Выезд на полосу встречного движения в КОАП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выезд на полосу встречного движения в КОАП». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно ст.12.15 ч.4 административного Кодекса РФ, выезд на полосу со встрчным движением влечёт за собой в качестве наказания лишение водителя прав сроком на 4-6 месяцев.Одновременно с этим в части 3 статьи указаны случаи, когда подобное нарушение дорожных правил влечёт за собой лишь штраф до 1500 рублей без отстранения от управления автотранспортом:

  • выезд на встречные пути трамвайного сообщения (к примеру, совершая объезд дорожного затора);
  • выезд на встречку при развороте или левом повороте, имея целью припарковаться;
  • объезд дорожного препятствия с выездом на встречную полосу.

ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПО СТ. 12.15 (ВЫЕЗД НА ПОЛОСУ ВСТРЕЧНОГО ДВИЖЕНИЯ)

Принимая во внимание ч.3 ст.12.25, защита может доказать, что водитель вынужден был выехать на встречку, поскольку на его пути возникла неподвижная преграда. Это может быть, к примеру, автомобиль, стоящий на обочине или совершивший экстренное торможение во время движения, автопокрышка, животное или человек, крупная выбоина глубиной свыше 5 сантиметров и другие непреодолимые препятствия.

При наличии на дороге одновременно и разметочного пунктира, и знака, не допускающего обгон, водителю, согласно п.9.1 правил, следует самостоятельно определить ориентировочную черту, разделяющую направления движения, учитывая ширину дорожной полосы, размеры автомобилей и интервал между ними. В таких обстоятельствах выезд на встречку не будет считаться правонарушением, поскольку согласно Указанию 13/6-120 генерал-лейтенанта ГИБДД В.Кирьянова, любое несоответствие дорожной разметки установленным знакам трактуется в пользу водителя. Возврат прав в данном случае будет делом простым, поскольку не составит особого труда доказать факт наличия этого обстоятельства.

Когда выезд на «встречку» не карается лишением прав

  • Статья 1.5. Презумпция невиновности
  • Статья 2.1. Административное правонарушение
  • Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
  • Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
  • Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
  • Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
  • Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
  • Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
  • Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Целью суда первой инстанции является всестороннее, полное рассмотрение Вашего дела. Судья при вынесении решения о привлечении/не привлечении Вас к ответственности за нарушения должен установить причинно-следственную связь.

Так, если Вы докажете в суде, что начали манёвр вовремя, однако под действием неопределенной силы, обстоятельств, которые вам не дали завершить манёвр судья должен прекратить разбирательство по делу.

В августе 2020 года к нам обратилось 2 доверителя со схожими проблемами. Их хотели лишить прав за повторное пересечение сплошной линии. Защиту по делу осуществлял юрист — Пахомов А.В.

В обоих случаях водители выехали на встречную полосу движения на разрешающую разметку, но не успели завершить манёвры и были остановлены сотрудниками ГИБДД.

Оба дела были выиграны. Водители остались с правами. И вот почему:

Согласно пункту 11.3 ПДД РФ водителю обгоняемого ТС запрещено препятствовать обгону путём ускорения или резкого замедления, или иными способами.

В случае если вашими действиями вы предотвратили более значимы последствия, угрожающие Вашей жизни, жизни друг людей это не является нарушением. Об этот говорится в ст. 2.7 КоАП РФ.

В судебном заседании данные обстоятельства были доказаны показаниями свидетелей, суд прекратил производство по делу.

В определенных случаях водителей авто может выезжать на встречную полосу автомобильной дороги, например, если дорожное полотно узкое и на нем нет опознавательных знаков. Всегда обращайте внимание на протокол, которые составляют сотрудники ГИБДД на месте происшествия. Всегда надо обращать внимание на следующие нюансы, такие как:

  • Есть ли понятные, если они участвуют при составлении протокола, то поставлены в процессуальном документе их подписи;
  • Разрешено ли вам фиксировать процесс работы сотрудников ГИБДД при помощи фото или видео-техники;
  • Право на обжалование протокола от государственной автоинспекции.
  • Помимо этого понятные должны присутствовать во время процессуальной процедуры.

Штрафы за выезд на встречную, стоянку и обгон: как по закону

Согласно ст. 12.15 КоАП, штраф за выезд на встречную полосу в 2019 году является не единственной мерой наказания для провинившегося водителя. Ведь такого рода действия несут угрозу жизни людей, поэтому и расплачиваться за них порой приходится не только деньгами. Что конкретно может грозить автолюбителю помимо материального взыскания при игнорировании пункта 9.2 настоящих правил, рассмотрим ниже.

В качестве наказания за игнорирование ПДД при обгоне, законодательство РФ чаще всего ограничивается составлением административного протокола на сумму от 1000 до 2000 рублей. Лишение прав обычно наступает лишь при следующих обстоятельствах:

  • Водитель неоднократно совершал правонарушение по ст. 12.15 КоАПа, о чем есть пометка в базе ГИБДД;
  • При опережении транспортного средства через одинарную или двойную сплошную линию, автолюбитель спровоцировал аварию;
  • Гражданин длительное время не оплачивает выписанное ему материальное взыскание за нарушение п.9 настоящих правил.

Исходя из этого получается, что если водитель в 2019 году выедет на встречную полосу первый раз, то наказание в виде штрафа ему грозит лишь при условии, что его маневр не стал причиной ДТП. А вот повторное игнорирование ПДД уже будет чревато для автомобилиста арестом его водительского удостоверения на срок от 3 до 12 месяцев.

Если при остановке инспектор ГАИ пытается вменить водителю, что тот нарушил п. 9 настоящих правил, то в первую очередь обвиняемой стороне нужно ознакомиться с предъявленными аргументами полицейского. Ведь в ПДД четко прописаны случаи, когда пересечение сплошной линии разметки считается вполне законным. И если совершенный маневр к ним относится, то выписать штраф гаишник не сможет.

Если никакие обстоятельства не убедили сотрудника ГИБДД отказаться от возбуждения административного дела, и обвиняемая сторона все равно уехала с выписанным постановлением, то спешить оплачивать штраф не нужно. Ведь законодательство РФ предусматривает возможность обжалования спорных ситуаций в суде, куда нарушителю и следует обратиться в течение 10 дней с момента получения протокола на руки.

Самым простым вариантом разрешения проблемы в пользу виновника окажется отсутствие у сотрудника ГАИ материалов по совершенному правонарушению. В противном случае водителю придется также подготавливать доказательства с места происшествия, чтобы судья смог убедиться в несоответствии дорожного указателя или разметки установленному ГОСТу.

Обгон на участках с ограниченной видимостью

Отметим сразу, что участки дороги с ограниченной видимостью обязательно должны сопровождаться запрещающими знаками или сплошной линией. Однако если таковы отсутствует, то сотрудники ГИБДД не имеются законного права оформлять на водителя протокол за выезд на встречную полосу. Для убедительности своей невиновности, необходимо потребовать сотрудников ДПС вместе проехать до участка где был совершен обгон и убедиться в своей невиновности.

Как правило без участия защитника рассмотрение дела, связанного с выездом на встречную полосу заканчивается одним судебным заседанием. Практически каждый обратившийся к нам клиент говорит о том, что на суде его даже не слушали, а в некоторых случаях и вовсе не запрещали что-либо говорить в свое оправдание. Однако при участии автоюриста на судебном заседании все происходит наоборот. Поэтому если Вы хотите вернуть свои права, то необходимо обратиться за помощью автоюриста.

В свою очередь автоюрист подаст апелляционную жалобу на постановление, что позволит пересмотреть дело заново в вышестоящем суде. А если срок подачи был пропущен, то автоюрист восстановит его путем предоставления необходимых ходатайств и других документов. Вы же в свою очередь сможете дальше пользоваться своими водительскими правами.

На судебном заседании наши автоюристы предоставят все необходимые доказательства, которые позволят избежать лишения прав за встречку именно в Вашем случае. Для большей уверенности положительного исхода дела мы предоставляем наших свидетелей, которые дают показания в Вашу пользу, а в исключительных случаях прибегаем к нетрадиционным способам, позволяющим в рамках закона выиграть дело.

Наши автоюристы помогают автолюбителям в Москве, в Московской области и в других регионах.

Также наши автоюристы помогут вернуть права за выезд на встречную полосу на любой стадии дела.

Камера. Все камеры, которые «штрафуют» за превышение скорости, могут определить и движение в противоположном направлении. Как правило, камеры ставят в местах, где нарушения происходят чаще всего, например, на длинных прямых участках дороги между населенными пунктами или районами города.

Инспектор ГИБДД. Сотрудники дорожной полиции тоже стоят там, где водители нарушают чаще. Если инспектор заметит движение по встречной полосе, последует наказание — чаще всего это лишение прав, но возможен и штраф.

1. Объектами рассматриваемых административных правонарушений являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения.

2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, состоит в нарушении правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно в движении по обочинам или пересечении организованной транспортной или пешей колонны либо занятии места в ней.

Общие требования к расположению транспортных средств на проезжей части установлены разделом 9, встречного разъезда — разделом 11, пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней — абз. 4 п. 2.7, в движении по обочинам — п. 9.9 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.).

3. С объективной стороны ч. 2 данной статьи выражается в движении по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил.

Только в исключительных случаях, оговоренных Правилами, допускается движение транспортных средств по тротуару. Находясь в разрешенных случаях на тротуаре или пешеходной дорожке, водитель не обладает каким-либо преимуществом перед пешеходами, и на нем лежит полная ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения.

4. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает повышенную ответственность за выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия. Пунктом 9.2 на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре и более полосы, запрещается выезжать для объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. В соответствии с Правилами препятствием является неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

5. По ч. 4 комментируемой статьи квалифицируется выезд в нарушение Правил на полосу, предназначенную для встречного движения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи. Данной частью установлена повышенная ответственность за невыполнение пунктов 9.2, 9.3, 9.6, абз. 2 и 6 п. 11.4 раздела «Обгон, опережение, встречный разъезд», абз. 8 п. 15.3 раздела «Движение через железнодорожные пути» Правил. В соответствии с абз. 2 п. 11.4 Правил запрещается обгон на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной. Согласно абз. 6 п. 11.4 Правил обгон запрещен в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения. В соответствии с абз. 8 п. 15.3 Правил запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства.

Кроме того, по ч. 4 комментируемой статьи следует квалифицировать противоправные деяния в виде выезда на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, при движении по дороге с одной полосой движения для каждого направления в результате нарушения требований дорожных знаков 3.20 «Обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств», а также дорожной разметки 1.1. Также по ч. 4 комментируемой статьи квалифицируется выезд на трамвайные пути встречного направления. Пункт 9.6 Правил предусматривает исключение из общего правила и устанавливает, что при наличии трамвайных путей попутного направления, расположенных слева на одном уровне, по ним допускается движение, когда заняты все полосы данного направления. При этом правилами запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления.

6. Субъектами правонарушений являются водители транспортных средств.

7. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной.

8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 — 3, а также ч. 4 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) комментируемой статьи, рассматриваются начальником Государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (ст. 23.3). Дела об административных правонарушениях по ч. ч. 1 и 2 данной статьи могут рассматриваться также сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющими специальное звание (ст. 23.3). Дела по ч. 4 данной статьи (за исключением случаев фиксации административного правонарушения специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме) рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Если произошла остановка за нарушение ст.12.15 и инспектор ведет к тому, что грозит лишение прав, однако, вы уверены в том, что он не прав, тогда нужно рассмотреть на примере, как можно выйти из подобной ситуации.

В первую очередь, максимально подробно изучите протокол, который составил сотрудник ГИБДД, так как на основании него будет происходить лишение прав на управление транспортным средством.

Если у вас есть возражения к предъявлению нарушения либо же по другим обстоятельствам, укажите это в протоколе. В ходе судебного разбирательства, это будет отличным доказательством, возможно, даже основным.

Отличный вариант подтвердить необходимость действий – сфотографировать либо снять на видео дорожные условия, при которых произошел выезд на встречную полосу движения и другие факты, которые могут подтвердить правоту водителя.

После того, как протокол о нарушении был составлен и водитель получил его копию себе на руки, у него имеется 10 дней для обжалования. Однако если по каким-либо причинам ему не удалось подать обжалование в течение этих дней, по уважительной причине можно подать заявление о восстановлении срока в судебный орган.

Главное, на что нужно обращать внимание, – поиск доказательств и квалифицированного юриста, так как постановление о лишении прав на управление транспортным средством может вынести только суд.

Выезд на встречную полосу 12.15 КоАП РФ

Более половины всех регистрируемых нарушений правил движения на двусторонних дорогах вызваны выездом автомобилистов навстречу движущемуся потоку машин. И даже ужесточение наказаний за подобные нарушения не способствует снижению их количества. Наказанием в таких случаясь становится лишение прав на вождение или штрафы, размер которых зависит от условий, в которых это произошло. Например, за выезд на встречную полосу первый раз наказание в 2020 году представляет выплату 5 тыс. рублей или водитель лишается права водить машину на ближайшие 4-6 месяцев.

Выезд на полосу встречного движения обычно заканчивается штрафом, хотя в некоторых случаях, предусмотренных правилами дорожного движения, его можно избежать. Что же поможет избежать наказания?

  1. Узкая дорога без разметки и знаков, говорящих о том, что обгон запрещается. Получается, что в данном случае нет никаких запретов на то, чтобы выехать на встречную полосу и совершить обгон. Пункт 9.1 ПДД предусматривает, что количество полос движения определяется либо дорожной разметкой, либо специальными знаками; если же они отсутствуют, то это определяют сами водители с учетом габаритов автомобиля, ширины проезжей части и необходимого интервала. Из вышесказанного можно сделать один точный вывод: если нет разметки и знаков, то количество полос должно быть четным (как правило, это две полосы).
  2. Если на дороге 3 полосы для движения, вы видите разметку и нет никаких знаков, которые бы запретили вам совершать обгон. Если нет разметки, то дорога будет считаться двух- или четырехполосной.

Но есть и ситуации, когда выезд на встречную полосу категорически запрещен:

  1. Пункт 9.2 ПДД закрепляет правило, в соответствии с которым на дорогах, где имеется двустороннее движение с числом полос 4 и более, запрещается выезжать на полосу встречного движения для обгона. То есть разрешено выехать только для разворота или поворота, если это не запрещено знаками или дорожной разметкой.
  2. Если вы видите разметку, которая запрещает выезд на полосу встречного движения.
  3. Если есть знак «Обгон запрещен». В этом случае запрещается выезжать на полосу встречного движения независимо от количества полос и ширины проезжей части.

Проезд на красный свет — штраф в 2018

Нарушая предписания езды по встречке, водители рискуют быть оштрафованными как при случайном попадании в поле зрения сотрудников ГИБДД, так и вследствие произвольного выявления данного правонарушения.

Так как данные главы КоАП предписывают во многих пунктах лишение шофёрских прав. Это означает, что штраф или лишение за выезд на встречку – решение остаётся на усмотрение и понимание инспекторов ГИБДД, которые перед предъявлением нарушения обязаны зафиксировать его посредством установленного на посту или в автомобиле ДПС регистратора. Приостановка действия ВУ происходит на месте нарушения с предварительным составлением протокола и выдачей временного удостоверения, действующим до начала официального лишения. После проведения всех административных процедур на месте совершения нарушения, материалы направляются в мировой суд, в ходе заседания которого судья либо подтверждает действия офицера ГИБДД, либо отменяет их, штрафуя нарушителя. После официального постановления суда у водителя изымается временное ВУ, и стартует официальный срок лишения, во время которого шофёр не имеет права быть допущенным к вождению автомашины. По истечении лишения автолюбитель должен обратиться в отдел ГИБДД по месту лишения и получить назад свои права.

Если никакие обстоятельства не убедили сотрудника ГИБДД отказаться от возбуждения административного дела, и обвиняемая сторона все равно уехала с выписанным постановлением, то спешить оплачивать штраф не нужно. Ведь законодательство РФ предусматривает возможность обжалования спорных ситуаций в суде, куда нарушителю и следует обратиться в течение 10 дней с момента получения протокола на руки.

Самым простым вариантом разрешения проблемы в пользу виновника окажется отсутствие у сотрудника ГАИ материалов по совершенному правонарушению. В противном случае водителю придется также подготавливать доказательства с места происшествия, чтобы судья смог убедиться в несоответствии дорожного указателя или разметки установленному ГОСТу.

Чтобы использовать право на льготу, которая позволяет заплатить штраф в 50% размере, следует осуществить это в двадцатидневный срок после оформления постановления. Желательно внести плату сразу же после получения документа.

Причем сделать это можно несколькими способами:

  • средствами банковского счета,
  • через мобильный банкинг,
  • онлайн-платежами,
  • через офис банка,
  • в почтовом отделении,
  • с помощью электронного платежного сервиса.

Запомните! Все эти способы содержат шанс внести 50% штрафа. Следует не забывать о временных рамках, ведь уже на 21-ый день после оформления постановления нужно будет выплатить полную сумму штрафа, ведь период установленной скидки прошел.

Какие штрафы предусмотрены за выезд на встречку?

Маневр участника движения на дороге с выездом на встречную полосу подразумевает ситуацию, когда он покинул свою полосу и оказался на полосе, где транспорт движется навстречу. Тогда часто возникают аварийные ситуации, влекущие за собой столкновения, опасные для жизни пассажиров.

В ряде случаев выезд на встречку допустим, но основная масса таких происшествий влечет нарушений ПДД и применение наказаний, прописанных в пп. 12.15 и 12.16 КоАП. Именно этим нормативным документом устанавливаются виды нарушений и размер полагающегося наказания.

В большинстве ситуаций правилами запрещено покидать свою сторону движения и выезжать на встречку. Все они попадают под действие кодекса об административных правонарушениях и наказываются материальным образом или потерей права управлять транспортом на определенный срок. Предлагаем рассмотреть запрещающие моменты.

  1. Запрещается выезд на встречную полосу соответствующей дорожной разметкой.

Чтобы уточнить, какое взыскание будет применено к водителю, покинувшему свою полосу движения и совершившему маневр по встречной, обратимся к КоАП. Там рассмотрены ситуации, являющиеся нарушением, и меры наказания.

НарушениеНаказаниеИсключение
Объезд препятствия с заездом на полосу встречного движения.Препятствием признается объект, неподвижно стоящий на дороге и мешающий передвижению по своей стороне. Так же препятствием можно считать дефект дорожного полотна, который создает опасность движения. 1 000 — 1 500 рублей Объезд места аварии или сломавшегося в дороге автомобиля, стоящего на проезжей части, при организованном одностороннем движении. При этом не должна создаваться угроза аварийной ситуации для других участников.
Заезд на сплошную дорожную разметку любым способом. Неважно одним колесом или двумя. 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев. В случае объезда места аварии при организованном одностороннем движении.
Маневр на нерегулируемом перекрестке (разворот, обгон) по второстепенной дороге. 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев. Обгон или разворот совершен на перекрестке автомобилем, двигавшемся по главной дороге. При этом не нарушаются требования дорожной разметки и не созданы помехи другим.
При обгоне по встречной полосе и возврате на свою при сплошной разметке. 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев.

Повторное нарушение правил дорожного движения с выездом на встречку влечет наказание в зависимости от того, каким образом оно зафиксировано:

  • инспектором ГИБДД – лишение прав до одного года;
  • камерами уличной фиксации – штраф в 5 тысяч рублей.

Нелишним будет сказать, что при оплате штрафа в срок до 20 дней с момента фиксации нарушения и составления постановления, можно существенно сэкономить. В этот период гражданину дается возможность заплатить штраф со скидкой в 50%.

Способ оплаты нарушитель может выбрать самостоятельно, в любом из них будет применяться правило уменьшения суммы наказания. Тем, кто зарегистрирован на сайте Госуслуг и пользуется его возможностями, при входе в личный кабинет система отразит имеющуюся задолженность по штрафам ГИБДД. Здесь же можно узнать способы оплаты и дату выписанного постановления.

Важно, что по истечении льготного периода придется уплатить полную сумму по документу, выписанному инспектором или пришедшему по почте.

Смотрите познавательное видео, где разбирают 16 ситуаций за выезд на полосу встречного движения.

Штрафные санкции за выезд на «встречку»

Как говорилось выше, ГИБДД жёстко борется с нарушениями правил о выезде на встречную полосу движения. Эти меры выражаются в назначении административных штрафов или лишении водительского удостоверения. А штраф за выезд на встречную полосу будет напрямую зависеть от типа нарушения.

Если вам потребовалось развернуться в противоположную сторону или изменить своё направление поворотом автомобиля, не забывайте про дорожные знаки и разметку. Ведь при их игнорировании на вас могут возложить административный штраф в размере от 1 000 до 1 500 рублей в соответствии с частью 2 статьёй 1.16 КоАП Российской Федерации.

Рекомендуем узнать, как правильно совершить разворот на перекрёстке.

Говоря ранее об объезде препятствий, мы упомянули несколько условий, при которых этот манёвр будет правомерным: неподвижность объекта и невыезд на железнодорожные или трамвайные пути.

Если вы объедите подвижный предмет, выехав при этом на встречку, административный штраф будет равен 500 рублям (ч. 1 статья 12.16 КоАП РФ).

А при условии выезда на железнодорожные или трамвайные пути штраф возрастёт до 1 000 – 1 500 рублей (ч. 3 статья 12.15 КоАП России).

Маневр участника движения на дороге с выездом на встречную полосу подразумевает ситуацию, когда он покинул свою полосу и оказался на полосе, где транспорт движется навстречу. Тогда часто возникают аварийные ситуации, влекущие за собой столкновения, опасные для жизни пассажиров.

В ряде случаев выезд на встречку допустим, но основная масса таких происшествий влечет нарушений ПДД и применение наказаний, прописанных в ст. 12.15 и 12.16 КоАП. Именно этим нормативным документом устанавливаются виды нарушений и размер полагающегося наказания.

Чтобы уточнить, какое взыскание будет применено к водителю, покинувшему свою полосу движения и совершившему маневр по встречной, обратимся к КоАП ст. 12.15. В ней рассмотрены ситуации, являющиеся нарушением, и меры наказания.

НарушениеНаказаниеИсключение
Объезд препятствия с заездом на полосу встречного движения.Препятствием признается объект, неподвижно стоящий на дороге и мешающий передвижению по своей стороне. Так же препятствием можно считать дефект дорожного полотна, который создает опасность движения. 1 000 — 1 500 рублей Объезд места аварии или сломавшегося в дороге автомобиля, стоящего на проезжей части, при организованном одностороннем движении. При этом не должна создаваться угроза аварийной ситуации для других участников.
Заезд на сплошную дорожную разметку любым способом. Неважно одним колесом или двумя. 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев. В случае объезда места аварии при организованном одностороннем движении.
Маневр на нерегулируемом перекрестке (разворот, обгон) по второстепенной дороге. 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев. Обгон или разворот совершен на перекрестке автомобилем, двигавшемся по главной дороге. При этом не нарушаются требования дорожной разметки и не созданы помехи другим.
При обгоне по встречной полосе и возврате на свою при сплошной разметке. 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев.

Повторное нарушение правил дорожного движения с выездом на встречку влечет наказание в зависимости от того, каким образом оно зафиксировано:

  • инспектором ГИБДД – лишение прав до одного года;
  • камерами уличной фиксации – штраф в 5 тысяч рублей.

Разграничение дорожного полотна полосами производится с целью организации безопасного движения. Отдельные ситуации, когда выезд на половину, предусмотренную для движения навстречу, разрешен, описаны правилам. В остальных случаях это является нарушением, за которое начисляется не только штраф за выезд на встречную полосу, но и более серьезные наказания.

Выезд на встречную полосу через сплошную разметку

Термин полоса движения определяет, как протяженную часть дорожного полотна, выделенную или не выделенную линиями разметки. Ее ширина должна быть достаточной для проезда автомобилей любого типа в один ряд. Встречной полосой считают половину дорожного полотна, находящуюся слева, без учета местных уширений из заездных карманов, остановочных площадок, переходно-скоростных полос.

Выезд на сторону встречного движения может происходить по следующим сценариям:

  • Движение по встречной при совершении маневра.
  • Выезд на линию разметки.
  • Движение одновременно по встречной и попутной полосам.
  • Выезд по перекрестку через встречку.
  • Пересечение сплошной одним колесом при движении.

Законодательно предусмотрено правомерное движение по левой полосе в следующих случаях:

  1. Дорога имеет ширину не более 2 полос. Рядом с ней отсутствуют дорожные знаки, запрещающие обгон и другие ограничения. Сложностью при определении достаточности ширины дорожного полотна без разметки является то, что водитель определяет ее визуально. Тогда левая половина считается предназначенной для движения навстречу. Совершать маневры обгона в этом случае разрешается, так как запреты отсутствуют.
  2. Дорожное полотно имеет достаточную ширину для трехполосной езды. Разметка должна быть обязательно нарисована, в противном случае объект считают двухполосным либо четырехполосным. Выезд автомобиля на полосу встречного движения разрешен при отсутствии запрещающих знаков.

Приведем примеры основных ситуаций неправомерной езды по встречной полосе, которые приводят к вынесению наказания водителям:

  1. При перемещении по широкой дороге, имеющей 4 полосы и более, запрещается пересекать одну или две сплошные для совершения обгонного маневра. Наличие знаков запрета и разметки не влияет на запрет движения при обгоне, объезде по левой половине, что прописано в п. 9.2 ПДД. В случае выполнения поворота налево либо разворота необходимо выбирать участки дороги с соответствующей разметкой либо перекрестки.
  2. Если на дорожное полотно нанесена разметка, запрещающая выезд на встречку. В таком случае не имеет значения полосность дороги. Разметка может иметь вид одной, двух непрерывных линий, или двух линий, ближняя из которых к водителю непрерывная. Несоблюдение требований разметки приводит к нарушению движения по полосам.
  3. Наличие знака «Обгон запрещен» вводит запрет на движение по левой половине дороги. Правило распространяется на дороги любой ширины с разметкой всех типов. Исключение составляет ситуация, когда на двухполосной дороге требуется выполнить разворот либо поворот налево. ПДД его не запрещают.
  4. Выезд на крайнюю левую полосу трехполосного полотна.

Камера. Все камеры, которые «штрафуют» за превышение скорости, могут определить и движение в противоположном направлении. Как правило, камеры ставят в местах, где нарушения происходят чаще всего, например, на длинных прямых участках дороги между населенными пунктами или районами города.

Инспектор ГИБДД. Сотрудники дорожной полиции тоже стоят там, где водители нарушают чаще. Если инспектор заметит движение по встречной полосе, последует наказание — чаще всего это лишение прав, но возможен и штраф.

В большинстве ситуаций правилами запрещено покидать свою сторону движения и выезжать на встречку. Все они попадают под действие кодекса об административных правонарушениях и наказываются материальным образом или потерей права управлять транспортом на определенный срок. Предлагаем рассмотреть запрещающие моменты.

  1. Запрещается выезд на встречную полосу соответствующей дорожной разметкой.

Нелишним будет сказать, что при оплате штрафа в срок до 20 дней с момента фиксации нарушения и составления постановления, можно существенно сэкономить. В этот период гражданину дается возможность заплатить штраф со скидкой в 50%.

Способ оплаты нарушитель может выбрать самостоятельно, в любом из них будет применяться правило уменьшения суммы наказания. Тем, кто зарегистрирован на сайте Госуслуг и пользуется его возможностями, при входе в личный кабинет система отразит имеющуюся задолженность по штрафам ГИБДД. Здесь же можно узнать способы оплаты и дату выписанного постановления.

Важно, что по истечении льготного периода придется уплатить полную сумму по документу, выписанному инспектором или пришедшему по почте.

Смотрите познавательное видео, где разбирают 16 ситуаций за выезд на полосу встречного движения.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Согласно ст. 12.15 КоАП, штраф за выезд на встречную полосу в 2019 году является не единственной мерой наказания для провинившегося водителя. Ведь такого рода действия несут угрозу жизни людей, поэтому и расплачиваться за них порой приходится не только деньгами. Что конкретно может грозить автолюбителю помимо материального взыскания при игнорировании пункта 9.2 настоящих правил, рассмотрим ниже.

В качестве наказания за игнорирование ПДД при обгоне, законодательство РФ чаще всего ограничивается составлением административного протокола на сумму от 1000 до 2000 рублей. Лишение прав обычно наступает лишь при следующих обстоятельствах:

  • Водитель неоднократно совершал правонарушение по ст. 12.15 КоАПа, о чем есть пометка в базе ГИБДД;
  • При опережении транспортного средства через одинарную или двойную сплошную линию, автолюбитель спровоцировал аварию;
  • Гражданин длительное время не оплачивает выписанное ему материальное взыскание за нарушение п.9 настоящих правил.

Исходя из этого получается, что если водитель в 2019 году выедет на встречную полосу первый раз, то наказание в виде штрафа ему грозит лишь при условии, что его маневр не стал причиной ДТП. А вот повторное игнорирование ПДД уже будет чревато для автомобилиста арестом его водительского удостоверения на срок от 3 до 12 месяцев.

Если при остановке инспектор ГАИ пытается вменить водителю, что тот нарушил п. 9 настоящих правил, то в первую очередь обвиняемой стороне нужно ознакомиться с предъявленными аргументами полицейского. Ведь в ПДД четко прописаны случаи, когда пересечение сплошной линии разметки считается вполне законным. И если совершенный маневр к ним относится, то выписать штраф гаишник не сможет.

Если никакие обстоятельства не убедили сотрудника ГИБДД отказаться от возбуждения административного дела, и обвиняемая сторона все равно уехала с выписанным постановлением, то спешить оплачивать штраф не нужно. Ведь законодательство РФ предусматривает возможность обжалования спорных ситуаций в суде, куда нарушителю и следует обратиться в течение 10 дней с момента получения протокола на руки.

Самым простым вариантом разрешения проблемы в пользу виновника окажется отсутствие у сотрудника ГАИ материалов по совершенному правонарушению. В противном случае водителю придется также подготавливать доказательства с места происшествия, чтобы судья смог убедиться в несоответствии дорожного указателя или разметки установленному ГОСТу.

  • Не уступил дорогу машине с преимущественным правом движения
  • Не уступил дорогу машине с разметкой и мигалками
  • Выехал на встречную полосу с нарушением правил
  • Обогнал машину, когда это запрещено
  • Нарушил правила остановки и стоянки
  • Причинил вред здоровью из-за нарушений ПДД
  • Не выполнил обязанности после ДТП

Если вам пришлось прокатиться по встречке, важно помнить, что лишение водительских прав — не единственный путь разрешения ситуации. В ПДД постоянно заносят определенные коррективы. И часто автолюбители не узнают о них вовремя. По итогам получается так: если инспектор уверяет, что выполненный маневр угрожает конфискацией прав, возразить автомобилисту чаще всего нечем.
А между тем совершенно не за каждый выезд на встречку автолюбителю могут назначить лишение прав управления автомобилем. В обновленном административном кодексе разграничены случаи, где права отнимаются в обязательном порядке, без лишних обсуждений, и где можно ограничиться исключительно административным штрафом. Если присмотреться подробнее, то, зависимо от деталей, выезд на встречку может иметь следующие последствия:

  • Полное снятие обвинений;
  • Штрафная выплата;
  • Конфискация прав на конкретный период.

Все может быть и куда сложнее. К примеру, так. Суд вынес решение о конфискации водительских прав. Вы делали попытки разрешить сложившуюся ситуацию собственными силами, но ничего не вышло. Любое промедление в данном случае может закончиться плохо. Вам требуется в ближайшее же время обратиться в нашу компанию, чтоб провести процедуру обжалования решения суда. Ведь на это дается всего-навсего десять дней. А работы предстоит много.Чтоб решить дело в свою пользу и добиться отмены постановления о конфискации водительских прав, требуется очень четко сформулировать все аргументы, которые могут доказать апелляционному суду неправильность ранее принятого решения. Без достоверных знаний и опытности в этой области сам водитель не сможет должным образом приготовиться к процессу апелляции. У нас же имеется должный опыт и мы будем полезны в этот сложный период.
Базой для направления апелляции способны стать:

  • Ошибки в оформлении документации, которые были допущены уполномоченными людьми;
  • Ошибки, которые были допущены судом в процессе рассмотрения дела;
  • Разница между реальной ситуацией и пояснениями сотрудников дорожной инспекции, прописанными в протоколе.

Ситуаций, когда маневр запрещен гораздо больше. За фиксацию этого нарушения сотрудником полиции или камерами влечет за собой наказание в виде лишения водительского удостоверения или штрафа.

  • Четырехполосная дорога. Здесь не имеет значения, нанесена разметка или нет. Водитель не должен выезжать на полосу встречного движения согласно пункту 9.2 ПДД. Запрет логичен, так как обогнать можно по левой полосе. Выехать на встречную полосу можно только для выполнения поворота или разворота, если нет знаков запрещающих данный маневр.
  • Запрещенная разметка. Одна, две сплошных или сплошная и прерывистая линия предполагают полный запрет выезда на полосу встречного движения. При этом не имеет значение количество полос.
  • Знак «Обгон запрещен». В этом случае водителю грозит серьезное наказание за нарушение. Наличие разметки не имеет значение. Количество полос также может быть любым. Поэтому стоит воздержаться от обгона под этим знаком.
  • Левая полоса на 3-х полосной дороге. ПДД запрещают такой обгон, так как это чревато необратимыми последствиями при невнимательности водителей.

Знание ПДД значительно упрощает вождение на дороге. При соблюдении правил можно избежать неприятных ситуаций, за которые грозит наказание.

Нарушения, связанные с выездом на встречную полосу, могут иметь разную степень. От этого зависит размер штрафа и тяжесть наказания.

Существует несколько основных ситуаций, в которых водителю грозит наказание:

  1. Обгон на трассе под знаком «Обгон запрещен». В пределах города спешить получается не так часто за счет плотного потока. Поэтому наиболее распространенным нарушением данного типа является именно обгон на трассе. Когда на пути возникает фура, чья скорость заметно ниже, чем у остальных, ждать её совсем нет сил. Однако правила запрещают обгон. В случае, если нетерпеливый водитель всё же выедет на встречную полосу, ему грозит штраф в размере 5 000 рублей. В некоторых случаях, зафиксированных в правилах, может быть лишение на срок до полугода.
  2. Обгон на перекрестке. Правила также запрещают обгон на регулируемом и нерегулируемом перекрестках. Перестроиться и совершить обгон можно после того, как транспортное средство преодолело пересечение дорог. В случае выезда на встречную полосу водителя ждет штраф 5 000 рублей. Это следует из п.4 и 5 статьи 12.15 КоАП.
  3. Выезд на «встречку» при левом повороте. Разворачиваться или поворачивать налево в местах, где разметка прерывается и позволяет это сделать, нужно четко по разрешенной траектории. Если водитель не рассчитает движение во время маневра и совершит выезд на встречную полосу, ему также грозит наказание. Однако штраф в данном случае составляет от 1 000 до 1 500 рублей.
  4. Движение на встречной полосе по дороге с односторонним движением . Это нарушение считается наиболее серьезным, так как создает большой риск аварии. Нарушитель должен быть готов заплатить в бюджет штраф в размере 5 000 рублей либо пересесть на общественный транспорт на срок от 4 до 6 месяцев. После повторного нарушения такого же типа водитель может лишиться прав на управление ТС на срок до одного года.
  5. Выезд на встречную полосу для общественного транспорта. Этот тип нарушения приравнивается к предыдущему, то есть просто езде по встречной полосе. Штраф 5 000 рублей или лишение прав на срок от 4 месяцев до 1 года.

Лишение ВУ возможно только по решению суда, поэтому точно определить, будет штраф или лишение невозможно. Кроме того, решение суда можно обжаловать. Однако надеяться на положительный результат в случае, если вина нарушителя очевидна, не стоит.

Нарушитель считается привлекаемым к ответственности повторно, если срок между первым правонарушением и вторым не превышает 1 календарного года.

Для того, чтобы наказание вступило в силу, необходимо подтверждение нарушение. Обычно его фиксирует фото- или видеотехникой. Камеры, расположенные на трассах и дорогах города, позволяют сфотографировать машину нарушителя в момент нарушения. Если письмо с подобной фотографией пришло собственнику автомобиля, и на фото видно государственный номер, то бороться за отмену штрафа бессмысленно.

Термин полоса движения определяет, как протяженную часть дорожного полотна, выделенную или не выделенную линиями разметки. Ее ширина должна быть достаточной для проезда автомобилей любого типа в один ряд. Встречной полосой считают половину дорожного полотна, находящуюся слева, без учета местных уширений из заездных карманов, остановочных площадок, переходно-скоростных полос.

Выезд на сторону встречного движения может происходить по следующим сценариям:

  • Движение по встречной при совершении маневра.
  • Выезд на линию разметки.
  • Движение одновременно по встречной и попутной полосам.
  • Выезд по перекрестку через встречку.
  • Пересечение сплошной одним колесом при движении.

Законодательно предусмотрено правомерное движение по левой полосе в следующих случаях:

  1. Дорога имеет ширину не более 2 полос. Рядом с ней отсутствуют дорожные знаки, запрещающие обгон и другие ограничения. Сложностью при определении достаточности ширины дорожного полотна без разметки является то, что водитель определяет ее визуально. Тогда левая половина считается предназначенной для движения навстречу. Совершать маневры обгона в этом случае разрешается, так как запреты отсутствуют.
  2. Дорожное полотно имеет достаточную ширину для трехполосной езды. Разметка должна быть обязательно нарисована, в противном случае объект считают двухполосным либо четырехполосным. Выезд автомобиля на полосу встречного движения разрешен при отсутствии запрещающих знаков.

Ответственность за выезд на встречную полосу – довольно серьезная. Это – штраф в размере 5000 рублей или лишение прав на срок от четырех до шести месяцев.

Дорожные ситуации, при которых выезд на встречку является нарушением ПДД, подробно рассмотрены в следующем разделе >>>.

Разновидностями нарушения с выездом на встречную являются также:

  • выезд на трамвайные пути встречного направления и
  • движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.

За такие нарушения в 2021 году также положен штраф 5000 рублей или лишение прав на срок от четырех до шести месяцев.

При повторном нарушении (езде по встречной полосе) штраф уже не накладывается, а водитель лишается прав на один год. Но если повторный выезд на встречку зафиксирован автоматическими камерами фиксации нарушений, то лишения прав не будет, а будет штраф в размере 5000 рублей.

Как следует из вышесказанного, повторное нарушение, связанное с выездом на встречную полосу, отягчает административную ответственность: срок лишения прав увеличивается до года.

Поясним, что означает повторное нарушение. Правонарушение считается совершенным повторно, если оно происходит в течение одного года со дня вступления в законную силу постановления о назначении наказания за предыдущее однородное нарушение.

Полезно иметь в виду, что при фиксации нарушения (в том числе выезда на встречную) камерами фиксации штраф накладывается на собственника автомобиля вне зависимости от того, кто находился за рулем в момент совершения правонарушения.

Какой штраф, если не пропустил пешехода

Важно знать, что есть такое нарушение, как выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия. Это – тоже выезд на встречку, но за него положен штраф в размере от 1 000 до 1 500 рублей.

Напомним, что выезд на встречку является одним из самых грубых нарушений ПДД, так как представляет исключительную опасность для жизни и здоровья других участников дорожного движения.

Рассмотрим в связи с этим случаи, которые однозначно трактуются, как выезд на полосу встречного движения, и поэтому являются нарушением ПДД. К таким случаям относятся:

  1. выезд для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы;
  2. выезд на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых является реверсивной, то есть используется для движения в обоих направлениях;
  3. обгон с выездом на встречную:
    — на регулируемых перекрестках;
    — на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
    — на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
    — на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними;
    — на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
    — в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью;
  4. объезд с выездом на полосу встречного движения стоящих перед железнодорожным переездом транспортных средств;
  5. выезд на трамвайные пути встречного направления;
  6. поворот, при котором при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство оказалось на стороне встречного движения;
  7. несоблюдение водителем требований дорожного знака «Круговое движение», повлекшее движение по дороге с круговым движением в направлении, прямо противоположном направлению, указанному стрелками;
  8. обгон транспортного средства (за исключением обгона тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски), в том числе двигавшегося со скоростью менее 30 км/ч, но не являющегося по своим конструктивным особенностям тихоходным транспортным средством, в зоне действия знака «Обгон запрещен», и (или) при наличии сплошной линии разметки;
  9. начало левого поворота до прерывистой линии разметки с пересечением сплошной линии разметки с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения;
  10. движение по полосе для маршрутных транспортных средств навстречу общему потоку;
  11. движение по дороге с двусторонним движением, связанное с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения.

При нарушении, связанном с выездом на встречную, сотрудник ГИБДД составляет протокол, и водитель привлекается к административной ответственности.

В случае согласия с сотрудником ГИБДД по оценке ситуации водитель должен выполнять его указания.

Какой штраф в 2021 году за пересечение сплошной линии

Бывают случаи, когда сотрудники ГИБДД путают маневр разворота или поворота (при котором выезд на полосу встречного движения, сопряжен исключительно с разворотом или поворотом) с выездом на встречную полосу. Это обстоятельство надо обязательно иметь в виду, так как за эти нарушения предусмотрен штраф в размере от 1000 до 1500 рублей, а не 5000 рублей или лишение прав. В связи с этим в случае остановки сотрудником ГИБДД за выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, следует убедиться, что это нарушение действительно совершено и может трактоваться именно, как выезд на встречку.

Существуют случаи, когда водителям удается избежать наказания за выезд на встречную полосу, потому что выясняется, что в данном случае такой маневр был допустим. Такое возможно лишь при выполнении одного из нижеперечисленных условий:

  1. Если дорога узкая, и на ней не имеется ни разметки, ни дорожных знаков, сообщающих о запрете обгона. На данной дороге отсутствуют какие-либо ограничения по обгону. Когда разметки не имеется, то, соответственно, количество дорожных полос равно двум, четырем и т.д. – четному числу. На узкой дороге чаще всего число полос является равным двум и левая сторона предопределяется стороной для встречки;
  2. При передвижении автомобиля по трехполосной дороге. Здесь средняя полоса и предназначена именно для обгона. При этом дорога должна быть размеченной. Таких дорог встречается очень мало. Обгонять разрешается при перемещении в какую угодно сторону. В этой ситуации нарушением ПДД является выезд на полосу движения, расположенную с края.

Это особые ситуации, позволяющие водителям беспрепятственно выезжать на встречку. Но они встречаются достаточно редко. Чаще всего за подобные маневры следует отвечать перед законом. Вот когда это происходит:

  1. Выезд на встречку на четырехполосной дороге. Здесь даже не учитывается фактор наличия разметки. Запрещено выезжать на встречную полосу на шоссе, где движение двустороннее и есть 4 полосы. Поворачивать тут можно только в перпендикулярном направлении при наличии допускающих данные действия дорожных знаков;
  2. Выезд на встречную полосу на двухполосной дороге. Если дорога размечена, то делать обгоны с выездом на встречку недопустимо;
  3. При наличии запрещающих знаков и дорожной разметки. Сколько бы не было полос на дороге, и какой бы ни была ее разметка – выезд на встречку запрещен;
  4. Не допускается выезд на левую сторону трехполосного шоссе;
  5. Категорически запрещается совершать обгоны на пешеходниках, ж/д путях, мостах, контролируемых развилках и опасных местах шоссе. Необходимо заметить, что тут наличие дорожных знаков не является обязательным условием. Они могут отсутствовать, однако, выезжать на встречку не допустимо.

Конечно всех водителей интересует вопрос: сколько же составит штраф в случае правонарушения автомобилиста и выезда на встречную полосу? Сумма штрафных санкций не является фиксированной. Она зависит от того, как произошло правонарушение, и что оно повлекло за собой. При переезде водителем встречной полосы могло произойти ДТП, и тогда наказание не ограничится штрафом, и даже лишение водительских прав не станет заключительным этапом. Возможно открытие уголовного дела, и по результатам его расследования можно и в тюрьму угодить.

Рассмотрим правонарушения, которые влекут за собой штрафные санкции:

  1. Объезд препятствия. Ситуация совершается, когда на пути автомобилиста появляются преграды движению в виде аварийных ситуаций, поломок другого автотранспорта, разрушенных частях дороги и т.д. Размер штрафной выплаты за выезд на встречку составляет 1000-1500 руб.;
  2. При неверных поворотах налево и с заездом на встречную полосу. Ситуация происходит, когда на нерегулируемых перекрестках или при наличии запрещающих дорожных знаков, водителями совершается поворот или разворот с заездом на встречку. Сумма штрафа 1000 – 1500 руб.;
  3. Преднамеренный заезд или переезд встречной полосы карается штрафом равным 5000 или даже лишением прав;
  4. Объезд или обгон машины, в результате чего был совершен заезд на встречку. Не допускается также обгон пробок и заезд на трамвайные линии встречного направления. Данное нарушение ведет к взиманию штрафа суммой 5.000 руб., либо водителя лишают прав на полгода.

Исходя из имеющейся на сегодняшний день судебной практики, можно утверждать, что при нарушении статьи 8.6 ПДД в ряде случаев удается обойтись штрафом (если нарушение квалифицируют п. 2 ст. 12.16 КоАП РФ):

Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

В случаях нарушения разметки или дорожных знаков, несоблюдения правил обгона, если нарушение было зафиксировано камерой — водителю грозит только штраф. Если же оно зафиксировано сотрудником ГИБДД — грозит также лишение прав до 6 месяцев.

Есть немало нарушений, которые ошибочно квалифицируются по ст. 12.15, при этом не подходящих под эту статью. Для того чтобы не попасться на уловки неграмотных или хитрых сотрудников ДПС, необходимо твердо знать ПДД и свои права. Рассмотрим несколько примеров.

Движение по разметке. Если сотрудник ДПС вменяет вам движение по встречной полосе и предлагает передать дело в суд, а вы уверены, что двигались по разметке — сообщите ему об этом. Движение по разметке попадает под действие ч. 1 ст. 12.15 КоАП:

Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

В данном случае налицо нарушение пункта 9.7 ПДД.

Бывает неудачное стечение невнимательности и невезения, когда водитель, не убедившись, что за впереди следующей машиной свободно, начинает обгон на прерывистой разметке. Но из-за того, что нет места перестроиться в свой ряд, вынужден некоторое время следовать по встречной полосе, и завершать маневр с пересечением сплошной линии.

Если такая неприятность с вами произошла, предпримите все возможные действия, которые помогут вам в суде защитить свои интересы. Оцените обстановку и зафиксируйте с помощью телефона или фотоаппарата важные моменты. Внимательно отнеситесь к качеству снимков. Изображение должно быть четким.

Если вас остановил инспектор и вменяет вам административное правонарушение по ст. 12.15 п. 4, грозит передачей дела в суд и лишением прав, а вы не согласны, — не спешите спорить с ним и выражать негативные эмоции. Намного эффективнее будет сосредоточиться на составлении протокола и фиксировании доказательств своей невиновности.

Пока инспектор заполняет протокол, проведите фотосъемку местности и дорожных условий. Не передавайте фотографии в ГИБДД, равно как и запись с видеорегистратора (только копии) во избежание случайной утери.

Водитель имеет полное право выехать на встречную полосу и даже обогнать транспортное средство на дороге одностороннего движения, так как здесь и вовсе нет разделения на полосы. В таких случаях участник движения не имеет выбора, не может поступить иначе, и никакой штраф за подобные действия не предусмотрен.

Также если на дороге нет соответствующих знаков вроде «обгон запрещен», которые запрещают выезд на встречную – значит, это не запрещено правилами. Это же самое относится в полной мере к нешироким дорогам, где нельзя по-другому совершить разгон, как только выехать на левую сторону.

Выезд на встречную полосу часто необходим для выполнения какого-либо маневра, объезда препятствия или обгона другого ТС. При этом штраф за такое действие накладывается не во всех случаях, а только при нарушении ПДД. Чтобы снизить риск быть оштрафованным, автовладелец должен учесть следующее:

  1. Если дорожное покрытие имеет небольшую ширину, и на нем отсутствуют знаки и разметка, свидетельствующие о запрете обгона, водитель вправе совершить необходимый маневр. В ПДД (п.9.1) указано, что число полос для движения определяется с помощью разметки на дороге или специальных знаков. При их отсутствии водители лично определяют число полос с учетом ширины покрытия, габаритов ТС и безопасного интервала. Следовательно, при отсутствии разметки и специальных знаков, количество полос две.
  2. При наличии 3-полосной проезжей части, наличии соответствующей разметки и отсутствии знаков (запрета обгона), выполнение последнего действия разрешено.

Возможны ситуации, когда выезжать на «встречку» категорически запрещается. Выделим основные ситуации:

  • При наличии 4-х полос для движения (по две в обе стороны) выезд на часть дорожного полотна, предназначенного для встречного транспорта, запрещен. Исключением являются случаи, когда человеку необходимо развернуться или повернуть налево. При совершении маневра важно ориентироваться на дорожные знаки и разметку.
  • Наличие сплошной полосы, запрещающей движение транспорта по «встречке».
  • Установка знака, который запрещает делать обгон. При наличии такового нельзя выезжать на «встречку» вне зависимости от ширины дороги и числа полос.

Для того, чтобы наказание вступило в силу, необходимо подтверждение нарушение. Обычно его фиксирует фото- или видеотехникой.

Камеры, расположенные на трассах и дорогах города, позволяют сфотографировать машину нарушителя в момент нарушения. Если письмо с подобной фотографией пришло собственнику автомобиля, и на фото видно государственный номер, то бороться за отмену штрафа бессмысленно.

Штраф за выезд на встречную полосу с целью совершения маневра на дороге (повороты, развороты), имеет размер 1 – 1,5 тыс. руб. на основании ст. 12.15, ч.2 КоАП РФ .

Составы правонарушений, предусмотренных статьей 12.15 КоАП РФ являются формальными, то есть административная ответственность наступает за нарушения правил расположения транспортных средств на проезжей части, встречного разъезда или обгона независимо от того, нанесен ли в результате их совершения реальный ущерб правам участников дорожного движения.

Квалификация действий водителя по ч. 1 статьи 12.15 КоАП РФ

В ч. 1 статьи 12.15 КоАП РФ содержится состав административного правонарушения, объективная сторона которого охватывает совершение одного из следующих деяний:

  • нарушение требований к расположению транспортных средств на проезжей части дороги, включенных в раздел 9 Правил дорожного движения;
  • нарушение положений разд. 11 Правил дорожного движения, устанавливающего порядок встречного разъезда;
  • нарушение п. 9.9 Правил дорожного движения, запрещающего движение по обочинам;
  • несоблюдение установленного в абз. 4 п. 2.7 Правил дорожного движения предписания, запрещающего пересекать организованную транспортную или пешую колонну, а также занимать место в ней.

Значение терминов «Дорога», «Проезжая часть», «Обочина», «Организованная транспортная колонна» и «Организованная пешая колонна» раскрывается в п. 1.2 Правил дорожного движения.

Нарушение водителем правил расположения транспортных средств на проезжей части, повлекшее причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью потерпевшего, не охватывается составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 12.15 КоАП РФ. В зависимости от тяжести наступивших последствий указанные действия подлежат квалификации по нормам ст. 12.24 КоАП РФ или ст. 264 Уголовного кодекса РФ.

Квалификация действий водителя по ч. 1.1 статьи 12.15 КоАП РФ

В ч. 1.1 статьи 12.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение водителем тихоходного транспортного средства или транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, предписания п. 11.6 Правил дорожного движения, в силу которого при движении вне населенных пунктов водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости и остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства для обгона или опережения.

Под крупногабаритным грузом подразумевается груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня. Такой груз должен быть обозначен опознавательным знаком «Крупногабаритный груз» (п. 23.4 Правил).

Обгон — это опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Опережение — это движение транспортного средства со скоростью, больше скорости попутного транспортного средства без выезда на полосу, предназначенную для встречного движения (п. 1.2 Правил).

Квалификация действий водителя по ч. 2 статьи 12.15 КоАП РФ

С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 статьи 12.15 КоАП РФ, состоит в нарушении требования п. 9.9 Правил дорожного движения, запрещающего движение транспортных средств по пешеходным, велосипедным дорожкам и тротуарам.

Движение по пешеходным дорожкам и тротуарам в жилых зонах и на дворовых территориях в нарушение требования п. 17.1 Правил подлежит квалификации по специальной норме ч. 1 ст. 12.28 КоАП РФ. То же правонарушение, совершенное в городах федерального значения, квалифицируется по ч. 2 ст. 12.28 КоАП РФ.

При применении положений ч. 2 ст. 12.15 КоАП РФ необходимо учитывать, что остановка или стоянка транспортных средств на тротуаре, повлекшие создание препятствий для пешеходов, не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 статьи 12.15 КоАП РФ, а влекут административную ответственность по ч. 3 ст. 12.19 КоАП РФ.

Значение терминов «остановка» и «стоянка» см. в п. 1.2 Правил дорожного движения.

Квалификация действий водителя по ч. 3 статьи 12.15 КоАП РФ

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 статьи 12.15 КоАП РФ, состоит в нарушении требований Правил дорожного движения, повлекшем выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия.

В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ» содержатся следующие разъяснения:

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ (выезд на полосу встречного движения)

Действия водителя, связанные с нарушением требований ПДД РФ, а также дорожных знаков или разметки, повлекшие выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (за исключением случаев объезда препятствия (пункт 1.2 ПДД РФ), которые квалифицируются по части 3 данной статьи), подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Непосредственно такие требования ПДД РФ установлены, в частности, в следующих случаях:

  • а) на любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева (пункт 9.1(1) ПДД РФ);
  • б) на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2 ПДД РФ);
  • в) на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.3 ПДД РФ);
  • г) не допускается обгон движущегося впереди транспортного средства, производящего обгон или объезд препятствия либо движущегося впереди по той же полосе и подавшего сигнал поворота налево, а также следующего позади транспортного средства, начавшего обгон; маневр обгона также запрещен, если по его завершении водитель не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу (пункт 11.2 ПДД РФ);
  • д) запрещается обгон на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной; на пешеходных переходах; на железнодорожных переездах и ближе чем за сто метров перед ними; на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях; в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью (пункт 11.4 ПДД РФ);
  • е) запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства (абзац восьмой пункта 15.3 ПДД РФ);
  • ж) запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления (пункт 9.6 ПДД РФ);
  • з) поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения (пункт 8.6 ПДД РФ).

Кроме того, в силу пункта 3.2 ПДД РФ запрещен обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом либо транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств) (например, организованной транспортной колонны).

Движение по дороге с двусторонним движением в нарушение требований дорожных знаков 3.20 «Обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11.1 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств», 5.11.2 «Дорога с полосой для велосипедистов», 5.15.7 «Направление движения по полосам», когда это связано с выездом на полосу встречного движения, и (или) дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.11 (разделяющих транспортные потоки противоположных направлений) также образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Невыполнение требований дорожных знаков 4.3 «Круговое движение», 3.1 «Въезд запрещен» (в том числе с табличкой 8.14 «Полоса движения»), в результате которого транспортное средство выехало на полосу, предназначенную для встречного движения, также может быть квалифицировано по данной норме.

При этом действия лица, выехавшего на полосу, предназначенную для встречного движения, с соблюдением требований ПДД РФ, однако завершившего данный маневр в нарушение указанных требований, также подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Проверка законности установления дорожного знака или дорожной разметки

В том случае, если объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ, выражается в выезде на полосу, предназначенную для встречного движения, в нарушение требований дорожного знака или дорожной разметки, при рассмотрении дела необходимо иметь в виду, что такой знак/разметка (в том числе временные) должен/должна быть установлен/нанесена в соответствии с законодательством Российской Федерации и зафиксирован/зафиксирована на схеме (проекте) организации дорожного движения (в том числе временных).

Итак, представьте себе двухполосную дорогу с прерывистой линией разметки посередине. Дорога загородная, прямая, видимость на ней отличная. Встречных автомобилей нет. На дороге установлен знак 3.31 «Конец зоны всех ограничений». На первый взгляд кажется, что нарушить правила дорожного движения при обгоне просто-напросто невозможно.

Последние обсуждения на форуме:

    • Можете разъяснить в деталях , как правильно въезжать .
    • Кто будет виновник аварии в данной ситуации?
    • Правда, что начали выдавать права с 17лет? Многие СМИ утверждают.
    • Учусь в автошколе экзамены будут в апреле, распространится ли
    • Скажите, пожалуйста, имеет ли автошкола право не допустить меня к

    До 1 января 2013 года наказание за выезд на встречку было безальтернативным. На сегодняшний день наказание для водителя определять суд: либо лишение прав на 4-6 месяцев, либо только штраф 5000 рублей. Это при условии первого подобного нарушения ПДД водителем. А в случае повторного нарушения наказание строжайшее — лишение водительских прав на год. Исключение при выборе формы наказания за повторное нарушение: фиксация нарушения не инспектором ГИБДД, а техническими средствами. Тогда водитель отделается лишь штрафом в 5000 рублей.

    Объезд препятствия по встречной полосе. Данный вопрос является наиболее сложным, т.к. автомобилист попадает в непонятную ситуацию: ехать как-то надо, а по правилам это никак не сделать. Т.е. впереди какое-либо препятствие, слева сплошная линия разметки, а справа – обочина или тротуар. Тут приходится выбирать: либо ждать, пока препятствие будет ликвидировано, либо ехать с нарушением правил. Но нужно помнить, что за данное нарушение лишение прав не последует!


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *