыну генпрокурора Артему Чайке, проверяя его на причастность к деятельности подпольных казино, однако в 2012 году премьер-министр Дмитрий Медведев встретился с Бастрыкиным и Чайкой и призвал их не впутывать в межведомственные разборки членов семей. Конфликт затух и перерос в «холодную войну», в ходе которой то Бастрыкин, то Чайка отпускают в адрес своего оппонента различные замечания.

«Знакомые Никандрова рассказывают, что следователь первое время переживал по этому поводу — ​впервые в карьере он не довел дело до конца. Он в принципе знал, что его руками выполнялась другая задача — ​сделать прокуратуру лояльнее. Но как следователя его не устраивало то, что дело развалилось», — сообщает «Новая газета».

По службе Денис Никандров сдружился с тогдашними руководителями антикоррупционного главка МВД — Денисом Сугробовым и Борисом Колесниковым. И на его глазах этих высокопоставленных и очень влиятельных друзей втоптали в ходе очередной операции ФСБ — в 2014 году Никандров слышал почти каждый допрос сотрудников Следственного департамента МВД, которых допрашивали по делу генерала Сугробова.

«Особенно Дениса впечатлил допрос Николая Будило, который в СД МВД расследовал хищения Браудера и потом попал в «список Магнитского». Коля имел в системе такой же вес, как и Денис, — ​тоже на первых ролях, среди коллег стоял особняком. И вот одним вызовом на допрос с него сняли эту лычку — ​гуляй, Коля, теперь ты такой, как все. Денис это видел», — ​рассказывает знакомый Никандрова.

Источник «Новой» вспоминает, что Никандров вместе с Колесниковым, Сугробовым, другими руководителями МВД и даже сотрудниками ФСБ часто ездил на охоту. Именно во время одного из охотничьих пикников Борис Колесников стал узнавать, действительно ли глава ФСБ Александр Бортников утратил доверие к замначальника УСБ ФСБ Олегу Феоктистову. Вскоре сотрудники ГУЭБиПК МВД возбудили дело о получении взятки, отправив своего агента к замначальника 6-й службы УСБ ФСБ Игорю Демину.

«В действительности же эти действия оказались частью изящной комбинации особистов Лубянки, которые сами инициировали этот оперативный подход и убедили в его надежности Колесникова, а в конечном счете посадили полицейских по обвинению в провокации взятки и создании ОПС», — говорится в статье «Новой».

Денис Никандров на протяжении всего расследования положительно отзывался о своих друзьях и был уверен, что их оправдают. Однако Борис Колесников погиб, выпав во время одного из допросов из окна, а генерала Сугробова приговорили к 22 годам колонии, после апелляции снизив срок до 12 лет.

Сектор безопасности всюду стремится к непрозрачности, но во множестве стран несиловой части общества удается так или иначе поставить силовые структуры под контроль. Именно гражданские должны руководить экспертами по безопасности, ведь общество нанимает их для удовлетворения гражданских политических приоритетов и задач. Контроль над государственными силовыми органами — армией, полицией, внутренними войсками, разведкой, спецназом и другими — осуществляют министерства, парламентские комиссии, индивидуальные политики, органы прокуратуры.

Важную роль в секторе безопасности играют негосударственные организации, о которых при обсуждении нашей темы часто забывают. Частные военные компании, силы местной обороны, народная милиция, с одной стороны, и незаконные вооруженные формирования и организованная преступность — с другой, могут по-разному влиять на сектор безопасности. Регулирование частной силовой сферы должно осуществлять не одно только государство, но и гражданское общество. Сотрудники НКО, журналисты и исследователи призваны играть важную роль в распространении информации и утончении государственной политики по контролю и управлению сектором безопасности.

Распространенный в России термин «силовики» не очень подходит для адекватного анализа этой сферы. Термин «силовики» подразумевает гомогенность (однородность) силовых органов, однако ее нет. У организаций силового сообщества разные цели и задачи, принципы организации службы, технические средства, организационная культура. Более того, одни «силовики» могут даже работать против других «силовиков», как в случае контрразведки ФСБ, у которой есть собственные отделы во всех остальных силовых структурах России (в советское время его называли «первым»).

Современное понимание гражданского контроля над силовым сообществом вырастает из классической теории гражданско-военных отношений. Этот термин ввел в оборот Сэмюэл Хантингтон в основополагающей книге «Солдат и государство: теория и политика гражданско-военных отношений» (1957). Принципы этой теории сегодня принято относить не только к военным, но и к другим силовым органам из-за их беспрецедентной милитаризации и роста технических возможностей. Контроль над современной полицией и секретными службами необходим любому обществу, поскольку эти структуры способны физически угрожать гражданской власти.

Теорию Хантингтона можно резюмировать четырьмя основными посылками.

  1. Предполагается, что современные военнослужащие являются «экспертами в области насилия», способными применять сложную тактику, вооружение и технику. Для этого военные должны развивать особый уровень профессионализма, который требует определенной институциональной автономии от гражданских лиц (не сведущих в тонкостях военного дела) при военном строительстве и принятии решений.
  2. Гражданские власти действительно заинтересованы в успешном предоставлении «услуг безопасности», но в то же время озабочены «преторианской дилеммой» — политическим влиянием военнослужащих, способным угрожать гражданским властям.
  3. У гражданских властей, таким образом, есть стимул к поиску такого статус-кво, который позволит, с одной стороны, максимально повысить эффективность военной службы и, с другой стороны, свести к минимуму возможность военного вмешательства в гражданскую политику.
  4. Таким образом, Хантингтон выступает за «объективный» гражданский контроль, который законодательно делегирует часть профессиональных полномочий военнослужащим, но обеспечивает строгую политическую подотчетность военных гражданскому командованию.

Вооруженные силы контролируются бундестагом, и любое их применение за границей утверждается парламентом. Похожая система принята во многих других странах, в том числе и в России, и в США, но полномочия главнокомандующего часто оказываются выше полномочий парламентов. В Германии это правило соблюдается строго. В немецком языке есть даже специальный термин для отношений бундестага с армией — Parlamentsheer («армия, контролируемая парламентом»).

Важную роль играет культурная подготовка военнослужащих, так называемое innere Führung, «внутреннее руководство». Немецкий солдат должен быть прежде всего гражданином в форме, а только потом «экспертом по управлению насилием». Для этого военнослужащие обязаны проходить обучение политологии, правам человека, международным отношениям и культурам других стран. У бундесвера даже есть специальный центр по соответствующей подготовке, где каждый год обучаются тысячи солдат и сержантов.

Сектор безопасности в России всегда будет политически влиятельным из-за геополитического расположения страны и огромного ресурсного потенциала. Россия вполне могла бы сочетать лучшие инструменты контроля, принятые в Германии, с эффективностью вооруженных сил и разведсообщества США. Нужно начать рассматривать весь сектор безопасности в совокупности, как взаимосвязанные системы корабля. Только мощную силовую установку должен контролировать не один лишь президент как капитан, но и парламент, а также в меньшей степени региональные и местные органы власти.

Нужно осознавать четкую связь между эффективным и подотчетным сектором безопасности и экономическим ростом: безопасность не может быть «выше» экономики. Она может и должна быть одним из ключевых условий национального социально-экономического прогресса.

Контроль над силовым сообществом разумно было бы передать комитетам по обороне Государственной думы, а также по обороне и безопасности Совета Федерации. Парламент может:

  • утверждать руководителей и численность личного состава служб безопасности,
  • контролировать управление военными базами и объектами разведслужб,
  • присуждать старшие и высшие воинские звания

Совет Федерации, как представительный орган регионов России, может быть ответственным за состояние призывной службы в вооруженных силах и во внутренних войсках (Росгвардии). Для этого сенаторы могли бы назначать специального омбудсмена по вопросам воинской обязанности.

Полезными могли бы стать обязательные ежегодные парламентские слушания руководителей органов сектора безопасности (открытые и закрытые) с правом «не утвердить» отчет чиновников.

Но обязательное условие по-настоящему ответственного контроля над силовой сферой — существование парламента, избранного честно и открыто.

Ведомственное образование нужно вывести из «силового гетто». Гражданские курсы должны преподаваться на уровне лучших социально-гуманитарных университетов, где профессора — это прежде всего «мирные» исследователи. Учебный план подготовки должен включать в себя фундаментальное изучение сравнительной политики, международных отношений, социологии и политической теории. Целесообразным может быть создание магистерских двухгодичных программ для выпускников гражданских вузов, желающих связать себя со службой. Разумно было бы и создать систему непрерывного образования как по ведомственным вопросам, так и по общегуманитарным и управленческим.

Наконец, реформирование правоохранительной и судебной систем неизбежно затронет вопросы контроля за силовыми органами, например в сфере прокурорского надзора, закрытых судебных заседаний, сохранности государственной тайны и личных данных. Однако все это зависит от той политической системы, которую избранные народом гражданские политики установят вне кабинетов силовых органов.

Борьба с коррупцией обострится к президентским выборам

  • Очевидно, полицию в России пора радикально менять. Но как? У нас есть план
  • В ФСБ еще есть профессионалы? Что будет с сотрудниками, которые, вероятно, отравили Навального? Путин управляет ФСБ или ФСБ — Путиным? Андрей Солдатов отвечает на стыдные вопросы о главной спецслужбе России
  • Путин прав: поправки к Конституции нужны. Но вот какая конституционная реформа необходима в России на самом деле — версия «Медузы»

Дать денег

Кирилл Шамиев

Однако подследственность разного рода дел закреплена документально, поэтому ФСБ и СК, которым достаются все самые резонансные преступления, априори обгоняют ГУ МВД. Полицейским же из громкого достаётся только разгон митингов. Однако важность полиции нельзя недооценивать: это государство в государстве, ежеминутно решающее тысячи вопросов — хотя и мелких, но часто затрагивающих чьи–то интересы.

Также на периферии резонансности оказывается прокуратура Петербурга. Поскольку, утратив полномочия по ведению следствия, может лишь надзирать за законностью. Эксперты, впрочем, считают, что и это немало: она, в частности, имеет право проверять действия других силовиков, а также утверждает все обвинительные заключения, с которыми потом идёт в суд. Но надо признать, что громких примеров, когда бы прокуроры пользовались этими возможностями, нет.

Семейный доход: 40,3 млн рублей
Доход С.А. Савина: 1,3 млн рублей

Информации о сотруднике фельдъегерской службы С.А.Савине, который второй год подряд попадает в список силовиков-лидеров по уровню семейного дохода, как и о его супруге, обеспечивающей большую часть этого дохода, в открытых источниках найти не удалось. Судя по декларации, собственный заработок Савина за год не изменился, а вот доходы его жены сократились вдвое.

78208

Творец «Авангарда»: что известно об очередном обвинённом в госизмене учёном

Видео 40718

Видео 43693

Видео 9685

15076

Харассмент «по-русски»: кого обвиняют в домогательствах?

Фото 13424

руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского центра Карнеги

Во-первых, перестановки — часть широкого процесса подготовки системы к 2018 году [когда пройдут выборы президента России]. Во-вторых, это попытка финансовой оптимизации всех этих служб. Третье: перестановки — это отражение некой внутренней борьбы в силовых и правоохранительных органах. Четвертое — система должна подстроиться под Путина, под его понимание эффективности.

В новой команде, которую Путин заберет в 2018 год, должны быть или выходцы из силовых структур и военных кругов, или выходцы из протокольно-исполнительской бюрократии. Назначение губернаторов из числа охранников — это и есть его управленческая реформа, его представление о том, кто способен работать эффективно и обеспечить ему личную безопасность. Эти люди не столь близки как его друзья-олигархи, но в то же время они готовы исполнять его волю четко, без вопросов.

Если действительно будет построено объединенное министерство, то это окажется гигантский монстр с очень большими полномочиями, в том числе по вторжению в частную жизнь. Этому способствуют и принятые законы, например «пакет Яровой».

Естественно, эмгэбэшники почувствуют власть и свободу действий — это в любом случае опасный тренд. 1937 год вряд ли повторится, но все же эти люди способны сильно испортить стране настроение, а атмосфера и так не очень веселая — полная доносов и бог знает чего еще.

Есть и нюанс. Допустим, кто-то решил организовать заговор против Путина. Нынешняя конфигурация не позволяет этого сделать: слишком много ведомств и слишком много сторон должны договориться. Если же все будет в одной конторе, это не увеличит безопасность Путина — с точки зрения элитного заговора. Его участников, которые должны договориться, тогда можно будет пересчитать по пальцам одной руки — МГБ, армия, администрация президента и правительство.

заместитель директора «Новой газеты», бывший сотрудник КГБ

То, что в силовых структурах что-то происходит, стало понятно еще год назад. За это время было ликвидировано ведомство по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, ФМС; уволили начальника ФСО — важнейшую фигуру в раскладе силовиков. Но изменения еще не закончены, они и дальше будут происходить.

О том, чтобы объединить все силовые ведомства под одной крышей, стали говорить еще в 2004 году. И тогда тоже об этом много писали в прессе, но в итоге все закончилось изменениями функций ФСБ — глобальной реформы не произошло. С тех пор в прессе не раз появлялись вбросы, подобные тому, что напечатал «Коммерсант».

В свое время я сам служил в КГБ СССР. Руководителями КГБ никогда не становились выходцы из спецслужб, их всегда назначал Центральный комитет партии. В отличие от современной России, в Советском Союзе было коллективное руководство. По всем вопросам проводилось коллективное голосование: никаких попыток даже установить единоличное правление, как это сейчас происходит у Путина. Сталинская диктатура так всех напугала, что была создана абсолютно работающая система коллективной ответственности.

Создать такую организацию сегодня — значит, вручить ее руководителю фантастический административный ресурс, с которым он сможет бросить вызов кому угодно, в том числе и самому президенту. Если этот человек будет не дурак, то постепенно через своих назначенцев сможет выстроить целую иерархию преданных ему людей, создать систему невероятной мощности. Поэтому даже предположить, что Путин задумывается о создании такого монстра, я не могу.

А вот сокращение расходов может быть огромным стимулом для административной реформы. Параллельные функции, которые разные ведомства выполняют, параллельные сферы оперативной разработки, административный аппарат — вот на этом на всем можно сэкономить. Но это не обязательно делать в рамках объединения всех спецслужб в какую-то грандиозную структуру.

Война силовиков шла всегда, но в последние два года она обострилась особенно. Таким образом Путин пытается выстроить баланс между силовыми структурами с помощью своих назначенцев. И сейчас мы наблюдаем, что по некоторым кадровым и процессуальным позициям победили сотрудники ФСБ. Но война будет идти и дальше: деньги кончаются, их сокращение является стимулом к обострению вот этой борьбы. Части большой системы силовых органов сражается между собой за коррупционные потоки, за влияние, за возможность своим решением кого-то снять или назначить.

Видно, что Путин тяготится моральными обязательствами, которые он несет перед своим ближайшим окружением, оно же за последние годы существенно набрало вес. Я имею в виду тех питерских чекистов, которые пришли вместе с ним в конце 1990-х — начале 2000-х годов и которые находятся сегодня на самых важнейших силовых постах. Они для него не просто подай-принеси: они очень много чего знают. Просто так их выгнать он, видимо, не может. А реформа, оптимизация или слияние ведомств — отличный предлог отказаться от своих обязательств и сделать этот отказ легальным и понятным обществу и окружению.

Реформа — действительно выход, она — инструмент избавления от тяжкого кадрового груза прошлого. Можно набрать новых людей, с которыми можно не церемониться. Путин должен иметь возможность именно так распоряжаться своими кадрами: судить их и миловать, не будучи отягощенным многочисленными дружескими обетами и воспоминаниями.

журналист The New Times

Я лично общаюсь с сотрудниками и ФСБ, и МВД, и все в один голос говорят: «Сейчас происходит бардак!» Непонятно, к чему стремиться, люди стараются никуда не высовываться, не проявляют инициативу. А то, что творится в ФСБ, вообще напоминает палочную систему, при которой ведомство должно обеспечивать статистику раскрываемости преступлений.

Появились слухи о том, что будут объединять ФСБ и ФСО. Вот только людей где они возьмут новых? Все те же «замазанные» сотрудники будут работать. Поэтому от перестановки ничего не изменится.

Прошла реформа в МВД. Говорили, что всех коррупционеров выгнали. На деле, все те, кого обвиняли во взяточничестве, в сотрудничестве с «ворами в законе», в участии в рейдерских захватах, вымогательствах, просто перешли в другие подразделения. Причем очень вкусные подразделения. Многие из тех, кого выгнали из столичной полиции, сейчас вернулись в Подмосковье.

Власть боится протестов. Жизнь становится все хуже и хуже, идут массовые увольнения, невыплаты, задержки зарплат. И чтобы проще было противостоять этому, создается этот монстр из спецслужб.

Сейчас все силовые структуры существуют по отдельности. Даже служба безопасности президента разделена на две части: одна охраняет Путина, другая — Медведева. Мне рассказывали, что они друг с другом даже не общаются, у них конфликт. Между двумя ключевыми подразделениями ФСО! То же самое — и в самом ФСБ. Там идет внутриклановая борьба. Ребята говорили мне, что вторая служба (Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом — прим. «Медузы») воюет с шестой (Служба организационно-кадровой работы — прим. «Медузы»), шестая служба не подчиняется ни одному начальнику, потому что они считают себя элитным подразделением.

Идет борьба за финансовые потоки. Руководство ФСБ и других силовых ведомств — это ставленники разных кланов. Одни поддерживают Газпром, другие поддерживают «Роснефть», третьи — «Ростех». И то же самое в МВД, в прокуратуре, в Следственном комитете.

Между спецслужбами должна быть здоровая конкуренция. Но сейчас там просто зашкаливает коррупция: люди приходят не бороться с преступностью, а зарабатывать бабло. Это стало профессией. Мы недавно видели, как Генпрокуратура со Следственным комитетом боролись — и сколько всего мы узнали.

Грядущими реформами, в каком бы виде они ни произошли, воспользуются те, кто давно хочет убрать представителей других кланов. Вот война между Бастрыкиным и [генпрокурором Юрием] Чайкой: точнее, между Бастрыкиным, за которым стоит [глава «Роснефти» Игорь] Сечин, и Чайкой, за которым стоит [премьер-министр Дмитрий] Медведев. Здесь никакого перемирия уже не будет, слишком все далеко у них зашло. Бастрыкин, видимо, проиграл аппаратную войну, и его уберут. В какие-нибудь советники пойдет.

Все эти изменения ни к чему конкретному не приведут: пока мы не станем европейской страной, силовые структуры будут реорганизовываться, убираться, укрупняться, ужиматься и так далее. Кремль прекрасно знает, насколько все прогнило, но разогнать их не может. Кто тогда будет работать? Мне один генерал МВД так сказал: «Завяжи мне глаза, дай мне „Калашников“, я буду ходить по кабинетам и стрелять коррупционеров — и ни разу не ошибусь!»

  • Категории Государство, Политика, МВД, Служба спасения Регионы Москва, Россия Теги #должность, #отставка, #подписание, #указ
  • Это сотрудники силовых ведомств. К ним относятся федеральные учреждения и ведомства, которые обеспечивают национальную безопасность, владеют правом на оперативно-разыскную деятельность и могут использовать силовые средства. К силовым ведомствам в России относятся МВД, ФСБ и ФСО, МЧС, Минобороны, Росгвардия, Минюст, прокуратура, СК РФ, ФНС и Федеральная таможенная служба, Войсковые казачьи общества и др.

    Издание провело исследование за 2012-2018 годы, основываясь на данных из открытых источников (Росстат, сайт Единой информационной системы в сфере закупок, оценки экспертов, информация из выступлений официальных представителей ведомств, сайт Федерального казначейства).

    По данным на 2018 год, в России около 2,6 млн человек работают в силовых структурах. То есть каждый 57-й россиянин.

    С 2014 года расходы на силовиков составляют около 30% бюджета страны.

    Больше всего тратится на Министерство обороны, в частности на Вооруженные силы — 1,71 трлн рублей в 2018 году. На втором месте по расходам — Министерство внутренних дел (961,7 млрд рублей), на третьем — Федеральная служба исполнения наказаний (305,8 млрд рублей), на четвертом — траты на росгвардейцев (231,5 млрд рублей). Замыкает пятерку лидеров МЧС — 175,5 млрд рублей.

    Меньше всего в общей сложности получают прокуроры, следователи, а также защитники от ЧС.

    Во всех ведомствах, информацию о которых проанализировали журналисты, средняя зарплата сотрудника силовых структур превышала зарплату среднестатистического россиянина.

    Так, средняя зарплата работника МЧС на федеральном уровне составляет 157 тыс. рублей, что в 3,6 раза больше заработка среднестатистического жителя России. Сотрудники ФСИН получают 149 тыс. рублей, что в 3,4 раза выше среднего. В три раза больше россиян получают также прокуроры, полицейские, росгвардейцы и таможенники.

    В США обвинили Россию в «краже» украинского флота

    Законопроект о бюджете на 2021 год предусматривает выделение 2,4 трлн рублей на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. В плане на 2022 год эти расходы могут сократиться на 46 млрд рублей, в 2023 году — на 12 млрд рублей.

    Самый большой бюджет — у органов внутренних дел, им предлагается выделить более 711 млрд рублей в 2021 году, 745 млрд рублей — в 2022-м и 762 млрд рублей — в 2023-м. Остальные средства предусмотрены на прокуратуру, Росгвардию, органы юстиции и другие силовые ведомства.

    Предложения Минфина направлены в первую очередь на то, чтобы сэкономить на правоохранительной деятельности, и этой цели достичь однозначно удастся, уверен замдиректора ИНП РАН Александр Широв. Однако они не соответствуют трендам последних лет, когда Россия двигались в сторону разделения функций силовиков. Например, та же ФСИН еще 20 лет назад входила в структуру МВД, напомнил эксперт. Поэтому вопросы, каким образом будет осуществляться управление новым органом и удастся ли сохранить качество работы, пока остаются открытыми.

    Если предложения Минфина по сокращению численности сотрудников и созданию объединенной правоохранительной структуры будут приняты, это станет правильным решением, так как оптимизация силовым органам действительно нужна, заявил уполномоченный по защите прав предпринимателей, содержащихся под стражей, Александр Хуруджи. Сегодня зачастую происходит так, что на одного работающего приходится по три надзирателя, а многие обязанности выполняются формально: например, в ответ на свои обращения в правоохранительные органы граждане и предприниматели нередко получают так называемые «отписки».

    Впрочем, Александр Хуруджи отметил, что оптимизация не должна повлиять на реализацию правоохранительными органами их главной функции — поддержания общественного порядка. Он добавил, что под сокращение ни в коем случае не должна попасть система участковых, так как они находятся на передовой и от их работы напрямую зависит безопасность граждан.

    Если говорить о зарплатах сотрудников, то, как сообщает агентство ТАСС, более 28 млрд рублей будет дополнительно выделено на зарплаты сотрудникам МВД и Росгвардии, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета на 2021-2023 годы. «[Запланировано] увеличение бюджетных ассигнований на денежное довольствие сотрудников и военнослужащих МВД России и Росгвардии в 2021 году на 14 136,6 млн рублей и в 2022 году — на 14 702,0 млн рублей», — говорится в документе.

    В следующие два года дополнительно будут выделены 10,6 млн рублей на подготовку и повышение квалификации сотрудников МВД России, связанных с пресечением преступлений в области информационных технологий. Расходы на деятельность образовательных учреждений министерства будут уменьшены в 2021 году на 335,8 млн рублей, в 2022 году — на 134,1 млн рублей и увеличены на 1,8 млн рублей в 2023 году. На зарплату персоналу миграционных подразделений МВД России в 2021 году будет увеличен бюджет на 628,2 млн рублей, в 2022 году — на 653,3 млн рублей.

    По основному мероприятию «Управление органами внутренних дел РФ и организация деятельности системы МВД России» бюджет на оплату труда работников и денежное довольствие сотрудников в 2021 году уменьшится на 487,1 млн рублей, в 2022 году — на 625,7 млн рублей и увеличится в 2023 году на 2,4 млрд рублей.

    Пенсионное обеспечение сотрудников МВД, Росгвардии, ФСИН и Государственной противопожарной службы регулируется теми же нормами, что и пенсии для военнослужащих – это Закон РФ №4468-1 от 12 февраля 1993 года. То есть, сотрудники силовых органов имеют право на пенсию по выслуге лет, причем в двух вариантах:

    • те, кто на день увольнения со службы имел выслугу в 20 лет и более;
    • те, кто был уволен со службы по состоянию здоровья, предельному возрасту или по сокращению, но при этом имеет выслугу не менее 12 лет и 6 месяцев, общий трудовой стаж – 25 лет и больше (календарных), при этом уже достиг 45-летнего возраста.

    В соответствии с законом определяется и размер пенсий сотрудников МВД и других силовых органов. Так, эта пенсия не может быть меньше социальной пенсии, а порядок расчета таков:

    • при увольнении по выслуге лет в 20 лет и более: 50% денежного довольствия плюс 3% за каждый год службы сверх 20 лет (но не более 85%);
    • при увольнении при выслуге в 12,5 лет и более и общем стаже в 25 лет и более: 50% денежного довольствия за общий трудовой стаж в 25 лет плюс по 1% за каждый год общего стажа сверх этого.

    При этом сумма денежного довольствия в данном случае складывается из должностного оклада, оклада по званию и надбавок (в том числе за выслугу лет), общая сумма которых затем умножается на понижающий коэффициент.

    Понижающий коэффициент в 2020 году равен 73,68%. Изначально, в 2012 году, его установили на уровне в 54%, и затем он должен был ежегодно подниматься на 2%, однако по факту его поднимают буквально вручную – на разное значение и не каждый год.

    Сама выслуга лет включает в себя годы непосредственно службы и еще некоторые периоды. Например, для сотрудников МВД в выслугу засчитывается период учебы – не более 5 лет и по соотношению «1 год учебы = 6 месяцев службы». Если служба была в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (и на других территориях с неблагоприятными условиями службы), выслуга идет в льготном исчислении – каждый календарный год службы дает идет в выслугу с повышающим коэффициентом.

    Денежное довольствие и пенсии также увеличиваются на районный коэффициент – а если пенсионер прослужил не меньше 15 лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 лет в приравненных к нему районах, повышенный размер пенсии сохранится и при переезде в другой регион.

    С начала года Минобороны получило право самостоятельно регистрировать лекарства для Вооруженных сил России. Понятно, чем это продиктовано: военнослужащие, выполняющие определённые задания, подвергаются специфическому воздействию – на них оказывают влияние химические, радиационные, биологические и иные неблагоприятные факторы. И для лечения и профилактики здесь потребуются уже иные лекарства и средства.

    Еще одна новость – Министерство обороны завершит создание до 2025 года целой системы военных госпиталей. Всего их будет 155. Это будут самые современные медицинские учреждения. Министр обороны С. Шойгу подчеркнул, что госпитали будут обслуживать кроме военнослужащих членов их семей и военных пенсионеров.

    Сразу стоит отметить, что за последние восемь лет, в результате реализации целевых правительственных решений, создания специальной накопительно-ипотечной системы (НИС) и такой организации, как «Росвоенипотека» очередь на постоянное жилье среди военнослужащих сократилась более чем в два раза.

    Новая редакция закона о военной ипотеке позволяет государству единым платежом и досрочно погасить ипотечный кредит военнослужащего, погибшего при исполнении служебного долга.

    Появились и новые подходы в решении такой проблемы, как обеспечение своим жильем увольняющихся в запас, но остающихся жить в закрытых военных городках.

    Сектор безопасности всюду стремится к непрозрачности, но во множестве стран несиловой части общества удается так или иначе поставить силовые структуры под контроль. Именно гражданские должны руководить экспертами по безопасности, ведь общество нанимает их для удовлетворения гражданских политических приоритетов и задач. Контроль над государственными силовыми органами — армией, полицией, внутренними войсками, разведкой, спецназом и другими — осуществляют министерства, парламентские комиссии, индивидуальные политики, органы прокуратуры.

    Важную роль в секторе безопасности играют негосударственные организации, о которых при обсуждении нашей темы часто забывают. Частные военные компании, силы местной обороны, народная милиция, с одной стороны, и незаконные вооруженные формирования и организованная преступность — с другой, могут по-разному влиять на сектор безопасности. Регулирование частной силовой сферы должно осуществлять не одно только государство, но и гражданское общество. Сотрудники НКО, журналисты и исследователи призваны играть важную роль в распространении информации и утончении государственной политики по контролю и управлению сектором безопасности.

    Распространенный в России термин «силовики» не очень подходит для адекватного анализа этой сферы. Термин «силовики» подразумевает гомогенность (однородность) силовых органов, однако ее нет. У организаций силового сообщества разные цели и задачи, принципы организации службы, технические средства, организационная культура. Более того, одни «силовики» могут даже работать против других «силовиков», как в случае контрразведки ФСБ, у которой есть собственные отделы во всех остальных силовых структурах России (в советское время его называли «первым»).

    Современное понимание гражданского контроля над силовым сообществом вырастает из классической теории гражданско-военных отношений. Этот термин ввел в оборот Сэмюэл Хантингтон в основополагающей книге «Солдат и государство: теория и политика гражданско-военных отношений» (1957). Принципы этой теории сегодня принято относить не только к военным, но и к другим силовым органам из-за их беспрецедентной милитаризации и роста технических возможностей. Контроль над современной полицией и секретными службами необходим любому обществу, поскольку эти структуры способны физически угрожать гражданской власти.

    Теорию Хантингтона можно резюмировать четырьмя основными посылками.

    1. Предполагается, что современные военнослужащие являются «экспертами в области насилия», способными применять сложную тактику, вооружение и технику. Для этого военные должны развивать особый уровень профессионализма, который требует определенной институциональной автономии от гражданских лиц (не сведущих в тонкостях военного дела) при военном строительстве и принятии решений.
    2. Гражданские власти действительно заинтересованы в успешном предоставлении «услуг безопасности», но в то же время озабочены «преторианской дилеммой» — политическим влиянием военнослужащих, способным угрожать гражданским властям.
    3. У гражданских властей, таким образом, есть стимул к поиску такого статус-кво, который позволит, с одной стороны, максимально повысить эффективность военной службы и, с другой стороны, свести к минимуму возможность военного вмешательства в гражданскую политику.
    4. Таким образом, Хантингтон выступает за «объективный» гражданский контроль, который законодательно делегирует часть профессиональных полномочий военнослужащим, но обеспечивает строгую политическую подотчетность военных гражданскому командованию.

    Вооруженные силы контролируются бундестагом, и любое их применение за границей утверждается парламентом. Похожая система принята во многих других странах, в том числе и в России, и в США, но полномочия главнокомандующего часто оказываются выше полномочий парламентов. В Германии это правило соблюдается строго. В немецком языке есть даже специальный термин для отношений бундестага с армией — Parlamentsheer («армия, контролируемая парламентом»).

    Важную роль играет культурная подготовка военнослужащих, так называемое innere Führung, «внутреннее руководство». Немецкий солдат должен быть прежде всего гражданином в форме, а только потом «экспертом по управлению насилием». Для этого военнослужащие обязаны проходить обучение политологии, правам человека, международным отношениям и культурам других стран. У бундесвера даже есть специальный центр по соответствующей подготовке, где каждый год обучаются тысячи солдат и сержантов.

    Сектор безопасности в России всегда будет политически влиятельным из-за геополитического расположения страны и огромного ресурсного потенциала. Россия вполне могла бы сочетать лучшие инструменты контроля, принятые в Германии, с эффективностью вооруженных сил и разведсообщества США. Нужно начать рассматривать весь сектор безопасности в совокупности, как взаимосвязанные системы корабля. Только мощную силовую установку должен контролировать не один лишь президент как капитан, но и парламент, а также в меньшей степени региональные и местные органы власти.

    Нужно осознавать четкую связь между эффективным и подотчетным сектором безопасности и экономическим ростом: безопасность не может быть «выше» экономики. Она может и должна быть одним из ключевых условий национального социально-экономического прогресса.

    Контроль над силовым сообществом разумно было бы передать комитетам по обороне Государственной думы, а также по обороне и безопасности Совета Федерации. Парламент может:

    • утверждать руководителей и численность личного состава служб безопасности,
    • контролировать управление военными базами и объектами разведслужб,
    • присуждать старшие и высшие воинские звания
    • Meduza Live
    • Вечерняя Медуза
    • Срочные новости
    • Все новости
    • Шапито
    • Бот
    • О «Медузе»
    • Кодекс редакции
    • Блог
    • SecureDrop
    1. В 2021 повышение зарплаты полиции ожидается за счет ежегодной индексации, увеличится базовая часть должностного оклада.
    2. Кроме того, ожидается высвобождение средств путем реорганизации кадровой структуры и за счет сокращения вакантных должностей.
    3. Не исключается перевод освободившихся кадров на другие должности.

    Обсуждаемая полицейская реформа предусматривает не только увеличение срока выхода сотрудников МВД на пенсию и сокращение им заработной платы, но и увольнение многих из них.

    На заметку!

    По приблизительным подсчетам, рабочее место покинет довольно большое количество полицейских – около 10%.

    Если эта реформа будет реализована, она затронет не только обычную и военную полицию, изменения коснутся судебной системы и федеральной службы исполнения наказаний. Государство планирует объединить эти структуры в одну организацию.

    Последнее значительное увеличение доходов военнослужащих произошло в 2012 году. Они возросли в 2,5-3 раза, что спровоцировало поток новобранцев в армию.

    За этот период на фоне ежегодной инфляции и экономического кризиса довольствие защитников РФ обесценилось и не достигло обещанного главою государства уровня передовых отраслей экономики: нефтяной, газовой и финансовой. С того времени только в начале 2020 года состоялось поднятие денежного обеспечения на 4%.

    Национальный центр управления обороной Российской Федерации на плановом собрании в мае 2020 года рассмотрел предложение Сергея Шойгу о поэтапном повышении размеров довольствия военнослужащих с 2020 года. Уже в январе этого года состоялось увеличение на 4%, для чего понадобилось дополнительных 66 млрд. рублей.

    Ведомство утвердило предложение, и в проект государственного бюджета на 2021 год были внесены дополнительные статьи, предусматривающие рост доходов военнослужащих. Для проведения индексаций, повышающих оклады военных, запланировано выделить из бюджета:

    • в 2020 г. – 66 млрд. рублей;
    • в 2021 г. – 84 млрд. рублей;
    • в 2022 г. – 148 млрд. рублей.

    Совет РФ по вопросам безопасности и обороноспособности в лице Виктора Бондарева сделал официальное заявление. В нем утверждалось, что предстоящая индексация перекроет отсутствие повышения доходов за последние 5 лет.

    Переход части оборонительной системы РФ на контрактную форму прохождения службы образовал некоторую разницу в оплате военнослужащим, пребывающим на строчной службе, и защитникам, которые подписали военный контракт.

    Денежное вознаграждение контрактника состоит из:

    • ежемесячного оклада, соответствующего военному званию;
    • ежемесячного оклада, соответствующего занимаемой должности в военной части;
    • ежемесячных дополнительных выплат (за выслугу военных лет, квалификационную категорию, работу с секретными документами, пребывание на территории с опасными или тяжелыми климатическими условиями, несение военного долга за пределами РФ).

    Зарплата служащего по призыву не предусматривает надбавки по званию и имеет некоторые отличия в дополнительных выплатах.

    Предстоящее повышение окладов военнослужащих в 2021 году основывается на двух показателях:

    • занимаемая должность;
    • присвоенное звание.

    Поэтому увеличение зарплаты состоится у срочников и у контрактников.

    В разговоре с ПАСМИ президент Всероссийской полицейской ассоциации, генерал-лейтенант МВД в отставке Юрий Жданов отметил, что попытки объединения и разъединения силовых ведомств в России предпринимались неоднократно, однако до сих пор это сырой и не проработанный вопрос.

    «Прежде всего, есть международные обязательства России. Я был одним из представителей России в европейском комитете по проблемам борьбы с преступностью в Совете Европы, и мы отвечали за то, чтобы Россия соответствовала стандартам этой авторитетной международной организации. Тогда из МВД выводили систему исполнения наказаний. Это сделано было не потому, что МВД было не готово продолжать работать в одном строю, а потому что были требования и международные стандарты Совета Европы», — напомнил Жданов.

    По его словам, возвращать всё обратно неразумно. Несмотря на то, что отношения Москвы и Запада стали прохладнее, Россия не должна выступать против авторитета этой международной организации, уверен эксперт.

    Кроме того, генерал обратил внимание ещё на один нюанс: «Есть специфика деятельности службы судебных приставов и фельдъегерской службы. И если образование нового ведомства проводить на базе МВД, то профессиональные сотрудники будут вымываться из этих структур — кто присоединяет, тот и решает кадровые вопросы. То есть, на высокопоставленные должности в этой новой структуре будут назначаться сотрудники полиции на преимущественной основе».

    В октябре 2020 года стало известно о запланированной масштабной реформе вооруженных сил и силового блока, в частности МВД. С такими планами выступил Минфин России, который уже направил свои предложения в Минобороны, МВД, Совет безопасности РФ и ряд других ведомств. Предложенные изменения заключаются в оптимизации численности военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, а также в корректировке условий их выхода на пенсию и порядка начисления военных пенсий.

    Для понимания темы необходимо отметить, что все, что связано с системой государственной безопасности, всегда подвергалось реформам и реконструкциям в связи с изменением политической и оперативной обстановки. Наверное, самым радикальным было создание Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР. Органы безопасности были вычленены из МГБ и стали самостоятельной структурой.

    Со временем КГБ превратился в сильнейшую спецслужбу мира. Он состоял из нескольких ключевых направлений — разведка, контрразведка, военная контрразведка, политическая контрразведка, экономическая… А также включал ряд обслуживающих и технических подразделений. После событий 1991 года КГБ был разбит на несколько самостоятельных ведомств. Службу внешней разведки, министерство безопасности, Федеральную службу охраны, пограничную службу, Федеральное агентство правительственной связи и информации. Очередная реформа вернула погранвойска в ФСБ. ФАПСИ было ликвидировано, а его функции перешли частично к ФСБ, СВР и ФСО.

    Несмотря на общую критику идеи Силуанова, ряд экспертов находят в ней здравый смысл и трезвый расчет. В частности, директор благотворительного учреждения «Право и порядок», подполковник запаса МВД России Олег Иванников назвал инициативу Минфина разумной. Ведь «время сыщика Путилина, милиционеров Анискина и дяди Степы прошло»: к выявлению преступников подключены система «Безопасный город», и важно умение работа с ней «двадцатилетней девушки-оператора». «Многие нормативные акты были приняты еще в советские годы. Они включают в себя обеспечение личного состава формой, средствами личной гигиены в подразделениях. Ведомство Силуанова предлагает эти нормы пересмотреть, так как за последние годы в связи с развитием прогресса и качества материалов они действительно в чем-то устарели», – полагает Иванников.

    Если раньше форма сотрудника полиции была из шерсти, и сроки носки были незначительные – порядка года, то сейчас используются современные и композитные материалы, более прочные, со сроком носки в полтора-два года.

    Что касается штатной численности, ее, по словам эксперта, оптимизировать тоже нужно. Вполне безболезненно можно сократить административно-распорядительные должности. «Такие сотрудники не имеют отношения к задержанию преступников. Будет явная экономия средств», – считает Олег Иванников.

    Реформа коснется и ведомственной медицины. По словам эксперта, материально-техническая база полицейских больниц существенно уступает даже районным клиникам. Ничего плохого не будет, если ведомственные учреждения перейдут в систему Минздрава, отмечает Иванников.

    Отдельное предложение Минфина касается реформы образовательных учреждений МВД. Еще в 70-е годы профессуру из гражданских вузов приглашали в ведомственные организации. Тогдашний министр Николай Щелоков делал это, чтобы повысить культурный уровень сотрудников правоохранительных органов. Гражданским профессорам даже давали офицерские звания. Сейчас же многое изменилось, и на работу в школы милиции приходят просто люди с высшим образованием. Поэтому ряд экспертов не видит необходимости в ведомственном образовании как таковом.

    Если и проводить реформу правоохранительной системы, по мнению политика Александра Тарнавского, делать это нужно только с целью «развития в ней гуманизма и неуклонного соблюдения законности». Нужно организовать за правоохранителями «действенный гражданский контроль».

    Отчасти этот тезис разделяет и политолог Константин Калачев, отец которого был генералом советской милиции. По словам Калачева, по количеству полицейских на душу населения Россия в лидерах, «а вот по доверию к правоохранительным органам – в аутсайдерах». И говорить нужно сегодня не о сливании разных силовых ведомств, а о повышении престижа профессии сотрудника полиции.

    Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

    — Игорь Евгеньевич, политические события в 2020-м в той или иной степени связаны с коронавирусом. Как вы оцениваете действия российских властей в течение года, проходившего под знаком борьбы с данным глобальным вызовом? Насколько принимаемые меры являлись адекватными?

    — Если оценивать адекватность действий российских властей по 10-балльной шкале, то, с моей точки зрения, это примерно 6,5. Были и ошибки, и глупости. Они разнопорядковые, не хочу их ранжировать. Например, в Москве, когда начался первый этап пандемии, один из запретов наложили на пробежки на открытом воздухе. Очевидно, что люди, которые принимали такое решение, сами не бегают. Потому что те, кто занимается бегом, делают это не толпой, а по одному и на расстоянии более чем 1,5 метра. Человек дышит, у него проветриваются легкие. Я сам ежедневно бегаю. И мне, конечно, бросилась в глаза такая неадекватность, когда о бегунах стали беспокоиться, что в высшей степени смешно. И в общем полная глупость. Но подобное мелочь, более существенное — чем были очень многие возмущены — когда под соусом ограничения проездов в транспорте заблокировали билеты. Важная деталь. Здесь присутствовал обман: формально говорили, что это касается пенсионеров старше 65 лет. Один знакомый, мой ровесник, несколько раз ходил в мэрию и спрашивал, почему карточки отключают людям, которым нет 65 лет. Его пускали по кругу, но ответа нет до сих пор. А студентам почему отключили проездные? Я рассматриваю такое как жлобское решение правительства Москвы, которое решило сэкономить деньги. Нашли хороший повод. Потому что пенсионерам и студентам надо было куда-то ехать по делам, и вряд ли их остановило то, что надо платить. Это является фактически дополнительным изъятием денег у населения.

    Исследование о том, сколько в России силовиков и много ли они получают

    Рост числа прокуроров и следователей привел и к увеличению расходов на Генеральную прокуратуру и Следственный комитет: на 68% и 65% по сравнению с 2012 годом.

    Однако больше всего среди силовиков выросли расходы на ФСБ. Если в 2012-2013 годах доля расходов на статью «органы безопасности» не составляла даже 0,1 процента от общих трат на силовиков в федеральном бюджете, то к 2018 году этот показатель вырос до 7%. Ситуация резко стала меняться с 2014 года. Тогда же вдруг выросли расходы на органы пограничной службы, которые также входят в структуру ФСБ.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *