Виды медицинской помощи при ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды медицинской помощи при ДТП». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Во время ДТП возможна травма позвоночника, и особенно опасными будут повреждения зоны его шейного отдела. Если нет угрозы взрыва машины или ее возгорания, неправильная эвакуация людей из искореженных машин может утяжелить состояние пострадавших, нанести дополнительную травму. Поэтому их рекомендовано оставить на месте до прибытия врачей скорой помощи. Если же необходимо немедленное извлечение пострадавших из машины, и они не зажаты деталями, проводится извлечение только с предельной осторожностью. Если пострадавший в сознании, ему сообщают, что нужно вытащить его из автомобиля, просят не производить резких движений и не шевелиться. Если подозревается травма шеи, человек жалуется на боли в этой зоне, необходимо сначала соорудить из подручных средств «воротник», чтобы голова и шея, плечи были плотно зафиксированы и не сдвигались.

Первая помощь при ДТП: спасти жизнь

Обычно перелом сопровождается сильной болью и деформацией кости, а иногда еще и торчащими отломками в ране, если он открытый. Кроме того, возникает отек, а при открытых переломах — кровотечение. Если есть возможность быстро получить помощь медиков, лучше не беспокоить пострадавшего лишний раз, успокоить его и приложить холод к месту повреждения. Если же вопрос с медицинской помощью сложный, тогда нужно проведение определенных мероприятий. При открытом переломе необходимо наложение стерильной повязки, чтобы избежать лишнего загрязнения раны, а при наличии кровотечения следует меры, указанные выше. Ничего вправлять нельзя, равно как и промывать рану, это грозит сильной болью вплоть до шока и дополнительными травмами. При закрытых переломах нужна иммобилизация конечности, чтобы не наносить дополнительной травмы, это может быть шина, палка, кусок деревяшки. В дальнейшем перелом будут лечить уже профессионалы в клинике.

Объем и качество оказания медицинской помощи при автодорожных травмах во многом зависит от наличия медицинской техники (иммобилизационные шины, портативные аппараты для проведения ИВЛ, дефибриллятор и т. д.) и лекарственных препаратов. Совершенно ясно, что в зависимости от того, что имеется в распоряжении медицинского работника: индивидуальная автомобильная аптечка (в лучшем случае) или специализированный реанимобиль, будет определяться объем неотложной помощи.

Неотложная помощь при дтп. Последовательность оказания первой помощи при автомобильных травмах следующая:

1. Бережно извлечь пострадавшего из автомобиля;

2. При наличии признаков клинической смерти провести комплекс реанимационных мероприятий (см. тему ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РЕАНИМАТОЛОГИИ);

A retrospective analysis of 744 acts of forensic autopsies of victims of road accidents was carried out. The experience of rendering first medical aid to 85 patients injured in road traffic accidents with associated mechanical traumas with various localization, treated in Kazan «City Emergency Hospital № 1». Application of «Damage control» allows to reduce duration of preoperative preparation, duration of primary urgent surgeries, to reduce number of complications in the early postoperative period, a postoperative lethality.

Ежегодно на планете в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) погибает свыше миллиона человек, в том числе на территории России – более 26 тыс. человек (рис.1, 2). Из сферы производства исключаются в основном люди трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети – невосполнимый потенциал общества. Государство несет значительные убытки. Размер ущерба, по словам Д.А. Медведева (2010), нанесенного ДТП экономике России за последние 5 лет, составил 5,5 трлн. руб., что сопоставимо с размером бюджетных затрат на здравоохранение за тот же срок. По данным ГИБДД РФ, Россия теряет ежегодно до 2,3% ВВП из-за дорожных аварий. При этом количество погибших в результате ДТП в нашей стране в несколько раз превышает этот же показатель в Европе (в пересчете на 100 тысяч жителей). Растет число погибших пешеходов и детей, а также количество ДТП, совершенных по вине пьяных водителей [5].

Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» должна снизить число погибших до 19,9 тысяч человек в год к 2020 году. На эти цели потребуется более 99 млрд. рублей.

В прошедшем (2011) году наблюдался рост уровня смертности [5].

  1. Изучить структуру санитарных потерь, характер повреждений и причины летальности у пострадавших с сочетанными механическими травмами при ДТП на территории Республики Татарстан;
  2. В условиях экспериментальной модели изучить влияние на гомеостаз сочетанных механических повреждений в первые 2-4 часа после агрессии;
  3. Изучить особенности оказания хирургической помощи пострадавшим с сочетанными механическими травмами при ДТП на территории промышленного региона на догоспитальном этапе;
  4. Изучить результаты применения у пострадавших в ДТП с механическими сочетанными повреждениями тактики этапного хирургического лечения «damage control» на госпитальном этапе квалифицированной хирургической помощи;
  5. Разработать и внедрить в практику здравоохранения промышленного региона организационно-функциональную модель оказания хирургической помощи пострадавшим с сочетанными механическими травмами при дорожно-транспортных происшествиях и оценить ее эффективность.

Материал и методы исследования

Для достижения поставленной цели проведено комплексное организационное и клиническое исследование.

В основу организационного раздела были положены ретроспективное изучение 744 актов судебно-медицинских вскрытий погибших от сочетанных механических травм в ДТП на территории Республики Татарстан в 2006-2008 годах и анализ ресурсообеспечения в 2007-2010 годах учреждений здравоохранения зон риска, расположенных вдоль участка ФАД М-7 «Волга», проходящего по территории Республики Татарстан.

Объектом клинического исследования явились 85 пострадавших с сочетанными механическими травмами различной локализации в дорожно-транспортных происшествиях на автодорогах Республики Татарстан, лечившихся в ГАУЗ «ГБСМП № 1» г. Казани 2006 по 2011 годы.

Мужчин было 63 (74%), женщин – 22 (26%). В возрасте от 18 до 39 лет было 64 (75,2%), от 40 до 59 лет – 15 (17,6%), от 60 и старше – 6 (7,2%), то есть повреждения встречались во всех возрастных группах, но самую большую составили лица молодого и наиболее работоспособного возраста.

Общая тяжесть повреждений у наблюдаемых нами пациентов составила 10,3 ± 2,5 баллов по шкале ВПХ – П (МТ), а тяжесть состояния при поступлении в приемное отделение – 29,1 ± 3,3 баллов по шкале ВПХ СП.

Две области тела были повреждены у 21 (24,7%), три – у 28 (32,9%), четыре – у 23 (27,1%), пять – у 10 (11,8%), шесть – у 3 (3,5%) пострадавших. Травмы черепа встретились у 61 (71,8%) пострадавшего. В 39 (63,9%) случаях была диагностирована закрытая, в 22 (36,1%) – открытая черепно-мозговая травма, в 49 (80,3%) – переломы костей черепа. У 4 (6,6%) пациентов травма головы сопровождалась сотрясением, у 57 (93,4%) – ушибом головного мозга. С повреждениями груди поступило 40 (47,1%) пострадавших. Из них пневмоторакс был диагностирован у 19 (47,5%), гемоторакс – у 21 (52,5%), ушиб легкого у 16 (40,0%), ушиб сердца – у 5 (12,5%) пациентов.

У 44 (51,8%) из 85 пострадавших были выявлены повреждения живота, у 14 (16,5%) – таза. Во всех 44 (100%) наблюдениях имели место закрытые травмы живота. При этом чаще всего были повреждены селезенка – у 18 (41%), печень – у 16 (36,6%), толстая кишка – у 11 (25,0%), тонкая кишка – у 8 (18,2%) и желудок – у 6 (13,6%) пациентов. У 3 (6,8%) пострадавших наряду с повреждением органов брюшной полости были отмечены повреждения крупных сосудов. У 35 (79,5%) из 44 пострадавших с травмами живота были повреждены два органа брюшной полости и более.

У 64 (75,3%), пострадавших были установлены повреждения опорно-двигательного аппарата. Из них у 39 (60,9%) были выявлены переломы костей нижних, у 25 (39,1%) – верхних конечностей. Повреждения магистральных сосудов конечностей были диагностированы в 10 (15,6%) случаях. В наших клинических наблюдениях чаще встречали повреждение бедренной артерии – 8 (12,5%) пациентов.

В зависимости от характера использованной хирургической тактики мы разделили всех наблюдаемых пациентов на две группы. Опираясь на оценку тяжести состояния и тяжести повреждений у 50 (58,8%) пострадавших группы сравнения мы применили традиционную тактику одномоментного устранения всех повреждений в ходе хирургической операции, а у 35 (41,2%) человек основной группы – тактику этапного устранения повреждений «Damage control».

Тактику этапного устранения повреждений применили при ведущих повреждениях органов живота и таза у 11 (31,4%), конечностей – у 9 (25,7%), головы – у 9 (25,7%), груди – у 6 (17,1%) пострадавших.

Как следует из анализа данных, представленных в таблице 1, тяжесть повреждений и состояния пострадавших в основной группе были выше, чем в группе сравнения.

Таблица 1.

Тяжесть повреждений и состояния пострадавших и вариант хирургической тактики

Показатель

Хирургическая тактика

«Damage control»

Одномоментное

устранение повреждений

ВПХ-СП, баллы

31,8±3,3

26,3±3,2*

ВПХ-П(МТ), баллы

14,0±2,1

8,2±2,6*

* — здесь и далее значение статистически достоверно, p

ВПХ-П (МТ) – военно-полевая хирургия – повреждение (механическая травма)

ВПХ-СП – военно-полевая хирургия – состояние поступление [1].

  1. Не пытайтесь как можно быстрее достать из автомобиля всех пострадавших и утащить подальше. Или менять позу человека, лежащего на дороге. Действия непрофессионалов в таком случае могут только усугубить состояние пострадавших. Это нужно делать в крайнем случае для обеспечения безопасности или быстрейшего оказания помощи.
  2. Не накладывайте жгут при кровотечениях без веских оснований. Если он лежит в аптечке, это не значит, что его надо непременно использовать. В большинстве случаев помогает давящая повязка.

Помните! Пристёгиваться ремнями безопасности нужно не только водителю и пассажиру, сидящему впереди. Пристёгиваться должны все. Статистика столкновений в ДТП и специальные стендовые испытания показывают, что любой не пристёгнутый в салоне человек при серьёзном столкновении на скорости в 60 км в час или при переворачивании машины может погибнуть сам или убить своим телом другого пассажира. Даже если это ребёнок.

И последнее: практическая подготовка к оказанию первой помощи — это безопасность ваша и окружающих. Правильно и вовремя оказанная очевидцами первая помощь может спасти жизнь! Может быть, вашу собственную…

Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

АСР при ликвидации последствий ДТП характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. В состав АСР входят также поисково-спасательные и другие неотложные работы, связанные с ликвидацией последствий ДТП.

Основными критериями, определяющими привлечение аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных служб МЧС России к ликвидации последствий ДТП, являются:

  • ситуация, когда пострадавший заблокирован деформированными элементами кузова ТС, и его эвакуация невозможна без применения специального спасательного оборудования и инструментов;
  • угроза падения на аварийное ТС с пострадавшими грузов, конструкций и других опасных предметов;
  • ситуация, когда ТС с пострадавшими находится в зоне разлива (угрозы разлива или возгорания) ГСМ, АХОВ и других опасных грузов;
  • сложная метеорологическая обстановка на месте ДТП, требующая привлечения специальных аварийно-спасательных средств.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены ТС, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся ТС наехало на стоящее ТС, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие — происшествие, при котором ТС наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. д.).

Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций — это деятельность по всестороннему обеспечению АСР, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, первой, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержание их работоспособности.

Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся ТС опрокинулось.

Пассажир — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Первая помощь — оказывается гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, до оказания медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спаса­те­льных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами).

Особые виды ДТП — ДТП, осложненные опасными факторами, требующими специальной подготовки спасателей или привлечения дополнительных сил и средств.
ДТП с падением ТС в воду — ДТП, при которых ТС по каким-либо причинам падают в реки, озера, море, проваливаются под лед и т.п.

ДТП с падением ТС с крутых склонов — ДТП, при которых ТС по каким-либо причинам срываются с крутых склонов и при падении, как правило, несколько раз переворачиваются, ударяясь о выступы скал, и пролетают 100–150 м и более. Иногда ТС взрываются. Сами ТС превращается в груду искореженного металла.

ДТП на участке железной дороги — ДТП, при которых: ТС сталкивается с подвижным или стоящим железнодорожным составом на железнодорожных переезде или на непредназначенном для переезда участке железной дороги; ТС сталкивается с другим ТС на железнодорожном переезде; подвижный железнодорожный состав наезжает на ТС на железнодорожном переезде или на непредназначенном для переезда участке железной дороги.

ДТП с участием трамвая (троллейбуса) — ДТП, при которых трамвай (троллейбус) столкнулся (наехал) на другое ТС, или в результате обрыва и падения на ТС силовых проводов, или схода трамвая с рельсов и его опрокидывания пострадали ТС или люди.

ДТП с возникновением пожара – ДТП, сопровождающееся возгоранием аварийных ТС и перевозимых ими грузов.

Попадание ТС под завал — ДТП, при котором ТС с людьми в результате природных или техногенных явлений попало под лавину, сель, обвал, камнепад и т.п.

ДТП в туннеле (путепроводе) — ДТП, осложненные спецификой ограниченного пространства, затрудняющего доступ к месту ДТП, проведение АСР и эвакуацию пострадавших.

ДТП с транспортным средством, перевозящим опасный груз ДТП с ТС, перевозящим груз, попадающий под категорию опасных, в результате которого произошла его утечка (выброс, возгорание и т.п.) или существует опасность возникновения такой ситуации, в том числе:

– ДТП с ТС, перевозящим горючие (ГЖ) или легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), в результате которого произошел их разлив или утечка;

– ДТП с ТС, перевозящим аварийно химически опасные вещества (АХОВ), в результате которого произошел их разлив или утечка;

– ДТП с ТС, перевозящим радиационно опасные вещества (РВ), в результате которого произошел их разлив или утечка, повлекшие загрязнение ими окружающей среды;

– ДТП с ТС, перевозящим биологически опасные вещества (БВ), в результате которого произошел их разлив или утечка, повлекшие заражение ими окружающей среды;

– ДТП с ТС, перевозящим взрывчатые вещества и взрывоопасные предметы, при котором возникла угроза детонации ВВ и ВОП вследствие их перемещения, механического воздействия на них или нагрева (горения).

Спасатели производят разборку попавшего в ДТП ТС с целью деблокирования пострадавших, если их извлечение без разборки ТС невозможно.

При необходимости спасатели производят извлечение из ТС погибших в ДТП путем разборки ТС, так как извлечение погибших иным способом может повлечь нарушение целостности тел погибших и квалифицироваться как надругательство над телами умерших, что в соответствии со ст. 244 Уголовного кодекса Российской Федерации, является уголовным преступлением.

Факт принятия решения о необходимости разборки ТС должен быть засвидетельствован представителями органа МВД (руководителем работ по ликвидации последствий ДТП), Минздрава России и зафиксирован видео- и аудио средствами документирования.

Для ведения АСР в ходе ликвидации последствий ДТП для разборки ТС, деблокирования и извлечения пострадавших и других работ применяют гидравлические инструменты, приспособления и оборудование, а также ручные лебедки.

Перед началом работ для стабилизации поврежденного ТС используют специальные приспособления (рис. 2) или средства технического оснащения (домкраты, пневматические домкраты и т.п.) (рис. 3).

Правила учета дорожно-транспортных происшествий

Учету подлежат все дорожно-транспортные происшествия.

Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется для изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по устранению этих причин и условий.

Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется:

  • органами внутренних дел;
  • владельцами транспортных средств;
  • государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог.

Медицинские организации ведут учет погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях.

В государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди.

В государственную статистическую отчетность не включаются сведения о дорожно-транспортных происшествиях, возникших:

  • во время проведения мероприятий по автомобильному или мотоциклетному спорту (соревнования, тренировки и т.п.), когда пострадали зрители, участники и персонал, обслуживающий спортивные мероприятия;
  • при выполнении транспортными средствами технологических производственных операций, не связанных с перевозкой людей или грузов (прокладка траншей, производство сельскохозяйственных работ, лесозаготовка, погрузочно-разгрузочные работы, установка мачт, опор и т.п.);
  • в результате стихийных бедствий;
  • вследствие нарушения правил техники безопасности и эксплуатации транспортных средств (запуск двигателя при включенной передаче, при сцепке-расцепке транспортных средств, механизмов, приспособлений и т.п.);
  • в связи с попыткой покончить жизнь самоубийством или действиями, совершенными в состоянии невменяемости;
  • в результате умышленных посягательств на жизнь и здоровье граждан или действий, направленных на причинение имущественного ущерба.

Государственная статистическая отчетность по дорожно-транспортным происшествиям ведется органами внутренних дел на основе учетных данных этих органов.

Форма государственной статистической отчетности по дорожно-транспортным происшествиям разрабатывается Министерством внутренних дел Российской Федерации и по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации утверждается Федеральной службой государственной статистики.

Сведения о дорожно-транспортных происшествиях являются открытыми для опубликования и предоставляются заинтересованным юридическим и физическим лицам в установленном порядке.

Органы внутренних дел производят учет дорожно-транспортных происшествий на территории обслуживания.

На каждое дорожно-транспортное происшествие, сведения о котором подлежат включению в государственную статистическую отчетность, заполняется карточка учета дорожно-транспортного происшествия. Форма карточки устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Порядок организации учета дорожно-транспортных происшествий, сбора и обобщения сведений о них и контроля за полнотой и достоверностью этих сведений определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Орган внутренних дел, получивший сообщение о дорожно-транспортном происшествии, в котором погибли или были ранены люди, информирует о случившемся заинтересованных лиц в установленном порядке.

Учет дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств

Владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения.

Форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Владельцы транспортных средств обязаны немедленно сообщить в орган внутренних дел по месту своего нахождения о каждом дорожно-транспортном происшествии с участием принадлежащих им транспортных средств.

Владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

Медицинские организации учитывают сведения о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, которые обратились или были доставлены для оказания медицинской помощи, а также о доставленных погибших в дорожно-транспортных происшествиях.

Форма учета медицинскими организациями сведений о раненых и погибших в дорожно-транспортных происшествиях определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Оказание первой помощи при ДТП: травмы, переломы, ожоги

После автомобильной аварии водителю и очевидцам трагедии нужно выполнить ряд важных действий:

  • Остановить движение автомобиля, выйти из него;
  • Удостовериться в собственной безопасности;
  • Место аварии обозначить знаками, свидетельствующими об аварийной остановке, или включить сигнализацию;
  • Вызвать бригаду скорой помощи;
  • Оказать первую помощь пострадавшим при ДТП;
  • Выяснить личные данные очевидцев, записать их и вызвать полицию.

В момент вызова медиков нужно четко и последовательно предоставить диспетчеру необходимую информацию:

  • Местоположение аварии с указанием точных данных и наиболее удобные пути следования;
  • Количество пострадавших, их приблизительный возраст, предположительный вид травмирования;
  • Свои личные данные (фамилию и номер мобильного телефона для связи);
  • В случае необходимости попросить свидетелей встретить машину скорой помощи, если подъезд к месту аварии сложно отыскать.

Обратите внимание!

При транспортном происшествии, в котором пострадало больше трех человек, нужно вызывать не медицинскую помощь, а бригаду спасателей из подразделения МЧС.

Вызов спасателей необходим и в том случае, если извлечь пострадавших в ДТП из автомобиля не представляется возможным.

На русском и английском языках.

Вызов с номера 112 возможен:

– при отсутствии денежных средств на вашем счету;

– при заблокированной SIM-карте

– при отсутствии SIM- карты в телефоне

Если Ваш мобильный аппарат не поддерживает набор номеров из двух цифр, при звонках в экстренные службы после номера службы необходимо набирать знак *

Скорая помощь – 03*

Дополнительные телефоны для вызова скорой помощи операторов мобильной связи:

МТС – 030, Мегафон – 030, Билайн – 003, Скай – Линк – 903, Tele2- 030, U-tel – 030, Мотив – 903.

Чтобы принять решение о необходимости реанимации, нужно определить у пострадавшего наличие или отсутствие признаков жизни. Признаками жизни являются:

  • Сознание;
  • Самостоятельное регулярное дыхание (проверяется по струе выдыхаемого воздуха в 1-2 см от рта или носа пострадавшего);
  • Пульс (удобнее проверять его на сонной артерии);
  • Реакция зрачка на свет (при попадании яркого света в глаза зрачок должен сужаться).

Процесс реанимации состоит из трех этапов:

  1. Освобождение верхних дыхательных путей.
  2. Искусственная вентиляция легких (искусственное дыхание).
  3. Непрямой массаж сердца.

Помимо ранений, характерными травмами в результате ДТП являются ушибы, вывихи и переломы костей. Рассмотрим правила оказания первой помощи при этих травмах.

Вывих — это повреждение сустава, делающее невозможным его нормальную работу. Вывих сопровождается резкой болью и отёком.

[symple_box color=»red»]Важно знать!
Вправлять вывих может только квалифицированный специалист. Попытка вправить вывих самостоятельно может привести к серьезному повреждению сустава и болевому шоку.
[/symple_box]

Переломы костей также сопровождаются отёком и резкой болью, однако далеко не всегда удается определить перелом по внешним признакам. К достоверным признакам перелома относятся:

  • Искривление конечности;
  • Укорочение конечности;
  • Характерный хруст в месте перелома при движениях.
1 Нет сознания, дыхания и пульса на сонной артерии (Клиническая смерть) Немедленно приступить к реанимации. Если в течение 4-х минут после остановки сердца не приступить к реанимации, шансов на оживление практически нет
2 Нет сознания, но есть дыхание и пульс (Кома) Если не уложить пострадавшего на бок, он может умереть от удушья из-за перекрытия корнем языка дыхательных путей
3 Опасная кровопотеря (Кровь растеклась на площади более 1 м2) Обязательно наложить жгут. Если в течение 2-х минут кровотечение из бедренной артерии не остановлено, шансов на выживание нет.
4 Наличие ран Наложить стерильные повязки
5 Имеются признаки перелома костей конечностей Обезболить и наложить шины

Оказание первой помощи пострадавшим

Прежде чем принять решение об оказании реанимационных действий, нужно убедиться, что у пострадавшего отсутствуют признаки жизни. Срочная реанимационная помощь потребуется, если у человека наблюдается отсутствие одного из приведенных факторов:

  • Сознания;
  • Четкого и регулярного дыхания;
  • Пульса на сонной артерии;
  • Реакции зрачков на свет.

Чтобы проверить реакцию зрачков, нужно, аккуратно отодвинув веко человека, положить на него ладонь. Если после того, как ладонь уберут, зрачки не сузятся, это свидетельствует о критическом состоянии человека.

Обратите внимание!

Отсутствие реакции зрачков на свет не является свидетельством смерти! О летальном исходе может говорить только отсутствие дыхания и сердцебиения.

Тем не менее, предоставление доврачебной помощи должно осуществляться до тех пор, пока есть хотя бы малейшая надежда на спасение человека.

Реанимационный процесс включает в себя проведение двух последовательных этапов:

  • Очистка дыхательных путей;
  • Проведение искусственного дыхания в комплексе с непрямым массажем сердца.

Выполнение первого действия крайне важное, так как очистка верхних дыхательных путей позволит человеку начать дышать самостоятельно. Это действие поможет качественно провести искусственное дыхание.

Доврачебная помощь по очистке дыхательных путей выполняется в следующем порядке:

  • Пострадавшего кладут на спину;
  • Его голову откидывают назад;
  • Нижнюю челюсть больного выдвигают вперед;
  • Пальцем, на котором намотан бинт или марля, круговыми движениями очищают ротовую полость.

Проведение искусственного дыхания необходимо для восстановления функций легких путем подачи в них кислорода. Выполняют данную методику до тех пор, пока пациент не начнет самостоятельно дышать или не приедут медицинские работники.

Массаж сердца, выполняемый по технике непрямого воздействия, позволяет обеспечить органы и ткани нужным количеством кровоснабжения. Спасательные действия проводят до появления четкой пульсации или прибытия профессионалов.

После того, как у пострадавшего явно начали прослеживаться признаки жизни (появилось слабое дыхание и пульсация на сонной артерии), проводят восстановительное мероприятие, которое состоит в обеспечении человеку положения на боку.

Обратите внимание!

Переворачивать пострадавшего нужно правильно. Для этого его руку кладут на свое плечо. Затем сгибают ногу больного и, взяв за ее колено, медленно переворачивают все тело на бок.

Если же у пациента присутствует дыхание и прощупывается пульс, однако он находится в бессознательном состоянии, помощь оказывают в таком порядке:

  • Очищают дыхательные пути;
  • Придают человеку позу «восстановления»;
  • Регулярно фиксируют пульс и дыхание;

В случае необходимости немедленно начинают реанимационные действия.

Повреждения костной ткани в виде вывихов или переломов – частое явление при аварии.

Доврачебная помощь в этом случае сводится к выявлению травмы и иммобилизации поврежденных конечностей.

Переломы бывают открытые и закрытые.

При открытых переломах наблюдается следующая симптоматика:

  • Сильная боль, усиливающаяся при попытках движения;
  • Отечность и деформационные изменения поврежденной конечности.

Открытый перелом отличается от закрытого обязательным наличием раны, из которой могут виднеться обломки костей.

Помощь в этом случае оказывается в такой последовательности:

  • Обеспечить прием анальгетиков;
  • Обработать кожные покровы вокруг раны антисептическим раствором;
  • Обездвижить конечность с помощью шин

Помните, что первая медицинская помощь при ДТП является обязанностью любого гражданина, ставшего его очевидцем. В случае скрытия с места катастрофы или игнорирования происшествия, законодательством Российской федерации предусмотрено наказание в виде штрафа или исправительных работ.

1. Первое, что необходимо сделать, — обеспечить безопасность пострадавшим и спасателям. Обязательно установите знак аварийной остановки и световую сигнализацию. Знак ставят на расстоянии не менее 15 метров в населенных пунктах и 30 метров вне.

Нередко пострадавшие в шоке вылетают под колеса проезжающих автомобилей, в надежде, что те остановятся. А бывают случаи, когда самих спасателей ночью сбивает машина.

2. Второе — вызвать спасателей: 0911 либо 112, бригаду скорой помощи — 03 (с мобильного: 003 или 030).

Во время переговоров необходимо кратко описать ситуацию, количество, пол, примерный возраст пострадавших, видимые повреждения и место аварии. Оставьте свои координаты, чтобы позже знали, кому вручить медаль за помощь, и могли перезвонить для уточнения места аварии.

3. Третье — непосредственная помощь. Она начинается с эвакуации травмированного из автомобиля. Вот тут вы должны помнить вечное правило: НЕ НАВРЕДИ!

Откройте дверь, а если не получается — аккуратно выбейте стекло и отожмите створку. Помогите пострадавшему выбраться. Если его зажало, не выдергивайте! Не получилось — значит, ждите спасателей, у них больше возможностей. В этом случае — обеспечьте пожаро- и электробезопасность автомобиля: отключите зажигание, уберите клеммы с аккумулятора. Пострадавшего укутайте, дайте таблетку анальгина из аптечки.

Если вы один, подхватите за пострадавшего со стороны спины, проведя руки под его подмышками, ухватитесь за предплечья, вытаскивайте пострадавшего так, чтобы его голова лежала у вас на груди (делайте всё спокойно, без суеты, не переусердствуйте). Уложите его на жесткую поверхность, без камней и лишних предметов, под голову положите небольшой валик.

Оцените степень сознания. Если в сознании, спросите о его самочувствии, что беспокоит, не тяжело ли дышать, чувствует ли он конечности. Пусть подвигает руками, ногами.

Если пострадавший без сознания, определите — дышит ли? Дыхание определяется по ритмичным движениям живота, ухом послушайте движения воздуха у рта. Пощупайте пульс на шее (указательным и средним пальцем начиная от угла нижней челюсти двигайтесь вниз, попадете в ямку, где пульсация наиболее явная. Давить сильно не нужно, не перекрывайте кровоток).

Если есть пульс, но страдает дыхание. Запрокиньте голову назад (нельзя при подозрении на перелом позвоночника!), откройте рот, выдвиньте вперед нижнюю челюсть. Таким образом в подавляющем большинстве случаев облегчится проходимость дыхательных путей. Если во рту есть сгустки крови, слизи, инородные тела, оберните палец чистой тканью и попытайтесь убрать все. Кроме того, в аптечке вы найдете воздуховод. Благодаря ему можно улучшить проходимость дыхательных путей. Когда будете вставлять воздуховод в рот, убедитесь, что этим прибором вы не запрокидываете язык.

Если нет дыхания, но есть пульс, сделайте вдох в пострадавшего, предварительно зажав его нос и наложив повязку на рот. Убедитесь, что во время вдоха поднимается грудная клетка, а пассивный выдох чувствуется по шуму и движению воздуха.

Нет дыхания, нет пульса — медлить и ждать помощи от медиков нельзя! Это состояние называется «клиническая смерть». Вам немедленно нужно проводить комплекс реанимационных мероприятий, о котором я напишу отдельно.

Если дыхание и сердцебиение на данный момент не страдают, пора обратить внимание на кожные покровы. Есть ли признаки внешнего кровотечения? Оно бывает трех видов: капиллярное, венозное и артериальное.

1. Капиллярное кровотечение характерно диффузным пропитыванием тканей темной кровью, оно не интенсивное, не угрожающее. Останавливается простой давящей повязкой (не забудьте обработать рану раствором йода или бриллиантовой зелени).

2. Венозное кровотечение характеризуется постоянным, достаточно интенсивным истечением темной крови. После обработки раны наложите давящую повязку. Кровотечение легко остановить легким сдавлением тканей ниже раны.

3. Артериальное кровотечение интенсивное, пульсирующее алой кровью. Здесь промедление смерти подобно! Как только увидели такую рану, сильно пальцами прижмите сосуд. Если поврежденный сосуд поверхностный, то вам удастся остановить кровотечение, сильно сжав ткани чуть выше раны. Кстати говоря, в этой же аптечке возьмите перчатки, инфекцию еще никто не отменял. Достаньте жгут.
Жгут при артериальном кровотечении накладывают выше раны, с силой обматывая вокруг конечности. Обязательно запишите время установки жгута!

Часто бывает так, что по запаре спасающие забывают, что необходимо через каждые полчаса зимой и не более чем через час летом расслаблять жгут, дать кровотоку временно восстановиться и подпитать ткани, — привозят таких пациентов уже готовых к ампутации конечности.

Во время расслабления жгута применяйте пальцевое прижатие раны.

Нет жгута — применяйте закрутки из ткани (бинт, косынка, мягкая ткань), с фиксацией палочкой. Нельзя делать закрутки из веревок, шнурков.

Раны головы следует обработать антисептиком и наложить повязку. Снятый скальп уложить обратно, как получится, и зафиксировать круговой повязкой.

Проникающее ранение в грудную клетку. При этом во время вдоха больного в плевральную полость с шумом всасывается воздух. Воздух начнет заполнять плевральную полость, сдавливать легкие, сердце, аорту и другие органы, резко нарушая их функцию. Чтобы этого не допустить, нужно немедленно закрыть рану либо герметизирующей тканью из аптечки, либо пакетом, полиэтиленом, лейкопластырем. Фиксировать повязку лучше на выдохе.

Ранение в живот. Таким пациентам легче, когда они приводят колени к туловищу (так их и транспортируйте). Если открытая рана — обработайте из аптечки антисептиком и наложите повязку. Все проникающие инородные тела (ножи, стекла, осколки) оставляем на месте, фиксируем их повязкой, чтоб не нанести большего вреда, и отправляем в больничное учреждение. Хирурги разберутся, что к чему.

Пить, есть пациентам с травмами нельзя, как бы они ни просили! Только врач может дать разрешение на принятие пищи. Это связано с риском анестезии, риском аспирации рвотными массами, при ранах кишечника — истечением содержимого в брюшную полость.

Переломы конечностей. Боль, неестественное положение травмированной конечности, осколки кости в ране говорят о травме кости. Без фиксации такой конечности транспортировать пациента нельзя, поскольку осколками можно повредить окружающие рану ткани.

Используют специальные медицинские шины, но можно обойтись и подручными материалами (лыжи, лыжные палки, доски), в месте соприкосновения с костью под них подкладывают вату или ветошь. Нужно фиксировать не менее двух суставов, дабы конечность была обездвижена полностью. Шину накладывают поверх одежды, после обработки раны. Синюшная, холодная конечность может говорить о избыточном сдавлении тканей бинтом.

При подозрении на перелом шеи — а сейчас уже при любых автоавариях — накладывают воротник на шею. Нет специального — можно соорудить из полотенец. Вообще, пациентов с травмой позвоночника транспортируют на жесткой поверхности, вроде двери, на спине или на животе.

Сегодня я вам изложил базовые знания и умения очень сжато и кратко, но и они вам дадут возможность не растеряться и не навредить пострадавшему, а при правильном выполнении — даже помочь.

Инструкция по оказанию первой помощи

Травмы при ДТП во многом зависят от того, каким было само дорожно-транспортное происшествие. Их можно разделить на несколько основных разновидностей.

  • Опрокидывание автомобиля.
  • Столкновение двух транспортных средств друг с другом.
  • Наезд на пешехода, велосипедиста или какое-то животное.
  • Столкновение движущегося транспортного средства с неподвижным.
  • Падение автомобиля с высоты.
  • Наезд транспортного средства на статичное препятствие.

Это основные виды ДТП, которые встречаются на дорогах России. Конечно, бывают и другие виды аварий, но их количество незначительное, поэтому в нашем обзоре мы не будем на них останавливаться.

Специалисты центра медицины катастроф, которые в своей ежедневной практике сталкиваются с большим количеством травм после ДТП, выделяют самые распространенные причины летального исхода. В 52% случаев смерть в результате аварии наступает из-за деформации кузова автомобиля. Еще около 40% смертей наступает после удара человека о внутренние части салона. Часто к гибели приводит черепно-мозговая травма после ДТП.

На характер и тяжесть травм (кроме скорости самого транспортного средства) оказывает влияние форма столкновения. Оно может быть лобовым (пожалуй, самое опасное), боковым, по касательной. Также значение имеет масса и марка автомобиля, наличие в салоне подушек безопасности, использование ремней.

Согласно статистическим исследованиям, при использовании ремней безопасности даже в тяжелых дорожно-транспортных происшествиях при лобовых столкновениях смертельно опасных травм в три раза меньше. 46% участников ДТП, которые не пользуются ремнями безопасности, получают травмы. Из них 3% гибнут. Среди тех, кто пристегивается, всего 19% травмированных, а смертность составляет около 1%.

Самыми распространенными и многочисленными травмами, полученными в ДТП, являются:

  • Раны шеи.
  • Груди.
  • Головы.
  • Ребер.
  • Брюшной полости.
  • Травмы позвоночника.
  • Повреждение органов грудной клетки.

К летальному исходу чаще всего приводят черепно-мозговые травмы, сочетание сильного шока с обильным кровотечением, повреждения, которые можно охарактеризовать, как несовместимые с жизнью. Подробная характеристика травм при ДТП приведена в этой статье.

К смерти часто приводит не только тяжесть ранений, но и низкий уровень медицинской подготовки сотрудников правоохранительных органов и других водителей, которые, порой, не имеют ни малейшего представления о том, как оказать пострадавшему первую помощь. При ДТП большую роль играет фактор времени.

В этой статье вы подробно расскажем, какие травмы при ДТП может получить человек. К самым распространенным относятся ушибы, переломы и иные повреждения костей.

Намного реже встречаются мышечные травмы, вывихи конечностей. Переломы нередко сопровождаются сильными кровотечениями, а при значительной кровопотере резко падает артериальное давление. Если экстренно не оказать первую помощь, человек может погибнуть от потери крови. Может возникнуть остановка сердца из-за резкого удара грудной клетки о твердую поверхность. Обычно такие травмы представляют опасность при отсутствии ремней и подушки безопасности.

Очень опасны колотые раны в районе плевральной полости, когда воздух во время вдыхания начинает поступать в саму полость через образовавшееся отверстие в теле. Вот какие травмы при ДТП встречаются чаще всего.

Вред здоровью в результате аварии может быть легким, средним, тяжелым, либо человек умирает. Стоит подчеркнуть, что любой вред здоровью приводит к долгосрочным последствиям. Чем тяжелее они, тем дольше и сложнее период реабилитации. От тяжести травмы зависит, насколько суровое наказание ожидает водителя, которого признают виновным в дорожно-транспортном происшествии.

Классификация травм при ДТП приведена в таблице.

Степень тяжести травмы Признаки Последствия
Тяжкий Тяжкие последствия, угроза для жизни.

Вероятность полной глухоты, слепоты, немоты, потери органа или постоянные нарушения в его работе.

Тяжелое патологическое состояние, утрата способности к рождению детей, травмы лица, уродующие его.

Средний Отсутствует опасность для жизни, высока вероятность полного восстановления здоровья (около 70%). На восстановление здоровья уходит не менее трех недель, утрата трудоспособности примерно на треть.
Легкий Полное восстановление здоровья возможно в 95%. На полное восстановление здоровья требуется менее трех недель, утрата трудоспособности не выше 5%.

Когда опасность для жизни миновала, потерпевшие доставлены в медицинское учреждение, где их состояние удалось стабилизировать, самое время озаботиться составлением иска о возмещении нанесенного ущерба здоровью.

В иск необходимо включить ваши траты на лечение (сюда, помимо медицинского обслуживания, включаются траты на лекарственные препараты, дополнительное питание, средства, необходимые для ухода за раненым), потерянный доход из-за временной нетрудоспособности, затраты на профессиональное переобучение (если из-за полученных травм вам приходится получать новую специальность), расходы на протезирование, сиделок и санаторно-курортное лечение.

15 фактов о детских травмах при ДТП

Для предупреждения бытовых травм, ДТП, отравлений, ушибов и пожаров важно соблюдать все правила безопасности. Если травма случилась, необходимо уметь оказать первую помощь пострадавшим. Всегда помните, что вы не поможете пострадавшему лучше и эффективнее, чем это сделает квалифицированный специалист. Поэтому сразу же вызывайте на место происшествия сотрудников «Скорой». Сделать этот может любой свидетель ДТП или непосредственный участник аварии.

Исключение касается только водителей. Согласно правилам дорожного движения, они должны сначала оказать первую помощь пострадавшим, а только потом вызывать медиков на место происшествия.

Предупреждение бытовых травм, ДТП, отравлений, ушибов, пожаров во многом зависит от поведения человека, но пострадать можно и от действий других людей. Важно знать, что делать, если возникла травма, например, сильное кровотечение. Это повреждение встречается достаточно часто, относится к разряду тех, которые необходимо предотвратить незамедлительно, до приезда врачей. В противном случае летальный исход может наступить в результате потери большого количества крови.

Этому обучают всех водителей на курсах оказания первой медицинской помощи в автошколе, но оказавшись в критической ситуации, не каждый может сориентироваться и все сделать правильно. Важно знать, как поступить в такой ситуации и пассажирам, обычным прохожим, которые на таких курсах не бывали. Ваша помощь в критической ситуации может спасти человеку жизнь.

Способ оказания помощи зависит от вида возникшего кровотечения. Оно может быть артериальным или венозным, а также капиллярным или паренхиматозным. Когда начинается внутреннее кровотечение, пострадавший очень быстро бледнеет, у него учащается дыхание, появляется слабость во всех конечностях, усиливается сердцебиение. В этом случае важно не нанести человеку никаких дополнительных травм, чтобы не увеличить кровопотерю. Нужно минимизировать его передвижения, обеспечить покой, а к поврежденной зоне приложить что-нибудь холодное, чтобы уменьшить кровотечение, сузив сосуды. При возможности введите кровоостанавливающие средства и доставьте пострадавшего в больницу, где ему окажут квалифицированную медицинскую помощь.

Капиллярное кровотечение образуется из мелких ран и ссадин. Эти места нужно обработать, чтобы не возникло бактериального заражения. Обрабатывать можно любым спиртосодержащим средством (йодом, водкой, духами), но наносить его требуется не на саму рану, а вокруг нее. Если требуется остановить кровотечение, на рану накладывается тугая повязка, также можно нанести гемостатические пленки или губки. Когда поражены вены, кровь вытекает темная и густая. Остановить ее можно только наложением жгута ниже места травмы. Жгут можно использовать готовый (он должен быть в аптечке) или сделать его из подручных средств (веревки, куска ткани).

Самым опасным считается артериальное кровотечение. При этом кровь алого цвета бьет струей под высоким давлением. Чтобы предотвратить сильную кровопотерю, артерию нужно придавить выше места образования раны, наложить жгут, а на теле рядом с ним обязательно указать время наложения любым пишущим предметом. Эта информация необходима для врачей, чтобы они смогли правильно провести дальнейшую терапию.

В автошколах водителей готовят к различным обстоятельствам, которые потенциально могут произойти на дороге, но мы еще раз напомним о правилах техники безопасности, которые могут спасти жизнь и сберечь здоровье пострадавших в аварии.

  1. Убедитесь, что действиями, которые вы планируете предпринять, по неопытности или незнанию не навредите пострадавшему еще сильнее.
  2. Оцените максимально объективно, не будет ли попытка помочь угрожать вашей личной безопасности и безопасности других лиц. Часто, желая помочь, люди пытаются вытащить пострадавших из уже горящего автомобиля, при этом подвергая собственную жизнь огромному риску.
  3. Если вы сумели вытащить пострадавшего из автомобиля, аккуратно, продумывая каждый шаг, отнесите его в более безопасное место.
  4. Оборудуйте место аварии в соответствии с Правилами дорожного движения, включив аварийную сигнализацию и выставив на проезжей части треугольник, предупреждающий проезжающих водителей.
  5. Только в случае, если эта возможность не представляет дополнительного риска для вас, заглушите двигатель перевернувшегося или загоревшегося авто. Изолируйте аккумулятор.
  6. Позвоните в скорую и службу спасения, после чего постарайтесь оказать пострадавшим первую мед помощь при ДТП. Помните! Аккуратность и отсутствие паники — ваши главные помощники в деле спасения лиц, получивших тяжелые травмы.

Алгоритм, в соответствии с которым следует действовать, оказавшись на месте ДТП всегда зависит от состояния пострадавших и характера полученных ими повреждений.

В случае клинической смерти (потеря сознания, отсутствие дыхания и пульса) следует без промедления выполнить сердечно-легочную реанимацию.

  • Уложите пострадавшего на спину и освободите дыхательные пути от рвотных масс и инородных тел. Очистите ротовую полость пальцем, обернутым чистой хлопковой тканью или бинтом.
  • С помощью мундштука, который необходимо иметь в аптечке, резким выдохом наполните легкие пострадавшего воздухом. О результативности этой процедуры свидетельствует поднятие грудной клетки при попадании туда воздуха. Во время мероприятий по искусственному дыханию нос пострадавшего нужно плотно зажать во избежание утечки воздуха.
  • Параллельно проведите непрямой массаж сердца в следующем порядке: правую ладонь поместите на солнечное сплетение, левую ладонь поместите сверху, затем ритмично и сильно производите надавливания не реже двух раз в секунду. Если вы проводите реанимацию самостоятельно, делайте искусственное дыхание и непрямой массаж сердца по очереди в соотношении «два полных вдоха, затем 30 надавливаний».

При потере сознания, когда признаки жизни имеются, необходимо обеспечить нормальное дыхание пострадавшего, очистив его дыхательные пути от жидкостей и инородных тел. Следите за тем, чтобы корень языка не перекрывал доступ воздуха в дыхательные пути. Уложите пострадавшего, разместив его ноги выше уровня головы, контролируйте дыхание и пульс до приезда скорой.

Обморочное состояние обычно не превышает по длительности одной минуты, однако при болевом шоке или серьезной кровопотере потеря сознания может длиться и дольше.

Для остановки кровотечения важно сначала определить, откуда идет кровь. Самое опасное кровотечение – артериальное, при котором кровь выходит ритмично пульсирующей струёй. Для остановки такого кровотечения на конечностях важно правильно наложить жгут, фиксируя его на 5-6 сантиметров выше повреждения. Жгут можно оставлять на конечности максимум на два часа летом и на час в зимнее время.

Темная кровь, обильно истекающая без пульсации – признак венозного характера кровотечения. Наложите на рану стерильную салфетку, а сверху – давящую повязку.

Незначительное количество крови по всей площади раны означает, что у пострадавшего капиллярное кровотечение, максимально неопасное, но требующее предотвращения инфицирования. С помощью бинта или лейкопластыря зафиксируйте стерильную салфетку на ране.

В случае перелома или вывиха, которые являются самыми частыми травмами в дорожно-транспортных происшествиях, важно не допустить деформации костей на площади поврежденного участка тела. Обычно переломы сопровождает сильная боль, но в состоянии шока пострадавший может отрицать ее. Обратите внимание на кривизну конечности, хруст при смене положения, наличие открытых переломов. При обнаружении перелома наложите на конечность две шины из подручных материалов (досок, палок), прибинтовав их выше и ниже повреждения снаружи и внутри. Если вы подозреваете перелом таза или позвоночника, рекомендуем не предпринимать самостоятельных мер по передвижению пострадавшего – это грозит параличом конечностей или нарушениями работы внутренних органов.

Крайне важно обеспечить профилактику шока для пострадавшего, который испытывает сильную боль или перенес серьезную кровопотерю. В состоянии шока организм испытывает колоссальную нагрузку, что может привести к дестабилизации работы сердечно-сосудистой системы и возможных негативным последствиям. Симптомы шокового состояния – бледность кожных покровов, заторможенность реакции, поверхностное дыхание, холодный пот. Для профилактики такого состояния после остановки кровотечения и обезболивания (его производят медицинские работники), давайте ему часто и помногу пить, согрейте, организуйте спокойную и тихую обстановку вокруг.

Первая медицинская помощь при ДТП – это не обязанность гражданина, а его право. Если вы не готовы взять на себя такую ответственность, вызывайте медиков-специалистов, сообщая пол и возраст травмированного лица, его состояние, детали происшествия.

В российском уголовном кодексе есть статья 125, предусматривающая ответственность за оставление в опасности, действие которой распространяется на виновных в происшествии лиц. Если по стечению обстоятельств вы оказались виновником ДТП, повлекшим за собой тяжелые травмы других людей, важно знать, что заведомое оставление этих лиц без помощи — не только аморальный поступок, но и уголовно наказуемое деяние. Постарайтесь предпринять максимум для спасения человеческих жизней.

Желаем вам безопасных дорог!

Правила спасения. Как вести себя очевидцам аварии на дороге?

Когда при возникновении дорожного инцидента есть потерпевшие, водители должны вызвать медиков и сотрудников ГИБДД. Если существует серьезная угроза жизни пострадавшему, участники аварийной ситуации обязаны экстренно оказать первую доврачебную помощь при ДТП. Характер манипуляций зависит от повреждений, состояния и самочувствия жертвы происшествия.

До оказания при ДТП первой медицинской помощи необходимо определить качество работы жизненно важных функций организма пострадавшего. От квалифицированной оценки состояния зависит выбор способа действий по спасению. На характер и объем оказываемых манипуляций влияет:

  • сознание;
  • частота, глубина вдохов;
  • проходимость дыхательных путей;
  • сердцебиение;
  • реакция зрачков;
  • температура тела;
  • цвет кожных покровов.

Важно знать! После аварии может наблюдаться спутанное сознание, во время которого пострадавший не ориентируется в пространстве, медленно или неверно выполняет голосовые просьбы. Признаки обморочного состояния – отсутствие контакта, невозможность разбудить.

В норме наблюдаются ритмичные дыхательные движения. У взрослых количество вдохов, выдохов в минуту достигает 20, у детей – до 40. Причины проведения реанимационных действий – частое (25-30) или замедленное (8-10) дыхание. Вдохи подсчитываются по числу подъема грудной клетки и живота. При невозможности визуального установления глубины вдохов нужно приложить ухо к носу или рту потерпевшего.

Первая помощь при аварии подразумевает определение ушиба или нарушения целостности кости, суставов. Характер действий зависит от места, анатомических особенностей повреждения. Основными признаками перелома являются искривление конечности, хруст при изменении положения, выпирающие кости. Этапы доврачебной помощи:

  1. Остановить кровотечение при открытом переломе конечностей.
  2. Обработать рану.
  3. Наложить повязку.
  4. Зафиксировать шину.
  5. Дать обезболивающее лекарство для препятствия развития шокового состояния.

При повреждении конечностей накладывается шина из подручных средств для фиксации ближайших суставов, между которыми находится сломанная кость. Шина устанавливается на наружную, внутреннюю сторону ноги или руки. При переломе ключицы закрепляется плечевой сустав.

При кратковременной потере сознания (до 3 минут) нужно поднести нашатырный спирт. Пострадавшего укладывают в горизонтальное положение на спину с поднятыми выше лица ногами или усаживают и опускают голову ниже колен. Если обморочное состояние сохраняется дольше указанного времени, потерпевшего переворачивают на живот, очищают верхние дыхательные пути и прикладывают холодный компресс ко лбу.

При обмороке, отсутствии пульса и регулярного дыхания участники ДТП обязаны сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. При реанимационных действиях пострадавшего укладывают в горизонтальное положение. Важно соблюдать соотношение количества сжатий во время массажа сердца и числа искусственных вдохов. Для получения эффективного результата реанимационные действия осуществляются в первые 3-40 минут после наступления критического момента.

Законодательством предусмотрено наказание за оставление граждан в опасном для жизни и здоровья состоянии. Если участник ДТП не оказал первую доврачебную помощь, он привлекается к уголовной ответственности согласно ст. 125 УК РФ. Мера наказания зависит от действий водителя:

  • умышленное неоказание первой помощи;
  • оставление потерпевшего в опасности.

Реанимация участникам ДТП оказывается, если у пострадавшего в аварии присутствуют признаки клинической смерти.

К ним относят:
  • отсутствие сознания или дыхания,
  • слабое или отсутствующее сердцебиение,
  • отсутствие сокращения зрачков на свет.

Обычные водители знакомы, как правило, лишь с общими реанимационными мероприятиями. Полномочия медработников намного шире. Они могут воспользоваться медикаментозной или аппаратной реанимацией. В любом случае для эффективного оказания такой помощи необходимы знания и правильный алгоритм выполнения операций. Пострадавшему следует придать нужное положение, после чего приступить к остальным действиям. Во время обучения оказанию медицинской помощи пострадавшим в ДТП посвящены отдельные лекции, на которых преподаватель подробно объяснит последовательность действий.

Пациента помещают на прямую твердую поверхность, после чего выполняется такой алгоритм действий:
  • правильно определяется положение рук человека, оказывающего реанимационные мероприятия. грудину при этом визуально разделяют на 3 части. руки спасателя размещаются в нижней трети, на пару пальцев выше мечевидного отростка;
  • расположение рук спасаемого тоже очень важно их накладывают друг на друга так, чтобы пальцы были приподняты и не касались тела. Сначала размещают нерабочую руку, а после этого уже переходят к размещению рабочей конечности. нельзя сгибать руки раненого человека в локтях. они должны быть только прямыми;
  • нажим на грудину осуществляется при задействовании всего корпуса реаниматолога, а не только одних рук;
  • продавливание грудины осуществляется на 5 см с частотой 60 в минуту.

При выполнении этой процедуры в правильной последовательности, в скором времени при нажатии на грудную клетку будет ощущаться пульсовая волна в области крупной артерии.

Для осуществления этого реанимационного действия пациента лучше уложить на спину. Предварительно требуется найти для этого прямую жесткую площадку. Голову его запрокидывают немного назад, а под шею помещается валик. Как именно должны происходить действия водителя наглядно покажет презентация в видео формате. Детям до годовалого возраста такой вид реанимационной помощи не используется. Для пациентов старше этого возраста можно проводить такую процедуру изо рта в рот, в нос или одновременно в оба отверстия.

Для правильного искусственного дыхания выполняется ряд правил:
  • вначале проверяется проходимость ротовой полости и дыхательных путей. при обнаружении инородных тел, необходимо аккуратно очистить рот;
  • искусственное дыхание делается через чистую салфетку, чтобы не произошла передача инфекции спасателю или спасаемому;
  • при выполнении процедуры рот в рот нужно предварительно зажать нос, иначе вдуваемый воздух будет покидать тело спасаемого этим естественным путем. если процедура делается изо рта в нос, фиксируется закрытой челюсть;
  • частота вдувания составляет 20 раз в минуту.

Кровотечения часто сопровождают ДТП, поэтому стоит подробно остановиться на каждом из видов его проявления.

Специалисты подразделяют кровотечения на такие типы:
  • венозное,
  • капиллярное,
  • паренхиматозное,
  • артериальное.

В зависимости от вида кровотечения, применяются определенные меры по его остановке.

При капиллярном кровотечении потери крови происходят в небольшом количестве. Она вытекает капельками на месте ссадин. Останавливается такое кровотечение обычно естественным путем. Для помощи пострадавшему, достаточно будет просто обработать рану перекисью или иными обеззараживающими средствами. Такие занятия проводятся и для школьников юид, которые изучают начальные знания оказания первой помощи.

Намного опаснее будет кровотечение из поврежденной артерии. Оно может повлечь даже смерть пострадавшего. Кровь, отличающаяся ярко-алым оттенком, вытекает струей под напором, пульсации которой совпадают с биением сердца. При выявлении такого вида кровопотери медлить не стоит. Уже за несколько минут пострадавший может лишиться большого объема крови, поэтому во избежание такого исхода стоит прижать поврежденную артерию к кости. Наиболее хорошо зарекомендовавшим себя средством против такого кровотечения считается артериальный жгут, но при его отсутствии можно использовать галстук, шарф или другие средства.

Венозная кровь отличается темно-бордовым цветом. Она может выделяться ровной струйкой без давления. Раны, провоцирующие такие кровопотери, имеют свои минусы, так как в поврежденный сосуд из-за различного давления может проникнуть воздух, что может спровоцировать воздушную эмболию и смерть потерпевшего.

ВАЖНО !!! Для устранения кровопотери рану обрабатывают антисептиком. При довольно глубоких повреждениях внутрь помещают ватно-марлевый тампон, на который сверху нужно наложить несколько салфеток из марли. Участок кровотечения следует туго забинтовать, а потерпевшего – доставить в медучреждение, где ему окажут помощь специалисты.

Повреждения внутреннего характера нередко сопровождаются кровотечениями, которым и является паренхиматозное, появляется при разрыве внутренних органов. В таком случае травмированному могут помочь только в больнице.

При наличии переломов или вывихов помощь пострадавшему нужно оказывать незамедлительно. Последовательность действий владельца авто можно кратко описать так.

Раненого требуется успокоить и взвешенно оценить его состояние. Далее нужно осуществить иммобилизацию, зафиксировав травмированную конечность. Если есть подозрения, что поврежден позвоночник, раненого, следует уложить на прямой жесткой поверхности. Для придания стабильности позвонкам под поясницу помещают валик, а шею фиксируют воротником Шанца. Если таких приспособлений нет, можно использовать валик.

ВАЖНО !!! Место перелома или разрыва тканей обычно обкладывается льдом. При таких травмах возможно кровотечение, поэтому остановкой кровопотерь нужно заняться незамедлительно. Если пострадавший жалуется на сильную боль, ему можно предложить таблетку Анальгина. Такая мера позволит снять шоковое состояние у больного.

Вправлять вывихнутые суставы может только профессионал, имеющий медицинское образование. Если за дело принимается дилетант, это может вызвать болевой шок у раненого и привести к серьезному повреждению суставов.

Перелом костной ткани сопровождается отечностью и резкой болью. Конечность может иметь искривленный вид. При движении нею может раздаваться характерный звук в виде хруста. Когда конечность имеет укороченный вид, можно также предполагать наличие перелома.

При аварии иногда загорается транспортное средство. Участники ДТП во время пожара могут получить ожоги разной степени. Каждый водитель должен знать, как оказать помощь пострадавшим с такими травмами. Для этого можно воспользоваться просмотром видео для автошкол, на котором подробно будет показана последовательность действий водителя.

Если ожоги можно отнести к первой или второй степени тяжести, то необходим следующий алгоритм действий:
  • первоочередно пострадавшего человека нужно успокоить. это можно осуществить при помощи медикаментозных препаратов или словесно;
  • в аптечке имеется пена «пантенол», которую нужно нанести на поврежденные огнем участки кожи. это позволит унять болевые ощущения и ускорит заживления;
  • рану нужно защитить от попадания в нее бактерий, пыли или грязи, поэтому можно воспользоваться асептической повязкой, которую накладывают на поврежденный участок. обрабатывать их антисептиком или прокалывать волдыри не рекомендуется;
  • такое поражение кожного покрова часто сопровождается сильной болью. пострадавшему в подобной ситуации стоит дать обезболивающий препарат.

Если перед спасателем ожог 3-й степени тяжести, который сопровождается глубоким поражением тканей, обрабатывать его нельзя. Запрещено доставать из раны синтетическую оплавленную части одежды, пластмассы или другие материалы. Для облегчения состояния можно наложить на рану повязку и дать пострадавшему обезболивающее. Остальную помощь окажут медработники, которые прибудут на место аварии.

Пострадавший в ДТП обычно пребывает в стрессовом состоянии, поэтому поддержка психологического характера является необходимым аспектом для помощи человеку.

Для этих целей можно использовать один из предложенных средств или использовать их в комплексе:
  • поговорить с раненым, отвлекая его от тяжелых мыслей,
  • предложить пострадавшему успокоительные средства,
  • постоянно находиться рядом с потерпевшим до приезда бригады медработников.

Зачастую среди медиков имеется и психолог, который на профессиональном уровне поможет выйти из стресса больному.

Оказание первой помощи пострадавшим в ДТП

Вне зависимости от характера дорожного происшествия приоритетным всегда остается здоровье и жизнь людей. Находясь в любом статусе во время аварии (виновный, пострадавший, свидетель), нужно сначала оценить свою безопасность и исключить вероятность взрыва, наезда и другие неблагоприятные факторы.

После этого следует, не теряя времени, вызвать экстренные службы, набрав с мобильного устройства:

  • МЧС — 101;
  • Госавтоинспекция — 102;
  • Скорая помощь — 103.

Диспетчеру нужно точно назвать место аварии, описать обстоятельства произошедшего, указать количество пострадавших и их приблизительный возраст. Далее следует кратко описать характер травм и повреждений. Это необходимо для того, чтобы СМП направила на место ДТП автомобили, оснащенные специальным оборудованием. В конце назовите свой контактный номер, по которому с вами смогут связаться сотрудники ГАИ.

Далее нужно попытаться определить состояния пострадавших, которые угрожают жизни. Самые тяжкие последствия несет кровотечение, способное вызвать при значительных объемах остановку сердца.

Для оказания первой медпомощи подойдет автомобильная аптечка. Алгоритм действий определяется характером травм и повреждений. Появление крови ярко-алого оттенка с активной пульсацией указывает на артериального кровотечение. Оно грозит обильной кровопотерей и требует оперативных действий.

Чтобы не допустить быстрой потери крови используйте жгут, который кладется в 4-5 см от места повреждения. Для исключения некроза тканей нужно кратно 20 минутам ослаблять жгут и удалить его спустя 1-2 часа в зависимости от состояния пострадавшего.

Средство быстрой остановки кровотечения накладывается посредством фиксации первого круга и растягивания/накладывания нескольких следующих. Снимать жгут необходимо не спеша и постепенно.

Внимание!

Необходимо написать записку с указанием времени наложения жгута и проинформировать об этом медиков скорой помощи.

При венозном кровотечении бежит кровь темного цвета. В этом случае понадобится давящая повязка. Она размещается на салфетке на 1-2 см ниже места ранения. Если обнаружены небольшие повреждения (порезы, ссадины) на рану кладется повязка, предварительно обработанная антисептическим средством.

Если авария привела к серьезным повреждениям участников ДТП доставать их из поврежденного авто нужно лишь при возникновении реальной угрозы жизни. Например, машина горит или рядом с ней разлилось в большом количестве топливо. В случае отсутствия угрозы жизни пострадавшего лучше не трогать. Это объясняется тем, что при переломе позвоночника или шеи неправильные действия могут усугубить состояние здоровья, вплоть до инвалидности.

Как утверждается в инструкции спасателей, во время извлечения пострадавшего из авто возможна потеря сознания от болевого шока, а при наступлении крайне неблагоприятных обстоятельств не исключается летальный исход.

Травматический шок — тяжелое состояние пострадавшего, которое несет угрозу жизни. Проявляется в сильной боли, обильной кровопотери. Развивается сразу после получения повреждения либо через небольшой период от 4 до 36 часов. Для предотвращения развития патологического состояния необходимо оказать следующую помощь:

  • остановить кровопотерю;
  • дать пострадавшему болеутоляющие препараты (ибупрофен, кеторол или иные);
  • обеспечить свободное дыхание — с этой целью пострадавший размещается на ровной поверхности, а его дыхательные пути освобождают от предметов, мешающих нормальному вдоху;
  • чтобы не допустить переохлаждения пострадавший укутывается теплыми вещами;
  • обеспечить обильное питье (исключение — травмы брюшной полости).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *