Вывод земель из лесного фонда
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вывод земель из лесного фонда». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- Земли лесного фонда
- Земли населенных пунктов
- ИЖС
- Земли особо охраняемых территорий и объектов
- Земли промышленности и иного специального назначения
- Земли сельскохозяйственного назначения
Как вывести земельный участок из лесного фонда 2021
- Границы участка
- Данные из ЕГРН
- Кадастровые работы
Другой важный момент, который определил новый закон, — участки, предоставленные из земель лесного фонда до 8 августа 2008 года и имеющие категорию «земли лесного фонда», можно перевести в другую категорию. Но только при условии, что их разрешенное использование никак не связано с использованием леса (земля предоставлялась для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства). Если участок расположен на территории населенного пункта, из земель лесного фонда он переводится в земли поселений. Там, где границы населенных пунктов на настоящий момент не определены и участок расположен на территории между населенными пунктами, он может быть переведен в земли сельхозназначения.
«Если право на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН и у собственника есть документы, проблем практически не возникает, — объясняет Дмитрий Незванов. — Раньше, когда собственник такого земельного участка хотел определить его границы, он обращался к кадастровому инженеру. Тот, видя, что земельный участок граничит с лесом, запрашивал сведения в Министерстве лесного хозяйства и получал ответ, что участок находится на землях лесного фонда, после чего кадастровый инженер отказывался проводить межевание. Теперь во всех подобных случаях кадастровый инженер указывает в своем заключении, что участок расположен на границе с лесом, права на него возникли давно, должна применяться статья 60.2 закона о регистрации недвижимости».
Кроме того, закон позволяет оформить до сих пор не оформленные, так называемые неразграниченные, земельные участки на землях лесного фонда, которые в предыдущие годы могли предоставлять гражданам для различных целей (индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, садоводства). Землепользователь построил на этой земле объект (жилой дом или жилое строение), который соответствует назначению участка, и успел зарегистрировать на него права. Обычно после этого он обращается в администрацию, чтобы оформить собственность на землю, но администрация предоставить участок в собственность не может, так как он относится к лесному фонду. Согласно закону о «лесной амнистии», если построенный на участке объект находится в собственности, для получения права собственности на земельный участок владелец дома должен обратиться в тот орган, который предоставил земельный участок из госсобственности, в Красноярске это территориальное Управление Росимущества по Красноярскому краю. Участок в таких случаях можно будет узаконить.
Перевод земель лесного фонда в другую категорию
Перевод защитного леса возможен только с определенной целью, а именно для:
- организации природных территорий, находящихся по особой охраной;
- изменения или установления черты населенных пунктов;
- размещения объектов государственного или муниципального значения, если иные варианты размещения отсутствуют;
- создания туристско-рекреационных особых экономических зон.
ВНИМАНИЕ: Цель перевода эксплуатационного и резервного леса не ограничена. При этом следует учесть, что изменение границ зеленых зон и лесопарковых зон, которое приводит к уменьшению их площади не допускается.
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
Земли лесного фонда включают в себя следующие типы земельных участков и лесов:
- защитные территории;
- эксплуатационные территории;
- резервные территории;
- иные земельные участки, предназначенные для лесов, которые определяются как защитные территории;
- земли лесного фонда;
- другие категории любых земель, которые могут быть использованы для лесного фонда.
Понятие и состав земель лесного фонда подразумевают использование земельных участков исключительно с первоначальным целевым назначением.
Правовой режим лесного фонда прописан и четко указан не только в земельном и лесном законодательстве, но и в других нормативно-правовых актах, которые предписывают использование земельных участков под леса и лесные территории.
В частности, это касается Постановления Правительства РФ № 48, где прописаны все аспекты и особенности документов, касающихся перевода земель из категории лесного фонда в любую другую и наоборот.
Правовой режим лесного земельного фонда подразумевает использование участков только для осуществления лесохозяйственной деятельности или под леса. К примеру, эксплуатационные леса – это те лесные земельные участки, которые эксплуатируются для проведения этой самой деятельности: вырубка леса, переработка лесопродуктов и прочая деятельность.
Согласно статье 5 Лесного кодекса РФ вся деятельность, касающаяся лесных земельных участков, должна осуществляться, исходя из понятия леса как целой экологической системе, которая нуждается в защите и безопасности.
Использование земель лесного фонда, согласно действующему законодательству, происходит исключительно в рамках нормативно-правовых актов, непосредственно касающихся этих самых земель. Так, все лесные земельные участки находятся или в федеральной собственности, или предоставляются федеральными органами власти на правах собственности иным участникам земельных отношений в рамках земельного законодательства.
Подразумевается в данном случае следующие формы собственности:
- государственная;
- муниципальная;
- собственность субъектов федерации.
Лесной земельный фонд не может находиться в собственности у физических или юридических лиц, однако последние вправе их использовать или эксплуатировать на правах бессрочного или срочного пользования, на правах аренды и сервитута, если это предусмотрено и разрешено федеральными органами власти. Земли лесного фонда не могут быть использованы ни для какого иного назначения, кроме того, которое предусмотрено Лесным кодексом РФ.
Кадастровая оценка земель лесного фонда происходит на общих основания, предусмотренных в Федеральном законе РФ № 221.
Перевод земель лесного фонда в любую другую целевую категорию осуществляется исключительно в рамках Постановления Правительства РФ № 48, где прописан порядок по подготовке документации. В полный пакет такой документации входят следующие документы:
- ходатайство;
- акт и план выбранного земельного участка, с указанием его кадастровой стоимости, географического местоположения;
- решение от уполномоченного органа власти;
- справка, в которой указано, что на выбранном земельном лесном участке отсутствуют месторождения полезных ископаемых;
- выписка из ЕГРП на конкретный лесной участок;
- проект о переводе земли в другую категорию, одобренный Правительством РФ;
- результаты экспертизы, если таковая была проведена.
В общей сложности, после передачи пакета одобренных документов в уполномоченный орган, должно пройти три недели (имеется в виду с включением выходных дней), после чего заявителю направляется ответ с удовлетворением ходатайства или отказом по нему.
Изъятие земель лесного фонда для осуществления какой-либо деятельности и использования этих земель для целей, не предусмотренных в Лесном кодексе России, возможно только после перевода земельных участков в иную категорию. В противном случае нарушителей ждет административная ответственность за земельные правонарушения и преступления.
Перевод земель лесного фонда из одной категории в другую 2021
Целевое назначение земель лесного фонда подразумевает использование земельных участков для осуществления деятельности по организации туризма, отдыха и культурно-спортивных мероприятий для граждан. В описанном случае перевод земельных участков из одной категории в другую не требуется. Это прописано в статье 41 Лесного кодекса РФ.
Согласно пункту 2 статьи 41 ЛК РФ на земельных лесных участках возможно строительство или возведение зданий и сооружений, носящих временных характер, их благоустройство и использования в рекреационных целях.
При этом на время использования на земельный участок оформляется или договор аренды, или договор срочного/бессрочного пользования. Выступать одной из сторон такого договора может как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо.
Физические лица этим правом не наделены, поскольку не могут осуществлять рекреационную деятельность, а только лишь быть ее участником (не организатором).
Ответственность за лесонарушения предусмотрена в главе 13 Лесного кодекса РФ. Согласно этой главе выделяется три вида ответственности:
- административная;
- уголовная;
- изъятие лесопродуктов, полученных в результате нарушения;
- возмещение ущерба.
Административная/уголовная ответственность наступает и реализуется с соблюдением всех норм Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ. При этом согласно статье 99 Лесного кодекса России понесенное наказание не может освободить нарушителя от возмещения ущерба.
Так, если действия гражданина стали причиной пожара и выгорания существенной части леса, то он понесет не только уголовную или административную ответственность (в зависимости от обстоятельств дела), но и будет обязан возместить (например, путем принудительных работ) принесенный им ущерб лесным участкам земель.
Изъятие заготовленных в результате нарушений лесопродуктов и орудий, которые способствовали их добыче, осуществляется в рамках статьи 99.1 Лесного кодекса РФ. Вся древесина, транспорт и средства для добычи древесины изымаются (конфисковываются) безвозмездно в пользу государства.
При этом нарушителей также никто не освобождает от принудительного возмещения ущерба, который причинили его действия лесным земельным участкам. Например, если в ходе незаконной вырубке леса, организацию наказали не только изъятием, но и уголовно, представитель организации (руководитель) обязан будет возместить ущерб или в денежном эквиваленте, или в натуре (путем, например, посадки насаждений, которые его организация уничтожила).
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Вопросы и ответы юристов
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
Кто сможет оформить землю по «лесной амнистии»?
-
Федеральный закон от 28.11.2011 N 335-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«Об инвестиционном товариществе»
-
Федеральный закон от 07.05.2013 N 77-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О парламентском контроле»
-
Федеральный закон от 27.12.2019 N 468-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации»
-
Поручение Президента РФ
«Поручения в связи с пожарами в Якутии»
-
Указ Президента РФ от 09.08.2021 N 459
«О внесении изменений в Положение об Управлении Президента Российской Федерации по приграничному сотрудничеству, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 2018 г. N 559»
-
Указ Президента РФ от 09.08.2021 N 460
«Об учреждении ордена «За заслуги в культуре и искусстве» и медали «За труды в культуре и искусстве» (вместе со «Статутом ордена «За заслуги в культуре и искусстве», «Положением о медали «За труды в культуре и искусстве»)
-
Поручение Правительства РФ от 11.08.2021
«О решениях по итогам рабочей поездки в Сахалинскую область»
-
Распоряжение Правительства РФ от 10.08.2021 N 2204-р
«О выделении бюджетных ассигнований для предоставления межбюджетного трансферта бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на осуществление специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами
-
Постановление Правительства РФ от 09.08.2021 N 1317
«О внесении изменений в перечень иных выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для целей применения частей 5 и 5.1 статьи 30.5 Федерального закона «О национальной платежной системе»
Огромная территория страны занята землями лесного фонда. В 2006 году в РФ принят Лесной кодекс, призванный регулировать взаимоотношения собственника всех земель лесного фонда в лице государства и физических, юридических лиц, выступающих в качестве арендаторов или пользователей иного правового статуса.
Детально все вопросы, касающиеся земель лесного фонда России, рассмотрены в лесном законодательстве.
Знайте, что к землям лесного фонда относятся следующие территории:
- Участки земельного массива с растущими лесными растениями;
- Участки земли, выделенные для высадки лесных растений взамен вырубленным;
- Территория лесного фонда, где лесные растения пострадали от пожаров, вырубки. На таких территориях проводят восстановление лесного массива путем высадки молодняка;
- Нелесные земли, которые применяются для охраны лесного фонда или используются для осуществления деятельности по управлению и контролю над территорией лесного фонда. Сюда относятся дороги, просеки, противопожарные рвы, болота.
Поймите, что далеко не всегда получается перевести земли лесного фонда в другие категории земель. Для положительного результата требуется получить особый документ от Правительства РФ, в котором указывается возможность осуществления перевода из лесного фонда в другую категорию конкретного участка лесного массива.
Инициировать процесс смены категории земли могут следующие лица:
- Юридические;
- Физические;
- Администрация поселения, которая на основании генерального плана застройки претендует на расширении территории поселения.
Первоначально подаются следующие бумаги в Правительство РФ:
- Обращение к Правительству России о переводе земель лесного фонда в другую категорию в отношении конкретного участка лесного массива;
- Копию удостоверения личности для физического лица, выписку из ЕГРЮ для юридического лица;
- Справка о владельцах права распоряжаться данным участком из ЕГРП;
- Кадастровый план участка лесного фонда, составленного в соответствии с данными лесоустройства на территории, список сооружений и возведенных конструкций на участке;
- Акта выбора участка лесного фонда;
- Документ, содержащий письменное решение специального федерального органа по лесоустройству в отношении вышеназванного акта;
- Расчет потерь лесного хозяйства в случае перевода земли из лесного фонда в иной;
- Детальный проект возводимого сооружения, которое должно быть размещено на территории, переводимой из лесного фонда в другую категорию землепользования. Данный проект должен быть согласован уполномоченными представителями органов по градостроению и архитектуре;
- Документ, полученный от исполнительной власти, о том, что по итогам геодезических работ и разведки ископаемых ресурсов, полезных и ценных пород не найдено в пределах данного участка;
- Если есть данные о наличии ресурсов на участке, то необходимо получить разрешение на их промышленную разведку и разработку;
- Разрешительный документ из органов государственной экспертизы по экологии и состоянию окружающей среды на перевод земли из лесного фонда. В документе должно быть обоснован факт отсутствия последствий для окружающей среды после вырубки лесного массива;
- Составленный Правительством РФ проект постановления о переводе земель лесного фонда в иную категорию;
- Дополнительная документация, которая требуется в данном случае в отношении конкретной категории земли, в которую осуществляется перевод земель лесного фонда.
Законным способом увеличить часть своего участка за счет земель лесного фонда, находящихся в государственной или муниципальной собственности, стало возможно после принятия так называемого Закона о лесной амнистии (Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», далее – Закон о лесной амнистии).
Закон о лесной амнистии устанавливает особенности отнесения земельных участков из состава лесного фонда в соответствии с данными государственного лесного реестра (далее – ГЛР) к землям иных категорий, а также порядок исправления сведений о земельных участках в ЕГРН.
Цель лесной амнистии – приведение субъектами РФ до 1 января 2023 г. сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН.
Согласно лесной амнистии данные участков, зафиксированные в ЕГРН, получают приоритет перед сведениями государственного лесного реестра, который представляет собой систематизированный свод информации о лесах, об их использовании и охране.
Таким образом, если есть разница между фактически используемой гражданином площадью земельного участка и площадью кадастровой, указанной в ЕГРН, то согласно Закону о лесной амнистии для такого участка можно выполнить межевание и внести в ЕГРН сведения о границах, несмотря на их наложение на лесную территорию.
Лесной амнистией можно воспользоваться только в том случае, если земельный участок облагорожен гражданином, огорожен забором, а также находится на территории лесного фонда, земли которого отмежеваны.
Для начала надо выяснить, кому действительно принадлежит та земля, которую автор вопроса относит к лесному фонду.
Чтобы прирезать участок лесного фонда, применив Закон о лесной амнистии, заинтересованному гражданину надо подать в органы местного самоуправления по месту нахождения участка заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (заявление о прирезке участка) и утвержденный проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Просьба не путать проект межевания территории с межевым планом, в котором указываются координаты границ и площадь конкретного участка, что изготавливают кадастровые инженеры для постановки участка на кадастровый учет.
Проект межевания территории готовят на территорию всего квартала, в нем определены границы и площади всех земельных участков внутри квартала. После публичных слушаний проект межевания территории утверждается органами местного самоуправления.
Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (ч. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ).
В ст. 39.15 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) прописан порядок предварительного согласования предоставления земельного участка, указаны требования к заявлению гражданина о прирезке участка и необходимый перечень документов, предоставляемых с ним.
Если у вас отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, то тогда обязательно потребуется предоставить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (пп. 2 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ).
В любом случае в соответствии с ЗК РФ образование земельного участка должно осуществляться в соответствии с проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее – схема) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории (п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ). Данная схема делается гражданином за свой счет. Схему расположения вы можете предварительно заказать у кадастрового инженера, заключив с ним договор.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется по выбору заинтересованного в прирезке гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе (п. 9 ст. 11.10 ЗК РФ).
При образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области лесных отношений (ч. 1 ст. 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», далее – Закон о введение в действие ЗК РФ).
Таким образом, органы местного самоуправления должны в порядке межведомственного взаимодействия согласовать предоставленную гражданином схему с региональным органом власти, уполномоченным в области лесных отношений. В Московской области таким органом власти является Московский областной комитет лесного хозяйства.
Срок согласования схемы с органом местного самоуправления составляет от 30 до 45 дней со дня поступления от гражданина заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (ст. 39.18 ЗК РФ).
Решение органа местного самоуправления о предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданину является основанием для предоставления земельного участка.
В этом случае с органом местного самоуправления заявитель-гражданин заключает договор, а участок в новых границах ставится на кадастровый учет и оформляется на гражданина.
В п. 6–7 ст. 3.5 Закона о введение в действие ЗК РФ перечислены основания для отказа в согласовании предоставленной гражданином схемы. Если вы не согласны с отказом в согласовании схемы, то можете обжаловать его в суде (п. 8 ст. 3.5 Закона о введение в действие ЗК РФ).
В любом случае автору вопроса лучше всего начинать с посещения кадастрового инженера, который поможет и с консультацией по конкретной ситуации, и с оформлением необходимой документации, а также проведет кадастровые работы по изготовлению межевого плана.
Если такое решение и принимается, то для этого необходимо специальное Постановление Правительства Российской Федерации. Однако если ранее на землях лесного фонда были созданы поселки, население которых занималось освоением лесов, то в соответствии со статьей 9 Закона от 04.12.2006 года
«О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации»
, земля под ними подлежит переводу в земли населенных пунктов. При проведении данной процедуры применяются положения федерального закона от 21.12.
Правительство упростило порядок вывода земель из лесного фонда
В областном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области» эта норма раскрывается подробнее и касается уже исключительно земли: арендатор может приобрести участок в собственность по рыночной стоимости через 3 года с момента заключения договора аренды. Обязательным условием для этого является надлежащее использование этого земельного участка.
Подобные случаи незаконного захвата лесов фиксируются экологами и местными жителями чуть ли не каждый месяц. Леса исчезают за частными заборами с ужасающей быстротой. Даже статус заказника не становится преградой для захватчиков. Так, участники движения «Против захвата озер» располагают документами, свидетельствующими о том, что на территории ООПТ (особо охраняемой природной территории) «Раковые озера» уже несколько участков находятся в частной собственности! Участок, арендованный Центральным научно-исследовательским институтом материалов (ЦНИИМ) в 1993 году, недавно в нарушение Земельного кодекса был оформлен в собственность (приватизация земель особо охраняемых природных территорий запрещена!). Более того, на действующем сейчас кадастровом паспорте этого участка категория земель уже изменена с ООПТ на «земли населенных пунктов». При этом природоохранный прокурор Ленинградской области Владимир Иванилов, судя по его ответу, уверен, что перевод земель ОАО «ЦНИИМ» не осуществлялся. Правда, о том, что земли особо охраняемых природных территорий были оформлены в собственность, он знает, но этот факт не вызывает у него вопросов. Неужели прокурор не знаком с Земельным Кодексом? Кстати, есть сведения, что в ЦНИИМ подумывают о продаже своего участка на «Раковых озерах». В связи с этим цель цепочки подлогов и нарушений становится понятной. Видимо, кому-то приглянулся участок в заказнике!
Но означает ли это, что бизнес-субъект или хороший хозяин-физлицо не может стать собственником земельного участка, относящегося к лесному фонду, вообще никак? Нет.
Этому есть две причины:
- народ – это не только широкие слои населения, это и крупные предприниматели.
- и главное – существуют совершенно законные методы либо решить вопрос с приватизацией нужного земельного участка, либо хотя бы получить его в очень длительное пользование (практически навсегда):
Изменение целевого назначения участка, принадлежащего к лесфонду – очень сложная и длительная процедура, часто не гарантирующая результата.
Нужно обосновать необходимость перевода земель в другую категорию, оформить огромное количество документов и пройти все круги согласований в ряде учреждений (инстанций), прежде чем Правительство РФ удовлетворит вашу потребность в данных гектарах – выдаст соответствующее распоряжение. Нужно:
- изменение черты города согласно новому генплану, утвержденному и согласованному на федеральном уровне, либо
- заключение госэкспертизы о ненужности земельного участка лесному хозяйству или невозможности продолжать его использование по текущему назначению.
Если первый вариант не подходит, следует обратиться в региональное подразделение Рослесхоза и выяснить, каковы шансы получить такое заключение. Если велики, можно начинать процедуру перевода.
Лесной участок может быть взят в аренду на срок до сорока девяти лет включительно. Чем дольше, тем лучше, особенно учитывая что «автопродление» договора аренды законом не предусмотрено.
Но самое интересное, что после пятнадцати лет пользования арендуемым земельным участком добросовестный арендатор может обрести право собственности на него. Причем нигде в законодательстве не указано, что на земли лесфонда эта норма не распространяется. Если что, и поменять целевое назначение участка после стольких лет хозяйствования становится проще.
За некоторыми исключениями, лесфондовские земли сдаются в аренду после аукциона. Он должен быть объявлен в установленном порядке, после чего надо подать заявку и уплатить задаток, а на аукционе предложить самую высокую арендную плату.
Но последнее – не всегда, поскольку заявка может быть подана только одна. Если это так и она ваша, аукцион признается состоявшимся, а с вами обязаны заключить договор аренды.
Его надо правильно составить, зарегистрировать, затем предоставить надзорному органу проект освоения лесов и каждый год подавать лесную декларацию.
По общим правилам зарегистрировать земли лесного фонда в собственность нельзя. Однако физические и юридические лица могут ходатайствовать о смене категории территории и тем самым получить право на ее приобретение.
Разрешение на изменение ВРИ (вид разрешенного использования) выдается на трех уровнях:
- местном;
- региональном;
- федеральном.
ВАЖНО! Процедура изменения ВРИ участка, принадлежащего лесному фонду, длится долго. Поэтому, чтобы пользоваться, заключают арендное соглашение по интересующему объекту.
- Сбор ягод и грибов, лекарственных растений;
- Заготовка древесины;
- Охота и рыбалка;
- Ведение сельского хозяйства, в том числе: сенокос, выпас скота, пчеловодство, оленеводство, выращивание с/х культур и прочая сельскохозяйственная деятельность;
- Научно-исследовательская деятельность, а также образовательная в сфере лесного хозяйства;
- Рекреационная деятельность, в том числе: организация отдыха и туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности с сохранением природных ландшафтов, объектов животного и растительного мира, водных объектов;
- Выращивание саженцев, плодово-ягодных и декоративных растений, а также лесных плантаций (посадка деревьев определенных пород);
- Геолого-исследовательские изыскания;
- Создание водохранилищ, линейных объектов;
- Переработка древесины;
- Религиозная деятельность, то есть возведение зданий и сооружений религиозного или благотворительного назначения.
На участках лесного фонда любая частная капитальная застройка запрещена.
Речь идет, конечно, о жилых домах. Другими словами, брать в аренду участок в лесном фонде, чтобы построить на нем дом — это ошибка: арендатор рискует потерять впоследствии и участок, и дом.
Однако на таких землях можно строить другие объекты:
- временные постройки для проживания людей, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием леса;
- временные постройки для осуществления рекреационной деятельности (без проведения вырубки больших лесных участков);
- физкультурно-оздоровительные, детские лагеря;
- спортивные и спортивно-технические сооружения для осуществления рекреационной деятельности;
- капитальные сооружения для лесопользования в религиозных целях;
- лечебно-оздоровительные учреждения;
- временные постройки для деятельности, связанной с научными исследованиями, геолого-изыскательными работами, поиском месторождений.
Несмотря на то, что частная застройка в лесном фонде запрещена, существует возможность строительства дома на территориях, расположенных на границе с естественными или искусственными лесными насаждениями. В этом случае необходимо добиться разрешения на перевод земли из одной категории в другую.
Согласно Лесному кодексу РФ, на землях лесного фонда запрещено:
- Любое строительство жилых домов, коттеджей, и прочих частных владений;
- Размещать садоводческие товарищества (СНТ) и дачные кооперативы (ДНТ, ДПК);
- Ставить заборы и другие типы ограждений на арендованные участки (за исключением природоохранных территорий);
- Ограничивать свободный доступ граждан к лесным ресурсам в случае опасности (например, лесного пожара), а также егерей, инспекторов;
- Находиться и вести деятельность на особо охраняемых землях;
- Портить лес, допускать пожары и истощение почвы;
- Собирать грибы и ягоды, растения, занесенные в Красную книгу РФ, а также те, которые относятся к наркотическим и психотропным веществам;
- Делать заготовку древесины запрещенных пород деревьев и кустарников (согласно Приказу Рослесхоза от 05.12.2011 N 513 «Об утверждении Перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается»);
- Вести сплошную вырубку лесов на территориях, где их естественное воспроизводство затруднено или невозможно.
- Объектом аренды могут являться лесные территории, оформленные как государственная собственность и состоящие на кадастровом учете;
- Нельзя арендовать участки лесного фонда, находящиеся на территории заповедников, а также земли, где произрастает уникальная флора;
- Кроме того, лесные территории запрещается арендовать с правом выкупа в частную собственность, либо отдавать в субаренду.
Других ограничений по аренде земельных участков нет.
Порядок арендных взаимоотношений прописан в вышеупомянутом Лесном кодексе и других законодательных актах. Образцы и формы соглашений можно запросить у местных властей, с которыми планируется заключить сделку.
Арендовать участок в лесном фонде может:
- Любое дееспособное и совершеннолетнее физическое лицо;
- Предприятие (юридическое лицо), при условии что оно отсутствует в перечне недобросовестных арендаторов и пользователей лесных территорий;
- Текущий арендатор, при продлении договора (при условии отсутствия задержек по оплате арендных платежей и нарушения других договорных условий).
Началом отношений является подписанный договор аренды между сторонами. Он может быть подписан как по итогам проведенного аукциона, так и без него — если участок предоставлен во временное пользование в результате государственного постановления (об этом мы подробнее остановимся ниже).
Помимо вышеуказанных правил (что можно, а что нельзя) к новым владельцам участков предъявляется общие требования:
- эксплуатировать земли согласно их назначению;
- соблюдать дисциплину по внесению арендных платежей;
- не мусорить (не засорять) участок;
- следить за состоянием почвы;
- выполнять все мероприятия по пожарной безопасности;
- придерживаться требований лесорубного и лесного билета (если на территории планируется вырубка и заготовка древесины).
Это базовые вещи. Некоторые дополнительные требования устанавливаются индивидуально. Здесь действует принцип: чем серьезней планируется вторжение арендатора в природную среду, тем больше условий прописывается в договоре.
Земли лесного фонда могут быть переданы как на длительное, так и в кратковременное пользование.
Срок аренды по договору зависит от целей, под которые арендуется данный ЗУ.
Самый минимальный срок аренды – 1 год. Его обычно используют в случаях, когда не планируются какие-либо масштабные работы на участке (например, в целях проведения исследований местности).
В интересах заготовки древесины, постройки водохранилищ и благоустройства, земли лесного фонда могут быть переданы в аренду на максимальный срок: вплоть до 49 лет.
Разумеется, до начала аукциона вы должны быть уверены в своем решении. Для этого желательно съездить и физически осмотреть участок, и собрать все бумаги и подготовить деньги.
Следом идет участие в аукционе. Для этого подается заявка и оплачивается залог. В случае если ваша ставка наилучшая — вы выигрываете торги.
Организатор аукциона обязан подписать с его победителем договор аренды в течение максимум 10 суток, со дня подписания акта торгов.
Договор аренды при этом оформляется и выглядит довольно стандартно: в нем перечисляются все права и обязанности арендатора и арендодателя, величина арендной платы, условия ее пересмотра, ответственность сторон, условия расторжения, форс-мажорные обстоятельства.
Дабы не нарваться на штраф и потерю залога, важно сделать первый платеж четко до оговоренного срока. Следует также не забывать про проценты за просрочки и пени.
- Трансформация земельных ресурсов и производство продукции растениеводства в субъектах РФ 2011 / Дубачинская Наталья Николаевна, Дусаева Евгения Муслимовна, Дубачинская Нина Никоноровна
- Земельные ресурсы в аграрном секторе республики Дагестан 2013 / Юнусова Патимат Сулеймановна
- Становление и развитие сельского хозяйства в Приамурье (исторический аспект) 2010 / Кодякова Т. Е.
- Проблемы продовольственного обеспечения и землепользования в Башкортостане 2015 / Галиев Рустам Равилович
- Региональная стратегия использования земельных и материально-технических ресурсов сельского хозяйства 2011 / Ильина И.В., Сидоренко О.В.
- Повышение эффективности земельных отношений как один из факторов развития агропромышленного комплекса 2018 / Пашута А.О., Котелевская Н.К.
- Проблемы развития сельскохозяйственных организаций республики Дагестан 2016 / Магомедов А.М.
- Аграрный сектор Печоро-Уральского Севера 2014 / Иванов Валентин Александрович
- О состоянии использования земель и растениеводства в республике Саха(Якутия) 2009 / Егоров Е.Г., Никифоров М.М.
- Особенности дифференциации развития аграрных формирований в регионе (на материалах Ульяновской области) 2011 / Орлова Л. Д., Ильина Л. А.
СНТ и ИЖС имеют свои плюсы и минусы.
При приобретении земельного участка СНТ, могут возникнуть определенные сложности, т.к. коммуникации, расположенные на участке, не всегда пригодны для проживания, а значит, могут возникнуть проблемы с регистрацией в дачном доме.
В свою очередь, ИЖС обладает необходимыми условиями и коммуникациями, для постоянного проживания на земельном участке.
Приобретая участок под ИЖС, можно сэкономить время и не решать формальные вопросы.
Но если земельный участок все же был приобретен в СНТ, то вариантом решения проблем, может являться перевод участка из СНТ в ИЖС.
С одной стороны, процедура довольна простая. Для перевода потребуется собрать определенные документы, обратиться с заявлением в местную администрацию и ждать ответа.
С другой стороны, можно получить отказ от администрации в переводе земли из СНТ в ИЖС.
Отказ может быть из-за множества причин, например, данный перевод именно этого участка может быть под запретом или не соответствовать плану развития территории и пр.
Понятие ИЖС расшифровывается как «индивидуальное жилищное строительство».
Уже из самой расшифровки названия видно, что земли индивидуальные, а значит, строить можно что угодно и как угодно, не задумываясь о том, что нарушается закон.
Допускается возведение на земельных участках под ИЖС жилых зданий, надворных, хозяйственных построек (гараж, баня и пр.).
При выборе земель под ИЖС, стоит обратить внимание:
- Объекты ИЖС (жилые дома) не могут быть выше трех этажей.
- Жилой дом может предназначаться для проживания только одной семьи.
- Возведение дома на участке должно быть произведено в течение трех лет, с момента приобретения земли.
Прежде чем приступать к строительству строений на участке, необходимо получить проект жилого строения и согласовать его с контролирующими органами.
- 29 Февраля 2012, 13:02 23 Тверь отметит Год российской истории: в городе планируют установить таблички с названиями 40 мостов
- 13 Февраля 2012, 17:02 26 В Конакове прошла акция протеста жителей против разрушения корпусов фаянсового завода
- 03 Февраля 2012, 10:02 0 Пенсионный фонд ждет отчеты от работодателей за 2011 год не позднее15 февраля
К сожалению, сегодня не существует полного массива геоданных по границам территорий природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины. Луганщина тут не исключение. По этой причине мы не можем точно измерить площади степных участков, входящих в состав ПЗФ со статусом лесных земель. Однако даже поверхностный анализ доступных данных показывает, что само явление имеет место и требует более детального изучения. Так, например, общезоологический заказник «Лесная Жемчужина» (Белокуракинский район) включает участки степей, числящихся в составе Лозно-Александровского лесничества Белокуракинского ЛОХ (кварталы № 2 и 10). Ботанический памятник природы «Спиваковский» целиком состоит из степного участка, но входит в состав ГП «Новоайдарское ЛОХ». В ГП «Беловодское ЛОХ» степи составляют несколько «лесных» кварталов, все они входят в состав общезоологического заказника «Балка Березовая» (Меловской район). Пять кварталов ГП «Старобельское ЛОХ» находятся в пределах ботанического памятника природы «Новобелая» (Новопсковский район). Из ГП «Ивановское ЛОХ» по два «степных» квартала попадают в общезоологические заказники «Иллирийский» и «Перевальский». Степные территории в ГП «Беловодский ЛОХ» (Беловодский район) находятся в пределах РЛП «Беловодский» (четыре квартала) и общезоологических заказников «Евсуг-Степное» (составляют половину территории заказника) и «Кононовский».
В общезоологическом заказнике «Гераськовский» в Марковском районе области мы обнаружили вновь созданный квартал лесонасаждений. Стоит вспомнить и историю с облесением 50 га на территории филиала Луганского природного заповедника «Трехизбенская степь».
Процедура перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов
Все новости
- 06:00 Победитель проекта «Waterfront/Водная линия» предложил «новую жизнь» трубе на Васильевском
- Вчера
- 22:52 Визовые центры начинают принимать заявления на получение визы
- 22:39 Петербургские художники вышли рисовать на Дворцовую площадь
- 22:06 В Петербурге прошел праздник казачества для детей и школьников
- 21:59 На перекрестке Каменноостровского и Рентгена сбили мотоциклиста с пассажиркой
- 21:34 В Петербурге начались съемки фильма «Нахимовцы»
- 21:00 На видео попал момент столкновения трех авто на улице Пестеля
- 20:54 В сквере Володина посадят деревья и кустарники
- 20:25 По улицам города разгуливала «смерть»
- 20:14 На перекрестке Гаккелевской и Богатырского сбили 12-летнего ребенка
- подготовить необходимые документы;
- подать заявление о выкупе;
- согласовать условия передачи земельного участка между продавцом и покупателем;
- подписать оферту и передать для подписания продавцу;
- оплатить, при необходимости, нужные платежи;
- получить договор купли-продажи, Постановление о предоставлении земли;
- зарегистрировать переход права в Росреестре.
Если арендодатель по каким-либо причинам избегает оформления договора купли-продажи земли, то арендатор может подать на него в суд.
Во введении к Земельному кодексу строго определены субъекты и сроки переоформления земельных участков, а также стоимость выкупа (или бесплатная передача) при определенных условиях для граждан и юридических лиц. Указаны специальные законы, по которым оформляется передача земельных участков.
Бесплатно могут быть переданы земельные участки:
- гражданам, использующим такие земельные участки на землях сельскохозяйственного назначения (СНТ, ДНП и пр.),и документально подтверждающим условия, указанные в Федеральном законе № 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»;
- гражданам на земельных участках с категориями земли под индивидуальное жилищное строительство, земли поселений и пр., у которых есть право на бесплатное получение земли в собственность согласно законодательству.
- Отдельным категориям юридических лиц.
Бывает большое количество мотивировок при отказах переоформления земли из аренды:
- не могут продать землю, пока ее не разделили на федеральную и муниципальную;
- нет утвержденного генерального плана;
- недостаточный пакет документов;
- границы Вашего земельного участка пересекаются с границами смежных землепользователей;
- этот земельный участок уже передан другому субъекту;
- земельный участок ограничен в обороте, имеет запрет на приватизацию, установленный федеральным законом (основание для отказа, если это действительно так);
- земля зарезервирована для государственных или муниципальных нужд (основание для отказа, если это действительно так);
- есть серьезная путаница в документах разных лет и пр.
В нашей практике была еще одна ситуация (аренда наоборот): члены СНТ обратились в Администрацию Всеволожского района для получения в собственность своих земельных участков, с 1960-х годов находящихся в бессрочном пользовании граждан. Администрация отказала, мотивируя это тем, что считает землю СНТ и граждан находящейся в аренде (а не в бессрочном пользовании) и имеющей огромную задолженность по арендной плате. Сейчас мы проводим множественные судебные дела для получения решений судов о бесплатной передаче гражданам земельных участков по нормам Земельного кодекса РФ.
Согласно закону, решение об отказе в выкупе земельного участка из аренды или бесплатной передаче в собственность должно быть обоснованным, мотивированным и содержать ссылки на соответствующие нормативно-правовые акты. При несоблюдении данного требования оно может быть оспорено в судебном порядке.
В соответствии с российским законодательством, к землям лесного фонда относятся не только сами леса, но и территории хозяйственного назначения, выполняющие защитную, инфраструктурную, восстановительную и иные функции.
Таким образом, ЗЛФ – это территории, предназначенные для:
- лесной растительности;
- ведения лесного хозяйства;
- обслуживания, охраны и защиты лесов;
- иной деятельности, направленной на их сохранение как экосистемы и восстановление как природного ресурса.
Государственный лесной фонд и его составные части могут располагаться не только на ЗЛФ, но и на землях иных подвидов, хотя первая категория является преобладающей. Исходя из этого определяется правовой режим использования, охраны и защиты лесных территорий, но сами земли из-за своего целевого назначения категорию менять не обязаны. Обычно это – особо охраняемые территории, имеющие природоохранное значение.
В отличие от всех остальных категорий единственным субъектом, в чьей собственности земли лесного фонда могут находиться, – государство.
Закон определяет монополию федеральной собственности на ЗЛФ, что вызвано особым природоохранным режимом этих территорий.
В то же время допускается, что на основании нормативно-правовых актов или договоров ЗЛФ земли, занятые растительностью или по иным причинам отнесенные к лесным, могут находиться в пользовании других лиц либо передаваться в собственность субъектов РФ.
Регулирование лесных отношений учитывает представления о лесе как о совокупности растительного и животного мира, а также других элементов природы и окружающей среды. Правовой режим земель лесного фонда формируется с учетом их важного экономического, социального, экологического значения, поэтому такие территории не только находятся под особой охраной со стороны государства, но и ограничены в обороте (пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК).
В соответствии со ст. 7 ЛК, участки лесного фонда следует отграничивать от остальных земель посредством нанесения необходимых пометок на планово-картографических материалах и обозначения на местности с помощью специальных лесохозяйственных знаков.
Правовое обеспечение и правовой режим, применяемые к ЗЛФ, зависят от назначения земель, в соответствии с которым они поделены на:
- защитные лесонасаждения, цель освоения которых состоит в сохранении природоохранных, средообразующих, санитарно-гигиенических и иных полезных функций лесов;
- эксплуатационные леса. Цель их освоения – получение высококачественной древесины и прочих лесных ресурсов;
- резервные леса, использование которых не предполагает заготовку древесины в течение 20 лет после их отнесения к этой категории.
Характерная особенность земель лесного фонда – это плодородие и способность находящейся на них растительности самовосстанавливаться. Леса следует особым образом охранять от пожаров, загрязнений и любых других негативных воздействий в том числе природного характера, что отражается и на правовом режиме их использования.
Касается это не только ЗЛФ, но и смежных с ними участков, считающихся землями населенных пунктов.
Нередко границы территорий, отнесенных к разным категориям, являются спорными. В связи с этим наложение земельного участка на земли лесного фонда препятствует, например, оформлению жилых построек, осуществлению межевания и иным действиям, которые на первый взгляд не могут повредить состоянию лесного фонда.
Как упоминалось выше, ЗЛФ не могут находиться в частной собственности – их владельцем в подавляющем большинстве случаев является либо государство, либо регион или муниципалитет, если это право передано им нормативным актом или иным законным основанием.
Единственная возможность получить такие земельные участки в собственность – изменить их целевое назначение и, соответственно, перевести их в другую категорию.
О том, как оформить в собственность земли лесного фонда путем их перевода, мы расскажем ниже.
Кроме того, ст. 9 ЛК позволяет передавать лесные земли в постоянную эксплуатацию гражданам и организациям, которые намереваются использовать лес, например, для коммерческой деятельности. Это возможно на основании:
- права постоянного пользования;
- аренды земельных участков;
- сервитута, в том числе публичного;
- права безвозмездного пользования;
- концессионного соглашения.
Рассмотрим некоторые из них подробнее.
ЗЛФ – это земли лесничеств и лесопарков, занятые древесно-кустарниковой растительностью, и нелесные территории, предназначенные для профилактической и иной лесной деятельности. Они находятся под особой охраной, что определяет правовой режим их использования. Так, к ним применяется ограниченный перечень видов использования, исключающий негативное влияние на леса. ЗЛФ не могут находиться в частной собственности, по крайней мере пока их не переведут в иную категорию земель, например, в рамках лесной амнистии.
По оценке экспертов российского отделения Greenpeace, площадь бывших сельскохозяйственных земель, заброшенных в период с 1985 года, неиспользуемых в течение 6 лет и более (то есть тех, которые можно считать в целом заброшенными), составляет в нашей стране 76,3 млн га. Есть и более старые заброшенные земли, но по ним данных пока нет.
По оптимистической оценке Минсельхоза, в период до 2024 года в сельскохозяйственное использование можно вернуть примерно 4,8 млн га таких земель (скорее всего, это сильно завышенная оценка). Из всех этих заброшенных земель по меньшей мер 60 миллионов гектаров — это безнадёжно заброшенные земли, которые уже заросли лесом (не менее 30 миллионов гектаров), или постепенно зарастают им.
Хотя для сельского хозяйства эти земли непригодны или неинтересны, для лесного хозяйства они весьма хороши — лесное хозяйство менее требовательно к качеству земель, климату, инфраструктуре и трудовым ресурсам. При правильной организации лесного хозяйства на этих землях можно выращивать ежегодно больше ценной древесины, чем её сейчас заготавливается и воруется во всех официальных лесах России — и за счёт этого не только создать рабочие места и доходы для развития сельских территорий, но и снять нагрузку и угрозы со многих ценных природных территорий.
Сейчас эти заброшенные земли и самовольно вырастающие на них леса никак не используются — поскольку за сам факт существования такого леса собственник земли может быть оштрафован на большую сумму (до 50 тыс. руб. для граждан, до 700 тыс. руб. для организаций), а земля может быть изъята. Более того — чтобы избежать штрафов и изъятия земли, собственники часто просто сжигают такие леса, и это является одной из важнейших причин крупных лесопожарных катастроф в нашей стране.
Тот вариант решения проблемы, который предлагает Минприроды — переводить заброшенные и зарастающие лесом земли сельхозназначения в земли лесного фонда, и только потом вести на них полноценное лесное хозяйство, проблему не решит. Главных причин две.
Во-первых, чтобы перевести эти земли в земли лесного фонда, их нужно будет отобрать у нынешних собственников (поскольку Лесной кодекс РФ однозначно говорит, что земли лесного фонда могут принадлежать только Российской Федерации). А это процесс несправедливый (собственники не виноваты, что законодатели не разрешают использовать самым эффективным и во многих случаях единственно возможным способом — для лесовыращивания), долгий (в подавляющем большинстве случаев, даже если правительство придумает упрощённый порядок перевода, земли придётся отбирать через суд) и дорогой. Если переводить так, как это делается сейчас, то для перевода всех пригодных для лесного хозяйства заброшенных сельхозземель в земли лесного фонда потребуется несколько столетий, и стоить это будет несколько миллиардов рублей ежегодно.
Во-вторых, в рамках действующего лесного законодательства эти земли, если их перевести в земли лесного фонда, так и останутся просто заброшенными. Связано это с тем, что нынешнее лесное законодательство ориентировано не на развитие лесного хозяйства, а на простое использование существующих спелых лесов как природного месторождения древесины (эта модель лесопользования называется «экстенсивной», или «бесхозяйственной»). В рамках этого законодательства организовать на новом месте, например, на заброшенной сельхозземле, эффективное лесное хозяйство практически невозможно. Таким образом, государство, потратив колоссальные деньги и много времени, получит в собственность всего лишь десятки миллионов гектаров спонтанно зарастающих лесом пустошей. Это не принесёт ни рабочих мест, ни доходов, необходимых для развития сельских территорий.
Предложение простое: пойти по тому же пути, по которому давно идёт большинство стран мира, заботящихся о развитии своих сельских территорий. Путь этот состоит в том, чтобы лучшие сельхозземли использовать для современного высокоэффективного сельского хозяйства (которое позволяет с этих лучших земель получать в разы больше продукции, чем десятки лет назад). А те земли, которые для этого высокоэффективного сельского хозяйства не годятся, отдать под разные варианты лесного и смешанного хозяйства (плантационное лесоразведение, лесное фермерство, классическое лесное хозяйство, агролесоводство, а местами и под восстановление утраченных ценных лесных экосистем). При этом землю ни у кого не отбирать, а дать возможность использовать её самым эффективным с точки зрения собственника образом, для сельского или лесного хозяйства, или для сочетания их в разных пропорциях.
Правовое регулирование выращивания лесов на таких землях должно быть упрощённым — чтобы, например, фермеру или иному землевладельцу не приходилось содержать целый штат писарей для поддержания такого бумагооборота, без которого нельзя обойтись в подведомственных Минприроды государственных лесах.
В мире такого опыта полно: например, в Китае на выбывших из использования сельхозземлях в период с 1990 года высажено уже около 95 миллионов гектаров лесов, главным образом ради борьбы с опустыниванием, повышения эффективности сельского хозяйства, выращивания древесины, борьбы с бедностью.
В Европейском Союзе масштабы не такие впечатляющие, но в рамках долгосрочной программы по облесению низкопродуктивных и неудобных сельскохозяйственных земель, для повышения эффективности сельского хозяйства, выращивания древесины и сельского развития с 1994 года создано около 2,5 млн га новых лесов (это не считая тех, которые собственники создают сами, без какой-либо господдержки).
Если сделать так, то в перспективе, при некоторой государственной поддержке на начальных этапах, на заброшенных и сейчас пустующих сельхозземлях в перспективе можно будет выращивать до трехсот миллионов кубометров древесины в год, и поддерживать за счёт одного только лесного хозяйства до ста тысяч постоянных рабочих мест.
Но чтобы это светлое и счастливое лесное будущее когда-нибудь наступило консервативные государственные чиновники должны ему хотя бы не мешать.
Перевод ЗЛФ в земли населенных пунктов (ЗНП) возможен только по результатам определения, уточнения или изменения границ поселения. Обычно он осуществляется через документы территориального планирования путем утверждения или обновления:
- генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов;
- схемы территориального планирования муниципального района, на которой отражаются границы сел и поселков за пределами поселений.
Упрощенная процедура перевода, согласно и , выглядит так:
- Заинтересованное лицо направляет в орган местного самоуправления мотивированное заявление.
- Местное самоуправление готовит проект документа территориального планирования, по которому ЗЛФ должны быть включены в ЗНП, и вместе с обоснованием направляет в ответственный орган власти субъекта РФ.
- Орган власти субъекта РФ отсылает эти документы в территориальный отдел Рослесхоза.
- В течение 30 дней Рослесхоз готовит заключение, которым согласовывает или отказывает в переводе.
- Через 30 дней после получения заключения региональный орган принимает решение о включении ЗЛФ в ЗНП, устанавливает виды разрешенного использования или отказывает в этом.
Как узаконить участок земли в лесу?
Государственное управление лесным фондом базируется на принципах:
- устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды);
- рационального, непрерывного, неистощительного использования лесного фонда в интересах Российской Федерации и ее субъектов;
- несовместимости реализации функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины (ст. 50 ЛК РФ).
Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство РФ непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.
Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют названные функции в области лесного фонда непосредственно или через территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством, если это предусмотрено соглашением между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации о передаче осуществления части названных полномочий. Положение о федеральном органе управления лесным хозяйством утверждается Правительством РФ. Этот орган осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно либо через свои территориальные органы. Функции государственного управления лесным фондом в настоящее время возложены на Министерство природных ресурсов РФ. Оно действует на основании Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. № 72. Данное Министерство организует и обеспечивает рациональное, многоцелевое, непрерывное и неистощительное лесопользование; обеспечивает осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом; ведет государственный учет лесного фонда; в установленном порядке производит распределение лесов по группам и категориям защитноЪти лесов первой группы; производит перевод лесов из одной группы лесов или из категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию. Оно рассматривает в установленном порядке ходатайства о переводе лесных земель в нелесные для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, а также об изъятии земель лесного фонда.
Изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных и, муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях, предусмотренных ЗК РФ (ст. 49). Перевод земель лесного фонда в земли других категорий осуществляется Правительством РФ, исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, предусмотренными ЗК РФ (ст. 8).
-
земли, покрытые лесом, а т.ж. не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности.
-
линии, определяющие пределы лесного фонда.
-
К участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.97 N 22-ФЗ, ст.9
-
участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, границы которого обозначены в натуре специальными знаками и указаны в планово-картографических материалах (лесных
-
Информация о лесном фонде включает в себя данные государственного учета лесного фонда, данные государственного лесного кадастра, мониторинга лесов, лесоустройства и иные данные, полученные феде
-
одна из специфических разновидностей аренды, форма использования лесных ресурсов. Основанием возникновения права пользования участками лесного фонда на условиях аренды выступает договор аренд
-
один из видов лесопользования в РФ. Согласно ст. 37 ЛК по договору К.у.л.ф. одна сторона обязуется предоставить другой стороне на срок от 1 года до 9 лет право безвозмездного пользования на определенн
-
леса, расположенные на землях обороны, землях городских поселений -городские леса, землях сельских поселений.
-
1) вид прав пользования участками лесного фонда; 2) право возмездного пользования участком лесного фонда на условиях договора К. на срок от одного года до 99 лет.
-
степень пожарной опасности территории лесного фонда, обусловленная преобладающими на ней типами леса и лесных участков, их природными и другими особенностями, определяющими состав, количество и
-
По договору концессии участка лесного фонда одна сторона обязуется предоставить другой стороне на срок от одного года до сорока девяти лет право возмездного пользования на определенных условия
-
Участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, на следующих правах пользования: аренды, безво
-
Сторонами договора концессии участка лесного фонда являются Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти и лица, признаваемые в соответств
-
По договору безвозмездного пользования участком лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством обязуется предоставить лесопользователю участок лесного фонда в безвозм
Получить такой участок вправе как физическое, так и юридическое лицо, но права его пользования строго оговорены. Это:
- аренда с использованием для производственных нужд;
- безвозмездное пользование;
- концессия (договор, по которому передается муниципальная собственность);
- не длительное пользование.
От арендаторов требуется соблюдать в точности все положения заключенного соглашения: реализация мероприятий по лесовосстановлению, соблюдение санитарно-гигиенических норм, запрет на оставление заготовленной древесины, недорубов на месте рубок, когда срок вывозки уже истек.
Арендаторам дозволено заниматься заготовкой древесины, пчеловодством, вырубкой новогодних елок. Они могут использовать арендованные территории под сенокосы и пастбища, как площадку для научно-исследовательских разработок, проведения различных спортивных и оздоровительных мероприятий.
Лесной Кодекс определяет правовой режим использования земель фонда, права юридических и физических лиц по отношению к ним. Юридические и физические лица могут:
- брать земли в аренду;
- оформлять их в краткосрочное пользование;
- оформлять в безвозмездное пользование;
- разрешено и использование земель при определенных условиях на основании договора с государством (концессия).
Предоставляются гражданам также права проводить в лесах сбор ягод, грибов, лекарственных растений.
При наличии разрешения от местной власти или специального договора в лесу можно заниматься вырубкой деревьев, сбором дров, косьбой сена на прогалинах и окраинах леса, постройкой пасек. Возможна рубка новогодних елок, срезание бересты. По разрешению там могут проводиться различные культурные или туристические мероприятия.
Любые виды деятельности на землях лесного фонда не должны угрожать экологии, сохранности лесных угодий.
Другой важный момент, который определил новый закон, — участки, предоставленные из земель лесного фонда до 8 августа 2008 года и имеющие категорию «земли лесного фонда», можно перевести в другую категорию.
Но только при условии, что их разрешенное использование никак не связано с использованием леса (земля предоставлялась для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства). Если участок расположен на территории населенного пункта, из земель лесного фонда он переводится в земли поселений.
Там, где границы населенных пунктов на настоящий момент не определены и участок расположен на территории между населенными пунктами, он может быть переведен в земли сельхозназначения.
«Если право на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН и у собственника есть документы, проблем практически не возникает, — объясняет Дмитрий Незванов. — Раньше, когда собственник такого земельного участка хотел определить его границы, он обращался к кадастровому инженеру.
Тот, видя, что земельный участок граничит с лесом, запрашивал сведения в Министерстве лесного хозяйства и получал ответ, что участок находится на землях лесного фонда, после чего кадастровый инженер отказывался проводить межевание.
Теперь во всех подобных случаях кадастровый инженер указывает в своем заключении, что участок расположен на границе с лесом, права на него возникли давно, должна применяться статья 60.2 закона о регистрации недвижимости».
Кроме того, закон позволяет оформить до сих пор не оформленные, так называемые неразграниченные, земельные участки на землях лесного фонда, которые в предыдущие годы могли предоставлять гражданам для различных целей (индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, садоводства).
Землепользователь построил на этой земле объект (жилой дом или жилое строение), который соответствует назначению участка, и успел зарегистрировать на него права.
Обычно после этого он обращается в администрацию, чтобы оформить собственность на землю, но администрация предоставить участок в собственность не может, так как он относится к лесному фонду.
Согласно закону о «лесной амнистии», если построенный на участке объект находится в собственности, для получения права собственности на земельный участок владелец дома должен обратиться в тот орган, который предоставил земельный участок из госсобственности, в Красноярске это территориальное Управление Росимущества по Красноярскому краю. Участок в таких случаях можно будет узаконить.
Разница между «дачной амнистией» и «лесной амнистией» заключается в том, что если для «дачной амнистии» собственник должен был сам собрать необходимые документы для оформления прав на объект и обратиться с ними в Росреестр, то «лесная амнистия» не предполагает такого участия граждан.
Всю работу ведут Росреестр, органы прокуратуры и Рослесхоз, это они должны провести сплошную проверку всех земельных участков, которые пересекаются с границами леса, рассмотреть каждую ситуацию отдельно и вынести решение. При Управлениях Росреестра в каждом из субъектов созданы межведомственные рабочие группы, которые занимаются выявлением всех земельных участков, имеющих пересечения с границами участков лесного фонда.
«К этому моменту в Красноярском крае установлено 615 таких участков, теперь мы каждый из них рассматриваем на соответствие указанным в законе критериям: когда на него возникли права, не попадает ли он в границы особо охраняемых природных территорий, — и принимаем соответствующее решение.
В результате этой работы изменения вносятся либо в лесной реестр, либо в ЕГРН, либо мы принимаем решение о том, что земельный участок предоставлялся незаконно, после чего Рослесхоз должен обращаться в суд с иском о его изъятии, — рассказывает Дмитрий Незванов.
— В большинстве случаев находятся подтверждения того, что права у людей возникли давно».
«Лесная амнистия» дает возможность тем, у кого до сих пор возникали проблемы с оформлением прав на земельные участки, узаконить землю. Хотя выявлением таких участков занимается Росреестр, кое-что для их оформления могут сделать сами собственники.
Специалисты советуют установить границы, а для этого заказать межевание кадастровым инженерам, собрать все документы на землю (документы, по которым участок предоставлялся собственнику, кадастровый план участка) и обратиться с ними в Росреестр.
Время чтения: 10 минут
Больше половины российской территории занято лесами. Лесной фонд с точки зрения законодательства – не просто растительный комплекс. Это независимая экологическая система и ценный природный ресурс.
Оперируя этими категориями, государство охраняет земли лесного фонда, и правовой режим их использования подтверждает это.
Стоит разобраться, что относится к таким землям, каковы особенности их эксплуатации и что по этому поводу говорится в законодательстве.
Согласно законодательству РФ, существует 7 основных категорий земель:
- сельхозназначения;
- населенных пунктов;
- промышленности, транспорта, космической деятельности и иного спецназначения;
- территории под особой охраной государства;
- занятые лесами;
- под водными объектами;
- запаса.
Категория определяется исходя из целевого назначения участков, что впоследствии влияет на виды разрешенной эксплуатации. Например, в отношении категории земель лесного фонда (ЗЛФ) установлено, что они могут использоваться как непосредственно для создания лесонасаждений, так и для ведения лесного хозяйства, даже если не покрыты густой растительностью.
Большая часть ЗЛФ принадлежит Российской Федерации, в связи с чем отнесение территорий к этой группе, а также перевод участков из одной категории в другую осуществляется на основе федерального законодательства.
Узнайте подробнее, как определяются категории земель в РФ.