В случае причинения вреда здоровью пассажира

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В случае причинения вреда здоровью пассажира». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Финансовая грамотность
  • Актуальная информация
  • Версия для MS Word
  • Save as text
  • Версия для печати

Федеральным законом от 14.06.2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», который вступил в силу с 1 января 2013 г., предусмотрено обязательное страхование пассажиров. Согласно этому закону, практически все перевозки подлежат страхованию. Страховые взносы в случае с воздушным транспортом платит авиакомпания, а компенсацию от страховой компании получает пострадавший пассажир.

Размеры максимальных страховых выплат установлены государством:

  • 2,25 млн рублей — в случае причинения серьёзного вреда жизни, который мог привести или привёл к смерти пассажира;
  • 2 млн рублей — за причинение вреда здоровью пассажира;
  • 23 тыс. рублей — за причинение вреда его имуществу.

При наступлении страхового случая пострадавший получает процент от указанной выше страховой суммы — соразмерно степени ущерба. Реальные суммы выплат в большинстве случаев невелики.

Добровольная полётная страховка покрывает значительно больше рисков по сравнению с обязательной и позволяет рассчитывать на компенсацию в следующих случаях:

  • Получение вреда жизни и здоровью. Здесь не задействовано государство, поэтому максимальную сумму компенсации выбирает будущий пассажир, а процент в зависимости от степени ущерба определяет страховая компания. Сумма компенсации по добровольной страховке может быть выше, чем при обязательном страховании. При этом пассажир имеет право получить компенсации по обеим страховкам. И это достойный ответ на вопрос, нужно ли страхование на время полёта.
  • Задержка рейса больше чем на 4 часа. В этом случае пассажиру возмещаются расходы на проживание, питание, приобретение нового билета и другие затраты, связанные с задержкой.
  • Потеря, повреждение или задержка багажа — дополнительно к обязательной компенсации от авиакомпании.
  • Отмена поездки. В этой ситуации пассажир может вернуть стоимость невозвратных билетов. Такие авиабилеты стоят значительно дешевле обычных, на них часто действуют скидки. Но если планы по непредвиденным причинам изменятся (например, из-за попадания в ДТП, госпитализации, пожара в квартире и т. д.), вернуть потраченные деньги или изменить даты путешествия на другие не получится — и билеты просто сгорят. Полётная страховка позволяет вернуть за них деньги. В сумме невозвратные билеты с дополнительной страховкой обойдутся дешевле, чем обычные. Стоит ли покупать страховку на самолёт в этом случае? Однозначно.

Получить компенсацию при отмене поездки не только за авиабилеты, но и за оплаченные отели и любые туруслуги поможет страховка от невыезда.

Нужно ли страхование на время полета?

1. Контроль за исполнением перевозчиком обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации орган транспортного контроля и надзора.

2. Контроль за исполнением перевозчиком обязанности, предусмотренной частью 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляется путем установления наличия у перевозчика договора обязательного страхования.

3. Контроль за исполнением перевозчиком обязанностей, предусмотренных частями 6 — 9 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляется при проверках, проводимых в том числе по поступившим в орган транспортного контроля и надзора обращениям и заявлениям потребителей.

1. Договор обязательного страхования является договором в пользу третьего лица (выгодоприобретателя) и заключается в письменной форме на основании письменного или устного заявления страхователя в двух экземплярах, один из которых вручается (направляется) страховщиком страхователю. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

2. Договор обязательного страхования вступает в силу со дня исполнения страхователем обязанности по уплате страховой премии или первого страхового взноса.

3. Договор обязательного страхования является публичным договором.

4. Страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования любому обратившемуся за этим перевозчику.

1. Объектом страхования по договору обязательного страхования являются имущественные интересы перевозчика, связанные с риском его гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

2. В договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:

1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира; (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира; (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

3. Страховые суммы устанавливаются для каждого страхового случая и не могут изменяться в период действия договора обязательного страхования.

4. Срок действия договора обязательного страхования не может быть менее года. При перевозках на внутреннем водном транспорте срок действия договора обязательного страхования может быть менее года, но не может быть менее периода навигации.

5. В договоре обязательного страхования не может устанавливаться франшиза (часть причиненного вреда, не возмещаемая по договору обязательного страхования) по рискам гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажиров.

1. Расторжение договора обязательного страхования по соглашению его сторон допускается, если такое соглашение совершено в письменной форме в виде отдельного документа, подписанного сторонами. Обязательства сторон считаются прекращенными с момента заключения соглашения о расторжении договора обязательного страхования, если иное не вытекает из соглашения. При расторжении договора обязательного страхования уплаченная страховщику страховая премия (страховой взнос) не подлежит возврату, за исключением случая, если это предусмотрено соглашением. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

1.1. По требованию страхователя и при отсутствии страхового случая часть уплаченной страховщику страховой премии подлежит возврату пропорционально неистекшему периоду действия договора обязательного страхования при его досрочном прекращении в случае: (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

1) прекращения страхователем в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельности по перевозкам пассажиров (в частности, отзыв или прекращение действия лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров соответствующим видом транспорта, принятие решения о ликвидации перевозчика); (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

2) принятия решения о ликвидации или реорганизации страховщика, отзыва у него лицензии на осуществление обязательного страхования. Страховщик обязан незамедлительно проинформировать страхователя о наступлении указанных событий. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

1.2. При досрочном прекращении договора обязательного страхования в случае наступления события, указанного в части 1.1 настоящей статьи, днем досрочного прекращения такого договора считается день, следующий за днем наступления события, подтвержденного соответствующими документами. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

2. Расторжение или досрочное прекращение договора обязательного страхования не освобождает страховщика от обязанности выплатить страховое возмещение по страховым случаям, наступившим в течение срока действия договора обязательного страхования.

3. Страхователь не освобождается от обязанности уплатить страховую премию, если исполнение такой обязанности к моменту прекращения договора обязательного страхования просрочено.

3.1. Страховщик вправе отказаться от договора обязательного страхования в одностороннем порядке при неуплате страхователем очередного страхового взноса по истечении тридцати календарных дней со дня, установленного договором обязательного страхования для уплаты очередного страхового взноса, письменно уведомив страхователя о расторжении такого договора. Договор обязательного страхования считается прекращенным со дня, следующего за днем получения страхователем уведомления страховщика об отказе от договора обязательного страхования. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

4. В случае расторжения договора обязательного страхования или одностороннего отказа от договора обязательного страхования страховщик обязан представить соответствующую информацию в профессиональное объединение страховщиков в порядке, установленном правилами профессиональной деятельности. Профессиональное объединение страховщиков уведомляет о факте расторжения договора обязательного страхования или одностороннего отказа от договора обязательного страхования, а также о наступлении событий, указанных в пункте 2 части 1.1 настоящей статьи, орган транспортного контроля и надзора в порядке и сроки, которые установлены соглашением об информационном взаимодействии, заключенным между профессиональным объединением страховщиков и органом транспортного контроля и надзора. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

1. Страховой тариф (ставка страховой премии с единицы страховой суммы) определяется в договоре обязательного страхования по соглашению сторон с ограничениями, установленными настоящей статьей.

2. Страховой тариф по каждому из рисков, подлежащих страхованию по договору обязательного страхования, определяется в расчете на одного пассажира в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов, в том числе от обеспечиваемого перевозчиком уровня безопасности перевозок и технического состояния транспортных средств перевозчика. Оценка страхового риска осуществляется страховщиком при заключении договора обязательного страхования.

3. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) вправе установить предельные (минимальные и максимальные) значения страховых тарифов в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов с указанием максимального размера расходов на осуществление обязательного страхования и размера отчислений в компенсационный фонд. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 02.12.2013 N 332-ФЗ)

4. Страховая премия по каждому из рисков, подлежащих страхованию по договору обязательного страхования, определяется как произведение количества пассажиров, страховой суммы по каждому риску, указанной в договоре обязательного страхования в соответствии с частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и соответствующего страхового тарифа, определенного в процентах от страховой суммы.

5. Общий размер страховой премии по договору обязательного страхования определяется путем суммирования страховых премий, определенных по каждому из рисков, и устанавливается договором обязательного страхования.

6. Порядок определения количества пассажиров для целей расчета страховой премии по договору обязательного страхования устанавливается Правительством Российской Федерации в зависимости от вида транспорта.

7. При значительном изменении обстоятельств, сообщенных страховщику при заключении договора обязательного страхования и существенно влияющих на оценку страхового риска, стороны вправе требовать изменения условий договора обязательного страхования.

8. Обстоятельства, существенно влияющие на оценку страхового риска, в том числе являющиеся основанием для определения количества пассажиров в целях расчета страховой премии по договору обязательного страхования, должны быть определены в договоре обязательного страхования. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

9. Страховщик вправе требовать доплаты страхователем страховой премии соразмерно увеличению страхового риска, а страхователь — возврата страховщиком части страховой премии соразмерно уменьшению страхового риска. Указанное правомочие осуществляется соответствующей стороной путем направления другой стороне проекта соглашения об изменении размера страховой премии. Заключение этого соглашения для стороны, которой оно направлено, является обязательным и осуществляется в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

10. Если при увеличении страхового риска страхователь возражает против соответствующего изменения условий договора страхования, страховщик вправе потребовать расторжения договора обязательного страхования в соответствии с правилами, предусмотренными главой 29 Гражданского кодекса Российской Федерации.

11. Если страховой случай наступил и страхователь не уведомил страховщика об увеличении страхового риска по договору обязательного страхования до наступления страхового случая, страховщик вправе предъявить регрессное требование к страхователю в размере выплаченного страхового возмещения за вычетом уплаченной страхователем страховой премии.

1. При наступлении страхового случая выгодоприобретатель, желающий воспользоваться своим правом на получение страхового возмещения, должен подать страховщику письменное заявление о выплате страхового возмещения по форме, установленной Банком России, документы, исчерпывающий перечень которых определяется Банком России и которые должны содержать, в частности, сведения о потерпевшем, характере и степени повреждения здоровья потерпевшего, а если заявление подает выгодоприобретатель, не являющийся потерпевшим, сведения о таком выгодоприобретателе, а также документ о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах (дата, место наступления, вид транспорта, наименование перевозчика, иная информация о событии), оформленный в порядке и с учетом требований, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

2. Страховщик не вправе требовать от выгодоприобретателя представления других документов. Страховщик вправе оказать выгодоприобретателю содействие в сборе документов.

3. Если право на получение страхового возмещения по одному страховому случаю имеют несколько выгодоприобретателей и один из них представил страховщику необходимые документы, другие выгодоприобретатели вправе не представлять повторно уже имеющиеся у страховщика и относящиеся к этому страховому случаю документы.

4. При отсутствии оснований для отказа в выплате страхового возмещения страховщик обязан выплатить это возмещение в размере подлежащего возмещению вреда, величина которого определяется в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона. В случае, если до выплаты страхового возмещения страховщик осуществил предварительную выплату, предусмотренную статьей 15 настоящего Федерального закона, сумма предварительной выплаты засчитывается в счет выплаты страхового возмещения.

5. Страховщик обязан выплатить выгодоприобретателю страховое возмещение или направить ему мотивированный отказ в течение тридцати календарных дней со дня получения страховщиком всех документов, которые ему должны быть представлены в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

5.1. В случае, если в связи с произошедшим событием на транспорте в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации созданы специальные комиссии, проводятся следственные, судебно-медицинские, иные исследования и экспертизы, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российский Федерации, органы местного самоуправления, а также организации, проводившие соответствующие исследования и экспертизы, предоставляют, если иное не предусмотрено федеральными законами, страховщикам по их запросам документы, содержащие выводы указанных комиссий или экспертиз, которые могут быть использованы страховщиком в том числе для предъявления регрессного требования в соответствии с законодательством Российской Федерации к перевозчику или иному лицу, ответственному за возмещенный страховщиком вред. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

6. При несоблюдении срока осуществления выплаты страхового возмещения, установленного частью 5 настоящей статьи или частью 2 статьи 17 настоящего Федерального закона, страховщик за каждый день просрочки уплачивает выгодоприобретателю неустойку (пеню) в размере одного процента от несвоевременно выплаченной суммы страхового возмещения. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

6.1. При несоблюдении срока направления выгодоприобретателю мотивированного отказа в страховом возмещении страховщик за каждый день просрочки уплачивает ему денежные средства в виде финансовой санкции в размере 0,05 процента от установленного частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона размера страховой суммы по виду причиненного вреда. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

В данном разделе будут рассмотрены общие основания возникновения гражданско-правовой ответственности в связи с причинением вреда здоровью. Изучение данных категории позволит читателю правильно определить основание иска и распределение бремени доказывания, что необходимо для защиты своих прав.

Для начала необходимо определить нормативно-правовую основу рассматриваемых правоотношений. Возмещение вреда здоровью регламентируется 59 главой Гражданского кодекса РФ. Параграф 1 указанной главы раскрывает общие условия возникновения ответственности. Параграф 2 непосредственно регулирует вопросы возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. С целью выработки единообразного применения закона Пленумом Верховного Суда РФ издано Постановление от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина».

Я осознано не желаю перегружать свои статьи академическим материалом, так как их основанная цель – доступно донести практические аспекты по возмещению вреда, поэтому следующим этапом я хочу рассмотреть основания, при наличии которых возникает ответственность по рассматриваемой категории дел.

К числу лиц, ответственных за причиненный вред при ДТП, законодатель относит страховщика – организацию, застраховавшую гражданско-правовую ответственность владельца автомототранспортного средства и причинителя вреда – виновника аварии.

В специально предусмотренных законом случаях ответственность может также возлагаться на собственника транспортного средства (статья 1079 ГК РФ) и работодателя (статья 1068 ГК РФ).

Статья в помощь:

Возмещение вреда, причиненного работником при ДТП

Страховые выплаты при ДТП по ОСАГО потерпевшему

Действующее в сфере ОСАГО законодательство в начале 2015 года, претерпело ряд важных дополнений.

Постановлением Правительства РФ от 21.02.2015 г. № 150 «О внесении изменений в Правила расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего» внесены некоторые изменения в существовавший ранее порядок.

Суть новаций сводится к следующему.

  1. Предельный размер ответственности страховщика в случаях причинения вреда жизни или здоровью потерпевшего с 1 апреля 2015 года составляет 500000 рублей.

  2. Устанавливается принципиально новый порядок выплат страхового возмещения в виде фиксированных платежей в зависимости от характера и степени повреждения здоровья.

    Перечень травм и причитающихся по ним денежных сумм подробно регламентирован и сведен в таблицу.

  3. Страховые выплаты будут осуществляться по факту получения травмы.

    При множественности телесных повреждений окончательный размер страхового возмещения будет определяться путем их суммирования.

  4. Для получения страховки потерпевшим не нужно ожидать окончания лечения.

    Новая схема обязывает страховщика произвести выплату по предъявлении потерпевшим медицинского заключения о характере травм и документов, подтверждающих факт ДТП.

  5. Новый порядок предусматривает дополнительные выплаты при ухудшении состояния здоровья потерпевшего, назначении дополнительного лечения или признании пострадавшего лица инвалидом.

Возмещение вреда здоровью при ДТП включает в себя:

  • заработок или иной доход, который утратил потерпевший за время его нетрудоспособности;

  • затраты на лечение, включая дополнительное питание и приобретение лекарственных препаратов, гигиенических и иных средств ухода за больным;

  • расходы на посторонний уход за больным, протезирование, лечение в санаторно-курортных учреждениях;

  • затраты на покупку специальных транспортных средств;

  • расходы по профессиональному переобучению.

Статьи в помощь:

Страховая компания не платит по ОСАГО

Как составить жалобу на страховую компанию по ОСАГО

Ответственность перевозчиков перед пассажирами

  • Утрата заработка или иного дохода доказывается представлением справки о среднем заработке за период времени, предшествующий наступлению нетрудоспособности.

    Если потерпевший имел доход от предпринимательской деятельности, его размер подтверждается налоговой отчетностью.

    Утраченный заработок (доход) подлежит возмещению пострадавшему в полном объеме, а не в какой-либо части.

    При этом не учитываются никакие социальные выплаты, назначенные потерпевшему, как до повреждения его здоровья, так и после ДТП.

    Если потерпевший на момент автодорожного происшествия не работал, то размер возмещения рассчитывается исходя из предполагаемого среднего заработка по его профессии и квалификации, сложившегося в регионе проживания.

    При этом размер не может быть ниже установленного законом прожиточного минимума. Сведения о среднем заработке запрашиваются из органа статистики.

  • Требования компенсации расходов на лекарства и средства ухода за больным подлежат возмещению, если данные виды медицинской помощи не входят в программы обязательного медицинского страхования.

    К сожалению, лечение в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС) может продлиться чрезвычайно долго и закончиться безысходностью по причине аморфности и беспомощности системы.

    Травмы, полученные потерпевшими в дорожно-транспортных происшествиях, нередко требуют квалифицированного и дорогостоящего лечения.

    В таких условиях потерпевшие вынуждены лечиться за свой счет.

    При невозможности получения своевременной и качественной медицинской помощи в рамках программы ОМС суды идут по пути удовлетворения исковых требований о взыскании фактически понесенных расходов на платную медицинскую помощь на общих основаниях.

    К такому применению закона их обязывает Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 26.01.2010 г.

    Для того, чтобы доказать невозможность получения медицинской помощи в рамках ОМС истец должен предоставить суду копии обращения в медицинские учреждения по вопросам проведения лечебно-реабилитационных мероприятий по программам бесплатной медицинской помощи и письменный отказ в предоставлении такой помощи в рамках программы ОМС.

    Документами, подтверждающими понесенные затраты признаются договор на оказание платных медицинских услуг, квитанции, чеки, иные платежные документы, подтверждающие расходы на лечение и реабилитацию.

  • При доказывании истцом нуждаемости в том или ином виде лечения, помощи, средствах восстановления и реабилитации в процессе рассмотрения дела о возмещение вреда здоровью при ДТП следует исходить из медицинских документов, содержащих назначения и рекомендации лечащих врачей.

    Источниками доказательств являются истории болезни, выписные эпикризы, заключения медико-социальных экспертиз (МСЭ).

  • Факт причинения вреда здоровью истца противоправными действиями ответчика подтверждается постановлением по делу об административном правонарушении или приговором суда по уголовному делу.

    Причем эти процессуальные документы должны иметь статус «вступивших в законную силу».

Исковое заявление о возмещение вреда здоровью при дорожно-транспортном происшествии включает в себя основное — требование денежной компенсации расходов на лечение и дополнительные — требования о компенсации морального вреда, возмещении дополнительных расходов, взыскании судебных издержек.

Статьи в помощь:

Взыскание ущерба с виновника ДТП

Моральный ущерб при ДТП

  1. Процессуальное положение ответчика, при несогласии с исковыми требованиями, обязывает его доказать основания, имеющихся по существу иска возражений.

    При оспаривании виновности в ДТП ответчик должен ходатайствовать о назначении независимой автоэкспертизы.

    Статьи в помощь:

    Независимая экспертиза после ДТП

    Как оспорить вину в ДТП

    Отсутствие вины может подтверждаться постановлением ГИБДД о прекращении производства по делу об административном правонарушении, актами судов об отсутствии вины ответчика, свидетельскими показаниями очевидцев.

    Статьи в помощь:

    Как оспорить вину в ДТП

    Порядок обжалования постановления ГИБДД

  2. Если ответчик не согласен с требованиями истца о возмещении расходов на лечение, в виду наличия возможности у потерпевшего получить дополнительную медицинскую помощь в рамках программы ОМС, он представляет в суд соответствующие сведения.

    Информация о лечении пострадавшего может быть истребована из лечебного учреждения по адвокатскому или судебному запросу.

  3. По вопросам организации медицинской помощи по программам ОМС запрос суда направляется в Департамент специализированной медицинской помощи и стандартизации в здравоохранении.

    Ответчикам по делам рассматриваемой категории следует знать о том, что суд не будет собирать доказательства по собственной инициативе.

Уважаемые гости нашего сайта, рассмотрев основные вопросы возмещения вреда здоровью при ДТП, настоятельно советуем координировать ваши действия с профессиональными юристами, специализирующимися по делам данной категории.

  • Все о ДТП и автостраховании

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

1. Глава 59 ГК РФ устанавливает общее правило, согласно которому вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ст. 1064 ГК РФ). Юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых обязанностей (ст. 1068 ГК РФ). Юридическое лицо, застраховавшее свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего, в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба (ст. 1072). Юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, в частности с использованием транспортных средств, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником (ст. 1079 ГК РФ). Объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему в соответствии с комментируемой статьей, могут быть увеличены законом или договором (ст. 1085 ГК РФ).

2. Транспортные уставы и кодексы регулируют ответственность за причинение вреда пассажиру не одинаково. Статья 113 УЖТ РФ ограничивается общей отсылкой к законодательству РФ. ВзК РФ дополнительно уточняет, что ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира воздушного судна охватывает период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром (ст. 117 ВзК РФ). На морском транспорте существует правило об ограничении ответственности перевозчика. В соответствии со ст. 360 КТМ РФ по требованиям возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью пассажиров судна, если они возникли из одного и того же происшествия, пределом ответственности судовладельца является сумма 175 тысяч расчетных единиц, умноженная на число пассажиров, которое судну разрешается перевозить в соответствии с пассажирским свидетельством. Очевидно, что в тех случаях, когда предел такой ответственности окажется ниже предела ответственности, установленного по правилам гл. 59 ГК РФ, приоритет будут иметь правила ГК РФ, а ст. 360 КТМ РФ применяться не должна.

3. Применимое законодательство:

— ВзК РФ;

— КВВТ РФ;

— КТМ РФ;

— УАТиНГЭТ;

— УЖТ РФ.

4. Судебная практика:

— Определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 02.09.2014 по делу N 33-11427/2014;

— Определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 07.07.2014 по делу N 33-14612/2014;

— Определение СК по гражданским делам Пензенского областного суда от 22.04.2014 по делу N 33-1014;

— Определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 15.04.2014 по делу N 33-5188/2014;

— Определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17.03.2014 по делу N 33-840/2014;

— Определение СК по гражданским делам Липецкого областного суда от 13.01.2014 по делу N 33-19/2014;

— Определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17.09.2013 по делу N 33-7518/13;

— Определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 11.06.2013 по делу N 33-4505/2013;

— Определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 28.05.2013 по делу N 33-6493/2013;

— Определение Пермского краевого суда от 04.03.2013 по делу N 33-1262А;

— Определение СК по гражданским делам Саратовского областного суда от 13.02.2013 по делу N 33-767;

— Определение Санкт-Петербургского городского суда от 24.07.2012 N 33-11334/12.

До Верховного суда РФ дошла жалоба жительницы Нижегородской области, просившей обязать ОАО «Росгосстрах» выплатить ей страховку.

Согласно материалам дела, в декабре 2016 года истица в качестве пассажира попала в аварию на 450 км автодороги Дзержинск — Нижний Новгород. Виновником столкновения с машиной Лада, в которой находилась истица, оказался водитель МАЗ, выехавший на полосу встречного движения. В результате аварии заявительница получила опасные для жизни тяжкие телесные повреждения.

На момент ДТП ответственность обоих водителей была застрахована в ПАО СК «Росгосстрах». Однако компания выплатила пострадавшей компенсацию в 187 тысяч 750 рублей только за виновника ДТП — водителя МАЗа. А в компенсации по договору страхования ответственности второго водителя, в машине которого ехала истица, Росгосстрах отказал, не признав этот случай страховым.

Такой отказ заявительница посчитала незаконным и обратилась за защитой своих интересов в Дзержинский суд Нижегородской области, но районный суд, а позднее и апелляционная инстанция областного суда в удовлетворении исковых требований пассажирке отказали.

Суды исходили из отсутствия правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании страхового возмещения по каждому из договоров ОСАГО.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ с таким выводом не согласилась.

Во всех случаях, когда действия виновника привели к потере здоровья, а также в случае смерти – у пострадавшего или его родственников появляется право требовать компенсации вреда здоровью и морального вреда в денежном выражении.

В практике наиболее частыми случаями являются:

  • ДТП, наезд на пешехода;
  • производственные травмы;
  • побои (ст.116), умышленное и по неосторожности причинение вреда здоровью (ст. 111 – 118, 264 УК РФ);

Итак, если неприятная ситуация все-таки произошла, Вы стали жертвой в результате столкновения автомобилей, либо на Вас совершен наезд как на пешехода, то следует в обычном порядке вызвать сотрудников ГАИ-ГИБДД для фиксации факта ДТП. В протоколах, постановлениях, справках должно обязательно быть указано о полученной Вами травме. После ДТП следует обратиться в медицинское учреждение (травмпункт, больница) для оказания первой медицинской помощи и составления необходимых медицинских документов (медкарта, выписной эпикриз и т.д.). После того, как органы ГАИ-ГИБДД либо Суд установят виновность водителя, у Вас появляется право на получение компенсации. Однако следует помнить, что компенсация вреда здоровью происходит только в случае, когда затраты документально подтверждены кассовыми чеками, справками соответствующих лечебных учреждений.

После этого необходимо со всем комплектом документов обратиться в страховую компанию виновника ДТП. По закону «Об ОСАГО» с 2015 г. нормативы выплат, расчет утраченного заработка изменились, они не могут превышать 500 000 руб. по компенсации вреда здоровью, инвалидности и утраченному заработку за время нахождения на больничном. В случае если данной суммы недостаточно, то остальное взыскивается с виновника ДТП. Моральный вред страховые компании не выплачивают, компенсация морального вреда осуществляется за счет виновника ДТП.

Когда отношения со страховой закончились либо если страховая по каким-то причинам отказала или занизила выплату, Вы должны обратиться в суд с иском на виновника ДТП и страховую компанию о взыскании компенсации вреда здоровью, по инвалидности, компенсации морального вреда, утраченного заработка. Размер выплат в каждом конкретном случае зависит от многих факторов: обстоятельства ДТП, поведение виновника, моральные последствия для пострадавшего и его семьи. Данные обстоятельства необходимо подробно излагать в суде, на каждый довод иметь документальное доказательство.

Незначительно отличается порядок выплат по уголовным делам. По особо тяжелым ДТП, когда пострадавший получил тяжкие телесные повреждения либо наступила смерть (ст.264 УК РФ), когда умышленными действиями причинен вред здоровью (ст.115,111,116 УК РФ), у пострадавшего также появляется право требовать возмещения вреда здоровью и компенсации морального вреда. Происходит это, однако, в рамках расследования уголовного дела и непосредственно в суде по рассмотрению данного дела.

Добровольная компенсация виновником причиненного ущерба является основанием для снижения тяжести наказания.

Существует огромное количество случаев, при которых может быть причинен вред здоровью. Это могут быть производственные травмы, падение снега или наледи с крыши, получение травмы по вине ЖКХ, в том числе, если вы поскользнулись на дороге, отравление продуктами питания, вред здоровью при оказании медицинской помощи и другие. Однако порядок потерпевшей стороны во всех случаях одинаковый. Первоначально Вам необходимо зафиксировать факт причинения вреда здоровью. Следующий этап – сбор доказательств виновности причинителя вреда, т.е. наличие причинно-следственной связи между наступившими негативными последствиями и действием либо бездействием виновника.

В случае нежелания компенсировать вред в добровольном порядке, взыскание денежных средств осуществляется через Суд.

Степень причиненного вреда определяется по результатам судебно-медицинской экспертизы. Тяжкий вред предусматривает причинение травм, повлекших за собой утерю частей тела, органов потерпевшего.

Список травм, которые квалифицируются подробным образом, утвержден приказом Министерства здравоохранения № 194-н. Вот самые распространенные последствия, позволяющие возбудить уголовное дело за причинение тяжкого вреда здоровью:

  • Существенные проникающие ранения позвоночника, живота, груди, черепа.
  • Ожоги большой поверхности тела.
  • Переломы конечностей, которые повлекли существенную утерю функциональности.
  • Потеря частей тела или внутренних органов (анатомическая или функциональная).
  • Иные травмы, связанные с тяжелыми последствиями для здоровья.

Если в результате аварии пострадавший получает одновременно несколько травм, то степень причиненного вреда оценивается по самой тяжелой.

Самый важный этап при расследовании последствий ДТП – назначение судебно-медицинской экспертизы, в ходе которой медицинские работники устанавливают причинно-следственную связь между аварией и причиненными травмами, а также оценивают степень утраты работоспособности пострадавшего лица.

Медицинский эксперт обязательно входит в состав комиссии и помимо физических повреждений устанавливает наличие у потерпевшего психологической травмы. В результате дается оценка:

  • Как причиненные травмы в дальнейшем скажутся на жизнедеятельности пострадавшего лица.
  • Может ли вред здоровью повлиять на работоспособность и в какой степени.
  • Какое время необходимо для полного восстановления организма.
  • Какой процент потери зрения, слуха, иных органов чувств.
  • Присутствует ли потеря/утрата функциональности внутренних органов.

Если в результате дорожно-транспортного происшествия пострадавшему причинен тяжкий вред здоровью, возбуждается уголовное дело по статье 264 УК РФ. Санкции этой статьи очень разнообразные: от общественных работ до лишения свободы на длительный срок. Все зависит от части (всего их 6) и дополнительных обстоятельств (описаны в двух примечаниях).

В первой части перечисляются виды правонарушений без отягчающих обстоятельств, приведших к причинению тяжкого вреда здоровью. Вторая часть рассматривает случаи, отягощенные рядом обстоятельств. Части 3-5 относятся к ДТП, приведшим к гибели одного человека или большего количества лиц.

Примечание 1 затрагивает ситуации, когда ответственность по статье 264 УК РФ наступает не только для водителя, управляющего транспортным средством, участвовавшим в ДТП, но и для других участников дорожного движения.

Примечание 2 рассматривает случаи, когда обязательное медицинское освидетельствование участников ДТП выявило превышение допустимой концентрации алкоголя.

Это серьезный отягчающий фактор, как и управление транспортным средством в состоянии наркотического опьянения или отказ от обязательного освидетельствования после аварии. Отказ приравнивается к положительному исходу экспертизы, об этом нужно помнить не только виновнику, но и всем участникам ДТП.

Кроме мер ответственности за совершенное преступление статья 264 четко определяет состав, объект и субъект преступления. Так, объектом преступления при совершении ДТП становится нарушение действующих правил дорожного движения, повлекшие причинение серьезного вреда здоровью. В качестве дополнительного объекта выступает угроза безопасности, здоровью и жизни человека.

Предмет преступления – автомобиль или иное транспортное средство. Важно отметить, что самоходные мопеды, скутеры и иные средства передвижения попадают под юрисдикцию статьи 268 УК РФ. Кроме того, предметом преступления не может выступать транспортное средство, в котором отсутствует двигатель (например, велосипед). В случае, если расследование выявило наличие у виновника ДТП злого умысла, то это преступление против личности, что является дополнительным отягчающим фактором.

Субъект преступления – это дееспособный гражданин старше 16 лет (ответственность по статье 264 наступает с этого возраста), который управлял транспортным средством. Наличие или отсутствие водительского удостоверения не имеет значения: оно может отсутствовать или быть изъято за ранее совершенные правонарушения.

Наказание за тяжкий вред здоровью в результате аварии зависит от части статьи, по которой квалифицировано преступление.

  • По части 1 – административный арест на 6 месяцев, принудительные работы сроком на 2 года, общественные работы сроком на 3 года, ограничение свободы до 3 лет или лишение свободы сроком до 2 лет.
  • По части 2 – общественные работы сроком до 3 лет, лишение права занимать определенную должность до 3 лет или лишение свободы сроком до 4 лет.
  • По части 3 – мера ответственности аналогична части 2, по усмотрению суда наказание может быть увеличено на 1 год.
  • По части 4 – лишение свободы сроком от 2 до 7 лет.
  • По части 5 – принудительные работы сроком до 5 лет или лишение свободы сроком до 7 лет.
  • По части 6 – лишение свободы сроком до 9 лет.

Верховный Суд – о правах пассажиров

Запишитесь на консультацию к адвокатам нашей компании, и мы поможем добиться объективного рассмотрения дела, смягчить наказание или вовсе уйти от него через примирение сторон.

Опытный адвокат подготовит ходатайства о назначении дополнительных экспертиз, соберет доказательства и документы для суда, возьмется за защиту прав при допросах и других следственных мероприятиях.

Возможно, имело место причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, из-за неисправного транспортного средства, что позволяет рассчитывать на более мягкий приговор суда.

Разберемся в нормативно правовой базе дающей право на взыскание упущенного заработка, а также приведем пример расчета упущенного заработка.

При причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

п.1 ст. 1085 ГК РФ

При этом в расчете упущенного заработка не учитываются пособия, пенсия и иные выплаты, которое назначены как до так и после получения травмы.

При определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья.

п.2 ст. 1085 ГК РФ

Для расчета упущенного заработка будет необходимо привести еще две нормы права статьи п.1 и п.2 ст.1086 ГК РФ.

Размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности — степени утраты общей трудоспособности.

п.1 ст.1086 ГК РФ

Среднемесячный заработок (доход) потерпевшего подсчитывается путем деления общей суммы его заработка (дохода) за двенадцать месяцев работы, предшествовавших повреждению здоровья, на двенадцать. В случае, когда потерпевший ко времени причинения вреда работал менее двенадцати месяцев, среднемесячный заработок (доход) подсчитывается путем деления общей суммы заработка (дохода) за фактически проработанное число месяцев, предшествовавших повреждению здоровья, на число этих месяцев.

п.3 ст.1086 ГК РФ

Здесь можно запросить справку с места работы о среднемесячном заработке или произвести ее расчет самостоятельно, предварительно все равно запросив в месте работы справки 2-НДФЛ.

Например вы болели начиная 12 февраля 2020 года по 30 апрель 2020 года, за месяц ваша средняя зарплата составляет 30 000 рублей.

Месяц Количество дней не трудоспособности Сумма
февраль 17 30 000 руб. /29 х 17 =23 015,13 руб.
март все 30 000 руб.
апрель все 30 000 руб.
Пример расчета утраченного заработка за период с 12.02.2020 по 30.04.2020

Всего 74 482 руб. 75 коп.

Не забудьте в исковом заявлении данный расчет произвести и приложить его, как лист расчетов.

Необходимо подтвердить, не только, что траты были Вами произведены — это можно с помощью чеков, договоров на дополнительное лечение, диагностику и.т.д., но нужно доказать, что вы не могли получить данные услуги в рамках бесплатной помощи по полису ОМС.

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

п.1 ст.1064 ГК РФ

Также п.1 ст. 1085 ГК РФ указанный выше в утраченном заработке.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

ст.151 ГК РФ

Учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. Независимо от вины причинителя вреда осуществляется компенсация морального вреда, если вред жизни или здоровью гражданина причинен источником повышенной опасности (статья 1100 ГК РФ).

п. 32 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина»

От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: истцы — по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

пп.3 п.1 ст. 333.36 НК РФ

Таким образом на основании пп.3 п.1 ст. 333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины по данной категории дел.

Возмещение вреда пешеходу пострадавшему в ДТП

Суд указал, что даже при соответствии действительности объяснений истца об обстоятельствах получения травмы, наличие скользкости, само по себе, не достаточно для вывода о ненадлежащем исполнении ответчиком договорных обязательств, которые состояли не в том, чтобы обеспечить полное отсутствие обледенения, а лишь в проведении уборочных мероприятий в определенном режиме.

Суд решил, что вред за травму в гололед подлежит взысканию, только в случае если обслуживающая компания нарушила условия договора с городом, либо приказы и постановления Постановления Правительства Санкт-Петербурга.

В требованиях было отказано в полом объеме. Не согласившись с решением суда первой инстанции нами была подана апелляционная жалоба.

Вред за травму в гололед полученную вследствие ненадлежащей уборки обслуживающей организации был взыскан, только через суд второй инстанции. при этом возместить полностью расходы на лечение нам не удалось ввиду возможности их бесплатного получения в разумный срок. Сам процесс оказался длительным и сложным, многое приходилось истребовать и доказывать походу процесса.

Если говорить о квалифицирующих признаках, то они могут исходить из хулиганских побуждений, по мотивам идеологической, расовой, национальной, политической вражды. Чаще все всего причинение легкого вреда здоровью возникает во время драк, при дорожно-транспортных происшествиях, в результате алкогольного состояния. Они могут иметь умышленный или не умышленный характер.

Согласно нормам 115 статьи Уголовного кодекса России умышленное причинение вреда здоровью легкой тяжести предполагает под собой потерю трудоспособности короткий период без основного ущерба здоровью человека.


В соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации за причинение легкого вреда здоровью лицо может понести ответственность. В частности, это штрафы, исправительные или обязательные работы, арест. Само по себе уголовное преследование может быть прекращено за примирением сторон. Очень часто такие преступления происходят при ДТП. Но ответственность за них предусмотрена не нормами уголовного, а нормами административного законодательства Российской Федерации.

Всегда можно взыскать моральный ущерб, понесенный в ходе совершения преступления, связанного с причинением легкой степени вреда здоровью. В соответствии со статьей частью 4 статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса России потерпевшее лицо в рамках уголовного процесса может предъявить иск гражданского характера о возмещении причиненного морального вреда.


Моральный вред – это физические и нравственные страдания, понесенные в ходе причиненного преступления. Суд может взыскать в пользу ответчика моральную компенсацию, но при этом ее надо в обязательном порядке обосновать. В частности, это могут быть показания свидетелей или третьих лиц, справки с медицинского учреждения, подтверждающие то, что вы понесли нравственные страдания и обращались за помощью к врачу.

Потерпевшие часто пользуются правом на взыскание морального вреда. Есть процессуальное и материальное основание для взыскания морального ущерба. При процессуальном основании потерпевший инициирует на основании поданного иска в суд гражданское производство. В интересах потерпевшего гражданский иск о компенсации морального вреда могут предъявить также законные представители потерпевшего при материальных основаниях.


ВС: попавший в ДТП пассажир может получить выплаты с двух водителей

Краткая информация

Опытный специалист, судебная практика ― более 16 лет. За время своей деятельности работал как с гражданами, так и с юридическими лицами. Разносторонняя практика позволяет взглянуть на любую проблему, в том числе в сфере уголовного права, с разных сторон.

Судебная практика

Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел. К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента).

Преступление, предусмотренное ч.1 ст. 112 УК РФ, посягает на здоровье другого человека.

Под вредом, причиненным здоровью человека, понимается нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психических факторов внешней среды.

Признаками средней тяжести вреда здоровью являются, во-первых, отсутствие опасности для жизни в момент причинения (то есть причиняется вред здоровью, неопасный для жизни) и последствий, указанных в ст. 111 УК РФ (предусматривает ответственность за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью). Признаки тяжкого вреда здоровью перечислены в диспозиции ч. 1 ст. 111 УК РФ.

Однако, во-вторых, признаком причинения средней тяжести вреда здоровью является длительное расстройство здоровья (то есть временная утрата трудоспособности продолжительностью свыше 3 недель (более 21 дня) или значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть (последний признак, заключающийся в утрате общей трудоспособности устанавливается судебно-медицинской экспертизой). В-третьих, признаком причинения средней тяжести вреда здоровью может являться стойкая утрата общей трудоспособности от 10 % до 30 %, что также устанавливается судебно-медицинской экспертизой.

Данное преступление характеризуется умышленной формой вины, может совершаться как с прямым, так и косвенным умыслом. Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо, его совершившее, осознавало общественную опасность своих действий (бездействий) предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления (ч. 1 ст. 25 УК РФ). Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо, его совершившее, осознавало общественную опасность своих действий (бездействий) предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично (ч.2 ст. 25 УК РФ).

Квалифицированные составы данного преступления содержат признаки, которые были раскрыты в ч. 2 ст. 105 УК.

Причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП

Ранее ответственность за данное деяние была предусмотрена ч.3 и ч.4 статьи 118 УК РФ. С принятием Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ указанные части утратили силу. Таким образом, в настоящее время причинение средней тяжести вреда здоровью уголовно не наказуемо. В зависимости от обстоятельств, виновное лицо подлежит гражданско-правовой ответственности. В любом случае, потерпевшее лицо вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства и попросить возмещения вреда от действий виновного лица.

Ответственность за данное деяние также не предусмотрена в действующем УК РФ. При наступлении подобных последствий лицо подлежит административной ответственности по ч.2 ст.12.24 Ко АП РФ, предусматривающая наказание в виде денежного штрафа либо лишения права управления.

Расследование и рассмотрение уголовных дел по статье 112 УК РФ

Согласно требованиям УПК РФ, уголовное дела о преступлениях предусмотренных частью первой статьи возбуждаются органами дознания и рассматриваются мировыми судьями. Что же касается части второй статьи, которая относится уже к преступлениям средней тяжести то дела возбуждаются следователями и рассматриваются районными судами по месту совершения преступления.

Трудовое законодательство предусматривает случаи, при которых нет прямой вины работодателя, но он все же несет ответственность за ущерб, причиненный здоровью сотрудников, в соответствии с тяжестью травмы. К таким случаям относят:

      • Форс-мажор – действие стихийного бедствия, аварии, катастрофы;
      • Источник повышенной опасности.

По статистике, каждый день на производстве получают увечья свыше 1000 граждан, для 20 из них травма заканчивается летальным исходом, а еще 40 получают группу инвалидности.

Статья 143 УК РФ предусматривает уголовную ответственность работодателя за причинение тяжкого вреда здоровью или гибель работника.

Привлечь его к ответственности можно лишь при наличии трудовых отношений между ним и пострадавшим. В остальных случаях вступают в силу другие нормы УК РФ. Например, статья 118 – нанесение увечья по неосторожности.

Рассмотрим на примере.

Суд первой инстанции осудил предпринимателя за то, что из-за несоблюдения им правил безопасности труда, пострадал 15-летний мальчик. Однако апелляционный суд отменил приговор и направил дело на новое разбирательство. Мальчик не состоял в трудовых отношениях с предпринимателем, а признаки иных составов преступления в действиях обвиняемого следствием не анализировались.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *