Продление сроков в связи с пандемией 44 ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Продление сроков в связи с пандемией 44 ФЗ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части исполнения контракта в период пандемии, в рамках компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

В этой связи следует учитывать, что письма Минфина России и его структурных подразделений не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену таких норм, а содержащаяся в них позиция является мнением ведомства и не может рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем Департамент считает необходимым отметить, что в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в Закон N 44-ФЗ введена специальная норма, допускающая в 2020 году по соглашению сторон изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ), и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения (часть 65 статьи 112 Закона N 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 24 апреля 2020 г. N 124-ФЗ).

Предусмотренное частью 65 статьи 112 Закона N 44-ФЗ изменение условий контракта осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (за исключением случая изменения размера аванса в соответствии с указанной частью) при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с Законом N 44-ФЗ обеспечения исполнения контракта, если предусмотренное указанной частью изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со статьей 96 Закона N 44-ФЗ при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

Также отмечаем, что изменение условий контракта в соответствии с частью 65 статьи 112 Закона N 44-ФЗ может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

Таким образом, согласно части 65 статьи 112 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе принять решение о возможности по соглашению сторон вносить изменения в заключенные заказчиками для федеральных нужд контракты в части, в том числе срока исполнения контракта, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, при наличии доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств.

Заместитель директора Департамента Д.А. Готовцев

Продление исполнения контракта из-за коронавируса

Из-за COVID-19 временные правила действуют не только в закупках. Вводят ограничения, дополнительные выплаты и льготы для предпринимателей. Чтобы максимально использовать все возможности и не нарушать закон, следите за изменениями с помощью КонсультантПлюс. Эксперты собрали всю информацию по коронавирусу в одном обзоре. Дарим бесплатный доступ к нему и другим статьям на 2 дня.

В период борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции в законе о контрактной системе появилась ч. 65 ст. 112, в которой закрепили правило о том, что госзаказчики и исполнители проходят процедуру изменения сроков исполнения контракта по 44-ФЗ в связи с коронавирусом в 2020 году, если достигли согласия. Эту часть 44-ФЗ применяют и для правки стоимости госконтракта, в т.ч. единицы товара, работы, услуги (ТРУ); разрешено ли в связи с коронавирусом уменьшить сумму контракта по 44-ФЗ — да, если при исполнении обязательств появились определенные условия, которые не зависят от сторон и приводят к неисполнению из-за распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV. Это не все условия: когда меняют цену, законодатель предусмотрел возможность для правительства утверждать и иные основания, но пока таких решений не принимали.

Часть 65 статьи 112 44-ФЗ в 2020 году используют и для корректировки объемов авансирования (если оно предусмотрено в госконтракте).

Ключевое юридическое основание для продления сроков контракта по 44-ФЗ в связи с коронавирусом, изменения стоимости госконтракта, в т.ч. единицы ТРУ, — обоснование в письменной форме. Оно принимается после акта правительства для госзакупок федерального уровня, высшего регионального исполнительного органа для госзакупок на уровне субъекта или местной администрации, при закупках для обеспечения муниципальных нужд.

ВАЖНО! Когда меняется только объем авансирования — допрешений правительства, властей субъекта или муниципальной администрации не получают.

Чтобы согласовать изменение сроков поставки товара по 44-ФЗ в связи с коронавирусом, поставщики предоставляют новое обеспечение исполнения контракта, при условии, что корректировки приводят к новым обязательствам, не обеспеченным ранее предоставленным обеспечением.

Минфин в письме №09-04-05/58888 от 07.07.2020 разъяснил, что в госзакупках в условиях коронавируса по 44-ФЗ Постановлением Правительства №630 от 30.04.2020 для заказчиков закреплена возможность увеличения в 2020 году предельного объема авансирования.

Немаловажно, что если в контракте условия о последующем авансировании, которые указаны в Постановлении Правительства №1496 от 09.12.2017, не предусмотрели, то в такой госконтракт стороны вправе внести корректировки и увеличить объем авансирования. Подтверждать факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме ранее уплаченного аванса не нужно.

Объем этих авансовых платежей по умолчанию не больше 50% цены госконтракта и лимитов бюджетных обязательств, которые доведены для заказчика на год. Иные предельные показатели для авансов могут указывать в федеральных законах, указах президента или иных НПА правительства.

Если в госконтракт вносят изменения, то дополнительное соглашение — основание для внесения корректировок в принятое на учет бюджетное обязательство, возникшее на основании госконтракта.

Скачать письмо Минфина №09-04-05/58888 от 07.07.2020 из КонсультантПлюс

С 10 мая действует Постановление Правительства №647 от 08.05.2020, в котором определены новые случаи и порядок закупок у единственного поставщика до конца 2020 года. Этим же документом кабмин урегулировал правила исчисления сроков для закупок в нерабочие дни. Собрали в таблицу новые антикризисные меры с 10.05.2020.

Что изменилось Суть изменений для закупок в условиях коронавируса по 44-ФЗ
Новые способы закупок у единственного поставщика

Неконкурентным способом проводятся госзакупки, если:

  • их определили протоколом заседания правительства, протоколами координационных и совещательных органов при председателе правительства, одобренным президентом, правительством (его председателем) планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации с коронавирусом;
  • конкретный тендер определили протоколом заседания правительства, протоколами координационных и совещательных органов при председателе правительства, планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации с коронавирусом;
  • закупают для федеральных нужд у едпоставщика, который определен поручением председателя правительства для исполнения решений Координационного совета при правительстве по борьбе с распространением коронавируса, одобренным президентом, правительством (его председателем) планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации с коронавирусом;
  • закупают за счет средств резервных фондов правительства, высших исполнительных органов субъектов
Новые правила исчисления сроков

В период нерабочих дней, которые установлены президентом, при исчислении сроков необходимо использовать правила, которые применялись при закупках до 30.04.2020. Это значит, что в расчетах, помимо субботы и воскресенья, не следует учитывать нерабочие праздничные дни

27.04.2020 вступило в силу Постановление Правительства №591 от 26.04.2020, которое поправило Постановление Правительства №783 от 04.07.2018 о порядке списания неустойки. С этой даты оно регулирует порядок списание пени по 44-ФЗ из-за коронавируса за просрочку исполнения обязательств по контрактам за 2020 год. По новым правилам поставщиков освобождают и от уплаты штрафов за ненадлежащее выполнение и невыполнение условий госконтракта.

Подробнее: «Правительство спишет неустойку по 44-ФЗ в 2020 году».

01.04.2020 вступил в силу Федеральный закон №98-ФЗ об изменении отдельных законов для экстренного реагирования на распространение коронавируса 2019-nCOV. Внесены такие изменения в закупки по 44-ФЗ:

  1. Госзаказчикам позволили до 31.12.2020 не требовать от СМП обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств в закупках с ограничениями для субъектов малого предпринимательства.
  2. Обязали рассчитывать пени, исходя из цены этапа, за вычетом исполненных по этому этапу обязательств. Раньше вне зависимости от стоимости этапа пени считали, исходя из цены контракта, за вычетом исполненных обязательств. Не забудьте поправить проекты контрактов!
  3. Распространили случаи, когда участник закупки не обеспечивает исполнение контракта, на обеспечение гарантийных обязательств.
  4. Уточнили основание закупки у единственного поставщика по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
  5. До 31.12.2020 разрешили правительству использовать основания для закупки у единственного поставщика, которых нет в 44-ФЗ.

Отменили ст. 80–82 44-ФЗ о порядке подачи заявок для участия в предварительном отборе и особенностях котировок на оказание гуманитарной помощи или ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

  • ФАС
  • Арбитраж
  • Недвижимость
  • Юридические услуги

Во всех федеральных округах, кроме Москвы и Московской области, поставщикам и заказчикам можно дистанционно поучаствовать:

  • в обработке обращений заказчиков о внесении участников закупок в Реестр недобросовестных поставщиков
  • в обработке жалоб по закупкам
  • в проведении проверок

Организатор совещания будет рассылать ссылку-приглашение всем участникам. Заседание перенесут в случае проблем со связью или если кому-то из участников не удастся подключиться техническим причинам.

Удалённо можно и пожаловаться — на портале «Госуслуги» или на сайте ФАС.

Согласно 44-ФЗ, отказаться от выполнения обязательств по контракту нельзя. Можно только получить отсрочку до тех пор, пока непреодолимые обстоятельства существуют. В сложившейся ситуации отсрочка действует до окончания пандемии.

План действий при наступлении форс-мажора такой:

  1. В течение одного дня после его возникновения исполнитель сообщает заказчику о возникновении чрезвычайной ситуации, которая мешает подписать или исполнить контракт в установленные сроки.
  2. Исполнитель доказывает, что обстоятельства имеют непреодолимую силу и препятствуют исполнению обязательств. В противном случае он может получить штраф, пени или попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Способ доказательства в законе не указан, так что исполнитель составляет документ в свободной форме.
  3. Когда форс-мажорные обстоятельства перестают действовать, исполнитель уведомляет заказчика. На это тоже дается один день.

Как изменили госзакупки из-за коронавируса: новые правила с 30 октября

Когда заказчика лишают финансирования вышестоящие инстанции, допустимо согласование отсрочки платежей, если к этому моменту заказчик получит иные ресурсы и это предусмотрено условиями договора. Рассказываем, как продлить срок оплаты муниципального контракта в связи с короновирусом, пошагово:

Шаг 1. Подготовить письмо, которое содержит:

  • реквизиты договора;
  • обоснование внесения изменений;
  • предложение о заключении доп. соглашения, которое вносит изменения;
  • приложение — проект соглашения.

Шаг 2. Согласовать и подписать конечный вариант соглашения.

Шаг 3. После подписания соглашения отобразить этот факт в реестре контрактов.

Когда во время стройки возникают непредвиденные обстоятельства, закон №44 допускает внесение изменений в условия договора в виде соглашения, которое подписано заказчиком и подрядчиком. Ст. 95 ФЗ №44 разъясняет, в каком случае возможно продление сроков выполнения работ по 44-ФЗ в 2020 году:

  1. Длительность стройки увеличена не более чем на 30% (п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). В этом случае понадобится положительное решение от органов власти.
  2. Подрядчик затянул сдачу работ, и у него на это были основания. Например: выявлены скрытые работы или необходимо внести корректировку в проект. Срок сдачи работ сдвигают однократно при том, что новый срок не превышает предыдущий. Это основание применяем только в случае, когда подрядчик не является должником перед заказчиком по выплате неустойки (п. 9 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).

Если для внесения изменений нет веских причин, как отказать подрядчику продлить срок выполнения по контракту — сошлитесь на отсутствие оснований для продления по ФЗ №44.

Изменение даты закрытия договора, который заключен с ед. источником, допустимо, если (п. 10 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ):

  1. Договор заключен с монополистом.
  2. Предметом закупки являются:
    • коммунальные услуги (водоснабжение, газоснабжение и т. п.);
    • управление многоквартирным домом и т. п.;
    • техобслуживание здания и проч.;
    • передача электрической энергии;
    • аренда.
  1. Договор заключен органом власти на лечение гражданина РФ за рубежом.
  2. Цель заказа — обеспечение интересов РФ за рубежом посредством юридических услуг.

Ответ на данный вопрос зависит от того, на какую часть вынужденного нерабочего периода пришлось то или иное действие заказчика. Если оно должно было совершиться в первую нерабочую неделю (с 30 марта по 3 апреля 2020 года), учреждению нужно руководствоваться письмами Минфина РФ № 24-06-08/24077 и от 27.03.2020 № 24-06-08/24649.

Так, учреждению, применяющему Федеральный закон № 44-ФЗ, рекомендовалось совершить одно из следующих действий:

  • внести изменения в извещение, документацию о закупке в части продления срока подачи заявок с учетом нерабочих дней, определенных Указом № 206;

  • если срок для внесения в извещение изменений истек – отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе на основании ч. 2 ст. 36 Федерального закона № 44-ФЗ.

Что касается дат рассмотрения заявок, подачи окончательных предложений о цене контракта, проведения электронного аукциона, пришедшихся на нерабочий день, операторы электронных площадок должны были автоматически передвинуть соответствующее событие на ближайший рабочий день (на момент выхода разъяснений Минфина – это 6 апреля). От заказчиков дополнительных действий не требовалось. Также не нужно было вносить изменения в извещение, документацию о закупке в части переноса срока рассмотрения вторых частей заявок.

К сведению: в рабочих днях исчисляются сроки размещения извещений об открытом конкурсе в электронной форме (ч. 1 ст. 54.2 Федерального закона № 44-ФЗ), о запросе котировок в электронной форме (ч. 1 ст. 82.2), о запросе предложений в электронной форме (ч. 3 ст. 83.1).

Кроме того, в рабочих днях определяются:

  • продление срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме (ч. 1 ст. 82.6);

  • сроки рассмотрения и оценки первых и вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме (ч. 1 ст. 54.5, ч. 2 ст. 54.7), заявок на участие в запросе котировок в электронной форме (ч. 1 ст. 82.4);

  • сроки рассмотрения первых и вторых частей заявок на участие в электронном аукционе (ч. 2 ст. 67, ч. 5 ст. 69), окончательных предложений при запросе предложений в электронной форме (ч. 23 ст. 83.1);

  • даты подачи окончательных предложений о цене контракта при открытом конкурсе в электронной форме (ч. 3 ст. 54.6), электронном аукционе (п. 3 ч. 5 ст. 63, ч. 3 ст. 68).

В отношении закупок, проводимых по Федеральному закону № 223-ФЗ, Минфин выпустил похожие разъяснения (см. Письмо № 24-06-08/24649). Если срок подачи заявок на участие (например, в запросах котировок, предложений – в обычной и электронной форме) исчисляется исключительно в рабочих днях, а истечение срока, предусмотренного извещением, пришлось на неделю с 30 марта по 3 апреля 2020 года, учреждение должно обеспечить минимальный срок подачи заявок, установленный Федеральным законом № 223-ФЗ. Ведомство рекомендовало внести изменения в извещение, документацию о закупке и продлить срок подачи заявок с учетом данных нерабочих дней.

Иные сроки (в том числе сроки рассмотрения, оценки заявок на участие, частей таких заявок, заключения договора, внесения информации о договоре в реестр договоров), предусмотренные Федеральным законом № 223-ФЗ и истекающие в нерабочие дни, оканчиваются в следующий за ними рабочий день. Необходимое действие можно совершить как в нерабочие дни, так и в ближайший рабочий день.

Кроме того, на основании ч. 7 ст. 3.2 Федерального закона № 223-ФЗ заказчик вправе отменить конкурентную закупку на любом ее этапе до заключения договора, поскольку возникло обстоятельство непреодолимой силы.

А вот если действия в рамках начатой закупочной процедуры приходятся на период с 4 по 30 апреля, закупки можно проводить в обычном режиме. Как сообщила ФАС в Письме от 05.04.2020 № МЕ/28054/20, это касается заказчиков, работающих по федеральным законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ. В период до 30 апреля электронные площадки функционируют: они должны обеспечивать проведение закупок (с учетом того, что суббота и воскресенье – выходные).

Правда, закупки, совершаемые в этот период по Федеральному закону № 44-ФЗ, регулируются больше. Правительство РФ выпустило Постановление от 03.04.2020 № 443, в котором установило несколько особенностей закупочных процедур. Так, сроки, исчисляемые исключительно в рабочих днях, следует считать в календарных днях, но субботу и воскресенье учитывать не нужно. Последний день срока, приходящийся на период до 30 апреля, переносится только в том случае, если он выпадает на субботу или воскресенье. Электронные аукционы, документация которых содержит проектную документацию, не переносятся.

Разъяснен и порядок работы закупочных комиссий. Члены комиссии могут дистанционно (например, посредством аудио-, видеосвязи) рассматривать заявки при условии соблюдения требований законодательства о защите государственной тайны. Протоколы определения поставщика можно не оформлять на бумажном носителе и не подписывать собственноручно. Достаточно составить протоколы в электронной форме и подписать их хотя бы одной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

При направлении поставщику проекта контракта (в том числе доработанного) заказчик вправе увеличить сроки исполнения обязательств на срок, эквивалентный нерабочему периоду (27 календарных дней).

Закупки, направленные на профилактику, предупреждение и ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции, могут осуществляться у единственного поставщика. На это указала ФАС в Письме № ИА/21684/20 и Информации от 30.03.2020. Обязательное условие – наличие причинно-следственной связи между действиями по борьбе с инфекцией и предметом закупки. В частности, учреждение может закупить у единственного поставщика средства индивидуальной защиты и антисептики, которыми нужно обеспечить тех сотрудников, которые не переведены на удаленный режим работы.

Разъяснение антимонопольной службы касается закупок по Федеральному закону № 44-ФЗ – п. 9 ч. 1 ст. 93 предусматривает применение неконкурентного способа закупки при обстоятельствах непреодолимой силы. Если же учреждение физкультуры и спорта руководствуется Федеральным законом № 223-ФЗ, следует обратиться к своему положению о закупке. Обычно там предусматривается подобное основание для закупки у единственного поставщика.

Изменения 44-ФЗ и 223-ФЗ из-за пандемии коронавируса

С уже заключенными контрактами (договорами) тоже может возникнуть проблема – не все из них получится выполнить в установленном объеме и в срок. В этом случае допускается скорректировать условия контракта (договора).

Учреждениям, работающим по Федеральному закону № 44-ФЗ, надлежит применить нормы ч. 65 ст. 112 (в редакции Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ). Согласно им в 2020 году условия контракта допускается изменить по соглашению сторон. Заново договориться можно о сроке исполнения контракта, его цене, цене единицы товара, работы, услуги (когда требуется обоснование стоимости закупки у единственного поставщика, предусмотренное ч. 24 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ). Однако между неисполнением контракта и распространением коронавирусной инфекции должна быть причинно-следственная связь, указывающая на независящие от сторон контракта обстоятельства.

Учреждениям, которые проводят закупки по Федеральному закону № 223-ФЗ, внести поправки в договоры проще. В части 5 его ст. 4 говорится лишь о необходимости разместить в ЕИС информацию об изменении договора с указанием скорректированных условий, а вот связывать эти изменения с возникновением обстоятельств непреодолимой силы необязательно. Исправляться могут количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора (по сравнению с теми, что указаны в итоговом протоколе). Главное, чтобы действия заказчика не противоречили его положению о закупке и условиям самого договора.

Подтвердить обстоятельство непреодолимой силы, не позволяющее исполнить обязательства по договору, можно с помощью сертификата (заключения) о форс-мажоре. Как разъяснило Минэкономразвития в информации, распространенной 27 марта 2020 года, обстоятельством непреодолимой силы выступает не сама эпидемия коронавируса, а ограничительные меры, принимаемые органами власти на территории страны для противодействия распространению пандемии: из-за них исполнение контракта и становится невозможным.

Таким образом, документ, освобождающий от ответственности, потребуется в ситуации, когда контракт (договор) не может быть исполнен. Кроме того, сертификат можно использовать при изменении условий контракта, заключенного в рамках Федерального закона № 44-ФЗ: документ как раз и подтвердит причинно-следственную связь между неисполнением обязательств и ситуацией, вызванной распространением коронавируса.

Да и договоры, заключенные по Федеральному закону № 223-ФЗ, далеко не всегда допускается исправлять без веских на то причин. В частности, нельзя корректировать условия, имевшие существенное значение для формирования заявок, определения победителя или цены договора (п. 16 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом ВС РФ 16.05.2018). Поэтому если договор заключен по результатам конкурентной закупки, а срок был одним из критериев оценки заявок и повлиял на выбор победителя, то необходимость удлинить этот срок нелишне тоже подтвердить сертификатом о форс-мажоре.

Сертификат выдают ТПП и ее региональные палаты (Информация ТПП РФ от 24.03.2020). Услуга по выдаче сертификатов о форс-мажоре сделана бесплатной.

* * *

Если в условиях ограничительных мер, вызванных пандемией, учреждение физкультуры и спорта продолжает функционировать и вести закупочную деятельность, ему надо учесть следующее.

1. С 6 по 30 апреля 2020 года заказчики вправе проводить закупки в обычном режиме.

2. Заменить конкурентную закупку на закупку у единственного поставщика можно только при наличии причинно-следственной связи между действиями по борьбе с коронавирусной инфекцией и предметом закупки.

3. Если в сложившихся обстоятельствах контракт (договор) нельзя исполнить, сторона освобождается от ответственности на основании сертификата о форс-мажоре. В ряде случаев он может понадобиться и для изменения условий контракта (договора).

Минфин, в свою очередь, к настоящему времени уже подготовил ряд экстренных поправок к 44-ФЗ, обусловленных распространением в России и в мире коронавирусной инфекции. Одна из них, в случае ее принятия, позволит заказчикам (по соглашению сторон) изменять из-за пандемии коронавируса цены госконтрактов, сроки их исполнения. Другая поправка предоставит заказчикам право не требовать в 2020 году от субъектов малого и среднего предпринимательства обеспечения исполнения госконтрактов.

Минфин и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ранее признали пандемию коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы.

«В 44-ФЗ уже есть нормы, которые позволяют в связи с обстоятельствами непреодолимой силы обходиться без проведения конкурентных закупочных процедур — закупать необходимые товары, работы, услуги у единственных поставщиков», — прокомментировал «Интерфаксу» инициативу ОНФ заместитель руководителя ФАС Михаил Евраев.

«Пандемия коронавирусной инфекции как раз является таким обстоятельством непреодолимой силы, и заказчики могут осуществлять у единственного поставщика закупки, направленные на профилактику, предупреждение и ликвидацию последствий распространения COVID-19. Но при условии наличия причинно-следственной связи между действиями по закупке у единственного поставщика и предметом закупки», — пояснил Евраев.

Евраев отметил, что при обстоятельствах непреодолимой силы возможно нарушение поставщиками своих обязательств по контрактам. «Закон позволяет не наказывать компании из-за, например, срыва сроков поставки по причине осложнений, связанных с коронавирусной инфекцией, — сказал он. — И мы официально дали разъяснение нашим территориальным управлениям, что пандемия — это форс-мажор, который необходимо учитывать при рассмотрении жалоб на госзакупки и закупки госкомпаний, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в РНП (реестр недобросовестных поставщиков — ИФ) и проведении проверок».

Заместитель главы ФАС подчеркнул, что такие нормы в законе уже есть, и они распространяются на всех участников закупок.

«Кроме того, сейчас появляется множество предложений по упрощению госзакупок на период пандемии, — рассказал Евраев. — Мы их внимательно изучаем, и разумные предложения обязательно будем реализовывать. Огульно все правила отменять нельзя — иначе такая борьба с пандемией может привести к развалу экономики страны, и всем станет только хуже».

Впрочем, по оценке бизнеса, указанные нормы 44-ФЗ не такие действенные, как кажется.

«Действующие нормы 44-ФЗ, позволяющие проводить закупки у единственных поставщиков, конечно, работают. Но есть некоторые моменты, которые, как правило, не учитываются. Дело в том, что когда заказчик решит провести такую закупку, то как о ней узнает бизнес, который мог бы предложить соответствующие товары, работы, услуги определенного качества и по соответствующей цене? То есть поддержку в виде госзаказа смогут получить немногие», — сказал «Интерфаксу» член правления «Опоры России» Андрей Садофьев (является также директором форума-выставки «Госзаказ» и владельцем компании «Современные инновационные медицинские технологии»).

По словам Садофьева, для решения этой проблемы необходимо организовать оповещение производителей и поставщиков о проведении тех или иных закупок. По тому же принципу, который реализован в электронных магазинах — на том же Портале поставщиков Москвы. Впрочем, по его мнению, и сами закупки можно организовать по такому же принципу. Более того, возможно даже создать (определить) центральный уполномоченный орган, который бы обеспечивал информирование поставщиков о планируемых закупках и тем самым, по сути, обеспечивал бы сохранение конкуренции даже в текущих условиях.

Еще одна мера, которая по оценке Садофьева, могла бы помочь бизнесу в текущей ситуации — широкое привлечение экспертов и экспертных организаций для оценки качества предлагаемых поставщиками (в том числе единственными) товаров, работ, услуг. Без этого риск получения в текущей ситуации некачественных товаров, работ или услуг значительно возрастает.

Минфин и ФАС признали пандемию коронавируса форс‑мажором

Быстро, просто, большой выбор банков

☎ Связаться с нами!

Общие рекомендации для поставщиков:

  1. В любой ситуации вступайте в диалог с заказчиком. Пишите письма, запросы. Обязательно отвечайте на все обращения заказчика.
  2. Всегда старайтесь подтверждать свои слова документально (контрагент перестал работать из-за карантина, транспортная компания приостановила работу – получите соответствующие письменные подтверждения).
  3. Не отказывайтесь от подписания контрактов, не приостанавливать исполнение контрактов (делайте то, что возможно в данной ситуации).
  4. Если заказчик не допускает Вас на свою территорию и исполнить обязательства невозможно – документируйте обстоятельства, пишите письма о готовности привезти товар, уведомляйте о приемке товара на хранение и т.п.

Федеральный закон 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» жестко регулирует процесс заключения, исполнения, расторжения контрактов. В частности в п. 2 ст. 34 44-ФЗ однозначно определено, что на протяжении всего срока действия контракта не допускается изменение его цены или других существенных условий. Исключение составляют лишь случаи, предусмотренные ст. 95 данного нормативно-правового акта.

Чтобы понять, можно ли продлять контракт, необходимо установить: относится ли срок его действия к существенным условиям, и если да, то представлены ли случаи, связанные с продлением контракта, в перечне исключений. Ответим на эти два вопроса по порядку.

В самом 44-ФЗ четких указаний, что считать существенными условиями контракта, нет. Но они вытекают из норм гражданского права, на которые опираются положения вышеупомянутого закона. Так, в ст. 457, ст. 708, ст. 783 ГК РФ сроки поставки товаров, начала и окончания работ, предоставления услуг характеризуются как существенные условия. Из чего следует, что срок действия госконтракта также относится к существенным условиям и его изменение не допускается.

Этот вывод неоднократно подтверждали в своих разъяснениях контролирующие органы – Министерство Финансов (письмо № 02-02-15/24252 от 2016 года), Минэкономразвития России (письмо № Д28и-1818 от 2016 года), Казначейство России (письмо № 07-04-05/09-319 от 2015 года). В них четко указано, что законом 44-ФЗ пролонгация контракта не предусмотрена и установление такой возможности в контракте является неправомерным.

Теперь посмотрим, нет ли сроков действия контракта в перечне исключений. Как мы уже сказали, они перечислены в ст. 95 44-ФЗ и касаются изменения цены контракта, количества поставляемого товара, объема работ или услуг. Случаи, когда может быть изменен срок действия контракта, описаны в пп.4, 5, 6 и 9 части 1 этой статьи, но они завязаны на определенных жестких условиях их применения.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что продлить контракт по 44-ФЗ достаточно проблематично и возможно только при определенных обстоятельствах. Даже если возникают непредвиденные обстоятельства, делающие невозможным его исполнение, закон жестко ограничивает стороны и всячески вынуждает их расторгнуть контракт и начать процедуру новой закупки.

Это связано с тем, что базовым принципом закона 44-ФЗ является конкурентная закупка. Изменение условий отношений по контракту, в т.ч. его пролонгация, этому принципу противоречат. Если бы такого запрета не было, многие заказчики, вместо того, чтобы проводить новую закупку, продляли бы прежние контракты с устраивающими их поставщиками.

Но все же исключение из этого правила есть. В связи с распространением коронавирусной инфекции в апреле 2020 года был принят закон 124-ФЗ, которой изложил в новой редакции часть 65 ст. 112 44-ФЗ, и разрешил продлять срок контрактов в 2020 году. Рассмотрим при каких условиях и как это можно сделать.

Часто вопрос пролонгации контрактов возникает при закупках у единственного поставщика, в частности, если предметом закупки являются:

  • товары / работы / услуги, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий;
  • коммунальные услуги по водо-, газо-, теплоснабжению и т. п.;
  • услуги по управлению многоквартирным домом;
  • услуги и работы по техобслуживанию зданий и оборудования;
  • услуги по энергоснабжению и т. п.

В таких контрактах из года в год остается один и тот же поставщик, казалось бы, почему нельзя их продлевать? Минэкономразвития России разъясняет невозможность пролонгации тем, что согласно ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ контракты заключаются в соответствии с планом-графиком, который составляется после того, как заказчику были доведены лимиты бюджетных обязательств на текущий год.

Таким образом, контракты закупки, в том числе у единственного поставщика, заключаются, исходя из выделенных лимитов, на определенный срок и не могут продлеваться автоматически. После окончания срока действия контракта заказчик обязан осуществить новую закупку на следующий период – конкурентную или у единственного поставщика.

Государственные контракты, исходя из лимитов финансирования, могут сразу заключаться на срок до трех лет. Но если заказчик имел право подписать договор на 3 года, а ограничился годом или двумя, пролонгировать действие такого соглашения до максимально возможных трех лет он не сможет.

В некоторых случаях закон разрешает выполнить поставщику (исполнителю, подрядчику) взятые на себя обязательства после того, как срок действия контракта закончился. При этом он не продлевается, а выполняется за пределами сроков.

Если просрочка возникла по вине поставщика, заказчик может принять товар / работы / услуги позже, при этом он обязан начислить пеню.

Если же поставщик докажет, что причиной просрочки стали действия самого заказчика или обстоятельства непреодолимой силы, это освободит его от наложения санкций (п. 9 ст. 34 44-ФЗ). К таким обстоятельствам относятся природные и техногенные катастрофы, войны, революции, стихийные бедствия. Подобный форс-мажор необходимо подкрепить документально, например справкой из МЧС, ТПП РФ.

В совместном письме от 3.04.2020 Минфин России (№ 24-06-05/26578), МЧС (№ 219-АГ-70) и ФАС (№ МЕ/28039/20) признали коронавирусную инфекцию обстоятельством непреодолимой силы, в том числе для контрактов, заключенных по 44-ФЗ. Если поставщик докажет, что нарушение сроков исполнения контракта вызвано ограничительными мерами из-за пандемии, он будет освобожден от уплаты пени, неустойки, штрафа на основании п. 9 ст. 34 44-ФЗ.

Поскольку пролонгация контракта по 44-ФЗ законом не предусмотрена, дополнительное соглашение, продлевающее контракт свыше установленного срока, считается ничтожным, т.е. таковым, которое не должно было состояться. Оно не создает правовых отношений между сторонами и при обнаружении проверяющими органами аннулируется.

При незаконной пролонгации договора предусмотрена административная ответственность. Если сроки увеличились, но сумма контракта при этом осталась неизменной, должностному лицу заказчика грозит штраф в размере 20 тыс. рублей, а самой организации-заказчику – 200 тыс. рублей (п. 4 ст. 7.32 КоАП РФ).

Если же пролонгация привела к дополнительному расходованию бюджетных денег, штраф должностному и юридическому лицу устанавливается в размере удвоенной суммы излишне израсходованных средств (п. 5 ст. 7.32 КоАП РФ).

Таким образом, пролонгация договоров, предусмотренная гражданским законодательством, на контракты по 44–ФЗ не распространяется. Если у одной из сторон возникли проблемы с исполнением обязательств, лучше всего обратиться к юристам, специализирующимся на госзакупках, которые подскажут, как выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями, не нарушая закон.

Гражданский кодекс предусматривает изменения условий договора при наличии существенных оснований (п. 1 ст. 451 ГК). Контракты, которые заключены на основании положений закона №44, подлежат изменениям в исключительных случаях, среди которых:

  1. Распространение коронавирусной инфекции. В этом случае допустимо продление сроков контракта в связи с ковидом (ч. 65 ст. 112 44-ФЗ).
  2. Сокращение финансирования заказчика со стороны государства (п. 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ, п. 6 ст. 161 БК).
  3. Решение органов госвласти (п. 2 — 4 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). Пример: Распоряжение №1466-р от 03.06.2020 внесло коррективы в срок исполнения двух контрактов — с ФКУ УПРДОР «Тамань» и с Росжелдор в сторону его увеличения.
  4. Непредвиденные обстоятельства, которые возникли при выполнении работ по капремонту и реконструкции (п. 8, 9 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).

ВАЖНО!
Обязательное условие, по которому можно продлить срок выполнения задания по муниципальному контракту, — такая возможность предусмотрена его положениями и тендерной документацией (п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).

Практика решений УФАС этого года показывает, можно ли продлить срок выполнения работ по контракту по 44-ФЗ по чрезвычайной ситуации — нет, если это не является последствием вспышки ковида. Чрезвычайные обстоятельства не прописаны в законе №44 как причина для продления договора, но подрядчик не платит неустойку за просрочку (ч. 9 ст. 34 44-ФЗ).

С точки зрения сроков действия, различают несколько типов государственных контрактов:

  1. Краткосрочные, которые могут действовать от нескольких дней до нескольких месяцев.
  2. Годовые, которые находятся в пределах года после вступления договора в законную силу.
  3. Долгосрочные, которые длятся более 1 года.
  4. С неопределенными сроками. В госконтракте допускается не прописывать конкретные временные рамки, но нужно указать, что он заключается на неопределенный период.
  5. Разовые, которые предполагают разовое исполнение обязательств без привязки во времени.

Изменения в законодательстве о закупках по 44-ФЗ в условиях пандемии COVID-19

Когда заказчика лишают финансирования вышестоящие инстанции, допустимо согласование отсрочки платежей, если к этому моменту заказчик получит иные ресурсы и это предусмотрено условиями договора. Рассказываем, как продлить срок оплаты муниципального контракта в связи с короновирусом, пошагово:

Шаг 1. Подготовить письмо, которое содержит:

  • реквизиты договора;
  • обоснование внесения изменений;
  • предложение о заключении доп. соглашения, которое вносит изменения;
  • приложение — проект соглашения.

Шаг 2. Согласовать и подписать конечный вариант соглашения.

Шаг 3. После подписания соглашения отобразить этот факт в реестре контрактов.

Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.

Таблица 1

Когда подрядчик должен подписать государственный контракт

Способ, которым был определен поставщик Граничные сроки подписания поставщиком
Конкурс С момента размещения протокола
1 Открытый конкурс 10 дней
2 Конкурс с ограниченным участием 10 дней
3 Конкурс в два этапа 10 дней
4 Закрытый конкурс 10 дней
5 Закрытый конкурс с с ограниченным участием 10 дней
6 Закрытый конкурс в два этапа 10 дней
Аукцион С даты размещения протокола или проекта контракта
1 Электронный аукцион 5 дней
2 Открытый аукцион 10 дней
Запрос котировок Не раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса)
Запрос предложений Не раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола

Когда во время стройки возникают непредвиденные обстоятельства, закон №44 допускает внесение изменений в условия договора в виде соглашения, которое подписано заказчиком и подрядчиком. Ст. 95 ФЗ №44 разъясняет, в каком случае возможно продление сроков выполнения работ по 44-ФЗ в 2021 году:

  1. Длительность стройки увеличена не более чем на 30% (п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). В этом случае понадобится положительное решение от органов власти.
  2. Подрядчик затянул сдачу работ, и у него на это были основания. Например: выявлены скрытые работы или необходимо внести корректировку в проект. Срок сдачи работ сдвигают однократно при том, что новый срок не превышает предыдущий. Это основание применяем только в случае, когда подрядчик не является должником перед заказчиком по выплате неустойки (п. 9 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).

Если для внесения изменений нет веских причин, как отказать подрядчику продлить срок выполнения по контракту — сошлитесь на отсутствие оснований для продления по ФЗ №44.

Федеральный закон о контрактной системе не содержит толкования периода действия контракта по 44-ФЗ, некоторые правила есть в ст. 425 Гражданского кодекса. Но даже она не раскрывает понятия периода действия соглашения. Фактически силу любого договора, в том числе по 44-ФЗ, определяет период, когда между сторонами соглашения имеется формальная юридическая связь и присутствуют взаимные права и обязанности. В случае невыполнения обязанностей одной из сторон истечение этого времени не снимает с нее ответственность.

От периода, когда между сторонами имеется формальная юридическая связь на основании договора, следует отличать:

  • срок исполнения контракта по 44-ФЗ;
  • время оплаты ТРУ по соглашению;
  • гарантийный период;
  • исковую давность.

Вот в чем разница срока действия договора и срока исполнения обязательств по 44-ФЗ: исполнение — это время, которое предоставлено контрагенту заказчика на выполнение возложенных на него обязанностей: выполнение работ, оказание услуг или поставку товара. Действие соглашения — это общий период, в который включается как период исполнения обязанностей контрагентом, так и самим заказчиком по оплате ТРУ. Дата истечения договора иногда наступает значительно позже дат, когда стороны должны выполнить обязательства друг перед другом.

Например, контракт на поставку заключен 01.02.2021 и содержит условия:

  • поставка в течение 30 календарных дней с момента заключения;
  • оплата в течение 10 календарных дней с момента поставки;
  • дата истечения договора — до 31.12.2021.

В идеале отношения сторон складываются так: до 4 марта поставщик поставляет товар, не позднее 13 марта включительно товар оплачивается заказчиком, а документ закрывается, несмотря на то, что дата его истечения еще не настала. Аналогично соотносятся время выполнения работ или период оказания услуг и период действия контракта по 44-ФЗ. В 2021 году наличие в контракте сроков исполнения сторонами обязательств — это требование, закрепленное в п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ.

Отдельно выделяют:

  • гарантийное время — оно выходит, как правило, не только за пределы времени исполнения, но и за пределы даты истечения договора. Это период, в течение которого контрагент устраняет выявленные недостатки ТРУ;
  • исковая давность — период, в течение которого сторона контракта, чьи интересы были нарушены, вправе обратиться за судебной защитой. Этот период отсчитывается от момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав, и длится (в норме) три года.

Согласно 44-ФЗ, отказаться от выполнения обязательств по контракту нельзя. Можно только получить отсрочку до тех пор, пока непреодолимые обстоятельства существуют. В сложившейся ситуации отсрочка действует до окончания пандемии.

  1. В течение одного дня после его возникновения исполнитель сообщает заказчику о возникновении чрезвычайной ситуации, которая мешает подписать или исполнить контракт в установленные сроки.
  2. Исполнитель доказывает, что обстоятельства имеют непреодолимую силу и препятствуют исполнению обязательств. В противном случае он может получить штраф, пени или попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Способ доказательства в законе не указан, так что исполнитель составляет документ в свободной форме.
  3. Когда форс-мажорные обстоятельства перестают действовать, исполнитель уведомляет заказчика. На это тоже дается один день.

Нужно получить сертификат, который подтвердит обстоятельства непреодолимой силы. Его оформляет Торгово-промышленная палата (ТПП) в соответствии со своим положением. Решение о выдаче сертификата принимают отдельно для каждого обращения. Представители ТПП проанализируют условия контракта и документы, подтверждающие наличие форс-мажорного события. Заявление рассмотрят в течение 10 рабочих дней после его регистрации.

Сертификат освобождает от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактных обязательств из-за обстоятельств непреодолимой силы.

Например, автопром не будут штрафовать за нарушение сроков госконтрактов. Правительство опубликовало соответствующее распоряжение на сайте Кабмина. По обоюдному согласию сторон можно изменить сроки выполнения обязательств без взыскания штрафов и пеней с поставщика. Новые правила коснутся 77 государственных и муниципальных контрактов — поставок автобусов «КамАЗ» Мосгортрансу и автомобилей Lada для МВД.

Можно покупать без конкурса все что нужно, если товары и услуги действительно закупаются из-за обстоятельств непреодолимой силы и являются товарами первой необходимости. Заказчики должны будут обосновать, почему проведение закупки нецелесообразно. Право провести закупку у единственного поставщика на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ Минфин подтвердил в письме от 19 марта 2020 г. № 24-06-06/21324.

Пока конкретных постановлений нет, но среди первоочередных мер для поддержки бизнеса озвучили такие:

  • Представители малого и среднего бизнеса получат отсрочку арендных платежей, если арендуют государственное или муниципальное имущество;
  • Правительство снизит требования к обеспечению контрактов малого и среднего предпринимательства при госзакупках.

Обращаем ваше внимание, что пока нет никакого нормативно-правового акта, который бы устанавливал правила работы, — только разъяснение ФАС и письмо Минфина.

25 марта Минфин объявил о разработке законопроекта с поправками в 44-ФЗ на 2020 год, который:

  • Дает заказчику право не устанавливать обеспечение контракта при закупках у СМП.
  • Оптимизирует порядок закупки у единственного поставщика с целью устранения последствий обстоятельств непреодолимой силы и чрезвычайной ситуации.
  • Разрешает менять в 2020 году условия заключенного контракта, если из-за коронавирусной инфекции возникли обстоятельства, препятствующие его исполнению. Заказчик должен обосновать необходимость изменений, а высший орган исполнительной власти — согласовать.

Какие изменения в закупках из-за коронавируса действуют во время второй волны

Сроки действия следует отличать от сроков исполнения. Последнее понятие является более узким и входит в перечень существенных условий контракта.

Срок действия включает такие временные периоды, как исполнение поставщиком своих обязательств по оказанию услуг, выполнению работ и поставке товара, заказчиком – по оплате услуг и работ, принятых на условиях договора, а также возврату денежного обеспечения, а также гарантийный период.

Согласно положениям Гражданского кодекса п. 1 ст. 425, госконтракт вступает в силу после его подписания сторонами. Именно с этого момента начинается его исполнение. В контракте приводится указание на финальную дату выполнения работ или временной период, который отводится поставщику на оказание нужной услуги или поставку товара (например, в течение 30 дней после подписания контракта).

Без сроков исполнения обязательств контракт считается недействительным из-за отсутствия в нем одного из существенных условий.

Согласно статье 401 Гражданского Кодекса России, если сторона докажет, что исполнение обязательств невозможно в силу обстоятельств непреодолимой силы, то она освобождается от ответственности. В понятие обстоятельств непреодолимой силы или форс-мажора входят чрезвычайные ситуации в стране, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, военные конфликты и так далее.

Если контрагент требует изменения сроков контракта, ссылаясь на возникновение форс-мажорных обстоятельств, то ему придется это доказать. Подтверждением может быть документ, полученный в государственных органах, например, МЧС, торгово-промышленной палате и так далее. При этом фактически срок контракта окажется прежним, но штрафы и пени, подлежащие к уплате за просрочку поставки поставщик платить не будет.

Как поступить поставщику, который не в силах вовремя выполнить свои обязательства?

Если поставщик не в состоянии в срок выполнить взятые на себя обязательства, то у него есть несколько выходов из сложившейся ситуации:

  1. Договориться с заказчиком о расторжении контракта по взаимному согласию сторон. При этом необходимо привести веские доводы, которые бы убедили заказчика в необходимости такой процедуры.
  2. Заключить с заказчиком соглашение о подписании акта приема-передачи товара и одновременном заключении договора на безвозмездное ответственное хранение продукции на складах поставщика. Таким образом, официально контракт будет исполнен в срок, а поставщик сможет не поставлять товар определенное время, прописанное в договоре.
  3. Требовать расторжения контракта в суде, если заказчик отказывается идти на уступки. При этом у поставщика должны быть веские обстоятельства, которые бы помогли решить дело в его пользу.
  4. Стоит отметить, что факт истечения срока контракта не освобождает стороны от исполнения обязательств. Нарушение условий сделки влечет за собой штрафные санкции, предусмотренные в документе и попадание в реестр недобросовестных поставщиков.

Федеральный закон 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» жестко регулирует процесс заключения, исполнения, расторжения контрактов. В частности в п. 2 ст. 34 44-ФЗ однозначно определено, что на протяжении всего срока действия контракта не допускается изменение его цены или других существенных условий. Исключение составляют лишь случаи, предусмотренные ст. 95 данного нормативно-правового акта.

Чтобы понять, можно ли продлять контракт, необходимо установить: относится ли срок его действия к существенным условиям, и если да, то представлены ли случаи, связанные с продлением контракта, в перечне исключений. Ответим на эти два вопроса по порядку.

В самом 44-ФЗ четких указаний, что считать существенными условиями контракта, нет. Но они вытекают из норм гражданского права, на которые опираются положения вышеупомянутого закона. Так, в ст. 457, ст. 708, ст. 783 ГК РФ сроки поставки товаров, начала и окончания работ, предоставления услуг характеризуются как существенные условия. Из чего следует, что срок действия госконтракта также относится к существенным условиям и его изменение не допускается.

Этот вывод неоднократно подтверждали в своих разъяснениях контролирующие органы – Министерство Финансов (письмо № 02-02-15/24252 от 2016 года), Минэкономразвития России (письмо № Д28и-1818 от 2016 года), Казначейство России (письмо № 07-04-05/09-319 от 2015 года). В них четко указано, что законом 44-ФЗ пролонгация контракта не предусмотрена и установление такой возможности в контракте является неправомерным.

Теперь посмотрим, нет ли сроков действия контракта в перечне исключений. Как мы уже сказали, они перечислены в ст. 95 44-ФЗ и касаются изменения цены контракта, количества поставляемого товара, объема работ или услуг. Случаи, когда может быть изменен срок действия контракта, описаны в пп.4, 5, 6 и 9 части 1 этой статьи, но они завязаны на определенных жестких условиях их применения.

Гражданский кодекс предусматривает изменения условий договора при наличии существенных оснований (п. 1 ст. 451 ГК). Контракты, которые заключены на основании положений закона №44, подлежат изменениям в исключительных случаях, среди которых:

  1. Распространение коронавирусной инфекции. В этом случае допустимо продление сроков контракта в связи с ковидом (ч. 65 ст. 112 44-ФЗ).
  2. Сокращение финансирования заказчика со стороны государства (п. 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ, п. 6 ст. 161 БК).
  3. Решение органов госвласти (п. 2 — 4 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). Пример: Распоряжение №1466-р от 03.06.2021 внесло коррективы в срок исполнения двух контрактов — с ФКУ УПРДОР «Тамань» и с Росжелдор в сторону его увеличения.
  4. Непредвиденные обстоятельства, которые возникли при выполнении работ по капремонту и реконструкции (п. 8, 9 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).

ВАЖНО!Обязательное условие, по которому можно продлить срок выполнения задания по муниципальному контракту, — такая возможность предусмотрена его положениями и тендерной документацией (п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).

Практика решений УФАС этого года показывает, можно ли продлить срок выполнения работ по контракту по 44-ФЗ по чрезвычайной ситуации — нет, если это не является последствием вспышки ковида. Чрезвычайные обстоятельства не прописаны в законе №44 как причина для продления договора, но подрядчик не платит неустойку за просрочку (ч. 9 ст. 34 44-ФЗ).

До конца 2021 года, учитывая нововведения, в случае необходимости срок исполнения заказа продлевается по соглашению сторон (ч. 65 ст. 112 44-ФЗ). Изменение по этому основанию допустимо при наличии:

  1. Обоснования для изменений и решение органов власти. Например: решение местной администрации о продлении срока исполнения контракта из-за коронавируса.
  2. Обеспечения, которое внесено подрядчиком на счет заказчика.

В ч. 65 ст. 112 ФЗ-44 указано, на какой срок можно продлить исполнение договора из-за пандемии — до конца 2021 года. При внесении изменений проводим пересчет обеспечения, если на это есть необходимость, в сторону увеличения или уменьшения и прописываем новый срок возврата поставщику этих денежных средств. Возврат гарантии, которая была представлена, не проводим. Требовать перечисления денежных средств по этому документу не нужно.

Продление исполнения оформляйте в виде дополнительного соглашения, факт подписания которого отражайте в реестре контрактов.

Когда заказчика лишают финансирования вышестоящие инстанции, допустимо согласование отсрочки платежей, если к этому моменту заказчик получит иные ресурсы и это предусмотрено условиями договора. Рассказываем, как продлить срок оплаты муниципального контракта в связи с короновирусом, пошагово:

Шаг 1. Подготовить письмо, которое содержит:

  • реквизиты договора;
  • обоснование внесения изменений;
  • предложение о заключении доп. соглашения, которое вносит изменения;
  • приложение — проект соглашения.

Шаг 2. Согласовать и подписать конечный вариант соглашения.

Шаг 3. После подписания соглашения отобразить этот факт в реестре контрактов.

Вопрос:

Контракт от 30.06.2020 по Закону № 44-ФЗ. Поставщик прислал письмо с предложением продлить срок исполнения контракта, сократив при этом количество и ассортимент товара из-за пандемии. Как действовать заказчику?

Ответ:

Распространение коронавирусной инфекции признано госорганами обстоятельством непреодолимой силы (совместное Письмо Минфина России, МЧС России и ФАС России от 03.04.2020).

Если из-за пандемии возникли трудности с исполнением, поставщик может предложить заказчику изменить контракт. Законом предусмотрено специальное основание для изменения в 2020 году сроков исполнения контракта, его цены (цены единицы товара, работы, услуги — при закупке с неизвестным объемом), размера аванса (п. 65 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Данные изменения были внесены Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

При этом Закон № 98-ФЗ не содержит положений о возможности изменения количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом, с пропорциональным изменением цены контракта («Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (май 2020 года)», Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России).

Следовательно, даже если контракт нельзя исполнить из-за коронавируса, поменять количество товара (объем работ или услуг) с пропорциональной корректировкой цены нельзя. Чтобы изменить количество товара, нужно применять подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Аналогичное мнение выразил Минфин России в Письме от 18.06.2020 № 24-03-06/52697.

Учитывая вышеизложенное, в указанной Вами ситуации заказчик вправе согласиться на изменение срока контракта на основании п. 65 ст. 112 Закона № 44-ФЗ. При этом изменить количество и ассортимент товара стороны могут на общих основаниях, руководствуясь подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, т. е. не более чем на 10%.

В ином случае сторонам рекомендуется рассмотреть возможность расторжения контракта по соглашению сторон.

Ответ подготовил эксперт «Альвенты» Елена Гомзякова с использованием системы КонсультантПлюс.

Информация актуальна на 04.09.2020.

Ответ подготовлен на основе следующих документов из системы КонсультантПлюс:

  • пишем информационное письмо заказчику о том, что на дворе коронавирус, но вы добросовестный и порядочный поставщик, поэтому вносить в реестр недобросовестных поставщиков вас не надо, вы следите за ситуацией в регионе и как только снимут ограничительные меры, продолжите исполнение контракта (отправляете это заказным письмом с уведомлением по почте, а также по электронной почте заказчику);
  • пусть вас не пугает (дальше читайте почему), что заказчик «кивнул» и начал начислять неустойку. Это его обязанность, которая прописана в законе и заключенном вами контракте;
  • когда федеральные и (или) региональные власти снимут ограничения, продолжаем выполнять свои обязательства по контракту (думаю, заказчик будет счастлив, что не нужно проводить новую закупку и тратить на это дополнительные ресурсы);
  • сдаем работы, подписываем отчетные документы. Далее направляем заказчику в письменной форме запрос о списании начисленной суммы неустойки с обоснованием обстоятельств, которые повлекли невозможность исполнения контракта в связи с распространением коронавируса именно для вас, прикладываем подписанный акт выполненных работ, делаем сверку расчетов. Заказчик должен будет списать эту сумму неустойки, исходя из текста постановления Правительства РФ от 26 апреля 2020 года № 591, (которое дополнило существовавшее ранее постановление о порядке списания неустоек № 793), это не право заказчика, а его обязанность.

А теперь спойлер – списать неустойку не получится, если вы по соглашению сторон измените срок исполнения контракта, цену, количество товаров или объем работ, услуг, а также, если в 2020 году не исполните обязательства в полном объеме.

Какой вариант выбрать решать в каждом конкретном случае Вам, но прежде чем принять то или иное решение, убедитесь, что вы предусмотрели все риски и изучили всю «стихийно появляющуюся» нормативную базу.

На основании ч. 2 ст. 34 44-ФЗ при подписании контракта нужно учесть, что в дальнейшем его существенные условия не подлежат изменению. При этом в самом 44-ФЗ не содержится указания на то, что именно можно считать существенным условием, и относится ли к ним срок действия контракта.

По нормам Гражданского кодекса (на которые должны опираться положения 44-ФЗ) к существенным условиям относятся соглашения о предмете договора, а также иные условия, которые необходимы для реализации подобного рода договоров.

В Гражданском кодексе также есть несколько статей, относящиеся к существенным условиям. Это ст. 457 – по срокам поставки товара, по ст. 708 – по срокам начала и окончания исполнения работ, по ст. 783 – сроки предоставления услуг.

С учетом п. 2 ст. 42 44-ФЗ можно сделать вывод, что к существенным условиям по любому контракту с государственными и муниципальными заказчиками относят условия о сроках исполнения обязательств в рамках соглашения.

Государственные контракты вступают в силу после подписания сторонами. При этом контракт должен содержать указание на финальные сроки выполнения работ. Без указания на сроки госконтракт можно считать недействительным по причине отсутствия существенных условий.

Составляется, если и арендодатель, и арендатор (арендаторы) согласны со всеми условиями продления контракта. Дополнительное соглашение должно иметь такой же вид и форму, как и основное, например, компьютерный или рукописный вариант.

Оно может содержать новые пункты, которых не было в прежнем договоре, отменять некоторые положения основного договора или изменять прописанные там условия. Дополнительным соглашением может быть, например, закреплены условия о выкупе объекта нежилой недвижимости арендатором после того, как он внесёт полную стоимость данного помещения.

Если изменяется размер арендной платы, то нужно также прописать и новую сумму НДС. Также нужно учитывать, что законом допускается повышение арендной платы не чаще, чем один раз год. Если в договоре или дополнительном соглашении прописано иное, этот пункт считается ничтожным.

Те положения основного контракта, которые остались без изменения, по-прежнему имеют свою силу и являются обязательными и исполнению всеми сторонами. Дополнительное соглашение составляется и подписывается в двух экземплярах (если арендаторов несколько, то количество экземпляров определяется по числу всех контрагентов).

Если первоначальный контракт был нотариально заверен, то данную процедуру нужно провести и с дополнительным соглашением. Если дополнительное соглашение заключается на срок более 1 года, оно должно пройти процедуру обязательной государственной регистрации в Росреестре.

Составление нового договора аренды нежилого помещения производится в соответствии с требованиями к оформлению договоров аренды, прописанными в ГК РФ.

Если контракт заключается на период более 1 года, его нужно зарегистрировать в Росреестре. Регистрация позволяет снизить риски как для арендодателя, так и для арендатора. Но в российской практике довольно часто заключают контракт по аренде нежилой недвижимости на 11 месяцев, чтобы избежать процедуры обязательной регистрации.

Письмо-уведомление на продление действующего контракта по аренде нежилого помещения арендатор направляет арендодателю в том случае, если он имеет приоритетное право аренды. Такое письмо передаётся лично или отправляется почтой.

В письме-уведомлении арендатор просит пролонгировать соглашение об аренде на тех же условиях и указывает сроки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *