Незаконное вмешательство в деятельность юридического лица

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Незаконное вмешательство в деятельность юридического лица». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Уголовная ответственность в сфере предпринимательской деятельности может наступить за недопущение, ограничение или устранение конкуренции, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2 ст. 178 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК) и иными составами, предусмотренными Особенной части Уголовного кодекса РФ, в зависимости от конкретных обстоятельств.

В статье 169 УК РФ установлена уголовная ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, в том числе за неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Повторное воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности влечет ответственность по ч. 2 ст. 169 УК РФ.

Нормы уголовного закона о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности направлены, прежде всего, на охрану предпринимательских отношений по осуществлению производственно-хозяйственной деятельности.

Преступления в предпринимательской сфере, совершаемые непосредственными участниками коммерческих правоотношений, в подавляющем числе случаев характеризуются наличием у виновных корыстного мотива. Деяния лиц, непосредственно не вовлеченных в предпринимательскую деятельность, которые совершают общественно опасные действия (бездействие), наносящие ущерб предпринимательским отношениям, в ряде случаев могут приобретать характер преступных лишь при наличии у виновных корыстной мотивации.

При воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности лицо может руководствоваться мотивами личной неприязни, мести, ложного понимания государственных или общественных интересов и т.п.

Иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть связано с любым неправомерным воздействием на них. Например, незаконное проведение проверок или изъятие документов.

Прокуратура г. Майкопа

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Адыгея

1. Объективная сторона воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности описана в законе с помощью пяти альтернативных действий и двух форм бездействия должностного лица.

2. К числу действий закон относит:

1) неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица. Отказ на законных основаниях возможен в случаях (см. ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»): а) непредставления заявителем необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна; г) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц; д) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества и т.д.;

2) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установил перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется разрешение (лицензия), порядок лицензирования, сроки (5 дней со дня получения заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами), а также закрепил в п. 7 ст. 14 основания для законного отказа в выдаче лицензии. К ним относятся: а) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации; б) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям; в) наличие в отношении соискателя лицензии решения об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности;

3) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы означает дискриминационный подход к различным субъектам экономической деятельности. Оно может выражаться, например, в запрете выдачи лицензий на определенный вид деятельности всем, за исключением муниципальных унитарных предприятий, и т.д.;

4) ограничение самостоятельности либо 5) иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица. Закон не конкретизирует виды вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица. Следовательно, они могут быть любыми, но обязательно не основанными на действующем законе. Например, запрет на заключение с определенными предпринимателями договоров на реализацию товаров, установление предельного объема производства или сбыта продукции, принуждение к назначению определенных лиц на различные должности и т.д.

3. К числу бездействий закон относит: уклонение от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица или от выдачи специального разрешения (лицензии). В этих формах преступление будет считаться оконченным с момента истечения сроков, установленных для регистрации или выдачи лицензии при условии наличия законных оснований для совершения этих действий.

4. Обязательным признаком объективной стороны выступает способ — использование должностным лицом своего служебного положения, т.е. тех полномочий, а также авторитета, которыми лицо обладает в силу занимаемой должности, для совершения преступления.

5. Если воспрепятствование законной предпринимательской деятельности продолжается после судебного решения, определившего неправомерность действий должностного лица (ч. 2 ст. 169 УК РФ), то субъектом преступления может быть и другое должностное лицо; необходимо лишь, чтобы оно знало о наличии соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу.

6. Крупный размер ущерба выражается как в виде реального материального ущерба, так и главным образом в виде упущенной выгоды. В сумме он должен превышать 1,5 млн. руб.

7. Вина должностного лица по отношению к причиненному его действиями ущербу может быть как умышленной, так и неосторожной.

Верховный суд разобрался с отмытыми деньгами

В целях обеспечения правильного применения законодательства об уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности, предусмотренные статьями 171, 174 и 1741 УК РФ, и в связи с возникшими в судебной практике вопросами Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного статьей 171 УК РФ, судам следует выяснять, соответствуют ли эти действия указанным в пункте 1 статьи 2 ГК РФ признакам предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии со статьей 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а глава крестьянского (фермерского) хозяйства — с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации (статьи 49 и 51 ГК РФ).

Судам следует иметь в виду, что отсутствует состав указанного преступления в тех случаях, когда лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляет не запрещенную законом предпринимательскую деятельность, имея специальное разрешение (лицензию) на осуществление конкретного вида деятельности, если для этого требуется получение лицензии, и соблюдает лицензионные требования и условия.

2. В тех случаях, когда не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя лицо приобрело для личных нужд жилое помещение или иное недвижимое имущество либо получило его по наследству или по договору дарения, но в связи с отсутствием необходимости в использовании этого имущества временно сдало его в аренду или внаем и в результате такой гражданско-правовой сделки получило доход (в том числе в крупном или особо крупном размере), содеянное им не влечет уголовной ответственности за незаконное предпринимательство. Если указанное лицо уклоняется от уплаты налогов или сборов с полученного дохода, в его действиях при наличии к тому оснований содержатся признаки состава преступления, предусмотренного статьей 198 УК РФ.

3. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет иметь место лишь в тех случаях, когда в едином государственном реестре для юридических лиц и едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации следует понимать ведение такой деятельности субъектом предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимся запретам).

Под представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, следует понимать представление документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности.

4. При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно, судам следует исходить из того, что отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии) (пункт 3 статьи 49 ГК РФ).

Бизнес и самозанятость нужно регистрировать. Даже если скромный доход или совсем нет прибыли. Даже если это просто хобби — не столько ради денег, сколько для души. Всё, что попадает под понятие «предпринимательская деятельность» будет законным только после регистрации в налоговом органе. Иначе — административный штраф, а то и уголовная ответственность, не считая взыскания налогов.

Выявление незаконных предпринимателей ещё не приобрело массового характера. Как правило, речь идёт только о единичных случаях привлечения к ответственности.

Обычно под прицел ФНС попадают люди, которые имеют слишком большие обороты, кладут на счёт и снимают с него подозрительно много денег и получают переводы от большого количества людей. Особенно заметно — когда незаконный предприниматель не получает официального заработка.

Небольшие обороты не гарантирует отсутствие претензий налоговой. В налоговую могут пожаловаться клиенты или конкуренты.

Налоговиков, как правило, не особо интересуют факты мелкого (бытового) незаконного предпринимательства. Их интересует неуплата налогов. Поэтому, в какой-то мере, спасает регулярная и честная уплата НДФЛ. Но иногда сверху спускают указание — выявить незаконное предпринимательство. В этом случае подключают все доступные механизмы, чтобы набрать нужное количество правонарушений.

Всё легко выявляется:

  • мониторингом соцсетей;

  • опросами, встречными проверками клиентов и контрагентов;

  • анализом активностей по информационным базам и реестрам;

  • запросами выписок из банковских счетов;

  • контрольными закупками (двух будет достаточно, а иногда хватает и одной);

  • рейдами, в том числе с привлечением сотрудников полиции;

  • налогово-полицейскими оперативно-розыскными мероприятиями.

Если доказанный размер дохода не превысит 2,25 млн рублей, за незаконное предпринимательство привлекают к административной ответственности. В обратном случае — к уголовной.

Административная ответственность наступает по ст. 14.1 КоАП РФ:

  • нет регистрации — штраф в размере 500-1000 рублей;

  • нет лицензии — штраф в размере 2-2,5 тыс. рублей (граждане) или 40-50 тыс. рублей (юридические лица).

Штрафные санкции небольшие. Но основная опасность — налоги, которые насчитают за период незаконной предпринимательской деятельности. Если предприниматель не согласен с начислениями, уже не налоговая должна доказывать свою правоту, а предприниматель — неправоту налоговой.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Прежде всего найти компетентного адвоката, у которого в практике были подобные уголовные дела и он осуществлял защиту по указанной статье, так как, я думаю, не нужно пояснять, что работа по данной категории дел имеет свою специфику и целый ряд особенностей.

Опытный адвокат знает, что фабула обвинения органов предварительного следствия, как правило, однотипна и типична для всех уголовных дел по ст. 172 УК РФ и следователи, не особо себя утруждая, подгоняют под эту типичную фабулу каждое уголовное преследование по данной категории дел.

Поэтому очень важно защитнику работать именно с фабулой обвинения и анализировать то как расписана объективная сторона вмененного преступления, устанавливать нестыковки, недостатки и предоставлять контраргументы, подтвержденные очевидными установленными фактами и подтверждающими позицию защиты.

Например, зачастую в обвинении следователи не указывают какие именно банковские операции вменяется в вину фигурантам по уголовному делу, когда они были совершены и на какую сумму, то есть не указывается размер каждой банковской операции, способы их совершения, время и место. Так же следователи часто не указывают адреса кредитных организаций, где обвиняемые согласно предъявленному обвинению организовали открытие расчетных счетов, осуществляли перевод, инкассацию денежных средств, кассовое обслуживание, выдачу кредитных денег.

Данные обстоятельства должны быть установлены и расписаны в предъявленном обвинении, так как подлежат доказыванию в соответствии в том числе с УПК РФ. Данные нарушения, указанные адвокатом должны быть приняты к сведению и если не повлечь прекращение уголовного преследования, то как минимум, дело должно быть возвращено прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ (если идет стадия судебного разбирательства) для устранения препятствий его рассмотрения судом.

Незаконное предпринимательство: кого штрафуют и как находят нарушения

Основными доказательствами обвинения по ст. 172 УК РФ, как правило, выступают:

  • показания «формальных» руководителей — номинальных директоров организаций, с использованием которых или через счета которых осуществляется незаконная банковская деятельность
  • заключение фоноскопической судебной экспертизы (установление принадлежности голоса)
  • заключение бухгалтерской судебной экспертизы
  • ПТП — прослушивание телефонных переговоров и т.д..

Очень важное значение имеет работа адвоката с заключением бухгалтерской судебной экспертизы, так как именно она определяет сумму вознаграждения, получаемого от осуществления незаконной банковской деятельности. Напомню, что уголовная ответственность по ст. 172 УК РФ наступает только если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. То есть причиненный ущерб или полученный доход имеет важнейшее значение для наличия состава преступления.

Как правило следователь при назначении судебной бухгалтерской экспертизы ставит перед экспертом один основной вопрос: «Какова сумма дохода, полученного от осуществления незаконной банковской деятельности (банковских операций)».

Для исчисления в качестве такого берется определенный процент (процент по разным делам разный, но как правило он берется исходя из результатов прослушивания телефонных переговоров) от суммы денежных средств (без учета взаимных, внутренних перечислений и произведенных возвратов), поступивших на лицевой (расчетный счет) компании за определенный период времени. То есть берутся компании, которые установлены следствием как подконтрольные обвиняемому и по их расчетным счетам, согласно выпискам, осуществляется расчет суммы дохода по всем платежам за период времени, который установит следователь.

Если вы стали фигурантом уголовного дела по этой статье — звоните нам, у нас есть достаточный опыт защиты по ст. 172 УК РФ!

Адвокат Раташнюк Д.В.

Вот что может помочь Налоговой выявить незаконного предпринимателя.

  • денежные переводы на банковские карты (от клиентов и покупателей);

  • показания клиентов — лиц, которые оплатили услуги или товары;

  • наличие расписок в получении денег;

  • реклама товаров и услуг (в том числе в соцсетях);

  • выставление или демонстрация товарных образцов;

  • оптовые закупки;

  • налаженные связи с контрагентами;

  • заключение договоров аренды коммерческих площадей;

  • учет хозяйственных операций по сделкам.

А теперь — несколько реальных историй нелегального предпринимательства из Интернета.

Если вам все-таки предстоит разговор с налоговой о штрафах, то по имейте в виду следующее. Законодательно предусматривается два способа избежать штрафа за незаконное предпринимательство.

  1. Доказательства, что ваша деятельность не является предпринимательской (то есть не является самостоятельной, не подразумевает получение прибыли, не систематическая).

  2. Если вы продаете то, что вырастили или произвели самостоятельно (согласно УК РФ).

Но нет никакой гарантии, что вы сможете “пролезть в эти лазейки”. Возможно, они просто не подходят вам.

Поэтому для того, чтобы избежать неприятностей (с Налоговой и другими гос.органами), рекомендуем вам зарегистрироваться — и вести бизнес легально.

Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2019 N 3-УД19-11

осужден по ч. 1 ст. 169 УК РФ к штрафу в размере 200 000 рублей, с рассрочкой уплаты штрафа на 10 месяцев равными частями по 20 000 рублей в месяц.
Апелляционным постановлением Ухтинского городского суда Республики Коми от 22 мая 2018 года приговор в отношении Бусырева А.Е. оставлен без изменения.

Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 20.06.2018 N 18-АПУ18-8

Постановлением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 19 марта 2018 года удовлетворен запрос Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан о выдаче Полевого Г.С. для привлечения к уголовной ответственности за разбой с противоправным проникновением в жилище по п. «в» ч. 3 ст. 164 УК Республики Узбекистан. Этим же постановлением отказано в выдаче Полевого Г.С. для привлечения к уголовной ответственности за кражу по п. «в» ч. 2 ст. 169 УК Республики Узбекистан в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.02.2019 N 1

5) в пункте 18 слова «один миллион пятьсот тысяч рублей (примечание к статье 169 УК РФ)» заменить словами «два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей (примечание к статье 170.2 УК РФ)».
Председатель Верховного Суда
Российской Федерации


1. Диспозиция статьи требует ограничительного толкования, поскольку ст. 169 помещена в главе «Преступления в сфере экономической деятельности», следовательно, родовым объектом является установленный порядок осуществления именно экономической, а не какой-либо иной деятельности граждан и юридических лиц. Поэтому представляется, что рассматриваемое преступление есть посягательство на провозглашенные Конституцией РФ (ст. ст. 8 и 34) свободу и гарантии осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Участники предпринимательской и иной экономической деятельности имеют равное право доступа на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам. Они вправе самостоятельно в пределах, установленных федеральными законами, выбирать сферу своей деятельности, распоряжаться имуществом, определять объем производства, порядок и условия сбыта продукции, распределять прибыль. Недопустимы отказ в регистрации предпринимательской деятельности по мотиву нецелесообразности, отказ от выдачи лицензии по не предусмотренным в законе основаниям, какая-либо дискриминация субъектов предпринимательской деятельности и иное незаконное вмешательство в эту деятельность со стороны государственных органов и должностных лиц.

3. О понятии юридического лица см. ст. 48 ГК РФ.

4. Объективная сторона воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности гражданина индивидуального предпринимателя или юридического лица может заключаться в различного рода действиях или бездействии должностных лиц, как то:

  • неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
  • уклонение от их регистрации, когда должностное лицо, формально не отказывая в регистрации, тем не менее под каким-либо надуманным предлогом или вообще без всякого предлога не делает этого;
  • неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности, когда такое разрешение необходимо;
  • уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии);
  • ограничение прав и законных интересов субъектов предпринимательской или иной деятельности в зависимости от организационно-правовой формы;
  • ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица;
  • иное незаконное вмешательство в их деятельность.

5. В соответствии с требованиями гражданского законодательства (ст. ст. 23 и 51 ГК РФ) индивидуальные предприниматели и юридические лица подлежат обязательной государственной регистрации. Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях.

Законом установлен перечень необходимых и достаточных документов, которые должны быть представлены при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Во всех случаях государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято в тот же срок, что и решение о регистрации.

При этом отказ возможен при наличии хотя бы одного из нарушений, предусмотренных названным Федеральным законом (п. 1 ст. 23):

  • непредставление определенных Федеральным законом документов, необходимых для государственной регистрации;
  • представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью (п. 4 ст. 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Особенности государственной регистрации кредитных организаций установлены Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности». Специальный порядок государственной регистрации установлен также для торгово-промышленных палат, общественных и религиозных объединений и вообще для некоммерческих организаций.

6. Основным нормативным актом, регламентирующ��м перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и порядок лицензирования, является Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензионную деятельность осуществляют федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ.

Что нужно знать если обвиняют в незаконной банковской деятельности?

1. Объективная сторона воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности описана в законе с помощью пяти альтернативных действий и двух форм бездействия должностного лица.

2. К числу действий закон относит:

а) неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица. Отказ на законных основаниях возможен в случаях (см. ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»): а) непредставления заявителем необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна; г) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц; д) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества и т.д.;

б) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установил перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется разрешение (лицензия), порядок лицензирования, сроки (5 дней со дня получения заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами), а также закрепил в п. 7 ст. 14 основания для законного отказа в выдаче лицензии. К ним относятся: а) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации; б) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям; в) наличие в отношении соискателя лицензии решения об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности;

в) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы означает дискриминационный подход к различным субъектам экономической деятельности. Оно может выражаться, например, в запрете выдачи лицензий на определенный вид деятельности всем, за исключением муниципальных унитарных предприятий, и т.д.;

г) ограничение самостоятельности либо

д) иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица. Закон не конкретизирует виды вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица. Следовательно, они могут быть любыми, но обязательно не основанными на действующем законе. Например, запрет на заключение с определенными предпринимателями договоров на реализацию товаров, установление предельного объема производства или сбыта продукции, принуждение к назначению определенных лиц на различные должности и т.д.

3. К бездействию закон относит: уклонение от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица или от выдачи специального разрешения (лицензии). В этих формах преступление будет считаться оконченным с момента истечения сроков, установленных для регистрации или выдачи лицензии при условии наличия законных оснований для совершения этих действий.

4. Обязательным признаком объективной стороны выступает способ — использование должностным лицом своего служебного положения, т.е. тех полномочий, а также авторитета, которыми лицо обладает в силу занимаемой должности, для совершения преступления.

5. Если воспрепятствование законной предпринимательской деятельности продолжается после судебного решения, определившего неправомерность действий должностного лица (ч. 2 ст. 169 УК), то субъектом преступления может быть и другое должностное лицо; необходимо лишь, чтобы оно знало о наличии соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу.

6. Крупный размер ущерба выражается как в виде реального материального ущерба, так и главным образом в виде упущенной выгоды. В сумме он должен превышать 1,5 млн. руб.

7. Вина должностного лица по отношению к причиненному его действиями ущербу может быть как умышленной, так и неосторожной.

  • Типовые бланки, договоры
  • Законодательство РФ
  • Законодательство Москвы
  • Законодательство Московской области
  • Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  • Постановления и Указы
  • Медицинское законодательство
  • Законопроекты
  • Документы СССР
  • Международное законодательство
  • Комментарии к законам
  • Общая судебная практика
  • Судебная практика: Москва и Московская область
  • Судебная практика: Поволжье
  • Судебная практика: Северо-Кавказский регион
  • Судебная практика: Северо-Запад
  • Судебная практика: Урал
  • Судебная практика: Волговятский регион
  • Судебная практика: Восточная Сибирь
  • Судебная практика: Западная Сибирь
  • Юридические статьи
  • Бухгалтерские консультации
  • Финансовые консультации
  • Статьи бухгалтеру

Основная группа преступлений в сфере экономической деятельности регламентирована в гл. 22 УК РФ, входящей в разд. VIII Кодекса «Преступления в сфере экономики».

Родовым объектом этих преступлений и одновременно объектом уголовно-правовой охраны является установленный порядок осуществления экономической деятельности, обеспечивающий соблюдение согласованных интересов личности, общества, государства.

Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в смысле данной статьи имеет место, если при поступлении надлежаще оформленного материала, порождающего обязанности должностного лица осуществить действия по регистрации, им было принято влекущее юридические и фактические последствия неправомерное решение об отказе в регистрации и это решение доведено до сведения зарегистрированных лиц.

Неправомерным является любой отказ независимо от аргументов и мотивов принятия решения об отказе в регистрации, если лицом, претендующим на регистрацию, соблюден порядок образования коммерческой организации как юридического лица, учредительные документы соответствуют закону, соблюдены условия получения статуса предпринимателя и выполнены иные требования нормативно-правовых актов, регламентирующих предпринимательскую деятельность.

Общие положения о регистрации индивидуальных предприниматслей и юридических лиц содержатся в ст. 2, 51, 52 ГК РФ.

Статья 51 ГК предусматривает введение в действие закона о регистрации юридических лиц, который пока не вступил в действие. В соответствии со ст. 2 ГК все лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке. Согласно ст. 51 ГК юридические лица подлежат государственной регистрации в органах юстиции (что пока не реализуется ввиду отсутствия специального закона).

Нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации юридического лица. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается.

До принятия закона о регистрации юридических лиц компетенция государственных структур, их должностных лиц и порядок государственной регистрации определяются указами Президента РФ, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов.

В настоящее время действует Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденное Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482. Регистрация осуществляется, как правило, регистрационными палатами субъектов Российской Федерации. Законом может быть предусмотрен особый порядок регистрации. В частности, приказом Министерства экономики РФ от 7 февраля 1996 г. № 2 установлен особый порядок государственной регистрации акционерных обществ с иностранными инвестициями. Особый порядок регистрации потребительского общества установлен ст. 8 Закона РФ «О потребительской кооперации» в редакции от 17 июля 1997 г.

Уклонение от регистрации при наличии правовых и фактических оснований для осуществления регистрации представляет собой либо бездействие должностного лица, состоящее в неисполнении им обязанностей по регистрации данного заявителя, которое может выражаться в нерассмотрении поступивших материалов, непринятии необходимого решения, либо действия должностного лица, направленные на неисполнение им данных обязанностей, которые могут выражаться в неправомерной передаче материалов некомпетентному лицу; запросе ненужной документации и т. д.

Уклонение имеет место, если должностное лицо не исполняет соответствующие обязанности после истечения срока, установленного законом для принятия решения о регистрации в течение времени, заведомо в сложившихся условиях достаточного для принятия соответствующего решения, и при отсутствии извинительных обстоятельств для конкретного должностного лица (болезнь, командировка, иные обстоятельства, препятствующие своевременному исполнению должностных обязанностей).

Штрафы за незаконное предпринимательство в 2021 году

Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности это совершение должностным лицом юридических либо фактических действий, ограничивающих дееспособность индивидуального предпринимателя или правоспособность коммерческой организации на основании предпочтений, которые должностное лицо отдает, в частности, субъекту предпринимательской деятельности, исходя из его организационно-правовой формы или формы собственности, в обосновании этих решений и действий негосударственной формой собственности данной организации, в сужении возможностей предпринимательской деятельности.

Права и законные интересы индивидуального предпринимателя, определяющие их равенство в сфере предпринимательства, установлены Конституцией, ст. 212 ГК РФ. Они могут быть ограничены только законом, соответствующим Конституции, но не нормативно-правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов, противоречащими Конституции.

Статья 8 Конституции и ст. 212 ГК устанавливают равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Права всех собственников защищаются равным образом.

Ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации не связывается законом с формой собственности или иными особенностями защищаемого субъекта и состоит в неправомерной или частичной передаче должностным лицом правомочий индивидуального предпринимателя или коммерческой организации любому лицу, или в незаконном осуществлении должностным лицом этих правомочий как своих собственных, либо в установлении должностным лицом контроля за их деятельностью в незаконных формах.

Ограничение самостоятельности может, в частности, осуществляться путем оказания незаконного управленческого давления, угрозы экономическими санкциями, принуждения к незаконному совершению действий, необязательных для индивидуального предпринимателя и коммерческой организации, неправомерному согласованию принимаемых решений и т. д.

Иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации представляет собой неправомерное воздействие на процесс .принятия решений, ограничивающее возможности осуществления индивидуальным предпринимателем или коммерческой организацией принадлежащих им прав. Оно, в частности, может осуществляться путем незаконного проведения собраний акционеров, незаконного изъятия документов и материальных средств, поскольку это не составляет иного специального состава преступления, недопущения эксплуатации помещений или земельных участков и т. д.

Субъект данного преступления во всех случаях — должностное лицо, обладающее специальной компетенцией. Она предполагает наличие нормативно и управленчески определенных полномочий по регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации; выдаче специального разрешения (лицензии); принятию решений, как нормативных, так и правоприменительных, прямо или косвенно регулирующих предпринимательскую деятельность; проведению контрольно-надзорных действий.

Использование служебного положения заключается, в частности, в том, что должностное лицо совершает неправомерные действия, относящиеся к его компетенции, обосновывает их интересами службы либо авторитетом государственного органа, либо с помощью государственного принуждения, либо на основе имеющейся в государственном органе информации, либо использует возможности, исходя из своего служебного положения, проводить дополнительные проверки, лишать имеющихся льгот, прекращать действие лицензий и причинять иные невыгодные последствия.

Субъективная сторона характеризуется только умыслом. Виновный осознает, что его действия (бездействие) препятствуют законной предпринимательской.деятельности, и желает этого. Цель и мотив не являются обязательным признаком субъективной стороны и не подлежат доказыванию. Однако они могут характеризовать общественную опасность данного преступления. Целью может быть прекращение осуществления предпринимательской деятельности данным индивидуальным предпринимателем или данной коммерческой организацией либо ее осуществление в пределах и на условиях, определенных виновным. Мотивом данного преступления могут быть месть, стремление добиться определенных услуг, неверно понятые интересы службы и т. п.

Квалифицирующими признаками преступления, влекущими ответственность по ч. 2 ст. 169, являются совершение деяний в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинение крупного ущерба.

Совершение деяний в нарушение вступившего в законную силу судебного акта означает, что все действия, предусмотренные ч. 1 данной статьи, противоречат не только закону, но и принятому в соответствии с ним судебному решению, которое устанавливает необходимость совершения определенных актов должностным лицом, возлагает на него определенные обязанности и (или) разрешает совершение действий предпринимателем или коммерческой организацией либо обязывает их к соблюдению определенной формы и условий деятельности.

Крупный ущерб может быть причинен государству, личности, иным организациям и должен находиться в причинной связи с воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности. Он исчисляется по общим правилам определения ущерба и признается судом в качестве крупного в зависимости от характера и объема законной предпринимательской деятельности с учетом, в частности, упущенной выгоды от потери рабочих мест.

Регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК). Закон предусматривает уголовную ответственность за регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Данная статья является новой. Она предусматривает три самостоятельных состава преступления, имеющих общие признаки, но различающихся по объективной стороне. Общими признаками составов преступлений по данной статье являются: их совершение должностным лицом, т. е, наличие специального субъекта; прямой умысел, корыстная или иная личная заинтересованность; использование своего служебного положения. Преступления, предусмотренные данными составами, не требуют наступления последствий и являются оконченными при совершении действий. Квалифицирующие признаки отсутствуют.

В статье устанавливается ответственность за совершение специального должностного преступления и расширяются возможности уголовно-правовой охраны отношений по законному рациональному использованию и обороту земли (земельных участков), которая осуществлялась на основе некоторых статей УК РСФСР, обеспечения законности деятельности государственного аппарата в сфере оборота земли как объекта собственности и одновременно ценнейшего национального достояния.

Возможна конкуренция между ст. 170 и ст. 285, 286, а также — в более редких случаях — и иными статьями УК РФ.

Социально-поведенчески преступление состоит в служебных действиях должностных лиц, обычно на исполнительском уровне контролирующих сделки с землей, которые совершаются с использованием служебного положения и направлены на получение различных выгод как самим должностным лицом, так и участниками сделок. Для этого должностное лицо, регистрирующее незаконные сделки, искажает важнейшие учетные данные о земле, занижает плату за нее.

Общественная опасность преступления при этом состоит в возможном нарушении социальных и экономических интересов государства, усилении коррумпированности госаппарата, нарушении равенства граждан как участников правового оборота земельных участков. Кроме того, незаконные сделки с землей могут привести к возможному выведению земли из сельскохозяйственного оборота, незаконной концентрации земли в одних руках, превращению ее в объект неправомерной спекуляции в экономическом смысле этого понятия, а также к возможному нарушению законных прав и интересов собственников и иных владельцев земельных участков.

Правовые основания совершения сделок с землей определяются Конституцией РФ и ГК РФ, положения которого о праве собственности на землю и другие вещные права не введены в действие до принятия Земельного кодекса РФ, но который содержит предписания о совершении сделок, урегулированных Земельным кодексом, а также указами Президента РФ. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество, включая земельные участки, и сделок с ним регламентируется Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ, который вступил в действие через шесть месяцев после его опубликования.

Объективная сторона преступления.Регистрация заведомо незаконных сделок с землей выражается в совершении на основе служебного положения действий, предусмотренных правовыми актами, для придания сделке с землей должного юридического значения без надлежащих к этому оснований.

Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность совершения различных сделок с землей. Физическое или юридическое лицо может приобрести право собственности на землю, а также вещные права: право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265), право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268), сервитуты (ст. 274 и 277).

Эти лица могут иметь обязательственные права на земельный участок, являющиеся результатом различных сделок, а именно: договора ренты (ст. 583, 586, 587 ГК), мены, дарения (ст. 567-581), пожертвования (ст. 582), аренды (ст. 606-609), договора безвозмездного пользования (ст. 689), страхования, доверительного управления имуществом (ст. 1012-1013). Кроме того, земля может быть передана в залог по ипотечному договору. Часть норм Гражданского кодекса, регламентирующая эти сделки, не введена в действие.

Незаконная предпринимательская деятельность

Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ). Предпринимательство как метод ведения экономической деятельности предполагает самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них совокупности прав и свобод по выбору вида предпринимательской деятельности, формированию производственной программы, выбору источников финансирования, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжению прибылью и т.п. Самостоятельность предпринимателя означает, что над ним нет руководящего органа, определяющего направления, формы и методы деятельности по производству товаров, оказанию услуг и т.п.

Преступление, предусмотренное ст. 169 УК РФ, выражается в воспрепятствовании законной предпринимательской, а также иной основанной на законе деятельности (политической, общественной, благотворительной, религиозной и т.п.). Его общественная опасность заключается и в том, что оно нарушает право граждан на свободу предпринимательской или иной не запрещенной законом деятельности и разнообразие ее организационно-правовых форм.

Объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие реализацию гарантированного законом права на свободу предпринимательской или иной деятельности физического или юридического лица.

Индивидуальным предпринимателем признается гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ч.1 ст. 23 ГК РФ), а юридическим лицом — организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ч. 1 ст. 48 ГК РФ).

С объективной стороны преступление состоит в совершении следующих действий: 1) неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; 2) уклонение от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; 3) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности; 4) уклонение от его выдачи; 5) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы; 6) незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица выражается в открытом нежелании осуществить регистрацию, несмотря на то, что представленные заявителем документы отвечают предусмотренным законом требованиям.

В соответствии со ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Порядок государственной регистрации юридических лиц установлен Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных юридических лиц. Например, Федеральным законом от 11 июня 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» в редакции Федерального закона от 21 марта 2002 года «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» установлен порядок регистрации политических партий.

Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года «О Едином государственном реестре юридических лиц».

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган (федеральный орган юстиции или его соответствующий территориальный орган) представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа; в) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии); г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство статуса иностранного юридического лица — учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины.

В соответствии с Положением о порядке регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 1994 года, для государственной регистрации индивидуального предпринимателя им должны быть представлены или направлены по почте в регистрирующий орган заявление, составленное по установленной форме, и документ об уплате регистрационного сбора.

Отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица допускается только в случаях непредставления определенных законодательством необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Чтобы правильно истолковать норму права, закрепленную в ст. 169 УК РФ, следует обратиться к иным законам, так как в диспозиции не разъяснены основные понятия. Такие нормы называются бланкетными — в них не содержится прямых отсылок к другим нормативным документам, но предполагается, что при анализе они будут использоваться.

Преступление осуществляется по отношению к предпринимательскому делу, именно оно предстает в качестве непосредственного объекта. В отечественном Уголовном кодексе определения предпринимательства нет, поэтому необходимо воспользоваться Гражданским (ч. 2).

Под таким делом подразумевается деятельность, в которой соблюдаются несколько условий:

Если следственными органами (а подследственность статьи — следователи СК РФ) и судом будет определена вина госслужащего в совершении преступления, он может быть наказан:

  • штрафом;
  • лишением права занимать определенные должности;
  • обязательными работами.

Квалифицирующим, отягчающим наказание признаком выступает препятствие деятельности в нарушение ранее вынесенного судебного акта либо повлекшее крупный ущерб (полтора и более миллиона рублей).

Довольно часто на практике можно столкнуться с ситуациями, когда руководитель или иное уполномоченное лицо заказчика превышает свои должностные полномочия или злоупотребляет ими. Например, понуждает сотрудников без необходимости приобретать путем закупки имущество, которое потом используется в личных целях руководства.

Примером может служить дело, фигурантом которого стал бывший руководитель Государственного бюджетного научного учреждения «ГНТЦ Наука». Прокуратура заподозрила его в том, что он дал распоряжение уполномоченным сотрудникам путем неконкурентной закупки приобрести оргтехнику стоимостью примерно полмиллиона рублей. Через год после приобретения эта техника была списана и по фиктивным документам утилизирована.

В отношении бывшего директора научного учреждения было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями».

Также итогом подобных преступлений может быть возбуждение уголовного дела по статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». Примером является дело в отношении должностных лиц администрации одного из городских поселений Ростовской области. Следствие придерживается такой версии: подозреваемые помогли знакомому предпринимателю получить контракт на поставку, монтаж и пусконаладку системы видеонаблюдения. Инцидент произошел в апреле 2021 года, и дело пока находится в процессе производства.

Рекомендуем также прочитать статью об административной ответственности заказчиков по 44-ФЗ.

Основной комментарий к рассматриваемой статье обозначается в необходимости изучения поступков регистрирующих органов, которые подпадают под инкриминируемый состав.

В первую очередь, отмечается, что преступное посягательство может включать как действия, так и бездействия должностного лица.

Здесь нужно разобраться с первичной регистрационной процедурой. Так, если потенциальному предпринимателю приходит из органа налоговой инспекции отказ от присвоения ОГРН (основного государственного регистрационного номера), то следует убедиться, что он обоснован.

1. В ст. 8 Конституции Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности, важнейшей разновидностью которой является предпринимательская деятельность. Статья 34 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Согласно ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации все граждане и юридические лица, независимо от организационно-правовой формы, вправе заниматься предпринимательской деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Давая другое разъяснение к статье, следует выделить особый объект преступного посягательства – предпринимательская деятельность, которая должна вестись в соответствии с установленным законным порядком.

В Конституции, равно как и в гражданском законодательстве закреплено право на «использование способностей индивида, равно как и его имущества для ведения предпринимательства или иной законной экономической деятельности». При этом в ГК РФ говориться о том, что предприниматель является средним звеном между гражданином и компанией, поскольку ему приходится полагаться только на свои силы, навыки и умения для выстраивания экономически выгодной модели ведения бизнеса. Для этого государство стремится создать условия минимального вторжения в дела такого субъекта. Если проверка проводится, то цель одна – осуществить контроль над соблюдением законных требований, предъявляемых к конкретным действиям и не нарушения прав потребителей и других участников рынка (ограничение конкуренции).

По смыслу статьи 169 УК РФ, привлекать к ответственности по рассмотренным выше основаниям могут только за ущемления лиц, извлекающих из своей деятельности прибыль. К некоммерческим организациям такой состав преступления не относится.

Во время расследования преступления отмечается, что мотивы и цель преступления могут быть отличными от извлечения материальной выгоды (взяточничества), но это не имеет существенного значения для выводов о виновности. Отмечено, что даже личная неприязнь будет провоцировать использование служебного положения для совершения противоправного деяния.

В отношении субъекта необходимо упомянуть об одном важном нюансе. Возраст, с которого может наступить ответственность по рассматриваемому составу – 16 лет. Но известно, что для включения в резерв кадровой службы на муниципальные или государственные должности должна наступить полная дееспособность по возрасту, а для некоторых должностей есть возрастной ценз для заключения контракта.

Отдельно пару слов следует сказать о том, как высчитывается сумма крупного ущерба, предусмотренная примечанием к статье УК РФ. В соответствии с нормами гражданского законодательства материальные потери могут быть выражены прямо – неполучение прибыли, оплата аренды помещения без ведения деятельности, а также косвенно – через упущенную выгоду от отсутствия движений капиталов, повышение цен на расходные материалы или себестоимости продукции.

Преследованию подлежат должностные лица государственных контролирующих структур за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности.

Законодатель чётко разграничивает деяния, которые обычно признаются преступным посягательствам на права и свободы предпринимателей:

  1. Отказывают регистрировать юридическое лицо, когда такой отказ не подкреплён нормативным правовым обоснованием.
  2. Затягивание проведения вышеописанной процедуры.
  3. Невыдача разрешительных документов на осуществление лицензируемых разновидностей деятельности, равно как и препятствование в оформлении бумаг.
  4. Любые ограничительные действия в отношении коммерческих предприятий одной из организационно-правовой формы (ИП, ООО, ПАО, ЗАО).
  5. Притеснение самостоятельности такого субъекта гражданского оборота или вымешивание в его работу.

Для квалификации посягательства по 169 статье УК РФ предусматривается особый вид нарушителя – чиновник. Субъективной стороной является служебное положение, в рамках которого проявляются манипуляции по ограничению прав предпринимателей.

Когда коммерческое предприятие обращается в суд для восстановления своего права и выигрывает дело, но должностные лица продолжают «травлю», то можно говорить о квалифицированном составе по части 2 рассматриваемой статьи. Здесь же предусматривается, что действия должностного лица могут иметь крупный ущерб для предпринимателя.

В 2003 году был восполнен пробел уголовного законодательства в части определения величины материального урона, и по составу препятствование предпринимательской деятельности в статью УК РФ было внесено примечание. Обозначено, что крупным размером признаются материальные потери, выраженные в полутора миллионах рублей.

Наказание, которое грозит нарушителю по ч.1 ст. 169 предусматривает:

  • штрафные санкции в диапазоне 250 000 – 500 000 рублей с возможностью замены на размер зарплаты преступника за полтора года;
  • недопущение нарушителя к занятию определёнными разновидностями деятельности или нахождению на должностях в течение 3 лет после приговора суда с одновременной оплатой штрафных санкций в размере не более 80 000 рублей или замена на размер дохода в течение полугода;
  • осуждение к обязательным работам на срок 15 суток (360 ч.).

Когда квалифицируют нарушение уголовного закона по ч. 2 ст. 169, вменяют одно из следующих наказаний:

Не допускается занимать должности не менее 3, но и не более 5 лет с момент вступления приговора в силу с одновременной оплатой штрафа, не превышающего 250 000 рублей либо с заменой материального наказания на размер дохода за последние 12 месяцев:

  1. Могут быть назначены обязательные или принудительные работы на 480 ч. и 2 года соответственно.
  2. Нарушителя могут ограничить в свободе (арестовать) на 6 месяцев.
  3. Назначается и лишение свободы не более чем на 3 года (минимального порога осуждения не предусматривается).

Таким образом, квалифицированный состав, который несёт существенные материальные лишения для предпринимательства выражается серьёзной ответственностью для клерка.

Давая другое разъяснение к статье, следует выделить особый объект преступного посягательства – предпринимательская деятельность, которая должна вестись в соответствии с установленным законным порядком.

В Конституции, равно как и в гражданском законодательстве закреплено право на «использование способностей индивида, равно как и его имущества для ведения предпринимательства или иной законной экономической деятельности». При этом в ГК РФ говориться о том, что предприниматель является средним звеном между гражданином и компанией, поскольку ему приходится полагаться только на свои силы, навыки и умения для выстраивания экономически выгодной модели ведения бизнеса. Для этого государство стремится создать условия минимального вторжения в дела такого субъекта. Если проверка проводится, то цель одна – осуществить контроль над соблюдением законных требований, предъявляемых к конкретным действиям и не нарушения прав потребителей и других участников рынка (ограничение конкуренции).

По смыслу статьи 169 УК РФ, привлекать к ответственности по рассмотренным выше основаниям могут только за ущемления лиц, извлекающих из своей деятельности прибыль. К некоммерческим организациям такой состав преступления не относится.

Во время расследования преступления отмечается, что мотивы и цель преступления могут быть отличными от извлечения материальной выгоды (взяточничества), но это не имеет существенного значения для выводов о виновности. Отмечено, что даже личная неприязнь будет провоцировать использование служебного положения для совершения противоправного деяния.

В отношении субъекта необходимо упомянуть об одном важном нюансе. Возраст, с которого может наступить ответственность по рассматриваемому составу – 16 лет

Но известно, что для включения в резерв кадровой службы на муниципальные или государственные должности должна наступить полная дееспособность по возрасту, а для некоторых должностей есть возрастной ценз для заключения контракта.

Отдельно пару слов следует сказать о том, как высчитывается сумма крупного ущерба, предусмотренная примечанием к статье УК РФ. В соответствии с нормами гражданского законодательства материальные потери могут быть выражены прямо – неполучение прибыли, оплата аренды помещения без ведения деятельности, а также косвенно – через упущенную выгоду от отсутствия движений капиталов, повышение цен на расходные материалы или себестоимости продукции.

Прокуратура Косинского района информирует

Объект преступления — установленный порядок осуществления предпринимательской или иной деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2019 N 3-УД19-11
осужден по ч. 1 ст. 169 УК РФ к штрафу в размере 200 000 рублей, с рассрочкой уплаты штрафа на 10 месяцев равными частями по 20 000 рублей в месяц. Апелляционным постановлением Ухтинского городского суда Республики Коми от 22 мая 2021 года приговор в отношении Бусырева А.Е. оставлен без изменения.

Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 20.06.2018 N 18-АПУ18-8

Постановлением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 19 марта 2021 года удовлетворен запрос Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан о выдаче Полевого Г.С. для привлечения к уголовной ответственности за разбой с противоправным проникновением в жилище по п. «в» ч. 3 ст. 164 УК Республики Узбекистан. Этим же постановлением отказано в выдаче Полевого Г.С. для привлечения к уголовной ответственности за кражу по п. «в» ч. 2 ст. 169 УК Республики Узбекистан в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.

Верховный суд называет признаки, которые с наибольшей вероятностью свидетельствуют о том, что лицо действовало от имени организации:

  • лицо представляет организацию в силу закона, устава организации или доверенности;
  • лицо является должностным лицом организации или выполняет в ней управленческие функции.

В свою очередь о действиях лица в интересах организации свидетельствуют указание, осведомленность или одобрение данных действий лицами, уполномоченными действовать от имени такой организации.

При этом в обязательном порядке подлежит доказыванию наличие экономической или иной заинтересованности организации в совершении действий, за которые физическое лицо передало/предложило/обещало незаконное вознаграждение.

В случае, если незаконное вознаграждение предоставлялось в несколько этапов или систематически, но в рамках одной договоренности, то для квалификации этих действий следует исходить из общей суммы переданных денежных средств или из общей стоимости оказанных услуг/предоставленных прав.

Подсудность в таких случаях определяется по последнему месту предоставления незаконного вознаграждения.

Покушение на бизнес: как избежать угрозы и наказать экономических преступников

Если цепочка привела к фирме, которая регистрирует юридические лица, в таком случае есть большая вероятность, что могут привлечь к ответственности и руководство данной фирмы. С момента предъявления обвинения, следует защищаться, но каким образом? Следует предоставить сведения касательно клиента, обратившегося за услугой. Ведь цель обращения заключалась именно в оказании юридической помощи по регистрации юридического лица, а не в предоставлении номинального директора, следовательно, сама услуга не может быть квалифицирована как уголовное преступление. Но в данном случае перед тем как давать показания, лучше конкретно все обдумать и давать лишнюю информацию касательно осведомленности того факта, что директор действительно номинальный или же того факта, что фирма не собирается работать согласно деятельности, указанной в ЕГРЮЛ.

Правоохранительные органы могут попытаться выявить вину граждан, которые оказывали содействие в открытии юридического лица. Действовать в таком случае необходимо очень осторожно, поскольку одно не верное слово может поставить клеймо осужденного на человека, который просто не понимал, как его действия могут обернуться для него. В нашей стране, содействие криминальным элементам карается по закону, а значит при допросе необходимо быть также бдительным и просить помощи адвоката.

Становится ясно, что незаконное создание юридического лица УК РФ является криминальной формой поведения в целях экономических махинаций. Если напрямую толковать данную статью, то под ответственность попадает лицо, которое осуществило незаконное создание ИП на другого человека, который подписывает документы, не зная, что его подставляют. Иначе говоря, незаинтересованное лицо, подписывая определенные документы, не понимает, что на него оформляют незаконное ИП.

Бывают случаи, когда человека просят помочь создать фирму друзья или родственники. Известно, что любой сможет и готов помочь знакомым людям. Однако следует помнить, что любая незаконная реорганизация в форме присоединения карается уголовным наказанием, чаще всего реальным лишением свободы. Также в практике нашего бюро бывали такие случаи, когда сам работодатель просил своих сотрудников подписать документы о принятии должности или вхождения в организацию в качестве учредителя. На эти уловки попадаются в основном граждане, которые хотят помочь, а потом страдают от собственной доброты. Находясь в неведении, большинство людей попадается на просьбы мошенников. Поэтому многие адвокаты и правоохранительные органы настоятельно рекомендуют для начала ознакомиться с ситуацией и необходимой документацией.

Какие документов стоит опасаться?

  • Протокол или решение о регистрации юридического лица в которым вы фигурируете как учредитель;
  • Договор купли-продажи доли юридического лица;
  • Заявление о вхождении в состав учредителей

Преступления в сфере экономической деятельности

Предпринимательской, в соответствии с Гражданским Кодексом, называется деятельность, которая осуществляется с целью систематического получения прибыли на свой риск. Прибыль может извлекаться путем осуществления работ, реализации товаров, сдачи в аренду имущества, оказания платных услуг. Гражданин, ведущий коммерческую деятельность должен в обязательном порядке зарегистрироваться как предприниматель.

Как видим, основные отличия частной сделки между гражданами и предпринимательства – это систематичность деятельности и извлечение прибыли. Так, разовая сделка купли-продажи или однажды оказанная возмездно услуга не могут считаться незаконной предпринимательской деятельностью. Но произведенные два раза или более в течение года, они становятся систематическими и попадают под определение коммерческой деятельности.

Однако если речь идет о продаже товара по стоимости, за которую он был приобретен (или меньшей), это в любом случае будет считаться частным делом: отсутствует прибыль. Такая деятельность не может считаться предпринимательской, даже если совершается систематически.

Приступать к написанию заявления в компетентные структуры можно только при наличии полной уверенности в том, что имеет место именно незаконная предпринимательская деятельность. Кроме этого необходимо предоставить в государственный орган какие-либо подтверждения своих слов. Итак, как доказать незаконное предпринимательство гражданину, подающему жалобу:

Знаете ли Вы

В России Законом об азартных играх запрещена азартная деятельность без лицензии, а также с применением специального оборудования для игр за пределами установленных игорных зон, в том числе в интернете. Подробнее об этом читайте в статье

  • Фото- и видеосъёмкой. Сфотографировать, например, торговую точку или игорный клуб, которые не зарегистрированы по этому адресу, не составит труда. Желательно сделать фотографию с привязкой к местности, чтобы было понятно, где именно располагается точка.
  • Различными документами, выдаваемыми организацией, осуществляющей незаконную деятельность. Например, договор, в котором указана одна цена, а по факту услуги были оказаны за большую стоимость.
  • Обращениями в организацию, оставленными без ответа.
  • Показаниями свидетелей.
  • Любыми другими доказательствами: скриншот странички в социальных сетях, с которой ведётся торговля, переписка с незаконным предпринимателем и т.д.

Самые важные доказательства будут собираться ОБЭП или органами прокуратуры в ходе рассмотрения обращения, так как бороться с незаконной предпринимательской деятельностью – в первую очередь их задача. К таким доказательствам относятся:

  • Результаты контрольной закупки или рейда;
  • Фото- и видеосъёмка проведения следственных и оперативных действий;
  • Допросы свидетелей и пострадавших от незаконной предпринимательской деятельности;
  • Вещественные доказательства, например, документация, изъятая по месту нахождения незаконно действующей организации.

Кодексом об административных нарушениях за ведение незаконной коммерческой деятельности предусмотрены следующие штрафные санкции:

  1. За незарегистрированную в установленном порядке (ИП или ООО) деятельность налагается штраф в размере от 500 до 2000 рублей.
  2. За осуществления тех видов деятельности, которые подлежат обязательному лицензированию, без соответствующих разрешений могут быть наложены штрафы: физическим лицам — от 1 до 2.5 тыс. рублей, для должностных лиц 4–5 тыс. рублей, для юрлиц- 40–50 тыс. рублей. При этом нелицензионная продукция и средства ее производства могут быть конфискованы.
  3. Если лицензия есть, но требования лицензирования нарушаются, это также чревато штрафными санкциями: для граждан – в размере 1,5–2,5 тыс. рублей, для должностных лиц – 3–4 тыс. рублей, для организаций – от 30 до 40 тыс. рублей.
  4. Если условия лицензирования грубо нарушаются, предпринимательская деятельность может быть приостановлена на 90 суток, штраф в этом случае составляют для физических и должностных лиц 4–5 тыс. рублей, для организаций – 40–50 тысяч рублей.

Установить факт незаконного предпринимательства могут:

  • налоговая инспекция,
  • антимонопольный комитет,
  • органы надзора за потребительским рынком,
  • полиция,
  • прокуратура.

Протокол о правонарушениях может быть оформлен как результат проверочных мероприятий: осмотра помещения, совершения контрольных закупок и проч. Поводом для такой проверки может послужить любой сигнал о том, что ведется незаконная предпринимательская деятельность или же допускаются нарушения в работе.

Дела о незаконном предпринимательстве рассматриваются мировым судьей по месту ее осуществления или по месту жительства нарушителя. Такое дело должно быть рассмотрено в двухмесячный срок после того, как составлен соответствующий протокол. Если этого не произойдет, дело должно быть закрыто. Если протокол оформлен с нарушениями, в нем есть противоречия и неточности, нарушитель может избежать наказания: пока протокол переоформляется и исправляются ошибки, отведенный на привлечение к ответственности срок может истечь.

Само понятие «предпринимательская деятельность» стоит понимать — как систематическое получение выгоды при осуществлении разного рода действий. Из этого следует, что незаконное предпринимательство – это фактическое выполнение действий по ведению бизнеса без его регистрации в законном порядке.

Если работа приносит прибыль с периодичностью более 2 раз в год и является единственным источником дохода, на гражданина накладывается обязанность встать на учёт в регистрационные органы. Законодатель предусмотрел все основания привлечения к ответственности лиц, ведущих незаконную предпринимательскую деятельность, а также участвующих в подобной деятельности.

Какая предпринимательская деятельность является незаконной, смотрите в этом видео:

Степень наказания за эти правонарушения различна. Все зависит от рода деятельности и от того в каком качестве выступает владелец бизнеса: юридическое или физическое лицо.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *