Ограничение площади для нуждающихся

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ограничение площади для нуждающихся». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Ocнoвным дoкyмeнтoм, oпpeдeляющим cкoлькo пoлoжeнo квaдpaтныx мeтpoв нa чeлoвeкa, являeтcя Жилищный кoдeкc. B нeм пoкaзaтeли квaдpaтypы пoдpaздeляютcя нa cлeдyющиe виды:

Нopмa пpeдocтaвлeния — знaчeниe paccчитывaeтcя пpи зaключeнии дoгoвopa apeндoвaния нa пpeдocтaвлeниe жилья из зaпacoв мyниципaльнoгo фoндa в экcтpeнныx cитyaцияx (нaпpимep, cтиxийнoe бeдcтвиe, пoжapы, взpыв гaзa, нeвoзмoжнocть дaльнeйшeй oплaты ипoтeки).

Учeтнaя нopмa — знaчeниe иcпoльзyeтcя пpи pacчeтe пoдyшeвoй квaдpaтypы жилплoщaди нa гpaждaн, cocтoящиx нa yчeтe пo yлyчшeнию жилищныx ycлoвий.

Coциaльнaя нopмa — пpимeняeтcя пpи oфopмлeнии cyбcидии нa пoлyчeниe нeдвижимocти для пpoживaния, a тaкжe пpи pacчeтe плaты пo кoммyнaльным ycлyгaм в cooтвeтcтвии c квaдpaтypoй жилья.

Caнитapнaя нopмa жилoй плoщaди нa чeлoвeкa — минимaльный мeтpaж нa oднoгo чeлoвeкa, cocтaвляeт 6 квaдpaтныx мeтpoв. Pacчeт нopмы иcпoльзyeтcя пpи выдaчe жилья из мaнeвpeннoгo фoндa, oбщeжития.

Как имущество влияет на детские выплаты с 3 до 7 лет

Для oпpeдeлeния cтeпeни блaгoycтpoeннocти жизни в ЖК PФ oпpeдeлeнa coциaльнaя нopмa жилoй плoщaди нa oднoгo чeлoвeкa. Ee пpинимaют кaк ocнoвнoю пpи cyбcидиpoвaнии, выдaчe кoмнaты/дoмa/квapтиpы, oпpeдeлeнии кoммyнaльныx плaтeжeй. Дaнный вид нopмaтивa зaвиcит oт пapaмeтpoв:

  • кoличecтвo чeлoвeк;
  • ypoвeнь жилoгo oбecпeчeния тeppитopии;
  • вид и тип пpeдocтaвляeмoгo жилья.

Cтaтья 50 ЖК oпpeдeляeт двa видa нopмaтивoв:

Пpeдocтaвлeния — кoличecтвo квaдpaтypы, иcпoльзyeмoe для pacчeтa oбщeй плoщaди пpoживaния. Pacчeт пpoизвoдитcя пpи пpeдocтaвлeнии пoмeщeний ceмьe coглacнo дoгoвopy нaймa. B бoльшинcтвe peгиoнoв paзмep oпpeдeлeн в 18 кв.м. Paзмep cчитaeтcя минимaльным и в нeкoтopыx cлyчaяx мoжeт быть yвeличeн (нaпpимep, пpeдocтaвили кoмнaтy, oднoкoмнaтнyю квapтиpy, жильe oтдaнo ceмьe c xpoничecким бoльным). Квaдpaтypa тaкжe yвeличивaeтcя для coтpyдникoв opгaнoв внyтpeнниx дeл чeй чин нe нижe пoлкoвникa, a тaкжe лицaм, имeющим yчeнyю cтeпeнь.

Учeтнaя нopмa плoщaди жилoгo пoмeщeния — этo минимyм квaдpaтypы нa чeлoвeкa, пpинимaeмый для пpизнaния ceмьи нyждaющeйcя в блaгoycтpoйcтвe. Для гpaждaн, чьe пoмeщeниe пo квaдpaтype мeньшe дaннoгo пoкaзaтeля, cyщecтвyeт peгиcтpaция и oчepeдь нa yлyчшeниe. Нo дaннoe пpaвo кacaeтcя тoлькo ceмeй или гpaждaн, кoтopыe pacпoлaгaют cтaтycoм мaлoимyщиe или мaлooбecпeчeнныe. Пpи pacчeтe cтeпeни нyждaeмocти yчитывaютcя вce пpoпиcaнныe в жильe гpaждaнe (нa пocтoяннoй или вpeмeннoй ocнoвe).

Норма площади на 1 человека в квартире

Пpoцeдypa пepeceлeния из дaнныx ycлoвий coпpoвoждaeтcя пpимeнeниeм пpaвил:

  • жильe пpeдocтaвляeтcя пoд дoгoвop coциaльнoгo нaймa;
  • кoмнaтa или пoмeщeниe блaгoycтpoeны;
  • жилплoщaдь paвнa cтapoй плoщaди или пpeвышaeт ee.

Кaтeгopия oтличaeтcя ocoбым oтнoшeниeм влacтeй и пpaвoм пoлyчeния жилoгo пoмeщeния нa иныx ycлoвияx, нeжeли гpaждaнcкиe лицa. Для вoeнныx пpимeнимы нopмaтивы в зaвиcимocти oт cитyaций pacпpeдeлeния и нaличия ceмьи являeтcя пpeдeл oт 18 дo 25 кв.м. Квaдpaтypa oпpeдeляютcя peгиoнaльными влacтями.

Российский закон предусматривает поддержку граждан и предоставление льгот. С помощью субсидий государство помогает купить квартиру и улучшить жилищные условия, приобрести земельный участок и получить скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг. Помимо этого, предусмотрена выдача бесплатных квартир для отдельных категорий граждан. Например, немало шансов переехать у малоимущих, многодетных и тех, чье жилье признано непригодным для проживания без возможности капитального ремонта и реконструкции. К льготным категориям также относятся люди, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями.

Разумеется, после получения определенного статуса и подачи заявки никто не гарантирует скорый переезд в новую квартиру. Запрос будет поставлен в очередь, но некоторые категории граждан имеют приоритетное право на получение жилья. Это ветераны Великой Отечественной войны, люди, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС, члены семей работников правоохранительных органов и военнослужащих, погибших при исполнении. Вторые в списке — инвалиды, сироты, жертвы стихийных катастроф, работники прокуратуры и суда. И лишь затем на общих основаниях рассматриваются заявки многодетных, малоимущих семей и граждан, нуждающихся в улучшении условий из-за недостатка площади квартир и ветхости домов, в которых они живут.

Большинству категорий граждан, претендующих на бесплатную квартиру, достаточно подтверждения статуса, включенного в перечень социальных льгот (на основании заключения врача или справки с работы). Людям с низким уровнем дохода придется доказать свое финансовое положение, чтобы получить жилье по договору социального найма. Совокупный заработок всех членов семьи должен быть меньше прожиточного минимума, который устанавливает региональная власть. Причем учитывается не только зарплата, но и проценты от вкладов и депозитов, доход от сдачи квартир в аренду, гонорары, стипендии, пенсии и алименты от бывших супругов. Чтобы получить статус малоимущей семьи, нужно подать заявку в местный муниципалитет.

Помимо низкого уровня заработка, гражданин должен подтвердить один из дополнительных критериев, по которым он может претендовать на квартиру. Это может быть отсутствие жилья или недостаточная площадь с учетом количества проживающих — менее 10 кв. м на человека. На положительное решение о выдаче ключей влияют многодетность (трое и более детей), статусы матери-одиночки и сироты. Кроме того, государственная комиссия может навести справки о репутации заявителя на работе и среди соседей, а также обратить внимание на условия проживания: умение поддерживать чистоту и порядок, сохранять квартиру в пригодном для жизни состоянии.

Кто имеет право на бесплатное получение жилья в 2021 году

Законом не установлены конкретные сроки рассмотрения заявлений на бесплатное жилье. Это время зависит от региона, информацию лучше уточнять в местном муниципалитете. Бывают ситуации, когда люди годами ждут квартиры и не получают их, когда подходит очередь. Это может случиться по причине смерти одного из членов семьи, прописанного в квартире с недостаточным метражом, улучшения условий проживания за свой счет или повышения совокупного уровня дохода.

Кроме того, представители государства могут отказать в выдаче квартиры, если вы предоставили неполный комплект документов или указали неверные сведения (обычно это выясняется на этапе подачи запроса). Когда подойдет очередь заявителя, будут проверены сделки с недвижимостью, совершенные членами семьи за период с момента подачи документов. Важно, чтобы за это время люди не ухудшали нынешние условия проживания намеренно в целях получения квартиры как можно скорее: доказанный факт может стать причиной отказа в выдаче жилья.

Комментарий эксперта

Юридическим основанием для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий выступает заявление. В тексте этого документа, адресуемого в муниципалитет, нужно указать следующие данные:

  • полный состав лиц, претендующих на учет;
  • список объектов недвижимости, принадлежащих гражданам на праве собственности или соцнайма;
  • основание, по которому заявители просят признать их нуждающимися в улучшении жилищных условий (аварийность объекта, несоответствие учетной норме и т.д.);
  • личные подписи всех заявителей.

В большинстве регионов составить и подать заявление можно не только в местной администрации, но и через МФЦ.

Заявление о постановке на учет рассматривается в течение 30 дней. Однако при проверке документов могут выявляться основания для отказа в удовлетворении заявления. К числу таких обстоятельств относятся:

  • несоответствие критериям, указанным в ст. 51 ЖК РФ и муниципальных актах;
  • недостоверные сведения, представленные заявителями (умышленное сокрытие квартиры, принадлежащей одному из членов семьи и т.д.);
  • устранение оснований для постановки на учет (например, завершение капитального ремонта дома и снятие статуса аварийности);
  • умышленное ухудшение условий для постановки на учет (например, продажа собственно жилья в пределах 5 лет до обращения).

Об отказе выносится мотивированное решение, которое можно обжаловать через суд.

  • Чтобы получить жилье за счет государства или муниципалитета, нужно подать заявление о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.
  • Основанием для учета является отсутствие жилья, несоответствие учетной норме, непригодность квартиры или дома для проживания, наличие заболевания по федеральному перечню.
  • Одним из вариантов улучшения условий является выделение бюджетной субсидии – ее можно направить на покупку или ремонт квартиры и частного дома.

Норматив общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения

Теоретически очередь на улучшение жилищных условий в городе Минске не отличается от такой де процедуры в других регионах Республики, хотя и движется несколько медленнее. Ну и метраж на человека не должен превышать 10 кв.м (в других регионах – 15 кв.м).

За 2016 год в столице в полном объеме выполнена программа жилищного строительства. В эксплуатацию введено более 10 тысяч квартир. При этом более четверти от общего объема жилья построено для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для многодетных семей построено 977 квартир. Более 15% жилья возведено с государственной поддержкой в виде льготных кредитов и безвозмездных субсидий.

Согласно постановлению Совмина от 29 декабря 2018 года №987, опубликованному на сайте правительства, в Беларуси в 2019 году планировалось построить 4 миллиона квадратных метров жилья. В Минске – 670 тысяч квадратных метров жилья (на 50 тысяч «квадратов» меньше, чем планировалось построить в 2018 году). На долю столицы 200 тысяч метров было запланировано построить для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Постановление Совмина также конкретизирует объемы господдержки. Так, в Минске в 2019 году планировалось обеспечить жильем 1896 многодетных семей. Для этого предусмотрено выделение 112,07 миллиона рублей банковских кредитов, в том числе 11,06 миллиона рублей льготных кредитов.

По результатам 2019 года получили жилье и улучшили жилищные условия 22,5 тысяч граждан, среди которых 6,6 тысяч молодых семей, 7,8 тысяч многодетных семей, 2,3 тысячи граждан с правом на получение жилых помещений социального пользования.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.01.92 N 34, от 23.07.93 N 726, от 28.02.96 N 199)

В связи с введением в действие Жилищного кодекса РСФСР и в целях совершенствования порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений Совет Министров РСФСР постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР.

2. Советам Министров автономных республик, исполнительным комитетам краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов:

а) на основании Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных настоящим постановлением, с учетом местных условий разработать и по согласованию с советами профессиональных союзов утвердить правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в автономной республике, крае, области, городах Москве и Ленинграде;

б) определить порядок выделения жилой площади для обеспечения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и пользующихся правом внеочередного и первоочередного получения жилых помещений.

3. Исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов, на которые возложены функции единого заказчика по строительству в городах подрядным способом жилых домов, ежегодно после утверждения плана экономического и социального развития составлять и утверждать при участии советов профессиональных союзов планы распределения жилой площади в жилых домах, подлежащих вводу в эксплуатацию, по предприятиям, учреждениям и организациям, строго руководствуясь статьей 24 Жилищного кодекса РСФСР.

4. Признать утратившими силу:

а) постановление Совета Министров РСФСР от 9 мая 1963 г. N 591 «Об упорядочении распределения жилой площади и учета граждан, нуждающихся в жилье» (СП РСФСР, 1963 г., N 10, ст. 64);

б) постановление Совета Министров РСФСР от 19 октября 1965 г. N 1178 «О дополнении пункта 4 постановления Совета Министров РСФСР от 9 мая 1963 г. N 591» (СП РСФСР, 1965 г., N 24, ст. 151);

в) постановление Совета Министров РСФСР от 9 июня 1967 г. N 420 «О частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 9 мая 1963 г. N 591 «Об упорядочении распределения жилой площади и учета граждан, нуждающихся в жилье» (СП РСФСР, 1967 г., N 15, ст. 77).

Председатель
Совета Министров РСФСР
В.ВОРОТНИКОВ

Зам. Управляющего делами
Совета Министров РСФСР
А.ЕРМОЛАЕВ

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Совета Министров РСФСР
от 31 июля 1984 г. N 335

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.01.92 N 34, от 23.07.93 N 726, от 28.02.96 N 199)

1. Настоящими Правилами в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик и Жилищным кодексом РСФСР устанавливается единый порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, обязательный для исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений (именуются в дальнейшем — предприятия, учреждения и организации) расположенных на территории РСФСР. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.01.92 N 34, от 23.07.93 N 726)

2. На учет для получения жилых помещений принимаются граждане, постоянно проживающие в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР) и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

3. Жилые помещения предоставляются гражданам в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма и на условиях аренды, как правило, в виде отдельной квартиры на семью. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.07.93 N 726)

4. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий члены жилищно-строительных кооперативов, граждане, имеющие жилой дом в собственности, и другие граждане, проживающие в этих домах, обеспечиваются жилыми помещениями на общих основаниях. (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.01.92 N 34)

5. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установление очередности на получение жилой площади, а также ее распределение осуществляются под общественным контролем и с соблюдением гласности.

При исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских Советов народных депутатов создаются общественные комиссии по жилищным вопросам в составе: заместителя председателя исполнительного комитета (председатель комиссии), представителя совета профессиональных союзов (заместитель председателя комиссии), депутатов местного Совета, представителей общественных организаций и трудовых коллективов. Состав комиссии и порядок ее работы утверждаются исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов.

6. Лица, виновные в нарушении порядка постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятия с учета и предоставления гражданам жилых помещений, а также несоблюдении установленных сроков заселения жилых домов и жилых помещений, несут ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.

7. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

а) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Для инвалидов Великой Отечественной войны, семей погибших воинов и приравненных к ним в установленном порядке лиц, а также для других категорий граждан, из числа имеющих право на первоочередное получение жилых помещений (пункт 23 настоящих Правил), могут быть предусмотрены основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, если обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи выше уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;

б) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;

в) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно;

г) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

д) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;

е) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, квартирах, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющие другой жилой площади. (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.01.92 N 34)

В правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений с учетом местных условий устанавливается продолжительность проживания граждан в общежитиях и на условиях поднайма либо найма жилых помещений в случаях, указанных в подпунктах «д» и «е» настоящего пункта, а также могут быть предусмотрены дополнительные основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Бесплатное жилье: как получить квартиру от государства

8. Обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений является постоянное проживание с регистрацией по месту жительства в данном населенном пункте.

(в ред.Постановления Правительства РФ от 28.02.96 N 199)

В порядке исключения с разрешения Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, Московского и Ленинградского городского Советов народных депутатов и соответствующего совета профессиональных союзов на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы могут быть приняты рабочие и служащие, длительное время добросовестно работающие на предприятиях, в учреждениях, организациях, проживающие в другом близлежащем населенном пункте и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

9. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.

10. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию — также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию, а в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, — работники медицинских, культурно-просветительных учреждений, предприятий общественного питания и других предприятий, учреждений, организаций, непосредственно обслуживающие трудовые коллективы данных предприятий, учреждений, организаций.

На крупных предприятиях, в организациях учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может быть организован по цехам и подразделениям. В таких случаях члены семьи, работающие на одном предприятии, в организации, по их желанию принимаются на учет каждый в своем цехе, подразделении.

11. Ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется:

в исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов — отделами по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами;

на предприятиях, в учреждениях, организациях — должностными лицами, специально назначенными администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом.

12. Для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.

Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме (Приложение N 1).

13. Поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов общественной комиссией по жилищным вопросам, а на предприятиях, в учреждениях, организациях — жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме (Приложение N 2). После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет соответственно исполнительному комитету местного Совета народных депутатов или администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации.

14. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы — совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.

Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.

О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.

15. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.

31. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, а также предприятия, учреждения, организации в соответствии с утвержденным планом распределения жилой площади ежегодно составляют списки граждан, которым намечается предоставление жилой площади в текущем году, исходя из очередности предоставления жилых помещений (пункт 22 настоящих Правил). Списки о предоставлении жилых помещений вывешиваются для общего сведения.

32. Не допускается предоставление жилых помещений гражданам, не состоящим на учете, за исключением случаев неотложного расселения граждан (в связи со стихийным бедствием, из домов (жилых помещений), грозящих обвалом, подлежащих сносу домов и т.п.), а также в других случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР.

33. Перед предоставлением жилых помещений граждане должны вновь представить соответственно в исполнительный комитет местного Совета народных депутатов, администрации предприятия, учреждения, организации документы, предусмотренные пунктом 12 настоящих Правил, а также письменное обязательство совершеннолетних членов семьи об освобождении ими после получения жилого помещения ранее занимаемой жилой площади.

34. Общественная комиссия по жилищным вопросам при исполнительном комитете местного Совета народных депутатов или жилищно-бытовая комиссия профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации перед предоставлением жилых помещений вновь проверяет жилищные условия каждого очередника и вносит предложение соответственно исполнительному комитету местного Совета народных депутатов или администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации о предоставлении жилых помещений для заселения.

35. В домах муниципального жилищного фонда жилые помещения предоставляются гражданам по решению исполнительного комитета районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.07.93 N 726)

36. В домах ведомственного жилищного фонда жилые помещения предоставляются гражданам по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, — по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.

37. В домах общественного жилищного фонда жилые помещения предоставляются гражданам по совместному решению органа соответствующей организации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответственно районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.

38. Разногласия, возникшие между администрацией предприятия, учреждения, организации и профсоюзным комитетом по вопросам предоставления жилых помещений, рассматриваются вышестоящей организацией, в ведении которой находится данное предприятие, учреждение, организация, и вышестоящим органом профессионального союза.

39. Списки граждан на получение жилых помещений предоставляются предприятиями, учреждениями, организациями в исполнительный комитет местного Совета народных депутатов за два месяца до сдачи дома в эксплуатацию с целью соблюдения установленного срока заселения жилых помещений (пункт 44 настоящих Правил).

40. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов при утверждении совместных решений администрации и профсоюзных комитетов о предоставлении жилых помещений рабочим и служащим не вправе включать в списки предприятий, учреждений, организаций других граждан. Если в решении администрации и профсоюзного комитета о предоставлении жилых помещений работнику допущено нарушение правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, это решение с замечаниями исполнительного комитета местного Совета народных депутатов возвращается соответствующему предприятию, учреждению, организации на дополнительное рассмотрение.

41. Жилые помещения, освобождающиеся в домах, переданных государственными предприятиями, учреждениями, организациями исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов, а также жилые помещения, освобождающиеся в домах, построенных с привлечением в порядке долевого участия средств предприятий, учреждений, организаций, заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий работниками этих предприятий, учреждений, организаций. Указанный порядок заселения применяется независимо от времени передачи или окончания строительства жилого дома.

47. На основании решения о предоставлении жилого помещения по договору найма в доме государственного, муниципального или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер по установленной форме (Приложение N 4) , который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.01.92 N 34, от 23.07.93 N 726)

Приложение N 4 не приводится.

Бланки ордеров хранятся в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов как документы строгой отчетности.

48. Выдача ордеров на заселение жилых помещений производится в точном соответствии с решением о предоставлении жилого помещения отделом по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами.

Ордер может быть выдан только на фактически свободное жилое помещение.

49. Ордер выдается непосредственно гражданину, которому предоставляется жилое помещение или, в исключительных случаях, другому лицу по доверенности, удостоверенной в установленном порядке.

При получении ордера должны быть предъявлены паспорта (свидетельства о рождении) или другие заменяющие их документы на всех членов семьи, подлежащих включению в ордер, а также письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи на переселение в предоставленное жилое помещение.

50. Выдача ордера на жилое помещение может быть приостановлена исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов в случаях:

когда фактический состав семьи не соответствует указанному в решении о предоставлении жилого помещения;

выявления других обстоятельств, которые могли повлиять на решение вопроса о предоставлении жилого помещения.

51. При вселении в предоставленное жилое помещение ордер должен быть сдан в жилищно-эксплуатационную организацию, где он хранится как документ строгой отчетности.

52. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

По общему правилу жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Нуждающимися в жилых помещениях признаются лица, обеспеченные общей площадью жилого помещения менее учетной нормы; лица, проживающие в аварийном, подлежащем реконструкции или сносу жилье, и др. Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма приведен в статье 51 ЖК РФ.


Рекомендуемые публикации:

  • Учет нуждающихся в жилых помещениях и снятие с учета. Судебная практика
  • Обзор практики рассмотрения судами в 2013 – 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2015 года).

Законодательство субъекта РФ может устанавливать дополнительные основания и условия признания лица нуждающимся в жилом помещении в целях получения социального жилья. Например, в г. Москве одним из оснований является проживание в жилых помещениях в многоквартирных домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка), независимо от учетной нормы площади жилого помещения (п. 4 ч. 1 ст. 8 Закона от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»).

Социальное жилье предоставляется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения.

Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма — минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (ч. 1 ст. 50 ЖК РФ). Понятие общей площади жилого помещения дано в ч. 5 ст. 15 ЖК РФ.

Норма предоставления, как и учетная норма, по общему правилу (иные случаи перечислены в ч. 3 ст. 50 ЖК РФ) устанавливается органом местного самоуправления (п. 2 ст. 50 ЖК РФ). Размер нормы предоставления, даже в минимальном своем значении, в ЖК РФ не закреплен. Вместо этого законодатель закрепляет открытый перечень факторов, влияющих на величину нормы предоставления, среди прочих выделяя лишь уровень обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, достигнутый в соответствующем муниципальном образовании. Следует отметить весьма расплывчатый характер данного критерия. На практике, например, размер нормы предоставления рассчитывается с учетом общего количества квадратных метров жилой площади, находящихся в муниципальной собственности и предоставленных по договору социального найма, а также площади, подлежащей сносу, и количества зарегистрированных граждан.

Отсутствие в федеральном законодательстве размера нормы предоставления и четких критериев ее определения обусловливает значительную дифференциацию ее количественных показателей в регионах. Например, в одном регионе России норма предоставления может составлять 12 кв. м, а в другом – 25 кв. м. Норма предоставления может различаться и на территории разных муниципальных образований в пределах территории одного субъекта Федерации.

Жилье должно предоставляться из следующего расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Например, если органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м. общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из четырех человек площадь такого помещения должна быть не менее 60 (15 x 4) кв. м общей площади.

В регионах России может устанавливаться разная норма предоставления жилья. Так, в Новосибирске она составляет 15 кв. м. площади на каждого члена семьи; в Омске – 18 кв. м.; в Ханты-Мансийске — не менее 18 кв. м. общей площади на одного члена семьи из двух и более человек и не менее 33 кв. м. общей площади на одиноко проживающего человека; в Нижневартовске – 25 кв. м. на одиноко проживающего гражданина и 18 кв. м. для семьи из двух и более человек; в Москве – 18 кв. м. (о норме предоставления в Москве и МО см. подробнее ниже).

Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне (ч. 2 ст. 58 ЖК РФ).

В г. Москве размер нормы предоставления и учетной нормы предусмотрены Законом г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона N 29 норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.

В силу ч. 5 ст. 20 Закона N 29 жилое помещение из жилищного фонда города Москвы может быть предоставлено площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру площадью жилого помещения не более чем 40 квадратных метров.

Площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданам, совместно принятым на жилищный учет решением уполномоченного органа власти города Москвы, определяется как произведение количества граждан, состоящих на жилищном учете, по данному решению и нормы предоставления на одного человека. При этом заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. В состав граждан, состоящих на жилищном учете, включаются проживающие совместно с ними их несовершеннолетние дети, родившиеся после подачи заявления, а также граждане, принятые на жилищный учет, постоянно проживающие по этому же адресу и включенные в установленном порядке в состав этого же учетного дела. В случае если среди членов семьи, постоянно проживающих по этому же адресу, имеются граждане, не состоящие на жилищном учете, площадь жилого помещения, приходящаяся на таких граждан, при обеспечении граждан, состоящих на жилищном учете, не подлежит увеличению (ч. 4 ст. 20 Закона N 29).

Согласно ч. 6 ст. 20 Закона N 29 размер площади жилого помещения, определяемый в соответствии с ч. 4 ст. 20 Закона N 29, не может быть более чем:

  • на семью, состоящую из супругов, — однокомнатная квартира площадью до 44 квадратных метров;
  • на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, — двухкомнатная квартира площадью до 54 квадратных метров;
  • на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, — двухкомнатная квартира площадью до 62 квадратных метров;
  • на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, — трехкомнатная квартира площадью до 74 квадратных метров;
  • на семью из четырех или пяти граждан — жилое помещение площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров);
  • на семью из шести и более граждан — жилое помещение (жилые помещения) площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения (жилых помещений) может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров).

Семьям, в составе которых имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечень которых установлен федеральным законодательством, предоставляются жилые помещения, позволяющие выделить в пользование таким лицам отдельное изолированное жилое помещение в квартире. Не подлежат удовлетворению требования о предоставлении дополнительной площади, если указанные лица могут быть обеспечены отдельным изолированным жилым помещением в квартире (ч. 7 ст. 20 Закона N 29).

Даже в пределах одного региона России нормы предоставления площади жилого помещения могут существенно отличаться. Также могут варьироваться нормы предоставления жилья в пределах одного муниципального образования в зависимости от категорий граждан (например, могут быть установлены повышенные нормы предоставления для одиноко проживающих граждан, а также для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

В качестве примера можно привести нормы предоставления жилья по договору социального найма, установленные органами местного самоуправления в ряде муниципальных образований одного региона (на примере московской области):

Городской округ Балашиха МО — не менее 18 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского округа Балашиха МО от 30.09.2015 N 16/10); для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа не менее 27 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского округа Балашиха МО от 20.09.2017 N 11/45);

Богородский городской округ МО — не менее 18 кв. м. общей площади жилого помещения (Решение Совета депутатов Богородского городского округа МО от 25.12.2018 N 129/10);

Городской округ Бронницы МО — 15 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского округа Бронницы МО от 25.02.2021 N 100/33);

Городской округ Власиха МО — от 14,0 до 18,0 кв. м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи (Решение Совета депутатов городского округа Власиха МО от 10.02.2010 N 14/2);

Волоколамский район МО — от 16 до 18 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов Волоколамского района МО от 19.12.2005 N 282-38 (ред. от 06.04.2006);

Городское поселение Волоколамск Волоколамского муниципального района МО — 16 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района МО от 31.01.2018 N 159/37);

Волоколамский муниципальный район МО — 12 кв. м. на одного члена семьи для граждан, проживающих в сельских поселениях Волоколамского муниципального района Московской области (Решение Совета депутатов Волоколамского муниципального района МО от 27.08.2015 N 234-48);

Городской округ Восход МО — 13 кв. м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (Решение Совета депутатов городского округа Восход МО от 24.04.2017 N 3/15); для одиноко проживающих граждан в размере, превышающем норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза (т.е. 26 кв. м.), если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру (Решение Совета депутатов городского округа Восход МО от 24.04.2017 N 3/14);

Городской округ Дзержинский МО — 16 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека (Положение муниципального образования «г. Дзержинский» МО от 06.12.2005 N 6/22-ПД); для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не менее 27 кв. м. общей площади жилого помещения (Решение Совета депутатов городского округа Дзержинский МО от 18.04.2018 N ¾);

Городской округ Дмитровский МО — 33 кв. м. общей площади для одиноко проживающего гражданина, а также для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 42 кв. м. общей площади для семьи составом из двух человек; 18 кв. м. общей площади на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек (Решение Совета депутатов Дмитровского городского округа МО от 30.04.2020 N 814/95);

г. Долгопрудный МО — 13 кв. м. (Решение Совета депутатов г. Долгопрудный МО от 25.04.2005 N 24-нр (ред. от 16.03.2006);

Городской округ Домодедово МО — 15 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов городского округа Домодедово МО от 30.03.2016 N 1-4/710); для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 27 кв. м. общей площади жилого помещения (Решение Совета депутатов городского округа Домодедово МО от 28.09.2017 N 1-4/833);

г. Железнодорожный МО — от 12-16 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов г. Железнодорожный МО от 16.02.2005 N 09/57);

г. Жуковский МО — 15 кв. м. общей площади на одного члена семьи (Решение Совета депутатов г. Жуковский МО от 19.05.2005 N 32/СД (ред. от 30.06.2008);

Каширский муниципальный район МО — 12 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов Каширского муниципального района МО от 15.12.2015 N 181-н);

г. Королев МО — 18 кв. м. на одного человека (Решение Совета депутатов г. Королева МО от 25.04.2005 N 85/516 (ред. от 15.11.2006)); для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 27 кв. м. общей площади жилого помещения (Решение Совета депутатов городского округа Королев МО от 27.09.2017 N 400/84);

Городской округ Красногорск МО — 30 кв. м. общей площади на одиноко проживающего гражданина; 15 кв. м. общей площади на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек (Решение Совета депутатов городского округа Красногорск МО от 27.04.2017 N 130/8).

Статьей 10 Закона Московской области от 26 июля 2006 г. N 124/2006-ОЗ «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда Московской области по договорам социального найма отдельным категориям граждан» право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Московской области по договорам социального найма имеют состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях работники государственных учреждений здравоохранения Московской области, государственных аптечных учреждений, работники государственных образовательных организаций, работники государственных учреждений социального обслуживания населения, работники государственных учреждений сферы культуры, работники государственных учреждений агропромышленного комплекса, работники казенных предприятий жилищно-коммунального хозяйства, работники физкультурно-спортивных государственных учреждений, работники государственных архивных учреждений. Для указанных категорий граждан установлены следующие нормы предоставления площади жилого помещения:

  • не менее 33 кв. м общей площади — на одиноко проживающих граждан;
  • не менее 42 кв. м общей площади — на семью из двух человек и трех человек;
  • не менее 18 кв. м общей площади — на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек.

Например, семья военнослужащего Самарской области встала на учет в общую очередь под номером 33990. В Самарской области в очереди уже находится порядка 330 семей этой же категории. При поступлении средств в областной бюджет из федерального семья получает сертификат 331 по очереди, но при этом опережает тех, кто был зарегистрирован в общей очереди позже, но проживает в другом регионе.

Таким образом, распределение средств осуществляется максимально равномерно, но с солидными задержками.

Движение очереди отследить практически невозможно самостоятельно. Для этого необходимо обращаться в уполномоченные органы для получения актуальной информации.

КС разъяснил порядок обеспечения жильем недееспособных граждан

Несмотря на то что семья или гражданин встает в очередь и претендует на материальную помощь, ее оказание не всегда осуществляется в тот же год, что и постановка в очередь. Денежных субсидий не хватает на всех нуждающихся, очередь продвигается, но медленно.

Так, региональные сертификаты выделяются быстрее, чем федеральные. Например, молодые и многодетные семьи получают средства на улучшение жилищных условий раньше, чем военнослужащие, которые, казалось бы, претендуют на средства вне очереди.

В 2019 году для сотрудников Росгвардии были запланированы субсидии для улучшения жилищных условий.

Работники ВВОХРа, СОБРа и ОМОНа при переводе в федеральное подразделение Нацгвардии получат жилплощадь от государства. Здесь предусмотрены такие возможности:

  1. Предоставление готовой квартиры.
  2. Выдача субсидии для покупки жилья.
  3. Использование военной ипотеки.

Ранее такие льготы предоставлялись только военнослужащим внутренних подразделений. Сотрудники полиции ( к которым относятся указанные выше работники) таких прав не имели.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию. Подписывайтесь на наши обновления!

Расчет показателя применяется в следующих ситуациях:

  1. Начисление помесячной оплаты за жилую площадь (расчёт коммунальных услуг);
  2. Для поселения временных жильцов (сдача жилья в аренду);
  3. Объект недвижимости подвергается разделу между собственниками;
  4. Выселение нанимателя;
  5. Подтверждение нанимателем прав на получение дополнительной жилой площади.

Ссылаясь на документы жилищного законодательства, это обязательный минимум квадратных метров, на которые может претендовать гражданин при оформлении договора социального найма. Согласно статье 50 ЖК РФ, каждое муниципальное образование должно устанавливать свои значения показателя.

Норма предоставления в разных городах России различна.

В качестве примера были взяты текущие цифры квадратных метров на человека:

Область, ГородМинимальное значение, кв.м.Среднее значение, кв.м.Максимальное значение, кв.м.
Московская область, Москва 18 18 18
Воронежская область, Воронеж 14 14 – 18 18
Ярославская область, Ярославль 17 17 17
Белгородская область, Старый Оскол 18 18 18
Белгородская область, Белгород 18 18 18
Белгородская область, Губкин 17 17 – 18 18
Омская область, Омск 18 18 18

Следовательно, жилищная норма ниже этих цифр не имеет права на существование. В противном случае, гражданин имеет право вынести дело на судебное разбирательство.

На федеральном уровне норма для военных семей устанавливается повсеместно, условия действуют на всей территории Российской Федерации. Общероссийская норма для военных составляет 18 кв. м.

Как быть признанными нуждающимися в жилье

Официальное упоминание об обеспечении военнослужащих жильём указано в статье Федерального закона №117, вступившем в силу вначале 2005 года: указан минимум предоставления и допустимый предел превышения этой нормы.

В случае оформления военнослужащим ипотеки, эти показатели учитываться не будут; только в случае расчётов жилищной субсидии принимаются во внимание показатели нормы обеспечения.

Уволенный до истечения 10-летнего срока службы, военный офицер имеет право претендовать на минимум – 18 квадратных метров. При чём, 18 квадратных метров – санитарная норма на него и всю его семью.

Офицеры, получившие почётное звание РФ, могут претендовать на увеличение показателя нормы обеспечения до 25 квадратных метров.

Социальная норма общей площади жилого помещения, применяется для определения финансовой помощи гражданину при оплате услуг ЖКХ, однако, региональные и муниципальные власти чаще всего пользуются своим право устанавливать собственные нормативы. Как правило, устанавливаются значения ниже уровня федеральных.

В соответствии со ст. 105 Жилищного кодекса РФ и санитарными нормами жилые помещения в общежитиях предоставляются в соответствии с нормативом 6 м2 жилой площади на человека.

10 м2 – максимально возможное количество общей площади в расчете на одного проживающего. Цифра может отличаться в зависимости от региона, но не может превышать норму предоставления жилплощади, которая также устанавливается властями субъекта или муниципалитета.

При расчете определяется величина общей площади, которая включает в себя сумму площадей всех жилых помещений и мест общего пользования.

Сколько метров определено государством на одного человека? Каким образом происходит расчет жилой площади на человека?

Многих интересуют ответы на эти вопросы, однако они требует тщательного изучения.

Норма жилой площади на человека представляет собой минимальный размер жилой площади, предоставляемой гражданам.

Жилищный кодекс нашей страны предусматривает 4 «нормы жилья», они отличны по требованиям и процедуре оформления.

Минимальная норма жилплощади устанавливается местными властями и в каждом регионе этот показатель отличается.

Если вы решили сдавать квартиру посуточно, то лучше заключать договор с каждым нанимателем жилья. Образец договора посуточной аренды квартиры и правила его составления смотрите по ссылке.

Вопрос нормативной величины жилплощади особо важен в следующих случаях:

  • получение жилья;
  • приватизация;
  • увеличение жилплощади;
  • развод с последующим разделом собственности;
  • расселение жильцов из аварийных домов;
  • расчет нормы на оплату услуг ЖКХ и пр.

Очередь на улучшение жилищных условий

Классической нормой жилой площади считается 18 «квадратов» на одного гражданина, 42 «квадрата» на семью, состоящую из двух человек, а также чуть более 30 «квадратов» для одиноких граждан, проживающих в квартирах по договорам социального найма.

Жилищное законодательство (ст. 50 ЖК РФ) указывает, что учетная норма не может составлять менее 12 квадратных метров в расчете на одного человека, данная норма актуальна в ситуациях, когда гражданин признается в роли нуждающегося в жилой площади.

Граждане, проживающие в квартирах, площадь которых не соответствует критериям социальной нормы, могут быть признаны нуждающимися в изменении жилищных условий. Установление нормы является обязанностью муниципалитетов. При ее расчете учитывается структура и фактическое состояние жилого фонда, а также оценивается возможность увеличения количества помещений, входящих в жилой фонд.

Кроме того, отдельные категории населения могут претендовать на предоставление квадратных метров, которые могут быть предоставлены в форме дополнительной площади размером более 10 квадратных метров или отдельного помещения. Дополнительные метры являются прерогативой граждан, страдающих хроническими заболеваниями, а также иных категорий населения, поименованных в законодательных актах:

  • сотрудники, которые обладают званием полковника полиции или более высоким рангом;
  • сотрудники, которые получили ученые степени или звания. Данные категории граждан получают право претендовать на дополнительные квадратные метры в количестве не менее 20 «квадратов».

Термин социальная норма площади жилого помещения применяется при описании механизма формирования платы за эксплуатацию жилых помещений, а также для расчета сумм социальных субсидий, предусмотренных для малообеспеченных слоев населения. Правовые акты разрешают получать компенсационные выплаты при пользовании квартирами, площадь которых не превышает социальную норму следующим категориям граждан:

  • лица, которые признаны пострадавшими в результате ликвидации последствий аварийной ситуации, произошедшей на ЧАЭС, а также при осуществлении ядерных испытаний в Семипалатинске;
  • лица, которые являются обладателями государственных наград, в частности медалей «За оборону Москвы»;
  • ветераны труда.

Первые две категории получают право на преференции при условии проживания на территории муниципального жилого фонда. Ветераны имеют право на получение компенсации в независимости от формы собственности, существенным условием является лишь соблюдение критерия социальной нормы. Размер компенсации устанавливается на уровне 50 процентов от текущего размера платежей.

Согласно законодательным актам РФ нуждающимися в жилых помещениях принято считать лиц, соответствующих следующим требованиям:

  • не имеющие собственной недвижимости и не являющиеся арендаторами социального жилья (а также их близкие родственники);
  • имеющие собственную недвижимость и являющиеся арендаторами социального жилья (и их близкие родственники) при условии, что площадь помещения не может обеспечить каждому жильцу нормативные нормы квадратных метров;
  • проживающие в квартирах/домах, которые согласно документальным актам считаются непригодными для жилья;
  • при наличии домочадца, больного тяжелой степенью хронического заболевания, и при отсутствии одновременно иных жилых площадей для раздельного проживания (перечень всех сложных диагнозов представлен в приказе Минздрава России от 29 ноября 2012 года под номером 987н).

Важно! Если у гражданина и его близких родственников имеются несколько собственных квартир/домов, то при признании нуждающимся берут во внимание общую площадь по всем помещениям.

В законодательстве Российской Федерации имеется несколько нормативных документов, решающих вопросы нуждающихся в жилых помещениях. Например, в статье 49 Жилищного Кодекса расписаны условия предоставления жилья по договорам социального найма. В статье 51 того же законодательного акта отражена информация относительно требований, предъявляемых к потенциальным нуждающимся заявителям на получение бесплатных/льготных квадратных метров.

Однако кроме документов, принятых на Федеральном уровне, во многих регионах страны имеются собственные принятые жилищные приказы и акты. К примеру, в Новосибирске и области местная власть помогает решить проблемы с жильем молодым семьям (об этом свидетельствует Постановление Правительства Новосибирской области от 15 сентября 2014 года под номером 352-п). Другой вариант – государственная поддержка многодетным семьям (программа принята в Республике Башкортостан – закон под номером 87-з от 24.07.00).

Признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и удовлетворение им всем требованиям, указанным в законодательных актах – еще не залог получения бесплатной недвижимости. В зависимости от категории заявителя, внедренных в определенных регионах программ заявителю могут предложить различную помощь: льготную ипотеку, земельный участок под застройку, денежные выплаты, непосредственно готовое жилое помещение.

Согласно многим законодательным проектам, направленным на улучшение жилищных условий, квартира/дом не предоставляется сразу же в собственность. В этом случае речь чаще идет о социальном найме.

Под данным термином понимается аренда квартиры/дома без определения длительности проживания – бессрочно. Причем арендодателем всегда выступает муниципалитет/государство. Стоимость проживания на «льготных» квадратных метрах, как правило, бывает в разы меньше рыночной цены на эквивалентную площадь. Иногда необходимость в оплате может вовсе отсутствовать.

Кто может получить подобную поддержку? Чаще к такой помощи прибегают дети-сироты с 18 лет, жители аварийных домов, люди с тяжелыми формами хронических заболеваний (при условии проживания на одной площади с другими домочадцами). Также на социальный наем вправе претендовать малоимущие (при некоторых условиях – описаны в разделе «критерии нуждаемости»), инвалиды, ветераны войны, пострадавшие при боевых действиях бойцы, люди, лишившиеся жилья вследствие стихийных бедствий.

Важно! Жилую площадь, полученную в социальный наем, разрешено приватизировать. Итог такой манипуляции – получение жилья в собственность.

Постановление Совмина РСФСР от 31.07.84 N 335

Этот вариант подразумевает выделение нуждающейся семье участка земли для ИЖС (индивидуального жилищного строительства). После получения долгожданных соток заявитель вправе оформить их в собственность и начать застраивать их: домом, баней, гаражами.

На такую поддержку могут претендовать следующие категории лиц:

  • ветераны ВОВ, иных военных действий, развернувшихся на территории России, Советского Союза и их иждивенцы;
  • герои различных званий: РФ, Советского Союза, Социалистического труда. А также: полные кавалеры ордена Славы, держатели ордена Трудовой Славы 3 степеней;
  • военные, отслужившие по контракту более 10 лет;
  • молодые семьи (возраст супругов не превышает 35 лет), матери, отцы одиночки с детьми до 18 лет на иждивении.

Важно заметить, что и в данном варианте подразумевается обязательное удостоверение в нуждаемости в жилых площадях. Наличие достаточного количества квадратных метров в собственности у заявителя и его членов семьи является основанием для отказа в предоставлении услуги.

В этом случае речь идет о выделении нуждающимся сертификата на покупку недвижимости. Размер суммы на счету данного документа зависит от многих факторов: стоимости квадратного метра жилья в регионе проживания заявителя, категории обратившегося за помощью, количества домочадцев, претендующих совместно на субсидию.

Такая помощь положена ветеранам ВОВ, инвалидам, военнослужащим, многодетным семьям. Кроме того, отдельные регионы по своему усмотрению могут назначать подобную поддержку и иным категориям граждан.

Однозначно сказать, какая организация занимается вопросами выделения средств на улучшение жилищных условий нуждающимся гражданам, невозможно. Все зависит от нескольких факторов: вида получаемой поддержки, места проживания заявителя. Однако можно представить примерный перечень ведомств, где могут оказать подобную помощь:

  • городская администрация;
  • сельсовет, администрация населенных пунктов;
  • районная администрация;
  • специализированный по жилищным вопросам департамент/комитет.

Для решения проблемы с поиском подходящей организации рекомендуется обратиться в местный муниципалитет. Специалисты отделения помогут ответить на интересующий вопрос.

Стандарт, который является показателем достойного обеспечения жильём в стране, называется жилищной нормой. Неважно, сколько квадратных метров считается нормой для рассматриваемой местности. Показателем является, насколько выполняется соблюдение условий обеспечения нормы жилой площади. Полученное вновь помещение не может быть меньше, чем требуемое по нормам социального найма.

В Москве этот показатель прописан в законе г. Москва от 31 мая 2006 года «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении». Этот показатель для москвичей составляет 18 квадратных метров на одного человека. Нормальным обеспечением считается, если одинокий человек занимает квартиру, не превышающую 36 квадратных метров общей площади. Семья из супругов может занимать квартиру в 44 м2, в то же время двоим, не являющихся супругами, должно быть выделено жильё, не менее 50 м2.

Семья из трёх человек может занимать 62 м2 , если в составе её супруги, и 74 квадрата общей площади при отсутствии супружеских отношений. Стандарт помещения по договору социального найма для более многочисленных семей рассчитывается исходя из 18 квадратов на каждого члена семьи плюс девять метров дополнительной площади.

Разбираясь, сколько квадратных метров положено на человека в квартире, необходимо принять во внимание, что расчеты зависят от целого перечня факторов. Во внимание принимаются жилищные условия в конкретном субъекте РФ, а также расчет какой именно нормы выполняется.

Они бывают нескольких видов, в перечень которых входят:

  • социальная;
  • учетная;
  • санитарная.

В этот же перечень необходимо включить значение показателя средней цены за квадратный метр в конкретном регионе, а также тип жилья, в отношении которого производится расчет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *