Прослеживаемость с 01. 07. 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прослеживаемость с 01. 07. 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

РНПТ — это регистрационный номер партии товара. С его помощью налоговики будут отслеживать движение товаров. Указывать РНПТ нужно будет в счетах-фактурах, УПД, отчёте об операциях с прослеживаемыми товарами и в декларации по НДС.

Порядок получения РНПТ зависит от того, откуда товар попал в Россию:

  • Ввоз из стран ЕАЭС. Налогоплательщик направляет в инспекцию по месту учёта уведомление о ввозе. Налоговая присваивает РНПТ, который затем плательщики НДС указывают в счетах-фактурах, а неплательщики — в отгрузочных документах.
  • Ввоз из стран, не входящих в ЕАЭС. Налогоплательщики сами формируют РНПТ из номера грузовой таможенной декларации (код таможенного органа/дата регистрации декларации/её порядковый номер) и номера партии (32 графа). Если в ГТД несколько партий, РНПТ присваивается каждой. Уведомлять налоговую не надо, это сделает ФТС.
  • Товар был в остатках, когда ввели прослеживаемость. Налогоплательщик подаёт в налоговую уведомление об остатках таких товаров в любой срок, но до их продажи.

Прослеживаемость товаров с 2021 года: за чем будут следить и как с этим жить

Есть четыре случая, в которых прослеживаемость товаров прекратится (Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ):

  • товары выбыли из оборота, в том числе были переданы в производство, утилизированы, конфискованы и пр.
  • товары проданы физлицам для личных нужд, а не для ведения бизнеса;
  • товары вывезены из РФ;
  • товары исключены из списка прослеживаемых.

Но вот если товары будут возвращены, прослеживаемость возобновится (Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ). Такое возможно, если они не были использованы в производстве, покупатель-физлицо вернул товар или их вернули из-за границы.

Подготовка к работе по новой системе включает несколько этапов:

  1. Перейти на электронный документооборот с контрагентами.
  2. Сопоставить список подлежащих прослеживаемости товаров с собственными, используя классификацию ТН ВЭД.
  3. Отправить в ИФНС уведомление об остатках для получения РНПТ, если на 1 июля на складе есть товары, подлежащие прослеживаемости (сделать до момента реализации товаров).
  4. Получить РНПТ и отразить в учётной программе.
  5. Сгруппировать товары в справочнике Номенклатура по ТН ВЭД и заполнить все необходимые реквизиты — прослеживаемый товар, страна происхождения.

Мы подготовили шпаргалки, которые помогут не запутаться в новых правилах работы с документами.

Прослеживаемость товаров с 1 июля 2021 г. Что такое и как подготовиться

1. Настоящее Положение определяет правила функционирования национальной системы прослеживаемости товаров:

создание, внедрение и сопровождение национальной системы прослеживаемости товаров;

сбор, учет, хранение и обработка сведений, включаемых в национальную систему прослеживаемости товаров;

обмен сведениями между национальной системой прослеживаемости товаров и иными государственными информационными системами;

контроль за операциями с товарами, включенными в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, предусмотренный абзацем шестым статьи 62 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» (далее — перечень);

предоставление в налоговые органы отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости.

7. Создание, внедрение и сопровождение национальной системы прослеживаемости товаров осуществляются оператором национальной системы прослеживаемости товаров.

8. Создание, внедрение и сопровождение национальной системы прослеживаемости товаров осуществляются на основе следующих принципов:

а) обеспечение полноты, достоверности, сохранности принимаемой и передаваемой с использованием национальной системы прослеживаемости товаров информации;

б) единство организационно-методического обеспечения национальной системы прослеживаемости товаров;

в) обеспечение бесперебойности работы национальной системы прослеживаемости товаров.

9. Программные и технические средства национальной системы прослеживаемости товаров должны обеспечивать:

а) круглосуточную непрерывную работу национальной системы прослеживаемости товаров, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы;

б) обмен сведениями между национальной системой прослеживаемости товаров и иными информационными системами;

в) защиту информации, содержащейся в национальной системе прослеживаемости товаров, в соответствии с утвержденными Федеральной службой по техническому и экспортному контролю требованиями о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах.

10. Субъектами национальной системы прослеживаемости товаров являются:

а) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов;

б) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела;

в) участники оборота товаров;

г) операторы электронного документооборота.

11. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, является оператором национальной системы прослеживаемости товаров.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов:

ведет учет товаров, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, а также обработку указанных сведений с использованием национальной системы прослеживаемости товаров;

предоставляет информацию, содержащуюся в национальной системе прослеживаемости товаров, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в соответствии с разделом IV настоящего Положения;

размещает специальные сервисы, содержащие сведения о существующих регистрационных номерах партии товара, подлежащего прослеживаемости, товарах, включенных в перечень, сведения из уведомлений о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях исполнения участниками оборота товаров обязанности, предусмотренной подпунктом «з» пункта 13 настоящего Положения;

использует информацию, содержащуюся в национальной системе прослеживаемости товаров, в целях контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

исполняет иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации по вопросам прослеживаемости товаров.

12. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела:

а) предоставляет сведения о товарах, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящего Положения, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с разделом IV настоящего Положения;

б) использует информацию, полученную в соответствии с абзацем четвертым пункта 11 настоящего Положения из национальной системы прослеживаемости товаров, в целях контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании;

в) исполняет иные обязанности, предусмотренные настоящим Положением.

14. К сведениям, подлежащим включению в национальную систему прослеживаемости товаров и содержащимся в ней, относятся сведения о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом таких товаров (далее — сведения).

Сведения представляются:

участниками оборота товаров в случаях и порядке, установленных настоящим Положением;

при обмене сведениями между национальной системой прослеживаемости и иными государственными информационными системами в соответствии с пунктами 17 — 22 настоящего Положения;

в иных случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

15. Оператор национальной системы прослеживаемости товаров обеспечивает сбор и учет сведений, включаемых в национальную систему прослеживаемости товаров, а также хранение сведений, содержащихся в национальной системе прослеживаемости товаров, в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

16. В результате обработки сведений в национальной системе прослеживаемости товаров происходит формирование аналитической информации, позволяющей осуществлять контроль за операциями с товарами, подлежащими прослеживаемости, в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации.

Указанная аналитическая информация вместе с иными сведениями, содержащимися в национальной системе прослеживаемости товаров, представляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в рамках обмена сведениями с национальной системой прослеживаемости товаров.

17. В настоящем Положении под обменом сведениями между национальной системой прослеживаемости товаров и иными государственными информационными системами понимается получение, размещение в автоматизированном режиме и использование информации, содержащейся в государственной информационной системе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области таможенного дела, в национальной системе прослеживаемости товаров, а также предоставление в государственную информационную систему федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области таможенного дела, информации, содержащейся в национальной системе прослеживаемости товаров.

18. Обмен сведениями между национальной системой прослеживаемости товаров и государственной информационной системой федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области таможенного дела, осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

19. В случае отсутствия технической возможности организации обмена сведениями, указанного в пункте 18 настоящего Положения, оператором национальной системы прослеживаемости товаров с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела, заключаются соглашения об информационном взаимодействии, которые определяют в том числе:

а) особенности организации обмена сведениями между национальной системой прослеживаемости товаров и государственной информационной системой федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области таможенного дела;

б) состав сведений, обмен которыми предлагается осуществлять при обмене сведениями между национальной системой прослеживаемости товаров и государственной информационной системой федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области таможенного дела.

20. Национальная система прослеживаемости товаров подключается к единой системе межведомственного электронного взаимодействия на безвозмездной основе.

21. Обмен сведениями между национальной системой прослеживаемости товаров и иными государственными информационными системами осуществляется в автоматическом режиме без направления запросов о предоставлении информации.

22. Форматы документов, используемых в процессе обмена сведениями между национальной системой прослеживаемости товаров и иными государственными информационными системами, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

23. При перемещении в связи с реализацией товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, на территорию другого государства — члена Евразийского экономического союза участники оборота товаров обязаны уведомлять о таком перемещении федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в течение 5 рабочих дней с даты отгрузки таких товаров.

Уведомление о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, представляется в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в порядке, установленном разделом IX настоящего Положения, по форме и формату, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Уведомление о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, заполняется в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

24. В случае частичного или полного возврата товаров, подлежащих прослеживаемости, ранее перемещенных с территории Российской Федерации или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, на территорию государства — члена Евразийского экономического союза, или при обнаружении участником оборота товаров в представленном им уведомлении о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок участник оборота товаров обязан внести в него необходимые изменения и представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, корректировочное уведомление о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, не позднее следующего рабочего дня с даты возврата товара (либо с даты обнаружения факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок).

Корректировочное уведомление о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, представляется в порядке, установленном разделом IX настоящего Положения.

Система прослеживаемости товаров с 2021 года

25. При ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, приобретенных на территории другого государства — члена Евразийского экономического союза товаров, подлежащих прослеживаемости, участники оборота товаров обязаны уведомлять федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, о ввозе с территории другого государства — члена Евразийского экономического союза на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, подлежащих прослеживаемости, в течение 5 рабочих дней с даты принятия таких товаров на учет.

Уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, представляется в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в порядке, установленном разделом IX настоящего Положения, по форме и формату, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, заполняется в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

26. На основании уведомления, указанного в пункте 25 настоящего Положения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в срок не позднее следующего календарного дня с даты получения указанного уведомления присваивает регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости, и сообщает его участнику оборота товаров в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

В случае подачи уведомления о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, через уполномоченного представителя участник оборота товаров должен обеспечить получение регистрационного номера партии товара, подлежащего прослеживаемости, присвоенного налоговым органом, у указанного уполномоченного представителя.

27. В случае частичного или полного возврата товаров, подлежащих прослеживаемости, ранее ввезенных с территории государства — члена Евразийского экономического союза на территорию Российской Федерации или иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, или при обнаружении участником оборота товаров в представленном им уведомлении о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок участник оборота товаров обязан внести в него необходимые изменения и представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, корректировочное уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, не позднее следующего рабочего дня с даты возврата товара (либо с даты обнаружения факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок).

Корректировочное уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, представляется в порядке, установленном разделом IX настоящего Положения.

Плательщики НДС сдают декларацию по НДС в обычном порядке, просто по новой форме, которая действует начиная с отчётности за 3 квартал 2021 г. В разделе 8-11 декларации и в приложении № 1 к разделу 8-9 указывают информацию о покупке, продаже, безвозмездной передаче прослеживаемого товара: РНПТ, код единицы товара, количество, стоимость. Товары с разным РНПТ в каждом разделе отражаются на отдельных листах.

Есть ситуации, когда помимо декларации НДС нужно сдавать ещё отчёт об операциях с товарами по форме КНД 1169010:

  • покупка, в том числе через агента, у неплательщиков НДС;
  • прекращение прослеживаемости в виде исключения из перечня прослеживаемых товаров, экспорта в ЕАЭС, продажи международным представительствам, недостачи при инвентаризации;
  • возобновление прослеживаемости в виде возврата непереработанных остатков из производства, выявление излишков при инвентаризации, ранее учтённых как недостача;
  • произведена передача прослеживаемого товара и она не облагается НДС на основании НК РФ.

Отчёт сдают в электронном виде не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным кварталом.

Если вы применяете специальные режимы налогообложения или пользуетесь освобождением от уплаты НДС, вам нужно сдавать в налоговую инспекцию отчёт об операциях по форме КНД 1169010 в следующих ситуациях:

  • покупка или продажа прослеживаемых товаров на территории РФ у российских контрагентов, в том числе через агентов;
  • передача и получение товара, не связанная с реализацией (реорганизация, взнос в уставный капитал и т.д.);
  • передача или получение права собственности на безвозмездной основе;
  • прекращение прослеживаемости товара (в том числе продажа физическим лицам для личного потребления, самозанятым, передача в производство для изготовления новых товаров, утилизация, утрата и недостача);
  • передача или получение права собственности на безвозмездной основе;
  • возобновление прослеживаемости товара (в том числе возврат от физических лиц и самозанятых ранее проданного товара, возврат непеработанных остатков из производства);
  • импорт или экспорт.

Отчёт сдают в электронном виде в срок не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным кварталом.

Если экспортируете товары в ЕАЭС, дополнительно сдайте в ФНС уведомление о перемещении товаров по форме КНД 1169009 в течение 5 рабочих дней с даты отгрузки независимо от того, являетесь ли вы плательщиком НДС. Если ранее экспортировали товар в ЕАЭС и подали уведомление о перемещении товаров, а потом был полный или частичный возврат этого товара, не позднее следующего рабочего дня с даты возврата направьте корректировочное уведомление о перемещении товаров.

  1. Проверьте, подлежат ли ваши товары прослеживаемости.
  2. Перейдите на электронный документооборот (ЭДО) с контрагентами и подключите сдачу отчётности в налоговую в электронном виде. Если вы с контрагентом обслуживаетесь у разных операторов, обратитесь к своему провайдеру, чтобы подключить роуминг.
  3. Проведите инвентаризацию по остаткам товаров, подлежащих прослеживаемости.
  4. Отправьте в ФНС уведомление об остатках прослеживаемых товаров и получите РНПТ.
  5. Поскольку РНПТ присваивается отдельной партии товаров, организуйте партионный учёт товаров, внесите изменения в учётную политику.
  6. Занесите РНПТ в учётную программу. Для этого учётная система должна быть доработана и обновлена.
  7. Организуйте систему контроля за правильностью формирования документов и отчётности в системе прослеживаемости товаров, чтобы весь прослеживаемый товар имел РНПТ в передаточных документах. При этом ЭДО должен быть не только у продавца, но и у покупателя. Создайте внутренний регламент, исключающий пропуски при внесении РНПТ в учётную программу. Следите, чтобы сделки с прослеживаемым товаром вовремя и в полном объеме попадали в отчётность. Например, отчёт об операциях с прослеживаемым товаром сдаётся только при наличии сделок, поэтому нужно ежеквартально проверять, возникла ли обязанность по составлению такого отчёта.

Какие товары относятся к прослеживаемым с 1 июля 2021 года: перечень

Система прослеживаемости товаров в виде эксперимента действует в РФ уже с 2019 года. С 1 июля 2021 года добровольный эксперимент становится обязанностью для определенного круга продавцов.

Заметим, что по факту выполнять требования о прослеживаемости товаров нужно с 08.07.2021, так как к 01.07.2021 не были утверждены необходимые НПА.

Правила прослеживаемости товаров установлены постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108.

Прослеживаемость товаров — это информационный учет некоторых видов товаров, который ведут поставщики и покупатели путем присвоения и контроля идентификационных данных на всем пути движения товара от первого поставщика до конечного потребителя.

Эксперимент преследовал следующие цели:

  • проверка функциональности системы прослеживаемости товаров с тем, чтобы оценить возможность ее распространения на иные товары, на данный момент не входящие в перечень прослеживаемых;
  • стандартизация процедуры учета оборота товаров;
  • подтверждение подлинности товаров;
  • противодействие незаконному ввозу товаров на территорию РФ, в том числе и контрафакта.

Вносить данные в информационную систему прослеживаемости должны организации и индивидуальные предприниматели, если они участвуют в операциях по обороту прослеживаемых товаров:

  • ввозят товары на территорию РФ для перепродажи с территории государства — члена ЕАЭС;
  • реализуют прослеживаемые товары за пределы РФ;
  • покупают и продают прослеживаемые товары на территории РФ;
  • на 01.07.2021 имеют на праве собственности с целью дальнейшей перепродажи товары из списка прослеживаемых.

На комиссионеров и комитентов (принципалов и агентов) данные правила также распространяются.

В любой системе контроля есть как минимум две стороны: та, которую контролируют, и та, которая контролирует.

В данном случае контролирующей стороной является Федеральная налоговая служба, поэтому на нее также распространяются все правила осуществления прослеживаемости товаров.

Контроль товарооборота в том или ином виде активно развивается в РФ. Наряду с прослеживаемостью товаров можно вспомнить маркировку товаров. В чем различия этих систем контроля?

Во-первых, отметим, что контролировать один и тот же товар несколькими системами недопустимо. И если обратить внимание на списки подлежащих маркировке товаров и прослеживаемых товаров, то пересечений в них не будет.

Выделим основные различия:

  • Маркировка требует достаточно серьезной подготовки от предпринимателей и дополнительных материальных затрат. Для прослеживаемости достаточно иметь ЭЦП и доступ к электронному документообороту, что у многих бизнесменов и так уже есть.
  • Маркируется каждая единица товара, прослеживается каждая партия товара.
  • Введение маркировки постепенное, разные виды товаров начинают маркироваться в обязательном порядке в разные сроки. Прослеживаемость начинается для всех видов товаров с 1 июля 2021 года (перечень прослеживаемых товаров может в дальнейшем поменяться).
  • Контроль за маркированными товарами осуществляется через систему «Честный знак», за прослеживаемостью следит ФНС.

Подробнее о маркировке мы писали в статье «Какие товары подлежат обязательной маркировке с 2021 года».

На данный момент штрафы за несоблюдение порядка прослеживаемости товаров пока не закреплены, но предполагаются. В связи с этим готовятся изменения в КоАП РФ.

Ориентировочные нарушения и санкции:

  • непредставление и нарушение сроков представления документов о прослеживаемости товаров — штраф 1 000 рублей за каждый несданный документ;
  • ложные сведения или отсутствие сведений в счетах-фактурах или УПД в части, относящейся к прослеживаемым товарам — штраф 1 000 рублей за каждый документ.

В любом случае в 2021 году система будет обкатываться, и штрафы вряд ли будут утверждены сразу. Поэтому в 2021 году привыкаем к новой системе. Скорее всего, официальными штрафы за нарушения станут не раньше чем с 2022 года.

В список прослеживаемых товаров с 2021 года попали:

  • бытовые холодильники и морозильники, другое холодильное и морозильное оборудование, тепловые насосы,
  • автопогрузчики с вилочным захватом и другие погрузчики, тягачи, используемые на ж/д станциях,
  • бульдозеры, грейдеры, самоходные планировщики, тромбовочные машины, дорожные катки, погрузчики с одним ковшом, экскаваторы,
  • бытовые и промышленные стиральные машины,
  • мониторы и проекторы, которые используются в системах автоматической обработки данных, телеприемники, мониторы и проекторы, без встроенной телеприемной аппаратуры,
  • электронные интегральные схемы и их части,
  • транспортные средства промышленного назначения,
  • детские коляски,
  • детские кресла безопасности.

Список прослеживаемых в 2021 году товаров перечислен в постановлении правительства от 01.07.2021 № 1110.

Как работает система прослеживаемости товаров с 1 июля 2021 года

  • Если товар ввозится из Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, импортеры в течение 5 дней с даты принятия его на учет отправляют в налоговую Уведомление о ввозе (КНД 1169008). На его основании налоговая формирует на каждую партию РНПТ. Подать документ надо в течение пяти дней с момента ввоза. В ответ налоговая пришлет квитанцию с присвоенным РНПТ.
  • Если из других стран, импортеры формируют регистрационный номер партии товара сами на основании регистрационного номера таможенной декларации и номера партии товаров.

Все документы передаются по ЭДО. Компании через электронный документооборот обязаны передавать в ФНС отчеты и информацию об остатках товаров, налоговая таким же образом передает информацию о РНПТ. Первичными документами участники системы прослеживаемости тоже обмениваются по ЭДО.

  • На остатки импортных товаров, подлежащих прослеживаемости, надо тоже получить РНПТ. Для этого надо отправить в налоговую уведомление об остатках (КНД 1169011). Срок представления этого документа не ограничен. Важно лишь получить РНПТ на такой товар до того, как с ним будет проведена какая-либо операция, например, продажа.

  • При продаже товара из списка прослеживаемого в 2021 году происходит обмен электронными документами, в которых указан РНПТ:

    • Если продаете плательщикам НДС — передавайте им счета-фактуры,
    • Если неплательщикам НДС — передавайте документы отгрузки
  • В налоговую каждый квартал надо сдавать новую отчетность — документ об операциях с товарами. Этот отчет сдают спецрежимники и плательщики НДС при выбытии товара или покупке прослеживаемых товаров у неплательщиков НДС.

  • Счета-фактуры стали обязательными, даже если покупателем прослеживаемого товара является неплательщик НДС. При этом оформлять документ надо в электронном формате.

  • Изменилась форма счета-фактуры. В документе появились новые реквизиты: код РНПТ, единица измерения товара, его количество, регистрационный номер таможенной декларации (если прослеживаемый товар произведен не в стране-члене ЕАЭС), а также порядковый номер записи поставки и реквизиты для идентификации документа об отгрузке товара.

    Компании, которые не являются плательщиками НДС, при продаже прослеживаемых товаров выдают вместо счетов-фактур УПД. В нем должны быть также реквизиты прослеживаемости: РНПТ, единица измерения товара, количество прослеживаемых товаров.

    Бизнес-сообщество попросило правительство оставить переходный период, в течение которого предприниматели смогут адаптировать и доработать свои учетные системы для работы с прослеживаемым товаром.

    До 1 июля 2022 года за нарушение положений прослеживаемости товаров ответственность не предусмотрена. Потом власти планируют ввести такие санкции:

    • Непредоставление и нарушение сроков представления документов о прослеживаемости товаров — штраф 1 000 рублей за каждый несданный документ,
    • Ложные сведения или отсутствие сведений в счетах-фактурах или УПД в части, относящейся к прослеживаемым товарам — штраф 1 000 рублей за каждый документ.
    • Документ в бумажном формате — штраф 200 рублей за каждый.

    Отдельный штраф предусмотрен для операторов ЭДО. С 1 января 2023 года они должны будут передавать в ФНС данные о прослеживаемых товарах из счетов-фактур и УПД. За каждый непереданный документ с РНПТ оператора ЭДО оштрафуют на 1 тысячу рублей.

    В МоемСкладе уже доступна новая форма счета-фактуры и корректировочного счета-фактуры. Обе подходят для работы с прослеживаемыми товарами. Можно подключить систему ЭДО и отправлять документы в два клика. Попробуйте наш сервис прямо сейчас: это бесплатно!

    Прослеживаемость товаров — это не маркировка. Отличий много, мы разобрали главные из них.

    Обязательная маркировка товаров Прослеживаемость импортных товаров

    Код маркировки наносится на каждую единицу товара.

    На товар ничего наносить не надо, присваивается номер РНПТ.

    Код нужно отсканировать и передать информацию в систему маркировки Честный Знак.

    Товары не сканируют, путь товара отслеживается по электронным документам.

    Не нужно сдавать дополнительных отчетов.

    Каждый квартал в налоговую сдается отчет об операциях с прослеживаемыми товарами.

    Розничная продажа подтверждается кассовым чеком.

    Информация о выбытии товара указывается в ежеквартальном отчете.

    Если маркировка требует дополнительного оборудования для нанесения и считывания кодов, то для учета прослеживаемых импортных товаров этого не потребуется. Однако для целей уведомления ФНС о ввозе таких товаров и сдачи отчетности по операциям с ними потребуется организовать электронный документооборот.

    Регистрационный номер партии товара формируется на основании регистрационного номера декларации на товары и порядкового номера декларации на товары (графа 32). Между ними стоит знак «/»‎.

    Например: (1)XXXXXXXX/(2)XXXXXX/(3)XXXXXXX/(4)XXX, где:

    • 1 — код таможенного органа, зарегистрировавшего декларацию на товары,
    • 2 — дата регистрации декларации (день, месяц, две последние цифры года),
    • 3 — порядковый номер декларации, присваиваемый по журналу регистрации,
    • 4 — порядковый номер декларируемого товара.

    Налоговики сами присваивают РНПТ, только если товар ввезли из стран ЕАЭС. Если вы ввозите продукцию из других стран — вы должны сформировать номер самостоятельно по схеме выше.

    Если регистрационный номер партии товара формируют по схеме выше, то РНПТ указывают в счетах-фактурах или УПД. Те, кто платит НДС, отмечают этот номер в разделе 9 декларации по НДС. Неплательщики НДС — в отчете о прослеживаемой продукции.

    Если РНПТ присваивает налоговая, он будет указан в специальной квитанции, которую пришлют в ответ на уведомление о ввозе товара. Его также надо будет вписать в счет-фактуру или УПД.

    Прослеживаемость товаров должны были запустить с 1 июля 2021. Но правительство утвердило список прослеживаемых товаров только 8 июля. Поэтому система прослеживаемости заработала с даты опубликования постановления с перечнем — с 8 июля 2021. Получается, отсрочка по новым правилам составила всего 7 дней. Обратите внимание, что штрафы за нарушения назначаются с 1 июля 2022.

    Еще в 2019 году страны-участники ЕАЭС договорились о введении общей системы прослеживаемости товаров, попадающих на территорию союза из других стран. По мнению законодателей, такой механизм избавит рынок от контрафакта. Так как каждую партию можно будет проследить, то и уйти от налогов станет сложнее.

    Основные принципы прослеживаемости отражены в 371-ом ФЗ. В частности, документ оговаривает две части общей системы:

    • внешняя – отвечает за информационный обмен между странами-участниками таможенного союза;

    • внутренняя – обеспечивает контроль за движением импорта внутри страны.

    Не стоит путать прослеживание с маркировкой, хотя и в том, и в другом случае речь идет о контроле товара на всем пути его перемещения. При прослеживании государство следит за маршрутом всей партии товара, а в случае с маркировкой – за отдельными единицами. Чтобы запустить механизм прослеживания, с 1 июля вводятся новые формы документов, обновляются регистры, а также меняется декларация по НДС.

    Механизм НСПТ затронет всех предпринимателей, вне зависимости от масштаба бизнеса или выбранной системы налогообложения: следить планируется не только за непосредственным ввозом, но и за движением товаров по территории РФ. Поэтому отчитываться будут и те, кто так или иначе, оперирует импортными изделиями: перевозит и продает, конфискует и утилизирует, вывозит в третьи страны.

    Сам принцип работы системы следующий:

    1. При ввозе на территорию РФ каждая партия импортного товара должна получить свой регистрационный номер прослеживаемости (РНПТ). Это может сделать сам налогоплательщик, либо ФНС (после получения уведомления о ввозе или об остатках).

    2. Полученный регистрационный номер нужно будет указывать в счетах-фактурах, либо в УПД в процессе реализации товара.

    3. Отчетность и другие виды документов, связанные с прослеживаемым товаром, ФНС будет принимать только в электронном виде.

    На текущий момент правительство еще не сформировало ряд основных документов, касающихся НСПТ. В частности, нет готового списка товаров, не готовы регулирующие документы. Эксперты считают, что под прослеживаемость, в первую очередь, попадут бытовая техника (холодильники, стиральные машины), строительная и складская техника (например, бульдозеры и автопогрузчики), а также детские коляски и автомобильные сидения. Дело в том, что именно эти товары участвовали в эксперименте по прослеживаемости, запущенном еще в прошлом году.

    Прекращение прослеживания в отношении партии товаров возможно, если:

    • продукция отправилась на производство, переработку, была утилизирована или конфискована;

    • товар продали физлицам для личных нужд (не путать с коммерческим использованием или целей бизнеса);

    • продукция покинула территорию РФ;

    • правительство исключило товары этого вида из перечня прослеживаемых.

    Соответственно, если товар вернулся (например, отправленную за границу партию не выкупили, либо покупатель-физлицо сделал возврат), то продукция вновь попадает под прослеживаемость.

    При ввозе прослеживаемых товаров из стран ЕАЭС компании обязаны уведомлять об этом налоговые органы. Срок направления такого уведомления – в течение пяти рабочих дней с даты принятия этих товаров на учет (п. 25 Порядка).

    Уведомление о ввозе товаров представляется в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО. Конкретный порядок оформления и заполнения такого уведомления позднее будет утвержден ФНС.

    Получив от компании уведомление о ввозе товаров, налоговики обязаны не позднее следующего календарного дня присвоить ввезенной товарной партии РНПТ и сообщить этот номер компании (п. 26 Порядка). Информирование о присвоении номера осуществляется также в электронной форме по ТКС.

    При вывозе прослеживаемого товара на территорию другого государства – члена ЕАЭС компания опять же направляет в налоговую инспекцию соответствующее уведомление. Срок направления такого уведомления – в течение пяти рабочих дней с даты отгрузки товара (п. 23 Порядка).

    Что касается товаров, ввезенных с территории иностранных государств, не являющихся членами ЕАЭС, то уведомление в целях их прослеживаемости подавать не нужно. РНПТ на такие товары формируется компанией самостоятельно из регистрационного номера декларации на товары и порядкового номера товара из такой декларации (Письмо Минфина от 30.03.2021 № 27-01-24/23047).

    В отношении импортных товаров, уже имеющихся у компаний по состоянию на 1 июля 2021 года, действует особый порядок присвоения им РНПТ. Чтобы получить номер по имеющимся прослеживаемым товарам, компания должна провести инвентаризацию и подать в налоговую инспекцию уведомление обо всех выявленных остатках прослеживаемых товаров.

    Такое уведомление компании обязаны представлять с даты вступления в силу утвержденного правительством перечня прослеживаемых товаров, а также вступления в силу изменений в указанный перечень (абз. 2 п. 28 Порядка).

    На основании полученного уведомления налоговики в срок не позднее следующего календарного дня присваивают партии прослеживаемого товара РНПТ и сообщают его компании (п. 29 Порядка).

    Уведомление об остатках товаров представляется в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО. Формат и порядок заполнения такого уведомления позднее будет утвержден ФНС России.

    При продаже прослеживаемых товаров компании, являющиеся плательщиками НДС, в обязательном порядке должны будут выставлять счета-фактуры всем без исключения покупателям. Даже тем, кто освобожден от исчисления и уплаты НДС и не является налогоплательщиком данного налога (будущая редакция пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). В частности, физлицам, приобретающим товар для личного пользования.

    Компании, освобожденные от НДС, а также компании, применяющие специальные налоговые режимы, при реализации прослеживаемых товаров вместо счетов-фактур должны выдавать покупателям универсальные передаточные документы. Эти документы также должны содержать сведения о прослеживаемости. Как и в случае со счетами-фактурами, к таким сведениям относятся (пп. 4 п. 13 Порядка):

    • номер партии прослеживаемого товара;
    • единица измерения прослеживаемого товара;
    • конкретное число прослеживаемых товаров в количественной единице его измерения.

    Универсальный передаточный документ, в том числе и корректировочный, должен будет оформляться и передаваться покупателю в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО. Исключение составляют случаи:

    • реализации прослеживаемых товаров физлицам для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, а также налогоплательщикам НПД;
    • реализации и перемещения товаров с территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);
    • реализации и перемещения товаров с территории РФ на территорию другого государства – члена ЕАЭС.

    Универсальный передаточный документ должен оформляться усиленной квалифицированной электронной подписью. Порядок передачи таких документов в электронной форме по ТКС будет аналогичен порядку передачи электронных счетов-фактур (п. 9 ст. 169 НК РФ).

    Наряду с документальным сопровождением всех операций с прослеживаемыми товарами участники их оборота обязаны регулярно отчитываться в ФНС о таких операциях. Отчет нужно будет подавать ежеквартально. Срок его представления – не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 32 Порядка).

    Такой отчет во всех случаях нужно представлять в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО.

    В отчете указываются сведения обо всех операциях, которые производились с прослеживаемыми товарами за прошедший квартал. В частности, в нем должна содержаться информация о приобретении, реализации и передаче таких товаров, в том числе через агента или комиссионера.

    Также отчет потребуется и при совершении операций по прекращению и возобновлению прослеживаемости товаров. Исключение составляют случаи вывоза товаров с территории РФ на территорию другого государства – члена ЕАЭС. О них отчитываться не нужно (п. 33 Порядка).

    В настоящее время формат и порядок заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, еще не утверждены. Предположительно Правительство РФ утвердит их не позднее 1 июля текущего года.

    Опубликовано: 18 июня 2021 16:19

    ФТС России информирует, что в соответствии с Федеральным законом от 09.11.2020 № 371-ФЗ с 01.07.2021 на территории Российской Федерации вводится национальная система прослеживаемости импортных товаров (далее – система прослеживаемости).

    В настоящее время соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, ратифицировано Арменией, Беларусью, Казахстаном, Киргизией и Россией.

    Система прослеживаемости направлена на минимизацию рисков ввоза и оборота на территории Российской Федерации контрафактного и контрабандного товара и на поддержание честной конкурентной среды на отечественном рынке. Она реализуется документальным способом без применения дополнительных программных средств, идентификационных марок и считывающих устройств.

    Для нормативного регулирования системы прослеживаемости разработан Порядок функционирования национальной системы прослеживаемости. Он содержит понятийный аппарат, категории товаров, подлежащих прослеживаемости, случаи ее возобновления и прекращения, а также обязанности субъектов формирования системы прослеживаемости.

    Согласованы в федеральных органах власти и находятся на утверждении Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости на территории Российской Федерации и Критерии отбора отдельных видов товаров для включения в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости на территории Российской Федерации.

    Прослеживаемость товаров с 1 июля 2021 года: к чему готовиться организациям и ИП

    1. Зачем нужна прослеживаемость товаров
    2. Документы, регулирующие прослеживаемость
    3. Товары, подлежащие прослеживаемости
    4. В чём разница между маркировкой и прослеживаемостью
    5. Этапы и даты внедрения обязательной прослеживаемости
    6. С 1 июля 2021 года необходим электронный документооборот
      для работы с прослеживаемым товаром
    7. Кто осуществляет контроль за прослеживаемостью товаров
    8. Как вести учёт импортных прослеживаемых товаров
      • 8.1 Регистрационный номер партии товаров
      • 8.2 Новые реквизиты в счёте-фактуре
      • 8.3 Виды учёта прослеживаемых товаров
      • 8.4 Что делать с остатками прослеживаемых товаров
      • 8.5 Отчётность по прослеживаемым товарам
    9. Основания для прекращения и возобновления прослеживаемости товаров
    10. Штрафы за нарушение правил оборота прослеживаемого товара

    На территории государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС), включая Россию, создаётся система учёта и хранения сведений о ряде импортируемых товаров и их обороте. Назначение системы – контроль импорта государством для снижения доли нелегитимной продукции на рынке, защита интересов добросовестных производителей, честных продавцов и обычных граждан, повышение качества таможенного и налогового администрирования.

    Прослеживаемость контролирует два вида импорта – ввоз в Россию из стран-членов ЕАЭС и из других зарубежных государств.

    Прослеживается не физическое перемещение товаров, а передача прав собственности на них.

    • Постановление Правительства от 13 февраля 2021 года № 181.
    • Федеральный закон от 9 ноября 2020 года № 371-ФЗ.
    • Постановление Правительства от 25 июня 2019 года № 807.
    • Налоговый кодекс Российской Федерации.

    Их перечень указан в Постановлении Правительства от 25.06.2019 № 807.

    Посмотреть таблицу с кодами

    ТН ВЭД ЕАЭС Наименование товаров ОКПД 2* Единица измерений
    Наименование Код Кодовое буквенное обозначение
    8418
    (за исключением продукции, классифицируемой кодами
    8418 69 000
    8418 91 000 0
    8418 99)
    Холодильники, морозильники
    и прочее холодильное
    или морозильное оборудование электрическое или других типов; тепловые насосы, кроме установок для кондиционирования воздуха товарной позиции 8415
    27.51.11 Холодильники
    и морозильники бытовые

    27.51.11 Холодильники
    и морозильники бытовые

    штука 796 шт.
    8427
    (за исключением продукции, классифицируемой кодом
    8427 20 900 0)
    Автопогрузчики с вилочным
    захватом; прочие тележки,
    оснащенные подъемным
    или погрузочно-разгрузочным
    оборудованием
    28.22.15 Автопогрузчики
    с вилочным захватом, прочи
    е погрузчики; тягачи,
    используемые на платформах
    железнодорожных станций
    штука 796 шт.
    8429
    (за исключением продукции, классифицируемой кодом
    8429 30 000 0)
    Бульдозеры с неповоротным
    и поворотным отвалом, грейдеры,
    планировщики, механические
    лопаты, экскаваторы, одноковшовые погрузчики,
    трамбовочные машины
    и дорожные катки, самоходные
    28.92.21 Бульдозеры
    и бульдозеры с поворотным отвалом

    28.92.22 Грейдеры
    и планировщики самоходные


    28.92.24 Машины трамбовочные
    и дорожные катки самоходные


    28.92.25 Погрузчики
    фронтальные одноковшовые
    самоходные


    28.92.26 Экскаваторы
    одноковшовые и ковшовые
    погрузчики самоходные
    с поворотом кабины на 360°
    (полноповоротные машины),
    кроме фронтальных
    одноковшовых погрузчиков


    28.92.27 Экскаваторы
    и одноковшовые погрузчики
    самоходные прочие; прочие
    самоходные машины для
    добычи полезных ископаемых

    штука 796 шт.
    8450
    (за исключением продукции,
    классифицируемой кодом
    8450 90 000 0)
    Машины стиральные, бытовые
    или для прачечных, включая
    машины, оснащенные отжимным
    устройством
    27.51.13 Машины стиральные
    бытовые и машины для сушки
    одежды

    28.94.22 Машины стиральные
    для прачечных; машины для
    сухой чистки; сушильные
    машины с загрузкой более 10 кг

    штука 796 шт.
    8528 Мониторы и проекторы,
    не включающие в свой состав
    приемную телевизионную
    аппаратуру; аппаратура приемная
    для телевизионной связи,
    включающая или не включающая
    в свой состав широковещательный
    радиоприемник или аппаратуру,
    записывающую
    или воспроизводящую звук
    или изображение
    26.20.17 Мониторы и проекторы,
    преимущественно используемые
    в системах автоматической
    обработки данных

    26.40.20 Приемники
    телевизионные, совмещенные
    или не совмещенные
    с широковещательными
    радиоприемниками
    или аппаратурой для записи
    или воспроизведения звука
    или изображения


    26.40.34 Мониторы и проекторы,
    без встроенной телевизионной
    приемной аппаратуры
    и в основном не используемые
    в системах автоматической
    обработки данных

    штука 796 шт.
    8542
    (за исключением продукции,
    классифицируемой кодом
    8542 90 000 0)

    8542 90 000 0

    Схемы электронные интегральные

    Части электронных интегральных
    схем

    26.11.30 схемы электронные интегральные штука

    килограмм

    796

    166

    шт

    кг

    8709
    (за исключением продукции,
    классифицируемой кодом
    8709 90 000 0)
    Транспортные средства
    промышленного назначения,
    самоходные, не оборудованные
    подъемными или погрузочными
    устройствами, используемые
    на заводах, складах, в портах или
    аэропортах для перевозки грузов
    на короткие расстояния; тракторы,
    используемые на платформах
    железнодорожных станций
    28.22.15 Автопогрузчики
    с вилочным захватом, прочие
    погрузчики; тягачи,
    используемые на платформах
    железнодорожных станций
    штука 796 шт.
    8715 00 100 0 Коляски детские 30.92.40.110 Коляски детские штука 796 шт.
    9401 71 000 1,
    9401 79 000 1
    Детские сиденья (кресла)
    безопасности, устанавливаемые
    или прикрепляемые к сиденьям
    транспортных средств
    (с металлическим каркасом)
    31.01.11 Мебель металлическая для офисов штука 796 шт.
    9401 80 000 1 Детские сиденья (кресла)
    безопасности с пластмассовым
    каркасом, устанавливаемые
    или прикрепляемые к сиденьям
    транспортных средств
    31.01.13 Мебель деревянная
    для предприятий торговли
    штука 796 шт.
    • С 1 июля 2019 года по 30 июня 2021 года – эксперимент по прослеживаемости товаров.
    • С 1 июля 2021 года – правила и нормы закона 371-ФЗ становятся обязательными для индивидуальных
      предпринимателей и юридических лиц, участвующих в обороте прослеживаемых товаров.

    Таково требование Федерального закона от № 371-ФЗ от 09.11.2020 и статьи 169 НК РФ.

    В электронном виде, через операторов электронного документооборота должны
    передаваться:

    • в налоговую – отчёты, информация об остатках товаров
    • между участниками товарооборота – счета-фактуры и сопроводительные
      документы.

    До 30 июня 2021 движение в России некоторых товаров, ввозимых из-за границы, контролировалось в виде эксперимента. С 1 июля прослеживаемость товаров вводится в полном объёме. Регулируется она законом от 9 ноября 2020 № 371-ФЗ.

    Зачем это нужно государству? Дополнительный контроль за отдельными группами товаров должен помочь очистить рынок от контрафакта, поступающего из-за рубежа. Кроме того, преследуется цель улучшить собираемость налогов, ведь при прозрачной системе отслеживания утаить доходы от торговли такими товарами будет практически невозможно.

    Национальная система прослеживаемости товаров основана на обмене электронными документами. Их формируют все участники оборота. В документах указываются специальные реквизиты:

    • регистрационный номер партии товара (РНПТ);
    • единица измерения по общероссийскому классификатору ОКЕИ;
    • количество товара.

    Именно по РНПТ в дальнейшем можно будет отслеживать в системе перемещения товар из данной партии. Этот номер присваивается:

    1. Налоговой инспекцией – в отношении товара, который ввозится из стран ЕАЭС. Напомним, что в состав этого союза, помимо России, входят Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан. Если партия завозится из этих стран, то в течение 5 дней необходимо направить в ФНС уведомление о ввозе. Инспекция выдаст регистрационный номер.
    2. Самим импортëром – в отношении товара, ввозимого из прочих стран. РНПТ нужно формировать из кода таможенного органа, даты регистрации и номера декларации, а также номера партии. ФНС уведомлять не нужно, поскольку информацию о ввозе передаёт таможенная служба. Инспекция формирует регистрационный номер. Соответственно, РНПТ импортёра и налоговой должны совпадать – проверка может быть проведена через специальный сервис ФНС.

    При дальнейших операциях с товаром РНПТ код единицы измерения и количество нужно отражать: плательщикам НДС – в счетах-фактурах, неплательщикам – в документах на отгрузку товара. Этого не требуется в случаях, когда товар выбывает из оборота, а именно:

    • реализуется в розничной торговле (если покупатель вернёт товар, его вновь нужно будет ввести в систему);
    • уходит в производство, утилизируется, конфискуется;
    • экспортируется (в случае возврата в страну партия снова попадает под прослеживание);
    • исключается из списка товаров, движение которых контролируется.

    Многие компании имеют в запасе определённое количество тех или иных товаров, движение которых должно отслеживаться. Как следует с ними поступить? Обязательно ли их реализовать до 1 июля 2021 года? Конечно же, нет.

    О таком товаре нужно сообщить в ФНС – для этого разработано специальное уведомление об остатках. Срок его направления точно не определëн, но сделать это нужно до реализации товара.

    ФНС получит уведомление об остатках, сформирует и направят налогоплательщику по ТКС регистрационные номера для каждой партии товаров, имеющихся на остатке. Их следует отражать при дальнейшем движении этих партий в счетах-фактурах или отгрузочных документах.

    В системе участвуют не только импортëры. Подключиться к ней должны все компании и предприниматели, которые участвуют в обороте подконтрольной продукции. Таким образом, если организация ввозит, перепродаёт, передаёт безвозмездно, экспортирует, утилизирует товар, попадающий под прослеживание, то требования системы распространяются и на неё.

    Бизнес-субъекты, совершающие операции с подконтрольными товарами, с 1 июля 2021 года по закону № 371-ФЗ должны вносить в первичные документы реквизиты прослеживаемости, а также сообщать в ФНС о том, что проводят операции с ними.

    Введение национальной системы прослеживаемости с 08 июля 2021 года

    Какие же товары надо отражать в системе прослеживаемости с 1 июля 2021 года? Приводим их примерный перечень:

    • Холодильники, морозильники и аналогичное оборудование, тепловые насосы (кроме систем кондиционирования воздуха);
    • Автопогрузчики и механические тележки;
    • Бульдозеры, грейдеры, планировщики, механические лопаты, экскаваторы, одноковшовые погрузчики, трамбовочные машины и дорожные катки;
    • Стиральные машины;
    • Мониторы, проекторы, приëмная аппаратура для телевизионной связи;
    • Интегральные схемы и их части;
    • Промышленный транспорт без погрузочных устройств, используемый для перевозки грузов, тракторы, используемые на платформах железнодорожных станций;
    • Детские коляски и кресла безопасности.

    Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, панируется расширить с 1 января 2022 года – в него добавят срезанные цветы для букетов или декора, в том числе засушенные и обработанные иными способами.

    Выше мы привели сокращённый перечень товаров, подлежащих с 1 июля прослеживаемости. Во многих из указанных групп есть свои оговорки. Чтобы ознакомиться с ними, рекомендуем обратиться к тексту постановления Правительства № 807.

    Теперь расскажем о том, что нужно сделать для участия в системе прослеживаемости товаров с 1 июля 2021 года. Алгоритм действий таков:

    1. Обратиться к списку единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ЕАЭС) и разобраться, есть ли в обороте компании товары, подлежащие прослеживаемости. В помощь предпринимателям ФНС разработала специальный сервис «Прослеживается ли мой товар?». В нëм можно уточнить, попадает ли продукция под действие системы. Поиск осуществляется по названию товара, кодам ТНВЭД и ОКПД или номеру таможенной декларации.
    2. Если нет электронной подписи, заказать её. Это необходимо, поскольку обмен документами между компанией, контрагентами и контролирующими органами будет проводиться в цифровом формате, и они должны быть подписаны ЭП.
    3. Подключиться к системе электронного документооборота. Для этого нужно выбрать оператора ЭДО и заключить с ним договор.
    4. Провести инвентаризацию и определить, есть ли в запасе подконтрольные товары.
    5. Уведомить налоговый орган об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости. Получить в ответ РНПТ для каждой партии и отразить в учëте.
    6. Изучить требования системы прослеживаемости в области формирования первичных документов и направления отчётов в ФНС.

    Кроме того, важно следить за нормативными изменениями. Ведь пока ещё утверждены не все проекты законов и подзаконных актов, регулирующих процесс прослеживаемости.

    Оборот документов по прослеживаемости возможен только в электронном виде. Контрагенты будут обмениваться счетами-фактурами, универсальными передаточными документами (УПД) и документами об отгрузке товара. Поэтому все бизнес-субъекты, на которых распространяется требование о прослеживаемости, должны внедрить у себя ЭДО. Необходимо учитывать, что действие системы может затронуть и тех, кто обычно не торгует подконтрольными товарами.

    Специальные штрафы за нарушение порядка проведения операций с товарами, подлежащими прослеживаемости, пока существуют только в виде проекта поправок в КоАП. Нарушителей планируется штрафовать на сумму 1000 рублей за каждый документ в случаях:

    • если такой документ не был передан в национальную систему прослеживаемости или был передан с опозданием;
    • если в нëм содержатся недостоверные сведения;
    • если он не содержит нужных сведений, то есть они пропущены.

    Несмотря на то что до начала работы системы прослеживаемости времени практически нет, власти пока не торопятся утверждать разработанные проекты, о которых сказано выше. Что касается штрафов, то действовать они будут с начала 2022 года. До конца года текущего система будет проходить донастройку и отладку, поэтому компании и ИП решено не штрафовать.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *