Инвентаризация и учет мпз с 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвентаризация и учет мпз с 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

При заключении договоров с длительной отсрочкой (рассрочкой) платежа поставщики обычно увеличивают цены по сравнению с расчётами по предоплате или с короткой отсрочкой. В ФСБУ 5/2019 указан лимит длительности отсрочки в 12 месяцев, но организация может установить и более короткий период.

В общем случае компания при длительной отсрочке должна учесть запасы по такой стоимости, как будто этой отсрочки не было, то есть по меньшей цене. Разницу между оценочной стоимостью запасов и той суммой, которая указана в документах, следует учитывать, как проценты по кредиту (п. 13 ФСБУ 5/2019). Малые предприятия могут не производить все эти расчёты и учитывать стоимость запасов на основании документов поставщиков, вне зависимости от длительности отсрочки.

Примерная формулировка для учётной политики:

«Если организация приобретает запасы с отсрочкой (рассрочкой) платежа на период свыше 12 месяцев, то эти запасы принимаются к учёту по цене поставщика. Организация не проводит расчёт разницы между стоимостью запасов, которая была бы при отсутствии отсрочки, и их фактической стоимостью (п. 17 ФСБУ 5/2019)».

Малые предприятия могут не корректировать стоимость запасов на суммы премий, скидок, льгот, которые предоставляют поставщики.

Примерная формулировка для учётной политики:

«Организация признает приобретенные запасы по ценам, указанным в документах поставщика. Скидки, премии, льготы и другие подобные отклонения от цены не учитываются в стоимости запасов (п. 17 ФСБУ 5/2019)».

Если малое предприятие использует вышеперечисленные послабления, то оно не должно включать в себестоимость запасов транспортно-заготовительные расходы (пп. «б» – «е» п. 11 ФСБУ 5/2019). К таким расходам относятся, например, затраты на доставку, упаковку, сортировку. Они списываются в том периоде, когда были произведены.

Примерная формулировка для учётной политики:

«Затраты, которые указаны в пп. «б» – «е» п. 11 ФСБУ 5/2019 (на доставку, упаковку и т.п.), подлежат включению в расходы периода, в котором были понесены (п. 17 ФСБУ 5/2019)».

Если оплата за запасы проводится неденежными средствами (полностью или частично), то в общем случае эти запасы нужно оценивать по справедливой стоимости передаваемых ценностей или самих запасов (п. 14 ФСБУ 5/2019). Справедливую стоимость необходимо считать на основании стандарта МСФО (IFRS) 13 (приказ Минфина РФ от 28.12.2015 № 217н). Малые предприятия могут не рассчитывать справедливую стоимость и оценивать купленные запасы по балансовой стоимости передаваемых активов.

Примерная формулировка для учётной политики:

«Если организация приобретает запасы на условиях оплаты неденежными средствами, то они принимаются к учёту по балансовой стоимости передаваемых активов. Справедливая стоимость передаваемого или полученного имущества при этом не рассчитывается (абз. 4 п. 14 ФСБУ 5/2019)».

Однако есть ситуация, когда абсолютно все компании, включая представителей малого бизнеса, обязаны рассчитывать справедливую стоимость запасов. Речь идёт о ценностях, полученных безвозмездно (п. 15 ФСБУ 5/2019).Поэтому малым предприятиям лучше по возможности избегать безвозмездного получения запасов, чтобы не разбираться в стандартах МСФО из-за разовой операции.

Порядок переоценки материально-производственных запасов

Льгота по «управленческим» запасам теперь распространяется не только на малые предприятия, но и вообще на все организации. До 2021 года право не учитывать такие запасы было только у организаций с упрощенным учётом. Компания может принять решение не применять ФСБУ 5/2019 для «управленческих» запасов и списывать их стоимость сразу в момент покупки. Это могут быть, например, канцтовары или расходные материалы для оргтехники.

Примерная формулировка для учётной политики:

«Организация при учёте запасов, которые предназначены для управленческих нужд, не использует ФСБУ 5/2019. Затраты, входящие в стоимость таких запасов, включаются в расходы периода, в котором они произведены (п. 2 ФСБУ 5/2019)».

Если компания использует общую систему налогообложения и платит налог на прибыль, то лучше не отказываться от бухучёта «управленческих» запасов. Ведь их все равно придется отражать в налоговом учёте, а значит — возникнут разницы, что усложнит учётную работу.

Организации на УСН, напротив, могут без особых проблем не отражать «управленческие» запасы в бухучёте. При объекте «Доходы» расходы вообще не нужны для расчёта налога, а для объекта «Доходы минус расходы» расходы признаются в момент их оплаты и не зависят от моментов получения и использования запасов.

Производственные компании должны оценивать стоимость незавершённого производства (НЗП) и готовой продукции (ГП) на основе затрат, связанных с производством. Это может быть зарплата с начислениями, материалы, амортизация.

Затраты на производство делятся на прямые, которые можно непосредственно отнести на конкретный вид продукции и косвенные, которые необходимо распределить. Порядок отнесения затрат к прямым или косвенным, а также принципы для распределения косвенных затрат, организация устанавливает самостоятельно (п. 23 – 25 ФСБУ 5/2019).

При массовом и серийном производстве организации могут упростить порядок учета запасов ГП и НЗП.

  1. Учитывать только прямые затраты, не используя косвенные.
  2. Определять стоимость на основе плановых затрат.

При единичном производстве «незавёршенку» можно учитывать только по фактическим затратам (п. 27 ФСБУ 5/2019),

Торговые компании могут включать затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз) в расходы на продажу. Таким образом, указанные затраты не будут увеличивать стоимость товаров. Розничные продавцы имеют право учитывать товары по ценам продажи. При этом нужно вести отдельный учёт наценок и регулярно пересматривать их, исходя из изменяющихся условий (п. 20 – 21 ФСБУ 5/2019).

Перечисленные выше особенности оценки материалов в производстве и торговле распространяются на все организации. Отдельных правил для малых предприятий в данном случае нет.

Одним из нововведений 2021 года стало обязательное применение ФСБУ 5/2019 вместо прежнего ПБУ 5/01. Рассмотрим, кто обязан применять новый стандарт и в отношении каких активов организации он действует.

Полный обзор ФСБУ 5/2019 вы найдете в нашем материале.

Повторим, что микропредприятия с правом ведения упрощенного бухучета не производят переоценку материально-производственных запасов. Они оценивают запасы на отчетную дату по фактической себестоимости. Аналогичным образом поступают НКО в отношении запасов, используемых в их основной уставной деятельности.

О бухучете в НКО подробнее узнайте здесь.

Также организации имеют право не переоценивать те МПЗ, которые оцениваются по справедливой стоимости. По ней же они оцениваются и на отчетную дату. К таковой продукции относится:

  • продукция лесного, рыбного и сельского хозяйства;
  • товары, реализуемые на организованных торгах.

Торговые розничные организации не переоценивают МПЗ по рассмотренным нами правилам в отношении товаров для перепродажи, учитываемых по продажным ценам.

Обзор актуальных ПБУ мы делали в статье.

Новый стандарт обязателен для всех организаций, кроме бюджетных.

Его могут не применять микропредприятия, которые ведут бухучёт упрощёнными способами и сдают бухгалтерскую (финансовую) отчётность по специальным формам.

В 2021 году к микропредприятиям относятся компании и ИП с годовым доходом до 120 млн руб. и средней численностью работников не более 15 чел. Но если у таких организаций нет права на упрощённое ведение бухучёта, запасы нужно учитывать в общем порядке по ФСБУ 5/2019.

Например, нельзя применять упрощённый учёт микропредприятиям, которые подпадают под обязательный аудит бухотчётности, в частности, акционерным обществам.

К запасам для управленческих нужд можно не применять новый стандарт, а сразу списывать их на расходы. Например, не учитывать канцтовары на счёте 10, а сразу относить на затратный сч. 26. Принять такое решение и прописать его в учётной политике может любая организация.

Готовьтесь к изменениям вместе с сервисом «Моё дело»

С нами вы сможете заполнять любые отчёты, получать консультации специалистов и будете первыми узнавать о новостях.

Новые стандарты учёта материально-производственных запасов в 2021 году

По ПБУ 5/01 к запасам относили сырьё, материалы, активы для продажи, включая готовую продукцию и товары, активы для управленческих нужд.

По ФСБУ 5/2019 к ним добавили:

  • незавершённое производство (НЗП);
  • недвижимость для продажи;
  • интеллектуальную собственность для продажи.

Ещё в новом стандарте уточнили, что товары, отгруженные без перехода права собственности, считаются запасами.

В отличие от ПБУ 5/01, в новом стандарте больше внимания уделили обесценению запасов (пп. 28-31 ФСБУ 5/2019).

Запасы оценивают не только в момент создания или приобретения, но и после этого — на отчётную дату, то есть на на 31 декабря (или чаще, если организация составляет промежуточную отчётность). Согласно пп. 28 ФСБУ 5/2019 отражать их в учёте нужно по наименьшей из двух величин: фактической себестоимости запасов или чистой стоимости их продажи.

Если на отчётную дату первая выше второй, значит, запасы обесценились — морально устарели, потеряли свои первоначальные качества, снизилась их рыночная стоимость и т. д. В этом случае нужно создавать резерв под обесценение.

Пример.

31.12.2020 организация приобрела 100 смартфонов, чтобы продавать их по 30 тыс. руб. За 2021 г. половину из них продали, 50 шт. остались на складе. Расходы на продажу одного смартфона — 3 тыс. руб.

В декабре 2021 г. вышла новая модель. Старую теперь можно продать не дороже 20 тыс. руб.

Рассчитаем чистую цену продажи, то есть из рыночной стоимости вычтем расходы на продажу:

20 000 РУБ. — 3 000 РУБ. = 17 000 РУБ.

Резерв под обесценение на один смартфон = 30 000 РУБ. — 17 000 РУБ. = 13 000 РУБ.

На 50 смартфонов: 13 000 РУБ. Х 50 ШТ. = 650 000 РУБ.

На сумму обесценения начисляем резерв: ДТ 91 КТ 14 — 650 000 РУБ.

Согласно п. 47 ФСБУ 5/2019 есть два варианта: пересчитать показатели прошлых лет или применять только к новым фактам хозяйственной жизни, то есть с 2021 года.

В учётную политику на 2021 год нужно внести изменения.

  1. Уберите упоминания устаревших нормативных актов: ПБУ 5/01 «Учёт МПЗ», методических указаний, утв. Приказом Минфина России № 119н от 28 декабря 2001 г. и № 135н от 26 декабря 2002 г.
  2. Если вы оценивали незавершённое производство по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, утвердите другой метод из пп. 27 ФСБУ 5/2019.
  3. Приведите положения, касаемые запасов, в соответствие с нормами ФСБУ 5/2019.
  4. Пропишите вариант, который вы выбрали для начала применения нового стандарта — с 2021 года или с пересчётом прошлых лет.

Хотите автоматизировать 80 % работы бухгалтера и не допускать ошибок — подключайтесь к сервису «Моё дело». Вы избавитесь от рутины и будете успевать намного больше. По сложным вопросам учёта вы сможете бесплатно получать консультации экспертов сервиса.

Убедитесь лично в функциональных возможностях сервиса

Зарегистрируйтесь прямо сейчас в интернет-бухгалтерии «Моё дело» и оцените все возможности системы в течение бесплатного пробного периода.

  • Напомнит о сроках сдачи
  • Учёт переносы в выходные и праздники
  • Настраивается по вашим параметрам
  • Учитывает совмещение налоговых режимов

Значительные различия нового порядка учета от существующего состоят в следующем:

  • В состав запасов добавлены объекты незавершенного производства и недвижимость для продажи. Производить оценку запасов следует два раза: при признании и после него.
  • Претерпит перемены и список расходов, которые необходимо включать в стоимость запасов, что повлечет за собой изменение системы калькулирования производственной себестоимости.
  • Помимо этого, необходимо будет иметь долгосрочный прогноз последствий приобретения (формирования) запасов. В их себестоимость потребуется включать значение оценочного обязательства по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды.
  • Необходимо использовать справедливую стоимость согласно МСФО, в частности, при оплате запасов неденежными средствами.

Для того чтобы приступить к грамотному использованию нововведений, необходимо ознакомиться с ними предварительно.

С 2021 года компании должны учитывать запасы по новым правилам

Организации бюджетной сферы использовать стандарт не станут. Стандарт могут не использовать микропредприятия, за исключением тех, кто не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Стоимость запасов они учтут в текущих расходах.

Можно будет не использовать стандарт к запасам для управленческих нужд. В этом случае расходы на их приобретение (создание) необходимо признавать в расходах периода, в котором расходы понесены. Решение о методе учета запасов следует раскрыть в бухгалтерской отчетности.

Результаты изменения учетной политики организация отображает ретроспективно или перспективно. Установленный порядок обязательно раскрывается в первой бухотчетности, составленной с использованием нового стандарта.

Что нужно относить к запасам?

Запасами являются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обыкновенного операционного цикла компании, или используемые на протяжении срока не больше одного года. Согласно сопоставлению со списком запасов, из ПБУ 5/01 новый список существенно расширится.

Какие объекты включены в перечень запасов в новом стандарте, а какие нет показано в таблице:

Признаются запасами Не признаются запасами
  1. сырье, материалы, топливо, запчасти, комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты, предназначенные для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг;
  2. инструменты, инвентарь, спецодежда, спецоснастка, тара и другие аналогичные объекты, используемые при производстве продукции, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, за исключением случаев, когда указанные объекты считаются для целей бухгалтерского учета основными средствами;
  3. готовая продукция, предназначенная для продажи в ходе обычной деятельности организации;
  4. товары, приобретенные у других лиц и предназначенные для продажи;
  5. готовая продукция, товары, переданные другим лицам в связи с продажей до момента признания выручки от их продажи;
  6. объекты незавершенного производства;
  7. недвижимость, приобретенная или созданная для продажи;
  8. объекты интеллектуальной собственности, приобретенные или созданные для продажи
  1. финансовые активы, в том числе предназначенные для продажи;
  2. материальные ценности других лиц, находящиеся у организации в связи с закупкой, хранением, транспортировкой, доработкой, переработкой, сервисным обслуживанием, продажей по агентским договорам, договорам комиссии, складского хранения, транспортной экспедиции, подряда, поставки;
  3. материальные ценности некоммерческой организации, предназначенные для безвозмездной передачи гражданам или юридическим лицам

Для того чтобы признать запас в качестве актива не имеет значение, имеется ли на него право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления). Запасы признаются при одновременном соблюдении последующих обстоятельств:

  • понесенные расходы гарантируют приобретение в будущем экономических выгод (реализацию цели работы некоммерческой компании);
  • установлена совокупность понесенных расходов.

Единицей учета запасов способен являться номенклатурный номер, инвентарный номер, партия, однородная группа, отдельный объект или иная единица. В соответствии с новым стандартом уже после признания запасов в бухгалтерском учете допускаются дальнейшие перемены единиц их учета.

Как оценивать запасы при принятии к учету?

Запасы придется оценивать и при поступлении в организацию, и после признания. В этом одно из отличий стандарта от ПБУ 5/01.

Учет запасов по справедливой стоимости с 2021 года

Организации, применяющие упрощенные способы учета, смогут включать в себестоимость запасов только их цену без скидок, уступок, премий и иных поощрений, не учитывая условия отсрочки (рассрочки) платежа.

Организации розничной торговли вправе оценивать приобретенные товары по продажной стоимости с отдельным учетом наценок. Величина наценок должна регулярно пересматриваться.

Торговые организации смогут включать в расходы на продажу затраты на заготовку и доставку товаров до центральных складов.

Согласно п. 5 ПБУ 5/01, материально-производственные запасы (МПЗ) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

При этом, в соответствии с п.9 ПБУ 5/01, фактической себестоимость МПЗ, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Для целей ПБУ 5/01 под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.

Аналогичные нормы содержатся в п. 10 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и п. 13 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений». При этом действующие стандарты бухгалтерского учета не содержат методологии определения рыночной стоимости. Ясно только, что текущая рыночная стоимость должна быть обоснована и подтверждена.

  • Изменения в ФСБУ 5/2019 и его отличия от ПБУ 5/2001
    • Кто может не применять стандарт
    • Запасы для управленческих нужд
    • Что относится к запасам?
    • Учет несущественных активов
    • Учет скидок при приобретении запасов
    • Отсрочка платежа при приобретении запасов
    • Приобретение неденежными средствами
    • Безвозмездное получение запасов
    • Оценка запасов от разбора ОС
    • Исключение из себестоимости запасов
    • Оценка продукции сельского, лесного, рыбного хозяйства, товаров, торгуемых на биржах
    • Оценка товаров в рознице
    • ТЗР при приобретении товаров
    • Фактическая себестоимость НЗП и ГП
    • Резерв под обесценение запасов
    • Оценка запасов при выбытии

Согласно ФСБУ 5/2019 в бухгалтерском учете формируется:

  • себестоимость запасов, кроме незавершенного производства и готовой продукции;
  • себестоимость незавершенного производства и готовой продукции.

Другими словами, для объектов незавершенного производства и готовой продукции (одна группа) и для остальных видов запасов (другая группа) установлены разные правила определения себестоимости.

Себестоимость запасов формируется по фактической себестоимости (п. 9 ФСБУ 5/2019). Только затраты, входящие в фактическую себестоимость объектов незавершенного производства и готовой продукции и всех остальных видов запасов , разные.

Разъяснения по обязательному применению ФСБУ 5/2019 «Запасы» с 2021 года

В фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции включаются затраты, связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг (п. 23 ФСБУ 5/2019). К таким затратам относятся:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация;
  • прочие затраты.

Они, в свою очередь, подразделяются на прямые и косвенные (п. 24 ФСБУ 5/2019). Классификацию затрат на прямые и косвенные каждая фирма определяет самостоятельно.

В фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции не включаются (п. 26 ФСБУ 5/2019):

  • затраты, возникшие в связи с ненадлежащей организацией производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, энергии, труда, потери от простоев, брак). Раньше — включались;
  • управленческие расходы (если они непосредственно не связаны с производством);
  • расходы на хранение, если они не связаны с технологией производства продукции, выполнения работ, оказания услуг. Раньше – включались без оговорок;
  • иные затраты, которые не является необходимыми для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг).

Заметим, что с 2021 года изменятся порядок последующей оценки запасов, их списания, а также восстановления резерва на обесценение запасов.

В общем случае это процедура проверки тех активов компании, которые можно либо использовать при выпуске собственной продукции, либо продать, либо сдать в аренду. Рассматривает сырье, топливо, тару, спецтехнику, оборудование, готовые материалы – из числа тех, что по документам находятся во владении предприятия.

Проводится как на добровольных началах, так и в обязательной форме. В первой ситуации ее выполняют по инициативе руководства, во втором – при наступлении одного из случаев, описанных в приказе № 119 Минфина РФ от 28 12 01 (их мы укажем ниже).

Всегда необходимо совершать планирование, во время которого учитываются особенности складской структуры организации. А вслед за ним – подготовку: опломбировать склады, убедиться в том, что мерная тара есть в достаточном количестве, а весы максимально точны, собрать отчетность о перемещении активов, посмотреть расписки о сдаче нужных бумаг для бухгалтерского учета и тому подобное. Сделать это должны представители комиссии.

Мы уже упомянули, что возможна как добровольная, так и обязательная ревизия, но здесь же стоит добавить, что по срочности выполнения она бывает как внеплановой, так и запланированной (по графику). Также есть разделение на выборочную проверку, когда рассматривается какое-то конкретное складское помещение, и на полную. При этом активы могут храниться на объектах, считающихся отдельными структурными подразделениями, приписанных к конкретному цеху (отделу, филиалу) или не классифицированных.

Проводить такой аудит вправе одна из следующих комиссий:

  • Постоянная – должна являться самостоятельным внутрикорпоративным органом, обладающим всеми функциями, позволяющими оперативно выполнять любые виды ревизий. Обычно работает на больших предприятиях, для которых актуален регулярный пересмотр резервов.
  • Постоянная рабочая – своего рода помощница предыдущей, обязанная содействовать той на каком-то определенном объекте. Чаще всего создается на базе филиала или представительства крупного производителя, реже – для оценки части активов (когда общий их объем очень существенен).
  • Временная – учреждается под каждый отдельный случай, но с конкретной периодичностью и действует в течение ограниченного срока. Обычно актуальна для средних и малых компаний.

Под нее подпадают те объекты, которые можно наблюдать непосредственно: их количество подсчитывается, а состояние устанавливается при визуальном осмотре, их геометрические параметры определяются в результате обмера и взвешивания и так далее.

Внимание, фактическое наличие/отсутствие активов определяется только при непосредственном присутствии лиц, несущих материальную ответственность. Данное правило прописано в методических указаниях № 49, п. 2.8.

Если ценности являются весовыми товарами и представлены в большом или даже огромном количестве, при их ревизии следует заполнять ведомости, причем в двух экземплярах и независимо: одну составляет член комиссии, вторую – сотрудник, которому было доверено хранение. По окончании работ данные сличаются и вносятся в опись, к которой прилагаются все сопутствующие акты и отчеты.

Возможна в тех случаях, когда товары (сырье, материалы) содержатся в неповрежденной заводской упаковке и нужно оценить только их количество. В такой ситуации допустимо проводить подсчет по бумагам, хотя оговорка все-таки есть.

Следует в обязательном порядке вещественно проверить выборку – небольшую часть МПЗ, – сделав все обмеры. На основании полученной информации должны быть выполнены технические расчеты габаритов, веса и объема.

При выявлении каких-либо ошибок в описях требуется незамедлительно заявить председателю комиссии о фактическом несоответствии данных. Как только глава в этом убедится, он обязан инициировать исправление – в соответствии с МУ № 49 (п. 2.13).

Все его положения и особенности регламентированы вышеназванными методическими указаниями, утвержденными 13 07 95 Минфином РФ. В соответствии с ними выделяют такие этапы:

1. Подготовка – опломбирование хранилищ и складов, сбор расписок и отчетов от материально ответственных лиц.

2. Проверка наличия товарных ценностей сплошным методом, то есть путем наружного осмотра и пересчета (причем не делая ни одного исключения).

3. Взвешивание и обмер для определения массы, объема, соответствия нормальным геометрическим характеристикам – с обязательной фиксацией результата.

4. Выяснение полноты пакета сопутствующих деловых бумаг – устанавливается, есть ли все необходимые инструкции по монтажу и эксплуатации, в порядке ли технические паспорта, полна ли заявленная комплектация.

5. Составление актов, описей, сличительных ведомостей – для подтверждения итогов натуральной или другой ревизии, а также при обнаружении расхождений (для их дальнейшего исправления).

Они заполняются строго по формам, утвержденным Постановлением №88 Госкомстата РФ, выпущенным 18 08 98. Причем:

  • ИНВ-3 отражает информацию о фактическом наличии активов, а также обо всех их перемещениях в пределах одного предприятия. В случае обнаружения испорченных или негодных ценностей в дополнение к ней также составляются акты (о ломе, порче, списании, бое). Члены комиссии заполняют главы № 1-9.
  • ИНВ-4 прозрачно показывает, что за товары отгружены, но еще не оплачены (как в срок, так и нет). При этом сумма сделки, дата отпускания, номер расчетного счета заносятся в акт, составляемый сразу в паре экземпляров: первый отправляется в бухгалтерию, второй – передается ответственному лицу.
  • ИНВ-5 наглядно отражает, какие активы взяты на хранение. В данном случае ревизия материальных запасов также включает в себя составление описей, каждая из которых дублируется – для передачи копии специалистам по аудиту.
  • ИНВ-6 предоставляет сведения о том, какие материалы находятся в пути на момент проведения проверки.
  • ИНВ-8 содержит данные о драгметаллах и об изготовленных из них ценностях, а ИНВ-8а – о тех драгоценных металлах, которые в определенных количествах присутствуют в функциональных узлах, сборочных единицах приборов, оборудования, техники. Здесь же стоит упомянуть и ИНВ-9, посвященную природным алмазам, другим камням и изготовленным из них предметам.
  • ИНВ-19 задает правила составления сличительных ведомостей, заполняемых при обнаружении несоответствий между реальными результатами и заявленными в бухучете цифрами. Оформляются в двух экземплярах, и каждый рассматривается отдельно, а выводы и решения по ней подробно протоколируются.
  • ИНВ-26 емко отражает данные об итогах проверок за календарный год.

Для минимизации ошибок и общего упрощения инвентаризации МПЗ документы строго стандартизированы.

Да, но только в случаях, оговоренных законом (а именно пунктом 12 ПБУ 5/01), то есть при реальном устаревании активов или при значительном уменьшении их фактической себестоимости. В каждой из двух этих ситуаций они могут быть уценены, но отражать их удешевление в балансе допустимо только в конце отчетного периода. При этом следует вычесть резерв, предусмотренный специально для этой цели п. 25 все того же Положения по бухучету.

Обратите внимание, дооценку текущие стандарты не предполагают, поэтому стоимость уже хранившихся объектов не увеличивается до актуального рыночного уровня.

Порядок и этапы проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов подробно описаны в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее — Методические указания № 49).

При выявлении не принятых на учет ОС комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели (п. 3.3 Методических указаний № 49). Выявленные при инвентаризации активы, отвечающие признакам ОС, указанным в п. 4 ПБУ 6/01, принимаются к бухучету по текущей рыночной стоимости и отражаются по дебету счета 08 (01) в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы».

Срок полезного использования выявленного ОС определяется при его принятии к бухгалтерскому учету. С месяца, следующего за месяцем оприходования ОС, начисляется амортизация.

В целях налогообложения стоимость обнаруженного имущества признается внереализационным доходом. Первоначальной стоимостью ОС признается его рыночная стоимость (п. 20 ст. 250 НК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ). Эту величину нужно подтвердить документально.

Для этого могут быть использованы данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в СМИ и специальной литературе; экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости отдельных объектов основных средств. Начисление амортизации по ОС начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором оно было введено в эксплуатацию.

Формы документов для оформления проведения и результатов инвентаризации:

  1. Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ИНВ-17).
  2. По расчетам с контрагентами (счета 60, 62, 76) составляются акты сверки расчетов. Акт составляется с каждым контрагентом в 2-х экземплярах: один для организации, другой для контрагента. Акт подписывается руководителями организаций и задолженность считается согласованной.
  3. По полученным займам и кредитам (счета 66, 67) задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.
  4. По каждому подотчетному лицу (счет 71) необходимо сверить данные о полученных, израсходованных и возвращенных деньгах и об отраженных в бухучете первичных документах.
  5. По расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами (счет 68, 69) обязательно получить от ИФНС, ПФР и ФСС документы, подтверждающие суммы задолженности (п. 74 Положения по ведению бухучета № 34н). Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается.
  6. По задолженности работникам (счет 70) выявляются невыплаченные суммы заработной платы, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.

Одна из основных задач инвентаризации — выявить просроченную задолженность, подлежащую списанию.

Безнадежная дебиторская задолженность — сумма, которую организация не может взыскать со своих контрагентов в силу определенных причин, в том числе в связи с истечением срока исковой давности. Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ).

В бухгалтерском учете безнадежная (нереальная к взысканию) задолженность списывается по каждому обязательству на основании инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на счет средств резерва сомнительных долгов. А если в период, предшествующий отчетному, суммы таких долгов не резервировались, они относятся на финансовые результаты у коммерческой организации (п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н).

Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Указанная задолженность должна учитываться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).

В целях налогообложения согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта госоргана или ликвидации организации.

Безнадежными долгами также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, в случае возврата взыскателю исполнительного документа по основаниям, перечисленным в п. 2 ст. 266 НК РФ.

В целях исчисления налога на прибыль суммы безнадежных долгов приравниваются к убыткам, полученным налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, и включаются в состав внереализационных расходов организации, если в отношении конкретной задолженности ранее не создавался резерв по сомнительным долгам, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, то в состав внереализационных расходов включаются суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва (пп. 2 п. 2 с. 265 НК РФ).

Факт истечения срока исковой давности для взыскания долга является достаточным основанием для признания задолженности безнадежной и от организации не требуется проведения других мероприятий, например, направления письма контрагенту.

Важно заметить, что расход признается в отчетном периоде, в котором истек срок исковой давности (письмо Минфина России от 25.08.2017 № 03-03-06/1/54556, постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 № 1574/10). Безнадежная задолженность списывается в полной сумме с учетом НДС (письма Минфина России от 26.10.2017 № 03-07-11/70423, от 24.07.2013 № 03-03-06/1/29315, от 11.06.2013 № 03-03-06/1/21726).

На счетах бухгалтерского учета списание безнадежной «дебиторки» отражается следующим образом:

  1. Дебет 91 (63) Кредит 62 (76) — списана безнадежная дебиторская задолженность;
  2. Дебет 007 — списанный безнадежный долг учтен за балансом.

Если списывается безнадежный долг по выданным авансам, то ранее принятый к вычету НДС безопаснее восстановить и включить в расходы вместе со всей суммой долга (письма Минфина России от 05.06.2018 № 03-07-11/38251, от 23.06.2016 № 03-07-11/36478, от 17.08.2015 № 03-07-11/47347, от 23.01.2015 № 03-07-11/69652, от 11.04.2014 № 03-07-11/16527). Хотя, из буквального толкования норм НК РФ данный вывод не следует.

Полный перечень случаев, когда налогоплательщику следует восстановить принятый к вычету НДС, приведен в п. 3 ст. 170 НК РФ и является закрытым. Основания для восстановления НДС в случае списания покупателем дебиторской задолженности по предоплате в приведенной норме не содержатся. Cм. также постановления АС Западно-Сибирского округа от 12.03.2018 № Ф04-6237/2017, АС Поволжского округа от 16.11.2016 № Ф06-14629/2016, АС Московского округа от 10.10.2016 № Ф05-14000/2016 и др.

На счетах бухгалтерского учета:

  1. Дебет 60 Кредит 51 — перечислен аванс поставщику;
  2. Дебет 68 Кредит 76.ВА — НДС заявлен к вычету;
  3. Дебет 91 Кредит 60 — списана задолженность по истечении срока исковой давности;
  4. Дебет 76.ВА Кредит 68 — восстановлен ранее заявленный к вычету НДС.

Суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, включаются в доходы по результатам проведенной инвентаризации при наличии письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации (п. 78 Положения по ведению бухучета № 34н, п. 7, 10.4, абз. 4 п. 16 ПБУ 9/99).

Согласно п. 18 ст. 250 НК РФ суммы кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности включаются в состав внереализационных доходов в последний день того отчетного периода, в котором истекает срок исковой давности (Письмо ФНС России от 08.12.2014 № ГД-4-3/25307@).

Задолженность может быть признана нереальной ко взысканию и по другим основаниям (например, при исключении организации-контрагента из ЕГРЮЛ). Восстанавливать НДС, принятый к вычету при приобретении товаров (работ, услуг), в связи со списанием просроченной кредиторской задолженности не нужно (письмо Минфина России от 21.06.2013 № 03-07-11/23503).

На счетах бухгалтерского учета операции по списанию кредиторской задолженности отражаются так:

  1. Дебет 41 (10, 08) Кредит 60 — приняты к учету материальные ценности;
  2. Дебет 19 Кредит 60 — выделен НДС;
  3. Дебет 68 Кредит 19 — НДС принят к вычету;
  4. Дебет 60 Кредит 91 — сумма долга включена в состав доходов.

НДС, начисленный при получении аванса, следует признать прочим расходом с отнесением в дебет счета 91.«Прочие расходы».

По мнению Минфина России, сумму НДС с полученного аванса налогоплательщик не может принять к вычету и включить в налоговые расходы (письма Минфина России от 10.02.2010 № 03-03-06/1/58, от 07.12.2012 № 03-03-06/1/635, постановление АС Московского округа от 05.03.2015 N Ф05-15737/2014). Вопрос о включении суммы НДС в доходы в составе задолженности законодательством не решен.

Полагаем, если НДС не признается в составе расходов, то в соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ НДС, предъявленный покупателю в доходы включаться не должен, т. е. сумма долга должна включаться в доходы за минусом НДС. Включение в доход полной суммы авансовых платежей означало бы уплату налога на прибыль с суммы уже уплаченного в бюджет НДС, что противоречит налоговому законодательству.

  1. Дебет 51 Кредит 62 — получен аванс от покупателя;
  2. Дебет 76.АВ Кредит 68 — начислен НДС с аванса;
  3. Дебет 62 Кредит 91 — сумма долга включена в состав доходов;
  4. Дебет 91 Кредит 76.АВ — НДС списан в расход без учета в целях налогообложения.

Особое внимание при инвентаризации расчетов необходимо уделить судебным делам, в которых организация участвует в качестве истца или ответчика. А также признанным претензиям как контрагентами, так и самой организацией. Признанные контрагентами претензии включаются в состав доходов в бухгалтерском и налоговом учете на дату признания должником. Соответственно, признанные организацией претензии включаются в состав расходов также на дату признания.

Доходы по причитающимся штрафам, пени, неустойкам, ущербу, по которым организация выступала истцом, признаются на дату вступления в законную силу решения суда (п. 3 ст. 250, пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, п. 10.2 ПБУ 9/99). Аналогично признаются расходы по штрафам, пени, неустойкам, ущербу, присужденные к выплате организацией (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ, пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ, п. 14.2 ПБУ 10/99).

Напомним, что Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (ст. 180 АПК РФ).

ФСБУ 5/2019 «Запасы»: что нового в учёте

При проведении инвентаризации основных средств придерживайтесь общего порядка с учетом следующего.

1) Проверьте наличие (п. п. 3.1, 3.2 Методических указаний по инвентаризации):

• инвентарных карточек, инвентарных книг или других используемых регистров аналитического учета;

• технической документации на объекты основных средств;

• документов, подтверждающих право собственности на основные средства — объекты недвижимости.

Сопоставьте информацию, содержащуюся в различных документах. При выявлении расхождений инициируйте внесение необходимых исправлений или дополнений в регистры бухгалтерского учета.

2) Фактическое наличие объектов основных средств, которые на момент проведения инвентаризации находятся вне организации или в труднодоступных местах (морские и речные суда в рейсе, железнодорожный подвижной состав и автомобили в пути, переданное в ремонт или находящееся в составе сложных объектов оборудование и др.), по возможности проверяйте до момента их временного выбытия (установки) (п. 3.5 Методических указаний по инвентаризации). Если объекты временно выбыли или установлены до проведения инвентаризации, проводите проверку на основе документов (п. 22 Рекомендации Р-46/2013-ОК Нефтегаз «Насосно-компрессорные трубы»).

3) Проверьте и внесите в описи актуальные данные индивидуально по каждому объекту ОС: наименование, прямое назначение, инвентарный номер и основные характеристики (п. п. 3.2, 3.36 Методических указаний по инвентаризации).

Допустимо приводить в описях только наименования с указанием общего количества (количества и массы):

• по однотипным предметам с одинаковой стоимостью (поступившим одновременно в одно структурное подразделение), на которые открыта одна инвентарная карточка группового учета (п. 3.4 Методических указаний по инвентаризации);

• по возрастным и половым группам животных основного стада (за исключением крупного рогатого скота, свиней, племенных животных и рабочего скота), учитываемых групповым порядком (п. 3.36 Методических указаний по инвентаризации).

Указывайте в описях остаточную (балансовую) стоимость каждого объекта или группы объектов ОС. Если будет установлено, что работы капитального характера или частичная ликвидация не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи сведения об измененной балансовой стоимости (в составе данных о фактическом наличии) (п. 3.3 Методических указаний по инвентаризации).

4) Специально выявляйте основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, а также объекты, длительное время не используемые в производственном процессе или для управленческих нужд. Составляйте на них отдельные описи (п. 3.6 Методических указаний по инвентаризации, п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). Это необходимо для того, чтобы своевременно принять в отношении этих ОС решение о списании или продаже (п. 29 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», п. 75 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Инвентаризацию недвижимого имущества (земельных участков, зданий, сооружений, иных объектов, прочно связанных с землей, воздушных, морских и речных судов), учтенного в составе основных средств, в целом проводят так же, как и инвентаризацию других основных средств, но с учетом некоторых особенностей.

Помимо прочего, при инвентаризации недвижимости проверьте наличие документов (свидетельств о государственной регистрации права собственности и др.), подтверждающих право собственности на эти объекты (п. 3.2 Методических указаний по инвентаризации). Убедитесь, что реквизиты документа, подтверждающего право собственности, указаны в инвентарной карточке объекта.

Дополнительно проверьте и укажите в описях основные характеристики объектов недвижимости, например (п. 3.3 Методических указаний по инвентаризации):

• по зданиям — их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общую полезную площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки;

• по каналам — протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов;

• по мостам — местонахождение, род материалов и основные размеры;

• по дорогам — тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия, ширину полотна;

• по земельным угодьям в сельскохозяйственных организациях — балансовую стоимость и сумму начисленной амортизации по капитальным вложениям на коренное улучшение земель, а также местонахождение земельных участков и за кем они закреплены (отделение, бригада, другое структурное подразделение) (п. 34 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений в сельскохозяйственных организациях).

В ходе инвентаризации основных средств оформляют инвентаризационные описи (акты инвентаризации) отдельно по каждому месту нахождения ОС и материально ответственному лицу. Их составляют как минимум в двух экземплярах (п. п. 1.3, 2.5 Методических указаний по инвентаризации). Один экземпляр передают в бухгалтерию, а второй — материально ответственному лицу.

Для основных средств Госкомстатом разработана унифицированная форма описи N ИНВ-1. Она позволяет сравнить фактическое наличие с данными бухгалтерского учета и предусматривает одну общую графу для указания наименования, назначения и краткой характеристики объекта ОС. Если вам этого недостаточно, то дополните унифицированную форму отдельными графами для основных характеристик объектов и для указания причин, по которым объекты не эксплуатируются, или разработайте форму самостоятельно.

Если ваша организация занимается сельским хозяйством, при инвентаризации многолетних насаждений можно использовать форму инв. N 21-АПК, а при инвентаризации рабочего скота и продуктивных животных — форму инв. N 20-АПК.

Применяемую форму описи (акта) закрепите в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).

Для оформления результатов инвентаризации по основным средствам, по которым выявлены отклонения от данных бухгалтерского учета, составляют сличительные ведомости (п. 4.1 Методических указаний по инвентаризации).

Сличительные ведомости можно составить по форме N ИНВ-18, а можно разработать самостоятельно. Применяемую форму нужно закрепить в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).

[B=63]При ознакомлении с документами Минфина бросается в глаза общая идея, которая недвусмысленно в них зафиксирована: любая организация обязана проводить инвентаризацию всех активов и обязательств как минимум один раз в год (перед составлением годового бухгалтерского отчёта). Об этом идет речь:

  • в пунктах 26 и 27 раздела II «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (утвержден Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н);
  • пункте 38 раздела VII ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;
  • пункте 1.5 раздела 1 «Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (утверждены Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49)). Реже можно инвентаризировать только основные средства (один раз в три года) и библиотечные фонды (один раз в пять лет).

Проведение инвентаризации в маленькой фирме: как правильно организовать

Различают несколько видов инвентаризации: полная или частичная, плановая и внеплановая и так далее. Выбор вида зависит от различных обстоятельств — они представлены в таблице.

Признак

Виды инвентаризации

Объем проверки

Полная
Частичная

Метод

Натуральная
Документальная

Причина проведения

Плановая
Внеплановая

Если сотрудник компании принес кое-что из дома к себе в контору, причем не ручку с карандашом, а, скажем, шкаф. Или стол. Имеет он на этот право? Вполне. Он дарит этот шкаф организации? Вовсе нет. Это его имущество. Просто он с согласия руководства фирмы (если это рядовой сотрудник) или по собственной инициативе (если это директор) так поступил. Что нужно сделать? Есть варианты:

  • Оставить, как есть. Если это его шкаф, куда хочет, туда и ставит. Пусть и стоит, пользу приносит. Ну и что, что он стоит на территории организации? Но этот вариант правильным не является.
  • Заключить договор хранения. И учитывать этот шкаф в забалансовом учете (на счете 002) в условной оценке. То есть в той, какую ему определили стороны договора.

Разумеется, и учитываемый в штуках инвентарь, и «имущество на хранении» также подлежат ежегодному контролю и пересчету. Никаких исключений тут быть не может. Естественно, если мы говорим о том, как «должно» поступать. Если вы с этим не согласны — можете этого не делать. Как уже говорилось выше, контролирующие органы не вправе налагать на юрлицо никаких санкций за нарушение порядка и полноты проведения проверки ТМЦ. В принципе, это может сделать собственник (в соответствии с внутренними регламентами), но в малых предприятиях руководитель и владелец организации обычно являются одним и тем же лицом. Не будет же директор сам себя наказывать.

Новый стандарт обязателен для всех организаций, кроме бюджетных.

Его могут не применять микропредприятия, которые ведут бухучёт упрощёнными способами и сдают бухгалтерскую (финансовую) отчётность по специальным формам.

В 2021 году к микропредприятиям относятся компании и ИП с годовым доходом до 120 млн руб. и средней численностью работников не более 15 чел. Но если у таких организаций нет права на упрощённое ведение бухучёта, запасы нужно учитывать в общем порядке по ФСБУ 5/2019.

Например, нельзя применять упрощённый учёт микропредприятиям, которые подпадают под обязательный аудит бухотчётности, в частности, акционерным обществам.

К запасам для управленческих нужд можно не применять новый стандарт, а сразу списывать их на расходы. Например, не учитывать канцтовары на счёте 10, а сразу относить на затратный сч. 26. Принять такое решение и прописать его в учётной политике может любая организация.

По ПБУ 5/01 к запасам относили сырьё, материалы, активы для продажи, включая готовую продукцию и товары, активы для управленческих нужд.

По ФСБУ 5/2019 к ним добавили:

  1. незавершённое производство (НЗП);
  2. недвижимость для продажи;
  3. интеллектуальную собственность для продажи.

Ещё в новом стандарте уточнили, что товары, отгруженные без перехода права собственности, считаются запасами.

В пп. 23-27 ФСБУ 5/2019 прописали, как оценивается незавершёнка.

В единичном производстве продукции — по фактически произведённым затратам.

В массовом и серийном есть 3 варианта.

  1. По фактической производственной себестоимости.
  2. По прямым затратам без включения косвенных.
  3. По плановым затратам. Их устанавливают из расчёта сырья, материалов, топлива, энергии, труда рабочих и т. д., которые обычно расходуются при нормальной загрузке производственных мощностей.

Метода оценки НЗП по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов в новом стандарте нет.

Если вы производите продукцию, и у вас есть и прямые, и косвенные затраты (кроме управленческих), то должны определить метод, при помощи которого вы включаете косвенные затраты в себестоимость продукции. Так косвенные затраты должны попасть в себестоимость незавершённого производства.

Пример.

За месяц в производство отпустили материалы на сумму 10 тыс.руб., чтобы произвести 10 единиц продукции.

Прямые и косвенные (общепроизводственные) затраты месяца составили 40 000 руб. Выпущено 7 единиц продукции.

Как рассчитать незавершёнку:

Определите общую сумму затрат на единицу продукции:

(10 000 РУБ. + 40 000 РУБ.) / 10 ЕД = 5000 РУБ.

Умножьте на количество недоделанной на конец месяца продукции:

5000 РУБ. Х 3 ЕД. = 15 000 РУБ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *