ФЗ 127 последние изменения 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФЗ 127 последние изменения 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Популярность банкротства среди физлиц растет с каждым годом. Вырабатывается единообразная судебная практика, и законодатель корректирует нормы закона, чтобы сделать судебный процесс понятным и прозрачным, а результат — справедливым. Давайте подробно рассмотрим изменения законодательства о банкротстве.

Когда закон о банкротстве физических лиц вступил в силу, а это было 1 октября 2015 года, размер вознаграждения для финуправляющего составлял 10 000 рублей. Уже в июне 2016 года было принято изменение — сумма выросла до 25 000 рублей за одну процедуру в рамках дела о банкротстве физических лиц. При реализации имущества управляющий начал получать не 2%, а 7%.

С января 2017 года в закон о банкротстве физических лиц и в НК РФ были внесены поправки — госпошлина для физлиц перестала составлять 6 000 рублей. Теперь заплатить за нее нужно всего лишь 300 рублей.

В 2020 году уже введена новая норма — мораторий на банкротство. Он не коснулся граждан, зато защищает ИП, чей бизнес относится к пострадавшим отраслям. Банки и поставщики, а также ФНС не вправе подать в суд на взыскание долгов с такого ИП в период моратория. Это время можно использовать для восстановления бизнеса. Но эта норма была введена только на период пандемии коронавируса. Действие моратория закончилось 7 января 2021 года.

Если перспективы восстановления нет, рекомендуем подумать о признании несостоятельности, чтобы списать кредиты и долги контрагентам. Подробно о банкротстве ИП читайте в этой статье.

Судебная практика показала, что людям сложно самостоятельно составить заявление о банкротстве и собрать достаточно доказательств. Должники, зная о возможности законно списать кредиты, по-прежнему предпочитали страдать от звонков из банков и визитов коллекторов.

Однако кризис сделал людей смелее. Тем более, Президент страны назвал банкротство нормальным и законным решением выхода из тяжелой финансовой ситуации.

Но проблема судебного банкротства — стоимость. В среднем цена услуг юриста при банкротстве составляет около 80 000 — 100 000 рублей, и у должника, который по уши в кредитах и долгах, попросту нет таких денег на разрешение дела о банкротстве в судебном порядке. Мы рассказали об обязательных расходах и расценках на юридические услуги в этом материале.

Законопроект об упрощенном банкротстве обсуждался с 2017 года. Учитывая кризис и недовольство населения, Госдума приняла поправки о внесудебном (упрощенном) банкротстве в июле 2020 года. Закон вступил в силу в сентябре 2020 года.

Суть закона о внесудебном банкротстве физлиц заключается в следующем:

  • процесс проводят во внесудебном порядке через МФЦ;
  • это бесплатно;
  • срок процедуры 6 месяцев;
  • списывают долги граждан, если сумма всех недоимок составляет от 50 000 до 500 000 рублей. Основной расчет сделан на то, что исполнительные производства закрыты за невозможностью взыскания. То есть пристав уже проанализировал финансовую ситуацию должника и сделал вывод, что имущества и доходов нет.

    Тогда повторять этот же анализ в платной процедуре банкротства нерационально. Если кредиторы в течение 6 месяцев, пока идет внесудебное банкротство, не подадут возражений, долги спишут без участия Арбитражного суда — как итог работы ФССП.

    Если же в течение полугода, который отводится на упрощенное банкротство, приставы или кредиторы найдут имущество должника (например, он устроится на работу или внезапно получит наследство), то процедуру банкротства перенесут по инициативе кредитора в суд. Оплачивать услуги финуправляющего в этом случае обязан кредитор.

Бесплатная упрощенная процедура банкротства без суда подходит только самым бедным людям. Подробнее мы разобрали механизм и риски внесудебного списания долгов в этой статье.

По закону единственная квартира или дом должника считаются неприкосновенными, продажа жилья в судебном порядке запрещена. Даже если долг составляет миллиард рублей, а у должника во владении единственный элитный особняк, его не имеют права изъять для реализации.

Данные условия не распространяются на ипотечную собственность — по закону она подлежит реализации для расчетов с кредитором — залогодержателем, даже будучи единственным жильем должника.

Некоторые законодатели посчитали такое положение несправедливым. Рассматриваются поправки о продаже роскошной недвижимости и покупке для должника и его семьи жилья по нормативам площади жилых помещений в регионе. Разница в цене могла бы помочь удовлетворить требования кредиторов.

Идея пока не оформлена в полноценный законопроект и не рассматривалась на заседаниях Госдумы. Возможно, когда-нибудь и будет принят порядок изъятия дорогостоящего единственного жилья, однако как это будет выглядеть, пока не разъясняется.

В конце апреля 2021 года Конституционный суд (КС РФ) принял решение о том, что если жилье банкрота принадлежит к категории роскошного, обладающего избыточной площадью (в деле фигурировала квартира с метражом более 100 метров при одном жильце), то его можно продать. КС потребовал от судов принимать решения о реализации единственного жилья в процедуре банкротства физлица, особенно если физ лицо до банкротства успело «влезть в долги», а единственное жилье купило уже после того, как эти долги набрало.

Но продать единственную квартиру или дом разрешается только в том случае, если взамен должнику будет выделено новое жилье, удовлетворяющее социальным нормам. То есть кредиторы должны договориться на общем собрании о совместной покупке для должника более дешевой квартиры. Жилье должно быть куплено в том же населенном пункте, где находится то имущество, которое по суду будет решено продавать. Если только должник сам не заявит о своей готовности к переезду.

Также КС потребовал срочно внести изменения в законы РФ, которыми прописан статус неприкосновенности единственного жилья, и напомнил, что требует таких поправок от законодателей уже 9 лет, а «воз и ныне там».

Банкротство физических лиц в 2021 — порядок, стоимость и последствия

Третье. Введение бальной системы оценки финуправляющих. По ней планируется оценивать результативность работы управляющих.

Рассчитывать баллы будут ежеквартально за проведение каждой из следующих процедур:

  • за реструктуризацию долгов, в том числе гражданина;
  • за конкурсное производство;
  • за реализацию имущества гражданина.

Количество баллов повлияет, в частности, на выбор кандидатуры управляющего.

Кроме того, хотят сформировать регистр управляющих. На его сайте можно будет узнать:

  • о СРО, в составе которой числится управляющий;
  • о договорах обязательного страхования ответственности управляющего;
  • о проведенных им делах о банкротстве, в том числе — успешных (с точки зрения как должника, так и кредиторов);
  • о сдаче экзамена по программе подготовки управляющих;
  • о количестве баллов результативности управляющих и СРО;
  • о судебных актах, которыми действия управляющего признали незаконными;
  • о дисквалификации управляюшего.

Для проведения процедуры банкротства по инициативе должника необходимо выполнение следующих условий, которые свидетельствуют о неплатежеспособности гражданина:

  • — суммарный размер долгов по кредитам, налогам и штрафам с учетом пени больше, чем оценочная стоимость имущества должника;
  • — на руках имеется постановление ФССП об окончании исполнительного производства по причине отсутствия доступного для реализации имущества;
  • — должник перестал платить по финансовым обязательствам, что привело к наличию просрочки;
  • — официального дохода гражданина недостаточно, чтобы вносить хотя бы 10% от обязательных ежемесячных платежей по кредитам.

Кроме того, должны выполняться и следующие требования:

  • — должник является добросовестным заемщиком и предпринимал попытки самостоятельно решить вопрос с кредиторами (можно предоставить переписку с банком);
  • — должник не скрывает свои доходы или имущество, иначе суд откажет в объявлении банкротства.
  • — должник работает или пытается трудоустроиться (в этом случае обязательно быть на учете официальной службы занятости).

— Суд отказывает в принятии заявления, когда в нем имеются грубые ошибки (оно должно соответствовать АПК, ст. 37 и 213.3 4 ФЗ о банкротстве), пакет документов не полон, отсутствует квитанция. Кроме того, это происходит, если гражданин не доказал свою неплатежеспособность, и когда между должником и кредиторами имеется спор, который нужно разрешать через исковое производство, — пояснила Лилия Ших.

— Во время процедуры банкротства формируется конкурсная масса (имущество, денежные средства, которые могут удовлетворить требования кредиторов в какой-то части). Зарплата и пенсия также входят в конкурсную массу, но важно отметить, что должнику остаются денежные средства в размере прожиточного минимума на него и на членов его семьи, — рассказала Екатерина Кузнецова.

До процедуры банкротства нельзя совершать сделок, которые могут быть оспорены финансовым управляющим во время процедуры банкротства, например, фиктивные сделки.Также во время процедуры банкротства все права в отношении имущества, состояния конкурсной массы осуществляются только финансовым управляющим и не могут осуществляться гражданином лично. Сделки, совершенные гражданином лично без участия финансового управляющего, ничтожны.

Закон о банкротстве физических лиц. Как это работает в 2021?

— Главный плюс судебного банкротства — возможность списания долгов в случае, если человек попал в трудное финансовое положение. Хотя есть и исключение: не подлежат списанию долги по алиментам, по выплате зарплаты и выходного пособия, субсидиарная ответственность, вред, причиненный жизни и здоровью, — отметила Екатерина Кузнецова.Также к плюсам относятся:

  • — возможность списания долгов «раз в пятилетку», то есть каждые 5 лет, если у должника возникает финансовая несостоятельность, он вправе обратиться в суд о признании его банкротом;
  • — единственное жилье, которое не обременено залогом, останется у должника и не будет продано на торгах;
  • — длительность процедуры: в среднем она занимает от 4 до 6 месяцев, если нет имущества и от 6 до 12 месяцев, если есть имущество.
  • —Минусы банкротства, по мнению специалиста, таковы:
  • — риск потерять имущество, которое находится в залоге (например, ипотека).
  • — отсутствие нормы права и четкой практики по возвращению маткапитала с реализации имущества.

С 01 сентября 2020 года в ФЗ №127 вступили в силу изменения — появилась упрощенная процедура банкротства для физических лиц.

В соответствии с новыми поправками, для физ. лиц в МФЦ работает внесудебная процедура банкротства, которая доступна гражданам с долгами от 50 тысяч до 500 тысяч рублей. Требованием для внесудебного банкротства является то, что исполнительные производства окончены за невозможностью взыскания — по п.4 ч.1 ст. 46 ФЗ №229. И открытых дел в ФССП нет.

Закон в действующей редакции предполагает, что пристав проверил финансы должника и установил, что у человека нет имущества и доходов для расчетов. Простыми словами, суть закона о внесудебной процедуре в том, что МФЦ официально признает банкротство физ лица без суда, поскольку проверку уже провел пристав.

Государство экономит на обновленной редакции — и бюджет цел, и люди сыты.

Основные положения закона о внесудебном банкротстве граждан:

  • процедура абсолютно бесплатна;
  • заявление подается в МФЦ;
  • срок — 6 месяцев;
  • величина задолженностей — 50 000–500 000 рублей.

Заявление рассматривается без суда и финуправляющего, но в случае обмана или ошибки банки обратятся в Арбитражный суд, чтобы прекратить внесудебное списание долгов.

Читайте нашу инструкцию по списанию долгов через МФЦ, там представлены необходимые формы документов и порядок бесплатного банкротства.

Под действие Закона о банкротстве 127-ФЗ подпадают не все долги физического лица. Через банкротство В СУДЕ и МФЦ НЕ списывают:

  1. Долги по алиментам.
  2. Выплаты, назначенные судом по возмещению морального или физического вреда.
  3. Долги по зарплате и социальным платежам — для ИП с наемными работниками.
  4. Субсидиарную ответственность руководителя компаний.

Другие задолженности будут списаны при объявлении физ. лица банкротом. Это кредиты, недоимки в налоговой инспекции и ПФР, долги по ЖКХ и штрафы ГИБДД, долги перед частными и бюджетными организациями и физическими лицами, долги от коммерческой деятельности ИП.

В ходе банкротства реализовано будет далеко не все имущество должника. Закон устанавливает ряд объектов, взыскание к которым не применяется:

  1. Личные вещи физического лица — обувь, одежда, техника индивидуального пользования.
  2. Единственное жилье — квартира, комната, частный дом. За исключением ипотечной недвижимости и находящегося в залоге имущества.
  3. Мебель и предметы быта.
  4. Домашние питомцы и их корм.
  5. Личные призы, награды и медали должника.
  6. Транспорт и приспособления, используемые людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Другое имущество гражданина подлежит продаже.

важно!Большинство людей ничего не теряют в банкротстве. По итогам 2019 года, в 70% случаев при банкротстве физлиц кредиторы не получили ничего, так как у должников не было имущества, подлежащего продаже. В этих делах долги списали без изъятия собственности.

Бесплатная консультация0 ₽

  • Вы рассказываете о своей проблеме, задаете вопросы;
  • Юрист уточняет необходимые сведения, анализирует ситуацию, рассказывает варианты развития событий;
  • Вместе выбираете выгодный вариант — банкротство, рефинансирование, просто жалоба на коллекторов или банк;
  • Юрист рассказывает, как подготовиться, где взять документы, и что делать, в вашем случае.

Несмотря на открытую дорогу к банкротству, не все физические лица могут стать некредитоспособными официально — для этого необходимо соответствовать определенным требованиям. Законодатель четко определил круг тех, кто может стать банкротом, и тех, кто обязан обратиться за признанием своей финансовой несостоятельности.

  1. Банкротство физических лиц через обращение в Арбитражный суд вправе признать граждане, у которых сложились следующие обстоятельства:
    • накопились долги от 500 тысяч рублей (или меньше — в этом случае решение о начале процедуры остаётся на усмотрение судьи);
    • в предшествующие подаче заявления 5 лет человек не банкротился;
    • наступили обстоятельства, которые повлекут фактическое банкротство физлица в ближайшее время;
    • имущества должника недостаточно для расчетов с кредитором;
    • у должника нет денег, чтобы погашать ежемесячные платежи по кредитам.
  2. От какой суммы долга можно обратиться в суд? Большое значение придается размеру долга, с которым можно обратиться с заявлением в суд: реализовать свое право на банкротство гражданин может с любой задолженностью. Однако затраты на процедуру делают ее целесообразной при долге не меньше 350 тысяч рублей.
  3. Банкротство необходимо признать, если:
    • задолженность достигла порога 500 тысяч рублей;
    • просрочки по кредитам длятся больше 3-х месяцев.

Важно понимать, что избегание банкротства в состоянии, когда все признаки неплатежеспособности физического лица очевидны, чревато последствиями. Предусмотрены штрафы и другие санкции.

Хотя закон действует не так давно, уже накопилось достаточно дел о банкротстве физ. лиц, чтобы говорить об определенных тенденциях в этой сфере.

Приведем статистику за 2020 год. Если в 2016 году (первый год действия закона) в судах было зарегистрировано чуть более 30 тысяч дел о признании банкротства физических лиц, то за 2020 год зафиксировано около 80 тысяч заявлений. Это говорит о большой востребованности процедуры банкротства среди населения страны.

По данным Федресурса, на 100 000 граждан РФ приходится 84 фактических банкрота, многие из которых боятся идти в суд для установления своего статуса на законных правах, хотя это серьезно облегчило бы им жизнь. На начало 2019 года некредитоспособных граждан в России насчитывалось около 750 тысяч человек.

Тенденция обращаться в арбитражные суды для установления факта финансовой несостоятельности среди простых граждан неуклонно растет. По статистике, почти в 90% случаев в суды обращаются сами должники, остальные 10% приходятся на кредиторов и официальные органы (например, ИФНС), которые также имеют право потребовать признать должника неплатежеспособным.

Процесс банкротства был заметно усовершенствован с момента принятия Закона. В разные периоды принимались определенные поправки — с учетом российских реалий, реакции общества и определенных групп, заинтересованных в процедуре.

  1. В действующей редакции закон о банкротстве граждан гласит, что гонорар для финансовых управляющих составляет 25 тысяч рублей за процедуру и 7% от суммы реализованного имущества за проведенную организацию торгов. Изначально вознаграждение составляло 10 тысяч рублей и 2% от реализации собственности, но управляющие неоднократно протестовали и требовали повышения оплаты, поэтому позже Федеральный закон был изменен в этой части.
  2. Сейчас размер госпошлины — 300 рублей, но в Законе о банкротстве физических лиц до 2017 года она составляла 6 тысяч рублей. Поправки в ФЗ вступили в силу относительно недавно, поскольку законодатели сочли, что 6 000 рублей — это слишком большая сумма для человека с непосильными долгами, учитывая необходимость также оплатить услуги финуправляющего (в случае затруднений можно отложить оплату положенных управляющему 25 тысяч рублей, подав ходатайство об этом в суд).
  3. За годы действия законодательства неоднократно принимались поправки, которые увеличивали ответственность арбитражных управляющих за допущенные ошибки. Это сделано для того, чтобы защитить должника от неправомерных действий со стороны финуправляющего. В новой редакции даже за технические ошибки в документах арбитражному управляющему грозит штраф, дисквалификация и отстранение от ведения дела.
  4. В 2018 году была принята поправка, согласно которой кредиторы, уступившие свои требования по договору цессии, больше не могут нести ответственность за дальнейшее взыскание и последствия.
  5. Изменилась и судебная практика по материальной оценке активов. В 2018 году поправки позволили судам включать в конкурсную массу драгоценные металлы, которые находятся в собственности должников. Ряд судебных постановлений предписывает, что криптовалютные накопления тоже расцениваются как активы, и должник должен передавать доступ к виртуальному кошельку финуправляющему.

Вы можете прочитать текст Федерального закона № 127-ФЗ о банкротстве физ. лиц в последней редакции с изменениями на 2021 год.

Услуга признания банкротства нуждается в постоянном совершенствовании для оптимального удовлетворения запроса потребителей.

Учитывая рост востребованности процедуры у граждан, за последний год было выдвинуто достаточно много интересных идей, инициатором которых выступало Минэкономразвития. В частности МЭР предложило предоставить должникам возможности коллекторских агентств по выкупу собственных долгов у банков. Напомним, кредитные долги коллекторы выкупают по цене 1-5% от стоимости кредитного договора.

Бывший министр Минэкономразвития М. Орешкин и глава Центробанка Э. Набиуллина поспорили между собой на Петербургском экономическом форуме-2019 по поводу роста кредитования. По мнению представителя МЭР, через 2 года страну ждет экономический и социальный коллапс, если не будут приняты изменения в законах по предупреждению роста кредитных долгов. Представитель ЦБ заявила, что все будет по-старому, и никакой проблемы с кредитами сейчас не наблюдается.

Очевидно, что внимание к закону о банкротстве физических лиц не ослабевает, и законодатель регулярно получает запросы о внесении поправок, которые могли бы облегчить жизнь российским заемщикам.

Вы хотите узнать подробности действующего законодательства о несостоятельности или у Вас возникли другие вопросы по поводу банкротства физических лиц в России?

Написать комментарий

      Закон о банкротстве физических лиц: суть, поправки, новые положения 2021 года

      Законопроект, который предлагает ввести Правительство РФ весной 2021 года, меняет весь механизм банкротства. Вводятся новые понятия, все должники распределяются по нескольким группам, а реализацию имущества предлагается проводить через маркетплейсы. Большая часть изменений, конечно, относится к банкротам-предпринимателям и банкротам-юридическим лицам. Но и для граждан-должников, планирующих подавать на банкротство, также есть несколько важных изменений. Подробнее о них ниже.

      Первое, что предлагает сделать законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации – это переименовать Закон «О банкротстве» в Закон «О реструктуризации и банкротстве».

      Еще одно значимое нововведение законопроекта – изменение стадий банкротства (ликвидация некоторых, ранее непопулярных). Опять-таки, в той редакции законопроекта, в какой его анализировал автор при написании статьи, физических лиц и ИП это нововведение не коснется. Стоит отметить, что и проект закона об упрощенном банкротстве граждан дважды кардинально «перекраивался».

      Но на данной стадии обсуждения законопроекта, как и раньше, для физических лиц будут предусмотрены три возможные стадии – реструктуризация долгов, мировое соглашение и реализация имущества.

      А вот банкротство юридических лиц, предполагается, вести посредством только реструктуризации долгов, конкурсного производства и мирового соглашения, в новом варианте закона наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления не будет.

      Важные изменения ожидаются в размере вознаграждения управляющих, усматривается тенденция к удорожанию услуг арбитражных управляющих, опять же, в зависимости от группы, к которой отнесен должник.

      Так, законопроект предлагает, что должник обязан будет платить в качестве вознаграждения финансовому управляющему:

      • 100 000 руб. должен будет заплатить в качестве вознаграждения финансовому управляющему должник 1 группы,
      • 300 000 руб. должен будет заплатить в качестве вознаграждения финансовому управляющему должник 2 группы,
      • 500 000 руб. должен будет заплатить в качестве вознаграждения финансовому управляющему должник 3 группы.

      Изменяется также и размер дополнительного вознаграждения арбитражных управляющих (процентов):

      • 10% – при стоимости реализованного имущества до 1 млн. руб.;
      • 7% – при стоимости реализованного имущества от 1 до 10 млн. руб.;
      • 5% – при стоимости реализованного имущества от 10 до 100 млн. руб.;
      • 2% – при стоимости реализованного имущества свыше 100 млн. руб.

      *в настоящее время дополнительное вознаграждение в процентах составляет 7% при любой стоимости реализованного имущества.

      Отсюда следует, что с принятием нового закона списать долги станет дороже.

      1 сентября 2020 вступил в силу ФЗ №289, разрешивший гражданам банкротиться во внесудебном порядке, без привлечения финансового управляющего и бесплатно. Условия для применения такой процедуры:

      1. Сумма долга не меньше 50 и не более 500 тысяч рублей;
      2. В отношении гражданина нет действующих исполнительных производств – и минимум одно исполнительное производство окончено в связи с п. 4 ч. 1 статьи 46 229-ФЗ (нет имущества, которое можно взыскать).

      Если эти признаки имеют место, физлицо может подать заявление в МФЦ. В документе нужно перечислить всех кредиторов и сумму обязательств перед ними. МФЦ проведёт проверку, опубликует сведения о банкротстве, а спустя 6 месяцев долги будут списаны.

      Новый проект устанавливает следующие суммы вознаграждения для управляющего:

      • Должник 1 группы – 100 000 рублей;
      • 2 группы – 300 000 рублей;
      • 3 группы – 500 000 рублей.

      Сейчас физлица (будут отнесены к первой группе) платят фиксировано 25 000 рублей за каждую процедуру и, как правило, ограничиваются всего одним действием: реализацией активов. То есть, расходы на управляющего для граждан вырастут в 4 раза. В целом банкротство по 127-ФЗ станет сложнее и дороже. Рекомендуем либо провести процедуру до вступления нового проекта в силу, либо признать себя несостоятельным в принятом с последними изменениями внесудебном порядке.

      Банкротство физических лиц в 2021: новые возможности внесудебного порядка

      Банкротство физических лиц предполагает, прежде всего, проведение судебного процесса, в результате которого будут удовлетворены по возможности требования кредиторов, при этом преследование должника после вынесенного судебного решения для исполнения денежных обязательств не допускается. Любой гражданин, имеющий задолженность перед кредитором свыше 500 тысяч рублей и не исполняющий обязанности в течение 3 месяцев, может подать исковое заявление в суд о признании себя банкротом. Подведомственность данных дел закон отнес к арбитражным судам по месту жительства должника, что не всегда является территориально удобным. В любом случае, наличие условий, предусмотренных ст. 213.3 Закона 127-ФЗ, а так же указание веских причин в заявлении, приведших к неплатежеспособности должника, являются основанием к признанию судом и объявлению процедуры реструктуризации задолженности. Должник обязан доказать, что является неплатежеспособным, только в этом случае он может быть объявлен судом банкротом. Процедура реструктуризации направлена на погашение долга перед кредиторами и включает следующие меры, которые применяются либо в совокупности, либо отдельно:

      1. списание части долга;
      2. изменение размера платежа;
      3. изменение срока платежа.

      Суд оценивает состояние имущества должника и первым делом назначает финансового управляющего, услуги которого согласно закону оплачивает должник. Финансовый управляющий направляет уведомление о начале реструктуризации долга кредитором в течение 15 дней с момента вынесения судом определения о начале данной процедуры.

      Обратите внимание! Составление плана по реструктуризации задолженности является правом должника на основании п. 1 ст. 213.2 Закона № 127-ФЗ, который затем предоставляется финансовому управляющему и собранию кредиторов.

      После того, как план реструктуризации одобрит собрание кредиторов, план утверждается судом. Срок для реализации плана реструктуризации задолженности составляет 3 года, а если должник добросовестно исполняет его, то обязательства считаются выполненными перед кредиторами и дальнейшее преследование должника не допускается.

      Если во время судебного разбирательства между должником и кредитором будет заключено мировое соглашение в порядке, установленном Законом № 127-ФЗ, то на основании ст. 213.31 прекращается:

      1. исполнение плана реструктуризации;
      2. полномочия финансового управляющего.

      Гражданин же при заключении мирового соглашения начинает исполнять денежные обязательства перед кредиторами.

      В случае, когда план реструктуризации не был представлен, либо не был одобрен арбитражным судом или собранием кредиторов, то выносится решение о признании гражданина банкротом и начинается процедура реализации имущества должника согласно п.8 ст. 213.6 Закона № 127-ФЗ. Денежные средства, вырученные с торгов за реализацию имущества должника, будут переведены кредиторам в счет погашения задолженности. После вынесения определения суда об окончании реализации имущества гражданина, с должника снимаются все обязательства по отношению к кредиторам, которые не вправе далее настаивать на исполнении требований.

      При наступлении форс-мажорных обстоятельств, приведших должника к финансовой несостоятельности и который не может исполнить требования кредиторов об уплате долгового обязательства, общий размер которого составляет свыше полмиллиона рублей, и если должник отвечает признакам неплатежеспособности, то он обязан подать исковое заявление в суд о признании себя банкротом.

      Обратите внимание! Не только гражданин может подать исковое заявление в арбитражный суд о признании себя банкротом, это может сделать и кредитор при наличии обязательного условия — просрочки платежа в течение 3 месяцев.

      Если доказано, что должник не имеет возможности исполнить денежное обязательство перед кредиторами, то суд считает заявление обоснованным и начинает процедуру реструктуризации. При введении данной процедуры должник ограничивается в правах по управлению своими активами, в то же время судом назначается финансовый управляющий и предпринимаются меры по сохранности имущества должника. В итоге должник исполняет максимально возможно обязательства перед кредиторами, а недостаточность средств для полного погашения не означает, что после решения суда о признании гражданина банкротом кредиторы имеют право взыскать недостающую часть задолженности.

      Закон направлен на поиск компромисса между кредиторами и должником, хоть и с некоторыми потерями, но позволяет урегулировать спор о долговом обязательстве и выйти из трудного финансового положения должнику.

      Последствия, наступающие при банкротстве физического лица, условно можно разделить на две группы согласно времени наступления:

      1. во время судебного разбирательства, когда заявление должника суд посчитал обоснованным;
      2. после признания должника банкротом.

      Согласно Закону № 127-ФЗ при введении процедуры реструктуризации на должника налагается ряд ограничений, в том числе:

      1. свободное распоряжение своим имуществом, внесенную в конкурсную массу (п.2 ст. 213.24);
      2. запрещается заключать безвозмездные сделки (например, по отчуждению либо по приобретению имущества) согласно п. 5 ст. 213.11;
      3. временное ограничение права на выезд за пределы страны, установленное судом (п.3 ст. 213.24);
      4. передача денежных средств, находящихся на счету в банке, финансовому управляющему (пп. 5, 6, 9 ст. 213.25).

      Так же во время судебного процесса должник несет расходы, связанных с публикациями сведений в деле о банкротстве (п. 4 ст. 213.7), а так же оплату государственной пошлины и оплату услуг финансового управляющего (п. 4 ст. 213.4) через внесение средств в депозит арбитражного суда. Но в это время так же приостанавливается применение к должнику неустоек и штрафных санкций, производство о возбуждении дела о принудительном взыскании и т.д., а все требования кредиторов могут подаваться только в рамках настоящего процесса.

      После признания должника банкротом, должник не вправе занимать руководящие должности либо иным образом участвовать в руководстве юридическим лицом в течение трех лет, а при заключении сделок с кредиторами обязан уведомлять их о банкротстве в течение пяти лет.

      Так же законом предусмотрено, что должник не может объявить в судебном порядке себя банкротом повторно пять лет с момента вынесения первого решения о признании банкротом. Следовательно, процедура банкротства для должника является не только инструментом для выхода из долговой кабалы, но и налагает ряд ограничений, связанных с реализацией имущества и последствий, установленных ст. 213.30 Закона 127-ФЗ. Поэтому при решении должником объявить себя банкротом, следует посоветоваться с квалифицированным юристом, который расскажет о нюансах признания банкротом физического лица и поможет грамотно провести через эту процедуру гражданина.

      Нормы Закона «О банкротстве», которые заработали с 01.10.2015, определяют возможность признания банкротом простого физического лица (не ИП).

      Что важно знать:

      • Физическое лицо может быть признано банкротом арбитражным судом. Обычные суды этой тематикой не занимаются (cт.6 Закона);
      • Закон описывает ситуацию, когда физическое лицо имеет право обратиться в суд для признания себя банкротом, а когда это — его непосредственная обязанность (ст. 8 Закона);
      • Кредитор тоже может обратиться в суд, но условия его обращения регламентированы чётко, и перечень является исчерпывающим (ст. 33 Закона);
      • Суд использует процедуру реструктуризации долга физического лица. Закон позволяет заключение мирового соглашения между сторонами (ст. 158 Закона);
      • Признание физического лица банкротом приводит к реализации его имущества через процедуру торгов. Когда вырученные суммы покрывают задолженность — физическое лицо больше не считается должником (ст. ст. 213-26, 213-27 Закона);
      • Физическое лицо после признания его банкротом обязано уведомлять финансовые учреждения, с которыми планирует вести экономические отношения, о данном факте. Также новое дело о банкротстве с участием того же лица не может быть начато по его заявлению (ст. 213-30 Закона).

      Нормативный акт состоит из 12 глав и 233 статей. Первая глава, которая очерчивает общие положения закона, даёт определения прав должников и кредиторов в границах процесса признания банкротства/взыскания долгов.

      Глава вторая описывает меры предупреждения несостоятельности должника, а третья – регулирует особенности разбирательства дела о банкротстве в арбитражном суде.

      Последующие главы определяют особенности процедур наблюдения, внешнего управления, финансового оздоровления и конкурсного производства. Отдельная глава касается мирового соглашения и особенностей банкротства отдельных категорий должников. Присутствуют также переходные и заключительные положения.

      Изменения в законе о банкротстве в 2020-2021

      Поскольку действующая редакция закона теперь распространяется и на физических лиц (т. е. обычных граждан) в части признания их банкротами, то с положениями этого закона будет полезно ознакомиться каждому, кто состоит в отношениях «должник-кредитор» на основании любых договоров. Нужно отметить, что теперь даже лица, не являющиеся ИП и не имеющие задолженностей по закрытому ранее ИП, могут подпадать под урегулированные этим законом процедуры.

      Гражданин может быть признан неплатежеспособным или банкротом, после чего его имущество подлежит реализации решением суда. Последствием признания гражданина в таком статусе может стать и запрет на выезд за пределы страны.

      Отдельное внимание закон уделяет такому ранее не урегулированному состоянию как рассмотрение дела о неплатежеспособности/банкротстве в случае смерти должника.

      Признание банкротом гражданина имеет для него и другие последствия. Так, о данном факте он обязан сообщать в случае принятия обязательств по займам или кредитам. Закон также предполагает назначение для имущества гражданина финансового управляющего (им выступает арбитражный управляющий по делу).

      Нужно отметить, что дело о банкротстве гражданина может быть разрешено мировым соглашением или реструктуризацией долга, а не только реализацией его имущества для оплаты обязательств перед кредиторами.

      Что гражданам нужно иметь в виду, так это то, что возможность инициировать процедуру признания их банкротами можно только при соблюдении определённых условий. Сумма задолженности должна составлять не менее 0,5 млн рублей и обязательства по таким суммам не были выполнены в течении трёх месяцев.

      • Глава I. Общие положения
        • Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
        • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
        • Статья 3. Признаки банкротства юридического лица
        • Статья 4. Состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей
        • Статья 4.1. Особенности определения размера денежных обязательств, возникающих из финансовых договоров
        • Статья 5. Текущие платежи
        • Статья 6. Рассмотрение дел о банкротстве
        • Статья 7. Право на обращение в арбитражный суд
        • Статья 8. Право на подачу заявления должника в арбитражный суд
        • Статья 9. Обязанность должника по подаче заявления должника в арбитражный суд
        • Статья 9.1. Мораторий на возбуждение дел о банкротстве
        • Статья 10. Утратила силу. Ответственность должника и иных лиц в деле о банкротстве
        • Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов
        • Статья 12. Собрание кредиторов
        • Статья 12.1. Собрание работников, бывших работников должника, избрание представителя работников должника
        • Статья 13. Уведомление о проведении собрания кредиторов
        • Статья 14. Порядок созыва собрания кредиторов
        • Статья 15. Порядок принятия решений собранием кредиторов
        • Статья 16. Реестр требований кредиторов
        • Статья 17. Комитет кредиторов
        • Статья 18. Избрание комитета кредиторов
        • Статья 18.1. Особенности правового положения кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника
        • Статья 19. Заинтересованные лица
        • Статья 20. Арбитражные управляющие
        • Статья 20.1. Организация и проведение теоретического экзамена, стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего
        • Статья 20.2. Требования к арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве
        • Статья 20.3. Права и обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве
        • Статья 20.4. Ответственность арбитражного управляющего
        • Статья 20.5. Освобождение арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве
        • Статья 20.6. Вознаграждение арбитражного управляющего в деле о банкротстве
        • Статья 20.7 Вознаграждение арбитражного управляющего в деле о банкротстве
        • Статья 21. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих
        • Статья 21.1. Органы управления и специализированные органы саморегулируемой организации арбитражных управляющих
        • Статья 22. Права и обязанности саморегулируемой организации арбитражных управляющих
        • Статья 22.1. Раскрытие информации саморегулируемой организацией арбитражных управляющих
        • Статья 22.2. Ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
        • Статья 23. Утратила силу.
        • Статья 23.1. Контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
        • Статья 24. Утратила силу.
        • Статья 24.1. Договор обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего
        • Статья 25. Утратила силу.
        • Статья 25.1. Компенсационный фонд саморегулируемой организации арбитражных управляющих
        • Статья 26. Утратила силу.
        • Статья 27. Процедуры, применяемые в деле о банкротстве
        • Статья 28. Порядок раскрытия информации, предусмотренной настоящим Федеральным законом
        • Статья 29. Компетенция органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по решению вопросов финансового оздоровления и банкротства

      Все законы постепенно дополняются и меняются, если это нужно для защиты интересов государства, граждан, юридических лиц и предпринимателей. Закон № 127-ФЗ тоже не идеален. Поэтому почти каждый год в него принимают несколько поправок.

      Пример такой работы законодателей стало введение с сентября 2020 года процедуры упрощенного банкротства граждан и ИП через МФЦ.

      Законопроект, который сейчас предлагает Правительство РФ, кардинально меняет весь механизм банкротства. Вводятся новые понятия, корректируется механизм назначения управляющих, все должники распределяются по нескольким группам, а реализацию имущества предлагается проводить через маркетплейсы.

      Большая часть изменений касается юридических лиц и ИП, полномочий арбитражных управляющих. Но и для граждан-должников, планирующих подавать на банкротство, также есть несколько важных изменений. Подробнее о них читайте ниже.

      Физических лиц и ИП это нововведение не коснется. Как и раньше, для них будут предусмотрены три возможные стадии – реструктуризация долгов, мировое соглашение и реализация имущества.

      У юридических лиц теперь не будет наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления, так как эти процедуры крайне редко являются эффективными.

      Сейчас управляющий назначается из числа кандидатур СРО, которое должник укажет в заявлении. В этим нередко возникают проблемы, так как управляющий может отказаться подать свою кандидатуру на утверждение суда.

      Управляющие будут назначаться на основе рейтинга. Каждое СРО будет обязано представить не менее одной кандидатуры, после чего выбор из всех кандидатов сделает компьютерная система суда. Если СРО откажется представить кандидатуры управляющих для выбора, оно рискует перейти в более низкую группу, а потом и вообще потерять статус.

      Важные новшества ожидаются в размере вознаграждения управляющих, так как оно выплачивается за счет должника. Вот что нового может ждать граждан-должников.

      100 тыс. руб. должен будет заплатить должник в качестве вознаграждения финансовому управляющему за каждую процедуру банкротства (сейчас эта сумма 25 тыс. руб.).

      Изменится размер выплат управляющему от стоимости реализованного имущества. Он получит:

      • 10% при стоимости реализации до 1 млн. руб.;
      • 7% при стоимости реализации от 1 до 10 млн. руб.;
      • 5% при стоимости реализации от 10 до 100 млн. руб.;
      • 2% при стоимости реализации свыше 100 млн. руб.

      Сейчас управляющий берет 7% при любой стоимости реализованного имущества. Естественно, если у должника вообще нет активов под реализацию, управляющий получит только фиксированное вознаграждение.

      Мы советуем не тянуть с подаче заявления на судебное банкротство. С принятием нового закона, списать долги станет дороже.

      Федеральный закон от 30.04.2021 № 127-ФЗ

      В прошедшем году правительством вносились изменения и поправки в Федеральный Закон №127-ФЗ, занимающийся проблемами несостоятельности и банкротства. Цель данных изменений заключалась в усилении ответственности тех граждан, которые умышленно допустили неплатежеспособность юр. лица. И, как следствие, когда их действия повлекли за собой нарушения законных прав и интересов определенных категорий организаций и граждан. В их число входят и кредиторы. Например, работники обанкротившегося предприятия.

      В Российской Федерации закон о банкротстве появился в 1992 году. Этого требовали развивающиеся рыночные отношения. Однако, Закон РФ № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» регламентировал только банкротство предприятий. Закон имел 51 статью и по большому счету не мог полноценно регулировать сложную процедуру банкротства.

      Граждане и индивидуальные предприниматели, юридические лица получили такое право в 1998 году, когда был издан Федеральный закон №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В нем законодатели попытались обобщить зарубежный опыт. Этот закон регламентировал минимальную сумму задолженности для признания гражданина и юридического лица банкротом. Для граждан не менее ста минимальных размеров оплаты труда, для юридического лица не менее пятисот. Должником мог быть признан тот человек, который не платил по долгам в течении трех месяцев, а стоимость его имущества не достаточна для погашения долга.

      К сожалению, в законе № 6-ФЗ присутствовало положение, по которому банкротство физических лиц возможно только после внесения соответствующих поправок в Гражданский кодекс. Такие поправки появятся только в 2015 году, до этого обычные граждане не могли быть признаны банкротами.

      По словам руководителя Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству в 2001 — 2004 годах И.Т. Трефиловой закон 1998 года был крайне односторонним и не учитывал интересы собственников предприятий, акционеров и государства, а учитывал в основном интересы конкурсных кредиторов.

      Закон был переработан в 2002 году с учетом судебной практики, накопившейся за эти годы и заметно изменил процедуру банкротства.

      26.10.2002 года был издан Федеральный закон №127 Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)», который с изменениями действует до сих пор. Процедура банкротства была существенно изменена, но простые граждане (без статуса ИП), так и не получили права объявлять себя банкротами. Закон неоднократно менялся, например, с 2008 года торги стали проводиться в электронном виде на специальных интернет ресурсах. Настоящая возможность простым гражданам списать долги, объявив себя банкротами, появилась лишь в 2015 году.

      С 1 октября 2015 года вступили в силу положения, регулирующие проведение процедуры банкротства в отношении физических лиц. По поправкам, пройти процедуру банкротства может любое физическое лицо, сумма долга которого составляет более 500 тысяч рублей, а просрочка по платежам превышает три месяца.

      С этого момента процедура банкротства физических лиц стала реальным выходом из долговой ямы, законным способом освобождения от долгового бремени.

      Внесудебное банкротство физических лиц должно было стать для граждан, попавших в долговую яму, выходом из сложившейся ситуации. Но как показала практика, пусть и не такая большая, все оказалось намного сложнее.

      С момента вступления в законную силу правовых норм об упрощенном (внесудебном) банкротстве физических лиц (1 сентября 2020 года) по конец отчетного периода 2020 года (на декабрь 2020), количество заявлений в МФЦ о признании финансовой несостоятельности граждан составило 6412. Из общего количества заявок 4564 были возвращены гражданам. Только 1859 заявлений были одобрены, т.е. в отношении этих граждан были возбуждены процедуры внесудебного банкротства.

      Таким образом, менее трети (28,8%), поданных в МФЦ заявлений о признании граждан банкротами, были одобрены. Такой низкий процент специалисты связывают с рядом взаимосвязанных причин.

      Во-первых, списать долги по упрощенной процедуре банкротства можно только когда окончены все исполнительные производства в отношении должника (из-за невозможности взыскания денежных средств). То есть, если у должника имеются несколько долговых обязательств и хотя бы по одному из них еще идет исполнительное производство, гражданину будет отказано в признании финансовой несостоятельности по упрощенной процедуре. При подаче заявления через арбитражный суд (судебное банкротство) такой проблемы у должника не возникает.

      Во-вторых, возврат заявлений граждан по упрощенному банкротству связывают с низкой информированностью населения о правилах их заполнения и условиях подачи.

      В-третьих, так как закон действует всего несколько месяцев, сотрудники МФЦ также допускают ошибки по принятию, обработке и проверке заявлений граждан.

      В любом случае, закон об упрощенном внесудебном банкротстве физических лиц при всех своих плюсах и минусах дает надежду должникам на решение своих финансовых проблем. Относительно небольшой процент одобренных заявлений должен дать повод для размышления законодателю для решения возникших проблем при правоприменении.

      Когда закон о банкротстве только был принят, он скорее рассчитывался на предпринимателей и тех, кто обладает достаточно крупными средствами. Это было понятно хотя бы потому, что изначально оплачивать нужно было достаточно крупные судебные издержки – госпошлину в 6 000 рублей, не менее 25 тысяч за деятельность финансового управляющего, а также публикацию информации о себе в газете «Коммерсант». Уже в 2018 году были приняты первые поправки, нацеленные на то, чтобы услуга признания себя несостоятельным была доступна для широких слоев населения. И первое, что было сделано – значительно уменьшена сумма государственной пошлины, до минимальных 300 руб. С того момента вся экономическая сфера ждала закон об упрощенном банкротстве физических лиц 2020 и 2021 года, чтобы общая цена процедуры стала по карману действительно обанкротившимся людям.

      Многим должникам объявление себя банкротом просто остается недоступно из-за высокой стоимости судебных издержек и юридических услуг. Не менее 40 тысяч рублей понадобится на все, плюс заказ юриста, а без него многие просто не справятся самостоятельно. И хоть процесс избавления от долгов эффективный, он весьма затратный. Есть минусы:

      • Согласно последней редакции ФЗ, подать иск могут не только люди, имеющие свыше полумиллиона долга, но и те, у кого накопилось меньше обязательств. Но на практике суды часто отказывают таким истцам, находят множество причин, чтобы избежать заседания «по мелочам».
      • Затраты очень велики и в ряде случаев просто не окупают результатов.

      В связи с этими проблемами законодательные органы еще с 2016 года разрабатывали комплекс мер, направленных на упрощение процедуры. И уже 13 февраля в первом чтении был рассмотрен и принят новый закон 2020 и 2021 года о банкротстве без суда.

      Закон о банкротстве физических лиц

      Перечень бумаг несколько уменьшился. Теперь потребуется собрать:

      • Справка из ФНС о доходах или их отсутствии. Можно взять онлайн через кабинет налогоплательщика.
      • Подтверждение отсутствия (наличия) судимости – заказ осуществляется через Госуслуги.
      • Справки из Росреестра и ГИБДД, что на заявителе нет зарегистрированного жилья, кроме единственного, и транспортных средств.
      • Выписка из БКИ, чтобы узнать обо всех активных и закрытых кредитных обязательствах.

      Из хороших новостей:

      • Полностью списываются задолженности.
      • На момент рассмотрения дела останавливается начисление процентов и штрафов.
      • Приостанавливается общение между кредиторами (или представителями коллекторских агентств) и должниками.
      • Завершаются действующие исполнительные производства.

      Физическое лицо не несет никакой ответственности, ничем по закону не ограничено. Хотя банки неохотно дают новые займы банкротам. Но есть ограничения, которые касаются ИП:

      • 5 лет нельзя регистрироваться как индивидуальный предприниматель.
      • Запрет в течение десятилетия на занятие руководящих постов в банковской сфере.

      Как у любого законопроекта, у этого есть положительные и отрицательные стороны. Вот что говорят эксперты.

      Достоинства Недостатки
      Значительно сниженная стоимость. Это будет практически бесплатно, как ряд других государственных услуг. Строгие критерии отбора. Предполагается, что получить услугу сможет очень ограниченное число граждан, полностью соответствующие условиям.
      Снижение порога. Людям, которые не могли расплатиться с небольшими задолженностями, приходилось просто умышленно увеличивать их, фактически копить до 300-500 тысяч. Длительный срок. Понадобится ждать не менее одного года для этого, а по прежней системе иногда решение принималось в два раза быстрее.
      Простота процесса. Судебное заседание часто пугает граждан. А внесудебный порядок позволят сделать все легко и без стрессов. Кредитор может подать в суд в любой момент, инициировав банкротство. Тогда упрощенка превращается в обычную судебную рутину.

      В целом схема остается прежней с некоторыми нюансами. Опишем каждый этап. Понадобится принести (оригиналы и копии):

      • Личные бумаги: паспорт, СНИЛС, ИНН.
      • Кредитный договор, платежные извещения, расписки и все остальное, что подтверждает сумму долга.
      • Справка с места работы о доходах.
      • Выписка из трудовой книжки, приказа о занятости или из ЦЗН о том, что должник безработный.
      • Все данные о собственности – ценности, транспортные средства, недвижимость.

      Кроме этого, понадобится доказать, что вы не являетесь частным предпринимателем, а также не проходили процедуру банкротства в течение последних 5 лет.

      Если ежемесячно должник получает не меньше, чем 25-30 тысяч рублей, то часто принимается такое решение. Банки пересматривают условия кредитования, а также приостанавливают начисление штрафов. Они назначают новые условия – более скромную сумму в месяц, небольшой процент. Если заемщик справляется с новыми обязательствами в установленный срок, то он так и не признается банкротом.

      Процедура банкротства 2021: что нужно знать?

      • С 1 июля 2020 года кредитор при передаче долга коллекторам обязан публиковать эти сведения в ЕФРСБ.
      • Исполнительный иммунитет из-за COVID-19 действует до 19.07.2022 года (например, рассрочка по долгам пенсионеров, запрет на арест движимого имущества за исключением ТС).
      • Мораторий на банкротство действует до 7 января 2021 года.
      • Запрет на уступку прав требования по долгам ЖКХ, включая кредитные организации и лиц, которые осуществляют деятельность по возврату задолженности.
      • Преференции для должника через внесудебное банкротство.

      Госконтроль. В июле 2021 года планируется принятие единого закона, который будет регулировать порядок проведения проверок. Остальные будут упразднены в рамках регуляторной гильотины.

      Суть этого закона направлена на отказ от «палочной» системы, при которой работа надзорных органов сводилась к выполнению KPI и сбору штрафов. Наказания в рамках нового ФЗ останутся, но приоритет отдадут профилактике правонарушений и применению риск-ориентированного подхода. Контролирующий орган будет выступать консультантом по предотвращению правонарушений. Некоторые виды контроля будут проходить в цифровом формате. Цель нового закона — мониторинг бизнеса, а не принятие решения о проведении проверки.

      Реестр обязательных требований для бизнеса. Минэкономразвития намерено запустить единый реестр обязательных требований для бизнеса с марта 2021 г. Это будет подсказка для поднадзорных лиц, которые смогут обращаться к реестру и проверять, кто именно является поднадзорным объектом и какие требования должны соблюдаться.

      Досудебное обжалование решений надзорного органа. До 30 июня 2021 г. будет проводиться эксперимент досудебного обжалования решений надзорного органа через госуслуги в электронном формате.

      Изменение порядка проведения проверок бизнеса. Минэк разработало проект постановления об изменении порядка проведения проверок бизнеса в 2021 г., которое предположительно вступит в силу в июле. Проверки предлагают проводить современными способами связи: через видеосвязь и через инспекционные визиты. Большая часть проверок малого бизнеса будет отменена за ненадобностью.

      Отмена проверок из-за моратория. С 1 апреля по 31 декабря проверки не проводятся из-за моратория за небольшим исключением. Кроме того, продление данной меры, возможно, состоится в отношении субъектов малого бизнеса.

      Единая ответственность. Новая редакция ст. 14.57 КоАП регламентирует унификацию мер ответственности (размеров и санкций) для коллекторских и кредитных организаций.

      ФССП станет и прокурором, и судьей. Изменения в 23.90 КоАП наделят ФССП полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях по аналогии со штрафами ГИБДД. Иными словами, ФССП будет выступать и следователем, и прокурором, и судьей.

      Компенсация расходов оплаты за услуги ЖКХ. Программа субсидирования граждан на оплату ЖКХ действует с 1994 г. Недавно в ГД был внесен законопроект, который предлагает компенсировать 100 % расходов за ЖКХ тем, кто имеет доход равный или меньше МРОТ.

      Запрет на взаимодействие с третьими лицами. В рамках принудительного взыскания задолженности планируется полностью запретить взаимодействие с третьими лицами без их письменного согласия.

      Порядок погашения задолженности по потребительскому кредиту также пересмотрят в рамках 353-ФЗ. В первую очередь предлагается гасить сумму процентов, затем — штрафы и пени, предоставлять отсрочки по уплате основного долга в случае уплаты основных процентов по договору потребительского кредитования.

      Запрет на изъятие домашних животных. Поправки к статье 446 ГК РФ запретят изымать в счет долгов домашних животных.

      Запрет на любые договоры о передаче долгов по ЖКХ. Действующее законодательство регламентирует запрет на заключение договоров цессии с коллекторами, а поправки к 155 ст. ЖК РФ запретят заключение любых гражданско-правовых договоров о взыскании задолженности. При этом уже есть положительная судебная практика, хотя закон еще не принят.

      Новые требования к рекламе кредитов и займов. Реклама предоставления кредитов и займов должна будет содержать предупреждение о том, что гражданин отвечает по своим обязательствам своим имуществом. Предполагается, что сейчас он не успевает оценить масштаб рисков, которые могут повлечь за собой займы.

      Закон о банкротстве юридических лиц в этой редакции рассматривал основные положения признания компаний, организаций, фирм несостоятельными.

      В частности, НПА вывел 4 стадии банкротства, каждая из которых имеет свои особенности и алгоритм ведения:

      1. Наблюдение.
      2. Финансовое оздоровление.
      3. Конкурсное управление.
      4. Мировое соглашение.

      Со временем, были внесены изменения в предыдущую редакцию (от 2002 года). Но суть процедур осталась прежней.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *