Учет безвозмезного пользования имуществом в казенных учреждениях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет безвозмезного пользования имуществом в казенных учреждениях». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно статье 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. К договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные статьей 607 «Объекты аренды» ГК РФ.

Согласно пункту 2 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н, данный стандарт применяется с 2018 года при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих при получении (предоставлении) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей не только по договору аренды (имущественного найма), а также по договору безвозмездного пользования.

Стандарт «Аренда» изменил порядок отражения объектов учета аренды как ссудодателем, так и ссудополучателем.

Ранее полученные от балансодержателя (собственника) имущества в безвозмездное пользование объекты движимого и недвижимого имущества учитывались ссудополучателем на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником), и под инвентарным (учетным) номером, присвоенным объекту балансодержателем (собственником) (п.п. 333, 334 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

Согласно пункту 20 стандарта «Аренда», объект учета операционной аренды (право пользования активом) отражается пользователем (арендатором) в составе нефинансовых активов (НФА) как самостоятельный объект бухгалтерского учета.

Первоначальное признание объекта учета операционной аренды (право пользования активом) производится на дату классификации объектов учета аренды в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования с одновременным отражением арендных обязательств пользователя (арендатора) (кредиторской задолженности по аренде).

В соответствии с пунктом 26 стандарта «Аренда» объекты учета аренды, возникающие в рамках договоров безвозмездного пользования, отражаются ссудополучателем в бухгалтерском учете по их справедливой стоимости, определяемой на дату классификации объектов учета аренды методом рыночных цен, как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях.

Объекты учета операционной аренды на льготных условиях (право пользования активом) ссудополучателем отражаются с учетом следующих положений пункта 27.1 стандарта «Аренда».

Выдержка из документа

«Объект учета операционной аренды на льготных условиях — право пользования активом, признается в бухгалтерском учете по справедливой стоимости арендных платежей.

Разница между суммой арендных платежей и суммой справедливой стоимости арендных платежей признается отложенными доходами (доходами будущих периодов) от предоставления права пользования активом и подлежит обособлению на счетах Рабочего плана счетов субъекта учета.

В течение срока пользования имуществом отложенные доходы от предоставления права пользования активом, а также амортизация права пользования активом равномерно (ежемесячно) признаются в составе финансового результата текущего периода с обособлением на соответствующих счетах аналитического учета Рабочего плана счетов субъекта учета.»

Учет объектов, полученных в безвозмездное пользование

В соответствии с положениями, предусмотренными пунктом 8 Стандарта «Аренда»:

Выдержка из документа

«Объекты бухгалтерского учета, возникающие при передаче государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование, классифицируются для целей настоящего Стандарта в качестве объектов учета аренды.»

Таким образом, при получении государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование ссудополучатель — государственное (муниципальное) учреждение — должен отражать объекты учета в соответствии с положениями Стандарта «Аренда».

При этом следует отметить, что не каждый договор безвозмездного пользования подлежит отражению в соответствии со стандартом «Аренда».

Согласно пункту 3 стандарта «Аренда», его положения применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н. Согласно пункту 41 Стандарта «Концептуальные основы»:

Выдержка из документа

Имущество, полученное субъектом учета от собственника (учредителя), за исключением денежных средств и эквивалентов, для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, признается для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности вкладом собственника (учредителя).

Важно отметить, что в соответствии с пунктом 43 стандарта «Концептуальные основы» для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходом признается увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчетный период, за исключением поступлений, связанных с вкладами собственника (учредителя).

При этом, как подчеркивают методологи Минфина России, стандарт «Аренда» применяется при отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций, порождающих возникновение доходов (письма Минфина России от 22.11.2018 № 02-07-10/84404, 27.09.2018 № 02-07-10/69410, от 19.09.2018 № 02-07-10/67168, от 14.09.2018 № 02-07-10/66285 и др.).

Таким образом, безвозмездное получение государственным (муниципальным) учреждением движимого и недвижимого имущества от собственника (учредителя) не является доходом ссудополучателя, объектов учета аренды не возникает (положения СГС «Аренда» не применяются). Но если имущество получено от бюджета другого уровня, объекты учета должны квалифицироваться согласно стандарту «Аренда». Стандарт «Аренда» не применяется и в случаях, когда имущество передается учреждению в безвозмездное пользование на основании соответствующего закона, нормативного акта. Так, Минфин России в письме от 22.11.2018 № 02-07-10/84404 разъяснил:

Выдержка из документа

«Согласно пункту 6 статьи 48 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ „О полиции» субъекты транспортной инфраструктуры предоставляют на безвозмездной основе территориальным органам и подразделениям полиции, выполняющим задачи по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка, противодействию преступности на железнодорожном, водном, воздушном транспорте и метрополитенах, служебные и подсобные помещения, оборудование, средства и услуги связи.

…экономическая сущность хозяйственных операций, возникающих при предоставлении субъектами транспортной инфраструктуры имущества (услуг) территориальным органам и подразделениям полиции согласно Федеральному закону № 3-ФЗ, не связана с целями извлечения выгод (доходов), в связи с чем в рамках указанных отношений, по мнению Департамента, объектов учета аренды на льготных условиях не возникает (положения СГС „Аренда» не применяются)».

Аналогичная позиция высказана в письмах Минфина России:

Учреждения могут сдавать в аренду нежилые помещения, принадлежащие им на праве оперативного управления, при соблюдении определенных условий. Это следует из нормы Гражданского кодекса.

Статья 298 ГК РФ «Распоряжение имуществом учреждения» предоставляет право учреждениям осуществлять приносящую доходы деятельность, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям.

Так как собственником недвижимого имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, является учредитель, то только с его согласия учреждения могут распоряжаться имуществом:

  • бюджетным и автономным учреждениям согласие собственника имущества требуется на распоряжение недвижимым и особо ценным движимым имуществом (п. 2 и 3 ст. 298 ГК РФ);
  • автономные учреждения не нуждаются в согласии собственника на распоряжение недвижимым имуществом, приобретенным на средства от приносящей доход деятельности (п. 2 ст. 298 ГК РФ);
  • казенным учреждениям на распоряжение имуществом требуется согласия собственника всегда (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Перечисленные нормы можно применять при передаче имущества в аренду. Следовательно, чтобы сдать в аренду помещение, учреждению необходимо получить разрешение учредителя. И выполнить еще одно условие: отразить такую деятельность в своих учредительных документах.

На основании статьи 298 ГК РФ доходы, полученные от сдачи в аренду зданий и помещений, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного и автономного учреждения.

Доходы, полученные от такой деятельности казенного учреждения, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Классификация объекта учета аренды для целей бухгалтерского учета относится к сфере профессионального суждения бухгалтера. Стандарт «Аренда» для начала предлагает бухгалтеру определить, к какому типу арендных отношений относится заключенный учреждением договор аренды. Предусмотрена следующая классификация объектов учета аренды:

  • Объекты учета операционной аренды.
  • Объекты учета финансовой (неоперационной) аренды.

Сдаваемое в аренду помещение отнесем к операционной аренде, если:

  • срок пользования имущества меньше и несопоставим с оставшимся сроком полезного использования передаваемого в пользование имущества, указанным при его предоставлении. Например, сдаете в аренду здание на три года, а после окончания договора аренды срок его полезного использования — 25 лет;
  • на дату подписания договора аренды общая сумма арендной платы ниже и несопоставима со справедливой стоимостью передаваемого в пользование имущества на дату классификации объектов учета аренды. Например, по договору аренды тира общая сумма платежей за три года составит 360 000 ₽, а справедливая, т.е. рыночная стоимость этого здания — 20 млн ₽.

Перечисленные признаки по отдельности или вместе являются основанием для классификации объектов учета аренды в качестве объектов учета операционной аренды.

Продолжим пример.

Информация о здании тира, переданного в пользование в 2017 году, отражалась на забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» по балансовой стоимости здания. В соответствии с СГС «Аренда» учет здания у арендодателя по договору операционной аренды на забалансовом счете 25 следует продолжить.

Операции по учету, которые возникают ежемесячно в период действия договора аренды:

  1. Признаны доходы по операционной аренде доходами текущего финансового года (в сумме ежемесячного платежа):
    Дебет 2 401 40 121 Кредит 2 401 10 121
  2. Начислен НДС по доходам от сдачи имущества в аренду:
    Дебет 2 401 10 121 Кредит 2 303 04 730
  3. Начислены коммунальные расходы по сданному в аренду имуществу:
    Дебет 2 401 20 223 Кредит 2 302 23 730
  4. Начислены доходы от возмещения коммунальных услуг (по условным арендным платежам):
    Дебет 2 205 35 560 Кредит 2 401 10 135
  5. Получены денежные средства за аренду тира:
    Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 21 660
  6. Получены денежные средства на компенсацию коммунальных расходов:
    Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 35 660

До вступления в силу изменения Инструкции 157н от 31.03.2018 г. учет и арендованного имущества, и имущества, полученного в безвозмездное пользование, велся на счете 01 «Имущество, полученное в пользование». В последней редакции Инструкции 157н назначение счета 01 трактуется иначе: «Счет предназначен для учета имущества полученного учреждением в пользование, не являющегося объектами аренды». Данные изменения связаны с введением в учет счета 111.40 «Права пользования нефинансовыми активами», на котором в настоящий момент учитываются права пользования нефинансовыми активами в соответствии с условиями договоров аренды.

Важно учесть различия учета на счетах 01 и 111.40:

  1. На счете 01 учитывался каждый отдельный объект нефинансовых активов с инвентарным номеров, присвоенным балансодержателем и указанным в акте приеме-передаче. При этом оценка объекта учета производилась по его стоимости, указанной балансодержателем. В случае отсутствия стоимостной оценки объектов допускается учет в условной оценке – 1 объект = 1 рубль.
  2. На счете 111.40 учитывается стоимость аренды, а не стоимость самого объекта. Для отражения в учете изменения в законодательстве по операциям аренды, произведенным в межрасчетный период следует произвести следующие действия:
    • принять к учету на счет 111.40 в корреспонденции с 401.30 суммовой выражение стоимости аренды по имуществу, полученному в аренду (операция оформляется бухгалтерской справкой);
    • списать остаток со счета 01 в отношении арендованного имущества.

Важно отметить, что по новым правилам, если договор аренды заключен в отношении отдельных объектов нефинансовые активов, то необходимости отражать их на 01 счете нет. Однако, если в аренду передается имущественный комплекс, включающий различное оборудование, в договоре аренды будет указана общая сумма договора без разбивки по объектам. В этом случае для обеспечения сохранности имущества и проведения инвентаризации рекомендуется отдельные объекты нефинансовых активов все же учитывать на счете 01.

Для отражения в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» ред. 2.0, имущества, полученного в аренду предусмотрен документ «Принятие к учету ОС, НМА, НПА» со специализированным видом операции «Поступление на счет 01,02».

Как правило, бюджетные учреждения лишены права самостоятельного распоряжения основными средствами, находящимися в их оперативном управлении. Ведь одновременно данные объекты представляют собой государственную (муниципальную) собственность.

Поэтому безвозмездная передача имущества от бюджетного учреждения, как правило, осуществляется по решению собственника его имущества и (или) учредителя. Так, собственник вправе изъять из оперативного управления бюджетного учреждения имущество, закрепленное за ним или приобретенное за счет выделенных из бюджета средств, по следующим основаниям:

  • имущество является излишним;
  • имущество не используется;
  • имущество используется не по назначению.

При изъятии основных средств из оперативного управления учреждения возможна, по решению собственника, передача объектов в казну либо иным учреждениям.

В исключительных ситуациях имущество бюджетных учреждений может передаваться не учреждениям госсектора, а иным юридическим и физическим лицам.

А вот поступление имущества бюджетным учреждениям безвозмездно возможно от разных юридических и физических лиц. Наиболее часто встречаются операции по поступлению имущества от собственника (закрепление имущества собственником), а также от иных учреждений госсектора.

Операции по безвозмездной передаче основных средств отражаются бухгалтерскими записями, предусмотренными пунктами 12 и 28 Инструкции N 174н*(1).

Выбор бухгалтерских записей для отражения передачи основных средств будет зависеть от того, кому передается имущество.

При передаче основных средств государственным (муниципальным) учреждениям того же публично-правового образования, применяются следующие корреспонденции счетов:

  • Дебет Х 401 20 281 Кредит Х 101 ХХ 410 — отражена передача балансовой стоимости объекта учета;
  • Дебет Х 104 ХХ 411 Кредит Х 401 20 281 — отражена передача начисленной по объекту амортизации.

При передаче основных средств государственным (муниципальным) учреждениям другого публично-правового образования (межбюджетная передача), применяются следующие корреспонденции счетов:

  • Дебет Х 401 20 251 Кредит Х 101 ХХ 410 — отражена передача балансовой стоимости объекта учета;
  • Дебет Х 104 ХХ 411 Кредит Х 401 20 251 — отражена передача начисленной по объекту амортизации.

Операции по безвозмездному поступлению основных средств отражаются бухгалтерскими записями, предусмотренными пунктами 9 и 27 Инструкции N 174н.

При поступлении основных средств бюджетному учреждению от собственника его имущества, иных организаций государственного сектора в порядке закрепления имущества на праве оперативного управления отражаются корреспонденции:

  • Дебет 4 101 ХХ 310 Кредит 4 401 10 195 — поступление балансовой стоимости полученных объектов;
  • Дебет 4 401 10 195 Кредит 4 104 ХХ 411 — поступление начисленной по объекту амортизации.

В иных ситуациях безвозмездное поступление основных средств бюджетному учреждению отражается корреспонденцией:

  • Дебет 2 101 ХХ 310 Кредит 2 401 10 19Х.

Здесь необходимо остановиться на следующих моментах:

  1. Выбор КОСГУ к счету 401 10 19Х.
  2. Стоимость, по которой полученные основные средства следует поставить на учет.
  3. Следует ли отражать поступление амортизации.

Учет имущества переданного в безвозмездное пользование казенному учреждению

Итак, если в ходе инвентаризации имущества в целях перехода на применение ФСБУ были выявлены объекты имущества, которые учитываются у учреждения на забалансовом счете 01 и которые находятся в постоянном бессрочном пользовании, то необходимо:

  1. определить, является ли право пользования объектом неоперационной (финансовой) аренды;
  2. определить стоимость, по которой данный объект будет принят к балансовому учету;
  3. сформировать бухгалтерскую справку (ф. 0504833);
  4. принять к балансовому учету данные объекты.

Из разъяснений, приведенных в Письме Минфина РФ N 02-07-07/79257, следует, что с 1 января 2018 года в составе объектов основных средств подлежат отражению объекты имущества, находящиеся на правах возмездного (безвозмездного) пользования в рамках отношений по неоперационной (финансовой) аренде.

Таким образом, в случае если учитываемый на забалансовом счете 01 объект является объектом основных средств (частью объекта) и находится у учреждения в пользовании на основании договора, который квалифицируется как договор неоперационной (финансовой) аренды, то в соответствии с положениями п. 13 ФСБУ «Аренда» данный объект признается инвентарным объектом и учитывается на счете 0 101 00 000 (при соблюдении критериев признания объекта основных средств, предусмотренных п. 8 ФСБУ «Основные средства»). В случае если объект имущества, находящийся у учреждения на праве безвозмездного бессрочного пользования, не является объектом неоперационной (финансовой) аренды, его учет на счете 0 101 00 000 не осуществляется.

Для справки. Материальная ценность подлежит признанию в бухгалтерском учете в составе основных средств при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость материальной ценности как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить (п. 8 ФСБУ «Основные средства»).

В рамках договора безвозмездного бессрочного пользования могут передаваться объекты недвижимости.

Пунктом 12 ФСБУ «Аренда» установлено, что объекты учета аренды квалифицируются для целей бухгалтерского учета как объекты учета операционной аренды, если из условий пользования имуществом вытекает следующее:

  • срок пользования имущества меньше и несопоставим с оставшимся сроком полезного использования передаваемого в пользование имущества, указанным при его предоставлении;
  • на дату классификации объектов учета аренды общая сумма арендной платы (платы за пользование имуществом, предусмотренной договором за весь срок пользования имуществом) и сумма всех платежей (выкупной цены), необходимых для реализации права выкупа имущества по окончании срока пользования имущества, при условии, что размер таких платежей предопределяет осуществление указанного выкупа имущества по истечении срока пользования имуществом (далее — арендные платежи), ниже и несопоставима со справедливой стоимостью передаваемого в пользование имущества на дату классификации объектов учета аренды.

Перечисленные выше признаки по отдельности или вместе являются основанием для квалификации объектов учета аренды в качестве объектов учета операционной аренды. Если при наличии одного или нескольких вышеперечисленных признаков иные условия пользования имуществом соответствуют признакам, указанным в п. 13 ФСБУ «Аренда», объекты учета аренды квалифицируются в качестве объектов учета неоперационной (финансовой) аренды.

Согласно положениям Гражданского кодекса, безвозмездное перемещение имущества возможно можно двумя способами:

  • Подарить. При этом составляется договор дарения в соответствии с положениями статьи 572 ГК РФ
  • Составить договор безвозмездной ссуды (пользования), то есть передать на какое – то оговоренное время (можно бессрочно), в соответствии со статьей 689 ГК РФ

В случае процедуры дарения договор подразумевает письменный вид (статья 574 ГК РФ). Договор безвозмездного пользования также заключается в письменном виде.

В этих документах записано, что конкретно передается, кому и, возможно, на какой срок. Если имущество передается в пользование, то четко прописываются условия использования и возможность возврата.

Кроме договоров необходимо составить документ о том, что одна сторона передала, а другая приняла ценности. Обычно таким документом является акт.

Нужно учитывать, что при условии пользования имуществом, договор может быть расторгнут, если:

  • Имущество используется не в целях, прописанных в договоре
  • Получатель не содержит его в требуемом состоянии
  • Имущество было передано стороннему пользователю
  • В процессе использования имуществу нанесен ущерб

Получение того или иного имущества, даже безвозмездно, необходимо отразить в учете бюджетной организации. В таблице отразим общие проводки, которые оформляются при такой передаче имущества.

Операция Проводка
Получение основного средства Д 0 101 00 310 К 0 401 10 190
Получение нематериальных активов Д 0 102 30 320 К 0 401 10 190
Получение непроизводственных активов Д 0 103 00 000 К 0 401 10 190
Получение материальных запасов Д 0 105 30 340 К 0 401 10 190
Получение денежных документов Д 0 201 35 510 К 0 401 10 150
Получение целевых пожертвований Д 0 401 40 150 К 0 401 10 150

Также следует отметить, что если учреждение получает в пользование землю на неопределенное количество времени (даже если на ней находится недвижимость), то делается проводка Д 0 103 11 330 К 0 401 10 195.

Имущество на праве операционной аренды на установленный период времени отражается по Д 0 111 40 000 и К 0 401 40 180.

Вопрос 1

Можно ли принимать на безвозмездной основе пожертвования в виде денежных средств и как это оформить?

Да, можно, как и любое другое имущество. Законодательно установлено, что на пожертвования в сумме до 3000 рублей договор не составляется. Однако на практике его рекомендуется составлять на любую сумму пожертвований, чтобы в случае возникновения вопросов можно было доказать факт получения именно пожертвований. Для учета таких денежных поступлений применяется КОСГУ 150, 160 и 190, в зависимости от их вида и источника.

Вопрос 2

В бюджетном учреждении в библиотеке есть учебники по программе, которая уже не применяется. Можно ли их передать другой школе?

В том случае, если другое учреждение имеет такой же уровень, то передача библиотечного фонда может быть осуществлена.

Ошибка

Благотворитель перечислил бюджетному учреждению пожертвование и указал назначение его использования. Однако учреждение использовало денежные средства не по назначению. Жертвователь, руководствуясь статьей 582 ГК РФ, отменил пожертвование. Нужно иметь в виду, что учреждение, которое безвозмездно получает имущество, должно использовать его строго по назначению, если оно указано.

Передача имущества бюджетному учреждению на безвозмездной основе – явление не редкое, но очень ответственное. При такой процедуре необходимо предусмотреть все «узкие» места и оформить правильно все документы. Бухгалтер должен обеспечить своевременный и корректный учет таких операций.

По договору безвозмездного пользования (ссуды) одна сторона (ссудодатель) передает вещь во временное пользование другой (ссудополучателю), которая обязана впоследствии ее вернуть. Самый важный признак ссуды – то, что пользование вещью именно безвозмездно (п. 1 ст. 689 ГК РФ). В договоре должно содержаться прямое и однозначное указание на такой характер отношений.

Это самостоятельный вид договора, отношения по которому регулируются отдельной гл. 36 ГК РФ. Одновременно в силу п. 2 ст. 689 ГК РФ к договору ссуды применяются правила, предусмотренные отдельными статьями гл. 34 «Аренда» ГК РФ, а именно:

• объектом договора могут быть непотребляемые вещи, то есть такое имущество, которое в процессе использования не теряет своих натуральных свойств: земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи (ст. 607 ГК РФ);

• договор заключается на срок, им определенный (п. 1 ст. 610 ГК РФ);

• произведенные ссудополучателем отделимые улучшения имущества, полученного в безвозмездное пользование, являются его собственностью, если иное

не предусмотрено договором (п. 1 ст. 623 ГК РФ);

• стоимость неотделимых улучшений безвозмездно полученного имущества, произведенных ссудополучателем без согласия ссудодателя, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено законом (п. 3 ст. 623 ГК РФ).

В пункте 2 ст. 689 ГК РФ нет ссылки на правила п. 2 ст. 609 ГК РФ, устанавливающие обязанность государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества. В статье 131 ГК РФ в перечне прав на недвижимость, подлежащих регистрации, права ссудополучателя на временное безвозмездное пользование не названы.

Таким образом, если организация получила по договору ссуды в безвозмездное пользование объект недвижимости на срок более года, договор не подлежит государственной регистрации. Это обусловлено тем, что такая регистрация не предусмотрена ни гл. 36 ГК РФ, ни Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из указанного правила есть исключения. Государственной регистрации подлежат:

• договор безвозмездного пользования (ссуды) объектом культурного наследия (п. 2 ст. 609, п. 3 ст. 689 ГК РФ, п. 1, 9 ст. 51 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ);

• договор безвозмездного пользования земельным участком, заключенный на один год и более.

Это следует из п. 2 ст. 26 ЗК РФ. Право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на это законом или собственником (п. 1 ст. 690 ГК РФ). При этом коммерческая организация не вправе передавать имущество в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее учредителем, участником, руководителем, членом ее органов управления или контроля (п. 2 ст. 690 ГК РФ).

В целях исчисления налога на прибыль получение имущества в безвозмездное пользование является безвозмездным получением имущественного права, а полученная организацией экономическая выгода от безвозмездного пользования квалифицируется как внереализационный доход (п. 8 ст. 250 НК РФ, Письмо Минфина России от 27.08.2019 № 03-03-07/65526, п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98).

В течение срока действия договора ссуды ссудополучатель должен исчислять доход исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества. Делать это можно на последнее число каждого месяца (п. 8 ч. 2 ст. 250, подп. 3 п. 4 ст. 271 НК РФ, п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98, письма Минфина России от 27.08.2019 № 03-03-07/65526, от 17.12.2018 № 03-03-06/3/91535, от 14.06.2017 № 03-03-07/36870). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком – получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.

Исключение – случаи, указанные в ст. 251 НК РФ «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы».

Льготой могут воспользоваться унитарные предприятия, образовательные учреждения и некоммерческие организации.

Унитарные предприятия. Их деятельность регулируется ст. 214, 294 и 295 ГК РФ и Федеральным законом от 14.11.02 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту федерации или муниципальному образованию и закрепляется за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения во владение, пользование и распоряжение. Необходимо отметить, что освобождение унитарного предприятия от платы за пользование переданным имуществом влечет за собой сохранение денежных средств данным предприятием. В указанном случае это может быть равнозначно их получению (Информационное письмо Президиума ВАС РФ № 98, письма ФНС России от 20.03.2015 № ГД-4-3/4430@, Минфина России от 25.02.15 № 03-03-05/9332).

Образовательные учреждения. При определении базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями на ведение основных видов деятельности, а также в виде имущества, безвозмездно полученного организациями, занимающимися образовательной деятельностью, являющимися некоммерческими организациями, на осуществление образовательной деятельности (подп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ). Несмотря на то что в данной норме говорится об освобождении от обложения налогом только доходов в виде безвозмездно полученного имущества, а о безвозмездно полученных имущественных правах в ней ничего не говорится, полагаем, что подход контролирующих органов, обозначенный в предыдущем разделе, можно распространить и на указанную ситуацию. Поскольку сохранение денежных средств при освобождении от платы за пользование имуществом, безвозмездно полученным государственными и муниципальными образовательными учреждениями на ведение основных видов деятельности, может быть приравнено к их получению, данные доходы не учитываются на основании подп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Некоммерческие организации. Имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, относятся к целевым поступлениям, которые также не учитываются при определении базы по налогу на прибыль (подп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ). При этом необходимо учитывать, что право безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом должно быть получено некоммерческими организациями безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления. Таким образом, не признается доходом некоммерческой организации полученное ею на ведение своей уставной деятельности право безвозмездного пользования государственным или муниципальным имуществом, если такое право было передано соответствующим решением органа государственной власти или органа местного самоуправления, в котором указано целевое назначение передаваемого имущества (Письмо Минфина России от 10.04.2018 № 03-03-06/3/23640). Норма не применяется в отношении государственного и муниципального имущества, не закрепленного за государственными или муниципальными предприятиями в хозяйственное ведение или оперативное управление.

Согласно подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются в целях налогообложения прибыли доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно от:

• организации, если уставный капитал получающей (передающей) стороны более чем на 50% состоит из вклада передающей (получающей) организации;

• физического лица, если уставный капитал получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) этого физического лица.

При этом из налоговой базы исключается только имущество, полученное от участников организации, владеющих более чем 50% долей в уставном капитале. Позиция Минфина России заключается в том, что передача имущественных прав под действие подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ не подпадает (Письмо от 05.04.2019 № 03-03-06/1/23924). Иными словами, организации, получившие по договору ссуды имущество от своих учредителей (акционеров), независимо от размера их доли в уставном капитале должны доход от безвозмездного пользования имуществом включить в состав внереализационных доходов.

II Методических рекомендаций по применению СГС «Аренда», утвержденных письмом Минфина России от 13.12.2017 N 02-07-07/83464, далее — Методические рекомендации). Переданное иными организациями госсектора имущество в безвозмездное пользование, как частный случай аренды на льготных условиях, отражается в бухгалтерском учете по его справедливой стоимости, определяемой на дату классификации объекта учета аренды методом рыночных цен — как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях (п. 26 Стандарта «Аренда»). Порядок определения указанной стоимости необходимо закрепить в учетной политике бюджетного учреждения.Согласно п.

Учет на забалансовых счетах в 1С. Бюджетный учет

В соответствии с положениями п. 29.2 и п. 30.2 СГС «Аренда» на финансовый результат текущего периода с обособлением на соответствующих счетах аналитического учета Рабочего плана счетов субъекта учета в течение срока пользования имуществом равномерно относятся:- предстоящие доходы от предоставления права пользования активом;- отложенные расходы по упущенной выгоде от предоставления права пользования активом.Учитывая изложенное, а также положения Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, передача казенным учреждением части помещения по договору безвозмездного пользования при операционной аренде отражается проводками:1. Увеличение забалансового счета 26- отражена информация о передаче части объекта в безвозмездное пользование по стоимости, указанной в акте передачи;2.

СГС «Концептуальные основы…» при определении справедливой стоимости используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах, полученные субъектом учета от независимых экспертов (оценщиков), либо сформированные субъектом учета самостоятельно путем изучения информации о рыночных ценах, размещенной в открытом доступе. Также конкретный порядок определения рыночной цены при получении имущества в безвозмездное пользование может быть принят на уровне учредителя бюджетного учреждения.СГС «Аренда» предусмотрены два вида аренды: операционная и финансовая (неоперационная). Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета финансовой и операционной аренды различен.
Соответственно, прежде всего необходимо определить, к какому виду аренды будет отнесен конкретный договор.

В.Л. Киселева,
эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»

Приказами Минфина России от 31.03.2018 № 64н, 65н, 66н и 67н внесены изменения в Инструкции № 157н, 162н, 174н и 183н. Поправки обусловлены вступлением в силу федеральных стандартов бухучета. Появились новые счета бухгалтерского учета, а также изменился порядок применения уже существующих. Новыми редакциями Инструкций по применению планов счетов установлены корреспонденции, которые надо применять для учета по Стандарту «Аренда».

Можем сообщить, что в оперативное управление передается имущество учреждению от учредителя или из казны соответствующего уровня бюджета. Т.е. в Вашем случае, передачу имущества из бюджета субъекта РФ в федеральный бюджет следует рассматривать как межбюджетную передачу.

Поэтому если передающая сторона не является учредителем для бюджетного учреждения, то рекомендуем вопрос о получении имущества в оперативное управление согласовать с Вашим учредителем. Обоснование Как арендатору отразить в учете получение имущества по договору аренды Классификация объектов аренды Стандарт «Аренда» впервые вводит классификацию объектов учета аренды.

Стандартом предусмотрено отражение в составе объектов основных средств (на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства») материальных ценностей независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенных для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета, являющихся активами в соответствии с критериями, установленными СГС «Концептуальные основы».

Учет имущества, полученного в безвозмездное бессрочное пользование

Основаниями для подготовки договора безвозмездного пользования являются постановление Главы исполнительной власти и (или) итоговый протокол торгов (если заключение договора безвозмездного пользования осуществляется по результатам проведения торгов). Порядок передачи в безвозмездное пользование имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления за и казенными, бюджетными и автономными учреждениями: Унитарные предприятия и казенные, бюджетные и автономные учреждения вправе выступать ссудодателями в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Предоставление в безвозмездное пользование имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления осуществляется путем проведения торгов на право заключения договора безвозмездного пользования.

Согласно пп. «б» п. 12, п. 13 СГС «Аренда» если общая сумма предусмотренной договором платы за пользование имуществом в течение всего срока пользования имуществом и сумма выкупной цены (при наличии таковой) (далее – арендные платежи) ниже справедливой стоимости передаваемого в пользование имущества и несопоставима с ней, то такое имущество следует относить к объектам операционной аренды. Если данные суммы сопоставимы, то речь идет о финансовой аренде.

Само название договора безвозмездного пользования говорит о том, что такой договор не предусматривает взимания платы за пользование имуществом. Только на основании данного факта имущество, полученное безвозмездно, следует квалифицировать как объект операционной аренды.

Более того, данное имущество, по нашему мнению, также подпадает под понятие «объект учета аренды на льготных условиях» – объект учета аренды, возникающий в рамках договора безвозмездного пользования или договора аренды (имущественного найма), предусматривающего предоставление имущества в возмездное пользование по цене значительно ниже рыночной стоимости (п. 26 СГС «Аренда»). Аналогичное мнение высказано Минфином в Письме от 19.04.2018 № 02-07-05/26416.

В соответствии с п. 26 СГС «Аренда» объекты учета аренды на льготных условиях отражаются в бухгалтерском учете по их справедливой стоимости, определяемой на дату квалификации объектов учета аренды методом рыночных цен – как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях (далее – справедливая стоимость арендных платежей).

Ситуация: как определить вид аренды: операционная или неоперационная (финансовая) Стандарт «Аренда» вводит в действие два вида аренды: операционная и неоперационная.

Разъясним, в чем отличия и экономический смысл этих понятий и как быть с арендованным имуществом, которое числилось у учреждения до 1 января 2019 года. При операционной аренде учреждение-арендатор получает имущество во временное пользование.

Право оперативного управления на этот объект к нему не переходит.

1 ст. 689 ГК РФ договор безвозмездного пользования предполагает передачу объекта в безвозмездное пользование одной стороной к другой (ссудодателем к ссудополучателю), последний, в свою очередь, принимает на себя обязательство по возврату предмета соглашения в том же состоянии, в каком он был получен с учетом естественного износа.

Объектом договора безвозмездного пользования может выступать имущество:

  1. входящее в состав государственной казны;
  2. закрепленное за унитарными предприятиями на условиях оперативного управления;
  3. закрепленное за бюджетными, казенными и автономными учреждениями на условиях оперативного управления.

Заинтересованное лицо направляет соответствующее заявление о предоставлении имущества в безвозмездное пользование в произвольной форме в виде письма в адрес органа по управлению имуществом. Глава исполнительной власти в течение тридцати дней со дня получения заявления и пакета документов принимает решение: — о заключении договора безвозмездного пользования путем проведения торгов; — о заключении договора безвозмездного пользования без проведения торгов; — об отказе в передаче в безвозмездное пользование имущества. Инфо Договор считается заключенным с момента передачи ссудодателем соответствующего имущества ссудополучателю по акту приема-передачи, который является неотъемлемой частью Договора, при условии, что между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям Договора.

Использование имущества является целевым.

Имущество в безвозмездном пользовании – это объект аренды?

Это позволит обезопасить всех участников соглашения и оформить сделку в соответствии с требованиями законодательства. Что представляет собой передача имущества в безвозмездное пользование?

Собственник вещи, в том числе и жилого объекта, вправе передать его другому лицу в безвозмездное пользование на определенный промежуток времени.

Это означает, что за использование переданной вещи никакой платы не взимается. Однако термин «безвозмездное пользование» гораздо шире понятия «бесплатное».

СГС «Концептуальные основы…», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н).

В то же время, если в учреждении имеются «переходящие» на 2018 год договоры безвозмездного пользования, договоры аренды, по которым в 2017 году и ранее объекты недвижимого имущества должны были учитываться на забалансовом счете 01 по стоимости, указанной передающей стороной или ввиду ее отсутствия по условной стоимости 1 объект — 1 рубль, то в межотчетный период осуществляется их перенос на баланс по указанной в договоре стоимости в первом случае и по справедливой стоимости — во втором. Перенос осуществляется на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) с применением счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»[8].

Отобранные в ходе инвентаризации недвижимые объекты финансовой аренды, в межотчетный период, согласно п.

В соответствии с п. 4 и 5 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н), для учета казенными учреждениями операций с недвижимым имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, предназначены следующие счета:

Основные средства – недвижимое имущество учреждений

Жилые помещения – недвижимое имущество учреждений

Нежилые помещения – недвижимое имущество учреждений

Сооружения – недвижимое имущество учреждений

Передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества (в том числе недвижимого) осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету) суммы ранее начисленной на этот объект амортизации (в случае ее наличия) (п.

Для того, чтоб получить государственное (муниципальное) имущество в безвозмездное пользование, заинтересованное лицо должно направить в адрес органа управления данным имуществом соответствующее заявление, составленной в письменной свободной форме.

Если передающая сторона не является учредителем для бюджетного учреждения, то рекомендуем этот вопрос согласовать с Вашим учредителем.

Какие проводки при передаче забалансовых основных средств у принимающей стороны от главного распорядителя в рамках внутриведомственных расчетов

БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛУЧЕНИЕ И ПЕРЕДАЧА ИМУЩЕСТВА

В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В деятельности бюджетных учреждений нередки случаи безвозмездного получения и передачи имущества.

  • документа, подтверждающего прекращение у передающей стороны права оперативного управления.

** Проводка приведена в Письме № 02-06-07/1061.

2. В бухгалтерском учете принимающей стороны в мае операции по получению сооружения будут отражены следующими проводками:

Принятие к учету сооружения, полученного в рамках межведомственных расчетов, по факту государственной регистрации прав*:

КРБ

В бюджетном учете учреждения данные операции будут отражены в соответствии с п.

В автономное учреждение от учредителя поступили 30 комплектов лыж с ботинками на сумму 240 000 руб. и 3 набора специальной смазки для лыж на сумму 15 000 руб. На основании полученного извещения акта приема-передачи данные объекты основных средств и материальных запасов приняты к учету.

Это поступление в бухгалтерском учете будет отражаться в соответствии с п.

Учет имущества в безвозмездном пользовании

Порядок отражения операций при поступлении объекта основных средств в государственном (муниципальном) учреждении зависит от ряда нюансов. В частности, в первую очередь на правила учета влияет тот факт, изменило ли учреждение статус или нет (перешло ли на субсидирование).

Кроме того, важно от кого поступил актив (от учредителя, сторонней организации и т.

д.). Принятие актива к учету формляется документами, формы и порядок применения которых утверждены Приказом Минфина России № 52н.

7 Инструкции № 157н). Если же основное средство поступает без сопроводительного документа, по каким-либо причинам он оформлен не был, то оформить приходный ордер (ф. 0504207)

Все новости14 февраля 2020 10 февраля вступил в силу приказ, которым внесены изменения в Инструкцию N 162н.

Новшества нужно применять при составлении учетной политики и показателей бюджетного учета уже с 2020 года. Правок много, в частности, при формировании номера счета нужно учитывать новые коды КОСГУ.

Счета формируют как и прежде, но с учетом новой КОСГУ В обновленной Инструкции N 162н уточнено, что счета раздела нефинансовых активов, счета расчетов по доходам (205 00), по выданным авансам (206 00), с подотчетными лицами (208 00), по ущербу и иным доходам (209 00), по принятым обязательствам (302 00) надо формировать так:

  1. в 24–26 разрядах — подстатьи КОСГУ согласно экономической сущности операции.
  2. в 1–17 разрядах — соответствующий код (составная часть кода) бюджетной классификации;

И.В.

Артемова, главный бухгалтер, консультантИмущество казны учитывается органами управления имуществом.

Оно может передаваться государственным (муниципальным) учреждениям в оперативное управление и изыматься у них, быть передано в безвозмездное пользование, в операционную и финансовую аренду и т.д.

, с 2020 года в связи с изменением КОСГУ по безвозмездным поступлениям и выбытиям меняются многие бухгалтерские записи по учету имущества казны.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Договор передачи бюджетным учреждением имущества (движимого и (или) недвижимого) в безвозмездное пользование иной организации с 01 января 2018 года в целях бухгалтерского учета бюджетного учреждения классифицируется как договор аренды.

Учет такого имущества, при определении аренды как операционной, подлежит отражению в бухгалтерском учете путем изменения аналитического учета на счете 0 101 00 000 «Основные средства» и (или) увеличением забалансового счета 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование».

При этом бюджетное учреждение осуществляет признание дохода от безвозмездного предоставления права пользования недвижимым имуществом на счете 2 210 05 000 «Расчеты с прочими дебиторами», а по условно арендным платежам — на счете 2 205 35 000 «Расчеты по условным арендным платежам», а также признание расходов по упущенной выгоде на счете 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» и (или) счете 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» с указанием кода классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) 241 «Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям».

Как передать в безвозмездное пользование имущество бюджетного учреждения

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: В бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции по договорам безвозмездного бессрочного пользования отражаются в соответствии с положениями СГС «Аренда».

При этом решение об отнесении договоров безвозмездного бессрочного пользования к тому или иному виду аренды должно основываться на профессиональном суждении должностных лиц и принимается учреждением самостоятельно.

Понятие «справедливая стоимость» закреплено в п.

52 СГС «Концептуальные основы» и для данной ситуации определяется методом рыночных цен.

Порядок отражения в учете и в отчетности передачи нефинансовых активов (НФА) изменился в связи с нововведениями, внесенными Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Поскольку бюджетные и автономные учреждения более не являются участниками бюджетного процесса, такие факты хозяйственной жизни учреждений, как:

  • безвозмездное получение материальных ценностей бюджетными и автономными учреждениями от казенных учреждений и учредителя (главного распорядителя бюджетных средств);
  • безвозмездное получение материальных ценностей казенными учреждениями от бюджетных и автономных учреждений;
  • расчеты между учредителем (главным распорядителем бюджетных средств) и бюджетным (автономным) учреждением по централизованному снабжению материальными ценностями;0
  • безвозмездное получение материальных ценностей бюджетными и автономными учреждениями в рамках движения объектов между учреждениями

должны оформляться бухгалтерскими записями в корреспонденции со счетами 040110180 (поступление) и 040120241 (выбытие). При этом в Справках (ф. 0503125) и Справках (ф.0503725) данные операции не подлежат отражению, так как консолидация бюджетной отчетности получателей бюджетных средств и бухгалтерской отчетности бюджетных (автономных) учреждений в настоящее время не предусмотрена.

Согласно пункту 276 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, счет 30404 «Внутриведомственные расчеты» предназначен только «для учета расчетов между главным распорядителем, распорядителями и получателями бюджетных средств, находящимися в их ведении (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета; главным администратором доходов бюджета, администраторами доходов бюджета, а также для расчетов между головным учреждением и его обособленными структурными подразделениями по поступлению и выбытию нефинансовых, финансовых активов и обязательств между ними».

Бюджетными и автономными учреждениями счет 030404000 «Внутриведомственные расчеты» применяется только для отражения расчетов между головным учреждением и его обособленными подразделениями (филиалами) (п. 141 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, п. 169 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 183н).

Таким образом, с 1 января 2011 года (с даты вступления в действие Единого плана счетов бухгалтерского учета) счет 030404000 не применяется для отражения расчетов по передачам финансовых и нефинансовых активов между учреждениями разных типов, а также между учреждениями — получателями субсидий, бюджетными и автономными.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» операции по движению нефинансовых активов между государственными (муниципальными) учреждениями оформляются следующими документами:

— Безвозмездное поступление ОС и НМА, операции: Безвозмездное получение ОС (прочее) (106.х1 — 401.10.180), Безвозмездное получение ОС (прочее) (101.хх — 401.10.180), Безвозмездное получение НМА (прочее) (106.х2 — 401.10.180), Безвозмездное получение НМА (прочее) (102 — 401.10.180);

— Списание инвентарного объекта (безвозмездная передача), операции: ОС: безвозмездная передача организациям (401.20.240 — 101.ХХ), НМА: безвозмездная передача организациям (401.20.240 — 102.01);

— Списание хоз.инвентаря, операция Безвозмездная передача организациям (401.20.240);

— Списание библиотечного фонда, операция Передано безвозмездно организациям (401.20.240);

— Передача капитальных вложений (Списание ОС со склада заказчика), операции: Выбытие ОС по безвозмездной передаче (401.20 — 106.х1), Выбытие НМА по безвозмездной передаче (401.20 — 106.х2);

— Поступление материалов прочее, операция Безвозмездное получение (прочее) (10Х — 401.10.180);

— Передача материалов на сторону, операции: Безвозмездная передача организациям (401.20.240 — 105.00), Безвозмездная передача организациям вложений (401.20.240 — 106.хП).

При проведении документов будут сформированы бухгалтерские записи:

Дебет 0.101.00.300 Кредит 0.401.10.180 Дебет 0.401.10.180 Кредит 0.104.00.400

Дебет 0.401.20.241 Кредит 0.101.00.400 Дебет 0.104.00.400 Кредит 0.401.20.241

Нормативными документами не предусмотрено составление единой консолидированной отчетности учреждений всех типов — казенных, бюджетных и автономных. Отдельно консолидируется бюджетная отчетность участников бюджетного процесса, отдельно бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений.

Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725) формируется только головным учреждением и его обособленными подразделениями для определения взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании головным учреждением консолидированной отчетности (п. 23 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н).

Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), далее — Справка (ф. 0503125), формируется получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета для определения взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора, источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора, доходов бюджета, финансовым органом, консолидированных форм бюджетной отчетности (п. 23 Инструкции о порядке составления и представления. отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н).

Соответственно, указанные Справки по консолидируемым расчетам не составляются по передачам финансовых активов и НФА между учреждениями разных типов, а также между учреждениями — получателями субсидий, бюджетными и автономными.

Передача имущества в безвозмездное пользование казенному учреждению

Операции по безвозмездной передаче основных средств отражаются бухгалтерскими записями, предусмотренными пунктами 12 и 28 Инструкции N 174н*(1).

При передаче основных средств учреждениям госсектора, в том числе в случае изъятия объектов из оперативного управления, применяются следующие корреспонденции счетов:

  • Дебет Х 401 20 281 Кредит Х 101 ХХ 410 — отражена передача балансовой стоимости объекта учета;
  • Дебет Х 104 ХХ 411 Кредит Х 401 20 281 — отражена передача начисленной по объекту амортизации.

Передача основных средств отражается на основании первичных документов, оформленных передающей стороной, и Извещения.

Обратите внимание на применение кода КОСГУ 281 в номере счета 401 20 при отражении передачи основных средств. Данный код КОСГУ именуется как «Безвозмездные перечисления капитального характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям». В то же время в номере счета 401 20 код 281 используется даже в ситуациях, если передача осуществляется казенным учреждениям и иным получателям бюджетных средств. В ближайшее время планируется внести соответствующие правки в порядок применения КОСГУ. Тем самым закрепление применения кода 281 в корреспонденциях будет узаконено не только Инструкцией N 174н, но и порядком по применению КОСГУ.

17.07.2018 ВОПРОС:
Бюджетным учреждением (ссудодателем) заключаются договоры безвозмездного бессрочного пользования недвижимым имуществом с учреждениями госсектора и коммерческими организациями. Имущество закреплено за бюджетным учреждением на праве оперативного управления.
1. Распространяется ли действие федерального стандарта «Аренда» на договоры безвозмездного бессрочного пользования? Если да, к какому виду аренды относятся вышеперечисленные договоры?
2. Что такое справедливая стоимость арендных платежей? Как определить справедливую стоимость?
3. Как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения (передающей стороны) отразить рассматриваемую хозяйственную ситуацию?

ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции по договорам безвозмездного бессрочного пользования отражаются в соответствии с положениями СГС «Аренда». При этом решение об отнесении договоров безвозмездного бессрочного пользования к тому или иному виду аренды должно основываться на профессиональном суждении должностных лиц и принимается учреждением самостоятельно.
Понятие «справедливая стоимость» закреплено в п. 52 СГС «Концептуальные основы» и для данной ситуации определяется методом рыночных цен.

  • Бухучет и отчетность
  • Налоги
  • Трудовое право
  • Гражданское право
  • Госзакупки
  • Бюджетный учет

Передачу отразите проводками Дт02 Кт01 и Дт91-2 Кт01 в месяце передачи объектов в муниципальную собственность. ПНО отразите проводкой Дт99 Кт68, а НДС при передаче здания – проводкой Дт91-2 Кт68. В налоговом учёте доходы и расходы не отражайте.

  • Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия
  • 1.Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении безвозмездную передачу основных средств
  • Бухучет

Со следующего месяца после безвозмездной передачи основного средства прекращайте начислять по нему амортизацию (п. 22 ПБУ 6/01)*.

В бухучете для отражения выбытия имущества из состава основных средств на счете 01 откройте отдельный субсчет «Выбытие основных средств». В момент передачи объекта по дебету счета отразите его первоначальную (восстановительную) стоимость. По кредиту – сумму амортизации, начисленную за период эксплуатации выбывающего объекта. При этом делайте проводки:*

  1. Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 – отражена первоначальная (восстановительная) стоимость выбывающего основного средства;
  2. Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» – отражена амортизация, начисленная за период эксплуатации объекта.
  3. В результате сальдо на счете 01 «Выбытие основных средств» будет отражать остаточную стоимость передаваемого основного средства*.

Остаточную стоимость передаваемого основного средства и другие затраты, связанные с безвозмездной передачей (например, расходы на хранение, упаковку, обслуживание, транспортировку и т. д.

), учтите в составе прочих расходов (п. 30 и 31 ПБУ 6/01, п. 11 ПБУ 10/99 и Инструкция к плану счетов (счета 01 и 91)).

Остаточную стоимость учитывайте в момент передачи объекта, а другие расходы – в момент их возникновения (п. 16 и 17 ПБУ 10/99)*.

Остаточную стоимость определяйте по формуле:*

Остаточная стоимость основного средства = Первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства Сумма начисленной амортизации за период эксплуатации
  • Такой порядок изложен в Инструкции к плану счетов (счет 01)*.
  • Ситуация: когда в бухучете списать остаточную стоимость безвозмездно переданного недвижимого имущества – при подписании акта приема-передачи объекта основных средств или после госрегистрации принимающей стороной права собственности на полученный объект (mod = 112, id = 52337)*
  • При безвозмездной передаче недвижимого имущества списывайте его в бухучете после подписания акта приема-передачи.

Если выбытие связано с безвозмездной передачей, объект недвижимости нужно исключить из состава основных средств в момент его передачи покупателю (на дату составления акта приема-передачи) (п. 29 ПБУ 6/01). Отразите это в учете независимо от того, состоялась госрегистрация перехода права собственности на объект к новому собственнику или нет.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 22 марта 2011 г. № 07-02-10/20.

Таким образом, при безвозмездной передаче недвижимого имущества списывайте его остаточную стоимость со счета 01 «Выбытие основных средств» на дату подписания акта приема-передачи.

Доходов в результате безвозмездной передачи основного средства у организации не возникает (ПБУ 9/99, ПБУ 6/01)*.

Для учета расходов, связанных с безвозмездной передачей основного средства, используйте счет 91-2 «Прочие расходы». На нем отражайте остаточную стоимость выбывшего объекта основных средств и прочие расходы, связанные с его передачей, после госрегистрации перехода права собственности на объект к новому собственнику (п. 16 ПБУ 10/99)*.

  1. Записи на счете 91 делайте на основании:*
  2. · договора дарения;
  3. · акта приема-передачи объекта основных средств;

· документов, подтверждающих расходы, связанные с передачей основного средства (например, акта об оказании услуг транспортной компанией, перевозящей объект, расчетной ведомости на выдачу зарплаты сотрудникам, производящим упаковку передаваемого объекта и т. д.).

Такой порядок предусмотрен частью 1 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ*.

При отражении расходов, связанных с безвозмездной передачей основного средства, делайте проводки:*

Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет «Выбытие основного средства» – отражена остаточная стоимость безвозмездно переданного основного средства;

Дебет 91-2 Кредит 10 (60, 69, 70, 76…) – учтены расходы, связанные с безвозмездной передачей основного средства;

  • Дебет 19 Кредит 60 (76) – отражен НДС по затратам, связанным с безвозмездной передачей основного средства (если сумма налога была предъявлена поставщиком (исполнителем)).
  • Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов*.
  • ОСНО

При безвозмездной передаче основного средства в налоговом учете доходов не возникает (ст. 249, 250 НК РФ)*.

Остаточная стоимость и другие расходы, связанные с безвозмездной передачей объекта, при расчете налога на прибыль не учитываются (п. 16 ст. 270 НК РФ)*.

Безвозмездная передача объекта основных средств признается реализацией при исчислении НДС (п. 1 ст. 39 НК РФ). Поэтому с нее нужно начислить и заплатить НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). НДС начислите в момент передачи объекта основных средств (п. 1 ст. 167 НК РФ). При этом сделайте проводку:*

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – начислен НДС при безвозмездной передаче основного средства.

По новому стандарту «Аренда» вести учет объектов аренды стало сложнее. Бухгалтерам пришлось разбираться в новых терминах и правилах учета. Внимание к деталям! Ведь информация об учете объектов аренды отражается в отчетности учреждения, в том числе годовой.

Разложим по полочкам учет имущества у арендодателя. И предложим решение в сложных ситуациях трактовки стандарта.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *