Новые формы протоколов испытаний ГОСТ 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые формы протоколов испытаний ГОСТ 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В производственных компаниях испытания являются частью рутинной деятельности. Они позволяют установить:

  • качество производимой продукции,
  • определить степень ее пригодности для дальнейшей эксплуатации в различных условиях, в том числе нестандартных,
  • подтвердить ее соответствие заявленным свойствам.

В протокол испытаний вносятся технические характеристики объекта, все этапы проверки, а потом по каждому из них подводятся итоги. Заключительная часть протокола включает в себя обобщающее резюме.

Следует отметить, что в некоторых случаях предприятия привлекают для испытаний другие компании или специализированные лаборатории, обладающие необходимым оборудованием и опытом по испытанию тех или иных объектов – такая практика особенно распространена, если для испытаний требуется наличие специальной лицензии.

Цифровизация системы аккредитации: просто, прозрачно, надежно

Испытание, как правило, проводится комиссией, назначенной специальным распоряжением руководства. В нее входят специалисты из профильных структурных подразделений организации, обладающие необходимой квалификацией и определенными знаниями об испытываемом объекте. Иногда в состав комиссии включаются сторонние эксперты, способные оценить качество материала на более высоком уровне.

В испытаниях моделируются особые условия, которые должны выдержать оборудование, техника, и пр. объекты, подвергшиеся тестированию. Вся процедура фиксируется в протоколе. После этого протокол подписывается членами комиссии или ответственным сотрудником (руководителем организации).

Следует отметить, что результаты испытаний могут быть как положительными, так и отрицательными – в обоих случаях это должно быть вписано в протокол.

Если объект не прошел проверку, он может быть доработан и отправлен на повторные тесты.

Данный документ не является бессрочным. Период его действия для обязательных экспертиз, установленный на государственном уровне, определяется тем, в который раз проводятся испытания.

  • Если это первый раз, то срок легитимности документа равен одному году,
  • при любых последующих испытаниях, период актуальности увеличивается до шести лет.

В случаях с частными компаниями и продукцией, испытания которой проводятся по личной инициативе руководства организаций, срок действия протокола определяется в индивидуальном порядке.

  1. Вначале документа указывается наименование компании, которая проводит испытания.
  2. Затем дается ссылка на номер государственной лицензии или сертификата, позволяющего проводить данные тесты.
  3. Далее в бланк вписывается населенный пункт, в котором зарегистрирована организация, а также дата составления протокола.
  4. Ниже, посередине строки пишется название документа с обозначением его сути.
  5. После этого идет основной раздел. Обычно он оформляется в виде таблицы или отдельных пунктов. Сюда вносятся:
    • название испытываемого объекта,
    • его технические параметры,
    • дата изготовления,
    • дата испытаний (число, месяц, год начала и окончания),
    • количество образцов,
    • условия проведения испытаний – это важнейшая часть документа, поэтому описывается она максимально тщательно и подробно.
  6. Далее вписывается, к каким последствия привело тестирование на прочность, влагостойкость, и пр. (в зависимости от цели и методов испытания).
  7. В завершение в бланке указываются результаты испытания и выносится короткое резюме о пригодности продукции к дальнейшему использования.
  8. Протокол должен быть надлежащим образом подписан с указанием должности, фамилии, инициалов ответственных за испытание лиц.

В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила обязательного подтверждения соответствия продукции, указанной в абзаце первом пункта 3 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании».

2. Подпункт «г» пункта 21 Правил, утвержденных настоящим постановлением, вступает в силу с 1 сентября 2021 г.

3. Установить, что настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует в течение 6 лет.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 июля 2021 г. N 1265

1. Настоящие Правила устанавливают порядок обязательного подтверждения соответствия продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, утверждаемые Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» (далее соответственно — обязательное подтверждение соответствия продукции, продукция).

2. Работы по обязательному подтверждению соответствия продукции в форме сертификации осуществляются органом по сертификации, аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации (далее — орган по сертификации).

3. Заявителем при обязательном подтверждении соответствия продукции является зарегистрированное на территории Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке юридическое лицо, или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющиеся изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом), продавцом или импортером продукции.

4. Обязательное подтверждение соответствия продукции осуществляется в соответствии с настоящими Правилами. Национальные стандарты Российской Федерации согласно приложению, в которых устанавливаются правила (порядок) подтверждения соответствия конкретной продукции, применяются в части, не противоречащей настоящим Правилам.

5. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

«аккредитованная испытательная лаборатория (центр)» — аккредитованная в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации испытательная лаборатория (центр), осуществляющая исследования (испытания) и измерения;

«анализ состояния производства» — элемент схемы сертификации, представляющий собой совокупность действий, осуществляемых органом по сертификации в целях определения наличия у изготовителя необходимых условий для обеспечения постоянного (стабильного) соответствия выпускаемой продукции требованиям, подтверждаемым (подтвержденным) при обязательной сертификации;

«доказательственные материалы» — документы, свидетельствующие о соответствии продукции установленным требованиям и применяемые как основание для обязательного подтверждения соответствия продукции этим требованиям, включая документы, подтверждающие полномочия уполномоченного изготовителем лица или продавца (импортера);

«единичное изделие» — отдельный экземпляр штучной продукции;

«изготовитель» — юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации, или иностранный изготовитель, осуществляющие от своего имени производство или производство и реализацию продукции и ответственные за ее соответствие установленным требованиям;

«импортер» — юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заключили с иностранным изготовителем (продавцом) внешнеторговый договор на передачу продукции, осуществляют выпуск этой продукции в обращение и (или) ее реализацию на территории Российской Федерации и несут ответственность за ее соответствие установленным требованиям;

«инспекционный контроль» — периодическая оценка соответствия, осуществляемая органом по сертификации в целях установления соответствия сертифицированной продукции требованиям, подтвержденным при обязательной сертификации такой продукции;

«собственная испытательная лаборатория» — юридическое лицо (структурное подразделение этого юридического лица, действующее от его имени), зарегистрированное на территории Российской Федерации, осуществляющее исследования (испытания) и измерения и находящееся в собственности заявителя на регистрацию декларации о соответствии;

«партия продукции» — совокупность единиц продукции одного наименования и обозначения (при наличии) в соответствии с товаросопроводительным документом, представленной заявителем на проведение сертификации или заявителем на регистрацию декларации о соответствии для проведения обязательного подтверждения соответствия;

«продукция серийного производства» — продукция, изготавливаемая по одной и той же технической документации с использованием единого технологического процесса и выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации в виде последовательного ряда единиц продукции или периодически повторяющихся партий продукции, применительно к которой проводится подтверждение соответствия;

«продавец» — юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализующие продукцию по договорам и не являющиеся изготовителями продукции;

«товаросопроводительные документы» — документы, подтверждающие перевозку продукции и определяющие номенклатуру и количество продукции, направляемые грузоотправителем с отгруженным товаром в адрес грузополучателя;

«установленные требования» — обязательные требования к продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные в национальных стандартах;

«уполномоченное изготовителем лицо» — юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые на основании договора с изготовителем, в том числе с иностранным изготовителем, осуществляют подтверждение соответствия и выпуск продукции в обращение на территории Российской Федерации (в том числе ввозимой (ввезенной) на территорию Российской Федерации) и несут ответственность за несоответствие продукции установленным требованиям;

«филиал изготовителя продукции» — обособленное подразделение изготовителя, не являющееся юридическим лицом, расположенное вне места нахождения изготовителя и осуществляющее все его функции или их часть.

Иные понятия, применяемые в настоящих Правилах, используются в значениях, указанных в Федеральном законе «О техническом регулировании», Федеральном законе «О стандартизации в Российской Федерации» и Федеральном законе «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

11. Органы по сертификации обязаны:

а) выполнять требования настоящих Правил;

б) обеспечивать достоверность, полноту и объективность оценки документов, принятых в качестве доказательств обязательного подтверждения соответствия продукции установленным требованиям и послуживших основанием для принятия решения о подтверждении соответствия;

в) обеспечивать соблюдение конфиденциальности в отношении всей информации, полученной в ходе осуществления работ по подтверждению соответствия;

г) рассматривать информацию контрольных (надзорных) органов, национального органа по аккредитации о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия и принимать решение органа по сертификации о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия либо об отсутствии такой необходимости и направлять в указанные органы мотивированный ответ с результатами рассмотрения указанной информации;

д) исполнять решения контрольных (надзорных) органов либо национального органа по аккредитации о необходимости приостановления или прекращении действия сертификатов соответствия и принимать решение органа по сертификации о приостановлении, возобновлении или прекращении действия сертификата соответствия;

е) привлекать на договорной основе (при необходимости) для проведения исследований (испытаний) и измерений аккредитованную испытательную лабораторию из числа тех, с которыми взаимодействуют (если проведение исследований (испытаний) и измерений предусмотрено схемой сертификации).

12. Аккредитованные испытательные лаборатории обязаны:

а) соблюдать методики выполнения исследований (испытаний) и измерений;

б) обеспечивать достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений, беспристрастность при проведении исследований (испытаний) и измерений;

в) обеспечивать соблюдение конфиденциальности в отношении всей информации, полученной в ходе осуществления работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям.

13. Заявители на проведение сертификации (заявители на регистрацию декларации о соответствии) обязаны:

а) обеспечивать соответствие продукции установленным требованиям;

б) выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;

в) указывать в товаросопроводительных документах сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;

г) информировать орган по сертификации в случае, если заявитель на проведение сертификации по каким-либо причинам считает невозможным проведение исследований (испытаний) и измерений в привлеченной аккредитованной испытательной лаборатории (с обоснованием причин отказа). В этом случае для проведения исследований (испытаний) и измерений орган по сертификации привлекает иную аккредитованную испытательную лабораторию, с которой он взаимодействует;

д) предъявлять контрольным (надзорным) органам, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции установленным требованиям (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии) либо регистрационный номер сертификата соответствия или декларации о соответствии;

е) приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если действие сертификата соответствия (декларации о соответствии) приостановлено, прекращено или сертификат соответствия (декларация о соответствии) признан недействительным;

ж) извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;

з) приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует установленным требованиям, на основании решений органов государственного контроля (надзора);

и) приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек, за исключением продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции.

15. Сертификация продукции осуществляется по схемам сертификации в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 53603-2020 «Оценка соответствия. Схемы сертификации продукции в Российской Федерации».

16. При проведении работ по сертификации продукции по схемам сертификации, предусматривающим оценку состояния производства, органы по сертификации руководствуются положениями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 55469-2020/ISO/IEC TR 17026:2015 «Оценка соответствия. Пример схемы сертификации материальной продукции».

17. Работы по сертификации включают:

а) подачу заявителем на сертификацию продукции заявки на сертификацию продукции (далее — заявка) и принятие органом по сертификации решения по заявке;

б) идентификацию продукции, отбор образцов (проб) для проведения исследований (испытаний) и измерений;

в) проведение исследований (испытаний) и измерений продукции в аккредитованной испытательной лаборатории;

г) оценку производства в форме анализа состояния производства или оценки системы менеджмента качества (если предусмотрено схемой сертификации);

д) исследование проекта продукции (если предусмотрено схемой сертификации);

е) исследование типа продукции (если предусмотрено схемой сертификации);

ж) анализ результатов сертификации и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия;

з) выдачу сертификата соответствия;

и) инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (если предусмотрено схемой сертификации).

18. Для проведения сертификации продукции заявитель на проведение сертификации подает заявку в виде электронного документа

с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или на бумажном носителе непосредственно или заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении в орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель на проведение сертификации продукции намеревается сертифицировать.

Заявителем на сертификацию продукции серийного производства является изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо).

Заявителем на сертификацию партии продукции или единичного изделия является изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо), продавец (импортер).

19. Информация об органах по сертификации, аккредитованных в национальной системе аккредитации, включая область их аккредитации, размещена на официальном сайте национального органа по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

20. При наличии нескольких органов по сертификации, область аккредитации которых распространяется на продукцию, подлежащую сертификации, заявитель на проведение сертификации направляет заявку только в один орган по сертификации (по своему выбору).

«Результаты этой работы привели к тому, что 84% выездных проверочных мероприятий в 2020 году было проведено в дистанционном формате, а издержки, связанные с процедурами аккредитации, подтверждения компетенции и расширения области аккредитации, сократились на 30%», – отмечает Алексей Херсонцев.

Как следствие, значительно снижено личное взаимодействие между людьми и, самое главное, получен опыт проведения удаленных оценок с участием двух и более сторон на базе ФАО «Национальный институт аккредитации». Также на базе института была обеспечена эффективная координация деятельности экспертов по аккредитации, что привело к сокращению сроков оказания государственных услуг.

«В целях преодоления возникших затруднений в сфере оценки соответствия совместно с Минпромторгом и Росаккредитацией были подготовлены расширенные рекомендации о временных мерах по проведению инспекционного контроля, отбора образцов и иных плановых работ в рамках процедур по сертификации продукции», – рассказал Алексей Херсонцев. Затем эти рекомендации стали основой для дальнейшего принятия аналогичных решений уже на уровне Евразийской экономической комиссии.

Помимо вызовов, связанных с COVID-19, большой блок работ в 2020 году был проведен в рамках применения «регуляторной гильотины». Этот механизм затронул и сферу подтверждения соответствия, и сферу аккредитации. Была проведена достаточно серьезная работа по пересмотру актов, содержащих обязательные требования.

Среди основных задач на 2021 год можно выделить пять ключевых направлений:

  1. Перевод областей аккредитации в электронный формат, что позволит аккредитованным лицам самостоятельно управлять своей областью аккредитации.

  2. Повышение производительности в ходе оказания государственных услуг при помощи использования видео- и конференц-связи, а также других инструментов цифровой трансформации.

    «Важнейшим решением в плане цифровизации будет переход к реестровой модели в области выдачи сертификатов соответствия. Фактически мы должны уйти от бланков сертификатов, и ключевым с точки зрения сертификатов становится внесение записи в соответствующие реестры. Эта запись будет носить характер электронного документа», – отметил Алексей Херсонцев. В этом случае не нужно будет тратить время и ресурсы на выдачу бумаг, бланков и так далее. Кроме того, реализация этого решения в целом позволит обеспечить прослеживаемость проведенных процедур сертификации.

    В настоящее время идет работа над проектом изменений в Федеральный закон № 412-ФЗ . Среди них есть такие обновления, как введение удаленной оценки. По сути это является реализацией соответствующих положений стандарта ISO/IEC 17011 . Раньше этого в законодательстве не было, но пандемия поспособствовала отработке технологии и показала, что это реально. Поэтому было принято решение закрепить положение на законодательном уровне.

  3. Создание цифрового двойника лаборатории.

  4. «Это прорывная инициатива, которая позволит по-другому оказывать услуги, обеспечит доверие к результатам испытаний и прослеживаемость этих испытаний до сертификатов и деклараций», – подчеркнул докладчик.

  5. Реализация Федерального закона от 22 декабря 2020 года № 460-ФЗ , в котором предусмотрен ряд полномочий правительства, связанных с установлением механизма отзыва сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, которые были выданы с нарушениями.

  6. Возможность передачи функции по проведению инспекционного контроля за сертифицируемой продукцией в другой орган по сертификации в случае, если аккредитация первичного органа по сертификации была прекращена. Предполагается, что это приведет к очистке реестра, к решению проблемы «бесхозных» сертификатов, а также поможет бизнесу с точки зрения соблюдения его прав, когда с рынка уходят те или иные органы по сертификации.

Все необходимые правила, безусловно, должны выполняться аккредитованными лицами, но при этом контрольно-надзорное вмешательство в их деятельность должно быть минимальным.

В заключение Алексей Херсонцев подчеркнул, что основной задачей является обеспечение доверия к результатам оценки соответствия. Он отметил, что цифровые технологии незаменимы на пути совершенствования в этой области и предпринятые шаги в области цифровизации уже сейчас позволяют автоматизировать многие процессы предоставления услуг и сокращать издержки.

Также в министерстве рассчитывают на то, что в 2021 году цифровые процессы будут отлажены и перейдут в практическую плоскость, благодаря чему:

  • будет уменьшено влияние человеческого фактора, что позволит избегать ошибок как со стороны сотрудников аккредитованных лиц, так и со стороны сотрудников органов по аккредитации;

  • повысится прозрачность деятельности всей системы;

  • в целом изменения будут способствовать обращению на рынке нашей страны безопасной продукции с достоверными результатами ее испытаний.

Обозначение: ГОСТ Р 58973-2020
Статус: принят
Тип: ГОСТ Р
Название русское: Оценка соответствия. Правила к оформлению протоколов испытаний
Название английское: Conformity assessment. Rules for registration of test reports
Дата актуализации текста: 01.06.2021
Дата актуализации описания: 01.06.2021
Дата регистрации: 00.00.0000
Дата издания: 02.03.2021
Дата введения в действие: 01.07.2021
Область и условия применения: Настоящий стандарт распространяется на процедуры оформления протоколов испытаний испытательной лабораторией (центром), выполняющей испытания продукции для целей подтверждения соответствия. Настоящий стандарт определяет состав сведений, представленных в протоколах испытаний, правила их оформления, в том числе с применением информационных технологий, состав реквизитов бланков, правила создания документов. Положения настоящего стандарта распространяются на документы на бумажном и электронном носителях. Стандарт предназначен для применения испытательными лабораториями (центрами), органами по сертификации и другими заинтересованными лицами
Расположен в: Общероссийский классификатор стандартов
→ Услуги. Организация фирм, управление и качество. Администрация. Транспорт. Социология.
→ Качество
→ Сертификация продукции и фирм. Оценка соответствия
  • 1 Область применения

  • 2 Нормативные ссылки

  • 3 Термины и определения

  • 4 Общие требования к протоколу испытаний для целей подтверждения соответствия

  • 5 Оформление протокола испытаний

Библиография

ж W

ж

ГОСТ Р 58973—2020

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Оценка соответствия ПРАВИЛА К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОТОКОЛОВ ИСПЫТАНИЙ

Conformity assessment. Rules for registration of test reports

Дата введения — 2021—07—01

  • 1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на процедуры оформления протоколов испытаний испытательной лабораторией (центром), выполняющей испытания продукции для целей подтверждения соответствия.

Настоящий стандарт определяет состав сведений, представленных в протоколах испытаний, правила их оформления, в том числе с применением информационных технологий, состав реквизитов бланков, правила создания документов. Положения настоящего стандарта распространяются на документы на бумажном и электронном носителях.

Стандарт предназначен для применения испытательными лабораториями (центрами), органами по сертификации и другими заинтересованными лицами.

  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ, ВСТУПИВШИЕ В СИЛУ С 01.07.2021

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 8.417 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин

ГОСТ 31894 Термины и определения в области оценки (подтверждения) соответствия в Таможенном союзе

ГОСТ ISO/IEC 17025 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий

ГОСТ Р 51672 Метрологическое обеспечение испытаний продукции для целей подтверждения соответствия. Основные положения

ОК 007 Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО)

Прим еча н и е — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (классификаторов) в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Издание официальное

В настоящем стандарте применены термины по [1]. ГОСТ 31894, ГОСТ Р 51672, а также следующий термин с соответствующим определением:

  • 3.1 протокол испытаний: Документ, содержащий необходимые сведения об объекте испытаний, применяемых методах, средствах и при необходимости условиях испытаний, результатах испытаний, оформленный в установленном порядке.

Примечание — При необходимости для интерпретации результатов испытаний протокол испытаний может содержать заключение по результатам испытаний.

    • 5.1 Текст протокола испытаний составляют на русском языке как государственном языке Российской Федерации.

    • 5.2 Протокол испытаний может быть оформлен как на бумажном носителе, так и в электронной форме с соблюдением установленных правил оформления документов.

    • 5.3 При оформлении протокола испытаний на двух и более страницах вторую и последующие страницы нумеруют.

Допускается оформление протокола испытаний на лицевой и оборотной сторонах листа. При двустороннем оформлении протокола испытаний ширина левого поля на лицевой стороне листа и правого поля на оборотной стороне листа должны быть равны.

  • 5.4 Для оформления протокола испытаний рекомендуется использовать размеры шрифтов No 10. 12.13.14. При формировании таблиц допускается использовать шрифты меньших размеров.

Рекомендуется использовать абзацный отступ текста документа — 1,25 см.

Заголовки разделов и подразделов печатают с абзацным отступом или центрируют по ширине текста.

Многострочные реквизиты печатают через один межстрочный интервал, составные части реквизитов отделяют дополнительным интервалом.

Текст документа печатают через 1—1.5 межстрочных интервала.

Интервал между буквами в словах — обычный.

  • 5.5 Текст протокола испытаний может содержать разделы, подразделы, пункты, подпункты, нумеруемые арабскими цифрами.

  • 5.6 Наименование организации, на базе которой создана испытательная лаборатория (центр), проводившая испытания, должно соответствовать наименованию юридического лица, закрепленному в его учредительных документах (уставе или положении). Дополнительно указывают адрес места нахождения юридического лица, если он не совпадает с юридическим адресом.

Сокращенное наименование организации, если оно предусмотрено уставом (положением), указывают в скобках под полным наименованием организации.

Полное или сокращенное наименование вышестоящей организации (при ее наличии) указывают над наименованием организации.

Указывают наименование структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), в котором проводились испытания, фактический адрес места осуществления деятельности, номер телефона, адрес электронной почты, уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц (при наличии).

  • 5.7 При наличии у испытательной лаборатории (центра) аккредитации в национальной системе аккредитации допускается применение изображения знака национальной системы аккредитации на титульном листе протокола испытаний в соответствии с (3].

Применение изображения знака национальной системы аккредитации на титульном листе протокола испытаний допускается только в случае, если испытательная лаборатория (центр), имеющая действующую аккредитацию е национальной системе аккредитации, выдает протокол по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений, правила и методы которых включены в область ее аккредитации.

  • 5.8 На титульном листе протокола испытаний допускается использование эмблемы организации, разработанной и утвержденной в установленном порядке.

  • 5.9 Допускается использование товарного знака (логотипа) организации, зарегистрированного в установленном законодательством порядке. Товарный знак (логотип) воспроизводят на протоколах испытаний в порядке, установленном в организации.

  • 5.10 Наименование вида документа (протокол испытаний, протокол об испытаниях, отчет об испытаниях) располагают под реквизитами организации, проводившей испытания.

  • 5.11 Регистрационный номер протокола испытаний —• цифровой или буквенно-цифровой идентификатор документа. состоящий из порядкового номера документа, который по усмотрению организации допускается дополнять цифровыми или буквенными кодами (индексами) в соответствии с используемыми классификаторами (индексом дела по номенклатуре дел. кодом из регистрационных журналов и Др.).

  • 5.12 Дата протокола испытаний соответствует дате утверждения документа. Дата документа записывается в последовательности: день месяца, месяц, год. одним из двух способов:

— арабскими цифрами, разделенными точкой, например 05.06.2016;

• словесно-цифровым способом, например 5 июня 2016 г.

  • 5.13 8 строку «Наименование образца испытаний» вносится информация об образце: однозначная идентификация и иная информация, описывающая образец [наименование продукции, товарная группа (при необходимости), состояние продукции (при необходимости)].

  • 5.14 Информация о заказчике и изготовителе должна содержать как юридический адрес, так и фактический адрес места осуществления деятельности.

Для физического лица указывают инициалы, фамилию, почтовый адрес.

Дополнительно могут быть указаны следующие реквизиты: код организации в соответствии с ОКПО ОК 007, основной государственный регистрационный номер организации (ОГРН) и идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на налоговый учет (ИНН/КПП).

При проведении испытаний по месту нахождения заказчика информацию об этом указывают в протоколе испытаний. Допускается указание адреса производственной площадки.

  • 5.15 По согласованию с заказчиком в протокол испытаний может быть внесена дополнительная проверенная информация: наименование и адрес поставщика продукции, наименование и адрес изготовителя комплектующих материалов или элементов изделия и др. информация.

  • 5.16 Данные, предоставленные заказчиком, должны быть четко идентифицированы. Кроме того, в случае если информация предоставлена заказчиком и она может повлиять на достоверность результатов. в протокол испытаний должно быть включено заявление об ограничении ответственности испытательной лаборатории (центра).

  • Раздел Строительство
    • Раздел Стандарты
      • Раздел Другие государственные стандарты, применяемые в строительстве
        • Раздел 03 Социология. Услуги. Организация фирм и управление ими. Администрация. Транспорт

А также в:

  • Раздел Экология
    • Раздел 03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ
      • Раздел 03.120 Качество
        • Раздел 03.120.20 Сертификация продукции и фирм. Оценка соответствия

А также в:

  • Раздел Электроэнергия
    • Раздел 03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ
      • Раздел 03.120 Качество
        • Раздел 03.120.20 Сертификация продукции и фирм. Оценка соответствия

(в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 30.12.2020 N 877)

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 и частью 6 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6977; 2018, N 31, ст. 4851) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые критерии аккредитации и перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации (далее — критерии аккредитации).

2. В отношении лиц, аккредитованных на дату вступления в силу настоящего приказа, и заявителей до 1 июля 2021 г. соответствие требованиям абзаца третьего пункта 4.1 критериев аккредитации подтверждается наличием у работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, опыта работы по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее трех лет.

3. Абзац второй подпункта 24.4, абзац второй подпункта 29.5, абзац второй пункта 43 критериев аккредитации не применяются в отношении лиц, аккредитованных на дату вступления в силу настоящего приказа.

4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г., за исключением абзаца третьего подпункта 4.1, абзаца третьего подпункта 4.2, пункта 4.3, пунктов 7 — 10, абзаца второго подпункта 24.4, подпункта 24.7.2.3, пункта 25, абзацев первого и третьего подпункта 29.2, абзаца второго подпункта 29.5, абзаца второго пункта 43 критериев аккредитации, вступающих в силу с 1 июля 2021 г., пунктов 12 — 16, 18, 22, 31 — 35 критериев аккредитации, вступающих в силу с 1 января 2022 г., и действует до 1 января 2027 года. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 30.12.2020 N 877)

Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеются в виду абзацы второй и третий подпункта 24.2.

Министр
М.Г. РЕШЕТНИКОВ

Приложение
к приказу Минэкономразвития России
от 26.10.2020 N 707

1. Настоящие критерии аккредитации установлены на основании международных стандартов и включают в себя ссылки на национальные стандарты и документы международных организаций в области аккредитации, указанные в приложении к настоящим критериям аккредитации.

2. Настоящие критерии аккредитации устанавливают совокупность требований, которым должны удовлетворять заявитель, аккредитованное в национальной системе аккредитации лицо для осуществления деятельности в области аккредитации, в отношении:

а) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия в качестве:

органов по сертификации (продукции, услуг, систем менеджмента, персонала);

испытательных лабораторий (центров) (далее — лаборатории);

органов инспекции;

органов по валидации и верификации парниковых газов;

провайдеров программ проверки квалификации (далее — провайдеры межлабораторных сличительных испытаний);

б) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений:

аттестацию методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений (далее — аттестация методик измерений);

испытания стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа (далее соответственно — испытание стандартных образцов, испытание средств измерений);

поверку средств измерений;

обязательную метрологическую экспертизу стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов, проводимую в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее — метрологическая экспертиза);

калибровку средств измерений.

3. Органы по сертификации продукции, услуг (далее — орган по сертификации продукции) должны соответствовать требованиям, установленным положениями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 «Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг», утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 21 декабря 2012 г. N 1941-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации» .

М.: Стандартинформ, 2014.

4. Дополнительными требованиями к органам по сертификации продукции, выполняющим работы по обязательному подтверждению соответствия, являются:

4.1. наличие у работников органа по сертификации продукции, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия:

высшего образования, либо среднего профессионального образования, либо дополнительного профессионального образования или ученой степени по специальности и (или) направлению подготовки, соответствующего той части области аккредитации, в рамках которой он участвует в выполнении работ по подтверждению соответствия;

опыта работы по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, в аккредитованных в национальной системе аккредитации органах по сертификации продукции, не менее трех лет;

Абзац третий подпункта 4.1 критериев аккредитации действует с 01.07.2021 (пункт 4).

допуска к проведению работ по подтверждению соответствия, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (при необходимости).

Допускается привлечение к работам по сертификации, не связанным с принятием решений о выдаче, приостановлении, возобновлении, прекращении действия сертификатов соответствия, лиц, не отвечающих требованиям настоящего подпункта критериев аккредитации, при условии выполнения ими работ по сертификации под контролем лиц, отвечающих требованиям настоящего подпункта критериев аккредитации.

4.2. Наличие в штате органа по сертификации продукции работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, по всем направлениям деятельности в соответствии с областью аккредитации, работающих на основе трудового договора в составе одного органа по сертификации продукции, сведения о которых включаются в реестр аккредитованных лиц.

Не менее трех работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, должны работать в органе по сертификации продукции в штате по основному месту работы.

Руководитель органа по сертификации продукции, его заместители должны работать в органе по сертификации продукции в штате по основному месту работы.

4.3. Наличие в штате аккредитованного органа по сертификации продукции необходимого количества работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, для выполнения всех работ в отношении объема (количества) сертификатов соответствия, выдаваемых (выданных) органом по сертификации за период времени (месяц, квартал, полугодие или календарный год), с учетом сроков осуществления всех обязательных процедур, результаты которых рассматриваются в качестве доказательств в рамках подтверждения соответствия.

Абзац третий подпункта 4.2, пункт 4.3 критериев аккредитации действуют с 01.07.2021 (пункт 4).

4.4. Наличие у работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, навыков и профессиональных знаний, необходимых для выполнения работ по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.

4.5. Наличие по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, помещений, оборудования, технических средств и иных материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по подтверждению соответствия в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов по стандартизации и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.

Для государственных и муниципальных учреждений допускается наличие по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации помещений, оборудования, технических средств и иных материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по подтверждению соответствия в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов по стандартизации и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, на ином законном основании, предусматривающем право пользования.

11. Органы по сертификации систем менеджмента должны соответствовать требованиям, установленным положениями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 1. Требования», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 июля 2017 г. N 640-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации» (далее — ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017).

М.: Стандартинформ, 2017.

12. Органы по сертификации систем менеджмента при выполнении работ по сертификации должны выполнять требования следующих национальных стандартов Российской Федерации и документов международных организаций в области аккредитации, устанавливающих правила сертификации, в том числе к отдельным этапам работ:

12.1. IAF MD 17:2019 Свидетельская деятельность по аккредитации органов по сертификации ;

Официальный перевод IAF MD 17:2019 на русский язык зарегистрирован ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» 17 июня 2020 г., регистрационный N 1987/IAF.

12.2. IAF MD 5:2019 Обязательный документ IAF по определению продолжительности аудита системы менеджмента качества, системы экологического менеджмента и системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда .

Официальный перевод IAF MD 5:2019 на русский язык зарегистрирован ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» 17 июня 2020 г., регистрационный N 1986/IAF.

13. Дополнительным требованием к органам по сертификации систем менеджмента качества является выполнение требований, установленных положениями ISO/IEC 17021-3:2017 Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 3. Требования компетентности для проведения аудита и сертификации систем менеджмента качества .

Официальный перевод ISO/IEC 17021-3:2017 на русский язык зарегистрирован ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» 17 июня 2020 г., регистрационный N 1990/ISO/IEC.

14. Дополнительным требованием к органам по сертификации систем менеджмента безопасности пищевых продуктов является выполнение требований, установленных ГОСТ Р 53755-2020 (ISO/TS 22003:2013) «Система менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования к органам, осуществляющим аудит и сертификацию систем менеджмента безопасности пищевых продуктов», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2020 г. N 612-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации» .

М.: Стандартинформ, 2020.

15. Дополнительным требованием к органам по сертификации систем менеджмента информационной безопасности является выполнение требований, установленных положениями ГОСТ Р ИСО/МЭК 27006-2020 «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Требования к органам, осуществляющим аудит и сертификацию систем менеджмента информационной безопасности», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 августа 2020 г. N 628-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации» .

М.: Стандартинформ, 2020.

16. Дополнительным требованием к органам по сертификации систем экологического менеджмента является выполнение требований, установленных положениями ISO/IEC 17021-2:2016 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 2. Требования компетентности для проведения аудитов и сертификации систем экологического менеджмента» .

Официальный перевод ISO/IEC 17021-2:2016 на русский язык зарегистрирован ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» 17 июня 2020 г., регистрационный N 1989/ISO/IEC.

Пункты 12 — 16 критериев аккредитации действуют с 01.01.2022 (пункт 4).

17. Органы по сертификации, проводящие сертификацию персонала, должны соответствовать требованиям, установленным положениями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024-2017 «Оценка соответствия. Общие требования к органам, проводящим сертификацию персонала», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 июля 2017 г. N 645-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации» (далее — ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024-2017).

М.: Стандартинформ, 2017.

18. Органы по сертификации, проводящие сертификацию персонала, при выполнении работ по сертификации должны выполнять требования ГОСТ Р 56937-2016 «Оценка соответствия. Правила проведения добровольной сертификации персонала», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 мая 2016 г. N 455-ст «Об утверждении национального стандарта» .

М.: Стандартинформ, 2016.

Пункт 18 критериев аккредитации действует с 01.01.2022 (пункт 4).

19. Документами и сведениями, подтверждающими соответствие органа по сертификации критериям аккредитации, являются:

19.1. документ (документы) системы менеджмента качества, содержащие требования системы менеджмента качества органа по сертификации в соответствии с положениями настоящих критериев аккредитации, в том числе правила применения изображения знака национальной системы аккредитации;

19.2. документы, подтверждающие соблюдение установленных к работникам требований:

трудовые договоры (либо их копии);

документы, подтверждающие наличие у работников органа по сертификации опыта работы по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, обеспечивающего владение элементами (этапами) работ по сертификации соответствующего вида продукции или иного объекта сертификации, а также трудовые или гражданско-правовые договоры или копии указанных документов;

документы о получении работниками высшего образования, либо среднего профессионального образования, либо дополнительного профессионального образования или ученой степени по специальности и (или) направлению подготовки, соответствующему области аккредитации (либо их копии);

трудовые книжки (либо их копии) или сведения о трудовой деятельности (на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа , подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью);

В случае если работодатель формирует в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника и представляет ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.

при необходимости документы (их копии), подтверждающие наличие в соответствии с областью аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, допуска к проведению работ по подтверждению соответствия, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

при необходимости документы, подтверждающие прохождение работниками, участвующими в выполнении работ по подтверждению соответствия продукции требованиям пожарной безопасности в соответствии с техническим регламентом Российской Федерации, аттестации;

19.3. документы (их копии), подтверждающие наличие на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, помещений, оборудования, технических средств и иных материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по подтверждению соответствия в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов по стандартизации и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц в соответствии с пунктом 5.4 настоящих критериев аккредитации;

19.4. сведения о работниках, подтверждающие соответствие органа по сертификации критериям аккредитации:

фамилия, имя, отчество (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, дата и место рождения;

основание для привлечения личного труда (трудовой договор), работа по основному месту работы или по совместительству;

выполняемые функции (с указанием области аккредитации, в рамках которой выполняются работы по подтверждению соответствия);

образование (наименование учебного заведения, год окончания, квалификация по документу об образовании, реквизиты документа об образовании);

практический опыт в сфере подтверждения соответствия (в годах, с указанием, в каких аккредитованных в национальной системе аккредитации организациях, в какой период и по каким направлением деятельности получен).

20. Для органов по сертификации, выполняющих работы по подтверждению соответствия железнодорожной продукции, наличие документов (их копий), подтверждающих наличие в соответствии с областью аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, допуска к проведению работ в области сертификации железнодорожной продукции, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (лицензии), обязательно при наличии необходимости такого допуска.

Для органов по сертификации, выполняющих работы по подтверждению соответствия средств связи, при наличии в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, работ по проведению оперативно-розыскных мероприятий, наличие у работников допуска к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обязательно.

Новые ГОСТ начнут действовать с 1 июля 2021 года

21. Лаборатория должна соответствовать требованиям, установленным положениями ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 июля 2019 г. N 385-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта» (далее — ГОСТ ISO/IEC 17025-2019). (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 30.12.2020 N 877)

М.: Стандартинформ, 2019.

22. Лаборатория, осуществляющая биологические, микробиологические, иммунологические, химические, иммуногематологические, гематологические, биофизические, цитологические, гистопатологические, генетические или другие исследования материалов из организма человека в целях получения информации для диагностики, предупреждения и лечения болезни или оценки состояния здоровья человека, может вместо ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 соответствовать требованиям, установленным положениями ГОСТ Р ИСО 15189-2015 «Лаборатории медицинские. Частные требования к качеству и компетентности», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 апреля 2015 г. N 297-ст «Об утверждении национального стандарта» .

М.: Стандартинформ, 2015.

Пункт 22 критериев аккредитации действует с 01.01.2022 (пункт 4).

23. Лаборатории должны выполнять требования следующих документов по стандартизации:

23.1. Р 50.1.108-2016 «Политика ИЛАК по прослеживаемости результатов измерений», утвержденные и введенные в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 октября 2016 г. N 1387-ст «Об утверждении рекомендаций по стандартизации Российской Федерации» ;

М.: Стандартинформ, 2017.

23.2. Р 50.1.109-2016 «Политика ИЛАК в отношении неопределенности при калибровках», утвержденные и введенные в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 октября 2016 г. N 1388-ст «Об утверждении рекомендаций по стандартизации Российской Федерации» ;

М.: Стандартинформ, 2017.

23.3. ГОСТ Р 58973-2020 «Правила к оформлению протоколов испытаний», утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 августа 2020 г. N 593-ст .

М.: Стандартинформ, 2020.

24. Дополнительные требования к лабораториям, выполняющим работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в целях обязательного подтверждения (оценки) соответствия, а также к лабораториям, выполняющим работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлены требования о наличии аккредитации в национальной системе аккредитации:

24.1. наличие у работников (работника) лаборатории, непосредственно выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц:

высшего образования, либо среднего профессионального образования или дополнительного профессионального образования по профилю, соответствующему области аккредитации, либо ученой степени по специальности и (или) направлению подготовки, соответствующему области аккредитации;

опыта работы по исследованиям (испытаниям), измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц:

для лабораторий, выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в целях обязательного подтверждения (оценки) соответствия, — не менее двух лет;

для лабораторий, выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлены требования о наличии аккредитации в национальной системе аккредитации, — не менее одного года;

  • Сертификация в России
  • Международная сертификация
  • Знак соответствия
  • Орган по сертификации
  • Технические регламенты
  • Техническое регулирование
  • Таможенное оформление
  • Таможенное декларирование
  • Таможенный брокер
  • Законодательство
  • Саморегулирование
  • обязательных деклараций или сертификатов соответствия в системе ГОСТ Р, а также экологической, пожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности и др.;
  • добровольных сертификатов (при проведении добровольного декларирования соответствия продукции нормативным документам);
  • экспертного заключения при пересечении границы и прохождении продукции санитарно-эпидемиологического надзора;
  • свидетельства госрегистрации Таможенного Союза.

С введением в действие нормативов ТС произошло частичное изменение требований, касающихся безопасности товаров, и как следствие лабораторных испытаний. В связи с этим, происходит приведение существующей нормативной базы России в соответствии с утвержденными Едиными гигиеническими и санитарно-эпидемиологическими требованиями. Для этого создаются единые реестры сертификационных центров и испытательных лабораторий ТС. На данный момент протоколы испытаний, выданные лабораторией, аккредитованной согласно российским нормативам, могут быть приняты лишь по личному усмотрению экспертов конкретной сертификационной службы.


  • обозначение условий и правил проведения испытаний;
  • утверждение средств контроля и измерений, необходимых для успешного проведения исследований;
  • составление перечня показателей, свойств и характеристик, подлежащих оценке;
  • заключение об итоговых результатах испытаний (оформление протокола).

Программа исследований в обязательном порядке содержит анализ и проверку технической документации, включая конструкторскую, эксплуатационную и др.

В зависимости от вида испытуемой продукции методика исследований прописывается в ГОСТах, устанавливающих правила проведения испытаний конкретных материалов, изделий, конструкций и др.

Для начала проведения испытаний заявитель обязан предоставить образцы продукции, которые в дальнейшем будут подвергаться проверке. В процессе отбора образцов может оказать помощь сертификационный орган, поскольку подготовка исследуемых образцов для лабораторных испытаний, довольно часто, стандартизирована соответствующими нормативными правилами и актами.


Приказ Минэкономразвития РФ от 26.10.2020 N 707

По окончанию проведения полных испытаний эксперты аккредитованной лаборатории составляют специальный документ, называемый протоколом испытаний, подтверждающий, в свою очередь, соответствия изделия или продукции требованиям нормативных актов. Оформляется он на бланках строгой отчётности, имеющих несколько степеней защиты и индивидуальный номер. Оригинал протокола испытаний передаётся непосредственно заявителю или в сертификационный центр. Копия документа хранится в лаборатории на протяжении 3 лет.


  • основание для выполнения испытаний;
  • реквизиты изготовителя продукции;
  • описание предоставленных образцов и особенности их отбора;
  • выбранные методики проводимых испытаний;
  • результаты;
  • дата.

  • проведение отбора образцов;
  • выполнение исследований и испытаний (на основе внутренней документации производителя или согласно требованиям заказчика протокола);
  • занесение в документ исследований и оформление протокола.

Заявление на проведение испытаний может подавать производитель товара (компания, предоставляющая услуги), продавец продукции или третья сторона (эксперт-аудитор, сертификационный орган).


  • 1 год с момента завершения процедуры испытаний (даты составления протокола) – при первичной обязательной сертификации;
  • 6 лет – для последующих обращениях в орган по сертификации;
  • согласовывается между специалистами центра и заявителем – при проведении добровольной сертификации.

Процедура испытаний может осуществляться не только в лабораторных условиях, но и в исключительных случаях, на постоянном месте эксплуатации объекта. Помимо этого, допускается проведение испытаний степени безопасности на аттестованных стендах самого производителя.

При получении отрицательных результатов испытаний лаборатория информирует своего заявителя об этом в письменном виде.

Необходимость оформления протокола испытаний определяется выбором используемой схемы сертификации и не всегда считается обязательным документом при подтверждении соответствия товара в одной из действующих систем сертификации.

Ирина

Весь материал представлен на высоком профессиональном уровне.

Екатерина

Полезный вебинар, спасибо за своевременную и нужную работу.

Светлана

Спасибо! Ольга Владимировна дает материал как всегда полностью и очень доступно!

Елена

Спасибо за интересный вебинар.

Лариса

Спасибо за высокое качество обучения мне очень понравилась лектор. Часы пролетели очень быстро, но материал, преподнесение его, умение вести вебинар — супер! спасибо огромное

Положительный протокол испытаний продукции нужен:

  • Заявителю-предпринимателю (изготовителю, официальному представителю изготовителя, импортёру, продавцу) – для комплектации пакета документов в рамках подачи заявки на получение и регистрацию основного разрешительного документа соответствия (декларации, сертификата, СГР, др.)
  • Органу по сертификации – для анализа, принятия решения и официального обоснования выдачи основного разрешительного документа соответствия
  • Держателю полученного основного документа соответствия – протокол испытаний могут истребовать проверяющие органы или иные заинтересованные лица

Протокол сертификационных испытаний хранится заявителем продукции в течение 10 лет, не зависимо от срока давности основного документа (сертификата, декларации, др.)

При отсутствии (утере) на момент проверки такого протокола, действующий основной документ соответствия может быть аннулирован.

Важно!
При получении любых документов соответствия заказчику следует обязательно запрашивать в Центре сертификации легитимный протокол сертификационных испытаний продукции.

Лабораторное исследование как основание оценки соответствия продукции

Протокол испытаний оформляется:

  • В обязательном порядке — на все виды товаров, включённых в Номенклатуры продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация или декларирование
  • По желанию заказчика — на любой реализуемый продукт, для получения на него Добровольного сертификата качества ГОСТ Р.

Важно понимать, что протокол испытаний составляется по итогам проведённых в испытательной лаборатории исследований, предусмотренных в нормативных документах, используемых для сертификации данного вида продукции.

Название документа Характер подтверждения соответствия
Декларация соответствия ТР ТС/ЕАЭС Обязательный
Сертификат соответствия ТР ТС/ЕАЭС Обязательный
СГР (свидетельство о государственной регистрации) Обязательный
Пожарный сертификат Обязательный/Добровольный
Сертификат качества ГОСТ Р Добровольный
Паспорт безопасности Обязательный
Протокол радиологии Обязательный
Заключение ЭксКонта (ФСТЭК) Обязательный

Принимая декларацию соответствия, предприниматель имеет право самостоятельно провести оценочные испытания образцов в любой независимой испытательной лаборатории, оснащённой надлежащим оборудованием и имеющей соответствующую аккредитацию.

В этом случае клиент сам доставляет в лабораторию образцы продукции, сопроводительные нормативные документы, запрашивает испытания, заключает договор, оплачивает все необходимые исследования и услуги по оформлению протоколов.

Затем в порядке общей очереди в течение 7-14 рабочих дней (в зависимости от загруженности лаборатории) он ожидает получение заключительных документов.

Важно знать, что неоднородная продукция, попадающая под действия нескольких нормативных актов, требует составления нескольких протоколов.

Очевидно, что быстрей и проще поручить организацию оформления легитимных протоколов испытаний Центру сертификации с привлечением его структурных аккредитованных лабораторий. При этом испытания можно заказать отдельной услугой или в рамках заявки для получения основного документа на продукцию (декларации, сертификата, СГР, др.)

При обращении в Центр ООО «ТК Серт» каждый клиент получает бесплатную консультацию, профессиональное сопровождение и комплексную помощь в получении отчёта (протокола) лаборатории в кратчайший срок.

Каждому отчёту (протоколу) о проведённых испытаниях присваивается уникальный регистрационный номер.

Регистрируется протокол подразделением лаборатории, оформляющей документ.

Все сведения о выданном протоколе заносятся под соответствующим регистрационным номером в «Журнал регистрации архивных документов» данной лаборатории.

Характер испытаний Сроки действия протокола испытаний
Испытания продукции проводились для регистрации Декларации соответствия Действителен на протяжение срока действия данной Декларации соответствия
Первичные испытания продукции для получения обязательного Сертификата соответствия До 1 года
Повторные испытания продукции в рамках ресертификации До 6 лет
Добровольные испытания продукции в системе ДСС ГОСТ Р По договорённости с органом сертификации

Напомним, что отчёт (протокол) лаборатории должен храниться у заявителя в течение 10 лет, даже по истечению срока его действия.

5 Виды, сроки и объемы инспекционных проверок

Для получения Сертификата соответствия ТР ТС/ЕАЭС, Добровольного сертификата качества ГОСТ Р в обязательном порядке необходим действующий протокол сертификационных испытаний.

Процедура подтверждения соответствия в форме сертификации более строгая, по сравнению с декларированием.

Поэтому отбор и испытание образцов организует сотрудник органа сертификации с привлечением специализированной аккредитованной испытательной лаборатории (Центра).

Протоколы нужны, как мы уже отметили выше, для проведения сертификации и декларирования, реже – для внутреннего пользования на предприятии.

Еще недавно предприниматели оформляли декларации и сертификаты «под ключ», и лабораторные проверки являлись просто частью общей процедуры – иногда компания просто подавала необходимые данные, оплачивала услуги сертификационной компании и получала готовый сертификат или декларацию. Сегодня в случае с сертификатами алгоритм остался неизменным, но декларирование приобрело иную форму.

С 1 января 2021-го года все декларации на территории РФ регистрируются заявителями на специальном портале через ЭЦП. Заказать услугу декларирования «под ключ» сегодня можно, однако некоторые предприниматели пытаются осуществить данную процедуру самостоятельно. Сделать это почти нереально. Самое трудное в нем – это провести испытания в лаборатории (их результаты необходимы для регистрации) и правильно заполнить все разделы декларации, включая код ТН ВЭД и многое другое. В нашем центре «Ростест Сибирь» мы предоставляем полный комплекс услуг в данной сфере. Но обо всем по порядку.

Проведенные испытания позволяют:

  • Оценить качество изготавливаемой/поставляемой продукции;
  • Определить степень пригодности товара для безопасной эксплуатации пользователем (в том числе, в непривычных, нестандартных условиях);
  • Подтвердить соответствие продукции заявленным свойствам.

Иногда испытания проводятся непосредственно на территории предприятия – это возможно, если в рамках конгломерата действует собственная аккредитованная лаборатория. Однако в большинстве случаев требуется обращение в сторонние компании.

В неукоснительном виде такая процедура предусмотрена для всех типов продукции, которая включена в различные списки товаров, подлежащих обязательной сертификации или декларированию. Кроме того, испытания могут быть осуществлены касательно любого типа продукции по инициативе предпринимателя — в добровольном порядке.

Лабораторные испытания проводятся для пищевой продукции, косметических товаров и бытовой химии, бытовой техники и оборудования, мебели, товаров легкой промышленности, детских товаров, стройматериалов, автотранспортных средств, упаковочной продукции, промышленного оборудования и так далее.

Существует несколько основных методологических подходов в проведении испытаний:

  • Независимая экспертиза в части качественных и количественных свойств представленной продукции;
  • Соответствие образцов заявленным свойствам, либо же нормам конкретных стандартов;
  • Идентификация товара, анализ документов, которые сопровождают изделие;
  • Оценка эксплуатационных показателей продукции, особенностей ее воздействия на экологическую безопасность, окружающую среду, анализ ее взаимодействия с конкретными факторами и товарами/процессами.

Методы экспертизы обязаны соответствовать имеющемуся ТЗ, а также типовым видам исследований. Если требуется нестандартная программа, могут разрабатываться специальные новые методики, однако перед их использованием потребуется согласовать новый метод с сертификационными органами или иными ведомствами, имеющими соответствующие полномочия.

Вне зависимости от того, какая выбрана программа, какая продукция проходит проверку, должны соблюдаться такие критерии:

  • Указание в итоговых ПИ условий проведения экспертизы;
  • Формирование перечня с параметрами, которые будут оцениваться в процессе исследований;
  • Утверждение списка устройств и аппаратов, а также иных ресурсов, которые необходимы для проведения измерений и надзора за осуществлением процедуры.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *