Перевозка ответственность перевозчика за причинения вреда здоровью пассажира

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перевозка ответственность перевозчика за причинения вреда здоровью пассажира». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Какие права есть у потребителя в связи с возникновением ДТП или при причинении вреда на транспорте по иным причинам

Потребители, которые являются пассажирами и пользуются транспортными услугами (независимо от того, оплачивали они перевозку самостоятельно или за них внесло такую плату третье лицо) имеют право на безопасность перевозок. В случае, если случилось ДТП и/или пассажиру, его имуществу причинен вред, потребитель имеет право:

— Требовать возврата или снижения стоимости перевозки;

— Требовать возмещения убытков в полном объеме, связанных с оказанием услуги ненадлежащего качества (юридические услуги, платные услуги связи, услуги перевозки, медицинские услуги и т.п.);

— Требовать выплаты страхового возмещения за причинение вреда жизни или здоровью, а также вреда, причиненного имуществу

— Требовать компенсации морального вреда;

— Требовать рассмотрения и удовлетворения своей претензии (требований) в 30-тидневный срок (при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).

2. Что делать при возникновении ДТП или при причинении вреда на транспорте по иным причинам

  • Если вред был причинен в результате ДТП, настаивать на вызове уполномоченных сотрудников ГИБДД для надлежащего оформления происшествия.

Если был причинен вред здоровью (в зависимости от тяжести причинённого вреда):

— дождаться приезда бригады скорой медицинской помощи,

— или обратиться к водителю для транспортирования Вас в ближайшее лечебное учреждение,

— или самостоятельно незамедлительно обратиться в медицинское учреждение для оказания медицинской помощи (при незначительных повреждениях), проинформировав об этом водителя или перевозчика.

  • При наличии возможности провести фото и/или видеофиксацию- места в салоне транспортного средства, где был причинен вред, а также причиненные травмы или ущерб имуществу. Обменяться контактными данными с пассажирами или свидетелями ДТП. Это поможет доказать факт произошедшего события при последующих разбирательствах.
  • В возможно короткие сроки обратиться по телефону к перевозчику, проинформировать его о произошедшем событии и причиненном вреде и получить информацию о сроках подготовки перевозчиком документа о произошедшем событии и месте его получения.
  • В возможно короткие сроки обратиться в страховую компанию, проинформировать о произошедшем событии и получить инструкции о дальнейших действиях.
  • Подготовить и подать претензию перевозчику (учитывая право на заявление требований, указанных в пункте 1 Памятки).

3. Обязательное страхование ответственности перевозчика

В соответствии с Федеральным законом от 14.06.2012 № 67-ФЗ перевозчик независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира. Данная норма закона означает, что каждый гражданин, который воспользовался услугами перевозки, застрахован и при получении травмы имеет полное право требовать денежную компенсацию. Стоит отметить, что действие указанного закона не распространяется на перевозки легковыми такси, поскольку при причинении вреда в процессе использования данного вида транспорта действует полис ОСАГО.

Стоит сказать о том, что перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о застраховавшей его организации, указав наименование, место нахождения, почтовый адрес и номер телефона страховщика, также, до сведения пассажира должна быть доведена информация о договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия). Указанная информация размещается во всех местах продажи билетов или на билете либо на официальном сайте перевозчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

После получения информации о страховой компании, с которой у перевозчика заключен договор, потерпевший может обращаться за страховой выплатой.

Все документы о произошедшем событии (например, ДТП) составляется перевозчиком в отношении одного (каждого) потерпевшего в результате произошедшего события, поэтому потребитель освобожден от необходимости сбора и предоставления в страховую компанию большого комплекта документов.

4. Размеры страховых выплат

В договоре обязательного страхования (который заключает перевозчик) страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:

1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем 2 025 000 рублей на одного пассажира;

2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем 2 000 000 рублей на одного пассажира;

3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем 23 000 рублей на одного пассажира.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 02.12.2013 N 332-ФЗ, от 04.11.2014 N 344-ФЗ, от 23.05.2016 N 146-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 29.07.2017 N 277-ФЗ, от 29.12.2017 N 442-ФЗ, от 18.12.2018 N 473-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
25 мая 2012 года

Одобрен
Советом Федерации
6 июня 2012 года

1. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Другие федеральные законы применяются к отношениям по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Вред здоровью пассажира при перевозках

1. Контроль за исполнением перевозчиком обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации орган транспортного контроля и надзора.

2. Контроль за исполнением перевозчиком обязанности, предусмотренной частью 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляется путем установления наличия у перевозчика договора обязательного страхования.

3. Контроль за исполнением перевозчиком обязанностей, предусмотренных частями 6 — 9 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляется при проверках, проводимых в том числе по поступившим в орган транспортного контроля и надзора обращениям и заявлениям потребителей.

1. Договор обязательного страхования является договором в пользу третьего лица (выгодоприобретателя) и заключается в письменной форме на основании письменного или устного заявления страхователя в двух экземплярах, один из которых вручается (направляется) страховщиком страхователю. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

2. Договор обязательного страхования вступает в силу со дня исполнения страхователем обязанности по уплате страховой премии или первого страхового взноса.

3. Договор обязательного страхования является публичным договором.

4. Страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования любому обратившемуся за этим перевозчику.

1. Объектом страхования по договору обязательного страхования являются имущественные интересы перевозчика, связанные с риском его гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

2. В договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:

1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира; (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира; (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

3. Страховые суммы устанавливаются для каждого страхового случая и не могут изменяться в период действия договора обязательного страхования.

4. Срок действия договора обязательного страхования не может быть менее года. При перевозках на внутреннем водном транспорте срок действия договора обязательного страхования может быть менее года, но не может быть менее периода навигации.

5. В договоре обязательного страхования не может устанавливаться франшиза (часть причиненного вреда, не возмещаемая по договору обязательного страхования) по рискам гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажиров.

Для того чтобы пассажиру был возмещен вред, законом установлена обязанность перевозчика страховать такой риск.

Это прямо предусмотрено ст. 4 федерального закона от 14.06.2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее № 67-ФЗ):

1. Обязательное страхование вводится в целях обеспечения возмещения вреда, причиненного при перевозках жизни, здоровью, имуществу пассажиров независимо от вида транспорта и вида перевозок, создания единых условий возмещения причиненного вреда, а также установления процедуры получения выгодоприобретателями возмещения вреда.

Таким образом, в общем виде у нас вырисовываются такие отношения:

• перевозчик хочет осуществлять доставление граждан до необходимого им места. Для этого он предусматривает риски возможного причинения вреда и обращается к страховщику;

• страховщик и перевозчик заключают договор в пользу гражданина, который пользуется услугами перевозчика;

• гражданин при необходимости имеет право требовать возмещения вреда.

На юридическом языке пассажир становится выгодоприобретателем – тем, кто может требовать возмещения нанесенного ему вреда.

При этом из ст. 5 № 67-ФЗ мы находим, что выступать в роли перевозчика может не только организация, осуществляющая перевозки (очевидно, имея в виду указание на ведение такой деятельности в организационной документации), но и любое физическое или юридическое лицо, которое:

1. фактически оказывает услуги по перевозке,

2. оказывает эти услуги оборудованным на восемь мест транспортным средством.


Это очень важный момент, который позволяет ссылаться на положения данного закона в случае спора, где установлены нижние пределы сумм страхования риска возмещаемого вреда. В отношении таких недобросовестных перевозчиком установлена ответственность:

…при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Согласно положениям № 67-ФЗ и гражданского законодательства такими лицами могут быть:

1. сам потерпевший,

2. в случае смерти потерпевшего – лица, находившиеся у него на иждивении, то есть для которых он являлся кормильцем,

3. при отсутствии лиц на иждивении:

• супруг;

• родители;

• усыновители;

• дети,

у которых уже потерпевший находился на иждивении. То есть меняется местами положение потерпевшего.

4. При возмещении расходов на погребение – лица, которые осуществили эти действия.

Важным документом в данном случае является договор обязательного страхования, который заключают перевозчик и страхователь (организация, оказывающая услуги по страхованию). В нем фиксируются все основные условия, связанные с наступлением страхового случая. Отдельно в ст. 8 указано на определение страховой суммы в каждом конкретном случае. Сумма не фиксирована и в зависимости от возникшей ситуации может меняться.

При этом важный момент в отношении сумм – в законе прямо указан порог, ниже которого суммы страхуемого риска не могут быть изменены:

1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира;
2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира;
3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира.

Это очень важно при формировании требований к перевозчику, когда наступили неблагоприятные последствия. Так мы знаем, в рамках каких сумм застрахован риск причинения вреда пассажиру.

Закон обязывает перевозчика информировать всех пассажиров о страховании своей ответственности. Для этого информация разделяется на два вида.

1. Сведения о страховщике – организации, с которой перевозчик заключил договор обязательного страхования, это может быть:

• наименование;

• место нахождения;

• почтовый адрес;

• номер телефона.

2. Сведения о заключенном договоре:

• номер;

• дата заключения;

• срок действия;

Эта информация очень важна для понимания, к кому обращаться в случае причинения вреда. Закон определяет, что пути доведения до пассажиров этой информации могут быть разными (размещение в транспорте, транслирование), но пассажиры должны без труда ее получить.

Рассмотрим порядок обращения о возмещении вреда живого потерпевшего. Разбирая ст. 14 № 67-ФЗ, находим несколько важных положений.

1. Фиксация

Прежде всего, в момент наступления страхового случая необходимо его зафиксировать. Для полной защиты себя в случае спора стоит использовать любые подручные средства (фото, видео, расписки, свидетели).

С позиции закона же есть определенный документ, который подразделяется на виды. Из приказа Минтранса России от 27.12.2017 г. № 540:

1. При вреде жизни и здоровью, имуществу – «Документ о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах».

2. При порче багажа – «Коммерческий акт».

Данный документ составляется самим перевозчиком или тем, на кого он возложил эту обязанность – очевидно, имеются в виду разного рода представители, которые должны иметь соответствующие полномочия.

2. Последующие действия

1. Необходимо обратиться к страховщику с заявлением о возмещении причиненного вреда. Форма такого заявления установлена Центральным банком. Посмотреть его можно здесь.

2. Вместе с заявлением подаются документы, которые мы можем найти в приложении 3

к указанию Банка России от 19.09.2018 г. № 4914-У:

1) Документ, удостоверяющий личность потерпевшего.

2) Если потерпевший обращается не лично – документ, удостоверяющий личность такого человека, и документы, по которым можно определить, что представитель потерпевшего может требовать возмещения. Иными словами, подтверждение права на данное возмещение.

3) Документ о произошедшем событии на транспорте – как мы рассматривали выше, этот документ оформляется перевозчиком, поэтому важно затребовать его составления в момент причинения вреда.

4) Если такие документы имеются:

-документы об административном правонарушении;

-документы в отношении движения уголовного дела.

В случае вреда имуществу:

1. Произвольная опись испорченного или утраченного имущества.

2. Примерная стоимость имущества – правил определения таких цен нет, видимо, стоит исходить из рыночных.

3. Стоимость на восстановление имущества – здесь полегче, действительно при ремонте, например, можно сохранить чек.

4. Багажная квитанция или иной документ о перевозке имущества. Отметим, что предоставляется только при наличии у человека такого документа.

5. Если имущество получает представитель умершего – свидетельство о смерти и праве на наследство умершего.

Верховный Суд – о правах пассажиров

Пассажир – лицо, признаваемое пассажиром транспортными уставами, кодексами, иными федеральными законами, а также ребенок, перевозимый бесплатно или по льготному тарифу с предоставлением или без предоставления отдельного места в транспортном средстве.

Перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки пассажиров, в том числе по договору фрахтования (независимо от того обстоятельства, являются ли они перевозчиками по договору перевозки или осуществляют перевозку фактически).

Потерпевший – пассажир, жизни, здоровью, имуществу которого при перевозке причинен вред.

Выгодоприобретатель – потерпевший либо в случае его смерти лица, имеющие право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в результате смерти потерпевшего (кормильца), при отсутствии таких лиц – супруг, родители, усыновители, дети умершего, лица, у которых потерпевший находился на иждивении, а в отношении возмещения необходимых расходов на погребение потерпевшего – лица, фактически понесшие такие расходы.

Страхование ответственности перевозчика предполагает компенсации при нанесении вреда жизни и здоровью пассажиров и ущерба их багажу. Основной его объект – защита интересов пассажиров. Риски также включают в себя ущерб, что был нанесен третьим лицам, находящимся рядом с транспортным средством.

ВАЖНО! Полис не распространяется на неприятные ситуации, которые произошли с пассажирами вне транспортных средств. Поэтому этот вид страхования относят к гражданской ответственности перед третьими лицами. Даже если водитель не является виноватым в причиненном ущербе, ответственность все равно лежит на перевозчике.

Перевозчик должен предоставлять следующие данные:

  • наименование страховой компании, ее местонахождение;
  • номер, дата и длительность действия страхового договора.

Эта информация должна размещаться на сайте перевозчика, в месте продажи билетов и в самом транспорте.

При несоблюдении правил предусматриваются следующие штрафы:

  • до 1 млн. рублей при отсутствии полиса (для должностного лица – до 50 тыс.)
  • до 30 тысяч рублей за отсутствие данных о страховом договоре (до 3 тыс. для должностного лица).

В случае нарушения обязательств со стороны перевозчика предусматривается ответственность по статье 11.31 КоАП.

Страховка ответственности перевозчика покрывает риски, связанные со следующими обстоятельствами:

  • Травмирование, ранение либо гибель одного либо нескольких пассажиров, пребывающих на транспортном средстве при аварии или ином событии, связанным с использованием транспорта страхователем.
  • Потеря либо частичное повреждение багажа независимо от его вида ввиду событий, предусматриваемых законом.
  • Потеря, недостача, полная утрата либо повреждение груза, переданного для доставки.
  • Нарушение сроков, определенных для доставки людей или грузов в место назначения (если причина включена в перечень оснований для компенсации).
  • Нарушения при выдаче: безосновательные задержки, отсутствие необходимой документации, подтверждающей право получателя забрать доставленный груз.
  • Неправильная засылка отправления груза.
  • Увечья и смерть людей, что находились рядом с транспортным средством страхователя, потеря чужого имущества ввиду неправильной эксплуатации транспорта, который был застрахован.

В указанных случаях страховщик должен компенсировать ущерб всем пострадавшим из-за страхователя.

Тариф будет определяться конкретным страховым риском. Закон определяется следующие минимальные лимиты компенсации:

  • при нанесении вреда здоровью и жизни потерпевшего – от 2025 рублей;
  • за ущерб имуществу пассажиров – от 600 рублей за кг багажа;

При наличии иного имущества предусматривается дополнительная выплата в размере от 11 тысяч рублей. При смерти пассажира максимальный размер выплаты – 160 000 рублей.

  • Автострахование
    • ОСАГО
    • КАСКО
  • Недвижимость
  • Жизнь и здоровье
    • ОМС
    • ДМС
  • Пенсионное и социальное
  • Бизнес
  • Финансы
    • Инвестиции
    • Кредит
  • Туризм
  • Ещё
    • Страховые компании РФ

Пассажирам всех видов транспорта повысят компенсации за аварии

Принят Государственной Думой 25 мая 2012 года

Одобрен Советом Федерации 6 июня 2012 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее также — обязательное страхование), определяет правовые, экономические и организационные основы этого вида обязательного страхования, а также регулирует отношения, возникающие в связи с возмещением вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы, при перевозках внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном), а также устанавливает порядок возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном.

3. В отношении перевозок пассажиров внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном) настоящий Федеральный закон применяется с учетом особенностей, установленных статьей 31 настоящего Федерального закона.

4. Настоящий Федеральный закон не применяется к перевозкам легковыми такси.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров

1. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Другие федеральные законы применяются к отношениям по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Наличие полиса ОСГОП строго необходимо для любых транспортных средств, принадлежащих предприятиям-перевозчикам и служащих для транспортировки пассажиров.

Такие характеристики, как тип ТС (микроавтобус, автобус и т. д.), его марка и модель, вместимость, проходимость и другие особенности не играют никакой роли. Исключение из правила составляют лишь поезда метро и легковые машины такси – для них приобретение такого полиса не является необходимостью.

Необходимость приобретения страховки ОСГОП при эксплуатации личного (принадлежащего физическому лицу) автобуса зависит от целей этой эксплуатации. Так, если на нем осуществляется безвозмездная транспортировка друзей и знакомых либо членов семьи, то приобретение полиса не требуется. Если же автобус служит для перевозки пассажиров за деньги, то наличие ОСГОП становится обязательным. В противном случае при нанесении увечий или другого ущерба своим пассажирам водителю придется выплачивать компенсацию из собственного кармана.

Размер страховой компенсации зависит от произошедшего страхового случая:

  • смерть пассажира – компенсация составляет до 2 025 000 рублей, а ее выплата осуществляется в пользу родственников погибшего;
  • ущерб здоровью пассажира – лимит компенсации в этом случае равняется 2 000 000 рублей;
  • имущественный ущерб (повреждение вещей, принадлежащих пассажирам, во время их перевозки) – компенсация может доходить до 25 000 рублей.

Более точный размер компенсации может быть определен комиссией на основании конкретного ущерба, полученного гражданином. Так, к примеру, оцениваются следующие типы повреждений:

  • повреждение глаза (эрозия роговицы травматического характера) – 100 000 рублей;
  • проникающее ранение – 100 000 рублей;
  • перелом носа (в том случае, если при лечении проводились операции либо выполнялась фиксация) – 200 000 рублей;
  • повреждение барабанной перепонки, ставшее результатом прямой травмы – 100 000 рублей;
  • разрыв нервных стволов конечностей (рук либо ног) – 400 000 рублей;
  • сотрясение мозга различной тяжести (если впоследствии проводилось лечение в амбулаторных условиях не менее 10 суток) – 60 000 рублей;
  • перелом костей свода черепа – 300 000 рублей.

При получении пассажиром комплексных повреждений компенсация за лечение рассчитывается следующим образом: все указанные в эпикризе травмы переводятся комиссией в процентное соотношение от общего количества повреждений (100%), после чего полученные величины умножаются на 2 000 000 рублей (то есть на максимально возможный размер компенсации).

За что отвечает перевозчик? Правила возмещения вреда

6.1. Объектом страхования по договору обязательного страхования являются имущественные интересы перевозчика, связанные с риском его гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

6.2. В договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:

а) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем 2025000 (два миллиона двадцать пять тысяч) рублей на одного пассажира;

б) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем 2000000 (два миллиона) рублей на одного пассажира;

в) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем 23000 (двадцать три тысячи) рублей на одного пассажира.

6.3. Страховые суммы устанавливаются для каждого страхового случая и не могут изменяться в период действия договора обязательного страхования.

6.4. Срок действия договора обязательного страхования не может быть менее года. При перевозках на внутреннем водном транспорте срок действия договора обязательного страхования может быть менее года, но не может быть менее периода навигации.

6.5. В договоре обязательного страхования не может устанавливаться франшиза (часть причиненного вреда, не возмещаемая по договору обязательного страхования) по рискам гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажиров.

Национальный союз страховщиков ответственности (НССО) для большего удобства перевозчиков и проверяющих их лиц (инспекторов Транспортного надзора) запустил приложение “Калькулятор ОСГОП“. Программа обладает интуитивно понятным интерфейсом и позволяет практически моментально и в режиме онлайн рассчитать точную стоимость будущего страхового полиса. Кроме этого, калькулятор имеет функцию личного кабинета и сохраняет все расчеты, которые будут доступны при дальнейших обращениях к нему (например, при новом оформлении полиса в следующем году).

Перед тем как начать разговор о регрессном требовании, следует напомнить, что же это такое. Регрессным называют такое требование страховой компании, которое отменяет выплату компенсации страхователю в ряде случаев. Возмещать ущерб пострадавшей стороне при этом придется самому перевозчику из личных средств. Так, к регрессным требованиям, относящимся к полису ОСГОП, являются:

  • умысел (ситуация, при которой водитель специально совершил дорожное происшествие);
  • состояние алкогольного опьянения;
  • состояние наркотического опьянения (либо управление ТС под действием психоактивных средств);
  • отсутствие прохождения медицинского контроля перед началом рейса;
  • отсутствие прохождения периодического медицинского контроля;
  • отказ от медицинского освидетельствования на факт употребления алкоголя /запрещенных препаратов;
  • отсутствие у водителя водительского удостоверения (отсутствие необходимой категории, временное лишение права управлять транспортными средствами);
  • нарушение перевозчиком трудового режима и режима отдыха водителя (управление водителем ТС в состоянии крайней усталости);
  • выпуск перевозчиком в рейс транспортного средства с техническими повреждениями, при которых его эксплуатация недопустима (например, неисправность тормозной системы);
  • иные случаи, если они предусмотрены законодательно.

Стоит обратить внимание и на то, что на другие виды автомобильного страхования (например, на ОСАГО) также распространяется регрессное требование.

Как я уже говорил, полис ОСГОП является обязательным для любых перевозчиков (что, собственно, даже отражено в его названии). Отсутствие данного документа при перевозке пассажиров может повлечь за собой довольно серьезные штрафные санкции со стороны государства, а именно:

  • для ответственных лиц, совершающих управление транспортным средством (водителей) – штраф до 50 000 рублей;
  • для автотранспортного предприятия, допустившего подобное нарушение – до 1 000 000 рублей.

Стоит напомнить и о том, что в случае аварии и при отсутствии действующего полиса страхования ответственности перевозчика, компании придется лично возмещать ущерб пострадавшим. Размер подобной компенсации может доходить до 1 000 000 рублей на одного человека.

Страхование ответственности перевозчика грузов и пассажиров

  • Новости
  • Аналитика
  • Блоги
  • Обзор прессы
  • Мнения
  • Интервью
  • Фотогалереи
  • Официальные документы
  • Пресс-релизы
  • Программа Sukhoi Superjet 100
  • Программа МС-21
  • Семейство Ан-148/158
  • Сверхзвук в ГА
  • Статистика
  • Тест-полеты, оценки эксплуатантов
  • Все темы >>
  • Безопасность
  • Грузоперевозки
  • Летная эксплуатация
  • Лизинг
  • ОрВД
  • Регулирование
  • Страхование
  • Финансы
  • Другие теги >>
  • Аэрофлот
  • Трансаэро
  • Uzbekistan Airways
  • Катэкавиа
  • Авиа Групп
  • Антонов
  • Климов
  • Новапорт
  • Все компании >>
  • Премия «Крылья России»
  • МАКС
  • NAIS&CA
  • JetExpo
  • HeliRussia
  • Важнейшие события
  • Другие мероприятия

Правда ли, что пассажиров страхуют при поездке в общественном транспорте?

Статья 117 Воздушного кодекса РФ[51] предусматривает, что ответственность перевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна», определяется в соответствии с правилами гл. 59 Гражданского кодекса, если законом или договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер ответственности перевозчика (как это может быть сделано в соответствии со ст. 123 ВК).

Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни пассажира воздушного судна, гражданам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти кормильца в соответствии с гражданским законодательством, при отсутствии таких граждан — родителям, супругу, детям умершего пассажира воздушного судна, а в случае смерти пассажира воздушного судна, не имевшего самостоятельного дохода, — гражданам, у которых он находился на иждивении, в сумме два миллиона рублей. Указанная компенсация распределяется между гражданами, имеющими право на ее получение, пропорционально количеству таких граждан.

Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке здоровью пассажира воздушного судна, в сумме, определяемой исходя из характера и степени тяжести повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством РФ – не может превышать 2 млн. руб.

В случае, если определенный в соответствии с гражданским законодательством размер возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, превышает размер компенсации в счет возмещения вреда, выплата указанной компенсации не освобождает перевозчика от возмещения такого вреда в части, превышающей сумму произведенной компенсации.

В целях статьи 117 воздушная перевозка пассажира включает в себя период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром.

Если организация перевозит сотрудников на собственном автобусе, то перевозчиком с точки зрения рассмотренных выше законов она не является. Билеты при этом не выдаются, а договор фрахтования не заключается.

То есть страховка ОСГОП не требуется.

Нужно ли ОСГОП на личный автобус?

В данном случае все зависит от того, для чего фактически используется автобус. Если водитель на автобусе возит свою семью или друзей, то перевозчиком он не является и ОСГОП не нужно.

Если же водитель использует автобус в коммерческой деятельности (возит пассажиров за деньги) и не имеет ОСГОП, то в случае причинения вреда жизни или здоровью пассажиров он будет выплачивать компенсацию из собственного кармана. Статья 5 закона:

3. Перевозчик, не исполнивший возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически осуществляющие перевозки физических лиц автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанные перевозки осуществляются физическим лицом для личных, семейных, домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Нужно отметить, что закон «Об ОСГОП» предусматривает довольно крупные выплаты при причинении вреда жизни или здоровью (они рассмотрены ниже). И если водителю придется возмещать ущерб самостоятельно, то это вполне может «поставить крест» на его бизнесе по перевозкам.

Рассмотрим статью 8 Федерального закона:

2. В договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:

1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира;

2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира;

3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира.

Итак, закон не устанавливает единых тарифов по выплатам для страховых компаний. То есть каждая фирма вправе предложить перевозчику собственные условия. Однако минимальные цифры в законе обозначены.

Например, жизнь каждого пассажира может быть застрахована на сумму, которая больше или равна 2 025 000 рублей.

Выше речь шла о том, что при отсутствии страховки перевозчик (в том числе физическое лицо) должен оплатить такую сумму за гибель каждого пассажира из собственного кармана. Так что в случае отсутствии страховки затраты на возмещение ущерба могут оказаться весьма значительными и привести к банкротству небольшой организации.

18.1.1. Перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна в порядке, установленном законодательством РФ, международными договорами РФ, а также договором воздушной перевозки пассажира и обеспечивает своевременное страхование такой ответственности.

18.1.2. Перевозчик и пассажир за нарушение таможенных, валютных, санитарных, карантинных и иных правил несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава XIII. ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ, ИХ БАГАЖА И ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ

18.3.1. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) зарегистрированного багажа после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи пассажиру или до передачи его, согласно установленным Правилам, другому гражданину или юридическому лицу в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.

18.3.2. Перевозчик несет ответственность за сохранность находящихся при пассажире вещей, если не докажет, что утрата, недостача или находящихся при пассажире вещей, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) этих вещей произошли вследствие обстоятельств, связанных с процессом перевозки, которые Перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира.

18.3.3. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, если не докажет, что они не являлись результатом умышленно совершенных действий (бездействий) Перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки

18.4.1. За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения при воздушной перевозке на территории Российской Федерации Перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от Перевозчика.

18.4.2. За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения при международной воздушной перевозке Перевозчик несет ответственность в соответствии с конвенциями, касающимися международных воздушных перевозок, документами ИКАО, а также положениями действующих международных договоров и соглашений Российской Федерации.

18.5.1. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире при воздушной перевозке на территории Российской Федерации, Перевозчик несет ответственность в следующих размерах:

  1. за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, — в размере объявленной ценности;
  2. за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, — в размере их стоимости, но не более чем в установленных федеральным законом сумм за килограмм веса багажа или груза;
  3. за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, — в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления — в размере не более суммы, установленной федеральным законом.

18.5.2. Стоимость багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при ее отсутствии, исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором багаж или груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

18.5.3. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящиеся при пассажире, при международных воздушных перевозках Перевозчик песет ответственность в соответствии с конвенциями, касающимися международных воздушных перевозок, документами ИКАО, а также положениями действующих международных договоров и соглашений Российской Федерации.

18.6.1. Ответственность Перевозчика не должна превышать сумму реально нанесенного ущерба.

18.6.2. Перевозчик не несет ответственность и не возмещает убытки за ущерб, возникший прямо или косвенно из-за соблюдения им законов, постановлений, правил и предписаний государственных органов и настоящих Правил, или из-за несоблюдения их Пассажиром.

18.6.3. Перевозчик не несет ответственности за ущерб, возникший не по вине Перевозчика или по какой-либо неподконтрольной ему причине (в том числе стихийное бедствие, погодные условия, акты незаконного вмешательства, требования государственных органов и т.д.).

18.6.4. Перевозчик не несет ответственности, если смерть или повреждение здоровья Пассажира явились результатом состояния его здоровья.

18.6.5. Перевозчик не несет ответственности перед Пассажиром по иску, предъявленному ему лицом или от его имени в отношении лица, которое намеренно нанесло ущерб, приведший к смертельному исходу, телесному повреждению Пассажира или повреждению его багажа при перевозке.

18.6.6. Перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что утрата, недостача или повреждение багажа произошли вследствие обстоятельств, которых он не мог предотвратить или устранение которых от него не зависело, в частности, вследствие:

  1. вины лица, сдавшего или получившего багаж;
  2. естественных свойств перевозимых предметов;
  3. недостатков упаковки, которые не могли быть замечены при внешнем осмотре принимаемого багажа;
  4. особых свойств, находящихся в багаже предметов или веществ, требующих специальных условий или мер предосторожности при их перевозке и хранении.

18.6.7. Перевозчик не несет ответственности:

  1. за недостачу массы перевозимого багажа в случае прибытия и сдачи его Пассажиру в исправной упаковке, без следов хищения и повреждения, если Пассажир не докажет, что недостача багажа имела место или произошла по вине Перевозчика;
  2. за задержку в доставке багажа из-за обстоятельств, не зависящих от Перевозчика, в частности;
  3. вследствие неблагоприятных метеорологических условий, стихийного бедствия, вмешательства в перевозочный процесс и уполномоченных на это лиц и др.;
  4. за повреждение хрупких и непрочных вещей, за деньги, ювелирные изделия, драгоценные металлы, изделия из серебра, ценные и деловые бумаги, медикаменты, ключи, паспорта, удостоверения и другие вещи, которые не принимаются в качестве зарегистрированного багажа вне зависимости от того, знает Перевозчик о наличии этих вещей в багаже или нет.

18.7.1. Если Перевозчик понес ущерб по вине Пассажира, то Пассажир несет материальную ответственность в пределах причиненного ущерба с доказанной упущенной выгодой.

18.7.2. Пассажир несет ответственность за невыполнение:

  1. распоряжения командира ВС;
  2. правил Перевозки;
  3. правил по обеспечению пожарной безопасности, санитарных, гигиенических и санитарно-противоэпидемических;
  4. правил перевозки опасных веществ или предметов;
  5. правил безопасности полета (попытка открыть дверь, люк самолета, отказ от пристегивания ремнем безопасности, курение в неположенном месте и т.д.).

18.7.3. Пассажир несет ответственность за нарушение общественного порядка в аэровокзалах и городских агентствах, аэропортах, на аэродромах и воздушных судах, в том числе за противоправные действия относительно других Пассажиров и персонала Перевозчика.

18.7.4. Пределы административной и уголовной ответственности устанавливаются в соответствии с законодательством РФ или законодательством страны пребывания.

18.7.5. За утрату, недостачу, повреждение (порчу) или просрочку доставки багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, при международных воздушных перевозках Перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Информация об ограничении ответственности Перевозчика перед пассажиром за килограмм зарегистрированного багажа при его утрате, недостаче, повреждении (порче) во время воздушной перевозки или просрочке доставки в пункт назначения указывается в билете в главе «Уведомление об ограничении ответственности Перевозчика за багаж».

ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воздушный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 июня 2020 года)

Глава XVII. Ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя (статьи 116 — 135)

1. Перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

2. Эксплуатант обязан возместить вред, причиненный при эксплуатации воздушного судна, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

3. Перевозчик, пассажир, грузоотправитель и грузополучатель за нарушение таможенных, валютных, санитарных, карантинных и иных правил несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Грузоотправитель несет ответственность за вред, причиненный перевозчиком или лицом, перед которым перевозчик несет ответственность, вследствие неправильности или неполноты сведений, предоставленных грузоотправителем.

Перевозчик несет материальную ответственность перед организациями почтовой связи за утрату, повреждение (порчу) или просрочку доставки почты по вине перевозчика в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Право на предъявление перевозчику заявления в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира имеют:

1) в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, а также просрочки его доставки — пассажир или управомоченное им лицо при предъявлении багажной квитанции или коммерческого акта;

2) в случае прекращения по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки пассажира — пассажир.

2. Право на предъявление претензии и иска к перевозчику имеют:

1) в случае утраты груза грузополучатель при предъявлении грузовой накладной, выданной перевозчиком грузоотправителю, с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза, а при невозможности предъявления такой накладной документа об оплате стоимости груза и справки перевозчика об отправке груза с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза;

2) в случае недостачи или повреждения (порчи) груза грузополучатель при предъявлении грузовой накладной или коммерческого акта;

3) в случае просрочки доставки груза грузополучатель при предъявлении грузовой накладной;

4) в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) почты, а также просрочки ее доставки организация почтовой связи пункта назначения почты;

5) страховщик при предъявлении соответствующих перевозочных документов, а также документов, подтверждающих факты заключения договора страхования и выплаты страхового возмещения.

1. Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев. Указанный срок исчисляется следующим образом:

1) о возмещении вреда в случае недостачи или повреждения (порчи) груза или почты, а также в случае просрочки их доставки — со дня, следующего за днем выдачи груза, а в отношении почты — с даты составления коммерческого акта;

2) о возмещении вреда в случае утраты груза — через десять дней по истечении срока доставки;

3) о возмещении вреда в случае утраты почты — по истечении срока доставки;

4) о возмещении вреда во всех остальных случаях — со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

2. Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *