Согласно п. 2 ст 164 нк РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Согласно п. 2 ст 164 нк РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Статья 164 НК РФ предусматривает 4 вида налоговых ставок: 0%, 10%, 18% и расчетную налоговую ставку (10/110 и 18/118). Применение конкретной налоговой ставки по каждой осуществляемой налогоплательщиком операции должно быть обосновано.

Подпункт 1 пункта 1 комментируемой статьи устанавливает налоговую ставку по НДС в размере 0% в отношении товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Внимание!

При применении подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ необходимо учитывать субъектный состав осуществляемых операций. Так, при реализации одной российской организацией другой российской организации товаров, вывозимых с территории РФ в таможенной процедуре экспорта, нулевая ставка налога на добавленную стоимость не применяется (письма Минфина России от 01.10.2013 N 03-07-15/40626, от 08.05.2013 N 03-07-08/16131).

Важно!

Необходимо обратить внимание, что требование о представлении в налоговый орган документов, подтверждающих вывоз товаров с территории государства — члена Таможенного союза на территорию иностранного государства, в целях подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость положениями НК РФ не установлено. На данный аспект также особое внимание обращают официальные органы в своих разъяснениях. (См., например, письмо Минфина России от 04.02.2015 N 03-07-08/4343.)

При наличии у налогового органа сведений, предоставленных по его запросу таможенным органом, в котором производилось декларирование товаров, о фактическом вывозе за пределы таможенной территории Таможенного союза только части задекларированного товара, либо сведений об отсутствии фактического вывоза всего количества товаров, в случае если налогоплательщик отразил в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость операцию по реализации всего количества задекларированного товара, обоснованность применения налоговой ставки 0% считается не подтвержденной в части реализации товаров, фактически не вывезенных за пределы таможенной территории Таможенного союза.

Официальная позиция.

Так, в письмах Минфина России от 12.03.2015 N 03-07-08/12941, от 11.03.2015 N 03-07-08/12854 рассмотрен вопрос о документальном подтверждении правомерности применения нулевой ставки НДС при наличии бумажной копии декларации на товары, поданной в виде электронного документа при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта. По данному вопросу Департамент Минфина России дал нижеследующие разъяснения.

Для обоснования правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте товаров налогоплательщиком в налоговые органы должна быть представлена в том числе копия таможенной декларации с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации.

Приказом ФТС России от 17 сентября 2013 г. N 1761, вступившим в силу 12 ноября 2014 года, утвержден Порядок использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля.

Таким образом, представление в налоговый орган распечатанной в соответствии с положениями Приказа ФТС России от 17 сентября 2013 г. N 1761 на бумажном носителе электронной копии декларации на товары при наличии на этой копии соответствующих отметок (в этой копии соответствующих сведений об отметках) не препятствует налогоплательщикам, осуществляющим операции по реализации товаров на экспорт, подтвердить правомерность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость по таким операциям в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.

В свою очередь, в письме Минфина России от 04.02.2015 N 03-07-08/4343 указывается, что при реализации товаров на экспорт из Российской Федерации в иностранное государство через территорию государства — члена Таможенного союза моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является последний день квартала, в котором собран пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, независимо от даты фактического вывоза товаров с территории государства — члена Таможенного союза на территорию иностранного государства.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 29.12.2014 N 03-07-13/1/68156 рассмотрен вопрос о подтверждении нулевой ставки НДС в отношении товаров, вывозимых из РФ в таможенной процедуре экспорта на территорию Украины, находящуюся под контролем правительства самопровозглашенной Донецкой Народной Республики. Департамент Минфина России по данному вопросу указал, что особенностей подтверждения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении товаров, в том числе подакцизных, вывозимых с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта на территорию Украины, находящуюся под контролем правительства самопровозглашенной Донецкой Народной Республики, нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено.

Следует отметить, что подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ не предусматривает применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в случае реализации товаров на экспорт через комиссионера, являющегося иностранным лицом.

Следовательно, операции по реализации российской организацией товаров на экспорт через комиссионера, являющегося иностранным лицом, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость на основании пункта 3 статьи 164 НК РФ по ставке 18% (письмо Минфина РФ от 19.03.2012 N 03-07-08/77).

  • Решение Верховного суда: Определение N 307-КГ16-18984, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Основанием для доначисления налога послужил вывод инспекции о занижении обществом НДС ввиду необоснованного применения ставки 0 процентов, предусмотренной подпунктом 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс). По мнению налогового органа, предоставляемые обществом услуги по проверке массы груза путем взвешивания железнодорожных вагонов, как не связанные с основным процессом, должны облагаться НДС по ставке 18 процентов…
  • Решение Верховного суда: Определение N 308-КГ16-20945, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации статей 3, 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», суды первой, апелляционной и кассационной инстанций согласились с выводами налогового органа…
  • Решение Верховного суда: Определение N 304-КГ16-14961, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Доводы заявителя об отсутствии в НК РФ порядка подтверждения налогоплательщиками обоснованности применения налоговой ставки 10 процентов при реализации товаров, перечисленных в подпункте 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ, несостоятельны, поскольку они фактически сводятся к несогласию с оценкой судами тех документов, которые были представлены им в обоснование пониженной налоговой ставки…

Путеводитель. Налог на добавленную стоимость (КонсультантПлюс, 2020)

Путеводитель. Декларация по НДС (КонсультантПлюс, 2020)

Все формы налогового учета и отчетности по НДС

Готовое решение: Возврат НДС (КонсультантПлюс, 2020)

Что нужно знать об НДС (КонсультантПлюс, 2020)

Энциклопедия спорных ситуаций по НДС

  • Cтатьи
  • Лучшее
  • Автоматизация учета
  • Аудит
  • Бухучет
  • Консалтинг
  • Оценка
  • Управление персоналом
  • Юриспруденция

НК РФ Статья 164. Налоговые ставки

В таблице приведен перечень товаров, которые попадают под действие нулевой ставки НДС и какие документы необходимо предоставить в налоговый орган

Перечень товаров, согласно ст. 164 НК РФ

Перечень документов, согласно ст. 165 НК РФ

Товары, реализованные в таможенной процедуре экспорта (абз. 2 пп.1 п. 1 ст. 164 НК РФ)

1. контракт (копия контракта)

налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории ЕАЭС и (или) припасов за пределы территории РФ

Нововведение! либо контракт (копия контракта) с российской организацией на поставку товара ее филиалу, представительству, отделению, бюро, конторе, агентству либо другому обособленному подразделению, находящемуся за пределами таможенной территории ЕАЭС (пп. 1 п.1 ст. 165 НК РФ);

2. таможенная декларация (ее копия) с

отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией (пп. 3 п.1 ст. 165 НК РФ).

Внимание! Документы представляются в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта (пп 9 п.1 ст. 165 НК РФ).

Товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (СТЗ) (абз. 3 пп.1 п. 1 ст. 164 НК РФ)

1. контракт (копия контракта),

заключенный с резидентом особой экономической зоны или с участником свободной экономической зоны (абз. 2 пп. 5 п.1 ст. 165 НК РФ);

2. копия свидетельства о регистрации

лица в качестве резидента особой экономической зоны, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, или копия свидетельства о включении участника в реестр участников свободной экономической зоны, выданного уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (абз. 3 пп. 5 п.1 ст. 165 НК РФ);

3. таможенная декларация (ее копия) с

отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой СТЗ либо при ввозе в портовую особую экономическую зону российских товаров, помещенных за пределами портовой особой экономической зоны под таможенную процедуру экспорта (абз. 5 пп. 5 п.1 ст. 165 НК РФ).

Внимание! Документы представляются в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (пп 9 п.1 ст. 165 НК РФ).

Товары, вывезенные в таможенной процедуре реэкспорта товаров, ранее помещенные под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и (или) товары (продукты переработки, отходы и (или) остатки), полученные (образовавшиеся) в результате переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории (абз. 4 пп.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);

Товары, вывезенные в таможенной процедуре реэкспорта товаров, ранее помещенные под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада, и (или) товары, изготовленные (полученные) из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада (абз. 5 пп.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);

1. контракт (копия контракта)

налогоплательщика на поставку таких товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС (абз. 2 пп. 6 п.1 ст. 165 НК РФ);

2. таможенные декларации (их копии),

свидетельствующие о помещении товаров, ранее ввезенных в РФ, под таможенные процедуры СТЗ, свободного склада или переработки на таможенной территории, а также таможенные декларации (их копии), свидетельствующие о помещении под таможенную процедуру реэкспорта указанных товаров и (или) товаров, которые изготовлены (получены) из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада, или которые являются продуктами переработки, отходами и (или) остатками, полученными (образовавшимися) в результате переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории (абз. 3 пп. 6 п.1 ст. 165 НК РФ).

Внимание! Документы представляются в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры реэкспорта (пп 9 п.1 ст. 165 НК РФ).

Припасы (топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания (пп. 8 п. 1 ст. 164 НК РФ).

1. таможенная декларация на припасы

13.08.2021 Итоги семинара «Средний заработок. Пособия за счет ФСС. Расчеты с подотчетными лицами»

18.06.2021 Итоги семинара » НДС-2021. «

Революция в бухгалтерии: от документа до банковского кабинета

Под международными перевозками (в целях применения НДС 0 %) понимаются перевозки, при которых транспорт вместе с товарами пересекает границу РФ.

Также к международным перевозкам приравнивается вывоз углеводородного сырья из пункта отправления, находящегося на континентальном шельфе РФ и (или) в исключительной экономической зоне РФ либо в российской части дна Каспийского моря, в пункт назначения за пределы российского государства.

Также положения подп. 2.1 п. 1 ст.164 НК РФ (НДС 0 %) распространяются на:

  • услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок;
  • транспортно-экспедиционные услуги международной перевозки;

  • транспортно-экспедиционные услуги при организации и осуществлении перевозок ж/д транспортом от места прибытия товаров на территорию РФ до станции назначения товаров на территории РФ.

Ст. 164 НК РФ понимает под транспортно-экспедиционными услугами:

  • участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;

  • оформление документов;

  • прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов;

  • погрузочно-разгрузочные и складские услуги;

  • информационные услуги;

  • подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств;

  • услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг;

  • услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств;

  • разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;

  • розыск груза после истечения срока доставки;

  • контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;

  • перемаркировка грузов;

  • обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;

  • обслуживание рефрижераторных контейнеров;

  • хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

Примечание: на услуги российских перевозчиков на ж/д транспорте в отношении экспортных товаров нулевая ставка НДС не применяется.

Начиная с 2021 года, в гл. 21 НК РФ (налог на добавленную стоимость), была внесена целая система изменений. Часть из них вступили в силу сразу с начала нового года, другие же изменения в НДС с июля 2021 года начнут действовать.

Итак, что изменилось в НДС:

1. Освобождение от НДС банкротов — согласно ранее действовавшему порядку при продаже имущества, составляющего конкурсную массу обанкротившейся компании, полученный доход не облагался НДС. При этом, если организация продолжала вести хозяйственную деятельность (будучи банкротом), то обязанность по уплате налога сохранялась (с доходов, полученных от реализации товаров, работ, услуг).

Законом РФ от 7 октября 2020 года № 320-ФЗ это условие было отменено. Начиная с 1 января 2021 года, компания не должна платить НДС даже, если продолжает реализовывать товары (работы, услуги) после получения статуса банкрота. В этом случае она обязана восстановить НДС (по пока еще не проданным товарам), который был принят к вычету при осуществлении обычной деятельности.

2. Изменение порядка налогообложения IT-компаний — в соответствии с пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ с 1 января 2021 года от уплаты налога на добавленную стоимость освобождается реализация исключительных прав только на программы для ЭВМ и базы данных, которые входят в единый реестр российского ПО (формируется в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1236).

Данная норма не распространяется на реализацию исключительных прав, в рамках которых предусмотрена возможность размещения рекламы в интернете или получения к ней доступа, распространение предложений о покупке того или иного товара, поиска сведений о покупателях и заключения сделок.

Кроме того, п. 2 ст. 149 НК РФ был дополнен пп. 26.1, согласно которому от НДС также освобождается реализация исключительных прав на ноу-хау, изобретения, промышленные образцы и т. д., в том числе полученных по лицензионному договору.

Таким образом, данное нововведение привело к ограничению круга лиц, имеющих право на использование льготы по НДС, предусмотренной в пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. Теперь она не доступна организациям, реализующим права на иностранные ПО и БД (так как они не включены в российский реестр).

3. Ужесточение требований к декларации по НДС — в случае, если при проверке декларации налоговый орган обнаружит несоответствие контрольным соотношениям, то такой документ будет считаться непредставленным (аннулируется). При этом налогоплательщик обязан устранить все недочеты в течение 5 дней с момента получения соответствующего уведомления. Вводится такое изменение по НДС с 1 июля 2021 года Законом РФ от 23 ноября 2020 года № 374-ФЗ.

Кроме того, если при запросе пояснений к декларации по НДС, организация представит их не по установленному формату, они будут аннулированы налоговым органом (Закон РФ от 9 ноября 2020 года № 371-ФЗ).

4. Продлен период для представления декларации по НДС (после просрочки) — согласно пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ в случае непредставления декларации, в том числе по налогу на добавленную стоимость, в течение 10 дней (с момента наступления установленного законом срока) налоговые органы вправе заблокировать банковский счет организации.

Законом РФ № 368-ФЗ этот период был увеличен до 20 дней. Начнут действовать такие изменения в НДС с июля 2021 года.

5. Изменен порядок возмещения НДС — до начала нового года оформить возмещение можно было при условии отсутствия недоимок только по налогам федерального уровня.

С 1 января 2021 года требования ужесточились. Теперь недоимки должны отсутствовать не только по федеральным, но также по региональным и местным налогам.

6. Изменение порядка оформления документов по НДС — в связи с введением системы прослеживаемости товаров Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2021 года № 534 были утверждены новые формы счета-фактуры, а также иных документов для расчета НДС. Что изменилось:

  • в форму счета-фактуры добавлена новая строка 5а и графы 12, 12а, 13,
  • в корректировочном счете-фактуре помимо перечисленных выше новшеств также появились отдельные графы для: названия страны, на территории которой произведен товар, номера декларации/партии,
  • в журнале учета счетов-фактур, книге покупок/продаж и в дополнительных листах к ним, появилась отдельная строка для отражения стоимости товара, попадающего в категорию «прослеживаемых».

В соответствии с положениями ст. 164 НК РФ ставки по налогу на добавленную стоимость делятся на несколько категорий.

Так, хозяйствующие субъекты, не имеющие права на льготы и послабления по НДС, должны применять общую ставку в размере 20% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

При этом налогоплательщики, занимающиеся реализацией отдельных видов продовольственных товаров (скот, птица, яйца, молоко и т.д.), детской продукции (обувь, кроватки, трикотажные изделия для младенцев и т.д.), периодических изданий (кроме рекламных и эротических журналов) и прочих видов изделий, установленных законом, вправе уплачивать НДС по сниженной ставке в размере 10%. Полный перечень хозяйственных операций, которые попадают под эту льготу, приведен в п. 2 ст. 164 НК РФ.

По НДС также предусмотрено и полное освобождение от налога (в этом случае применяется ставка в размере 0%). Такое налоговое послабление распространяется на следующие категории товаров/услуг (п. 1 ст. 164 НК РФ):

  • экспортируемые,
  • находящиеся в свободной таможенной зоне,
  • международная перевозка продукции,
  • транспортировка нефти и нефтепродуктов,
  • транспортно-экспедиционные услуги и т.д.

Напомним, что определенные транспортно-экспедиционные услуги облагаются НДС по нулевой ставке. Это услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международных и некоторых других перевозок (пп. 2.1, 2.7, 3.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, подробнее см. здесь).

Перечень транспортно-экспедиционных услуг, облагаемых НДС по ставке 0 %, приведен в абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ. С 01.01.2021 этот перечень пополнится следующими услугами экспедитора (п. 1 ст. 2, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 09.11.2020 № 368-ФЗ):

  • разработка документов для проектных перевозок;
  • организация и выполнение перевозки грузов;
  • экспедиторское сопровождение.

Расшифровка этих услуг приведена в п. 3.1.11-3.1.13 «ГОСТ Р 52298-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования» (утв. приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 № 148-ст).

Таким образом, при реализации после 1 января 2021 г. вышеуказанных услуг на основании договора транспортной экспедиции при организации международных и некоторых других перевозок экспедиторы обязаны применять к ним ставку НДС 0 %. Отметим, что при оказании транспортно-экспедиторских услуг, указанных в пп. 2.1, 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ, от применения нулевой ставки можно отказаться.

Рассмотрим поправки в главу 21 НК РФ, интересные многим налогоплательщикам.

1. Реализация товаров, работ, услуг банкрота — не объект по НДС

С 1 января 2021 г. в НК РФ официально установлено, что что объектом обложения НДС не являются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания должников банкротами (пп.15 п.2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ).

2. Место реализации водных биологических ресурсов (ст. 147 НК РФ)

С 1 января 2021 года ст.147 НК РФ будет дополнена пунктом 3, устанавливающим особый порядок определения места реализации товаров в виде водных биологических ресурсов и товаров, произведенных из них. Местом их реализации в целях НДС признается территория РФ, если водные ресурсы добыты в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) товары, произведенные из таких ресурсов в момент начала отгрузки и транспортировки находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ (далее — Закон N 374-ФЗ)).

3. От НДС освобождены услуги финансовых платформ

С 1 января 2021 года не будут облагаться НДС (пп.12.2 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 374-ФЗ) услуги, оказываемые оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Конкретный перечень услуг приведен в новой норме.

4. Освобождение от НДС передачи прав на изобретения, полезные модели,

промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) продолжает действие в 2021 году, но с 1 января 2021 года «переехало» из пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ)).

5. От НДС освобождаются только «российские» «нерекламные» программные продукты

С 1 января 2021 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» освобождается от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).

Соответственно передача прав на программы ЭВМ и базы данных, не включенные в Российский реестр, с 1 января 2021 г. облагаются НДС по ставке 20% (п.3 ст.164 НК РФ).

Также придется начислить НДС по ставке 20% при передаче прав на «российские» программы и базы данных, если передаваемые права состоят в получении возможности:

  • распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
  • размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
  • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

Подробнее об НДС при передаче прав на программы ЭВМ и базы данных с 1 января 2021

6. Введен вычет НДС при «экспорте прав» на программы ЭВМ

С 1 января 2021 г. при передаче прав на программы ЭВМ или базы данных, включенных в Российский реестр иностранным лицам (т.е. если местом реализации таких услуг в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является) «экспортеры прав» смогут принимать к вычету НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для таких операций (пп.2.1 п.2 ст.170 и новый пп.4 п.2 ст.171 НК РФ — Закон 374-ФЗ от 23.11.2020). И это несмотря на то, что права на программы ЭВМ, включенные в Российский реестр, как указывалось выше, освобождаются от НДС в соответствии с пп.26 п.1 ст.149 НК РФ.

Статья 164 НК РФ. Налоговые ставки

1. Изменяется порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

В 2020 году перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли можно было в течение года по итогам любого отчетного периода, начиная с отчетности за январь-апрель (п.2.1 ст.286 НК РФ). Но с 1 января 2021 года возвращается общее правило смены системы уплаты авансовых платежей. Перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли или вернуться на ежеквартальную отчетность и уплату ежемесячных авансовых платежей можно только с 1 января каждого года. Заявление об изменении системы уплаты авансовых платежей подается налогоплательщиком не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход. Для желающих изменить систему уплаты авансовых платежей на 2021 год — срок подачи заявления — 31 декабря 2020.

Возвращается «старый» норматив для уплаты квартальных авансовых платежей.

Организации по итогам отчетного периода уплачивают только квартальные авансовые платежи, если у них за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ). На налоговый период 2020 предельная сумма дохода была повышена — и составляла в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал (п. 2 ст.2 Федерального Закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ). На настоящий момент лимит 25 миллионов рублей на 2021 год не продлен, Минфин считает, что пороговое значение выручки от реализации 25 млн рублей следует установить на постоянной основе (письмо от 12.11.2020 № 03-11-10/99843). Если же этого не произойдет, у плательщиков квартальных авансовых платежей при превышении в 2021 году лимита в 15 млн. руб. появляется обязанность уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала.

2. Пополнен список необлагаемых грантов

В состав целевых средств с 1 января 2021 года включаются гранты институтов инновационного развития и других организаций, осуществляющих поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, на реализацию указанных государственных программ и проектов (абзац 8 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).

3. Безвозмездное пользование имуществом для НКО

С 1 января 2021года целевыми поступлениями признаются имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, независимо государственное оно или нет (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).

4. Прописан порядок определения остаточной стоимости НМА

С 01 января 2021 п. 3 ст. 257 дополнен нормой, содержащей порядок определения остаточной стоимости нематериальных активов. Остаточная стоимость НМА определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации (пп. 23 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).

Соответственно дополнен пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, где прописано, что при реализации амортизируемого имущества доход от реализации можно уменьшить — на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 257 НК РФ. Ранее упоминание об остаточной стоимости НМА в НК РФ отсутствовало (как в п. 3 ст. 257, так и в п.1 ст. 268 НК РФ). Пробел в отношении остаточной стоимости НМА устранен (пп. 24 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).

5. Денежный вклад в имущество может уменьшать доходы от реализации долей (акций)

С 1 января 2021 года на величину денежного вклада в имущество организаций, доли (паи) (за минусом денежных средств, изъятых участником обратно в безналоговом режиме по пп. 11 .1 п. 1 ст. 251 НК РФ) можно уменьшить доходы, полученные при:

  • реализации имущественных прав (долей, паев), например, при реализации долей ООО (пп.2.1 п.1 ст.268 НК РФ);
  • при ликвидации организации и выходе (выбытии) участника (акционера) (п.2 ст.277 НК РФ)
  • при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг (п.3 ст.280 НК РФ)
  • Величина вклада в виде денежных средств в имущество организации, уменьшающая доходы от реализации долей (паев, акций), рассчитывается пропорционально реализуемым долям (паям) в общей величине долей (паев), пропорционально цене приобретения реализуемых ценных бумаг, в общей стоимости акций, принадлежащих налогоплательщику.

Но наименее поддающимся планированию, пожалуй, следует признать НДС, исчисляемый с сумм, увеличивающих налоговую базу согласно п. 1 ст. 162 НК РФ. Указанная статья устанавливает перечень ситуаций, в которых полученные продавцом суммы денежных средств должны быть включены им в налоговую базу именно того налогового периода, в котором данные суммы были фактически получены [5]. И хотя удельный вес этой «статьи налоговых расходов» вряд ли может быть велик, думается, все же имеет смысл остановиться на ней подробно: уж больно много в связи с применением ст. 162 НК РФ возникает вопросов и споров.

Прежде всего, важно помнить, что налоговая база по НДС увеличивается на полученные продавцом суммы только в том случае, если они связаны с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг), то есть фактически являются частью выручки, полученной от продаж. Рассмотрим внимательно упомянутый перечень. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговую базу по НДС увеличивают денежные суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги): в виде финансовой помощи; на пополнение фондов специального назначения; в счет увеличения доходов; иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Финансовая помощь продавцу, связанная с оплатой приобретенного у него товара, – это, пожалуй, посильнее «Фауста» Гете… Пополнение фондов, специально созданных продавцом, очевидно, в целях аккумулирования средств на погашение задолженности покупателей, – из той же оперы, и в рамках данной статьи нас тоже не особо интересует. А вот денежные средства, полученные продавцом, увеличивающие его доходы по сделке, а также иначе связанные с оплатой реализованного товара, уже ближе к теме. Что можно понимать под увеличением дохода? Точнее, какие выплаты покупателя могут реально увеличить доход продавца, полученный от продажи? На ум приходят только компенсационные, санкционные, премиальные выплаты, да еще, пожалуй, связанные с увеличением цены товара. Что касается увеличения цены, то к данным отношениям положения ст. 162 НК РФ не применяются, они напрямую регулируются п. 10 ст. 154 НК РФ (но об этом позже), а вот оставшиеся виды выплат могут рассматриваться в контексте использования именно норм, установленных ст. 162 НК РФ.

Например, по мнению финансистов, НДС облагаются денежные средства, которые организация, выполняющая работы (реализующая товары, оказывающая услуги), получает от заказчика (покупателя) в качестве компенсации своих расходов на исполнение договора, в том числе командировочных, транспортных, на страхование [6]. Но в случае, если компенсационные выплаты не связаны с реализацией (например, суммы, полученные арендодателем транспортного средства в качестве компенсации административных штрафов, уплаченных за допущенные арендатором нарушения [7], или в качестве компенсации убытков продавца в связи с отказом покупателя от товара [8], а также суммы возмещения за испорченное (утраченное) имущество [9]), в налоговую базу по НДС их включать не нужно.

Еще пример: пп. 4 п. 1 ст. 162 НК РФ предписано увеличивать базу на суммы полученных продавцом страховых выплат, но только по договорам страхования риска неисполнения покупателем договорных обязательств и при условии, что страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых является объектом налогообложения (весьма, кстати, странная норма, если вдуматься: продавец начислил НДС при отгрузке, покупатель ему не оплатил поставленный товар, страховая компания компенсировала продавцу стоимость этого товара и продавец почему‑то должен еще раз исчислить налог – но закон есть закон [10]), страховые же выплаты, полученные налогоплательщиком по иным основаниям, например при наступлении страхового случая в результате аварии или хищения, в налоговую базу не включаются [11].

Дорогие и уважаемые наши Заказчики!

Хотим довести до вашего сведения одну очень важную информацию. Наше Правительство, заботясь о качестве предоставляемых в строительстве услуг, а также беспопокоясь о некотролируемом росте стоимости строительства, особенно за бюджетные деньги, внесло в Градостроительный Кодекс Российской Федерации некоторые изменения. Отныне, с 01.01.2020 года, сметную оценку стоимости строительства имеет право проводить только эксперт-сметчик, обладающий квалификационным аттестатом по направлению «Ценообразование и сметное нормирование», выданным Минстроем России.

На сегодняшний день, таких экспертов-сметчиков у нас в стране единицы. Но, Экспертный центр «ИНДЕКС», как ведущая экспертная организация России, в области строительства, заранее побеспокоилась об этом и все наши эксперты-сметчики прошли данную аттестацию. Поэтому в штате нашей организации имеется целый ряд квалифицированных аттестованных специалистов по ценообразованию и сметному нормированию.

Мы, всегда будем рады помочь вам, в любых, даже самых сложных вопросах обоснования сметной стоимости строительства, а также в спорных ситуациях, в том числе с ведомственными и надзорными органами, а также в случае судебных разбирательств.

С уважением, Генеральный директор Волощук Елена Ивановна

Право на применение нулевой ставки также можно подтвердить путем предоставления доказательной базы об их нахождении по процедуре реэкспорта в таможне. В соответствии с подп. 2.7, 3 и 9 п. 1 ст. 164 НК ставка 0% применяется: при предоставлении ж/д транспорта; оказании услуг по контрактам транспортной экспедиции при перевозке экспортируемых ТМЦ; выполнении связанных с указанными видами деятельности работами с находящимися под процедурой таможенного транзита экспортируемыми товарами, а также продуктами их переработки.

Чтобы подтвердить право на применение льготной ставки в каждом из указанных выше случаев, налогоплательщику необходимо подать в свою ИФНС пакет документов, перечисленных в пп. 3.7, 5 ст. 165 НК. С апреля 2015 года должны также предоставляться документы, свидетельствующие о том, что вывозимые с территории России продукты переработки экспортируемых ТМЦ были помещены под транзитные (реэкспортные) таможенные процедуры.

При осуществлении пассажироперевозок из места отправления в пункт назначения, расположенные за пределами России, такая операция облагается по 0%-ной ставке. Необходимым условием является оформление международных (единых) документов по перевозке в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 164 НК. Следует также предоставить реестр таких документов, которые определяют указанный маршрут пассажироперевозки.

С октября 2015 года в таком реестре следует указывать не только начальный и конечный пункты следования пассажиров и багажа, но и номера перевозочных документов, дату выполнения услуг по перевозке, цену проезда (подп. 2 п. 6 ст. 165 НК).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Исчерпывающий перечень транспортных и сопутствующих услуг по международной перевозке ТМЦ указан в подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК. Не содержащиеся в нем услуги облагаются по 18%-ной ставке. При этом на основании п. 18 постановления пленума ВАС России от 30.05.2014 № 33 оказание подпадающих под ставку 0% услуг несколькими лицами не препятствует применению каждым из них данной льготы.

Это значит, что все услуги по международной перевозке ТМЦ, оказываемые каждым из участников сделки на определенном отрезке следования товаров, а также при выполнении какой-либо конкретной задачи экспедиторами, могут облагаться по ставке 0% в отношении каждого из участников (субисполнителей).

В подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК содержится исчерпывающий перечень осуществления услуг по контрактам транспортной экспедиции по международной перевозке ТМЦ. Так, здесь указано, что хотя бы один из пунктов (доставки или отправки товаров) должен находиться за пределами нашей страны. Это значит, если имеет место оказание услуг по контракту транспортной экспедиции при перевозке ТМЦ по территории федерации, то такая операция облагается по полной ставке в 18%.

На основании законодательных норм, изложенных в подп. 3 п. 2 ст. 164 НК, вся книжная продукция образовательного характера при продаже облагается по ставке 10%. Перечень такой литературы утвержден Постановлением Правительства России от 23.01.2003 № 41. Для подтверждения права применять данную ставку необходимо будет предоставить в налоговую справку, выданную Федеральным агентством печати РФ, о том, что издание соответствует тому типу изданий, которые перечислены в Постановлении № 41.

Если ТМЦ поставляются субъектом предпринимательства покупателю для использования им не только в предпринимательских, но и в иных целях, кроме личного/домашнего пользования, то такая операция считается поставкой (ст. 506 ГК России). Экспортируемые из РФ ТМЦ облагаются по ставке 0%.

Таким образом, можно сделать вывод, что и поставка за рубеж физлицу-иностранцу ТМЦ (не для бытовых нужд) также облагается по ставке 0%.

Все операции по транспортировке грузов в рамках международной перевозки облагаются по ставке 0% согласно подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК. Для подтверждения применения льготной ставки по транспортным услугам плательщик налогов должен предоставить пакет документов в соответствии с п. 3.1. ст. 165 НК — это контракт на оказание услуг и копии транспортной документации.

НДС при перевозке импортных товаров (подп. 2.1 п. 1 ст.164 НК РФ)

Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:

пп.1 следующих товаров:

вывезенных в таможенной процедуре экспорта;

помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;

вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и (или) товаров (продуктов переработки, отходов и (или) остатков), полученных (образовавшихся) в результате переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;

вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада.

Положения настоящего подпункта применяются при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса;

(Подпункт в редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 350-ФЗ)

пп.1.1 товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию государства — члена Евразийского экономического союза, в случаях, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года; (Подпункт введен — Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ)

пп.2 (Подпункт утратил силу — Федеральный закон от 27.11.2010 № 309-ФЗ)

пп.2.1 услуг по международной перевозке товаров.

В целях настоящей статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река — море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Положения настоящего подпункта распространяются также на следующие услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями:

услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок; (В редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 350-ФЗ)

транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В целях настоящей статьи к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора. (В редакции Федерального закона от 19.07.2011 № 245-ФЗ)

Положения настоящего подпункта не распространяются на услуги указанных в подпункте 9 настоящего пункта российских перевозчиков на железнодорожном транспорте.

Положения настоящего подпункта распространяются также и на услуги, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего подпункта, оказываемые при организации и осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию Российской Федерации (от портов или пограничных станций, расположенных на территории Российской Федерации) до станции назначения товаров, расположенной на территории Российской Федерации; (Абзац введен — Федеральный закон от 19.07.2011 № 245-ФЗ)

В целях настоящей статьи к международным перевозкам приравниваются работы (услуги) по перевозке и (или) транспортировке углеводородного сырья из пункта отправления, находящегося на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, в пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией. (Абзац введен — Федеральный закон от 30.09.2013 № 268-ФЗ)

(Подпункт введен — Федеральный закон от 27.11.2010 № 309-ФЗ)

Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации:

пп.1 следующих продовольственных товаров:

скота и птицы в живом весе;

мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий — сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с; копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы — балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея; свинины и говядины запеченных; консервов — ветчины, бекона, карбонада и языка заливного);

молока и молокопродуктов (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда);

яйца и яйцепродуктов;

масла растительного (за исключением масла пальмового); (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 268-ФЗ)

маргарина, жиров специального назначения, в том числе жиров кулинарных, кондитерских, хлебопекарных, заменителей молочного жира, эквивалентов, улучшителей и заменителей масла какао, спредов, смесей топленых; (В редакции Федерального закона от 29.11.2012 № 206-ФЗ)

сахара, включая сахар-сырец;

соли;

зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов;

маслосемян и продуктов их переработки (шротов(а), жмыхов);

хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия);

крупы;

муки;

макаронных изделий;

рыбы живой (за исключением ценных пород: белорыбицы, лосося балтийского и дальневосточного, осетровых (белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди), семги, форели (за исключением морской), нельмы, кеты, чавычи, кижуча, муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира);

море- и рыбопродуктов, в том числе рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов (за исключением деликатесных: икры осетровых и лососевых рыб; белорыбицы, лосося балтийского, осетровых рыб — белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди; семги; спинки и теши нельмы х/к; кеты и чавычи слабосоленых, среднесоленых и семужного посола; спинки кеты, чавычи и кижуча х/к, теши кеты и боковника чавычи х/к; спинки муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира х/к; пресервов филе — ломтиков лосося балтийского и лосося дальневосточного; мяса крабов и наборов отдельных конечностей крабов варено-мороженых; лангустов);

продуктов детского и диабетического питания;

овощей (включая картофель);

фруктов и ягод (включая виноград); (Абзац введен — Федеральный закон от 02.08.2019 № 268-ФЗ)

пп.2 следующих товаров для детей:

трикотажных изделий для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп: верхних трикотажных изделий, бельевых трикотажных изделий, чулочно-носочных изделий, прочих трикотажных изделий: перчаток, варежек, головных уборов;

швейных изделий, в том числе изделий из натуральных овчины и кролика (включая изделия из натуральных овчины и кролика с кожаными вставками) для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьных возрастных групп, верхней одежды (в том числе плательной и костюмной группы), нательного белья, головных уборов, одежды и изделий для новорожденных и детей ясельной группы. Положения настоящего абзаца не распространяются на швейные изделия из натуральной кожи и натурального меха, за исключением натуральных овчины и кролика; (В редакции Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ)

обуви (за исключением спортивной): пинеток, гусариковой, дошкольной, школьной; валяной; резиновой: малодетской, детской, школьной;

кроватей детских;

матрацев детских;

колясок;

тетрадей школьных;

игрушек;

пластилина;

пеналов;

счетных палочек;

счет школьных;

дневников школьных;

тетрадей для рисования;

альбомов для рисования;

альбомов для черчения;

папок для тетрадей;

обложек для учебников, дневников, тетрадей;

касс цифр и букв;

подгузников.

пп.3 периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;

книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера. (В редакции Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 28.12.2001 № 179-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 28.12.2001 № 179-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 28.12.2001 № 179-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 28.12.2001 № 179-ФЗ)

В целях настоящего подпункта под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

В целях настоящего подпункта к периодическим печатным изданиям рекламного характера относятся периодические печатные издания, в которых реклама превышает 45 процентов объема одного номера периодического печатного издания; (В редакции Федерального закона от 30.11.2016 № 408-ФЗ)

(Подпункт введен — Федеральный закон от 28.12.2001 № 179-ФЗ)

Налогообложение производится по налоговой ставке 20 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи. (В редакции Федеральных законов от 07.07.2003 № 117-ФЗ; от 03.08.2018 № 303-ФЗ)

П.4 ст.164 НК РФ

При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных статьей 162 настоящего Кодекса, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предусмотренных пунктами 2 — 4 статьи 155 настоящего Кодекса, при удержании налога налоговыми агентами в соответствии с пунктами 1 — 3 и при исчислении налога налоговыми агентами в соответствии с пунктом 8 статьи 161 настоящего Кодекса, при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 154 настоящего Кодекса, при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с пунктом 4 статьи 154 настоящего Кодекса, при реализации автомобилей в соответствии с пунктом 5.1 статьи 154 настоящего Кодекса, при реализации ответственными хранителями и заемщиками материальных ценностей в соответствии с пунктом 11 статьи 154 настоящего Кодекса, при передаче имущественных прав в соответствии с пунктами 2 — 4 статьи 155 настоящего Кодекса, а также в иных случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 или пунктом 3 настоящей статьи, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки. (В редакции Федеральных законов от 29.05.2002 № 57-ФЗ; от 22.07.2005 № 119-ФЗ; от 04.12.2008 № 251-ФЗ; от 14.11.2017 № 316-ФЗ; от 27.11.2017 № 335-ФЗ)

При ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи. (В редакции федеральных законов от 29.12.2000 № 166-ФЗ ; от 27.11.2010 № 309-ФЗ)

При реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, и (или) выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных подпунктами 2.1 — 2.5, 2.7 и 2.8 пункта 1 настоящей статьи в отношении таких товаров, налогоплательщик вправе производить налогообложение соответствующих операций по налоговым ставкам, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, представив заявление в налоговый орган по месту своего учета не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен не применять налоговую ставку, указанную в пункте 1 настоящей статьи. Срок применения налоговых ставок, предусмотренных таким заявлением, должен составлять не менее 12 месяцев.

Налогоплательщик вправе не применять налоговую ставку, указанную в пункте 1 настоящей статьи, только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.

Не допускается применение разных налоговых ставок в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

(Пункт введен — Федеральный закон от 27.11.2017 № 350-ФЗ)

НДС: как заполнять декларацию в 2020 году

14.05.2012аня
точняк…аж кушать хочется

28.09.2011Марина
не статья, а перечисление всего съестного…

Рейтинг статьи 1.00
Количество проголосовавших 2
Сумма балов статьи 2

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Статья 164. Стандартные налоговые вычеты

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ
  • Гражданский кодекс РФ. Часть первая
  • Гражданский кодекс РФ. Часть вторая
  • Гражданский кодекс РФ. Часть третья
  • Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая
  • Жилищный кодекс РФ
  • Земельный кодекс РФ
  • Кодекс об административных правонарушениях РФ
  • Налоговый кодекс РФ
  • Семейный кодекс РФ
  • Трудовой кодекс РФ
  • Уголовно исполнительный кодекс РФ
  • Уголовно-процессуальный кодекс РФ
  • Уголовный кодекс РФ

Перечень товаров, облагаемых по ставке 10%, установлен п. 2 ст. 164 НК РФ. А в перечнях, утвержденных Правительством РФ, содержатся конкретные наименования товаров и коды их видов. Об этом поговорим ниже.

Если наименование и код вашего товара совпадают с указанными в перечне, применяется ставка 10% (Письма Минфина России от 30.12.2020 N 03-07-07/116034, от 07.04.2020 N 03-07-07/27433, от 30.04.2019 N 03-07-07/31880). Поэтому, прежде чем применить эту ставку, убедитесь, что ваши товары включены в данные перечни.

Кроме того, до 31 декабря 2021 г. включительно ставка НДС 10% применяется также при реализации услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа (кроме услуг, указанных в пп. 4.1 — 4.3 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Если при приобретении товаров компании был предъявлен НДС по ставке 20%, а при их продаже налог начислен уже по ставке 10%, можно принять к вычету 20%-й НДС в полном объеме.

Налог на добавленную стоимость

Оплата проживания иногородних работников

НДС с покупательских авансов

УСН и импорт

Налог на аренду жилья для сотрудников

УСН

Единый налог на вмененный доход

Учёт основных средств

По оплате НДС

Льготы по ставке НДС

Плательщиками НДС признаются:

организации (в том числе некоммерческие)

Условно всех налогоплательщиков НДС можно разделить на две группы:

  • налогоплательщики «внутреннего» НДС

    т.е. НДС, уплачиваемого при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ

  • налогоплательщики «ввозного» НДС

    т.е. НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на территорию РФ

Освобождение от исполнения обязанностей плательщиков НДС

Организации и предприниматели, у которых за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила в совокупности 2 миллиона рублей могут подать уведомление и получить освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС на год (

ст. 145 НК РФ

).

Не признаются налогоплательщиками НДС организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы:

  • применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН);
  • применяющие патентную систему налогообложения;
  • освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ;
  • участники проекта «Сколково» ( ст. 145.1 НК РФ).

Исключение! Перечисленные лица обязаны уплатить НДС, если выставят покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС.

Объектом налогообложения являются:

  • операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, в том числе их
  • безвозмездная передача;
  • ввоз товаров на территорию РФ (импорт);
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы по которым не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

В общем случае налог исчисляется исходя из стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав.

14.05.2012аня
точняк…аж кушать хочется

28.09.2011Марина
не статья, а перечисление всего съестного…

Рейтинг статьи 1.00
Количество проголосовавших 2
Сумма балов статьи 2

Статья 164 НК РФ дает четкое понимание того, какую налоговую ставку при различных ситуациях следует применить. Особого внимания проверяющих обычно удостаиваются операции, облагаемые по ставке 0% налога. Исчерпывающий список всех таких случаев применения данной льготной ставки содержится в п. 1 вышеуказанной статьи кодекса. Следует детально разобрать каждую из таких ситуаций.

Итак, по нулевой налоговой ставке облагаются операции:

1) по продаже ТМЦ, находящихся на территории свободной таможенной зоны, а также экспортируемых при прохождении таможенной процедуры (при условии наличия документов согласно ст. 165 НК, которые надлежит передать налоговикам).

О том, применима ли ставка 0% к экспортной операции, осуществляемой через посредника, читайте в материале «Экспорт через посредника – иностранца: облагать ли НДС и по какой ставке?».

2) утратил силу с 01.01.2011 (закон «О внесении изменений…» от 27.11.2010 № 309-ФЗ);

2.1) оказанию:

  • услуг по перевозке грузов в международном сообщении по воде, по воздуху, железнодорожным и автотранспортом (при условии, что пункты отправки/назначения находятся в нашей стране);
  • услуг лизинга, оказываемых отечественными налогоплательщиками с целью обеспечения международных грузоперевозок;
  • услуг по контрактам транспортной экспедиции на международных рейсах (в том числе таможенное оформление транспорта и грузов, ведение переговоров на предмет заключения контракта поставки товаров, прием, завоз, разгрузка, организация страховки, отслеживание, перемаркировка грузов, подготовка пакета документов, складские услуги, предоставление информационно-финансовых услуг, составление и согласование техусловий по погрузке и крепежу, обеспечение контроля за соблюдением условий доставки, обслуживание и ремонт специального грузового транспорта, услуги по хранению грузов);
  • указанных выше услуг, предоставляемых в случае выполнения грузоперевозок ж/д транспортом от места отправки в России (порты, погранстанции) до мест назначения доставки ТМЦ на территории федерации;
  • услуг по транспортировке углеводородов из мест добычи в исключительной экономической зоне (континентальный шельф и сектор РФ в дне Каспия) до зарубежного места назначения, находящегося под юрисдикцией России;

2.2) выполнению услуг российскими компаниями, занятыми в сфере обслуживания трубопроводных магистралей по перевалке нефти и продуктов из нее на основании договоров между иностранными или отечественными контрагентами (или их агентами), заключившими внешнеэкономическую сделку по продаже нефти и продуктов из нее, вывозимых за пределы России. К данной ситуации также можно отнести лиц, выполняющих соответствующие поручения по внешнеэкономическим сделкам. В частности, за исключением услуг, оказываемых друг другу контрагентами, связанными с транспортировкой нефти и продуктов из нее по трубопроводам, речь идет об операциях:

  • транспортировки (без привязки к датам помещения под требуемую таможенную процедуру) при перемещении груза из пункта отправки на территории федерации:
    • до заграничного места поставки трубопроводным или морским транспортом;
    • до морских российских портов для последующего экспорта;
    • до перевалочных пунктов для перелива в другие транспортные средства на территории нашей страны;
  • перегрузки (включая слив/налив, погрузку/выгрузку, упаковку, маркировку/сортировку, перемещение по территории порта, накопление и приведение в годное для транспортировки грузов состояние и пр.) для перемещения за пределы Российской Федерации, в т. ч. в морских и речных портовых терминалах без привязки к дате помещения ТМЦ под таможенную процедуру;
  • связанных с транспортировкой нефти/продуктов из нее, находящихся под таможенной транзитной процедурой, а также перемещаемых из России в адрес государств — членов Таможенного союза (далее по тексту — ТС);

Ст. 164 п. 2 НК указывает на случаи, в которых налоговым законодательством разрешено применять ставку 10% при расчете НДС. В данном пункте указан исчерпывающий список операций, при отображении которых в налоговом учете налогоплательщик получает право использовать данную ставку. Итак, по сниженной ставке облагаются операции по:

  1. Продаже продуктовых товаров:
  • в живом весе туш птицы и скота;
  • мяса и продуктов из него, кроме деликатесов (таких как телятина, вырезка, язык, колбасы и копчености, консервированные ветчина, бекон, заливной язык);
  • молока и продуктов из него, в т. ч. и молокосодержащего мороженого;
  • яиц и продуктов из них;
  • растительного масла и маргарина;
  • сахара, соли;
  • зерна и комбикормов;
  • масличных семян и шрот;
  • хлеба, круп, муки, макаронных изделий;
  • живой рыбы, кроме ценных пород;
  • морепродуктов и продуктов из рыбы охлажденной/мороженой/переработанной в консервы, кроме деликатесов;
  • детского питания;
  • продуктов для диабетиков;
  • овощей.

Подробнее о налогообложении операций с продуктами питания читайте в материале «Какая ставка НДС на продукты питания при их производстве и продаже?».

  1. Реализации детских товаров:
  • трикотажных изделий;
  • сшитой одежды, кроме иных кожаных/меховых изделий, за исключением изготовленных из овчины и меха кролика;
  • обуви;
  • кроватей/матрацев, колясок для детей;
  • тетрадей для школы, дневников и счетных палочек;
  • пеналов, пластилина, альбомов, папок и обложек для тетрадей;
  • игрушек;
  • подгузников и др.

Важно! Перечень кодов видов продуктовых и детских товаров, облагаемых по ставке 10%, содержится в Постановлении Правительства от 31.12.2004 № 908.

  1. Продаже газет и журналов (альманахов, бюллетеней и других изданий, которые издаются как минимум раз в год) за исключением рекламы (если она занимает более 45% от всего объема текста) и эротики; образовательных, просветительных и научных книг.

Важно! Перечень периодики и книг, облагаемых по ставке 10%, содержится в Постановлении Правительства от 23.01.2003 № 41.

  1. Реализации медтоваров (обязательным является предоставление регистрационного удостоверения на товар):
  • лекарств;
  • медизделий, кроме жизненно необходимых (они освобождены от налогообложения).

ВАЖНО! Перечень кодов видов медтоваров, облагаемых по ставке 10%, содержится в Постановлении Правительства от 15.09.2008 № 688.

О том, в какой ситуации нельзя применить льготную ставку по лекарствам, читайте в статье «Когда применение 10%-ной ставки НДС по лекарствам невозможно».

  1. Утратил силу с 01.10.2016 (закон «О внесении изменений…» от 23.06.2016 № 187-ФЗ).
  2. Оказанию услуг пассажироперевозок внутренними авиарейсами, кроме услуг, облагаемых по ставке 0% (подп. 4.1. п. 1 ст. 164 НК), — норма статьи действует до конца 2017 года.
  3. Утратил силу с 01.01.2017 (закон «О внесении изменений…» от 30.11.2016 № 401-ФЗ).

Знакомство с полным перечнем товаров/услуг, облагаемых по ставке 10%, доступно в статье «Что входит в перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10%?».

Ст. 164 НК РФ. Налоговые ставки.

Способа использовать ставку 0% при ввозе товаров на территорию России нет, поскольку в п. 5 ст. 164 НК РФ предусматривается использование для подобной деятельности только 10% или 18%. В связи с этим любые рассуждения о возможности воспользоваться нулевой ставки не имеют под собой никакого правового основания.

Может ли применяться ставка 0% при импорте товаров в Россию?

Нет. При завозе ТМЦ в Россию (или под ее юрисдикцию) могут применяться только налоговые ставки 10% и 18%. Об этом прямо указано в п. 5 ст. 164 НК.

Отдельные хозяйственные операции по реализации (передаче) товаров (работ, услуг) не образуют объекта налогообложения по НДС, исчислять и уплачивать НДС при их осуществлении не требуется. Эти операции определены в

п. 2 ст. 146 НК РФ

.

При осуществлении некоторых операций, являющихся объектом налогообложения по НДС, организации и предприниматели не обязаны исчислять и уплачивать налог. Такие операции отнесены к категории льготных операций и освобождены от обложения НДС. Их перечень является закрытым и установлен ст. 149 НК РФ.

  • Если плательщик одновременно осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению, то он обязан вести раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149 НК РФ).
  • Если освобождаемый вид деятельности лицензируется, то налогоплательщик может применять льготу только при наличии лицензии;
  • Налогоплательщик может отказаться от применения льгот, указанных в п.3 ст. 149 НК РФ.

Статья 164 НК РФ предполагает применение 3 ставок налога на добавленную стоимость в России: 0, 10 и 18%. И такие размеры ставок налога применяются с 2004 года. Несмотря на звучавшие ранее инициативы относительно снижения основной ставки НДС с 18 до 16%, она так и не была изменена.

Основной размер налоговой ставки в России — 18%. Эту ставку необходимо применять во всех случаях, кроме тех, что указаны в пп. 1–2 и 4 ст. 164 НК РФ (далее по тексту — НК). Поэтому тем, кто рассчитывает на применение меньшей налоговой ставки, следует внимательно ознакомиться с данными нормами, в которых перечисляются ситуации, когда возможно применение ставок 0 и 10%.

Также следует учесть, что бывают ситуации, когда ставка налога определяется как соотношение двух существующих ставок (18 и 10%) к увеличенной на их размер 100%-ной налоговой базе. Все условия определения данных соотношений (10/110% и 18/118%) предусмотрены п. 4 ст. 164 НК.

О том, какие существуют формулы для выделения НДС, читайте в материале «Какие есть формулы для расчета НДС (вычисление и выделение)?».

Статья 164 НК РФ дает четкое понимание того, какую налоговую ставку при различных ситуациях следует применить. Особого внимания проверяющих обычно удостаиваются операции, облагаемые по ставке 0% налога. Исчерпывающий список всех таких случаев применения данной льготной ставки содержится в п. 1 вышеуказанной статьи кодекса. Следует детально разобрать каждую из таких ситуаций.

Итак, по нулевой налоговой ставке облагаются операции:

1) по продаже ТМЦ, находящихся на территории свободной таможенной зоны, а также экспортируемых при прохождении таможенной процедуры (при условии наличия документов согласно ст. 165 НК, которые надлежит передать налоговикам).

О том, применима ли ставка 0% к экспортной операции, осуществляемой через посредника, читайте в материале «Экспорт через посредника — иностранца: облагать ли НДС и по какой ставке?».

2) утратил силу с 01.01.2011 (закон «О внесении изменений…» от 27.11.2010 № 309-ФЗ);

2.1) оказанию:

  • услуг по перевозке грузов в международном сообщении по воде, по воздуху, железнодорожным и автотранспортом (при условии, что пункты отправки/назначения находятся в нашей стране);
  • услуг лизинга, оказываемых отечественными налогоплательщиками с целью обеспечения международных грузоперевозок;
  • услуг по контрактам транспортной экспедиции на международных рейсах (в том числе таможенное оформление транспорта и грузов, ведение переговоров на предмет заключения контракта поставки товаров, прием, завоз, разгрузка, организация страховки, отслеживание, перемаркировка грузов, подготовка пакета документов, складские услуги, предоставление информационно-финансовых услуг, составление и согласование техусловий по погрузке и крепежу, обеспечение контроля за соблюдением условий доставки, обслуживание и ремонт специального грузового транспорта, услуги по хранению грузов);
  • указанных выше услуг, предоставляемых в случае выполнения грузоперевозок ж/д транспортом от места отправки в России (порты, погранстанции) до мест назначения доставки ТМЦ на территории федерации;
  • услуг по транспортировке углеводородов из мест добычи в исключительной экономической зоне (континентальный шельф и сектор РФ в дне Каспия) до зарубежного места назначения, находящегося под юрисдикцией России;

2.2) выполнению услуг российскими компаниями, занятыми в сфере обслуживания трубопроводных магистралей по перевалке нефти и продуктов из нее на основании договоров между иностранными или отечественными контрагентами (или их агентами), заключившими внешнеэкономическую сделку по продаже нефти и продуктов из нее, вывозимых за пределы России. К данной ситуации также можно отнести лиц, выполняющих соответствующие поручения по внешнеэкономическим сделкам. В частности, за исключением услуг, оказываемых друг другу контрагентами, связанными с транспортировкой нефти и продуктов из нее по трубопроводам, речь идет об операциях:

  • транспортировки (без привязки к датам помещения под требуемую таможенную процедуру) при перемещении груза из пункта отправки на территории федерации:
  • до заграничного места поставки трубопроводным или морским транспортом;
  • до морских российских портов для последующего экспорта;
  • до перевалочных пунктов для перелива в другие транспортные средства на территории нашей страны;


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *