Правила проведения процедуры нкт для педагогов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила проведения процедуры нкт для педагогов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Настоящие Правила присвоения (подтверждения) квалификационной категории педагогам (далее — Правила) разработаны в соответствии со статьей 14 Закона Республики Казахстан «О статусе педагога» и определяют порядок присвоения (подтверждения) квалификационных категорий педагогам.

2. Организация образования ежегодно до 1 сентября составляет и утверждает перспективный план присвоения (подтверждения) квалификационных категорий на предстоящий финансовый год, который корректируется по мере необходимости.

НКТ для педагогов организаций дополнительного образования;

3. Квалификационные категории присваиваются Комиссией (далее – Комиссия), утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 января 2016 года № 83 «Об утверждении Правил и условий проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, дополнительного образования и специальные учебные программы, и иных гражданских служащих в области образования и науки» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 13317, опубликован в информационно-правовой системе «Әділет» 11 марта 2016 года) (далее – приказ № 83).

4. Для проведения процедуры присвоения (подтверждения) квалификационных категорий на соответствие заявленной квалификационной категории создается экспертный совет:

на квалификационную категорию «педагог-модератор» — экспертный совет, организуемый на уровне организации образования, в составе: высококвалифицированные педагоги организации образования, представители общественных, неправительственных организаций в области образования, профсоюзов, работодателей;

на квалификационную категорию «педагог-эксперт» — экспертный совет, организуемый на уровне города (района), областей, городов республиканского значения и столицы, уполномоченного органа в области образования (для республиканских подведомственных организаций), уполномоченного органа соответствующей отрасли, в составе: методисты методических кабинетов (центров), высококвалифицированные педагоги организаций образования, города (района), представители организации повышения квалификации, общественных, неправительственных организаций в области образования, представители профсоюзов, работодателей;

на квалификационную категорию «педагог-исследователь» — экспертный совет, организуемый на уровне области, городов республиканского значения и столицы, уполномоченного органа в области образования (для республиканских подведомственных организаций), уполномоченного органа соответствующей отрасли в составе: методисты методических кабинетов (центров), высококвалифицированные педагоги организаций образования области, городов республиканского значения и столицы, республиканских подведомственных организаций, представители уполномоченного органа соответствующей отрасли, организаций повышения квалификации, общественных, неправительственных организаций в области образования, профсоюзов, работодателей;

на квалификационную категорию «педагог-мастер» — экспертный совет, организуемый на уровне области, городов республиканского значения и столицы, уполномоченного органа в области образования (для республиканских подведомственных организаций), уполномоченного органа соответствующей отрасли в составе: методисты методических кабинетов (центров), высококвалифицированные педагоги организаций образования области, представители организаций повышения квалификации, попечительских советов, общественных, неправительственных организаций, профсоюзов, работодателей, который утверждается приказом руководителя органа управления образования области, городов республиканского значения и столицы, уполномоченного органа в области образования (для республиканских подведомственных организаций), уполномоченного органа соответствующей отрасли.

5. В состав экспертного совета входят председатель и члены экспертного совета. Экспертный совет состоит из нечетного количества членов, но не менее пяти человек.

6. Комиссия направляет материалы в экспертный совет два раза в год (до 15 мая и 15 ноября текущего года соответственно) по акту приема-передачи портфолио педагога на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

7. Экспертный совет рассматривает и оценивает портфолио педагогов на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий в соответствии с критериями оценивания портфолио педагогов на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам, с учетом листов наблюдения по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

8. Экспертный совет направляет листы оценивания портфолио педагогов на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам и рекомендации по комплексному аналитическому обобщению итогов деятельности педагога на квалификационную категорию в Комиссию в срок до 15 июня и 15 декабря текущего года по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам.

9. По каждому педагогу на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий экспертный совет выносит рекомендации о соответствии или о несоответствии.

11. Присвоение квалификационной категории принимается решением Комиссии с учетом рекомендаций экспертного совета:

1) на квалификационную категорию «педагог-модератор»:

лица, имеющие педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю, а также лица, прошедшие курсы переподготовки, педагогический стаж не менее двух лет, соответствующие следующим профессиональным компетенциям:

соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог», кроме того использует инновационные формы, методы и средства обучения, обобщает опыт на уровне организации образования, имеет участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне организации образования;

2) на квалификационную категорию «педагог-эксперт»:

лица, имеющие педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю, а также лица, прошедшие курсы переподготовки, педагогический стаж не менее трех лет, соответствующие следующим профессиональным компетенциям:

соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог-модератор», кроме того владеет навыками анализа организованной учебной деятельности, учебно-воспитательного процесса, конструктивно определяет приоритеты профессионального развития: собственного и коллег на уровне организации образования, обобщает опыт на уровне района/города, имеет участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне района/города;

3) на квалификационную категорию «педагог-исследователь»:

лица, имеющие педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю, а также лица, прошедшие курсы переподготовки, педагогический стаж не менее четырех лет, соответствующие следующим профессиональным компетенциям:

соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог-эксперт», кроме того владеет навыками исследования урока и разработки инструментов оценивания, обеспечивает развитие исследовательских навыков обучающихся, осуществляет наставничество и конструктивно определяет стратегии развития в педагогическом сообществе на уровне района, города, обобщает опыт на уровне области/городов республиканского значения и столицы, республики (для республиканских подведомственных организаций); наличие участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне области/городов республиканского значения и столицы, республики (для республиканских подведомственных организаций);

лица, принимавшие участие в республиканской экспертизе учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, без предъявления требований к вышеназванным показателям.

4) на квалификационную категорию «педагог-мастер»:

лица, имеющие высшее или послевузовское педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю, а также лица, прошедшие курсы переподготовки, педагогический стаж не менее пяти лет, соответствующие следующим профессиональным компетенциям:

соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог-исследователь», кроме того имеет авторскую программу, получившую одобрение на Республиканском учебно-методическом совете, или является автором (соавтором) изданных учебников, учебно-методических пособий, включенных в перечень учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, утвержденных уполномоченным органом, обеспечивает развитие навыков научного проектирования, осуществляет наставничество и планирует развитие сети профессионального сообщества на уровне области, является участником республиканских и международных конкурсов и олимпиад или подготовил участников республиканских и международных конкурсов и олимпиад, утвержденных уполномоченным органом в области образования.

47. Выпускникам высших учебных заведений и организаций технического и профессионального, послесреднего образования при поступлении на работу впервые, показавшим отрицательный результат национального квалификационного тестирования на квалификационную категорию «педагог-модератор», присваивается квалификационная категория «педагог».

48. Лицам, окончившим техническое и профессиональное, послесреднее, высшее, послевузовское учебное заведение, с «отличием» квалификационная категория «педагог-модератор» присваиваются без прохождения национального квалификационного тестирования.

49. Лицам, являющимся выпускниками программы «Болашақ», а также лицам, вошедшим в Президентский кадровый резерв, выпускникам зарубежных высших учебных заведений, входящих в список рекомендованных для обучения по программе «Болашак», присваивается квалификационная категория «педагог-исследователь» без прохождения процедуры присвоения квалификационной категории на основании личного заявления.

50. Квалификационная категория «педагог-модератор» присваивается без прохождения процедуры присвоения квалификационной категории на основании личного заявления педагогам иностранных (английский, немецкий, французский) языков, имеющим сертификаты по методике CLIL и уровню владения иностранным языком:

английский язык: IELTS – 6,5 баллов; TOEFL – 60 — 65 баллов;

французский язык: DELF – С1;

немецкий язык: Goethe Zertifikat – С1.

Квалификационная категория «педагог-эксперт» присваивается без прохождения процедуры присвоения квалификационной категории на основании личного заявления педагогам иностранных (английский, немецкий, французский) языков, имеющим сертификаты по методике CLIL и уровню владения иностранным языком:

английский язык: IELTS – 6,5 баллов; TOEFL – 66 — 78 баллов;

французский язык: DELF – С1;

немецкий язык: Goethe Zertifikat – С1.

Квалификационная категория «педагог-исследователь» присваивается без прохождения процедуры присвоения квалификационной категории на основании личного заявления педагогам иностранных (английский, немецкий, французский) языков, имеющим сертификаты по методике CLIL и уровню владения иностранным языком:

английский язык: IELTS – 7 баллов; TOEFL – 79 — 95 баллов;

французский язык: DELF – С2;

немецкий язык: Goethe Zertifikat – С2.

Квалификационная категория «педагог-мастер» присваивается без прохождения процедуры присвоения квалификационной категории на основании личного заявления педагогам иностранных (английский, немецкий, французский) языков, имеющим сертификаты по методике CLIL и уровню владения иностранным языком:

английский язык: IELTS – 7,7 баллов; TOEFL – 96 — 110 баллов;

французский язык: DELF – С2;

немецкий язык: Goethe Zertifikat – С2.

51. Педагоги иностранных языков, не имеющие вышеназванные сертификаты, проходят процедуру присвоения квалификационной категории на общих основаниях.

Приложение 1 к Правилам
присвоения (подтверждения)
квалификационных категорий педагогам
форма

НКТ для педагогов дошкольных организаций воспитания и обучения

«___»________ 20__ г.

Мы, нижеподписавшиеся, Председатель Экспертного совета

_____________________________________________________________
(соответствующий уровень) (Ф.И.О. (отчество при наличии)

с одной стороны, и

Председатель Комиссии _________________ ________________________
(соответствующий уровень) (Ф.И.О. (при наличии)

с другой стороны, составили акт о том, что были переданы и приняты портфолио (в электронном/бумажном формате):

ФИО (при наличии)

Должность

Квалификационная категория

Действующая

Заявляемая

Передал: _______ ____________________________Председатель экспертной комиссии
(подпись) (Ф.И.О. (при наличии)
Принял: ________ _______________________________________ Председатель комиссии по
(подпись) (Ф.И.О. (при наличии) присвоению (подтверждению)
квалификационной категории

Приложение 2 к Правилам
присвоения (подтверждения)
квалификационных категорий педагогам
форма

Критерии оценивания

Квалификационная категория

Педагог-модератор

Педагог-эксперт

Педагог-исследователь

Педагог-мастер

Уровень сформированности умений и навыков у воспитанников

Динамика повышения уровня сформированности умений и навыков у воспитанников — на 3%

Динамика повышения уровня сформированности умений и навыков у воспитанников — на 7%

Динамика повышения уровня сформированности умений и навыков у воспитанников — на 10%

Динамика повышения уровня сформированности умений и навыков у воспитанников — на 15%

Качество проведения занятий

Листы наблюдения занятий с рекомендациями представителей организации образования (не менее 2-х)

Листы наблюдения занятий с рекомендациями представителей методических кабинетов (центров) (района/города) (не менее 2-х)

Листы наблюдения занятий с рекомендациями представителей методических кабинетов (центров) (области/городов республиканского значения и столицы) (не менее 3-х)

Листы наблюдения занятий (с рекомендациями представителей методических кабинетов (центров) (области/городов республиканского значения и столицы) (не менее 3-х)

Достижения воспитанников

Уровень организации образования

Уровень района/города (при наличии)

Уровень области/городов республиканского значения и столицы (при наличии)

Республиканский/ международный уровень (при наличии)

Обобщение педагогического опыта 1

Уровень организации образования

Уровень района/города

Уровень области/городов республиканского значения и столицы

Республиканский уровень (на основе реализации собственной авторской идеи)

Профессиональные достижения педагога

Участие в профессиональных конкурсах, олимпиадах и иных мероприятиях

1 Документ о внесении опыта в банк данных соответствующего уровня, выступление на конференциях (прилагается программа мероприятия и текст выступления, опубликованный в сборнике мероприятия), разработка методических материалов (одобренных учебно-методическим советом соответствующего уровня), проведение семинаров, мастер — классов.

Примечание: все критерии оценивания портфолио педагога на присвоение (подтверждение) квалификационной категории представляются за период между процедурами присвоения (подтверждения) категории, являются обязательными.

Теперь помимо первой и высшей педагог сможет получить следующие квалификационные категории:

  1. Старший учитель (методист) — занимается внедрением инновационных образовательных технологий, проводит экспертизу конкурсных работ мастерства, курирует проекты, устраивает семинары. Чтобы получить категорию, необходимо 5 лет проработать в учреждении.

  2. Ведущий учитель (наставник) — выстраивает план карьерного роста педагогов, помогает коллегам в вопросам профессионального мастерства. Для такой квалификационной категории нужно 10 лет проработать в образовательном учреждении.

При получении сразу 2 квалификационных категорий надбавка к зарплате будет идти сразу за обе.

Теперь педагогических работников будут оценивать по ЕФОМ — единым федеральным оценочным материалам, включающим в себя 4 вида компетенций:

  • предметные;

  • методические;

  • коммуникативные;

  • психолого-педагогические.

Педагоги будут проходить 3 типа оценки знаний: первичную, на соответствие занимаемой должности и в целях получения категории. Рассмотрим каждую.

Входной экзамен сдают специалисты, которые только устраиваются на рабочее место в образовательную организацию. Педагога проверяют по 4 компетенциям, указанным выше. Такой экзамен позволяет определить «пробелы» в знаниях и навыках для дальнейшего развития.

Процедуру проводят также для специалистов, которые:

  • 5 лет не работали по профессии;

  • не имеют опыта работы учителем;

  • выпустились из колледжа или вуза.

Аттестация педагогов в 2021 году — последние новости

Учитель добровольно решает пройти аттестационную проверку, чтобы подтвердить квалификацию и получить первую или высшую категорию. Процедура проводится по старым правилам — в каждом регионе процесс различается. Для этого необходимо подавать соответствующее заявление и документы (можно в электронном виде). В зависимости от места нахождения учебной организации процедуру проводят Минпросвещения или департамент образования.

Аттестационная комиссия рассматривает портфолио педагога, куда входят благодарности и награды. Также нужно предоставить характеристику с работы. Присвоенная категория действует 5 лет, потом ее потребуется снова подтвердить.

  • Педагогические работники, у которых срок действия сертификатов истек в 2020 году, могут не проходить аттестацию до конца 2021 года;

  • с 1 сентября планируют изменить процедуру, введя оценку компетенций педагогов (ЕФОМ);

  • педагоги могут подать документы на присвоение категории электронно и получить решение в течение 60 дней;

  • новая аттестация учителей в 2021 (с сентября) предполагает появление возможности получить еще 2 категории — «учитель-наставник» и «учитель-методист».

Пока вопрос об изменениях в процедуре остается открытым. Если все-таки аттестация преподавателей в 2021 году будет проводиться по новым правилам, педагогам придется тщательнее готовиться.

Рекомендуем пройти повышение квалификации, чтобы устранить пробелы в знаниях — вспомнить теорию по детской психологии, педагогике, современным педагогическим технологиям, а также изучить основные положения ФГОС и так далее.

Педагог приходит на заседание комиссии и отвечает на вопросы. Работодатель зачитывает представление, затем педагог представляет дополнительные сведения о своей работе, затем члены комиссии задают вопросы по существу. Распространено и форма письменного испытания — подготовка конспекта урока, решение педагогических ситуаций.

После того, как все представление зачитано и вопросы заданы, комиссия голосует. По каждому работнику комиссия принимает решение, соответствует он должности или нет.

Если работник не пришел на свою аттестацию по уважительной причине, аттестация переносится. Если уважительной причины нет, аттестация проводится без работника. Просто отказаться от аттестации нельзя. Скорый выход на пенсию не снимает обязанности её проходить.

После процедуры члены комиссии подписывают протокол. Через два дня секретарь оформляет выписку, передает экземпляр работнику и еще один прикрепляет в его личное дело.

Этот вид аттестации относится к установлению квалификационной категории (первой или высшей) — её может проходить по желанию любой педагог, но есть некоторые ограничения.

Во-первых, для установления высшей квалификационной категории педагогический работник должен иметь первую квалификационную категорию (по этой должности). Во-вторых, заявление о проведении аттестации для установления высшей категории можно подать не ранее чем через два года после установления первой квалификационной категории.

Сама процедура проходит в три этапа:

  1. Педагог подает заявление в свободной форме, в котором указывает квалификационную категорию, характеризует свою профессиональную деятельность (на этом этапе можно без подтверждающих материалов). Заявление рассматривают в течение 30 дней, эта процедура полностью бесплатная. Здесь же формируется аттестационной комиссия, в состав которой входят компетентные специалисты, а также представитель профсоюза.

  2. На заседании аттестационной комиссии оценивают деятельность педагога, как правило в форме собеседования и тестирования. Здесь нужны все подтверждающие материалы.

  3. Решение об установлении или отказе в установлении первой (высшей) квалификационной категории принимается в соответствии с критериями оценки результатов работника. Результаты фиксируют в протоколе, а потом вносят в трудовую книжку работника.


Законно ли обязывать делать прививку от коронавируса?

При аттестации, которая устанавливает компетентность педагога, работодатель за 1 месяц до начала процедуры представляет ему все собранные сведения, характеристики и результаты методической работы. Педагог подтверждает ознакомление письменно – росписью.

Период обязательной аттестации длится в рамках двух месяцев. Дату, место и время процедуры оповещают не позднее, чем за 1 месяц до начала.

Во время добровольной аттестации учитель самостоятельно подает заявление без временных рамок. Законодательством не установлено точного периода самой процедуры, поэтому педагог лично подает документацию в подходящее для него время. Однако, если педагогическому работнику была ранее присвоена квалификационная категория, то подавать заявку требуется за 3 месяца до истечения действия предыдущих результатов. В противном случае может истечь срок еще на этапе рассмотрения заявки.

Аттестационный комитет по установлению компетентности педагога формируется учебным учреждением и состоит из председателя первичной профсоюзной организации, его зама, секретаря и членов комиссии – собранных из числа педработников.

Если учитель отсутствует во время заседания в связи с уважительной причиной, то процедура подтверждения соответствия переносится на другую дату, и директор оповещает педагогического работника за месяц до новой проверки. Однако в случае неявки учителя на аттестацию без уважительного повода комиссия имеет право провести процедуру оценки в его отсутствие.

В ходе обязательной аттестации педагоги сдают экзамен письменно, устно или в объединенной форме. Это могут быть:

  • ответы на профессиональные вопросы;
  • прохождение тестов на компьютере,
  • подготовка конспекта проведения урока;
  • решение нестандартных ситуации;
  • собеседование.

При добровольной аттестации эксперты анализируют пакет документов педработника, его профессиональные достижения. На заседании учителю присутствовать необязательно. Однако, если педагог захочет стать участником аттестации, то ему нужно заранее подать заявку о возникшем желании.

Существует категория лиц, которая может не проходить аттестацию, к ним относятся:

  • Работники, проработавшие на одной должности менее 2-х лет (молодые учителя после окончания образовательного учреждения, вновь прибывшие на работу);
  • Беременные женщины в декрете;
  • Учителя, находящиеся в отпуске по уходу за детьми до трех лет;
  • Отсутствовавшие в связи с болезнью более 4-х месяцев.

В случае, когда обязательная аттестация была провалена, комитетом делается заключение, что педработник неоправданно занимает должность. По законодательству директор может уволить подчиненного или предложить альтернативные варианты:

  • повысить квалификацию и заново пройти аттестацию;
  • перевестись на другую должность (по письменному согласию).

Если учитель «завалил» добровольную аттестацию на высшую квалификацию, то за ним сохраняется право вернуть первую до момента, как срок действия истечет. Затем подтверждение соответствие проходят заново.

(в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.06.2016 N 755, Минпросвещения РФ от 13.05.2019 N 234)

В соответствии с частью 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; N 30, ст. 3014, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 27; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30, ст. 3613, ст. 3616; N 52, ст. 6235, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604; N 30, ст. 3732, ст. 3739; N 46, ст. 5419; N 48, ст. 5717; 2010, N 31, ст. 4196; N 52, ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49; N 25, ст. 3539; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4586, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 45, ст. 6333, ст. 6335; N 48, ст. 6730, ст. 6735; N 49, ст. 7015, ст. 7031; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1164; N 14, ст. 1553; N 18, ст. 2127; N 31, ст. 4325; N 47, ст. 6399; N 50, ст. 6954, ст. 6957, ст. 6959; N 53, ст. 7605; 2013, N 14, ст. 1666, ст. 1668; N 19, ст. 2322, ст. 2326, ст. 2329; N 23, ст. 2866, ст. 2883; N 27, ст. 3449, ст. 3454, ст. 3477; N 30, ст. 4037; N 48, 6165; N 52, ст. 6986; 2014, N 14, ст. 1542, ст. 1547, ст. 1548) и подпунктом 5.2.71 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), приказываю:

1. Установить продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (приложение N 2).

3. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19709).

Министр
Д.В. ЛИВАНОВ

(в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.06.2016 N 755, Минпросвещения РФ от 13.05.2019 N 234)

1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

2. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.

2.1. Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается:

педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу ;

Подраздел 1 раздела 1 номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4381).

старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

педагогам-психологам;

социальным педагогам;

педагогам-организаторам;

мастерам производственного обучения;

старшим вожатым;

инструкторам по труду;

педагогам-библиотекарям;

методистам и старшим методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

тьюторам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

руководителям физического воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности;

инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2.2. Продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю устанавливается старшим воспитателям (за исключением старших воспитателей, указанных в пункте 2.1 настоящего Приложения).

2.3. Норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

учителям-дефектологам;

учителям-логопедам.

2.4. Норма часов педагогической работы 24 часа в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

музыкальным руководителям;

концертмейстерам.

2.5. Норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья.

2.6. Норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

инструкторам по физической культуре;

воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в которых созданы условия для проживания воспитанников в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций (групп), в том числе санаторных, для обучающихся (воспитанников) с туберкулезной интоксикацией, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (далее — медицинские организации и организации социального обслуживания) (за исключением воспитателей, предусмотренных в пунктах 2.5 и 2.7 настоящего Приложения).

1.1. Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее — Порядок), определяет правила определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда.

1.2. При определении учебной нагрузки педагогических работников устанавливается ее объем по выполнению учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом), текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

1.3. Объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

1.4. Объем учебной нагрузки, установленный педагогическому работнику, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом педагогическим работником с организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

1.5. Объем учебной нагрузки педагогических работников (за исключением педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава), установленный на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона), не может быть изменен в текущем учебном году (тренировочном периоде, спортивном сезоне) по инициативе работодателя за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников, указанных в подпункте 2.8.1 приложения N 1 к настоящему приказу, в сторону ее снижения, связанного с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов).

1.6. Объем учебной нагрузки педагогических работников (за исключением педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава), установленный в текущем учебном году (тренировочном периоде, спортивном сезоне), не может быть изменен по инициативе работодателя на следующий учебный год (тренировочный период, спортивный сезон) за исключением случаев изменения учебной нагрузки педагогических работников, указанных в пункте 2.8 приложения N 1 к настоящему приказу, в сторону ее снижения, связанного с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов).

1.7. Временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме, за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников в сторону его снижения, предусмотренного пунктами 1.5 и 1.6 настоящего Порядка.

1.8. Об изменениях объема учебной нагрузки (увеличение или снижение), а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить педагогических работников в письменной форме не позднее, чем за два месяца до осуществления предполагаемых изменений, за исключением случаев, когда изменение объема учебной нагрузки осуществляется по соглашению сторон трудового договора.

1.9. Локальные нормативные акты организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам определения учебной нагрузки педагогических работников, осуществляющих учебную (преподавательскую) работу, а также ее изменения принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

2.1. Учебная нагрузка учителей и преподавателей определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения организации, осуществляющей образовательную деятельность.

2.2. Выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой гарантируется следующим учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю:

1 — 4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

1 — 4 классов, не имеющим необходимой подготовки для ведения уроков русского языка, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего образования с родным (нерусским) языком обучения, расположенных в сельских населенных пунктах;

русского языка организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего образования с родным (нерусским) языком обучения, расположенных в сельских населенных пунктах;

физической культуры организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, расположенных в сельских населенных пунктах;

иностранного языка организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

2.3. При определении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и преподавателям, для которых организация, осуществляющая образовательную деятельность, является основным местом работы, сохраняется ее объем и обеспечивается преемственность преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в классах (классах-комплектах), группах, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.7 настоящего Порядка.

Сохранение объема учебной нагрузки и преемственность преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) у учителей и преподавателей выпускных классов, групп обеспечивается путем предоставления им учебной нагрузки в классах (классах-комплектах), группах, в которых впервые начинается изучение преподаваемых этими учителями и преподавателями учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

2.4. Учителям, а также преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка снижается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, по истечении срока уведомления о ее снижении, предусмотренного пунктом 1.8 настоящего Порядка, до конца учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском, выплачивается:

заработная плата за фактически оставшееся количество часов учебой (преподавательской) работы, если оно превышает норму часов учебной (преподавательской) работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;

заработная плата в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов учебной (преподавательской) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

заработная плата, установленная до уменьшения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы часов учебной (преподавательской) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

2.5. При возложении на учителей организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, для которых указанные организации являются основным местом работы, обязанностей по обучению на дому детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать такие организации, количество часов, установленное для обучения таких детей, включается в учебную нагрузку учителей.

2.6. Наступление каникул для обучающихся, в том числе обучающихся на дому, не является основанием для уменьшения учителям учебной нагрузки и заработной платы, в том числе в случаях, когда заключение медицинской организации, являющееся основанием для организации обучения на дому, действительно только до окончания учебного года.

2.7. Учебная нагрузка, выполненная в порядке замещения временно отсутствующих по болезни и другим причинам учителей и преподавателей, оплачивается дополнительно.

3.1. Определение учебной нагрузки педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования и учебной (тренировочной) нагрузки тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей, а также ее изменение осуществляются с учетом особенностей реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств, физической культуры и спорта, программ спортивной подготовки в соответствии с пунктами 2.1, 2.2, 2.4 — 2.6 настоящего Порядка.

Действие квалификационных категорий педагогов продлено на весь 2021 год

  • 94% педагогов вакцинировались от коронавируса в Жамбылской области
  • Сессию бесплатных онлайн вебинаров запустили в НИШ
  • До 25 августа обеспечить 100% вакцинацию педагогов — поручение Премьер-Министра
  • Казахстанский велотрековик не прошел квалификацию на Олимпиаде-2020 в Токио
  • Ольга Сафронова выступила в квалификационном забеге на ОИ-2020

Но все изменилось. Министерство образования и науки РК в лице Национального центра тестирования подписало договор государственно-частного партнерства на 10 лет с ТОО «U-Future» (группа компаний, занимается проведением всевозможных тестов, курсов, в том числе языковых, подготовкой к ЕНТ и другим экзаменам).

В его рамках «U-Future» под брендом «U-Study» теперь проводит три экзамена: Национальное квалификационное тестирование (НКТ), Внешнюю оценку уровня достижений высшего и Внешнюю оценку уровня достижений среднего образования.

Как это происходит? Для удобства педагогов в городах республиканского значения, областных центрах открылся 21 региональный центр тестирования (РКТ). На зданиях висит вывеска – «U-Study». В каждом созданы условия для проведения экзаменов: отдельные просторные залы с персональными компьютерами, наушниками, ящики для хранения вещей. Дежурят медработники. Тестируемым предоставляют листы для записей, воду, стаканы, словом, всё, чтобы люди чувствовали себя комфортно.

К этим актуальным темам мы еще вернемся. А пока о грустном – результатах первого компьютерного тестирования.

4 ноября НКТ проведен в пилотном режиме в городах Нур-Султане и Кокшетау, 12 ноября процедура была запущена по всей республике. Всего Национальное квалификационное тестирование прошли 70 тысяч педагогов. Тест состоял из 100 вопросов: 30 по педагогике, 70 – по профильному предмету. Ничего сверхъестественного, говорят разработчики. Причем эти базовые знания педагог должен был получить во время учебы в вузе.

44 процента учителей набрали выше порогового балла, а 56 процентов провалили тест. Максимальный набранный балл – 109, в то время как средний равен 54. Рассмотрено около 28 тысяч заявлений на апелляцию.

В рамках сдачи НКТ аттестуемые претендовали на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий: педагог-модератор, педагог-эксперт, педагог-исследователь, педагог-мастер.

По категории «Педагог-модератор» подали заявки около 28 процентов учителей, из них прошли тестирование 12 процентов, средний набранный балл – 49, максимальный – 105.

По категории «педагог-исследователь» подали заявки 33 процента преподавателей, из них прошли тестирование 13 процентов, средний балл – 60, максимальный – 108 баллов.

По категории «педагог-эксперт» подали заявки 37,5 процента педагогов, из них прошли тестирование 14 процентов, средний балл – 53, максимальный – 109.

По категории «педагог-мастер» подали заявки 2 процента, из них прошли тестирование 0,005 процента, средний балл – 61, максимальный – 106. Бесконечные эксперименты в нашем образовании сильно ему навредили — эксперт

Все результаты тестирования отправили участникам НКТ на электронную почту, а также они доступны им в личном кабинете на сайте uapp.kz.

А дальше организаторы взяли результаты компьютерной проверки «U-Study» и сравнили их с результатами тестирования 2018 года, проведенного в бумажном варианте Национальным центром минобразования. И тут цифры заплясали! Давайте посмотрим картину в разрезе регионов.

Незначительные расхождения между результатами выявлены в Алматы (компьютерный вариант прошли 52 процента учителей, бумажный – 58,9 процента).

В Шымкенте – 44 и 52,7 процента соответственно, в Туркестанской области – 33 и 52,7 процента, Алматинской – 47 и 55,1 процента. В Кызылординской области – 43 и 62,5 процента, в Актюбинской – 40 и 64,3 процента, в ЗКО – 53 и 72,5 процента.

Обратите внимание на расхождение в результатах тестирования в Мангистауской области: компьютерные тесты прошли только 39 процентов педагогов, а бумажные – 61,9 процента. В Атырауской области – 40 и 76,7 процента соответственно.

В Нур-Султане – 47 и 73,8 процента, в Павлодарской области – 45 и 67 процентов, Акмолинской – 53 и 74,7 процента, Костанайской – 61 и 71,2 процента соответственно.

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: результаты тестирования 2018 года по всем областям, городам явно завышены.

Кому это выгодно? Учителям, которые получают новую квалификацию (следовательно, прибавку к зарплате) и плохо знают свой предмет, а всем причастным чиновникам – есть возможность «навариться».

– Во время проведения компьютерного тестирования нам не раз звонили начальники отделов образования, из министерства, просили помочь такому-то человеку, чтобы он прошел тест, – рассказали в центре «U-Study». – В обществе укоренилось: нет нерешаемых вопросов. Если маленький человек не может решить, значит, решит большой. Этот стереотип нужно ломать, ведь речь идет о людях, которые учат подрастающее поколение – будущее страны!

– Когда в регионах мы проводили тестирование учителей, учеников, заметили такой фактор: один учитель, не знающий своего предмета, «воспитывает» 9 незнающих детей. Это – деградация, регрессия, – говорит Олжас Куспеков.

Учителя тоже сдают экзамены и проходят тестирование. Это плановая проверка профессионального уровня, по результатам которой учитель может подняться либо опуститься по квалификационной лестнице. И это прибавка к зарплате. Как выяснил корреспондент 365info, прибавка к скромной учительской зарплате составляет… около 30 тыс. тенге. Такова цена отношения государства к самой уважаемой профессии в нашей стране.

Пандемия изменила все планы. Учителя должны были пройти очередное тестирование 1 июня 2020 года. Но в связи с локдауном срок сдачи экзамена на профпригодность был официально перенесен на 30 августа.

К слову, это официальный государственный праздник и день, когда по городу и за город можно передвигаться только на такси или личном транспорте. Большинство учителей вынуждены были добираться до центра тестирования на такси, а это в среднем примерно тысяча тенге только в один конец.

Вся информация о сроках и переносах тестов находится на сайте Национального центра тестирования — http://testcenter.kz

Кроме того, информация о регистрации на тестирование, его дате и времени приходит на личный электронный адрес учителя.

Итак, 30 августа к 7 часам утра педагоги из разных школ Алматы и близлежащих районов подъехали к зданию Центра тестирования Ustudy. У всех на руках был специальный пропуск на экзамен с указанием дня и имени заявителя. Но на месте выяснилось, что тестирование откладывается на неопределенный срок.

Ждать решения МОН и Центра пришлось несколько часов. Какая-то обнадеживающая информация начала поступать только в обед.

Надо сказать, что эту так называемую «забастовку» учителей сложно было назвать даже акцией. Все тихо стояли у здания Центра в надежде, что приехали сюда не зря. Наши учителя самая бесправная часть общества.

Они получают невысокую зарплату и имеют массу обязанностей, не всегда связанных непосредственно с профессией.

Они привыкли выполнять все приказы министерства и будут безропотно ждать, что им разрешат или прикажут.

«Мы как поезд, который едет по рельсам, – говорит мне учитель казахского языка. — Куда ведут рельсы, туда и едем. В отличие от машины, которая сама выбирает свою дорогу».

«Мы как военные – всегда готовы выполнять приказы», — шутит мужчина-учитель

К слову, среди учителей оказалось несколько мужчин – это учителя физики, психологии, самопознания.

Действительно, война какая-то. И в подтверждение моей печальной мысли одна из учителей задала мне вопрос: «А вы на нашей стороне? Вы нас будете защищать?».

Будем, мы на вашей стороне.

На мой вопрос о дистанционном образовании мне отвечают, что

переживают за своих учеников. «Нам важно видеть их глаза, то, как они реагируют на тему урока», «Эх, с этой удаленкой дети совсем ничему не научатся»

Взрослые уставшие люди словно дети ждали решения властей от образования. В какой-то момент казалось, что всех разгонят, словно демонстрантов на площади.

Директор Центра Кайрат Бегалин переживал вместе с учителями. Ведь окончательное решение зависело от министерства. В какой-то момент директор Центра решил взять всю ответственность на себя. В наших казахстанских реалиях это поступок.

В 15-00, то есть через 8 часов ожидания, МОН дал наконец разрешение

Все это время учителя только пили воду. Сумки и телефоны необходимо сдать при входе. Кажется, учителя – самые дисциплинированные представители нашего общества.

Они послушно проходили в компьютерный зал через металлоискатель, соблюдая при этом масочный режим и социальную дистанцию.

Многие, с кем мне удалось поговорить, жаловались, что из-за всей этой неопределенности с карантином, дистанционкой и переносами сроков тестирования пропал летний отпуск.

Накануне сегодняшнего тестирования, признаются мне учителя, спали только три часа. Ведь до начала учебного года осталась всего пара дней, и учителя уже готовятся к урокам

Кроме того, преподаватели казахских классов считают, что многие тесты на казахском составлены некорректно, и это сказывается на итоговых баллах. А значит, и на зарплате.

Апелляционная комиссия в Нур-Султане в курсе этих замечаний по качеству тестовых заданий, однако зачастую меры так и не принимаются.

Молодых педагогов будут принимать на работу после сдачи НКТ

16 октября 2019 года между МОН РК и ТОО «U-FUTURE» был подписан договор ГЧП «Региональный центр тестирования и педагогической компетенции» на 10 лет по трем экзаменам (национальное квалификационное тестирование (НКТ), внешняя оценка учебных достижений среднего образования (ВОУД СО), внешняя оценка учебных достижений высшего образования (ВОУД ВО)).

Первый экзамен НКТ впервые в компьютерном режиме был проведен в период с 12 по 30 ноября 2019 года на базе UStudy.

В НКТ приняли участие 74 433 педработников среднего образования.

В итоге было сэкономлено более 170 млн тенге из РБ

С июня 2020 года НКТ проводится для следующих категорий учителей:

1) Педагоги дошкольных организаций воспитания и обучения – 18 047 чел.;

2) Педагоги организаций ТиПО – 6 147 чел.;

3) Педагоги организаций дополнительного образования – 4 160 чел.;

4) Методисты методических кабинетов (центров) – 1 291 чел.;

5) Руководители организаций образования – 5 000 чел.

6) Выпускники вузов и ТиПО при поступлении на работу впервые – 54 353 чел.;

7) Педагоги организации среднего образования – 83 891 чел.

По состоянию на 3 июля 2020 года в НКТ приняли участие 46 994 педагогов

Доступ тестируемых в аудиторию производится по удостоверению личности и пропуску.

Весь процесс тестирования фиксируется с помощью систем видеонаблюдения.

При проведении национального квалификационного тестирования аттестуемым не допускается выходить из аудитории без разрешения и сопровождения дежурного, разговаривать друг с другом, пересаживаться с места на место, обмениваться материалами, выносить материалы из аудитории, заносить в аудиторию и использовать запрещенные предметы (учебники и методическую литературу, цифровую смарт-аппаратуру), осуществлять порчу материалов (листов ответов и книжек-вопросников) путем их смятия, использования корректирующей жидкости, отрыва страниц, закрашивания секторов, не предусмотренных для этого (номер листа ответов).

При выявлении одного из перечисленных нарушений на тестируемого составляется акт, и он покидает аудиторию.

При тестировании в электронном формате:

  1. Кандидатам выдается пропуск на тестирование с паролями для аутентификации.
  2. Аттестуемый занимает место, соответствующее номеру в посадочном листе.
  3. Аттестуемые запускаются в компьютерный класс по одному согласно пропуску, документу, удостоверяющему личность и занимает место, указанное в посадочном листе.
  4. После рассадки аттестуемые расписываются в посадочном листе, заполняют вручную графу «Номер компьютера».
  5. До начала тестирования ответственное лицо проводит инструктаж по правилам поведения аттестуемых во время тестирования, и аттестуемые проходят тестирование компьютерным способом.

При тестировании в бумажном формате:

  1. После рассадки для тестируемых проводится инструктаж, и разъясняются правила работы с экзаменационными материалами.
  2. Совместно с тремя случайными тестируемыми производится проверка целостности печати коробки с материалами и ее вскрытие.
  3. По мере завершения тестирования или окончания времени тестирования аттестуемые передают листы ответов и книжки-вопросники ответственному лицу.
  4. При приеме листа ответов и книжки-вопросника проверяется заполнение всех служебных секторов листа ответов и титульного листа и целостность книжки-вопросника, после чего аттестуемый покидает аудиторию.

Оценка по тестовым заданиям осуществляется следующим образом:

1) для заданий с выбором одного варианта правильного ответа присуждается 1 балл, в остальных случаях 0 баллов;

2) для заданий с выбором нескольких правильных вариантов ответа из нескольких предложенных:

— за все правильные ответы получает — 2 балла,

— за одну допущенную ошибку — 1 балл,

— за допущенные 2 и более ошибки — 0 баллов.

Результаты теста объявляются аттестационной комиссией в день его проведения и вывешиваются на информационном стенде.

В течение 3 календарных дней со дня завершения тестирования аттестационной комиссией выдается сертификат национального квалификационного теста.

Педагогические работники, не набравшие пороговый балл хотя бы по одному модулю, считаются не сдавшими квалификационное тестирование и могут пройти повторное тестирование не более одного раза в течение сроков сдачи тестирования.

Повторное тестирование также проходят кандидаты, отсутствовавшие по уважительным причинам, в случае:

  • нахождения в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком;
  • потери трудоспособности на длительное время (не более двух месяцев);
  • нахождение в командировке по специальности за рубежом.

Если педагогический работник не прошел повторное национальное квалификационное тестирование, то он не допускается ко второму этапу аттестации.

Сегодня, в условиях пандемии, активность в виртуальном пространстве только растет. И в социальных сетях все сильнее размываются грани между личной сферой и деловой. Острее становится вопрос о влиянии поведения в соцмедиа на личный бренд. Особенно он важен для людей публичных профессий, к которым также относится профессия педагога.

Как же вести себя педагогу в социальных сетях? Стоит ли добавлять в друзья своих учеников, размещать свои фотографии в купальнике и рассуждать об острых политических ситуациях? Узнайте мнение эксперта и учителей из разных стран.

Аттестация учителей бывает двух видов:

  • Обязательная, подтверждающая, что педагог оправданно занимает должность;
  • Добровольная — установление степени квалификации.

Обязательное подтверждение проводится с периодичностью в пять лет и подразумевает оценивание трудовой деятельности. Учителя представляет к аттестации директор образовательного учреждения, в то время как для присвоения квалификации (первой или высшей) педагог самостоятельно заявляет о таком желании.

При аттестации, которая устанавливает компетентность педагога, работодатель за 1 месяц до начала процедуры представляет ему все собранные сведения, характеристики и результаты методической работы. Педагог подтверждает ознакомление письменно – росписью.

Период обязательной аттестации длится в рамках двух месяцев. Дату, место и время процедуры оповещают не позднее, чем за 1 месяц до начала.

Во время добровольной аттестации учитель самостоятельно подает заявление без временных рамок. Законодательством не установлено точного периода самой процедуры, поэтому педагог лично подает документацию в подходящее для него время. Однако, если педагогическому работнику была ранее присвоена квалификационная категория, то подавать заявку требуется за 3 месяца до истечения действия предыдущих результатов. В противном случае может истечь срок еще на этапе рассмотрения заявки.

Ситуация критическая: половина педагогов страны провалила новые тесты

  • Профессиональный педагогический экзамен

Профессиональный экзамен проводится с использованием единой информационной системы. Помимо ЕФОМ он содержит механизм для проведения оценки, результаты прохождения аттестаций и иные сведения.

На портале также размещаются типовые оценочные материалы, критерии их оценивания и образцы решений. Это поможет аттестуемому предварительно подготовиться к испытаниям.

Оценку ответов проводят аккредитованные эксперты, отбираемые из числа участников педагогических общественных организаций, ассоциаций и других корпоративных некоммерческих организаций.

При проведении аттестации на соответствие занимаемой должности и установление квалификационных категорий максимальная оценка по данному этапу равняется 60 баллам.

  • Оценка динамики образовательных результатов педагога

При аттестации учителя исследуются результаты его учеников за последние 5 лет по следующим направлениям:

  1. результаты ЕГЭ, ОГЭ и ВПР;
  2. результаты проведения независимых предметных и метапредметных диагностик;
  3. данные независимых оценок качества образования, в том числе результаты международных исследований;
  4. участие в образовательных олимпиадах различного уровня

Максимальная оценка данного этапа – 20 баллов.

  • Оценка сведений о сложности профессиональной деятельности учителя

Аттестационный комитет по установлению компетентности педагога формируется учебным учреждением и состоит из председателя первичной профсоюзной организации, его зама, секретаря и членов комиссии – собранных из числа педработников.

Если учитель отсутствует во время заседания в связи с уважительной причиной, то процедура подтверждения соответствия переносится на другую дату, и директор оповещает педагогического работника за месяц до новой проверки. Однако в случае неявки учителя на аттестацию без уважительного повода комиссия имеет право провести процедуру оценки в его отсутствие.

В ходе обязательной аттестации педагоги сдают экзамен письменно, устно или в объединенной форме. Это могут быть:

  • ответы на профессиональные вопросы;
  • прохождение тестов на компьютере,
  • подготовка конспекта проведения урока;
  • решение нестандартных ситуации;
  • собеседование.

При добровольной аттестации эксперты анализируют пакет документов педработника, его профессиональные достижения. На заседании учителю присутствовать необязательно. Однако, если педагог захочет стать участником аттестации, то ему нужно заранее подать заявку о возникшем желании.

История Национальной системы учительского роста (или НСУР) тянется с декабря 2015 года, когда президент России Владимир Путин поручил разработать систему, призванную обеспечить проверку компетенций современного учителя и создать механизм, способствующий карьерному росту педагогов.

Официально говорится, что НСУР должна обеспечить объективную оценку знаний и навыков учителей, упростить процедуру аттестации и дать обновленную систему классификации педагогических должностей с учетом требований времени.

Разработка системы связана с окончанием переходного периода по внедрению профессиональных стандартов педагогов. Соответственно, и обязательная аттестация педагогов связана с переходом на применение профессиональных стандартов.

Одно из нововведений – появление должностей старшего и ведущего учителя.

И один из главных элементов НСУР – единые федеральные оценочные материалы

(ЕФОМ). Это основные правила проведения аттестации педагогов: теперь вместо разных правил в разных регионах аттестация будет проходить по единым правилам во всей стране.

Предполагается, что ЕФОМ позволит оценивать учителей по единым для всей России требованиям, и дать оценку их компетенциям – предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным (соответственно, для каждого блока компетенций предусмотрены определенные оценочные материалы).

Аттестация преподавателей проходит по нескольким темам, она достаточно сложная. Педагог должен ответить на вопросы по психологии и педагогике, по законодательству, по методам и средствам преподавания. Также он должен отлично знать свой предмет.

ВАЖНО! Основная форма прохождения аттестации – тестирование.

Оно будет считаться пройденным, если педагог ответить как минимум на шестьдесят из ста вопросов. Дается время на ответы – два с половиной часа.

Результаты аттестации работнику должны быть известны сразу. Составляется протокол, в нем указываются результаты, документ подписывается каждым членом комиссии. Если педагог не согласен с результатами аттестации, он может их обжаловать.

Как карантин испортил лето учителям и министерству образования

Но все изменилось. Министерство образования и науки РК в лице Национального центра тестирования подписало договор государственно-частного партнерства на 10 лет с ТОО «U-Future» (группа компаний, занимается проведением всевозможных тестов, курсов, в том числе языковых, подготовкой к ЕНТ и другим экзаменам).

В его рамках «U-Future» под брендом «U-Study» теперь проводит три экзамена: Национальное квалификационное тестирование (НКТ), Внешнюю оценку уровня достижений высшего и Внешнюю оценку уровня достижений среднего образования.

Как это происходит? Для удобства педагогов в городах республиканского значения, областных центрах открылся 21 региональный центр тестирования (РКТ). На зданиях висит вывеска – «U-Study». В каждом созданы условия для проведения экзаменов: отдельные просторные залы с персональными компьютерами, наушниками, ящики для хранения вещей. Дежурят медработники. Тестируемым предоставляют листы для записей, воду, стаканы, словом, всё, чтобы люди чувствовали себя комфортно.

Я побывала в одном из таких центров, что находится в Алматы (всего в южной столице их три). Его генеральный директор Жанат РАХМАНИ показал просторное помещение с компьютерами. Для обеспечения прозрачности прохождения процедуры сдачи НКТ каждое рабочее место оснащено камерой видеонаблюдения. Трансляция осуществляется в ситуационный центр, что находится в Нур-Султане в центральном офисе Национального центра тестирования. Также имеются камеры общего наблюдения в аудиториях, коридоре и гардеробе.

Всего по Казахстану – 3 120 автоматизированных посадочных мест.

– Если в день 4 000 человек сдают тесты, из них выявляем 50 тех, кто списывает, – говорят сотрудники центра. – Некоторые начинают спорить, мол, докажите. Из столицы им сразу показывают видео, на котором видно, как учитель пытался всех обхитрить. Всё, больше вопросов не возникает. Стыдно…

– Ответы на тесты можно купить, найти в Интернете?

– Исключено! Задание формируется, как только тестируемый вводит свой ИИН в компьютер. Оно для каждого учителя индивидуально.

Центры открылись на средства группы компаний «U-Future»: в оборудование, программы вложено более 3,3 миллиарда тенге. Государство на эти цели не потратило ни копейки. Интересуюсь: а как компании собираются возвращать деньги?

– Мы зарабатываем на том, что проводим разные тестовые экзамены, предоставляем казахстанцам около 20 продуктов, – говорит генеральный директор «U-Future» Олжас КУСПЕКОВ. – Например, предлагаем психотесты на определение предрасположенности к предпринимательской деятельности, по профориентированию школьников и другие. Основное направление – коммерческие курсы подготовки к ЕНТ, языковые, продленочные. В прошлом году наши курсы подготовки к ЕНТ окончили около 6 000 учеников по всему Казахстану, из них 97 процентов поступили на грант. У нашей компании самый высокий уровень поступления на грант, потому что за плечами – 10 лет работы.

К этим актуальным темам мы еще вернемся. А пока о грустном – результатах первого компьютерного тестирования.

4 ноября НКТ проведен в пилотном режиме в городах Нур-Султане и Кокшетау, 12 ноября процедура была запущена по всей республике. Всего Национальное квалификационное тестирование прошли 70 тысяч педагогов. Тест состоял из 100 вопросов: 30 по педагогике, 70 – по профильному предмету. Ничего сверхъестественного, говорят разработчики. Причем эти базовые знания педагог должен был получить во время учебы в вузе.

44 процента учителей набрали выше порогового балла, а 56 процентов провалили тест. Максимальный набранный балл – 109, в то время как средний равен 54. Рассмотрено около 28 тысяч заявлений на апелляцию.

В рамках сдачи НКТ аттестуемые претендовали на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий: педагог-модератор, педагог-эксперт, педагог-исследователь, педагог-мастер.

По категории «Педагог-модератор» подали заявки около 28 процентов учителей, из них прошли тестирование 12 процентов, средний набранный балл – 49, максимальный – 105.

По категории «педагог-исследователь» подали заявки 33 процента преподавателей, из них прошли тестирование 13 процентов, средний балл – 60, максимальный – 108 баллов.

По категории «педагог-эксперт» подали заявки 37,5 процента педагогов, из них прошли тестирование 14 процентов, средний балл – 53, максимальный – 109.

По категории «педагог-мастер» подали заявки 2 процента, из них прошли тестирование 0,005 процента, средний балл – 61, максимальный – 106.

Все результаты тестирования отправили участникам НКТ на электронную почту, а также они доступны им в личном кабинете на сайте uapp.kz.

А дальше организаторы взяли результаты компьютерной проверки «U-Study» и сравнили их с результатами тестирования 2018 года, проведенного в бумажном варианте Национальным центром минобразования. И тут цифры заплясали! Давайте посмотрим картину в разрезе регионов.

Незначительные расхождения между результатами выявлены в Алматы (компьютерный вариант прошли 52 процента учителей, бумажный – 58,9 процента).

В Шымкенте – 44 и 52,7 процента соответственно, в Туркестанской области – 33 и 52,7 процента, Алматинской – 47 и 55,1 процента. В Кызылординской области – 43 и 62,5 процента, в Актюбинской – 40 и 64,3 процента, в ЗКО – 53 и 72,5 процента.

Обратите внимание на расхождение в результатах тестирования в Мангистауской области: компьютерные тесты прошли только 39 процентов педагогов, а прошлогодние бумажные – 61,9 процента. В Атырауской области – 40 и 76,7 процента соответственно.

В Нур-Султане – 47 и 73,8 процента, в Павлодарской области – 45 и 67 процентов, Акмолинской – 53 и 74,7 процента, Костанайской – 61 и 71,2 процента соответственно.

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: результаты прошлогоднего тестирования по всем областям, городам явно завышены.

Кому это выгодно? Учителям, которые получают новую квалификацию (следовательно, прибавку к зарплате) и плохо знают свой предмет, а всем причастным чиновникам – есть возможность «навариться».

– Во время проведения компьютерного тестирования нам не раз звонили начальники отделов образования, из министерства, просили помочь такому-то человеку, чтобы он прошел тест, – рассказали в центре «U-Study». – В обществе укоренилось: нет нерешаемых вопросов. Если маленький человек не может решить, значит, решит большой. Этот стереотип нужно ломать, ведь речь идет о людях, которые учат подрастающее поколение – будущее страны!

– Когда в регионах мы проводили тестирование учителей, учеников, заметили такой фактор: один учитель, не знающий своего предмета, «воспитывает» 9 незнающих детей. Это – деградация, регрессия, – говорит Олжас Куспеков.

Кстати, компьютерное квалификационное тестирование проводится для педагогов абсолютно бесплатно! Не нужно платить за распечатку тестовых заданий, воду, воздух и так далее.

Парадокс: при всех явных плюсах компьютерного формата – сведение к минимуму человеческого фактора, огромная экономия бюджетных средств на оперативных расходах, возможность сразу увидеть результаты теста и подать на апелляцию (запрос в комиссию поступает анонимный, без указания ФИО тестируемого), у него появились противники. Смею предположить, всё дело – в деньгах. А суммы в этой сфере крутились немалые!

Так, по данным Национального центра тестирования министерства образования и науки РК, при переводе бумажного формата в компьютерный уже сэкономлено более 170 миллионов тенге на распечатке, услугах полиграфии, транспортировке техзаданий и так далее.

Понимаем, что новый формат лишил щедрой «кормушки» тех, кто привык кормиться за счет учителей. Известны примерные таксы за успешное прохождение одного теста – 50–60 тысяч тенге. Кому в карманы шли деньги, сложно проследить, да и не наша это работа. Скажем, если в день проходили тесты 1 000 человек, объем «черного рынка» мог составить около 50 миллионов тенге.

Но иначе засевшую в мозгах коррупцию просто не победить!

По слухам, в регионах пытаются даже отговаривать учителей от прохождения компьютерного тестирования, всячески его дискредитируют. Только зачем возвращаться обратно, в каменный век?

Сами учителя, которые честно проходили тест, потом делились эмоциями: дескать, если его не прошел, сам виноват: после сдачи экзамена система показывает «работу над ошибками» и можно увидеть свои пробелы в знаниях! Никому и ни за что не нужно платить, если уверен в себе. «Удобно, быстро, четко», – писали отзывы педагоги.

И вот еще информация для руководителей регионов и городов Казахстана. Если страна взяла курс на то, чтобы к 2050 году войти в 30 развитых стран, стоит серьезно задуматься над повышением уровня знаний учителей и детей. После проведения разного рода тестирования в регионах в 2015–2018 годы компания «U-Study» вывела значение для Казахстана, равное 30-му месту – 0,72. Но даже самые сильные регионы – Нур-Султан (0,68), Алматы (0,61) не дотягивают до него. Наиболее отсталые – Атырауская (0,32), Туркестанская и г. Шымкент (0,39), Мангистауская (0,40), Актюбинская (0,42), Акмолинская области (0,46), Костанайская (0,47).

В компании знают, как поднять средний показатель в отстающих регионах, на какие слабые звенья стоит обратить внимание.

Надеемся, их услышат местные власти и не будут препятствовать проведению тестов среди учащихся, учителей, директоров школ.

Хватит уже обманывать себя и других! Деградация населения – вопрос национальной безопасности, между прочим!


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *