Программа производственного контроля по новому санпин 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа производственного контроля по новому санпин 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, уровни которых требуют контроля на предмет соответствия гигиеническим нормативам, применяют:

  • результаты специальной оценки условий труда;
  • результаты лабораторных исследований, полученные в рамках федерального госконтроля, лабораторного контроля на производстве;
  • документацию изготовителя (производителя);
  • эксплуатационную, технологическую и иную документацию на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

Организация (ИП) в своём локальном акте определяет номенклатуру, объем и периодичность мероприятий производственного контроля за условиями труда. Этот документ также называют программой производственного контроля.

При этом нужно учитывать:

  • характеристики производственных процессов и технологического оборудования;
  • наличие вредных производственных факторов;
  • степень их влияния на здоровье работника и среду его обитания.

Здесь всё просто: объекты производственного контроля за условиями труда – рабочие места.

Способы проведения контроля на производстве

Производственный контроль за условиями труда возможен посредством проведения (организации):

  • лабораторных исследований (испытаний);
  • измерений факторов производственной среды.

Лабораторные исследования и испытания может проводить как своя лаборатория при предприятии, так и иная аккредитованная лаборатория (центр).

Компания устанавливает программу производственного контроля за условиями труда, которая должна включать:

  • перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля;
  • перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для работника, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований, с указанием точек (мест), в которых осуществляется отбор проб, и периодичность проведения лабораторных исследований.

В программе производственного контроля также должна быть указана информация о наличии факторов производственной среды и трудовых процессах, обладающих канцерогенными свойствами. А именно:

  • перечень технологических процессов, при которых используют канцерогенные вещества (с указанием их наименования);
  • количество работников, напрямую контактирующих с данным веществами и занятых на соответствующих технологических процессах (всего и отдельно женщин, с указанием профессий).

Иногда в помещениях в воздухе рабочей зоны практически всегда есть риск формирования загрязнения веществами с остронаправленным механизмом действия, уровень которого превышает гигиенические нормативы. В этом случае производственный контроль таких веществ нужно вести постоянно в автоматическом режиме.

В случаях превышения их допустимого уровня должен быть звуковой и световой сигнал оповещения.

Также допустим контроль воздуха рабочей зоны перед входом в такие помещения.

Утверждены новые санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда

Он включает контроль за соблюдением гигиенических нормативов по уровням:

  • микроклимата;
  • освещенности;
  • шума;
  • вибрации (общей и локальной);
  • инфразвука;
  • ультразвука;
  • электромагнитного излучения;
  • лазерного излучения;
  • ультрафиолетового излучения;
  • тяжести и напряженности трудового процесса на рабочих местах.

В отношении этих факторов номенклатуру, объем и периодичность производственного контроля предприятие устанавливает с учетом степени их влияния на здоровье работника и среду его обитания. Условия обращения внимания на перечисленные факторы:

  • они идентифицированы на рабочих местах в ходе проведения спецоценки условий труда и/или ранее проведенного производственного лабораторного контроля;
  • их фактические уровни не соответствуют установленным гигиеническим нормативам.

Также контролировать перечисленные факторы нужно после проведения реконструкции, модернизации производства, технического перевооружения и капитального ремонта, проведения мероприятий по улучшению условий труда.

Вообще рабочие места после замены, модернизации или капремонта оборудования оценивают на соответствие гигиеническим нормативам на основе результатов спецоценки условий труда или производственного контроля.

В основе новых требований для общепита лежат несколько ключевых принципов.

СанПиН прописывает требования с учетом биологических, химических, физических и иных факторов.

К биологическим факторам относятся микробиологические и паразитарные загрязнения, размножение патогенных микроорганизмов. Чтобы предотвратить эти риски, сотрудники должны соблюдать ряд требований и придерживаться строгих правил при организации рабочего процесса.

В частности, они обязаны сообщать о случаях заболевания кишечными инфекциями своих родственников, с которыми проживают. Также сотрудники должны использовать одноразовые перчатки, когда готовят холодные закуски и салаты. Если целостность перчаток нарушается, то их следует менять на новые.

Для устранения биологических факторов нужно придерживаться правил при раздаче и реализации блюд. Так, например, готовые блюда, требующие разогревания перед употреблением, не должны находиться на раздаче более трех часов с момента изготовления. Готовые блюда нельзя замораживать и продавать на следующий день.

Соусы к блюдам подаются в индивидуальной потребительской упаковке.

К химическим факторам следует относить загрязнения токсичными веществами. Чтобы не допустить их попадания в продукты, моющие и дезинфицирующие средства нужно применять по инструкции и хранить в специальных местах.

Общепиту нельзя использовать ртутные термометры.

К физическим факторам относится тепловое воздействие. В правилах указано, что температура горячих блюд, холодных супов, напитков, реализуемых через раздачу, должна соответствовать технологическим документам.

По сути ХАССП это система идентификации, оценки и управления опасными факторами, которые влияют на пищевую продукцию. Она в том числе предполагает разработку для этих целей специальной документации. Смысл ХАССП — предупредить риски до их реального появления.

Существует семь принципов, на которых основана система ХАССП:

1. Анализ рисков через оценку значимости опасных факторов на всех этапах работы с продуктами.

Для чего нужно: когда выявлены риски, можно сформулировать меры для их предотвращения.

2. Определение критических точек контроля.

Для чего нужно: позволяет предотвратить потенциальную опасность.

3. Определение критических пределов для контрольных точек.

Для чего нужно: понимая лимиты, можно действовать так, чтобы в критических точках ситуация не вышла из-под контроля.

4. Внедрение процедур мониторинга всех критических точек контроля.

Для чего нужно: позволяет установить систему наблюдения и надзор в критических точках.

5. Формулировка корректирующих действий.

Для чего нужно: помогает в ситуациях, когда наблюдения сигнализируют о возможном выходе ситуации из-под контроля.

6. Ведение и учет документации.

Для чего нужно: система работы с документами позволяет отмечать важные данные.

7. Внедрение процедур проверки документов.

Для чего нужно: позволяет следить за актуальностью информации и проведением всех необходимых действий.

Новый СанПиН смягчает некоторые требования для маленьких заведений, не рассчитанных на высокие потоки посетителей. Определяющим признаком в этом случае является количество посадочных мест. Если у вас их менее 25, то можете рассчитывать на послабления.

  • Допускается наличие одного туалета для посетителей и персонала. Но при этом вход у него должен быть изолирован от производственных и складских помещений.
  • Возможно хранение сырой и готовой продукции в одном холодильнике. Но есть условие: она должна находиться в закрытых контейнерах.

Из новых правил исчезло требование о привлечении отдельного персонала для уборки туалета, что немаловажно для микробизнеса, для которого лишний сотрудник влечет дополнительные траты. Эту обязанность могут выполнять другие сотрудники, главное — соблюдать нормы безопасности.

В актуализированных правилах учтены новые форматы бизнеса. В частности, кейтеринг, доставка, продажа навынос. Сказано, что такого рода услуги теперь не требуют оформления декларации о соответствии пищевой продукции, как это было ранее.

С 1 января 2021 года технологическая карта становится важной частью работы предприятий общепита. Правилами установлено, что блюда нужно готовить в соответствии с этим документом, поскольку в нем описан весь производственный процесс.

Ко всем сотрудникам, которые занимаются приготовлением блюд и имеют непосредственный контакт с продуктами и сырьем, требования ужесточились. Теперь они каждый день должны проходить осмотр на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела. Прежде чем допустить персонал к работе, нужно убедиться в отсутствии признаков инфекционных заболеваний.

До 2021 года такие требования распространялись лишь на некоторых сотрудников, а именно на тех, кто работал в холодном, горячем и кондитерском цехах.

В новых правилах не указан четкий перечень журналов, которые обязательны для общепита. Предполагается, что все эти документы разрабатываются в рамках внедрения ХАССП на конкретном предприятии.

Кроме того, на усмотрение самого бизнеса отдали решение таких вопросов, как:

  • мытье посуды (исчезло требование к наличию инструкции по мытью);
  • высота стеллажей для хранения посуды (ранее была определена минимальная высота — 0,5 м от пола);
  • обработка яиц и овощей (если ранее указывались конкретные требования, то сейчас их нет);
  • использование губок (ранее их нельзя было использовать в принципе, с 1 января запрет перестал действовать, но бизнесу нужно позаботиться о смене губок, чтобы в них не скапливались бактерии);
  • использование алюминиевой посуды (ранее ее разрешали использовать только для временного хранения);
  • периодичность генеральных уборок (если ранее это нужно было делать как минимум раз в месяц, то сейчас бизнес сам определяет, как часто проводить тщательную уборку);
  • использование моечных ванн (из правил убрали требования к их количеству, но при этом важно, чтобы столовая, кухонная посуда и подносы для посетителей мылись отдельно);
  • организация кондитерского цеха (из новых правил убрали подробный раздел о кондитерских цехах);
  • работа при отключении водоснабжения (ранее в таком случае нужно было закрыть заведение, сейчас бизнес принимает решение в зависимости от обстоятельств и с учетом возможности соблюдения требований по безопасности пищевой продукции);
  • хранение чистой посуды (ранее были требования хранить ее в перевернутом виде и на перфорированных стеллажах).

1. Настоящие санитарные правила и нормы (далее — Санитарные правила) являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее — хозяйствующие субъекты).

2. Абзацы второй — пятый пункта 75 Санитарных правил применяются в целях ежегодной оценки обеспеченности населения качественной питьевой водой и не подлежат проверке при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).

3. На территориях городских и сельских поселений (далее — населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами1 должны быть обустроены2 контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее — ТКО)3 или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее — контейнерные площадки) и (или) специальные площадки4 для накопления крупногабаритных отходов (далее — специальные площадки).

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее — заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров5) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

4. Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи6 должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах — не менее 25 метров, в сельских населённых пунктах — не менее 15 метров.

Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.

В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах — не менее 10 метров, в сельских населённых пунктах — не менее 15 метров.

5. Выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления7.

6. Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО8.

На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 — для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КТО.

7. В случае раздельного накопления9 отходов на контейнерной площадке их владельцем должны быть предусмотрены контейнеры для каждого вида отходов или группы однородных отходов, исключающие смешивание различных видов отходов или групп отходов, либо групп однородных отходов.

8. Владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции10 и дератизации11 контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением № 1 к Санитарным правилам.

Не допускается промывка контейнеров и (или) бункеров на контейнерных площадках.

9. При накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.

10. Контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки.

11. Срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:

плюс 5°C и выше — не более 1 суток;

плюс 4°С и ниже — не более 3 суток.

В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях Арктической зоны, а также в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации принимают решение об изменении срока временного накопления несортированных ТКО с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха на основании санитарно-эпидемиологической оценки12.

12. Сортировка отходов из мусоросборников, а также из мусоровозов на контейнерных площадках не допускается.

13. Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО, обеспечивает вывоз КГО по мере его накопления, но не реже 1 раза в 10 суток при температуре наружного воздуха плюс 4°С и ниже, а при температуре плюс 5°C и выше — не реже 1 раза в 7 суток.

75. Качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.

Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены:

превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям;

превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год;

превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.

76. При несоответствии качества подаваемой питьевой и горячей воды, за исключением показателей качества питьевой воды и горячей воды, характеризующих ее безопасность34, хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение, организуются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивающие:

выявление и устранение причин ухудшения ее качества и безопасности обеспечения населения питьевой водой;

отсутствие угрозы здоровью населения в период действия временных отступлений, подтвержденной результатами санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения;

максимальное ограничение срока действия временных отступлений, установленного по результатам санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения;

информирование населения о введении временных отступлений и сроках их действия, отсутствии риска для здоровья населения, а также рекомендациях для населения по использованию питьевой и горячей воды.

77. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 2, ст. 523) и приложениями № 2 — № 4 к Санитарным правилам.

78. Хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, должен информировать (в течение 2 часов по телефону и в течение 12 часов в письменной форме с момента возникновения аварийной ситуации, технических нарушений, получения результата лабораторного исследования проб воды) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о35:

возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества и безопасности питьевой и горячей воды и условий водоснабжения населения;

каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам по микробиологическим, паразитологическим, вирусологическим и радиологическим показателям, а по санитарно-химическим — превышающем гигиенический норматив на величину допустимой ошибки метода определения в контрольных точках «перед подачей в распределительную сеть» и «в распределительной сети».

Хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, обязан немедленно принять меры по устранению ситуаций, указанных в настоящем пункте Санитарных правил.

79. Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям36, приведенным в приложении № 2 к Санитарным правилам.

80. Хозяйствующие субъекты, обеспечивающие эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающие население питьевой и горячей водой, должны проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания37.

81. Не допускается наличие в питьевой воде посторонних включений и поверхностной пленки.

82. При вводе в эксплуатацию вновь построенных, реконструируемых систем водоснабжения, а также после устранения аварийных ситуаций хозяйствующими субъектами, обеспечивающими эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающими население питьевой и горячей водой, должна проводиться их промывка и дезинфекция с обязательным лабораторным контролем качества и безопасности питьевой и горячей воды.

83. Промывка и дезинфекция сети считается законченной при соответствии качества воды сети гигиеническим нормативам.

84. Температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60°С и не выше плюс 75°С.

85. Выбор места расположения водозаборных сооружений источников нецентрализованного водоснабжения населения должен осуществляться водопользователем на основании геологических и гидрогеологических данных, а также результатов обследования близлежащей территории �� учетом наличия возможных источников микробного или химического загрязнения воды.

Водозаборные сооружения нецентрализованного водоснабжения необходимо размещать на удаленном, не менее чем на 50 метров выше по потоку грунтовых вод от источников загрязнения, месте.

СанПин для общепита 2021. Что изменилось?

91. Качество воды поверхностных и подземных водных объектов, используемых для водопользования населения (далее — качество воды водных объектов), должно соответствовать гигиеническим нормативам в зависимости от вида использования водных объектов или их участков:

в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности (далее — первая категория водопользования);

для рекреационного водопользования, а также участки водных объектов, находящихся в черте населенных мест (далее — вторая категория водопользования).

В случае несоответствия гигиеническим нормативам качества воды водных объектов, используемых для целей питьевого водоснабжения населения, должна применяться водоподготовка, обеспечивающая качество и безопасность питьевой воды в распределительной сети в соответствии с гигиеническими нормативами.

92. В водные объекты, на поверхность ледяного покрова поверхностных водных объектов и водосборную территорию не допускается сбрасывать38:

сточные воды всех видов, содержащие возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы в количествах выше гигиенических нормативов;

сточные воды, содержащие вещества (или продукты их трансформации), для которых не установлены гигиенические нормативы и отсутствуют методы их определения;

неочищенные сточные воды водного транспорта;

пульпу, снег;

отходы;

нефтепродукты и нефтесодержащие воды.

Производственные и хозяйственно-бытовые сточные воды при их удалении от животноводческих или птицеводческих комплексов должны направляться на очистные сооружения.

Земельный участок, используемый для размещения очистного сооружения, не должен затапливаться паводковыми и ливневыми водами. Биологические пруды для доочистки стоков должны быть организованы на участках со слабофильтрующими грунтами или с использованием гидроизолирующей защиты.

93. На водных объектах, используемых населением для питьевых, хозяйственно-бытовых и рекреационных целей, запрещается молевой сплав древесины, а также сплав древесины в пучках и кошелях без судовой тяги.

94. Запрещается мойка транспортных средств в водных объектах и на их берегах, а также проведение работ, являющихся источником загрязнения вод, в отсутствие сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

95. Сброс, удаление и обезвреживание сточных вод, содержащих радионуклиды, должен осуществляться хозяйствующими субъектами, осуществляющими сброс и удаление, в соответствии с нормами радиационной безопасности, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о радиационной безопасности населения.

96. Хозяйствующими субъектами, осуществляющими сброс сточных вод в водоемы (водоотведение), при определении места выпуска сточных вод должны учитываться существующее качество воды водного объекта и прогнозируемое с учетом проектируемого выпуска, а также с учетом существующих источников загрязнения, метеорологических и гидрологических условий.

97. Хозяйствующими субъектами, осуществляющими сброс сточных вод в водоемы (водоотведение), с целью охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения обеспечивается согласование нормативов допустимых сбросов с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения39.

98. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие водопользование, обязаны40:

проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, направленные на соблюдение гигиенических нормативов качества воды поверхностных водных объектов;

контролировать состав сбрасываемых сточных вод и качества воды водных объектов;

своевременно информировать территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), об угрозе возникновения, а также при возникновении аварийных ситуаций, представляющих опасность для здоровья населения или условий водопользования.

99. Санитарная охрана подземных вод должна обеспечиваться лицами, осуществляющими деятельность, оказывающую влияние на санитарно-эпидемиологические требования безопасности подземных вод.

100. Для орошения почвы в области питания подземных вод допускается использование сточных вод, отвечающих микробиологическим и паразитологическим показателям в соответствии с правилами установления приоритетных показателей воды водных объектов при проведении лабораторных исследований воды водных объектов в рамках производственного контроля, приведенными в приложении № 5 к Санитарным правилам.

101. Хозяйствующим субъектом, осуществляющим закачку сточных вод в подземные водные объекты, оборудуются наблюдательные скважины, в которых должны контролироваться показатели, характеризующие химический состав закаченных сточных вод, выбранные с учетом правил установления приоритетных показателей воды водных объектов при проведении лабораторных исследований воды водных объектов в рамках производственного контроля, приведенным в приложении № 5 к Санитарным правилам.

102. Производственный контроль за сбросом сточных вод в поверхностные водные объекты организуется и проводится хозяйствующими субъектами, осуществляющими водопользование на расстоянии не далее 500 метров от ��еста сброса сточных вод в водный объект.

При сбросе сточных вод в черте населенных мест пункт производственного контроля за сбросом сточных вод должен быть расположен непосредственно у места сброса.

124. Многоквартирные жилые дома, общежития, центры временного размещения иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе беженцев и иммигрантов (далее — центры временного размещения) должны находиться за пределами промышленной площадки.

Земельные участки многоквартирных жилых домов, общежитий, центров временного размещения иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе беженцев и иммигрантов должны: соответствовать гигиеническим нормативам, установленным для атмосферного воздуха, почвы, уровням ионизирующих и неионизирующих излучений территорий населенных мест; быть благоустроены, озеленены, оборудованы проездами и тротуарами с твердым покрытием, иметь электрическое освещение; ежедневно убираться; поливаться водой при температуре воздуха выше плюс 10°С, подвергаться антигололедным мероприятиям при температуре ниже 0°С.

125. Инсоляция и солнцезащита жилых помещений и территорий жилой застройки должны соответствовать гигиеническим нормативам.

126. В помещениях общежитий и центров временного размещения, помещениях общего пользования многоквартирных жилых домов хозяйствующим субъектом, осуществляющим управление многоквартирным домом или эксплуатацию общежитий и центров временного размещения, должна проводиться ежедневная влажная уборка с применением моющих и чистящих средств.

Для уборки производственных и санитарно-бытовых помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств должен выделяться отдельный промаркированный инвентарь, хранение которого должно осуществляться в специально отведенных местах. Уборочный инвентарь для туалета должен храниться отдельно от инвентаря для уборки других помещений.

По окончании уборки весь уборочный инвентарь промывают с использованием моющих средств и просушивают.

В помещениях многоквартирных жилых домов, общежитий, центров временного размещения не должно быть синантропных насекомых и грызунов. При их появлении хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты, должны проводить дезинсекционные и дератизационные мероприятия в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

127. Здания многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, общежитий и центров временного размещения должны быть оборудованы системами питьевого и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, вентиляции, электроснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 1, ст. 5; 2013, № 27, ст. 3477) (далее — Технический регламент о безопасности зданий и сооружений).

В населенных пунктах без централизованных инженерных сетей допускается предусматривать строительство 1 и 2 этажных жилых многоквартирных домов с неканализованными туалетами в отапливаемой части здания.

С целью недопущения попадания воздуха из вытяжной части канализационных стояков, запрещается соединять вытяжную часть канализационных стояков с вентиляционными системами и дымоходами.

Соединение сетей питьевого водопровода с сетями водопроводов, подающих воду непитьевого качества, запрещено.

128. Параметры микроклимата и качество атмосферного воздуха помещений должны соответствовать гигиеническим нормативам.

Температура поверхности нагревательных приборов при водяной системе отопления не должна превышать 80°С.

На кухнях, в ванных комнатах, душевых, туалетах и сушильных шкафах должны быть вытяжные отверстия вентиляционных каналов. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь, душевых и санитарных узлов, помещений медицинского назначения, прачечных с жилыми комнатами.

Вентиляция объектов общественного назначения, эксплуатируемых в многоквартирных жилых домах, должна быть автономной.

Допускается присоединять к общей вытяжной системе жилого здания вытяжную вентиляцию нежилых помещений, выбросы которых не будут приводить к превышению гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, установленных для территорий жилой застройки.

129. Качество атмосферного воздуха в воздухе жилых помещений многоквартирного жилого дома, индивидуальных жилых домов, общежитий и центров временного размещения должно соответствовать гигиеническим нормативам.

130. Уровни физических факторов46 воздействия на человека в многоквартирных жилых домах, индивидуальных жилых домах, общежитиях и центрах временного размещения должны соответствовать гигиеническим нормативам.

В период с 7.00 до 23.00 часов в жилых помещениях допустимо превышение гигиенических нормативов уровней шума на 5 дБ.

Для непостоянной вибрации к допустимым значениям уровней вибрации в жилых помещениях вводится поправка минус 10 дБ, а абсолютные значения умножаются на 0,32.

Уровни искусственного и естественного освещения и инсоляции в многоквартирных жилых домах, индивидуальных жилых домах, общежитиях и центрах временного размещения должны соответствовать гигиеническим нормативам.

Естественное освещение должны иметь помещения, для которых гигиеническими нормативами установлено значение коэффициента естественного освещения.

131. При наличии мусоропровода крышки загрузочных клапанов мусоропроводов на лестничных клетках должны иметь плотный притвор, снабженный резиновыми прокладками.

132. Очистка, помывка, дезинфекция ствола мусоропровода должна проводиться хозяйствующим субъектом, осуществляю��им управление многоквартирным домом или эксплуатацию общежитий и центров временного размещения, не реже чем 1 раз в месяц.

Мусороприемная камера должна быть оборудована водопроводом, канализацией, а также самостоятельным вытяжным каналом, обеспечивающим вентиляцию камеры. Вход в мусороприемную камеру должен быть изолирован от входа в здание и другие помещения.

148. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие санитарную обработку лиц без определенного места жительства и их вещей, должны проводить производственный контроль.

149. Размещение санпропускников в жилых и общественных зданиях, а также на расстоянии менее 50 метров от территории жилых домов запрещено.

Допускается размещение санпропускников для обработки лиц без определенного места жительства при медицинских организациях при соблюдении требований, предъявляемых к медицинским организациям47.

150. Структура, планировка и оборудование помещений должны исключать возможность пересечения лиц, одежды, материалов, прошедших и не прошедших санитарную обработку, а также потоков лиц, неимеющих инфекционных заболеваний, с лицами, имеющими инфекционные заболевания или подозрения на инфекционные заболевания.

Санпропускники должны иметь две зоны, изолированные друг от друга.

151. В санпропускниках должны быть:

туалеты (раздельные для посетителей и персонала);

раздевалки;

душевая;

комната личной гигиены женщин;

кладовые чистого и грязного белья;

помещение для дезинфекции одежды и обуви;

постирочная;

хозяйственные помещения;

помещения для персонала.

152. В кладовых для хранения грязного белья должны быть оборудованы раковины, оборудование для обеззараживания воздуха.

В случае хранения грязного белья более суток должна быть предусмотрена возможность сушки этого белья.

153. Санпропускники должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения.

На случай выхода из строя или проведения профилактического ремонта системы горячего водоснабжения должно быть предусмотрено резервное горячее водоснабжение.

154. Допустимые параметры микроклимата и качество атмосферного воздуха помещений должны соответствовать гигиеническим нормативам.

155. Уровни физических факторов в санпропускниках должны соответствовать гигиеническим нормативам.

156. Соблюдение дезинфекционного, противоэпидемического режима при эксплуатации санпропускников осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Текущая уборка помещений должна проводиться ежедневно.

Генеральная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств должна проводиться не реже одного раза в неделю.

Дератизация и дезинсекция проводятся не реже одного раза в месяц.

267. Отходы животноводческих комплексов (далее — навоз) и птицеводческих комплексов (далее — помет) должны транспортироваться, обрабатываться и обеззараживаться отдельно от хозяйственно-бытовых стоков населенных пунктов.

268. Транспортирование жидкого навоза необходимо осуществлять способом, исключающим загрязнение среды обитания человека.

269. На животноводческом или птицеводческом комплексе хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должно осуществляться обеззараживание навоза (помета), обеспечивающее отсутствие в навозе (помете) возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний.

При возникновении эпизоотий хозяйствующему субъекту, эксплуатирующему животноводческий или птицеводческий комплекс, необходимо обеспечить обеззараживание жидкого навоза или помета и сточной жидкости химическим способом.

270. При размещении твердой фракции навоза или помета в пределах водосборных площадей хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должны предусматриваться водонепроницаемые площадки с твердым покрытием, имеющие уклон в сторону водоотводящих канав. Выделяющаяся из навоза или помета жидкость вместе с атмосферными осадками должна собираться и направляться в жижесборник для обеззараживания.

271. На объектах животноводства и птицеводства, размещенных в пределах водосборных площадей, хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должен быть организован и проводиться производственный контроль в соответствии с программой (планом) производственного контроля, предусматривающей контроль за состоянием грунтовых и поверхностных водных объектов.

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ НА 2020-2021 УЧ.ГОД

Новые ПОТ: что было, что стало и кому это надо?

Продолжаем публиковать справочный материал, который поможет вам систематизировать сведения о том, какие Правила по охране труда заменены на новые и на кого они распространяются. Так вы сможете сразу определить, нужно ли вам придирчиво изучать текст того или иного документа, и сэкономите время.

С. Г. Подберезина

Работа с инструментами и приспособлениями: знакомимся с нововведениями

В статье мы разъясним, что изменилось в Правилах охраны труда при работе с инструментом и приспособлениями и как эти нововведения интегрировать в действующую на предприятии систему управления охраной труда.

ХАССП в общественном питании. Как выявить ошибки в разработке и внедрении ХАССП: 6 признаков

О процедурах ХАССП, типовых ошибках внедрения и о процессе разработки самих процедур написано много. Но по-прежнему возникает много вопросов: как проверить уже разработанные и внедренные процедуры? Как выявить ошибки в ХАССП? Как оценить правильность разработки? Как проверить соблюдение процедур? Как определить соответствие процедур ХАССП техническому регламенту ТР ТС 021/2011?

И. А. Позняков, Л. И. Познякова

Плюсы и минусы нового СанПиН 2.3/2.4.3590-20 для общепита

Продолжаем комментировать новые санитарные правила для общепита СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». Из обзора вы поймете, реализованы ли гигиенические и санитарные требования СанПиН 2.3/2.4.3590-20 в работе вашего предприятия.

А. А. Лопатина

Новые санитарные и гигиенические требования к медорганизациям

Рассмотрим основные новшества в санитарном законодательстве, касающиеся работы медицинских организаций.

Е. В. Дубель

Промывать гарниры можно, но кормить детей в больнице макаронами по-флотски нельзя: обзор новых санитарных требований для пищеблоков в медицинских организациях

Медицинским организациям при приготовлении и реализации лечебного питания пациентам с 1 января надо руководствоваться СанПиНом 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».

Из статьи вы узнаете, какие новые нормы нужно соблюдать клиникам, чтобы избежать штрафов со стороны Роспотребнадзора, и на какие уже существовавшие ранее нормы следует обратить особое внимание.

Е. В. Дубель

Новые ПОТ для медиков: основные положения нового документа

1 января 2021 г. вступили в силу новые Правила по охране труда в учреждениях здравоохранения. В документе собраны требования по разным направлениям медицинской деятельности. В предыдущем номере мы рассказали о первых десяти из них. В продолжение темы рассмотрим основные требования по охране труда к оставшимся направлениям медицинской деятельности.

А. П. Ситников

СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней»: что изменится в работе?

15 февраля 2021 г. в Минюсте России наконец зарегистрирован документ, в ожидании утверждения которого уже несколько месяцев пребывало все медицинское сообщество. Это СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней». Кратко расскажем о том, что изменилось.

Контрольные мероприятия Роструда и Роспотребнадзора: к чему нужно быть готовым

Расскажем, о том, как подготовиться к проверкам после вступления в силу Закона о госконтроле. Разъясним, в чем разница между видами контрольных мероприятий, чем обусловлена их периодичность, как ее увеличить или вообще уйти от плановых проверок, где и как искать обязательные требования после фактической отмены проверочных листов и как провести самопроверку с использованием реестра обязательных требований.

Охрана труда в пищевой промышленности после регуляторной гильотины

Сравним, как изменились требования после замены Правил по охране труда при производстве отдельных видов пищевой продукции (утв. Приказом Минтруда России от 17 августа 2015 г. № 550н), Правил по охране труда в молочной промышленности (утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. № 897), Правил по охране труда в мясной промышленности (утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. № 890), Правил по охране труда в масложировой промышленности (утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. № 893) на Правила по охране труда при производстве отдельных видов пищевой продукции (утв. Приказом Минтруда России от 7 декабря 2020 г. № 866н).

Производственный контроль в медицинских организациях

Разберемся, что и как нужно изменить в производственном контроле медицинских организаций в связи с вступлением в силу СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» и как «подружить» требования новых правил с требованиями СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Программа производственного контроля

ХАССП (HACCP) — это система управления безопасностью продукции для предприятий пищевой промышленности и общественного питания. Ее принципы направлены на анализ рисков на всех этапах производства и выявление контрольных критических точек (ККТ). ХАССП позволяет организациям “держать руку на пульсе”: система содержит в себе инструменты для мониторинга по каждой ККТ и устранения несоответствий прямо в процессе производства. ХАССП — это система, действие которой направлено на постоянные анализ рисков и контроль соблюдения требований безопасности.
Все предприятия, в том числе ДОУ, работающие с пищевой продукцией, обязаны соответствовать требованиям ХАССП, которые прописаны в Техническом регламенте Таможенного союза 021/2011 “О безопасности пищевой продукции”.

Одновременное применение ППК и ХАССП в ДОУ позволяет работать эффективно и в рамках санитарно-эпидемиологического законодательства. Несмотря на отличия между Программой производственного контроля и ХАССП, обе эти системы направлены на то, чтобы обеспечить безопасность выпускаемой продукции. ППК и ХАССП дополняют друг друга, — разработка ППК и внедрение ХАССП предоставляют ДОУ возможность оценивать и контролировать факторы и процессы, которые оказывают прямое или косвенное влияние на безопасность продукции.
Самостоятельная разработка Программы производственного контроля и документации ХАССП для ДОУ — это процесс, который требует много времени, а также знаний в области санитарных норм и пищевой безопасности. Поэтому надежнее и удобнее доверить это профессионалам.
Группа компаний ЭКСПЕРТ ГАРАНТ работает в сфере систем менеджмента качества и сертификации с 2012 года. Мы помогли 1000 предприятий разобраться в сложном мире стандартов и СМК и решить связанные с ними вопросы. Мы сертифицируем, проводим аудиты СМК, разрабатываем документацию, обучаем персонал и руководство предприятий. Наша работа направлена на реальное совершенствование корпоративной культуры, — мы предлагаем вам и вашему предприятию возможность становиться лучше на деле, а не на бумаге.

Санитарные правила формулируют требования к системам обеззараживания воды таким образом:

«п. 6.2.19. Для бассейнов всех видов назначения в качестве основных методов обеззараживания воды должны быть использованы хлорирование, бромирование, а также комбинированные методы: хлорирование с использованием озонирования или ультрафиолетового излучения, или бромирование с использованием озонирования или ультрафиолетового излучения.»

Таким образом, исключается ранее существовавшая возможность использования в общественных бассейнах альтернативных методов обеззараживания воды при условии подтверждения безопасности и эффективности выбранной технологии.

Резюмируя, можно сказать, что нововведения направлены на повышение безопасности воды бассейнов — не только микробиологической, но и токсикологической, обусловленной применением хлор-реагентов. Разворот в сторону более комплексного понимания проблемы безопасности воды и управления рисками, связанными с применением хлор-реагентов, укладывается в общемировой тренд по обеспечению комфортной и безопасной среды обитания человека.

Новые нормативы потребуют от всех участников процесса более вдумчивых решений на этапе проектирования и строительства бассейна, и более тщательного контроля за соблюдением режима обслуживания на этапе его эксплуатации.

  • Мичуринск +7(475-45) 5-09-80
  • Мичуринск +7(475-45) 5-14-13
  • Москва +7(495) 668-09-18
  • Санкт-Петербург +7(812)309-9389
  • Новосибирск +7(383) 227-86-80
  • Н.Новгород +7(831) 429-13-39
  • Казань +7(843) 206-01-93
  • Екатеринбург +7(343) 318-24-29
  • Красноярск +7(391) 204-63-94
  • Воронеж +7(473) 204-52-14
  • Калининград +7(4012) 720-3-40
  • Волгоград +7(8442) 780-3-18
  • Самара +7(846) 206-04-16
  • Саратов +7(8452) 493-8-73
  • Ростов-на-Дону +7(863) 308-15-75
  • Краснодар +7(861) 203-45-41
  • Ставрополь +7(8652) 206-1-02
  • Томск +7(3822) 984-1-28
  • Уфа +7(347) 229-48-09

Программа производственного контроля с применением принципов ХАССП для ДОУ

Требования к площади комнат стали конкретнее. В старом СанПин были указаны нормы площади игровых комнат и спален для каждого ребенка. Теперь сказано о площади физкультурного зала: он должен быть не менее 75 кв.м.

Утром детям нужно бесконтактно измерять температуру. Теперь детям каждое утро при приеме в детский сад нужно проводить бесконтактную термометрию.

Режим дня стал свободнее. По крайней мере в новых СанПин ничего не сказано о нем. Сказано только, что виды деятельности нужно чередовать, проводить время на свежем воздухе и проводить подвижные игры и физкультурные занятия.

Вендинговые автоматы. Для дополнительного питания можно установить автоматы для продажи готовой продукции. В них можно продавать соки, нектары, стерилизованное молоко, питьевую воду, орехи кроме арахиса, сухофрукты и мучные изделия в отдельной упаковке. У продуктов должны быть сертификаты качества и соблюдены условия и сроки хранения. Автоматы нужно мыть и дезинфицировать по мере загрязнения, но не меньше двух раз в месяц.

Дежурство детей. Дети могут быть допущены к дежурству по кухне: чистить и резать сырые овощи, нарезать хлеб, сервировать и убирать стол, мыть посуду под присмотром взрослых. Дети должны работать на кухне в фартуках и головных уборах.

Больше запрещенных продуктов. Расширен список запрещенных продуктов. В нем есть все продукты из старого списка, а также концентрированные диффузионные соки, блюда из (или на основе) сухих пищевых концентратов, в том числе быстрого приготовления, картофельные и кукурузные чипсы, снеки, творожные сырки, молоко и молочные напитки стерилизованные менее 2,5% и более 3,5% жирности; кисломолочные напитки менее 2,5% и более 3,5% жирности, готовые кулинарные блюда, не входящие в меню текущего дня, реализуемые через буфеты.

Заведения общепита в первую очередь должны гарантировать своим клиентам безопасность, поэтому законодательством для них предусмотрено обязательное требование по наличию программы производственного контроля (ППК). Основные риски для кафе, ресторанов, столовых и других подобных заведений связаны с отравлениями и распространением инфекционных заболеваний, и задача ППК заключается в их минимизации.

Программа производственного контроля для предприятий общепита обеспечивает контроль за хранением и реализацией продукции, санитарным состоянием предприятия, условиями труда работников, а также регламентирует последовательность и периодичность проведения контрольных и профилактических мероприятий.

Основные и важнейшие моменты, которые в 2021 году детально прописываются в ППК:

• Контроль санитарного состояния предприятия;
• Проверка качества сырья и пищевых продуктов, поступающих на предприятие;
• Ежедневный мониторинг температурного режима холодильного оборудования;
• Схема проверки воды (показатели качества и микробиологической безопасности);
• Контроль санитарной обработки помещений, оборудования, инвентаря, а также соблюдения персоналом правил личной гигиены;
• График прохождения персоналом медицинских осмотров и профессиональной гигиенической подготовки;
• Лабораторный контроль за условиями труда на предприятии: ежегодная проверка освещенности, параметров воздуха, уровня шума и вибрации на производстве, проверка параметров микроклимата (2 раза в год);
• Перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению ПК и др.

Все процедуры контроля и профилактические мероприятия должны отображаться в документальной форме. Графики уборки, дезинсекции, журналы осмотра персонала, проверки качества фритюрных жиров, учета дезмероприятий и т.д. — все это обязательные документы, являющихся важной частью производственного контроля.

Неукоснительное соблюдение ППК – залог безопасности ваших клиентов и персонала, а также важнейшее условие стабильного развития бизнеса. Нарушение санитарно-гигиенических и эпидемиологических норм влечет за собой серьезные санкции в виде штрафов, а также полной остановки деятельности заведения.

Еще недавно основная нормативная документация в стоматологии включала лишь несколько ключевых правовых актов. Важнейшим из них были Санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.1.3.2630-10, утвержденные постановлением Главного государственного санврача от 18 мая 2010 года N 58. Они содержали целый раздел под номером V, в котором приводились требования санитарии и гигиены для организаций этого профиля.

Однако с 1 января 2021 года этот нормативный документ был отменен. Вместо него в действие вступил новый СанПиН для стоматологии в 2021 – Санитарно-эпидемиологические требования СП 2.1.3678-20, утвержденные постановлением Главного государственного санврача от 24 декабря 2020 года N 44. Как и предыдущий нормативный документ, они содержат требования к медицинским организациям разного профиля. Стоматологическим клиникам и кабинетам посвящен относительно небольшой блок, включающий пункты 4.26.1-4.26.17.

Кроме этого ключевого документа, в нормативной базе для данной области деятельности произошел еще ряд существенных изменений – например, поправки в СанПин стоматологии в рентгенологии и другие. При этом многие правовые акты по результатам пересмотра остались действующими. Полный список документов с их актуальным статусом приведен в нижеследующей таблице.

Нормативный акт Область применения Утверждающий документ Статус
СанПиН 2.1.3.2630-10 Санитарные требования к медучреждениям Постановление Главного государственного санврача от 18 мая 2010 года N 58 Отменен
Постановление Правительства от 16 апреля 2012 года N 291 Порядок лицензирования медицинской деятельности Действующий
Приказ Минздрава от 31 июля 2020 года N 786н Правила оказания стоматологической помощи взрослым Действующий
Приказ Минздрава от 13 ноября 2012 года N 910н Правила оказания стоматологической помощи детям Действующий
СанПиН 2.6.1.1192-03 Устройство и эксплуатация рентген-кабинетов Постановление Главного государственного санврача от 18 февраля 2003 года N 8 Действующий
СП 2.1.3678-20 Санитарные требования к организациям, оказывающим услуги, выполняющим работы или продающим товары Постановление Главного государственного санврача от 24 декабря 2020 года N 44 Действующий

Новый СанПиН в стоматологии для медсестер устанавливает также требования к оборудованию, применяемому в стоматологических учреждениях. В этой сфере действуют следующие нормативы:

  • в случае наличия одностороннего естественного освещения, то есть окон, расположенных по одной стене, кресла для приема пациентов должны устанавливаться вдоль этой стены;
  • если в одном помещении установлены несколько кресел, они подлежат разделению непрозрачными перегородками высотой не меньше 1,5 метров;
  • если в стоматологической организации имеется не больше 3 кресел, технику для стерилизации нужно устанавливать прямо в кабинете;
  • в каждом кабинете должна быть раковина для мытья рук. При наличии отдельной операционной раковина устанавливается в предоперационном помещении;
  • в зуботехнической лаборатории, работающей с гипсом, раковину нужно оборудовать устройством для улавливания этого материала из сточных вод;
  • прокладка инженерных систем должна быть скрытой.

Помимо указанных, к зуботехническим лабораториям предъявляется ряд дополнительных требований по инженерному оснащению, которые обеспечивают безопасность и эффективность их работы.

С 2021 года к работе стоматологических организаций также стали предъявляться новые требования в части организации работы рентген-кабинетов. С 1 января этого года вступил в действие приказ Минздрава от 9 июня 2020 года N 560н. В приложении № 10 к этому нормативному документу приводятся правила организации рентгенологического кабинета в стоматологических клиниках.

Исходя из состава новых требований, можно предположить, что изменения по рентгену в стоматологии существенно осложнять работу уже действующих организаций. Начнем с того, что теперь наличие собственного рентгеновского аппарата становится одним из ключевых лицензионных требований для стоматологической клиники: направлять пациентов для прохождения таких исследований в другие организации станет невозможно. При этом если в составе медицинского учреждения действует отдельный рентгент-кабинет, его нужно будет оснастить как визиографом, так и ортопантонографом: ранее было достаточно только одного инструмента.

Однако приобретение дополнительного оборудования – не единственная сложность, которая ожидает российские стоматологические организации. Дело в том, что в соответствии с СанПиН 2.6.1.1192-03, который продолжает действовать, установка каждого дополнительного прибора в рентген-кабинете требует увеличения его площади как минимум на 4 квадратных метра. При этом минимальная площадь, необходимая для основной установки, составляет 8 квадратных метров. В результате наименьшая разрешенная площадь рентген-кабинета в соответствии с новыми требованиями должна составлять 12 квадратных метров.

Еще одна сложность заключается в описании полученных снимков. Выполнять эту работу может только врач-рентгенолог: делать это стоматологу самостоятельно запрещается. Да, действующее законодательство допускает прием на работу рентгенологов в удаленном формате; при этом оно регламентирует, что описание снимков должно быть предоставлено в основную стоматологическую организацию в течение 24 часов. Но ведь в ходе сложного лечения таких снимков может потребоваться и два, и три, и даже больше? Верно, в каждом из этих случаев придется ждать до 24 часов, а значит, лечение явно затянется.

Современные журналы в стоматологии регулярно публикуют информацию об обновлениях действующего законодательства в этой быстро меняющейся сфере. Они коснулись также состава аптечки неотложной помощи в стоматологии. Актуальная нормативная база предусматривает организацию и хранение аптечек для купирования следующих типов неотложных состояний у пациентов:

  • общие осложнения;
  • анафилактический шок, вызванный действиями по лечению зубов;
  • риск заражения ВИЧ-инфекцией либо инфекциями из группы гепатитов;
  • конкретные синдромы, требующие принятия неотложных мер по выводу из соответствующего состояния.

Укладки для реализации необходимых мер дифференцированы для детей и взрослых. Их состав регламентирован профильными нормативными документами. Для детей это приказ Минздрава от 13 ноября 2012 года N 910н. А вот для взрослых до недавних пор их состав регламентировался приказом Минздрава от 7 декабря 2011 года N 1496н. Однако с 1 января 2021 года, как и многие другие правовые акты, он прекратил свое действие. Взамен этого приказа был принят новый – приказ Минздрава от 31 июля 2020 года N 786н. Теперь стоматологическим отделениям для взрослых потребуется пересмотреть состав аптечек согласно новым требованиям, чтобы выполнить нормы обновленного законодательства.

На основании Федерального закона от 30.03.1999 № 52 программа производственного контроля должна составляться на всех предприятиях независимо от вида деятельности, форм собственности и иных характеристик. Ее задача — помочь организациям проверять, насколько соблюдаются санитарные правила и гигиенические нормативы, выполняются санитарно-противоэпидемические мероприятия.

Утвердить такой план производственных мероприятий необходимо до начала деятельности предприятия. В некоторых компаниях она будет бессрочной. Менять и дополнять ее по закону полагается в следующих случаях:

  • изменился вид деятельности;
  • была усовершенствована или изменена технология производства;
  • поменялся список используемых материалов.

С 01.03.2021 вступают в силу новые СанПиН 2.1.3684-21

В программу производственного контроля включают такие обязательные пункты:

  • перечень действующих в конкретной сфере санитарных правил и методов анализа;
  • перечисление ответственных лиц, которые осуществляют контрольные мероприятия;
  • список потенциально опасных факторов, объектов и работ на производстве, возможных аварийных ситуаций;
  • указание должностей, при занятии которых обязателен медосмотр, гигиеническая подготовка, аттестация;
  • меры по обоснованию и обеспечению безопасных условий труда;
  • список материалов для учета проводимых мероприятий и отчетности в госорганы.

При подготовке документа следует ориентироваться на письмо Роспотребнадзора от 13.04.2009 № 01/4801-9-32. В нем представлена типовая программа, включая перечень измерений и исследований, для предприятий:

  • общественного питания;
  • пищевой промышленности;
  • бытового обслуживания;
  • организаций, осуществляющих продовольственную торговлю;
  • лечебно-профилактических учреждений.

В письме Роспотребнадзора дан образец программы производственного контроля на пищевом предприятии и перечислены объекты, где проводить лабораторно-инструментальные исследования не надо. Среди них офисы, аптеки, кинотеатры, гостиницы, магазины, торгующие промышленной продукцией.

Поручить составить программу производственного контроля и обеспечить ее реализацию одному из отрудников — дело руководителя. Учитывая, что для такой работы потребуется знание и действующих санитарных норм, и специфики производства, задание составить план мероприятий дается хорошо подготовленному лицу, прошедшему определенную подготовку. В крупных компаниях ответ на вопрос, кем составляется программа план производственного контроля, прост: это делают специалисты по охране труда или главный инженер. Небольшие организации и ИП могут обратиться за подобной услугой к третьим лицам. Иногда это намного выгодней, чем самостоятельно изучать всю информацию о санитарных нормах, действующих в конкретной сфере, и разрабатывать полноценный документ.

Для разработки документа, регламентирующего производственный контроль, специалисту потребуются специальные знания. Минимальная подготовка включает консультацию в Роспотребнадзоре, но более рациональное решение — обратиться к профессионалам. Алгоритм разработки с этом случае состоит из следующих шагов:

  1. Выбор организации на основании отзывов, опыта, квалификации сотрудников и стажа деятельности самой организации. Также стоит учесть наличие аккредитованного лабораторного центра и возможность выполнения работ под ключ, если производстве еще не запущено (это означает составление одновременно Положения, программы, производство замеров и оформление отчета).
  2. Заключение договора и оплата оказываемых по нему услуги (от лишних услуг сразу же можно отказаться).
  3. Изучение работы организации привлеченными специалистами (проведение лабораторных исследований и замеров при необходимости, если по договору предоставляется комплексная услуга), составление итогового документа и его утверждение руководителем или ответственным лицом.
  4. Получение плана ПК клиентом. Утверждение этого документа осуществляется Роспотребнадзором. В этот надзорный орган необходимо направить отчет о произведенных лабораторных исследованиях (результаты проверок и инструментальных процедур).

п 2.8: Теперь названия блюд в меню должно соответствовать названием блюд в технико-технологических картах.

п 2.10: Горячая и холодная вода в заведении общепита должна соответствовать требованиям, предъявляемым к питьевой воде.

п 2.24: Установлены требования к проведению мастер-классов, в том числе, детских.

п 3.5.1: Запрещена реализация готовых блюд, которые находятся дольше 3-х часов на раздаче.

Какие СанПин актуальны в 2021 году? Представлен «белый список»

Стоит доверить оформление профессионалам. Самостоятельно разработать ППК, при отсутствии опыта и знаний, невозможно. Оформление данного документа обязательно не только для муниципальных детских садов. Но и множества других организаций. В перечень входят:

  1. предоставляющие услуги дополнительного детского образования;
  2. государственные дошкольные образовательные учреждения;
  3. частные детские сады;
  4. спортивные секции (рассчитанные на детей различных возрастов);
  5. реализующие оздоровительные, спортивные услуги с использованием бассейнов, саун, бань.

Программа производственного контроля требуется даже на небольших предприятиях. Должен быть составлен план проведения проверок. ППК может устанавливать требования к инструментальным измерениям на рабочих местах сотрудников. Если перечень требований не будет выполнен – деятельность детского сада приостанавливается, назначается крупный штраф для должностного лица. Цена разработки ППК невелика.

Производственная программа для детского сада составляется в произвольной форме. Но обязательно соблюдение требований Санитарных правил 1.1.1058-01. Согласно таковым необходимо наличие сведений о:

  • точках контроля, допустимых пределах измерений;
  • видах деятельности учреждения;
  • перечне учетной документации (касающейся проведения проверки);
  • возможных аварийных ситуациях;
  • ответственных за безопасность;
  • перечне опасных факторов;
  • сотрудниках, обязанных проходить медицинский осмотр;
  • потенциально опасной продукции – если таковая имеется.

Заказать услугу нужно заранее, до начала работы учреждения. ППК обязательно утверждается руководителем. Документ не имеет срока действия. Но при установке нового оборудования, проведении некоторых других мероприятий необходимо внесение изменений. Стоимость услуги зависит от сложности.

Компания «Астелс» имеет ряд серьезных преимуществ:

  1. имеется большой опыт составления ППК с учетом всех санитарных норм, иных требований;
  2. работа выполняется специалистами, имеющими профильное образование;
  3. обязательно учитывается специфика конкретного учреждения;
  4. получить консультационные услуги можно бесплатно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *