Прохождение медосмотра за счет работодателя
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прохождение медосмотра за счет работодателя». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Практика, когда работодатели просто отправляют вновь принятых работников на предварительные медосмотры за свой счёт, очень распространена в России. Работник идёт проходить медосмотр и оплачивает его сначала из своего кармана. Потом работодатель возмещает ему затраты.
Тоже самое произошло в случае с гражданином Л. Но в связи с тяжёлым материальным положением работник не смог оплатить медосмотр. Поэтому гражданин Л. обратился в суд с требованием, признать незаконным бездействие работодателя, выразившееся в необеспечении прохождения истцом обязательного предварительного медицинского осмотра при поступлении на работу уборщиком территории с вредными и опасными факторами. Также работник потребовал взыскать с ответчика компенсацию морального вреда 1 млн. рублей.
Районный суд Екатеринбурга частично удовлетворил исковые требования, обязав работодателя оплатить медосмотр работнику в течение 5 дней после вступления в силу судебного решения, а также возместить моральный вред в размере 1 тысяча рублей.
Как работодатель должен оплачивать медосмотры работников?
Работодатель не согласился с решением районного суда и подал апелляционную жалобу. В жалобе работодатель указал, что факта нарушения прав нет, так как закон не устанавливает форму и порядок оплаты предварительных медосмотров.
Суд апелляционной инстанции отметил, что изначально у работодателя не было возражений об обязанности по организации предварительных и периодических медосмотров. Такое возражение появилось только в апелляционной жалобе. Но такой довод не согласуется с поведением работодателя, так как работодатель выдал направления на прохождение медосмотра. Соответственно, факт выдачи направления (согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н) указывает на обязанность работодателя по организации медосмотра.
На обязанность работодателя организовывать медицинские осмотры указывают 212 и 213 статья Трудового кодекса РФ.
Согласно положениям 212 статьи ТК РФ работодатель организовывает проведение за счет собственных средств:
-
обязательные предварительные (при поступлении на работу),
-
периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры,
-
а также другие обязательные медицинские осмотры,
-
обязательные психиатрические освидетельствования работников,
-
внеочередные медицинские осмотры,
-
обязательные психиатрические освидетельствования работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
Доводы работодателя о том, что оплата предварительного медицинского осмотра должна производится в форме компенсации расходов истца по проведению медицинского осмотра обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку положениями трудового законодательства предварительный медицинский осмотр осуществляется за счет работодателя, а не за счет средств работника с последующей компенсации ему понесённых затрат.
Скачать Апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 июля 2018 г. по делу № 33-12610/2018
Первое, что сейчас нужно сделать работодателю – это составить списки работников и поименные списки по новым образцам. Теперь мы руководствуемся Приказом №29н и необходимо эти документы переработать, а также пересмотреть локальные нормативные акты, приказы, положения системы управления охраной труда, чтобы ссылки на приказы были актуальные и “свежие”.
Далее, согласовываем график проведения медосмотров по новым спискам с медицинской организацией, после этого, обязательно, нужно ознакомить под подпись работников с календарным планом. Это требование обязательно, причём разрабатывает его медицинская организация, а вам направляет на согласование.
Выдаете направление работнику под подпись, потому как обязательно учет выданных направлений, обязательно ведение журнала.
Проводить медосмотр по новым правилам – это не только правильно оформить документы, убрать по максимуму направление работников, чтобы уменьшить финансовые затраты работодателя. В погоне за экономией бюджета, не забывайте о том, что медицинские осмотры нацелены на выявление заболеваний на ранней стадии, предупреждение профзаболеваний.
Вовремя невыполненные рекомендации по результатам медосмотра, могут привести еще к более печальным последствиям. Сейчас никого не запугиваю, а просто призываю вспомнить, что охрана труда – это не только правильно подготовленные “бумажки”, но сохранение жизней!
Именно поэтому я за то, чтобы лишний раз провести медосмотр, чем найти сто причин, чтобы от него отказаться.
На этом у меня все. А если у вас остались вопросы или есть, что добавить или возможно вы с чем-то не согласны, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях, подискутируем.
Желаю безопасной и эффективной работы!
На время прохождения МО за работником сохраняется средний заработок по месту работы (ст. 185 ТК РФ).
Бывают случаи, что сотрудник по каким-либо причинам не прошел МО. Давайте рассмотрим, подлежит ли к оплате этот день или нет.
Если сотрудник не прошел МО по вине работодателя, в таком случае оплата будет считаться, исходя из размера двух третьих средней заработной платы работника.
Если МО не состоялся по причинам, не зависящим ни от работодателя, ни от сотрудника,оплата происходит, исходя из размера двух третьих тарифной ставки или оклада, пропорционально времени простоя.
Если работник не прошел МО по своей вине, заработную плату за время отстранения от выполнения работы не начисляют.
Обращаю ваше внимание, что дни отсутствия работника на работе, вследствие его отстранения по указанной выше причине, не включаются в стаж, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск.
Рассмотрим пример, когда медицинское учреждение, с которым заключён договор на проведение медицинских обследований сотрудников, расположено удалённо от места нахождения офиса трудящихся.
В силу того, что прохождение периодического МО – это часть производственных обязанностей работника, направление его для медицинского обследования в другой город можно отнести к служебной командировке.
Тогда за сотрудником сохраняется место работы, ему возмещают расходы на оплату проезда и проживания в месте проведения МО (письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 января 2020 г. № 15-2/В-137).
Направление сотрудника на МО в его выходной день приравнивается к привлечению к работе в выходные и праздничные дни (Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 31.01.2020 № 15-2В-277).
Привлекать сотрудника к прохождению осмотра в его выходной день работодатель может только с его согласия. Если работник отказывается, вы не вправе его заставить, а тем более штрафовать. При наличии согласия сотрудника, оплата производится так же, как и просто работа в выходной и праздничный день, не менее чем в двойном размере (ст. 153 ТК РФ).
Если сотрудник, не прошедший МО, будет допущен к трудовым обязанностям, то работодателя могут привлечь к ответственности и наложить штраф. Причём суммы штрафов немаленькие.
Для должностных лиц это 15 000 — 25 000 руб., для юридических лиц – 110 000 — 130 000 руб.
Стоит подумать – привлекать такого сотрудника к работе или нет.
Также у работодателя есть обязанность передавать или просто сообщать в ФСС РФ сведения о проведённых обязательных периодических медицинских обследованиях сотрудников, которые подлежат обязательным осмотрам.
Организация медицинских осмотров на предприятии
-
Что грозит за вынужденное увольнение сотрудника: суды, штрафы, уголовка
3,7 тыс. 0
Категории трудящихся, для которых предварительное общение с медиками становится необходимым условием заключения трудового договора, предусмотрены ТК РФ:
- сотрудники, которым еще не исполнилось 18 (независимо от сферы их деятельности);
- служащие на транспорте и в водопроводных компаниях;
- лица, чьи трудовые функции связаны с пищевой промышленностью, общепитом, торговлей;
- медицинские работники;
- работающие в педагогической сфере;
- судьи и служащие таможни;
- работники МЧС;
- устраивающиеся на работу с вредными и опасными условиями труда;
- спортсмены;
- работники индустрии красоты (парикмахеры, массажисты, косметологи, мастера маникюра и т.п.).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Этот перечень не является полным и закрытым. Региональные власти, органы местного самоуправления могут расширить показания для обязательного медицинского осмотра перед трудоустройством.
Количество специалистов, выносящих свой вердикт относительно здоровья будущего работника, варьируется в зависимости от должности, на которую он претендует. Стандартный вариант, который рекомендуется всем «обреченным» на обязательный медосмотр, включает в себя заключения:
- оториноларинголога;
- невролога;
- окулиста;
- хирурга;
- гинеколога (для женщин);
- терапевта.
Для формирования заключения также потребуются данные основных клинических анализов:
- ОАК, ОАМ;
- кардиограммы;
- флюорографии или рентгена легких;
- анализа крови на сахар;
- печеночных проб.
Остальные нюансы, касающиеся осмотров людей, устраивающихся на конкретные профессии, регламентируются специальными нормативными актами. Для многих профессий предусмотрены осмотры дополнительными специалистами, например, наркологом, психиатром и др.
Особенности проведения медосмотра при приеме на работу
Не всегда можно сделать необходимое обследование бесплатно. В сегодняшних реалиях в этом вопросе законодательство защищает интересы трудоустраивающегося сотрудника: финансовая сторона должна быть обеспечена работодателем, если работник из категории тех, для кого медосмотр обязателен. Обязательное медицинское страхование не берется покрывать затраты на предварительный медосмотр соискателей (письмо ФФОМС от 30 августа 2010 года № 3979/30-4/).
Если же потенциальный персонал не входит в законодательно выделенные категории, а работодатель хочет убедиться в его здоровье, возможны варианты:
- По желанию сотрудника он может пройти медкомиссию за свой счет и предоставить работодателю соответствующее заключение. При этом отказ в приеме на работу при отсутствии такого желания будет неправомерным.
- Работодатель обеспечивает желательный ему медосмотр по общепринятой схеме.
ВНИМАНИЕ! Если работник идет на согласованный медосмотр в свое рабочее время, уже трудясь на данного работодателя, это время должно быть оплачено именно как рабочее. Если сотрудник не пришел к врачам в указанное время по своей вине, при этом не был на работе, то простой ему не оплатят. Если же в неявке была вина работодателя, то, несмотря на непройденный медосмотр, оплатить это время все же придется, как и пройти врачей в другое время.
Деньги за медосмотр будут возмещены по письменному заявлению сотрудника. К документу нужно приложить подтверждающие документы: квитанции об оплате медицинских услуг и направление, ранее полученное от работодателя.
Налоговый кодекс предусматривает такие особенности учета этих затрат в организации:
- траты на медосмотр входят в налоговую базу по налогу на прибыль как «прочие расходы», если медосмотр является обязательным по закону;
- эти средства не подлежат обложению НДФЛ;
- с этих денег не нужно перечислять страховые взносы.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если работник прошел медосмотр, но не был принят на работу, средства ему все равно возмещаются, при этом они списываются на «прочие расходы» наравне с остальными.
Перечень контингентов и поименный перечень лиц, направляемых на медосмотры в новом документе заменены на:
- Список лиц, подлежащих предварительным медицинским осмотрам;
- Список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам.
Оба списка абсолютно одинаковы, за исключением названия документа, и включают в себя следующую информацию:
- Наименование профессии или должности;
- Структурное подразделение (при наличии);
- Наименование вредных производственных факторов, работ в соответствии с Приложением к Порядку;
- Наименование вредных производственных факторов, установленных в результате СОУТ.
По новому Приказу №29н вредные факторы в списках лиц проставляются в любом случае и не зависят от наличия и результатов СОУТ. Важно внимательно изучить новое Приложение к Приказу с перечнем факторов, так как многие факторы переработаны, изменены и добавлены.
Также нововведением стал тот факт, что теперь работодателям, у которых нет декретированного контингента, требующих наличия личных медицинских книжек, список лиц в Роспотребнадзор можно не подавать вовсе.
Во-первых, направление на медосмотр теперь может выдаваться в электронном виде и должно заноситься в электронный журнал выдачи направлений. Если нет технической возможности выпускать и передавать электронные заключения (нет ЭЦП у вас или у сотрудника, или не организован защищенный канал связи), допускается применение бумажных направлений. А вот журнал выдачи направлений в электронном виде вести придется точно.
Во-вторых, в направлении теперь в обязательном порядке необходимо указывать номер страхового полиса ОМС или ДМС направляемого на медосмотр сотрудника. Поэтому, если у вас в штате имеются иностранные сотрудники, они должны будут иметь хотя бы минимальный полис ДМС.
Когда соискатель или сотрудник приходит на медосмотр, медицинская организация вправе войти в систему ЕМИАС для получения данных из медицинской карты. Это необходимо для того, чтобы такой сотрудник не смог скрыть информацию о своем здоровье.
Высокое давление или пульс сотрудника может быть просто реакцией на белый халат, а может быть следствием давней гипертонической болезни, с которой сотрудник наблюдается в районной поликлинике. Поэтому врачам с такой возможностью будет проще отследить проблемы со здоровьем, инвалидность и скрытые заболевания пришедшего на медосмотр. Конечно, такой доступ на данный момент есть не у всех медучреждений, но закон уже активно смотрит вперед в направлении всеобщей цифровизации.
С одной стороны, понятие мобильной медицинской бригады в новом Приказе №29н узаконено. И, казалось бы, теперь проведение выездных медицинских осмотров теперь разрешено. Но есть там одна формулировка, которую нельзя оставить без внимания: «Периодический осмотр работников может проводиться мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов в медицинской организации. Работники перед проведением периодических осмотров мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов проходят в медицинских организациях диагностические исследования». Это значит, что ПЕРЕД таким выездным медосмотром, например, на территории работодателя, сотрудник должен сдать все анализы и пройти необходимые диагностические исследования в медицинской организации, что в принципе сложно достижимо и проверяемо, поэтому выездным медосмотрам БЫТЬ!
Например, пришла проверка, инспектор задает вопрос: Где ваши работники сдавали анализы? Какие исследования делались выездной бригадой, а какие – в клинике? Соответственно, работодателю нужно заранее планомерно проводить надлежащее информирование работников о том, чтобы своевременно сотрудники предоставляли результаты анализов, которые были получены по месту прикрепления к медучреждению в рамках ОМС, либо результаты анализов сданных в той организации, с которой на медосмотры заключен договор у работодателя.
Согласно новому Приказу №29н, медицинские организации при проведении как предварительного, так и периодического медосмотра, должны учитывать результаты ранее проведенных медосмотров, данные диспансеризации или иных осмотров (проведенные не позднее 1 года), подтвержденных медицинскими документами в установленном порядке либо путем электронного обмена между медицинскими организациями.
Поэтому работодатель перед грядущим периодическим медосмотром теперь может вежливо попросить своих сотрудников обратиться в поликлинику по месту жительства или регистрации для прохождения диспансеризации. Ее результаты нужно приложить к направлению на медосмотр. Эти результаты должны принять в медицинской организации, с которой заключен договор на проведение медосмотров, и не учитывать их в стоимости медосмотров.
Точно по такой же схеме медицинская организация должна принять результаты прошлого медосмотра (например, с предыдущего места работы) или в случае, если направляемый сотрудник недавно лежал в стационаре и проходил часть обследований (ЭКГ, общий анализ крови, мочи и т.д.).
Конечно, если при осмотре терапевта выявлены симптомы какого-либо заболевания, медучреждение имеет право отправить на повторное проведение обследования такого сотрудника.
Например, если у обследуемого в течение прошлого года была проведена ЭКГ и все показатели в норме, но пульс выше нормы – в таком случае врач имеет право отправить на повторное ЭКГ такого сотрудника.
Да, не все медицинские организации заинтересованы принимать заключения от сторонних/конкурирующих медучреждений. Но, согласно Приказу № 29н, обязаны! Если у вас заключен договор с медорганизацией на 2021 год согласно Приказу № 302н, и работники начали проходить его по графику, после 1 апреля перезаключать договор не нужно! Достаточно заключить доп.соглашение, зафиксировать цены на дополнительные исследования – на осмотр невролога и УЗИ малого таза. В идеале переработать спецификацию услуг по позициям, чтобы не платить за те исследования, которые сотрудник предоставит из сторонней медицинской организации.
Согласно новому Приказу №29н, теперь работодатель имеет право отправить на внеочередной медосмотр при наличии рекомендаций по итогам медицинских осмотров или после нетрудоспособности работника.
Бывали ситуации, когда после прохождения медосмотра, сотрудник уходил на длительный больничный с нехорошим диагнозом. И по выходу с больничного у работодателя были сомнения о возможности выполнения им обязанностей на рабочем месте с вредными и опасными факторами, но официально такого сотрудника нельзя было отправить на внеочередной медосмотр. А теперь можно. Это в разы снизит трудовые споры с сотрудником, в случае его отстранения от работы с последующим увольнением в связи с профнепригодностью после внеочередного медицинского осмотра.
Для всех категорий работников, направляемых на медицинский осмотр с 1 апреля 2021 года, добавилось обследование врача-невролога, а также обследование УЗИ малого таза, причем для всех работников-женщин 1 раз в год, независимо от их возраста. Маммография также стала ежегодным обследованием для женщин, а не 1 раз в 2 года, как было ранее, что существенно влияет на удорожание медосмотров женщин, чем и воспользовались абсолютное большинство медицинских учреждений России.
От работодателя требуется следующее.
Составить список работников, которые должны пройти медосмотр.
Издать приказ о прохождении работниками периодического медицинского осмотра.
Отправить поименный список в медучреждение, куда пойдут работники, за 2 месяца до медосмотра.
Отправить список в Роспотребнадзор по месту нахождения организации.
Вручить направления на медосмотр работникам под подпись.
Работники, в свою очередь, должны прийти в указанный день в медучреждение, пройти всех врачей, получить заключение. В противном случае работодателю придется отстранить их от работы.
Условия повышенной опасности накладывают дополнительную обязанность. Работники должны проходить не только медосмотр, но и проходить психиатра раз в 5 лет.
Все медосмотры оплачивает работодатель. Заставлять работников разбираться самим и вычитать расходы из зарплаты ему запрещено. Работодатель платит, даже если сотрудник не прошёл испытательный срок, уволился через две недели или обнаружил болезнь, которая препятствует трудоустройству.
Единственное исключение — работник прошел специалистов по своей инициативе. Ну, вдруг решил проверить своё здоровье за счёт компании. В этом случае компенсировать расходы не нужно.
Диспансеризация и медосмотр — это разные услуги с разными целями.
Во-первых, медосмотр обязателен, а диспансеризация добровольна. Она связана только с желанием человека узнать, здоров ли он, но не с работой.
Во-вторых, по результатам медосмотра врач-профпатолог делает вывод о профпригодности. В заключении по результатам диспансеризации об этом ничего не сказано.
Если работник идет на диспансеризацию, работодатель обязан освободить его от работы на 1 день с сохранением среднего заработка. Но вместо медосмотра отправлять на диспансеризацию нельзя.
Если работник не прошел медосмотр и приступил к работе, то на работодателя наложат штраф по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП.
15 000-25 000 рублей на должностное лицо,
15 000-25 000 рублей на ИП,
110 000-130 000 рублей на организацию.
Помните, что:
- Проходить медосмотр — это обязанность трудящихся на вредных, опасных работах, в сфере общественного питания, детских учреждений и с источниками повышенной опасности.
- Повторный медосмотр проводят по графику в соответствии с Порядком, который утверждён приказом № 302н. Внеочередной только в определенных случаях.
- Чтобы отправить работников на медосмотр, нужно подготовить списки, отправить их в медучреждение и Роспотребнадзор, издать приказ о прохождении медосмотра.
- Диспансеризацией медосмотр не заменяют.
- Если работник не прошел медосмотр и продолжил трудиться, то работодателя оштрафуют.
Ответы на вопросы
Правила поведения пользователей на сайте
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций и ИП, если иное не предусмотрено ст. 420 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ) в рамках, в частности, трудовых отношений.
Согласно п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.
Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами сумм выплат физическим лицам, приведенный в ст. 422 НК РФ, является исчерпывающим.
В пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ приведен перечень видов компенсационных выплат, установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), к которым относятся, в том числе, компенсации, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
На наш взгляд, суммы, оплаченные за прохождение периодических медицинских осмотров (обследований) работниками, для которых эти медицинские осмотры являются обязательными в соответствии с требованиями трудового законодательства, возмещаемые работодателем, который обязан организовать проведение этих медосмотров за счет собственных средств, не подлежат обложению страховыми взносами на основании пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ, поскольку носят компенсационный характер.
Однако представители финансового ведомства придерживаются противоположной позиции.
В Письме представители финансового ведомства высказали свою позицию в отношении обложения рассматриваемых выплат страховыми взносами.
А именно, возмещаемые организацией своим работникам суммы расходов работников по оплате медицинских осмотров не являются компенсационными выплатами, предусмотренными ТК РФ.
Таким образом, из письма следует, что суммы возмещения работникам расходов на прохождение обязательных медицинских осмотров подлежат обложению страховыми взносами.
В письме Минфина России от 02.02.2018 N 03-04-06/6205 указано, что если организация компенсирует работникам расходы по медицинскому обследованию (лечению) в медицинских учреждениях, то учитывая, что такие выплаты не поименованы в перечне сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, в ст. 422 НК РФ, данные суммы компенсации облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.
В то же время из Письма следует, что если работодатель осуществляет расходы на проведение медицинских осмотров работников в соответствии с положениями ст. 213 ТК РФ, то такие затраты не являются объектом обложения страховыми взносами.
Также считаем, что компенсация сотрудникам расходов на прохождение медицинских осмотров до поступления на работу не подлежат обложению страховыми взносами, как выплаты, производимые вне рамок трудовых отношений, так как сотрудник понес расходы на прохождение медосмотра до поступления на работу.
Однако мнение контролирующих ведомств по аналогичным вопросам обнаружить не удалось.
Отметим, что в Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ) присутствовала норма, аналогичная пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ.
В частности, согласно пп. «и» п. 2 части 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежали обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Отметим, что обнаружить какие-либо разъяснения уполномоченных органов, касающиеся порядка исчисления страховых взносов с сумм, возмещаемых работникам расходов на оплату предварительных медицинских осмотров (обследований), в период действия Закона N 212-ФЗ не удалось.
При этом суды, рассматривая аналогичные вопросы, разъясняли, что поскольку в определённых случаях прохождение медицинского осмотра для исполнения трудовых обязанностей необходимо в силу закона, оплата медицинского осмотра возложена на работодателя в силу закона, то возмещение работнику стоимости прохождения медицинского осмотра является компенсацией в целях применения пп. «и» п. 2 части 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, в соответствии с которым не подлежат обложению страховыми взносами.
Смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.03.2012 N Ф04-1187/12. Причем ВАС РФ определением от 20.07.2012 N ВАС-9128/12 поддержал эти выводы, отметив, что суммы возмещения организацией расходов физическим лицам в связи с прохождением ими медицинской комиссии при приеме на работу не являются объектом обложения страховыми взносами, так как носят компенсационный характер, и отказал в передаче дела в Президиум ВА�� для пересмотра в порядке надзора.
К аналогичным выводам пришли суды в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 26.08.2016 N Ф04-3258/16.
Следует отметить, что нормами действующего законодательства не урегулирована ситуация, когда работник в свой выходной день направлен на медосмотр.
По мнению Роструда, высказанному на его официальном сайте, прохождение работником медицинского осмотра в день, являющийся для него в соответствии с графиком работы выходным, должно осуществляться по правилам привлечения работников к работе в выходные или нерабочие праздничные дни. Дело в том, что согласно ч. 1 ст. 113 ТК РФ работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.
Работники привлекаются к работе в выходные и нерабочие праздничные дни с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений в частности, индивидуального предпринимателя (ч. 2 ст. 113 ТК РФ).
Напомним, что привлечение работников к работе в выходные и праздники без их согласия допускается в следующих случаях:
- для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
- для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;
- для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (при пожаре, наводнении, голоде, землетрясении, эпидемии или эпизоотии) и иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части (ч. 3 ст. 113 ТК РФ).
В других случаях привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ч. 5 ст. 113 ТК РФ).
К сведению:
По правилам ч. 8 ст. 113 ТК РФ привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.
Если работник не согласен на прохождение медицинского осмотра в выходной день, требовать от него этого работодатель не вправе. Привлечь работника к прохождению медосмотра в выходной или праздник работодатель может только с письменного согласия работника.
На практике довольно распространена ситуация, когда работодатель предлагает работнику пройти периодический медицинский
осмотр за свой счет, а затем возмещает ему расходы. В случае отказа работника от прохождения медосмотра на таких условиях работодатель не допускает его к работе. Правомерны ли действия работодателя?Как уже было отмечено, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр.
Что касается прохождения периодический медосмотров за счет работника с последующей компенсацией расходов, надо иметь в виду следующее.
Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение таких осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (п. 4 Порядка).
Следует отметить, что отсутствие договора об оказании услуг по проведению предварительных (периодический) медосмотров работников, заключаемого работодателем и медучреждением, не является нарушением действующего законодательства. При этом работодатель должен исполнить обязанность по организации проведения обязательных медицинских осмотров без заключения каких‑либо договоров с медицинской организацией. В таких случаях работодатель обычно выдает работнику направление на обязательный медицинский осмотр, а после его прохождения возмещает ему произведенные расходы.
Следует отметить, что Минфин придерживается иного мнения по данному вопросу. В Письме от 08.02.2018 № 03‑15‑06/7527 ведомство рассмотрело вопрос об обложении НДФЛ и взносами доходов работников организации пищевой промышленности в виде сумм оплаты прохождения ими обязательных медосмотров.
Чиновники указали на неправомерность популярной среди работодателей практики, при которой работники проходят данные
медосмотры за свой счет, а затем получают от работодателя компенсацию соответствующих расходов.Как отмечено в письме, предусмотренные ст. 213 ТК РФ медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя, оплата предварительных медицинских осмотров работников за счет их собственных средств с последующим возмещением таких расходов работодателем законодательством не установлена.
Хотя ТК РФ не конкретизирует, каким именно образом работодатель должен оплатить работникам прохождение медицинских осмотров, по смыслу п. 23, 25, 26, 42, 44 Порядка для целей проведения периодический медосмотров работников предполагается непосредственное взаимодействие между работодателем и медицинской организацией. Фактически исполнение содержащихся в данных нормах требований без установления договорных отношений между указанными сторонами невозможно.
Таким образом, работодатель, направляющий своих работников на медосмотры, обязан оплачивать соответствующие услуги медицинской организации самостоятельно в рамках договора с ней. Следовательно, ситуация, при которой договор с медицинской организацией на проведение обязательных медицинских осмотров работодатель не заключает, а лишь компенсирует расходы работников, которые самостоятельно оплачивают медицинские услуги в рамках проведения медосмотров, может расцениваться как нарушающая требования законодательства об охране труда и работодатель может быть привлечен к административной ответственности. В частности, к такому выводу пришли арбитры в Постановлении Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 13.05.2015 № 12‑232/2015.
Для отдельных категорий работников может быть установлено требование о прохождении обязательного медицинского осмотра в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены).
Необходимость прохождения таких осмотров может предусматриваться Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (ч. 3 ст. 213 ТК РФ).
К числу работников, которые должны проходить такие медосмотры, относятся, в частности, следующие.
Категория работников
Нормативные акты
Водители транспортных средств, в частности, служебных легковых автомобилей
Часть 3 ст. 213 ТК РФ, абз. 3, 4 п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196‑ФЗ, Приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»
Работники, непосредственно занятые на работах, связанных с обслуживанием объектов электроэнергетики
Абзац 1 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 26.03.2003 № 35‑ФЗ, Порядок проведения осмотров, утвержденный Приказом
Минэнерго РФ от 31.08.2011 № 390 (в соответствии с абз. 2
п. 3 ст. 28 Федерального закона № 35‑ФЗ и на основании положений абз. 1 п. 1, пп. 4.2.15 п. 4 Положения о министерстве энергетики РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 № 400)Работники железнодорожного транспорта, которые осуществляют деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и перечень профессий которых определяет федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта
Абзац 3 п. 3 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 17‑ФЗ, Порядок проведения осмотров, утвержденный Приказом Минтранса РФ от 16.07.2010 № 154 (в соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 25 Федерального закона № 17‑ФЗ и на основании положений абз. 1 п. 1, пп. 5.2.55 п. 5 Положения о Минтрансе РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 395)
Члены экипажей гражданских воздушных судов, диспетчеры управления воздушным движением
Пункты 1, 1.10 приложения 14 к Федеральным авиационным правилам «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» (ФАП МО ГА-2002), утвержденным Приказом Минтранса РФ от 22.04.2002 № 50
Работники, занятые на подземных работах
Часть 5 ст. 330.3 ТК РФ, п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 608, Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, который в части правил проведения предсменных и послесменных медосмотров распространяется, в частности, на работников, занятых на подземных работах, утвержденный Приказом Минздрава РФ № 835н
Как учитывается время на обязательное прохождение медосмотров в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены)? Согласно ч. 3 ст. 213 ТК РФ время, затраченное на осмотры, включается в рабочее время.
Например, рабочий день сотрудника составляет восемь часов: с 8.00 до 17.00 (включая часовой обеденный перерыв). Должность предусматривает ежедневный медицинский осмотр работников в начале смены. Следовательно, осмотр может начаться в 8.00 и независимо от его продолжительности (10, 20 или 35 минут) работник должен закончить смену в 17.00.
Допуск к исполнению трудовых обязанностей работника, который не прошел в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр, обязательный медицинский осмотр в начале рабочего дня (смены), обязательное психиатрическое освидетельствование или имеет медицинские противопоказания, может повлечь административное наказание по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа:
- на должностных лиц и ИП – в размере от 15 000 до 25 000 руб.;
- на юридических лиц – в размере от 110 000 до 130 000 руб.
Работодатели также могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, если в нарушение государственных нормативных требований охраны труда они не организовали проведение иных предусмотренных законом медосмотров (например, обязательного послерейсового медосмотра водителя, который занят перевозкой пассажиров).
В случае повторного совершения аналогичных правонарушений указанные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Прохождение медосмотра работниками: актуальные вопросы из практики
Перечислим основные моменты, обозначенные в статье:
- обязательные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя. При этом можно обратиться в ФСС за финансовым обеспечением проведения таких осмотров;
- работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр;
- если работник не согласен на прохождение медицинского осмотра в выходной день, требовать от него этого работодатель не вправе. Привлечь его к прохождение медосмотра в выходной или праздник работодатель может только с письменного согласия работника;
- не является нарушением законодательства отсутствие договора об оказании услуг по проведению предварительных (периодических) медосмотров работников, заключаемого работодателем и медучреждением. Работодатель может выдать работнику направление на обязательный медицинский осмотр, а после его прохождения возместить ему произведенные расходы. Вместе с тем, учитывая позицию Минфина и судебную практику, лучше организовать проведение медосмотров путем оформления договорных отношений с медучреждением;
- по мнению ВС РФ, проходить ежегодные обязательные медосмотры должны все сотрудники, работающие на предприятиях торговли. При этом не имеет значение, чем торгует фирма: пищевыми продуктами или непищевыми товарами;
- если для отдельных категорий работников установлено требование о прохождении обязательного медицинского осмотра в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены), время, затраченное на такой осмотр, включается в рабочее время;
- за несоблюдение требований по проведению обязательных
медосмотров работодатель и его должностные лица могут быть
привлечены к административной ответственности. В частности,
допуск к работе сотрудника, не прошедшего медосмотр, если законодательством установлена обязанность его прохождения, грозит штрафом в размере до 130 000 руб.
[1] Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н (действуют в редакции от 31.10.2017).
[2] 52‑ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
По приказу Минздрава медосмотры нужны людям на вредных и опасных работах или тем, кто работает с людьми. Бухгалтеры, логисты, директора по продажам обычно сидят в офисе за компьютером и редко общаются с клиентами вживую. Кажется, ничего вредного в такой работе нет, поэтому проходить медосмотр не нужно. Но это не так.
После медосмотра сотрудник должен принести подтверждение, что был у врачей. Если сотрудника отправили на медосмотр, а он его не прошел, его отстраняют от работы. Вот когда пройдет осмотр, тогда и может вернуться к работе.
Чтобы отстранить сотрудника, оформляют приказ в произвольной форме. Главное — указать:
- фамилию, имя, отчество работника, его должность;
- причину. Можно написать так: «Сотрудник отстраняется от работы, потому что не прошел периодический медосмотр. Основание — часть 1 статьи 76 ТК РФ;
- срок отстранения — пока не пройдет медосмотр;
- обстоятельства, которые подтверждают, по чьей вине сотрудник не прошел медосмотр. Если сотрудник сам не пришел на медосмотр или проспал, день медосмотра не оплачивают;
- документы, которые подтверждают, что сотрудник не прошел медосмотр.
Сотрудник должен подписать приказ. А если отказывается — придется оставить акт.
Для того чтобы направить соискателя на медосмотр, выдайте направление, в котором укажите:
- наименование структурного подразделения, в котором будет занято лицо, поступающее на работу;
- наименование должности (профессии) или вида работы;
- вредные или опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным (периодическим) осмотрам.
Направление на медосмотр выдает работник кадровой службы, а информацию для включения в направление готовит служба охраны труда.
Бланк направления на медосмотр содержит персональные данные, поэтому вручается напрямую соискателю, под подпись в журнале или другом учетном документе произвольной формы.
Работодатель организует учет выданных направлений на медосмотр. В какой форме вести такой учет направлений, определите в локальных нормативных актах.
Если специальная оценка условий труда (СОУТ) в организации еще не проводилась, специалист по охране труда должен воспользоваться результатами производственного контроля, а также учесть информацию из эксплуатационной документации на материалы и сырье. Это позволит определить, по каким факторам отправить соискателя на медосмотр при приеме на работу.
Непроведение СОУТ не является основанием для того, чтобы не направлять соискателя на предварительный медосмотр. После проведения СОУТ сможете отредактировать список контингентов. Не забудьте передать актуализированный список в Роспотребнадзор.
Когда сотрудникам нужен медосмотр
- Решение Верховного суда: Решение N АКПИ16-1323, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция Согласно взаимосвязанным положениям частей первой и второй статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники медицинских организаций проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний…
- Решение Верховного суда: Решение N АКПИ16-290, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция Частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти…
- Решение Верховного суда: Решение N АКПИ14-1606, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция Довод заявителей о противоречии оспариваемых положений статье 213 Трудового кодекса Российской Федерации является несостоятельным…
Главной целью этого мероприятия является выявление объективного состояния здоровья работника или претендента на место, а также установление противопоказаний, препятствующих трудоустройству. Для отдельных сфер деятельности законодатель устанавливает обязательное требование о посещении врачей:
- сфера общепита и розничной торговли (медосмотр для медкнижки должен проводиться при трудоустройстве на любую точку общепита);
- детские и медицинские учреждения;
- работа с вредными производственными факторами, опасными или экстремальными условиями труда;
- постоянная занятость на источниках повышенной опасности (например, общественный транспорт);
- прохождение службы в МВД, МО РФ, трудоустройство на должность судьи и т.д.
Для каждой из указанных сфер деятельности установлен свой перечень противопоказаний — при их выявлении в трудоустройстве будет отказано на законном основании. Направление на медосмотр выдается работодателем при рассмотрении заявления от гражданина, а отказ от прохождения медкомиссии влечет отказ в приеме на должность.
Если в направлении не указана конкретная клиника, пройти всех медспециалистов можно в обычной поликлинике по полису ОМС, а также в частных лечебных заведениях. Медучреждения, имеющие лицензию на проведение медосмотров, обязаны выдать справку с указанием результата обследования и списков противопоказаний. Для трудоустройства в государственные и муниципальные органы процедура проводится по месту жительства, так как только в этом случае можно получить сведения о постановке на диспансерный учет.
Кроме посещения специалистов, сотрудник должен сдать ряд анализов и пройти несколько обязательных обследований:
- флюорографию;
- общий анализ крови и мочи;
- ЭКГ;
- для сотрудников старше 40 лет — измерение артериального давления, маммография (для женщин).
По предписанию врачей могут быть назначены углубленные обследования и дополнительные процедуры, если это необходимо для уточнения диагноза или наличия противопоказаний к службе.
Прохождение медосмотра является обязанностью каждого сотрудника, а в отдельных сферах деятельности его нужно пройти и для трудоустройства. Уклонение от этой процедуры недопустимо. Выявленные противопоказания могут являться основанием для перевода на другую работу или увольнения. Перечень врачей утверждается на законодательном уровне или локальными актами работодателя.
Действующее трудовое законодательство защищает права работников на безопасность и сохранение их здоровья при выполнении должностных обязанностей. Основным инструментом достижения этой цели становится организация регулярного контроля их состояния, если характер их работы представляет потенциальную угрозу для здоровья. Обязанность по организации такой работы установлена требованием о медосмотрах в приказе 302н от 12.04.2011 г. с приложениями и указаниями для работодателей.
Приказ № 302н предусматривает два основных типа осмотров, выполняемых для минимизации риска негативного воздействия производственных факторов на персонал:
- предварительные медицинские осмотры при приеме сотрудника на работу, которые «проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний»;
- периодические медосмотры, которые проводятся для оценки динамики их состояния в условиях воздействия вредоносных факторов производства.
Сейчас приказ Минздрава 302н о медосмотрах применяется в двух случаях: если сотрудник подвергается воздействию вредных и опасных факторов, перечисленных в приложении № 1 к этому приказу, или он работает на одной из должностных позиций, указанных в приложении № 2. Во всех случаях проведение необходимых диагностических процедур осуществляется за счет работодателя.
Предварительные медосмотры работников: кого направить обязательно
Порядок проведения предварительных осмотров, установленный в приказе Минздравсоцразвития 302н от 12.04.2011 с изменениями на 2021 год о направлении на медосмотр, описан в разделе II. Для организации такого обследования работодатель составляет направление в медицинскую организацию, в котором указывается характер планируемых работ и список опасных факторов, воздействию которых подвергнется сотрудник. Со своей стороны работник обязан подготовить документы, удостоверяющие его личность, а при желании – выписку из своей карты, которая позволит более полно установить реальное состояние его здоровья и его изменения.
С этими документами он отправляется в медучреждение. Информация о том, какие врачи и анализы потребуются на предварительном медосмотре при приеме на работу, содержится в пункте 9_1 порядка, утвержденного приказом № 302н. Он предусматривает, что в отношении работника проводятся:
- анкетирование;
- сбор анамнеза и выявление личных факторов риска изменения здоровья – например, курение, наличие наследственных заболеваний и проч.;
- ряд анализов крови и мочи;
- замер артериального и внутриглазного давления;
- исследование сердечно-сосудистого риска и изменений сосудистой системы;
- флюорография.
Пункт 9_1 порядка, утвержденного приказом № 302н:
«Все женщины осматриваются врачом — акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследования; женщины в возрасте старше 40 лет проходят маммографию обеих молочных желез в двух проекциях. Маммография не проводится, если в течение предшествующих 12 месяцев проводилась маммография или компьютерная томография молочных желез».
По окончании осмотра на соискателя заполняется карта, в которой указываются данные всех выполненных исследований, а также составляется заключение, в котором фиксируется наличие противопоказаний к будущей работе и группа здоровья.
Пункт 14 порядка, утвержденного приказом № 302н:
«Заключение составляется в четырех экземплярах и не позднее 5 рабочих дней выдается: лицу, поступающему на работу, второй — приобщается к медицинской карте, оформляемой в медицинской организации, в которой проводился предварительный осмотр, третий — направляется работодателю, четвертый — в медицинскую организацию, к которой лицо, поступающее на работу, прикреплено для медицинского обслуживания».
Частота проведения периодического обследования в ходе дальнейшей работы определяется характером обязанностей сотрудника и вредоносных факторов, которые воздействуют на него. Вне зависимости от установленной частоты сотрудники, не достигшие возраста 21 года, должны проходить осмотры ежегодно, — уточняет пункт 17 порядка, утвержденного приказом № 302н. Проведение таких обследований осуществляется группами: для этого работодатель составляет поименный список, в котором указываются вредные и опасные факторы, воздействующие на сотрудников. Информация о включении в такой список в 10-дневный срок направляется в территориальный орган Роспотребнадзора.
Не позже чем за два месяца до планируемой даты обследования такие списки направляются в медицинскую организацию, где оно будет проходить. На этом основании она составляет календарный план выполнения необходимых процедур. Сейчас по приказу Минздрава 302н направление на медосмотр по профессиям предполагает следующие исследования:
- анкетирование;
- сбор анамнеза и выявление индивидуальных факторов риска изменения здоровья;
- расчет индекса массы тела;
- ряд анализов крови и мочи;
- измерение артериального и внутриглазного давления;
- электрокардиография;
- определение и изменений сосудистой системы;
- для женщин – осмотр гинеколога. Соискательницы в возрасте старше 40 лет в обязательном порядке проходят маммографию.
В этой ситуации заключение по результатам выполненного обследования составляется в пяти экземплярах, в отличие от предварительного медосмотра. Здесь изменение заключается в том, что дополнительный пятый экземпляр с письменного согласия сотрудника направляется в Фонд социального страхования. Если по итогам периодического обследования у сотрудника были выявлены противопоказания к дальнейшей работе на этой должностной позиции, его направляют на экспертизу профессиональной пригодности в уполномоченную организацию.
Пункт 40 порядка, утвержденного приказом № 302н:
«В случае подозрения о наличии у работника профессионального заболевания при проведении периодического осмотра медицинская организация выдает работнику направление в центр профпатологии или специализированную медицинскую организацию, имеющую право на проведение экспертизы связи заболевания с профессией».
Сейчас приказ 302н с изменениями от 07.01.2020 является основным нормативным документом, который регулирует порядок проведения обязательных обследований для работников предприятий. Этот приказ состоит из трех основных разделов:
- список вредных и опасных факторов, при наличии которых на рабочих местах проведение медосмотров становится обязательным (приложение №1);
- список видов работ, выполнение которых предусматривает обязательное участие работников в обследованиях (приложение № 2);
- правила выполнения обследований для персонала предприятий.
Скачать приложение 1 и 2 к приказу 302н о медосмотрах с изменениями 2021 года
Этот правовой акт вступил в силу с 1 января 2012 года, то есть почти 10 лет назад. Ясно, что за это время ситуация в экономике и здравоохранении претерпела значительные изменения, что обусловило необходимость пересмотра положений этого документа.
Справедливости ради следует отметить, что вопрос изменения нормативной базы коснулся не только порядка проведения осмотра персонала компаний, но и других сфер деятельности. Дело в том, что сейчас Правительство реализует проект так называемой регуляторной гильотины – масштабной ревизии действующих правовых документов. По результатам значительную их часть упразднят как содержащую избыточные, дублирующиеся или устаревшие требования.
Пока приказ 302н по медосмотрам с изменениями на 2021 год продолжает действовать. Но Министерство здравоохранения РФ в течение нескольких месяцев разрабатывало и в конце января представило доработанный текст нового нормативного акта, который предполагает не только внесение серьезных изменений в порядок проведения медицинских осмотров, но и пересмотр самой структуры документа.
Теперь решение принято окончательно: 29 января 2021 года Минюст зарегистрирован Приказ Минздрава № 29н от 28.01.2021 года. Это значит, что приказ Минздрава 302н по профосмотрам с изменениями на 2021 год отменен с 1 апреля 2021 года. Вместо трех приложений остается всего два: порядок организации медосмотров и объединенный перечень противопоказаний к выполнению конкретных видов работ.
Эксперты указывают, что наиболее важными изменениями, зафиксированными в тексте проекта, можно считать следующие.
Уже в ближайшем будущем работники станут проходить медосмотр по новым правилам, содержащимся в приказе №29н. Новый нормативный документ, регулирующий правила медицинских осмотров работников, имеет ограниченный срок действия: его окончание запланировано на 1 апреля 2027 года. Основными изменениями, внесенными в порядок проведения обследований по сравнению с прежним, стали:
- возможность проведения медосмотра мобильными бригадами медицинских специалистов — после предварительного прохождения обязательных обследований в медучреждении;
- необходимость указания номера полиса ОМС в направлении на медосмотр;
- возможность формирования ряда важных документов, включая направление, в электронном виде;
- возможность проведения части процедур в рамках медосмотра в форме диспансеризации;
- привязка медицинских противопоказаний к выполнению работ к Международной классификации болезней МКБ-10.
Для работников, которые трудятся во вредных условиях или на опасных позициях, прохождение медосмотра является обязательным – обязанность проводить профосмотр по приказу 302н перенесли и в новый документ. Положения статьи 5.27.1 КоАП РФ в этом отношении не претерпят изменений: они предусматривают серьезные санкции для нарушителей этого требования:
- для руководящего состава компании, нарушившего приказ № 302н, – штраф 15-25 тысяч рублей впервые, 30-40 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 3 лет – повторно;
- для ИП – штраф 15-25 тысяч рублей впервые, 30-40 тысяч рублей или остановка работы на срок до 90 суток – повторно;
- для юрлиц – штраф 110-130 тысяч рублей впервые, 100-200 тысяч рублей или остановка работы на срок до 90 суток – повторно.
Похожие записи: