Наезд на пешехода это умышленное причинение вреда здоровью

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Наезд на пешехода это умышленное причинение вреда здоровью». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С водителя, виновного в наезде на пешехода, могут потребовать:

  1. Возмещения имущественного вреда (цена вещей, предметов одежды и других ценностей, поврежденных при столкновении).
  2. Компенсации вреда, причиненного здоровью.
  3. Возмещения вреда, причиненного смертью пешехода (родственникам).
  4. Возмещения морального ущерба, нанесенного человеку из-за его страданий и переживаний по поводу аварии и полученных травм.
  5. Компенсация складывается из трех составляющих: материальной, моральной и нравственной.

Последние две категории определяются потерпевшим на его усмотрение. Суд или удовлетворяет требования, или занижает их, если сумма чрезмерно завышена.

Сбил пешехода на пешеходном переходе ответственность 2021

Сложнее всего пешеходу истребовать компенсацию морального вреда.

Моральный вред имеет прямое отношение к физическим и нравственным страданиям, причиной возникновения которых стало происшествие.

Если потерпевшему причинен имущественный вред и/или ущерб его здоровью, этого достаточно для признания наличия морального вреда судом.

Объем компенсации напрямую зависит от характера нанесенного вреда, серьезности последствий аварии для пострадавшего, вины водителя, причинившего ущерб.

Моральный вред может взыскиваться независимо от наличия вины пешехода, так как именно водитель находится за рулем источника повышенной опасности.

В рамках административных дел потерпевшие могут истребовать моральный ущерб: при легком вреде в пределах 50 тыс. рублей, при среднем до 100 тыс. рублей.

По уголовным потерпевшая сторона вправе претендовать на сумму до 500 тыс. рублей (если нанесен тяжкий вред) и до 1 млн рублей (при лишении пешехода жизни).

Помимо штрафа, который предусмотрен в случае легкого или среднего вреда здоровью потерпевшего – 25 000 рублей, законодательство предусматривает следующие основания для компенсации пострадавшему:

  • компенсация стоимости медицинских услуг, лекарств и медицинских изделий;
  • компенсация за погребение – 25 000 рублей;
  • компенсация за потерю кормильца – 475 000 рублей;

ВАЖНО: вышеуказанные требования о выплате подаются в страховую компанию виновника ДТП. В случае, если размер фактически потраченных денежных средств выше суммы, выплачиваемой страховой, то пострадавший вправе обратиться непосредственно к виновнику ДТП с иском в суд о взыскании недостающих сумм.

  • компенсация за моральный вред – данное требование подается непосредственно виновнику ДТП, размер компенсации за причиненный моральный вред определяется судьей в зависимости от конкретных обстоятельств дела, физических и нравственных страданий потерпевшего.

Вне зависимости от причиненного вреда пешеходу, водителю следует сообщить о случившимся в ГИБДД и скорую. В случае, если ДТП произошло в населенном пункте и пострадавший не может самостоятельно придвигаться – лучшим будет вызвать скорую помощь и постараться самостоятельно не оказывать помощь пострадавшему т.к. существует риск причинить больше вреда при оказании неквалифицированной помощи, которые могут повлечь смерть пострадавшего.

В случае, если пострадавший не подает признаков жизни – вызов медиков является обязательным, т.к. именно они должны засвидетельствовать смерть пострадавшего.

Водителю не следует ни в коем случае передвигать тело умершего, автомобиль. Следует сфотографировать место происшествия: повреждения автомобиля, состояние дорожного покрытия, источники света (если ДТП произошло в темное время суток), видеокамеры, которые могли зафиксировать момент ДТП. Также следует провести видеосъемку указанных объектов.

Водитель не должен ни в коем случае употреблять алкогольных или иных спиртосодержащих напитков или лекарств, т.к. в обязательном порядке, его ждет медицинское освидетельствование.

Пожалуйста, включите JavaScript и перезагрузите страницу.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Отличительной чертой абсолютного большинства автодорожных происшествий с участием пешеходов является наступление тяжких последствий, в виде причинения вреда жизни или здоровью потерпевших.

Действующее законодательство предписывает выполнение следующих правил оформления и расследования дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими.

  1. В обязательном порядке составляется протокол осмотра места происшествия.

    При ДТП с тяжкими последствиями на место аварии выезжает следственно-оперативная группа под руководством следователя.

    При необходимости к осмотру привлекается эксперт – криминалист и эксперт автотехник.

    Подробности в статье:

    Осмотр места происшествия при ДТП

  2. На месте аварии производится осмотр транспортного средства, результаты которого заносятся в протокол.

    Подробности в статье:

    Протокол осмотра места ДТП образец

  3. Устанавливаются и опрашиваются стороны и свидетели происшествия.

    При допросах, в числе прочих обстоятельств, выяснению подлежат: скорость движения транспортного средства перед наездом на пешехода, момент обнаружения опасности водителем и расстояние на котором водитель увидел пешехода на проезжей части дороги, темп, направление и траектория движения пешехода.

  4. В целях установления механизма дорожно-транспортного происшествия, определения взаимодействия транспортного средства и человека в момент наезда, исследования следов аварии, назначается профильная автоэкспертиза.

    Подробности в статье:

    Трасологическая экспертиза при ДТП

  5. Для определения механизма образования телесных повреждений, степени тяжести вреда причиненного здоровью и (или) причины смерти назначается судебно-медицинская экспертиза (СМЭ).

  6. Для оценки соответствия действий водителей автомототранспортных средств техническим требованиям ПДД РФ и исследования вопроса о причинно-следственной связи этих действий с наступлением дорожно-транспортного происшествия назначается автотехническая экспертиза.

    Подробности в статье:

    Автотехническая экспертиза при ДТП

    Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода

  7. По результатам расследования принимается процессуальное решение о привлечении виновного лица к предусмотренной законом ответственности или о прекращении производства по делу.

Конечной целью расследования происшествия о наезде на пешехода транспортного средства является решение вопроса о наличии у водителя технической возможности предотвратить происшествие.

Под возможностью избежать наезда на пешехода понимается способность водителя предотвратить ДТП путем выполнения предписаний п. 10.1 ПДД РФ в условиях конкретной дорожно-транспортной ситуации.

Абзац №2 указанной нормы Правил устанавливает, что при возникновении опасности для движения, водитель транспортного средства, обнаруживший эту опасность, должен принять меры к снижению скорости движения вплоть до полной остановки.

Условиями наступления ответственности за нарушение абзаца № 2 п. 10.1 ПДД РФ являются наличие у лица, управлявшего автомобилем, возможности обнаружить пешехода на проезжей части дороги на расстоянии достаточном для остановки при движении автомобиля с безопасной скоростью и невыполнение предписаний об остановке транспортного средства.

При этом действующие Правила во всех случаях не предусматривают маневр в качестве способа предотвращения наезда.

Иными словами, если у водителя была возможность увидеть пешехода и остановиться, а он не смог этого сделать (отвлёкся, превысил скорость движения, попытался объехать препятствие и не справился с управлением), то имеются основания для предъявления ему обвинения в невыполнении требований абзаца № 2 п. 10.1. ПДД РФ.

Следственно-судебная практика исходит из того, что моментом возникновения опасности для движения автомототранспортного средства считается появление пешехода на проезжей части дороги.

Уважаемые читатели, мы рассмотрели заявленные в начале статьи вопросы по теме происшествий, связанных с наездами транспортных средств на пешеходов.

Полагаем, что понимание сути проблемы является прологом к ее правильному решению.

При возникновении дополнительных вопросов обращайтесь за юридической поддержкой к нашим юристам.

  • Все о ДТП и автостраховании

Итак, «кошмар» автолюбителя случился: наезд на пешехода произошел. Что предпринять в такой ситуации? Подробный механизм действий указан в пункте 2.6 Правил дорожного движения.

Для начала, вне зависимости от того, кто виноват в аварийной ситуации, водитель машины должен оказать первую помощь травмированному пешеходу. Другими словами, надо выйти из автомобиля и осмотреть пострадавшего.

После этого нужно позвонить в скорую помощь или доставить сбитого пешехода до ближайшего медицинского учреждения на своем транспорте (либо на попутке). В приемном покое автолюбитель должен оставить собственные координаты, а также регистрационные сведения на транспортное средство.

Уезжать с места происшествия строго запрещено. Однако если автомобиль мешает движению, водитель вправе освободить дорогу, но только после подробной съемки ДТП.

Кроме того, водитель должен собрать сведения от очевидцев случившегося.Лишь после этого следует сделать звонок в страховую компанию (в рамках КАСКО или ОСАГО) и оповестить сотрудника о случившемся.

Возможно, страховая организация пошлет на место ДТП сотрудника, который осмотрит место ДТП и окажет помощь в заполнении нужных документов.

Запомните! Если наезд произошел по вине автолюбителя, именно страховая компания будет выплачивать компенсацию жертве. Максимальный размер такой выплаты – 500 000 рублей.

Что грозит за наезд на пешехода без причинения вреда здоровью?

ПДД гласят, что пересекать проезжую часть разрешается на пешеходном переходе, на перекрестке, с помощью подземного и наземного перехода, а также при достаточном расстоянии от движущихся автомобилей и по наименьшей траектории.

Учтите! Если наезд произошел вне мест разрешенного пересечения проезжей части, то у водителя есть возможность доказать вину пешехода и избежать любых санкций.

Если пешеход находился в нетрезвом состоянии или под действием наркотиков либо психотропных веществ, в связи с чем не мог адекватно оценить ситуацию, то он будет признан нарушителем, если создал опасное положение на проезжей части для других участников движения.

Как ранее было отмечено, даже если водитель невиновен в наезде на пешехода, он может понести наказание по статье 1100 Гражданского кодекса РФ.

Тем не менее, практика свидетельствует о том, что если протокол оформлен корректно, и суд имеет неоспоримые доказательства того, что водитель не нарушал ПДД, суд может вынести вердикт в пользу водителя. Например, пешехода заставят оплатить ремонт поврежденной машины.

В некоторых ситуациях водителя обязывают возместить моральный вред потерпевшему в незначительном размере.

Если автомобиль сбил пешехода на тротуаре, на обочине, во дворе и т. д., и человек погиб, то водитель обязательно лишится водительского удостоверения – срок будет определен органами власти.

Раньше за покидание места ДТП к имеющемуся наказанию добавлялись санкции по Уголовному кодексу. В настоящий момент за данное нарушение водителю грозит лишь штраф по КоАП (ч.2 ст.12.27) – лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 г. до 1,5 лет или административный арест на срок до 15 суток.

Другой вариант – если пешехода сбил автомобиль, потерпевший выжил, но ему необходима срочная медицинская помощь, а водитель бросил пострадавшего в опасном состоянии.

Здесь действуют нормы Уголовного кодекса, но подтвердить факт оставления пострадавшего в опасном для жизни состоянии достаточно трудно, поэтому по такому основанию водителей привлекают нечасто.

В последнем случае чаще всего применяются санкции по Гражданскому кодексу и КоАП РФ. Пострадавшему оплачиваются все траты на медицинское обслуживание и восстановление, а также моральный вред – суд проанализирует степень нравственных страданий и психологического вреда и установит величину моральной компенсации.

Важно! Если пешеход после ДТП с автомобилем скончался, то виновник будет привлечен к другим мерам уголовного наказания (ст. 264 УК):

Водителю уезжать с места происшествия в случае ДТП с пешеходом нельзя. Однако малый опыт управления машиной или пребывание за рулем в алкогольном опьянении зачастую приводят к тому, что автолюбитель либо не видит сбитого человека, либо целенаправленно покидает место происшествия.

В такой ситуации виновный будет привлечен к ответственности в виде лишения водительского удостоверения и лишения свободы на срок до двух лет.

Если состояние пешехода после ДТП дает возможность быстро реагировать, первое, что он должен произвести – набрать номер полиции и скорой помощи.

Далее нужно осуществить сбор доказательств (фотографии, видеозаписи), а также поговорить со свидетелями случившегося. Если пешеход сможет сообщить сотрудникам ГИБДД номерной знак машины, совершившей на наезд, это существенно ускорит ход разбирательства.

Запомните! Возможны два варианта взыскания материальной компенсации:

  • посредством обращения в страховую компанию;
  • посредством обращения в суд.

В первом варианте после наступления страхового случая и передачи необходимых документов компании, дело будет рассматриваться на протяжении тридцати дней (это крайний срок). После этого организация либо предоставит выплату, либо откажет.

Удовлетворение требований о компенсации вреда в судебной инстанции потребует больше времени, однако в таком случае потерпевший сможет претендовать на более внушительную выплату.

Кстати, человек, который стал жертвой наезда, может сочетать два этих способа, если платеж от страховой организации не компенсирует всех трат на медицинские процедуры.

Авария с пешеходом в подавляющем большинстве случаев имеет для водителя негативные последствия. При самом плохом варианте, если зафиксирована смерть человека, водителю будет грозить уголовная ответственность.

Бесплатная консультация юриста по ДТП круглосуточно.

В лучшем случае, он возместит пешеходу моральный вред. Может и так произойти, что «пострадавший», специально вызвавший наезд, возместит ремонт поврежденной машины из собственного кармана.

  1. Любая авария с участием пешеходов, даже случившаяся во дворе или в «жилой зоне», непременно должна быть зафиксирована сотрудниками дорожной полиции.
  2. В противном случае водитель может быть обвинен в оставлении места происшествия.
  3. Посмотрите видео. Сбил человека — советы адвоката по ДТП:



Нужно отметить, что вред оценивается исходя из нескольких факторов. Определить состояние может только квалифицированный медработник.

Вид ущерба Главные признаки Примеры
Легкий • Отсутствие сотрясения мозга и других черепно-мозговых травм либо их слабая выраженность
• Кратковременная потеря работоспособности
• Непродолжительное восстановление организма (до 3 недель)
• Ушибы
• Простые вывихи
• Легкие порезы осколками стекла
• Нарушения подвижности суставов
Средний • Присутствует длительное, но не несущее серьезной угрозы жизни и здоровью повреждение
• Продолжительная утрата работоспособности
• Наличие черепно-мозговых травм
• Необходимость медицинской помощи, в том числе в виде госпитализации и стационарного лечения
• Переломы конечностей, ребер
• Сотрясения мозга средней тяжести
• Открытые ранения без поражения внутренних органов
• Осложненные ушибы и вывихи
Тяжелый • Закрытые повреждения внутренних органов
• Многочисленные переломы
• Нарушение целостности крупных кровеносных сосудов
• Наличие обширных ожогов
• Тяжелая черепная травма
• Внутренние кровотечения
• Разрывы органов
• Повреждения скелета, не поддающиеся полноценной коррекции
• Обезображивание лица
• Тяжелые психические отклонения на фоне полученных увечий

Отдельной группой считается летальный ущерб пострадавшему. К данной категории относятся любые повреждения, которые привели к непоправимым последствиям и смерти.

Оценку телесных повреждений производит судмедэксперт. Также процедура может осуществляться представителем предприятия, оказывающего услуги в сфере медицинской экспертизы. Это возможно при наличии соответствующей лицензии.

Значение длительности расстройства здоровью

Под этим определением понимается срок, на который пострадавший утрачивает способность к полноценному социальному и физическому функционированию. Данный фактор является одним из критериев при оценке тяжести нанесенных телесных повреждений.

Важно знать! Кратковременному расстройству здоровья соответствует патология, протекающая от 6 до 21 дня. Обычно именно за такой срок человек восстанавливается после ущерба легкой степени. О средней тяжести идет речь в том случае, если временной промежуток составляет от 3 недель до 4 месяцев. При более длительном течении расстройств нанесенный ущерб признается тяжелым.

Основными документами, описывающими характер наказания за ущерб, нанесенный участникам дорожного движения, являются КоАП и Уголовный Кодекс РФ. Взыскание грозит автомобилисту вне зависимости от того, какие действия он предпринял после аварии. Немаловажно также учитывать, кто несет ответственность при ДТП – водитель или собственник авто. Согласно действующим нормам, виновником происшествия может считаться только тот человек, который находился за рулем.

Ответственность за нанесение незначительных повреждений регулируется административным кодексом. При отсутствии летальных последствий или тяжелых травм у пострадавшего водитель может не беспокоиться о том, что ему грозит уголовная статья.

За легкий вред здоровью при ДТП предусмотрено такое наказание:

  • Штрафное взыскание (от 2 до 2.5 тыс. рублей)
  • Конфискация водительского удостоверения (от 12 до 18 месяцев)

Следует отметить, что характер наказания за легкий вред здоровью при ДТП не зависит от того, находился ли водитель в состоянии опьянения. Во многих случаях, если авария не была зафиксирована правоохранительными органами, автомобилист может договориться с потерпевшим про компенсацию и, таким образом, исключить необходимость оплачивать штраф.

Расследование наезда на пешехода

Законно исключить вероятность несения ответственности практически невозможно. Такой вариант допускается только в том случае, если нанесен легкий ущерб здоровью. В таких ситуациях участники происшествия могут прийти к взаимному решению, при котором пострадавшие откажутся от претензий.

В судебной практике распространены случаи, когда участники ДТП приходят к обоюдному соглашению. Обычно пострадавшие отказываются от обвинения, если вина в происшествии лежит на их родственнике или друге.

Важно знать! Другой вариант, при котором возможно примирение сторон – выплата компенсации. Очень часто людям, попавшим в аварию, значительно удобнее принять материальную помощь от виновника, чем дожидаться вынесения судебного решения. В таких случаях пострадавшие могут отказаться от претензий и тогда водитель сможет избежать наказания.

При определении наказания учитывается очень большое количество факторов. Многие водители ошибочно полагают, что за конкретное нарушение грозит только указанная в КоАП или УК ответственность. На самом деле в суде рассматриваются все аспекты происшествия, поэтому итоговое взыскание может быть как менее строгим, так и более серьезным, если обстоятельства будут признаны отягощающими.

Степень причиненного вреда определяется по результатам судебно-медицинской экспертизы. Тяжкий вред предусматривает причинение травм, повлекших за собой утерю частей тела, органов потерпевшего.

Список травм, которые квалифицируются подробным образом, утвержден приказом Министерства здравоохранения № 194-н. Вот самые распространенные последствия, позволяющие возбудить уголовное дело за причинение тяжкого вреда здоровью:

  • Существенные проникающие ранения позвоночника, живота, груди, черепа.
  • Ожоги большой поверхности тела.
  • Переломы конечностей, которые повлекли существенную утерю функциональности.
  • Потеря частей тела или внутренних органов (анатомическая или функциональная).
  • Иные травмы, связанные с тяжелыми последствиями для здоровья.

Если в результате аварии пострадавший получает одновременно несколько травм, то степень причиненного вреда оценивается по самой тяжелой.

Самый важный этап при расследовании последствий ДТП – назначение судебно-медицинской экспертизы, в ходе которой медицинские работники устанавливают причинно-следственную связь между аварией и причиненными травмами, а также оценивают степень утраты работоспособности пострадавшего лица.

Медицинский эксперт обязательно входит в состав комиссии и помимо физических повреждений устанавливает наличие у потерпевшего психологической травмы. В результате дается оценка:

  • Как причиненные травмы в дальнейшем скажутся на жизнедеятельности пострадавшего лица.
  • Может ли вред здоровью повлиять на работоспособность и в какой степени.
  • Какое время необходимо для полного восстановления организма.
  • Какой процент потери зрения, слуха, иных органов чувств.
  • Присутствует ли потеря/утрата функциональности внутренних органов.

Если в результате дорожно-транспортного происшествия пострадавшему причинен тяжкий вред здоровью, возбуждается уголовное дело по статье 264 УК РФ. Санкции этой статьи очень разнообразные: от общественных работ до лишения свободы на длительный срок. Все зависит от части (всего их 6) и дополнительных обстоятельств (описаны в двух примечаниях).

В первой части перечисляются виды правонарушений без отягчающих обстоятельств, приведших к причинению тяжкого вреда здоровью. Вторая часть рассматривает случаи, отягощенные рядом обстоятельств. Части 3-5 относятся к ДТП, приведшим к гибели одного человека или большего количества лиц.

Примечание 1 затрагивает ситуации, когда ответственность по статье 264 УК РФ наступает не только для водителя, управляющего транспортным средством, участвовавшим в ДТП, но и для других участников дорожного движения.

Примечание 2 рассматривает случаи, когда обязательное медицинское освидетельствование участников ДТП выявило превышение допустимой концентрации алкоголя.

Это серьезный отягчающий фактор, как и управление транспортным средством в состоянии наркотического опьянения или отказ от обязательного освидетельствования после аварии. Отказ приравнивается к положительному исходу экспертизы, об этом нужно помнить не только виновнику, но и всем участникам ДТП.

Водитель совершил наезд на пешехода насмерть – какая статья УК РФ и последствия?

Кроме мер ответственности за совершенное преступление статья 264 четко определяет состав, объект и субъект преступления. Так, объектом преступления при совершении ДТП становится нарушение действующих правил дорожного движения, повлекшие причинение серьезного вреда здоровью. В качестве дополнительного объекта выступает угроза безопасности, здоровью и жизни человека.

Предмет преступления – автомобиль или иное транспортное средство. Важно отметить, что самоходные мопеды, скутеры и иные средства передвижения попадают под юрисдикцию статьи 268 УК РФ. Кроме того, предметом преступления не может выступать транспортное средство, в котором отсутствует двигатель (например, велосипед). В случае, если расследование выявило наличие у виновника ДТП злого умысла, то это преступление против личности, что является дополнительным отягчающим фактором.

Субъект преступления – это дееспособный гражданин старше 16 лет (ответственность по статье 264 наступает с этого возраста), который управлял транспортным средством. Наличие или отсутствие водительского удостоверения не имеет значения: оно может отсутствовать или быть изъято за ранее совершенные правонарушения.

Наказание за тяжкий вред здоровью в результате аварии зависит от части статьи, по которой квалифицировано преступление.

  • По части 1 – административный арест на 6 месяцев, принудительные работы сроком на 2 года, общественные работы сроком на 3 года, ограничение свободы до 3 лет или лишение свободы сроком до 2 лет.
  • По части 2 – общественные работы сроком до 3 лет, лишение права занимать определенную должность до 3 лет или лишение свободы сроком до 4 лет.
  • По части 3 – мера ответственности аналогична части 2, по усмотрению суда наказание может быть увеличено на 1 год.
  • По части 4 – лишение свободы сроком от 2 до 7 лет.
  • По части 5 – принудительные работы сроком до 5 лет или лишение свободы сроком до 7 лет.
  • По части 6 – лишение свободы сроком до 9 лет.

Как видите, меры ответственности по статье 264 достаточно суровые. Законодательство предусматривает такой механизм ухода от ответственности, как примирение сторон. Он часто используется, если между виновником аварии и пострадавшим существует родственная связь. К примеру, виновником является муж, потерпевшей – жена.

Обязательное условие заключения мирового соглашения и закрытия уголовного дела – компенсация причиненного вреда здоровью, определенная потерпевшим. Если сумма кажется виновнику неподъемной или несоответствующей ущербу, можно не подписывать мировое соглашение и дожидаться решения суда.

В момент выплаты суммы компенсации стороны подписывают специальный документ, в котором указывается желание к примирению и отсутствие взаимных претензий у сторон. Важный аспект: примирение сторон возможно лишь в том случае, если виновник ранее не привлекался к уголовной ответственности за совершение ДТП.

Запишитесь на консультацию к адвокатам нашей компании, и мы поможем добиться объективного рассмотрения дела, смягчить наказание или вовсе уйти от него через примирение сторон.

Опытный адвокат подготовит ходатайства о назначении дополнительных экспертиз, соберет доказательства и документы для суда, возьмется за защиту прав при допросах и других следственных мероприятиях.

Возможно, имело место причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, из-за неисправного транспортного средства, что позволяет рассчитывать на более мягкий приговор суда.

Наезд на пешехода – неосторожность, оставление места ДТП – умысел

Наезд на пешехода – серьезное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена не только административным и гражданским, но и уголовным кодексом. Автомобилист, совершивший такое деяние, подверг значительной опасности человека на дороге, и за это обязан возместить ему причиненный ущерб – упущенную выгоду за время лечения, затраты на само лечение, а также моральную компенсацию.

Административная ответственность водителя наступает в соответствии со ст. 12.24 КоАП:

  • За причинение легких телесных повреждений – штраф от 2,5 тыс. до 5 тыс. рублей, или же лишение водительских прав;
  • За причинение повреждений средней тяжести – штраф от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, либо лишение водительских прав.

Для возмещения морального и материального ущерба, потерпевший может обратиться с исковым заявлением суд.

Если автомобилист сбил человека вне зоны пешеходного перехода – наступает административная ответственность, но только в том случае, когда здоровье потерпевшего находится вне опасности, или полученные травмы относятся к легким телесным повреждениям. Даже если водитель предпринял все необходимые меры для того, чтобы предупредить наезд на нерадивого пешехода, ему придется уплатить штраф.

Очень часто потерпевший сам просит не вызывать сотрудников ГИБДД, и предлагает водителю на месте решить вопрос денежной компенсации.

Первое, что должен сделать каждый водитель в случае ДТП – вызвать скорую помощь пострадавшему и дождаться представителей ГИБДД. Нельзя оставлять человека на дороге, это усугубит наказание. Тот факт, что человек был сбит вне пешеходного перехода, смягчит ответственность.

В соответствии с УК РФ ответственность за наезд на пешехода может быть представлена в двух вариантах.

В первом случае, если потерпевшему в результате ДТП были причинены тяжкие телесные повреждения – принудительные работы, ограничение либо лишение свободы, арест (максимальный срок заключения – 3 года).

Во втором, если в результате наезда наступила смерть пешехода – обязательная конфискация водительского удостоверения, а также принудительные работы, либо лишение свободы (максимальный срок заключения – 7 лет).

Автомобилист, сбивший человека на зебре и скрывшийся с места ДТП, должен понимать, что ответственность за такое действие ему грозит серьезная.

В данном случае будет учитываться не только степень причиненного здоровью ущерба, но и тот факт, что виновник ДТП пытается избежать наказания.

Если потерпевший получил легкие телесные повреждения, водителю придется уплатить штраф. Возможен арест до 15 суток и лишение водительских прав до одного года.

Если водитель сбил человека на дороге и не причинил вреда его здоровью, к нему не будут применяться вышеперечисленные статьи административного и уголовного кодекса РФ.

В таком случае потерпевший может притянуть сбившего его на машине человека к гражданской, то есть материальной, ответственности, обратившись с соответствующим исковым заявлением в суд.

Пострадавший имеет право рассчитывать на денежную компенсацию за причиненный ему моральный ущерб.

Кроме того, водитель может уплатить еще и штраф, либо подвергнуться другому административному взысканию, если наезд на человека произошел в результате нарушения им других пунктов ПДД.

Ответственность за нанесение вреда здоровью при ДТП

Смерть человека в результате наезда повлечет для виновника ДТП самое серьезное наказание. Перед вынесением приговора, судом будут учтены все обстоятельства происшествия: в каком именно месте произошел наезд (на дороге, на зебре, на обочине, на тротуаре и т. д.).

Человеку, сбившему пешехода, придется доказывать свою невиновность. Он должен доказать, что он не нарушал ПДД, был совершенно трезв в момент ДТП, пытался остановить машину, наезд произошел не на зебре, а на проезжей части дороги, наезд произошел по вине самого пешехода, и т. д.

Все эти факты будут обязательно учтены судом. Если вина водителя очевидна и не вызывает сомнений, ему может грозить заключение сроком на 5 лет.

Чтобы максимально смягчить наказание, рекомендуется договариваться с родственниками погибшего, показания и ходатайства которых также будут приниматься во внимание на суде

Краткая информация

Опытный специалист, судебная практика ― более 16 лет. За время своей деятельности работал как с гражданами, так и с юридическими лицами. Разносторонняя практика позволяет взглянуть на любую проблему, в том числе в сфере уголовного права, с разных сторон.

Судебная практика

Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел. К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента).

Уголовная ответственность за преступление, предусмотренное статьей 264 УК РФ, может иметь место лишь при условии наступления последствий, указанных в этой статье, и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, далее − Правила).

Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

В силу пункта 1.2 Правил к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Лица, управлявшие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по частям 1, 2 или 3 статьи 268 УК РФ.

Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в статье 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ.

Причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП

При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 264 УК РФ, судам следует указывать в приговоре, нарушение каких конкретно пунктов Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий, указанных в статье 264 УК РФ, и в чем конкретно выразилось это нарушение.

Если же в приговоре суда будет отсутствовать указание на пункты правил, то приговор будет однозначно отменен судом апелляционной инстанции.

Если в обвинительное заключение (обвинительный акт) включены отдельные пункты названных правил, нарушения положений которых не соответствуют установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам дела, суд, исходя из положений статьи 237 УПК РФ, по ходатайству стороны или по собственной инициативе вправе возвратить уголовное дело прокурору для предъявления обвинения с указанием конкретных пунктов правил, нарушение которых повлекло указанные в статье 264 УК РФ последствия, если это не связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия и при этом не ухудшается положение подсудимого.

Превышение скорости дорожного движения-одна из основных причин всех совершаемых ДТП. Как показывает судебная практика, доля подобных случаев составляет порядка 40 %. Решая вопрос о виновности либо невиновности водителя в совершении дорожно-транспортного происшествия вследствие превышения скорости движения транспортного средства, следует исходить из требований пункта 10.1 Правил, в соответствии с которыми водитель должен вести его со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Исходя из этого при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Уголовная ответственность по статье 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь.

Нередко результатом ДТП является техническая неисправность транспортного средства, которая не позволяет водителю избежать столкновения (наезда).

При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.

При анализе доказательств наличия либо отсутствия у водителя технической возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие в условиях темного времени суток или недостаточной видимости следует исходить из того, что водитель в соответствии с пунктом 10.1 Правил должен выбрать скорость движения, обеспечивающую ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

За сбитого водителем пешехода виновника ожидают три вида ответственности:

  • гражданско-правовая. Подразумевает возмещение причиненного при наезде вреда:
    1. Материального. Компенсация средств, затраченных потерпевшим на лечение, упущенная выгода и т. п.
    2. Морального. Возмещение в денежном эквиваленте испытанных пешеходом психологических страданий, боли в результате происшествия;

При ДТП на зебре необязательно вред компенсируется только водителем, пешеход также должен в соответствии с гражданско-правовыми нормами (ст. 1062 ГК) возместить вред, нанесенный им как лицу, находящемуся за рулем, так и его транспорту.

  • административная. Наступает, если водитель нарушает ПДД и причиняет вред здоровью пешехода: легкий или средний. КоАП предусматривает за наезд на пешехода или штраф, или лишение прав. К отягощению наказания приводят факты пьяного вождения, превышения скоростного режима, безосновательного отъезда с места аварии;
  • уголовная. За наезд на пешехода уголовная ответственность наступает, если здоровью пострадавшего нанесен тяжкий вред или имеются жертвы.

Для предотвращения необоснованных случаев обвинения при спорных ДТП водителям рекомендуется установить видеорегистратор.

Условия, при которых возникает гражданская ответственность:

  1. Водитель нарушил ПДД при наезде на пешехода, но без причинения последнему вреда.
  2. Правила не были нарушены водителем, но здоровье пешехода незначительно пострадало.

В первом случае водитель обязан возместить пешеходу возникший в связи с аварией убыток и моральный вред.

Во втором — компенсировать расходы на лечение и моральный вред.

Ответственность за наезд на пешехода

Ответственность за причинение среднего или легкого вреда здоровью потерпевшего наступает по ст. 12.24 КоАП.

Действия водителя квалифицируются по этой статье при двух обстоятельствах:

  1. Нарушены ПДД.
  2. Нарушены правила пользования ТС.
Причиненный вред Размер штрафа (руб.) Период лишения ВУ (лет)
Легкий. При ушибах, царапинах, гематомах, вывихах, кровотечениях и т. п. Период пребывания на больничном до 21 дня. 2,5–5 тыс. 1-2
Средний. При переломах, разрывах мышц и связок, сотрясениях, нарушение функциональности органов и т. д. 10–25 тыс. 1,5-2

Водителя штрафуют или лишают его прав, однако санкция зависит от следующих факторов:

  1. Тяжести нарушения.
  2. Характера совершенных водителем действий после аварии.
  3. Виновности пешехода.
  4. Была ли реальная возможность избежать столкновения.
  5. Присутствия факторов, смягчающих или отягчающих вину.

Даже если сбил человека, водитель должен оставаться скоординированным и точно соблюдать инструкции, прописанные в ПДД:

  1. Транспорт нужно сразу же остановить. Включив габаритки в аварийном режиме, нужно разместить знак, свидетельствующий об аварии.
  2. Принимаются все меры, чтобы обезопасить пострадавшего от движущихся по дороге машин.
  3. Сразу же вызывается скорая, если есть пострадавшие и ГИБДД. При наличии возможности останавливается попутный транспорт для немедленной доставки пострадавшего в больницу, если его жизнь находится под угрозой. Самому следует оставаться на месте происшествия до приезда правоохранителей. Даже если пострадавший не захотел никого ждать, водитель не должен уезжать: этот факт может использоваться против него.
  4. Провести фиксацию места аварии с помощью фото- и видеосъемки. Используются разные ракурсы для привязки предметов к местности.
  5. Авто можно убрать с места происшествия, если оно создает препятствия движению другого транспорта, только после фиксации всех существенных элементов на месте происшествия.
  6. Если есть возможность, записываются сведения об очевидцах ДТП.
  7. При наличии страховки о факте происшествия уведомляется СК. На место приезжает представитель компании и оказывает помощь в составлении документов. Если здоровье пешехода пострадало, возмещаться ущерб будет сначала за счет страховой.
  8. Водитель принимает участие в процессе оформления протокола, знакомится со схемой ДТП и получает справку о происшедшей аварии. При наличии правоохранителям предоставляется запись, сделанная регистратором. Если в протоколе отражены неверные данные, этот факт фиксируется в отдельной графе.
  9. Как только составлена документация, водителю сообщают, когда он должен прибыть в ГИБДД для фиксации письменных показаний. При необходимости нанимается юрист.

За неоказание помощи предусмотрена уголовная ответственность — ст. 125 УК.

Последовательность оказания при аварии помощи пострадавшему лицу:

  1. Прекращают воздействие повреждающего фактора.
  2. Принимают меры для поддержания жизненно необходимых функций организма.
  3. Пострадавшего передают бригаде скорой или же доставляют в больницу.

Проверяется уровень сознания потерпевшего, для этого ему задается простой вопрос. Спрашивают, где пострадавший ощущает боль, стараются его успокоить. Проводится оценка серьезности повреждений, в т. ч. и опасных для жизни. При наличии кровотечений принимаются меры для их остановки.

Как только помощь оказана, нужно дожидаться скорой. Во время ожидания нужно попытаться разговорить пострадавшего, находящегося в шоковом состоянии, приободрить и отвлечь его от травм.

При оказании помощи следует устранить травмирующий фактор, обездвижить поврежденный участок, обеспечить пострадавшему покой, вести контроль за пульсом и дыханием. При наличии обезболивающих средств дать их пострадавшему.

Отсутствие сознания — один из признаков серьезных травм. Проверяется пульс, сердцебиение, дыхание. Чтобы предотвратить гибель человека, нужно выполнить реанимационные мероприятия: непрямой массаж сердца, искусственное дыхание. Мероприятия исключают при явных признаках гибели.

Главное требование при транспортировке пострадавших в больницу — создание оптимальных условий и покоя. Транспортируя человека, нужно учитывать степень тяжести его повреждений.

Если человек пострадал несильно, допускается направление его в больницу с помощью попутных авто.

Недопустимо использовать грузовой транспорт: он имеет излишнюю амортизацию, создающую тряску, — это может усугубить травму и привести к ухудшению состояния.

Характер транспортирования определяется травмами:

  1. С ЧМТ — только на автомобиле скорой и лежа. Под голову подкладывается мягкий валик (из одежды, пледа и т. д.), свернутого «бубликом». Исключается самостоятельное передвижение.
  2. Повреждена грудная клетка — человек должен занять полусидячее положение в авто.
  3. Повреждена ключица — сидя.
  4. Закрытая травма мягких тканей живота — человека укладывают на спину и прикладывают холод к животу.
  5. Травмирована челюсть или лицо — лежа, голова повернута вбок.
  6. Травмирован позвоночник в районе поясницы — человека аккуратно укладывают на жесткую поверхность на живот.
  7. Закрытая ЧМТ — на спине, голова вбок, иначе может запасть язык и человек задохнется. Исключить попадание возможной рвотной массы в дыхательную систему.
  8. Травмирован таз — больной должен принять позу лягушки.
  9. Шок или обморок — лежа, с чуть приподнятыми ногами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *