Приказ инвентаризация неисключительных прав

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ инвентаризация неисключительных прав». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В Методических рекомендациях разъяснено, что в учетной политике учреждения в части учета объектов нематериальных активов (НМА) необходимо предусмотреть:

  • порядок определения стоимостных оценок НМА, полученных в результате необменных операций;

  • принятые учреждением сроки полезного использования нематериальных активов;

  • применяемые методы амортизации объектов НМА или групп объектов НМА;

  • особенности применения первичных (сводных) учетных документов (в том числе электронных) при отражении операций по объектам НМА;

  • порядок проведения инвентаризации объектов НМА.

Также в учетной политике целесообразно определить:

  • перечень расходов, признаваемых при формировании первоначальной стоимости объектов НМА, созданных собственными силами, и первичные учетные документы, на основании которых эти объекты НМА будут приниматься к бухгалтерскому учету;

  • порядок учета объектов НМА в разрезе объектов с определенным и неопределенным сроками полезного использования.

Переход на применение СГС «Нематериальные активы»

Порядок отражения операций в бухгалтерском учете при первом применении СГС «Нематериальные активы» разъяснен п. 11 Методических рекомендаций.

Из данных рекомендаций следует, что объекты НМА, права пользования нематериальными активами, ранее не признававшиеся в составе нематериальных активов и (или) отраженные на забалансовом учете, признаются в составе группы нефинансовых активов «Нематериальные активы», «Права пользования нематериальными активами» по их справедливой стоимости.

В случае, если указанные объекты не могут быть оценены по справедливой стоимости, первоначальная стоимость таких объектов бухгалтерского учета признается в условной оценке «один объект – один рубль».

Признание новых объектов учета осуществляется операциями 2021 года по результатам инвентаризации, проводимой в целях выявления таких объектов бухучета.

Расходы на приобретение неисключительных прав, ранее признаваемые на счете 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов», срок полезного использования которых на 01.01.2021 составляет менее 12 месяцев, относятся на финансовый результат первым рабочим днем года применения СГС «Нематериальные активы». Указанные расходы не формируют стоимость объекта учета – прав пользования нематериальными активами в соответствии с СГС «Нематериальные активы».

При первом применении СГС «Нематериальные активы» финансовый результат формируется:

  • от признания нематериальных активов, ранее не отраженных в бухгалтерском учете;

  • от пересмотра балансовой стоимости нематериальных активов.

В Методических рекомендациях указано, что финансовый результат отражается в качестве корректировки начального сальдо финансового результата прошлых отчетных периодов в том периоде, в котором произошло первоначальное признание объектов НМА.

Таким образом, корректировка входящих остатков на счетах осуществляется операциями межотчетного периода (на 1 января года, в котором произошли изменения).

Данные операции отражаются в учете по соответствующим счетам учета (в отношении которых произошли изменения) в корреспонденции со счетом 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

Согласно Приказу Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н бухгалтерские записи по изменению показателей на счетах бухгалтерского учета, сформированные по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным финансовым годом, обусловленные изданием и (или) изменением нормативных правовых актов (в том числе в случаях ретроспективного применения измененной учетной политики), внедрением федеральных стандартов бухгалтерского учета, а также переносом исходящих остатков по счетам учета на соответствующие счета, содержащие код бюджетной классификации, применяемый начиная с текущего финансового года, отражаются в журнале операций межотчетного периода (ф. 0503071).

Записи в данном журнале формируются на основании бухгалтерских справок (ф. 0504833), содержащих операции межотчетного периода, отражающих изменения в денежном измерении на финансовый результат прошлых отчетных периодов.

Обороты, отраженные в журнале операций межотчетного периода (ф. 0503071), формируют входящие остатки по счетам учета в регистрах бухгалтерского учета за текущий финансовый год и не учитываются в оборотах, отражаемых в регистрах бухучета текущего финансового года.

Пример 1.

В связи с переходом на применение СГС «Нематериальные активы» в автономном учреждении в январе 2021 года проведена инвентаризация объектов НМА.

По данным бухгалтерского учета по состоянию на 01.01.2021:

  • на счете 2 102 30 000 числится официальный сайт учреждения балансовой стоимостью 80 000 руб.;

  • на счете 2 104 39 000 отражена начисленная по данному объекту амортизация в размере 100 %.

Данный сайт используется в деятельности учреждения и соответствует критериям признания его объектом НМА. Комиссией определен новый срок полезного использования – 3 года.

С 2021 года счета 0 102 00 000, 0 104 00 000 (применяемые в части учета нематериальных активов, амортизации нематериальных активов) детализированы аналитическими счетами, содержащими следующие коды вида синтетического счета:

  • N «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;

  • R «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;

  • I «Программное обеспечение и базы данных»;

  • D «Иные объекты интеллектуальной собственности».

Сайт является программой ЭВМ, поэтому подлежит учету на счете 0 102 0I 000 «Программное обеспечение и базы данных», начисление амортизации на сайт отражается по счету 0 104 0I 000 «Амортизация программного обеспечения и баз данных».

В бухгалтерском учете автономного учреждения в межотчетный период (01.01.2021) следует отразить операции по переносу остатков на новые счета, введенные в рабочий план счетов с 2021 года, следующим образом:

Чтобы отразить перенос остатков по неисключительным правам пользования нематериальными активами (НМА) в настоящее время нужно воспользоваться:
— Стандартом «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н (далее — Стандарт «Нематериальные активы»);
— Методическими рекомендациями по применению Стандарта «Нематериальные активы», доведенными письмом Минфина России от 30.11.2020 № 02-07-07/104384 (далее — Методические рекомендации);
новым письмом Минфина России от 02.04.2021 № 02-07-07/25218, доведенным в дополнение к Методическим рекомендациям по применению Стандарта «Нематериальные активы» (далее — Дополнение к Методическим рекомендациям).
Методические рекомендации и Дополнение к Методическим рекомендациям применяются одновременно.
Основные шаги учреждения перед переносом остатков:
1. Провести инвентаризацию по НМА.
2. Определить, какие из них удовлетворяют критериям отнесения к НМА. Критерии сформулированы в пп. 6, 7 Стандарта «Нематериальные активы», пп. 56, 57 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (см. также раздел 3 Методических рекомендаций, где критерии расписаны более полно).
3. Для неисключительных прав, которые будут отражаться на балансе (на счете 111 60), основными критериями, на выполнение которых следует обратить внимание, будут:
— наличие документального подтверждения права пользования НМА;
— срок полезного использования более 12 месяцев;
— возможность получения от использования неисключительного права полезного потенциала и экономических выгод, то есть его соответствие понятию «актива»;
— возможность идентификации (см. раздел 3 Методических рекомендаций).
Далее мы рассмотрим 3 варианта отражения в учете переноса неисключительных прав пользования НМА в зависимости от условий конкретных ситуаций.

1. Отражение в 1С:БГУ 8 прав пользования НМА, срок полезного использования которых определен и на 01.01.2021 составил более 12 месяцев

Фактическую стоимость объекта неисключительных прав в данном случае формируют расходы будущих периодов. Это оформляется документом Операция (бухгалтерская).

В соответствии с Инструкцией 157н в Едином плане счетов бухгалтерского учета права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 111.60 «Права пользования нематериальными активами»:

  • на счете 111.6N «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)» — права пользования на результаты научных исследований (научно-исследовательских разработок);
  • на счете 111.6R «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками» — права пользования на результаты опытно-конструкторских и технологических работ;
  • на счете 111.6I «Права пользования программным обеспечением и базами данных» — права пользования на программное обеспечение и базы данных;
  • на счете 111.6D «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности» — права пользования иными нематериальными активами.

В целях отражения прав пользования нематериальными активами (неисключительных прав на РИД) применяются следующие подстатьи КОСГУ:

  • для неисключительных прав с определенным сроком полезного использования 352 и 452 КОСГУ;
  • для неисключительных прав с неопределенным сроком полезного использования в соответствии с п. 11.5.3 и 12.5.3 Порядка № 209н: 353 и 453 КОСГУ.

Заметим, что кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования на РИД как прежде, подлежат отражению по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (пункт 10.2.6 Порядка № 209н).

Исключительные права обычно возникают, когда программа создается по заказу организации и адаптируется под ее требования. Если организация приобретает исключительное право пользования компьютерной программой, она становится единственным ее владельцем. Автор (разработчик) продукта не вправе продавать или предоставлять его другим лицам.

НМА стоимостью до 40 000 (с 2016 года до 100 000) рублей в налоговом учете можно списать полностью в момент ввода в эксплуатацию. Так как имущество до 40 000 рублей не является амортизируемым (п. 1 ст. 256 НК РФ), стоимость НМА можно включить в состав материальных расходов ( пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Вопрос налоговой амортизации НМА стоимостью ниже 40 000 рублей — спорный. Ранее контролирующие органы придерживались позиции, что амортизировать нужно все НМА независимо от их стоимости (письмо ФНС России от 25.02.2011 № КЕ-4-3/3006). На сегодняшний день все больше писем Минфина подтверждают возможность списывать «малоценные» НМА при вводе в эксплуатацию (письма Минфина РФ от 31.08.2012 N 03-03-06/1/450, от 09.09.2011 N 03-03-10/86, от 09.12.2010 N 03-03-06/1/765).

Для целей налогового учета срок полезного использования объекта нематериальных активов определяется по правилам, закрепленным в п. 2 ст. 258 НК РФ. По общему правилу срок использования НМА может быть указан в договоре или патенте. Если срок по документам определить нельзя, нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика).

Для исключительных прав на компьютерные программы налогоплательщик вправе самостоятельно определить срок полезного использования, который не может быть менее двух лет.

Большинство приобретаемых программ и систем имеют неисключительные права и покупаются по лицензионному или сублицензионному договору. Такой вид права не может быть отнесен к нематериальным активам (п. 3 ст. 257 НК РФ). Поэтому неисключительные права списывают на счета затрат в составе прочих расходов ( пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Налоговый учет

Перевод с забаланса на баланс прав пользования НМА

Начиная с 1 января 2021 года учет неисключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности (права пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на результаты интеллектуальной деятельности), признаваемые в составе нефинансовых активов в соответствии с положениями СГС «Нематериальные активы»[2], ведется на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами» (методические рекомендации, направленные Письмом Минфина РФ от 30.11.2020 № 02-07-07/104384, далее – Методические рекомендации):

– 0 111 6N 000 «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»;

– 0 111 6R 000 «Права пользования опытно конструкторскими и технологическими разработками»;

– 0 111 61 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных»;

– 0 111 6D 000 «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности».

Минфин, разъясняя особенности учета неисключительных прав пользования, акцентирует внимание: учет таких объектов на счете 0 111 60 000 ведется в том случае, если они признаются в составе нефинансовых активов в соответствии с положениями СГС «Нематериальные активы». Данным стандартом установлено, что к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, которые предназначены для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения свыше 12 месяцев, не имеют материально-вещественной формы, с возможностью идентификации (выделения, отделения) от другого имущества, в отношении которых у субъекта учета при приобретении (создании) возникли исключительные права, права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив (п. 6 СГС «Нематериальные активы»).

Таким образом, если срок права пользования результатами интеллектуальной деятельности, являющимися объектом нематериальных активов, превышает 12 месяцев, то их учет осуществляется на счете 0 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами» (учет прав пользования программным обеспечением, информационно-справочными базами данных ведется на счете 0 111 61 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных»).

Расходы, совершаемые учреждением при оплате прав пользования объектами неисключительных прав пользования, отражаются посредством применения (п. 11.5.2, 11.5.3, 12.5.2, 12.5.3 Порядка № 209н[3], Методические рекомендации):

– подстатьи 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» КОСГУ (при приобретении неисключительных прав с определенным сроком полезного использования (прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на результаты интеллектуальной деятельности));

– подстатьи 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования» КОСГУ (при приобретении неисключительных прав с неопределенным сроком полезного использования).

Операции по прекращению неисключительных прав пользования отражаются посредством применения подстатей 452 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» и 453 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования» КОСГУ.

Для отражения кассовых поступлений и выбытий подстатьи 352, 353, 452 и 453 КОСГУ не применяются. Кассовые расходы на оплату прав пользования результатами интеллектуальной деятельности относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).

При определении срока полезного использования неисключительных прав пользования нематериальных активов в целях принятия объекта к бухгалтерскому учету и начисления амортизации комиссия по поступлению и выбытию активов учреждения исходит:

– из срока действия прав учреждения на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;

– из срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству РФ;

– из ожидаемого срока использования актива, в течение которого учреждение предполагает использовать актив в деятельности, направленной на достижение целей создания учреждения, либо в случаях, предусмотренных законодательством РФ, получать экономические выгоды;

– из типичного жизненного цикла для актива и публичной информации об оценках сроков полезной службы аналогичных активов, которые используются аналогичным образом;

– из технологических, технических и других типов устаревания.

Срок полезной службы считается неопределенным, если анализ всех значимых факторов указывает на отсутствие предвидимого предела у периода, в течение которого от данного актива ожидается поступление экономических выгод (полезного потенциала) (см. Методические рекомендации).

Инвентарные номера объектам, учет которых ведется на счете счета 0 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами», не присваиваются. Ежемесячно по объектам с определенным сроком использо��ания начисляется амортизация (дебет счета 0 401 20 226 (0 109 00 226) в корреспонденции со счетом 0 104 60 452).

Пример 1

К НМА относят различные изобретения, товарные знаки, компьютерные программы, какие-либо секреты производства и т.д.

Документ, который закрепил правила учета НМА, — это ПБУ 14/2007. Оно было утверждено Приказом Минфина России от 27.12.2007 №153н. Именно этим ПБУ нужно пользоваться при работе с НМА организации.

При проведении инвентаризации НМА проверяют, согласно Приказу Минфина от 13.06.95 №49:

  • правильно и вовремя ли были отражены НМА на балансе компании;
  • есть ли в компании документы, которые могут подтвердить, что у нее есть права на использование НМА.

Бланк ИНВ-1а разработан и утвержден Госкомстатом России, постановлением от 18 августа 1998 года №88. До начала 2013 года форма была обязательной к применению, после — стала лишь рекомендованной. То есть для проведения инвентаризации НМА компания сегодня может использовать документ, разработанный самостоятельно для собственного удобства на основе ИНВ-1а. Однако в том случае руководство должно помнить, что нельзя полностью изменять унифицированный бланк: обязательные реквизиты всегда должны быть на документе, иначе проверяющие органы усомнятся в его достоверности.

Не все компании пользуются правом на разработку своих бланков. Кому-то удобнее использовать ИНВ-1а, так как это привычная форма для многих работников со стажем, а также в этом случае у проверяющих органов не будет вопросов к этим документам.

К сведению! Выбор тех или иных форм руководство компании должно зафиксировать в учетной политике.

Для проведения любой инвентаризации всегда назначается специальная комиссия. В ее состав могут входить бухгалтер, юрист, работники администрации, руководители отделов, специалисты. Состав должен утвердить руководитель компании (Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 №49).

Материально ответственные лица в состав комиссии не входят, поскольку инвентаризация как раз и проверяет их работу. Комиссия создается на постоянной основе. Количество человек не ограничено, но обычно это 3-4 сотрудника.

Здесь необходимо внести такую информацию, как:

  1. Наименование компании, предприятия и структурного подразделения. Название должно быть указано такое же, как и во всех других документах.
  2. Код по ОКПО.
  3. Код вида деятельности.
  4. Реквизиты документа (номер и дата составления), на основании которого проводится инвентаризация. Это приказ, постановление или распоряжение. Как правило, бывает приказ.
  5. Даты начала и окончания процедуры инвентаризации.
  6. Вид операции (заполняется не всегда).
  7. Номер и дата составления заполняемой инвентарной описи.
  8. Список НМА, которые подвергаются инвентаризации.
  9. Их местонахождение. Здесь отмечают, в каком структурном подразделении находятся НМА.

Как учесть компьютерные программы, антивирусы и справочные системы

На этой странице расположена таблица. В нее заносят следующие данные:

  1. Номер по порядку.
  2. Наименование НМА, функция и краткая характеристика.
  3. Документ о его регистрации, с такими реквизитами, как название, дата составления и номер.
  4. Дата постановки на учет в компании.
  5. Фактическая стоимость по данным первички.
  6. Стоимость по данным бухучета.

В конце таблицы подводят итог по общей стоимости всех активов. Затем подводят итоги по странице: указывают количество порядковых номеров в таблице и на сумму фактически. Эти записи нужно делать прописью.

В первую очередь подводят итоги в целом по описи. Затем ставят свои подписи председатель и члены комиссии, после чего лица, ответственные за сохранность документов на право на НМА, расписываются в том, что все НМА проверены в их присутствии и претензий к комиссии нет.

В конце расписывается бухгалтер в том, что проверил все расчеты в данной описи.

Если по итогам инвентаризации были выявлены расхождения между учетными и фактическими данными, то заполняют сличительную ведомость по форме ИНВ-18.

  1. Опись можно заполнить как от руки, так и на компьютере. В первом случае не должно быть помарок.
  2. Документ составляют в 2 экземплярах. Первый передают в бухгалтерию, а второй остается у того работника, который отвечает за сохранность документов на право на НМА.
  3. Если в документе была найдена фактическая ошибка, то ее исправляют, уведомляя всех лиц, участвующих в инвентаризации. Ошибочные данные зачеркивают, сверху пишут правильный вариант. Все участники процедуры ставят свои подписи.
  4. Хранить инвентаризационные описи в организации нужно в течение 5 лет.

Итак, НМА являются коммерческими ценностями компании. Соответственно, они направлены сугубо на получение выгоды. В противном случае они не признаются таковыми, также не имеют материальной формы, они невещественные. Но принадлежат предприятию на законных основаниях. Это может быть как полное авторское право, что фактически стоит приравнять к собственности, так и использование по доверенности на временный срок с ограничениями. Данная категория относится к той части имущества, которая не участвует в обороте. Ведь их реализация происходит не один раз, а постоянно за тот срок, что они находятся в собственности. Многократное получение выгоды – вот основная цель. Поэтому, учет проводится, как инвентаризация внеоборотных активов предприятия.

Но даже при том, что у них нет материальной формы, они все так же подлежат бухгалтерскому учету, итоги которой сохраняются в специальных документах. Разумеется, проверять фактическое наличие обычной сверкой невозможно. Ведь их в физическом мире и нет. Но допустимо выявлять документные основания для их использования, корректность оформления, правильность приема или передачи, возможность реализации в определенный срок и на конкретном географическом участке.

Причем зачастую количество таких объектов вполне способно даже превосходить остальные, соответственно, проверка становится затяжной процедурой. И провести ее без соответствующих знаний, а также подходящего программного обеспечения – крайне затруднительно.

Фактически инвентаризация основных средств и нематериальных активов – ревизия, но она имеет свои персональные особенности и правила. Которых лучше придерживаться, чтобы провести процедуру максимально корректно.

Как известно, такой метод – это лучший способ контроля сохранности имущества. Постоянно изучать, в порядке ли все правоустанавливающие документы. Вносить их в базу, отмечать их наличие, фиксировать, что сроки эксплуатации еще не истекли. Но все действия выполняются по следующим правилам.

  • Устанавливается определенная периодичность. Количество описей – это компетенция учредителей и руководительского состава, допустима произвольная. Но это если говорить о необязательных мероприятиях. А вот точно проверка должна проводиться как минимум раз в год, перед закрытием ежегодной отчетности. А также в случаях, если ответственные за сохранность сотрудники покинули свои должности, и на их место пришли иные лица. Тот же принцип работает и при смене организационного устройства компании: реорганизации, слиянии или даже ликвидации. Особенно если прекращение деятельности происходит на фоне накопившихся задолженностей, не говоря уже о банкротстве. При выявлении хищения для достоверности также обязательно нужно проводить мероприятие.
  • Проведение ложится на плече специальной комиссии. В ней должны присутствовать определенные звенья, представители бухгалтерии, руководящего состава, эксперты и иные сотрудники. Назначением состава занимается директор или его уполномоченный заместитель. Только так проходит инвентаризация нефинансовых нематериальных активов, пример – помощник руководителя, бухгалтер, специалист по оценке, грузчик и неотъемлемо кладовщик. Или иное лицо, которое несет личную ответственность за сохранность изучаемых ценностей.
  • Еще до начала действия комиссия получает на руки все бумаги, которые зафиксировали принятие, распределение или передачу объектов. Чтобы быть в курсе положения дел, знать, с чем нужно сравнивать.
  • Конечный итог строго фиксируется в двух экземплярах. И это происходит не в конце всего мероприятия, а по завершении рабочего дня. Даже если с утра все возобновится. Отчетность заверяется всеми присутствующими. Подпись ставит и кладовщик, как надзорная инстанция, которая проверяла законность и отсутствие преступного умысла во время мероприятия. Ведь на нем лежат финансовые обязательства в случае утери.
  • При наличии расхождений любого плана, составляется специальная ведомость. Она, как и правоустанавливающий приказ, результаты инвентаризация нематериальных активов за каждый рабочий день, составляет полный отчетный пакет.

Отражаем в учете право пользования нематериальными активами

С точки зрения закона, основным регулятором выступает приказ Минфина России. Установлен он был еще 1995 году за номер 49. В нем отображается сам факт необходимости сверки, выдвигается основные определения ключевых понятий. Но конкретный порядок, а также условия не регламентируются. Они были изменены уже в 2007 году. Опять же Минфином, но в ПБУ (положение по бухгалтерскому учету).

Любые отступления от указанных в законе норм свидетельствуют о нарушении. И полученные результаты не считаются истинными, на них недопустимо ссылаться. Если выявлено было нарушение существенного условия, то процедуру нужно провести повторно.

Важное значение имеет порядок проведения инвентаризации, НМА выявленные в результате придется проверять еще раз, если будет нарушение регламент. Поэтому уделим ему пристальное внимание.

Инициация происходит путем реализации приказа по особой форме. Это ИНВ-22. Но она действует не во всех случаях. Она, по сути, формирует новую комиссию, которая будет решать поставленную задачу. Но если все требуемые члены уже существуют в штатном режиме и постоянно занимаются этим делом, то задействуется другой приказ. Это ИНВ-23.

Также порядок касается и кладовщиков или иных ответственных лиц. Помимо непосредственного надзора, они формируют и свою небольшую отчетность. А точнее, заполняют расписки. О том, что конкретный объект был принят на учет, выявлен в ходе проверки. Или списан по истечении эксплуатационного срока. А кроме этого, они заносят все реквизиты бумаг, которые были переданы членам комиссии для ознакомления. И строго отмечают их возвращение на хранение.

Кстати, если до этого ответственным лицам выдавались средства для приобретения определенных товаров как вещественного, так и невещественного характера, а отчетность по реализации не была проведена, она тоже отмечается.

Примечательно, что у комиссии есть и дополнительная цель: принятие решения о том, являются ли проверяемые вещи этими НМА. Соответствуют ли они всем обозначенным в приказе Минфина требованиям, категориям, условиям. И если что-то не попадает под описание, об этом делается соответствующая запись. А сам он исключается из поля зрения при проведении процедуры.

Главным итоговым документом считается ведомость. Она формируется строго по образцу ИНВ-1А. И хоть и ведет ее зачастую всего один человек, подтвердить факт своего участия и согласия с указанными результатами должны все члены комиссии. И ответственные лица, разумеется, в том числе.

Но, как мы уже уточняли, есть и вторая ведомость, сличительная. Она инициируется не всегда, а лишь в тех случаях, когда наличествуют расхождения. Неучтенные ценности или, напротив, отсутствие таковых, когда они отмечены по бумагам. Ее форма звучит, как ИНВ-18.

Все полученные итоги направляются в бухгалтерию. Что примечательно, сейчас, а точнее, уже с 2013 года требование по строгому соблюдению формуляра упразднилось. Разумеется, много в каких компаниях выявленные в ходе инвентаризации излишки нематериальных активов (НМА) и их отражение показано все также в сличительной ведомости ИНВ-18. Но с внесением поправок фирмы вправе разработать свой персональный формуляр. И действовать по нему, отмечая документы собственным образом. Конечно, если вариация никак не противоречит законным нормам, установленным Минфином. В противном случае такой формуляр будет исключен и не принят во внимание.

Собственную же форму проще адаптировать к автоматизированной проверке. Которая в десятки раз превосходит ручную и по скорости, и по качеству. Компания «Клеверенс», предлагает различные решения программного характера. Они превратят процедуру в легкую задачу. С помощью адаптированных под все поправки Минфина мобильных приложений, сверка происходит намного проще, а фиксация отчета не требует долгой возни с бумагами и изучения отчетов.

Для наглядности покажем, как выглядит итоговая таблица. Ведь проверка учета результатов инвентаризации нематериальных активов – это важная часть, которая проходит в обязательном порядке до внесения своих подписей членами комиссии.

Действие

Д-т

К-т

Учет излишков

05

92

Списанная амортизация в связи с излишками ценностей

06

05

Списание со стоимостным выражением

93

05

Переведено на счет погашения за счет средств финансового ответственного лица

70

93

Разница с рыночной ценой и потенциальным балансом при списании за счет финансового ответственного лица

72

73

Величина потенциального дохода после реализации возмещения

70

72

Полные убытки на основе выявленных фактов

98

95

Предварительно происходит запись излишков. И все, что, скажем так, лишнее, заново приходуется. При этом часто цена закупки, себестоимость в принципе не может быть выявлена. Соответственно, используется средняя по рынку позиция, которая определяется экспертным решением оценщика. Недостатки же, которые выявляются при проверке, списываются в стандартном режиме.

11. Первое применение СГС Нематериальные активы и переходные положения

С 01.01.2021 вступил в силу федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н.

Действие Стандарта «Нематериальные активы» распространяется в том числе на права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив.

Выдержка из документа: «Нематериальный актив — объект нефинансовых активов, предназначенный для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения свыше 12 месяцев, не имеющий материально-вещественной формы, с возможностью идентификации (выделения, отделения) от другого имущества, в отношении которого у субъекта учета при приобретении (создании) возникли исключительные права, права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив.»

п. 6 Стандарта НМА

В Едином плане счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (в ред. от 14.09.2020 № 198н), права в соответствии с лицензионными договорами (права пользования на РИД в соответствии с лицензионными договорами) либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами»:

  • 0 111 6N 000 «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»;

  • 0 111 6R 000 «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками»;

  • 0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных»;

  • 0 111 6D 000 «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности».

В целях отражения прав пользования нематериальными активами (неисключительных прав на РИД) применяются следующие подстатьи Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ):

1. Для неисключительных прав с определенным сроком полезного использования (СПИ) — подстатьи (п.п. 11.5.2, 12.5.2 Порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н):

  • 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования»;

  • 452 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования».

2. Для неисключительных прав с неопределенным сроком полезного использования — подстатьи (п.п. 11.5.3, 12.5.3 Порядка № 209н):

  • 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования»;

  • 453 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования».

Отметим, что кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования на РИД в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права пользования на РИД, как прежде подлежат отражению по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).

Согласно пункту 9 Стандарта НМА единицей бухгалтерского учета объекта нематериальных активов является инвентарный объект.

Инвентарным объектом нематериальных активов признается совокупность прав на результаты интеллектуальной деятельности (средства индивидуализации) согласно патенту, свидетельству и (или) возникающих из договора (государственного (муниципального) контракта), иного правоустанавливающего документа, подтверждающего создание, приобретение (отчуждение) в пользу РФ, субъекта РФ, муниципального образования, государственного (муниципального) учреждения прав на результаты интеллектуальной деятельности (на средства индивидуализации).

В качестве одного инвентарного объекта НМА признаются объекты, включающие несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология, иные аналогичные объекты).

Каждому инвентарному объекту НМА присваивается уникальный инвентарный номер. Указанный номер, присвоенный объекту НМА, сохраняется за ним на весь период его учета. Инвентарные номера выбывших (списанных) инвентарных объектов НМА вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам нефинансовых активов не присваиваются. Стандарт не содержит исключений для прав пользования нематериальными активами.

Для учета операций по вложениям в объекты учета прав пользования нематериальными активами применяются следующие аналитические счета счета 0 106 60 000 «Вложения в права пользования нематериальными активами»:

  • 0 106 6N 000 «Вложения в права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»;

  • 0 106 6R 000 «Вложения в права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками»;

  • 0 106 6I 000 «Вложения в права пользования программным обеспечением и базами данных»;

  • 0 106 6D 000 «Вложения в права пользования иными объектами интеллектуальной собственности».

В соответствии с пунктом 26 Стандарта НМА амортизация начисляется только по объектам нематериальных активов с определенным сроком полезного использования, в том числе по правам пользования НМА.

Согласно пункту 27 Стандарта НМА при определении срока полезного использования объекта нематериальных активов учитываются следующие факторы:

1) ожидаемый срок получения экономических выгод и (или) полезного потенциала, заключенных в активе, признаваемом объектом нематериальных активов;

2) срок действия прав субъекта учета на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над объектом нематериального актива;

3) срок действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности.

Начисление амортизации объекта нематериальных активов производится в соответствии с учетной политикой субъекта учета одним из следующих методов:

  • линейным методом;

  • методом уменьшаемого остатка;

  • пропорционально объему продукции.

Согласно пунктам 28, 29 Стандарта НМА, амортизация объекта НМА начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету, и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения признания объекта НМА (выбытия его из бухгалтерского учета), или с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта нематериальных активов стала равна нулю.

В соответствии с пунктом 33 Стандарта НМА амортизация объектов нематериальных активов начисляется с учетом следующих положений. На объекты нематериальных активов стоимостью:

  • свыше 100 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с нормами амортизации согласно применяемому методу амортизации;

  • до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 % первоначальной стоимости при признании объекта в составе группы нематериальных активов.

При этом в Стандарте не приведены особенности начисления амортизации по правам пользования НМА, амортизация начисляется в том же порядке, как и по НМА.

В соответствии с пунктом 85 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, осуществляющим учет используемого права пользования активами, объекта нематериальных активов линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования. В течение финансового года начисление амортизации линейным способом осуществляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

Суммы начисленной амортизации на объекты учета права пользования нематериальными активами (неисключительными правами) учитываются на соответствующих аналитических счетах счета 0 104 60 000 «Амортизация прав пользования нематериальными активами».

Согласно пункту 20 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (п. 26 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н), начисление амортизации на объекты учета права пользования НМА (неисключительными правами) отражается по дебету счетов 0 401 20 226 «Расходы по прочим работам, услугам», 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 60 000 «Амортизация прав пользования нематериальными активами».

Инвентаризация нематериальных активов

В редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения» в соответствии с Таблицей операции 1.1, 1.2, 2.1 оформляются в обычном порядке.

Формирование капитальных вложений в право пользования НМА (операция 2.2) оформляется документом Операция (бухгалтерская).

В карточке права пользования НМА (элементе справочника Основные средства) на этом этапе достаточно указать краткое и полное наименование объекта и Вид НФА «Нематериальные активы».

Как было сказано выше, объектам НМА, в том числе правам пользования НМА, следует присвоить инвентарные номера. Инвентарные номера объектам — правам пользования НМА присваиваются в том же порядке, как объектам ОС, НМА, НПА.

Если при учете на счете 01 у объекта не было инвентарного номера, то его можно принять к учету на существующий элемент справочника Основные средства и присвоить инвентарный номер в соответствии с шаблоном учреждения.

Если на счете 01 объект учитывался с инвентарным номером, то для принятия к учету в состав прав пользования НМА в справочник Основные средства следует ввести новую позицию и присвоить новый инвентарный номер.

Принятие к учету права пользования НМА (операция 2.3) оформляется документом Принятие к учету ОС, НМА, НПА с видом поступления Принятие к учету со счета 106 (приобретение), см. рис. 1.

23 августа

Онлайн-курс «Рассчитываем зарплату в программе «1С:Зарплата и управление персоналом». Редакция 3.0″

2 сентября

Онлайн-курс «Профессиональная работа в программе «1С:Документооборот 8″, Редакция 2.1»

6 сентября

Онлайн-курс «Оперативное управление в малом бизнесе на основе «1С:Управление нашей фирмой 8»

6 сентября

Онлайн-курс «Ведение бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений с применением программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8. Редакция 2.0″»

8 сентября

Онлайн-курс «Знакомство с платформой «1C:Предприятие 8.3»

26 августа 2021 «Цифра» на защите окружающей среды

15 сентября 2021 XVIII Международный банковский форум «Банки России – XXI век»

В результате подобной ревизии мы получаем данные о том, какие программы и на каких лицензионных условиях размещены в нашей локальной сети. Вручную это делать долго и ни к чему, тем более что на рынке можно найти как целиком бесплатные, так и условно бесплатные или бюджетные варианты программ, позволяющих быстро, без установки всяких «агентов» (дополнительных скриптов) проанализировать содержимое всех машин в сети. По результатам программа формирует детальный отчет об установленном программном обеспечении, причем в зависимости от функционала и нужд конкретной организации можно предусмотреть группировку по версиям, разработчикам, лицензионным и (уж извините) нелицензионным программам. (Удивительно, сколько контрафакта умудряются установить на свои рабочие станции добропорядочные сотрудники!).

Учет самой нематериальной ценности и учет его материального носителя – это разные вещи. В рамках инвентаризационных мероприятий ПО проверяются, помимо прочего, документы о регистрации программ и об их легитимной передаче (свидетельства и лицензионные соглашения, договоры). И, помимо фактического наличия НМА, следует проверить, верно ли он отражен в инвентарных карточках (и заведены ли они вообще). В процессе рассматриваемого мероприятия надо также решить вопрос об уточнении метода амортизации (вопрос, который необходимо решать ежегодно).

Ревизия программного обеспечения, отнесенного к нематериальным активам, осуществляется с использованием соответствующей инвентаризационной описи (ИНВ-1а).

Напомним, что альбомные унифицированные формуляры могут и не применяться, это не обязательно вот уже как пять лет. Можно разрабатывать свои, можно пользоваться альбомными. В рассматриваемой ситуации разумно задействовать ИНВ-1а, в заголовке которой должны расписаться все лица, отвечающие за сохранность документации на инвентаризуемое имущество. Количество экземпляров – 2 шт. Выявлены разночтения – ориентируемся на сличительную ведомость ИНВ-18 (также оформляется в 2 экз.)

Выявлены излишки? Принимаем к учету (по рыночной цене), относим на финрезультат, недостачи или взыскиваются с виновных персон, или также списываются на финрезультат.

Образец приказа о проведении инвентаризации обычно требуется в некоторых случаях, перечисленных в п. 27 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, в частности:

  • перед составлением годового отчета;
  • при назначении новых материально ответственных лиц, в том числе в связи с передачей имущества третьим лицам;
  • после краж или чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (пожары, наводнения, взрывы и т. п.).

Обычно распоряжение о начале проверки издает руководитель организации в плановом или внеплановом порядке. Ответственным за такое мероприятие обычно является главный бухгалтер или другой работник бухгалтерии. Занимается подсчетом материальных ценностей специальная комиссия, члены которой должны быть ознакомлены с соответствующим локальным актом под подпись.

Основным документом инвентаризационного процесса является приказ. Поэтому рассмотрим его подробнее и научимся составлять этот документ правильно. Унифицированный образец приказа на инвентаризацию 2021 г.

можно найти в Постановлении Госкомстата России от 18.08.1998 № 88. Форма № ИНВ-22 представляет собой универсальный бланк, который могут использовать организации всех форм собственности.

Форму можно применять как при проведении плановых, так и при назначении внеплановых проверок материальных ценностей.

Под инвентаризацией понимают проведение мероприятий, в процессе которых проверяется наличие и состояние определенного товара либо имущества предприятия, а также сверяется его фактическое соответствие данным, указанным в бухотчетности. Поводом для начала такой проверки является издание руководством организации соответствующего приказа.

В зависимости от определяющих критериев, инвентаризацию можно поделить на несколько условных видов.

  • ТМЦ (товарно-материальных ценностей);
  • расчетов;
  • нематериальных средств;
  • ОС — основных средств;
  • денежных средств.
  1. Неполная – проводится опись только определенных видов имущества.
  2. Полная – описывается все имущество предприятия, которое можно отнести к ТМЦ.
  • выборочная – проверяются только определенные виды ТМЦ;
  • сплошная – проверяются все ТМЦ, расчеты и средства, принадлежащие предприятию.
  1. Отдельные структурные подразделения (касса, склады, бухгалтерия).
  2. Полностью все предприятие.

Согласно Приказу МФ №49 от 1995г., проведение инвентаризации имеет следующие цели:

  1. Сверка полноты и корректности отображения в учете предприятия его обязательств.
  2. Выявления количества имущества, которое по факту имеется на предприятии.
  3. Сопоставление данных, указанных в бухучете с тем, что имеется по факту.

Если в организации работники несут коллективную материальную ответственность (КМО), то инвентаризация должна проводиться в следующих ситуациях:

  • из бригады либо коллектива выбыло более 50% участников;
  • происходит смена руководителя;
  • от одного либо нескольких членов коллектива поступило требование провести инвентаризацию.

Независимо от формы предприятия, в обязательном порядке инвентаризация должна проводиться в таких случаях:

  • Планируется составление ежегодной бухотчетности.
  • Предусмотрена смена МОЛ.
  • На предприятии были выявлены либо есть подозрения на злоупотребление сотрудниками своим положением, хищения, недостачи, факты порчи имущества.
  • Имущество предприятия планируют передать в аренду, предстоит реорганизация, преобразование либо его полная ликвидация.
  • Произошел форс-мажор – стихийное бедствие, пожар, авария и т.п.

Проведение такого мероприятия позволяет проверить и обнаружить:

  1. Насколько правильно хранятся ТМЦ.
  2. Присутствие недостачи и фактов хищения.
  3. ТМЦ, которые в процессе хранения, полностью либо частично утратили свою первоначальную стоимость.
  4. Наличие на хранении неиспользуемых либо превышающих нормативное количество ТМЦ, которые в последствии, будут подлежать реализации.

Ознакомиться с правилами и порядком проведения инвентаризации можно в Методических указаниях, утвержденных Приказом МФ РФ №49, принятым в 1995 г.

Предлагаемые руководителям предприятий методические рекомендации ориентированы на их использование в качестве пособия одной из ключевых технологий в системе управления интеллектуальной собственностью в бизнесе. Вне бизнеса и вне коммерческих технологий интеллектуальная собственность играет несущественную роль. В то же время игнорирование интеллектуальной собственности в высокотехнологичном бизнесе приводит к большим финансовым потерям, неконкурентоспособности и неспособности завоевывать весомое рыночное пространство.

Инвентаризация интеллектуальной собственности на предприятиях позволяет их руководителям получить информацию о реальных стратегических возможностях данного объекта бизнеса. Она уводит их из сферы интуитивных, зачастую сугубо субъективных оценок и мнений в область прагматических расчетов, анализа альтернатив и принятия стратегически выверенных решений. Без этой процедуры нельзя выйти на начальный, базисный уровень профессионального управления интеллектуальным капиталом средних и крупных компаний. Без периодической инвентаризации могут обойтись только малые предприятия с числом нематериальных активов менее десяти, поскольку состояние этих активов и сам бизнес вполне обозримы, но на крупном предприятии необозримость этих активов превращается в серьезную проблему.

Проведенная авторами инвентаризация интеллектуальной собственности на ряде предприятий, в НИИ и проектных институтах позволила их руководителям понять, каким объемом прав они фактически распоряжаются. Следующим после инвентаризации шагом обычно становятся действия по оценке совокупной стоимости нематериальных активов и стоимости бизнеса в целом.

В условиях передела собственности и многочисленных банкротств российских предприятий мера по инвентаризации и оценке нематериальных активов является весьма актуальной и часто действенной. Она защищает, в частности, не только от преднамеренного банкротства компании, но и спасает от заниженной оценки ее стоимости и от покупки за бесценок. Кроме того, процедура инвентаризации и требование сохранить специализацию бизнеса могут резко ограничить круг недобросовестных претендентов на покупку компании. К сожалению, не редки случаи, когда предприятия покупаются с единственной целью последующей их перепродажи.

Результаты инвентаризации нематериальных активов позволяют четко определить стратегический вектор оптимального использования приобретаемой компании и ее потенциальные возможности в конкретных направлениях специализации, а также выявить наиболее ценных специалистов компании, без использования которых невозможно качественно реализовать ее потенциально возможные стратегии.

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств

Работы по инвентаризации прав предприятия на ОИС и другие РНТД проводятся согласно предварительно составленной и утвержденной руководителем программе. В программе должны быть определены основные этапы инвентаризации, функции, осуществляемые на каждом этапе, обозначены сроки и ответственные лица за осуществление ее конкретных этапов и функций.

Проведение инвентаризации возлагается на рабочую инвентаризационную комиссию, специально созданную для этой цели из числа высококвалифицированного персонала структурных подразделений предприятия. В состав рабочей инвентаризационной комиссии могут быть включены представители и других предприятий и организаций (аудиторских, бухгалтерских, юридических и др.), оказывающие методическую помощь по различным аспектам использования ОИС и НМА.

Приказ обычно составляют по распоряжению руководителя в плановом или внеплановом порядке. Ответственный за это главный бухгалтер либо иной работник бухгалтерии, а если он заболел или отсутствует, — лицо, уполномоченное на ведение бухгалтерской документации.

Инвентаризация обязательна в нескольких случаях (п. 27 приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н):

  • перед составлением годовой отчетности (потребуется инвентаризировать все активы и обязательства);
  • при смене материально ответственных лиц, в том числе связанных с передачей имущества третьим лицам;
  • после чрезвычайных ситуаций — пожаров, наводнений, иных бедствий;
  • при выявлении хищений или порчи имущества.

Порядок, сроки проведения и перечень объектов устанавливаются в учетной политике. На ее основе ежегодно составляется распоряжение. Перечислите в нем состав комиссии, наименование инвентаризируемых активов и обязательств, даты начала и окончания, сформулируйте причину:

«Необходимость составления годовой бухгалтерской отчетности».

Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 утверждена форма № ИНВ-22, на ее основе подготовлен приказ о проведении инвентаризации ИНВ-22 2021 года. Формой ИНВ-22 необходимо пользоваться независимо от того, с чем связано разбирательство, является ли оно полным или частичным, было заранее запланировано или проводится неожиданно.

Приказ содержит:

  • конкретную цель проведения — инвентаризация товаров, основных средств, активов, дебиторских задолженностей, всего имущества;
  • перечисление подразделений организации, где проведут проверку, к примеру, только на складе или в ином отделе, по всей компании;
  • период и длительность мероприятия — с какой по какую дату проходит, когда предоставить результаты проверочных действий;
  • состав комиссии, в том числе Ф.И.О. ее председателя, — в нее разрешено включать не только сотрудников компании, способных оценить состояние имущества и обязательств, но и сторонних аудиторов;
  • данные о приказе: его дата, номер, информация о подписавшем распоряжение руководителе.

После того как устанавливающий документ подготовлен, его необходимо зарегистрировать в журнале для учета контроля исполнения таких решений. Соответствующую форму реестра возьмите из постановления Госкомстата № 88 — форма № ИНВ-23. Это необязательно, компаниям разрешено разработать собственный вариант журнала, но для удобства пользуйтесь шаблоном, предложенным чиновниками.

Важно, чтобы с приказом были ознакомлены все перечисленные в нем работники. Подписи они ставят непосредственно на листе, содержащем данные о предстоящей проверке, либо на отдельном листе ознакомления с документом, который подшивается к распоряжению.

О намерении провести сопоставление товаров, запасов, ценностей на бумаге и в действительности надо уведомить под подпись и материально ответственных лиц того подразделения, где проводится сверка.

Приказ допускается составлять и в произвольной форме. Но существует перечень сведений и реквизитов, которые обязательно указать в официальном документе:

  • наименование фирмы;
  • дата составления и номер документа;
  • объекты и цель проведения проверки;
  • перечень задействованных подразделений;
  • период проведения;
  • сроки предоставления результатов;
  • состав комиссии с указанием фамилий, имен, отчеств и должностей каждого ее члена;
  • фамилия, имя, отчество и подпись руководителя.

Проверка заключается в сравнении и сопоставлении фактических объемов ценностей с теми, которые зафиксированы в первичных документах. Сначала члены комиссии знакомятся с описями имеющихся ценностей, товаров, запасов. Затем они сравнивают имущество в наличии с тем, что указано на бумаге.

По окончании процедуры подсчета и сопоставления члены комиссии оформляют документы, содержащие результаты проверки. Чаще всего это не один документ, а несколько. Так, выявленные расхождения фиксируются в ведомости учета результатов. В качестве шаблона такого документа используют форму № ИНВ-26 из постановления Госкомстата от 27.03.2000 № 26.

Документы для оформления результатов инвентаризации составляются после ее проведения.

Например, если ваша организация проводила инвентаризацию перед составлением годовой отчетности в декабре 2020, то разрешается оформить документы по ее результатам уже в январе 2021.

Если выявлено расхождение между фактическими данными и данными бухгалтерского учета, то их необходимо зафиксировать в сличительной ведомости. На объекты, находящиеся на ответственном хранении, или арендуемые объекты составляется отдельная сличительная ведомость.

Бухгалтер составляет сличительную ведомость в двух экземплярах. Один из них останется в бухгалтерии, второй передается материально ответственному лицу.

Позже итоги обсуждаются на специальном заседании постоянной инвентаризационной комиссии, которое является основанием для составления протокола. Утвержденной формы для протокола нет, поэтому главные требования — правильно указать данные из распоряжения об инициировании контрольных мероприятий, о членах комиссии, выявленных расхождениях.

Если несоответствий нет, это надо задокументировать. Одновременно комиссия выдвигает предложения оприходовать, списать выявленные излишки (недостатки), отразить их в балансе. Кроме того, в протоколе допустимо зафиксировать иные инициативы, к примеру, усилить охрану, чтобы в будущем избежать хищений.

Итак, в списке итоговых документов содержатся следующие документы:

  • ведомость учета результатов;
  • сличительная ведомость результатов инвентаризации;
  • сличительная ведомость результатов инвентаризации ценностей, находящихся в собственности организации;
  • сличительная ведомость результатов инвентаризации арендуемых объектов;
  • инвентаризационная опись;
  • объяснительная записка.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *