Пример оформления проекта ноолр для 2 категории на 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пример оформления проекта ноолр для 2 категории на 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Как делать инвентаризацию отходов производства и потребления? Этот вопрос порой возникает у многих природопользователей. В данной статье приведем пример оформления инвентаризации отходов, который будет полезен лицам, ответственным за обращение с отходами на предприятии, а также начинающим экологам и хотя бы немного упростит их работу.

На объектах I, II и III категорий инвентаризация отходов проводится в рамках производственного экологического контроля и составления соответствующей программы. Для объектов IV категории и объектов без категории инвентаризация отходов разрабатывается в целях правильного учета и расчета количества отходов, а также во избежание спорных моментов с проверяющими государственными органами. Инвентаризация отходов — внутренний документ организации, который не требуется согласовывать с государственными органами.

Административный регламент ПНООЛР и его разработка

Приказ № 349, п.2 утверждает требования, предъявляемые к оформлению ПНООЛР и порядка его разработки, они одинаковы для всех субъектов хозяйствования.

При расположении всех объектов одной организации в одном регионе, разрабатывается и оформляется проект сразу с учетом образующихся отходов во всех подразделениях.

Но в случае разбросанности участков и объектов по разным регионам, ПНООЛР составляется на каждом из них отдельно.

Главный нормативный документ, регулирующий действия в этой области — ФЗ № 89 «Об отходах потребления и производства».

Новейшие редакции Методических указаний выходят с 2014 года. Появляются изменения и примечания. Владельцам предприятий и экологам необходимо следить за всеми поправками. Ниже мы предлагаем ряд документов для ознакомления.

Методические указания по разработке ПНООРЛ от 2014 г.

Методические указания по разработке ПНООРЛ от 2021 г.

Изменения в Методических указаниях за 2021 г.

Методические указания по разработке ПНООРЛ от 2021 г.

Методические указания по разработке ПНООРЛ от 2021 г. (применительно к хоз. и иной деятельности)

Разработка ПНООЛР и его оформление стоят денег. Цена зависит от количества производственных объектов, площадок для хранения мусора, от состава и класса опасности образующихся отходов.

Эти проекты разрабатывают с далеко идущей целью — снижение в будущем количества образующихся в процессе производства отходов, а также для точного подсчета их объемов.

Если у предприятия отсутствует ПНООЛР, то оно не в состоянии направить их на транспортировку, хранение, утилизацию или захоронение.

Также материал не примет на переработку соответствующее предприятие. Данные ПЛООР позволяют рассчитать сумму ущерба, наносимого отходами конкретного предприятия природной среде.

Непроизводственные организации затратят гораздо меньше средств, чем производственные в силу того, что у последних образуется намного больше отходов из-за технологических процессов.

Технический отчет ПНООЛР: Правила, оформление, образец –

Этот документ остается главным при проведении проверок деятельности предприятия. При отсутствии ПНООЛР организацию ждут крупные штрафы, которые в разы выше, чем стоимость разработки и оформления проекта.

Должностное лицо заплатит штраф за отсутствие ПНООЛР 10-30 тысяч рублей, а организация будет вынуждена оплатить 100-250 тысяч рублей.

Приказ 349 об утверждении методических указаний по разработке ПНООЛР

Антропогенные загрязнения губительно влияют на все оболочки планеты. Страдают и атмосфера, и гидросфера, и литосфера, и биосфера.

Любое, технологически развито государство, загрязняет окружающую среду, Россия тоже не исключение. К сожалению, это одно из самых загрязненных государств мира. Ежедневно страна сталкивается с целым рядом проблем.

Основными факторами опасности стали:

  1. Вырубка лесов.
  2. Бытовые отходы.
  3. Радиоактивное загрязнение.
  4. Засорение атмосферы.
  5. Загрязнение водных ресурсов.
  6. Отходы при производстве энергии.

Отходы — одна из глобальных экологических проблем, несущая опасность здоровью людей и всей окружающей природе. Во многих странах еще не до конца понимают глобальность этого вопроса.

Там нет регламента при обращении с отходами, нет нормативно-правовых актов, регулирующих количество выбросов. Природа уже не в состоянии справляться с переработкой отходов самостоятельно, ведь объем образующихся отходов непомерно огромен.

Ученые подсчитали, что на одного жителя Земли приходится в год примерно одна тонна мусора. Но существуют еще и производственные предприятия, в ходе деятельности которых образуются опасные отходы.

Государство активно стало принимать природоохранные законы лишь 2012 году. Для контроля количества и опасности получаемых предприятиями отходов разрабатывается ПНООЛР.

А для четкого понимания алгоритма работы существуют Методические указания по разработке этого проекта, утвержденные Приказом №349 от 5 августа 2014 года Министерства природных ресурсов и экологии.

Экологическая отчетность 2021

Какие отходы образуются у детского сада и школы.

Стоимость: ПНООЛР — от 10 тысяч рублей за 1 площадку для школьного и дошкольного учреждения.

Все детсады и школы в процессе своей работы образуют отходы разных видов происхождения. Такие отходы, как и утильсырье других предприятий, нужно вывозить за пределы учреждения при этом учитывать все предусмотренные нормы.

Согласно с законом РФ «Об отходах производства и потребления» всем учреждениям, кроме предприятий малого и среднего предпринимательства (МСП), нужно разработать Проект нормативов образования отходов лимитов (ПНООЛР). Поскольку большинство детсадов относятся к государственным учреждениям, то ПНООЛР должен быть и у них. Частные сады не обязаны разрабатывать ПНООРЛ, но должны каждый год отчитываться об количестве произведенных отходов и их утилизации.

Наименование отхода Комментарии к отходу
«Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» — 1 класс опасности Это утильсырье относится к I классу и считается одним из самых опасных. Такие лампы встречаются практически в каждом заведении, в том числе и в детсаде. Для таких отходов необходимо оформление паспорта.

В дальнейшем планируется замена ртутных ламп на светодиодные, которые причисляют к IV классу, их считают менее опасными.

«Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» – 4 класс опасности Этот мусор является походным деятельности сотрудников учреждений. К такому виду можно причислить и офисную бумагу в том случае, если ее не сдают на макулатуру.
«Смет с территории предприятия малоопасный» — 4 класс опасности

или

«Смет с территории предприятия практически неопасный» — 5 класс опасности

Такой вид мусора можно встретить лишь в тех учреждениях, где есть собственные заасфальтированные, выложенные плиткой или брусчаткой, дворовые участки, которые нужно подметать.

Такой мусор относят к IV классу опасности, иногда к V – неопасному. В проект включают весь мусор одним классом.

В тех учреждениях, где нет дворовой территории, его в проекте не учитывают

«Отходы жиров при разгрузке жироуловителей» – 4 класс опасности Такие отходы присутствуют лишь в тех предприятиях, где есть специальные резервуары для вод из блоков питания. Такими емкостями могут быть пластиковые баки под умывальниками в кухнях, либо подземные колодцы.
«Пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные» — 5 класс опасности К таким отходам можно отнести пищевые остатки. Также к ним причисляют всевозможные кости и другие остатки продуктов питания.
«Отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные прочие» — это в основном мусор в виде упаковки от продуктов питания в смешанном виде, соответствующий 4 классу опасности

или

«Непищевые отходы (мусор) кухонь и организаций общественного питания практически неопасные» — отходы упаковки, соответствующие 5 классу опасности

На пищеблоках учреждений при распаковке продуктов образуются отходы, не имеющие отношения к пище. Их определят, как утильсырье IV-V класса и указывают в ПНООРЛ, как один вид.
«Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками» — 5 класс опасности Этот вид утильсырья образуется во время уборки упавшей листвы или покоса газона. Если в учреждения нет собственной дворовой территории или количество кустарником незначительное такие отходы не указывают в проекте.
«Растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками» — 5 класс опасности Вид мусора, который появляется в следствие облагораживания деревьев и кустарников, их сезонной подрезки. Нормируется точно так же, как и предыдущий вид.
«Отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений» — 5 класс опасности Этот мусор причисляют к V классу и считают практически не опасным. Его рассчитывают исходя из количества воспитанников учреждения.

Стоимость:

Разработка 1(одного) паспорта отхода и регистрация материалов в органах Росприроднадзора в соответствии с постановлением Правительства РФ №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I—IV классов опасности» , а так же проведение количественно химического анализа(КХА) — 2500р/отход

Так же возможны и более специфические отходы при разработке ПНООЛР и Паспортов на отходы

Наименование отхода Комментарий к отходу
«Песок кварцевый фильтров очистки воды плавательных бассейнов отработанный» — 4 класс опасности

«Отходы (осадки) из выгребных ям» – 4 класс опасности

или

«Отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления» — 4 класс опасности

Если на территории учреждения имеется бассейн, то изношенные фильтры считаются таким утильсырьем.

Это вид отходов присущ тем детским заведениям, в которых нет системы канализаций.

«Песок кварцевый фильтров очистки воды плавательных бассейнов отработанный» — 4 класс опасности Если на территории учреждения имеется бассейн, то изношенные фильтры считаются таким утильсырьем.
Оргтехника и Компьютеры Это емкий список техники с довольно долгим сроком службы. Такие отходы включают в ПНООРЛ только тогда, когда техника списывается.

При этом разрабатывают паспорт для каждого списываемого продукта утилизации.

Десятилетие прошло с тех пор, как была введена отчетность по обращению с отходами для субъектов малого и среднего бизнеса. Она сдавалась ежегодно и называлась “Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства”. Однако сейчас ее наименование и круг лиц, обязанных подавать такую отчетность, изменились коренным образом.

Посмотрим требования закона:

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) “Об отходах производства и потребления”
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
[…]
2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.

6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

7. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
[…]

До 1 января 2019 г. в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов. Теперь разделение предприятий на субъекты малого и среднего бизнеса в плане отчетности отменено. Критериями необходимости ее подачи теперь является категория объекта негативного воздействия.

Один из ответов на запрос природопользователей в Минприроды Московской области в 2019 году пояснил, что деление на субъекты МСП при рассмотрении вопросов по обращению с отходами больше не используется, применимо только деление в зависимости от категории объектов ОНВ. В соответствии с этим, отчетность такого рода должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории. Таким образом, все прочие категории освобождены от этой отчетности, а для III категории не установлена ее форма.

Объекты I и II категорий отчитываются в установленном для них порядке (если есть ПНООЛР – сдают технический отчет), объекты IV категории не сдают отчетность по отходам. Такую отчетность теперь должны сдавать только объекты III категории.

При этом форма отчетности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, сдают аналогичную отчетность в сфере воздействия на атмосферный воздух, форма которой на сегодня тоже не установлена.

До 1 января 2019 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками.

В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2019 года условия изменились.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в данное время разрабатываются юридическими лицами или ИП, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий.

Для I категории нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).

Разрешительная документация, полученная для объектов I и II категорий до 1 января 2019 года, действует до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ).

Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешительных документов.

Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2021 подавать не нужно.

Сейчас НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов.

Административный регламент Росприроднадзора, утв. Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437:
96. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления Заявителем технического отчета по обращению с отходами (далее – технический отчет), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.

Технический отчет подается в десятидневный срок с момента истечения очередного года с даты утверждения нормативов. Если этого не будет сделано, плату придется рассчитывать как за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).

Соответственно, так как НООЛР сейчас могут иметь только объекты I и II категорий, то и технический отчет нужно сдавать им.

Внимание! Если категория объекта не определена, разработки НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347

Законотворческая лихорадка в прошлом году стала причиной дважды за год изменить форму этого отчёта, и этот год тоже не стал исключением. Приказ Росстата от 12.12.2019 г. N 766 отменился, теперь форму надо подавать по Приказу Росстата от 09.10.2020 N 627. Новая форма 2-ТП (отходы) вводится в действие с отчета за 2020 год. Ее должны предоставлять следующие лица:

  • хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
  • региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО);
  • операторы по обращению с ТКО.

Не должны представлять Форму 2-ТП (отходы) хозяйствующие субъекты, относящиеся к субъектам МСП, при одновременном соблюдении для них трех условий:

  • образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны;
  • заключен договор с региональным оператором по обращению с ТКО;
  • не осуществляется деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Напоминаем, что природопользователям необходимо представить форму 2-ТП (отходы) в территориальный орган Росприроднадзора не позднее 1 февраля 2021 года! В форме нужно указывать фактическое образование отходов, при этом медицинские, биологические и радиоактивные отходы в форму не включаются.

Пример оформления инвентаризации отходов производства и потребления

По форме этой отчётности в 2020 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) “Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”. Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность.

Согласно приказу:

  • Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
  • Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее – данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.

Отчетность по-прежнему подается в Росстат при наличии наблюдаемого события до 25 января года, следующего за отчетным.

В рамках экологической отчетности 2021 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.

Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:

  • содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
  • статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).

То есть, отдельно подавать указанный вид отчётности нет необходимости.

  • Учет отходов: заполняем таблицы данных учета правильно
  • Советы по проведению инвентаризации отходов производства и потребления
  • Раздельный сбор отходов на предприятии: правовые и практические аспекты

Срок действия ПНООЛР – 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета о неизменности производственного процесса. Форма, состав и требования к составлению данного отчета прописаны Приказе Минприроды России от 05.08.2014 N 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Необходимость разработки ПНООЛР для предприятий определяется ключевым нормативным актом – Федеральным законом № 89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998, статья 11, согласно которой юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать ПНООЛР в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

ПНООЛР разрабатывается в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

В проекте обосновываются предлагаемые нормативы образования конкретных видов отходов в среднем за год (в тоннах в год) на основании нормативов образования отходов. Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. За расчетную единицу продукции (работ, услуг) в зависимости от источника образования отходов принимается:

  • единица произведенной продукции, единица используемого сырья — для отходов производства;
  • единица расстояния (например, километр) — для отходов обслуживания транспортных средств;
  • единица площади — для отходов при уборке территории;
  • человек — для отходов, образовавшихся в жилых помещениях;
  • единица места — для гостиниц, столовых и других организаций и учреждений.

Срок разработки проекта ПНООЛР специалистами нашей компании составит от 10 рабочих дней, с момента предоставления необходимых исходных данных, в зависимости от количества видов отходов.

Далее ПНООЛР подлежит согласованию в территориальном отделении Росприроднадзора, либо в местном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере охраны окружающей среды в зависимости от уровня экологического надзора для данного предприятия. Для местных органов может быть утверждён собственный документ, содержащий методические указания по разработке проекта, однако в целом по стране подобные документы целиком или практически полностью основаны на Приказе № 349. Срок согласования зависит от административных регламентов вышеперечисленных органов и составляет от 30 рабочих дней.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

Новые критерии больше учитывают вид хозяйственной деятельности, чем объемы, по сравнению с отмененным Постановлением от 28.09.2015 № 1029. Так, например, объекты по производству пищевых продуктов относятся к I категории, независимо от производительности.

Исключения:

  • выпуск продукции из сахарной свеклы — для него сохранены суточные или квартальные объемы

  • объекты с локальными очистными сооружениями, которые соответствуют требованиям природоохранного законодательства о сбросах сточных вод — отнесены ко II категории

  • упаковка пищевых продуктов — деятельность исключена из критериев.

Учет производительности сохранен по большинству категорий, в т. ч., по деятельности в области обращения с отходами, но изменились количественные критерии. Также законодатель уточнил формулировки в перечислениях, заменив союз «и» на «и (или)». Т. е. для отнесения к определенной категории достаточно выполнения хотя бы одного из указанных критериев, а не их совокупности.

Рассмотрим изменения подробнее.

1. Дополнена объектами:

  • по добыче или подготовке руд титана

  • размещения отходов I и (или) II классов опасности, III класса (500 т и более в год)

  • по обогащению угля.

2. Исключены объекты:

  • производства фармацевтических субстанций (перевод во II категорию)

  • упаковки пищевых продуктов

  • выполнения работ по убою животных, если есть локальные очистные сооружения.

3. Уточнены количественные критерии по объектам:

  • производства огнеупорной керамики, фарфоровых изделий

  • обращения с отходами I — III классов опасности

  • производства продукции из сахарной свеклы

  • разведения птицы

  • выращивания свиней.

1. Дополнена объектами:

  • обеспечения электроэнергией, газом и паром с установленной генерирующей мощностью менее 250 МВт и более 3,5 МВт — на твердом или жидком топливе, менее 500 МВт и более 7 МВт — на газообразном топливе

  • по добыче полезных ископаемых, если объект не отнесен к I категории и общераспространенным полезным ископаемым

  • обеспечения тепловой энергией со сжиганием топлива, с проектной тепловой мощностью менее 20 Гкал/час и более 3 Гкал/час; более 3,5 Гкал/час — на твердом и жидком топливе; более 7 Гкал/час — на газообразном топливе

  • по производству фанеры, древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит

  • по транспортированию с использованием межпромысловых трубопроводов, а также по перегрузке нефти и нефтепродуктов, их сливу (наливу) на сливоналивных железнодорожных путях

  • по производству резиновых изделий из резиновых смесей

  • утилизации отходов IV и V классов опасности с применением термических способов (с проектной мощностью менее 3 т/час)

  • утилизации и обезвреживания отходов I — III классов на установках небольшой мощности, в т. ч., мобильных установках

  • обработки отходов I — III классов

  • утилизации отходов IV и V классов (кроме применения термических способов)

  • по производству бетонного раствора и асфальтобетонной смеси

  • выполнения работ по убою животных, если есть локальные очистные сооружения

  • по производству фармацевтических субстанций

  • инфраструктуры портов, морских портов, железнодорожного транспорта, которые не соответствуют критериям для IV категории.

2. Уточнены количественные критерии по объектам:

  • производства огнеупорной керамики, фарфоровых изделий

  • обращения с отходами

  • производства продукции из сахарной свеклы

  • разведения птицы

  • выращивания свиней

  • складирования и хранения нефти, нефтепродуктов, агрохимикатов

  • производства изделий из бетона.

Обратите внимание, что теперь почти вся деятельность по обращению с отходами отнесена к I или II категории. Исключение: обработка отходов IV и V классов.

Дополнена объектами:

  • размещения отходов, после полного выполнения работ по ликвидации и (или) рекультивации, исключающих негативное воздействие на окружающую среду, до снятия с учета

  • обработки отходов IV и V классов

  • работ на участках недр, использования водных объектов, если объекты не отнесены к другим категориям

  • по добыче подземных вод, если объект не соответствует критериям для IV категории

  • строительства капитальных объектов продолжительностью более полугода.

Законодатель ввел новый критерий для отнесения объектов к IV категории при одновременном выполнении с другими условиями: «отсутствие выбросов загрязняющих веществ». Таким образом, он сократил количество безучетных видов хозяйственной деятельности, которые могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Другие дополнения по объектам:

  • производство, в т. ч., для собственных нужд, электроэнергии (с проектной электрической мощностью менее 1 МВт) и горячей воды (с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час), при условии отсутствия сбросов промышленных сточных вод и загрязняющих веществ

  • добыча подземных вод, при отсутствии выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов в окружающую среду, либо для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения (с объемом добычи менее 500 куб. метров в сутки)

  • строительство капитальных объектов длительностью менее шести месяцев.

Законодатель исключил из 4 раздела формулировку «газообразное топливо». Теперь все котельные, которые соответствуют критериям, относятся к IV категории.

Пообъектное сравнение изменений в критериях НВОС вы можете скачать по ссылке в конце статьи.

Новые требования в области обращения с отходами с 1 января 2021 года

Пока ничего не делать и жить с тем, что есть. Логика такого утверждения следующая.

1. Если категория объекта НВОС по новым критериям не изменилась, то и переживать не нужно. Хозяйствующий субъект свои обязательства по предоставлению достоверных данных в Реестр НВОС выполнил.

2. Категория объекта изменилась. Рассмотрим самый страшный случай, когда она выросла до I и попала под действие федерального государственного экологического надзора, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903. Ранее объект был внесен в Реестр НВОС на региональном уровне.

Согласно п. 7.1 ст. 65 Закона № 7-ФЗ, федеральный экологический надзор распространяется на всю деятельность юридического лица или ИП, если хотя бы один объект соответствует критериям ПП № 903.

2.1. Правила создания и ведения Реестра НВОС в ред. Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 не предусматривают актуализацию сведений при изменении критериев категорирования. Все случаи, когда можно поменять данные по уже учтенному объекту, приведены в п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ:

  • замена организации или ИП, которые ведут хозяйственную деятельность на объекте НВОС

  • реорганизация ЮЛ в форме присоединения

  • изменение адреса ЮЛ или Ф.И.О., места жительства, реквизитов документов ИП

  • смена адреса объекта НВОС

  • изменения в характеристиках технологических процессов, источников загрязнения, очистных сооружений, устройств по использованию, обезвреживанию и размещению отходов.

Данные в Реестре НВОС не меняют, если у предпринимателя не возникло хотя бы одно из перечисленных условий.

2.2. Росприроднадзор, как держатель Реестра НВОС, подтверждает данную позицию. Он указывает, что перечень оснований для внесения изменений в данные учета по ст. 69.2 Закона закрытый и расширительному толкованию не подлежит. Статья 7.1 этого же Закона в него не входит.

Вы можете ознакомиться с позицией Росприроднадзора на официальном сайте ведомства, в рубрике «Часто задаваемые вопросы», или скачать текст разъяснения по ссылке в конце статьи.

Минприроды России подготовил проект новых Правил создания и ведения Реестра НВОС, в котором предусмотрена возможность изменения категории объекта при вступлении в силу новых критериев. Документ размещен на официальном портале публикации проектов нормативных актов 21 мая 2021 года, анонсирован на сайте ведомства.

Пункты 32-33 проекта устанавливают, что при изменении критериев категорирования НВОС территориальные органы Росприроднадзора обеспечивают актуализацию сведений в реестрах, выдают предпринимателю новое свидетельство о постановке на учет. Срок — 6 месяцев со дня вступления в силу НПА. Активное участие владельца объекта в этой процедуре не предусмотрено.

Так что мы советуем предпринимателям, которым «повезло» попасть по новым критериям в сферу федерального экологического надзора, не переживать и ждать изменений в нормативном регулировании. Есть риск, что у отдельных инспекторов Росприроднадзора в регионах возникнет соблазн привлечь природопользователей к ответственности за неподачу заявления об актуализации данных в Реестре. Переубедить их помогут документы, ссылки на которые мы привели в конце статьи.

Скачать разъяснения Росприроднадзора

Скачать пообъектное сравнение по новым и старым критериям НВОС

Скачать проект Правил ведения Реестра НВОС

Любая деятельность предполагает образование отходов определенных наименований в том или ином объеме. На производстве это могут быть остатки сырья, продукции и материалов – побочные продукты технологического процесса, продукция, непригодная к использованию и т.п. Определение степени опасности отходов для окружающей природной среды, позволяет установить лимиты образования и хранения отходов на полигоне.

Данные лимиты утверждаются на основании проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение – ПНООЛР должен быть обязательно разработан не только для уже действующих предприятий, но и для тех, деятельность которых еще только планируется. Наличие проекта ПНООЛР является обязательным: в соответствии со ст. 8.2. КОАП для юридических лиц, не имеющих действующего проекта ПНООЛР, предусмотрены санкции в денежном эквиваленте.

Основные задачи, которые позволяет решать разработка проекта ПНООЛР, – это:

  • оценка объема и определение качественного состава отходов (предположительного, в случае разработки проекта на перспективу), нормативов их образования;
  • определение возможных вариантов дальнейшего хранения, утилизации или обезвреживания отходов.

Специалисты компании «ЭкоЦентрПроект» не только обеспечат грамотное сопровождение деятельности фирмы (производства, предприятия любого типа) и помогут разработать проект ПНООЛР в соответствии с существующими методическими указаниями. Компания «ЭкоЦентрПроект», помимо прочего, выполняет следующие виды работ:

  • расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • разработка порядка
  • составление Техотчета по обращению с отходами, а также ряда других необходимых сопутствующих документов;
  • формирование статистической отчетности;
  • подготовка сведений, необходимых для предоставления в сводный кадастр отходов, оформление «Талона регистрации отходов природопользователя»;
  • определение и для окружающей среды;
  • разработка паспортов отходов I-IV класса опасности, их согласование в соответствующих инстанциях.

После заключения договора на разработку ПНООЛР на объект заказчика выезжают специалисты «ЭкоЦентрПроект», проводится ряд мероприятий, позволяющих получить достоверные данные о предприятии/производстве и грамотно составить документацию.

Разработка проекта включает в себя:

  • инвентаризацию источников образования отходов, а также мест временного их накопления на территории предприятия;
  • составление перечня всех наименований сырья, материалов, продукции, используемых в процессе производства (на предприятии и т.п.);
  • определение физико-химических показателей имеющихся (предполагаемых) отходов;
  • определение степени опасности отходов для окружающей природной среды;
  • расчет и обоснование основных нормативов образования отходов и классов опасности;
  • расчет оптимальной периодичности удаления отходов с территории объекта;
  • расчет объема отходов для вторичной их переработки, обезвреживания и/или утилизации.

На заключительном этапе разработки проводится согласование проекта ПНООЛР в Департаменте Росприроднадзора, оформляется Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Также оформляются паспорта (для отходов I-IV класса опасности).

Приказ Минприроды РФ от 08.12.2020 N 1029

  • использовать опыт специалистов в области промышленной экологии;
  • доверить разработку проекта людям, которые знают все особенности и тонкости разработки и согласования ПНООЛР;
  • получить проект, разработанный в соответствии с наиболее актуальными требованиями;
  • избежать личного общения с сотрудниками лаборатории и инспекторами Росприроднадзора;
  • сэкономить время за счет отсутствия необходимости разбираться во всех тонкостях и сложностях процесса самостоятельно.

Стоимость разработки проекта ПНООЛР в Москве может быть различной – все зависит от масштаба и сложности объекта, а также от ценовой политики экологической компании. Обращаясь к специалистам компании «ЭкоЦентрПроект», вы можете быть уверены в справедливости установленных цен на услуги.

В целях реализации пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009; 2014, N 30, ст. 4220) и в соответствии с подпунктом 5.2.59 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Министр
А.А. КОЗЛОВ

УТВЕРЖДЕН
приказом Минприроды России
от 08.12.2020 N 1029

1. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — Порядок) предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, а также на объектах II категории в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» , и в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» , территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический надзор.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2014, N 30, ст. 4220.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009; 2014, N 30, ст. 4220.

2. Действие настоящего Порядка не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими и медицинскими отходами, на регулирование размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей.

3. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются для каждого объекта I категории, а в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» для объекта II категории в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации .

Подпункт 5.2.56 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 5, ст. 6586).

Нормативы образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, проектной документации.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

4. При обосновании лимитов на размещение отходов учитываются массы (объемы) отходов, планируемые:

для размещения на объектах размещения отходов, находящихся в собственности, владении, пользовании юридического лица или индивидуального предпринимателя;

для передачи на размещение другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам.

В лимиты на размещение отходов не включаются:

масса (объем) отходов, накопление которых осуществляется в целях их дальнейшей реализации и (или) обработки, утилизации, обезвреживания;

масса (объем) вскрышных и вмещающих горных пород, используемых в соответствии с утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых для ликвидации горных выработок.

5. Для объектов I категории, а также в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», для объектов II категории обоснование нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение включается в заявку на получение комплексного экологического разрешения, форма которой утверждена приказом Минприроды России от 11 октября 2018 г. N 510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения» с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 23 июня 2020 г. N 383 .

Зарегистрирован Минюстом России 10 декабря 2018 г., регистрационный номер N 52927.

Зарегистрирован Минюстом России 2 декабря 2020 г., регистрационный N 61225.

Закупки корпоративных заказчиков

Номер извещения

ГП104004

Уникальный номер закупки

Разработка проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов

«Позиция 1»

«Выполнение работ по разработке и согласованию Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) и получение документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от объекта АО «Разрез Томусинский»»

Кол-во: 1

Проект НООЛР действителен на протяжении 5 лет, если каждый год представлять технический отчет по обращению с отходами, где подтверждается неизменный лимит образования и размещения отходов. Форма, состав и требования к составлению данного отчета прописаны в Приказе Минприроды России от 05.08.2014 N 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Необходимость разработки ПНООЛР для предприятий определяется ключевым нормативным актом – Федеральным законом № 89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998, статья 11, согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать ПНООЛР в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства. ПНООЛР разрабатывается в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Данный документ обосновывает предлагаемые нормативы образования определенных видов отходов в среднем за год (в расчете n тонн в год) на основании нормативов образования отходов. Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов определенного типа при изготовлении единицы продукции. Расчетная единица продукции (работ, услуг) зависит от источника образования отходов. За данный параметр принимается:

  • единица используемого сырья — для отходов производства;
  • единица расстояния (метр, километр) — для отходов обслуживания ТС;
  • единица площади — для отходов при уборке территории;
  • единица места — для школ, больниц, предприятий общепита и иных организаций и учреждений.

В случае, когда юр. лицо или ИП не заказывают разработку проекта, они получают штраф в размере от 30 000 до 250 000 рублей (КОАП РФ, ФЗ № 195 от 30.12.2001, ст. 8). Если произошло административное взыскание, в дальнейшем компания все равно обязана подготовить и согласовать данный документ. В случае, когда отсутствие проекта становится причиной тяжелых последствий для экологической обстановки, руководитель и владелец организации могут понести уголовную ответственность.

Если вы вовремя обратитесь за разработкой проекта, вашему предприятию будет гарантирована стабильная и бесперебойная работа на протяжении 5 лет без штрафных санкций. Получив документ, подтверждающий нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Росприроднадзором согласно требованиям ФЗ № 89, вы будете знать точное количество отходов, которое образуется в ходе деятельности объекта, а также сможете рассчитать, сколько отходов будет разрешено направить на полигон.

Эколог-профессионал — Эколог-профессионал

  • Секретный раздел (VIP зона)
  • Справка для заказчика
  • Получить доступ к секретному разделу
  • История подписок
  • Первичные показатели опасности компонентов отходов
  • Примеры расчетов образования отходов
  • Примеры нормативов образования отходов (ПНООЛР)

Расчёт нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) разрабатывается для всех предприятий 1 и 2 категории.

В случае наличия у хозяйствующего субъекта филиала(ов) и обособленных подразделений, расположенных в пределах одного субъекта Российской Федерации, ПНООЛР разрабатывается по хозяйствующему субъекту в целом либо отдельно для каждого филиала и обособленного подразделения.

Используя такие исходные данные как: технологические карты и регламенты, описание рецептур, документы учета, регламентирующие использование сырья и материалов, получения продукции, результатов инвентаризации источников выбросов, сбросов загрязняющих веществ, источников образования отходов, данные контроля выбросов, сбросов и образования отходов и т.д. Необходимо решить основные задачи при реализации проекта НООЛР:

  1. Непосредственно расчет нормативов образования отходов и количества образующихся отходов за год, а так же установление количества отходов конкретного вида, которое образуется при производстве единицы продукции, работ или услуг.
  2. Обоснование количества отходов предлагаемых для использования, обезвреживания или размещения на тех или иных объектах размещения, на основании объема произведенной продукции.
  3. Приведение проекта к требуемому виду, оформление и подача на согласование в соответствующие органы.

При необходимости наш специалист выезжает на предприятие

Мы проводим подготовку исходных данных, необходимых для проекта

Мы разрабатываем проект, проводим рас­че­ты и оформление документа

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

пункт 7 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действующей с 01.01.2019)

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее –Порядок), утвержденный Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», применяется в части, не противоречащей действующему законодательству (Письмо Росприроднадзора от 29.12.2018 N АА-10-02-36/29629 «О направлении информации») — для интересующихся письмо в конце статьи.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов — проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 5 Порядка).

Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Таким образом, требуемый с 01.01.2019 г. для объектов НВОС 1,2 категории расчет нормативов образования отходов и лимитов на их размещение — это старый добрый проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

О ПЕРЕОФОРМЛЕНИИ ДОКУМЕНТОВ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ И ЛИМИТОВ НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ Минприроды России в рамках своей компетенции рассмотрело обращение по вопросу переоформления документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и сообщает. Порядок обращения с отходами производства и потребления установлен Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ). Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закона 7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц — природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — НООЛР). Одновременно с этим, согласно пункту 1 статьи 18 Закона 89-ФЗ НООЛР устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы. В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона N 89-ФЗ НООЛР разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Согласно пункту 7 статьи 18 Закона 89-ФЗ порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. N 1029 (далее — Порядок N 1029). Согласно пункту 18 Порядка N 1029, утвержденные НООЛР подлежат переоформлению в случаях изменения сведений, содержащихся в заявлении индивидуального предпринимателя или юридического лица, в том числе: изменения наименования юридического лица; изменения организационно-правовой формы юридического лица; изменения места нахождения юридического лица; изменения фамилии, имени, отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя, места его жительства, данных документа, удостоверяющего его личность; изменения данных об объектах размещения отходов — самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов и (или) об объектах размещения отходов, эксплуатируемых другими хозяйствующими субъектами, и на которые отходы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц передаются для размещения. Переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение допускается при условии неизменности утвержденных нормативов образования и лимитов на их размещение в конкретных объектах размещения отходов и только в период действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Срок действия переоформленного документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не должен превышать срок действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. При этом пунктом 96 Административного регламента, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 17 апреля 2020 г. N 437, как и пунктом 12 ранее действующего Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 50, предусмотрено ежегодное представление технического отчета, однако Порядок N 1029 и Методические указания по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные приказом Минприроды России от 7 декабря 2020 г. N 1021, не содержат указаний по его представлению. Дополнительно Минприроды России сообщает, что согласно пункту 7 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373, регламенты разрабатываются в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также с учетом иных требований к порядку предоставления соответствующей государственной услуги.

Получайте каждый день новый пример проекта

В соответствии с нормативами ФЗ-89, предприниматели, вне зависимости от формы организации предприятия, обязаны разрабатывать ПНООЛР, а его расшифровка: проект нормативов образования отходов и лимитов их размещения. Методические рекомендации при разработке ПНООЛР указаны в приказе 349 Минприроды РФ от 5 августа 2014 г.

Статья 11 ФЗ-89 описывает какие организации должны иметь документ. Это любые организации и предприятия в результате деятельности которых образуются опасные отходы.

Логично, что любая организация образует отходы. Но документ требуется для компаний, деятельность которых связана с образованием именно опасных и вредных отходов, влияющих негативно на окружающую среду и людей.

ПНООЛР должны иметь и граждане, которые занимаются предпринимательством без получения статуса юридического лица.

С 1 января 2019 года в статью 18 ФЗ-89 вносятся изменения, устанавливающие новый порядок нормирования деятельности при обращении с отходами.

C 1 января 2019 года ПНООЛР по статье 18 ФЗ-89 необходимо будет разрабатывать при I и II категории. Такие категории присваиваются объектам, оказывающим негативное воздействие на природу. При установлении категорий, основываются на критериях. Выделяют категории I, II, III, IV, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации.

Приступать к созданию ПНООЛР целесообразно как минимум за полгода до появления проверяющих органов. Можно самостоятельно разработать необходимые нормативы, но лучше обратиться в специальные организации. Практика показывает, что этот вариант экономный и менее трудозатратный.

Обратившись в компанию, этапы разработки будут следующими:

  1. Предоставление компании исходных данных, таких как: технологических карт, результаты замеров выбросов прошлого года;
  2. Эколог должен лично посетить предприятие и оформить список отходов по кодам ФККО. Инвентаризация источников загрязнения или образования отходов — специалист отмечает процессы, в результате которых образуются отходы и территорию на которых их хранят или утилизируют;
  3. Подготовка проекта: расчет объема образуемых отходов. На этом же этапе определяют класс опасности образующихся отходов. Параллелльно на предприятии должны быть проведены работы:
  • по учету количества отходов;
  • оборудование мест хранения отходов;
  • оформление паспорта отходов с описанием класса опасности;
  • получить лицензию на сбор, транспортировку и размещение отходов I — IV класса опасности.
  • Согласование проекта в Росприроднадзоре. ПНООЛР должен быть составлен в 2х экземплярах: один для Росприроднадзора, второй — для самой организации, для которой проект рзрабатывается.
  • Пакет ПНООЛР включает в свой состав следующие материалы:

    1. Общие данные о предприятии
    2. Информацию, о его деятельности
    3. Данные об образующихся производственных отходах
    4. Расчет норм образования отходов
    5. Карта движения отходов
    6. Информация о мерах, принимаемых по отношению к отходам
    7. Иные параметры опасных отходов.

    Длительность создания этого документа составляет несколько дней. Составление этого плана, дело довольно серьезное и требует от исполнителей наличия серьезных знаний в области экологического законодательства и соответствующих нормативных документов, именно поэтому, многие предприниматели, которым вменено в обязанность, иметь такой план, обращаются в специализированные компании, занимающиеся созданием таких документов. Как правило, время от постановки задачи, до получения комплекта готовой документации занимает порядка 10 – 15 дней. Но, при этом необходимо учитывать то, что в Росприроднадзоре согласование может занять до 30 дней. Стоимость — от 15 000 руб.

    Длительность действия ПНООЛР для предпринимателей, занимающихся размещением опасных производственных отходов, равна сроку действия их лицензии. Если такая деятельность осуществляется на определенных территориях, например окрестности озера Байка, то ее длительность может составлять один год и в обязательном порядке подлежит пересмотру.

    В других случаях длительность действия ПНООЛР равняется 5 годам.

    За отходами, которые появляются в компании контроль, осуществляют несколько государственных организаций — Росприроднадзор, Роспотребнадзор, прокуратура и другие.

    Существующее законодательство определило, что план должен быть согласован в надзорных и заинтересованных организациях. Длительность согласования составляет 30 — 45 суток. Но на самом деле, этот процесс может занять более длительное время.

    Процесс согласования можно ускорить за счет грамотного составления документации на этапе подготовки и подачи документов.

    Получение лимитов на размещение отходов

    По итогам согласовывания ПНООЛР в Росприроднадзоре могут быть внесены поправки и замечания, их устраняют в оговоренный срок, все документы должны быть исправлены и по новой отправлены на вторичное согласование. В случае принятия положительного решения ПНООЛР будет утвержден и компания получит определенные лимиты на расположение отходов.

    Так, компания получит подтверждение со стороны государства, согласие на заданные объемы получения отходов производства на следующий год.

    В эти пределы не входят разнообразные горные породы и полезные ископаемые, которые добывают при выработке карьеров и восстановлении земель.

    День, когда произошло утверждение норм и пределов — это и есть дата одобрения поданных документов и принятия решения Росприроднадзором об утверждении ПНООЛР. Информация о принятии решения в отношении того или иного предприятия (предпринимателя), должна быть размещена на официальном ресурсе Росприроднадзора.

    ПНООЛР составляют для организаций разной организационной формы, в результате их деятельности происходит образование производственных отходов различного класса опасности.

    Образование отходов без утверждённого ПНООЛР повлечёт за собой ряд отрицательных последствий, обозначенных в ст. 8.2. КоАП.

    На простого гражданина может быть наложено взыскание до 2 000 рублей, на должностных лиц до 30 000 рублей, граждан, которые занимаются предпринимательством без получения статуса юридического лица до 50 00 руб., на предприятие 50 000 руб. или остановка его работы на срок до 90 суток.

    В случае тяжких последствий возникших из-за отсутствия ПНООЛР, может наступить и уголовная ответственность.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *