НДС в 2021 году РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДС в 2021 году РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Начиная с 2021 года, в гл. 21 НК РФ (налог на добавленную стоимость), была внесена целая система изменений. Часть из них вступили в силу сразу с начала нового года, другие же изменения в НДС с июля 2021 года начнут действовать.

Итак, что изменилось в НДС:

1. Освобождение от НДС банкротов — согласно ранее действовавшему порядку при продаже имущества, составляющего конкурсную массу обанкротившейся компании, полученный доход не облагался НДС. При этом, если организация продолжала вести хозяйственную деятельность (будучи банкротом), то обязанность по уплате налога сохранялась (с доходов, полученных от реализации товаров, работ, услуг).

Законом РФ от 7 октября 2020 года № 320-ФЗ это условие было отменено. Начиная с 1 января 2021 года, компания не должна платить НДС даже, если продолжает реализовывать товары (работы, услуги) после получения статуса банкрота. В этом случае она обязана восстановить НДС (по пока еще не проданным товарам), который был принят к вычету при осуществлении обычной деятельности.

2. Изменение порядка налогообложения IT-компаний — в соответствии с пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ с 1 января 2021 года от уплаты налога на добавленную стоимость освобождается реализация исключительных прав только на программы для ЭВМ и базы данных, которые входят в единый реестр российского ПО (формируется в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1236).

Данная норма не распространяется на реализацию исключительных прав, в рамках которых предусмотрена возможность размещения рекламы в интернете или получения к ней доступа, распространение предложений о покупке того или иного товара, поиска сведений о покупателях и заключения сделок.

Кроме того, п. 2 ст. 149 НК РФ был дополнен пп. 26.1, согласно которому от НДС также освобождается реализация исключительных прав на ноу-хау, изобретения, промышленные образцы и т. д., в том числе полученных по лицензионному договору.

Таким образом, данное нововведение привело к ограничению круга лиц, имеющих право на использование льготы по НДС, предусмотренной в пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. Теперь она не доступна организациям, реализующим права на иностранные ПО и БД (так как они не включены в российский реестр).

3. Ужесточение требований к декларации по НДС — в случае, если при проверке декларации налоговый орган обнаружит несоответствие контрольным соотношениям, то такой документ будет считаться непредставленным (аннулируется). При этом налогоплательщик обязан устранить все недочеты в течение 5 дней с момента получения соответствующего уведомления. Вводится такое изменение по НДС с 1 июля 2021 года Законом РФ от 23 ноября 2020 года № 374-ФЗ.

Кроме того, если при запросе пояснений к декларации по НДС, организация представит их не по установленному формату, они будут аннулированы налоговым органом (Закон РФ от 9 ноября 2020 года № 371-ФЗ).

4. Продлен период для представления декларации по НДС (после просрочки) — согласно пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ в случае непредставления декларации, в том числе по налогу на добавленную стоимость, в течение 10 дней (с момента наступления установленного законом срока) налоговые органы вправе заблокировать банковский счет организации.

Законом РФ № 368-ФЗ этот период был увеличен до 20 дней. Начнут действовать такие изменения в НДС с июля 2021 года.

5. Изменен порядок возмещения НДС — до начала нового года оформить возмещение можно было при условии отсутствия недоимок только по налогам федерального уровня.

С 1 января 2021 года требования ужесточились. Теперь недоимки должны отсутствовать не только по федеральным, но также по региональным и местным налогам.

6. Изменение порядка оформления документов по НДС — в связи с введением системы прослеживаемости товаров Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2021 года № 534 были утверждены новые формы счета-фактуры, а также иных документов для расчета НДС. Что изменилось:

  • в форму счета-фактуры добавлена новая строка 5а и графы 12, 12а, 13,
  • в корректировочном счете-фактуре помимо перечисленных выше новшеств также появились отдельные графы для: названия страны, на территории которой произведен товар, номера декларации/партии,
  • в журнале учета счетов-фактур, книге покупок/продаж и в дополнительных листах к ним, появилась отдельная строка для отражения стоимости товара, попадающего в категорию «прослеживаемых».

Перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10%, в 2021 году

В соответствии с положениями ст. 164 НК РФ ставки по налогу на добавленную стоимость делятся на несколько категорий.

Так, хозяйствующие субъекты, не имеющие права на льготы и послабления по НДС, должны применять общую ставку в размере 20% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

При этом налогоплательщики, занимающиеся реализацией отдельных видов продовольственных товаров (скот, птица, яйца, молоко и т.д.), детской продукции (обувь, кроватки, трикотажные изделия для младенцев и т.д.), периодических изданий (кроме рекламных и эротических журналов) и прочих видов изделий, установленных законом, вправе уплачивать НДС по сниженной ставке в размере 10%. Полный перечень хозяйственных операций, которые попадают под эту льготу, приведен в п. 2 ст. 164 НК РФ.

По НДС также предусмотрено и полное освобождение от налога (в этом случае применяется ставка в размере 0%). Такое налоговое послабление распространяется на следующие категории товаров/услуг (п. 1 ст. 164 НК РФ):

  • экспортируемые,
  • находящиеся в свободной таможенной зоне,
  • международная перевозка продукции,
  • транспортировка нефти и нефтепродуктов,
  • транспортно-экспедиционные услуги и т.д.

Продлено применение пониженной ставки по НДС в размере 10 % для авиакомпаний при осуществлении внутренних воздушных перевозок.

Нулевая ставка останется для перелетов в Крым, Севастополь и обратно, Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно, а также тех маршрутов, которые не предусматривают вылетов и посадок в Москве и Московской области.

С 1 января 2021 года не будут признавать объектом обложения НДС операции по реализации товаров, работ, услуг, изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должников банкротами.

В 2020 году действовал мораторий на подачу кредиторами заявлений на банкротство, Этим правом за 9 месяцев 2020 года воспользовались 708 компаний и 146 ИП.

Мораторий продлен до января 2021 года, как предполагают аналитики, после этого возможен всплеск количества заявлений.

Порядок получения освобождения от НДС в 2021 году

С 01.07.2021 года вступают поправки, регулирующие систему прослеживаемости импортных товаров. Эта система создается для подтверждение законности оборота товаров в ЕАЭС, предотвращение ввоза на территорию РФ контрафактной продукции, повышение конкурентоспособности отечественных товаров, сокращение серого импорта.

Правительство РФ будет устанавливать перечень товаров, реализация которых попадет под систему прослеживания. Также будет разработан порядок предоставления сведений в налоговую инспекцию.

При реализации прослеживаемых товаров необходимо будет выставлять счета-фактуры, в том числе корректировочные, в электронной форме.

Предусмотрены исключения:

  • реализация товаров самозанятым гражданам, а также физлицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд;
  • реэкспорт;
  • реализация и перемещение товаров из РФ на территорию другого государства ЕАЭС.

Для этого в форму счета-фактуры добавят новые реквизиты:

  • регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;
  • количественная единица измерения товара, которая используется в целях прослеживаемости;
  • количество прослеживаемого товара.

При этом отсутствие (неуказание) этих реквизитов в счете-фактуре не повлечет отказа в вычете НДС у покупателя.

Ее уже нужно будет сдать за 4 квартал 2020 года. В декларацию по НДС внесены следующие изменения:

  • заменены штрихкоды,
  • с титульного листа удалена строка, в которой ранее отображалась информация о коде ОКВЭД,
  • в раздел 1 добавлены строки для сведений о защите и поощрении капиталовложений,
  • добавлены новые коды для безвозмездной передачи имущества для борьбы с COVID-19 или участия в исследовании Антарктиды,
  • введены коды по операциям реализации услуг в международных аэропортах и услуг по обращению с твердыми коммунальным отходами,
  • новые коды для IT-отрасли.

  • НДС у налогового агента и при аренде имущества

    1,2 тыс. 0

    ^К началу страницы

    В течении какого срока с момента возникновения у налогоплательщика обязанности представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме данному налогоплательщику необходимо обеспечить получение от налоговых органов документов в электронном виде.

    Лица, относящиеся к категории налогоплательщиков, указанной в пункте 3 статьи 80 НК РФ, обязаны, не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения такого лица к указанной категории налогоплательщиков обеспечить получение документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, от налогового органа по месту учета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

    Я являюсь руководителем (директором) организации. Что мне необходимо для обеспечения электронного документооборота с налоговым органом?

    Для обеспечения получения руководителем (директором) организации документов от налогового органа необходимо наличие:

    • действующего договора между оператором электронного документооборота и налогоплательщиком;
    • действующего квалифицированного сертификата ключа электронной подписи руководителя (директора).

    Я являюсь сотрудником организации и представляю интересы в налоговом органе. Что мне необходимо для обеспечения электронного документооборота с налоговым органом?

    Для исполнения обязанности по обеспечению получения документов от налогового органа сотрудником организации, представляющим интересы такой организации, необходимо наличие:

    • действующего договора между оператором электронного документооборота и организацией;
    • действующего квалифицированного сертификата ключа электронной подписи данного сотрудника организации;
    • доверенности на данного сотрудника с указанием полномочий на получение документов, направляемых налоговым органом.

    Наша организация хочет представлять отчетность и принимать документы из налогового органа через иное юридическое лицо – уполномоченного представителя. Что в данном случае будет являться обеспечением получения документов из налоговых органов?

    Для обеспечения получения уполномоченным представителем налогоплательщика – юридическим лицом документов от налогового органа необходимо наличие:
    1. законным представителем уполномоченного представителя налогоплательщика необходимо наличие:

    • действующего договора между оператором электронного документооборота и уполномоченным представителем – юридическим лицом;
    • действующего квалифицированного сертификата ключа электронной подписи законного представителя такого юридического лица;
    • действующего договора между налогоплательщиком и уполномоченным представителем налогоплательщика – юридическим лицом;
    • доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика – юридическое лицо с указанием полномочий на получение документов, направляемых налоговым органом.

    2. сотрудником уполномоченного представителя налогоплательщика необходимо наличие:

    • действующего договора между оператором электронного документооборота и уполномоченным представителем – юридическим лицом;
    • действующего договора между налогоплательщиком и уполномоченным представителем налогоплательщика – юридическим лицом;
    • действующего квалифицированного сертификата ключа электронной подписи сотрудника данного юридического лица;
    • доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика – юридическое лицо с указанием конкретного получателя и полномочий на получение документов, направляемых налоговым органом.- доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика – юридическое лицо с указанием конкретного получателя и полномочий на получение документов, направляемых налоговым органом.

    Наша организация представляет отчетность и принимать документы из налогового органа через уполномоченного представителя налогоплательщика – индивидуального предпринимателя. Что в данном случае будет являться обеспечением получения документов из налоговых органов?

    Для обеспечения получения уполномоченным представителем налогоплательщика – индивидуальным предпринимателем документов от налогового органа необходимо наличие:

    • действующего договора между оператором электронного документооборота и уполномоченным представителем-индивидуальным предпринимателем;
    • действующего договора между налогоплательщиком и уполномоченным представителем налогоплательщика – индивидуальным предпринимателем;
    • действующего квалифицированного сертификата ключа электронной подписи такого индивидуального предпринимателя;
    • доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика – индивидуального предпринимателя с указанием полномочий на получение документов, направляемых налоговым органом.

    Какова ответственность за необеспечение / несвоевременное обеспечение электронного обмена документами с налоговыми органами?

    Налоговые органы уполномочены принять решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств налогоплательщика.

    В отношении нашей организации вынесено решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств налогоплательщика за неисполнение обязанности по обеспечению электронного обмена документами с налоговыми органами, но нашей организацией такая обязанность исполнена. Что нам нужно сделать, чтобы счет разблокировали?

    Отмена НДС и другие льготы для общепита: читайте обзор поправок в НК РФ

    За нарушение сроков подачи декларации бизнесменов ждет штраф в соответствии с п.1 ст. 119 НК РФ. Его размер составит 5% от суммы недоимки за каждый месяц просрочки (в том числе неполный). Минимальный размер штрафа – 1000 р., максимальный – 30% от неуплаченной суммы. К примеру, если предприниматель забыл отправить нулевую декларацию, то ФНС вправе выписать ему за это штраф в размере 1000 р.

    Помимо штрафа к предпринимателю или юридическому лицу (в т.ч. налоговым агентам) могут применить и другие санкции:

    • административная ответственность для должностных лиц (обычно это руководитель или главный бухгалтер) по ст. 15.5 КоАП и штраф в размере 300-500 рублей;

    • нарушение сроков подачи декларации на 20 рабочих дней в соответствии со ст. 76 НК может обернуться приостановкой операций по банковским счетам;

    • неуплата налога – штраф 20% от суммы недоимки, за умышленное уклонение от уплаты НДС штраф возрастет вдвое (до 40%);

    • если в декларации сумма НДС указана правильно, но при этом компания не перечислила в деньги бюджет, то согласно п. 19 постановления Пленума ВАС РФ вместо штрафа будут начислять пени. Порядок расчета пени определяется ст. 75 НК РФ.

    Декларация по НДС состоит из титульного листа и 12 разделов, однако представителям МСП чаще всего нужно заполнить лишь некоторые их них:

    • титульный лист и 1 раздел являются обязательными для всех;

    • 2 раздел заполняют только налоговые агенты;

    • 3 раздел предназначен для расчета налоговой базы и НДС по ненулевым ставкам;

    • разделы 4-6 заполняют только экспортеры;

    • 7 раздел предназначен для тех, кто в предыдущем квартале осуществлял операции, не облагаемые НДС;

    • 8 раздел – это сведения о полученных счетах-фактурах, а 9 раздел, соответственно, о выставленных;

    • 10 и 11 раздел предназначены для посредников – здесь указывают сведения о выставленных и полученных счетах-фактурах соответственно;

    • последний, 12 раздел, заполняется компаниями, если они освобождены от НДС или совершают необлагаемые операции. Например, ИП и юрлица на УСН или ПСН, выставляющие счета-фактуры с НДС.

    С нового года вступают в силу поправки, фактически отменяющие льготу по НДС на реализацию софтверных лицензий в отношении большинства наименований ПО. В первую очередь это затронет зарубежный софт, далее идут программы для ЭВМ и базы данных российского происхождения, не попавшие в Реестр отечественного ПО.

    Независимо от попадания в Реестр, льготы по НДС на ПО лишатся рекламные сервисы и приложения, агрегаторы (маркетплейсы) и поисковые программы. Есть мнение, что изменения затронут любые программы, в которых имеется реклама даже собственных продуктов или услуг. Предложение купить лицензию на платный доступ к сервису или расширенную версию условно бесплатной программы, также можно рассматривать в качестве рекламы.

    Как это произошло и что предпринять читайте под катом

    Поправки в Налоговый кодекс (НК РФ) внесены Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ. Изменения вводят дополнительные требования для освобождения от НДС реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных. Поправки в НК РФ по «налоговому маневру в ИТ-отрасли» вступают в силу с 01 января 2021 года.

    В чем суть нового требования? В новой редакции пп.26 п.2 ст.149 НК РФ право на «льготу» по НДС сохранено исключительно в отношении реализации прав на ПО, включенное в реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (Реестр отечественного ПО), который ведет Минкомсвязи.

    В результате налогового маневра в ИТ-отрасли отчуждение и предоставление прав на зарубежное программное обеспечение независимо от вида договора будет облагаться НДС. Такой софт по определению нельзя включить в Реестр отечественного ПО.

    Аналогично без льготы останется ПО большинства российских правообладателей, поскольку попасть в Реестр не так-то просто.

    В качестве экономической причины фактической отмены льготы по НДС на ПО называют необходимость компенсации выпадающих доходов бюджета в результате одновременного снижения налога на прибыль и ставок страховых взносов для ИТ-компаний. Подробнее об этом смотрите информацию на нашем сайте.

    Изменения в налоговом законодательстве в 2021 году

    С 1 января 2021 года вступят в силу изменения, касающиеся НДС. Большую часть компаний и предпринимателей правки обойдут стороной, так как касаются они только специфичных операций.

    Перестает действовать ст. 26.3 Федерального закона от 05.08.2020 № 118-ФЗ. Теперь при передаче племенного скота и птицы в лизинг с правом выкупа, НДС начисляйте по ставке 20 %. Ранее действовала ставка 10 %.

    Планировалось, что для внутренних воздушных перевозок ставка НДС изменится с 10 % до 20 %. Однако действие 10%-й ставки продлили до 1 января 2022 года (ст. 4 Закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Льготная ставка 0 % сохраняется для авиаперевозок:

    • пункт назначения или вылета которых находится в Крыму или Севастополе;
    • пункт назначения или вылета которых находится в Калининградской области или Дальневосточном федеральном округе;
    • маршрут которых, не связан с Москвой и Московской областью.

    Покупатели-иностранцы могут компенсировать НДС при покупке товаров в розничной торговле. Для этого им раньше выставляли бумажный чек, теперь можно выставить чек в электронном виде.

    Электронный чек направляют в таможенную службу, сотрудники которой подтверждают факт вывоза товара за пределы РФ и направляют продавцу сведения для выплаты компенсации.

    В первую очередь от НДС освобождают компании-банкротов. Под НДС не подпадают:

    • конкурсная масса;
    • товары и услуги, которые были проданы в рамках текущей деятельности.

    Теперь компании и ИП, которые являются плательщиками НДС, не смогут принять к вычету «входящий» от банкротов налог.

    Дополнен перечень медицинского оборудования, которое не облагается НДС. Налог не нужно платить при реализации легкового транспорта, предназначенного для перевозки инвалидов (Постановление Правительства от 18.09.2020 № 1480). Для применения освобождения нужно, чтобы в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства была отметка о том, что оборудование предназначено только для перевозки инвалидов.

    С 1 января 2021 года предполагалось, что реализация племенной продукции будет облагаться НДС по ставке 20 %. Однако освобождение продлили на весь 2021 год.

    В 2021 году изменения по НДФЛ затронут несколько сфер, в том числе социальные налоговые вычеты, налогообложение банковских вкладов, обновление формы 6-НДФЛ, отмена 2-НДФЛ и так далее.

    Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 № 458 обновило и уточнило перечень услуг, плату за которые можно принять к вычету по НДФЛ. В разряд медицинских услуг добавили медицинскую эвакуацию и паллиативную помощь. К дорогостоящему лечению добавили услуги по ортопедическому лечению дефектов зубов и услуги в рамках паллиативной помощи. Также в рамках дорогостоящего лечения был расширен перечень услуг по репродуктивным технологиям.

    Дорогостоящие виды лечения из Постановления Правительства от 19.03.2001 № 201 объединили в медицинские услуги, оказываемые в рамках высокотехнологичной медицинской помощи.

    С 1 января 2021 года налоговая начнет удерживать НДФЛ с процентов по вкладам, превышающим необлагаемый процентный доход, который считают по формуле:

    Необлагаемый процентный доход = 1 000 000 руб. * Ключевая ставка ЦБ РФ

    Налог к уплате ФНС рассчитает автоматически на основании данных из банка и вышлет плательщику соответствующее уведомление об уплате. Впервые заплатить налог нужно будет до 1 декабря 2022 года.

    Новые сроки уплаты НДС в 2021 году

    С 2021 года начнет действовать новая форма 6-НДФЛ, которая закреплена приказом ФНС от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753. По сути 6-НДФЛ теперь объединена с формой 2-НДФЛ.

    Так как форму 2-НДФЛ с 2021 года отменили, информацию о доходах и удержанных налогах выдавайте сотруднику по форме из Приложения № 4 к Приказу ФНС от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753.

    Приказом ФНС РФ от 28.08.2020 № ЕД-7-11/615 обновлена форма 3-НДФЛ. В форме учтены новые особенности исчисления НДФЛ и возврата налога.

    С 1 января 2021 года НДФЛ с доходов свыше 5 млн рублей удерживайте по ставке 15 %. Прогрессивный подоходный налог уплачивайте на специальный КБК 182 1 01 02080 01 0000 110, утвержденный Приказом Минфина РФ от 12.10.2020 № 236н.

    Если хозяйствующий субъект применяет общую систему налогообложения, он должен заплатить НДС по итогам каждого квартала в три платежа — не позже 25 числа каждого из трех месяцев, идущих за отчетным кварталом. Например, НДС за 1 квартал нужно перечислить не позже 25 апреля, мая и июня.

    В случае, если день уплаты налога (25 число) выпадает на выходной, то срок переносится на следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Например, 25 апреля 2021 г. — это воскресенье, значит, платеж нужно совершить не позже 26 апреля 2021 г.

    За налогоплательщика перечислить налог может иное лицо, но только по общей сумме, указанной в декларации (ст. 174 НК РФ). Третье лицо не может заплатить налог в рамках какой-то отдельной операции (Письмо Минфина от 09.06.2017 г. № 03-02-07/1/37101).

    Сроки уплаты НДС в 2021 г. следующие:

    4 кв. 2020 г.

    1 кв. 2021 г.

    2 кв. 2021 г.

    3 кв. 2021 г.

    4 кв. 2021 г.

    1 платеж

    25.01.

    26.04.

    26.07.

    25.10.

    25.01.2022

    2 платеж

    25.02.

    25.05.

    25.08.

    25.11.

    25.02.2022

    3 платеж

    25.03.

    25.06.

    27.09.

    27.12.

    25.03.2022

    Импортеры также должны платить ввозной НДС. Порядок налогообложения в этом случае определен п. 1 ст. 174 НК РФ.

    НДС платят все хозяйствующие субъекты, осуществляющие импортные операции, вне зависимости от используемого режима налогообложения. Налог платит либо сам декларант, либо иное лицо (например, перевозчик). Если импортную продукцию декларирует таможенный брокер, именно он платит НДС.

    Чаще всего импортный НДС уплачивается на таможне. Но если ввоз производится из страны, с которой заключен международный договор об отмене таможенного контроля, например, со странами ЕАЭС, то налог уплачивается в ИФНС.

    На таможне НДС платится особым образом — не по итогам отчетного квартала, а одновременно с уплатой иных таможенных платежей. Срок перечисления налога зависит от таможенной процедуры, согласно которой помещаются импортные товары. К примеру, если товары помещаются для свободного обращения, то срок перечисления налога — до выпуска товаров при условии, что импортер не использует льготы по уплате НДС. Таможня не выпустит товар, пока импортер не заплатит налог.

    Также от таможенной процедуры, под которую помещаются товары, зависит срок уплаты НДС при ввозе. В одном случае налог уплачивается полностью или частично, а при другой ситуации НДС вообще не надо платить.

    Российская компания, являющаяся налоговым агентом, должна платить НДС, начисленный или удержанный в налоговом периоде (квартале), равными ежемесячными платежами не позже 25-го числа каждого из трех месяцев, идущих за этим кварталом (п. 1 ст. 174, ст 163 НК РФ).

    Если срок приходится на выходной день, то он переносится на следующий рабочий день.

    Исключение в данном случае — срок перечисления НДС по работам или услугам, исполнителем по которым является иностранная компания, не стоящая на учете в России. В такой ситуации налоговому агенту нужно заплатить НДС одновременно с выплатой денежных средств иностранным компаниям. (п. 4 ст. 174 НК РФ, Письмо Минфина от 01.11.2010 г. № 03-07-08/303).

    При этом банки не вправе принимать платежные поручения на перевод оплаты исполнителю, если при этом заказчик не предъявил платежку на перечисление НДС в бюджет.

    С 01.10.2020 г. зачет переплаты по НДС возможен в счет долга по любым налогам (п. 22 ст. 1 Закона от 29.09.2019 г. № 325-ФЗ, Письмо Минфина от 10.08.2020 г. № 03-02-07/1/72100). Но отмена ограничений по видам налогов, по которым можно проводить зачет, в данном случае не имеет значения.

    В данной ситуации не используется порядок зачета, указанный в п. 1 ст. 78 НК РФ. В счет погашения долга по НДС, возникшего при приобретении работ или услуг у иностранной компании, налоговый агент не вправе произвести зачет суммы переплаты по другим налогам (Письмо Минфина от 28.09.2012 г. № 03-02-07/1-231).

    Срок перечисления НДС для иностранных компаний-налоговых агентов — не позже 25-го числа месяца, идущего за отчетным кварталом (п. 7 ст. 174.2 НК РФ).

    Если хозяйствующий субъект не перечислит НДС в установленный срок, то будет начислена пеня по ст. 75 НК РФ. Она рассчитывается исходя из 1/300 ставки рефинансирования за первые 30 дней просрочки и 1/150 ставки рефинансирования за период с 31-го дня просрочки.

    Если нарушение по уплате НДС выявлено в ходе проверки, то компанию и ее должностных лиц могут привлечь к налоговой, административной или даже уголовной ответственности.

    Поможем с 1С всегда! Бесплатная Линия консультации 24/7

    Решим любые ваши вопросы по работе в 1С. Проконсультируем по телефону, почте, через сервис 1С-Коннект 24 часа в сутки / 7 дней в неделю / 20 минут в день.

    Обращайтесь к менеджерам компании «Первый Бит» в вашем городе!

    Сервисы, помогающие в работе бухгалтера, вы можете приобрести здесь.

    Хотите установить, настроить, доработать или обновить «1С»? Оставьте заявку!

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

    Таблица ниже содержит новые значения ставок НДС, которые будут применяться с 01.01.2021 года:

    Ставка Область применения
    0% · Продажа товаров, предназначенных для экспорта, проходящих через таможенное оформление.
    · Международные перевозки.
    · Операции, осуществляемые организациями по транспортировке нефти и продуктов ее переработки.
    10% · Реализация продуктов питания.
    · Реализация товаров детского назначения.
    · Реализация лекарственных препаратов и медицинских изделий.
    · Реализация печатных и периодических изданий, относящихся к сфере обучения и культуры.
    20% Все прочие операции, которые не попали в две предыдущие категории

    В 2021 году действуют три прямые ставки НДС – 20, 10 и 0 процентов – и три расчетные – 10/110, 20/120 и 16,67 процента. Приводим таблицу со всеми возможными ставками НДС.

    Группа операций Вид операций Основание
    Продажа товаров, вывозимых из России Продажа товаров, которые:

    1) вывезены в таможенной процедуре экспорта;

    2) помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;

    3) вывезены в таможенной процедуре реэкспорта. Нулевая ставка применяется, если ранее эти товары были помещены под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, свободной таможенной зоны или свободного склада. Нулевую ставку можно применять и при вывозе продуктов переработки или отходов, которые образовались в процессе переработки;

    4) вывезены на территорию государства – члена ЕАЭС в случаях, которые предусмотрены Договором о ЕАЭС от 29.05.2014

    подп. 1, 1.1 ст. 164 НК
    Транспортировка товаров и грузов Международная перевозка товаров любыми видами транспорта. Пункт отправления и пункт назначения находятся за пределами России.

    Не распространяется на услуги российских перевозчиков на железнодорожном транспорте, которые облагаются НДС по ставке 0 процентов на другом основании

    подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК
    Услуги российских организаций и ИП по транзитной перевозке товаров воздушным транспортом через территорию России. Чтобы применить ставку 0 процентов, должны выполняться условия:

    – пункт отправления и пункт назначения товаров находятся за пределами РФ;
    – если воздушное судно совершает посадку в России, место прибытия товаров в Россию и место их убытия совпадают

    подп. 2.10 п. 1 ст. 164 НК
    Услуги российских перевозчиков на железнодорожном транспорте:

    1) по перевозке экспортируемых или реэкспортируемых товаров. Нулевую ставку можно применять, если на перевозочных документах проставлены соответствующие отметки таможенных органов;

    2) перевозке экспортируемых товаров на территорию государства – члена ЕАЭС;

    3) транзитной перевозке товаров через РФ из одного иностранного государства в другое

    подп. 9, 9.1 п. 1 ст. 164 НК
    Услуги, связанные с транспортировкой товаров и грузов Транспортно-экспедиционные услуги российских организаций и ИП при организации:

    1) международных перевозок, в том числе перевозок железнодорожным транспортом товаров от места прибытия до станции назначения на территории России;

    2) перевозки экспортируемых или реэкспортируемых товаров по территории России. Нулевую ставку можно применять, если на перевозочных документах проставлены соответствующие отметки таможенных органов;

    3) перевозки железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию России с территории иностранного государства, не являющегося членом ЕАЭС, на территорию другого иностранного государства.

    Не распространяется на услуги российских перевозчиков на железнодорожном транспорте, которые облагаются НДС по ставке 0 процентов на другом основании

    подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК

    подп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК

    подп. 3.1 п. 1 ст. 164 НК

    Услуги российских организаций и ИП по предоставлению железнодорожного подвижного состава или контейнеров:

    1) для международных перевозок, в том числе для перевозок железнодорожным транспортом товаров от места прибытия до станции назначения на территории России;

    2) для транспортировки экспортируемых или реэкспортируемых товаров по территории России;

    3) для транзитных железнодорожных перевозок товаров через территорию РФ из одного иностранного государства в другое.

    Не распространяется на услуги российских перевозчиков на железнодорожном транспорте, которые облагаются НДС по ставке 0 процентов на другом основании

    подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК

    подп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК

    подп. 3.1 п. 1 ст. 164 НК

    Услуги (работы) по перевалке и хранению в морских и речных портах товаров, которые перемещаются через границу РФ. Пункт отправления или пункт назначения товаров находится за пределами РФ. Нулевую ставку могут применить только российские организации, кроме организаций трубопроводного транспорта подп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК
    Услуги (работы) российских организаций внутреннего водного транспорта при перевозке (транспортировке) товаров, которые вывозятся в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта). Перевозка осуществляется на территории России из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки подп. 2.8 п. 1 ст. 164 НК
    Услуги (работы), связанные с перевозкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию России до таможенного органа в месте убытия с территории России подп. 3 п. 1 ст. 164 НК
    Услуги (работы) российских перевозчиков на железнодорожном транспорте, которые связаны:

    1) с перевозкой экспортируемых или реэкспортируемых товаров. При этом на перевозочных документах проставлены соответствующие отметки таможенных органов;

    2) перевозкой экспортируемых товаров на территорию государства – члена ЕАЭС;

    3) транзитной перевозкой товаров через территорию России.

    Нулевая ставка применяется, если стоимость этих услуг (работ) указана в перевозочных документах

    подп. 9, 9.1 п. 1 ст. 164 НК
    Перевозка пассажиров и багажа Международная перевозка пассажиров и багажа любым видом транспорта.

    Изменения по НДС с 1 июля 2021 года

    Продажа и передача для собственных нужд товаров по кодам ОКПД2 Продовольственные товары по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 31.12.2004 № 908, а также фрукты и ягоды, включая виноград. Исключение – пальмовое масло подп. 1 п. 2 ст. 164 НК, п. 1 и 2 ст. 1 Закона от 02.08.2019 № 268-ФЗ
    Товары для детей по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 31.12.2004 № 908 подп. 2 п. 2 ст. 164 НК
    Периодические печатные издания и книжная продукция по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 23.01.2003 № 41

    Не распространяется на периодические печатные издания рекламного и эротического характера

    подп. 3 п. 2 ст. 164 НК
    Медицинские товары по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 15.09.2008 № 688 подп. 4 п. 2 ст. 164 НК
    Импорт товаров по кодам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД) Продовольственные товары по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 31.12.2004 № 908, а также фрукты и ягоды, включая виноград. Исключение – пальмовое масло п. 5 ст. 164 НК
    Товары для детей по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 31.12.2004 № 908
    Периодические печатные издания и книжная продукция по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 23.01.2003 № 41.

    Не распространяется на периодические печатные издания рекламного и эротического характера

    Медицинские товары по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 15.09.2008 № 688
    Перевозка пассажиров и багажа Услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа, кроме Крыма, Севастополя, Калининградской области и Дальневосточного федерального округа.
    Продажа товаров, работ, услуг Реализация и передача для собственных нужд товаров (работ, услуг), которые не облагаются по ставке 0 или 10 процентов и не освобождаются от налогообложения, включая пальмовое масло п. 3 ст. 164, ст. 149 НК
    Импорт Импорт товаров, реализация которых не облагается по ставке 10 процентов и ввоз которых не освобождается от налогообложения, включая пальмовое масло п. 5 ст. 164, ст. 150 НК
    СМР Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления подп. 3 п. 1 ст. 146 НК
    Получение продавцом денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг) Аванс в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 10 процентов п. 4 ст. 164 НК
    Получение денежных средств в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 10 процентов п. 4 ст. 164,
    подп. 2 п. 1 ст. 162,
    п. 1 ст. 155 НК
    Процент или дисконт по облигациям и векселям, полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги), облагаемые по ставке 10 процентов.

    Подробнее:
    Как рассчитать НДС с процентов (дисконта) по векселю, полученному в счет оплаты товаров (работ, услуг)

    п. 4 ст. 164,
    подп. 3 п. 1 ст. 162 НК
    Проценты по товарному кредиту, по которому товары облагаются по ставке 10 процентов.

    Подробнее:
    Нужно ли начислять НДС на проценты, полученные от заемщика по товарному кредиту

    п. 4 ст. 164,
    подп. 3 п. 1 ст. 162 НК
    Страховые выплаты при неисполнении покупателем своих обязательств по оплате поставленных ему товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 10 процентов п. 4 ст. 164,
    подп. 4 п. 1 ст. 162 НК
    Операции, по которым НДС рассчитывают с межценовой разницы Продажа имущества, облагаемого по ставке 10 процентов, учитываемого по стоимости с учетом входного НДС.

    НДС облагается разница между ценой продажи имущества с учетом НДС и акцизов и его покупной или остаточной стоимостью

    п. 4 ст. 164,
    п. 3 ст. 154 НК
    Продажа сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, облагаемых по ставке НДС 10 процентов, закупленных у физических лиц. Перечень такой сельхозпродукции установлен постановлением Правительства от 16.05.2001 № 383.
    Получение продавцом денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг) Аванс в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 20 процентов п. 4 ст. 164 НК
    Получение денег в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 20 процентов п. 4 ст. 164,
    подп. 2 п. 1 ст. 162,
    п. 1 ст. 155 НК
    Процент или дисконт по облигациям и векселям, полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги), облагаемые по ставке 20 процентов.

    В налоговую базу включаются проценты в размере, превышающем ставку рефинансирования, действующую в период, за который начислены проценты

    п. 4 ст. 164,
    подп. 3 п. 1 ст. 162 НК
    Проценты по товарному кредиту, по которому товары облагаются по ставке 20 процентов.

    В налоговую базу включаются проценты в размере, превышающем ставку рефинансирования, действующую в период, за который начислены проценты

    п. 4 ст. 164,
    подп. 3 п. 1 ст. 162 НК
    Страховые выплаты при неисполнении покупателем своих обязательств по оплате поставленных ему товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 20 процентов п. 4 ст. 164,
    подп. 4 п. 1 ст. 162 НК
    Операции, по которым НДС рассчитывают с межценовой разницы Последующая уступка (прекращение) денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.

    НДС облагается разница между суммой дохода, полученной новым кредитором от должника или при последующей уступке требования, и суммой расходов на приобретение требования

    п. 4 ст. 164,
    п. 2 ст. 155 НК
    Передача денежного требования, приобретенного у третьих лиц.

    НДС облагается разница между доходами, полученными от должника или при последующей уступке требования, и расходами на приобретение требования

    п. 4 ст. 164,
    п. 4 ст. 155 НК
    Передача имущественных прав на жилые дома, помещения и долей в них, гаражи или машино-места.

    НДС облагается разница между стоимостью, по которой передаются имущественные права (с учетом налога), и расходами на приобретение указанных прав

    п. 4 ст. 164,
    п. 3 ст. 155 НК
    Продажа товаров, работ, услуг Продажа имущества, облагаемого по ставке 20 процентов, учитываемого по стоимости с учетом входного НДС.

    НДС облагается разница между ценой реализуемого имущества (с учетом НДС и акцизов) и его покупной (остаточной) стоимостью

    п. 4 ст. 164,
    п. 3 ст. 154 НК
    Продажа сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, облагаемых по ставке НДС 20 процентов, закупленных у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС.

    Перечень сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки утвержден постановлением Правительства от 16.05.2001 № 383.

    НДС облагается разница между ценой реализации (с учетом налога) и ценой приобретения указанной продукции

    п. 4 ст. 164,
    п. 4 ст. 154 НК
    Продажа автомобилей, приобретенных для перепродажи у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС.

    НДС облагается разница между ценой реализации (с учетом налога) и ценой приобретения автомобиля

    п. 4 ст. 164,
    п. 5.1 ст. 154 НК
    Продажа материальных ценностей из государственного материального резерва при их выпуске в связи с освежением или заменой, приобретенных ответственными хранителями в порядке заимствования.

    Изменения в счетах-фактурах можно разделить на две группы: изменения для всех и изменения для налогоплательщиков, реализующих товары, подлежащие прослеживаемости.

    Дополнения для продавцов прослеживаемых товаров.

    1) Переименовали графу 11 счета-фактуры и изменился порядок ее заполнения.

    Новое название графы 11 «Регистрационный номер декларации на товары или регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости» должно быть в счете-фактуре у всех налогоплательщиков, но порядок ее заполнения меняется только по прослеживаемым товарам.

    В графе 11 счета-фактуры по НЕпрослеживаемым товарам, местом происхождения которых территория РФ не является, по-прежнему, указывают регистрационный номер таможенной декларации.

    Но по товарам, подлежащим прослеживаемости, в графе 11 нужно указывать — регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости (РНПТ).

    Импортеры товаров присваивают РНПТ партии товаров самостоятельно. РНПТ состоит из регистрационного номера таможенной декларации и порядкового номера товара в таможенной декларации или регистрационного номера заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары и порядкового номер товара, подлежащего прослеживаемости, в соответствии с заявлением о выпуске товаров до подачи декларации на товары (пп.1 и пп.2 п.2 Проекта Порядка функционирования системы прослеживаемости).

    Если прослеживаемые товары ввозятся из стран ЕАЭС, то импортеры получат РНПТ после представления в налоговый орган Уведомления о ввозе товаров на территорию РФ. Его представляют в течение 5 рабочих дней с даты принятия к учету прослеживаемых товаров (п.25 Проекта Порядка функционирования системы прослеживаемости).

    Перепродавцы прослеживаемых товаров указывают в счетах-фактурах на прослеживаемые товары РНПТ из документов, полученных при их приобретении.

    Если прослеживаемые товары были приобретены до 1 июля 2021 года или после этой даты, но у физических лиц, самозанятых или в иных случаях, установленных ФНС (когда отсутствует РНПТ), то РНПТ следует получить в налоговой инспекции (п. 28 и 29 Проекта Порядка функционирования системы прослеживаемости). Для этого необходимо направить Уведомление об остатках прослеживаемых товаров.

    Кстати, четких сроков, в течение которых организации или ИП обязаны представить такое Уведомление не установлено. Представители ФНС устно разъясняют, что это нужно сделать до реализации прослеживаемых товаров. Аналогичные выводы следуют из п.28 Проекта Порядка функционирования системы прослеживаемости.

    2) Также в счете-фактуре с 1 июля появятся дополнительные графы (12, 12а, 13), в которых будут указывать: количественную единицу измерения товара и количество товара, подлежащего прослеживаемости. Их заполняют только продавцы прослеживаемых товаров.

    Если организация или ИП отгружает товары, НЕ подлежащие прослеживаемости или выставляет счета-фактуры на работы или услуги в электронном виде, то строки 12, 12а, 13 формируются, но не заполняются. Кстати, в «авансовых» счетах-фактурах «прослеживаемые» данные (графы 11-13) также остаются пустыми.

    При составлении счетов-фактур на бумажном носителе на «непрослеживаемые» товары, работы или услуги эти графы не формируются (п.2.2 Правил заполнения счета-фактуры, утв. Постановлением № 1137 (далее — Правил заполнения счета-фактуры)). Это означает, что бумажный счет-фактура с 1 июля 2021 года по — прежнему может иметь 11 граф. Но, если бухгалтерская программа будет формировать «полные» счета-фактуры с графами для прослеживаемых товаров, то такая форма бумажного счета-фактуры тоже будет правильной. Дело в том, что возможность дополнения счета-фактуры «лишними» реквизитами, не изменяющими обязательную форму счета-фактуры, прямо предусмотрена Правилами его заполнения (п.9 Правил заполнения счета-фактуры).

    Нет, поскольку форма счета-фактуры утверждается Постановлением Правительства (п.8 ст.169 НК РФ) и она изменилась. Помимо граф по прослеживаемым товарам, в форму счета-фактуры внесены и другие нововведения «для всех».

    Форма дополнена новой графой, в которой указывают порядковый номер записи — это графа 1, а прежние графы 1 и 1а, в которых указывают наименования и код вида товаров стали графами 1а и 1б соответственно.

    Также в счете-фактуре появится новая строка 5а. В ней указывают реквизиты «отгрузочных» документов, применительно к каждому порядковому номеру записи в счет-фактурной части.

    Кроме того, как уже говорилось, изменится название графы 11. Т.е. формально форма счета-фактуры, утвержденная Постановление Правительства, с 1 июля 2021 года поменялась для всех налогоплательщиков, а не только для продавцов прослеживаемых товаров. Поэтому с 1 июля 2021 года счета-фактуры нужно выставлять по новой форме (со строкой 5а, графой 1 (N п/п) и новым названием графы 11).

    Обратите внимание! С 1 июля 2021 года универсальные передаточные документы (УПД) с функцией счета-фактуры необходимо изменить, скорректировав их «счет-фактурную» часть в соответствии с обновленной формой счета-фактуры (Письмо ФНС от 17.06.2021 г. № ЗГ-3-3/4368@ «О рассмотрении обращения»). Также следует «модернизировать» форму УКД с функцией «первички» и корректировочного счета-фактуры.

    Данная строка заполняется только в «отгрузочных» счетах-фактурах.

    К сожалению, подробных указаний по ее заполнению, Правила заполнения счета-фактуры не содержат. Единственный оговоренный нюанс: «в случае одновременного отражения нескольких документов, подтверждающих поставку (отгрузку) товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу имущественных прав, в этой строке указываются номера и даты таких документов через разделительный знак »;» (точка с запятой)».

    Но представители ФНС, правда, пока устно, разъясняют, как это можно сделать на практике. Рассмотрим заполнение строки 5а счета-фактуры на примерах.

    1. Если в счете-фактуре несколько наименований товаров (работ, услуг), отгруженных по одному первичному документу, например, 5 порядковых номеров, отгруженных по накладной № 437 от 01.07.2021, то в строке 5а нужно указать: Документ об отгрузке N п/п 1-5 № 437 от 01.07.2021.
    2. Если в счете-фактуре несколько наименований товаров (работ, услуг), например, два, отгруженных по разным документам: № 1 — картофель, отгружен по товарной накладной № 437 от 01.07.2021 и № 2 -морковь, отгружена по товарной накладной № 438 от 01.07.2021. В строке 5а счета-фактуры будет указано: Документ об отгрузке N п/п 1 № 437 от 01.07.2021; 2 № 438 от 01.07.2021.
    3. Если выставляется УПД с функцией первичного документа и счета-фактуры, то в строке 5а следует повторить реквизиты счета-фактуры.

    Например, счет-фактура № 5678 от 02.07.2021 г. и в нем указано лишь одно наименование товаров (работ, услуг), то строку 5а счета-фактуры можно заполнить так:

    Документ об отгрузке N п/п 1 № 5678 от 02.07.2021 г.

    Изменения касаются налогового контроля и десятипроцентной ставки НДС.

    С 1 июля появится еще одно основание для признания декларации по НДС несданной.

    Декларации по НДС, не соответствующие контрольным показателям, утвержденным ФНС, не будут считаться представленными (п.5.3 и п.5.4 ст. 174 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ).

    Налоговая служба утвердила такие контрольные соотношения Приказом от 25.05.2021 № ЕД-7-15/519@.

    Ничего «страшного» в них нет. В основном будут сопоставляться общие суммы начислений и вычетов по разделам декларации с данными из разделов 9 и 8, т.е. с суммами из книги продаж и книги покупок.

    Если представленная декларация не пройдет контрольные соотношения, ФНС направит налогоплательщику Уведомление о признании налоговой декларации по НДС непредставленной. На исправление ошибок дается 5 рабочих дней с даты направления Уведомления. Если в течение этого срока представить исправленную декларацию, то декларация по НДС будет считаться сданной в день, когда налогоплательщик представил «изначальную» декларацию.

    Также с 1 июля 2021 будет официально установлено право налогоплательщика представлять в качестве пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, реестр подтверждающих документов в электронной форме (п. 6 ст. 88 НК РФ, в ред. Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

    Напомним, до этой даты налогоплательщики могли представлять электронные реестры, подтверждающие льготы по НДС в соответствии с Письмом ФНС от 12.11.2020 г. № ЕА-4-15/18589 «О направлении формата реестра документов по льготе по НДС».

    Форма и порядок заполнения такого реестра, а также формат и порядок его представления в электронной форме утверждается ФНС России.

    Уже есть проект Приказа об утверждении Реестров льгот по НДС, налогу на имущество, транспортному и земельному налогу. Но пока налоговая служба направила для использования в работе с 1 июля 2021 года только рекомендуемые формы и электронные форматы Реестров по НДС и налогу на имущество. Они приведены в Письме ФНС от 11.06.2021 № ЕА-4-15/8244@.

    Напомним, в случае представления электронного Реестра документов, подтверждающих льготы, объем истребуемых налоговым органом документов для подтверждения льгот будет значительно меньше (см. Письмо ФНС от 12.11.2020 № ЕА-4-15/18589).

    Также с 1 июля 2021 года будет уточнено, что пояснения, представляемые в электронном виде при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС, не будут считаться представленными, если они направлены не по формату, установленному ФНС (п.3 ст.88 НК РФ в ред. Федерального закона от 09.11.2020 № 371-ФЗ).

    Перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10% с 1 июля будет дополнен (Постановление Правительства РФ от 27.04.2021 № 656 вносит изменения в Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 908).

    В него будут включены:

    «03.21.30.000. Ракообразные немороженые, являющиеся продукцией рыбоводства»;

    «10.20.12. Печень и молоки рыбы свежие или охлажденные»;

    «10.20.16. Печень и молоки рыбы мороженые»;

    «10.20.31.110. Ракообразные морские мороженые».

    Как видим, изменений много. И, к сожалению, некоторые из них из-за неоднозначности законодательства будет непросто применить на практике.

    Чтобы чувствовать себя увереннее и иметь гарантированную профессиональную поддержку экспертов, аудиторов и юристов при возникновении вопросов, проводите системный комплексный аудит с неограниченным консалтингом и страховкой от налоговых претензий. Тогда все изменения в НК РФ и даже новые ФСБУ применять будет легко, а отчетность компании будет составлена безупречно.

    С 01.10.2021 налогоплательщики должны будут использовать новый электронный формат корректировочного счета-фактуры (приказ ФНС России от 12.10.2020 № ЕД-7-26/736). До этого времени допускается применение как нового электронного формата, так и формата, утв. приказом ФНС России от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@. Обновленный формат корректировочного счета-фактуры учитывает изменения в законодательстве, связанные в том числе с внедрением системы обязательной прослеживаемости товаров.

    Новые формы реестра деклараций на товары для экспресс-грузов и реестра таможенных деклараций начинают применяться с 01.01.2021 (приказ ФНС России от 20.08.2020 № ЕД-7-15/593@). Данные реестры представляются в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0 % при экспорте товаров.

    На 2021 год продлевается действие налоговой льготы по НДС в отношении племенной животноводческой продукции (Федеральный закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ). Соответственно, импорт, реализация и передача для собственных нужд племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы и полученного от них семени и эмбрионов освобождаются от налогообложения НДС. Указанная льгота будет действовать до 31.12.2022.

    С 01.01.2021 года для IT-компаний снижается налог на прибыль организаций (Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ).

    В соответствии с законом IT-компании смогут уплачивать налог на прибыль только в федеральный бюджет по ставке 3 % при соблюдении ряда жестких условий. В целях применения указанной льготы доля доходов от IT- услуг должна составлять не менее 90 % от всех доходов организации, а в ее штате должно работать не менее 7 человек. Ожидаются разъяснения и уточнения по применению Закона № 265-ФЗ.

    Для издательств и средств массовой информации (СМИ) с 01.01.2021 изменяются правила списания в расходы стоимости нереализованной печатной продукции (Федеральный закон от 15.10.2020 № 323-ФЗ).

    Сейчас к прочим расходам для целей налога на прибыль издательствам и СМИ разрешается относить не более 10 % стоимости вовремя не реализованного тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции. С нового года указанный лимит повышается до 30 %.

    Для организаций с 01.01.2021 меняются сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по данному налогу (п. 68 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

    С нового года земельный налог подлежит уплате организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. По аналогии с транспортным налогом авансовые платежи по земельному налогу также станут уплачиваться не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

    Вопрос: В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ просим предоставить разъяснения по вопросу применения подпункта 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2021 года в отношении операций, освобождаемых от НДС при использовании программ для электронных вычислительных машин по смешанным договорам.

    Сейчас подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ установлено, что не подлежит налогообложению реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

    С 01.01.2021 в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса РФ внесены изменения, а именно, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

    Общество с ограниченной ответственностью (ООО) в 2021 году планирует реализовывать права на использование программ для электронных вычислительных машин и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть ′′Интернет». Наряду с предоставлением доступа к программам нами будут оказываться дополнительные услуги, такие как информационно-консультационные услуги и услуги сопровождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

    ООО планирует заключение с заказчиками единого договора по облагаемым НДС операциям и освобожденным от НДС операциям (далее — смешанный договор), а именно, реализация права на использование программы для ЭВМ путем предоставления удаленного доступа через сеть «Интернет» и оказание информационно-консультационных услуг.

    До 2021 года наличие лицензионного договора является обязательным условием для освобождения реализации прав на использование программ для ЭВМ от уплаты НДС. В случае передачи прав на ПО в рамках иных договоров, в том числе смешанных, включающих все элементы лицензионных договоров, операции подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке, что подтверждает Письмо Минфина России от 27.11.2018 N 03-07-07/85571.

    Также следует отметить позицию Верховного Суда РФ, который в Определении от 03.02.2016 N 305-КГ15-18998 по делу N А40-56211/2014 указал, что льгота по НДС, установленная пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, не распространяется на положения договора оказания услуг в рамках смешанного договора.

    ООО считает, что с 2021 года уже не действует ограничение по заключению смешанного договора для освобождения от НДС реализации прав на использование программ для электронных вычислительных машин и баз данных согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, т.к. исключено обязательное условие заключения только лицензионного договора.

    Так как, изменения только вступят в силу с 01.01.2021 года и нет сложившейся практики применения данных норм и каких-либо дополнительных разъяснений, просим подтвердить нашу позицию, что заключение смешанного договора не лишает права ООО применять освобождение от уплаты НДС в рамках данного договора в части реализации права на использование программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

    Ответ: В связи с письмом о применении с 1 января 2021 года налога на добавленную стоимость в отношении операций по передаче на основании смешанных договоров прав на использование программ для электронных вычислительных машин Департамент налоговой политики сообщает следующее.

    Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

    При этом абзацем вторым данного подпункта 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса предусмотрено, что положения указанного подпункта 26 не применяются, если передаваемые права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (п��одавцах) и (или) заключать сделки.

    Напомним, всякий хозяйствующий субъект, производящий и реализующий товары/услуги, обязан уплачивать НДС (за исключением спецрежимников, которые, к слову, тоже в ряде случаев перечисляют в бюджет НДС). Когда же субъект приобретает товары/услуги (или оплачивает работы), продавец выставляет НДС, включенный в общую сумму покупки. Именно эта сумма выставленного налога подлежит вычету.

    Условия принятия НДС к вычету

    Таким образом, налогооблагаемая база по НДС, подлежащего уплате, уменьшается на сумму налога, выставленного продавцом в учетном периоде.

    Если сумма к вычету превышает сумму к уплате, то разница подлежит возврату или дальнейшему зачету в последующих периодах. Если сумма к вычету меньше суммы выставленного налога, то в бюджет уплачивается разница.

    Право на вычет имеют:

    • юридические лица любых форм собственности;
    • индивидуальные предприниматели;
    • лица, платящие НДС в связи с перемещением товаров через границу в пределах Таможенного союза.

    В некоторых случаях применить налоговый вычет могут и лица, которые не платят этот налог, например, когда утрачены права на специальные формы налогообложения (УСН, ЕНДВ, патент) в учитываемом налоговом периоде.

    Важно!

    Плательщик освобождается от уплаты НДС, если стоимость проданных товаров (оказанных услуг и произведенных работ) за предыдущие три месяца составила менее 2 000 000 рублей.

    Регламент по применению вычета по налогу на добавленную стоимость подробно описан в статье 172 НК. Рассмотрим подробнее нормы этого закона:

    1. Согласно этому НПА, основным документом для применения налогового вычета будет счет-фактура и иные документы, подтверждающие включение стоимости приобретенных активов в состав расходов.
    2. При этом отмечается, что основанием для применения вычета при покупке импортных товаров является документ, подтверждающий фактическую оплату налога при пересечении товаров границы. Таким образом, основанием для применения вычета внутри РФ станет выставленный счет, а при перемещении товаров через границу — факт оплаты.
    3. Статья указывает, что право на преференцию возникает только в том случае, если приобретенные товары или другие активы поставлены на учет.
    4. Стоимость активов в иностранной валюте должна отражаться в рублях по курсу ЦБ РФ на дату постановки на учет. Если приобретенные товары (работы, услуги) были оплачены в рублевом эквиваленте от цены в иностранной валюте, то при дальнейшей уплате налога его сумма не корректируется при изменении курса.
    5. Установлен срок, в течение которого может быть применен вычет: в течение 3 лет с последнего дня квартала, в котором возникло это право.
    6. Если товары, работы или услуги были приняты на учет в одном налоговом периоде, а счет-фактура выставлен в другом, то преференцию можно применить в том случае, если счет-фактура предъявлен до установленной даты подачи налоговых деклараций. В случае с НДС — это 25-е число месяца, следующего за окончанием налогового периода.
    7. В статье отражена норма, закрепляющая необходимость вносить в налоговую декларацию сведения из книги покупок и продаж. Исходя из этого, можно установить, что ведение этой книги является обязательной для правильного налогообложения.
    8. Если субъект осуществлял деятельность в пользу другого лица (по агентским договорам, договорам комиссии, транспортной экспедиции и пр.), то в декларацию включаются сведения, указанные в полученных и выданных счетах-фактурах. В случае если агент/комиссионер/застройщик/экспедитор не является плательщиком НДС, то сведения о выставленных и полученных счетах необходимо предоставить до 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом.
    9. Иностранные предприятия, центральный офис которых находится за границей, а на территории РФ у этих фирм имеется более чем одно обособленное подразделения, должны сами определить, по месту нахождения какого подразделения будут уплачиваться налоги. Об этом выборе субъект доложен письменно уведомить налоговые органы по месту выбора.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *