Исчисление платы за воду в сельской местности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исчисление платы за воду в сельской местности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Не все владельцы недвижимости в частном секторе занимаются выращиванием овощных или декоративных культур. Полив нужен не всем, что не всегда учитывают коммунальщики. Не редко платежки за полив земли приходят даже тем, у кого та самая земля покрыта асфальтом. Избежать дополнительных трат возможно, но действовать нужно сразу после получения платежки.

Порядок расчета норматива расхода горячей и холодной воды на одного жильца закреплен в Постановлении правительства РФ №306. Согласно этому документу, норма потребления воды утверждается на региональном уровне, но с учетом положений ФЗ-210. При этом учитывается тип жилого объекта и его характеристики. В Постановлении приводятся формулы, позволяющие определить объем потребляемой жильцами воды и плату за нее.

Нормативы потребления водных ресурсов были введены правительством страны с целью мотивации людей устанавливать счетчики. Ведь они значительно завышены и большинство жильцов расходует гораздо меньше воды. Например, согласно нормативу за месяц один жилец потребляет 6,935 куб.м или 200 литров в сутки холодной воды. Стандартная ванна вмещает 250 л воды. Не все люди ее принимают ежедневно. Даже, если мыть посуду и руки, стирать вещи в стиральной машинке, принимать душ, не расходуется 200 литров. Норма была определена с учетом естественных нужд, приведенных ниже в таблице.

На что расходуется вода Единица измерения Затрачиваемый объем в литрах
Мытье в душе сутки 30
Бритье, умывание, прочие ежедневные потребности неделя 200
Спуск воды с бачка унитаза день 200
Прием ванны неделя 400
Мытье посуды, готовка еды, влажная уборка неделя 500

Но фактически одному человеку в месяц достаточно 4,5 куб.м воды. По закону коммунальщики вправе повышать утвержденный норматив до двух раз с целью перекрытия расходов. В этом случае платить за горячую и холодную воду приходится еще больше.

Муниципалитету выгодно, чтобы граждане страны устанавливали водомеры. Поскольку в квартире или загородном доме может быть зарегистрировано одно количество человек, а по факту жить гораздо больше. В подобном случае реальное водопотребление возрастает в 3-4 раза. Нормативы позволяют полностью покрыть этот перерасход и избежать финансовых трат муниципальным органам.

Используется повышающий коэффициент исключительно в отношении жильцов тех квартир, в которых не поставлен прибор учета воды. Он одинаков для холодной и горячей воды, но периодически меняется. В этом году коэффициент установлен на уровне 1,5. Он не касается тех людей, которые не смогли поставить водомеры из-за технических проблем в доме (например, из-за ветхости труб).

Ожидается, что повышающий коэффициент со временем будет лишь расти. Власти планируют его увеличить до 1,6. Все это делается с целью мотивации граждан устанавливать водомеры.

Пример расчета платы за воду для жителей Новосибирска. Региональный тариф по холодной воде в этом городе составляет 17,16 рублей за кубометр, а по горячей – 100,10 руб/куб.м. Норма потребления для холодной воды 5,193 куб.м, а для горячей – 3,687 куб.м. Повышающий коэффициент для горожан находится на уровне 1,5. В квартире, в которой прописано три человека, за холодную воду ежемесячно придется платить 401 рублей, а за горячую – 1660,8 руб. Допустим, по факту семья использует 13,5 куб.м холодной воды и 10 куб.м горячей. При наличии счетчика она платила бы всего 231,66 рублей за холодную воду и 1001 рублей за горячую. Разница ощутима. С водомером семья из трех человек экономит 829,14 рублей на оплате потребления воды ежемесячно.

Сегодня по закону водомер должен быть в каждой квартире или частном жилом доме. Но не все соглашаются на его установку. Ведь покупать и монтировать приборы, учитывающие расход по горячей и холодной воде, жильцам приходится за свой счет. К тому же их регулярно надо сдавать на проверку. А эта услуга также платная. Иногда возникают проблемы в работе приборов учета и их приходится ремонтировать. Это все опять же влияет на семейный бюджет.

К минусам многие относят и необходимость ежемесячного снятия показаний и передачи их в коммунальные службы. Делать это нужно в определенные даты. И часто жильцы об этом забывают. В итоге приходится платить по средним показаниям, добиваться перерасчета. Это лишние затраты денег, времени и нервов.

Но в целом использование водомера для граждан страны обходится относительно дешево. А, если придерживаться ряда рекомендаций, то можно очень хорошо сэкономить на оплате коммуналки.

Основные преимущества применения водомеров приведены ниже:

  1. Оплата проводится за фактически потребленную воду. Она вдвое меньше, чем без наличия прибора учета.
  2. Можно не платить за горячую воду, цена которой высокая. Для этого надо установить водонагреватель.
  3. Не нужно платить за воду при временном отсутствии дома. Например, если семья уехала на пару недель на отдых, решила летом пожить не в квартире, а в загородном доме, уехала в командировку на длительное время.
  4. Не требуется платить за перерасход воды домом.

Надо заметить, что установка устройств учета водопотребления не снижает фактический расход воды жильцами дома. Но она позволяет значительно снизить финансовые затраты на коммунальные услуги. Траты на покупку, установку и обслуживание счетчиков не такие уж и большие. Поэтому владельцы квартир в любом случае ощущают выгоду.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314, от 14.11.2014 N 1201, от 05.01.2015 N 3, от 14.10.2015 N 1101, от 03.11.2016 N 1134, от 23.12.2016 N 1455, от 26.12.2016 N 1498, от 29.06.2017 N 778, от 12.04.2018 N 448, от 26.07.2018 N 875, от 14.02.2020 N 144, от 22.05.2020 N 728)

В соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила холодного водоснабжения и водоотведения;

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Установить, что разъяснения о применении Правил, утвержденных настоящим постановлением, дает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

3. Пункт утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

4. Раздел VII Правил, утвержденных настоящим постановлением, вступает в силу с 1 января 2014 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 июля 2013 г. N 644

Кто теперь может не платить за вывоз мусора: новые решения суда

82. Определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

83. Абоненты и организации, осуществляющие транспортировку сточных вод, обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил, оборудовать принадлежащие им канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения приборами учета отводимых сточных вод в следующих случаях:

расчетный объем водоотведения по канализационным выпускам (для транзитных организаций — по канализационной сети) с учетом расчетного объема поступающих в канализационную сеть поверхностных сточных вод составляет более 200 куб. метров в сутки; (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

абонент или транзитная организация используют собственные источники водоснабжения, не оборудованные приборами учета воды, введенными в эксплуатацию в установленном порядке;

абонент или транзитная организация осуществляют прием сточных вод, сбрасываемых с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

Для указанной категории абонентов и транзитных организаций допускается не устанавливать прибор учета сточных вод в случае установления совместно с организацией, осуществляющей водоотведение, факта отсутствия технической возможности установки прибора учета с подписанием соответствующего акта. При этом объем сточных вод, сбрасываемых такими абонентами или транзитными организациями в централизованную систему водоотведения, определяется в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения, представляемым в порядке, предусмотренном настоящими Правилами и Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

Абзацы пятый и шестой. — Утратили силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

Транзитные организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности по транспортировке сточных вод, обязанные установить приборы учета объема отводимых сточных вод, устанавливают их на границах эксплуатационной ответственности транзитной организации и организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации) по канализационным сетям, которые определены по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, или в ином месте, определенном договором по транспортировке сточных вод. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

84. Абонент и транзитная организация обязаны в порядке, установленном настоящими Правилами, обеспечить доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к средствам измерений (приборам учета) и иным устройствам для следующих целей:

а) проверка исправности средств измерений (приборов учета), сохранности знаков поверки и контрольных пломб и снятие показаний и контроля за снятыми абонентами показаниями;

б) проведение поверок, ремонта, технического и иного обслуживания, замена средств измерений (приборов учета), если они принадлежат организации водопроводно-канализационного хозяйства или если такая организация обеспечивает обслуживание таких средств измерений (приборов учета);

в) контроль договорных условий подачи (получения) холодной воды, принятия (отведения) сточных вод, в том числе проверка состояния водопроводных, канализационных сетей и иных объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

86. Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и настоящими Правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении), заключенного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения или типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения. Подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения объектов, не относящихся к объектам капитального строительства, осуществляется с согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства или по согласованию с органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

87. В случае если для подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе при необходимости увеличения подключаемой нагрузки, требуется создание и (или) модернизация (реконструкция) технологически связанных (смежных) объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения для обеспечения требуемой заявителем нагрузки, организация водопроводно-канализационного хозяйства обеспечивает осуществление таких мероприятий иными лицами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании такими объектами, путем заключения с ними договоров о подключении, по которым выступает заявителем.

88. Заявитель, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе при необходимости увеличения подключаемой нагрузки, обращается в орган местного самоуправления, который в течение 5 рабочих дней в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения определяет организацию водопроводно-канализационного хозяйства, к объектам которой необходимо осуществить подключение (технологическое присоединение). Орган местного самоуправления или правообладатель земельного участка, планирующие осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий подключения. В случае если заявитель определил необходимую ему нагрузку, он обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о заключении договора о подключении, при этом указанное заявление может быть подано без предварительного получения заявителем технических условий подключения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

89. В случае если для подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», заявителем или органом местного самоуправления были получены технические условия и срок, на который были выданы технические условия, не истек, исполнителем по договору о подключении является организация, выдавшая технические условия, правопреемники указанной организации или организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании объектами централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, на подключение (технологическое присоединение) к которым были выданы технические условия. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

107. В зависимости от своего предназначения централизованные системы водоотведения подразделяются на следующие виды: (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

а) централизованные бытовые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки сточных вод, образовавшихся в результате хозяйственно-бытовой деятельности населения (далее — хозяйственно-бытовые сточные воды), а также сточных вод, образовавшихся в результате производства продукции и (или) оказания услуг (далее — производственные сточные воды), при условии их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

б) централизованные ливневые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод;

в) централизованные общесплавные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод, а также производственных сточных вод при условии их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

г) централизованные комбинированные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод, а также производственных сточных вод при условии их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, состоящие из бытовых, ливневых и общесплавных систем водоотведения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

108. Отведение (прием) в централизованные системы водоотведения производственных сточных вод допускается при условии их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, и при наличии технической возможности для приема, транспортировки и очистки таких сточных вод, определяемой в том числе по результатам технического обследования централизованной системы водоотведения, а также при наличии сведений о составе и свойствах сточных вод абонента. Оценка технической возможности производится при заключении договора о подключении, договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134, от 22.05.2020 N 728)

109. Отведение (прием) в централизованные ливневые системы водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод и жидких бытовых отходов запрещено.

110. Отведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованную бытовую систему водоотведения разрешается при наличии технической возможности для приема, транспортировки и очистки таких сточных вод.

118. В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее — плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.

119. Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно: (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123.2, 123.4, 130 — 130.3 настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

по формуле, предусмотренной пунктом 123.4 настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728)

120. В случае если по результатам, полученным в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом «а» пункта 113 настоящих Правил, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле: (в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134, от 22.05.2020 N 728)

Предположим, что организация имеет лицензию на забор воды для нужд производства из скважины, расположенной в бассейне реки Печора и оборудованной средствами измерения объемов воды. Квартальный лимит водопользования составляет 320 000 куб. м. Организация за 1-й квартал 2021 года осуществила забор 360 000 куб. м воды. Рассчитаем сумму водного налога за 1-й квартал 2021 года.

В течение квартала организация допустила забор сверхлимитного объема воды. Его величина составляет:

360 000 — 320 000 = 40 000 куб. м.

Из-за наличия сверхлимитного объема налог будет складываться из двух составляющих:

1. По объему в пределах лимита налог составит:

320 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 2,66 = 255 360 руб.,

где:

320 000 куб. м — объем воды в рамках лимита водопользования;

300 руб. — ставка, установленная подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ для 1 000 куб. м объема забранной воды;

2,66 — коэффициент, применяемый к ставке для 2021 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ.

2. По объему сверх лимита налог составит:

40 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 2,66 × 5 = 159 600 руб.,

где:

40 000 куб. м — объем воды сверх лимитированного значения;

300 руб. — ставка, установленная подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ для 1 000 куб. м объема забранной воды;

2,66 — коэффициент, применяемый к ставке для 2021 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ;

5 — коэффициент, применяемый к ставке для сверхлимитного объема в соответствии с п. 2 ст. 333.12 НК РФ.

Таким образом, за 1-й квартал 2021 года организации в срок до 20.04.2021 придется уплатить в бюджет сумму водного налога, равную:

255 360 + 159 600 = 414 960 руб.

Водный налог необходимо рассчитывать и отчитываться по нему при наличии объекта обложения этим налогом. Считают его поквартально, беря в расчет данные последнего квартала, путем умножения базы на ставку. Выбор ставки и базы налогообложения обусловливается конкретным видом водопользования и принадлежностью к определенному объекту. К ставке применяются законодательно установленные повышающие коэффициенты.

Единого норматива потребления для всех субъектов РФ нет. Для каждой области или края он свой. Было подсчитано, что в России усредненная норма горячей воды на 1 человека без счетчика составила 4,75 м3, холодной воды на человека в месяц – 6,935 м3. Это когда нет ИПУ. Когда водомер подставлен, то оплачивать коммунальную услугу следует на основе его показаний.

Эти данные имеют рекомендательное значение. В столице норма расхода воды установлена: для ГВС – 4,75 м3, для ХВС – 6,94 м3.

Факторы, которые учитывались при произведении подсчетов, на основе средних показателей:

  • 30 литров – на душ каждый день;
  • 200 литров в неделю на повседневные нужды;
  • 200 литров в день – наполняемость бачка унитаза;
  • 200 литров в неделю – мытье в ванной;
  • Прочее потребление, которое связано с уборкой, мытьем посуды, стиркой и т.д.

Показатель общедомового потребления также может входить в категорию «прочие». К нему относится уборка дома, протечки в трубах и так далее.

Ежемесячная сумма может оказаться высокой. Поэтому установка водомеров быстро окупится.

В России не существует единого тарифа на воду. В каждом субъекте он свой. Связано это с климатическими особенностями субъектов РФ, а также с уровнем плотности проживающих в нем людей.

Таким образом, цифра норматива не является окончательной при оплате.Сколько кубов воды потрачено гражданином ежемесячно, отражено в действующем нормативе.

Таким образом, для самостоятельного расчета того,сколько платить за потребление воды в квартире без ИПУ, надо знать действующий тариф, число людей, зарегистрированных по месту жительства, норматив и ПК.

Произведем расчет потребления ХВС и ГВС на примере Новосибирска.

Новосибирский региональный тариф ХВС = 17,16 руб. за 1м3
Норматив ХВС = 5,193 м3
Повышающий коэффициент = 1,5
Число прописанных граждан = 2
Таким образом, 17,16*5,193*1,5*2 = 267,335 рублей.

Такую сумму за потребление горячей воды должен будет заплатить собственник жилого помещения.

Теперь ГВС. Повышающий коэффициент и число прописанных граждан такое же.

Новосибирский региональный тариф ГВС = 100,10 руб. за 1м3
Норматив ГВС = 3,687 м3
Таким образом, 100,10*3,687*1,5*2 = 1107,206 рублей.

Действующий тариф можно узнать, позвонив в городской водоканал.

Если в квартире официально нет прописанных людей, то плата будет начисляться и в этом случае.Тогда вместо числа проживающих будет подставлено значение количества собственников.

Выходом в этой ситуации будет установка водомеров. Если вода не используется, то и оплачивать ничего не придется.

Также можно обратиться в управляющую компанию с требованием пломбировки водопровода. Сделают это на следующий день после обращения. Поэтому на время отсутствия начислений за потребление воды производиться не будет.

Еще одной причиной отсутствия начислений в жилом помещении, не оборудованном ИПУ, могут быть документ о прохождении военной службы, больничный лист и тому подобное.

Настоящие тарифы на воду и нормативы разнятся для каждого субъекта Российской Федерации. Они устанавливаются властями на местах, исходя из региональных особенностей, показателя плотности населения и прочих причин.

Таблица отображает значения субъектных нормативов и тарифов на воду без счетчика в 2021 году. Они актуальны для всех квартир, имеющих сантехническое оборудование и подключенных к сети коммунальных услуг.

Еще стоит учитывать, что в пределах города показатели могут незначительно отличаться. Все зависит от компании, которая предоставляет ресурс. Следовательно, стоимость воды без счетчика будет разниться.

Город Горячее водоснабжение Холодное водоснабжение
Норматив Тариф Норматив Тариф
Москва 4,745 198,19 6,935 40,48
Санкт-Петербург 3,48 105,92 8,48 31,58
Пермь 2,8 162,31 5,72 33,03
Самара 3,24 тепловая

энергия

1682,40 8,13 31,60
теплоноситель 37,55
Уфа 3,24 тепловая

энергия

2134,16 7,55 25,68
теплоноситель 25,68
Омск 3,4 тепловая

энергия

1397,84 6,7 17,08
теплоноситель 17,93
Челябинск 2,56 60,48 6,06 25,14
Краснодар 2,65 тепловая

энергия

1621,58 6,59 38,71
теплоноситель 25,33
Казань 3,57 тепловая

энергия

1541,90 8,96 20,59
теплоноситель 20,59
Ростов-на-Дону 3,45 тепловая

энергия

2205,66 6,5 20,59
теплоноситель 49,79
Нижний Новгород 3,77 88,84 6,74 19,04
Саратов 3,18 тепловая

энергия

1909,72 7,55 25,10
теплоноситель 25,10
Новосибирск 3,68 108,19 6,47 18,56
Пенза 3,20 тепловая

энергия

1780,64 6,67 39,86
теплоноситель 25,10
Смоленск 3,92 151,83 6,60 25,19
Калуга 3,20 тепловая

энергия

2104,62 7,56 28,25
теплоноситель 28,25
Белгород 3,17 110,04 7,45 25

Насколько выгодно платить за ЖКУ по нормативам?

  • Стоимость холодного водоснабжения для населения рассчитывается по формуле:
  • Цхв = н*Н*Т*К,
  • в которой:
  • н – количество прописанных в квартире;
  • Н – норматив потребления для одного человека;
  • Т – размер регионального тарифа, в зависимости от затрат на подачу воды в дом или квартиру;
  • К – повышающий коэффициент, назначающийся коммунальными организациями для расчёта суммы платежа.

Обратите внимание! Размер повышающего коэффициента утверждается на региональном уровне, не может быть более 2-х.

Подсчитано, что ежемесячно одним человеком расходуется около 7000 литров холодной воды. На величину расхода влияют следующие факторы:

  • климат региона;
  • сезонные изменения;
  • используемая бытовая техника;
  • техническое состояние запорной арматуры;
  • личные привычки и образ жизни людей.

Подтверждено, что в условиях тёплого климата холодная вода расходуется интенсивнее, чем при холодном. Аналогичная ситуация с временами года.

Потребление воды возрастает при недостаточной герметичности водяных кранов и сливного бачка в туалете, использовании неэкономных сантехнических и бытовых приборов.

По данным статистики, объём израсходованной горячей воды вдвое меньший, чем холодной. Усреднённый размер ежемесячной нормы потребления по горячему водоснабжению установлен в пределах 3 тысяч литров.

Отдельная оплата за горячее водоснабжение связана с тем, что для нагрева воды используются дополнительные ресурсы, требующие соответствующего возмещения. К тому же обеспечением нагрева воды и её подачей занимаются разные организации, что требует отдельной оплаты от потребителей.

Законодательно утверждена единая методика расчёта оплаты за холодное и горячее водоснабжение. Тарифы на воду в регионах различны и учитывают следующие факторы:

  • особенности климата;
  • степень изношенности основных фондов;
  • плотность населения;
  • стоимость остальных энергетических ресурсов – электроэнергии, твёрдого топлива и пр., используемых для поставки воды;
  • прожиточный минимум, влияющий на уровень заработной платы сотрудников коммунальных предприятий и другие менее значимые обстоятельства.

В среднем по РФ ежемесячные нормативы установлены в следующем размере:

  • холодная вода – от 4 до 7 кубов по цене от 25 до 38 рублей за 1 куб;
  • горячая вода – от 2,5 до 4,7 кубов стоимостью от 80 до 190 рублей за 1 куб.

Подача воды в частные дома сельской местности подлежит нормированию в случае централизованного водоснабжения потребителей коммунальными предприятиями. Предусмотрена возможность назначения отдельной оплаты при наличии водоразборной колонки на улице, находящейся в общественной собственности.

Необходимо учитывать, что вода дополнительно расходуется для полива огорода, поэтому в соответствующий сезон при отсутствии в частном доме водомера назначается отдельная фиксированная сумма для этих нужд.

Если жители частного сектора обеспечивают подачу воды не централизованно, включая монтаж и обслуживание систем, коммунальные нормы в этой ситуации не применимы.

Норматив Потребления 🚰 Воды в 2021 Году на 1 Человека Без Счетчика

Но коммунальные службы для покрытия своих расходов имеют право при необходимости его завысить. При этом строго ограничена верхняя планка – она не должна быть более двух размеров норматива. Плата за ресурс по нормативу берется с каждого прописанного в помещении человека, не зависимо от того, проживает ли он там фактически. Сюда же плюсуются временно прописанные граждане.

Расчеты на человека в месяц Среднее количество потребленной воды устанавливается местно, однако, для этого используется одинаковая формула, в которой стоят 3 важных компонента: действующая стоимость за кубический метр; повышающий коэффициент; средние показания потребления для среднестатистического дома. Повышающий коэффициент при оплате имеет влияние для таких лиц, которые имеют возможность установить счетчики, но предпочитают не делать этого. При осуществлении подсчетов учитываются пособия и льготы для льготных категорий граждан.

Норматив потребления воды на 1 человека без счетчика с 2017 года для населения рассчитывается на основании Постановления Правительства РФ от 17.12.2014 № 1380 с изменениями и дополнениями внесенными 29 июня 2016 г. В указанном нормативном акте установлены нормы потребления оказываемых услуг.

Коммунальные службы в Российской Федерации обязаны учитывать этот акт в своей деятельности.

Спекуляций на теме нового налога на воду в 2020 г. тьма тьмущая, причем «теоретики» уже объединили в одно «судопроизводство» и увеличение расходов госбюджета, и поправки в конституцию, и COVID-19. Согласно их теории, все это повлияло на то, что использование подземных вод теперь будет платным, ведь это недра.
Первое, что хочется разъяснить, так это то, что действительно, использование недр – услуга платная, но так было всегда и останется в 2021 году! На использование недр во все времена получалась соответствующая лицензия, которая четко определяла условия, сроки и объемы использования природных богатств, а подземные воды – это самые натуральные недра.
Однако, в законе «О недрах» давно существует Статья 19, которая гласит:

Правообладатели земельных участков имеют полное право использовать в собственных (не коммерческих) целях общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды (в объеме не более 100 м3/сутки), которые находятся в границах их наделов.

Эта статья никуда не делась и до сих пор «жива и здорова», а значит продолжаем пользоваться личными колодцами на своих участках бесплатно (при соблюдении лимита в 100 м3/сутки и при использовании в личных (некоммерческих) целях, конечно). Также смело черпаем воду для полива своих участков из ближайших водных объектов, поскольку сие действие не является объектом налогообложения.

Величина водного налога рассчитывается пользователем самостоятельно. Арифметика достаточно проста и в 2021 году выглядит следующим образом:
Количество использованной воды*налоговая ставка*коэффициент 2,66

Например, жители СНТ Нефтяник (Московская область) за квартал израсходовали 5000 м3 воды из скважины общего пользования, в таком случае расчет налога за воду будет выглядеть следующим образом:
5 (поскольку ставка устанавливается за 1000 м3)*264руб.*2,66
Итого: 3511,2 руб.

Не забывайте, если вы превысили лимит водопользования, придется оплачивать повышенный тариф (пятикратный размер ставки).

Налоговая декларация по водному налогу подается по месту нахождения объекта. Форма данной декларации утверждена приказом Министерства Финансов РФ от 09.11.2015 г. № ММВ-7-3/497@.

Калькулятор расчета стоимости горячей воды в Московской области появился в сети

Законодательно утверждена единая методика расчёта оплаты за холодное и горячее водоснабжение. Тарифы на воду в регионах различны и учитывают следующие факторы:

  • особенности климата;
  • степень изношенности основных фондов;
  • плотность населения;
  • стоимость остальных энергетических ресурсов – электроэнергии, твёрдого топлива и пр., используемых для поставки воды;
  • прожиточный минимум, влияющий на уровень заработной платы сотрудников коммунальных предприятий и другие менее значимые обстоятельства.

В среднем по РФ ежемесячные нормативы установлены в следующем размере:

  • холодная вода – от 4 до 7 кубов по цене от 25 до 38 рублей за 1 куб;
  • горячая вода – от 2,5 до 4,7 кубов стоимостью от 80 до 190 рублей за 1 куб.

Возможность дополнительной экономии достигается при использовании следующих технических средств:

  • установке душевых кабин вместо ванны – расход на эти гигиенические процедуры уменьшается более чем в два раза;
  • отдельной закупке воды для приготовления пищи – ежемесячно экономится до 50-ти литров воды;
  • посудомоечная машина экономит до 20% расхода в месяц;
  • стиральных машин – редкие стирки большего количества вещей сокращают расход воды до 10%;
  • бачок унитаза с двумя вариантами слива и экономная сантехника уменьшают объём потребления до 15%.

Не последнюю роль играет бережливое отношение к энергоресурсам – через открытый кран при чистке зубов ежеминутно уходит до 15 литров воды, большая часть которой расходуется напрасно.

Положения, связанные с оплатой воды по нормативам, то есть без счетчика, приобрели в последнее время правовое и экономическое обоснование. В частности, правила, регламентирующие подачу коммунальных услуг, которые были введены Постановлением Правительства РФ № 354, четко регламентируют порядок вычисления сумм оплаты за коммунальные услуги, однако этот акт не устанавливает саму норму использования водных ресурсов населением.

Единого законодательного акта, который бы регулировал норму расхода воды на конкретного человека, не существует. Ее устанавливает каждый субъект Федерации самостоятельно. Однако при этом учитывается СНиП 2.04.01-85, который устанавливает нормы расхода водных ресурсов. При этом данный стандарт может служить лишь методическим базисом при разработке собственного норматива, но не является обязательным.

При расчете потребления горячей и холодной воды используются следующие усредненные показатели расхода одним человеком в течение определенного периода:

  • наполнение ванны – 200 литров воды в неделю;
  • использование душа – 30 литров в день;
  • вода, используемая в бачке унитаза, – около 200 литров в неделю;
  • мойка посуды, умывание – 200 литров в неделю.

Стоимость кубического метра поставляемой в жилье воды различается в зависимости от местности предоставления услуг по водоснабжению. Она складывается из нескольких составляющих:

  • поддержание работоспособности водопровода;
  • расход электроэнергии;
  • очистка воды;
  • административные траты;

В стоимость горячей воды, помимо этого, закладывается стоимость ресурсов для ее подогревания.

Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644

Ниже приведена формула, согласно которой происходит расчет стоимости водных ресурсов в помещениях, пригодных для проживания, при условии отсутствия в них счетчика. Выглядит она так:

P = n*N*T

P – начисленная сумма;

n – число лиц, зарегистрированных в помещении;

N – норма расхода воды, принятая в конкретном регионе;

T – принятые в регионе тарифы водоснабжения.

Кроме этого, в целях стимулирования приобретения счетчиков Правительством Российской Федерации устанавливаются увеличивающие стоимость ресурсов коэффициенты, которые приумножают конечную стоимость услуг водоснабжения. Таким образом, с учетом этого значения, для домовладений и квартир формула расчета выглядит таким образом:

P = n*N*T*K

K – увеличивающий стоимость коэффициент.

Несомненно, приобретение счетчиков, к чему пытается привести россиян Правительство, вводя дополнительные коэффициенты, имеет смысл и экономическую целесообразность в рамках одного домовладения. К основным достоинствам относятся:

  1. Снижение стоимости воды. Платить за потребленный ресурс намного выгоднее, чем оплачивать воду по нормам, которые на практике оказываются завышенными. С учетом действующего повышающего коэффициент, при наличии счетчика экономия получается довольно весомой, так как, согласно его показаниям, цифры получаются значительно меньше.
  2. Контроль расхода воды. Наличие счетчиков помогает определить расход воды в течение определенного периода по показаниям приборов, что позволяет принять меры по его уменьшению и, как следствие, приводит к дополнительной экономии.
  3. Количество прописанных на данной жилплощади лиц не влияет на суммы в платежных документах. Оплата по прибору происходит по количеству потребленной воды, вне зависимости от числа живущих в квартире граждан.

Недостатки приборов учета:

  1. Стоимость. Качественные счетчики стоят довольно дорого, к тому же их установка производится за счет жильцов.
  2. Частые поломки. Если счетчик вышел из строя даже не по вине собственника, то ему придется оплачивать воду, согласно нормативу, на протяжении всего периода неисправности прибора.

Несмотря на несущественные недостатки, установка счетчика выгодна. Прибор окупит свою стоимость очень быстро. Для наглядности следует привести пример начисления суммы за услугу предоставления холодного водоснабжения семье из трех человек, проживающей в благоустроенной квартире в Казани:

  1. Без счетчика. 3*6,73*18,08*1,5 = 547 рублей 55 копеек.
  2. Со счетчиком, но при условии потребления воды согласно нормативу каждым членом семьи. 20,19*18,08 = 365 рублей 03 копейки.

Разница ощутима, а учитывая, что такое количество воды потребляется редко, выгода от установки счетчика становится еще более ощутимой. Если рассчитывать потребление горячей воды на человека, то эта разница еще выше.

На заметку! При наличии водонагревателей коэффициент не изменяется.

Горячую воду потребляют меньше – в хозяйстве её требуется не так много, а высокая температура позволяет разбавлять её холодной, снижая потребление горячей. Месячная норма потребления горячей воды на 1 человека составляет 4,745 кубометров.

В день 1 человек тратит от 13 до 140 литров горячей воды. Слишком большой разбег, при высокой стоимости 1 м3.

Пояснение к видео: «Управляющая компания не считает воду по нормативу, они берут общедомовой счётчик и делят его на кол-во людей в доме».

Пример расчета водного налога (порядок исчисления, сроки)

Рассчитать, сколько использует семья из 3 человек за месяц, можно на основе среднего расхода воды на 1 человека в месяц – фактический составляет 7,5 кубов, а в нормативных показателях – 11,7 м3.

Представим, что в квартире зарегистрированы двое взрослых и маленький ребёнок. На каждого из них отводится месячная норма в 6,9 кубов холодной и 4,7 куба горячей воды. Общий объём:

В денежном эквиваленте семья, проживающая в Москве, оплатит за ежемесячные услуги водоснабжения:

Если смотреть по счётчику семья из 3 человек использует намного меньше воды. За год вы заплатите 15 000–20 000 рублей.

По характеру энергоснабжения потребителей, проживающих в частных и многоквартирных домах, состоянию инфраструктуры и неравномерному распределению ресурсов, применяются поправки:

  1. При отсутствии централизованного отопления – поправочный тариф из расчёта на повышенное потребление холодной воды. Норматив воды на человека в сутки составляет 330 л/сутки, а в месяц – около 10,23 кубометров.
  2. Коэффициенты часовой неравномерности на основании СНиПа – с оглядкой на увеличение нагрузки утром и вечером, стоимость воды в пиковые периоды выше.
  3. Повышающий коэффициент 1,5 по отношению к домохозяйствам, которые могут установить учётное оборудование, но не делают этого.

Дополнительно к норме потребления могут применяться следующие корректировки:

  1. Учёт неравномерности.
  2. Учёт водонагревателей внутри дома/квартиры.
  3. Загрязнение природы.

Жители многоквартирного дома без счётчика платят за воду исходя всех нормативов потребления, с применением повышающих коэффициентов, учётом количества официально зарегистрированных по данному адресу жителей.

Объём водоснабжения мест общего пользования распределяется поровну между всеми жильцами. Те собственники, в квартирах которых зарегистрировано несколько человек, платят за воду больше.

Нормы потребления устанавливаются как для обитателей многоквартирных, так и частных домов. В частных домах люди расходуют больше воды, и это отражается в коэффициентах поправок. Нормы расхода воды в частном доме рассчитываются на этапе проектирования участка и дома и обязательно учитывают:

  • Расходы питьевой и технической воды, воды для бытовых нужд и отопления;
  • количество умывальников, наличие ванны или душа;
  • характер водоснабжения – централизованное или скважина;
  • подогрев – централизованный или индивидуальный (газовой колонкой или бойлером);
  • наличие приусадебного участка, бассейна, автомойки.

Данные поправки могут учитываться в коэффициентах временной неравномерности или специальных надбавках нормы. Их размер зависит от сезонности, климата и региона.

С помощью счётчика можно существенно экономить – вы зафиксируете, что потребляете вдвое меньше от положенного водяными нормативами.

Домохозяйство со счётчиком, состоящее из 1 человека потребляет в среднем 2,5 куба горячей воды и 3,5 – холодной.

Кроме строгого учёта потреблённых ресурсов, счётчик открывает и другие возможности экономии, например:

  • Многотарифные модели «следят» за уровнем подогрева воды, и тарифицируют горячую воду ниже 40° по «холодному» тарифу;
  • счётчик позволяет оплачивать только потреблённый объём воды, без применения коэффициентов сезонности, пиковых нагрузок утром и вечером и других повышающих поправок.

Даже при самой неэкономной трате воды счётчик крайне редко фиксирует расход, превышающий установленную норму потребления на 1 человека.

Воронежцам назвали причину роста платы за воду в частном секторе

Неоднозначную реакцию вызвал у населения демонтаж «Водоканалом» в городе и селах округа водоразборных колонок. В администрацию округа, на предприятие посыпались звонки. Обращаются возмущенные люди и к нам, в редакцию: «Как же так, десятки лет мы пользовались колонками, а теперь их убирают. Нас хотят оставить без воды?».

Объяснить ситуацию постарался на пресс-конференции в администрации округа генеральный директор МУП «Водоканал» Сергей Валяев.

— У нас в городе 557 уличных водоразборных колонок, 928 на сельских территориях,- говорит Сергей Егорович. — Они предназначены для водоснабжения жителей домов, которые не подключены к центральном водопроводу. Но если пользователи колонки отсутствуют в радиусе ста метров, то, естественно, нет необходимости в ее установке, ремонте и обслуживании. Для чего мы убираем колонки? Для того, чтобы снизить потери и неучтенные расходы воды. А также для уменьшения затрат на оказание услуг водоснабжения и водоотведения. Тем более мы демонтируем колонки там, где жилые дома подключены к централизованной системе водоснабжения. Я приведу вам такие цифры. Сегодня нормативное водопотребление из уличной колонки составляет 1,2 м 3 на 1 человека в месяц – 1,2 мЗ х 13, 38 р = 16,6 рубля. Но даже при такой незначительной стоимости жители неохотно оплачивают потребляемую воду. Например, в селах долг за услугу «уличная колонка» на 1 октября составляет более полмиллиона рублей , колонками там пользуется 2 374 человека. В городе долг немного меньше – около 300 тысяч рублей.

С начала мая мы демонтировали 144 уличных водоразборных колонки — 123 в городе и 21 в селах. Все они, за исключением, может, единичного случая, убраны правильно. Те, в которых нет необходимости, и, соответственно, не оформлены договора. Когда их убирают, извините, «халява» заканчивается, люди начинают роптать: на каком основании? Но почему они не задаются вопросом, что основанием для установки и пользования колонкой является договор холодного водоснабжения. А он отсутствует. Так что нет договора – нет колонки. Мы делаем все от нас зависящее, чтобы проинформировать абонентов о необходимости заключения договора. Но нет со стороны людей стремления. Тяжелы они на подъем. Им бы власти пожаловаться, газетам. Люди привыкли бесплатно получать воду. Для полива огородов, накопления ее в своих мини-прудах, мытья машин. Чтобы постоянно была вода — специально ломают колонки. Не успеет наша ремонтная машина уехать, как колонку опять выводят из строя. Убытки «Водоканала» от уличных водопроводных сетей составляют 12 процентов. Это очень большие потери. Мы не можем с ними мириться.

«Оскольские новости»:

«Оскольский край»:

— Как же люди будут обходиться без воды, если ликвидируете все колонки. И кто поможет пенсионерам провести ее в дом?
— У нас еще есть жилые районы, где уличные колонки остаются единственным источником водоснабжения. Поэтому мы их не будем демонтировать, как и те, где люди заключили соответствующие договоры. Бабушки, пенсионеры, о которых вы говорите, попадают под одну категорию – они водопользователи. Подчеркиваю, никто в городе, в селе не останется без воды, если имеется договор с «Водоканалом» . У девяноста процентов пожилых людей есть родственники. Когда к пенсионерке на выходные приезжают три легковых машины, а потом говорят, что ей некому копать траншею, я не верю в это. Вспоминаю Николая Петровича Шевченко, который говорил, что надо отличать истинную заботу о человеке от мнимой.

9 канал: В преддверии увеличения тарифов «Водоканала» часто слышишь от людей, что за воду придется платить намного больше, даже если установлены счетчики.
— Сегодня человек, проживающий в многоквартирном доме, без приборов учета потребляет по нормативу на одного 7,5 куба воды в месяц. 7,5 умножайте на тринадцать рублей – получится около ста. А если потребитель поставит счетчик в квартире, то у него расход воды уменьшится. С прибором учета в среднем потребление на одного человека составит 2,1 куба. Эту цифру умножаем на тариф «Водоканала», который планируется — 26 рублей, получается 54,6.

Но если все поставят приборы учета, ваше предприятие разорится.
Вы ошибаетесь! Я начинал руководить «Водоканалом» два года назад, когда город потреблял в сутки 78- 81 тысячу кубических метров воды. При установке приборов учета водопотребление уменьшается. Из 92 скважин сегодня в работе 47, остальные в резерве. Затрат, соответственно, меньше. Осенью мы вышли на потребление воды — 56-57 тысяч кубов. В многоквартирном жилье более 46 процентов имеют приборы учета холодной воды. И если раньше у нас было 34 процента, то теперь 23 процента потерь.

«Оскольский край»: Сергей Егорович, как Вы относитесь к тому, что некоторые домовладельцы бурят у себя скважины?
— Пока никто из них не сказал, что городской водопровод им не нужен. Единицы написали заявление с просьбой отключить от городской сети. Один мой знакомый пробурил у себя скважину на участке. Но использует ее только для хозяйственных нужд. Ведь затраты на электроэнергию существенны. У нас, в «Водоканале», на производство 1 куба воды уходит 1,21 киловатт- час. У человека, добывшего три куба из скважины, удельный расход электроэнергии будет гораздо больше. Люди, пробурившие в частном порядке скважины, пока никем не наказываются. Но с января 2015 года в закон о недрах будут внесены поправки. Чтобы пользоваться скважиной, придется предоставить определенный пакет документов, при этом за все заплатив.
«Новости Оскола»:

Как обстоят сейчас дела на очистных сооружениях, есть ли там какие-то сдвиги?

Имеет ли ЖКХ требовать отдельную плату на ремонт водопровода,на сгоревшие насосы,на оплату электроэнергии без предоставления квитанции об оплате и какой тариф установлен законом на плату воды с человека в деревне(без счётчика)?

вопрос задан 6 лет назад

О ВОДОСНАБЖЕНИИ И ВОДООТВЕДЕНИИ

Закон вносит изменения в правила установления тарифов за водоснабжение и водоотведение. Тарифы будут утверждаться органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (ст. 32 Закона). Органы местного самоуправления не смогут устанавливать надбавки к тарифам на товары и услуги снабжающих организаций, как это происходит сейчас (п. 6 ст. 11 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ). Подробности процедуры установления тарифов будут предусмотрены основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, которые утвердит Правительство РФ.
В Законе установлены общие методы установления тарифов, условия того, какие расходы организаций при этом учитываются, и требования к определению периода действия тарифов. Последний будет зависеть от того, по какому методу тарифы рассчитывались. Минимальный срок действия равен одному календарному году, а максимальный — пяти годам.
Расширяется перечень видов деятельности, плата за которые будет взиматься по утвержденным тарифам (ст. 31 Закона). Теперь регулироваться со стороны государства будет плата за транспортировку воды и сточных вод.

Жители Московской области платят за холодное и горячее водоснабжение по двум схемам: по счетчикам и без них. Если в квартире установлен индивидуальный прибор учета воды, то размер платы зависит от объема потребленной воды, а если такого счетчика нет, то учитывается количество проживающих в помещении граждан, тариф на услугу и норматив потребления. Подробные схемы расчета платы за воду в многоквартирных домах смотрите в инфографике Регионального информационного агентства Московской области (РИАМО).

Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение, осуществляемые АО «Мосводоканал»
на территории города Москвы (за исключением Троицкого и Новомосковского административных округов)*

с 01.01.2019 по 30.06.2019

Население (с НДС)

с 01.07.2019 по 31.12.2019

Население (с НДС)

*- Приказ Департамента экономической политики и развития города Москвы от 17 декабря 2018 года №309-ТР.

Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение, осуществляемые АО «Мосводоканал»
на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы*

Наименование систем централизованного водоснабжения и водоотведения на территориях внутригородских муниципальных образований города Москвы

Тарифы на воду в 2018 году Правительством Российской Федерации принято решение о повышении тарифов на пользование водой. С июля 2016 года стоимость воды пройдет процедуру индексации – на 8,7%. По регионам власти также принимают решения о повышении тарифов на пользование водой – от 30% до 60%. Повышение стоимости воды обосновано тем, что ее реальный расход в квартирах без установленного счетчика значительно превышает запланированный расход, отмеченный в квитанции для оплаты. Как уже говорилось, плата за воду производится согласно установленным нормам, то есть по количеству прописанных в квартире (доме) человек. Но в нашей стране довольно часто встречаются ситуации, когда зарегистрирован на определенной жилплощади один жилец, а проживает несколько. Соответственно, происходит неучтенный и неоплачиваемый расход воды.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *