Порядок возмещения ущерба при ДТП в беларуси

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок возмещения ущерба при ДТП в беларуси». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Создано: 25.02.2019 12:40 Адвокат по ДТП.

Практически каждый из нас, автолюбителей, встречался с такими обстоятельствами, когда родственник, друг или знакомый просил у Вас на время принадлежащий Вам автомобиль съездить по неотлучным своим личным делам.

И вот тут возникает правомерный вопрос, а кто отвечает или будет отвечать за вред, причиненный при ДТП в таком случае?

На данный вопрос мы (адвокат по ДТП) и ответим Вам в данной статье.

Владелец & водитель

По общему правилу, в соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 948 ГК Республики Беларусь,вред, причиненный автомобилем, что является источником повышенной опасности, возмещает его законный владелец.

Кроме того, обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности либо на ином законном основании, в том числе:

— на праве аренды (за исключением аренды транспортного средства с экипажем (статья 611 ГК Республики Беларусь);

— по доверенности на право управления транспортным средством;

— в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.

Обращаем Ваше внимание!

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24.06.2004 № 9 (ред. от 29.06.2018) «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного транспортными средствами», водитель, управляющий автомобилем по поручению или с согласия собственника, не является его владельцем.

Вам нужна срочная помощь адвоката в Минске — звоните:
+ 375 44 740-32-69 или + 375 29 693-63-43

При этом, владелец источника повышенной опасности, освобождается от ответственности, если докажет, что вред возник вследствие обстоятельств, указанных в ч. 1 п. 1, п. 3 ст. 948 ГК Республики Беларусь, а именно:

  • — непреодолимой силы;
  • — умысла потерпевшего;
  • — в результате противоправных действий других лиц (угона).

Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению вреда или его увеличению, и с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ВСЛЕДСТВИЕ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА

Владельцу источника повышенной опасности, в случае причинения вреда потерпевшему при ДТП, придется возместить:

  1. Вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего;
  2. Моральный вред, т.е. физические и нравственные страдания причиненные потерпевшему;
  3. Имущественный вред.

Для большего понимания вышеизложенного (адвокат по ДТП), кратко раскроем их суть и в чем это конкретно заключается.

Вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего

Так, при причинении вреда здоровью потерпевшего (например, причинения телесных повреждений, соединенных со стойкой утратой общей трудоспособности, увечья), виновнику придется дополнительно возместить и утраченный последним заработок (доход), если потерпевший его получал или определенно мог иметь.

В случае, когда потерпевший на момент причинения вреда не работал, учитывается по его желанию заработок до увольнения либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленного законодательством 5 (пятикратного) размера базовой величины ( п.4 ст. 955 ГК Республики Беларусь).

В случаях причинения вреда жизни и здоровью потерпевшего могут быть и взысканы и дополнительно понесенные им расходы, вызванные данным повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарственных средств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение технических средств социальной реабилитации, подготовку к другой профессии, если будет установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет прав на их бесплатное получение.

Сколько мне заплатил Белгосстрах после ДТП

Статья 152 ГК Республики Беларусь гласит, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, гражданин вправе требовать от нарушителя денежную компенсацию указанного вреда.

В случае причинения вреда жизни и здоровью потерпевшему, моральный вред возмещает исключительно владелец автомобиля, даже, если он и не виноват в ДТП.

В ч. 1 п. 10 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.09.2000 № 7 сказано, что моральный вред, причиненный жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности, компенсируется владельцем источника повышенной опасности.

В соответствии с Правилами определения размера вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 11.08.2004 № 29-од (ред. от 27.04.2018), не подлежит страховому возмещению нематериальный вред, включая моральный вред.

Удовлетворяя требование потерпевшего о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить последнему вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (ст. 951 ГК Республики Беларусь; пункт 2 ст.14 ГК Республики Беларусь).

При этом, под возмещением вреда в натуре понимается, что виновное лицо, например, исправляет поврежденную вещь или предоставляет потерпевшему вещь того же рода и качества.

Возмещение вреда в натуре в виде предоставления потерпевшему вещи (транспортного средства) того же рода и качества допускается, когда факт причинения вреда не является страховым случаем и с согласия потерпевшего.

Алгоритм действий водителя вне зависимости от его роли в ДТП (виновник/пострадавший) следующий:

Пункт 1. Прекратить движение транспортного средства. Законы РБ обязывают водителя заглушить мотор на месте ДТП и включить аварийную сигнализацию. Нельзя уезжать с места аварии.

Пункт 2. Позади транспортного средства разместить знак аварийной остановки на расстоянии 40 м за границами населенного пункта и 15 м в его пределах. В ряде случаев авария происходит на перекрестках и путях движения трамваев, что серьезно осложняет передвижение автомобильного транспорта. Но даже в таком случае не допускается перемещение в сторону, так как потом будет трудно (или невозможно) доказать свою невиновность, что повлияет на отказ в получении страховой компенсации.

Важно! На основании ч.3 ст.18.14 КоАП за нарушение правила применения знака аварийной остановки и использования аварийной сигнализации наступает административная ответственность в форме предупреждения либо штрафа в сумме до двух базовых величин.

Пункт 3. Попытаться совладать с эмоциями и успокоиться. Факт ДТП случился, обсуждать это бессмысленно и дальше нужно действовать максимально рационально. Попытайтесь узнать, есть ли пострадавшие в аварии, какова степень тяжести их травм, есть ли погибшие.

При наличии пострадавших необходимо обязательно вызвать бригаду скорой помощи, воспользовавшись единым номером 103. Он доступен для всех мобильных операторов.

До приезда скорой нужно попытаться оказать первую медпомощь посредством средств и препаратов, имеющихся в автомобильной аптечке.

Пункт 4. Вызвать сотрудников Госавтоинспекции по единому номеру 102 или позвонить в дежурную часть ГАИ по месту совершения аварии. Также можно позвонить в дежурную часть подразделения, расположенного по месту дорожно-транспортного происшествия. По приезду сотрудников ГАИ нужно предоставить им документы:

  • водительское удостоверение;
  • талон техосмотра;
  • технический паспорт;
  • полис, подтверждающий заключение договора об обязательной гражданской ответственности.

В ГАИ необходимо обращаться во всех случаях, кроме тех, которые попадают под условия Европротокола. Иначе будет сложно подтвердить факт наступления страхового случая.

Европротокол представляет собой особую форму извещения о ДТП, заполняемую участниками аварии без присутствия сотрудников ГАИ. Его использование заметно сокращает время оформления аварии и позволяет быстро покинуть проезжую часть, не создавая помех другим участникам движения и уменьшая риск новых столкновений.

Полезная информация

Условия, при которых можно оформить Дтп без вызова ГАИ и максимальный размер возмещения ущерба при заполнении Европротокола

Ожидая приезда сотрудников Госавтоинспекции, можно заняться составлением списка свидетелей ДТП. Как правило, это пешеходы и водители из попутного либо встречного потока. Они не станут ждать приезда автоинспекторов для того, чтобы помочь определить обстоятельства аварии. Но у них необходимо взять номер телефона и записать инициалы, по которым в случае спорной ситуации можно будет взять пояснения.

Если есть пострадавшие и они нуждаются в срочной медицинской помощи, нужно останавливать попутный автотранспорт, чтобы без задержки доставить их в медучреждения.

Если по каким-то причинам невозможно оформление извещения (Европротокола) о дорожно-транспортном происшествии для получения потерпевшим возмещения ущерба, вызов ГАИ обязателен. Так как ответственность за скрытие с места совершения ДТП в Беларуси регламентируется по п.4 ст.18.17 КоАП. Санкцией статьи предусмотрена выплата штрафа в сумме от 5 до 25 базовых величин либо водитель будет лишен права на управление транспортным средством на срок до двух лет.

Меры ответственности водителей РБ за совершение ДТП, а также действия, повлекших создание аварийных ситуаций рассмотрены ниже.

Законодательство республики не разрешает покидать место ДТП виновнику или невиновной стороне, даже если с этим был согласен второй участник аварии. Согласно п.4 ст.18.17 КоАП Беларуси если водитель решил оставить место дорожно-транспортного происшествия на него накладывается штраф 5-25 базовых величин или он лишается прав на срок до двух лет.

Если автолюбитель своими действиями создал на дороге аварийную ситуацию, которая вынудила других участников дорожного движения изменить направление и скорость передвижения, а также заставила их использовать меры по обеспечению своей безопасности он привлекается к административной ответственности на основании п.10 ст.18.14 КоАП. Она предусматривает штраф от 5 до 25 базовых величин с лишением водительского удостоверения или без него. В п.1-9 этой статьи приводится перечень подобных ситуаций, например, несоблюдение правил движения по автомагистрали или нарушение правил движения по перекрестку.

Меры ответственности водителей республики Беларусь за действия, которые могут стать причинами ДТП

Правонарушение Законодательная норма Мера ответственности
Непредоставление преимущества в движении ТС, пешеходам или невыполнение требований дорожных знаков или разметки, а также нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части п.6 ст.18.14 КоАП Предупреждение либо штраф 1-5 базовых величин
Несоблюдение условий, при наличии которых запрещено участие ТС в дорожном движении (в том числе отсутствие знака аварийной остановки) п.3 ст.18.12 КоАП До 1 базовой величины
Управление ТС лицом, которое находилось в состоянии алкогольного опьянения и или в состоянии, вызванном употреблением наркотических и психотропных, токсических веществ и их аналогов п.1 ст.18.16 КоАП Штраф 50-100 базовых величин с лишением прав на срок до трех лет
Управление ТС при отсутствии техосмотра п.5 ст.18.12 КоАП Штраф 1-3 базовые величины
Управление ТС лицом, не имеющим документов, подтверждающих право на управление автотранспортом данной категории 18.18 КоАП Предупреждение либо штраф до 2 базовых величин
Нарушение ПДД или эксплуатация ТС, повлекшее по неосторожности смерть человека п.2 ст.317 УК РБ Исправительные работы до 2 лет, ограничение свободы до 5 лет, лишение свободы до 5 лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью или без лишения
Аналогичное п.2 ст.317 УК РБ деяние, повлекшее гибель двух и более людей п.3 ст.317 УК РБ Лишение свободы на 3-7 лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью или без лишения
Нарушение ПДД или эксплуатации ТС лицом в состоянии алкогольного опьянения и или в состоянии, вызванном употреблением наркотических и психотропных, токсических веществ и их аналогов п.4 ст.317 УК РБ Лишение свободы до 7 лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью или без лишения

Шаг 1

Остановить транспортное средство. И не перемещать его или его части с места ДТП. Водителю нужно оставаться на месте ДТП, по возможности вне проезжей части дороги.

Шаг 2

Включить аварийную световую сигнализацию. Выставить знак аварийной остановки. В темное время суток в дополнение к знаку аварийной остановки может быть выставлен фонарь с мигающим красным светом. Знак аварийной остановки и фонарь с мигающим красным светом устанавливаются на расстоянии не менее 15 метров от автомобиля в населенных пунктах и не менее 40 метров — вне населенных пунктов.

Шаг 3

Если в ДТП причинен вред здоровью либо жизни граждан, водитель обязан принять меры по оказанию необходимой помощи пострадавшему, вызвать скорую помощь. Если вызвать скорую помощь невозможно, принять меры по доставке пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение (попытаться словить попутку, вызвать такси, в крайнем случае отвезти на машине, которая участвовала в ДТП).

Внимание! Водитель должен оказать первую помощь только в том случае, если уверен в ее необходимости и если эта помощь не навредит пострадавшему.

Водитель, доставивший пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение, обязан сообщить о себе:

  • фамилию, предъявив документ, удостоверяющий личность;
  • регистрационный знак (временный номерной знак) транспортного средства, предъявив водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства (паспорт ТС).

После этого нужно вернуться на место ДТП.

Бывают ситуации, когда можно не вызывать сотрудников ГАИ. Тогда процедура оформляется по так называемому «европротоколу». Если оба участника ДТП согласны на такую сделку, достаточно просто заполнить извещение о ДТП. В таком случае участники сами решают, кто прав, а кто виноват, оценивают ущерб и следят за правильностью составления документов. С извещением о ДТП пострадавший обращается в страховую компанию виновника ДТП.

«Извещение о дорожном транспортом происшествии» или «европротокол» можно взять в ближайшем отделении почты, страховой компании или АЗС. Там же вам скорее всего объяснят все нюансы заполнения документа. По сути, это просто подробная анкета. Читайте внимательно вопросы, отвечайте вдумчиво и честно – и все получится!

Можете на всякий случай положить бланк извещения в бардачок. Лишним не будет.

Здесь вы найдете подробную инструкцию по заполнению «европротокола», а здесь – уже заполненный образец.

В течение 5 рабочих дней со дня ДТП водитель должен уведомить страховую организацию о произошедшем ДТП. Для этого необходимо предоставить документы:

  • Заявление о выплате страхового возмещения в результате ДТП (пишется на месте в страховой компании);
  • Письменные объяснения обстоятельств ДТП;
  • Справка, выданная ГАИ на месте ДТП (или заполненный «европротокол»).

Страховка по ОСАГО («автогражданке») выплачивается только пострадавшему в ДТП автовладельцу, который не виновен в аварии!

Далее страховой компанией назначается дата осмотра транспортного средства. Оценщик, назначенный страховой компанией, обязан провести осмотр в день ДТП либо в течение 4 рабочих дней после подачи заявления. Если этого не произошло, владелец автомобиля может сам выбрать оценщика.

Обратите внимание, что при оценке учитывается усредненная цена нормо-часа для ремонта, установленная Белорусским бюро по транспорту. То есть в дилерском центре ремонт явно обойдется дороже. Скорее всего денег хватит только на покупку новых деталей.

По договору ОСАГО выплата производится «с учетом износа». Это значит, что на подлежащие замене запчасти в зависимости от года выпуска автомобиля и пробега начисляется износ. Это коэффициент, который по сути снижает размер выплаты. Если автомобиль старый, денег на покупку новых запчастей, скорее всего, не хватит.

Производится только внешняя оценка. Специалист из страховой компании не полезет под капот и не будет диагностировать поломки. Если подозреваете, что в ДТП пострадали «внутренности» машины, лучше оплатить услуги независимого оценщика и продиагностировать авто полностью.

После этой процедуры составляется акт оценки ущерба при ДТП. В документе написана сумма, которую страховая компания должна выплатить пострадавшему.

Есть два варианта, в которых пострадавший может полностью компенсировать ущерб.

  • Ремонт на автосервисе, который имеет необходимые сертификаты и ПО.

1 июля 2014 года вступил в силу Указ №165 (от 14 апреля 2014г.). С тех пор появилась возможность получить возмещение вреда по фактическим затратам на ремонт. Сначала проводятся расчеты. Пострадавшему автовладельцу выплачивают расчетную сумму. Затем он обращается в СТО, имеющее все необходимые сертификаты. Там производят ремонт с полным документальным подтверждением. Если суммы страховой выплаты недостаточно для ремонта, хозяин машины вправе обратиться в страховую компанию, предоставить подтверждающие документы (акт выполненных работ, чеки за купленные запчасти и проч.), и ему компенсируют разницу.

  • Ремонт на автосервисе, с которым у страховой компании заключен договор.

В таком случае вообще не придется касаться денежной стороны вопроса. Все расчеты будут происходить между страховой компанией и автосервисом-партнером.

Как на самом деле должны работать правила ОСАГО. Объясняет Верховный суд

Прежде чем перейти к описанию процедуры возмещения ущерба при ДТМ с виновника, необходимо разобраться, что понимается под термином «ущерб». Несмотря на часто практическое применение, далеко не все заинтересованные стороны понимают, что он означает. Ущерб при ДТП формируется из трех основных составляющих, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.

Представляет собой повреждение или лишение имущества, а также других благ, выраженное в денежном исчислении. Речь идет не только о транспортном средстве, но и перевозимых грузах или другой собственности, которая находилась в автомобиле в момент аварии.

Главное, что нужно помнить – материальный ущерб относится к страховым, поэтому возмещается в рамках обязательного и добровольного страхования. Материальный ущерб делится на три вида:

  • непосредственный вред имуществу потерпевшей стороны;
  • затраты, которые предстоят и связаны с восстановлением или ремонтом имущества;
  • упущенная прибыль, которая могла быть получена при дальнейшей эксплуатации вышедшего из строя имущества.

Возмещение материального ущерба в рамках обязательного страхования по ОСАГО предусматривает получение до 400 тыс. руб. Выплата осуществляется страховой компанией, которая выдала полис владельцу автомобиля, ставшего причиной ДТП.

Сумма выплаты со стороны страховой компании может быть увеличена при оформлении полиса КАСКО. Если ущерб превышает покрытие по страховке пострадавшей стороне придется обращаться в суд.

Название этой разновидности ущерба при ДТП не требует дополнительных комментариев и пояснений. В рамках страхового покрытия по ОСАГО возможна выплата до полумиллиона рублей. Конкретная сумма определяется в зависимости от тяжести нанесенного вреда по правилам, принятым конкретной страховой компанией.

Если речь идет о тяжком увечье, допускается возмещение ущерба в более серьезном размере. Но для этого потребуется обращение в суд и соответствующий вердикт судьи. Судебное решение потребуется и в том случае, если у виновной стороны отсутствует страховка.

Под моральным вредом обычно понимается ущерб, полученный в результате нравственных переживаний, связанных с ДТП. Примерами подобных ситуаций выступают: потеря в аварии родственника, физическая боль от полученных повреждений, временная нетрудоспособность и т.д.

Вопрос о возмещении потерпевшей виде морального вреда, полученного в результате ДТП, считается самым сложным. В подавляющем большинстве случаев его решением занимается суд, так как страховые компании предпочитают не брать на себя ответственность и не включают этот вид риска не только в ОСАГО, но и в КАСКО. Вероятность, что заинтересованные стороны договорятся в рамках досудебной процедуры, также не велика.

Большая часть ДТП по своим финансовым последствиям вписывается в рамки ОСАГО, оформленного подавляющим большинством участников дорожного движения. Поэтому проблем с получением компенсации обычно не возникает, так как она исправно выплачивается страховой компанией.

Необходимость возмещения ущерба от ДТП с виновной стороны возникает в следующих ситуациях:

  • величина ущерба превышает максимальную выплату страховой компании;
  • виновная сторона не оформила страховку или полис не является действительным;
  • обстоятельства ДТП не входят в число страховых случаев, предусмотренных полисом ОСАГО или КАСКО. Например, ущерб нанесен не в процессе движения, а во время размещения автомобиля на стоянке;
  • потерпевшая сторона желает взыскать компенсацию за полученный моральный вред.

Со страховыми выплатами здоровью пострадавшим в ДТП есть проблемы

Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.

Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:

  • ремонт и восстановление транспортного средства;
  • транспортировка машины с места аварии в автосервис;
  • уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
  • все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
  • потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
  • сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.

После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).

Такой вариант решения проблемы на практике встречается нечасто. Тем более – если речь идет о серьезной сумме, необходимой, например, для ремонта дорогостоящей иномарки. Действующее законодательство предусматривает достаточно четкую процедуру досудебного урегулирования проблемы возмещения ущерба. Она предусматривает следующие действия потерпевшей стороны:

  • получение справки из ГИБДД, подтверждающей факт ДТП и виновника аварии;
  • обращение в страховую компанию для подтверждения отказа выплачивать требуемую сумму;
  • проведение оценки размера ущерба, которой занимается независимый эксперт;
  • направление виновной стороне претензии.

Последний документ заслуживает особенно пристального внимания. Он составляется в произвольной форме и включает следующую информацию:

  • сведения о виновной стороне как адресате документа;
  • обстоятельства ДТП;
  • описание сути проблемы, которая заключается в недостаточности компенсации, полученной в рамках страховки;
  • претензия в адрес виновной стороны, включая сумму ущерба;
  • подпись заявителя.

В претензии обязательно указывается не только сумма, которую требуется возместить, но и срок, когда это необходимо сделать. Отсутствие реакции со стороны виновника ДТП означает необходимость переходить на следующую стадию разрешения конфликта – подаче искового заявления в суд.

К претензии прилагается комплект сопутствующих документов, в состав которого входят:

  • акт о наступлении страхового случая;
  • справка из ГИБДД об обстоятельствах ДТП;
  • другие документы, подтверждающие позицию заявителя, например, чеки на ремонт, экспертное заключения независимого оценщика и т.д.

Претензия направляется адресату заказным письмом. Если реакция со стороны виновника отсутствует, целесообразно приступать к процедуре возмещения ущерба при ДТП через суд.


Автогражданка

— заключение договора по автогражданке

Размер страхового взноса по автогражданке

Страховая выплата при автогражданке

— подача документов на выплату страховки

— проведение осмотра

— определение размера страховки

— выплата страховки

— взыскание выплаченной страховой суммы с причинителя вреда

Другие виды обязательного автострахования

— комплексное страхование

— пограничное страхование

— зеленая карта

Добровольное автострахование АвтоКАСКО


Автомобили и другие транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности. Это означает, что если автовладелец Собственник или другое лицо владеющее транспортным средством на законном основании (например, на праве аренды или по доверенности) причинил своим автомобилем кому-нибудь или чему-нибудь вред, то он обязан этот вред возместить. Сделать он это должен и в том случае, когда в случившемся его вины нет.

В каких случаях ответственность за причиненный вред может быть уменьшена или полностью снята?

Не возмещать причиненный вред автовладелец имеет право в следующих случаях:[∗] статьи 948 и 952 Гражданского кодекса Республики Беларусь

  • если докажет, что вред причинен из-за какой либо непреодолимой силы То есть чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях обстоятельства;
  • если докажет, что вред причинен из-за умысла самого потерпевшего;
  • по решению суда, если вред причинен из-за грубой неосторожности потерпевшего и при этом отсутствует вина водителя (не относится к вреду, причиненному жизни и здоровью людей).

Ответственность за причиненный вред может быть уменьшена следующих в случаях:[∗] статьи 948 и 952 Гражданского кодекса Республики Беларусь

  • по решению суда, если вред причинен из-за грубой неосторожности потерпевшего и при этом отсутствует вина водителя;
  • по решению суда с учетом имущественного положения водителя, причинившего вред.

Указанная обязанность водителей возмещать причиняемый ими вред подлежит обязательному страхованию (атогражданка). Суть автогражданки состоит в том, что в случае, если водитель причинит вред и будет обязан его возместить, за него такое возмещение оплатит страховая организация.

Документом подтверждающим наличие автогражданки является страховое свидетельство. Его в обязательном порядке необходимо иметь при себе при управлении автомобилем.[∗] пункты 155 и 169 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 Кроме того без страхового свидетельства нельзя зарегистрировать автомобиль в ГАИ и получить допуск на его участие в дорожном движении после техосмотра.[∗] пункт 170 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

Управление автомобилем без страховки, а также отсутствие при себе страхового свидетельства является административным правонарушением и наказывается штрафом.

Обратите внимание, что страховку должны получить не только владельцы автомобилей, но и владельцы мотоциклов, мотороллеров, мопедов и других транспортных средств.

По каким транспортным средствам нужна страховка?

Обязательному страхованию подлежит гражданская ответственность владельцев следующих транспортных средств:[∗] пункт 149 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

Возмещение ущерба при ДТП


Размер страхового взноса зависит от следующих факторов:[∗] – пункт 161 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530
– пункт 3 Указа Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования»

  • вида страховки (например, комплексное страхование дороже обычной автогражданки);
  • типа транспортного средства (легковой, грузовой автомобиль и прочее);
  • марки транспортного средства (для автомобилей ВАЗ, ЗАЗ, «Москвич», АЗЛК, ИЖ, ГАЗ, ЛУАЗ, УАЗ тариф меньше чем для остальных);
  • технических характеристик транспортного средства (для легковых автомобилей — это объем двигателя (чем он больше тем, выше тариф));
  • срока страхования (чем меньше срок страхования, тем выше тариф в пересчете за один тот же промежуток времени);
  • места жительства (места пребывания) автовладельца (в этом случае применяются различные коэффициенты Для Минска,и Минского района – 1,5
    Для Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, Могилева – 1,2
    Для городов с населением больше 50 тыс. человек (кроме Минского района) – 1,0
    Для остальных населенных пунктов (кроме Минского района) – 0,8);
  • возраста автовладельца и его водительского стажа (в этом случае применяются различные коэффициенты До 25 лет включительно со стажем вождения до 2 лет включительно – 1,3
    До 25 лет включительно со стажем вождения свыше 2 лет – 1,1
    Старше 25 лет со стажем вождения до 2 лет включительно – 1,2
    Старше 25 лет со стажем вождения свыше 2 лет – 1,0);
  • аварийности (в этом случае применяются различные коэффициенты в зависимости от присвоенного класса аварийности Класс аварийности зависит от класса аварийности, присвоенного по прошлой страховке и количества аварий во время ее срока).

Если автовладелец в результате ДТП причинит кому-нибудь или чему-нибудь ущерб (наступление страхового случая), такой ущерб будет возмещаться по страховке. Другими словами гражданин, получивший в результате ДТП ущерб своему имуществу или здоровью, является потерпевшим и имеет право получить страховую выплату по страховке автовладельца, причинившего этот ущерб.

Страховка будет действовать и в том случае, если автомобилем управлял не его владелец, а кто-то другой.[∗] пункт 153 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

Если в результате одного и того же ДТП причинен вред нескольким потерпевшим, то страховое возмещение выплачивается каждому из них.[∗] пункт 182 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

В каких случаях страховка не действует (не страховые случаи)

Не считаются страховыми случаями факты причинения вреда:[∗] пункт 158 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

  • если вред причинен вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего;
  • если вред причинен владельцем транспортного средства самому себе и своему же имуществу (не относится к случаям комплексной страховки);
  • если вред причинен транспортному средству и находящемуся в нем имуществу Грузу, оборудованию и другому имуществу лицом, управлявшим этим транспортным средством (не относится к случаям комплексной страховки);
  • имуществу в виде наличных денежных средств, драгоценностей, ценных бумаг, документов и коллекций;
  • в результате ДТП, не зарегистрированного в ГАИ, за исключением случаев, когда в ГАИ можно не сообщать;
  • во время использования транспортного средства в спортивных соревнованиях, гонках, на тренировках;
  • вследствие всякого рода военных действий и мероприятий, их последствий, гражданской войны, массовых беспорядков и забастовок;
  • загрязнением окружающей среды или повреждением ее объектов в результате ДТП;
  • владельцами транспортных средств, гражданская ответственность которых не подлежит обязательному страхованию (железнодорожного и гужевого транспорта, велосипедов, мотоблоков, сельскохозяйственных, мелиоративных, строительных машин и других транспортных средств);
  • выброшенным из-под колеса предметом либо смонтированным на транспортном средстве механизмом при его функционировании (работа подъемного автокрана, разбрасывателя песка и другое);
  • потерпевшему в связи с несохранением транспортного средства и (или) иного погибшего (уничтоженного) либо поврежденного имущества в послеаварийном состоянии до осмотра их (его) оценщиком в соответствии, если это не позволяет достоверно установить наличие страхового случая и (или) размер вреда, подлежащего возмещению;
  • владельцами транспортных средств друг другу либо одному из них, чьи транспортные средства были прицеплены или иным образом присоединены друг к другу;
  • в результате взаимодействия в одном и том же ДТП нескольких транспортных средств, принадлежащих одному и тому же владельцу транспортного средства, являющемуся как причинителем вреда, так и потерпевшим;
  • в результате взаимодействия в одном и том же ДИП нескольких транспортных средств или транспортного средства и другого имущества, принадлежащих одному и тому же владельцу, являющемуся как причинителем вреда, так и потерпевшим.

Если причиненный вред не считается страховым случаем, то потерпевший Или его наследник может взыскать сумму возмещения за причиненный вред в судебном порядке непосредственно с водителя, причинившего этот вред.[∗] пункт 158 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530


Для получения страховой выплаты потерпевшему необходимо в течение 5 дней Заявление может быть принято после этого срока, если гражданин докажет, что он не имел возможности заявить о ДТП по уважительным причинам после ДТП обратиться в страховую организацию и предоставить:[∗] пункт 194 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

  • заявление с приложением объяснений обстоятельств ДТП (как правило заполняется непосредственно при приеме документов);
  • справку, выданную ГАИ (может не предоставляться в случаях когда участники аварии ГАИ не вызывали, а также когда такую справку на месте аварии ГАИ выдать не может Справку не могут выдать в случаях когда:
    – участник ДТП не согласен с тем, что его определили причинителем вреда;
    – потерпевший или водитель погибли или находятся в состоянии, не позволяющем им получить справку;
    – необходимо проведение дополнительной проверки;
    – вред причинили два и больше человека.
    (пункт 193 оложения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530));
  • извещение о ДТП – если участники аварии не вызывали ГАИ.

Для получения страхового возмещения за причиненный вред потерпевший может во своему выбору обратиться:[∗] пункт 186 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

  • в свою в страховую организацию, т.е. с которой у него заключен договор страхования;
  • в страховую организацию водителя, причинившего вред т.е. с которой у этого водителя заключен договор страхования.

В некоторых случаях Например если вред причинен:
– жизни или здоровью потерпевшего неизвестным транспортным средством;
– транспортным средством, у владельца которого нет страховки (вред, причиненный транспортному средству, возмещается при условии наличия автогражданки у потерпевшего);
– транспортным средством, находящимся в угоне. обращаться нужно в Белорусского бюро по транспортному страхованию.[∗] пункт 186 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530


Страховая организация обязана в течение 4 рабочих дней после подачи заявления направить оценщика Оценщик может быть работником страховой организации, либо работником сторонней организации или ИП, оказывающих услуги по оценке для страховой организации. для осмотра поврежденного автомобиля или другого имущества. В тоже время, если автомобиль представить для осмотра в день подачи заявления, то осмотр должен быть произведен в тот же день.[∗] пункт 195 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

До проведения осмотра поврежденное транспортное средство и другое имущество необходимо сохранить в послеаварийном состоянии.[∗] пункт 195 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530

Осмотр поврежденных транспортных средств проводится в месте, указанном страховой организацией или исполнителем оценки Организация или ИП, оказывающие услуги по оценке, либо в автосервисе или другой организации, обслуживающей автомобиль. По согласованию с потерпевшим автомобиль также может быть осмотрен по месту его хранения (стоянки).[∗] пункт 16 Правил определения размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 14.09.2004 № 30-од

Осмотр другого поврежденного имущества проводится по месту его эксплуатации или хранения (в том числе временного) либо ремонта. В случае небольшого объема (массы) этого имущества его осмотр с согласия потерпевшего может быть проведен по месту страховой организации или организации, проводящей оценку.[∗] пункт 17 Правил определения размера вреда, причиненного имуществу (за исключением транспортного средства) потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденных Приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 20.06.2014 № 18-од

Осмотр подлежащих вынужденному убою и погибших животных не проводится.[∗] пункт 16 Правил определения размера вреда, причиненного имуществу (за исключением транспортного средства) потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденных Приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 20.06.2014 № 18-од

Что должен обеспечить потерпевший при осмотре?

Гражданин, претендующий на выплату ему страховки должен обеспечить:[∗] – пункт 16 Правил определения размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 14.09.2004 № 30-од
– пункт 17 Правил определения размера вреда, причиненного имуществу (за исключением транспортного средства) потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденных Приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 20.06.2014 № 18-од

С лечением отдельный вопрос. Согласно белорусскому законодательству при причинении вреда здоровью потерпевшего возмещению подлежат: утраченный заработок (доход) и дополнительно понесенные потерпевшим расходы на медицинскую помощь, включающую диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию потерпевшего, приобретение лекарственных средств, приобретение изделий медицинского назначения и индивидуального ухода, протезирование, включающее услуги по протезированию на территории Беларуси; дополнительное питание; посторонний уход за потерпевшим; приобретение технических средств социальной реабилитации; проезд потерпевшего, а в необходимых случаях и проезд сопровождающего его лица к месту получения медицинской помощи в организациях здравоохранения, социальной реабилитации, на освидетельствование (переосвидетельствование) на медико-реабилитационную экспертную комиссию, на санаторно-курортное лечение и обратно; санаторно-курортное лечение потерпевшего; получение потерпевшим образования. Казалось бы, все учтено, но возмещение дополнительно понесенных расходов производится в размере фактически понесенных потерпевшим расходов в пределах нуждаемости в них на основании оригиналов документов, подтверждающих факт предоставления и оплаты соответствующей услуги, товара. Есть и еще одно ограничение. Дополнительно понесенные расходы возмещаются в случаях, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и не имеет возможности получить их в установленном порядке бесплатно! Как отмечает эксперт, преподаватель Академии МВД, подполковник милиции Андрей ЧИГИЛЕЙЧИК, споры, связанные с взысканием потерпевшими в результате ДТП расходов на приобретение лекарств и медицинских изделий достаточно распространены в судебной практике. Нередки случаи отказа в выплате страхового возмещения из-за имевшейся у потерпевшего возможности бесплатного их получения в учреждениях здравоохранения. Эксперт приводит пример, когда страховая организация отказала потерпевшему в выплате страхового возмещения в части компенсации средств, затраченных на приобретение медицинского стержня для операции, поскольку данное изделие предлагалось потерпевшему на бесплатной основе в больнице, а он приобрел стержень более высокого качества. Суд, правда, в итоге взыскал эти расходы с причинителя вреда. Но для этого пострадавшему пришлось обращаться в суд. Андрей Чигилейчик замечает, что не всегда в рамках бесплатной медицинской помощи могут быть предоставлены лучшие лекарства и медицинские изделия, необходимые для восстановления здоровья, и это нужно учитывать в интересах потерпевшего.

Дополнительные сложности для потерпевших создает и необходимость документального подтверждения расходов, затраченных на восстановление здоровья. В силу разных причин люди не всегда имеют возможность представить оригиналы соответствующих документов, из-за чего опять же должны обращаться в суд с обоснованием своих расходов. В судебной практике встречаются случаи, когда гражданам отказывали в компенсации расходов на лекарства, купленные в другой стране из-за их отсутствия в Беларуси, потому что из чека непонятно, кто покупал препарат, в какой валюте и была ли в этом лекарстве необходимость. Длительный период приема лекарств, несколько операций не всегда позволяют своевременно определить объем понесенных расходов и документально их подтвердить. Не исключены ухудшение здоровья потерпевших и последующие хирургические вмешательства. Все это затрудняет и затягивает процесс получения страхового возмещения, что в итоге снижает социальную значимость страхования. По мнению Андрея Чигилейчика, для совершенствования правового регулирования порядка возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевших в результате ДТП, нужно отказаться от затратного метода возмещения вреда в пользу законодательного закрепления фиксированных единовременных платежей потерпевшим в результате ДТП в зависимости от степени тяжести полученных ими телесных повреждений. «Предложенный подход, который поддерживают 73 % опрошенных мною судей, совпадает с порядком выплат в рамках страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами», — указывает эксперт.

Что касается перерасчета размера лимита ответственности – вопрос пока остается открытым. Как говорят страховщики, сумму повышать можно, но это повлечет и увеличение страховых взносов.

*В силу обязательности страхования ответственности владельца транспортного средства потерпевший имеет право на получение страхового возмещения независимо от наличия договора страхования. При отсутствии у причинителя вреда договора страхования вред, причиненный жизни и здоровью потерпевшего, подлежит возмещению Белорусским бюро по транспортному страхованию.

Для понимания сущности категории возмещения ущерба при ДТП необходимо разобраться с термином «ущерб».

Данное понятие законодательно не закреплено.

Вместе с тем, статья 15 Гражданского Кодекса РФ содержит определение термина «убытки».

Под убытками в гражданском законодательстве РФ понимается:

  • реальный ущерб, то есть утрата или повреждение имущества, принадлежащего конкретному лицу (повреждение транспортного средства или иного имущества, собственником которого является потерпевший).

    Например, к реальному ущербу относятся расходы на ремонт транспортного средства (затраты на запасные части и проведение ремонтных работ) и утрата товарной стоимости – УТС. Величина УТС отражает, насколько снизилась стоимость транспортного средства из-за ухудшения внешнего вида и эксплуатационных качеств, вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего за ним ремонтного воздействия.

  • упущенная выгода – совокупность неполученных доходов, которые лицо получило бы, при отсутствии нарушения его права, то есть если бы виновник происшествия не нарушил нормы ПДД РФ.

    Примером неполученных доходов могут быть отнесены убытки, связанные с простоем транспортного средства, используемого в коммерческих целях на ремонте после ДТП, неисполнение ранее заключенных контрактов по перевозке грузов или пассажиров, и т.д.

Возмещение ущерба при ДТП происходит в законодательно установленных рамках обязательств, вытекающих из причинения вреда.

Порядок действий при ДТП по ОСАГО 2021г.

При определении лица, подлежащего гражданско-правовой ответственности за причинение ущерба от дорожно-транспортного происшествия по основаниям, предусмотренным статьей 1079 ГК РФ, следует исходить из подтверждения законности основания владения, пользования, распоряжения источником повышенной опасности.

Нередки случаи, когда лица, не являющиеся собственниками транспортных средств, управляют ими без надлежащего разрешения или оформления полномочий на право управления.

Отсутствие путевого листа у водителя, просроченный договор аренды, самоуправное использование транспортного средства третьими лицами, дают основания для предъявления требований о возмещении ущерба при ДТП, к собственнику транспортного средства.

Полноценную помощь в определении юридически значимых обстоятельств по вопросам возмещения ущерба при ДТП могут оказать только профессионалы – юристы, специализирующиеся на ведении дел данной категории.

Уважаемые читатели, в статье мы рассмотрели часть большой темы «Возмещения ущерба при ДТП».

В следующих статьях раздела мы продолжим исследование актуальных вопросов, связанных с возмещением вреда, причиненного в ДТП.

  • Все о ДТП и автостраховании

Ни для кого не секрет, что страховая компания после ДТП возмещает ущерб только в пределах страховой суммы. Для полного возмещения причиненного вреда с виновника ДТП потерпевший вправе обратится в суд с требованием о взыскании помимо страхового еще и фактического размера ущерба.

Необходимость взыскания ущерба с виновника ДТП появляется, когда:

  • виновное лицо покинуло место ДТП
  • отсутствовали правоустанавливающие документы на транспортное средство у виновника ДТП
  • произошедшее ДТП выходит за рамки страховых случаев, при которых предусматривалась денежная компенсация по ОСАГО
  • потерпевшее лицо желает воспользоваться правом взыскать с виновника компенсацию морального вреда
  • произведенный подсчет размера ущерба составил больше допустимых лимитов автогражданской ответственности по ОСАГО (400 000 для выплат потерпевшему в связи с причиненным вреда имуществу и 500 000 для выплат потерпевшему в связи с причиненным вреда жизни и здоровью, также 25 тысяч для выплат на расходы погребения)
  • отсутствует договор страхования. Не все водители страхуют свою гражданскую ответственность на предмет причинения вреда и ездят без « страховки». А некоторые, умудряются оформить полис ОСАГО в «подворотне», то есть приобрести полис ОСАГО у недобросовестных продавцов, то есть поддельный. Тогда страховая компания отказывает в выплате
  • взыскание износа с виновника аварии. По ОСАГО страховое возмещение гражданин получит с учетом износа заменяемых деталей. Ему может быть выплачена небольшая сумма, если автомобиль « старый». Поэтому потерпевшая сторона вправе обратиться непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы.

Взыскание без учета износа с виновника

Обязательный характер соблюдения досудебного порядка подачи претензии виновнику ДТП законом не предусмотрен, в связи с этим данный документ является вариантом согласования компромиссов и уступок для решения спора до суда.

Потерпевшее лицо разрешая вопрос о возмещении вреда в результате ДТП может прибегнуть к составлению претензии в отношении виновника с целью договориться о возмещении компенсации (материального, морального) вреда в добровольном порядке, которое в последующем может быть урегулировано путем заключения соглашения между участниками ДТП или распиской виновного лица.

Зачастую бывают ситуации, когда добровольно виновник отказывается выплачивать причиненный ущерб, тогда предъявлением претензии необходимо побудить на это, а также проявить серьезность намерений обратится в суд в случае неудовлетворения требований, указанных в претензии.

Взыскание износа с виновника ДТП составляют следующие действия:

  1. правильное оформление ДТП в соответствии с Европротоколом или вызовом сотрудников ГИБДД, если причиненный ущерб превысил лимит, установленный автогражданской ответственностью
  2. обращение в страховую компанию (страховую компанию виновника) для получения страховой выплаты за причиненный ущерб в результате ДТП
  3. составление претензии в отношении виновного лица с указанием в приложениях копий документов подтверждающих факт ДТП, в следствии чего вручить нарочно другой стороне под роспись и штамп на Вашем экземпляре
  4. при отсутствии ответов на предъявленные Вами требования обратиться с исковым заявлением в суд

Каким образом происходит возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО

Обязательное страхование владельцев велотранспорта не подлежит по причине того, что велосипед не является источником повышенной опасности, в связи с этим ответственность виновника-велосипедиста наступает в соответствии с гражданским законодательством. Возмещение вреда осуществляется в судебном порядке.

Для привлечения к ответственности владельца велотранспорта необходимо установить степень виновности и наличие умысла действий, в следствии чего суд может освободить от ответственности частично или в полном объеме.

Если между виновником и потерпевшим в результате ДТП не было заключено мировое соглашение в судебном заседании и не удалось прийти к договоренности добровольно возместить понесенный ущерб, то в первую очередь необходимо после вынесения постановления получить и подать в службу судебных приставов по месту регистрации виновного лица исполнительный лист для возбуждения исполнительного производства.

Срок подачи исполнительного листа составляет три года со дня вступления решения суда в законную силу. Также исполнительное производство не будет прекращено до момента надлежащего исполнения обязательства виновника перед Вами.

Процедура действия исполнительного листа начинается в занесении должника в базу исполнительного производства, в последующем автоматически блокируются все банковские счета должника, направляется запрос в ИФНС и если есть информация о трудоустройстве, будет наложен арест на заработную плату и будет вычитаться до 50% в Вашу пользу, также должнику запрещается выезд за границу.

Ограничения, предусмотренные законодательством являются гарантом для восстановления нарушенных прав граждан.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Часто после аварии на фоне стресса владельцы автомобилей начинают эмоционально выяснять, кто из них виноват. Подобные разбирательства нередко приводят к конфликтам и последующим нарушениям процедуры оформления ДТП.

Чтобы соблюсти установленные нормы, каждый водитель независимо от степени вины должен запомнить, что недопустимо делать после аварии:

  • пытаться избежать ответственности, скрывшись с места происшествия;
  • передвигать автомобили до прибытия дорожной полиции или проведения видеофиксации;
  • раздувать конфликт с водителем второй машины;
  • заниматься оформлением ДТП, не проверив безопасность и отсутствие травм остальных участников происшествия.

Европротокол — это возможность для водителей урегулировать создавшуюся ситуацию, не привлекая службу ГИБДД. В отдельных случаях составление документа возможно, даже если достичь согласия о виновнике аварии не удалось, но хотя бы один из автомобилей участников ДТП укомплектован системой Эра-Глонасс.

Для той же цели можно использовать приложение «ДТП европротокол».

Обе программы автоматически фиксируют подробности аварии, силу и степень удара, передают их в базу страховщика. Пострадавший, виновник и остальные заинтересованные лица не в состоянии подкорректировать записанную устройством информацию.

Урегулировать конфликт при помощи европротокола допустимо, когда:

  • столкнулись не более 2 авто;
  • оба водителя обладают не просроченными полисами ОСАГО;
  • ни один из автомобилей, кроме столкнувшихся во время происшествия не был поврежден;
  • отсутствуют пострадавшие;
  • компенсация составляет не больше 100 тыс. руб.

Заполнение протокола не представляет сложности. Каждый водитель получает бланк вместе с полисом ОСАГО. Главное, чтобы в показаниях водителей не было существенных отличий. Важно четко отвечать на вопросы, содержащиеся в протоколе, и заполнить все поля.

В примечании на второй странице желательно вписать безоговорочное признание вины от спровоцировавшего ситуацию водителя.

Заполняют европротокол от руки, используя обычную ручку с синей пастой. По требованию страховщиков передать сотрудникам составленных документ обязан спровоцировавший ситуацию водитель и не позднее, чем через 5 дней.

От ремонта автомобиля лучше отказаться в первые 2 недели после случившегося столкновения (что выбрать: деньги или ремонт в СТО от страховой?). Страхователь вправе выслать своих экспертов для оценки повреждений.

Когда обнаружены травмы, в результате удара автомобиля, у кого-либо из пешеходов, пассажиров или водителей, обязательно следует вызвать скорую и полицию. До приезда полиции рекомендуется собрать контактные данные свидетелей.

При полном отсутствии возможности связаться со скорой помощью и полицией (например если отсутствует мобильная связь) допустимо доставить пострадавшего в больницу на своем авто, оставить там свои координаты и описать события, повлекшие травму. На пути назад нужно сообщить в Госавтоинспекцию о произошедшем и вернуться к месту столкновения.

Траты, связанные с ремонтом поврежденного автомобиля компенсирует фирма, являющаяся представителем виновной стороны. Для этого специалистами проводится проверка повреждений и оценка урона. Потерпевшая убытки сторона, имеет право добиться выплаты недостающей суммы через суд, если существует уверенность в занижении величины выплат.

Это наиболее простой вариант для решения вопроса. Участникам аварии достаточно предоставить сотрудникам фирмы установленный набор документов и составить заявку на оплату.

При использовании европротокола на доставку бумаг отводится 5 дней. При любых обстоятельствах, чем быстрее автовладелец уведомит страховую о произошедшем, тем легче процедура расчета с фирмой.

При незначительных повреждениях лучше постараться договориться о возмещении урона на месте.

Потерпевшая убытки сторона даже в отсутствии договора все равно получает компенсацию от страхователя виновника. Единственной трудностью может стать местонахождение фирмы, где заключал договор автовладелец. Иногда пострадавшему приходится обращаться в офис, расположенный в другом городе или регионе. Когда страховка есть у обоих водителей эти нюансы решают между собой сами компании.

Пострадавшему водителю придется оплатить штраф за управление транспортным средством без полиса.

Если страховка отсутствует у виновника, получить компенсацию будет сложнее. В наиболее приемлемом варианте спровоцировавший ситуацию автовладелец оплачивает урон на месте. В остальных случаях придется вызывать работников ГИБДД и добиваться выплат через суд.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *