Счет 105 01 переименовали лекарственные препараты и медицинские материалы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Счет 105 01 переименовали лекарственные препараты и медицинские материалы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Изменения в плане счетов, применяемые с 2020 года
  • Изменения в Инструкции № 157н, применяемые с 2020 года
  • Изменения в плане счетов, применяемые с 2021 года

17 октября 2020 года вступили в силу изменения в Единый план счетов и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н).

Большинство поправок связано с вступлением в силу федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов. Часть изменений необходимо применять уже в 2020 г. и учитывать при составлении отчетности за 2020 г. Другие изменения следует использовать при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета с 2021 г.

Обзор изменений в Едином плане счетов и забалансовом учете

В Инструкцию № 157н внесены изменения следующего характера:

  • дополнительные забалансовые счета и (или) аналитические коды синтетических счетов Единого плана счетов устанавливаются в рамках учетной политики субъекта учета (единой учетной политики – при централизации учета) с учетом требований субъекта консолидированной отчетности по раскрытию информации при ведении бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 1);

  • передача по решению субъекта учета полномочий по ведению бухгалтерского учета, в том числе по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, другому государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) осуществляется по согласованию с субъектом консолидированной отчетности (с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение), на основании договора (соглашения) (п. 5);

  • организация и ведение бухгалтерского учета осуществляются субъектом учета (централизованной бухгалтерией) согласно учетной политике, сформированной в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов и Инструкцией № 157н (п. 6). Ранее – в соответствии с СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».

П. 11 Инструкции № 157н содержит перечень журналов операций бухгалтерского учета, применяемых в государственных (муниципальных) учреждениях. В этот перечень добавлены нижеперечисленные регистры:

  • журнал операций межотчетного периода;

  • журнал операций по исправлению ошибок прошлых лет.

Ранее записи по исправлению ошибок прошлых лет отражались обособлено в журнале по прочим операциям с отметкой «Исправление ошибок прошлых лет», теперь бухгалтерские записи бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет и по операциям, отраженным в межотчетном периоде, подлежат обособлению в бухгалтерском учете в отдельных журналах операций.

В Методических указаниях по применению форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, утвержденных Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н (в редакции Приказа Минфина РФ 15.06.2020 № 103н) представлен порядок применения новых форм журналов операций.

Дополнения, введенные в п. 11 Инструкции № 157н, говорят о том, что при завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, не переходят в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года, за исключением счетов учета расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности, содержащих в 24-26 разрядах номера счета подстатьи 560, 660, 730, 830 КОСГУ.

Необходимо учитывать, что текст данного положения приведен в инструкции не полностью.

На основании внесенных изменений в п. 21.2 Инструкции № 157н (в новой редакции) при ведении бухгалтерского учета хозяйственные операции бюджетных, автономных учреждений отражаются на счетах рабочего плана счетов, содержащих в 5 – 14 разрядах номера счета нули, за исключением отражения объектов бухгалтерского учета, возникающих при осуществлении деятельности с целевыми средствами, предоставляемыми в рамках реализации национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов); а также в случае, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения активов, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета.

До внесения изменений в этом пункте было указано, что в 5-14 разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения.

В Едином плане счетов уточнены наименования балансовых счетов 0 105 01 000 и 0 104 90 000. К другим счетам, по которым произведена корректировка названия (при этом назначение осталось прежнее), относятся счета 0 205 45 000, 0 206 41 000, 0 206 52 000, 0 206 81 000, 0 207 04 000, 0 302 41 000, 0 302 81 000.

Ниже приведем новые аналитические счета:

  • 0 205 38 000 «Расчеты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда».

  • 0 207 40 000 «Расчеты по прочим долговым требованиям».

  • 0 208 50 000 «Расчеты с подотчетными лицами по безвозмездным перечислениям» с детализацией по счетам:

    • 0 208 52 000 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств».

    • 0 208 53 000 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств».

  • 208 52 000 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и представительствам иностранных государств».

  • 0 208 53 000 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям международным организациям».

  • 0 302 51 000 «Расчеты по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».

  • 0 302 52 000 «Расчеты по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств».

Детализирован счет 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов»

  • 0 401 41 000 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году»;

  • 0 401 49 000 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года».

Счета 0 401 41 000, 0 401 49 000 формируются по соответствующим аналитическим кодам вида поступлений, выбытий объекта учета (кодам КОСГУ либо – в случае установления в рамках учетной политики – по кодам дополнительной детализации статей и (или) подстатей КОСГУ).

Переименованы следующие счета:

  • 0 104 90 000 «Амортизация имущества и концессии» после изменений наименование «Амортизация имущества учреждения и концессии»;

  • 0 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства» после изменений наименование «Лекарственные препараты и медицинские материалы», на счете учитываются медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, кровь, вакцины и перевязочные средства, иные лекарственные препараты и медицинские изделия, применяемые в медицинских целях (п. 118 Инструкции № 157н).

Ниже приведем новые забалансовые счета:

  • 33 «Ценные бумаги по договорам РЕПО». Аналитический счет ведется по соответствующим кодам бюджетной классификации (кодам КОСГУ) в целях отражения операций по зачету взаимных обязательств по первой и второй частям договоров РЕПО. Обратим внимание, что вступление в силу порядка применения данного счета предусмотрено только с 2021 г.;

  • 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии» – предназначен для учета суммы инвестиций (предельного размера расходов) на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, предусмотренной концессионным соглашением. Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения (п. 390.1, 390.2 Инструкции № 157н));

  • 39 «Доходы от инвестиций на создание и (или) реконструкцию объекта концессии» – применяется для учета уполномоченным субъектом учета увеличения стоимости имущества концедента (фактической суммы произведенных концессионером инвестиций на создание (реконструкцию) объекта соглашения на основе информации, предоставленной концессионером). Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения) (п. 390.3, 390.4 Инструкции № 157н);

  • 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда» – счет предназначен для учета результата долгосрочного договора строительного подряда исполнителем работ (подрядчиком) по указанному договору в части объемов выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, себестоимости выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, расходов субъекта учета, понесенных в отчетном периоде сверх сводного сметного расчета и не включенных в себестоимость выполнения работ по долгосрочному договору строительного подряда. Аналитический учет по счету ведется в разрезе долгосрочных договоров строительного подряда с учетом требований к аналитическому учету, предусмотренных учетной политикой субъекта учета (единой учетной политикой при централизации учета) (п. 395, 396 Инструкции № 157н).

Новые забалансовые счета необходимо применять учреждениям, у которых имеются соответствующие объекта учета.

Отметим, что в Инструкции № 157н произведены уточнения порядка учета объектов на нижеперечисленных забалансовых счетах:

  • 02 «Материальный ценности на хранении» изменения и дополнения внесены в части материальных ценностей учреждения, которые не соответствуют критериям активов, их необходимо учитывать, по условной оценке, «один объект – один рубль» (п. 335);

  • 03 «Бланки строгой отчетности» изменения и дополнения внесены в части применения счета для учета бланков строгой отчетности, аналитический учет по счету необходимо вести в разрезе каждого вида бланка строгой отчетности (по их наименованию, серии, и номеру) в разрезе ответственного лица и места хранения в книге по учету бланков строгой отчетности (п. 338);

  • 04 «Сомнительная задолженность» изменения и дополнения внесены в части порядка списания с забалансового учета. Сомнительная задолженность списывается с забалансового учета на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов о признании задолженности безнадежной к взысканию при наличии документов, подтверждающих неопределенность относительно получения экономических выгод или полезного потенциала, а также в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно законодательству РФ (п. 339);

  • 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» изменения и дополнения внесены в части одновременного предоставления лицами ответственными за приобретение и вручение (дарение) ценных подарков (сувениров), документов, подтверждающих приобретение и вручение ценных подарков (сувениров), информация о таких материальных ценностях на забалансовом счете не отражается (признаются расходы текущего финансового периода в сумме стоимости ценных подарков (сувениров)) (п. 345);

  • 08 «Путевки неоплаченные» изменения и дополнения внесены в части ведения аналитического учета в разрезе объектов имущества, ответственных лиц, местонахождения объектов (адресов, мест хранения) (п. 348);

  • 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» изменения и дополнения внесены в части аналитического учета по счету который ведется в разрезе объектов транспортных средств, ответственных лиц, номенклатуры запасных частей (с указанием производственных номеров при их наличии) (п. 350);

  • 10 «Обеспечение исполнения обязательств» изменения и дополнения внесены в части аналитического учета, по счету, который ведется в разрезе видов имущества, видов валют, контрагентов, идентификаторов обязательств, идентификаторов обеспечения, мест хранения (адресов) (п. 352);

  • 11 «Государственные и муниципальные гарантии» изменения и дополнения внесены в части аналитического учета, по счету, в разрезе субъектов гражданских прав (обязательств), видов гарантий, видов долга (внутренний, внешний), правовых оснований (��оговоров, контрактов), кодов бюджетной классификации, элементов бюджетов, регистрационных номеров (п. 354);

    Единый план счетов дополнен счетами:

    Код Наименование Примечание

    205 38

    Расчёты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда

    207 40

    Расчёты по прочим долговым требованиям

    208 50

    Расчёты с подотчётными лицами по безвозмездным перечислениям бюджетам

    С детализацией по счетам:

    • 208 52 «Расчёты с подотчётными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
    • 208 53 «Расчёты с подотчётными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств».

    Аналогичная информация внесена в Инструкцию № 157н

    Забалансовый счёт 33

    Ценные бумаги по договорам репо

    Порядок учёта на этом счёте закреплён в пп. 390.5, 390.6 Инструкции № 157н.

    Аналитический счёт ведётся по соответствующим кодам бюджетной классификации (кодам КОСГУ) в целях отражения операций по зачёту взаимных обязательств по первой и второй частям договоров репо

    Забалансовый счёт 38

    Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии

    Порядок учёта на этом счёте закреплён в пп. 390.1, 390.2 Инструкции № 157н

    Забалансовый счёт 39

    Доходы от инвестиций на создание и (или) реконструкцию объекта концессии

    Порядок учёта на этом счёте закреплён в пп. 390.3, 390.4 Инструкции № 157н

    Забалансовый счёт 45

    Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда

    Порядок учёта на этом счёте закреплён в пп. 395, 396 Инструкции № 157н

    Переименованы следующие счета:

    Код счёта Прежнее наименование Наименование с учётом изменений Примечание

    104 90

    Амортизация имущества в концессии

    Амортизация имущества учреждения в концессии

    Единый план счетов дополнен счетами:

    Счёт Наименование Примечание

    Счета для учёта активов

    102 90

    Нематериальные активы – имущество в концессии

    На счёте 102 91 «Программное обеспечение и базы данных в концессии» отражается информация о таких объектах концессионных соглашений, как:

    • программы для ЭВМ;
    • базы данных;
    • информационные системы (в т. ч. ГИС);
    • сайты в интернете или других информационно-телекоммуникационных сетях, в состав которых входят программы для ЭВМ и (или) базы данных;
    • совокупность этих объектов;
    • операции, изменяющие эти объекты

    104 5I

    Амортизация имущества казны – программного обеспечения и баз данных в концессии

    104 60

    Амортизация прав пользования нематериальными активами

    106 50

    Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны

    С детализацией по видам имущества (счета 106 51 – 106 56). Аналогичные поправки внесены в Инструкцию № 157н

    106 60

    Вложения в права пользования нематериальными активами

    108 9I

    Нематериальные активы концедента, составляющие казну

    111 60

    Права пользования нематериальными активами

    С детализацией по видам нематериальных активов (счета 111 6N, 111 6R, 111 6I, 111 6D). Аналогичные правки внесены в Инструкцию № 157н

    114 60

    Обесценение прав пользования нематериальными активами

    До внесения изменений на счёте 114 60 учитывалось обесценение непроизведённых активов

    114 70

    Обесценение непроизведённых активов

    С детализацией по видам непроизведённых активов (счета 114 71 – 114 73). До внесения изменений для учёта обесценения непроизведённых активов применялся счёт 114 60 (114 61 – 114 63)

    114 80

    Резерв под снижение стоимости материальных запасов

    С детализацией по счетам:

    Вступили в силу изменения в Единый план счетов и Инструкцию № 157н.

    Объекты, учитываемые на забалансовых счетах 02, 03 и 07, восстанавливайте на счете 0.105.00.000 проводкой по счету 0.401.10.172. Поступайте так, если собственник потребовал безвозмездно передать запасы другому учреждению.

    В аналогичном порядке учитывайте возврат материальных запасов, которые находились в личном пользовании сотрудников и числились на забалансовом счете 27.

    Стоимость израсходованных материальных запасов относите в том числе на счета 0.401.20.214, 0.401.20.223, 0.401.20.263, 0.401.20.265 и 0.401.20.267.

    При изменении назначения матзапаса изменяйте его учетную группу путем внутреннего перемещения по дебету и кредиту счета 0.105.00.000.

    Резерв под снижение стоимости товаров, готовой и биологической продукции начисляйте проводкой по дебету счета 0.401.20.274 и кредиту счетов 0.114.87.440, 0.114.88.440. При выбытии данных запасов или увеличении их плановой цены реализации (распространения) уменьшайте резерв обратной проводкой. В отношении запасов, которые в отчетном периоде реализовали по сниженным ценам, списывайте остатки со счетов 0.105.07.440, 0.105.08.440 на уменьшение резерва по дебету счетов 0.114.87.440, 0.114.88.440.

    Увеличение кадастровой стоимости земли отражайте по кредиту счета 0.401.10.176, уменьшение — по дебету этого счета. Метод «красное сторно» не применяйте.

    Раздел земельного участка отражайте проводками по счету 0.401.10.172 аналогично тому, как отражается разукомплектация основного средства. По этому же счету уполномоченные органы отражают прием в состав казны земельного участка после разграничения права собственности на него.

    Операции с межбюджетными трансфертами, субсидиями бюджетным и автономным учреждениям отражайте проводками, которые Минфин привел в системных Письмах от 15 января и от 4 февраля 2020 г. Эти корреспонденции закрепили в инструкциях к планам счетов.

    По субсидиям бюджетным и автономным учреждениям в том числе прописали, что доходы текущего периода такие учреждения отражают на основании информации о выполнении условий предоставления средств. В качестве такой информации может выступать отчет по субсидии, извещение (ф. 0504805) или иной документ, который закреплен в соглашении. В какой ситуации применять каждый из этих документов, Минфин тоже разъяснял. Ранее уточнили и методические указания к форме извещения.

    Для получателей целевых межбюджетных трансфертов дополнительно изменили счет, на котором формируются остатки по неиспользованным средствам прошлого года к возврату. Такие суммы надо отражать на счете 0.303.05.000, а не на счете 0.205.00.000. Отметим, аналогичный порядок применяют бюджетные и автономные учреждения при отражении остатков прошлогодних субсидий к возврату.

    Если по одной смете создаете комплекс объектов нефинансовых активов, отражайте разукомплектацию вложений внутренним перемещением по дебету и кредиту счета 0.106.00.000.

    При досрочном расторжении договора аренды или безвозмездного пользования остатки по счетам 0.111.40.000, 0.205.20.000, 0.302.20.000, 0.401.40.000, 0.401.50.000 списывайте проводками, обратными тем, которые вы отражали при признании объектов в учете. Метод «красное сторно» не используйте. Аналогичные поправки в текущем году внесли в стандарт «Аренда».

    Восстановление убытка от обесценения нефинансовых активов отражайте по дебету счета 0.114.00.000 и кредиту счета 0.401.20.274.

    Бюджетные и автономные учреждения отражают уменьшение стоимости недвижимого и особо ценного движимого имущества на счете 0.210.06.000 по кредиту счета 0.401.10.172. Их учредители уменьшают показатель по счету 0.204.33.000 по дебету счета 0.401.10.172. Метод «красное сторно» не применяется.

    Показатели счета 205.00 в регистрах аналитического учета разделяйте не только по контрагентам, но и по правовым основаниям возникновения доходов (например, по договорам). Учет можно вести по группам контрагентов, но лишь при условии, что вы ведете персонифицированный учет вне балансовых счетов (управленческий учет). При этом не реже чем на каждую отчетную дату сверяйте данные бухгалтерского и управленческого учета.

    На счете 302.00 расчеты по закупкам товаров, работ, услуг отражайте в разрезе правовых оснований (договоров). Расчеты по оплате труда вы по-прежнему можете учитывать по группе контрагентов, если персонифицированный учет ведете вне балансовых счетов и данные сверяете на каждую отчетную дату.

    Аналитический учет по счетам 206.00, 208.00 и 302.00 ведите в том числе по учетным номерам денежных обязательств (при их наличии).

    Уточнен порядок аналитического учета для забалансовых счетов 08 и 20. Например, по забалансовому счету 20 кредиторскую задолженность учитывайте в разрезе кодов классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, а также контрагентов и КФО.

    В номерах счетов 0.304.66.000 и 0.304.76.000 указывайте код КОСГУ, исходя из типа вашего учреждения: казенные приводят коды 731 и 831, бюджетные и автономные — коды 732 и 832 КОСГУ. Отметим, аналогичный порядок действует для счетов 0.304.86.000 и 0.304.96.000.

    Уполномоченные органы учитывают вложения в имущество казны по новому счету 0.106.50.000. Для него введены и аналитические коды видов имущества. Отметим, поправки к Единому плану счетов и Инструкции № 157н предусматривают различные даты начала применения этого счета. Учитывая изменения в плане счетов № 162н, внедрить новшество нужно с 2021 г.

    Изменения в Инструкции № 157н, вступающие в силу с 2021 г.

    В основном коррективы связаны со вступлением в силу новых стандартов.

    Например, при учете по стандарту «Нематериальные активы» по счетам 102.00, 104.00, 106.00, 114.00 применяйте единые аналитические коды видов синтетических счетов:

    • N — научные исследования (научно-исследовательские разработки);
    • R — опытно-конструкторские и технологические разработки;
    • I — программное обеспечение и базы данных;
    • D — иные объекты интеллектуальной собственности.

    Собственные аналитические коды можно предусмотреть по согласованию с учредителем только для объектов из группы D.

    Операции с нематериальными активами, которые получили по лицензионному договору, учитывайте на счетах 111.60, 106.60 и 104.60. Аналитические коды видов те же: N, R, I, D. Забалансовый счет 01 для учета таких объектов больше не используйте.

    На счете 114.60 учитывайте обесценение прав пользования нематериальными активами. Сейчас на нем отражается обесценение непроизведенных активов, но с нового года для этих целей предусмотрен счет 114.70.

    Ввели и другие счета, например, для исправления ошибок прошлых лет, выявленных контролерами:

    • 304.66 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
    • 304.76 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
    • 401.16 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
    • 401.17 «Доходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
    • 401.26 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
    • 401.27 «Расходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям».

    Счета 304.84 и 304.94 для исправления ошибок прошлых лет по внутриведомственным расчетам исключены.

    В Инструкции с 2020 г. предусмотрели счет 106.50 для учета вложений в имущество казны. В Единый план счетов его ввели только с 2021 г. По плану счетов № 162н дата начала применения счета также приходится на следующий год. Таким образом, внедрить новшество надо с 2021 г.

    Уточнили правила составления кассовой книги. Если вы ведете и храните ее в электронном виде с квалифицированной ЭП, одновременно применяйте новую электронную форму журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. 0504093).

    Скорректировали требования к аналитическому учету на некоторых балансовых и забалансовых счетах. Учреждения и органы вправе учесть эти поправки в течение 2020 г. Решение нужно закрепить в учетной политике.

    Новшества в аналитическом учете коснулись балансовых счетов 107.00, 108.00, 210.05, 502.00. Так, на счете 502.01 учет ведите в разрезе учетных номеров бюджетных обязательств, на счете 502.02 — в разрезе учетных номеров денежных обязательств (при их наличии). По счету 502.07 в регистрах аналитического учета отражайте идентификационный номер закупки.

    В забалансовом учете требования к аналитике обновлены по счетам 01, 02, 04, 05, 21, 22, 25, 26, 27. К примеру, по трем последним счетам ведите аналитику в том числе по кодам КОСГУ.

    Соответствующие бухгалтерские записи и документы, которыми они формируются в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 (БГУ1) и редакции 2 (БГУ2), приведены в таблице 2 (для наглядности в таблице не приведены бухгалтерские записи по перечислению поставщику и зачету аванса).

    До появления официальных писем Минфина России бухгалтерские записи по отражению движения лекарств, приобретаемых в целях предоставления мер социальной поддержки гражданам, целесообразно закрепить в Учетной политике учреждения.

    Добавлены счета

    • 205 38 «Расчеты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда»,
    • 207 40 «Расчеты по прочим долговым требованиям»,
    • 208 50 «Расчеты с подотчетными лицами по безвозмездным перечислениям бюджетам»,
    • забалансовый счет 33 «Ценные бумаги по договорам РЕПО», забалансовый счет 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии»,
    • забалансовый счет 39 «Доходы от инвестиций на создание и (или) реконструкцию объекта концессии»,
    • забалансовый счет 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда».

    Изменены названия счетов

    • 104 90 – «Амортизация имущества учреждения в концессии»,
    • 105 01 – «Лекарственные препараты и медицинские материалы».

    Конкретизирован счет

    401 40 «Доходы будущих периодов»:

    • 401 41 «… к признанию в текущем году»;
    • 401 49 «… к признанию в очередные года».

    П. 1, 332 прописали обстоятельства, при которых добавляются забалансовые счета и (или) аналитика к счетам Единого плана. Они уточняются в учетной политике и отвечают требованиям контролирующего органа, которому отправляются отчеты.

    Согласно п. 5, если вы передаете иной организации полномочия по ведению бухгалтерского учета, например составлению отчетов, эти изменения нужно согласовать с главным распорядителем бюджетных средств.

    Стоимостная оценка материальных запасов в бюджетном учете зависит от способа поступления актива в госучреждение. Выделяют варианты:

    Способ

    Порядок формирования стоимости

    Покупка, приобретение за плату

    По фактической стоимости, уплаченной продавцу, либо по фактически понесенным затратам предприятия на покупку МЗ

    Безвозмездная передача

    По фактической, балансовой стоимости, при получении МЗ по внутриведомственным, межведомственным и межбюджетным передачам.

    По текущей оценочной стоимости на дату поступления, при получении МЗ по иным передачам

    Изготовление МЗ хозяйственным способом

    По фактической стоимости понесенных затрат или по плановой себестоимости при изготовлении готовой продукции

    Неучтенные активы, выявленные при инвентаризации

    Примите на учет по справедливой стоимости

    Разукомплектованные ценности

    МЗ, полученные в результате списания основных средств

    Полученные в счет возмещения ущерба

    Вариант поступления материальных запасов в бюджетных учреждениях напрямую влияет на порядок составления бухгалтерских операций. Рассмотрим актуальные примеры.

    Операция

    Дебет

    Кредит

    Приобретение за плату

    Приняты к учету

    0 105 ХХ 340

    0 302 34 730

    Произведена оплата поставщику

    0 302 34 830

    0 201 11 610

    Оборот по забалансовому счету 18

    Безвозмездное получение

    МЗ приняты к учету от головного учреждения

    0 105 ХХ 340

    0 304 04 340

    МЗ закреплены за организацией на праве оперативного управления

    0 105 ХХ 340

    0 401 10 194

    Изготовление готовой продукции

    Готовая продукция принята к учету по плановой себестоимости

    0 105 Х7 340

    0 109 60 2ХХ

    Поступление материальных запасов следует регистрировать в бухучете на основании первичных документов: накладных, товарных чеков, актов приема-передачи и прочего.

    Отразите списание материальных запасов в бюджетном учете в следующих случаях:

    • при продаже актива на сторону;
    • при использовании в деятельности госучреждения;
    • в связи с передачей в уставные капиталы других организаций;
    • в результате стихийных бедствий, террористического акта, иных действий;
    • в связи с безвозмездной передачей сторонним организациям;
    • в результате непригодности, недостачи, хищения;
    • при передаче работникам учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных обязанностей;
    • при передаче спецоборудования для выполнения НИОКР.

    Способ списания стоимости следует закрепить в учетной политике. Допускается на выбор: списание по фактической стоимости единицы или по средней стоимости. Выбранный способ должен применяться в течение календарного года. Допускается применять разные способы для отдельных групп.

    При отгрузке ЛП со склада в МДЛП направляются следующие сведения:

    1. Дата совершения операции.
    2. Тип операции отгрузки:
      • реализация;
      • возврат поставщику.
    3. ИНН/КПП отправителя.
    4. Адрес места осуществления деятельности отправителя.
    5. ИНН/КПП получателя.
    6. Адрес места осуществления деятельности получателя.
    7. Источник финансирования:
      • бюджетный;
      • внебюджетный.
    8. Реквизиты первичного документа, подтверждающего переход права собственности и счет-фактуры (за исключением субъектов, применяющих специальные налоговые режимы).
    9. Цена реализации, в рублях.
    10. 10.1 Перечень уникальных идентификаторов вторичной (потребительской) упаковки ЛП и/или уникальных идентификаторов третичной (заводской, транспортной) упаковки ЛП
      ИЛИ
      10.2 GTIN.
    11. В случае выбора шага 10.2 необходимо подтвердить перечень уникальных идентификаторов вторичной (потребительской) упаковки ЛП и/или уникальных идентификаторов третичной (заводской, транспортной) упаковки ЛП, полученный в Информационном ресурсе маркировки от покупателя.

    Информация предоставляется в отношении каждой упаковки ЛП.

    Как учесть поступление материальных запасов

    При перемещении ЛП между адресами осуществления деятельности (согласно лицензии) без перехода права собственности в МДЛП направляются следующие сведения:

    1. Дата совершения операции.
    2. ИНН/КПП субъекта обращения.
    3. ИНН/КПП покупателя.
    4. Адрес места осуществления деятельности отправителя.
    5. Адрес места осуществления деятельности получателя.
    6. Реквизиты первичного документа, подтверждающего внутреннее перемещение ЛП.
    7. Перечень уникальных идентификаторов вторичной (потребительской) упаковки ЛП и/или уникальных идентификаторов третичной (заводской, транспортной) упаковки ЛП.

    Срок подачи сведений в МДЛП составляет 5 рабочих дней, но до совершения следующих операций с товаром.

    При выводе ЛП из оборота необходимо представить следующую информацию в МДЛП:

    1. Дату совершения операции.
    2. ИИН/КПП субъекта обращения.
    3. Адрес места осуществления деятельности.
    4. Тип вывода ЛП из оборота:
      • розничная продажа;
      • отпуск по льготному рецепту;
      • использование при оказании медицинской помощи;
      • уничтожение;
      • прочее.
    5. Указать реквизиты первичного документа. Для каждого типа вывода (см. пункт 4) используются разные первичные документы:
      • для розничной продажи — номер кассового чека;
      • для отпуска по льготному рецепту – номер и дата регистрации льготного рецепта;
      • при использовании при оказании медицинской помощи — реквизиты накладной на перемещение ЛП в отделения;
      • при уничтожении — реквизиты договора и акта передачи на уничтожение;
      • при прочих основаниях — реквизиты первичного документа, подтверждающего вывод ЛП из оборота.
    6. При розничной продаже указывается стоимость препарата, при отпуске по льготному рецепту, стоимость указывается при ее наличии.
    7. При уничтожении ЛП указываются ИНН/КПП организации, осуществляющей уничтожение, а также адрес места осуществления деятельности по уничтожению ЛП.
    8. Также при выводе ЛП из оборота отражается перечень уникальных идентификаторов вторичной (потребительской) упаковки ЛП и/или уникальных идентификаторов третичной (заводской, транспортной) упаковки ЛП.

    По общему правилу в бухучете медикаменты и перевязочные средства учитываются в составе материальных запасов (п. 117, 118 Инструкции № 157н).

    В казенных учреждениях медикаменты и перевязочные средства учитываются на счете 1 105 31 000 «Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения» (п. 21 Инструкции № 162н).

    В бюджетных и автономных учреждениях медикаменты и перевязочные средства учитываются на следующих счетах:

    • 0 105 21 000 «Медикаменты и перевязочные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»;
    • 0 105 31 000 «Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения».

    Ведение бухгалтерского (бюджетного) учета медикаментов и перевязочных средств возможно:

    • по общим правилам для всех материальных запасов: по группам (видам), наименованиям, сортам, стоимости и количеству (п. 119 Инструкции № 157н);
    • только в суммовом (денежном) выражении. Такой вариант возможен, только если количественный учет медикаментов и перевязочных средств ведут в аптеке, подразделениях, ответственных за их сохранность (стационаре и т. д.).

    Если медучреждение выбирает второй вариант, то это обязательно нужно закрепить в учетной политике. Такие разъяснения даны в пункте 1 письма Минфина России от 25 марта 2016 г. № 02-07-10/17036 (далее — письмо № 02-07-10/17036).

    Как следует из пунктов 117, 118 Инструкции № 157н, к учетной группе 1 «Медикаменты и перевязочные средства» относятся медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь, перевязочные средства и иные аналогичные по своему функциональному назначению материальные запасы.

    Минфин России в письмах от 12 февраля 2016 г. № 02-07-10/8036, от 10 сентября 2014 г. № 02-07-05/45503 отметил: Инструкцией № 157н предусмотрено, что принятие решения об отнесении материальных запасов к соответствующей группе аналитического учета находится в компетенции субъекта учета. Таким образом, более конкретизированный перечень нефинансовых активов, включаемых в данную группу и учитываемых на счете 0 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства», определяется положениями учетной политики медучреждения.

    Операции по поступлению медикаментов и перевязочных средств в учреждение необходимо оформить первичными учетными документами и сделать бухгалтерские записи в обычном порядке, предусмотренном для оформления операций по поступлению материальных запасов.

    Письмом Минфина России от 7 декабря 2016 г. № 02-07-10/72795 дано разъяснение о применении формы Приходный ордер (ф. 0504207). В соответствии с Приказом № 52н Приходный ордер (ф. 0504207) составляется учреждением при поступлении материальных ценностей (в том числе основных средств, материальных запасов), включая сторонние организации (учреждения), и служит основанием для принятия к бухгалтерскому (бюджетному) учету и отражения на балансе учреждения в случаях, предусмотренных Приказом № 52н. Учитывая изложенное, наличие первичных учетных документов (отгрузочных документов, оформленных надлежащим образом), предусмотренных условиями договора (контракта) при поступлении в учреждение материальных ценностей, является достаточным основанием для принятия их к учету. При этом оформление дополнительного первичного учетного документа в виде Приходного ордера (ф. 0504207) не требуется.

    Таким образом, оформление Приходного ордера (ф. 0504207) необходимо только при отсутствии первичных учетных документов, а именно в момент разукомплектации товара на складе либо при выявлении излишков во время проведения инвентаризации.

    Медучреждения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь, в рамках выполнения государственного задания приобретают особо ценное движимое имущество (материальные запасы) стоимостью свыше 200 тыс. рублей. Такие материальные запасы необходимо учитывать на счетах:

    • 0 105 21 000«Медикаменты и перевязочные средства — особо ценное движимое имущество учреждения» и производить списание на основании решения комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов по каждой единице особо ценного движимого имущества (материальных запасов) по фактической стоимости с оформлением Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230);
    • 0 105 26 000 «Прочие материальные запасы — особо ценное движимое имущество учреждения».

    Справочно

    В медучреждении, которое имеет в своем составе аптеку, ведется суммовой учет медикаментов и перевязочных средств, а количественный учет ведется в аптеке. С каждым сотрудником аптечного подразделения должен быть заключен договор о полной материальной ответственности (основание: постановление Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности»).

    Ответственный сотрудник аптеки должен отражать полную и достоверную информацию о поступивших объектах — их наименование, количество, стоимость и т. д. Указанная норма закреплена в пункте 14 Инструкции № 747 и подтверждена Минфином России в пункте 1 письма № 02-07-10/17036.

    При этом всегда подлежат предметно-количественному учету этиловый спирт, наркотические и психотропные лекарственные средства, сильнодействующие и ядовитые препараты, а также ряд других медикаментов, входящих в перечень, утвержденный Приказом № 183н. Также предметно-количественному учету подлежит особо ценное движимое имущество (материальные запасы) стоимостью свыше 200 тыс. рублей.

    В помещениях для хранения лекарственные средства размещают в соответствии с условиями хранения, указанными в фармакопейной статье или нормативной документации на лекарственные средства, с учетом их физико-химических и опасных свойств, фармакологического и токсикологического действия, вида лекарственной формы лекарственного препарата и способа его применения, агрегатного состояния лекарственного средства.

    При использовании компьютерных технологий допускается размещение лекарственных средств по алфавитному принципу, по кодам. Стеллажи, шкафы, полки, предназначенные для хранения лекарственных средств, должны быть идентифицированы. Также необходимо идентифицировать хранящиеся лекарственные средства с помощью стеллажной карты, а при использовании компьютерных технологий — с помощью кодов и электронных устройств. Об этом сказано в приказе Министерства здравоохранения России от 29 октября 2015 г. № 771 «Об утверждении общих фармакопейных статей и фармакопейных статей» ОФС.1.1.0010.15 и приказе Министерства здравоохранения и социального развития России от 23 августа 2010 г. № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств».

    Отделениям (кабинетам) медикаменты и перевязочные средства отпускаются из аптеки в размере текущей потребности, а именно десятидневной нормы (п. 19 Инструкции № 747).

    Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры отпускаются в отделения согласно абзацу 3 пункта 4 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».

    Таким образом, особенности организации учета медикаментов устанавливаются локальными актами учреждения, например, в рамках сформированной учетной политики.

    Отпуск медикаментов и медицинских расходных материалов в отделения производится на основании Требования-накладной (ф. 0504204) старшей медицинской сестре, которая является материально ответственным лицом. Она передает необходимое количество медикаментов на пост на основании листков назначения (постовые медицинские сестры несут коллективную материальную ответственность). Списание израсходованных медикаментов производится постовой медицинской сестрой в конце смены.

    Аналогичное списание происходит в процедурных кабинетах, в лаборатории и т. д.

    По окончании месяца старшая медицинская сестра формирует отчет о движении медикаментов и медицинских расходных материалов, который сдает в бухгалтерию датой, указанной в графике документооборота.

    Аптечки экстренной помощи списываются сразу при выдаче их на пост.

    Бухгалтером на основании отчета о движении медикаментов составляется Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).

    В соответствии с пунктом 104 Инструкции № 157н фактическая стоимость материальных запасов при их изготовлении самим медучреждением определяется исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов.

    В формировании фактической стоимости лекарственного средства, изготавливаемого в производственной аптеке медучреждения, участвуют входящие в его состав зарегистрированные лекарственные препараты. Для контроля качества при производстве лекарственных препаратов следует руководствоваться приказом Минздрава России от 16 июля 1997 г. № 214.

    Все перечисленные составляющие, а именно фармацевтические производные микстуры и упаковка (тара в виде стеклопосуды), относятся к расходам, которые полностью включаются в фактическую стоимость изготавливаемых лекарственных препаратов.

    Что касается расходов на заработную плату фармацевтических работников, непосредственно участвующих в изготовлении лекарственных препаратов, и начислений на оплату труда, можно отметить следующее. Поскольку этот процесс является очень трудоемким, в сформированной учетной политике медицинского учреждения необходимо закрепить, что фактическая стоимость лекарственного препарата (конкретной лекарственной формы) формируется только исходя из стоимости фармацевтических субстанций, идущих на его изготовление, и отражается на счете 0 106 04 000 «Вложения в материальные запасы» (п. 104, 127, 133 Инструкции № 157н).

    При применении норм естественной убыли в производственных аптеках медучреждений следует руководствоваться приказом Минздравсоцразвития России от 9 января 2007 г. № 2 «Об утверждении норм естественной убыли при хранении лекарственных средств в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами и учреждениях здравоохранения».

    Необходимо учитывать, что к нормам естественной убыли не относятся:

    • технологические потери (потери при изготовлении лекарственных средств, внутриаптечной заготовке и фасовке, отмеривании и отвешивании лекарственных средств);
    • потери от брака лекарственных средств;
    • потери лекарственных средств при их хранении, вызванные нарушением требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации, повреждением тары, несовершенством средств защиты от потерь и состоянием применяемого технологического оборудования;
    • потери при ремонте или профилактике применяемого для хранения технологического оборудования;
    • потери при внутрискладских операциях;
    • аварийные потери.

    К технологическим потерям, возникающим при розливе этилового спирта по емкостям меньшего объема, не может быть применена норма естественной убыли.

    Нормы естественной убыли являются предельными и применяются только в случае фактической недостачи лекарственных средств (ангро).

    Указанные нормы естественной убыли не применяются к готовым лекарственным средствам промышленного производства и весовым медикаментам (в том числе к этиловому спирту), реализованным в оригинальной (заводской, фабричной, складской) упаковке.

    Нормы естественной убыли применяют при выявлении недостачи лекарственных форм во время проведения инвентаризации. При этом инвентаризацию в производственных аптеках рекомендуется проводить не реже одного раза в квартал. При выявлении недостачи лекарственных форм, необходимых для производства лекарственных препаратов, применяются нормы естественной убыли, которые относятся на счет 0 109 60 272 «Затраты по расходованию материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг».

    Если фактическая недостача лекарственных форм превышает предельно допустимые нормы, то разница относится на счет 0 209 74 000 «Расчеты по ущербу материальных запасов», с одновременным отражением на счете 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами». Сумму недостачи, превышающую предельно допустимые нормы, виновное лицо обязано внести в кассу медучреждения.

    Учет лекарств, приобретаемых в целях социальной поддержки граждан

    Часто в медучреждении возникает ситуация, когда по одному из видов финансового обеспечения отсутствуют медикаменты и медицинские расходные материалы, а по другому виду финансового обеспечения они есть, и данные материальные запасы экстренно нужны пациентам. Причем совершение закупки по решению врачебной комиссии займет время, или необходимые препараты отсутствуют на территории региона, или даже на территории Российской Федерации. В таком случае нужные медикаменты или расходные материалы возможно временно позаимствовать. Процедуру заимствования необходимо проводить в рамках одного отчетного периода (месяц, квартал, полугодие, год).

    Отметим, что основной целью бюджетного медицинского учреждения является оказание медицинской помощи населению. Исходя из изложенного все операции внутри учреждения относятся к необменным. Соответственно временное заимствование медикаментов и одноразовых медицинских изделий также относится к необменным операциям.

    Следует отметить, что цена заимствованного товара является неизменной.

    Отражение бухгалтерских операций по заимствованию медикаментов и медицинских изделий по иному источнику финансового обеспечения производится следующими записями.

    1) Если цена заимствованного товара совпадает с ценой, по которой ее приобрели по иному источнику финансового обеспечения, для возмещения:

    В зависимости от того, на какой источник заимствуем:

    Дебет 0 105 00 340
    «Увеличение стоимости материальных запасов»
    Кредит 0 304 06 000
    «Расчеты с прочими кредиторами»;

    Дебет 2 304 06 000
    «Расчеты с прочими кредиторами»
    Кредит 2 105 000 00
    «Материальные запасы».

    В зависимости от того, из какого источника заимствовали:

    Дебет 4 304 06 000
    «Расчеты с прочими кредиторами»
    Кредит 4 105 000 00
    «Материальные запасы»;

    Дебет 7 304 06 000
    «Расчеты с прочими кредиторами»
    Кредит 7 105 00 000
    «Материальные запасы».

    Возврат товара производится аналогичными проводками со сменой КФО на обратный.

    2) Если цена приобретенного товара выше или ниже цены заимствованного товара.

    ПРИМЕР

    Медучреждение произвело заимствование одноразовых расходных материалов — катетера стоимостью 115 000 рублей — с КФО 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания» на КФО 7 «Средства ОМС» ввиду острой необходимости для спасения жизни пациента.

    В целях соблюдения статьи 38 Бюджетного кодекса и недопущения нецелевого использования средств по источнику финансового обеспечения, по которому медикаменты и одноразовые изделия медицинского назначения были заимствованы, на имя руководителя медучреждения составляется служебная записка на приобретение заимствованных товаров.

    После внесения изменения в план закупок с соответствующим отражением в плане-графике учреждение проводит торги и приобретает данный товар по цене 112 000 рублей за штуку. При возврате заимствованного товара в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

    Дебет 7 105 31 000
    «Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения»
    Кредит 7 304 06 000
    «Расчеты с прочими кредиторами»
    — отражено поступление товара на сумму 115 000 рублей;

    Дебет 4 304 06 000
    «Расчеты с прочими кредиторами»
    Кредит 4 105 31 000
    «Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения»
    — отражено выбытие товара на сумму 115 000 рублей;

    Дебет 7 105 31 000
    «Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения»
    Кредит 7 302 34 000
    «Расчеты по приобретению материальных запасов»
    — отражено поступление заимствованного товара на склад на сумму 112 000 рублей;

    Дебет 7 302 34 000
    «Расчеты по приобретению материальных запасов»
    Кредит 7 201 11 000
    «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»
    — оплата полученного товара на сумму 112 000 рублей;

    Дебет 4 105 31 000
    «Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения»
    Кредит 4 304 06 000
    «Расчеты с прочими кредиторами»
    — отражен возврат товара по цене заимствования на сумму 115 000 рублей;

    • Изменения, которые следует применять при ведении учета и формировании отчетности на 01.01.2021
    • Изменения с 1 января 2021 года

    17 октября 2020 года вступили в силу изменения в Единый план счетов и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). Подробнее об этом см. здесь. Часть этих изменений применяется с 2020 г., часть – с 1 января 2021 г. Поменялась единая для всех организаций бюджетной сферы инструкция по применению плана счетов, это значит, что должны быть изменены и инструкции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.

    9 декабря 2020 года в Минюсте России зарегистрирован приказ Минфина России от 28.10.2020 № 246н (далее – Приказ № 246н). Он вносит изменения в План счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н). Изменения в плане счетов бюджетного учета дублируют изменения, которые внесены в Единый план счетов, они также повлекли корректировки приложения к Инструкции № 162н.

    Отдельного внимания требуют изменения в корреспонденциях счетов. Теперь в Инструкции № 162н закреплены ситуации, которые ранее не были урегулированы. Большую часть изменений нужно применять уже сейчас. Другие изменения вступят в силу с 1 января 2021 г.

    С нового года в учете необходимо применять обновленные коды бюджетной классификации и принимать во внимание связанные с ними изменения:

    • в порядке формирования КБК № 85н – новые КВР (246, 247, 614, 624, 635 и 816);
    • действующий приказ № 207н для всех участников бюджетного процесса (и региональных, и местных) заменят новые перечни КБК № 99н;
    • внесены поправки в порядок применения КОСГУ № 209н. Например, добавлена подстатья 139 КОСГУ, по которой отражаются доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма, профзаболеваний и т.д.

    Поправки следует учесть при обновлении учетной политики на следующий год.

    • Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 98н
    • Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 99н
    • Приказ Минфина России от 29.09.2020 N 222н
    • Приказ Минфина России от 12.10.2020 N 236н

    В 2021 году ряд отчетов в ФНС и ПФР необходимо сдавать по обновленным формам:

    • 6-НДФЛ за I квартал — не позднее 30 апреля;
    • РСВ за 2020 год не позже 1 февраля;
    • декларацию по НДС за IV квартал 2020 года – не позже 25 января;
    • декларацию по налогу на прибыль за 2020 год – до 29 марта включительно.
    1. Добавили новые балансовые счета:
      • 106 50 «Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны» (106 51–106 56);
      • 106 90 «Вложения в имущество концедента» (106 91–106 95);
      • 205 38 «Расчеты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда»;
      • 207 40 «Расчеты по прочим долговым требованиям»;
      • 208 52 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
      • 208 53 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям международным организациям»;
      • 401 41 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году»;
      • 401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года».
    2. Добавили новые забалансовые счета:
      • 33 «Ценные бумаги по договорам репо»;
      • 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии»;
      • 39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию) объекта концессии»;
      • 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда».
    3. Скорректировали наименования и правила учета на некоторых балансовых и забалансовых счетах:
      • одновременно со списанием основных средств или нематериальных активов нужно списать убыток от обесценения, если его начисляли в учете;
      • счет 105 01 переименовали — «Лекарственные препараты и медицинские материалы»;
      • на счете 105 07 «Готовая продукция» нужно также учитывать биологическую продукцию;
      • возврат межбюджетных трансфертов прошлых лет отражают на счете 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;
      • НФА, которые не соответствуют критериям актива, нужно учитывать за балансом на счете 02 в условной оценке один объект — один рубль;
      • за балансом на счете 07 призы и подарки учитывают с момента приобретения (если их не принимают на склад) или выдачи со склада до вручения;
      • на счете 27 отражают в том числе основные средства, которые нужны сотрудникам для исполнения служебных обязанностей.
    4. Установили, что при завершении года не нужно обнулять счета с остатками по подстатьям КОСГУ 560/660 и 730/830.

    В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

    • Таблица соответствия КВР и КОСГУ на 2021 год 1.2 МБ

    • Дайджест № 56: решаем практические вопросы
    • Дайджест № 55: приняты поправки к налоговому кодексу
    • Дайджест № 54: новости для тех, кто на УСН
    • Дайджест № 53: разъяснения по НДС и новая декларация по налогу на имущество
    • Новые формы первичных документов и регистров: изменения в Приказе № 52н
    • Дайджест № 52. Перешли с ЕНВД на УСН? Переведите на «упрощенку» все расчеты и обязательства

    В план счетов введут новые аналитические коды для учета нематериальных активов: N, R, I, D по счетам 102 00, 104 00, 106 00, 114 00. Для прав пользования нематериальными активами предусмотрят отдельную группу «60» по счетам 104 00, 106 00, 114 000, 111 00.

    Исправление прошлогодних ошибок, которые нашли контроллеры, нужно будет отображать с использованием новых счетов и аналитических кодов по счетам 304 06, 401 10 и 401 20. Для учета вложений в имущество казны предусмотрели счет 106 50.

    Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.

    Кроме того, для таких органов и учреждений предусмотрели новые формы журнала регистрации ПКО и РКО и ведомости дополнительных доходов физлиц, облагаемых НДФЛ и страховыми взносами.

    Все, кто передал ведение учета централизованной бухгалтерии по другим причинам, могут использовать новые формы по собственному усмотрению.

    В порядке формирования КБК № 85н появились новые коды видов расходов. Также утверждены новые перечни КБК № 99н, которые заменяют действующий приказ № 207н.

    В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.

    С 1 января 2021 года все расчеты по лицевым счетам, которые открыты в Казначействе и финансовых органах, будут проходить через казначейство. Счета финорганов в ЦБ РФ закроют.

    У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.

    Казначейство самостоятельно будет проводить операции между лицевыми счетами, без оформления платежных поручений. Однако через ЦБ пройдут расчеты с организациями, у которых таких лицевых счетов нет.

    При ведении бюджетного и бухгалтерского учета организациям госсектора придется дополнительно к ранее введенным применять следующие ФСБУ:

    • «Запасы»;
    • «Концессионные соглашения»;
    • «Долгосрочные договоры»;
    • «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах»;
    • «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности».

    Стандарты применяйте в учете с 01.01.2020, а в отчетности — начиная с отчетности 2021 года. Кроме того, с отчетности 2021 года применяются положения ФСБУ «Отчет о движении денежных средств», которые касаются отражения информации о производных финансовых инструментах.

    В КОСГУ в счет 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» были добавлены новые подстатьи, а потому вводятся и новые счета:

    Счет Подстатья КОСГУ
    0 206 96 000 «Расчеты по авансам по оплате иных расходов» 296 (с 1 января 2021 года)
    0 206 27 000 «Расчеты по авансам по страхованию» 227 (с 1 января 2021 года)
    0 206 28 000 «Расчеты по авансам по услугам, работам для целей капитальных вложений» 228 (с 1 января 2021 года)
    0 206 29 000 «Расчеты по авансам по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами» 229 (с 1 января 2021 года)

    Важно!

    С 1 января 2021 года в подстатье 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ должны быть отражены затраты на уплату налогов (которые можно включать в состав расходов), государственные пошлины и сборы, различные платежи в бюджеты всех уровней. Счет 208 91 000 называется сейчас «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пошлин и сборов».

    В счет 208 00 000 также введены новые счета аналитического учета:

    Счет Подстатья КОСГУ
    С 1 января 2021 года
    0 208 93 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате штрафов за нарушение условий контрактов (договоров)» 293
    0 208 95 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате других экономических санкций» 295
    0 208 96 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных расходов» 296
    С 1 января 2021 года
    0 208 27 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате страхования» 227
    0 208 28 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг, работ для целей капитальных вложений» 228
    0 208 29 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате арендной платы за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами» 229

    Бухгалтеру при осуществлении расчетов по суммам причиненного ущерба бюджетному учреждению и иным доходам на счете 209 00 000 придется учитывать нововведения:

    1. Расчеты по иным доходам отражаются на счете 209 89 000 (не на счете 209 83 000).

    2. У группы счетов 209 40 изменилось наименование – сейчас это «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба» (не «Расчеты по суммам принудительного изъятия»).

    3. Введены новые счета:

    Счет Наименование
    0 209 34 000 Расчеты по компенсации затрат
    0 209 41 000 Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)
    0 209 43 000 Расчеты по доходам от страховых возмещений
    0 209 44 000 Расчеты по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых взносов)
    0 209 45 000 Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия

    В соответствии с последними изменениями, внесенными Приказом Минфина от 28.10.2020 № 246н в пункт 2 приложения 2 инструкции 162н (План счетов и Инструкция по его применению КАЗЕННЫМИ учреждениями), касающиеся нумерации счетов бюджетного учета .

    Об общем случае в разрядах 1 — 17 номера счета аналитического учета используется 4 — 20 разряды бюджетной классификации (т. е. КБК без кода главы) Некоторые исключения из вышеизложенного требования к составу КПС приведем в виде таблицы:

    Счет учета Шаблон КПС
    101, 102,103,104, 105, 108

    Корреспондирующие с ними 040120240, 040120250, 040120270, 040120280, 030404000

    ХХХХ 0000000000 000.

    Такую классификацию можно применять для остатков и оборотов. КВР можно применять, если это установлено учетной политикой или целевым назначением имущества б

    111.40, 111.60 ХХХХ 0000000000 000.
    201.00 ХХХХ ХХХХХХХХХХ 000
    201.35 ХХХХ 0000000000 000
    204.00 и корреспондирующий 401.20.200 0000 0000000000 000
    209.81 ХХХХ ХХХХХХХХХХ 000
    304.01 0000 0000000000 000
    401.30 0000 0000000000 000
    401.60 и корреспондирующий 401.20 ХХХХ 0000000000 ХХХ

    Изменились стандарты бухучета государственных финансов

    С 2021 года для отражения в учете запасов бухгалтерам нужно руководствоваться ФСБУ 5/2019. Этот стандарт обязателен для подавляющего большинства организаций. Его вправе не применять только бюджетники и микроорганизации на упрощенке.

    Применяется с отчетности за 2020 год.

    Документ: Приказ Минфина от 15.11.2019 № 180н.

    С отчетности за 2020 год нужно заполнять новую форму декларации по налогу на прибыль. Приказом ФНС от 11.09.2020 № ЕД-7-3/655 внесены изменения в декларацию, ее электронный формат и порядок заполнения.

    Применяется с отчетности за 2020 год.

    Документ: Приказ ФНС от 11.09.2020 № ЕД-7-3/655.

    Появилась новая особая экономическая зона, где действуют льготный режим налогообложения. Это – Арктика.

    Компании, зарегистрированные в Арктической зоне получают право на нулевую ставку налога на прибыль в федеральный бюджет и пониженную ставку налога в региональный бюджет. Поправки внесены в пункт 1.8 статьи 284 и статью 284.4 НК.

    Основные условия такие же, как и для резидентов ТОСЭР и СВП, но есть особенности. Например, резиденты Арктической зоны не должны добывать полезные ископаемые, производить сжиженный природный газ, перерабатывать углеводородное сырье в продукты нефтехимии.

    Вступает в силу с 1 января 2021 года.

    Документы: Закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ. Закон от 13.07.2020 № 195-ФЗ, п. 7 и 8 ст. 1.

    Перечень услуг, при покупке которых россиянин может получить социальный вычет дополнили новыми позициями.

    В перечне теперь есть такие услуги, как медицинская эвакуация и паллиативная помощь.

    Виды дорогостоящее лечение объединены в пункт медицинские услуги, оказанные в рамках высокотехнологичной помощи. Среди новых, в перечне появились услуги по ортопедическому лечению населения с врожденными и приобретенными дефектами зубов, услуги оказываемые в рамках паллиативной медицинской помощи и услуги репродуктивной технологии.

    Вступает в силу с 1 января 2021 года.

    Документ: Постановление Правительства от 08.04.2020 № 458.

    Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.

    О практическом применении линейного метода читайте в статье «Линейный метод начисления амортизации основных средств (пример, формула)».

    Срок полезного использования определяется исходя из:

    • ожидаемого срока получения экономических выгод;
    • рекомендаций, содержащихся в документах производителя;
    • гарантийного срока использования объекта;
    • др. методов, описанных в п. 35 Стандарта

    Амортизация отражается на синтетическом счете 010400000 «Амортизация».

    Для записи проводок по амортизационным отчислениям предназначены аналитические счета, оканчивающиеся на 410, которые используются в следующей транзакции: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271) Кт 010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010418410, 010431410–010438410).

    Для учета основных средств, взятых в лизинг: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов» Кт 010440000 «Амортизация предметов лизинга» (010441410–010448410).

    В пп. 19, 20 инструкции к плану счетов (приказ № 162н) рассмотрены частные случаи отражения амортизации, например по безвозмездно полученным ОС.

    Бюджетный учет основных средств имеет сложную структуру счетов и их кодирования. Однако инструкции, перечисленные в статье, содержат подробные разъяснения и перечни возможных проводок, которые могут помочь бухгалтеру. Ведение бюджетного учета основных средств строго регламентировано. Все движения ОС должны быть оформлены первичными документами и отражены в учете бухгалтерскими проводками.

    Аналитический учет материальных запасов в казенном учреждении следует детализировать по субсчетам. Для этого в учетной политике организации предусмотрите группировку счета 105 по субсчетам. Допускается включить в рабочий план счетов учреждения следующие субсчета:

    0 105 31Медикаменты и перевязочные средства
    0 105 32 Продукты питания
    0 105 33 Горюче-смазочные материалы
    0 105 34 Строительные материалы
    0 105 35 Мягкий инвентарь
    0 105 36 Прочие материальные запасы
    0 105 37 Готовая продукция
    0 105 38 Товары
    0 105 39 Наценка на товары

    А вот автономные и бюджетные учреждения обязаны выделять особо ценное имущество. Группировка по субсчетам проходит в аналогичном порядке.

    Только для особо ценного имущества следует указывать группу счета 105 — 20. Например, товары, отнесенные к особо ценным, учитывайте на субсчете 0 105 28.

    Имущество бюджетного и автономного предприятия, не относящееся к особо ценному, фиксируйте в группе счета 105 — 30.

    Стоимостная оценка материальных запасов в бюджетном учете зависит от способа поступления актива в госучреждение. Выделяют варианты:

    СпособПорядок формирования стоимости
    Покупка, приобретение за плату По фактической стоимости, уплаченной продавцу, либо по фактически понесенным затратам предприятия на покупку МЗ
    Безвозмездная передача По фактической, балансовой стоимости, при получении МЗ по внутриведомственным, межведомственным и межбюджетным передачам.По текущей оценочной стоимости на дату поступления, при получении МЗ по иным передачам
    Изготовление МЗ хозяйственным способом По фактической стоимости понесенных затрат или по плановой себестоимости при изготовлении готовой продукции
    Неучтенные активы, выявленные при инвентаризации Примите на учет по справедливой стоимости
    Разукомплектованные ценности
    МЗ, полученные в результате списания основных средств
    Полученные в счет возмещения ущерба

    Вариант поступления материальных запасов в бюджетных учреждениях напрямую влияет на порядок составления бухгалтерских операций. Рассмотрим актуальные примеры.

    ОперацияДебетКредит
    Приобретение за плату
    Приняты к учету 0 105 ХХ 340 0 302 34 730
    Произведена оплата поставщику 0 302 34 830 0 201 11 610Оборот по забалансовому счету 18
    Безвозмездное получение
    МЗ приняты к учету от головного учреждения 0 105 ХХ 340 0 304 04 340
    МЗ закреплены за организацией на праве оперативного управления 0 105 ХХ 340 0 401 10 194
    Изготовление готовой продукции
    Готовая продукция принята к учету по плановой себестоимости 0 105 Х7 340 0 109 60 2ХХ

    Поступление материальных запасов следует регистрировать в бухучете на основании первичных документов: накладных, товарных чеков, актов приема-передачи и прочего.

    Инструкция: учет материальных запасов в бюджетных учреждениях

    Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Отчет о движении денежных средств» утвержден приказом Минфина России от 30 декабря 2021 г. № 278н (далее – СГС «Отчет о движении денежных средств»).

    Этот нормативный акт устанавливает методические основы формирования Отчета о движении денежных средств.
    На 2021 год компании руководствуются бухгалтерскими стандартами по учету основных средств и другими, но План счетов в них не упомянут.

    Поэтому ходят слухи об отмене Плана счетов и инструкции по работе с ним.

    1. Добавили новые балансовые счета:
      • 106 50 «Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны» (106 51–106 56);
      • 106 90 «Вложения в имущество концедента» (106 91–106 95);
      • 205 38 «Расчеты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда»;
      • 207 40 «Расчеты по прочим долговым требованиям»;
      • 208 52 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
      • 208 53 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям международным организациям»;
      • 401 41 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году»;
      • 401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года».
    2. Добавили новые забалансовые счета:
      • 33 «Ценные бумаги по договорам репо»;
      • 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии»;
      • 39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию) объекта концессии»;
      • 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда».
    3. Скорректировали наименования и правила учета на некоторых балансовых и забалансовых счетах:
      • одновременно со списанием основных средств или нематериальных активов нужно списать убыток от обесценения, если его начисляли в учете;
      • счет 105 01 переименовали — «Лекарственные препараты и медицинские материалы»;
      • на счете 105 07 «Готовая продукция» нужно также учитывать биологическую продукцию;
      • возврат межбюджетных трансфертов прошлых лет отражают на счете 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;
      • НФА, которые не соответствуют критериям актива, нужно учитывать за балансом на счете 02 в условной оценке один объект — один рубль;
      • за балансом на счете 07 призы и подарки учитывают с момента приобретения (если их не принимают на склад) или выдачи со склада до вручения;
      • на счете 27 отражают в том числе основные средства, которые нужны сотрудникам для исполнения служебных обязанностей.
    4. Установили, что при завершении года не нужно обнулять счета с остатками по подстатьям КОСГУ 560/660 и 730/830.

    Курсы для бухгалтеров

    Профпереподготовка, повышение квалификации. Обучение онлайн в Контур.Школе

    Расписание курсов

    1. По счетам 102 00, 104 00, 106 00, 111 00 и 114 00 утвердили единые аналитические буквенные коды счетов:
      • N — научные исследования (научно-исследовательские разработки);
      • R — опытно-конструкторские и технологические разработки;
      • I — программное обеспечение и базы данных;
      • D — иные объекты интеллектуальной собственности.
    2. Операции с нематериальными активами перевели на баланс на счета:
      • забалансовый счет 01 больше для этого использовать не нужно.
    3. Добавили новые балансовые счета по резервам и исправлению ошибок прошлых лет:
      • 114 87 «Резерв под снижение стоимости готовой продукции»;
      • 114 88 «Резерв под снижение стоимости товаров»;
      • 304 66 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
      • 304 76 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
      • 401 16 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
      • 401 17 «Доходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
      • 401 26 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
      • 401 27 «Расходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям».
    4. Исключили счета 304 84 и 304 94 для ошибок прошлых лет по внутриведомственным расчетам.
    5. Для ЕКС (единого казначейского счета) добавили новые балансовые счета:
      • 24 00, 225 00, 324 00 и 421 00, а также забалансовый счет 53 «Ценные бумаги по договорам репо от управления остатками средств на ЕКС».

    Используйте правила стандарта при отражении материальных запасов на счете 10500, формировании себестоимости и остатков незавершенного производства на счете 10900.

    Стандарт не применяйте при учете таких объектов: биологические активы, библиотечные фонды, финансовые инструменты, активы культурного наследия, незавершенное производство по договорам строительного подряда. Обратите внимание на термины “запасы”, “материальные запасы” и “материалы”.

    В стандарте им даны точные определения, поэтому при ведении учета и составлении отчетности их больше нельзя использовать произвольно.

    Например, к запасам теперь относятся не только материальные запасы, но и незавершенное производство.

    Оборот и вывод из оборота маркированных лекарственных препаратов

    В отчетности нужно будет отражать материальные запасы по новой аналитической разбивке. Она предусматривает четыре группы материальных запасов: – материалы; – готовая и биологическая продукция; – товары; – прочие материальные запасы.

    Материалами признаются только такие материальные запасы, которые используются в течение не более чем 12 месяцев либо приобретены для обеспечения отдельных категорий граждан и организаций. Состав продукции и товаров не изменился. В проектах Минфина сейчас не предусмотрено закрепление отдельного аналитического счета за каждой группой материальных запасов.

    Исключать действующую аналитику по видам материальных запасов также не планируется. Чтобы упростить задачу при составлении отчетности, отражайте материальные запасы по собственной аналитической разбивке, которая будет соответствовать новым группам. Из состава готовой продукции выделена биологическая продукция.

    Для нее не предполагается вводить особый аналитический счет, поэтому отражайте ее на том же счете 10507. Если для управленческих нужд возникнет необходимость, предусмотрите дополнительный аналитический учет по ней.

    По прежним правилам незавершенное производство могло быть только по готовой продукции и работам. По услугам себестоимость регулярно списывалась в счет уменьшения доходов. Теперь учреждению нужно разработать и начать применять порядок оценки объема незавершенных услуг и доли затрат, которая на них приходится.

    Незавершенное производство отражайте не по всем услугам учреждения. Распределите услуги на те, по которым результат передается постоянно при исполнении договора, и на те, по которым он может остаться незавершенным и не переданным заказчику на отчетную дату. Например, оказание образовательных услуг может фиксироваться ежемесячно.

    В таком случае непереданного результата на отчетную дату не окажется. А вот по краткосрочной образовательной услуге результат может передаваться единовременно в конце срока действия договора. В этом случае затраты отражаются в составе незавершенного производства до даты начисления доходов от переданного результата.

    В стандарте не указан порядок учета незавершенного производства для биологической продукции. Учреждениям-производителям нужно разработать его самостоятельно с учетом отраслевых рекомендаций.

    Общие правила, предназначенные для готовой продукции, на биологическую продукцию не распространяются, поскольку теперь это разные категории материальных запасов.

    Запасы отражайте на балансовых счетах только при признании их активами. Если запасы не имеют полезного потенциала и не могут принести экономическую выгоду, комиссия по поступлению и выбытию активов принимает решение о прекращении их использования.

    Бухгалтер на его основании списывает объект с баланса.

    Правила, предусматривающие учет на балансе только запасов-активов, списание с баланса объектов при прекращении их использования, а также отражение таких объектов на забалансовом счете 02, уже были закреплены в Инструкции N 157н.

    Если материальные запасы будут находиться в эксплуатации в течение более чем 12 месяцев, комиссия по поступлению и выбытию активов должна определить конкретный срок их полезного использования.

    Аналогичную обязанность уже предполагала Инструкция N 157н.

    Однако прежде не было единого ориентира, для материалов с какой именно продолжительностью использования необходимо установить конкретный срок эксплуатации.

    Запасы отражайте в учете по индивидуальным наименованиям либо группой. Учетную группу можно создать в том случае, если запасы однородные, то есть сходные по признакам, минимально необходимым для их идентификации в учете.

    Насколько детальными должны быть сходства, определяйте исходя из потребностей учреждения в контроле сохранности и движения запасов, а также потребностей пользователей отчетности.

    Группы запасов можете создавать по партиям, в которых они поступили, или независимо от даты их поступления.

    Право разрабатывать дополнительные способы группировки теперь не применяется.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *