Взаимодействие частных клиник с ОМС 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взаимодействие частных клиник с ОМС 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Официальный сайт: https://archimed.pro/

Универсальная медицинская программа, подходящая всем: частному врачу, медицинскому центру, небольшому стоматологическому кабинету и целой сети клиник.

Именно поэтому мы поставили МИС ArchiMed+ на почетное первое место.

Деятельность медицинских организаций в системе ОМС: что изменилось в 2021 году

  • множество интеграций с полезными сервисами и программами: сторонними лабораториями, национальной системой маркировки, Zabota 2.0, онлайн-записью и так далее;

  • автоматическая выгрузка сведений в ЕГИСЗ;

  • CRM-система;

  • телемедицина;

  • круглосуточный саппорт;

  • онлайн-касса;

  • мобильное приложение;

  • система лояльности;

  • робот-оператор;

  • выгрузка прайс-листа на сайт;

  • личный кабинет пациента;

  • интеграция с RoiStat;

  • IP-телефония;

  • комплект базовых и дополнительный модулей: «Регистратура», «Врач», «Касса», «Стационар», «Отчеты» и прочие.

  • отдельные решения для руководителей, администраторов, врачей;

  • электронная медицинская карта;

  • CRM для клиники;

  • отчетность для руководителя;

  • телемедицина;

  • лаборатории;

  • онлайн-платежи и депозиты;

  • онлайн-касса и финансы;

  • телефония;

  • складской учет;

  • маркировка лекарств.

  • автоматизация лечебно-диагностического процесса на всех этапах;

  • расписание приема специалистов и онлайн-запись;

  • автоматизация аптеки;

  • статистика и отчетность;

  • автоматизация рабочего места руководителя;

  • автоматизация финансово-экономического отдела, включая платные услуги и реестры ОМС и ДМС;

  • интеграция с PASC и ЛИС (Лабораторными информационными системами).

  • базовые модули: регистратура и работа врача;

  • дополнительные модули: складской учет, лаборатории (интеграция с внешними лабораториями: «СитиЛаб», «АльфаЛаб», Netrika, KDL, LabQuest);

  • электронная история болезни;

  • поставляется в двух версиях: десктоп и облако.

Особая гордость разработчиков — время ответа техподдержки. По их заверениям,в среднем оно составляет 2 минуты.

В 2021 году по полису ОМС можно получить больше услуг

  • электронная медицинская карта с расширенными настройками для VIP-пациентов;

  • мониторы приемного отделения;

  • интеграция с городскими службами скорой помощи;

  • расписание работы специалистов;

  • аналитика и статистика;

  • онлайн-запись на прием;

  • поддержка колл-центра и диспетчерского пункта;

  • складской учет;

  • управление филиалами;

  • интеграция с федеральными сервисами;

  • контроль совместимости препаратов;

  • стандартные сценарии лечения (с использованием Федеральных Стандартов или собственные);

  • полностью автоматизированный цикл работы с лабораториями;

  • экстемпоральная рецептура;

  • план приема пациентов.

  • ЭМК и история болезни (Формы 025/y, 003/y, 043/у и другие);

  • онлайн-запись;

  • онлайн-кассы по 54 ФЗ (Атол, Штрих-М);

  • смс-уведомления и рассылки;

  • IP-телефония (Mango, «Мегафон», «Дом.Ру» и другие);

  • интеграция с внешними лабораториями («Инвитро», «Хеликс» и KDL);

  • интеграция с МДЛП;

  • интеграция с агрегаторами «Про.Докторов», «НаПоправку», DocDoc.

за счет средств обязательного медицинского страхования
(базовая программа ОМС):

  • Гражданам РФ;
  • Иностранным гражданам с разрешением на временное проживание (РВП) или видом на жительство (ВНЖ);
  • Гражданам Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии;

застрахованным в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) и имеющих регистрацию по месту жительства (пребывания).

за счет ассигнований федерального бюджета
(высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП), не включенная в базовую программу ОМС):

  • только гражданам РФ,

застрахованным в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) и имеющих регистрацию по месту жительства (пребывания).
за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (ДМС).
(Платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи)

  • Гражданам РФ
  • Иностранным гражданам

Подробная информация в разделе Платные услуги и ДМС

  • АО «МАКС-М»
  • АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед»
  • ООО «КАПИТАЛ МС»
  • ООО «СМК РЕСО-МЕД» Моск.ф-л
  • ООО МСК «МЕДСТРАХ»
  • ООО СК «ИНГОССТРАХ-М»

Центр оказывает гражданам бесплатную медицинскую помощь следующего вида:

  • Первичная специализированная медико-санитарная помощь – плановый амбулаторный прием врачей-специалистов.
  • Специализированная медицинская помощь – диагностика и лечение заболеваний, требующих специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинская реабилитация. Оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.
  • Высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП) – часть специализированной помощи, которая оказывается в соответствии с Перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, представленным в «Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Решение об оказании медицинской помощи пациентам принимает комиссия по госпитализации, оно зависит от формы и стадии заболевания.

Сроки ожидания медицинской помощи (за исключением высокотехнологичной) не должны превышать 14 календарных дней с момента установления диагноза или гистологической верификации опухолей.

Центр оказывает высокотехнологичную медицинскую помощь по следующим профилям:

ОМС:

  • Абдоминальная хирургия
  • Акушерство и гинекология
  • Гематология
  • Нейрохирургия
  • Онкология
  • Торакальная хирургия
  • Травматология и ортопедия
  • Урология

Сверх ОМС:

  • Нейрохирургия;
  • Трансплантация;
  • Онкология:
    1. Видеоэндоскопические внутриполостные и видеоэндоскопические внутрипросветные хирургические вмешательства, интервенционные радиологические вмешательства, малоинвазивные органосохранные вмешательства при злокачественных новообразованиях.
    2. Реконструктивно-пластические, микрохирургические, обширные циторедуктивные, расширенно-комбинированные хирургические вмешательства, в том числе с применением физических факторов при злокачественных новообразованиях.
    3. Комбинированное лечение злокачественных новообразований, сочетающее обширные хирургические вмешательства и лекарственное противоопухолевое лечение, требующее интенсивной поддерживающей и коррегирующей терапии.
    4. Комплексное лечение с применением стандартной химио- и (или) иммунотерапии (включая таргетные лекарственные препараты), лучевой и афферентной терапии при первичных острых и хронических лейкозах и лимфомах (за исключением высокозлокачественных лимфом, хронического миелолейкоза в стадии бластного криза и фазе акселерации), рецидивах и рефрактерных формах солидных опухолей.
    5. Дистанционная, внутритканевая, внутриполостная, стереотаксическая, радионуклидная лучевая терапия в радиотерапевтических отделениях, высокоинтенсивная фокусированная ультразвуковая терапия при злокачественных новообразованиях.
    6. Контактная лучевая терапия при раке предстательной железы с использованием I125.
    7. Комплексная и высокодозная химиотерапия (включая эпигеномную терапию) острых лейкозов, высокозлокачественных лимфом, рецидивов и рефрактерных форм лим­фопролиферативных и миелопролиферативных заболеваний. Комплекс­ная, высокоинтенсивная и высокодозная химиоте­рапия (включая лечение таргетными лекарствен­ными препаратами) солидных опухолей, рецидивов и рефрактерных форм солидных опухолей у детей.
    8. Эндопротезирование, реэндопротезирование сустава, реконструкция кости с применением эндопротезов онкологических раздвижных и нераздвижных при опухолевых заболеваниях, поражающих опорно-двигательный аппарат у детей.
    9. Эндопротезирование, реэндопротезирование сустава, реконструкция кости при опухолевых заболеваниях, поражающих опорно-двигательный аппарат у взрослых.

Новым медицинским организациям в системе ОМС с 2021 г.

Медицинскими показаниями для направления на оказание ВМП является наличие у пациента заболевания и (или) состояния, требующих применения ВМП в соответствии с перечнем видов ВМП.

При наличии медицинских показаний к оказанию ВМП, лечащий врач медицинской организации, в которой пациент проходит диагностику и лечение в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи и (или) специализированной медицинской помощи (далее — направляющая медицинская организация) оформляет направление на госпитализацию для оказания ВМП на бланке направляющей медицинской организации. Направление должно быть написано разборчиво от руки или в печатном виде, заверено личной подписью лечащего врача, личной подписью руководителя медицинской организации (уполномоченного лица), печатью направляющей медицинской организации и содержать следующие сведения:

1. Фамилия, имя, отчество (при наличии) пациента, дату его рождения, адрес регистрации по месту жительства (пребывания);

2. Номер полиса обязательного медицинского страхования и название страховой медицинской организации (при наличии);

3. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (при наличии);

4. Код диагноза основного заболевания по МКБ-10;

5. Профиль, наименование вида ВМП в соответствии с перечнем видов ВМП, показанного пациенту;

6. Наименование медицинской организации, в которую направляется пациент для оказания ВМП;

7. Фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лечащего врача, контактный телефон (при наличии), электронный адрес (при наличии).

К направлению на госпитализацию для оказания ВМП потребуется приложить:

1. Выписку из медицинской документации, заверенная личной подписью лечащего врача, личной подписью руководителя (уполномоченного лица) направляющей медицинской организации, содержащую диагноз заболевания (состояния), код диагноза по МКБ-10, сведения о состоянии здоровья пациента. А также результаты лабораторных, инструментальных и других видов исследований, подтверждающих установленный диагноз и необходимость оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

2. Копии следующих документов пациента:

  • паспорт гражданина Российской Федерации;
  • свидетельство о рождении пациента (для детей в возрасте до 14 лет);
  • полис обязательного медицинского страхования пациента (при наличии);
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования СНИЛС (при наличии);
  • согласие на обработку персональных данных пациента и (или) его законного представителя.

3. Письменное заявление пациента (его законного представителя), в случае самостоятельного обращения пациента за оформлением Талона на ВМП, содержащее следующие сведения о пациенте:

  • фамилию, имя и отчество;
  • данные о месте жительства и/или месте пребывания;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность и гражданство;
  • почтовый адрес для направления письменных ответов и уведомлений;
  • номер контактного телефона;
  • электронный адрес (при наличии).

Так как существует перечень видов ВМП, которые включены в базовую программу ОМС и не включены в базовую программу ОМС, Ваши дальнейшие действия зависят от того, включен ли вид необходимой пациенту медпомощи в перечень ОМС.

* Посмотреть перечень видов медпомощи по ОМС можно в Постановлении Правительства РФ от 8 декабря 2017 г. № 1492 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Если небходимая медпомощь предусмотрена ОМС

Направление лечащего врача и пакет документов нужно отправить в ту медицинскую организацию, которая будет оказывать высокотехнологичную медпомощь (ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России). Это может сделать как сам пациент, так и направляющая медицинская организация. В случае если отправлять документы будет медицинская организация, она обязана сделать это в течение 3 рабочих дней.

После того как принимающая медицинская организация получит Ваше направление и пакет документов, она должна оформить талон на оказание высокотехнологичной медицинской помощи.

Если необходимая медпомощь не предусмотрена ОМС

Направление лечащего врача и пакет документов нужно представить в комиссию органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения по отбору пациентов для оказания ВМП. Это может сделать как сам пациент, так и направляющая медицинская организация. В случае если отправлять документы будет медицинская организация, она обязана сделать это в течение 3 рабочих дней.

После того как соответствующая комиссия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения получит Ваше направление и пакет документов, она должна оформить талон на оказание ВМП, к которому будут прикреплены:

  • комплект документов;
  • заключение комиссии по отбору пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

Комиссия выносит решение о наличии (об отсутствии) медицинских показаний или наличии медицинских противопоказаний для госпитализации, планируемой дате госпитализации, о необходимости проведения дополнительного обследования, о наличии медицинских противопоказаний для госпитализации пациента в медицинскую организацию в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня оформления на пациента Талона на оказание ВМП (если документы пересылаются почтой или средствами электронной связи), а при очной консультации пациента – не более трех рабочих дней (за исключением случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи).

При наличии медицинских показаний, Комиссия назначает дату госпитализации больного.

Если Комиссия считает невозможным оказание ВМП данному пациенту, к заключению прилагаются рекомендации по дальнейшему наблюдению и (или) лечению пациента по профилю его заболевания. Если для вынесения обоснованного решения необходимы дополнительные обследования — они могут быть выполнены амбулаторно.

Выписка из протокола Комиссии, в течение пяти рабочих дней (не позднее срока планируемой госпитализации) отсылается посредством специализированной информационной системы, почтовой и (или) электронной связи в направляющую медицинскую организацию и (или) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, который оформил Талон на оказание ВМП, а также выдается на руки пациенту (его законному представителю) по письменному заявлению или направляется пациенту (его законному представителю) посредством почтовой и (или) электронной связи.

В случае наличия медицинских противопоказаний для госпитализации пациента в ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, отказ в госпитализации отмечается соответствующей записью в Талоне на оказание ВМП.

Как получить решение комиссии нашего Учреждения при самостоятельном обращении?

Пациент в день обращения оформляет амбулаторную карту в Регистратуре «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» (первичное обращение при отсутствии направления по форме №057 осуществляется на платной основе). После очной консультации, при наличии необходимого перечня исследований, оформляется врачебное заключение. Затем заключение рассматривается Комиссией по госпитализации с вынесением соответствующего решения (оформляется протоколом). При отсутствии необходимых исследований пациент может их выполнить амбулаторно в «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» или по месту жительства.

При отсутствии согласования даты госпитализации, пациенту будет назначаться дата госпитализации по прибытию в клинику, в соответствии с очередностью на момент обращения. После назначения даты госпитализации пациенту необходимо сдать анализы в соответствии с установленными сроками.

Срок принятия решения о возможности стационарного лечения в филиале по программе ОМС не должен превышать трех дней с момента обращения пациента.

Решение о приеме на консультацию или госпитализацию по медицинским показаниям, а также о сроках оказания плановой консультации или регистрации в очереди на ожидание плановой госпитализации за счет средств ОМС, — принимается в соответствии с планом финансирования услуг филиала из средств ОМС.

При оказании плановой медицинской помощи возможно наличие очереди.
В случае возникновения вопросов по переносу даты госпитализации, телефон организационно-методического отдела 8 (8352) 49-24-79 (с 8.00 до 15.00 в рабочие дни).

  1. Овариальная стимуляция;
  2. Пункция фолликулов яичника для получения ооцитов (яйцеклеток);
  3. Инсеминация ооцитов специально подготовленной спермой мужа (партнера) методом ЭКО или путем инъекции сперматозоида в цитоплазму ооцита;
  4. Культивирование эмбрионов;
  5. Перенос эмбрионов в полость матки (допускается перенос не более 2-х эмбрионов; пациенткам с отягощенным акушерским анамнезом и патологией матки показан селективный перенос 1 эмбриона). Законченным случаем базовой программы ЭКО считается процедура ЭКО, завершенная переносом эмбриона.
  6. Криоконсервация (заморозка) эмбрионов (при наличии показаний).

Контуры системы ОМС существенно изменятся с 2021 года

1. Права граждан в системе обязательного медицинского страхования (ст.16, гл.4 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ» от 29.11.2010 № 326-ФЗ):

  • бесплатное получение медицинской помощи:
    · на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой ОМС
    · на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис ОМС, в объеме, установленном территориальной программой ОМС
    · выбор страховой медицинской организации
  • замена страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае:
    · изменения места жительства и отсутствия по новому места жительства страховой компании, в которой застрахован гражданин
    · прекращения деятельности страховой компании на территории проживания гражданина
  • выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья
  • выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации в соответствии с законодательством РФ
  • получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи
  • защита персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования
    возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством РФ
  • возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи, в соответствии с законодательством РФ
  • защита прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования

2. Основные принципы охраны здоровья страхования (гл. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 01.11.2011 № 323-ФЗ)

Основными принципами охраны здоровья являются:

  • соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий
  • приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи
  • приоритет охраны здоровья детей
  • социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья
  • ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья
  • доступность и качество медицинской помощи
  • недопустимость отказа в оказании медицинской помощи
  • приоритет профилактики в сфере охраны здоровья
  • соблюдение врачебной тайны

3. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем:

  • соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации
  • оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента
  • обеспечения ухода при оказании медицинской помощи
  • организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени
  • установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях
  • создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации

Обязанности застрахованного гражданина в системе ОМС

В соответствии со ст. 16 ФЗ № 326 от 29.11.2010 г. каждый застрахованный в системе ОМС гражданин обязан:

  • предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи
  • подать в страховую медицинскую организацию лично или через своего представителя заявление о выборе страховой медицинской организации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования
  • уведомить страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени, отчества, документа, удостоверяющего личность, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли
  • осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца в случае изменения места жительства и отсутствия страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин

Нарушениями прав застрахованных лиц являются:

  • Наименование субъекта РФ
  • Новосибирская область
  • Предельные сроки плановой госпитализации
  • 30 дней
  • Госпитализация в дневном стационаре
  • 20 рабочих дней
  • Сроки ожидания неотложной помощи
  • 2 часа
  • Амбулаторный прием- срок приема терапевтом
  • 24 часа
  • Консультации специалистов — сроки ожидания
  • 14 календарных дней
  • Исследования — сроки ожидания
  • 14 календарных дней
  • КТ, МРТ, ангиография — сроки ожидания
  • 30 календарных дней
  • Время ожидания в день приема АПП
  • Не определены
  • Время ожидания врача на дом
  • Не определены
  • Время доезда бригады СМП
  • 20 минут

Граждане, имеющие право на внеочередное оказание медицинской помощи, при обращении в медицинскую организацию предъявляют документ, подтверждающий их право на внеочередное оказание медицинской помощи.

Порядок реализации установленного федеральным законодательством права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, находящихся на территории Новосибирской области.

  • участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним категории граждан
  • инвалиды Великой Отечественной войны
  • лица, подвергшиеся политическим репрессиям
  • лица, признанные реабилитированными либо признанные пострадавшими от политических репрессий
  • лица, потерявшие родителей в годы Великой Отечественной войны
  • ветераны боевых действий
  • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»
  • Герои Советского Союза
  • Герои Российской Федерации
  • полные кавалеры ордена Славы
  • лица, награжденные знаком «Почетный донор»
  • граждане, относящиеся к категориям граждан, которым, в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», статьями 2 и 3 Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», статьей 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска», предоставлено право на внеочередное оказание медицинской помощи
  • дети-инвалиды
  • иные категории граждан, которым в соответствии с федеральным законодательством предоставлено право на внеочередное оказание медицинской помощи

Информация о категориях граждан, имеющих право на внеочередное оказание медицинской помощи, размещается медицинскими организациями, находящимися на территории Новосибирской области на стендах, расположенных в указанных медицинских организациях и на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Конституция Российской Федерации в статье 41 гарантирует оказание в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения бесплатной медицинской помощи, в том числе, за счет средств страховых взносов. Правоотношения, предметом которых являются права и обязанности сторон в связи с оказанием указанной медицинской помощи, регламентируются федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об ОМС»). Под данным видом обязательного социального страхования нормативный акт понимает систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая (заболевание или иное состояние здоровья застрахованного лица) гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи.

Положения Конституции уточняются в статье 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» где указывается, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации и устанавливает перечень видов, форм и условий бесплатной медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, для которых оказание медицинской помощи осуществляется бесплатно.

В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливается базовая программа обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), которая определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств ОМС медицинской помощи на всей территории Российской Федерации. Территориальная программа ОМС определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.

Эффективность системы обязательного медицинского страхования, между тем, ставится под сомнение не только плательщиками взносов и пациентами, но и врачами, а также экспертами, включая аудиторов Счетной палаты. Так, еще в 2017 году Счетная палата выявила, что в листе ожидания находились пациенты, для которых наличествовала возможность оказания медицинской помощи ранее, планируемые объемы на год были не выполнены, в том числе, федеральными медучреждениями. Например, Военно-медицинская академия им. Кирова в 2016 г. получила объемы на 3 трансплантации, из которых была осуществлена только одна. При этом, объемы высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой на платной основе, росли кратно.

В целях повышения эффективности обязательного медицинского страхования и обеспечения доступности медицинской помощи, распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.09.2020 г. № 2492-р в Государственную Думу был внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 1027750 — 7. После ряда корректировок проекта, система обязательного медицинского страхования была трансформирована вследствие издания федерального закона от 08.12.2020 № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Изменения потребовали разработки ряда подзаконных актов.

В данной статье подробно рассматриваются новеллы законодательства, регулирующего систему обязательного медицинского страхования, которые начнут работать в 2021 году.

В соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» субъектами обязательного страхования являются, в том числе, страхователи, обязанные уплачивать страховые взносы, застрахованные лица, которые имеют право на страховое обеспечение, и страховщики, осуществляющие при наступлении страхового случая страховые выплаты или иные виды обеспечения.

Для целей регулирования ОМС выделяют две группы акторов:

субъект участник
  • застрахованные лица:
    • граждане Российской Федерации;
    • отдельные категории иностранных граждан и лиц без гражданства, беженцев
  • ТФОМС – территориальный фонд обязательного медицинского страхования
  • страхователи:
    • работодатели;
    • частнопрактикующие лица;
    • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для неработающих
  • страховые медицинские организации
  • ФФОМС – федеральный фонд обязательного медицинского страхования
  • медицинские организации

По общему правилу, полномочия страховщика были распределены между ФФОМС (в части базовой программы ОМС, действующей на всей территории Российской Федерации), ТФОМС (в части территориальной программы ОМС, действующей в конкретном субъекте) и страховыми медицинскими организациями, которые заключают договоры о финансовом обеспечении ОМС с ТФОМС.

Изменения в ФЗ «Об ОМС» вводят дополнительное основание классификации медицинских организаций:

медицинские организации
функции и полномочия учредителей, в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти (далее — медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти) иные
характеризует осуществление и финансовое обеспечение деятельности
в соответствии с едиными требованиями базовой программы ОМС опционально: территориальной программой ОМС по территориальным программам ОМС
на основе договора
на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования с ФФОМС; опционально: на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС с ТФОМС и страховой организацией на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС с ТФОМС и страховой организацией

Следовательно, исключение из правоотношений с первой группой медицинских организаций ТФОМС и страховых медицинских организаций влечет переход к ФФОМС всего объема полномочий страховщика в части организации оказания и оплаты медицинской помощи застрахованным лицам.

Новеллы повлекли изменение и статусов базовой и территориальной программ ОМС в составе программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Теперь непосредственно базовой программой регулируются особенности оплаты специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти.

Каждая категория лиц, перечисленных выше, обладает правами и несет определенные обязанности в сфере ОМС.

Права и обязанности страхователей не затронуты изменениями: как и прежде, они должны зарегистрироваться и своевременно уплачивать взносы, и вправе получать соответствующую информацию.

Поскольку федеральные медицинские организации приобрели специфический статус, они заключают договоры на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС непосредственно с ФФОМС, который и осуществляет контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Соответственно, медицинские организации приобрели право обжаловать заключения ФФОМС по оценке предоставления медицинской помощи. Среди новых обязанностей таких медицинских организаций – предоставление напрямую в ФФОМС частных сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, и общих сведений о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, а также показателях доступности и качества медицинской помощи. Кроме того, теперь медицинские организации вправе использовать средства нормированного страхового запаса ФФОМС для организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также приобретения и проведения ремонта медицинского оборудования.

У застрахованных лиц, помимо прав на бесплатное оказание медицинской помощи при наступлении страхового случая, выбор врача и страховой медицинской организации, их замену, появилось право выбрать медицинскую организацию, подведомственную федеральному органу исполнительной власти. При этом, право на получение достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи реализуется непосредственно ФФОМС.

Права и обязанности страховых медицинских организаций существенно затронуты изменениями, при этом, вопрос касается не только изъятия некоторых полномочий страховщиков. По заключаемым страховыми организациями договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования ТФОМС предоставляют средства, предназначенные на расходы на ведение дела по ОМС в пределах норматива, которые являются собственными средствами страховой организации. Норматив расходов на ведение дела по ОМС устанавливается законом о бюджете территориального фонда в размере не менее 0,8 процента и не более 1,1 процента от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам (в действующей редакции ФЗ «Об ОМС»). Ранее норматив расходов был установлен в размере не менее одного процента и не более двух процентов от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам. Первоначальная версия проекта № 1027750 — 7 предполагала их сокращение до минимальных половины процента и максимальных одного процента.

У ФФОМС, в свою очередь, появились дополнительные расходы на ведение дела по ОМС в части оказания застрахованным лицам медицинской помощи организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти (и, конечно, собственно расходы на оказание такой помощи). Также ФФОМС приобрел право требования о возмещении расходов на оплату медицинской помощи к лицу, причинившему вред здоровью застрахованному лицу в соответствии со статьей 31 ФЗ «Об ОМС». Кроме того, ФФОМС ведет единый реестр экспертов качества медицинской помощи, включающий в себя сведения об экспертах качества медицинской помощи, которая оказывается медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти.

Порядок направления застрахованных лиц в медицинские организации, функции и полномочия учредителей, в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, для оказания медицинской помощи в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования утвержден Приказом Минздрава России от 23.12.2020 № 1363н и зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2020 № 61884.

В соответствии с указанным документом направление пациента в федеральную медицинскую организацию будет осуществляться лечащим врачом той медицинской организации, которая в рамках территориальной программы проводила диагностику пациента и предоставляла первичную или специализированную медицинскую помощь.

Показаниями к оказанию специализированной медицинской помощи федеральными медицинскими организациями являются:

  • нетипичное течение заболевания или отсутствие эффекта от лечения;
  • необходимость в отсутствующих в медицинской организации регионального подчинения методов лечения;
  • риск хирургического лечения в связи с осложнениями;
  • потребность в повторных хирургических вмешательствах;
  • повторное обследование в диагностически сложных случаях;
  • повторная госпитализация по рекомендации федеральной медицинской организации.

Вопрос о госпитализации пациента решается врачебной комиссией.

На этапе обсуждения законопроекта высказывались опасения относительно ограничения права пациента на выбор медицинской организации. Однако, обновленный порядок предусматривает обязанность врача проинформировать пациента о возможности выбора федеральной медицинской организации в случае, если помощь при заболевании (состоянии) пациента имеют возможность оказать несколько учреждений.

Тем не менее, в отсутствие правоприменительной практики, остается неясным, будут ли у лечащего врача стимулы фактически обеспечивать полноту информации о возможности направления пациентов в федеральные медицинские организации при наличии иных медицинских организаций, оказывающих аналогичную специализированную медицинскую помощь, или же новый порядок станет очередным коррупциогенным фактором в медицине. Сергей Готье, директор НМИЦ трансплантологии и искусственных органов им. академика В.И. Шумакова, полагает, что попасть в федеральные медицинские организации пациентам станет проще, однако, Юрий Демин, генеральный директор СМК «РЕСО-Мед», напротив, считает поправки фактическим ограничением права на выбор медицинской организации.

Еще до первого чтения на законопроект обрушилась критика. Комитет Государственной Думы по финансовому рынку раскритиковал уменьшение установленного нормативного размера средств, предоставляемых территориальным фондом обязательного медицинского страхования страховой медицинской организации на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, отметив, что существенное изменение действующих подходов приведет к снижению роли страховых медицинских организаций в системе ОМС, что не соответствует определенным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» стратегическим национальным приоритетам в части обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и завершения ее перехода на страховые принципы. При этом, сокращение финансирования страховых медицинских организаций при сохранении обязанностей, возложенных на них законодательством об ОМС и Национальной программой развития здравоохранения, отразится на их финансовой устойчивости. Отток с рынка страховых медицинских организаций и их представителей, имеющих достаточный опыт по обеспечению защиты прав застрахованных лиц, из сферы ОМС, неблагоприятным образом отразится на качестве защиты прав и законных интересов застрахованных лиц. Комитет отметил, что экономия от изъятия части средств страховых организаций может быть сопоставима с затратами на формирование собственной системы контроля качества медицинской помощи ФФОМС, тем более что средства на эти цели не заложены. Отмечен и потенциальный конфликт интересов ФФОМС и медицинских организаций, а «передача функции экспертизы медицинской помощи, оказанной гражданам в федеральных медицинских организациях, от страховых медицинских организаций в ведение ФФОМС лишает систему медицинской экспертизы в обязательном медицинском страховании второго контура контроля».

Счетная палата указала, что в проекте закона усматриваются риски отхода от страховых принципов в системе ОМС и ее финансовой устойчивости. Целесообразность решения о сокращении средств, предоставляемых ТФОМС на ведение дел страховым организациям, не подтверждена обосновывающими материалами. Помимо этого, Счетная палата отметила, что несмотря на то, что предполагается ведение федерального реестра экспертов качества медицинской помощи, источник затрат на его формирование и сопровождение не определен.

При прохождении законопроекта в Совете Федерации Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам также отметил риски снижения доходов страховых организаций, и, соответственно, ликвидации собственно компаний или рабочих мест, и в связи с необходимостью недопущения негативных последствий рекомендовал Правительству Российской Федерации осуществлять мониторинг ситуации с возможностью оперативной корректировки в случае необходимости.

Разумеется, представители страховых организаций первыми выразили обеспокоенность инициативой экономии бюджета за счет снижения нормативов на ведение дел, выступили с публичными заявления о том, что новшества приведут к снижению качества и доступности медицинской помощи, повысят риски бюрократизации и коррумпированности отрасли. Снижение объемов финансирования страховых медицинских организаций, кроме того, приведет к сокращению рабочих мест и даже банкротству некоторых из них. Всероссийский союз страховщиков потребовал публичного обсуждения проекта, к диалогу подключились Российский союз промышленников и предпринимателей, Всероссийский союз пациентов. Неоднозначность предстоящей реформы освещалась ведущими СМИ, такими как Forbes, ТАСС, Коммерсантъ, критика звучала даже в Российской газете. Лидер страхового лобби Игорь Юргенс направлял обращения ключевым политическим фигурам и добился компромиссного варианта текста закона, который был, в конце концов, поддержан.

Стоит отметить, что изменения в текст ФЗ «Об ОМС» подразумевают корректировку ряда подзаконных актов. Однако, до настоящего времени отсутствуют изменения в Постановление Правительства РФ от 21.04.2016 № 332 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования», которые бы позволили медицинской организации реализовать право на использование средств нормированного страхового запаса ФФОМС на обучение и ремонт. Согласно введенной части 3.1. статьи 26 ФЗ «Об ОМС» средства нормированного страхового запаса ФФОМС предоставляются получателям указанных средств, определенным в соответствии с порядком использования средств нормированного страхового запаса ФФОМС, на основании соглашений, типовые формы и порядок заключения которых утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказ Минздравсоцразвития России от 30.12.2010 № 1229н «Об утверждении Порядка использования средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования», зарегистрированный в Минюсте России 08.02.2011 № 19744 действует в редакции от 13.02.2020, соответственно, вряд ли в ближайшее время медицинские организации фактически смогут осуществить свои права в указанной части.

Целью реформирования системы ОМС является обеспечение доступности медицинской помощи гражданам, которые нуждаются в медицинской помощи с использованием современных методов лечения. Медицинские организации федерального подчинения, подавшие соответствующую заявку и включенные в единый реестр, смогут заключить договоры непосредственно с ФФОМС и предоставлять специализированную медицинскую помощь (в том числе, высокотехнологичную) в рамках базовой программы ОМС. Федеральные медицинские организации параллельно могут оказывать первичную помощь в соответствии с территориальной программой ОМС.

ФФОМС будет проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями федерального подчинения.

Реформа повлекла снижение нормативного размера средств, предоставляемых территориальным фондом ОМС страховой медицинской организации, на расходы на ведение дела по ОМС, который устанавливается в диапазоне от 0,8% до 1,1% от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам (ранее от 1% до 2%).

Разумеется, преобразования в системе здравоохранения вызвали острую общественную дискуссию.

Представители Министерства здравоохранения убеждены, что нормативы отчислений на ведение дел во многих регионах и без того невысоки, изъятие средств сопряжено с возвратом части полномочий страховщика ФФОМС, издержки страховых организации снижаются за счет подключения сервисов госуслуг и многофункциональных центров.

Сторонники реформы отмечают, что недофинансирование федеральных центров со стороны субъектов приводило к оттоку квалифицированных специалистов. С другой стороны, высокотехнологичная помощь является дорогостоящей и неподъемной для некоторых региональных бюджетов, а новый порядок позволит расширить доступ пациентов к ней. Прямое финансирование, по мнению спикера Государственной Думы В. Володина, позволить исключить «лишнее» звено в виде страховых медицинских организаций.

Некоторые эксперты высказываются о поспешности легализации двух подсистем ОМС вместо ранее существовавшей единой, поскольку такой подход может породить неравные возможности получения медицинской помощи для разных категорий пациентов. Кроме того, тот факт, что тарифы для федеральных и иных медицинских организаций будут формироваться по-разному, вызывает опасения их возможное несправедливое неравенство.

Кроме того, страховые организации, будучи независимыми, по мнению ряда экспертов, способны более эффективно контролировать качество предоставляемой медицинской помощи, чем «огосударственный» ФФОМС в отношении «прогосударственных» медицинских организаций. Правительство утверждает, что к проведению контроля будут привлекаться независимые эксперты.

Таким образом, можно заключить, что централизация свойственная всем сферам общественной жизни, нашла выражение в медицине.

Очевидно, что для медицинских организаций федерального подчинения изменения повлекут, как минимум, увеличение бюрократической нагрузки – подача заявок, заключение договоров с ФФОМС в рамках базовой программы и параллельно с ТФОМС и страховыми организациями в целях реализации территориальной программы и администрирование финансовых потоков из различных источников.

Вместе с тем, рынку страховых медицинских организаций реформа дает негативный сигнал, объявляя их «лишним» звеном, по крайней мере, в части обеспечения инновационного лечения. Остается открытым вопрос, почему применительно к одному и тому же учреждению, в оставшейся части услуг, они по-прежнему необходимы и будет ли в дальнейшем урезаться их сфера деятельности.

Кроме того, на первом этапе пациенты также могут столкнуться с неопределенностью в части инстанции, куда следует обращаться при ненадлежащем лечении. Вряд ли все из них способны четко классифицировать течение своей болезни по видам оказанной медицинской помощи. Долгое время пациенты вообще не знали, как защитить свои права, но на сегодняшний момент, благодаря СМИ, люди привыкли звонить по номеру горячей линии, указанному в полисе ОМС. Теперь же некоторым их них придется освоить еще один канал подачи жалоб, который, к тому же, территориально удален от ряда регионов по сравнению с региональными страховыми организациями.

В прошлом в нашей стране действовала бюджетная модель финансирования системы здравоохранения. При такой системе главенствующую роль играет государство, а источниками финансирования медицинской помощи населению являются нецелевые доходы бюджета — прежде всего налоги.

Сейчас в России работает модель страхового финансирования: фактически это сочетание рынка медицинских услуг с системой государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. Работодатели уплачивают за сотрудников страховые взносы, частью которых являются взносы в ФОМС, аналогичные взносы уплачивают самостоятельно индивидуальные предприниматели. Организация бесплатной медицинской помощи осуществляется через территориальные программы государственных гарантий, частью которых является базовая программа ОМС.

Феодальные волны: что такое межтерриториальные расчеты в системе ОМС

Можно выделить 4 ключевых проблемы действующей в России системы:

  1. Бюджетное финансирование занимает значительную долю в общей структуре финансирования. В 2020 году в крупных российских городах (миллионниках) распределение финансирования выглядело так: порядка 75-79% финансирование за счет ОМС, 21-25% за счет бюджета субъекта РФ.
  2. Базовая программа страхования охватывает не все медицинские услуги. Лечение многих социально-значимых заболеваний финансируется путем субсидирования медицинских учреждений.
  3. Инвестиции в здравоохранение и его развитие производит государство в рамках целевого финансирования. При этом существуют ограничения по осуществлению расходов. К примеру, в тариф ОМС заложены расходы на приобретение основных средств стоимостью не более 100 000 руб. за единицу.
  4. Основную часть медицинских услуг в системе ОМС оказывают государственные учреждения здравоохранения. Это означает, что оказание медицинской помощи ложится в основном на бюджетный сектор экономики.

Внезапное появление и масштабное распространение коронавирусной инфекции повлияло на весь мир. Даже такие страны как Германия, Италия, Франция и США, которые считаются обладателями эффективных национальных систем здравоохранения, не смогли остановить развитие коронавируса. Аномальная нагрузка на систему здравоохранения сразу выявила ее слабые места:

  • неоперативное реагирование системы здравоохранения на ЧС;
  • отсутствие единых подходов к обеспечению эпидемнадзора;
  • затрудненный обмен медицинским опытом;
  • отсутствие достаточных кадровых резервов;
  • неготовность фармотрасли к увеличению производственной нагрузки.

При этом медицинские учреждения столкнулись с тем, что пришлось экстренно пересматривать и перестраивать процессы оказания медпомощи, что повлияло в конечном итоге и на финансирование:

  • сократились обращения в поликлиники в плановых и профилактических целях;
  • стационарная помощь была экстренно переориентирована в первую очередь на лечение инфекционных заболеваний, анестезиологию и реанимацию;
  • отдельным медучреждениям пришлось прекратить работу в связи с карантином;
  • больницы вынуждены перепрофилировать коечный фонд под лечение больных коронавирусом.

Экстремальные условия, вызванные пандемией, негативно отразились на финансовой стабильности медицинских учреждений. При этом механизмы компенсации финансовых потерь при экономической нестабильности не предусмотрены.

Справедливости ради — с подобными проблемами столкнулась не только Россия, а большинство государств. Это показало, что пора начать относится к здравоохранению, как к стратегически значимой отрасли, а не как к сфере услуг.

По результатам исследований в пользу действующей финансовой модели ОМС приводятся несколько весомых доводов:

  1. финансирование происходит за счет целевых взносов, а значит текущие приоритеты государства распределения бюджета не влияют на стабильность финансирования;
  2. финансовое обеспечение по регионам страны выровнено;
  3. независимый выбор поставщика медицинских услуг способствует здоровой конкуренции на рынке;
  4. возможность «миграции» пациентов между регионами (оказание помощи застрахованному лицу за пределами региона постоянного проживания).

Однако, в современной России далеко не каждый из этих элементов реально работает. Например, может ли идти речь о добросовестной конкуренции? Автор приводит в таблице сравнение двух подходов к финансированию здравоохранения с отражением основных критериев:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *