Наименование органа регистрации прав

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Наименование органа регистрации прав». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Pocpeecтp — этo Фeдepaльнaя cлyжбa гocyдapcтвeннoй peгиcтpaции, кaдacтpa и кapтoгpaфии. Этo opгaн иcпoлнитeльнoй влacти, кoтopый opгaнизyeт eдинyю cиcтeмy кaдacтpoвoгo yчётa нeдвижимocти, гocyдapcтвeннoй peгиcтpaции пpaв нa имyщecтвo и cдeлoк c ним.

Ecли вaм нyжнo yзaкoнить cдeлкy, нaйти дaнныe пo нeдвижимocти или зeмлe, вcё мoжнo cдeлaть в Pocpeecтpe. Ocнoвныe зaдaчи и фyнкции cлyжбы:

  • вecти Eдиный гocyдapcтвeнный peecтp нeдвижимocти (EГPН);
  • Eдиный гocyдapcтвeнный peecтp caмopeгyлиpyeмыx opгaнизaций (ГPCO);
  • Гocyдapcтвeнный кaдacтp нeдвижимocти;
  • Гocyдapcтвeнный кaтaлoг гeoгpaфичecкиx нaзвaний;
  • cвoдный гocyдapcтвeнный peecтp apбитpaжныx yпpaвляющиx;
  • гocyдapcтвeннoгo фoндa дaнныx, пoлyчeнныx в peзyльтaтe пpoвeдeния зeмлeycтpoйcтвa;
  • ocyщecтвлять гocyдapcтвeнный зeмeльный нaдзop;
  • гocyдapcтвeнный гeoдeзичecкий нaдзop;
  • мoнитopить зeмли (кpoмe зeмeль ceльcкoxoзяйcтвeннoгo нaзнaчeния);
  • кoнтpoлиpoвaть пpoвeдeниe зeмлeycтpoйcтвa;
  • пpoвoдить экcпepтизy зeмлeycтpoитeльнoй дoкyмeнтaции.

B Pocpeecтpe xpaнятcя cвeдeния бoлee чeм o 150 миллиoнax oбъeктax нeдвижимocти нa вceй тeppитopии Poccии. Этo жилыe дoмa, квapтиpы, дaчныe yчacтки, aгpoпpoмышлeнныe xoзяйcтвa и зaвoды, дopoги, мocты, элeктpoceти, лeca и зaпoвeдники.

Кoгдa пoлyчитe ключи oт квapтиpы, вaшa зaдaчa кaк бyдyщeгo coбcтвeнникa — cдeлaть тaк, чтoбы гocyдapcтвo внecлo в этoт peecтp инфopмaцию o вaшeй нoвoй квapтиpe.

Как зарегистрировать права на недвижимость

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:

Абзац 2 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, — земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 N 189-ФЗ, от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

ограничения (обременения) — наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, ареста имущества и других); (в ред. Федеральных законов от 30.06.2008 N 108-ФЗ, от 13.07.2015 N 224-ФЗ)

сервитут — право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения;

Абзац 6 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

регистрационный округ — территория, на которой осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости (далее также — орган по государственной регистрации; орган, осуществляющий государственную регистрацию прав). (в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также — государственная регистрация прав) — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

2. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также — Единый государственный реестр прав).

3. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.

4. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ)

5. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд. (в ред. Федерального закона от 02.10.2007 N 225-ФЗ)

Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, иные лица в предусмотренных федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, — с другой. (в ред. Федеральных законов от 21.12.2009 N 334-ФЗ, от 23.07.2013 N 250-ФЗ, от 29.06.2015 N 183-ФЗ)

Федеральный закон от 21.07.97 N 122-ФЗ

1. Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.

2. Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.

Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества и государственная регистрация возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества проводятся в течение десяти рабочих дней со дня приема соответствующих заявлений и других необходимых для государственной регистрации права, перехода права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества документов, если иные сроки не установлены федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 343-ФЗ, от 23.07.2013 N 250-ФЗ, от 22.12.2014 N 447-ФЗ)

Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без уплаты государственной пошлины. (в ред. Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ)

В иных случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за государственную регистрацию возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества взимается государственная пошлина в размере, равном половине установленного размера государственной пошлины за государственную регистрацию прав. (в ред. Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ)

3. Право собственности на недвижимое имущество, приобретаемое в силу приобретательной давности, подлежит государственной регистрации после установления факта приобретательной давности в предусмотренном законом порядке.

1. Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.

2. Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.

Неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав являются дела правоустанавливающих документов, открываемые на каждый объект недвижимости, и книги учета документов, содержащие данные о принятых на регистрацию документах. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ)

Абзацы 3 — 7 — Утратили силу (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ)

3. Разделы Единого государственного реестра прав, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанном реестре государственным учетным номером, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации и присвоенным этому объекту недвижимого имущества при осуществлении в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» его государственного учета (далее — кадастровый номер). (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

Дело правоустанавливающих документов идентифицируется тем же номером, что и соответствующий раздел Единого государственного реестра прав.

В случае, если в установленном порядке объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер, идентификация объекта недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав осуществляется по условному номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005), от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»). (в ред. Федерального закона от 09.06.2003 N 69-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

4. Абзац 1 — Утратил силу (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ)

Если разделы Единого государственного реестра прав, документы, хранящиеся в делах правоустанавливающих документов, и книги учета документов признаны вещественными доказательствами по уголовному делу, их выемка осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. После вступления приговора в законную силу либо по истечении срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела суд или орган дознания, следователь должны возвратить указанные разделы и документы в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав. (в ред. Федеральных законов от 09.06.2003 N 69-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005), от 24.07.2007 N 214-ФЗ)

5. Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, порядок и сроки хранения разделов Единого государственного реестра прав, состав номера регистрации определяются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ)

1. Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. В случае, если право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, государственная регистрация таких права, ограничения (обременения) права либо сделки проводится на основании заявления соответствующих органа государственной власти или органа местного самоуправления. Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе. Форма заявления о государственной регистрации прав и требования к его заполнению, а также требования к формату заявления о государственной регистрации прав в электронной форме утверждаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. С заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесные участки в границах земель лесного фонда обращается орган государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если ему переданы полномочия Российской Федерации по предоставлению лесных участков в границах земель лесного фонда. (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 251-ФЗ)

В случае, если право возникает на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, нотариус может совершить нотариальное действие по подаче заявления о государственной регистрации права. Если права возникают на основании судебного акта или осуществляются в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», государственная регистрация прав может быть осуществлена по требованию судебного пристава-исполнителя. (в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 405-ФЗ, от 21.12.2013 N 379-ФЗ, от 13.07.2015 N 251-ФЗ)

При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя. Убытки, возникшие в результате приостановления государственной регистрации прав, несет уклоняющаяся сторона. (в ред. Федеральных законов от 09.06.2003 N 69-ФЗ, от 02.10.2007 N 225-ФЗ)

Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 09.06.2003 N 69-ФЗ)

Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица, если иное не установлено федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 09.06.2003 N 69-ФЗ, от 08.05.2009 N 93-ФЗ)

  • Какие бывают выписки
  • Что такое выписка на объект недвижимости
  • Что такое выписка из ЕГРН в отношении субъект
  • Как заказать электронную выписку в Росреестре
  • Как заказать выписку через сайт Федеральной кадастровой палаты
  • Как получить 100 выписок из ЕГРН за 460 Р
  • Как заказать выписку через портал госуслуг
  • Как заказать выписку в МФЦ
  • Как заказать выписку на платных сайтах
  • Кто может заказывать выписку и в каких случаях она требуется

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав

Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.

Место пребывания — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

Место жительства — жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.

Фиктивной регистрацией гражданина по месту пребывания или по месту жительства является регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Граждане Российской Федерации, прибывшие для временного проживания в жилые помещения, не являющиеся их местом жительства, или изменившие место жительства, обязаны обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Также граждане вправе направить заявления о регистрации по месту пребывания или по месту жительства в орган регистрационного учета в форме электронного документа через Единый портал предоставления государственных и муниципальных услуг или по почте (только для регистрации по месту пребывания).

Заявление о регистрации по месту пребывания и по месту жительства, а также о снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны).

Сроки оказания услуги

Документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации (далее именуются — документы, удостоверяющие личность), необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются:

паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, до замены его в установленный срок на паспорт гражданина Российской Федерации;

свидетельство о рождении — для лиц, не достигших 14-летнего возраста;

паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, — для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации (только при регистрации по месту пребывания).

Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:

документ, удостоверяющий личность;

заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;

документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

В случае регистрации по месту пребывания на основании договора социального найма жилого помещения, заключенного в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, или свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение гражданин вправе не предъявлять эти документы, а только указать в заявлении о регистрации по месту пребывания их реквизиты.

В таком случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления информацию о таких документах и производит регистрацию гражданина по месту пребывания.

Органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, в установленном порядке и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.

По желанию гражданина свидетельство о регистрации по месту пребывания может быть направлено органом регистрационного учета по почте по адресу жилого помещения, указанного в заявлении о регистрации по месту пребывания.

Также гражданин может уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Бывают ситуации, когда орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, находится от граждан очень далеко, и добраться до него проблематично. Как поступить в данном случае?

Закон дает возможность отправить документы на госрегистрацию тремя способами:

  1. Посредством почтового отправления. В этом случае подписи на всех бумагах должны быть нотариально удостоверены, а само письмо иметь опись вложения.
  2. Посредством отправления через Интернет. Сделать это можно через сайт Росреестра или госусулг. Однако для этого потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись. Бумаги подаются в форме электронных документов или образов электронных документов.
  3. Посредством обращения к нотариусу. Нотариус при помощи специальных программ может отправить документы напрямую в Росреестр. Кроме того, специалист следит за законностью совершаемой сделки.

Важно! Если вы хотите оформить свои права как можно быстрее — обращайтесь к нотариусу. Документы, поступившие от него, рассматриваются сотрудниками Росреестра в течение 1 рабочего дня. Если же вы хотите сэкономить, и у вас уже есть ЭЦП, рекомендуем отправить бумаги через Интернет.

Важную государственную функцию — учет и регистрацию объектов недвижимости выполняют территориальные подразделения Росреестра (Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ).

Служба под наименованием Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии)продолжает в 2021 году дело работавших с 1998 года учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

К числу основных функций службы относятся:

  1. Ведение системы кадастрового учета недвижимости, земельный и геодезический надзор, контроль за землеустройством, государственная кадастровая оценка.
  2. Осуществление государственной регистрации сделок с недвижимостью.
  3. Поддержка пространственно-навигационных данных (государственных навигационных карт), которая перешла по наследству от упраздненного Федерального агентства геодезии и картографии.
  4. Надзор за некоторыми саморегулируемыми организациями.

Из них только первые 2 затрагивают интересы всех субъектов гражданского оборота и входят в предмет нашего рассмотрения.

Обратите внимание! Структурно Росреестр состоит из центрального аппарата, находящегося в Москве, и территориальных органов в субъектах РФ. На территории РФ функционируют 83 территориальных органа Росреестра. Службой руководит Правительство РФ.

Основным нормативным актом, регламентирующим работу службы, является:

  • Положение о федеральной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 (далее — Положение);
  • Регламент федеральной службы, утвержденный приказом Росреестра от 04.06.2019 № П/0218.

Подзаконные нормативные акты, которыми руководствуется в своей деятельности Росреестр, издает Минэкономразвития, в ведении которого находится служба.

Подчиненными по отношению к службе организациями являются:

  • ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра») с территориальными подразделениями в субъектах РФ (83 филиала).
  • ФГБУ «Федеральный научно-технический центр геодезии…» (24 отделения).

Важно! Отношения с другими органами и организациями строятся на основе соглашений. Примером такого документа является соглашение о сотрудничестве с Федеральной нотариальной палатой от 20.03.2014 № 28, определяющее основные аспекты взаимодействия (обмен информацией и т. д.).

Категории получателей

Ст. 66 закона № 218-ФЗ устанавливает ответственность Росреестра за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, например:

    • за нарушение порядка регистрации прав или осуществления кадастрового учета;
    • искажение, неполноту или недостоверность данных, содержащихся в ЕГРН;
    • технические ошибки в ЕГРН;
    • необоснованный отказ в выполнении действий или предоставлении сведений и другие нарушения.

    Обратите внимание! В случае такого нарушения убытки возмещаются за счет государства (п. 2 ст. 66 закона № 218-ФЗ).

    Важно! К регрессной ответственности с 01.01.2020 могут быть привлечены государственные или муниципальные органы, юридические или физические лица, а также организации, выполнившие кадастровые работы, в результате действий которых РФ возместила ущерб вследствие нарушений при госрегистрации (ч. 4 ст. 66 закона № 218-ФЗ).

    • Типовые бланки, договоры
    • Законодательство РФ
    • Законодательство Москвы
    • Законодательство Московской области
    • Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
    • Постановления и Указы
    • Медицинское законодательство
    • Законопроекты
    • Документы СССР
    • Международное законодательство
    • Комментарии к законам
    • Общая судебная практика
    • Судебная практика: Москва и Московская область
    • Судебная практика: Поволжье
    • Судебная практика: Северо-Кавказский регион
    • Судебная практика: Северо-Запад
    • Судебная практика: Урал
    • Судебная практика: Волговятский регион
    • Судебная практика: Восточная Сибирь
    • Судебная практика: Западная Сибирь
    • Юридические статьи
    • Бухгалтерские консультации
    • Финансовые консультации
    • Статьи бухгалтеру

    Законодательством (№ 218-ФЗ) определена ответственность тех субъектов, которые своей деятельностью влияют на правильность совершения действий по регистрированию, учету прав на недвижимость. Росреестр отвечает за такие нарушения:

    • имеются несоответствия кадастровой информации, данных ЕГРН;
    • информация искажается;
    • предоставляются неполные, недостоверные данные;
    • наличие технических ошибок в ЕГРН;
    • происходят необоснованные отказы, необходимые сведения не предоставляются.

    В случаях нарушений возмещение убытков происходит за счет государственных средств.

    Согласно ст. 131 ГК РФ и ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав осуществляется в едином государственном реестре (далее — ЕГРН) единственным органом, который занимается государственной регистрацией прав недвижимости — Росреестром.

    Регистрация права на земельный участок делится на: регистрацию прав на земельные участки для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

    Регистрация права собственности имеет большое практическое значение для правообладателя — существование зарегистрированного права могут подтвердить только сведения о праве, включенные в ЕГРН.

    Только с этого момента правообладатель имеет полное право владения, пользования, распоряжения недвижимым объектом.

    Основания для оказания услуги, основания для отказа

    На практике для регистрации права собственности на недвижимый объект правообладателю или его представителю необходимо обратиться в территориальное подразделение Росреестра, в многофункциональный центр (далее – МФЦ) в своем городе или отправить заявление о регистрации права собственности почтой (письмо с объявленной ценностью).

    Наиболее простой способ – зарегистрировать право через МФЦ. К электронным документам обязательно прикладывается усиленная квалифицированная электронная подпись.

    Лицо обязано составить соответствующее заявление и приложить к заявлению следующие документы:

    • Заявление о регистрации прав на недвижимое имущество;
    • Документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя;
    • Документ, подтверждающий полномочия представителя (доверенность);
    • Квитанция об уплате государственной пошлины (для ф.л. – 1 000 рублей, для ю.л. – 22 000 рублей);
    • Договор купли-продажи, дарения объекта или иной документ, подтверждающий возникновение, изменение и прекращение прав на объект;
    • Свидетельство о праве на наследство.

    Срок осуществления услуги составляет 9 рабочих дней со дня приема заявления (регистрация права собственности без кадастрового учета).

    • прием документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих требованиям Федерального закона, с обязательным приложением документа об уплате государственной пошлины;
    • правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
    • внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
    • совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

    Государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации, ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП.

    • семь рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
    • девять рабочих дней с даты приема в многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
    • пять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;
    • семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;
    • десять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
    • двенадцать рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
    • пять рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав;
    • три рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации либо судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства;
    • три рабочих дня с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, а в случае поступления таких заявления и документов в электронной форме – в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов;
    • пять рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
    • пять рабочих дней с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов;
    • семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов.
      • акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
      • договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
      • акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
      • свидетельства о праве на наследство;
      • вступившее в законную силу решение суда;
      • акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
      • иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
      • иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав и регистрацию недвижимости.

      Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию

      • договор купли–продажи
      • договор мены
      • договор дарения
      • договор ренты
      • договор дарения земельного участка
      • аренда нежилых помещений
      • субаренда нежилых помещений
      • дополнительное соглашение к договору аренды
      • расторжение договора аренды
      • аренда жилого помещения
      • аренда земельных участков
      • дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка
      • расторжение договора аренды земельного участка
      • субаренда земельного участка
      • залог нежилых помещений
      • залог жилого помещения
      • залог права по договору аренды земли
      • погашение записи об ипотеке
      • Регистрация договоров участия в долевом строительстве
      • Регистрация договоров уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве
      • Расторжение договора участия в долевом строительстве.

      Одним из самых распространенных оснований для регистрации перехода права собственности на объекты недвижимого имущества, является сделка купли–продажи недвижимости, в соответствии с которой происходит смена владельца собственности. Сторонами договора купли продажи недвижимости могут являться как физические, так и юридические лица. Объектом сделки может стать жилая недвижимость, например квартира или загородный дом, нежилые торговые, офисные и складские помещения, земельный участок, промышленное предприятие как имущественный комплекс и иные объекты недвижимости.

      • произвести оформление технических документов на объект недвижимости,
      • подготовить договор купли-продажи, аренды, субаренды недвижимого имущества; иной гражданско-правовой договор.
      • подготовить и подать пакет документов в Территориальное управление Росреестра, для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (регистрация недвижимости)
      • устранить замечания регистрирующего органа (в случае их возникновения в процессе регистрации недвижимости);
      • получить зарегистрированные документы по доверенности.

      Направьте нам запрос прямо сейчас и уже завтра, наши юристы начнуть действовать в ваших интересах.

      Экстерриториальный принцип — это возможность обращаться за регистрацией прав в офис приема-выдачи документов независимо от места расположения объекта недвижимости. Такая возможность предусмотрена для заявителя вступившим в силу с 1 января 2017 года Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Данная возможность предусмотрена законом о государственной регистрации недвижимости и позволяет собственникам значительно экономить время и средства.

      В случае подачи заявления по экстерриториальному принципу регистрацию прав, сделок, ограничений и обременений проводит орган регистрации по месту нахождения объекта недвижимости. Регистрация проводится на основании электронных документов, созданных органом регистрации по месту приема от заявителя документов в бумажном виде и подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора этого органа. В этом случае государственный регистратор также обязан провести проверку представленных документов на предмет отсутствия предусмотренных законом «О государственной регистрации» оснований для возврата заявления без рассмотрения, а также — их соответствия требованиям закона.

      Проведенная государственная регистрация по экстерриториальному принципу удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), которая содержит информацию о государственном регистраторе, осуществившим регистрационные действия, и заверяется государственным регистратором по месту приема документов. Регистрационная надпись на документах проставляется государственным регистратором по месту приема документов и содержит слова «Регистрация осуществлена по месту нахождения объекта», а также наименование соответствующего территориального органа Росреестра.

      Правоустанавливающий документ на объект недвижимости

      С 1 января 2017 года Управление Росреестра по Ярославской области осуществляет прием заявлений на регистрацию прав на недвижимость по экстерриториальному принципу. Экстерриториальный принцип – это возможность обращаться за регистрацией прав в офис приема-выдачи документов безотносительно места расположения объекта недвижимости.

      Для оказания услуги по регистрации прав по экстерриториальному принципу в каждом субъекте России выделены отдельные офисы. В Ярославской области прием документов по экстерриториальному принципу осуществляет Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по адресу: г. Ярославль, ул. Пушкина, д.14а.

      Экстерриториальный принцип становится популярнее

      За 12 месяцев 2018 года Кадастровая палата по Санкт-Петербургу приняла 8989 заявлений на регистрацию права собственности по экстерриториальному принципу, что на 29% больше, чем 2017 году.

      Напоминаем, что способ подачи документов по экстерриториальному принципу позволяет собственникам не выезжать из региона проживания в регион, где расположен объект недвижимости для оформления документов на него. Эта возможность предусмотрена законом о государственной регистрации недвижимости и позволяет собственникам значительно экономить время и средства. Например, для того, чтобы петербуржцу зарегистрировать право собственности на квартиру во Владивостоке ему достаточно посетить один из офисов приема-выдачи документов по экстерриториальному принципу, расположенных в Санкт-Петербурге.

      Учетно-регистрационные действия по экстерриториальному принципу проводятся в те же сроки, что и при обычном способе подачи документов для учета и регистрации и составляют пять рабочих дней – для кадастрового учета, семь рабочих дней – для регистрации права собственности, одновременная процедура кадастрового учета и регистрации прав осуществляется в течение десяти рабочих дней.

      Как показывает статистика, в 2018 году в Санкт-Петербурге было подано около 9000 заявлений на осуществление учетно-регистрационных действий практически по всем регионам Российской Федерации. За этот период петербуржцы больше всего оформляли недвижимость в Ленинградской, Псковской, Новгородской, Московской области, Москве, Крыму, Краснодарском крае.

      На практике, экстерриториальный принцип подачи документов позволяет существенно сократить временные и финансовые затраты заявителей на поездки в регионы для проведения учетно-регистрационных действий с недвижимостью, что способствует повышению уровня качества и доступности государственных услуг.

      Напоминаем, что жители Санкт-Петербурга имеют возможность подавать документы на предоставление услуг по экстерриториальному принципу с мая 2017 года в офисах Управления Росреестра по Санкт-Петербургу по адресам: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Советская, д. 45 и Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Володарского, д. 31. Записаться на прием в данные офисы можно через личный кабинет на портале Росреестра. Срок ожидания предварительной записи, как правило, составляет не более 3-х рабочих дней.

      Кроме того, учетно-регистрационные услуги по экстерриториальному принципу в качестве пилотного проекта с 1 февраля 2018 года предоставляются на базе офиса СПб ГКУ «МФЦ» Калининского района (сектор № 3), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ушинского, д. 6.

      С 14 января 2019 года у петербуржцев появится дополнительная возможность подачи документов по экстерриториальному принципу на базе офиса СПБ ГКУ «МФЦ» Красногвардейского района (сектор № 3), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Новочеркасский пр., д. 60.

      Предварительная запись на подачу и получение документов в данные офисы осуществляется по единому справочному номеру СПб ГКУ «МФЦ»8 (812) 573-90-00.

      Возможность регистрации прав и кадастрового учета недвижимости по экстерриториальному принципу — относительно новая услуга, позволяющая поставить на учет объект недвижимости вне зависимости от его местонахождения. Например, чтобы зарегистрироваться право собственности на дом, находящийся в Сочи, достаточно подать документы в Москве.

      Такая возможность появилась у граждан с начала 2017 года (с момента вступления в силу обновленного закона о недвижимости) и, как показывает практика, востребована жителями столицы. К примеру, в феврале 2017 года возможностью удаленного оформления документов воспользовались всего 637 раз, тогда как годом позже количество поданных заявлений возросло в 10 раз. В целом же, за обозначенный период к данной услуге прибегли порядка 40 тысяч раз. Лидирующими регионами по оформлению объектов недвижимости из Москвы являются: Московская, Калужская и Владимирская области, а также Краснодарский край.

      В этой связи руководителем Росреестра по Москве Игорем Майдановым было принято решение об открытии дополнительных окон приема документов по экстерриториальному принципу. Дополнительные четыре окна уже открыты в филиале Кадастровой палаты, расположенном на Зеленом проспекте, д.16. Как и прежде оказание соответствующих услуг осуществляется на Варшавском шоссе д.47 корп.4 и д.152, Зеленом проспекте, д.20 и шоссе Энтузиастов, д.52.

      Заверять у нотариуса сделки с долями в праве общей собственности больше не нужно

      «Дачная амнистия» продлена до 1 марта 2020 года

      Росреестр выступил инициатором совершенствования нормативно-правовой базы, используемой при оценке имущества

      Расчет налоговой базы при смене назначения земельного участка в течение календарного года

      «Мертвые души» в ЕГРН: порядок исключения сведений о несуществующем объекте недвижимости

      С 01.01.2017 в связи с вступлением в силу Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технология операций с объектами недвижимости упростилась. Появилась возможность подачи заявлений в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) на регистрацию прав на недвижимость по экстерриториальному принципу в каждом регионе России.

      Проект межевания территории или схема расположения земельного участка на КПТ

      Имущественные права подлежат регистрации в Росреестре. В его обязанности входят:

      • проверка оснований для регистрации имущественных прав;
      • проверка документов, подтверждающих наличие таких прав;
      • проверка соответствия документов законодательству РФ;
      • проверка и анализ всех иных требований и обстоятельств, дающих основания или препятствующих регистрации имущественных прав;
      • Росреестр обязан обеспечить доступ к сведениям о наличии имущественного права субъекта или ограничения в праве;
      • предоставление гарантий достоверности сведений, указанных при регистрации.

      Имущественные права возникают с момента их регистрации в Росреестре, так как он является единственным законным органом, осуществляющим учёт и подтверждающим наличие или отсутствие оснований для владения имуществом и любых сделок по его приобретению или отчуждению.

      Запись в Россреестре является единственным доказательством, подтверждающим факт владения.

      Сделки по изменению права владения имуществом могут быть оформлены нотариально. В этом случае нотариус удостоверяет, что передача права владения от одного субъекта другому была произведена на законных основаниях. Нотариально заверенные акты передачи имущественных прав (договор купли/продажи, дарение, наследование и пр.) подлежат регистрации в Росреестре. С этого момента факт изменения прав на владение считается оформленным и вступает в законную силу.

      Право на владение регистрируется на основании и других законных требований. Так, в случае смерти реабилитированного лица права на владение его имуществом передаются наследникам по закону первой очереди. В таких случаях госрегистрация права производится на основании письменного заявления наследников. Законодательство также предоставляет право подавать заявление на наследование любым другим гражданам.

      Государственная регистрация наступления, прекращения или изменения имущественных прав производится на основании письменного заявления каждой из сторон, участвующих в сделке по передаче имущества. Участие должно быть добровольным, что подтверждается личным присутствием каждой из сторон при подаче заявления или нотариальным заверением сделки. Если регистрация производится на основании нотариально заверенного заявления, то в этом случае нотариус является гарантом, что принцип добровольности и другие предусмотренные законом условия были соблюдены. В этом случае госрегистрация в Росреестре может быть оформлена без дополнительных условий и требований.

      Для регистрации лицо, в пользу которого планируется зарегистрировать имущественные права, подаёт в Росреестр собственноручно написанное заявление и пакет документов, перечень которых определён законодательством. Если подачу документов осуществляет доверенное лицо, то доверенность должна быть заверена нотариально.

      Перечень документов, необходимых для госрегистрации:

      • собственноручно написанное или подписанное заявление;
      • акты передачи имущества, подписанные государственными органами или органами самоуправления;
      • договоры, контракты, дарственные и другие документы, касающиеся регистрируемого имущества;
      • акты приватизации;
      • свидетельство о наследстве;
      • судебные акты;
      • другие документы, не перечисленные в списке, но свидетельствующие о праве заявителя на имущество.

      При регистрации прав на недвижимое имущество к данному перечню документов необходимо приложить план объекта или кадастровый план участка.

      Если в помещении, которое подлежит отчуждению, на момент регистрации проживают лица, находящиеся под опекой или попечительством, то передача имущества возможна только после получения согласия органов опеки и попечительства.

      Если имущество находится в совместном владении нескольких членов семьи, например, супругов, родителей, детей и пр., то необходимо согласие всех заинтересованных лиц.

      Одновременно с пакетом документов предъявляется квитанция об оплате госпошлины. Принимающее пакет документов должностное лицо выдаёт заявителю расписку в получении с перечнем всех полученных документов.

      Регистрация должна быть произведена не позднее месяца со дня подачи документов. В действительности практика показывает, что регистрация может продолжаться и 2, и 3, и даже больше месяцев. Сделка, передача прав на имущество, вступает в силу с момента внесения соответствующей записи в Росреестр.

      При обращении в органы лица, предъявляющего требования о государственной регистрации права на имущество, на Росреестр накладываются следующие обязанности:

      • Проверка полномочий лица, обратившегося с соответствующим требованием (документы, удостоверяющие личность – паспорт, документы на основании которых он получает полномочия на представительство интересов – доверенность, судебный акт, протокол общего собрания и т. д.).
      • Проверка законной обоснованности требований о регистрации, соответствия законодательству.
      • Проверка наличия и надлежащего оформления всех прочих документов, необходимых для проведения регистрации – нотариального заверенного договора купли/продажи, завещание и т. д.
      • Проверка соответствия заключенной сделки законодательству.

      Регистрация имущественных прав может быть оспорена в порядке судебного производства или в рамках производства по оспариванию в самом Росреестре. До момента пока решение о разрешении спора не будет определено, собственником имущества будет считаться то лицо, запись о правах которого уже была внесена в Росреестр.

      Если одна из сторон имела сведения, что данные, которые были внесены в Росреестр, не соответствуют действительности, то она не вправе использовать эти сведения в качестве аргумента.
      При возникновении спора и до момента его разрешения в реестр вносится соответствующая отметка о том, что имеется спор или возражение о праве владения имуществом со стороны третьих лиц. Отметка о наличии правопритязаний вносится в соответствующие графы выписки из реестра.

      Любое лицо имеет право оспаривать решение государственного регистрирующего органа в отказе регистрации прав на имущество в рамках действующего законодательства.

      При доказанности вины Росреестра в отказе в регистрации имущественным прав, он будет обязан возместить убытки, если вина была следствием:

      • отказа в госрегистрации;
      • уклонения от регистрации;
      • внесением в реестр незаконных или недостоверных сведений;
      • других нарушений порядка регистрации.

      Убытки компенсируются за счет бюджетных средств.

      Решение общего собрания участников долевой собственности

      Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

      Вопросы и ответы юристов

      Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.


      Правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, другие федеральные законы.

      В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, актами Президента РФ и актами Правительства РФ, правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости.


      Межевой план состоит из графической и текстовой частей.

      Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка.

      В межевом плане указываются:

      1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;

      2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;

      3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.



      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *