Размещение претензий в реестре по 223 ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размещение претензий в реестре по 223 ФЗ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для заказчиков по 223-ФЗ и их должностных лиц предусмотрены довольно большие штрафы за нарушение порядка и сроков публикации документов в ЕИС:

  1. Если информация не размещена, то штраф для заказчиков составит 100-300 тыс. рублей, а для должностных лиц – 30-50 тыс. рублей.
  2. Если информация размещена с нарушением срока, штраф для заказчиков составит 10-30 тыс. рублей, а для должностных лиц 2-5 тыс. рублей.

Важно знать! Иногда бывает, что заказчик не успевает разместить информацию в срок из-за технических сбоев в ЕИС. В этом случае крайний срок отодвигается на 1 рабочий день с момента устранения всех неполадок в работе системы.

Закупки по 223-ФЗ: что заказчик должен размещать в ЕИС

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) в части размещения в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (далее — реестр договоров) информации и документов, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

В этой связи, следует учитывать, что письма Минфина России и его структурных подразделений не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену таких норм, а содержащаяся в них позиция является мнением ведомства и не может рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Также, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем Департамент считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с частью 5.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг заключаются заказчиком по результатам закупок, осуществляемых в соответствии с планом закупки (если сведения о таких закупках в обязательном порядке подлежат включению в план закупки согласно принятому в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона N 223-ФЗ порядку формирования этого плана), размещенным в единой информационной системе (если информация о таких закупках подлежит размещению в единой информационной системе в соответствии с Законом N 223-ФЗ), за исключением случаев возникновения потребности в закупке вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций.

Согласно подпункту 10 пункта 1 Требований к форме плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. N 932 план закупки товаров (работ, услуг) содержит срок исполнения договора (год, месяц).

Вместе с тем отмечаем, что в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Закона N 223-ФЗ порядок ведения реестра договоров, в том числе включаемые в него информация и документы о закупках, сроки размещения таких информации и документов в указанном реестре, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так, Правила ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. N 1132 (далее — Правила).

Пунктом 2 Правил установлен перечень информации и документов, подлежащих включению в реестр договоров.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 10 Правил в целях ведения реестра договоров заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор либо исполнения или расторжения договора — информацию и документы, указанные в подпунктах «ж», «з» и «л» пункта 2 Правил.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 2 Правил в реестр договоров включаются информация и документы, касающиеся результатов исполнения договора, в том числе оплаты договора, а также наименование страны происхождения поставленного товара в соответствии с общероссийским классификатором (в том числе в случае, если поставка товара предусмотрена условиями договора на выполнение работ, оказание услуг).

Таким образом заказчик в течение 10 дней со дня полного исполнения сторонами договора своих обязательств, предусмотренных договором по приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги и оплате договора, размещает в реестре договоров вышеуказанную информацию в порядке, предусмотренном Правилами.

Дополнительно отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2017 N 442 Федеральное казначейство определено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС), по созданию, развитию, ведению и обслуживанию ЕИС, а также согласно пункту 5 Правил Федеральное казначейство обеспечивает ведение реестра договоров в ЕИС, в связи с чем в случае необходимости получения дополнительной информации по вопросу, указанному в обращении, за��витель вправе обратиться в Федеральное казначейство.

Заместитель директора Департамента Д.А. Готовцев

Доступ к системе «Электронный бюджет» осуществляется при помощи личного кабинета на официальном сайте (без дополнительной регистрации). Если при входе в реестр сайт выдает ошибку («нет права доступа»), тогда следует зайти в раздел «управление пользователя организации» и добавить права.
Организатор закупок согласно п.2 Правил ведения реестра вносит в него необходимые данные. При заполнении сведений в реестре часть из них уже будет указана (например, информация о заказчике), еще часть можно будет найти в выписках ЕГРЮЛ/ЕГРИП, а некоторые данные придется искать самим. Чтобы облегчить себе работу, заказчик может предусмотреть в заявках, анкетах, которые подают участники, предоставление необходимых сведений (например, код ОКПО, ОКТМО, ОКОПФ). В дальнейшем закупщику не составит труда перенести данную информацию на сайт, нажав одну кнопку на ЭТП. Действия заказчика, касающиеся заполнения сведений в реестре, будут отражены в «журнале событий» (дата и время создания, редактирования, публикации информации, наименование пользователя (организации).

Часть 5 статьи 4 223-ФЗ обязывает заказчика разместить в ЕИС информацию при внесении изменений в срок договора по 223-ФЗ, его цену и объем поставки. Эта норма не применяется только в отношении сведений, которые относятся к государственной тайне.

После того как дополнительное соглашение подписано и вступило в силу, заказчик публикует в ЕИС данные об изменении договора по 223-ФЗ, срок размещения – 10 рабочих дней. Неисполнение данного требования юридическим лицом наказывается штрафом от 10 до 30 тысяч рублей. При этом персональную ответственность несет контрактный управляющий, который также будет оштрафован на сумму от 5 до 10 тысяч рублей.

Публикация сведений в ЕИС осуществляется по следующему алгоритму:

  1. На сервисе Единой информационной системы посредством ее функционала вносятся данные относительно изменения договора по 223-ФЗ.
  2. Дополнительное соглашение сканируется, файл размещается в системе. Также документ может быть оформлен сразу в электронном виде.
  3. Сведения по изменению договора по 223-ФЗ представляются в ЕИС в виде карточки с прикрепленными к ней документами, этот блок заказчик заверяет квалифицированной ЭП.

Если выбор исполнителя контракта проводился через конкурентную процедуру, то изменение срока договора по 223-ФЗ крайне нежелательно. Контролирующие инстанции в таком факте с большой долей вероятности усмотрят ограничение конкуренции и применят соответствующие санкции к заказчику.

15. Каков порядок защиты прав и интересов заказчиков и участников закупки?

Включению не подлежат сведения, которые:

  • составляют гостайну;
  • не размещаются по специальному решению правительства;
  • относятся к закупкам со стоимостью не более 100 000 руб. (500 000 руб. — для крупных заказчиков с оборотом свыше 5 млрд рублей);
  • относятся к закупкам банковских услуг;
  • относятся к сделкам с недвижимостью.

Юридическая фирма «BRACE» имеет большой практический опыт в сфере разрешения споров на досудебном и судебном уровне в сфере государственных и корпоративных закупок и оказывает юридическое сопровождение торгов. Наши специалисты готовы помочь Вам в подготовке и направлении претензии, а также организации претензионной работы.

Мы предлагаем следующие услуги сторонам контрактов / договоров, заключенных в рамках государственных и корпоративных закупок:

  1. анализ представленных документов и формирование правовой позиции, а также выявление рисков и возможных неблагоприятных последствий;
  2. предложение вариантов решения спорной ситуации;
  3. устное или письменное консультирование по порядку составления претензии;
  4. подготовка претензии и пакета обосновывающих ее документов;
  5. направление претензии контрагенту.
  • Обжалование действий (бездействий) заказчика и иных лиц в контролирующем органе в соответствии с 44-ФЗ
  • Обжалование действий (бездействий) заказчика и иных лиц в контролирующем органе в соответствии с 223-ФЗ
  • Подготовка запросов о разъяснении положений документации о закупке
  • Разработка и правовая экспертиза документации о закупке
  • Разработка и правовая экспертиза положения о закупках
  • Юридическая экспертиза контрактов и договоров по 44-ФЗ и 223-ФЗ
  • Юридическое консультирование по вопросам закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ
  • Представление интересов в суде по спорам, связанным с государственными закупками в рамках 44-ФЗ
  • Судебное представительство по спорам, связанным с корпоративными закупками в рамках 223-ФЗ
  • Судебные разбирательства и разрешение споров
  • Сопровождение коммерческой деятельности
  • Международное торговое право и иностранные инвестиции
  • Недвижимость
  • Государственные и корпоративные закупки
  • Антимонопольное право
  • Здравоохранение и фармацевтика
  • Торговля
  • Транспорт и логистика
  • Банки и финансовые институты
  • Технологии, медиа и телекоммуникации (TMT)
  • Энергетика
  • Строительство

Как жаловаться в ФАС в закупках по 223‑ФЗ

В данном документе должны присутствовать следующие сведения:

1) данные нарушителя;

2) сведения о заявителе;

3) информация о конкретном обжалуемом тендере;

4) причина конфликта и доводы жалобщика;

5) перечень прилагаемых к обжалованию документов;

6) личная подпись автора обращения, либо его доверенного лица с приложением соответствующего документа о доверенности составитель, либо его представитель. Во втором случае необходимо к документам приложить доверенность. Обращения без подписи рассматриваться не будут; это касается и электронных документов, где потребуется электронная подпись.

Конфликты с тендерами, НМЦК которых превышает миллиард рублей, рассматривает только центральный офис ФАС, прочие случаи отправляются на рассмотрение в региональные отделения.

По 223 ФЗ расторжение договора может происходить следующими способами:

  • по соглашению обеих сторон;
  • в одностороннем порядке;
  • согласно вынесенному судебной инстанцией решению.

Гражданский кодекс в статье 450 предусматривает возможность расторжения договора по соглашению сторон. Однако это должно быть прописано в тексте контракта.

Такой вариант считается наиболее удобным в силу минимального риска неблагоприятных последствий. Инициатором может стать любая сторона, будь то заказчик либо поставщик. Соглашение допускается в ситуации, когда исполнение договорных обязательств не несет выгоды одному из участников договорных отношений, в то время как у второго нет возражений. Законодательные ограничения для реализации процедуры отсутствуют, если таковые не прописаны в положении о закупке.

Процедура следующая. Одна сторона должна выслать уведомление второй. В тексте должно быть сказано о невозможности продолжить контрактные отношения и оговорена просьба об их прекращении. При отсутствии возражений от второй стороны можно подписывать соглашение о расторжении. Его форма идентична контракту — пункт 1 статьи 452 ГК РФ. Далее документация публикуется в единой информсистеме. Такой отказ от исполнения договорных обязательств предпочтителен в силу того, что данные о поставщике не передаются в РНА. Его репутация остается неиспорченной. В том случае, когда контрактные обязательства расторгаются после поставки части ТРУ, заказчику надлежит вернуть переданные ему материальные ценности. От поставщика же требуется произвести возврат перечисленных за них денег.

В одностороннем внесудебном порядке расторгнуть договор можно лишь в тех случаях, которые упомянуты в его тексте либо в положении о закупке или ГК РФ. Односторонний отказ от контракта допускается. Точный порядок выполнения процедуры в ФЗ №223 не оговорен. Это нужно прописать самому заказчику в положении о закупке.

Среди основных причин отказа от договора могут быть:

  • Сорванные сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
  • Повторяющиеся нарушения прописанных в тексте контракта сроков исполнения обязательств.
  • Поставка некачественной продукции, а также неустранение недостатков в оговоренные заказчиком сроки. Сюда же относятся ситуации, когда выявленные недочеты неустранимы и слишком значимы.
  • Если речь идет о заказчике, то здесь причинами отказа от договора могут быть:

    • длительная по времени задержка оплаты оказанных услуг, выполненные работы либо поставленные товары;
    • отсутствие обоснования в отказе принимать ТРУ.

    Заказчику дается право расторжения контракта при обнаружении факта подделки данных победителей закупочного мероприятия при подаче с их стороны заявки на участие.

    Порядок действий таков:

  1. По 223 ФЗ расторжение договора происходит так. Заказчику нужно отправить извещение исполнителю. В тексте должны быть приведены данные о расторгаемом контракте и причина этого действия. На устранение недостатков отводится 10—30 суток. Отправление должно быть вручено контрагенту заказным письмом с уведомлением либо под расписку о вручении с курьером.
  2. Если описанные недостатки не были устранены исполнителем в оговоренные сроки, контракт считается расторгнутым в автоматическом режиме.
  3. Если были допущены серьезные нарушения подрядчиком взятых на себя обязательств, заказчик отправляет данные о нем в РНП.

С момента получения уведомления контрактные обязательства прекращаются.

Неправильно выполненная процедура отказа от исполнения договорных обязательств влечет неприятные последствия для обеих сторон. Для поставщика это попадание в РНП, что чревато наложением запрета на участие в закупочных мероприятиях на протяжении 2 лет. Об этом говорится в тексте ФЗ №223. Также поставщику придется выплатить неустойку или же штраф, возместить причиненные убытки. Заказчику придется снова проводить закупочную процедуру, причем не исключено, что понадобится повысить цену. Также может быть наложен административный штраф, если договорные обязательства были разорваны с нарушениями. Поставщик может подать жалобу в ФАС или же иск в судебную инстанцию. В итоге заказчик сам станет ответчиком, если было нарушено законодательство.

Только если не удалось решить вопрос описанными двумя способами, приходится обращаться в суд.

Для поиска наиболее выгодных предложений в сфере закупок стоит воспользоваться сервисом Астрал.Поставщик.

Внести изменение в договор можно и по другому поводу. Одним из них является пролонгация заключенного по ФЗ №223 контракта. Такая возможность предусмотрена положениями нормативного акта. ФЗ №223 допускает добавление в текст контракта почти любого условия, не противоречащего ГК РФ. Разрешено корректировать объем ТРУ, стоимость контракта и точную дату его исполнения. Все это оговорено в части 1 статьи 450 ГК РФ и части 5 статьи 4 ФЗ №223. Число пролонгаций регламентировано лишь положением о закупке.

Есть также нюансы. Пролонгировать контракт с единственным поставщиком становится возможно лишь в том случае, когда это оговорено в положении о закупке и самом договоре. При отсутствии в ЕИС публикации о контракте по причине его малого объема, в то время как пролонгация привела к росту стоимости контракта до 100 тысяч рублей и более, надлежит отправить данные о договоре, чтобы его включили в реестр. Также нужно принять решение о публикации информации о самой закупочной процедуре согласно положению.

ФЗ №223 считается более лояльным в сравнении с ФЗ №44. Внесение корректировок в контракт допускается и в одностороннем порядке — такие ситуации описаны в статье 450 ГК РФ либо в самом тексте договора.

Повысить цену контракта согласно ФЗ №223 можно в таком случае:

  • Если обе стороны достигли соглашения в этом вопросе. Заказчик может понять, что поставщику в связи с дополнительными затратами не под силу качественно и в оговоренный срок исполнить взятые на себя обязательства. Более выгодным станет повысить сумму вознаграждения.
  • Опция корректировки цены договора указана в положении о закупках. Даже если пункта не было изначально, заказчик имеет право внести его.

Если речь идет о повышении цены контракта в судебном порядке, понадобится доказать, что имели место следующие обстоятельства:

  • Договор был подписан до получения сведений о повышении ставки НДС.
  • В договорных условиях отсутствуют непосредственные указания на риск, возникающий для поставщика в случае изменения обстоятельств исполнения прописанных обязательств.
  • Убытки для поставщика в связи с ростом ставки НДС получаются слишком значительными в соотношении с себестоимостью закупки.

В этом случае есть шанс на корректировку цены контракта согласно ФЗ №223.

Данные о подписании допсоглашения должны быть отправлены в ЕИС в течение 10 суток с момента, когда было принято решение о корректировках. Это прописано в ФЗ №223. Нормативный акт указывает на то, что данные должны быть опубликованы в ЕИС в том случае, когда цена договора изменилась в сравнении с итоговым протоколом. Поправки следует направить и в реестр контрактов, которые были заключены по итогам закупки согласно Постановлению Правительства №1132.

Изменение цены должно иметь под собой веские причины. В противном случае пересмотр стоимости контракта подлежит обжалованию. Заказчик несет ответственность за нарушение принципов конкуренции. Это подразумевает его проверку на предмет коррупционного сговора с поставщиком.

Отказ заказчиков от закупочной процедуры никак не регламентирован ФЗ №223. В тексте нормативного акта практически нет ограничений в этом вопросе.

Допускается и внесение корректировок в аукционные документы. Достаточно лишь, чтобы такое действие было предусмотрено положением о закупке и сопутствующей документацией. Сделанные поправки понадобится опубликовать в ЕИС. На это дается лишь 3 суток. Исходной точкой является дата принятия решения о внесении поправок. Также срок приема заявок после сделанных корректировок должен быть не меньше половины срока приема заявок, который указан в положении о закупке для электронного аукциона. В противном случае нужно в обязательном порядке увеличить дату окончания подачи заявок.

Разобраться, как действовать в той или иной ситуации, позволит Астрал.Тендер. Эксперты поделятся актуальной информацией касательно работы на ЭТП.

Работаем с реестром договоров по 223-ФЗ по новым правилам с 22.02.2021

Чтобы избежать ошибок при осуществлении закупок по Закону № 223-ФЗ, необходимо периодически повышать квалификацию сотрудников, занимающихся закупками в организации, а также контролировать выполнение требований названного закона, нормативных актов, изданных для его исполнения, положения о закупке.



[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908.

Заказчики обязаны передавать информацию о недобросовестных поставщиках в ФАС. За непередачу такой информации оштрафуют: на 10–15 тыс. руб. специалиста по закупкам, на 30–50 тыс. руб. организацию заказчика (ст. 19.7.2–1 КоАП). Передавать надо информацию об уклонистах и участниках, с которыми договор расторгнут по суду за неисполнение условий договора. Смотрите в памятке, в каких случаях нужно направить информацию в ФАС.

Уклонист – это участник, который уклонился от заключения договора: своевременно не подписал договор или не предоставил обеспечение исполнения

Нарушитель – это поставщик, который нарушил условия договора, а заказчик через суд расторг с ним договор. Наличие судебного решения – обязательное условие

В ФАС нужно направить обращение о включении поставщика в РНП. Как составить такое обращение, смотрите образец.

В какие сроки направить информацию в ФАС

Сроки, в которые нужно отправить обращение, зависят от причины, по которой поставщика включат в РНП. Если победитель закупки уклонился от заключения договора, направьте в ФАС документы в срок 30 календарных дней с даты, когда заключите договор со вторым участником. Если второй участник закупки не заключил сделку, когда победитель отказался подписывать договор, информацию о нем направляйте в ФАС в течение 30 календарных дней с даты, когда истечет срок подписания договора. В тот же срок нужно направить документы, если уклонился от подписания единственный участник закупки. Если договор расторгли по решению суда, документы в ФАС направляют в течение 10 рабочих дней с даты, когда решение суда вступит в силу. Если закупка составляет государственную тайну либо Правительство приняло решение не размещать сведения о процедуре в ЕИС на основании частей 15 и 16 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, в ФАС направляют только сведения о нарушителе.

Автоматически в РНП не включают, ФАС сначала проверяет поступившую информацию. Причем проверять будут, даже если договор расторгнут по суду. Как проверяет информацию комиссия ФАС, говорится в приказе ФАС от 18.03.2013 № 164/13. У комиссии есть 10 дней на проверку поступившей информации. Комиссия выдает заключение, которое в течение двух рабочих дней направляют на согласование с руководителем ФАС. Руководитель издает приказ о включении в РНП. Само по себе заключение носит рекомендательный характер и не является окончательным. Как происходит включение в РНП, смотрите на схеме.

Блок-схема

В отличие от строгого 44-ФЗ он позволяет заказчикам самостоятельно разрабатывать правила проведения закупочных процедур, обязывая лишь прописывать эти правила в Положении о закупке. Из-за этого участвовать в торгах по правилам 223-ФЗ сложнее – в каждом конкретном случае приходится тщательно изучать документацию и подстраиваться под требования организатора торгов. Еще одна особенность – на должность специалиста по закупкам заказчик может назначать любого человека, независимо от наличия у него профильного образования.

О ведении реестра договоров по 223-ФЗ

Заказчики по 223-ФЗ сами устанавливают правила закупочных процедур, ориентируясь на требования, установленные законом. Правила фиксируются в Положении о закупке. Провести аукцион по 223-ФЗ можно на любой электронной площадке – сейчас их уже больше 150. При этом не имеет значения способ регистрации, закон допускает размещение торгов на площадках с бесплатной и платной регистрацией.

Отсканируйте оригинал с печатью ФНС – все страницы вместе с прошивкой. Текст должен хорошо читаться. Нужно предоставлять последнюю редакцию устава. Если вносились изменения, их тоже надо приложить. Если в торгах участвует юрлицо, прикладывается решение, если предприниматель – цветная копия всех страниц паспорта.

С 1 апреля 2021 года произойдут новшества в порядке проведения конкурентных электронных закупок среди субъектов МСП.

Во-первых, проведение электронного конкурса будет осуществляться без квалификационного отбора участников. Ранее это был один из обязательных этапов процедуры.

Во-вторых, электронный запрос предложений будет проводиться по правилам, предложенным для электронного конкурса. Подача окончательного предложения (дополнительного ценового предложения) новыми правилами не предусматривается.

Для заявки на участие в электронном аукционе предлагается структура из двух частей:

  1. Предложение по предмету закупки.

  2. Обязательные документы и информация, кроме ценового предложения.

Для заявки на участие в электронном запросе котировок потребуются только документы и информация, если это будет определено в закупочных документах.

Максимальный срок оплаты поставленных товаров по договору с участием только субъектов МСП, составляет не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара.

Со 2 января 2021 года при нарушении сроков оплаты по договору, заключенному с субъектом МСП, или по его отдельному этапу на заказчиков распространяется административная ответственность в виде штрафов.

☎ Связаться с нами!

4. Изменения в порядке закупок операторов по обращению с ТКО

С 1 января 2021 года вступают в силу изменения в закон № 223-ФЗ, устанавливающие, что при расходовании средств на закупки всеми лицами, осуществляющими регулируемые виды деятельности в области обращения с отходами, нормы указанного закона будут распространяться на региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Положения о закупках должны быть актуализированы, утверждены и размещены в ЕИС не позднее чем в течение 90 дней со дня вступления в силу поправок.

Мы бюджетное учреждение, работаем по 223-ФЗ. Договор на теплоснабжение на 2021 год — 350 000,00 рублей.

1. Надо ли вносить в план закупок эту сумму?

2. Надо ли создать извещение и опубликовать этот договор в ЕИС, и ежемесячно опубликовывать отчеты (платежные поручения и акты)?

Ответ

1. Да, договор на оказание услуг по теплоснабжению на сумму 350 000 необходимо внести в план закупок.

Вы вправе этого не делать лишь в том случае, если годовая выручка вашего учреждения за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей.

2. Да, создавать извещение и опубликовывать его в ЕИС необходимо. Также необходимо ежемесячно вносить в реестр договоров сведения об исполнении договора.

  1. КАК ЗАКАЗЧИКУ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАТА
  2. Контракт, заключенный с победителем закупки, предоставившим недостоверные сведения
  3. ПРЕТЕНЗИЯ ЗАКАЗЧИКУ
  4. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПЕРВИЧНОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗАКАЗЧИКУ
  5. КАК ЗАКАЗЧИКУ ОБЖАЛОВАТЬ РЕШЕНИЕ ФАС В СУДЕ
  6. КАК ЗАКАЗЧИКУ ОСПОРИТЬ ШТРАФ В СУДЕ
  7. ВКЛЮЧЕНИЕ СВЕДЕНИЙ ОБ УЧАСТНИКАХ ЗАКУПОК В РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ
  8. КАК ЗАКЛЮЧИТЬ КОНТРАКТ СО ВТОРЫМ УЧАСТНИКОМ
  9. ЖАЛОБЫ ПО 44-ФЗ
  10. РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ

Инструкция по составлению и заполнению реестра договоров по 223-ФЗ

Разберемся, какие схемы оценки участников вправе использовать заказчик (ПП № 1085 от 28.11.2013).

Способ 1. Установить формулу расчета, которая учитывает наибольшее или наименьшее количество предоставляемых документов.

Заказчику важно, сколько исполнено договоров. Тому поставщику, который предоставил наибольшее количество, присваивается наивысший балл. Срабатывает механизм: «чем больше, тем лучше» (количество успешно выполненных контрактов) или «чем меньше, тем лучше» (количество контрактов с применением неустоек, пеней и штрафов).

Вот примеры таких формул.

В ходе дискуссии Павел Тихомиров обратил внимание на то, что по контрактам, где разница между плановой и фактической датой их выполнения не превышает пять рабочих дней, ведется претензионная работа только в 2% случаев, так как нарушение срока исполнения не считается существенным. Эксперт представил данные, согласно которым в 2020 году из 3,5 млн заключенных контрактов в год 375 тыс. выполнены с нарушениями срока исполнения, но претензионная работа не проводилась, она была только в 7,5 тыс. случаях. При этом в 2018 году претензионная работа проводилась чаще, из 3,6 млн заключенных контрактов в год с нарушениями срока исполнения были 244 тыс., при этом претензионная работа проводилась по 9,8 тыс. контрактам. Проанализировав работу поставщиков, эксперты отметили интересные факты, во-первых, претензионная работа не ведется по небольшим по сумме контрактам, во-вторых, реже расторгается контракт в случае нарушения сроков выполнения по крупным закупкам, в-третьих, досудебное урегулирование осуществляется только в 5% случаев.

Эксперты отметили, что показателем эффективности проведения претензионной работы может служить уменьшение доли расторгнутых контрактов, по которым не проводится досудебное урегулирование, а также снижение числа внесенных в РНП субъектов МСП. На данный момент эти улучшения наблюдаются, но, по мнению экспертов, они незначительны.

Сроки направления претензий в законе №44 не оговорены. Однако при рассмотрении этого вопроса нужно руководствоваться практическим опытом. Результаты рассмотрения во многом зависят именно от скорости подачи претензии. Желательно делать это сразу после нарушения прав заказчика. Оптимальные сроки – от 10 до 30 суток.

Направление претензии после выполнения контракта возможно в рамках сроков исковой давности. Однако есть исключения. В частности, это при наличии недостатков и брака товара. В этом случае нужно руководствоваться гарантийным сроком. Если же этого срока нет, устанавливается период в 2 года (пункт 2 статьи 477 ГК).

Сроки ответа на претензию в ФЗ №44 также не прописаны. Раньше в АПК был установлен период в 30 дней. В контракте мог быть установлен иной срок. На данный момент указанные сроки актуальны только для споров, возникших на основании незаконного обогащения.

Сроки обычно указываются в контракте. Если никакого срока там нет, он прописывается в самой претензии. Если в соглашении не прописано, какие именно дни брать при расчете, брать нужно дни календарные. В статье 193 ГК указано, что, если завершение срока выпадает на выходной день, период переносится на ближайший рабочий день.

Ответственность за отсутствие ответа в законе №44 не оговорена. Если все сроки истекли, а никакого ответа так и не пришло, нужно идти в суд.

Начальник Департамента по осуществлению закупок ПФР Александр Руднев отметил, что при формировании отчета о выполнении государственного контракта не всегда заносится информация о ведении претензионной работы, хотя на самом деле заказчики ее проводят. Напомним, что с 12 мая подготовка и размещение в ЕИС отчета об исполнении контракта и (или) отдельного этапа его исполнения не требуется (письмо Минфина России от 15 мая 2019 г. № 24-06-08/34937). При этом эксперт уточнил, что на практике основные нарушения в сфере закупок происходят из-за невыполнения сроков контрактов. Однако ПФР дает возможность его исполнить и претензионную работу ведет уже после подписания акта приема-передачи. Александр Руднев считает, что проводить досубное урегулирование с момента фиксации нарушения неэффективно и трудозатратно. Кроме того, по его словам, судьи отказывали в удовлетворении требований по взысканию штрафов с поставщиков за неисполнение обязательств, так как контракт не был расторгнут по соглашению сторон или в одностороннем порядке.

Для обеспечения исполнения государственного контракта используется банковская гарантия. Однако на практике, по словам эксперта, взыскать ее при нарушении обязательств трудно. При этом в законе предусмотрено, что заказчик имеет право на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта-поставщика, если последним в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии (ч. 3 ст. 45 Закона № 44-ФЗ). На практике, по мнению Александра Руднева, банки в 95% случаях отказывают в удовлетворении требований заказчика по разным основаниям, например, непредставление предусмотренных банковской гарантией документов; несоответствие заявленных стороной требований условиям банковской гарантии; отсутствие приказа о назначении лица на должность генерального директора общества (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 февраля 2020 г. № Ф07-3479/15 по делу № А56-78718/2012, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 июля 2020 г. № Ф01-2715/18 по делу № А31-5641/2017, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 января 2020 г. № Ф08-11555/18 по делу № А25-68/2018). Он отметил, что государственные заказчики не знают о возможностях использования досудебного урегулирования и способах удовлетворения требований при наличии банковской гарантии, так как в законе это никак не отражено. В связи с этим начальник Департамента по осуществлению закупок ПФР выступил с предложением к Банку России разработать НПА, в котором будет закреплен механизм предъявления требований и удовлетворения их по банковским гарантиям.

При этом Александр Руднев сообщил, что нередко происходит расторжение контрактов в судебном порядке, однако этому всегда предшествует попытка урегулировать спор в претензионном порядке. Если заказчик уклоняется от заключения контракта с победителем конкурса или участником конкурса, последний вправе обратиться в суд с иском о понуждении заказчика заключить контракт и о взыскании с него убытков (ч. 7 ст. 54 Закона № 44-ФЗ). Начальник отдела государственных закупок и обеспечения контрактной деятельности Роскомнадзора Дмитрий Меркулов дополнил, что если одна из сторон уклоняется от заключения контракта, то можно в досудебном порядке обратиться в ФАС России об отмене протокола о признании участника закупок уклонившимся от заключения контракта и после этого назначать новый конкурс.

Эксперт также сообщил, что перед участниками закупок встает еще одна проблема – контракты, по которым невозможно определить объем поставок, например, электроэнергии или воды. По его мнению, участники вынуждены расторгать контракт при невыполнении условий, так как объем поставок может не совпадать с тем, который указан в договоре. Он считает, что необходимо разработать механизм, не требующий расторжения контракта.

Кроме этого, участники круглого стола предложили перевести взаимоотношения между заказчиком и поставщиком в электронную форму. В этом случае можно будет отследить процесс взаимодействия участников закупок и зафиксировать нарушения в онлайн-режиме, а также при необходимости направить претензию. Напомним, что с 1 января все заказчики, размещающие закупки, обязаны определять победителей путем проведения утвержденных электронных процедур (п. 2 ч. 43 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). В данном случае эксперты предлагают перевести в электронную форму не только процедуру определения участников закупок, но и сам процесс взаимодействия между ними, включая обмен претензиями.

Инструкция по подготовке и подачи жалобы по 223-ФЗ

На сегодняшний день, согласно анализу данных, проведенных экспертами, заказчики и поставщики стали чаще обращаться к досудебному урегулированию спора до расторжения договора. Так, если в 2020 году претензионная работа велась лишь в 1,9% случаях, то в 2018 году в 3,8%. При этом участники закупок чаще расторгают контракты стоимостью до 3 млн руб., чем пытаются урегулировать вопрос мирным путем. Несмотря на то, что претензионная работа для заказчика – это не только компенсация его затрат и убытков, связанных с недобросовестными действиями исполнителя, но и принуждение его к исполнению своих обязательств, эксперты выражают надежду, что досудебное урегулирование споров будет применяться чаще, как это происходит уже сейчас с крупными контрактами стоимостью от 3 млн до 100 млн руб.

Источник: Система ГАРАНТ

Реестры договоров на каждого заказчика по 223-ФЗ заполняются сотрудниками федерального казначейства в целях:

  • учета количества подписанных соглашений;
  • унификации делопроизводства по заказам в рамках 223-ФЗ;
  • обеспечения функций контроля за исполнением закупочного законодательства;
  • выполнения отраслевых предписаний по ведению документации.

В реестре содержатся все идентификационные данные каждой закупки с подробной информацией по заключенному договору, что позволяет упростить проведение аудита и обнаружить возможные ценовые сговоры. Кроме того, поиск по реестру исполненных и расторгнутых договоров позволяет сформировать представление о конкретном заказчике.

Сведения для заполнения реестра отправляются заказчиками или их уполномоченными представителями. Как правило, в госкомпаниях существуют специальные отделы, отвечающие за взаимодействие с казначейством, а в небольших муниципальных бюджетных учреждениях за отправку сведений в реестр отвечает руководитель.

Заполнение, ведение и внесение дополнений в реестр происходит через ЕИС. В ходе отправки сведений для заполнения реестра между представителем заказчика и федеральным казначейством происходит обмен данными через ЕИС, порядок такого обмена закреплен в Приказе Минфина №173н.

Заказчик отправляет в казначейство сведения о договоре в следующих случаях:

  • при подписании договора по 223-ФЗ;
  • при внесении в договор изменений;
  • при закрытии договора;
  • при досрочном расторжении договора.

Сведения должны быть отправлены в казначейство в течение 3 рабочих дней после подписания договора, а после расторжения, закрытия и изменения договора – в течение 10 дней. Порядок ведения реестра регулируется Постановлением Правительства №1132.

Внесение сведений в реестр договоров происходит в следующем порядке:

  1. Заказчик отправляет сведения о заключенном договоре и документы в федеральное казначейство.
  2. Сотрудники казначейства проверяют поданные сведения и документы в течение 3 рабочих дней.
  3. При положительном результате проверки формируется реестровая запись.
  4. Реестровой записи присваивается уникальный номер.
  5. Через 3 часа после присвоения номера запись вносится в реестр договоров и публикуется в ЕИС.
  6. Заказчик извещается о внесении записи в реестр в течение 1 рабочего дня.

Если в результате проверки поданных заказчиком сведений были обнаружены несоответствия или недостоверные данные, казначейство составляет протокол с перечнем недочетов, на устранение которых у заказчика есть 3 рабочих дня, после чего исправленные сведения снова направляются в казначейство.

В казначейство нужно направить следующие сведения:

  • название организации заказчика, адрес;
  • способ выбора исполнителя заказа;
  • вид закупочной процедуры (очная или электронная);
  • реквизиты и дата составления протокола с результатами процедуры;
  • номер и дата подписания договора;
  • предмет договора, цена и срок исполнения;
  • данные исполнителя;
  • номер извещения о закупке.

К данным об исполнителе относят наименование организации, адрес, номер ИНН (для физических лиц – ФИО, данные паспорта и ИНН).

Если условия договора были изменены, то в реестр вносится история таких изменений с указанием реквизитов соответствующих дополнительных соглашений.

В зависимости от стадии исполнения договора заказчик отправляет вместе с перечисленными выше сведениями следующие документы:

  • копию подписанного договора;
  • справку о перечислении оплаты по договору;
  • акт приемки работ, товара или услуги;
  • документ о расторжении договора.

Если оплата договора предусмотрена в несколько этапов (например, при выполнении заказа по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию зданий), то сведения направляются в реестр по факту исполнения каждого этапа договора вместе с актом приемки данного этапа.

Заказчик направляет в казначейство сведения через систему “Электронный бюджет”. Вход в систему можно осуществить через личный кабинет ЕИС, далее нужно нажать на кнопку “Сформировать информацию о договоре”, после чего заполнить все появившиеся окна и закрепить введенные данные усиленной электронной подписью.

Заказчики направляют в реестр договоров подробные сведения о заключении, исполнении и расторжении договоров. Информация направляется через официальный сайт ЕИС.

Сведения о новых договорах и договорах с субподрядчиками должны быть направлены в реестр в течение трех рабочих дней после заключения, а информация об изменении, расторжении или исполнении договора — в течение десяти календарных дней.

Ведет реестр договоров и контролирует полноту предоставляемых заказчиками сведений Федеральное казначейство.

По общему правилу направляйте в реестр информацию обо всех договорах, заключенных в рамках закупок по Закону N 223-ФЗ, но есть исключения (ч. 2, 3 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ, п. 3 Правил ведения реестра договоров):

  • не подлежат внесению в реестр договоры, если сведения о закупке составляют гостайну или если сведения о закупке не размещаются в ЕИС по решению Правительства РФ, принятому в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ;
  • вы вправе не направлять в реестр сведения о мелких договорах до 100 тыс. руб. (500 тыс. руб. для крупных заказчиков). В этом случае руководствуйтесь правилами вашего положения о закупке.

Подготовка претензий по спорам о закупках в соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) представляет собой «черный список» неблагонадежных участников закупок, который размещен в открытом доступе в Единой информационной системе в сфере закупок.

Попадая в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ и 44-ФЗ, компании лишаются возможности участвовать в закупочных процедурах.

Причем запись о недобросовестных поставщиках заносится в реестр сроком на два года.

С точки зрения технической составляющей процесса правила ведения реестров по 223-ФЗ и 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.

Общий момент заключается в том, что направление в должные сроки и должным образом сведений в реестр недобросовестных поставщиков об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках, с которыми договоры по решению суда (в одностороннем порядке по инициативе заказчика в случаях, предусмотренных 44-ФЗ) расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, являются обязанностью заказчиков (как государственных, так и корпоративных). Сведения направляются в письменном или в электронном виде в центральный аппарат ФАС или ее территориальные органы по месту нахождения заказчика, направляющего сведения.

В рамках 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений как в реестре по 223-ФЗ, так и в реестре по 44-ФЗ. При этом можно использовать как оба эти реестра, так и любой из них. Таким образом, можно отклонить заявку от участника, сведения которого включены в данные реестры.

Что касается 44-ФЗ, то ч.1.1 ст.

31 44-ФЗ позволяет заказчику устанавливать требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков соответствующего участника закупочной процедуры, в том числе об отсутствии информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции ЕИО участника закупки — юридического лица. Таким образом, в рамках 44-ФЗ компания можем установить требования и в дальнейшем отклонить заявку в том случае, если в реестре недобросовестных поставщиков сведения содержатся по ряду параметров. В рамках 44-ФЗ заказчики могут пользоваться только одним реестром по 44-ФЗ.

Как в корпоративном, так и в государственном секторе эти основания схожи.

Согласно ч. 2 ст. 104 44-ФЗ основаниями для включения сведений об участнике закупки (поставщике) в РНП являются:

  • уклонение участника закупки от заключения контракта;
  • расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по решению суда в связи с существенным нарушением ими условий контракта;
  • односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Если для 223-ФЗ основанием для включения в РНП является расторжение договора по решению суда, в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора, то в 44-ФЗ, помимо расторжения договора по решению суда, введен новый инструмент, защищающий права заказчика, — это возможность одностороннего расторжения договора по инициативе заказчика, если участником закупочной процедуры не исполняются либо ненадлежащим образом исполняются обязательства по договору.

Процедура передачи сведений в реестр регламентируется в Постановлении Правительства от 2014 года №1132.

Нормативная база в части ведения реестра договоров, помимо Постановления Правительства №1132, включает в свой состав:

  1. Положения ФЗ-223, в частности, ст. 4.1.
  2. Постановление Правительства от 2012 года №908 «Об утверждении Положения…».
  3. Приказ Минфина от 2014 года №173н.
  4. Положение о закупке заказчика.

Полномочия по ведению реестра договоров переданы в федеральное казначейство. По нормам 223-ФЗ, сроки включения сведений в реестр определены Правительством. Информация в реестр вносится на основании сведений, переданных в ЕИС заказчиками. Данные по подписанным договорам по результатам 223-ФЗ передаются по всем предусмотренным законодательством и внутренними положениями закупочным процедурам.

223-ФЗ устанавливает перечень случаев, когда возможна подача жалобы в контролирующий орган:

  • неразмещение на официальном сайте госзакупок положения о закупке, изменений, информации о конкретной закупке, нарушения сроков размещения такой информации;
  • предъявление к потенциальным поставщикам требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о госзакупке;
  • осуществление госзаказчиком закупки без утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке;
  • неразмещение или размещения на официальном сайте недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчик обязан произвести у субъектов малого (среднего) предпринимательства.

То есть, исключительно в данных случаях участник закупки вправе подать жалобу на действия заказчика в рамках 223-ФЗ.

Если вы обнаружили, что положение о закупке (его изменения) не размещены на официальном сайте госзакупок, либо такое положение вообще отсутствует, то вы вправе подать жалобу на действия заказчика в антимонопольный орган.

Однако жалоба также может быть подана по ФЗ о защите конкуренции, если выявлены нарушения данного закона при проведении закупок по 223-ФЗ, такие как:

  • координация организаторами торгов или заказчиками действий их участников, заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками торгов — таковые приводят к ограничению конкуренции;
  • создание участнику (ам) торгов преимущественных условий при участии в торгах;
  • нарушение процедуры определения победителя торгов;
  • участие организатора торгов или работника организатора (заказчика) в торгах.

Таким образом, жалоба по 223-ФЗ может быть подана как в рамках положений 223-ФЗ, так и в рамках закона о защите конкуренции.

Жалоба на действия заказчика в ФАС по 223-ФЗ 2021 г.

Жалоба направляется в УФАС по почте, факсу или электронной почте (подписанная цифровой подписью), либо вручается нарочно в канцелярию УФАС.

Решение о принятии жалобы или о возвращении принимается в течение 3 рабочих дней с момента поступления. В этот же срок ФАС направляет информацию о дате и месте рассмотрения жалобы заявителю, заказчику (организатору), оператору электронной площадки, а также предложить заказчику представить письменное возражение на жалобу. Такие возражения представляются в контролирующий орган и заявителю за 2 рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.

Важно! Заявитель вправе отозвать жалобу в любое время до момента принятия решения.

Жалоба рассматривается в течение 7 рабочих дней со дня ее поступления, если нет необходимости требовать предоставление дополнительных документов или информации.

Поступившая жалоба рассматривается по существу на заседании комиссии УФАС.

Важно! Неявка сторон не будет препятствием для разрешения жалобы по существу. Комиссия изучает жалобу (с приложениями) и рассматривает документы, поступившие от заказчика.

Если в ходе рассмотрения жалобы, будут установлены иные нарушения заказчиком требований 223-ФЗ, 135-ФЗ, ФАС принимает решение о привлечении заказчика к административной ответственности или выдаче предписания об устранении нарушений требований законодательства.

По итогам рассмотрения жалобы комиссия ФАС принимает решение о признании ее обоснованной или необоснованной, привлечении к административной ответственности (выдаче предписания об устранении нарушения).

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

В юридической практике чаще встречаются случаи, когда претензии поступают в адрес поставщика, но бывают случаи, что и госзаказчик не исполняет условия контракта. К нарушениям со стороны заказчика относятся:

  • задержка аванса или оплаты по контракту;
  • необоснованное уклонение от приемки товара/работ/услуг;
  • несвоевременная передача объекта или исходной информации, необходимой для выполнения работ.

Если видите, что заказчик затягивает исполнение условий госконтракта и договориться устно не получается, пишите претензию.

Документ нужно оформлять по всей форме, чтобы он имел юридический вес. Слова к делу не пришьешь.

Направляя претензию, вы преследуете две цели.

  1. Излагаете и обосновываете требования, опираясь на нормы гражданского законодательства и сам договор.
  2. Соблюдаете претензионный порядок, без следования которому вы не сможете подать на заказчика в суд.

На втором пункте остановимся подробнее. В соответствии с ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ участник гражданско-правового спора, возникшего в результате неисполнения одной из сторон договорных отношений, может обратиться в суд только после соблюдения претензионного порядка. То есть, сначала нужно написать претензию и лишь спустя 30 календарных дней, если иной срок не предусмотрен в самом контракте, можно подавать исковое заявление.

Если этот порядок не соблюсти, суд:

  • возвратит иск на основании п. 5 ч. 1 ст. 129 АК РФ;
  • оставит иск без рассмотрения, если он все же был принят (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ).

В портфеле услуг ГК «Ценный Контракт» есть аналитика торгов, включающая, в том числе и отчет с подробной информацией о конкретном заказчике. Изучив историю его контрактов, вы будете идти на сделку с открытыми глазами, что в будущем, возможно, убережет вас от написания претензий.

Единой формы для составления претензии нет. Будучи разновидностью корпоративной корреспонденции, она оформляется в соответствии с общепринятыми правилами написания деловых писем. А именно:

  • оформляется на бланке организации или лица, предъявляющего претензию;
  • в шапке проставляется адресат, дата составления и исходящий номер документа;
  • чтобы не было разночтений, документ должен называться «Претензия»;
  • в письме указывают полное название сторон, заключивших контракт, и реквизиты договора;
  • далее идут причины предъявления претензии со ссылками на нарушенные пункты договора и статьи нормативно-правовых актов.
  • завершают письмо требованиями, которые должен выполнить госзаказчик, и указывают, что в случае их невыполнения последует обращение в суд.

Претензию подписывает руководитель. Если это делает другое лицо, рекомендуем приложить доверенность, подтверждающую его полномочия. В доверенности должно быть указание на право подписывать претензии.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *