Возмещение ущерба ДТП за границей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение ущерба ДТП за границей». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Иногда за компенсацией можно обратиться к корреспонденту (представителю) иностранной страховой компании на территории России. О таком варианте нелишне осведомиться при первичном телефонном обращении. В то же время данная возможность не всегда удобна.

Например, автомобиль может быть слишком сильно повреждён для дальнейшего передвижения. При этом европейские страховые компании нередко готовы компенсировать затраты на ремонт «на месте». В целом же сумма выплаты определяется в основном одним из трёх способов:

  • Оценка затрат на восстановление машины экспертом или специализированной организацией.
  • Оплата счетов авторемонтного предприятия по месту ДТП.
  • «Договорная» выплата – если сумма, предложенная страховщиком без оценки, устраивает потерпевшего.

Точный перечень документов лучше уточнять предварительно. Обычно он не сильно отличается от привычного для россиян перечня:

  • Документы на автомобиль. Обычно это свидетельство о регистрации транспортного средства.
  • Удостоверение личности. Как правило, заграничный паспорт.
  • Водительское удостоверение человека, находившегося за рулём в момент ДТП.
  • Документы полиции или иных служб. Однако полиция в Европе не оформляет небольшие аварии, а подтверждающие документы нередко предоставляет только по запросу страховой компании. В таких случаях данный пункт не актуален.
  • При ДТП: извещение о ДТП европейского образца. Данный документ в целом похож на российский аналог. Кстати, виновник ДТП обязан направить свой экземпляр Извещения в свою компанию.
  • Диагностическая карта (требуется далеко не во всех случаях).
  • Банковские реквизиты. Как правило, открыть счёт в евро проще, чем ездить ещё раз за границу для получения выплаты наличными. Пункт не актуален, если ремонт осуществляется в полном объёме за счёт страховой компании.
  • Документы, подтверждающие восстановительные расходы. Бумаги могут содержать как фактическую сумму (по факту ремонта), так и оценочную (исходя из анализа повреждений). Сюда же можно отнести документы о дополнительных расходах, например, по эвакуация и так далее.

Зачастую многие вопросы удаётся решить по электронной почте или факсу. Без оригиналов документов, конечно, вряд ли обойтись, но иногда их электронные версии могут ускорить процесс урегулирования. Сроки выплат обычно варьируются от нескольких дней до двух-трёх месяцев.

Как получить компенсацию при ДТП в Европе?

При ДТП важно получить информацию о страховках ответственности других участников происшествия. Это позволит страховщику КАСКО требовать компенсацию с компании виновника. Даже если виновником является застрахованный по КАСКО, его страховая компания формально может обжаловать данный факт.

Специфика действий потерпевшего во многом зависит от особенностей страхового продукта. Например, иногда страховщики работают по «европейским» убыткам через специализированных партнёров.

Такие организации могут оказывать телефонную поддержку на русском языке, а также организовывать техническую помощь за рубежом. Кроме того, встречаются отдельные документы, прописывающие шаги при страховом случае в иностранных государствах (например, специальное приложение к страховому договору).

Условия урегулирования страховых случаев за рубежом имеют свои особенности:

  • Ограничение компенсации расходов на эвакуатор (например, 3 000 евро).
  • Позиция об осуществлении утилизации или эвакуации машины за счёт клиента при тотальной гибели (обычно при стоимости ремонта свыше 70-75%).
  • Обязанность клиента за свой счёт организовать экспертизу повреждений в «местной» экспертной организации с последующим возмещением расходов при страховой выплате.
  • Обязанность клиента перевести на русский язык предоставляемые документы без последующей компенсации соответствующих расходов.
  • Право клиента на организацию «необходимого ремонта» – минимально необходимое восстановление авто, обеспечивающее возможность передвижения до территории РФ.
  • Увеличенные сроки рассмотрения «зарубежного» убытка.

У разных компаний свой перечень подобных нюансов. Некоторые страховые организации и вовсе за рубежом платят только за «ущерб» (то есть без «угона»).

Так или иначе, любые мероприятия стоит согласовывать со страховой компанией и сверять с позициями договора КАСКО. В зависимости от законодательства страны происшествия в требования полиса могут вынужденно вноситься коррективы. Важно, чтобы соответствующие указания при этом исходили от страховой компании.

Выплаты в случаи ДТП в Европе положены каждому лицу, получившему травмы в результате этого ДТП, если он не является причиной этой аварии. Страховая компания обязана выплатить возмещение пострадавшему, а также его семье, если в результате аварии участник ДТП погиб.

Выплата участнику ДТП в Европе положена:

  • Шоферу не виновного авто.
  • Всем пассажирам, в том числе пассажирам виновного авто.
  • Пешеходам или велосипедистам.
  • Выплату можно получить даже, когда виновный скрылся с места аварии, или не имел действующего полиса гражданской ответственности.

Для лица, получившего травму в результате ДТП мы можем возмещать средства за:

  • Выплаты за полученный вред для жизни и здоровья.
  • Выплаты за лечение.
  • Выплаты за реабилитацию.
  • Возмещение за дополнительную опеку.
  • Возмещение проезда в больницу.
  • Возмещение за адаптацию места жительства к инвалидной коляске.
  • Выплаты за получение другой профессии, в случае необходимости.
  • Ежемесячная пенсия для выравнивания разницы между заработной платой до аварии и после аварии.
  • Возмещения на возросшие потребности.
  • Возмещения утраченного заработка, вызванное временной потерей трудоспособности.

Выплаты участникам дтп в Европе

Украина: +38-063-75-27-444

Россия: +79-63-750-20-75

Беларусь: +37-52-988-099-00

Молдова: +37-37-944-44-62

Казахстан: WhatsApp +38-097-482-04-48

Польша: +48-60-116-77-70

Чехия: +42-077-840-16-53

Италия: +39-329-049-65-43

Что делать при ДТП водителей обучают еще в автошколах. Порядок действий при ДТП за границей точно такой же.

В обязательном порядке нужно включить аварийную сигнализацию и выставить предупредительные знаки, если имеются пострадавшие, нужно немедленно вызвать скорую и оказать людям первую помощь.

Также желательно записать номера телефонов очевидцев, которые были на месте ДТП.

Чтобы зафиксировать, как все было изначально, место ДТП следует сфотографировать. В кадр должно попасть место ДТП, участники, а также повреждения на авто. Еще не помешает сделать фотографию полиса второго участника ДТП.

Никогда не следует подписывать тех документов, суть которых невозможно понять. Лучше всего дождаться приезда полиции и обратиться к ним за разъяснением. Все полученные документы следует бережно хранить.

Самое главное в этом деле соблюдать спокойствие ну и, конечно же, в первую очередь нужно вызывать полицию. Когда полиция прибудет на место, она выяснит причину ДТП, установит виновных, перепишет данные полисов, а также оформит протокол аварии.

В таком протоколе будут описываться типы повреждений автомобиля и обстоятельства инцидента. Как правило, протокол составляется на двух языках, это английская версия, а также на языке страны, из которой человек попал в ДТП.

Копию протокола на английском языке нужно всегда брать с собой. Для того чтобы получить компенсацию, необходимо будет предоставить именно этот протокол.

В летний период многие отправляются в отпуск в другие страны на своих автомобилях. Поэтому часто возникает вопрос: что делать при дтп за границей без международных прав? Нужно знать, что российские права за рубежом не действительны, так как все данные в водительском удостоверении должны быть пронумерованы и продублированы латиницей, например, имя, фамилия, дата выдачи, длительность действия и другие. Но в тех странах, которые подписали Венскую конвенцию, российские права могут действовать в течение переходного срока для приведения национального удостоверения в соответствие с новыми правилами. Во всех других странах понадобится МВУ.

В России ответственность водителя застрахована полисом ОСАГО. Но полис действует лишь на территории РФ, и не касается стран зарубежья. С 1949-го в мире функционирует международная программа “Зеленая карта”. Она альтернативой полису ОСАГО, но используется не только внутри страны, но и по всему миру. “Зеленая карта” доступна для 46 государств Европейского союза, Африки и Азии. С 2009-го “Зеленая карта” может использоваться и в РФ.

“Зеленая карта” оформляется на территории государства, где авто зарегистрировано, но действует везде, где доступна данная программа. Т.е. оформляется она еще до выезда за рубеж.

Если водитель попал в ДТП за границей, и у него оформлен полис, порядок действий не отличается от описанного выше. Водителю нужно вызвать полицию, оказать помощь пострадавшим, тщательно зафиксировать все детали аварии, собрать данные участников, оформить “Accident statement” и записать номера ТС.

После этого, нужно потребовать у участников аварии их копии “Зеленой карты” или номера полисов, а также предоставить им свою копию карты, или ее номер.

Обязательно: Нужно не откладывая, не покидая место аварии, и как можно раньше, уведомить отделение бюро “Зеленой карты” о том что произошла авария. (Телефон горячей линии службы вписан на обратной стороне полиса)

Следует получить от полиции документы о ДТП, в которых будет отражено:

  1. Место аварии
  2. Обстоятельства аварии
  3. Предварительный характер поврежедений
  4. Данные всех участников ДТП

Также необходимо уведомить о происшествии страховую компанию, которая выдала полис.

Важно: Наличие “Зеленой карты” также обязывает участников ДТП подтверждать расходы. Т.е. вам необходимо собрать все чеки, которые подтверждают затраты

Что делать при ДТП за границей в другой стране

При наличии “Зеленой карты”, пострадавшая сторона обращается за возмещением к национальному бюро “Зеленая карта” той страны, где произошла авария.

Местный филиал бюро передает данные страховой, которая является ответственной за урегулирование на территории РФ.

Даже если на территории РФ нет страховой компании, ответственной за урегулирование, бюро “Green Card” самостоятельно возмещает убыток. Таким образом, процесс урегулирование происходит без участия пострадавшей стороны.

Вышеописанные примеры подходят для ситуаций, когда водитель попадает в дтп в чужой стране на личном автомобиле. Но что делать. если авария произошла на арендованной машине? Ответ на этот вопрос достаточно простой.

Если вы арендовали прокатное авто на территории страны, где действует полис “Зеленая карта”, то у транспортного средства есть страховка, независимо от того, кто за рулем — иностранец или местный житель.

Т.е. действия водителя. в этом случае аналогичны описанным выше.

Если полиса нет, следует открыть договор об аренде, и посмотреть описанную там инструкцию. Договор об аренде авто всегда содержит пункты, касающиеся аварий. Эти требования следует внимательно изучить до того, как садиться за руль. Т.е. в ряде случаев, компании самостоятельно возмещают ущерб, но лишь в случаях, когда клиент не покинул место аварии, не перемещал машину с места после совершения ДТП и т.д.

Прежде чем отправиться в дорогу, осуществите несколько необходимых действий.

1. Оформите грин-карту на свой автомобиль. Она станет аналогом российской страховки, и именно ее предстоит предъявлять сотрудникам зарубежной дорожной полиции. Запаситесь бланками извещения о ДТП Accident statement.

2. Закачайте в свой навигатор карту дорог страны, в которую направляетесь. Если навигатора в машине нет, хотя бы купите бумажную русскоязычную карту.

3. Изучите особенности правил дорожного движения в стране, которая является целью путешествия, и тех, через которые предстоит проехать транзитом. Особое внимание обратите на штрафы.

4. Пакуя чемоданы, не забудьте укомплектовать автомобиль всем необходимым. В набор должны войти не только аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки, но и такие предметы, как запасное колесо, домкрат, насос, комплект лампочек для фар, а также ремнабор для той части «железного коня», которая чаще всего ломается.

Для 47 стран существует международная система автомобильного страхования «Зеленая карта» — обязательное страхование для автовладельцев, которые выезжают за пределы территории Украины на своем автомобиле. Без этого полиса пограничники вас просто не выпустят из страны. Собственно, именно «Зеленая карта» обеспечивает выплату вам страхового возмещения, независимо от того, кто является виновником ДТП.

В каждой стране, где действует система «Зеленая карта», существует национальное бюро (у нас это — МТСБУ или Моторно-транспортное страховое бюро Украины), которое координирует деятельность национальных страховщиков в области страхования гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный в результате ДТП.

Чтобы оформить сертификат или в страховой компании или во время пересечения границы, соберите такие документы:

  • технический паспорт на автомобиль;
  • паспорт гражданина Украины;
  • идентификационный код (для физических лиц)/ код ОКПО (для юридических лиц);
  • заявление.

Стоимость «Зеленой карты» зависит от срока (от 15 дней до 1 года) и от группы стран, которые вы планируете посетить.

При этом стоит быть внимательным и остерегаться мошенников, которые могут или оформить карту на ненастоящих бланках или внести в нее недостоверную информацию (например, в вашем экземпляре указать один срок действия, а в своем – совсем другой).

«В обоих случаях вы будете лишены защиты в случае ДТП. Вы можете проверить действие полиса, осуществив запрос к Централизованной базы данных МТСБУ», — замечает Татьяна Журавель.

В общем, схема действий участников ДТП за рубежом принципиально не отличается от украинской, но имеет свои нюансы.

Общий порядок действий будет такой же, как и в предыдущем случае, но с большими проблемами для автомобилиста. В данной ситуации нельзя будет обойтись без привлечения полиции и решить дело мирным путем, договорившись с другим водителем. Об аварии обязательно следует сообщить в пункт проката, где скажут, что делать с автомобилем. Большие фирмы имеют собственные эвакуаторы как раз для таких случаев, некоторые имеют договорные отношения с автосервисами и заказывают эвакуатор оттуда, а какие-то «повесят» разрешение проблем на автомобилиста.

Скорее всего, сотрудники проката попросят официальную справку о случившемся ДТП, поэтому ее сразу необходимо попросить у представителя власти.

Иногда за компенсацией можно обратиться к корреспонденту (представителю) иностранной страховой компании на территории России. О таком варианте нелишне осведомиться при первичном телефонном обращении. В то же время данная возможность не всегда удобна.

Например, автомобиль может быть слишком сильно повреждён для дальнейшего передвижения. При этом европейские страховые компании нередко готовы компенсировать затраты на ремонт «на месте». В целом же сумма выплаты определяется в основном одним из трёх способов:

  • Оценка затрат на восстановление машины экспертом или специализированной организацией.
  • Оплата счетов авторемонтного предприятия по месту ДТП.
  • «Договорная» выплата – если сумма, предложенная страховщиком без оценки, устраивает потерпевшего.

Точный перечень документов лучше уточнять предварительно. Обычно он не сильно отличается от привычного для россиян перечня:

  • Документы на автомобиль. Обычно это свидетельство о регистрации транспортного средства.
  • Удостоверение личности. Как правило, заграничный паспорт.
  • Водительское удостоверение человека, находившегося за рулём в момент ДТП.
  • Документы полиции или иных служб. Однако полиция в Европе не оформляет небольшие аварии, а подтверждающие документы нередко предоставляет только по запросу страховой компании. В таких случаях данный пункт не актуален.
  • При ДТП: извещение о ДТП европейского образца. Данный документ в целом похож на российский аналог. Кстати, виновник ДТП обязан направить свой экземпляр Извещения в свою компанию.
  • Диагностическая карта (требуется далеко не во всех случаях).
  • Банковские реквизиты. Как правило, открыть счёт в евро проще, чем ездить ещё раз за границу для получения выплаты наличными. Пункт не актуален, если ремонт осуществляется в полном объёме за счёт страховой компании.
  • Документы, подтверждающие восстановительные расходы. Бумаги могут содержать как фактическую сумму (по факту ремонта), так и оценочную (исходя из анализа повреждений). Сюда же можно отнести документы о дополнительных расходах, например, по эвакуация и так далее.

Зачастую многие вопросы удаётся решить по электронной почте или факсу. Без оригиналов документов, конечно, вряд ли обойтись, но иногда их электронные версии могут ускорить процесс урегулирования. Сроки выплат обычно варьируются от нескольких дней до двух-трёх месяцев.

Во время путешествия за границу на своем автомобиле нужно знать, что страховые полисы ОСАГО и КАСКО могут действовать только на территории России. Поэтому, если машина имеет страховку КАСКО, лучше доплатить за ее интернациональную версию в соответствии с тарифами страховой компании. Вместо ОСАГО в странах Евросоюза применяется «Зелёная карта», которая дает возможность свободно перемещаться. Таким образом, если случилось дтп за границей КАСКО может помочь, но только если действие данного договора страхования распространяется на другие страны.

Важно! Расширение полиса КАСКО невозможно без оформления его российского варианта, который нужно купить в обязательном порядке.

При краткосрочных выездах за границу можно приобрести временное расширение к полису КАСКО. Срок действия такого полиса может составлять как несколько дней, так и несколько месяцев. Чтобы рассчитать его стоимость следует обратиться в страховую компанию.

Водители в разных странах практически ни чем отличаются, это касается и дорожных аварий. Если ДТП обошлось без жертв, а виновник готов возместить пострадавшему ущерб, то полицию можно нет вызывать и участники столкновения вправе найти приемлемый для обеих сторон компромисс.

Но если у водителей не получится договориться или есть пострадавшие, то полицию надо вызывать обязательно. Автомобилист должен быть готов к тому, что стражи правопорядка «автоматом» встанут на сторону соотечественника. Отнестись к такому повороту надо будет с пониманием и вести себя подобающим образом, т.е., ни конфликтовать, ни возлагать на себя чужую вину, четко поведать о происшедшем, уважительно общаться с представителем власти и не подписывать под давлением никаких документов.

Пока не приехала полиции водителю желательно самому сфотографировать или заснять на видеокамеру место аварии и повреждения на машина. Может статься, что что-то из снятого впоследствии может пригодиться при разбирательстве.

Даже те, кто не виноват в аварии, рискуют не получить компенсацию за весь ущерб. Как можно предотвратить негативные последствия автомобильной аварии за рубежом?

Совет 1. Зеленая карта страхования

Зеленая карта страхования ответственности водителей (Grüne Versicherungskarte) доказывает, что автомобиль застрахован. На самом деле, в большинстве государствах ЕС больше не требуется наличие этой страховки в бумажном виде. Номерной знак автомобиля признается доказательством наличия страховки. Тем не менее, желательно иметь документ, подтверждающий страхование автомобиля, так как в нем внесены все актуальные данные об автомобиле и страховой компании. После аварии в некоторых странах все еще просят грин-карту.

Кстати, Зеленая карта в этом году перестала быть зеленой. Теперь ее можно распечатать самостоятельно на обычной белой бумаге. Поэтому не стоит удивляться, если ваш страховщик предложит прислать ее вам на электронную почту в виде файла PDF.

Эксперты рекомендуют иметь в бардачке при заграничной поездке бланк европейского протокола для оформления аварии (Europäischer Unfallbericht). Двуязычный шаблон стандартизирован на международном уровне и упрощает регистрацию повреждений в случае автомобильной аварии. Рекомендуется взять с собой не менее двух экземпляров, так как иногда в аварию вовлечены несколько человек.

Авария практически всегда обходится дорого. Высокие расходы могут возникнуть, например, при буксировке и ремонте автомобиля, необходимой аренде автомобиля или необходимой репатриации в Германию.

Защита от повреждений за границей (Auslandsschadenschutz) предлагает дополнительную безопасность. Автомобилисты могут включить эту защиту в свое страхование автогражданской ответственности (Kfz-Haftpflichtversicherung).
Тем, у кого есть дополнительная защита, не нужно будет иметь дело с иностранным страховщиком другой стороны, вовлеченной в аварию, кропотливо обеспечивать соблюдение своих требований и, возможно, ждать месяцами или даже годами своих денег.

Вместо этого вмешивается местный страховщик. Он регулирует ущерб, как если бы он произошел в Германии.

Таким образом могут быть заявлены все претензии, на которые потерпевшая сторона имеет право согласно немецким стандартам. Они включают, например, компенсацию за боль и страдания (Schmerzensgeld), амортизацию, потерю использования или аренду автомобиля. Могут быть предоставлены дополнительные расходы, такие как перевод полицейского протокола, гонорар эксперта или смета на ремонт.

Международная защита от ущерба в основном распространяется на всю Европу и стоит от 10 до 20 евро в год.

  1. Зафиксировать место аварии (аварийная сигнализация, аварийный жилет, предупреждающий треугольник);
  2. Помощь раненых и предупредить службу спасения (общеевропейский номер: 112);
  3. Проинформировать полицию в случае травм и высокого уровня повреждения имущества;
  4. Записать данные свидетелей: их имя, адрес и номер телефона;
  5. Зафиксировать на фото или видео место ДТП;
  6. Заполнить европротокол при небольших повреждениях;
  7. Сообщить о ДТП в страховую компанию

Checking your browser before accessing the website.

Представляет собой повреждение или лишение имущества, а также других благ, выраженное в денежном исчислении. Речь идет не только о транспортном средстве, но и перевозимых грузах или другой собственности, которая находилась в автомобиле в момент аварии.

Главное, что нужно помнить – материальный ущерб относится к страховым, поэтому возмещается в рамках обязательного и добровольного страхования. Материальный ущерб делится на три вида:

  • непосредственный вред имуществу потерпевшей стороны;
  • затраты, которые предстоят и связаны с восстановлением или ремонтом имущества;
  • упущенная прибыль, которая могла быть получена при дальнейшей эксплуатации вышедшего из строя имущества.

Возмещение материального ущерба в рамках обязательного страхования по ОСАГО предусматривает получение до 400 тыс. руб. Выплата осуществляется страховой компанией, которая выдала полис владельцу автомобиля, ставшего причиной ДТП.

Сумма выплаты со стороны страховой компании может быть увеличена при оформлении полиса КАСКО. Если ущерб превышает покрытие по страховке пострадавшей стороне придется обращаться в суд.

Название этой разновидности ущерба при ДТП не требует дополнительных комментариев и пояснений. В рамках страхового покрытия по ОСАГО возможна выплата до полумиллиона рублей. Конкретная сумма определяется в зависимости от тяжести нанесенного вреда по правилам, принятым конкретной страховой компанией.

Если речь идет о тяжком увечье, допускается возмещение ущерба в более серьезном размере. Но для этого потребуется обращение в суд и соответствующий вердикт судьи. Судебное решение потребуется и в том случае, если у виновной стороны отсутствует страховка.

Под моральным вредом обычно понимается ущерб, полученный в результате нравственных переживаний, связанных с ДТП. Примерами подобных ситуаций выступают: потеря в аварии родственника, физическая боль от полученных повреждений, временная нетрудоспособность и т.д.

Вопрос о возмещении потерпевшей виде морального вреда, полученного в результате ДТП, считается самым сложным. В подавляющем большинстве случаев его решением занимается суд, так как страховые компании предпочитают не брать на себя ответственность и не включают этот вид риска не только в ОСАГО, но и в КАСКО. Вероятность, что заинтересованные стороны договорятся в рамках досудебной процедуры, также не велика.

Большая часть ДТП по своим финансовым последствиям вписывается в рамки ОСАГО, оформленного подавляющим большинством участников дорожного движения. Поэтому проблем с получением компенсации обычно не возникает, так как она исправно выплачивается страховой компанией.

Необходимость возмещения ущерба от ДТП с виновной стороны возникает в следующих ситуациях:

  • величина ущерба превышает максимальную выплату страховой компании;
  • виновная сторона не оформила страховку или полис не является действительным;
  • обстоятельства ДТП не входят в число страховых случаев, предусмотренных полисом ОСАГО или КАСКО. Например, ущерб нанесен не в процессе движения, а во время размещения автомобиля на стоянке;
  • потерпевшая сторона желает взыскать компенсацию за полученный моральный вред.

Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.

Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:

  • ремонт и восстановление транспортного средства;
  • транспортировка машины с места аварии в автосервис;
  • уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
  • все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
  • потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
  • сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.

После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).

За тридевять земель. Что нужно знать в случае ДТП за границей?

Такой вариант решения проблемы на практике встречается нечасто. Тем более – если речь идет о серьезной сумме, необходимой, например, для ремонта дорогостоящей иномарки. Действующее законодательство предусматривает достаточно четкую процедуру досудебного урегулирования проблемы возмещения ущерба. Она предусматривает следующие действия потерпевшей стороны:

  • получение справки из ГИБДД, подтверждающей факт ДТП и виновника аварии;
  • обращение в страховую компанию для подтверждения отказа выплачивать требуемую сумму;
  • проведение оценки размера ущерба, которой занимается независимый эксперт;
  • направление виновной стороне претензии.

Последний документ заслуживает особенно пристального внимания. Он составляется в произвольной форме и включает следующую информацию:

  • сведения о виновной стороне как адресате документа;
  • обстоятельства ДТП;
  • описание сути проблемы, которая заключается в недостаточности компенсации, полученной в рамках страховки;
  • претензия в адрес виновной стороны, включая сумму ущерба;
  • подпись заявителя.

В претензии обязательно указывается не только сумма, которую требуется возместить, но и срок, когда это необходимо сделать. Отсутствие реакции со стороны виновника ДТП означает необходимость переходить на следующую стадию разрешения конфликта – подаче искового заявления в суд.

К претензии прилагается комплект сопутствующих документов, в состав которого входят:

  • акт о наступлении страхового случая;
  • справка из ГИБДД об обстоятельствах ДТП;
  • другие документы, подтверждающие позицию заявителя, например, чеки на ремонт, экспертное заключения независимого оценщика и т.д.

Претензия направляется адресату заказным письмом. Если реакция со стороны виновника отсутствует, целесообразно приступать к процедуре возмещения ущерба при ДТП через суд.

Для понимания сущности категории возмещения ущерба при ДТП необходимо разобраться с термином «ущерб».

Данное понятие законодательно не закреплено.

Вместе с тем, статья 15 Гражданского Кодекса РФ содержит определение термина «убытки».

Под убытками в гражданском законодательстве РФ понимается:

  • реальный ущерб, то есть утрата или повреждение имущества, принадлежащего конкретному лицу (повреждение транспортного средства или иного имущества, собственником которого является потерпевший).

    Например, к реальному ущербу относятся расходы на ремонт транспортного средства (затраты на запасные части и проведение ремонтных работ) и утрата товарной стоимости – УТС. Величина УТС отражает, насколько снизилась стоимость транспортного средства из-за ухудшения внешнего вида и эксплуатационных качеств, вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего за ним ремонтного воздействия.

  • упущенная выгода – совокупность неполученных доходов, которые лицо получило бы, при отсутствии нарушения его права, то есть если бы виновник происшествия не нарушил нормы ПДД РФ.

    Примером неполученных доходов могут быть отнесены убытки, связанные с простоем транспортного средства, используемого в коммерческих целях на ремонте после ДТП, неисполнение ранее заключенных контрактов по перевозке грузов или пассажиров, и т.д.

Возмещение ущерба при ДТП происходит в законодательно установленных рамках обязательств, вытекающих из причинения вреда.

Возмещение вреда, причиненного дорожным происшествием, является мерой гражданско-правовой ответственности лица, виновного лица. Правовой базой, регламентирующей вопросы возмещения вреда, являются Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

Рассмотрим общие основания ответственности за причинение вреда (статья 1064 ГК РФ) и ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (статья 1079 ГК РФ).

Статья 1064 ГК РФ устанавливает общие основания ответственности за причиненный вред.

Статья предусматривает:

  1. Вред, который причинен личности, то есть конкретному индивидууму, а также его имуществу, должен быть возмещен полностью лицом, причинившим его.

    Это правило распространяется также при причинении вреда имуществу юридического лица.

  2. Ответственность за причинение вреда может быть возложена законом на иное лицо, которое не является причинителем вреда.

    Например, закон «Об ОСАГО» возлагает на Страховщика обязанность возмещения вреда, причиненного Страхователем в период действия договора ОСАГО.

    Примером делегированной законом ответственности, является предусмотренная статьей 241 Трудового кодекса РФ ограниченная материальная ответственность работника и установленная статьей 1068 ГК РФ обязанность работодателя возместить вред, причиненный его работником третьим лицам в период исполнения им трудовых обязанностей.

  3. Ответственность наступает только за виновное причинение вреда.

    Если участник происшествия, которого обвинили в его совершении, докажет свою невиновность, то он освобождается от обязанности возмещения ущерба при ДТП.

    Статья в помощь:

    Как оспорить вину в дорожно–транспортном происшествии

  4. Наступление ответственности при отсутствии вины причинителя вреда возможно только в случаях, предусмотренных Законом.

    Примером ответственности «без вины» является причинение вреда владельцем источника повышенной опасности в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 1079 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля обязан произвести возмещение ущерба при ДТП, причиненного пешеходу (пассажиру), если причиной аварии явился внезапно возникший отказ системы управления транспортным средством. Для наступления ответственности не имеет значения тот факт, что автомобиль прошел обязательный технический осмотр и был исправен до аварии.

    Несмотря на то, что водитель не допустил со своей стороны нарушений норм ПДД РФ и правил эксплуатации транспортного средства, ответственность наступает по основанию, определенному статьей 1079 ГК РФ.

    Эксплуатация автомобиля является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а сам автомобиль представляет собой источник повышенной опасности.

Статья 1079 ГК РФ формулирует основания ответственности участников ДТП за причинение вреда при использовании источников повышенной опасности – транспортных средств.

Статья предусматривает:

  1. Ответственность наступает вне зависимости от вины владельца или собственника транспортного средства за причинение вреда окружающим: пешеходам, пассажирам, иным лицам, которым причинен вред.

    Ответственность «без вины» не наступает в случаях причинения вреда владельцам (собственникам) других транспортных средств, участвующих в происшествии.

  2. Если вред причинен при взаимодействии транспортных средств их собственникам, то возмещение ущерба при ДТП осуществляется по правилам статьи 1064 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля ХХХ, гражданин А, не выбрал безопасную скорость для движения, соответствующую дорожным и метеорологическим условиям, не стравился с управлением и допустил столкновение с автомобилем УУУ под управлением гражданина Б. В соответствии со статьей 1064 ГК РФ ответственность за причинение вреда понесет водитель А, виновный в нарушении пункта 10.1 ПДД РФ.

  3. За вред, причиненный окружающим при взаимодействии источников повышенной опасности, наступает солидарная ответственность их владельцев (собственников).

    Нормы о солидарной ответственности содержатся в статье 322 – 326 ГК РФ. При солидарной ответственности, потерпевший может требовать возмещения причиненного вреда в полном объеме, от любого из водителей.

    Например, при столкновении автомобилей, в результате которого пострадали их пассажиры, отвечать будут оба водителя. Для пострадавших не будет иметь значения, по чьей вине произошло происшествие, предъявлять требования о возмещении вреда при ДТП можно к любому из водителей.

  4. Владелец (собственник) транспортного средства не подлежит ответственности, если докажет, что возникновение вреда обусловлено непреодолимой силой или умыслом потерпевшего.

    Ответственность за причиненный вред не наступает за действия самоубийц или при наступлении обстоятельств, не зависящих от воли владельца (собственника) транспортного средства.

  5. При рассмотрении судом дела о возмещении ущерба при ДТП, возможно полное или частичное освобождение владельца транспортного средства от ответственности при наличии оснований, указанных в пункте 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ.

    В пункте 2 статьи 1083 ГК РФ речь идет о грубой неосторожности потерпевшего, которая повлияла на возникновение или увеличения размера причиненного вреда.

    При определении лица, подлежащего гражданско-правовой ответственности за причинение ущерба от дорожно-транспортного происшествия по основаниям, предусмотренным статьей 1079 ГК РФ, следует исходить из подтверждения законности основания владения, пользования, распоряжения источником повышенной опасности.

    Нередки случаи, когда лица, не являющиеся собственниками транспортных средств, управляют ими без надлежащего разрешения или оформления полномочий на право управления.

    Отсутствие путевого листа у водителя, просроченный договор аренды, самоуправное использование транспортного средства третьими лицами, дают основания для предъявления требований о возмещении ущерба при ДТП, к собственнику транспортного средства.

    Полноценную помощь в определении юридически значимых обстоятельств по вопросам возмещения ущерба при ДТП могут оказать только профессионалы – юристы, специализирующиеся на ведении дел данной категории.

    Уважаемые читатели, в статье мы рассмотрели часть большой темы «Возмещения ущерба при ДТП».

    В следующих статьях раздела мы продолжим исследование актуальных вопросов, связанных с возмещением вреда, причиненного в ДТП.

    • Все о ДТП и автостраховании

    Авария за границей: порядок действий с “Зеленой картой” и без нее

    Одним из способов обмана на дороге является подделка ДТП по согласию сторон. Она заключается в том, чтобы получить двойную выгоду. Образуется она за счет того, что потерпевший предлагает виновнику (часто находящемуся в нетрезвом состоянии) урегулировать все сразу. Если тот соглашается и выплачивает компенсацию на месте, мошенник дожидается пока тот уедет и вызывает сотрудников ГИБДД. В протоколе фиксируется факт оставления места аварии. Кроме уже полученной суммы, потерпевший оформляет выплату в страховой компании.

    ДТП создаются умышленно, с целью заработать денег. Ситуации постановочные и предназначены чаще всего для водителей, нарушающих ПДД и не желающих вызывать сотрудников ГИБДД. Поэтому крайне важно всегда соблюдать установленные регламенты. Тогда, если появилось подозрение в неправомерности действий, можно без страха оповещать правоохранительные органы.

    Совет! Еще одним из эффективных способов оградить себя от мошенников является покупка и установка качественного видеорегистратора.

    Когда определенные действия на дороге совершаются намеренно, то они обязательно фиксируются этим устройством. Доказать свою правоту позже будет гораздо проще. В случае неадекватного поведения второй стороны лучшим решением является закрыться в машине и дожидаться приезда полиции.

    После ДТП водитель, подозревая постановочную ситуацию, должен незамедлительно вызвать сотрудников ГИБДД, даже если все обставлено так, что он выглядит виновником. До их приезда необходимо все обстоятельства зафиксировать на камеру мобильного телефона, уточнить показания и личные данные свидетелей. Категорически запрещено передвигать транспорт, менять положения объектов, имеющих отношение к аварии. Если это делает вторая сторона, то такие действия обязательно записывать на видео.

    Ни для кого не секрет, что страховая компания после ДТП возмещает ущерб только в пределах страховой суммы. Для полного возмещения причиненного вреда с виновника ДТП потерпевший вправе обратится в суд с требованием о взыскании помимо страхового еще и фактического размера ущерба.

    Необходимость взыскания ущерба с виновника ДТП появляется, когда:

    • виновное лицо покинуло место ДТП
    • отсутствовали правоустанавливающие документы на транспортное средство у виновника ДТП
    • произошедшее ДТП выходит за рамки страховых случаев, при которых предусматривалась денежная компенсация по ОСАГО
    • потерпевшее лицо желает воспользоваться правом взыскать с виновника компенсацию морального вреда
    • произведенный подсчет размера ущерба составил больше допустимых лимитов автогражданской ответственности по ОСАГО (400 000 для выплат потерпевшему в связи с причиненным вреда имуществу и 500 000 для выплат потерпевшему в связи с причиненным вреда жизни и здоровью, также 25 тысяч для выплат на расходы погребения)
    • отсутствует договор страхования. Не все водители страхуют свою гражданскую ответственность на предмет причинения вреда и ездят без « страховки». А некоторые, умудряются оформить полис ОСАГО в «подворотне», то есть приобрести полис ОСАГО у недобросовестных продавцов, то есть поддельный. Тогда страховая компания отказывает в выплате
    • взыскание износа с виновника аварии. По ОСАГО страховое возмещение гражданин получит с учетом износа заменяемых деталей. Ему может быть выплачена небольшая сумма, если автомобиль « старый». Поэтому потерпевшая сторона вправе обратиться непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы.

    Взыскание без учета износа с виновника

    Механизмы оценки возмещения ущерба, возникшего во Франции (при ДТП)

    Взыскание износа с виновника ДТП составляют следующие действия:

    1. правильное оформление ДТП в соответствии с Европротоколом или вызовом сотрудников ГИБДД, если причиненный ущерб превысил лимит, установленный автогражданской ответственностью
    2. обращение в страховую компанию (страховую компанию виновника) для получения страховой выплаты за причиненный ущерб в результате ДТП
    3. составление претензии в отношении виновного лица с указанием в приложениях копий документов подтверждающих факт ДТП, в следствии чего вручить нарочно другой стороне под роспись и штамп на Вашем экземпляре
    4. при отсутствии ответов на предъявленные Вами требования обратиться с исковым заявлением в суд

    При взыскании разницы между страховой выплатой и фактически причиненным ущербом в результате ДТП необходимо обращение в суд с исковым заявлением по месту жительства Ответчика в зависимости от предъявленной цены исковых требований:

    • Не превышающие 50 (пятьдесят) тысяч рублей, то дело подсудно рассматриваться в мировом суде
    • Превышающие 50 (пятьдесят) тысяч рублей, то дело подсудно рассматриваться в районном суде

    Помимо возмещения материального вреда потерпевший имеет право также взыскать компенсацию морального вреда, утраченный заработок. Данная категория подразумевает оценочный критерий, который устанавливается судом с учетом всех предоставленных доказательств.

    Обязательное страхование владельцев велотранспорта не подлежит по причине того, что велосипед не является источником повышенной опасности, в связи с этим ответственность виновника-велосипедиста наступает в соответствии с гражданским законодательством. Возмещение вреда осуществляется в судебном порядке.

    Для привлечения к ответственности владельца велотранспорта необходимо установить степень виновности и наличие умысла действий, в следствии чего суд может освободить от ответственности частично или в полном объеме.

    Если между виновником и потерпевшим в результате ДТП не было заключено мировое соглашение в судебном заседании и не удалось прийти к договоренности добровольно возместить понесенный ущерб, то в первую очередь необходимо после вынесения постановления получить и подать в службу судебных приставов по месту регистрации виновного лица исполнительный лист для возбуждения исполнительного производства.

    Срок подачи исполнительного листа составляет три года со дня вступления решения суда в законную силу. Также исполнительное производство не будет прекращено до момента надлежащего исполнения обязательства виновника перед Вами.

    Процедура действия исполнительного листа начинается в занесении должника в базу исполнительного производства, в последующем автоматически блокируются все банковские счета должника, направляется запрос в ИФНС и если есть информация о трудоустройстве, будет наложен арест на заработную плату и будет вычитаться до 50% в Вашу пользу, также должнику запрещается выезд за границу.

    Ограничения, предусмотренные законодательством являются гарантом для восстановления нарушенных прав граждан.

    г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

    остановка транспорта Гагарина

    Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

    Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

    Троллейбус: 20, 6, 7, 19

    Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

    Что делать в случае ДТП с машиной иностранца

    Пешеход, пассажир, владелец другого автомобиля могут потребовать от страховщика возместить ущерб, полученный в результате ДТП. В Федеральном законе «Об ОСАГО» предусмотрены следующие причины для отказа:

    • умышленное причинение вреда здоровью или угроза жизни участникам, виновным в аварии;
    • виновник на момент ДТП не имел водительского удостоверения;
    • участник, виновный в ДТП, скрылся с места аварии;
    • участник, виновный в ДТП, находился под влиянием алкоголя или других наркотических веществ;
    • виновник аварии не был вписан в страховой полис, соответственно, не мог управлять данным транспортным средством;
    • отсутствие полиса ОСАГО;
    • срок годности ОСАГО подошел к концу;
    • если ДТП произошло за границей (ОСАГО действует только на территории РФ);
    • пассажирам могут отказать в компенсации ущерба, если у него действует другая страховка от несчастных случаев на транспорте;
    • банкротство страховой компании.

    Страховая компания обязана документально обосновать причину отказа. Пострадавший вправе оспорить решение СК в суде.

    Страховщик должен ответить на заявление также в определенные сроки. Однако эти сроки имеют разделения:

    1. Заявление, если в случае ДТП произошла смерть потерпевшего, принимается в течение 15 дней, рассматривается на протяжении 5 дней;
    2. В других случаях решение принимается за 20 дней. Исключение составляют ситуации, когда пострадавший требует ремонт ТС на той станции, которая не является партнером страховой компании. Такое обращение рассматривается на протяжении месяца.
    3. В течение 5 рабочих дней ТС, которое повреждено в дорожном происшествии, следует доставить на экспертизу. После истечения этого срока пострадавшему придется делать экспертизу за свой счет.

    Хотя автомобиль необходимо доставить на экспертизу в течение 5 дней, приступить к ремонтным работам следует после 15 дней. Существует множество случаев, когда специалисты страховых компаний требуют повторной экспертизы. Если в течение 15 дней был произведен ремонт, размер выплат будет существенно сокращен.

    К сожалению, известна масса случаев, когда страховая компания нарушает срок выплаты по ОСАГО при ДТП. Следует понимать, что за просрочку выплат судом предусмотрена неустойка. Она составляет 1% от той суммы, которая должна быть выплачена в качестве компенсации за нанесенный ущерб.

    Если СК отказывает в компенсации, она должна направить официальный документ, обосновывающий причину отказа. Если он не отправлен в срок, полагаются штрафные санкции, размер которых составляет 0,05 суммы, равной максимальной (400 000 руб.)

    Чтобы получить полагающиеся выплаты при нарушении срока, пострадавшему необходимо обратиться в суд и действовать по определенным алгоритмам.

    Перед тем как прибегнуть к помощи суда, следует составить и направить претензию страховой компании. Она потребуется при дальнейшем обращении в суд. Если порядок был нарушен, суд вправе отказать в принятии иска.

    Данные, которые следует указать в претензии:

    • название страховой компании;
    • ФИО и адрес потерпевшего (если адрес фактического проживания не совпадает с местом регистрации, указать оба);
    • свои обоснованные требования с ясным описанием обстоятельств дела;
    • способ получения возмещения (наличными денежными средствами либо указать банковские реквизиты пострадавшего).

    Также вместе с заявлением предоставляются следующие документы:

    • паспорт;
    • документы, подтверждающие, что поврежденное ТС является собственностью пострадавшего;
    • документ, подтверждающий факт ДТП;
    • полис ОСАГО;
    • документ, который является обоснованием требований пострадавшего (заключение независимой экспертизы).

    Важно! Все документы должны быть оригиналами либо же заверенными копиями.

    Направлять претензию следует по почте с уведомлением или вручать под расписку. Претензия рассматривается в течение 10 дней, в этих временных рамках СК обязана произвести выплату компенсации или направить документированный и обоснованный отказ в возмещении.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *