Должностная инструкция учителя по профстандарту 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностная инструкция учителя по профстандарту 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Положения школы
  • Документы по коронавирусу
  • Билеты и инструктажи по ОТ
  • Журналы по охране труда
  • Акты и протоколы по ОТ
  • Нормативные документы ОТ

Должностные инструкции в школе по профстандарту

  • Должностные Профстандарт
  • Должностные по ЕКС
  • Должностные заместителей
  • Должностные администрации
  • Должностные учителей
  • Должностные персонала
  • Должностные лаборантов
  • Перечень должностных
  • Охрана труда администрации
  • Охрана труда учителя
  • Учебно-вспомогательный персонал
  • Обслуживающий персонал
  • Техника безопасности классного руководителя
  • Техника безопасности для учащихся
  • Инструктажи для учащихся
  • Охрана труда психолога
  • Охрана труда в библиотеке
  • Охрана труда в столовой
  • Перечень инструкций по ОТ
  • Пожарная безопасность в школе
  • Инструктажи по ПБ в школе
  • Видео пожарной безопасности
  • Перечень инструкций по ПБ

Должностная инструкция учителя (профстандарт)

  • Должностные инструкции для пришкольного лагеря
  • Инструкции по охране труда для пришкольного лагеря
  • Инструкции школьного лагеря
  • Инструкции для детей лагеря
  • Инструктажи для детей
  • Положения ДОУ
  • Документация по коронавирусу
  • Журналы по охране труда
  • Акты и протоколы по ОТ в ДОУ
  • Нормативные документы ОТ

Содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих требования были признаны морально устаревшими еще несколько лет назад. Это и стало основной причиной необходимости введения профессиональных стандартов — в 2012 году в Трудовом кодексе РФ появилось новое понятие «профстандарт».

Прежде всего, профстандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица, желающего работать учителем или воспитателем. Так, учитель, например, обязательно должен иметь высшее или среднее профессиональное образование:

  • в сфере педагогики или по направлению предмета, который учитель преподает;
  • иное высшее или среднее профобразование и дополнительное по направлению деятельности в школе.

1.1. Назначение на должность и освобождение от нее специалиста осуществляется директором учебного заведения.
1.2. Лицо на занимаемой должности является подчиненным директора учреждения и выполняет представленные обязанности под руководством его заместителей.
1.3. При ведении трудовой деятельности учитель должен подчиняться Конституции РФ, действующим законам и нормативным актам, отвечающим на вопросы системы образования, а также Уставу и дисциплинарным правилам заведения.
1.4. Специалист (кандидат) должен иметь среднее или высшее профессиональное образование по соответствующему направлению. При отсутствии последнего (в области ведения педагогической деятельности) преподаватель (кандидат) может иметь среднее или высшее, соответствующее преподаваемым дисциплинам, и пройти профессиональную подготовку по образовательному направлению.
1.5. Специалист на занимаемой должности должен владеть:

  • всеми необходимыми методиками диагностики в областях оказания образовательных услуг;
  • новейшими технологиями создания проектов в области образования и педагогики, поддержки тренинговых программ, игр, специализированных приемов обучения детей;
  • способами осуществления отбора профессиональной информации и ее проверки для последующего внедрения в образовательный процесс;
  • методами введения и использования программы воспитания учеников, их приобщения к социуму;
  • современными методами организации самостоятельной работы;
  • использованием оценочных методик;
  • способами осуществления профессионального мониторинга собственной деятельности и рефлексии;
  • оцениванием потенциала, способностей и возможностей учеников в целях повышения эффективности учебного процесса, использованием индивидуального подхода к учащимся;
  • методами содействия в формировании межличностных отношений в коллективе, благоприятного климата;
  • правилами ведения необходимой отчетности и документации.

1.6. Учитель обязан знать собственную должностную инструкцию, правила и нормы охраны труда, гигиенические стандарты и нормы, правила противопожарной безопасности.
1.7. Специалист на занимаемой должности должен обладать навыками и знаниями в области оказания первой медицинской помощи, а также уметь своевременно применить их.

В число основных функций педагога входят:

2.1. Осуществление обучения, воспитания учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и возраста.
2.2. Организация и содействие в осуществлении внеурочной деятельности, направленной на получение дополнительного образования, исследовательских навыков, знаний в области проектирования.
2.3. Закрепление знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей обучающихся, которые, в свою очередь, должны соответствовать заявленным стандартам.
2.4. Обеспечение гигиенических и санитарных норм во время проведения учебных занятий и внеурочных мероприятий. Отслеживание соблюдения правил безопасности.

Базовые функциональные обязанности включают в себя пункты:
3.1. Обеспечение должного уровня подготовки учеников. Результат должен соответствовать закрепленным на государственном уровне стандартам образования.
3.2. Разработка учебных программ, составление образовательных планов и обеспечение их реализации. Составление тематических планов для каждого учебного занятия с учетом образовательных стандартов и уровня подготовки учеников.
3.3. Организация образовательной и внеурочной деятельности разнообразных видов с учетом подготовки, индивидуальных особенностей, творческих способностей и задатков учеников.
3.4. Проведение учебных занятий строго в общепринятых стандартах, но с применениями разнообразных методов подачи материала и мониторинга знаний учащихся.
3.5. Контроль за ведением тетрадей и дневников обучающихся, ведение установленного орфографического режима.
3.6. Обеспечение охраны жизни и здоровья учеников во время проведения образовательных занятий, выездных и локальных мероприятий.
3.7. Выявление вероятных индивидуальных проблем и сложностей у обучающихся, сложностей в освоении учебной программы и оказание помощи в их преодолении.
3.8. Проведение контрольных работ в рамках требований образовательной программы о ведении отчетности об освоении учебного материала.
3.9. Своевременная передача данных дежурному учебного заведения о совершившихся несчастных случаях и оказание первой помощи при необходимости.
3.10. Хранение тетрадей для проведения проверочных работ в учебном кабинете на протяжении всего учебного года.
3.11. Участие во всех педагогических советах и совещаниях, конференциях и внеклассных мероприятиях.
3.12. Регулярное (ежегодное) прохождение медицинских осмотров.
3.13. Организация участия обучающихся в разнообразных конкурсных мероприятиях и фестивалях.
3.14. Подготовка учебного кабинета к приемке перед началом каждого учебного года.
3.15. Учителю запрещено:

  • менять установленное расписание учебных занятий по своему усмотрению;
  • пользоваться при реализации учебного процесса неисправным оборудованием;
  • менять продолжительность учебных занятий;
  • отменять учебные занятия без одобрения администрации образовательного учреждения.

5.1. Специалист на занимаемой должности несет ответственность:

  • за применение учебных программ в стандартном объеме и получение обратной связи в процессе от обучающихся;
  • за организацию соблюдения техники безопасности, ПДД и др.;
  • за несвоевременное оказание первой помощи;
  • за нарушение прав учеников, подвергание их жизни и здоровья опасности.

5.2. При несоблюдении правил и документов, неисполнение служебных обязанностей учитель подвергается дисциплинарным взысканиям.
5.3. За причинение материального ущерба учреждению или его обучающимся без уважительных причин учитель привлекается к ответственности в рамках Законодательства.
5.4. Принудительное освобождение от должности возможно в случаях применения методов физического или психического насилия в отношении обучающихся.

Должностная инструкция – документ, основывающийся на действующем законе «Об образовании» и раскрывающий права учителя начальных классов, его функциональные обязанности и требования к уровню подготовки. Документ является основным инструментом на всех этапах ведения профессиональной деятельности, опорой для реализации функций и прав.

Важно! Инструкция формируется в рамках нормативно-правовых актов, Устава образовательного учреждения, Конституции РФ и не может противоречить перечисленным документам.

Пункт «Общие положения» включает в себя основные требования к специалисту, занимающему должность учителя начальных классов. Блок раскрывает в себе сведения о ведении профессиональной деятельности, необходимого образования кандидата на должность или специалиста на занимаемой должности и правил внутреннего распорядка. Также в «Общих положениях» указываются требования к знаниям законодательства, умениям и навыкам, которыми должен обладать педагог начальных классов.

Блоки «Функции» и «Обязанности» включают в себя основную информацию о том, в какой области педагог должен реализовывать собственные знания, умения и навыки, а также правила их реализации. Пункты блоков обязательны к исполнению, поэтому не терпят исключений без уважительной причины. От выполнения перечисленных правил напрямую зависит уровень подготовки учеников и качество образовательного процесса.

Раздел «Права» включает в себя пункты, гарантирующие возможности карьерного и профессионального роста, стабилизации взаимоотношений преподавателя с обучающимися, администрацией и коллективом. В блоке «Ответственность» закреплены возможные последствия, связанные с несоблюдением настоящей должностной инструкции, Законодательства РФ, Устава и других документов, регулирующих права и обязанности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб. При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2). Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию. Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения. Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением». Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г. Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию. Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки. Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя. Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению. Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада. Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования. Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);

Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);

Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);

Положение о структурных подразделениях;

Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);

Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);

Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Должностная инструкция учителя начальных классов

Профессиональные стандарты лежат в основе определения требований к будущему работнику. Они используются работодателем для правильного названия должности и определения формулы расчета заработной платы.

Знать профстандарты нужно также и соискателям:

  • Представители некоторых профессий могут рассчитывать на льготы и компенсации. Они, в свою очередь, назначаются, если наименование занимаемой должности полностью соответствует названию из профессионального стандарта или квалификационного справочника. При этом сам работник должен соответствовать установленным требованиям.
  • Стандарты также определяют ограничения. К примеру, женщины не могут работать по некоторым специальностям: им запрещено быть матросами на грузовых и пассажирских судах (всего насчитывается 456 подобных профессий, и такой перечень утвержден Правительством РФ). Также в профстандартах прописаны возрастные ограничения: некоторые виды работ не могут выполняться лицами, не достигшими возраста совершеннолетия. Документ определяет и требования к образованию: человек не может устроиться врачом, если у него нет высшего медицинского образования.
  • Профессиональные стандарты позволяют объективно оценить свои возможности. Человек может понять, хватит ли у него знаний и умений, чтобы справляться с работой, на которую претендует.

К сожалению, стандарты разработаны не для всех профессий. Есть такие сферы деятельности, в которых постоянно происходят изменения, из-за чего составить и согласовать перечень основных требований к работникам не представляется возможным.

Профессиональные стандарты лежат в основе образовательных программ, которые предлагают слушателям учебные учреждения. Они нужны для того, чтобы максимально сократить разрыв между теоретическими знаниями и практикой. Вероятнее всего, в ближайшем будущем система присвоения квалификации после окончания учебы перейдет «в руки» независимых центров оценки квалификации: выпускник ВУЗа сможет получить квалификацию только через эту независимую оценку. Предполагается, что таким образом удастся усилить конкуренцию между институтами и университетами, а также побудить учебные заведения более активно сотрудничать с потенциальными и реальными работодателями.

До введения профстандарта воспитателя ДОУ деятельность кадров в детском саду регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он отражал лишь общие характеристики профессии воспитателя.

Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. ФГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации, а профстандарт непосредственно регулирует работу кадров.

Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 08.10. 2013 г. Полное название – «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).

5 августа 2016г. были внесены изменения в профстандарт воспитателя. В новой редакции скорректированы требования к образованию и обучению педагогов ДОУ.

Профессиональный стандарт воспитателя преследует следующие цели:

— Создание единого свода требований к квалификации педработника. Это значительно упрощает процесс поиска новых сотрудников, подготовки должностных инструкций в дошкольной организации, и даёт понимание соискателю, вправе ли он претендовать на эту должность.

— Создание единой системы оценивания профессионального уровня педагога. Это упрощает процесс подготовки материалов для аттестации и делает аттестацию максимально объективной.

Профстандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению.

Согласно профстандарту воспитатель выполняет следующие трудовые функции:

1) Воспитательная;

Трудовые действия

Необходимые умения

Регулирование поведения детей для обеспечения безопасной образовательной среды;

Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы;

Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию детей, независимо от их способностей и характера;

Управлять группой с целью вовлечения детей в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;

Проектирование и реализация воспитательных программ;

Анализировать реальное состояние дел в группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);

Защищать достоинство и интересы дошкольников, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;

Чтобы выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:

  • основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС дошкольного образования;

  • история, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества;

  • основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;

  • специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

  • основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;

  • общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;

  • особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;

  • основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;

  • современные тенденции развития дошкольного образования.

Профстандарт представляет собой форму, в квалификации которой указаны требования к кандидату на должность педагогического работника. Минтруд РФ Приказом от 12.04.2013 № 147н ввел в действие единообразный формат для документа.

Определяя квалификационные требования по должностям педагогических работников, нужно применять единый макет. Он включает 4 раздела:

  1. Общий (отражается цель и наименование вида профдеятельности, вид экономической деятельности и пр.).
  2. Описание трудовых обязанностей (описывается трудовой функционал, указывается квалификационный уровень).
  3. Обобщенные трудовые функции (установленные к уровню образования и опыту работы).
  4. Информация об учреждениях, принимавших участие в разработке документа.

Приказом Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н введен в действие профстандарт «Педагог», который обновлялся два раза — в 2014 и 2016 годах. Он касается работы педагогов дошкольного и школьного обучения.

Педагоги дошкольного и школьного уровней могут работать над проектированием и воплощением в жизнь как процессов образовательного характера, так и программ общего образования. Стандарт включает в себя и дошкольное, и три уровня школьного обучения: начальное, среднее и основное.

Претендуя на работу, соискатель должен обладать высшим или средним профобразованием (специальность «Образование и педнауки» или в той сфере, которая соответствует предмету). Квалификационные требования к работникам образования предусматривают возможность иметь высшее или среднее профильное образование и дополнительное по тому направлению, по которому учреждение ведет деятельность. Установленные нормативы для продолжительности практического опыта деятельности отсутствуют.

Ведет работу в части психологического и педагогического сопровождения процессов обучения в школах, учреждениях среднего и дополнительного профобразования, высших учебных заведениях. Этот специалист помогает обучающимся, у которых возникают проблемы и сложности при освоении программ.

Претендент на должность обязан иметь высшее образование по профильному направлению. Опыт не требуется.

    Образцы должностных инструкций, правила составления и утверждения

    Приказом Минтруда РФ от 08.09.2015 № 608н утвержден стандарт, касающийся педагогов профессионального обучения.

    В документ включены требования к работнику, касающиеся:

    • преподавания программ профессионального обучения, в том числе аспирантуры;
    • обеспечения проведения учебно-производственного процесса;
    • сопровождения группы учащихся педагогического и методического (в части реализации программ) характера;
    • обеспечения мероприятий по профориентации.

    Научно-методическая работа находится в компетенции сотрудника. К ней отнесены:

    • формирование программ;
    • составление пособий для учебы.

    Установленные к соискателю требования находятся в зависимости от той ступени профобразования, на которой он планирует работать.

    Ступень обучения

    Требование

    СПО, ВО

    Наличие профессионального образования по предмету, дисциплине.

    ДПО

    Наличие педагогического образования — профпереподготовка по дисциплине для обучения.

    Отсутствие — ДПО в сфере профобразования.

    Необходимым является:

    • повышение уровня квалификации не реже 1 раза в 3 года;
    • проверка у сотрудника знаний по охране труда.

    При запланированном обучении дисциплинам профессионального цикла у претендента должен иметься трудовой опыт в конкретной сфере (врач, финансист, дизайнер).

    Существует ряд условий, при наличии которых лицо не будет допущено к ведению педагогического процесса.

    К ним отнесены:

    • наличие судимости;
    • лишение права осуществлять подобную деятельность;
    • признание человека недееспособным.

    Педагоги дошкольного и школьного уровней обязаны проходить проверки в процессе медосмотра. Если обнаружена болезнь (например, в сфере психиатрии), которая препятствует дальнейшей образовательной деятельности, работать в учреждениях сферы педагогики запрещено.

    Отсутствие успешных результатов прохождения аттестации станет ограничением для работы. По действующему законодательству, педагоги постоянно должны подтверждать факт соответствия занимаемой должности. Исключением являются преподаватели высших заведений с учеными званиями.

    Эта информация актуальна по состоянию на 2021 год.

    Содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих требования были признаны морально устаревшими еще несколько лет назад. Это и стало основной причиной необходимости введения профессиональных стандартов — в 2012 году в Трудовом кодексе РФ появилось новое понятие «профстандарт».

    Прежде всего, профстандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица, желающего работать учителем или воспитателем. Так, учитель, например, обязательно должен иметь высшее или среднее профессиональное образование:

    • в сфере педагогики или по направлению предмета, который учитель преподает;
    • иное высшее или среднее профобразование и дополнительное по направлению деятельности в школе.

    Применение профессиональных стандартов для педагогов обязательно (ч.1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ).

    Обратите внимание! Обязательность применения профстандартов для работников сферы образования определена законом и не зависит от формы собственности и статуса работодателя (см. ответ на вопрос №7 письма Минтруда России от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253). Таким образом, профстандарт педагога должен применяться в отношении учителей и воспитателей не только в государственных, но и в частных образовательных учреждениях.

    Риски! За нарушение требований закона о применении профстандартов работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Профстандарты и квалификационные требования для педагогических работников

    Утвержденный правительством РФ профстандарт педагога можно скачать на этой странице.

    Профстандарту педагога психолога мы посвятили отдельный материал.

    ***

    Итак, профстандарт педагога обязателен к применению в отношении школьных учителей и воспитателей. Одно из важнейший требований такого профстандарта — наличие у работника педагогического образования или образования по преподаваемому предмету (для учителей). Сотрудника, не соответствующего профстандарту, нельзя уволить по этому основанию. Такой сотрудник по усмотрению работодателя и за счет последнего может быть отправлен на обучение/ повышении квалификации.

    Перечень стандартных должностных обязанностей учителя включает в себя:

    • осуществление тематического планирования преподавания учебного предмета на основе утвержденной рабочей программы, годового учебного графика и расписания занятий;
    • разработку планов проведения отдельных учебных занятий, развитие мотивации и способностей учащихся, осуществление связи обучения по учебному предмету с практикой;
    • проведение учебных занятий в соответствии с утвержденным графиком и расписанием;
    • соблюдение правовых, нравственных и этнических норм, а также требований профессиональной этики;
    • уважение чести и достоинства учащихся и других участников образовательных взаимоотношений;
    • развитие у учащихся познавательной активности, самостоятельности, инициативности и творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в современных условиях, а также формирование культуры безопасного и здорового образа жизни;
    • применение педагогически обоснованных и обеспечивающих высокое качество образования форм и методов обучения, воспитания;
    • учет особенностей психофизического развития и состояния здоровья учащихся, соблюдение специальных условий, необходимых для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействие (в случае возникновения необходимости) с медицинскими организациями;
    • обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;
    • обеспечение достижения и подтверждения учащимися уровней образования, предусмотренных действующим законодательством в области образования;
    • осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе с применением информационно-коммуникационных технологий;
    • соблюдение установленного в учреждении режима защиты персональных данных участников образовательных взаимоотношений;
    • участие в деятельности педагогических советов учреждения и других формах методической работы;
    • систематическое повышение собственного профессионального уровня, прохождение аттестации на соответствие занимаемой должности;
    • своевременное прохождение медицинских осмотров по направлению работодателя;
    • прохождение обучения и проверки знаний в области охраны труда;
    • соблюдение устава учреждения, правил трудового распорядка, охраны труда и пожарной безопасности.

    В то же время учителю категорически запрещено:

    • использование образовательной деятельности для:
      • принуждения учащихся к принятию религиозных, политических или других убеждений, либо отказу от них;
      • разжигания расовой, социальной, национальной или религиозной розни;
      • пропаганды исключительности, превосходства или неполноценности граждан по признаку языковой, расовой, национальной, социальной или религиозной принадлежности;
      • побуждения учащихся к действиям, противоречащим действующему законодательству страны.
    • использование методов и средств обучения, а также образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся;
    • требование от учащихся обязательного посещения мероприятий, не предусмотренных утвержденным учебным планом учреждения;
    • оказание платных образовательных услуг учащимся, если результатом этого становится конфликт интересов учителя.

    Следует отметить, что в рабочее время включается не только преподавательская, но и воспитательная, научная, творческая, исследовательская и индивидуальная работа с учащимися. При этом соотношение преподавательской и другой работы в пределах учебного года и рабочей недели определяется соответствующим локальным нормативным актом учреждения.

    Отдельным разделом следует прописать права учителя, в том числе на:

    • свободу преподавания и выражения собственного мнения, а также свободу от вмешательства в профессиональную деятельность;
    • свободу выбора и применения педагогически обоснованных средств, форм и методов обучения;
    • инициативу, разработку и использование авторских программ обучения в пределах реализуемой образовательной программы;
    • выбор средств обучения;
    • участие в разработке компонентов образовательных программ;
    • бесплатное пользование методическими и образовательными услугами учреждения;
    • участие в управлении школы и обсуждении вопросов, связанных с деятельностью учреждения;
    • объединение в общественные профессиональные организации;
    • обращение в комиссию по урегулированию споров между сторонами образовательного процесса;
    • защиту профессиональной чети и достоинства, объективное и справедливое расследование нарушения норм этики педагогических работников.

    Также необходимо упомянуть трудовые права и социальные гарантии учителя, такие как:

    • сокращенная продолжительность рабочего времени (не больше 36 часов в неделю);
    • дополнительное профессиональное образование (не реже 1 раза в три года);
    • ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск (продолжительностью, определенной Правительством РФ);
    • длительный отпуск сроком до одного года (не реже, чем рез каждые 10 лет непрерывной педагогической работы);
    • досрочное установление трудовой пенсии;
    • другие права и меры социальной поддержки, установленные на федеральном и региональном уровне.

    В разделе об ответственности учителя не будет лишним прописать, что помимо общих оснований, предусмотренных федеральным законодательством, основаниями для прекращения трудового договора с учителем может стать второе за год грубое нарушение устава учреждения и даже о��нократное применение методов воспитания, связанных с психическим или физическим насилием над личностью учащегося.

    • Должностные Профстандарт
    • Должностные по ЕКС
    • Должностные заместителей
    • Должностные администрации
    • Должностные учителей
    • Должностные персонала
    • Должностные лаборантов
    • Перечень должностных
    • Охрана труда администрации
    • Охрана труда учителя
    • Охрана труда учебно-вспомогательного персонала
    • Охрана труда обслуживающего персонала
    • Вводный инструктаж для работников школы
    • Техника безопасности классного руководителя
    • Техника безопасности для учащихся
    • Инструктажи для учащихся
    • Охрана труда психолога
    • Техника безопасности в библиотеке
    • Охрана труда в школьной столовой
    • Перечень инструкций по охране труда в школе
    • Пожарная безопасность в школе
    • Инструктажи по пожарной безопасности в школе
    • Пожарная безопасность в ДОУ
    • Видео по пожарной безопасности
    • Перечень инструкций по пожарной безопасности
    • Должностные инструкции для пришкольного лагеря
    • Инструкции по охране труда для пришкольного лагеря
    • Инструкции для школьного лагеря
    • Инструкции для детей пришкольного лагеря
    • Инструктажи для детей пришкольного лагеря
    • Положения ДОУ
    • Документация по коронавирусу
    • Журналы по охране труда
    • Акты и протоколы по ОТ в ДОУ
    • Нормативные документы ОТ

    Содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих требования были признаны морально устаревшими еще несколько лет назад. Это и стало основной причиной необходимости введения профессиональных стандартов — в 2012 году в Трудовом кодексе РФ появилось новое понятие «профстандарт».

    Прежде всего, профстандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица, желающего работать учителем или воспитателем. Так, учитель, например, обязательно должен иметь высшее или среднее профессиональное образование:

    • в сфере педагогики или по направлению предмета, который учитель преподает;
    • иное высшее или среднее профобразование и дополнительное по направлению деятельности в школе.

    Применение профессиональных стандартов для педагогов обязательно (ч.1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ).

    Обратите внимание! Обязательность применения профстандартов для работников сферы образования определена законом и не зависит от формы собственности и статуса работодателя (см. ответ на вопрос №7 письма Минтруда России от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253). Таким образом, профстандарт педагога должен применяться в отношении учителей и воспитателей не только в государственных, но и в частных образовательных учреждениях.

    Риски! За нарушение требований закона о применении профстандартов работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Утвержденный правительством РФ профстандарт педагога можно скачать на этой странице.

    Профстандарту педагога психолога мы посвятили отдельный материал.

    ***

    Итак, профстандарт педагога обязателен к применению в отношении школьных учителей и воспитателей. Одно из важнейший требований такого профстандарта — наличие у работника педагогического образования или образования по преподаваемому предмету (для учителей). Сотрудника, не соответствующего профстандарту, нельзя уволить по этому основанию. Такой сотрудник по усмотрению работодателя и за счет последнего может быть отправлен на обучение/ повышении квалификации.

    1) Должностные обязанности. Организует и проводит учебную и учебно-методическую работу по всем видам учебных занятий, за исключением чтения лекций. Участвует в научно-исследовательской работе кафедры, иного подразделения образовательного учреждения. Обеспечивает выполнение учебных планов и программ. Под руководством профессора, доцента или старшего преподавателя разрабатывает или принимает участие в разработке методических пособий по видам проводимых занятий и учебной работы, организует и планирует методическое и техническое обеспечение учебных занятий. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников. Принимает участие в воспитательной работе с обучающимися (студентами, слушателями), в организации их научно-исследовательской работы, в профессиональной ориентации школьников, в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению, развитию, обеспечению и совершенствованию материально-технической базы учебного процесса, обеспечению учебных подразделений и лабораторий оборудованием. Контролирует и проверяет выполнение обучающимися (студентами, слушателями) домашних заданий. Контролирует соблюдение обучающимися (студентами, слушателями) правил по охране труда и пожарной безопасности при проведении учебных занятий, выполнении лабораторных работ и практических занятий. Участвует в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, иных мероприятиях образовательного учреждения.

    Преподаватель несет ответственность:

    4.1. За нарушение Устава образовательной организации.

    4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

    4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

    4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

    4.5. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

    Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

    Перечень стандартных должностных обязанностей учителя включает в себя:

    • осуществление тематического планирования преподавания учебного предмета на основе утвержденной рабочей программы, годового учебного графика и расписания занятий;
    • разработку планов проведения отдельных учебных занятий, развитие мотивации и способностей учащихся, осуществление связи обучения по учебному предмету с практикой;
    • проведение учебных занятий в соответствии с утвержденным графиком и расписанием;
    • соблюдение правовых, нравственных и этнических норм, а также требований профессиональной этики;
    • уважение чести и достоинства учащихся и других участников образовательных взаимоотношений;
    • развитие у учащихся познавательной активности, самостоятельности, инициативности и творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в современных условиях, а также формирование культуры безопасного и здорового образа жизни;
    • применение педагогически обоснованных и обеспечивающих высокое качество образования форм и методов обучения, воспитания;
    • учет особенностей психофизического развития и состояния здоровья учащихся, соблюдение специальных условий, необходимых для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействие (в случае возникновения необходимости) с медицинскими организациями;
    • обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;
    • обеспечение достижения и подтверждения учащимися уровней образования, предусмотренных действующим законодательством в области образования;
    • осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе с применением информационно-коммуникационных технологий;
    • соблюдение установленного в учреждении режима защиты персональных данных участников образовательных взаимоотношений;
    • участие в деятельности педагогических советов учреждения и других формах методической работы;
    • систематическое повышение собственного профессионального уровня, прохождение аттестации на соответствие занимаемой должности;
    • своевременное прохождение медицинских осмотров по направлению работодателя;
    • прохождение обучения и проверки знаний в области охраны труда;
    • соблюдение устава учреждения, правил трудового распорядка, охраны труда и пожарной безопасности.

    В то же время учителю категорически запрещено:

    • использование образовательной деятельности для:
      • принуждения учащихся к принятию религиозных, политических или других убеждений, либо отказу от них;
      • разжигания расовой, социальной, национальной или религиозной розни;
      • пропаганды исключительности, превосходства или неполноценности граждан по признаку языковой, расовой, национальной, социальной или религиозной принадлежности;
      • побуждения учащихся к действиям, противоречащим действующему законодательству страны.
    • использование методов и средств обучения, а также образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся;
    • требование от учащихся обязательного посещения мероприятий, не предусмотренных утвержденным учебным планом учреждения;
    • оказание платных образовательных услуг учащимся, если результатом этого становится конфликт интересов учителя.

    Следует отметить, что в рабочее время включается не только преподавательская, но и воспитательная, научная, творческая, исследовательская и индивидуальная работа с учащимися. При этом соотношение преподавательской и другой работы в пределах учебного года и рабочей недели определяется соответствующим локальным нормативным актом учреждения.

    Отдельным разделом следует прописать права учителя, в том числе на:

    • свободу преподавания и выражения собственного мнения, а также свободу от вмешательства в профессиональную деятельность;
    • свободу выбора и применения педагогически обоснованных средств, форм и методов обучения;
    • инициативу, разработку и использование авторских программ обучения в пределах реализуемой образовательной программы;
    • выбор средств обучения;
    • участие в разработке компонентов образовательных программ;
    • бесплатное пользование методическими и образовательными услугами учреждения;
    • участие в управлении школы и обсуждении вопросов, связанных с деятельностью учреждения;
    • объединение в общественные профессиональные организации;
    • обращение в комиссию по урегулированию споров между сторонами образовательного процесса;
    • защиту профессиональной чети и достоинства, объективное и справедливое расследование нарушения норм этики педагогических работников.

    Должностная инструкция учителя по новым профстандартам

    УТВЕРЖДАЮ:
    Генеральный директор
    ООО «Поставки оптом»
    Широков /Широков И.А./
    «12» августа 2014 г.

    Должностная инструкция воспитателя детского сада

    І. Общие положения

    1.1. Данная должностная инструкция регулирует должностные функции воспитателя, его полномочия и права, а также определяет нарушения и проступки, за которые наступает дисциплинарная ответственность.

    1.2. Прием на работу и увольнение воспитателя происходят в порядке, установленном законодательством РФ и только после выпуска отдельного приказа руководителя учреждения.

    1.3. Воспитателем может быть сотрудник, обладающий следующими квалификационными данными: среднее специальное или высшее профильное (педагогическое, психологическое) образование, опыт работы от двух лет, наличие документа о медицинском допуске.

    1.4. Прямой руководитель воспитателя: заведующий детским садом.

    1.5. При отсутствии воспитателя на рабочем месте, его должностные функции переходят к лицу, соответствующему требованиям по квалификации и назначенному специальным распоряжением руководителя учреждения.

    1.6. Воспитатель должен быть знаком с:

    • законами РФ в части трудового и гражданского права;
    • внутренними приказами, распоряжениями, постановлениями, касающимися как его лично, так и учреждения в целом;
    • внутренними правилами трудового распорядка, нормами по охране труда, здоровья и безопасности (в том числе пожарной, санитарной, элетробезопасности, экологической и т.д.)
    • нормативными актами и методологическими документами, относящимися к образовательному процессу и деятельности;
    • основами детской психологии и педагогическими подходами,
    • правами детей;
    • способами и методами воспитания детей, контроля за ними;
    • правилами коммуникаций с воспитанниками, родителями, коллегами в различных ситуациях, а также педагогической этикой;
    • методами предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций между различными возрастными группами;
    • различными развивающими методиками (в том числе игровыми и неигровыми);
    • правилами составления учета посещаемости детей и отчетности перед руководством;
    • правилами действий в сложных, опасных, непредвиденных и форс-мажорных обстоятельствах.

    ІІ. Должностные обязанности воспитателя детского сада

    2.1. В функции воспитателя входит решение следующих задач и вопросов:

    • воспитание детей в соответствии с их возрастными потребностями;
    • проведение развивающих и обучающих занятий в соответствии с образовательными методиками, программами и планами,
    • обеспечение безопасности детей во время нахождения в группе, на прогулке, перемещения внутри детского сада и на его территории;
    • заполнение и ведение учетной документации: в том числе журнала посещаемости;
    • обучение воспитанников нормам гигиены и ухода за собой,
    • проведение мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей (совместно с другими работниками детского сада);
    • обучение правилам коммуникаций с представителями разных возрастных групп;
    • ознакомление детей с нормами этики и эстетики;
    • обучение детей соблюдению режима дня;
    • подготовка и проведение утренников, а также иных праздников, направленных на укрепление дружбы между детьми, налаживанию отношений;
    • подготовка и проведение родительских собраний;
    • контроль за здоровьем детей, своевременное и грамотное реагирование в случае травмирования детей (обращение за медицинской помощью к медсестре учреждения и в случае необходимости в скорую помощь);
    • сообщение обо всех нестандартных, опасных, критических, форс-мажорных ситуациях непосредственному руководителю и коллегам;
    • индивидуальное общение с родителями на предмет обсуждения особенностей характера их ребенка, консультирование в вопросах воспитания детей (в рамках своей компетенции);
    • рекомендации к участию детей в различных конкурсах, смотрах, мероприятиях;
    • обеспечение сохранность вверенных в его пользование товарно-материальных ценностей;
    • следование установленному графику работы;
    • регулярное повышает своей трудовой квалификации;
    • регулярное прохождение медицинского осмотра (не реже одного раза в год).

    ІІІ. Права

    3.1. Воспитатель детского сада наделяется следующими правами и полномочиями:

    • требовать от руководства учреждения создания нормальных условий труда, соответствующих законодательству РФ;
    • предлагать заведующему меры, направленные на оптимизацию работы учреждения в целом и себя лично в частности;
    • представлять учреждение в государственных и негосударственных организациях (в границах своей компетенции);
    • получать информацию обо всех приказах, распоряжениях, постановлениях руководства, касающихся его деятельности;
    • общаться с представителями других структурных отделов учреждения для решения собственных профессиональных вопросов;
    • принимать самостоятельные и независимые решения (в рамках своей деятельности при обязательном соблюдении условий безопасности);
    • меняться сменами со вторым воспитателем (при взаимном добровольном согласии);
    • отказаться от выполнения должностных функций при возникновении угрозы жизни или здоровью

    ІV. Ответственность

    При возникновении следующих ситуаций воспитатель может быть подвергнут дисциплинарному наказанию (строго в рамках действующего закона):

    4.1. Уклонение от исполнения трудовых обязанностей, халатное их выполнение.

    4.2. Однократное и регулярное нарушение правил внутреннего тр����дового распорядка, режима работы и отдыха, дисциплины, субординации.

    4.3. Пренебрежение к нормам безопасности (противопожарной, санитарной, электробезопасности и т.д.).

    В раздел «Общие положения» вносится информация о том, в какой сфере работает преподаватель, кто его начальник, кто может его уволить с рабочего места. Далее идет пункт об образовании, которым должен обладать преподаватель, его опыт и стаж. Также перечислены условия, при которых лицо, выполняющее педагогическую деятельность не может быть допущено к выполнению обязанностей. И действия, которые недопустимы на рабочем месте.

    Следующем шагом перечислены все документы, законы, программы, акты, с которыми работник обязан быть ознакомлен.

    В разделе «Должностные обязанности» четко и подробно описаны функции и требования, возлагаемые на преподавателя. В одном месте может быть несколько разных учителей, у которых разные рабочие функции. Значит инструкций будет несколько. Обычно это самый объемный раздел документа.

    Раздел «Права» включает в себя все полномочия и привилегии, которыми наделяется сотрудник с целью повышения эффективности труда. Здесь отдельно можно указать ситуации, в которых педагог может рассчитывать на помощь сотрудников других отделов. Права прописывают также подробно, как и остальные разделы.

    В разделе «Ответственность» четко определяются все нарушения, за которые преподаватель будет подвержен санкциям и штрафам внутри организации, либо, согласно законам РФ, понесет более суровое наказание вне компании.

    После составления должностную инструкцию отдают на согласование сотруднику, который непосредственно координирует работу педагога. Это может быть заместитель директора или руководитель. Он ставит свою подпись с расшифровкой.

    После от сотрудника требуется заполнить:

    • ФИО полностью;
    • название организации, свою должность;
    • паспортные данные;
    • подпись;
    • дату ознакомления с инструкцией.

    Один подписанный экземпляр документа обязательно должен быть на руках у работника.

    Все должностные инструкции предприятия написанные по Профстандарту должны обязательно включать 6 главных разделов:

    • Требования к квалификации работника (общее образование, стаж на прошлом месте работы);
    • Иерархию подчиненности (кому работник обязан подчиняться, кто подчиняется ему);
    • Требования к знаниям работника (здесь подробно описывается дополнительное образование, курсы повышения квалификации, алгоритмы присваивания разрядов и понижения в должности. В этом разделе можно ссылаться на другие регламенты и документы);
    • Обязанности работника;
    • Права работника;

    Ответственность — материальная, должностная, можно ввести пункт об уголовных преступлениях в соответствии с УК;

    При этом, работодателю рекомендуется наибольшее внимание обратить на 3 раздел. Например, если бухгалтер в точности не знает стандарты учета и налоговое законодательство, то после проверки профессиональной пригодности, его смело можно уволить по статье.

    Поэтому, все эти инструкции являются филькиной грамотой для работников, хороший юрист всегда позволит руководству предприятия выиграть трудовой спор. Однако, если в инструкции есть пробелы, трудовой спор может выиграть уже работник.

    Содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих требования были признаны морально устаревшими еще несколько лет назад. Это и стало основной причиной необходимости введения профессиональных стандартов — в 2012 году в Трудовом кодексе РФ появилось новое понятие «профстандарт».

    Одним из первых был разработан и внедрен профтандарт педагога (см. приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н). Данный профстандарт — документ, в котором указано, какими умениями, знаниями и навыками должен обладать современный педагог.

    Обратите внимание! Профстандарт педагога, утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н, распространяется не только на школьных учителей. Его требования применяется также в отношении воспитателей в детских садах и иных дошкольных образовательных учреждениях.

    Прежде всего, профстандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица, желающего работать учителем или воспитателем. Так, учитель, например, обязательно должен иметь высшее или среднее профессиональное образование:

    • в сфере педагогики или по направлению предмета, который учитель преподает;
    • иное высшее или среднее профобразование и дополнительное по направлению деятельности в школе.

    Обратите внимание! Получение дополнительного профобразования по направлению деятельности в образовательной организации необходимо лишь тем лицам, которые желают работать учителями, но не имеют при этом высшего или среднего профобразования — педагогического или в области предмета, который такие лица собираются преподавать. При наличии соответствующего высшего или среднего образования (т. е. педагогического и/ или по профилю преподаваемого предмета) требование профстандарта о допобразовании является избыточным (см. письмо Минпросвещения России от 28.03.2019 №ТС-817/08).

    Должностная инструкция учителя

    Нет, уволить за несоответствие сотрудника требованиям профстандарта нельзя. Но работодатель, определив, что работник не в полной мере отвечает установленным профстандартом характеристикам, может отправить его за свой счет (т. е. за счет средств работодателя) на обучение (ст. 196 ТК РФ).

    Важно! Действие профстандартов распространяется на работников, принимаемых на работу уже после вступления в силу таких профстандартов. Ранее трудоустроенные учителя и воспитатели не могут быть уволены за то, что их уровень образования и опыта работы ниже, чем описанный в профстандарте (ответ на вопрос №10 письма Минтруда России от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253).

    Правоприменитель неоднократно указывал, что формальный подход при использовании профстандартов в отношении работников, уже трудящихся в организации на момент вступления в силу соответствующего профстандарта, недопустим. Тем более, это не может выступить основанием к расторжению действующего трудового договора (например, письмо Минобрнауки РФ от 13.10.2016 №НТ-1295/12, постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2018 №41-П и т.д.). Как обозначил КС РФ в упомянутом постановлении, требования ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ», по общему правилу, должны применяться на этапе принятия решения о приеме на работу.

    Обратите внимание! «Несоответствие профессиональному стандарту» и «несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации» — это не тождественные понятия. При этом второе уже может выступать основанием к расторжению трудового договора (п. 3 ч.1 ст. 81 ТК РФ). Тем не менее, увольнять работника и по этому основанию работодатель не обязан.

    Нет, данный профстандарт применяется только в отношении учителей (педагогическая деятельность в сфере начального, основного, среднего общего образования) и воспитателей (дошкольное образование).

    Для работников сферы образования, выполняющих иные трудовые функции, имеются свои профстандарты, среди которых:

    • педагог-психолог (психолог в сфере образования);
    • педагог дополнительного образования детей и взрослых;
    • педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
    • специалист в области воспитания;
    • мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий;
    • специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) и др.

    Утвержденный правительством РФ профстандарт педагога можно найти и скачать, например, на официальном сайте Минтруда России (по данной ссылке).

    Итак, профстандарт педагога обязателен к применению в отношении школьных учителей и воспитателей. Одно из важнейший требований такого профстандарта — наличие у работника педагогического образования или образования по преподаваемому предмету (для учителей). Сотрудника, не соответствующего профстандарту, нельзя уволить по этому основанию. Такой сотрудник по усмотрению работодателя и за счет последнего может быть отправлен на обучение/ повышении квалификации.

    УТВЕРЖДАЮ:
    Генеральный директор
    ООО «Поставки оптом»
    Широков /Широков И.А./
    «12» августа 2014 г.

    Должностная инструкция воспитателя детского сада

    І. Общие положения

    1.1. Данная должностная инструкция регулирует должностные функции воспитателя, его полномочия и права, а также определяет нарушения и проступки, за которые наступает дисциплинарная ответственность.

    1.2. Прием на работу и увольнение воспитателя происходят в порядке, установленном законодательством РФ и только после выпуска отдельного приказа руководителя учреждения.

    1.3. Воспитателем может быть сотрудник, обладающий следующими квалификационными данными: среднее специальное или высшее профильное (педагогическое, психологическое) образование, опыт работы от двух лет, наличие документа о медицинском допуске.

    1.4. Прямой руководитель воспитателя: заведующий детским садом.

    1.5. При отсутствии воспитателя на рабочем месте, его должностные функции переходят к лицу, соответствующему требованиям по квалификации и назначенному специальным распоряжением руководителя учреждения.

    1.6. Воспитатель должен быть знаком с:

    • законами РФ в части трудового и гражданского права;
    • внутренними приказами, распоряжениями, постановлениями, касающимися как его лично, так и учреждения в целом;
    • внутренними правилами трудового распорядка, нормами по охране труда, здоровья и безопасности (в том числе пожарной, санитарной, элетробезопасности, экологической и т.д.)
    • нормативными актами и методологическими документами, относящимися к образовательному процессу и деятельности;
    • основами детской психологии и педагогическими подходами,
    • правами детей;
    • способами и методами воспитания детей, контроля за ними;
    • правилами коммуникаций с воспитанниками, родителями, коллегами в различных ситуациях, а также педагогической этикой;
    • методами предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций между различными возрастными группами;
    • различными развивающими методиками (в том числе игровыми и неигровыми);
    • правилами составления учета посещаемости детей и отчетности перед руководством;
    • правилами действий в сложных, опасных, непредвиденных и форс-мажорных обстоятельствах.

    ІІ. Должностные обязанности воспитателя детского сада

    2.1. В функции воспитателя входит решение следующих задач и вопросов:

    • воспитание детей в соответствии с их возрастными потребностями;
    • проведение развивающих и обучающих занятий в соответствии с образовательными методиками, программами и планами,
    • обеспечение безопасности детей во время нахождения в группе, на прогулке, перемещения внутри детского сада и на его территории;
    • заполнение и ведение учетной документации: в том числе журнала посещаемости;
    • обучение воспитанников нормам гигиены и ухода за собой,
    • проведение мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей (совместно с другими работниками детского сада);
    • обучение правилам коммуникаций с представителями разных возрастных групп;
    • ознакомление детей с нормами этики и эстетики;
    • обучение детей соблюдению режима дня;
    • подготовка и проведение утренников, а также иных праздников, направленных на укрепление дружбы между детьми, налаживанию отношений;
    • подготовка и проведение родительских собраний;
    • контроль за здоровьем детей, своевременное и грамотное реагирование в случае травмирования детей (обращение за медицинской помощью к медсестре учреждения и в случае необходимости в скорую помощь);
    • сообщение обо всех нестандартных, опасных, критических, форс-мажорных ситуациях непосредственному руководителю и коллегам;
    • индивидуальное общение с родителями на предмет обсуждения особенностей характера их ребенка, консультирование в вопросах воспитания детей (в рамках своей компетенции);
    • рекомендации к участию детей в различных конкурсах, смотрах, мероприятиях;
    • обеспечение сохранность вверенных в его пользование товарно-материальных ценностей;
    • следование установленному графику работы;
    • регулярное повышает своей трудовой квалификации;
    • регулярное прохождение медицинского осмотра (не реже одного раза в год).

    ІІІ. Права

    3.1. Воспитатель детского сада наделяется следующими правами и полномочиями:

    • требовать от руководства учреждения создания нормальных условий труда, соответствующих законодательству РФ;
    • предлагать заведующему меры, направленные на оптимизацию работы учреждения в целом и себя лично в частности;
    • представлять учреждение в государственных и негосударственных организациях (в границах своей компетенции);
    • получать информацию обо всех приказах, распоряжениях, постановлениях руководства, касающихся его деятельности;
    • общаться с представителями других структурных отделов учреждения для решения собственных профессиональных вопросов;
    • принимать самостоятельные и независимые решения (в рамках своей деятельности при обязательном соблюдении условий безопасности);
    • меняться сменами со вторым воспитателем (при взаимном добровольном согласии);
    • отказаться от выполнения должностных функций при возникновении угрозы жизни или здоровью

    ІV. Ответственность

    При возникновении следующих ситуаций воспитатель может быть подвергнут дисциплинарному наказанию (строго в рамках действующего закона):

    4.1. Уклонение от исполнения трудовых обязанностей, халатное их выполнение.

    4.2. Однократное и регулярное нарушение правил внутреннего тр��дового распорядка, режима работы и отдыха, дисциплины, субординации.

    4.3. Пренебрежение к нормам безопасности (противопожарной, санитарной, электробезопасности и т.д.).

    Профстандарт в общем случае содержит (п. 6 методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтрудсоцзащиты РФ от 29.04.2013 № 170н):

    • раздел 1, в котором фиксируются общие сведения о позиции, для которой определяются квалификационные требования;
    • раздел 2, в котором содержится описание всех трудовых функций, которые входят в соответствующий профстандарт;
    • раздел 3, в котором отражаются сведения об обобщенных трудовых функциях, а также развернутые характеристики конкретных трудовых функций;
    • раздел 4, в котором отражаются данные об организациях, разработавших профстандарт.

    Для нас наиболее полезными будут, очевидно, первые три раздела.

    Из раздела 1 профстандарта в целях составления инструкции можно извлечь наименование занятия по коду ОК3 (графа «Группа занятий»). Именно эта графа определяет название должности, для которой составляется инструкция. Также наименование должности по инструкции может базироваться на сведениях в графе «Возможные наименования должностей» подраздела «Обобщенная трудовая функция» раздела 3 профстандарта.

    Конкретные требования к уровню образования и опыту по обобщенным трудовым функциям (и для соответствующих им конкретизированных функций) закреплены в третьем разделе профстандарта. Эти требования могут быть включены в раздел «Общие положения» должностной инструкции.

    Третий раздел профстандарта также может быть также полезен с точки зрения:

    • формирования перечня функциональных обязанностей сотрудника по должностной инструкции (им может соответствовать перечень «Трудовые действия», установленный для конкретной трудовой функции в профстандарте);
    • формирования перечня знаний и умений сотрудника по должностной инструкции (им могут соответствовать перечни «Необходимые умения» и «Необходимые знания», также установленные для конкретной трудовой функции в профстандарте).

    Кроме того, формулировки, приведенные в перечне «Трудовые действия» по профстандарту, могут быть использованы и при составлении раздела «Права» должностной инструкции. Как мы отметили выше, права сотрудника, фиксируемые в инструкции, могут выражаться в получении доступа к определенным данным, а также в возможности взаимодействия с коллегами. Профстандарт вполне может определять и то и другое.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *