Отчет работы психолога в психоневрологическом интрнате

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчет работы психолога в психоневрологическом интрнате». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Работа клинического психолога в ПНД

РАБОТА ПСИХОЛОГА В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНАТЕ

Морозова Н.Ю.

Морозова Надежда Юрьевна — психолог, Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Краснодарского края Кропоткинский психоневрологический интернат, г. Кропоткин; магистрант,

направление: практическая психология в организации, Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир

Аннотация: в данной статье мы отразим психологическую работу в заведении закрытого типа, где проживают психически больные. Расскажем об этических принципах психолога в психоневрологическом интернате.

Ключевые слова: психически больные, этические принципы, работа психолога, документация.

Данная проблема практически не освещена на современном пространстве. Во-первых, частично это скрытая тема, о которой не принято говорить широко и всюду. Любые психиатрические заведения огорожены высоким забором, любая информация недоступна для обычной аудитории.

Любая работа психолога должна быть структурирована. В любом учреждении носит одни и те же направления. Рассмотрим их по пунктам и позже более подробно.

1. Психодиагностика.

2. Консультирование.

3. Групповые занятия.

Также идет работа по следующим направлениям:

1. Адаптация вновь прибывших граждан.

2. Профилактика и предотвращение суицидальных намерений.

3. Организация досуговой деятельности.

Помимо трудотерапии и основных занятий, используются инновационные методы работы такие, как: ретротерапия, танцевальная терапия и т.д.

В работу психолога входит написание психологических заключений на основе предварительно проведённой психологической диагностики, опроса, анкетирования, наблюдений. Они прикрепляются к личному делу каждого проживающего и служат помощью в работе психиатров учреждения. Основываясь на них корректируется лечение больных и формируется психиатрическое заключение.

На все вышеперечисленные пункты ведётся специальный журнал, утверждённый директором учреждения.

Также ведётся журнал психологического патронажа, куда записываются все участники работы с психологом.

Вся заполняемая документация служит подтверждением работы психолога, а так же служит материалом, который показывает динамику развития или регресс психических познавательных процессов проживающих больных в учреждении, изменениях в их поведении.

На каждого проживающего имеется психологическая карта, включающая в себя:

1. Индивидуальный план работы.

2. Бланк о проведенной работе

3. Психологическая характеристика.

4. Иные материалы проведённой работы (заполненные анкеты, бланки, печатные занятия, рисунки и т.д.)

5. Приложения иного типа.

Психологом ведутся 2 основных и индивидуальных документа: план работы психолога и годовой отчёт. Предоставляются администрации учреждения, по запросу, не в обязательном порядке. Психолог в своей работе опирается на годовой план, не корректирует его в течение года, но отступает от плана по необходимости. В плане можно делать пометки для формирования актуального плана на следующий год.

Социализация людей с нарушениями интеллекта. — СПб., 2005. — С. 47-53, 335-350.7. Шпек О. Люди с умственной отсталостью. Обучение и воспитание. — -М., 2003. — С.

Можно использовать некоторые пункты из него при составлении плана. И ещё, помните, что профилактика правонарушений — это совместная комплексная работа всех школьных специалистов и педагогов, а также администрации школы и КПДН, отделом охраны детства, наркологией и др. органами.

Творчество художественных коллективов с каждым годом «набирает обороты» и поднимается на новую ступень мастерства. Тому в подтверждение являются награды, полученные на краевых и районных конкурсах. Ни одно мероприятие района не обходится без участия наших коллективов.

Социально-педагогическую работу Реабилитационного центра УСО ПНИ №10 осуществляют социальные педагоги.

Начала работу над проблемной темой: «Агрессивное поведение подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Образ жизни людей во многом определяется тем, как они проводят свободное время, какие возможности для этого создаются. Активно занимаясь общественной деятельностью, наши клиенты не забывают и про спорт. В рамках спортивно- оздоровительного направления в социально-реабилитационном отделении созданы все условия для проведения спортивных мероприятий.

Конечно, кроме досуговых ежедневных встреч, в доме интернате традиционно готовятся концертно-развлекательные и конкурсные программы, приуроченные к календарным праздникам, викторины, веселые дискотеки. В репертуаре художественной самодеятельности задорные танцы, народные и эстрадные песни, эстрадные миниатюры, поучительные басни, произведения известных поэтов и авторские стихи.

Основные направления, принципы и методы работы психолога в детском доме или школе-интернате в основном совпадают с таковыми в обычной школе. Здесь также необходима и диагностическая, и коррекционная, и развивающая, и профилактическая деятельность.

Основной целью работы педагога- психолога является психологическое сопровождение всего реабилитационного процесса реабилитантов с ограниченными возможностями здоровья.

Отчет о результатах деятельности ЧПНИ и об использованииза ним закрепленного за ним Гос.имущества за 2018г.

Специалисты отделения реабилитации, проводя кружковые занятия, находятся в постоянном творческом поиске. Для того, чтобы разнообразить и привлечь интерес к занятиям воспитатели экспериментируют с разными видами техник, используют различные материалы от жидкого пластика до гербария из высушенных листьев и мха.

Иногда необходимо соблюдать анонимность обследования. Для этого можно предусмотреть своеобразную кодировку. Это удобно и для составления статистического отчета.

На кружках декоративно-прикладного мастерства проживающие дома интерната с большим интересом и желанием занимаются творчеством.

Документ содержит не только обобщение, но и перечень рабочих кружковых программ на 2017 год, меры, направленные на совершенствование организации воспитательно – реабилитационной работы в 2017 году.

Проведение совместно с социальными работниками, психологом, врачом-реабилитологом реабилитационных мероприятий с целью сохранения навыков самообслуживания, компенсации социальной недостаточности у пациентов.

Оказание неотложной доврачебной медицинской помощи при острых заболеваниях, несчастных случаях и различных видах катастроф с последующим вызовом врача к пациенту.

В своем отчете попыталась четко и развернуто описать свою работу педагогом-психологом в школе-интернате. Привела данные диагностики и наблюдений. очень надеюсь что мой отчет поможет кому-то написать свой отчет о работе.

При вступлении на дежурство осуществление проверки наличия стерильных инструментов и материалов, дежурной аптечки и необходимых лекарств в ней, санитарного состояния комнат и других помещений.

Прежде всего, для олигофрена характерно недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Их эмоции однообразны, малодифференцированны, оттенки переживаний либо очень бедны, либо отсутствуют. Эмоциональные реакции в основном проявляются при действии раздражителей, которые воздействуют непосредственно на человека. Именно это послужило толчком для разработки занятий на основе чистых цветов, а не на их смеси.

При работе психолога с пациентами пожилого и старческого возраста предпочтение отдается методам индивидуальной рациональной и личностно-ориентированной психокоррекции, целью которой является принятие своего нынешнего положения (проживание в интернате) и посильное включение в новые общественные связи.

Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Чулымский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» расположен в с. Чумаково по адресу ул. Костюкова 1. Территория дома-интерната огорожена, благоустроена, выделена зона отдыха.

Работа психолога в учреждениях интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей (А.М. Прихожан, Н.Н.

Однако психологический анализ показывает, что эта на первый взгляд благополучная картина во многом не отражает действительного положения вещей. Известно, что мотивационная готовность к школе имеет большое значение для нормального вхождения ребенка в учебную деятельность.

Как оказалось, эти дети, охотно и с большим рвением принимаясь за выполнение любого задания учителя, часто не могут с ним справиться, если педагог не следит за каждым действием ребенка и не оценивает его.

Учитывая преклонный возраст и состояние здоровья обслуживаемых граждан учреждения, в рамках медицинской реабилитации: оказывается стационарная и консультативная помощь лечебными учреждениями здравоохранения, проводятся углубленные медосмотры, лабораторное и диагностическое обследование, специализированная медицинская помощь.

Окончила 9 классов, училась плохо, была рассеянна и невнимательна. Сверстники обижали и дразнили, друзей не было. После школы окончила профессиональное училище петербургской моды, по специальности швея. Далее четыре раза поступала в Мухинское училище, с четвертого раза поступила по специализации – «дизайнер женской одежды». В Мухинском училище на последних курсах на фоне аффективных колебаний с трудом сдавала экзамены, однако учебу смогла завершить. Сменила несколько мест работы по специальности дизайнера, длительно ни на одной работе не проработала, со слов, из-за «плохих взаимоотношений с начальством». Замужем не была, жила в течение двух лет в гражданском браке. Со слов больной, от гражданского мужа терпела унижения, побои, угрозы сдать в психиатрическую больницу.

Уважаемые коллеги! Ваша документация — это материал для анализа вашей работы не только вами, но и посторонними лицами. Именно поэтому она всегда должна быть в полном порядке. Если у вас полный порядок , то и вопросов к вам возникает меньше. Администрацию школы (и не только школы) интересует результат вашей работы, который и отражается в ваших документах. В журнале посещений вы регистрируете запросы, чтобы потом составить по нему статистическую справку и показать проверяющим интенсивность вашей работы. На каждого ребенка, которого вы обследовали должно быть заведено личное дело, в котором обязательно содержатся результаты обследования. В своем годовом плане работы вы прописывает те задачи, которые вы готовы решать именно в этом году и за решение которых вы и несете ответственность, иначе вы рискуете утонуть в куче дел, так и не доделав ничего до конца. Кроме того, ведение документации является обязательной методической деятельностью педагога-психолога.

Организационно-методическая деятельность педагога психолога включает в себя: 1. Планирование работы (составление годового, четвертного и еженедельного планов работы) 2. Анализ своей работы (составление годового и четвертного анализа работы, статистической справки) 3. Планирование и подготовку диагностических мероприятий (составление плана диагностического обследования, подготовка стимульных материалов и т.п.) 4. Анализ диагностических мероприятий (обработка результатов и написание заключения) 5. Планирование и подготовку коррекционно-развивающих мероприятий (составление плана занятия или программы занятий, подготовка стимульных материалов и т.п.) 6. Анализ коррекционных занятий. 7. Подготовка материалов к консультированию и просвещению и т.п. 8. Ведение текущей документации (заполнение журнала, графика работы, справок и т.п.). 9. Ведение документации педагога-психолога (пополнение нормативно-правовой базы, пополнение базы диагностических методик, коррекционных программ, материалов для родителей и т.п.) 10. Оформление тематических стендов. 11. Повышение своего уровня квалификации (обучение на курсах повышения квалификации). 12. Посещение семинаров, круглых столов, конференций, организумых на федеральном, городском или окружном уровне. 13. Самообразование (посещение библиотек и т.п.).

Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении — создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия , свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнение ряда взаимосвязанных видов работы как с персоналом детского сада, так и непосредственно с детьми и их родителями.

Психолог в детском саду — это, прежде всего, человек, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся как в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных особенностях этого развития и его индивидуальных вариантах. Вместе с тем он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, во всяком случае в тех ее сторонах, которые определяют позицию, занимаемую взрослыми по отношению к ребенку.

Успешность работы психолога в большой степени зависит от того места, которое он сумеет занять в коллективе, его взаимоотношений с заведующей и остальным персоналом детского сада. Он должен, ни в коем случае не подменяя руководство, выступать в качестве компетентного и доброжелательного консультанта, рекомендации которого выполняются благодаря его личному авторитету и признанной всеми квалификации. Но для того, чтобы приобрести такой авторитет, психологу необходимо систематически вести психологическое просвещение коллектива, всей своей деятельностью убеждать коллег в значимости психологических знаний для успешного выполнения ими своих обязанностей.

Функции психолога в детском саду можно условно подразделить на два больших раздела. Первый из них — участие в осуществлении воспитательного процесса в целом, его психологизация. Второй раздел — индивидуальная работа с детьми и содействие учету их индивидуально-психологических особенностей.

К первому разделу относится психологическое просвещение персонала детского сада и родителей, передача им знаний о психологии детей, их возрастных особенностях, оптимальных путях общения с детьми, организации детских групп, совместной деятельности, общения детей разного возраста между собой и т.п. Конечно, психологическое просвещение не может ограничиваться передачей общих сведений по детской психологии. Оно требует изучения конкретных условий данного детского сада, учета квалификации персонала и индивидуального стиля работы каждого его члена, национальных традиций, контингента детей и родителей, местных условий и т.п.

Второй раздел значительно более трудоемок и многообразен. Он требует длительного изучения при помощи наблюдения и соответствующих диагностических методик каждой группы детского сада, определение особенностей взаимоотношений воспитателя с детьми и детей между собой, оценки уровня умственного развития и индивидуально-психологических качеств отдельных детей и определения на этой основе дифференциации обучения и воспитания, выработки рекомендаций для воспитателей и родителей, а в отдельных случаях — и разработки приемов коррекционной работы с детьми. Следует, однако, иметь в виду, что психолог не может и не должен выполнять функции, относящиеся к компетенции медицины и специальной педагогики. Когда это требуется, он лишь рекомендует обратиться к соответствующему специалисту — педиатру, детскому психоневрологу, дефектологу, логопеду, или сам привлекает их для консультации и принятия нужных решений.

6.ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА И РОДИТЕЛЕЙ

Формы работы по психологическому просвещению:

? лекции и беседы, проводящиеся на методических совещаниях или родительских собраниях,

? групповые и индивидуальные консультации,

? подготовка памяток,

? подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы.

Начиная работу в детском учреждении, психолог должен, прежде всего, познакомить коллектив и родителей со своими функциями, дать представление о том, какую помощь он может оказать. При этом важно учитывать, что среди населения (а также среди части педагогов) бывают распространены неверные представления о том, что такое психология. Ее нередко считают медицинской дисциплиной, приписывают психологу функции психиатра, психотерапевта, а порой чуть ли не экстрасенса. Поэтому необходимо четко объяснить, что детская психология занимается прежде всего изучением закономерностей нормального развития ребенка, и основная задача психолога — обеспечить это нормальное развитие, помочь в создании необходимых для него условий.

Темы лекций, бесед, консультаций могут варьироваться в зависимости от конкретных условий. Но главное — не сами темы бесед, а то представление о жизни и развитии детей, которое психолог стремится передать воспитателям и родителям. Его центральным моментом должно быть убеждение в том, что ребенок не просто готовится к будущей жизни, а уже живет, и важнейший долг взрослых — сделать эту жизнь как можно более полнокровной и счастливой.

Необходимо отказаться от привычной схемы, по которой для всех детей существует один, единственно правильный путь развития, жестко определяющийся перечнем бытующих в наших детских учреждениях видов детской деятельности, которые будто бы обеспечивают «всестороннее» и даже «гармоническое» развитие личности. Психологу следует иметь в виду, что между развивающим влиянием разных видов детской деятельности существует широкая взаимная компенсация, и поощрять следует те из них, которые могут быть лучше организованы взрослыми и к которым испытывает большую склонность сам ребенок.

Такие неоднородные группы создаются для занятий в кабинете рукоделия, кабинете социально-бытовой адаптации, в тренажерном зале, кабинете домоводства, спортивном зале. Считаем, что подобная форма проведения коррекционных занятий является достаточно продуктивной и перспективной.

Сотрудники учреждения стараются организовать жизнь получателей социальных услуг так, чтобы каждый день приносил им что-то новое.

Также постоянно принимаем участие в краевых и выездных (в другие интернаты) концертных программах. Так в 2014 году коллектив «Хорошее настроение» занял призовое место в краевом видео-конкурсе, посвященном 70 — летию Победы.

Социально-педагогическую работу Реабилитационного центра УСО ПНИ №10 осуществляют социальные педагоги.

Начала работу над проблемной темой: «Агрессивное поведение подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Образ жизни людей во многом определяется тем, как они проводят свободное время, какие возможности для этого создаются. Активно занимаясь общественной деятельностью, наши клиенты не забывают и про спорт. В рамках спортивно- оздоровительного направления в социально-реабилитационном отделении созданы все условия для проведения спортивных мероприятий. Студия вокала «Мелодия» (в которой вокалисты учатся сольным и групповым выступлениям). Организованна вокальная группа «Хорошее настроение».

Учет и использование результатов исследования помогут практическому психологу разработать стратегию и тактику психологической помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ О РАБОТЕ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА В ШКОЛЕ- ИНТЕРНАТЕ

При работе психолога с пациентами пожилого и старческого возраста предпочтение отдается методам индивидуальной рациональной и личностно-ориентированной психокоррекции, целью которой является принятие своего нынешнего положения (проживание в интернате) и посильное включение в новые общественные связи. В летнее время на территории расположены клумбы с цветами, парник для выращивания овощей и аллеи с зелёными насаждениями. Подъездные пути и дорожки асфальтированы. Специальный дом-интернат размещён в одном кирпичном 2-х этажном здании, имеются подсобные помещения, прачечная, склады, гараж.

Часть V. Работа психолога в учреждениях интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей (А.М. Прихожан, Н.Н.

У детей из школы-интерната хорошо сформировано умение классифицировать различные объекты и явления, что проявляется в соответствующем возрастным нормам уровне выполнения известной диагностической пробы «Четвертый лишний».

За стремлением ребенка выполнять все его задания, за положительным отношением к взрослому как к учителю скрывается такой тип общения, который позволяет ребенку усваивать общественные образцы. Иными словами, мотивационная сторона общения ребенка с учителем обеспечивает развитие учебной деятельности младшего школьника.

В условиях масштабных социально-экономических преобразований и старения российского общества реабилитация пожилых людей и инвалидов приобретает особую остроту и актуальность. Главное место в решении этой задачи отводится стационарным учреждениям социального обслуживания населения, спецификой которых является проживание людей с особой тяжестью в состоянии здоровья.

Организация и обеспечение системы социально-педагогического сопровождения образовательного, воспитательного и реабилитационного процессов учреждения путем реализации комплекса методических, превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на совершенствование, стабилизацию и развитие всей жизнедеятельности Реабилитационного центра УСО ПНИ №10.

Основной процент проживающих имеют инвалидность – пожизненно. Переосвидетельствование и освидетельствование на группу инвалидности /в основном вновь поступивших/ осуществляется сотрудниками интерната через МСЭК.

Стаж работы по данной специальности — 2 года 3 мес Квалификационная категория — вторая по специальности «Сестринское дело» присвоена в 2009 году.

Анонсы обучающих мероприятий для работников социальных служб и специалистов «помогающих» профессий. Информация об изменениях.

Достаточно сложно проследить результаты деятельности педагога-психолога, поскольку внутренний мир человека – самая сложная и скрытая система, результаты сотрудничества с психологом могут быть отсрочены и проявиться через длительное время.
В.Пионтковская, «Фантазеры» — руководитель В.Н.Мачехина, «Умные ручки» — руководитель С. А. Кучерявенко, «Умелые ручки» — руководитель В. Н. Дацук, «Творческая мастерская» — руководитель С. А.

Проводится работа по выявлению пациентов с артериальной гипертонией и их динамическому наблюдению. Больные ОНМК госпитализируются в первые часы, с пневмонией в первые сутки обращения. При заболевании проводится госпитализация в республиканскую больницу.

Диагностировать и проводить коррекцию межличностных отношений учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями.

Работоспособность как критерий эффективности профессионального обучения имбецилов в детских домах-интернатах // Дефектология., 1986. — № 1. — С. 34-39.2. Глассер У. Школа без неудачников. — М., 1991. — С. 153— 158.3. Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. — J1..

За год проведено 185 индивидуальных консультаций. В 39% случаев за помощью обращались воспитатели, дети-58% и 3%- консультирование студентов во время практики.

В психоневрологических домах–интернатах в Беларуси проживает порядка 15 тысяч инвалидов.

Своеобразным буфером между домом–интернатом и самостоятельной жизнью за его стенами стали дома сопровождаемого проживания. Это своего рода апробация: юноши и девушки здесь самостоятельно ведут быт, готовят, учатся планировать бюджет. Одним словом, готовятся к реальной жизни. В таких «домах» в Беларуси проживает 1.425 человек.

Светлана Блай, председатель МОО «Голос сердца»:

— Проект по созданию образовательного пространства для взрослых людей с интеллектуальным недугом — один из очень важных шагов, если не основополагающий, на пути деинституализации. Когда–то эти люди были признаны «необучаемыми», но оказалось, что вместо этого надо было просто создать условия, в которых бы они смогли обрести свои навыки и умения. Открытие центров обучения и развития на базе интернатов «выпрямило» их, вызвало интерес к жизни и к самим себе: на что я способен, чем могу быть полезен и могу ли жить, как все? Но самое главное — они поняли, что все это зависит от них самих! Трудностей было много. Редкие учреждения могли позволить себе взять в штат педагога, приходилось искать подходящие кадры, некоторых знакомить с особой методикой преподавания, все же ученики были «особыми». Сейчас мы можем говорить, что у нас получилось. Но проблема с профессиональными кадрами все еще осталась.

Главный вопрос, который волнует всех участников проекта и самих учеников: что будет дальше? Поэтому следующий шаг нашей организации — решение вопроса о получении профессиональной подготовки «выпускниками» центров обучения. Это станет возможным благодаря разработке специальных программ и обучающих курсов. Немаловажным здесь является и внедрение такого понятия, как «частичная дееспособность»: в зависимости от заболевания должна быть градация ограничений, оцениваться способность к труду. Этот вопрос еще тоже предстоит решить.

[email protected]

Основанием для проведения проверки послужили многочисленные жалобы проживающих в интернате граждан, которые поступали в адрес Общественной палаты, Государственной думы и Уполномоченного по правам человека в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в течение 2013-2014 года, а также публикация в журнале «Коммерсантъ–Власть» от 20.10.2014 года под названием «Это такая территория вне закона», в которой сообщалось о нарушениях прав проживающих в данном учреждении граждан.

Порядок организации проверки предполагал использование таких методов проверки, как беседы с проживающими в интернате гражданами, беседы с персоналом и администрацией интерната, а также знакомство с документами, которые могли бы опровергнуть или подтвердить данные, указанные в публикации или полученные путем опросов.

С этой целью предварительно 21 ноября 2014 года и. о. директора учреждения С.Н. Овдину был отправлен запрос на обеспечение доступа для членов комиссии ко всем документам интерната с перечнем приоритетных документов от члена ОП РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Е.А. Тополевой-Солдуновой (Приложение 1), подтверждение о получении запроса было получено.

Однако представители администрации ПНИ в лице и. о. директора М.О. Пожиловой, зам. директора по медицинской части М.А. Тагировой, юриста Е.А. Проскуриной отказали членам комиссии в доступе к таким документам, имеющих прямое отношение к поставленным перед комиссией задачам, мотивируя тем, что запрашиваемые документы содержат медицинскую тайну и персональные данные проживающих и сотрудников.

Получен и изучен ряд документов, которые администрация интерната согласилась предоставить членам комиссии. К ним относятся: журнал регистрации входа-выхода лиц из интерната; журнал учета заявлений и жалоб, поступающих от лиц, проживающих в интернате; инструкция о пропускном и внутриобъектовом режиме в ГБСУ СО МО «Звенигородский психоневрологический интернат»; должностные инструкции зам. директора по социально-реабилитационной части, по медицинской части, по безопасности, юриста, специалиста по социальным вопросам, воспитателя, заведующего отделением, заведующего отделением социально-трудовой реабилитации, старшей мед. сестры; выборочно личное дело проживающего.

В связи с этими обстоятельствами члены комиссии опираются в своих выводах главным образом на материалы бесед, наблюдения за поведением проживающих и персонала, данные, полученные в результате осмотра помещений интерната, а также на данные, полученные в ходе индивидуальных визитов членов комиссии в интернат, и события, произошедшие вскоре после проведения выездной проверки.

В ходе выездной проверки все беседы записывались на диктофон, а впоследствии расшифровывались и документировались. Проведены также беседы с представителями персонала разных уровней: администрация ПНИ, руководители подразделений, медсестры, санитары. Большинство выявленных путем наблюдений фактов обсуждалось с представителями персонала, что позволило также составить представление о том, как сотрудники понимают права проживающих и обязанности интерната.

Дополнительные подтверждения или опровержение выводов членов комиссии потребовало бы изъятия и изучения таких документов, как:

документы, связанные со смертями лиц в интернате, включая заключения об их смерти, протоколы вскрытия, личные дела погибших или умерших;

– материалы внутренних расследований особых случаев (травм, правонарушений, попыток самоубийства, конфликтов с применением силы и т.д.), если такие расследования имели место, а также все материалы, касающиеся взаимоотношений интерната с полицией по этому поводу.

личные дела проживающих, а также их медицинские карты и сведения о лекарственных назначениях.

Рекомендации Общественной комиссии в заключительной части отчета содержат предложения по дальнейшим действиям в отношении контроля и обеспечения соблюдения прав проживающих в ГБСН СО МО «Звенигородский психоневрологический интернат», включающим исследование этих документов.

Членами общественной комиссии были опрошены в общей сложности 43 человека из числа проживающих в ПНИ. Большинство бесед проводилось в отсутствии персонала учреждения, однако не во всех случаях удавалось добиться конфиденциальности из-за вмешательства сотрудников ПНИ.

Например, после 10 минут беседы юриста комиссии с недееспособным гражданином С., её прервал заместитель директора по хозяйственной части Г.Г. Перескоков. Он сказал, что поступило распоряжение от исполняющей обязанности директора прекратить все беседы членов комиссии с недееспособными проживающими без её присутствия. На доводы юриста комиссии о том, что недееспособность никак не означает ограничения права человека общаться, беседовать, давать пояснения, – он ответил, что нужны гарантии, что юрист не «подсунет» недееспособному для подписи какой-нибудь документ. В связи с этим беседа была прервана.

Следует отметить, что процесс получения необходимой информации был затруднен из-за попыток администрации ПНИ под любыми, включая нелепые, предлогами не предоставлять документов, а также из-за возможного отсутствия многих необходимых документов. Пример из беседы с администрацией:

ЧК (член комиссии – здесь и далее): Можно посмотреть историю болезни сравнительно недавно умершего какого-нибудь человека, просто посмотреть глазами, как оно?

Е.А. Проскурина (юрист ПНИ): История болезни любая, умершего либо нынешнего человека, содержит информацию о заболевании, диагнозе заболевания, что подпадает под статью федерального закона о психиатрической помощи как врачебная тайна.

Другой пример:

ЧК: И я так понимаю, что у вас фиксируется вход-выход клиентов, да? Как-то на вахте… или не фиксируется?

Е.А. Проскурина: Фиксируется, но это не наше.

ЧК: Это ЧОП (частное охранное предприятие) его фиксирует? А у вас с ЧОПом договор, да? Знаете, тогда договор с ЧОПом на охрану, пожалуйста, тоже дайте. Копию договора с ЧОПом на охрану.

Е.А. Проскурина: Ээ… я не понимаю, зачем эта информация…

ЧК: Знаете, поскольку все-таки возникает такой вопрос, что не пускают из, не пускают в, и так далее, то просто давайте посмотрим, что у вас там в договоре с ЧОПом написано.

М.А. Тагирова (зам. директора ПНИ по медицинской части): Но он тоже содержит персональные данные!

ЧК: Какие, чьи?

Е.А. Проскурина: Ну, руководитель же подписывал!

ЧК: Руководитель ЧОПа или ваш руководитель?

Е.А. Проскурина: Да! Там содержатся фамилия, имя, отчество и реквизиты!

Каким образом ФИО руководителей и реквизиты организаций имеют отношение к врачебной тайне – разъяснений не поступило.

Но даже в столь «стесненных» обстоятельствах удалось получить согласие одного проживающего на просмотр его личного дела; при наличии не только согласия, но даже требования проживающего личное дело было показано. В личном деле содержались данные только формального характера: когда и на каком основании поступил (путевки), его договора с интернатом, акты их продления, анкетные данные, сведения по его имуществу. Однако в нем отсутствовали какие-либо упоминания о том, что этот конкретный человек многократно обращался в администрацию с просьбами о восстановлении его дееспособности, и др. На вопросы по этому поводу представители администрация отвечали: «Ну, значит, не обращался». Однако по свидетельству самого проживающего он письменно обращался к администрации неоднократно, о чем он заявляет с указанием имен свидетелей и участников из числа персонала.

Из беседы с представителями администрации и по результатам изучения доступных документов также можно сделать вывод о том, что значимые события внутренней жизни учреждения (драки, побеги, возвращения не вовремя, жалобы, особенно массовые), как правило, не фиксируются, объяснительные ответственных по этим направлениям сотрудников не составляются, как это должно было бы быть. Незапланированное длительное (многодневное) отсутствие проживающих (по словам представителей администрации и по косвенным свидетельствам) не оформляется. В случае, если происходят какие-то инциденты, в том числе и очень важные, которые вынуждают принимать существенно значимые юридические решения о госпитализации, о дееспособности, о переводе с отделения на отделение, о рассмотрении поступивших жалоб и так далее, – то они не находят документального закрепления

Мешало конструктивному диалогу отсутствие проявлений сотрудничества со стороны персонала, что выражалось, в частности, в форме отрицания каких-либо проблем в интернате.

В целом, можно констатировать отсутствие желания совместно с обществом решать имеющиеся в интернате проблемы, нежелание обеспечить прозрачность государственного учреждения как со стороны администрации учреждения, так и со стороны представителей министерства.

В ходе проверки были выявлены грубые нарушения прав и свобод, закрепленных Конституцией РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, и нарушения федеральных законов.

Заметим, что в соответствии с действующим законодательством, прием в психоневрологический интернат производится на основании заявления о приеме в интернат. Пребывание в психоневрологическом интернате регулируется договором о социальном обслуживании, который заключается между гражданином (либо его законным представителем) и учреждением. При этом закон определяет исключительно добровольный характер получения гражданином стационарных социальных услуг.

То есть, граждане, нуждающиеся в социальных услугах, добровольно и самостоятельно либо через законного представителя обратившиеся в ПНИ, и заключившие договор на предоставление стационарных социальных услуг, фактически оказываются пожизненно ограничены в следующих своих правах.

В соответствии с перечнем гарантированных государством услуг, предусмотренным Законом Московской области от 21.01.2005 № 31/2005-03 «О социальном обслуживании населения в Московской области», учреждение обязано предоставлять клиентам социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги, организовывать получение образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей, предоставлять услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией, правовые услуги и т.д.

Из информации, полученной от проживающих, следует, что клиентам учреждения не оказывается медицинская помощь, входящая в базовую программу обязательного медицинского страхования граждан РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. В частности не оказывается надлежащая стоматологическая и офтальмологическая помощь.

В ходе проверки было выявлено, что на территории учреждения не проводится реабилитационных мероприятий для подавляющего большинства проживающих, молодые инвалиды, проживающие в учреждении, не имеют возможности получать образование.

Для проживающих закрытых отделений, а также для маломобильных проживающих социально-трудовая реабилитация отсутствует.

По свидетельствам проживающих, администрация не реагирует на их просьбы о восстановлении дееспособности, не фиксирует их. Как следует из опроса администрации, решения об инициировании процедуры лишения дееспособности принимаются комиссией психиатров интерната, при этом причины/факты не фиксируются и не оформляются документально.

В единственном личном деле проживающего, которое удалось посмотреть (см. выше), никаких жалоб и заявлений зафиксировано не было. В журнале учета заявлений и жалоб, поступающих от лиц, проживающих в интернате, не удалось обнаружить заявлений некоторых проживающих, которые утверждали, что они заявления подали. Одни представители администрации утверждают, что администрация реагирует на любые обращения – и письменные, и устные. Другие свидетельствуют, что рассматриваются исключительно письменные заявления (поскольку проживающие «сейчас хотят одно, потом – другое») – в то время как многие проживающие не умеют читать и/или писать. В целом администрация признала, что, по крайней мере, не все письменные заявления сопровождаются письменными ответами, на некоторые давались устные, которые нигде не зарегистрированы.

Представители администрации утверждают, что подавать заявления социальным работникам, медицинским работникам не следует, а следует подавать только администратору – в приемную директора. Однако, как выяснилось, приемная директора находится в закрытой для проживающих части, охраняемой сотрудником службы безопасности; директор не всегда бывает на месте. Кроме того, очень часто эти проблемы и сложности возникают в нерабочее время: по вечерам, по ночам, когда проживающему фактически невозможно будет куда-то обратиться, и такие обращения никогда не будут зафиксированы. На следующий день человеку придется ждать, пока появится кто-то в приемной, искать где-то ручку, бумагу; затем получить согласие охранника, чтобы тот открыл дверь, которая ведет к кабинету директора. Заместитель директора по безопасности утверждает, что если человек попросит пройти, то охранник позвонит и спросит, желают ли его принять, и если желают, то пустит; тем самым, в реальности возможность обратиться с устным или письменным заявлением весьма затруднительна. В инструкции охранника не описан порядок его действий в случае, если кто-нибудь из проживающих захочет обраться к администрации с заявлением или жалобой. Добавим, что охранник, не будучи профессионалом в области психиатрии, психологии или социальной работы, не всегда сможет (или захочет) понять просьбу проживающего.

Проживающие выражают обеспокоенность и недовольство самоустранением администрация от участия в имущественных делах подопечных и проживающих, нуждающихся в помощи и защите их интересов; при этом оказание правовой помощи по соответствующим вопросам и содействие в получении бесплатной юридической помощи предусмотрено в закрепленном на региональном уровне гарантированном перечне социальных услуг стационарных учреждений социального обслуживания. У большинства проживающих, помимо трудностей социализации, общения, понимания, передвижения и пр. – есть проблемы с жильем, с имуществом, с собственной дееспособностью, с отношениями с другими людьми, с закупками, с деньгами, с лечением. Все проблемы, как следует из анализа бесед с проживающими, на самом деле вполне решаемые, но юрист не помогает их решать: саботирует эту деятельность, а также, судя по рассказам проживающих, вводит проживающих в заблуждение относительно их прав и течения их дел. Никто не информирует проживающих о праве на получение бесплатной помощи адвоката в тех случаях, когда требуется решать проблемы судебным путем. Из разговоров с проживающими неизвестно ни об одном деле, в котором юрист интерната занимался бы восстановлением или защитой прав проживающих; зато юрист интерната неоднократно выступал в суде против проживающих либо с целью ограничения их прав и свобод (например, взыскание денежных средств в пользу интерната, лишение дееспособности). Опрошенные нами проживающие не доверяют юристу интерната. Добавим, что юрист бывает в учреждении далеко не все время, у него много выездной работы (суды и пр.); при этом, чтобы попасть к юристу, надо преодолеть ту же закрытую дверь с охранником, которая ведет и в приемную д��ректора.

Реабилитация в условиях психоневрологического интерната

Многие проживающие в беседах с членами комиссии рассказывали о невозможности получить информацию о своем лечении, реабилитации, праве выхода из интерната и даже о своем статусе дееспособности.

В ходе проверки члены комиссии непосредственно наблюдали факты отказа проживающим со стороны должностных лиц интерната в получении документов и сведений, касающихся их интересов, таких как личное дело, ИПР и даже паспорт. Отказ в предоставлении этой информации в условиях проверки, когда проживающие обращались к проверяющим за помощью, является нарушением прав и законных интересов проживающих. Эти действия должностных лиц могут, по мнению юристов, входящих в состав комиссии, подпадать под действие статьи 140 УК РФ Отказ в предоставлении гражданину информации (неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан…).

Выявлены многочисленные факты неоказания помощи и услуг, которые приводят к длительному пребыванию человека в ситуации, когда его здоровье существенно ухудшается без соответствующих видов медицинских и иных реабилитационных услуг. Сюда относятся, в том числе:

– факты отсутствия медицинской реабилитации для обездвиженных людей в отделениях милосердия;

– отказ в назначении спецпитание и оказания медпомощи ряду проживающих, несмотря на истощение и постоянные жалобы на боли в желудке;

– неоказание помощи и отказ вызвать скорую помощь при сильных болях в животе.

Если выяснится, что результатом этого стало ухудшение состояния здоровья пациентов, то в действиях медицинского персонала усматриваются признаки неоказания помощи больному (ст. 124 УК РФ – Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом).

При работе с воспитанниками детского дома — младшими школьниками — была использована известная диагностическая проба «Три желания». В нашем варианте учащимся предлагалось на трех разноцветных лепестках «волшебного цветка» написать три самых заветных своих желания. Оказалось, что если в обычной школе при выполнении такого задания большинство детей говорят об общечеловеческих проблемах («Хочу, чтобы не было ядерной войны», «Хочу, чтобы птицы не погибали от холода и голода», «Хочу, чтобы все дети Чернобыля выздоровели», «Хочу, чтобы ученые нашли все остатки древних животных», «Хочу, чтобы у всех были мамы и они были здоровы» и т.п.), то в детском доме не было ни одного такого желания. Здесь практически все дети написали о своих пожеланиях, связанных с учением («Я хотел бы хорошо учиться», «Я бы хотел учиться на 4 и 5»). В обычной школе также встречаются подобные ответы, но их значительно меньше, чем в детском доме. Воспитанники детского дома часто говорили о своих желаниях как можно лучше выполнять требования взрослых («Я бы хотел, чтобы я всегда хорошо себя вел», «…чтобы я помогал взрослым»). В обычной школе не было ни одного такого высказывания. Можно было бы предположить, что в детском доме будут преобладать пожелания, так или иначе связанные с семьей, домом, родителями, однако таких высказываний было сравнительно немного, примерно столько же, сколько в массовой школе.

Таким образом, для воспитанников детского дома характерно ярко выраженное доминирование желаний, непосредственно связанных с их повседневной жизнью, учением, выполнением различных правил поведения. В то же время их сверстников из обычной школы, наряду с повседневными заботами, волнуют и многие проблемы, абсолютно, казалось бы, не связанные ни с их учебой в школе, ни с домашними делами, проведением досуга. Конечно, подобные интересы, выходящие за рамки личного опыта, у детей младшего школьного возраста не могут являться реально действующими мотивами, однако в качестве смыслообразующих они, безусловно, важны для полноценного развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Славина, Н.Г. Морозова, 1951).

Отношение к себе. Начиная с самого раннего возраста развитие всех аспектов «Я» (представления о себе, отношения к себе, образа «Я», самооценки) у воспитанников домов ребенка и детских домов не просто отстает, но имеет качественно иную форму, развивается по другому типу (18, 22). У них, в частности, складывается устойчивая заниженная самооценка, а у большинства дошкольников, воспитывающихся в семье, формируется завышенная самооценка, устойчивое сверхположительное отношение к себе, которое наиболее продуктивно для развития личности на данном возрастном этапе.

Отношение к себе может быть проанализировано с различных точек зрения. Рассмотрим два аспекта-доминирование эмоциональной или оценочной стороны и сложность или простоту этого отношения, так как именно по этим параметрам в максимальной степени различаются между собой дети, растущие в семье и вне семьи.

У ребенка, растущего в семье, ярко выражено эмоциональное отношение к себе, причем чаще всего положительное. Такой ребенок принимает, любит себя вне зависимости от оценок (как окружающих людей, так и своих собственных). Ребенок из детского дома преимущественно оценивает себя, эмоциональное же отношение к себе — любовь или даже нелюбовь к себе — у него практически не выражено.

У ребенка, растущего в семье, отношение к себе имеет весьма сложную структуру. Элементами этой структуры являются такие психологические образования, как принятие — неприятие себя, общая самооценка, парциальные самооценки, оперативные, прогностические самооценки и др. Эти элементы находятся в сложных взаимозависимостях. Например, подросток может весьма низко оценивать свой характер, увпехи в той или иной области, но при этом любить себя («Я отношусь к себе хорошо, хотя часто сам себе противен»). Возникновение такой сложной системы, по мнению М.И. Лисиной, является результатом усвоения ребенком двух различных уровней отношения к себе со стороны взрослых, прежде всего родителей, начиная с самых ранних стадий онтогенеза: родители, с одной стороны, безусловно, любят его вне зависимости от его реального поведения, свойств характера в т.п., а с другой стороны, объективно оценивают — хорошо или плохо — то, каков он в различных конкретных ситуациях. Ребенок, с раннего детства растущий вне семьи, лишен первого из этих уровней — безусловной любви, поэтому для него характерно простое, одномерное, нерасчлененное отношение к себе, сводящееся к оценке (30).

Серьезным следствием депривации потребности ребенка в родительской любви является также отсутствие у него чувства уверенности в себе, что, возникнув на ранних стадиях онтогенеза, становится устойчивой характеристикой личности воспитанника детского дома (17).

Психологический анализ автопортрета и рефлексивного автопортрета (они «рисовались» детьми при выполнении задания описать «Я, каким кажусь себе» и «Я, каким кажусь другим») у подростков из детского дома и массовой школы выявил следующие различия. У подростков из семьи автопортрет, как правило, совершенно не похож на рефлексивный портрет. Например, в первом описываются увлечения подростка, его мысли о жизни, ценности, а во втором перечисляются те качества его личности, характера, поведения, которые, по его мнению, в нем видят окружающие: некрасивый, плохо веду себя на уроках, имею чувство юмора и т.п. У воспитанников интерната рефлексивный автопортрет состоит из тех же качеств, свойств, характеристик, что и прямой автопортрет.

Различие между подростками из школы и из детского дома при выполнении этого задания состоит также и в том, что если первые в целом оценивают себя положительно и считают, что окружающие тоже оценивают их достаточно высоко (иногда даже ожидаемая оценка окружающих, отражающаяся в рефлексивном автопортрете, оказывается выше собственной), то вторые в большинстве своем дают себе отрицательную оценку, а рефлексивный автопортрет оказывается еще хуже. Например, восьмиклассник из детского дома описывает свой автопортрет так: «Есть капелька эгоизма (в каждом это есть). Но могу поддержать товарища, помочь ему», а в рефлексивном: «Полный эгоист… Способный много дать коллективу, но не желающий. Не желающий принять какие-то требования со стороны коллектива» (30).

Интересно сравнить содержательные характеристики образа «Я» у тех и других подростков. Воспитанники школы-интерната, детского дома, описывая себя, говорят главным образом о своих нравственных качествах (причем, как мы уже отмечали выше, отрицательных): «лентяй», «врун», «грубый», «непослушный» и т.п. У «семейных» подростков также встречаются подобные качества, однако чаще положительные: «добрый», «трудолюбивый», «умею дружить». Вместе с тем такие характеристики у них составляют не больше трети, подавляющее же большинство приходится на так называемые эмоционально-волевые: «сдержанный», «организованный», «разболтанный», «нет никакой силы воли». Подобные качества в детском доме составляют менее 15% (против 55% в массовой школе).

Рабочее время педагога-психолога

Специфика общения со взрослыми. Известно, что взрослый играет совершенно исключительную роль в развитии личности ребенка. В детском учреждении интернатного типа дефицит общения ребенка со взрослым приводит к гипертрофии, сверхценности этой потребности, к практически полной зависимости эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему взрослого. Часто воспитатели и педагоги детских учреждений интернатного типа используют силу зависимости ребенка от их настроения, внимания, авторитета для управления его поведением. При этом, однако, не учитываются отрицательные последствия такой эмоциональной зависимости, одним из которых является описанный выше эффект сужения мотивации, ее жесткой привязанности к определенной ситуации (в данном случае мотивации, порождаемой требованиями взрослых). Необходимо отметить, что воспитатель должен стремиться ослабить влияние такой зависимости, развивать автономию ребенка от взрослого. В реальных условиях часто воспитатели не только не делают этого, но и не считают нужным, осознанно или неосознанно стремясь к усилению эмоциональной зависимости ребенка от себя. По нашим наблюдениям, это характеризует поведение даже лучших воспитателей на протяжении всего школьного возраста воспитанников. Задача психолога — раскрыть учителю и воспитателю неверность такой установки, ее отрицательные следствия, с одной стороны, а с другой — при необходимости вооружить педагога другими средствами общения с детьми. Такая работа может проводиться в ходе специального тренинга общения.

На фоне напряженности потребности в общении со взрослым и одновременно повышенной зависимости от взрослого особенно обращает на себя внимание агрессивность в отношении воспитанников детского дома к взрослым. Это ярко проявилось в результатах теста Розенцвейга. Наличие агрессивных, экстрапунитивных реакций в отношении к взрослому свидетельствует о фрустированности потребности в таком общении и в сочетании с неумением взять на себя ответственность за решение конфликта демонстрирует своего рода потребительское отношение к взрослому, тенденцию ждать или даже требовать решения своих проблем от окружающих. Агрессивные, грубые ответы, которые воспитанники детского дома адресуют взрослым (по материалам теста Розенцвейга), противоречат принятым в нашей культуре нормам взаимоотношений ребенка и взрослого и свидетельствуют о несформированности у этих детей соответствующей дистанции в общении со взрослым.

По Розенцвейгу, становлению адекватных форм поведения ребенка в отношении к взрослым способствует нормальное протекание процесса идентификации с родителями, которое у детей, воспитывающихся вне семьи, оказывается, безусловно, нарушенным. В условиях детского дома невозможно создать механизм идентификации, полностью повторяющий семейную идентификацию. К. тому же вопрос о целесообразности замены идентификации с родителями идентификацией с воспитателем и учителем достаточно сложен и не имеет однозначного решения. Вместе с тем формирование адекватных культуре навыков взаимодействия со взрослыми должно быть одной из задач тренинга общения, проводимого психологом. Такой тренинг должен предполагать два направления работы: во-первых, отработку внешних форм, навыков общения и, во-вторых, более глубокую психологическую работу по изменению мотивации общения ребенка со взрослым. Мы уже говорили о том, что необходимо снимать излишнюю эмоциональную зависимость ребенка от взрослого, но также следует заботиться о снижении проявляющихся агрессивных тенденций. По-видимому, в каждом случае такая работа должна быть предельно индивидуализирована и строиться через налаживание содержательных и эмоционально корректных отношений с каким-то конкретным взрослым (таким взрослым может быть, в частности, сам психолог).

Специфика общения со сверстниками. Казалось бы, учитывая особенности жизни в детском учреждении интернатного типа, где дети поневоле находятся в ситуации постоянного контакта со взрослыми и сверстниками, следовало бы ожидать эффективного формирования навыков общения, умения решать коллективные задачи, находить выход из конфликта. Однако исследования показывают, что воспитанники детского дома менее успешны в решении конфликтов и со взрослыми и со сверстниками, чем учащиеся обычной школы. Бросается в глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину и соответственно — неспособность продуктивного, конструктивного решения конфликта (31).

  • Здесь вы можете оставить ваши жалобы и предложения(будут выложены после ответа должностного лица)
  • Жалобы и предложения
  • Отзывы
  • Порядок обращений граждан

Выберите шрифт Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

  • —Черным по белому
  • —Белым по черному
  • —Темно-синим по голубому
  • —Коричневым по бежевому
  • —Зеленым по темно-коричневому

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

По просьбе героини.

«>Ольгу поставили на психиатрический учет в 1987 году с диагнозом «маниакально-депрессивное расстройство» (также известно как Расстройство психики, при котором фазы депрессии сменяет мания (или более легкий вариант — гипомания), повышенная возбужденность и активность.

«>биполярное расстройство), когда ей было 23 года. В 2004 году ее госпитализировали с тяжелой депрессией. После полутора месяцев лечения она ничего не помнила ни о пребывании в больнице, ни о том, какие препараты ей назначали.

Ольга жила с матерью, с которой постоянно ругалась. Очередная ссора закончилась тем, что Ольга с силой оттолкнула пенсионерку. Позже брат Ольги Дмитрий рассказал, что у матери диагностировали сотрясение мозга. «Она очень перепугалась. Вызвала перевозку, и меня забрали», — вспоминает Ольга.

Ее снова госпитализировали в феврале 2005 года, и следующие три с половиной года Ольга провела в психиатрической больнице, где диагноз «маниакально-депрессивное расстройство» поменяли на «параноидную шизофрению». «Это был ужас: мне давали Сильнодействующие нейролептики, которые часто назначают пациентам психиатрических больниц без объективной необходимости.

«>аминазин, галоперидол. Отдыхай тут, в общем», — вспоминает Ольга. По инициативе родных ее лишили дееспособности и в июле 2008 года отправили в ПНИ. Спустя два года Ольга подошла к заведующему и сказала, что хочет подать заявление на восстановление дееспособности. «Он так на меня посмотрел и сказал: „Оля, ты понимаешь, с твоим диагнозом ни о какой дееспособности речи быть не может“», — вспоминает она. Больше Ольга об этом не заговаривала. В общей сложности она провела в ПНИ 11 лет.

Несмотря на то, что Ольга жила в ПНИ, родственники Родственники могут заключить временный контракт с ПНИ, не отказываясь от опекунства.

«>не отказались от опеки. Каждые выходные ее забирал домой брат Дмитрий. «Он много для меня сделал. К кому-то родные приезжают раз в месяц — это уже подарок. К остальным — раз в год. А я, получается, не отвыкала от домашней обстановки», — отмечает она. В 2017 году врачи стали отпускать Ольгу ухаживать за мамой — та слегла, Дмитрий больше не мог забирать сестру из интерната и привозить обратно. «Врачебная комиссия мне разрешила — я самостоятельно уезжала из ПНИ в пятницу и возвращалась в воскресенье», — рассказывает Ольга.

Когда мать Ольги умерла, заведующая и директор интерната, которые видели, что Ольга все это время демонстрировала самостоятельность и чувствовала себя хорошо, сами предложили ей вернуть дееспособность. «Я сначала даже заявление испугалась писать, вот как затравили, — говорит Ольга. — Думала: куда же я без интерната, я же вообще ничего не знаю! Вокруг все новое. Москва —другая. Я заблужусь, потеряюсь теперь в городе».

Ей предложили позаниматься с психологом, затем поездить на реабилитационные курсы в психиатрическую больницу № 1 и наконец лечь на психиатрическую экспертизу в институт им. Сербского. Оказалось, что шизофрении у Ольги нет, а биполярное расстройство, которое ей верно диагностировали еще в 1987 году, успешно купируется таблетками и вполне совместимо с самостоятельной жизнью.

«Только в 2015 году мне впервые за 30 лет подобрали правильные препараты. Они появились на нашем рынке еще в 2006 году, но бывший заведующий ПНИ даже не слышал о них. Это дорогие лекарства из Швейцарии или Франции, но сейчас появился российский аналог с таким же активным веществом, — объясняет Ольга. — Первые три месяца было тяжело. Я приходила в себя, сильно поправилась, но врач, которая недавно пришла к нам и взялась со мной работать, повторяла: „Не волнуйся, я тебя вылечу“. Сейчас у меня лекарственная ремиссия больше четырех лет».

В мае 2018 года Ольга получила дееспособность и устроилась на работу в «Макдональдс». Еще год она жила в интернате, пока не пришлось ухаживать за братом, у которого обнаружили рак. Через несколько месяцев после окончательного ухода Ольги из интерната Дмитрий умер. Теперь Ольга обустраивает собственную жизнь и сожалеет о том, что ей пришлось провести в интернате 11 лет без надлежащего лечения: «Меня всю жизнь держали на галоперидоле и аминазине. Это нормально? Памяти нет, зубов нет. Я вот сейчас мучаюсь у стоматологов».

Время работы психолога в психоневрологическом интернате

  • Одна девочка говорит: «Почему ты живешь в интернате? Ты — дурак?» Павел Марказьян был клавишником в группе «Браво». А потом 18 лет провел в ПНИ

На таких же заседаниях лишают дееспособности выпускников детских домов-интернатов (ДДИ) для детей с психическими особенностями. По достижении 18 лет они автоматически переходят из ДДИ в ПНИ. Среди воспитанников ДДИ немало людей с диагнозами вроде «легкой умственной отсталости» и «органическим расстройством личности», которые ставят многим детям-сиротам, вполне способным к самостоятельной жизни, объясняет психиатр, руководитель проекта «Дело Пинеля» Виктор Лебедев.

«Они теряют способность жить самостоятельно. Не потому что у них не хватает развития психики, а потому что они оказываются в ДДИ, а потом в ПНИ. Они не умеют ни ходить в магазин, ни платить за ЖКХ. Социально-бытовые навыки утрачиваются или же совсем не формируются», — говорит Лебедев.

Игорь Агапитов, у которого в младенчестве диагностировали ДЦП, попал в пермский детский дом, когда ему было три года. В 15 лет его и несколько других ребят перевели в Осинский детский дом-интернат (ДДИ) для умственно отсталых детей, откуда подростки, достигшие совершеннолетия, попадают сразу в ПНИ. «Я этого не знал и был уверен, что после 18 лет меня выпустят из детского дома. Тогда-то настоящая жизнь и начнется», — говорит он.

Попав в интернат, Игорь в первую очередь обратил внимание на то, как много там пожилых людей. «Смотрю, санитары какие-то, люди в спецформе ходят. При мне человека в изолятор силой заталкивали», — говорит он.

Процедура восстановления дееспособности со стороны кажется несложной. Нужно подать заявление в суд, прийти на заседание, пройти все ту же судебно-психиатрическую экспертизу и снова предстать перед судом. Но часто жители ПНИ не знают, когда их лишили дееспособности, в какой суд им обратиться и как правильно написать заявление. Даже паспорта хранятся в администрации интерната. В обязанности ПНИ, как опекуна, входит восстановление дееспособности, но немногие учреждения занимаются этим на самом деле. Выход — искать поддержку снаружи, среди НКО и благотворительных фондов, которые помогут разобраться с формальностями.

Самым сложным испытанием в процессе получения дееспособности оказывается судебно-психиатрическая экспертиза. Игорь рассказывает, что не прошел ее с первого раза, потому что не смог ответить, сколько стоят молоко и яйца. «Я всю жизнь прожил в детском доме. Там за тобой везде ходят, убирают, тебе готовят. Ну, естественно, откуда мне все это знать, если у меня не было такого опыта — ходить по магазинам», — объясняет он.

Организатор движения «Стоп ПНИ» Мария Сиснева говорит, что во время экспертизы задают неочевидные вопросы. «Например: „Есть ли у вас дипломы?“ Они это спрашивают у человека, который вышел из детского дома-интерната и окончил коррекционную школу, — отмечает Сиснева. — Он вообще не понимает, о чем его спрашивают. „Да, — он говорит, — у меня есть дипломы, я занял первое место в конкурсе рисунков, в конкурсе поделок из бисера“. Он так воспринимает их вопрос не потому, что у него низкий интеллект».

Жителя ПНИ также могут спросить о порядке подачи документов на загранпаспорт или о том, кто, по его мнению, будет следующим президентом. Женщине, которая живет в интернате в Волгоградской области, показывали фотографии домашнего скота и спрашивали, какие из них парнокопытные, а какие нет, рассказывает Сиснева. По ее мнению, экспертам давно пора разрабатывать новые инструменты оценки интеллекта, однако никто не торопится это делать.

  • Систему психоневрологических интернатов нужно срочно реформировать MeduzaCare объясняет, как устроены ПНИ, почему жизнь в них невыносима — и что с этим делать

Отчёт о работе педагога-психолога в дистанционном режиме

  • Люди в ПНИ не могут ходить в магазин, самостоятельно готовить еду и выбирать себе одежду Волонтеры проекта «Луковица и эскалатор» помогают им пожить обычной жизнью

Социально незащищенные граждане, утратившие способность к самообслуживанию, помещаются в дома престарелых, психоневрологические интернаты, геронтологические центры, пансионаты.

Дом интернат психоневрологического типа отличается от остальных неспециализированных социальных домов тем, что большинство его пациентов признаны недееспособными и полностью содержатся за счет государства.

В стенах интерната граждане получают следующие виды услуг:

  • Бытовые. Сюда относятся обеспечение жильем, мебелью, одеждой, обувью, постельными принадлежностями и нательным бельем, предметами личной гигиены, питанием.
  • Медицинские и организационные. Это могут быть психиатрическая и медикаментозная терапия, содействие в госпитализации и прохождении медико-социальной экспертизы, получение средств технической реабилитации, протезирование зубов, противоэпидемические и реабилитационные мероприятия.
  • Правовые. Консультации юристов по вопросам оформления документов и пенсии, бесплатная помощь адвокатов и официальных представителей в различных инстанциях по защите конституционных прав недееспособных лиц.
  • Воспитательно-педагогические. Культурно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, обучение навыкам личной гигиены и социально-трудовой адаптации, занятия в группах и кружках.

Кроме этого, подобные заведения часто находятся под церковным патронажем, что дает возможность пациентам получать духовную помощь.

Поступить в дом интернат для психоневрологических больных можно на основании направления управления социальной защиты населения. Претендовать на путевку могут граждане пенсионного возраста и совершеннолетние инвалиды 1,2 группы, которые в силу заболевания не могут обходиться без посторонней помощи и наблюдения врачей.

В государственный орган необходимо подать следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт;
  • страховое и пенсионное свидетельство, удостоверение инвалида, ИПР;
  • акт обследования жилищно-бытовых условий проживания заявителя;
  • медицинский полис и медицинскую карту с данными об анализах, прививках, флюорографии, прохождении обследования у врачей узких специальностей;
  • заключение ВКК, органа опеки и суда о признании лица, помещаемого в дом интернат психологического профиля, недееспособным;
  • сведения об имущественных правах.

В детский психоневрологический дом интернат принимаются дети с 4-х летнего возраста. По достижении 18 лет, врачебная комиссия принимает решение о выписке подростка или переводе во взрослый ПНИ, при этом администрация заведения имеет право взять на себя функцию опеки.

Дом инвалидов психоневрологический диспансер является одновременно социальным и медицинским заведением. Такая особенность определила перечень требований к диагнозу и состоянию лиц, направляемых в учреждение. С основными правилами приема можно ознакомиться в приведенной ниже таблице.

Показания Противопоказания
  • шизофрения;
  • имбецильность, идиотия;
  • эпилепсия с судорожными припадками не более 5 раз в месяц;
  • старческие сенильные психозы, тяжелые патологии головного мозга;
  • слабоумие, как последствие хронического алкоголизма.
  • активная форма туберкулеза;
  • психоневрологические заболевания в стадии обострения;
  • хронический алкоголизм и наркомания;
  • венерические, инфекционные и онкологические заболевания;
  • острые депрессивные, маниакальные и параноидальные состояния.

Большинство психоневрологических домов-интернатов принимают пациентов на постоянное проживание, но при наличии свободных мест рассматривается возможность временного пребывания сроком на 2-6 месяцев.

В России свою деятельность осуществляет около 500 интернатов для психически больных людей.

Особенность социальной работы в психоневрологических домах интернатах заключается в том, что персоналу приходится обслуживать молодых, физически здоровых людей, которые не способны отвечать за свои поступки.

В среднем, мужчины в возрасте от 18 до 58 лет составляют 70% больных, находящихся на лечении в ПНИ. Эта социальная группа требует повышенного внимания к своим нуждам, переживаниям, понимания и помощи от окружающих.

Задача врачей и социальных работников состоит в том, чтобы трудоспособные пациенты по мере своих возможностей смогли обрести независимость, успешно прошли трудовую реабилитацию и получили эмоциональную поддержку и навыки общения. Особенно это актуально для лиц, поступивших из детских специализированных учреждений, откуда поступают дети с низкими интеллектуальными способностями из-за недостаточного обучения и воспитания.

Психоневрологический дом интернат становится единственным местом, куда можно определить недееспособного человека с расстройством психики, за которым невозможно организовать уход в домашних условиях.

Как показывает практика, подобная категория граждан редко выписывается из заведения по причине отсутствия должной помощи со стороны окружающих вне стен интерната.

Как учатся взрослые пациенты психоневрологических интернатов

Согласно законодательству Российской Федерации, каждый гражданин, страдающий от психического заболевания, имеет право на получение соответствующей помощи. Однако, для помещения в психоневрологический интернат придётся собрать целый пакет документов.

Одним из основателей нового психоневрологического интерната стал Вячеслав Моше Кантор Президент Европейского еврейского конгресса также является сопредседателем по Европейского совета по толерантности и примирению.

Если Вы полагаете, что соберёте необходимые документы, и этого окажется достаточно, чтобы устроить пожилого человека в интернат, то Вы глубоко заблуждаетесь. Сегодня в России катастрофически не хватает учреждений подобного рода.

Уход за пожилыми людьми осуществляется профессиональными медработниками. Имеющие место психические расстройства могут быть купированы. В дальнейшем пожилой человек возвращается к привычной жизни. По выписке обязательно проводится дополнительная комиссия.

Процедура оформления в дома-интернаты, расположенные на территории края, зависит, прежде всего, от типа дома-интерната.

Среди них выделяются дома интернаты общего типа, специализированные дома-интернаты, психоневрологические интернаты, геронтологические центры и т.д.

При выборе учреждения необходимо учитывать медицинские показания (лежачий больной, полулежачий, способный сам себя обслуживать).

Важно

После рассмотрения документов инвалиду выдадут путевку в интернат. Если человек не может самостоятельно добраться до социального учреждения, а сопровождать его некому, органы социальной защиты населения обязаны помочь, обеспечить транспорт и сопровождение до интерната, на месте передать инвалида уполномоченным представителям заведения, в которое он оформлен.

Важно знать, что инвалиды Отечественной войны, участники Отечественной войны и члены семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников Отечественной войны принимаются в социальные учреждения в первоочередном порядке.

Выписка престарелого или инвалида из учреждения производится с разрешения Агентства социальной защиты в следующих случаях:

  • по личному заявлению престарелого или инвалида;
  • если при очередном переосвидетельствовании инвалиду I или II группы устанавливается III группа инвалидности;
  • за систематическое нарушение правил внутреннего распорядка.
  • шизофрения с выраженным дефектом личности вне обострения психотической симптоматики;
  • различные формы эпилепсии с явлениями слабоумия и редкими (не более 5 раз в месяц) судорожными припадками и эквивалентами;
  • последствия черепно-мозговых травм с явлениями слабоумия;
  • последствия инфекционных и других органических заболеваний головного мозга (энцефалиты, туберкулезные менингиты, менингоэнцефалиты, сифилис мозга и др.) с явлениями слабоумия;
  • последствия хронического алкоголизма с явлениями выраженного органического слабоумия;
  • сосудистые и сенильные заболевания с явлениями слабоумия без выраженного психомоторного беспокойства и длительных или рецидивирующих состояний измененного сознания.

Выписка престарелого или инвалида из учреждения производится с разрешения Агентства социальной защиты при наличии жилплощади, средств к существованию и возможности самообслуживания или по просьбе родственников, которые могут его содержать и обеспечить необходимый уход за ним, а также в случае установления при очередном переосвидетельствовании инвалида I или II группы — III группы инвалидности.

При выбытии из учреждения выдается справка с указанием времени пребывания в психоневрологическом интернате и причины выбытия.

Социальные услуги в Геронтологическом центре оказываются гражданам старших возрастных групп, нуждающимся в посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению и не имеющим медицинских противопоказаний к обслуживанию в учреждениях социального обслуживания.

  • активные формы туберкулеза;
  • хронический алкоголизм;
  • карантинные инфекционные заболевания;
  • тяжелые психические расстройства;
  • венерические и другие заболевания, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предоставление социальных услуг в учреждении прекращается по письменному заявлению гражданина старшей возрастной группы, а для лица, признанного в установленном порядке недееспособным, — по письменному заявлению его законного представителя, в случае, если он обязуется обеспечить указанным лицам уход и необходимые условия проживания.

Жилая площадь в специальном доме предоставляется одиноким и одиноко проживающим пенсионерам, а также супружеским парам из их числа, состоящим на учете по месту постоянного жительства для получения жилой площади в специальном доме.

12 авг. 2021 г. Нытвенский ПНИ

12 августа 2021 г. в «Нытвенском психоневрологическом интернате» состоялся праздник «Яблочный и медовый спас». Праздник прошел на территории интерната, где для получателей социальных услуг провели сценарий с конкурсами и играми. Ребята узнали, что в старину в августе праздновали три Спаса: Медовый, Яблочным и Ореховый, также познакомились с народными приметами, обычаями, обрядами, связанными с этими Спасами, рассказывали стихи и пословицы. В завершение праздника ребята угощались яблочками. Праздник прошел в положительной эмоциональной атмосфере. Получатели социальных услуг закрепили знания о Спасах августа и отлично провели время на свежем воздухе.

Как работают психологи в стационарных учреждениях соцзащиты Москвы

12 авг. 2021 г. Голубевский ПНИ

Много праздников мы отмечаем, все танцуем, играем. И вот опять родной, уютный зал на праздник всех друзей собрал, для проведения конкурса «Задорная частушка». Музыкальный конкурс прошёл очень весело и задорно. Все конкурсанты были достойно оценены справедливым жюри. Каждому участнику конкурса вручены грамоты и благодарственные письма.

12 авг. 2021 г. Оханский ПНИ

В учебном модуле на базе Оханского психоневрологического интерната настала время для заготовок на зиму. Девчонки под руководством руководителя кружка Клюкиной Н.Г. обучаются процессу маринования овощей и это у них не плохо получается!

5 авг. 2021 г. Верещагинский ДИПИ

Ежедневно психолог Верещагинского ДИПИ Субакова Анна Валерьевна проводит коррекционно — реабилитационные занятия, в том числе и с маломобильными клиентами. Целью таких занятий является развитие мышления, воображения, памяти у клиентов старшего поколения с прогрессирующей деменцией, перенесших тяжёлые инсульты. Молодой специалист использует в своей практике индивидуальный подход, всегда вежлива и доброжелательна, заряжает своей энергией и позитивом всех проживающих и сотрудников! Удачи и терпения вам в работе!

4 авг. 2021 г. Нытвенский ПНИ

4 августа 2021 г. В Нытвенском психоневрологическом интернате была проведена игровая программа «Страна Светофория» для повторения и закрепления правил дорожного движения. Получатели социальных услуг выполняли задания, разгадывали загадки, а также участвовали в играх на знание дорожного движения, в завершение мероприятия раскрасили рисунки на данную тему. Проживающие активно участвовали во всех играх. Мероприятие прошло очень весело и интересно.

3 авг. 2021 г. Оханский ПНИ

Под руководством руководителя кружка Бобровой Натальи Алексеевны ребята из Оханского ПНИ создали своими руками «Морской мир»в учреждении. Увлечённо и с фантазией трудились все, получили от занятия массу положительных эмоций и отличного настроения!


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *