Завещание дмитрия донского суть

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Завещание дмитрия донского суть». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Василий I умер в 1425 г. Согласно его завещанию, великое княжение наследовал его 10-летний сын Василий II. Его права на это наследство подкреплялись не только завещанием отца (которое тот, кстати, понимая спорность этого решения, составлял в сомнениях). Реальная власть в этот момент оказалась в руках его матери, вдовы Софьи Витовтовны, митрополита Фотия и боярина Ивана Дмитриевича Всеволожского.

Они считали, что Дмитрий Донской намеревался утвердить порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. Некоторые исследователи отмечают, что, судя по всему, так и было, но Донской просто не мог предвидеть будущее развитие событий и дать конкретные распоряжения о внуках. По мнению историка Кучкина В. А., наиболее подробно описавшего и критиковавшего вторую Духовную грамоту Дмитрия Донского, она служила даже и по своему языку (нетрадиционное на тот момент указание отчества автора завещания) для утверждения принципа прямого наследования от отца к сыну.

«А вы, дети мои, живите заодин»

Юрий Дмитриевич считал, что действительно именно завещание Дмитрия Донского, устанавливающее «старинный» порядок наследования, согласно которому он должен был получить трон после смерти старшего брата. Василий I, по его мнению, не должен был и не мог менять порядок престолонаследия. Как правило, великим князем в роде московских князей становился именно старший в роде и старший среди братьев.

Поколебал этот порядок Дмитрий Донской, но сделал это вынужденно, так как его младший брат Иван умер, не оставив потомства. Старший сын Дмитрия оказался и старшим в роде. Дмитрий, по сути, не нарушил традицию, но своим завещанием создал прецедент передачи власти от великого князя старшему сыну. Чем Василий I и воспользовался, повторив это. Но у него, в отличие от отца, братья были. Василий I и сам понимал возможные последствия своего завещания, но надеялся, что братья не оспорят его волю благодаря его личному авторитету, ханскому ярлыку Василия II и могуществу Москвы.

Таким образом, и формально (по букве завещания отца), и «по старине», то есть по традиции, Юрий Дмитриевич прав на престол имел больше, чем его племянник, если не считать завещание Донского утратившим силу к 1425 г. А определить это было некому, так как не было никакого арбитра в этом вопросе. И в итоге в юридическом поле разрешить этот спор оказалось невозможным. Противники взялись за подкупы, интриги и оружие.

Юрий Дмитриевич Галицкий сумел дважды занять Москву, в 1433-м и 1434-м, но умер в том же 1434 году, а его сыновья проиграли борьбу, рассорившись между собой и не сумев объединить силы. Старший, Василий Юрьевич, был в одном из столкновений с войсками Василия II взят в плен, ослеплен и лишен возможностей продолжать войну.

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ББК.63.3 (2) 43

Н. Е. Веденеева Кафедра философии и культурологии

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ НАСЛЕДОВАНИЯ ВЕЛИКОКНЯЖЕСКОГО ПРЕСТОЛА В ДУХОВНОМ ЗАВЕЩАНИИ

ДМИТРИЯ ДОНСКОГО

18 мая 1389 г. преставился великий князь Дмитрий Иванович Донской. Перед смертью, как сообщают летописи, призвал он к себе «сына своего старейшаго князя Василия, и даде ему великое княжение свое по себе, отчину свою… землю Русскую; и раздавал есми сыновом своим го-роды своея отчины по частем, на чем им есть княжити и земли им раздели по жеребьем.» [1, с. 108]. Каждый получил в удел земли собственно Московского княжества и часть территории Владимирского, становившегося впервые «отчиной» московских князей. Титул великого князя владимирского и московского передавался старшему сыну.

Князь Юрий получил Галицкое княжество. Андрея Донской благословил куплею Калиты Белоозером, а Петра — «куплею же своего деда, Углечим полем» [2, с. 33-34]. Относительно последнего сына, Константина, духовная грамота Донского никаких сведений не содержит. Он родился после того, как завещание было составлено. Однако его крестным отцом был избран не кто иной, как будущий великий князь.

Но не так все просто, как кажется на первый взгляд. Завещание Дмитрия Ивановича — документ сложный. Даже его прямые наследники, следуя воле отца, по-разному понимали смысл некоторых его распоряжений. Особенно четко это непонимание обнаружилось после смерти старшего наследника — Василия I. Попытки ученых расставить все точки над «и» тоже не дали однозначного результата. Споры в научной среде ведутся до сих пор. Предметом разногласий являются, во-первых, статьи «духовной», в которых Дмитрий, объявляя своего старшего сына Василия главой московского великокняжеского дома, передавал ему «в отчину» и великое княжение Владимирское. Во-вторых, не вполне ясен принцип наследования, которым завещатель предлагает руководствоваться своим потомкам в случае смерти Василия: «А по грехом, отъимет бог сына моего, князя Василья, а хто будет под тем сын мои, ино тому сыну моему княжъ Васильев удел, а того уделом поделит их моя княгиня» [2, с. 35]. Что имел в виду Дмитрий: бездетную кончину своего старшего сына или верность принципу родового старейшинства? И наконец, нет четкого понимания места княгини-матери в системе междукняжеских отношений московского дома. Вот минимальный круг вопросов, нуждающихся в пояснении.

Крупнейший исследователь древней истории русского права В. И. Сергеевич отмечал, что в Московском государстве «слагается идея наследственности», но престол переходит от отца к сыну не в силу самостоятельного права сына на великое княжение, а в силу воли отца» [3, с. 241-242].

Нам представляется, что Дмитрий Иванович Донской сознательно отказывался от передачи московского стола по родовому принципу в системе «гнезда Ивана Калиты». На преодоление этого принципа была направлена договорная грамота, заключенная им с двоюродным братом Владимиром Андреевичем в 1389 г. Этот документ, как известно, ослаблял позиции серпуховского князя. По замечанию С. М. Соловьева, отец Владимира никогда не был великим князем московским, а сам он приходился Дмитрию братом двоюродным, а не родным [4, с. 381]. Именно поэтому Владимир не имел оснований на московский престол, и объективно тот должен был достаться старшему сыну Дмитрия. Согласно распоряжению Донского, только его прямые наследники должны были владеть данным столом. Казалось бы, на смену родовому наследованию приходит наследование семейное. Это было подмечено еще С. Ф. Платоновым [5, с. 109]. Ему возражает А. А. Зимин: «Семейный порядок престолонаследия прочных корней еще не имел» [6, с. 9]. Вопрос остается открытым. По завещанию Дмитрия в случае кончины старшего сына Василия московский престол переходит по наследству к следующему по старшинству Дмитриевичу. Многие исследователи полагают, что это распоряжение связано с заботой завещателя о судьбе выморочного удела. Так понимали данную статью многие историки Х1Х в.: Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин, В. А. Экземплярский, на близкой позиции стоял А. Е. Пресняков. Очень четко эту точку зрения выразил В. И. Сергеевич: «Это место надо читать . так: а котораго сына моего Бог отымет, а не будет у него детей, и княгиня моя поделит и т. д.» [7, с. 71]. Из современных исследователей этой точки зрения придерживаются А. А. Зимин [6], Я. С. Лурье [8], С. А. Фетищев [9], причем А. А. Зимин и Я. С. Лурье прямо указывают, к какому именно брату должен перейти престол — Юрию, князю галицко-нижегородскому.

С. А. Фетищев идет дальше своих старших товарищей по цеху и полагает, что если бы у Василия родились дети, то судьба Московско-Коломенского удела была бы в воле Василия I как завещателя. Скорее всего, он передал бы его своему наследнику — сыну [9, с. 9].

История формирования единого Русского государства всегда была одним из главных предметов внимания отечественных историков. Тем не менее необходимо признать, что целый ряд важных сторон процесса централизации страны все еще остается своего рода белым пятном и требует своего изучения. Одним из подобных вопросов, породившим массу всевозможных догадок и предположений исследователей, на протяжении уже двух столетий является вопрос о так называемых «куплях» Ивана Калиты.

Суть его заключается в следующем. Составляя в 1389 г. свою вторую духовную грамоту (завещание), великий князь Дмитрий Иванович Донской сделал следующие распоряжения: «А сына своего благословляю, князя Юрья, своего деда куплею, Галичем, со всеми волостми, и с селы, и со всеми пошлинами, и с теми селы, которые тягли к Костроме, Микульское и Борисовъское. А сына своего, князя Андрея, благословляю куплею же деда своего, Белымозеромъ, со всеми волостми, и Вольским съ Шаготью, и Милолюбъскии езъ, и съ слободками, что были детии моих. А сына своего, князя Петра, благословляю куплею же своего деда, Оуглечим полем, и что к нему потягло, да Тошною и Сямою»1.

В тексте завещания наше внимание привлекает троекратное указание на то, что данные города являлись для Дмитрия Донского «куплями» его деда, которым, как известно, являлся живший на полстолетия раньше великий князь Иван Данилович Калита. До наших дней сохранились его две духовные грамоты, дошедшие, что важно, в подлиннике. Но в них нет ни малейшего намека на то, что Калита владел упомянутыми его внуком городами2. Что же имел в виду Дмитрий Донской, когда называл Галич, Бело-озеро и Углич «куплями своего деда»? Этот вопрос интересовал историков еще со времен Н.М. Карамзина.

Само завещание на русском языке никогда не публиковалось. Да и на старославянском начиная с 1773 года выходило раза три.

Из него, из завещания, советские историки цитировали отрывочно полторы фразы. Вставляя их в собственный контекст непримиримой борьбы за свержение монголо-татарского ига.

Вообще-то завещание самое что ни на есть прагматично-деловое. Прежде всего — тщательная перепись, кому из наследников какой удел остается. Это — основа мира в стране. Потому что любая неточность в отцовском завещании всегда вызывала размолвку братьев, ссору, которая превращалась в войну. Вся предыдущая история Руси — тому кровавый пример. К счастью, с тех пор отцы-князья поняли, что такое скрупулезно точное и четкое завещание. Очевидно, что они были и до Ивана Калиты. Но сохранились завещания — начиная с Ивана Калиты. И так совпало, что Калита известен в истории как рачительный и расчетливый хозяин. Такой же, рачительной и расчетливой, и была последняя духовная грамота Дмитрия Донского.

Затем, после распределения уделов между сыновьями, идет перечень слобод, городов и волостей с точным указанием «выхода» — дани Золотой Орде в денежных суммах, в рублях. С Вереи, например, 22 с половиной рубля, с Суходола, Смоляны и Скирменской слободы — по 9 рублей, со Звенигорода и Звенигородской волости — 167 рублей, с Коломны и Коломенской волости — 342 рубля, а всего с Московского княжества — 960 рублей… И это тоже, наверно, одна из причин того, что «Завещание…» на русском языке не публиковалось и широко не цитировалось. Всю жизнь пугаем народ Золотой Ордой и данью, а тут — 960 рублей в год со всего Московского княжества… Как-то несолидно.

После перечня городов и следует фраза, которую всегда и везде цитируют сокращенно: «А переменит бог Орду… не… давати выхода». И в таком урезанном виде цитата подавалась как завет бороться с Ордой. В полном же виде она выглядит так:

«А переменит бог Орду, дети мои не имут давати выхода в Орду, и который сын мой возьмет дань на своем уделе, то тому и есть».

Теперь понятно, почему полностью не цитировали. В полном виде слова Дмитрия почему-то не звучат как вызов Орде. И даже получается, что собирали бы деньги как дань Орде, а оставили себе? Тоже нехорошо…

Для современников то завещание было простым и ясным. Потому что все знали предысторию, то есть современную им действительность. Мы — не только не знаем, а еще хуже — знаем в искаженном виде. И потому завещание — загадка и тайна, которую я попытаюсь здесь разгадать логическим путем.

Два момента особенно привлекают внимание историков.

Первый. После перечня уделов, распределенных по сыновьям, следует фраза:

«А се благословляю сына своего, князя Василия, своею отчиной, великим княжением».

То есть титул великого князя, главного князя на Руси, он передает как наследственный. Впервые. Потому что до этого, при борьбе самих русских князей за трон, великого князя выбирал из них и назначал всегда хан Золотой Орды.

Эта фраза трактуется как вызов Золотой Орде, практически полное непризнание Дмитрием власти хана. Трактуется как смелость и непримиримость.

Но если это так, то Дмитрия следует считать не мудрым князем, а глупцом, несущим горе и погибель Русской земле.

Давайте посмотрим логически. Без эмоций.

Что сделает хан Тохтамыш, получив известие, что Дмитрий Донской перед смертью низложил его власть? Соберет конницу и пойдет на Москву. Получается, что сам-то Дмитрий отошел в мир иной, а на любимую жену, детей и город навлек ордынскую рать. И тогда кто такой Дмитрий? Провокатор? Психопат?

Прошло сто двадцать лет, как татары поощряли рознь и вражду между русскими княжествами. За это время пролилось много крови: восставали целые города, но безрезультатно. В начале своего правления Дмитрию, как и его отцу, предстояло отправиться в Орду. Вероятно, среди его спутников были и люди бывалые, понимающие опасность предприятия. Подробностей о первом путешествии московского князя в Орду мы не знаем. Очевидно лишь то, что главной задачей поездки было вручение даров. При дворе хана ценили северных охотничьих соколов, меха русских горностаев, булгарских соболей, киргизских белок. Неизвестно, сколько пробыл Дмитрий в Сарае, но покинул его благополучно, как раз накануне дворцового переворота в Орде. Вскоре сарайский хан Амурат даровал Дмитрию ярлык на княжение. Для этого он отправил к москвичам собственного посла. А в следующем 1363 году пришло известие, что Дмитрия в городе на Клязьме поджидает другой татарский посол и тоже готов вручить ему ярлык на великое княжение. Что это значило? Москва давно заявила о себе на политической арене раздробленной Руси, но теперь ее значение намного усилилось: юный князь признавался главнейшим потому, что правил в Московском княжестве.

Между тем Орда уже не была прежней. О единой власти в большом монгольском государстве больше не могло быть и речи. Оно разделилась на несколько частей: в Сарае сидел хан Амурат, а территории на запад от Волги назывались Мамаевой Ордой, ими правил некий Мамай.

В 1377 году татарские полчища вновь обрушились на Русь. В сражение у реки Пьяны московская и владимирская рати потерпели поражение. В результате Мамаю удалось взять и разорить Новгород. Но в следующем году удача изменила хану, и татары были сокрушительно разгромлены в сражении у реки Вожи. Чтобы отомстить за это поражение Мамай направил свои силы в Рязанскую землю. Земли княжества были разорены, а многие люди попали в плен. Поведение Дмитрия Московского сильно раздражало Мамая. Князь не подчинялся великому хану и вел себя очень своевольно. Мамай мечтал отомстить ему и для этой цели собрал огромное войско союзников и в том числе заручился поддержкой литовцев. Зная о приближении опасности, Дмитрий объединил всех русских князей. Только Михаил тверской и Олег рязанский не желали помогать. Согласно летописным сведениям, у Дмитрия собралось войско численностью около 150 тысяч человек.

Еще одним испытанием для Руси и Дмитрия Донского стало нашествие Тохтамыша. Последний привел свои войска в Москву в 1382 году и безжалостно сжег столицу. Кроме того, долгие годы не прекращалось вражда Москвы с рязанским княжеством. И закончились распри только в 1385 году, когда был заключён вечный мир: сын Олега рязанского женился на дочери Дмитрия Донского.

Московский князь Дмитрий умер 1389 году, когда ему ещё не исполнилось и 40 лет. После себя он оставил наследником старшего сына Василия, наказав всем остальным сыновьям подчиняться ему как старейшему в роду князю. Похоронили Дмитрия Донского в Архангельском соборе Московского Кремля.

Завещание Дмитрия Донского: «А вы, дети мои, живите заодин»

О раннем детстве Дмитрия Ивановича практически ничего не известно. Жития описывают его жизнь в это время очень кратко. Впрочем, дату его рождения исторические источники указывают более или менее точно — 12 октября 1350 года.

Его политическая биография началась очень рано – он возглавил Московское княжество, будучи девятилетним ребенком, в 1359 году. Дедом юного князя был Иван Калита, вошедший в историю под именем собирателя русских земель, а отцом – Иван II Красный. Мать звали Александра Ивановна. Она была второй женой князя, отличавшегося, по слухам, замечательной внешней красотой (за что и получил свое прозвище), а также такими качествами, как доброта и справедливость.

С младых ногтей Дмитрий Иванович был вынужден бороться за место под солнцем – а если точнее, то за город Владимир, на который претендовали и другие правители. В частности, очень осложнил жизнь молодому князю Михаил Тверской, спровоцировавший войну Москвы с Литвой, которой тогда правил великий Ольгерд – очень храбрый человек и талантливый полководец.

Однако в 70-е годы Ольгерду Литовскому с Москвой справиться не удалось, хотя он наделал очень много бед – княжество юного Дмитрия было сильно разорено, а подданные оказались в плену.

Важно! Женился московский князь, когда ему было 14 лет. Согласно легенде, со своей невестой Евдокией они познакомились, еще будучи совсем юными, и полюбили друг друга с первого взгляда. От этого брака родилось 12 детей. Старший сын умер в младенчестве, а наследником Московского княжеского престола стал второй сын Василий.

Время, когда Дмитрий Донской занял княжеский престол в Москве, было крайне тяжелым для этого княжества. Это был разгар междоусобных войн. К тому же, княжеству постоянно досаждали соседи. Впрочем, сам Дмитрий Иванович от них не отставал. Он тоже ходил в походы на соседей – в частности, несколько раз пытался взять боем Брянские и Смоленские земли.

В 1370 году Дмитрий впервые открыто не подчинился Золотой Орде. Дело в том, что в то время именно хан Орды давал русским князьям ярлыки – то есть права на княжение. Мамай выдал такой ярлык на княжение во Владимире Михаилу Тверскому. Дмитрий с этим не согласился и пообещал выставить большое войско. Кончилось тем, что через год он сам получил от татарского хана этот ярлык.

Для того чтобы обезопасить свои земли, нужно было строить укрепления. Дмитрий Иванович этим и занимался. Главным укреплением Москвы был кремль, в те годы являвший собой деревянное строение. Его легко было разрушить, к тому же, дерево великолепно горит. Очередной пожар случился в середине 60-х годов XIV века. После этого Дмитрий Иванович раз и навсегда решил разобраться с этой напастью и построить каменный кремль. С того момента Москва и зовется Белокаменной.

Молодой князь сумел объединить в своих руках всю власть в Московском княжестве и собрать сильную дружину. Это давало возможность не только защищаться от агрессивных соседей, но и успешно противостоять Золотой Орде. Она как раз в тот момент вступала в период феодальной раздробленности, в то время как на Руси он уже клонился к закату.

В 70-е годы Дмитрий вел постоянную борьбу за присоединение к Москве других русских земель, в первую очередь Рязани.

Рис. 3. Евдокия Дмитриевна, жена Дмитрия Донского

В наследство от отца Дмитрию Донскому и его брату Ивану достались все земли, что были оставлены ему Иваном Калитой. Однако младший брат нашего героя долго не протянул и скончался тоже от великого мора 23 октября 1364 года. Тогда князь смог объединить свои земли с территориями брата и снова стать единоличным правителем Руси. Однако не успел он усесться на престол, как начались козни и претензии на власть от тех лиц, что считали себя более подходящими кандидатурами на великое княжение.

К примеру, князь микулинский и тверской Михаил Александрович считал, что глупо было возводить на престол мальчишку. Ведь имели претенденты намного более взрослые и рассудительные по его разумению. Лучше кандидатурой на московское царствование он считал, конечно же, исключительно себя любимого, отчего сговорился с литовцами и решил отвоевать трон у Дмитрия. Он был приглашен в Москву, но нравоучительные беседы патриарха Алексия не возымели никакого действия.

Интересно, что после безусловной победы на Куликовом поле, Дмитрий отправился дальше, углубляясь в степи. Причем планировал он поступить именно так заранее, иначе зачем бы изначально нанимал проводников-сурожан? Мамай тем временем вернулся в Крым, откуда и выступил, собрал силы, но выйти против русского воинства не успел, путь ему преградил Тохтамыш и разнес его в щепки. На то время русские и ордынцы просто обменялись посольствами, но в 1382 году хан выдвинулся походом на Русь, желая получить причитающуюся ему дань.

Хан сумел обманом захватить Москву, после чего Дмитрий Донской пошел с ним на сделку, опаять минуя князя тверского Михаила и оставил у себя ярлык на правление владимирское. Однако дань за два года пришлось все же заплатить. Но в 1386 году, после частых нападений волжских речных пиратов-ушкуйников, князь вытребовал у новгородцев возмещение, которое как раз окупило расходы на дань. Случился и последний конфликт с Рязанью, однако вскоре был заключен с нею «вечный мир», так как правитель ее Федор Ольгович женился на дочке Донского Софье. Через некоторое время годы правления Дмитрия Донского были закончены, но об этом мы расскажем позже.

Золотая Орда, которой в XIV столетии платили дань почти все русские земли, была очень обеспокоена тем, что Московское княжество столь явно стремится к самостоятельности. В Орде тогда правил хан Мамай. Борьба шла с переменным успехом. Фактически Москва перестала платить дань Орде еще в 1373 году. В 1374-76 годах Мамаю удалось одержать несколько побед над русскими дружинами, но Дмитрий отвечал тем же. В 1378 году Мамай и отправил на Москву свое довольно сильное войско (порядка 50 тысяч человек), которое по пути успело натворить немало бед – например, взять Нижний Новгород и учинить там самое настоящее разорение.

Дмитрий Иванович Донской (1350–1389) — великий князь московский с 1359 г., великий князь владимирский и московский в 1362–1389 гг. Сын великого князя Ивана II Красного и его второй жены Александры, внук великого князя Ивана Калиты. На московский престол вступил в девятилетнем возрасте, после смерти отца. В 1362 г., в борьбе с князем Дмитрием Константиновичем Суздальским, получил ярлык на великое княжение владимирское. В годы малолетства великого князя, его воспитателем и фактическим руководителем московского правительства был митрополит Алексий.

Для замирения с суздальским князем, в 1366 г. юный Дмитрий Иванович сочетался браком с его дочерью Евдокией Дмитриевной. Свадьбу отпраздновали в Коломне, из-за того, что годом раньше Москва выгорела в страшном пожаре, названном в летописях “Великим”. В 1367–1368 гг. в Москве построен первый белокаменный Кремль. Новый белокаменный Кремль значительно превосходил своими размерами кремль, построенный при Иване Калите. Он занимал почти всю территорию современного Кремля. Мощные двух- и трехметровой толщины стены, восемь или десять башен делали Москву почти неприступной. С того времени и по сей день Москву прозывают Белокаменной.

В конце 1360-х — начале 1370-х гг. Дмитрию Ивановичу пришлось вступить в борьбу с тверским князем Михаилом Александровичем за великокняжеский ярлык. В 1371 г. Дмитрий Иванович ездил в Орду, откуда вновь привез ярлык на великое княжение владимирское. В 1375 г. Дмитрий Иванович после месячной осады покорил Тверь. Был заключен мирный договор, который значительно урезал самостоятельность Тверского княжества.

В 1370-е гг. Дмитрий Иванович все силы посвятил объединению русских земель для борьбы с Ордой. Политической и военной основой этой борьбы стал союз русских князей, инициатором которого был Дмитрий Иванович. Пользуясь политической неразберихой в Орде, Дмитрий Иванович перестал выплачивать ордынскую дань, а сохраненные средства пустил на подготовку русского воинства. В 1376 г. московское войско ходило походом на волжских булгар, которые были вассалами Орды и, одержав победу, заставили заплатить дань Москве. В 1377 г. объединенные русские войска потерпели сокрушительное поражение на р. Пьяне в нижегородских землях. Но в 1378 г. Дмитрий Иванович разбил татарское войско в битве на р. Воже. 8 сентября 1380 г. в битве на Куликовом поле объединенные русские полки, в которых участвовали дружины 23 князей, под общим командованием Дмитрия Ивановича нанесли сокрушительное поражение татарскому войску под водительством Мамая. За эту победу Дмитрий Иванович получил почетное прозвание “Донской”.

Но после этой победы княжеский союз распался. В 1382 г. Дмитрию Ивановичу не удалось собрать объединенное русское войско против хана Тохтамыша. Князь вынужден был покинуть Москву и уехать в Кострому. После трехдневной осады Тохтамыш взял и сжег Москву. Тохтамыш вновь установил тяжелую дань. В качестве залога и гарантии выплаты дани Дмитрий Иванович оставил в Орде своего старшего сына и наследника Василия.

К концу правления Дмитрия Ивановича, под его власть перешли приокские земли, Галич, Дмитров, часть Смоленской земли, были объединены московское и владимирское княжество.

У Дмитрия Донского было восемь сыновей. По своему завещанию Дмитрий Иванович передал княжество сыну Василию, не спрашивая разрешения у Орды, как “отчину”, т.е. как наследственное владение московских земель. С тех пор титул великого князя окончательно перешел в Москву. Московские великие князья более не зависели от ордынских ханов и решали вопросы о наследии самостоятельно.

В 1988 г. великий московский князь Дмитрий Донской был причислен к лику святых. День его поминовения — 19 мая (1 июня).

ПУБЛИКАЦИИ

Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. М.: Л., 1950. №12. С. 33–37.

ТЕКСТ1)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, се яз, грешныи худыи раб Божии Дмитрии Иванович, пишю грамтоу душевную целым своим умом. Даю ряд сыном своим и своеи княгини.

Приказываю дети свои своеи княгини2). А вы, дети мои, жывите заодин, а матери своее слушаите во всем.

А приказываю отчину свою Москву детем своим, князю Василью3), князю Юрью4), князю Аньдрею5), князю Петру6). А брат мои, князь Володимер7), ведает свою треть, чем его благословил отец его, князь Андреи. А сына своего, князя Василья, благословляю на старишии путь в городе и в станех моего удела двою жеребьев половина, а трем сыном моим половина, и в пошлинах в городских половина. А тамга из двою моих жеребьев княгине моеи половина, а сыном моим половина. А восьмничее мои два жеребья княгине моеи. А на старишии путь сыну моему, князю Василью, Василцево сто и Добрятиньская борть с селом з Добрятиньским. А бортъници вь станех в городских, и конюшии путь, и соколничии, и ловчии, тем сынове мои поделятъся ровно. А численых людии моих двою жеребьев сыном моим по частем, а блюдут с одиного.

После смерти отца в 1359 году опекуном 9-летнего князя Дмитрия и фактическим верховным правителем Московского княжества стал митрополит Алексий (Алексей Федорович Бяконт), обладавший сильным характером, большим авторитетом. Двум своим сыновьям Иван Красный завещал владения[3], оставленные Иваном Калитой[4] соответственно Семёну и ему. После скорой смерти младшего брата эти владения соединились под властью Дмитрия.

В Золотой Орде со смертью Бердибека (1359) началась «великая замятня» — продолжительный период борьбы за власть. Великое княжество Владимирское по смерти Ивана Красного было отдано нижегородско-суздальским князьям. В 1362 году впервые упомянутый русскими летописями в западной части Орды темник беклярбек Мамай, фактически управлявший от имени хана Абдуллы, выдал ярлык Дмитрию Ивановичу, и московское войско выгнало из Переяславля и Владимира Дмитрия Константиновича суздальского. Впоследствии Москва поддержала его права на Нижний Новгород в обмен на отказ от претензий на Владимир, а Дмитрий Иванович женился на его дочери Евдокии.

Распад Золотой Орды коснулся не только её азиатской части: в мордовских землях укрепился Тагай, а в Волжской Булгарии — Булат-Тимур. Тот и другой были разбиты соответственно рязанцами в 1365 году у Шишевского леса и суздальцами в 1367 году на р. Пьяне. В этом ряду побед была и наступательная акция суздальцев, когда они в 1370 году вторглись в Волжскую Булгарию и посадили там мамаевых ставленников. Таким образом власть Мамая распространилась на все земли западнее Волги, и он перешёл к общерусским масштабам политики.

ПРОРОК, ИЛИ ТАЙНА ЗАВЕЩАНИЯ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО

Князь Дмитрий Иванович Донской (1350–1389) после смерти отца с девяти лет начал княжить на Москве. В это время в Орде начались феодальные раздоры, и она стала слабеть. Но власть Мамая по-прежнему распространялась на Русь. Вдобавок Литва создала союз с Ордой, направленный против Руси и ее княжеств, и заняла Тверь. Москва в это время отстроила новую белокаменную крепость. Продолжалась экономическая борьба с ордынцами, и благодаря усилиям Москвы была снижена дань, а также заключен династический брак между Серпуховским князем Владимиром и дочерью литовского князя Ольгерда. Чем прославился Дмитрий Донской? Дипломатическими способностями, в первую очередь.

Золотая Орда, которой в XIV столетии платили дань почти все русские земли, была очень обеспокоена тем, что Московское княжество столь явно стремится к самостоятельности. В Орде тогда правил хан Мамай. Борьба шла с переменным успехом. Фактически Москва перестала платить дань Орде еще в 1373 году. В 1374-76 годах Мамаю удалось одержать несколько побед над русскими дружинами, но Дмитрий отвечал тем же. В 1378 году Мамай и отправил на Москву свое довольно сильное войско (порядка 50 тысяч человек), которое по пути успело натворить немало бед – например, взять Нижний Новгород и учинить там самое настоящее разорение.

Однако русичи встретили неприятеля у реки Вожи неподалеку от Рязани и одержали победу. К московско-суздальскому войску примкнули и литвины – к тому моменту вечный недруг Дмитрия Ольгерд умер, и на престол вступил его сын Андрей. Он перешел на сторону Москвы за то, что Дмитрий пообещал ему поддержку в литовских делах.

В 1378 году случилось еще одно значимое для Дмитрия событие – умер его опекун. Князь отказался от предложенного ему в качестве духовника Киприана и выбрал себе наставника сам. Правда, для этого ему пришлось заставить своего ближайшего друга Михаила-Митяя постричься в монахи. Киприан посчитал то, что его не пустили в Москву, да еще и ограбили княжеские люди, унижением, и отлучил Дмитрия от церкви.

Нерешительность Василия I и Витовта можно объяснить не только родственными чувствами. В то время литовский князь был больше обеспокоен отношениями с немецкими крестоносцами, а московский государь с опаской наблюдал за событиями в Сарае. Едигей пытался восстановить ордынский контроль над русскими землями и поддерживал претендента на нижегородский стол князя Семёна Дмитриевича. После поражения Витовта на Ворскле он даже вторгся с татарскими отрядами в русские земли и смог захватить Нижний Новгород. Впрочем, приближение московских войск вскоре заставило его отступить обратно в степь. Преследуя татар, брат Василия I, Юрий Дмитриевич, совершил рейд в Среднее Поволжье, взяв Булгар, Казань и Кременчуг.

В результате мятежный Семён Дмитриевич сам сдался московским властям, а с татарами московский государь заключил несколько договоров, видимо, согласившись вести совместных боевые действия против Витовта. В ноябре 1408 года Едигей сообщил Василию I, что собирается в поход против литовцев, однако неожиданно двинул свои силы на Москву. Эти действия татарского темника застали великого князя врасплох. Не решившись дать Едигею сражение, он удалился в Коломну. Татары же разделились, взяли многие города, подчинённые Великому Князю, а 1 декабря начали осаду Москвы.

Международная обстановка в конце 70-х годов была очень сложной. В частности, Мамай вынужден был разбираться и с непокорными русскими княжествами, и с собственными противниками внутри Орды – в первую очередь с ханом Тохтамышем. Это, конечно, вовсе не значит, что Тохтамыш был союзником Дмитрия. У каждого в этой истории были свои интересы.

Весной 1380 года Тохтамыш направился к устью Дона. Мамай собрал новое войско, в основном состоявшем из генуэзской пехоты, и отправился снова брать Москву. Он рассчитывал на союз с литовским и рязанским князьями – Ягайло и Олегом. Хан попытался потребовать от Дмитрия, чтобы Москва снова платила дань Орде. Дмитрий в это время во главе войска находился в районе Коломны. Он отказался принять столь наглое требование. Оставив в Москве небольшой, но сильный гарнизон, князь отправился летом 1380 сначала за Оку, а потом и за Дон, стремясь разделить ордынские войска и принять сражение только с одним противником – Мамаем. Причем до того момента, как тот получит поддержку литвинов и рязанцев. Сведения о предполагаемом союзе ордынского хана с князьями Дмитрий получил от лазутчика.

Но для окружающих это выглядело несколько иначе. Многие считали, что восстание против Золотой Орды – это авантюра, что Дмитрий Иванович Донской на свой страх и риск поднял это восстание, а теперь вот идет по степи огромная черная туча – это воины Мамая. И пусть теперь он сам с ними и разбирается. Он эту кашу заварил, пусть он её и расхлебывает. Вот такое было отношение. И поэтому летом 1380 года, когда Дмитрий узнал от своей разведки, что татары вышли в поход и что у них огромное войско, Дмитрий Донской посылает гонцов ко всем своим русским князьям, которые все когда-то собирались вместе с ним и говорили, что надо поднять восстание.

И вот он посылает к ним гонцов и пишет: приходите, вот тот самый час пришел, когда мы должны вместе подняться на эту священную войну. И вдруг он начинает получать странные ответы. Один пишет, что не может, у него кони болеют, лошади совсем голодные, другой куда-то уехал в это время, и найти его невозможно. У третьего еще какие-то причины. Русский полководец оказался почти один. Нижегородский князь, его тесть, Дмитрий Константинович, не пришел, тверской князь, Михаил Александрович, не пришел, новгородцы не пришли. Пришли лишь некоторые князья: Белозерские, Ростовские – мелкие по численности дружин. И в этой обстановке Дмитрий понимает, что его может спасти только одно – народное ополчение.

Мамай не смирился с поражением и отправился в Крым. Он попытался и собрал все войска, которые у него еще оставались, и предпринять новый поход на Москву, однако вынужден был разбираться с Тохтамышем. Но эту битву он тоже проиграл. Правителем Орды стал Тохтамыш. По этому поводу русские князья отправили в Орду посольства с поздравлениями.

На Руси в это время продолжались свои разборки. Олег, князь Рязанский, попытался ограбить обозы, которые возвращались после Куликовской битвы, за что был изгнан из своих владений. В конце концов он признал свою вассальную зависимость от Москвы, то есть объявил себя младшим братом московского правителя. Москва стала центром объединения Руси против Орды.

Хан Тохтамыш был ничуть не лучше других правителей Орды. Ему тоже не давало покоя усиление Москвы, а особенно же то, что после Куликовской битвы объединились несколько русских княжеств – к Москве присоединилось очень сильное Владимирское.

Воспользовавшись отсутствием Дмитрия, Тохтамыш совершил набег на Москву. Город он взял не столько силой, сколько хитростью, но привело это к тяжелым последствиям. Несмотря на то, что один из ордынских отрядов потерпел поражение. Бывшие союзники Дмитрия быстро отделились. Михаил, правитель Твери, снова начал претендовать на Владимирское княжество. Произошла серьезная ссора Дмитрия с митрополитом Киприаном, после чего московский князь снова вынужден был вернуться к идее создания собственной митрополии.

Важно! Москва снова вынуждена была платить дань, но Дмитрий выговорил кое-какие благоприятные для Руси условия. В частности, была узаконена независимость Владимирского княжества от Тверского и подчинение его Московскому.

За первые 20 лет своего правления Дмитрий сумел стать признанным главой антиордынской политики в русских землях, собирателем русских земель («всех князей русских привожаше под свою волю»). Представление о независимости и политическом единстве Руси стало при нем совпадать с идеей сильной великокняжеской московской власти. Великое княжество Владимирское окончательно перешло под власть Москвы, тем самым сделав процесс московского возвышения необратимым. Территория Московского княжества расширилась при Дмитрии за счет территорий Переяславля, Галича, Белоозера, Углича, Дмитрова, части Мещеры, а также костромских, чухломских, стародубских и северных коми-зырянских (где была основана Пермская епископия) земель.

В то же время при нем были потеряны западные земли, включая Тверь (1383) и Смоленск (1386), а основная территория была разорена как войнами с Великим княжеством Литовским (с первым литовским вторжением в 1368 году закончилась отмеченная летописцем тишина великая на 40 лет, наступившая в Северо-Восточной Руси после разгрома Твери) и другими княжествами, так и нашествием Тохтамыша и последующей выплатой значительной дани.

К беспрестанным разорениям и опустошениям, то от внешних врагов, то от внутренних усобиц, необходимо добавить необыкновенные природные обстоятельства того времени — нашествие чумы, редкую по интенсивности солнечную активность и, как следствие, пожары, засухи, голод.

В Москве, кроме белокаменного Кремля, были возведены монастыри-крепости (Симонов, Андроников), прикрывавшие подступы к центру города. При Дмитрии Донском в Москве была впервые начата чеканка серебряной монеты — раньше, чем в других русских княжествах и землях.

Культурную жизнь княжества времен Донского характеризует создание произведений, связанных с победой русского оружия (ставших позже основой «Сказания о Мамаевом побоище» и «Задонщины», прославлявших успехи русского оружия на Куликовом поле).

В своем завещании Дмитрий Донской первым из московских князей упоминает великое княжение (Владимир, Переяславль-Залесский, Кострому), Белоозеро, Дмитров, Углич, Галич. Также ново было распоряжение Димитрия, чтобы мелкие князья Московской земли жили в Москве при дворе великого князя, а не по своим вотчинам. Однако, завещание содержало неясные указания на то, кто должен был наследовать великое княжение после Василия Дмитриевича, и завещание использовалось затем Юрием Дмитриевичем в борьбе против племянника Василия Васильевича, к которому в 1425 году при поддержке его деда по матери Витовта и хана Улу-Мухаммеда в нарушение родового принципа наследования перешло великое княжение.

Великий князь владимирский и московский Дмитрий Иванович Донской умер 19 мая 1389 года, погребен в Москве в Архангельском соборе Кремля.

Внутренняя политика в правление Дмитрия Донского в основном была направлена на объединение русских земель и антиордынские выступления. При нем начала формироваться идея единого и независимого государства с сильной властью московского князя.

К Москве были присоединены Переяславль, Галич, Дмитров, Белоозеро, Углич, Стародубские, Чухломские и Костромские земли. В 1375 году был осуществлен поход против Твери, после которого она вошла в состав Москвы. Однако западные земли, в том числе Смоленск в 1386 году и Тверь в 1383 году, были потеряны, а Москва была разорена постоянными войнами с Литвой и Ордой.

Великая княгиня Софья Витовтовна: загадка завещания Дмитрия Донского

Годы жизни Дмитрия Донского начались в Москве, ведь именно там он появился на свет 12 октября 1350 года в семействе Ивана II Ивановича Красного, что был отпрыском самого князя Калиты. Свое прозвище отец мальчика получил за прекрасный внешний вид, как гласят легенды. Однако более вероятно, к чему склоняются прагматичные историки современности, время его рождения можно было приурочить к Красной горке, традиционной послепасхальной неделе. Матерью маленького князя, а также двух его сестер и брата стала супруга Ивана Второго великая княжна Александра Ивановна. Она была второй женой князя, так как в первом браке он детей не нажил, развелся с нею и женился повторно.

Важно

Историкам было гораздо проще выяснить все подробности о чертах характера Дмитрия Донского, его поступках, побуждениях и устремлениях, ввиду того, что древние наши предки загодя побеспокоились об этом. Все подробности его правления и четко и достоверно описаны в произведении под названием «Слово о житии Дмитрия Ивановича и о преставлении великого князя, царя Русского». К огромному сожалению потомков, авторство этого древнего трактата неизвестно.

Краткая биография Дмитрия Донского до того, как он вступил на престол, насчитывает всего девять лет. Именно в этом возрасте мальчик осиротел и ему пришлось управлять огромной страной, раздираемой междоусобицами и нападками кочевников. Он появился на свет в Москве, стал первенцем у великокняжеской четы. Рос мальчик сильным, почти никогда не плакал и не болел, как отмечает неизвестный автор в своем жизнеописании. О ранних годах его известно мало, только то, что воспитывался он в строгости и учении, отчего он с детских лет «воспитан был в благочестии и славе».

Согласно той же книге, исторический портрет Дмитрия Донского в юные годы складывается вполне однозначный. Он с ранних лет полюбил Бога и все его заповеди, не любил ругаться и чесать языки понапрасну, непристойных слов никогда не употреблял, а сплетни и наветы подавлял в зародыше, не позволяя им распространяться. Он не любил людей, ведших разрушительные и злонамеренные беседы, в то же время от благочестивых разговоров никогда не «бегал».

Первые упоминания эпидемии на Руси у летописцев датируются приблизительно концом одиннадцатого века. Люди считали, что это болезнь возникает от одержимости злыми бесами, потому ни о каких средствах лечения речь просто не шла. Хотя нашим предкам было намного проще справиться с подобного рода болезнями. У нас было принято мыться как летом, так и зимой, а вторых, священники сквозь пальцы смотрели на лечение молитвами, заговорами и травками, за что в Европе можно было схлопотать не только несколько лет в темнице, но и быть сразу же сожженными на кострах.

В такой ситуации, когда правители русского государства поняли, что дело явно пахнет керосином, они закрыли границы и запретили всяческие торговые связи с иноземцами. Были выставлены заслоны, везде патрулировали дружинники. Маленький Дмитрий на себе ощутил, что такое ослушание князей. Первыми начали псковичи, что пригласили к себе купцов из Орды и с Запада. Жадность превысила страх, тем более что никаких явных признаков чумы ни у кого не наблюдалось. Жарким летом 1352 года разразился жуткий мор, люди падали прямо на дороге, где и разлагались, заражая все вокруг, скотина слегла.

Псковичи раскаялись и обратились к митрополиту Василию, чтобы тот освятил их самих и их жилища и тот сразу же отправился в путь. Он также заразился и умер, а эпидемия распространилась на Новгород. Самые богатые отсылали своих детей подальше в деревни, куда не могла достать болезнь, носившая самую опасную легочную форму. За семь лет черная смерть сумела распространиться по всей Руси и добраться до Москвы. Глубокой осенью, 13 ноября 1359 года, успев принять перед смертью схиму, скончался от мора отец князя Дмитрия Донского – Иван Иванович Красный. Девятилетний мальчик должен был взойти на престол, чтобы управлять государством и не просто так взойти, но и справиться со своими обязанностями.

С младых ногтей Дмитрий Иванович был вынужден бороться за место под солнцем – а если точнее, то за город Владимир, на который претендовали и другие правители. В частности, очень осложнил жизнь молодому князю Михаил Тверской, спровоцировавший войну Москвы с Литвой, которой тогда правил великий Ольгерд – очень храбрый человек и талантливый полководец.

Однако в 70-е годы Ольгерду Литовскому с Москвой справиться не удалось, хотя он наделал очень много бед – княжество юного Дмитрия было сильно разорено, а подданные оказались в плену.

Важно! Женился московский князь, когда ему было 14 лет. Согласно легенде, со своей невестой Евдокией они познакомились, еще будучи совсем юными, и полюбили друг друга с первого взгляда. От этого брака родилось 12 детей. Старший сын умер в младенчестве, а наследником Московского княжеского престола стал второй сын Василий.

Время, когда Дмитрий Донской занял княжеский престол в Москве, было крайне тяжелым для этого княжества. Это был разгар междоусобных войн. К тому же, княжеству постоянно досаждали соседи. Впрочем, сам Дмитрий Иванович от них не отставал. Он тоже ходил в походы на соседей – в частности, несколько раз пытался взять боем Брянские и Смоленские земли.

В 1370 году Дмитрий впервые открыто не подчинился Золотой Орде. Дело в том, что в то время именно хан Орды давал русским князьям ярлыки – то есть права на княжение. Мамай выдал такой ярлык на княжение во Владимире Михаилу Тверскому. Дмитрий с этим не согласился и пообещал выставить большое войско. Кончилось тем, что через год он сам получил от татарского хана этот ярлык.

Для того чтобы обезопасить свои земли, нужно было строить укрепления. Дмитрий Иванович этим и занимался. Главным укреплением Москвы был кремль, в те годы являвший собой деревянное строение. Его легко было разрушить, к тому же, дерево великолепно горит. Очередной пожар случился в середине 60-х годов XIV века. После этого Дмитрий Иванович раз и навсегда решил разобраться с этой напастью и построить каменный кремль. С того момента Москва и зовется Белокаменной.

Молодой князь сумел объединить в своих руках всю власть в Московском княжестве и собрать сильную дружину. Это давало возможность не только защищаться от агрессивных соседей, но и успешно противостоять Золотой Орде. Она как раз в тот момент вступала в период феодальной раздробленности, в то время как на Руси он уже клонился к закату.

В 70-е годы Дмитрий вел постоянную борьбу за присоединение к Москве других русских земель, в первую очередь Рязани.

Рис. 3. Евдокия Дмитриевна, жена Дмитрия Донского

Также примерно в это время был захвачен Смоленск Витовтом — Литовским князем. Василий при этом выступал на стороне своего тестя. Из-за старого соперничества с Рязанским княжеством, Василий Первый поддерживал Литву в ее набегах на Рязань.

В итоге Витовт победил Рязанское княжество и присоединил его к своему государству.

Когда в Литву бежал Тохтамыш, Витовт решил восстановить его на троне с условием, что Орда станет вассалом Литвы.

После поражения литовской стороны рязанцы предприняли попытку отбить Смоленск обратно, однакоона окончилась неудачей, но ослабила Витовта.

В свете данных событий Василий, чтобы не допустить усиления соперничающей с Москвой Рязани, участвовал в возврате Смоленска Литве.

А Витовт, оправившись от поражения, напал на Псковскую область, захватив город Коложе.

Князь Василий в этой ситуации ощутил опасность, которая нависла над Москвой в лице Витовта, и объявил ему войну.

Война длилась с 1406 по 1408 год, но решительной битвы так и не произошло. В итоге князья заключили мирный договор, останавливающий притязания литовского князя на русские земли.

До самой смерти русский и литовский князья больше не конфликтовали. Во всяком случае, ни в одной летописи нет упоминаний о каких-либо стычках между Русью и Литвой после знаменитого стояния на Угре.

Василий Первый не смог освободить Русь от подчиненного положения Золотой Орде. Несмотря на военные победы и некоторые попытки бойкотировать власть хана, князь в итоге продолжал платить дань. Но уже после изгнания Едигея, когда его свергли, и на престоле воцарился Керимбердей.

Итогом внутренней политики Василия Первого стало расширение территорий, подвластных Москве.

Два Василия и династическая война 1425-1453 гг.

Сыновей у князя Василия было пятеро, но четверо скончались в раннем или молодом возрасте. Остался единственный наследник княжич Василий II.

После смерти Василия Дмитриевича княгиня Софья роль правительницы исполнить не смогла, потому что ее авторитет у деверей был слабым.

Василий различными ухищрениями договорился с братьями о том, что они не будут претендовать на великокняжеский престол. Все, кроме Юрия, подписали договор.

Престол решено было передать княжичу Василию Второму, хотя на момент кончины Василия I ему было всего десять лет. Однако литовский правитель Витовт поддерживал внука у престола.

После смерти Василия, трон был передан его сыну, и метрополит Фотий, по распоряжению Софьи и ее приближенных, передал через гонца князю Юрию приглашение в Москву на присягу новому великому князю.

Юрий не согласился отдать присягу, и это повлекло за собой борьбу за великое княжение на Руси.

В 1419 году Василий I вынудил братьев подписать договор об отказе от московского престола. Юрий был единственным братом, который не поддался на уговоры и не отказался от претензий на княжество.

После смерти Василия I престол должен был занять его сын Василий II, но Юрий не стал уступать свое законное право на наследование престола и пошел войной на Василия. Но данная междоусобица быстро разрешилась, так как на стороне Василия Второго был Витовт.

Лишь после смерти Витовта Юрий возобновил свои претензии на престол и предложил князю Василию пойти к хану, чтобы тот лично разрешил их спор. Спор был разрешен в пользу Василия II, которому хан отдал ярлык на Москву и ее предместья.

Только в 1433 году Юрий все же смог занять Москву, вторгнувшись туда со своими войсками и разгромив Василия Второго.

Василию II он отдал в удел Коломну, в итоге помирившись с ним.

Однако Василий Васильевич не захотел мириться с поражением. В Коломну перебежали многие бояре, подвластные ранее Юрию, а также его сыновья. Тот, понимая, что его положение непрочно, решил вернуть престол.

При этом был подписан договор о том, что Юрий признает первенство Василия Второго и отказывается от московского престола. В дальнейшем он остался верным своему обещанию даже тогда, когда его сыновья разгромили Василия II и пригласили его занять престол.

Однако в битве участвовали галичане, поэтому Василий, увидев в этом нарушение обязательств, двинулся на Галич. Юрий был вынужден бежать и собирать войска для ответного нападения. Он заручился поддержкой вятчан и других княжеств, что добавило его дружине военной мощи. В битве, которая проходила на реке Мозга, Василий II был окончательно разгромлен и в свою очередь бежал.

Юрий Звенигородский сделал многое для установления и развития самодержавия на Руси, увеличив дистанцию между боярами и князем.

Также Юрием Дмитриевичем была проведена монетная реформа, монеты стали выпускать с изображением Георгия Победоносца, который своим копьем поражал змея, что символизировало победу над монголами. Однако избавления от ига Золотой Орды не произошло и во время правления Юрия, которое было недолгим. Он скончался в 1434 году.

  • Геометрия
  • Информатика
  • Математика
  • Алгебра
  • Алгебра и начала математического анализа
  • Изобразительное искусство
  • Музыка
  • Испанский язык
  • Английский язык
  • Немецкий язык
  • Французский язык
  • Основы безопасности жизнедеятельности
  • Физическая культура
  • Русский язык
  • Литература
  • Литературное чтение
  • История
  • География
  • Обществознание
  • Экология
  • Россия в мире
  • Право
  • Окружающий мир
  • Экономика


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *