Утилизационный сбор на прицепы 2021 году в Казахстане

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утилизационный сбор на прицепы 2021 году в Казахстане». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Виды и категории ТС* Базовая ставка утилизационного сбора Коэффициенты, применяемые к базовой ставке утилизационного сбора Сумма сбора в 2018 году (тг)
1. Транспортные средства категории М1, в т. ч. повышенной проходимости категории G: легковые автомобили
С электродвигателями, за исключением ТС с гибридной силовой установкой 50 МРП 3 360 750
С рабочим объёмом двигателя:
До 1 000 см³ 50 МРП 3 360 750
От 1 001 см³ до 2 000 см³ 50 МРП 7 841 750
От 2 001 см³ до 3 000 см³ 50 МРП 10 1 202 500
Свыше 3 001 см³ 50 МРП 23 2 765 750
2. Транспортные средства категории N1, N2, N3, в т. ч. повышенной проходимости категории G: грузовые автомобили
Полной массой:
До 2.5 тонны 50 МРП 3 360 750
От 2.5 тонны до 3.5 тонны 50 МРП 4 481 000
От 3.5 тонны до 5 тонн 50 МРП 5 601 250
От 5 тонн до 8 тонн 50 МРП 5 601 250
От 8 тонн до 12 тонн 50 МРП 6 721 500
От 12 тонн до 20 тонн 50 МРП 11 1 322 750
От 20 тонн до 50 тонн 50 МРП 17 2 044 250
3. Транспортные средства категории М2, М3, в т. ч. повышенной проходимости категории G: автобусы
С рабочим объёмом двигателя:
До 2 500 см³ 50 МРП 6 721 500
От 2 500 см³ до 5 000 см³ 50 МРП 10 1 202 500
От 5 000 см³ до 10 000 см³ 50 МРП 19 2 284 750
Свыше 10 001 см³ 50 МРП 20 2 405 000

* Условные обозначения категорий:
Категория М1 — легковые, используемые для перевозки пассажиров и имеющие помимо места водителя не более 8 мест для сидения;
Категория М2 — микроавтобусы, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более 8 мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т;
Категория М3 — автобусы, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более 8 мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т;
Категория N1 — грузовые, имеющие максимальную массу не более 3.5 т;
Категория N2 — грузовые, имеющие максимальную массу свыше 3.5 т, но не более 12 т;
Категория N3 — грузовые, имеющие максимальную массу более 12 т;
Категория G — транспортным средствам повышенной проходимости.

Закон вступил в силу в 2016 году. Автомобилистов, чьи ТС были зарегистрированы до 26.01.2016 года, это нововведение не коснулось.

Оплата утильсбора не требуется в следующих ситуациях:

  1. Если вы являетесь новым собственником ТС, которое стоит на регистрационном учете в Республике Казахстан.
  2. Если ТС, ввозимое в страну из-за рубежа, по техническим характеристикам не относится к узаконенным категориям автомобилей (M1, M2 и т. д.).

Плата за утилизацию взимается с производителя или импортера перед ввозом или выпуском автомобиля, а с физических лиц – при первичной постановке машины на учет в государственных органах.

Транспортные средства поделены на категории для удобного расчета коэффициента платы за утилизацию. Размер коэффициента зависит от объема двигателя и массы ТС. По закону РК выделяются следующие категории ТС:

  • М1 – легковые авто, имеющие не более 8 мест. Коэффициенты: 3, 7, 10, 23.
  • М2 – микроавтобусы массой не более 5 тонн.
  • М3 – автобусы, имеющие более 8 мест и массу более 5 тонн.

Коэффициент М2 и М3 – 6, 10, 19, 20.

  1. Рассчитаем размер утилизационного сбора в 2018 году для ТС категории М1 с двигателем до 1 000 см³. Коэффициент будет равен 3. Получаем:

50*2405*3=360 750 тг.

В 2017 году размер сбора составлял 340 350 тг.

  1. Размер платы за утилизацию грузового транспорта категории N2 с массой до 5 тонн рассчитывается с учетом коэффициента 5:

50х2405х5=601 250 тг.

В 2017 году – 567 250 тг.

Все коэффициенты и точные расчеты есть на официальном сайте МВД Республики Казахстан в списке утвержденных размеров сбора за утилизацию.

Увеличение утилизационного сбора в 2018 году неминуемо повлияет на рост цен. Финансовые аналитики не прогнозируют резкий скачок цен на автомобили, но после продажи моделей 2017 года салоны будут вынуждены изменить прайс-листы на все продаваемые ТС.

Изменения по утилизационному сбору в РК

На заседании правительства 10 июля президент Касым-Жомарт Токаев сказал, что «сегодня увеличиваются жалобы бизнеса на необходимость пересмотра утилизационного сбора на автомобили, в первую очередь на седельные тягачи».

«Утилизационный сбор за один тягач в среднем составляет 1,6 млн тенге. Для грузоперевозчиков утилизационный сбор представляет существенную нагрузку, которая негативно влияет на обновление автопарка… Отечественные предприятия теряют позиции на рынке. Мы проигрываем борьбу своим соседям. С 2017 года доля отечественных перевозчиков на рынке международных автомобильных перевозок сократилась более чем в полтора раза», – сказал президент и поручил правительству подготовить предложения по совершенствованию госполитики в этой сфере, в том числе по вопросам утилизационного сбора.

«Это было бы кстати», – говорит руководитель компании Vista Trans Куат Абаев. В его ТОО работает 13 машин 2013–2014 годов, и подходит время обновления парка.

«Покупать машины приходится в евро. Ты привозишь технику трех-, четырехгодичную. Тут еще 5% пошлина (на импорт. – “Курсив”), а помимо этого тебе и утильсбор, и первичная регистрация. Первичная регистрация по бэушной технике около 750 тыс. тенге плюс в среднем 1,6 млн тенге непонятный утильсбор в зависимости от тоннажа», – сказал Абаев.

С просьбой снизить ставку утильсбора на некоторые грузовые автомобили и убрать плату за их первичную регистрацию Союз международных автомобильных перевозчиков Казахстан (КазАТО) несколько лет обращался в правительство, администрацию президента и другие госорганы.

КазАТО объединяет около 350 автотранспортных компаний. Их общий парк составляет более семи тысяч транспортных средств, в том числе 4705 седельных тягачей и 2358 грузовых автомобилей. Все эти машины попадают в категорию грузовых автомобилей полной массой свыше 12 т, но не более 20 т. Утильсбор, введенный с 1 января 2016 года, взимается с таких машин с коэффициентом 21 к базовой ставке в 50 месячных расчетных показателей, или 3,063 млн тенге. При этом для бортовых машин свыше 20 т применяется максимальный в Казахстане коэффициент 41 – 6 млн тенге.

У основных конкурентов казахстанских перевозчиков – российских и белорусских компаний – другие условия для развития. К примеру, в Беларуси с 2018 года освобождены от утильсбора и НДС грузовые машины с полной массой 12–50 т, которые соответствуют стандартам «Евро-6» и с момента выпуска которых прошло не более года.

«Благодаря мерам, принятым для поддержки автоперевозчиков в Беларуси, они смогли обновить свой автопарк, и на сегодняшний день он насчитывает 30 тыс. единиц автотранспорта, в то время как у нас в КазАТО всего 7 тыс. И всего в Казахстане около 16 тыс.», – об этом рассказал представитель КазАТО Серик Хусаинов во время выставки Automechanika Astana-2021, которая прошла в конце июня в Нур-Султане.

Россия тоже время даром не теряла. По словам Хусаинова, соседи построили пять новых заводов, которые выпускают различные грузовики. Стараются не отставать в этой гонке и другие региональные игроки. В конце 2020 года Узбекистан отменил утилизационный сбор для грузовиков, выпущенных менее четырех лет назад и отвечающих стандартам «Евро-5».

В Казахстане парк машин, которые курсируют на международных маршрутах, обновляется довольно медленно. По данным директора департамента логистики и перевозок Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Мурата Амрина, с 2016 года отечественные компании приобрели 819 машин.

«Это 136 единиц в год. Можно сказать, мизер. Если в 2017 года доля отечественных перевозчиков на рынке международных перевозок через Казахстан составляла 52%, то в 2020 году она составила 30–31%. Мы теряем рынок, и сейчас Казахстан забирают иностранные перевозчики. Открываются совместные предприятия России, Беларуси, турецких и литовских компаний», – сказал он.

Уже сейчас, к примеру, при получении трансграничных заказов белорусские транспортные компании с 500–1000 машинами получают преимущество перед казахстанскими, парки которых едва достигают 100 машин. «Белорусы берут вариативностью своих машин, – объясняет руководитель компании-перевозчика Vista Trans Куат Абаев. – Они могут все обязательства перекрыть. Когда у тебя парк 500 единиц, всегда где-то будут машины, если клиенту надо. Плюс тендеры разыгрываются в Европе, соответственно, те же немцы знают белорусов и привлекают их на перегруз и доставку. Те ставят свои машины или просто берут казахские машины».

Однако самое интересное начнется в 2025 году, когда транспортные компании из стран ЕАЭС получат право совершать внутренние перевозки в Казахстане. Амрин представил неутешительные прогнозы по развитию отрасли к этому сроку.

«Если мы не подготовимся к реализации этой программы в 2025 году, то продолжим терять рынок, поскольку мы открываем рынок перевозок внутри Казахстана для иностранных компаний из стран ЕАЭС. Их парк очень мощный – они нас в буквальном слове могут задавить. Для нас грузообразующая страна – это Китай. Мы, как Казахстан, являясь транзитной страной, должны зарабатывать не только на транзите (иностранных перевозчиков, но и самостоятельных перевозкахтрансграничных грузов. – «Курсив»). Однако при отсутствии должных мер со стороны правительства мы имеем риск ничего не заработать (на собственных перевозках трансграничных грузов. – «Курсив»), – отметил он.

Расчёт утилизационного сбора на легковой автомобиль происходит по формуле умножив базовую ставку на коэффициент.

Базовая ставка × Коэффициент = Сумма утилизационного сбора

Базовая ставка утильсбора на легковые автомобили составляет 20000 рублей.

Значения Коэффициента указаны в постановлении Правительства от 11 декабря 2015 г. N 1350.

Для физических лиц (физлиц) размер утилизационного сбора зависит от возраста легковых автомобилей.

Таблица 1. Утилизационный сбор на автомобили для физических лиц

Размер утилизационного сбора на легковые автомобили для физических лиц
Возраст легкового автомобиля k 1 Сумма, руб.
Новые до 3-ёх лет 0,17 3400 руб.
Старше 3-ёх лет 0,26 5200 руб.

1 коэффициент (k)

ВАЖНО! За ввоз прицепов для легковых автомобилей, грузоподъемностью до 10 тонн утильсбор не уплачивается

Для юридических лиц и Индивидуальных предпринимателей (ИП) утилизационный сбор зависит от возраста автомобиля и объема двигателя.

Таблица 2. Утилизационный сбор на автомобили для юридических лиц и ИП

Размер утилизационного сбора на легковые автомобили для юридических лиц и ИП
Виды и категории легковых автомобилей Новые до 3-ёх лет Старше 3-ёх лет
k 1 Сумма, руб. k 1 Сумма, руб.
1. Электромобиль (без гибридного двигателя) 1,42 28400 5,3 106000 руб.
2. С объемом двигателя:
Не более 1000 куб. см 1,42 28400 5,3 106000 руб.
Свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см 2,21 44200 8,26 165200 руб.
Свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см 4,22 84400 16,12 322400 руб.
Свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см 5,73 114600 28,5 570000 руб.
Свыше 3500 куб. см 9,08 181600 35,01 700200 руб.

1 коэффициент (k)

Размеры утилизационных сборов не остаются постоянными. Чтобы узнать величину утилизационного сбора в 2019 году можно воспользоваться таблицами. Эти таблицы составлены для удобства определения сумм сбора, в них указываются ставки утилизационного сбора, коэффициенты и уже рассчитанные значения сумм утилизационного сбора. Таблицы разбиты по категориям транспортных средств.

Таблица 3. Утилизационный сбор на ТС и спецтехнику для юридических лиц и ИП

С 01.01.2020 года меняются ставки на легковые и грузовые автомобили производимые или ввозимые в Российскую Федерацию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Подробнее >>>

Утилизационный сбор – это плата, которую берет государство в качестве компенсации за вывоз и утилизацию старого, нерабочего и неиспользуемого автотранспорта. Налог был введен в Беларуси в 2014 году.

С точки зрения закона сбор регулируется статьями 300-307 главы 28 Особенной части Налогового кодекса, а также Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2019 г. № 437 «Об утилизации транспортных средств».

Размер утилизационного сбора для каждой единицы транспорта внутри страны рассчитывается индивидуально и зависит от типа авто, его возраста, объема двигателя и назначения. Например, при ввозе электромобиля возрастом до 3 лет нужно оплатить 544,5 рублей, старше 7 лет – 1225,1 рублей. Для авто с двигателями внутреннего сгорания сбор стартует от 1652,2 руб и может достигать десятков тысяч рублей – чем старше машина, чем мощнее ее двигатель, тем выше будет цена.

Утилизационный сбор оплачивается на границе непосредственно во время таможенного оформления автомобиля. Только после оплаты этого налога автовладелец сможет поставить машину на учет в ГАИ. Деньги отправляются на счет Минской центральной таможни вне зависимости от того, через какой таможенный пункт был ввезен транспорт. Для оформления оплаты налога на таможне нужно предъявить договор купли-продажи и паспорт владельца авто. Платеж также можно сделать самостоятельно через ЕРИП. Квитанция потребуется в ГАИ при постановке автомобиля на учет.

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

Утилизационный сбор: что это и как рассчитывается

Август

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

В данном разделе вы сможете внести утилизационную плату за исполнение расширенных обязательств производителей и импортеров в Республике Казахстан.

Для внесения платы требуется регистрация и доступ к личному кабинету (видеоинструкция размещена на сайте Оператора в разделе меню, ссылка https:/recycle.kz/videoinstruktsii/).

Предварительный расчет утилизационной платы можно произвести в данном разделе, воспользовавшись иконкой калькулятора.

Также в данном разделе имеется поле для проверки утилизационной платы на транспортные средства и самоходную сельскохозяйственную технику.

Постановлением Правительства от 30 декабря 2015 года № 1137 оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) определено ТОО «Оператор РОП».

  1. Об определении оператора расширенных обязательств производителей (импортеров)
  2. Об утверждении Правил реализации расширенных обязательств производителей (импортеров)
  3. Публичная оферта
  4. Об утверждении Методики расчета платы за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов
  5. Об утверждении перечня продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров)
  6. Типовой договор об организации сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки (редакция от 21 октября 2020 года)
  7. Типовой договор об организации сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки (редакция 2020 года)
  8. ТИПОВОЙ ДОГОВОР об организации сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки (редакция от 13 января 2017 г.)
  9. Типовой договор об организации сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки (редакция 2016 года)
  10. Ф-1 для импортеров производителей за исключением импортеров, производителей транспортных средств / Ф-2 для импортеров производителей транспортных средств
  11. Краткая инструкция пользователя по созданию заявки по товарам перечня
  12. Правила возврата и (или) зачета в счет предстоящих платежей излишне уплаченных сумм
  13. Письмо в КГД МФ по нулевым ставкам
  1. Об определении оператора расширенных обязательств производителей (импортеров)
  2. Об утверждении Правил реализации расширенных обязательств производителей (импортеров)
  3. Публичная оферта
  4. Об утверждении Методики расчета платы за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов
  5. Об утверждении перечня продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров)
  6. Типовой договор об организации сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки (редакция от 21 октября 2020 года)
  7. Типовой договор об организации сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки (редакция 2020 года)
  8. ТИПОВОЙ ДОГОВОР об организации сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки (редакция от 13 января 2017 г.)
  9. Типовой договор об организации сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки (редакция 2016 года)
  10. Ф-1 для импортеров производителей за исключением импортеров, производителей транспортных средств / Ф-2 для импортеров производителей транспортных средств
  11. Краткая инструкция пользователя по созданию заявки по товарам перечня
  12. Порядок возврата и (или) зачета в счет предстоящих платежей излишне уплаченных производителями (импортерами) продукции (товаров) сумм платы за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов
  13. Письмо в КГД МФ по нулевым ставкам

Согласно сайту kolesa.kz, конечная сумма утилизационного сбора составляется из нескольких факторов:

  • базовая ставка сбора – 50 МРП, или 138 900 тенге,
  • коэффициент расчета – зависит от объем двигателя и категории автомобиля.

Процесс утилизации автомобиля имеет свои расходы. Так, согласно kolesa.kz, на организацию отгрузки вышедшей из эксплуатации машины тратится около 18 900 тенге.

3.9K 2

Для начала – немного информации для размышления. В соответствии с утверждёнными Правительством РК правилами от 27 января 2015 года, на первом этапе «расширенных обязательств» утилизационный сбор будет взиматься со всех видов продукции автомобильной промышленности. Причём как той, что производится внутри страны, так и той, что ввозится из-за рубежа всевозможными дистрибьюторами и дилерами, а также частными предпринимателями и рядовыми гражданами.

Речь идёт не только об автомобилях, но и об аккумуляторах, шинах, покрышках, моторных маслах, тормозных жидкостях, антифризах и так далее. При этом, судя по информации официального сайта ТОО «Оператор РОП», сумма утилизационного сбора, например за колёсные диски или шины, пока ещё не определена. Чего не скажешь о непосредственно автомобилях.

Виды и категории ТС

Базовая ставка РОП

Коэффициент к базовой ставке

Легковые автомобили и внедорожники

Электромобили

50 МРП (106 050 тенге)

3

Автомобили с объёмом двигателя до 1000 см³

50 МРП (106 050 тенге)

3

Автомобили с объёмом двигателя до 2000 см³

50 МРП (106 050 тенге)

7

Автомобили с объёмом двигателя до 3000 см³

50 МРП (106 050 тенге)

10

Автомобили с объёмом двигателя свыше 3001 см³

50 МРП (106 050 тенге)

23

Виды и категории ТС

Базовая ставка РОП

Коэффициент к базовой ставке

Грузовые автомобили

Автомобили с полной массой до 2,5 т

50 МРП (106 050 тенге)

3

Автомобили с полной массой до 3,5 т

50 МРП (106 050 тенге)

4

Автомобили с полной массой до 5 т

50 МРП (106 050 тенге)

5

Автомобили с полной массой до 8 т

50 МРП (106 050 тенге)

5

Автомобили с полной массой до 12 т

50 МРП (106 050 тенге)

6

Автомобили с полной массой до 20 т

50 МРП (106 050 тенге)

11

Автомобили с полной массой до 50 т

50 МРП (106 050 тенге)

17

В этой связи редакция informburo.kz задала руководству ТОО «Оператор РОП» вопрос о согласовании утилизационного сбора в Казахстане с аналогичными платежами в России и Беларуси, при этом обратив внимание, что за новый 2-литровый автомобиль там размер этого сбора ниже, чем у нас. Ответ пришёл следующий, цитируем дословно: «При разработке документа (по РОП. – Авт.) учитывался международный опыт. Методика расчёта в Казахстане, России, Беларуси – единая, разница лишь в размерах базовой ставки. С транспортных средств, подпадающих под действие принципа РОП, выплачивается утилизационный сбор согласно утверждённой методике расчёта. Данная формула применима как для завезённых автомобилей из стран-партнёров Евразийского экономического союза, так и для ТС ввезённых на территорию Казахстана из государств не входящих в ЕАЭС. Условия одинаковы для всех».

Новые ставки утилизационного сбора введут с 1 января 2021 года

Кстати, есть у главной рециклинговой компании Казахстана и идеальная схема переработки автомобилей, которая, по убеждению её руководителей, заработает уже в ближайшее время. Выглядит она, отметили в ТОО «Оператор РОП», следующим образом: «Автомобиль поступает на утилизационный завод (своим ходом или привозится), проводится его взвешивание и проходит проверка радиационного фона при помощи специальных приборов. Затем происходит удаление опасных жидкостей, аккумуляторной батареи и автопокрышек, резиновых изделий (коврики), топливного бака. При помощи специальных насосов (или методом слива, кроме хладагентов в кондиционере) удаляют остатки топлива (бензин или дизельное топливо) моторное масло, масло из мостов, антифриз, антиобледенительную жидкость. Снимаются запасные части, пригодные для продажи, и пластиковые бамперы. В шредере происходит сепарация системой автоматической сортировки цветных металлов. После шредирования чёрный металл собирается и загружается на площадку хранения или сразу отправляется на переплавку на сталелитейный завод. Остатки цветного металла, пластика, ткани, стекла поступают на линию автоматической сортировки. Отобранный цветной металл загружается на площадку хранения или сразу отправляется на переработку. Завершающей стадией является «захоронение» деталей ТС, не подлежащих утилизации и переработке».

1. Настоящая Методика расчета платы за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов (далее — Методика) предназначена для определения платы за услуги по сбору, транспортировке, переработке, обезвреживанию, использованию и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки.

2. Плата за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов (далее – Плата) – плата оператору расширенных обязательств производителей (импортеров) (далее – Оператор), осуществляемая производителем (импортером) за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки.

Сноска. Глава 2 в редакции приказа и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 05.12.2019 № 95 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

7. Для производителей (импортеров) автотранспортных средств и самоходной сельскохозяйственной техники сумма платы, подлежащая внесению на текущий банковский счет исчисляется самостоятельно производителями (импортерами) согласно пункту 9 настоящей Методики.

8. Плата в отношении автотранспортных средств уплачивается Оператору по базовым ставкам и коэффициентам согласно приложению 2 к настоящей Методике, однократно за каждое автотранспортное средство.

Сноска. Пункт 8 в редакции приказа и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 26.12.2019 № 122 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

8-1. Базовые ставки утилизационного сбора и коэффициенты, применяемые к базовой ставке утилизационного сбора в отношении автотранспортных средств и самоходной сельскохозяйственной техники представляются уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности.

9. Расчет платы в отношении автотранспортных средств и самоходной сельскохозяйственной техники производится по каждому виду и категории автотранспортных средств и самоходной сельскохозяйственной техники следующим образом:

По = Базовая ставка*коэффициент,

где По – плата за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации одного транспортного средства или одной единицы самоходной сельскохозяйственной техники, после утраты потребительских свойств, подлежащая оплате производителями (импортерами).

Сноска. Методика дополнена Главой 3 в соответствии с приказом Министра энергетики РК от 28.12.2016 № 573 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его официального опубликования); исключена приказом и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 26.12.2019 № 122 (вводится в действие с 01.01.2020).

Приложение 1
к Методике расчета платы за
организацию сбора,
транспортировки, переработки,
обезвреживания, использования
и (или) утилизации отходов

Сноска. Приложение в редакции приказа и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 05.12.2019 № 95 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Перед первичной постановкой автомобиля на учет владельцу необходимо предъявить сертификат об уплате утилизационного сбора. Прежде всего проверьте, оплачивал ли его производитель или импортер. Для этого введите VIN-код автомобиля на интернет-сервисе www.recycle.kz. Если налог уже оплачен, то нужно распечатать сертификат и предъявить его при постановке ТС на учет. Если сбор оплачен не был, то проведите оплату онлайн на сайте ТОО «Оператор РОП». Для оплаты требуется только VIN-номер автомобиля. Сбор оплачивается единожды.

С 1 января 2016 года в Республике Казахстан действует принцип расширенных обязательств производителей (импортеров) − РОП.

Обязательства РОП распространяются в отношении продукции, включенной в перечень, утверждаемый уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

В перечень входят автотранспортные средства и автокомпоненты – шины, аккумуляторы, масла и жидкости.

Таким образом, утилизационный сбор обязаны платить автопроизводители, официальные импортеры и частные лица, желающие ввезти автомобили в Казахстан.

Оплата утильсбора осуществляется до первичной постановки техники на учет.

Размер утильсбора высчитывается, исходя из коэффициента, применяемого к базовой ставке утилизационного сбора в отношении различных видов транспортных средств.

Базовая ставка составляет 50 месячных расчетных показателей (МРП). В 2020 году 1 МРП равен 2 651 тенге.

Таким образом, размер базовой ставки в 2020 году – 132 550 тенге (351 доллар).

Минимальный утильсбор – для автомобилей с электродвигателями, за исключением гибридных. К ним применяется коэффициент 3, размер утильсбора равен 397 650 тенге, или 1 055 долларов.

Для прочих легковых автомобилей рассчитывается, исходя из объема двигателя:

  • до 1 000 куб. см — коэффициент 3 – 397 650 тенге (1 055 долларов);
  • от 1 001 до 2 000 куб. см — коэффициент 7 — 927 850 тенге, или 2 463 доллара;
  • от 2 001 куб. см до 3 000 куб. см — коэффициент 10 — 1 325 500 тенге, или 3 519 долларов;
  • свыше 3 001 куб. см — коэффициент 23 — 3 048 650 тенге, или 8 095 долларов.

Введены жесткие ограничения на авто из Армении и Кыргызстана

Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам. В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе — запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Мы хотим зависеть только от вас — тех, кто хочет знать правду, тех, кто не боится быть свободным. Помогите нам рассказать вам правду.

Пожалуйста, поддержите нас своим вкладом в независимую журналистику!

Февраль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29

С 1 января 2016 года в Республике Казахстан действует принцип расширенных обязательств производителей (импортеров) − РОП.

Обязательства РОП распространяются в отношении продукции, включенной в перечень, утверждаемый уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

В перечень входят автотранспортные средства и автокомпоненты – шины, аккумуляторы, масла и жидкости.

Таким образом, утилизационный сбор обязаны платить автопроизводители, официальные импортеры и частные лица, желающие ввезти автомобили в Казахстан.

Оплата утильсбора осуществляется до первичной постановки техники на учет.

Размер утильсбора высчитывается исходя коэффициента, применяемого к базовой ставке утилизационного сбора в отношении различных видов транспортных средств.

Базовая ставка составляет 50 месячных расчетных показателей (МРП). В 2020 году 1 МРП равен 2 651 тенге.

Таким образом, размер базовой ставки в 2020 году – 132 550 тенге (351 доллар).

Минимальный утильсбор – для автомобилей с электродвигателями, за исключением гибридных. К ним применяется коэффициент 3, размер утильсбора равен 397 650 тенге, или 1 055 долларов.

Для прочих легковых автомобилей рассчитывается исходя из объема двигателя:

  • до 1 000 куб. см — коэффициент 3 – 397 650 тенге (1 055 долларов);
  • от 1 001 до 2 000 куб. см — коэффициент 7 — 927 850 тенге, или 2 463 доллара;
  • от 2 001 куб. см до 3 000 куб. см — коэффициент 10 — 1 325 500 тенге, или 3 519 долларов;
  • свыше 3 001 куб. см — коэффициент 23 — 3 048 650 тенге, или 8 095 долларов.
  • Видео 27
  • Казахстан 27
  • США 20
  • Коронавирус, Covid-19 16
  • Россия 11
  • Политика 10
  • Соцсети 9
  • Финансы 8
  • Правительство 8
  • Парламент 7
  • Коррупция 7
  • Наука и техника 6
  • Искусство 6
  • Врачи 6
  • IT 6
  • Кадры 6
  • Назначения 6
  • Суд 5
  • Партии 5
  • выборы в Мажилис 5

Сбор за государственную регистрацию авто или прицепов, бывших в употреблении на территории РК, составляет 0,25 МРП (662,75 тенге).

Первичная регистрация (пошлина за нее) составляет для обычных легковых авто в возрасте до двух лет, включая год выпуска — 0,25 МРП (662,75 тенге), от двух до трех лет, включая год выпуска, — 50 МРП (132 550 тенге) и старше трех лет, включая год выпуска, — 500 МРП (1 325 500 тенге).

Для грузовиков и автобусов коэффициенты и оплата будут выше, для электромобилей — ниже.

Техпаспорт в Казахстане оформляется за 1,25 МРП и стоит 3 313,75 тенге.

Обычный госномер или два дубликата — 2,8 МРП, или 7 422,8 тенге. Один дубликат — половину стоимости.

Сумма налога за старые легковые авто и новые легковушки (с объемом двигателя до 3 литров) все также составляет от одного до 117 МРП. В пересчете на тенге с 1 января 2020 года он равен от 2 651 до 310 167 тенге.

Для легковых автомобилей с объемом двигателя свыше 3 000 кубических сантиметров, произведенных в Казахстане после 31 декабря 2013 года или ввезенных на территорию РК после этой же даты, налог в текущем году составит от 92 785 до 530 200 тенге плюс 7 тенге за каждую единицу превышения объема.

Ранее стало известно, что находящиеся в Казахстане больше года армянские и кыргызские автомобили окажутся вне закона. Отмечалось, что в ближайшее время полицейские начнут выдворять из страны машины с «чужими» номерами. В этой связи в МВД в январе 2020 года призвали казахстанцев зарегистрировать авто, стоящие на учете за пределами страны. По данным ведомства, в страну ввезено более 170 тысяч транспорта, зарегистрированного в Армении, Кыргызстане, Беларуси и России. За 2019 год такие машины в Казахстане нарушили ПДД более 90 тысяч раз. Сумма штрафов составила более 1,1 миллиарда тенге.

Между тем, МВД РК готово проконсультировать всех желающих по вопросам регистрации иностранного автотранспорта — 17 и 18 января на территории Казахстана проходит очередная республиканская акция «Приемная на дороге» с запуском «прямой линии» для разъяснения вопросов по регистрации автотранспорта, приобретенного гражданами Казахстана за рубежом и ввезенного на территорию нашей страны.

Казахстанцев консультируют сотрудники Комитета административной полиции по телефонам:

  • 8 (7172) 71 58 21, 71 58 39, 71 58 04, 71 58 06, 71 58 62 (с 09:00 до 19:00 ч., кроме выходных).

Актобе, Актау, Жанаозен: митинги возмущенных владельцев авто с иностранными номерами вспыхнули в Казахстане

Нефть била фонтаном. Подробности аварии на объекте «КазТрансОйл»

Булат Бакауов все же арестован

Будущие судьи Казахстана выпивали и отжигали на практике в Германии

Все 100% населения могут получить возможность использования пенсионных взносов на покупку жилья

Нужна полная реформа пенсионной и жилищной системы — Олжас Худайбергенов

Бобер-циркач помочился на зрителей во время выступления

Казахстан неблагополучен: уровень социального прогресса ниже среднего по миру

19.06.2020 1 521

Правительство Казахстана приняло законодательные изменения, выравнивающие условия взимания утилизационного сбора на самоходную сельхозтехнику для производителей стран Евразийского экономического союза и третьих государств, передаёт ИА «АгроИнфо» со ссылкой на PR-службу Ассоциации «Росспецмаш».

Утилизационный сбор на автомобили регулирует Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В соответствии с законодательством утилизационный сбор – это уплата денежных средств в бюджет Российской Федерации, направленная в будущем на утилизацию транспортного средства. Таким образом, благодаря утилизационным мероприятиям, проведённым по всем правилам, есть возможность обеспечить сохранность здоровья населения, экологическое благополучие окружающей среды.

Обязанность по уплате утилизационного взноса возлагается как на физические, так и на юридические лица, которые:

  • осуществили ввоз автомобиля на территорию Российской Федерации;
  • производят автомобили на территории Российской Федерации;
  • приобрели автомобиль у лиц, не уплативших ранее утилизационный сбор в связи с соответствием п.6 ст.24.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ или в связи с нарушением законодательства, регулирующего уплату утилизационного сбора.

Пример 1. Гайкин Г.Г. приобрёл автомобиль, принадлежащий супруге сотрудника дипломатического представительства Германии. Автомобиль был ввезён в Российскую Федерацию с территории Германии годом ранее. Гайкину Г.Г. придётся произвести уплату утилизационного взноса.

Пример 2. Гайкин Г.Г. осуществляет ввоз автомобиля на территорию Российской Федерации из Японии. В данном случае на Гайкина Г.Г. будет возложена обязанность по уплате утилизационного взноса.

С 1 января 2016 года в Республике Казахстан действует принцип расширенных обязательств производителей (импортеров) − РОП.

Обязательства РОП распространяются в отношении продукции, включенной в перечень, утверждаемый уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

В перечень входят автотранспортные средства и автокомпоненты – шины, аккумуляторы, масла и жидкости.

Таким образом, утилизационный сбор обязаны платить автопроизводители, официальные импортеры и частные лица, желающие ввезти автомобили в Казахстан.

Оплата утильсбора осуществляется до первичной постановки техники на учет.

Размер утильсбора высчитывается исходя коэффициента, применяемого к базовой ставке утилизационного сбора в отношении различных видов транспортных средств.

Базовая ставка составляет 50 месячных расчетных показателей (МРП). В 2020 году 1 МРП равен 2 651 тенге.

Таким образом, размер базовой ставки в 2020 году – 132 550 тенге (351 доллар).

Минимальный утильсбор – для автомобилей с электродвигателями, за исключением гибридных. К ним применяется коэффициент 3, размер утильсбора равен 397 650 тенге, или 1 055 долларов.

Для прочих легковых автомобилей рассчитывается исходя из объема двигателя:

  • до 1 000 куб. см — коэффициент 3 – 397 650 тенге (1 055 долларов);
  • от 1 001 до 2 000 куб. см — коэффициент 7 — 927 850 тенге, или 2 463 доллара;
  • от 2 001 куб. см до 3 000 куб. см — коэффициент 10 — 1 325 500 тенге, или 3 519 долларов;
  • свыше 3 001 куб. см — коэффициент 23 — 3 048 650 тенге, или 8 095 долларов.

Для начала – немного информации для размышления. В соответствии с утверждёнными Правительством РК правилами от 27 января 2015 года, на первом этапе «расширенных обязательств» утилизационный сбор будет взиматься со всех видов продукции автомобильной промышленности. Причём как той, что производится внутри страны, так и той, что ввозится из-за рубежа всевозможными дистрибьюторами и дилерами, а также частными предпринимателями и рядовыми гражданами.

Речь идёт не только об автомобилях, но и об аккумуляторах, шинах, покрышках, моторных маслах, тормозных жидкостях, антифризах и так далее. При этом, судя по информации официального сайта ТОО «Оператор РОП», сумма утилизационного сбора, например за колёсные диски или шины, пока ещё не определена. Чего не скажешь о непосредственно автомобилях.

Утилизационный сбор на автомобили в казахстане 2021

В этой связи редакция informburo.kz задала руководству ТОО «Оператор РОП» вопрос о согласовании утилизационного сбора в Казахстане с аналогичными платежами в России и Беларуси, при этом обратив внимание, что за новый 2-литровый автомобиль там размер этого сбора ниже, чем у нас. Ответ пришёл следующий, цитируем дословно: «При разработке документа (по РОП. – Авт.) учитывался международный опыт. Методика расчёта в Казахстане, России, Беларуси – единая, разница лишь в размерах базовой ставки. С транспортных средств, подпадающих под действие принципа РОП, выплачивается утилизационный сбор согласно утверждённой методике расчёта. Данная формула применима как для завезённых автомобилей из стран-партнёров Евразийского экономического союза, так и для ТС ввезённых на территорию Казахстана из государств не входящих в ЕАЭС. Условия одинаковы для всех».

Надо заметить, что главной целью Правительства, принявшего решение о начале взимания утилизационного сбора, является не столько поддержка казахстанских автопроизводителей, сколько создание за счёт поступивших в ТОО «Оператор РОП» средств современных предприятий, способных утилизировать и автотранспортные средства, и твёрдые бытовые отходы. Предполагается, что такие перерабатывающие производства появятся уже в 2017 году. При этом в соответствии с намеченными планами они должны будут перерабатывать до 80% всех сданных в утиль автомобилей.

Естественно, что у редакции informburo.kz тут же возник вопрос: а есть ли что-либо похожее в Казахстане в настоящий момент? Оказалось, что таких предприятий в стране пока не наблюдается. «В настоящий момент в Казахстане отсутствует должная инфраструктура для утилизации автотранспортных средств. Нельзя, конечно сказать, что утилизацией транспортных средств никто не занимается, в нашей стране есть компании, которые осуществляют разбор и переработку отдельных частей автомобилей и моторных масел, но утилизации, соответствующей международным стандартам, нет», – пояснили в ТОО «Оператор РОП».

Кстати, есть у главной рециклинговой компании Казахстана и идеальная схема переработки автомобилей, которая, по убеждению её руководителей, заработает уже в ближайшее время. Выглядит она, отметили в ТОО «Оператор РОП», следующим образом: «Автомобиль поступает на утилизационный завод (своим ходом или привозится), проводится его взвешивание и проходит проверка радиационного фона при помощи специальных приборов. Затем происходит удаление опасных жидкостей, аккумуляторной батареи и автопокрышек, резиновых изделий (коврики), топливного бака. При помощи специальных насосов (или методом слива, кроме хладагентов в кондиционере) удаляют остатки топлива (бензин или дизельное топливо) моторное масло, масло из мостов, антифриз, антиобледенительную жидкость. Снимаются запасные части, пригодные для продажи, и пластиковые бамперы. В шредере происходит сепарация системой автоматической сортировки цветных металлов. После шредирования чёрный металл собирается и загружается на площадку хранения или сразу отправляется на переплавку на сталелитейный завод. Остатки цветного металла, пластика, ткани, стекла поступают на линию автоматической сортировки. Отобранный цветной металл загружается на площадку хранения или сразу отправляется на переработку. Завершающей стадией является «захоронение» деталей ТС, не подлежащих утилизации и переработке».

С 1 января 2016 года в Республике Казахстан действует принцип расширенных обязательств производителей (импортеров) − РОП.
Обязательства РОП распространяются в отношении продукции, включенной в перечень, утверждаемый уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
В перечень входят автотранспортные средства и автокомпоненты – шины, аккумуляторы, масла и жидкости.
Таким образом, утилизационный сбор обязаны платить автопроизводители, официальные импортеры и частные лица, желающие ввезти автомобили в Казахстан.
Оплата утильсбора осуществляется до первичной постановки техники на учет.

Ставки утилизационного сбора в Казахстане 2021

Минимальный утильсбор – для автомобилей с электродвигателями, за исключением гибридных. К ним применяется коэффициент 3, размер утильсбора равен 397 650 тенге, или 1 055 долларов.
Для прочих легковых автомобилей рассчитывается, исходя из объема двигателя:

  • до 1 000 куб. см — коэффициент 3 – 397 650 тенге (1 055 долларов);
  • от 1 001 до 2 000 куб. см — коэффициент 7 — 927 850 тенге, или 2 463 доллара;
  • от 2 001 куб. см до 3 000 куб. см — коэффициент 10 — 1 325 500 тенге, или 3 519 долларов;
  • свыше 3 001 куб. см — коэффициент 23 — 3 048 650 тенге, или 8 095 долларов.

Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам. В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе — запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Мы хотим зависеть только от вас — тех, кто хочет знать правду, тех, кто не боится быть свободным. Помогите нам рассказать вам правду.

Пожалуйста, поддержите нас своим вкладом в независимую журналистику!

Февраль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29

С 1 января 2016 года в Республике Казахстан действует принцип расширенных обязательств производителей (импортеров) − РОП.

Обязательства РОП распространяются в отношении продукции, включенной в перечень, утверждаемый уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

В перечень входят автотранспортные средства и автокомпоненты – шины, аккумуляторы, масла и жидкости.

Таким образом, утилизационный сбор обязаны платить автопроизводители, официальные импортеры и частные лица, желающие ввезти автомобили в Казахстан.

Оплата утильсбора осуществляется до первичной постановки техники на учет.

Утилизационный сбор в казахстане 2021 расчет

Минимальный утильсбор – для автомобилей с электродвигателями, за исключением гибридных. К ним применяется коэффициент 3, размер утильсбора равен 397 650 тенге, или 1 055 долларов.

Для прочих легковых автомобилей рассчитывается, исходя из объема двигателя:

  • до 1 000 куб. см — коэффициент 3 – 397 650 тенге (1 055 долларов);
  • от 1 001 до 2 000 куб. см — коэффициент 7 — 927 850 тенге, или 2 463 доллара;
  • от 2 001 куб. см до 3 000 куб. см — коэффициент 10 — 1 325 500 тенге, или 3 519 долларов;
  • свыше 3 001 куб. см — коэффициент 23 — 3 048 650 тенге, или 8 095 долларов.

Введены жесткие ограничения на авто из Армении и Кыргызстана

Предложение выдвинул президент Союза международных автомобильных перевозчиков Казахстана (КазАТО) Махсат САКТАГАНОВ, передает LS.

По его словам, нужно до конца 2025 года освободить от сбора за первичную регистрацию седельных тягачей с годом выпуска до семи лет включительно, приобретаемых для международной перевозки и отвечающих экологическому классу евро-5 и выше.

Ажиотаж вокруг автомобилей с иностранными номерами, принадлежащими казахстанцам, в первую очередь связан с большими тратами на растаможку и регистрацию прибывших из-за рубежа машин. Журналисты редакции Нурфин сравнили суммы сборов и цены на автомобили в Казахстане.
Иллюстративное фото: NUR.KZ/Петр Карандашов: UGC

При регистрации автомобиля в Казахстане может понадобиться толстая папка с документами и множество квитанций об оплате. Ниже мы постарались собрать информацию об основных, самых крупных платежах, которые необходимо будет внести при растаможке автомобиля.

Этот показатель может доходить до 17% в зависимости от года производства и объема двигателя автомобиля. Самый низкий процент на данный момент удерживают при ввозе машин на электротяге – 2%.

Процент рассчитывается исходя из таможенной стоимости автомобиля, которая состоит из цены за авто, цены за доставку авто и сбора за декларирование товара. Последняя выплата на данный момент составляет около 20 000 тенге.

Покупка машины в государствах ЕАЭС, к примеру в Армении, ввиду простоты и дешевизны процедуры, сегодня привлекает многих наших соотечественников. Но лавочка вскоре может закрыться: подобные авто в Казахстане обещают как минимум начать регистрировать, как максимум — заставлять покупателей уплачивать разницу в таможенных пошлинах, а также другие сопутствующие платежи и сборы. Когда и какие изменения примут (и примут ли их вообще) отечественные законотворцы, пока сказать сложно. Но нужно быть готовым к тому, что разница между стоимостью ввоза армянской проходной машины и той же пригнанной, к примеру, из США может свестись к нулю.

С помощью калькулятора растаможивания авто вы рассчитаете сумму таможенных платежей, необходимую для таможенного оформления легкового автомобиля или иного ТС из-за границы в 2021 году в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (ЕАЭС), в который на данный момент входит Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Армения. Помимо перечисленных стран, в РФ популярен ввоз машин из Грузии, Абхазии, Украины, Германии и других государств Европы, США, Японии, Узбекистана, ОАЭ, Финляндии, Южной Кореи.

На российский автомобиль обязательно оформляется страховка: полицейские в Казахстане останавливают часто, и за отсутствие этого документа путешественнику грозит штраф.

Страховку можно оформить практически после каждого погранперехода. Стоимость страховки не зависит от количества водителей. Средняя цена страховки – 2400 рублей.

Оформлять страховку можно:

  • на 2 недели;
  • на 1 месяц.

В тех же будках, где оформляется страховка, продаются сим-карты РК. «Симка» оформляется на паспорт и действует в течение месяца.

На въезде можно поменять хотя бы часть наличных: обмен валют в Казахстане осуществляется в банках, которые не работают в выходные.

Банковские карты принимают только в крупных городах.

Чтобы поехать в Казахстан на автомобиле достаточно наличие российских прав. Но при себе можно иметь и международные права.

Этот документ оформляется на Госуслугах, и стоит 1100-1200 р.

Для въезда вместе с детьми на границе предъявляются следующие документы:

  • паспорт ребёнка;
  • разрешение на вывоз несовершеннолетнего за границу.
  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *