Обвинение по нарушению ПДД

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обвинение по нарушению ПДД». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Лишить водителя права на управление авто может только суд. При этом рассмотрение может осуществляться в районном или мировом суде. Районные суды рассматривают дела более высокой сложности. Для вынесения решения необходимо предоставить результаты заключения экспертов, опроса свидетелей и многие другие аргументы, которые будут доказывать неоспоримую вину правонарушителя. Более легкие дела находятся в ведомстве мирового судьи, но обе инстанции могут вынести постановление о лишении прав.

Судебная практика по нарушениям правил дорожного движения

Всем участникам процесса должно быть направлено уведомление о дате и времени судебного разбирательства. В ходе подготовительной части судья должен огласить обстоятельства разбираемого процесса, проверить всех явившихся участников заседания, разъяснить им права и обязанности.

ВАЖНО !!! В основной части процесса каждая из сторон представляет доказательства и объясняет свое видение на произошедшую ситуацию. В этой части судебного процесса случаются свидетельские показания, оглашается экспертное заключение, предоставляются видеоматериалы.

Завершается судебный процесс вынесением постановления о лишении прав, отказе в иске или передаче дела в другую судебную инстанцию. При несогласии с решением судебных органов, любая из сторон может подать обращение, которое именуют «апелляция».

При совершении водителем правонарушения, сотрудником ДПС должен быть составлен протокол. В него включаются свидетельские показания, фото с места происшествия, результаты медицинского заключения, схема ТС на момент ДТП и многое другое. Правонарушитель может подписать протокол или отказаться это делать. Опытные водители рекомендуют все же поставить подпись на этом документе, предварительно указав причину своего несогласия с мнением инспектора. К тому же можно изложить свое видение ситуации в целом на происшедшее ДТП.

ВАЖНО !!! Сотрудник ГИБДД должен передать имеющиеся доказательства в судебные органы, после чего будет назначена дата слушания, и участники ДТП получат уведомление об этом. Если слушание дела будет о лишении водителя прав, последнему лучше всего обзавестись хорошим адвокатом.

Это позволит значительно облегчить отстаивание своей невиновности в судебных инстанциях. Имеется множество моментов, служащих оправдывающими или смягчающими обстоятельствами, на основании которых мера пресечения может быть значительно уменьшена.

Судебное разбирательство может пройти как с участием обвиняемого, так и без него. В случае неявки водителя в суд, никаких штрафных санкций ему за это не грозит. Дело вполне может быть рассмотрено и без участия обвиняемого, но в этом случае он лишает себя возможности привести ряд аргументов в свое оправдание. Постановление будет вынесено на основании фактов, предоставленных одной из сторон. Присутствие водителя на суде позволит выступить в свою защиту и иногда изменить меру пресечения на меньшую. При отсутствии обвиняемого решение в большинстве случаев принимается не в его пользу.

На вынесение решения судьи влияет:
  • Наличие/отсутствие водительского стажа,
  • Сведения, указанные при оформлении протокола,
  • Видео- и фотосъемка, выполненная одной из сторон на месте происшествия,
  • Наличие подобных правонарушений у обвиняемого ранее,
  • Чистосердечное признание.

Окончательное решение судьи будет грозить лишение прав или штраф. Если после вынесения постановления по лишению прав водитель продолжит управление авто, то ему грозит дополнительный штраф, размер которого составит 30 000 рублей. Правонарушителя могут также лишить свободы на 15 суток или назначить рабочие часы «на благо общества».

Как вести себя и что говорить на суде по лишению водительских прав?

Когда против водителя возбудили уголовное дело, которое может печально окончиться для обвиняемого и лишить его права управления транспортом, необходимо тщательно подготовиться к заседанию.

Водителю стоит:
  • позаботиться о надлежащем внешнем виде,
  • обращаться к судье уважительно, но без заискивания,
  • подготовить вежливую, но обоснованную законодательными актами речь,
  • говорить только в деловом аспекте, без увода заседания в ту или иную сторону,
  • обойтись без акцентирования внимания судью на его невнимательности или некомпетентности.

ВАЖНО !!! Многие сомневаются, можно ли сохранить возможность управления авто, находясь нетрезвым за рулем. По мнению юристов, сделать это очень сложно, но в определенных случаях вполне реально. Допустимой дозой алкоголя в крови считается до 0,16 промилле, поэтому за наличие, к примеру, в составе крови водителя показателя за 0,29 промилле, его могут лишить прав.

Препятствием в деле по лишению прав могут стать имеющиеся нарушения при составлении протокола или отсутствие ознакомительных процедур в отношении автомобилиста, касающиеся порядка мед освидетельствования.

Более того, использовать для доказательства неправомерности действий инспектора можно в таких случаях:
  • отсутствие понятых,
  • запутанные или сбивчивые показания свидетелей,
  • ошибки в составлении протокола,
  • нарушение сроков давности по данному правонарушению,
  • нет подписи водителя о проведении ознакомительной беседы, в ходе которой ему озвучили ст. 51 конституции рф.

Когда водитель уверен в своей невиновности, не стоит показывать даже тени сомнения в этом аспекте. В случае необходимости можно подать ходатайство о перенесении судебного заседания на другую дату. Основанием для этого может служить отсутствие адвоката у обвиняемой стороны или необходимости времени для сбора доказательной базы, свидетельствующей о невиновности одной из сторон.

К тому же при вынесении приговора в расчет могут быть взяты следующие обстоятельства:
  • раскаяние правонарушителя в содеянном,
  • возмещение ущерба пострадавшей стороне,
  • добровольное признание,
  • содействие правоохранительным органам.

Эти пункты позволят значительно сократить строгость меры наказания.

Не всегда водитель остается доволен решением судебных органов. Принятое не в его пользу решение не должно служить основанием для опускания рук. Многие водители, посетив форум, посвященный этой тематике, принимаю решение бороться за восстановление справедливости дальше.

В первую очередь нужно посетить юриста и узнать законное основание для обжалования дела. Далее составляется и подается жалоба в районный или областной суд. Если решение о лишении прав было вынесено мировым судьей, то обжалование стоит направить в районный судебный орган. Когда дело рассматривалось в районном суде – жаловаться нужно в областную инстанцию. Можно в течение 3-х дней с момента вынесения постановления направить жалобу в тот суд, который принял неверное, по мнению обвиняемого, решение. Судебные органы перенаправят обращение в вышестоящую инстанцию. Водитель может также сразу, минуя посредников, обратиться в вышестоящий суд. На обжалование решения у несогласной с постановлением суда стороны имеется 10 дней. В течение 2-х месяцев суд должен рассмотреть жалобу и принять по ней то или иное решение.

ВНИМАНИЕ !!! Водителю стоит позаботиться также о наличии причин, позволяющих судье вынести мягкое наказание по отношению к виновной стороне.

В судебную коллегию по уголовным делам

Свердловского областного суда.

От адвоката

В интересах осужденного Ц.,

обвиненного в совершении преступления,

предусмотренного ст. 264 ч. 3 УК РФ.

Был вынесен приговор в отношении Ц., которым он был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 264 ч. 3 УК РФ. Данным приговором осужденному было назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии – поселении с лишением права управлять транспортным средством на два года.

Считаю постановление такого приговора несправедливым по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 383 УПК РФ: «несправедливым является приговор, по которому было назначено наказание, не соответствующее тяжести преступления, личности осужденного, либо наказание, которое хотя и не выходит за пределы, предусмотренные соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, но по своему виду или размеру является несправедливым как вследствие чрезмерной мягкости, так и вследствие чрезмерной суровости».

Вынесенный приговор чрезмерно суров, так как назначено наказание, не соответствующее тяжести преступления и личности осужденного. При вынесении приговора судом не учтена вся совокупность смягчающих обстоятельств, а именно:

  1. В судебном заседании Ц. указал, что считает себя виновным, так как допустил столкновение, значит, сделал что-то неправильно или отвлекся. Не признал себя виновным в той части, что не хотел смерти людей.
  2. А.А., водитель трактора с прицепом, на который и был совершен наезд, не имеет права на управление каким бы то ни было транспортным средством. Сам трактор и телега не были поставлены на учет в органах ГИБДД. В судебном заседании А.А. рассказал, что опыт вождения трактора он имел лишь в поле, до случившейся аварии ранее на трассу он не выезжал. Но, не смотря на эти обстоятельства, он все равно выехал на трассу с телегой полностью загруженной лесом, при чем на телеге не было ни габаритных огней, ни светоотражающих устройств, то есть своими действиями А.А. уже создал аварийную ситуацию на дороге.
  3. Наличие у Ц. на иждивении двух несовершеннолетних детей.
  4. Ц. положительно характеризуется по месту работы и по месту жительства.
  5. В результате аварии Ц. получил серьезные травмы, продолжительное время находился на стационарном лечении в 23 больнице города Екатеринбурга. В настоящее время его здоровье полностью не восстановлено и ему предписано оперативное лечение последствий полученных травм.
  6. Подсудимый ранее не судим и не имеет серьезных нарушений в сфере дорожного движения и эксплуатации транспорта.

Необходимо отметить, что судом был исключен из обвинения Ц. указание на нарушение им п. 10.1 Правил дорожного движения в той части, что подсудимый должен был вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, поскольку данный факт не нашел своего подтверждения в судебном заседании.

Также судом был исключен из обвинения указание на нарушение Ц. п. 1.5 Правил дорожного движения в той части, что участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда, поскольку данный пункт расположен в разделе «общие положения».

Обстоятельств, отягчающих наказание, установлено не было.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Нарушение правил дорожного движения

Прибыть на место ДТП вместе с сотрудниками ДПС для защитника — большая удача. В этом случае первое, что надо сделать защитнику по прибытии, — видео- и фотофиксация места происшествия и желательно всех действий сотрудников ДПС. По возможности этот процесс следует поручить стажеру адвоката, его помощнику или любому другому доверенному лицу со стороны доверителя (другу, отцу, брату, свату).

Нужно дать поручение снимать все происходящее на свои телефоны или другие носители. Но основные моменты адвокат должен зафиксировать сам, чтобы потом не пришлось винить добровольных помощников, у которых ничего не вышло.

Пока помощник снимает действия полицейских, адвокат должен сосредоточиться на самостоятельном осмотре места происшествия, составляя свою собственную схему ДТП, иногда параллельно с должностными лицами ГИБДД. Если сотрудники полиции идут на сотрудничество, можно производить замеры и составлять схему вместе с ними, если не идут — делать это независимо от них. По итогам работы необходимо записать все расхождения в схемах ДТП в замечаниях к протоколу осмотра.

Вопрос о подписании схемы ДТП, если доверитель и адвокат с ней не согласны или считают умышленно ошибочной, — дискуссионный.

Основываясь на собственной практике, авторы рекомендуют подписывать протокол и схемы, указывая рядом с подписью о своем несогласии со схемой полиции и свои замечания к протоколу. Иначе сотрудники ДПС, если есть подозрения в их добросовестности, смогут позже подменить схему на еще более удобную обвинению для дискредитации подзащитного.

Если в ДТП есть раненые, то важно потребовать в медицинском учреждении, куда доставлены потерпевшие, их медицинского освидетельствования на алкогольное и наркотическое опьянение. Освидетельствование нужно требовать у должностных лиц ДПС, а если это затруднительно, то самостоятельно требовать у дежурного или главного врача.

Если уже на месте ДТП возникли серьезные основания предполагать, что освидетельствование даст положительный результат на алкоголь или наркотики, то для обеспечения освидетельствования нужно немедленно послать кого-либо вслед за машиной «Скорой помощи».

Простой рукописный адвокатский запрос с таким требованием на бланке адвокатского образования с адвокатской печатью, как правило, исполняется медицинскими работниками даже тогда, когда врачи приемного отделения официально отказываются его принять. Лучше просто оставить запрос на столе и уйти.

Нужно учесть, что адвокату могут не выдать результат, ссылаясь на врачебную тайну, но исследования крови и мочи на наличие алкоголя или наркотиков проводятся, и данные об опьянении записываются в историю болезни.

В адвокатском запросе можно сослаться на приказы Минздрава России от 12.03.2003 № 3991,от 11.03.2013 № 121н2 и письмо Минздрава России от 23.07.2013 № 12–3/10/2–53383, а такжеВременную инструкцию о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения (утв. заместителем Министра здравоохранения СССР 01.09.1988 № 06–14/33–14 4), которая признана не действующей только в отношении самих водителей, а для потерпевших она действует (решение ВС РФ от 14.03.2012 № АКПИ12-1285). Как правило, ссылки на эти документы Минздрава России и решение Верховного Суда РФ эффективно действуют в любых медицинских учреждениях.

Как было отмечено выше, обычно к адвокату дело о ДТП попадает вовсе не в первый день. Через неделю, через месяц и позднее.

Хотя потенциальный обвиняемый зачастую очевиден с момента ДТП, следователю по ряду причин удобно держать единственного подозреваемого как можно дольше в статусе свидетеля.

Во-первых, свидетеля можно не знакомить с постановлениями о назначении экспертизы и с ее результатами, а соответственно, никто не задаст неудобных вопросов. Во-вторых, не каждый свидетель знает, что он может явиться на допрос с адвокатом. В-третьих, водитель-«свидетель», пребывая в расслабленном состоянии, как правило, не озабочен сбором оправдывающих его доказательств, и со временем они либо утрачиваются, либо у защиты уже не остается времени на их выявление и получение. Защитник подозреваемого может ходатайствовать о следственном эксперименте, что сомнительно для свидетеля и явившегося с ним адвоката.

Только когда следователем без участия защиты выполнены все экспертизы и водителю предъявляется обвинение, обвиняемый по-настоящему начинает беспокоиться. Но в данной ситуации ходатайства о назначении повторных экспертиз обычно бесполезны. Следствие закончено, и дело направляется в суд. К сожалению, некоторые коллеги даже ставят себе в заслугу долгий период свидетельского статуса подзащитного водителя, дескать, вот мы какие молодцы — полгода не давали следователю «привлечь».

Поэтому, по нашему мнению, при первой же беседе с потенциальным обвиняемым, важно убедить его, что для его же пользы надо потребовать у следователя особым ходатайством перевести его из статуса свидетеля в статус подозреваемого. Это позволит расширить процессуальные права адвоката, поскольку права у защитника принципиально шире, чем у адвоката, который пришел на допрос со свидетелем. Бесспорно, для доверителя это психологически трудный выбор. Ему не верится, что если экспертизы покажут его непричастность, то ему не будет предъявлено обвинение, в каком бы статусе он к этому моменту не состоял. Кроме того, свидетель не ограничен в передвижении, а подозреваемый, тем более обвиняемый, скорее всего, окажется под подпиской о невыезде.

В вышеназванном ходатайстве следует указать, что хотя уголовное дело возбуждено «по факту», у следствия кроме подзащитного — водителя нет другого потенциального обвиняемого и предмет всех назначенных экспертиз — именно действия водителя, и именно его изобличают. Это и образует состав «подозрения» в смысле п. 55 ч. 1 ст. 5 УПК РФ и положения ст. 46 УПК РФ никак не препятствуют удовлетворению заявленного ходатайства.

При уяснении дорожно-транспортной ситуации адвокату важно понять водительскую квалификацию доверителя, его знания и понимание ПДД, способность адекватно оценить ситуацию. Не стоит чрезмерно доверятся описанию происшествия со слов его участника. Зачастую доверитель не сразу понимает, в чем его вина (если она имеет место). Большинство, например, не знает, что при опасной ситуации единственные гарантированно правомерные действия водителя — тормозить до полной остановки, а любой маневр водитель совершает на свой риск. Удалось — молодец, не удалось — виновен. При этом важно отметить: водитель не обязан предполагать, что другой участник движения не станет исполнять ПДД.

Приведем один показательный пример (из личной практики) беседы с подзащитным-водителем, травмировавшим пешехода на тротуаре.

-…Я что же, по-вашему, сам должен был погибнуть? Джип же мне в лоб ехал.

— Вы имели право совершить маневр, только убедившись в его безопасности.

— А сам, значит, погибай?

— А вы полагаете, что, спасая себя, можно законно убить другого?

— Я же его не убил.

— Так вы и отвечаете за травму.

— Нет. Я не виноват! Он же мне в лоб ехал… Вы, значит, меня защищать не будете?

И в этом вторая проблема защиты по ДТП — борьба с бескомпромиссной оправдательной позицией доверителя, который полагает, что защита по любому уголовному делу всегда состоит исключительно в том, чтобы добиться чистого оправдания. С такой позицией подзащитного адвокат вряд ли сможет успешно работать с потерпевшими.

Как доказать невиновность в ДТП, когда все твердят об обратном

После вышеописанной столь важной, но еще только подготовительной работы, необходимо подумать, какие специалисты нужны для осмысления дорожно-транспортной ситуации.

Взаимодействие с медицинскими работниками. При плохом здоровье водителя — это врачи. Они нужны как для того, чтобы более аргументированно требовать в суде снижения наказания, так и для выявления заболеваний, которые могли привести к потере обвиняемым сознания в момент ДТП. Причем известно, что есть заболевания, например, щитовидной железы, и даже психиатрического профиля, при которых человек мгновенно теряет сознание, но сам не помнит об этом. Теоретически выявление таких заболеваний должно было бы приводить к оправданию, так как потерю сознания невозможно исключить. Но на практике речь обычно идет о существенно более мягком наказании.

Важно оценить с помощью врача-эксперта итоги освидетельствования водителя и потерпевших на предмет опьянения, если они были положительными. В практике авторов в Московской области имел место следующий пример. Из-за ошибочной конструкции ограждения проезжей части при столкновении с автомобилем металлический элемент, оторвавшийся от ограждения, стал непосредственной причиной гибели пассажира подзащитного. Ошибочность конструкции была подтверждена заключением специалиста-конструктора. Водитель-женщина на морозе без верхней одежды, которой укрыла умершую подругу, около двух часов металась над ее трупом до приезда ДПС. И кто-то из остановившегося транспорта угостил ее чаем с коньяком. Доказать, что она была трезва в момент ДТП, казалось невозможным, а сама правдивая версия доверительницы выглядела неуклюжей попыткой выкрутиться. Первоначально защитник очень не советовал на ней настаивать.

Однако адвокат обратил внимание на странность в анализах выдыхаемого подзащитной воздуха на пары алкоголя. Второй замер, произведенный через 20 минут после первого, был существенно хуже первого, хотя всегда должно быть наоборот или они должны быть равны.

Адвокатом было сделано предположение о том, что процесс всасывания алкоголя еще не закончился к моменту доставления на экспертизу и продолжался в момент экспертизы. Специалист — врач-нарколог подтвердил соображения адвоката в ответе на его запрос и рассчитал дозу и время приема алкоголя. Расчетное время приема позволяло исключить прием алкоголя до ДТП. Для объективности следует сказать, что суд якобы не прислушался к мнению врача, как и к мнению инженера, и не указал на них в приговоре, но, тем не менее, приговорил подзащитную к условному лишению свободы. Поэтому приговор не обжаловался. Полагаю, что на мягкость наказания как раз и повлияли заключения специалистов — нарколога и инженера.

Взаимодействие со специалистами-психологами. Важно с помощью специалиста установить психо-физиологическую причину ДТП. Эта причина важна и также требует доказательства. Одно дело, когда водитель заснул и выехал на полосу встречного движения, другое — лихач.

В недавнем Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2015), утвержденном Президиумом ВС РФ 26.06.2015 (далее — Обзор), разъяснено, что моральный вред, причиненный преступными действиями нескольких лиц, подлежит возмещению в долевом порядке с учетом степени вины каждого.

Президиум включил в Обзор определение Судебной коллегии ВС РФ по делу № 50-УД14-9с6. Как следует из материалов данного дела, П. при управлении автомобилем, выполняя обгон попутного автобуса в нарушение правил дорожного движения, выехал на полосу встречного движения и стал следовать по ней в условиях ограниченной видимости, в связи с чем не сумел своевременно обнаружить автомобиль Тоуоtа-Согоllа под управлением водителя М., двигавшийся во встречном направлении по полосе своего движения со значительным превышением разрешенного в населенных пунктах скоростного режима, и допустил с ним столкновение. В результате ДТП водитель автомашины Тоуоtа-Согоllа М. получил тяжкий вред здоровью, а пассажир этой же автомашины скончался.

Суды признали виновными обоих водителей и осудили их по ч. 3 ст. 264 УК РФ. Было также постановлено взыскать с осужденных солидарно в счет возмещения материального ущерба 120 053 руб. и в счет компенсации морального вреда 600 тыс. руб. Суд апелляционной инстанции увеличил сумму компенсации до 1 млн руб. Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ изменила приговор в части, касающейся компенсации морального вреда. Верховный Суд отметил, что по смыслу закона (ст. 151 и п. 2 ст. 1101 ГК РФ), в случае причинения морального вреда преступными действиями нескольких лиц он подлежит возмещению в долевом порядке с учетом степени вины каждого. Поскольку по делу было установлено, что нарушения правил дорожного движения были допущены обоими осужденными и в отношении каждого из них судом установлено наличие смягчающих обстоятельств и отсутствие отягчающих, назначено одинаковое наказание, степень вины каждого из осужденных является равной. В связи с чем они должны возместить причиненный преступлением моральный вред в равных долях. Было постановлено взыскать в счет компенсации морального вреда в долевом порядке с осужденных в пользу потерпевшего по 500 тыс. руб. с каждого.

Поэтому заключение специалиста-психолога о том, что по характеристике личности обвиняемый не склонен к риску, лихачеству, и причина ДТП в недостатке внимания, связанного, например, с заболеванием гипертонией, — важное доказательство.

В ПДД нет указаний на то, что водитель обязан ожидать нарушения правил другими участниками движения, в том числе пешеходами. Именно поэтому в Правилах не записано, что «водитель обязан обнаружить опасность». Правила говорят только об опасностях, «которые водитель в состоянии обнаружить» (п. 10.1). Эта формулировка ПДД указывает правоприменителю на тот факт, что данная оценка («был в состоянии» — «не был в состоянии») всегда весьма субъективная категория. Она прямо привязана к личности водителя. Таким образом, нельзя стричь всех «под одну гребенку». Один водитель в состоянии обнаружить, а другой — не в состоянии. Поэтому исследование личности водителя зачастую необходимо. Кроме того, специалист-психолог, исследуя обстановку на месте ДТП, может вообще исключить возможность обнаружения опасности любым водителем.

Так и было по уголовному делу, которое рассматривалось в Головинском суде Москвы. Привлеченный защитой профессор В. Барабанщиков из Института психологии РАН показал суду, что человеческий глаз и мозг не способны зафиксировать человека в серой одежде в конкретном месте проезжей части за ярким мигающим рекламным щитом. Эти выводы специалиста вместе с другими оправдывающим доказательствами привели к оправданию нашего подзащитного.

Другие необходимые действия защиты. Понятно, что защитник обязан ходатайствовать о назначении экспертиз по всем своим заключениям специалистов, но практика показывает, что такие ходатайства удовлетворяются нечасто. Есть смысл обжаловать отказы.

Нужно попытаться собрать сведения о здоровье других участников движения и потерпевших. Однако прямой запрос адвоката в медучреждение не будет исполнен из-за врачебной тайны, а следователь в таком ходатайстве, скорее всего, откажет. Поэтому по делу о ДТП может потребоваться частный детектив. У них свои методы и адвокат не обязан проверять законность их деятельности.

Авторам не раз приходилось привлекать частного детектива.

Например, по делу о пожаре на очень дорогом автомобиле детектив принес важные показания сотрудников автосервиса, в котором ремонтировался автомобиль. Чаще детектив разыскивает очевидцев происшедшего, поскольку свидетельства участников ДТП обычно противоречивы.

Детектив соберет сведения о возможном асоциальном поведении потерпевших. Среди них могут быть лица, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками. Даже если потерпевший не был освидетельствован на алкоголь, такие сведения о его личности могут повлиять на наказание подзащитного в рамках судейского усмотрения.

Правила дорожного движения — это сборник нормативных актов, регулирующих поведение участников дорожного движения, пешеходов и водителей, и требования к транспортным средствам. Нарушение правил дорожного движения — это несоблюдение норм действующего законодательства, способное спровоцировать ДТП и повлечь причинение материального ущерба, ущерба здоровью и смерти человека.

Наказания за нарушение правил дорожного движения зависят от тяжести преступления. Последствия нарушения могут быть от минимального ущерба до причинения смерти человеку или нескольким лицам.

Ответственность делится на три типа:

  • гражданская;
  • уголовная;
  • административная.

Административная ответственность

Она накладывается по Кодексу административных правонарушений. Ответственность наступает, если водитель нарушил действующие правила и не нанес ущерба другим участникам, либо ущерб несущественный.

В качестве наказания может быть назначено:

  • предупреждение;
  • денежный штраф;
  • лишение водительского удостоверения;
  • административный арест;
  • конфискация орудия нарушения.

Денежный штраф определяется в соответствии с тяжестью преступления.

Штраф ГИБДД — это административная ответственность. Размер штрафа определяет КоАП. В соответствии с ним оплатить штраф нужно в течение 60 дней после вынесения постановления, а обжаловать можно в течение 10 дней.

Такой вид ответственности наступает, если водитель вследствие нарушения ПДД причинил материальный ущерб третьим лицам. Наказание за нарушение правил дорожного движения будет в виде административного штрафа и возмещения ущерба пострадавшей стороне.

Водитель обязан возместить моральный и материальный ущерб, а также выплатить компенсацию за упущенную выгоду, в связи с наступлением ДТП пострадавшему лицу, если его трудовая деятельность осуществляется за счет пострадавшего транспортного средства. Он обязан компенсировать расходы, если нарушение нормативов дорожного движения было с его стороны, и он лично управлял транспортным средством.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Для того, чтобы ответить на вопрос о том, как оспорить вину в ДТП, необходимо определиться с понятием вины.

В юридической литературе по теории права, под виной понимается психическое отношение лица, к совершенному им противоправному деянию.

В теории права разделяют вину на две формы — умышленную и неосторожную.

Большинство дорожно-транспортных происшествий совершаются по причине умышленного нарушения требований правил дорожного движения.

Последствия ДТП, в виде причиненного материального ущерба, вреда жизни и здоровью, не охватываются умыслом нарушителя и наступают по неосторожности.

Например, при столкновении автомобилей, движущихся по перекрестной траектории на регулируемом перекрестке, один из водителей, выезжая на перекресток под запрещающий красный сигнал светофора, умышленно нарушает требования пункта 6.2 Правил дорожного движения РФ. В результате дорожного происшествия пассажиру автомобиля – участника ДТП причинены телесные повреждения (вред здоровью), а собственникам автомобилей – материальный ущерб.

Перечисленные последствия дорожного происшествия — вред здоровью и материальный ущерб от повреждения транспортных средств, не охватывались умыслом нарушителя и наступили по неосторожности.

В данном случае, мы можем говорить о смешанной форме вины.

Именно при смешанной форме вины совершается подавляющее большинство дорожно-транспортных происшествий.

В рассмотренном примере нарушитель Правил дорожного движения признается виновным и в зависимости от тяжести наступивших последствий привлекается к административной (уголовной) и материальной ответственности.

Обязательным условием, для признания лица виновным в совершении ДТП, является наличие причинно-следственной связи между нарушением требований ПДД РФ и наступившими последствиями.

Относительно приведенного нами примера, причинно-следственная связь выглядит следующим образом: нарушение пункта 6.2 ПДД РФ водителем автомобиля, выехавшим на перекресток, на запрещающий красный сигнал светофора (причина) является создание аварийной ситуации.

В результате столкновения автомобилей пассажиру причинены телесные повреждения, собственникам автомобилей причинен материальный ущерб (следствие).

Следует знать, что при отсутствии связи между нарушением ПДД РФ и наступившими последствиями ответственность за ДТП не может быть возложена на нарушителя.

Применительно к приведенному примеру, если водитель автомобиля, проезжавший перекресток с соблюдением требований ПДД РФ, находился в состоянии алкогольного опьянения, то его нельзя признать виновным в ДТП по причине отсутствия связи между нарушением ПДД (управление автомобилем в состоянии опьянения) и наступившими последствиями.

При дорожных авариях с участием пешеходов, а также случаях оставления места происшествия его участниками – уезда с места ДТП, обжалование виновности имеет особую значимость и специфику.

Статьи в помощь:

Возмещение вреда здоровью при ДТП

Ответственность и наказание за оставление места ДТП

Порядок и последовательность действий водителя при оформлении ДТП

Что означает аббревиатура, наверное, знают даже дети. Но не все взрослые могут сформулировать точное определение ДТП. Его можно найти в п.1.2 ПДД.

Это событие, возникшее при движении ТС, в результате которого возникли повреждения машины, сооружений, другой материальный ущерб, имеются пострадавшие или погибшие.

Основными видами ДТП считаются столкновение, опрокидывание, наезды, падения пассажиров. Есть еще так называемые иные, к которым причисляются все другие ДТП. Это падения грузов, попадания отброшенных колесами предметов и наезды на внезапно возникающие препятствия. МВД в своей работе использует следующую классификацию происшествий:

  • Бесконтактное – когда непосредственного столкновения виновника с другими участниками ДТП не было.
  • Учетное – которое требуется указывать в отчетности. Например, если есть пострадавшие.
  • Скрытое – когда обстоятельства совершения и участники не выявлены или виновник скрылся.

Кроме того, происшествие может классифицироваться по тяжести нанесенных повреждений, увечий и так далее.

В соответствии с законодательством, при рассмотрении ДТП быть защитником потерпевшего или обвиняемого может быть только лицо со статусом адвоката.

Адвокат по ДТП с жертвами вправе:

  • ходатайствовать о проверкедействий потерпевшего и обвиняемого лица,
  • требовать проведения автотехнической экспертизы и следственного эксперимента, воспроизводящего ДТП;
  • формулировать вопросы экспертам;
  • опрашивать очевидцев;
  • подготовить исковое заявление или возражение на иск о возмещении морального и материального ущерба в рамках уголовного процесса;
  • ходатайствовать о применении отягощающих или смягчающих обстоятельств;
  • быть посредником при заключении мирового соглашения;
  • участвовать в рассмотрении уголовного дела в суде любой инстанции в качестве представителя.

Благодаря грамотному поведению адвоката в минимально короткие сроки вы сможете добиться положительного для себя результата.

Когда потерпевший при ДТП человек погибает, дело автоматических становится уголовным. При этом не важно, на каком этапе скончался человек – сразу при аварии или в результате полученных травм, находясь в больнице.

Когда во время аварии на дороге погибает один из участников, дело квалифицируют как убийство по неосторожности. При этом подобные действия подпадают под статью 264 УК РФ.

От повреждений, полученных пострадавшим в аварии, зависит ответственность виновника ДТП. Согласно п. 4 раздела общих положений Приказа Минздрава No 194н от 17.08.07 г. степень тяжести нанесенного вреда здоровью определяется в медучреждении судмедэкспертом, а при его отсутствии — врачом другой специальности по правилам, установленным законодательством и в соответствии с изложенными в вышеназванном приказе медицинскими критериями.

Другими словами, только экспертиза устанавливает связь между ДТП и травмами. Определяются следующие степени тяжести нанесенного вреда здоровью:

  1. Легкая. Это незначительная, но стойкая утрата трудоспособности (на 10%) или кратковременное расстройство здоровья – до 3 недель. Критериями являются поверхностные незначительные повреждения.
  2. Средняя. Это тоже стойкая, но уже значительная потеря работоспособности – менее трети (10-30%). А также безопасное для жизни, но длительное расстройство, вызывающее нетрудоспособность дольше 21 дня. В основном это повреждения внутренних органов, переломы конечностей и сотрясение мозга.
  3. Тяжкий вред. Это ущерб, представляющий угрозу жизни или здоровью. Сюда относятся потеря органов, другие повреждения, приводящие к инвалидности либо потере трудоспособности на 120 дней и более.

Степень тяжести определяется по одному медицинскому критерию. Если их несколько – выбирается наибольшей тяжести. В случае множественных повреждений степень ущерба определяется по совокупности.

Авария с погибшими – всегда горе. Виновнику придется отвечать по всей строгости закона. КоАП нарушения, приведшие к тяжелым последствиям и гибели людей, не рассматривает.

Работает Уголовный кодекс, степень вины определяет только суд, и дальнейшее развитие событий зависит от квалификации правонарушения. Если состава преступления нет или есть смягчающие обстоятельства, наказание будет легче. Многое зависит от действий водителя сразу после аварии и его состояния в момент совершения.

Обстоятельства произошедшей аварии оцениваются в ходе следствия на основании собранных данных, документации, проведенных экспертиз, собранных объяснительных, и с учетом всех сопутствующих факторов.

Как только материалы дела полностью собраны, его передают для рассмотрения в суд, где для виновного лица определяется вид и мера наказания.

С учетом степени тяжести нанесенного вреда, расследованием будут заниматься:

  • местные органы ГИБДД – при административном наказании;
  • СГ (следственная группа по ДТП) – при уголовной квалификации.

Когда в отношении водителя открыто административное производство, в соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ, он вправе знакомиться с материалами дела. Также он может предоставлять дополнительные доказательства, которые бы смягчили его вину.

Следователь отвечает за полный сбор материалов по делу, на основании которого суд определяет, виновен ли человек в ДТП и какое наказание ему избрать.

Суд оценивает доказательственную базу, на основании которой сделан вывод в виновности водителя. Если при рассмотрении дела будет обнаружено, что ПДД нарушили и один, и второй участник ДТП, то дело рассматривается по каждому.

Если водитель полностью примирился с пострадавшей стороной или ее родственниками, компенсировал нанесенный ущерб и затраты, уголовную ответственность можно исключить.

Современные видеокамеры и радарные системы способны зафиксировать правонарушения автоматически. Однако наличие такого материала не является прямым доказательством вины. Поэтому рассматривая вопрос, могут ли лишить прав за камеру, необходимо определить каким образом производилась видеофиксация.
Конфисковать водительское удостоверение могут только в случае, если нарушение было заснято непосредственно сотрудником ГИБДД.
В других ситуациях требуется подробное изучение условий. Запрещено лишать прав на основе материалов, полученных путем автоматической съемки.

Как оспорить вину в ДТП

При подозрениях на наличие неоплаченных штрафов, рекомендуется самостоятельно узнать эту информацию. В противном случае водителю могут предъявить обвинение в неуплате.

Чтобы проверить наличие зафиксированных правонарушений, можно обратиться непосредственно в местное подразделение ГИБДД. Подается запрос о предоставлении сведений о штрафах, в котором указывают государственный номер автомобиля. Если есть проступки, водителей обязаны известить для последующей уплаты.

Другой способ проверки – сайт ГИБДД. В нем содержатся сведения, полученные из федеральной базы данных. В необходимую графу вводится номер транспортного средства, после чего предоставляется информация о всех неоплаченных штрафах.

Это основное доказательство при обвинении водителя. Инспектор заполняет бланк, где указывает место правонарушения, что именно и как нарушил водитель. Копия протокола вручается вам под подпись. Отказываться не стоит. В графе «Объяснения» достаточно кратко изложить свою позицию и указать, чем именно она обоснована. Если в протоколе не хватает места, укажите, что объяснения прилагаются.

На любом листке бумаге (подойдет и бланк извещения о ДТП, можно писать на чистой оборотной стороне) напишите свое видение ситуации. Если инспектор не фиксировал нарушение техническими средствами (фото- или видеокамерой), укажите на это. Если вы ехали не один, сообщите о свидетелях. При наличии в машине видеорегистратора, фиксировавшего произошедшее, сообщите и об этом.

В качестве свидетелей могут выступать все, кто может подтвердить вашу позицию. Даже ваши близкие и друзья. Правда, к показаниям родственников при рассмотрении дел в дальнейшем, как правило, относятся с сомнением. Но и такие показания смогут вас избавить от необоснованного обвинения. Свидетели могут дать свои пояснения как на месте происшествия, так и позже в подразделении ГИБДД. Главное, чтобы данные свидетелей вы указали либо в протоколе, либо в своем объяснении.

КоАП РФ относит фото- и видеозапись к документальным доказательствам. Никаких ограничений к использованию таких «документов» нет. Главное, чтобы на фото или видео можно было установить место предполагаемого правонарушения и причастность вашего автомобиля к записи или фотографии. Проще говоря, если оспаривается, к примеру, обвинение в нарушении правил стоянки, то подойдет фотография, на которой видно отсутствие запрещающих знаков на конкретном участке дороги. Чтобы фотографии и видеозаписи приобщили к делу, нужно в письменном виде подать ходатайство. Фото можно приобщать как распечатанное, так и на электронных носителях. Видеозапись — на флэшке, диске или любой карте памяти.

Блогеру Эдварду Билу предъявлено обвинение в нарушении ПДД

При подготовке к поддержанию государственного обвинения прокурору следует иметь в виду, что в предмет доказывания по делам о дорожно-транспортных преступлениях входят следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

1. Событие дорожно-транспортного происшествия (ДТП). В связи с этим необходимо выяснить характер происшествия, имело ли место преступное нарушение правил дорожного движения либо налицо несчастный случай, действие непреодолимой силы. Относительно времени и места ДТП должно быть установлено время года и суток, на каком именно участке дороги оно произошло, особенности дорожной обстановки и дорожной ситуации. Важно установить тип и состояние дорожного покрытия, ширину и рельеф проезжей части и обочин, видимость и обзорность, погодные условия, особенности организации движения и т.д. Также подлежит исследованию вопрос о механизме ДТП и действиях всех участников происшествия с момента возникновения опасной ситуации, состояния транспортных средств и характер повреждений.

Это одна из самых циничных гаишных разводок, которая может обернуться штрафом в 30 тысяч рублей и лишением водительского удостоверения на 1,5-2 года. Для крайне печального итога «продувки» на состояние опьянения достаточно чтобы инспектор нарушил процедуру, а автомобилист не знал о своих правах. Мы неоднократно затрагивали тему частых водительских ошибок – ознакомиться с ними вы можете по ссылке. Напомним, что регламент обязывает человека в форме составить документ об отстранении от управления транспортным средством, так как у него возникли подозрения о состоянии водителя, и он заметил один из признаков возможного опьянения, а затем вручить водителю копию постановления, пригласить двух понятых не из числа своих коллег, либо использовать видеорегистратор и только затем открыть пакет с мундштуком. Все остальное – нарушение процедуры и самодеятельность.

Одно дело, если водитель выехал на полосу встречного движения, нарушив все мыслимые правила и совсем другое, когда он совершил вынужденный маневр, объезжая препятствие. Главное, чтобы перед вами было именно оно, а не что-то другое. Если инспектор пытается обвинить вас в грубой езде по «встречке», напомните ему, что, согласно Правилам дорожного движения, препятствие — это неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не следует забывать, что не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

Обнаружение гаишниками пакетика со странным порошком, который явно не принадлежит водителю, – другая шокирующая ситуация, которую нельзя исключать на сто процентов. Обычно «вещества» появляются в машине после досмотра инспекторами. Через некоторое расстояние автомобилиста вновь останавливают, проверяют и находят то, чего быть не может. Впрочем, сценарии могут отличаться.

Ежегодно в России возбуждается свыше миллиона дел по статье о не предоставление преимущества пешеходам. Спорные ситуации в данном случае возникают, когда человек только собирается пересечь проезжую часть, а автомобиль проезжает мимо, но ему не мешает. Или когда гражданин уже совершает маневр и находится у правой части широкой дороги, а транспортное средство движется по левой полосе и опять же никаких помех ему не создает – действия водителя не противоречит положению «не начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить пешеходов изменить направление движения или скорость».

Лишение водительских прав — одно из самых строгих наказаний для владельца транспортного средства. Назначается оно только в судебном порядке. В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ судьям, как и сотрудникам Госавтоинспекции, разрешается штрафовать нарушителей.

Примечание. Инспекторы не имеют права забирать у шофёра документы при фиксации нарушения, даже очень серьёзного.

Разберём конкретную ситуацию. К примеру, водитель нарушил требования ч. 4 ст. 12.15 КоАП, выехав на полосу встречного движения. Инспектор, который заметил это, по закону обязан составить и передать протокол вышестоящему лицу в ГИБДД.

Начальник инспектора рассматривает дело и приглашает человека, находившегося в тот момент за рулём, для разбора дорожной ситуации в группу разбора ГИБДД. Во время приёма проверяется задолженность по штрафам, даётся оценка действиям шофёра и т.д. По итогам этого мероприятия начальник ГИБДД выносит решение, выбирая между назначением денежного наказания за проступок или началом судебного разбирательства.

Протокол направляется в судебный орган. Судья принимает документы, собранные сотрудником ГИБДД, и приобщает их к делу. После назначается число и конкретное время судебного процесса. Автонарушитель узнаёт об этом благодаря повестке, отправленной заблаговременно.

Примечание. Владелец транспортного средства имеет полный доступ к материалам следствия для ознакомления.

Да, это возможно. Каждое нарушение правил дорожного движения (по указанным статьям) позволяет водителю надеяться на получение штрафа. В первую очередь это касается водителей, которые нарушили ПДД впервые и не имеют неоплаченных штрафов.

На практике судебные органы, занимающиеся рассмотрением подобных дел, в первую очередь обращают внимание на наличие задолженностей. Отсутствие неоплаченных штрафов – большой плюс. Увеличивает шанс выйти из неприятной ситуации с наименьшими потерями, то есть получить «наказание рублем».

Помимо отсутствия неоплаченных штрафов и ранее совершенных нарушений ПДД, мировой судья обращает внимание на следующие смягчающие обстоятельства:

  • раскаяние в содеянном;
  • предотвращение вреда от нарушения ПДД;
  • добровольную остановку (например, во время движения «по встречке»);
  • явку с повинной;
  • содействие при рассмотрении дела;
  • возмещение вреда, нанесённого в результате нарушения;
  • беременность;
  • наличие малолетних детей;
  • нахождение в состоянии аффекта;
  • если нарушителю менее 18 лет.

Наказание смягчается при наличии одного или нескольких из вышеперечисленных пунктов. Необходимо изучить перечень, чтобы указать на них при объяснении в судебном органе или разборе дорожной ситуации в ГИБДД.

ДТП с превышением скорости и помеха – кто виноват и как доказать?

  1. Водитель нарушил ПДД или попал в аварию в нетрезвом виде или после приёма наркотических веществ.
  2. Нарушение совершено повторно.
  3. На момент нарушения в городе было объявлено чрезвычайное положение.

Наиболее серьёзным отягчающим обстоятельством является целенаправленное продолжение нарушения ПДД, невзирая на требование прекращения со стороны представителей ДПС. Например, водитель двигался «по встречке» и отказывался останавливаться, несмотря на команды, доносящиеся из громкоговорителя машины постовой службы.

Нет, никаких штрафов за игнорирование этого мероприятия не предусмотрено. Судебный процесс пройдёт без обвиняемого. Если водитель забудет или целенаправленно не явится на заседание, также не последует переноса. Просто мировой судья рассмотрит дело и примет решение, несмотря на отсутствие объяснений со стороны нарушителя ПДД.

Однако расклад будет не в пользу водителя. Судья опросит понятых и/или свидетелей, выслушает инспектора ДПС и ознакомится с протоколом. В итоге автонарушитель, скорее всего, будет лишён прав.

Поэтому если имеются доказательства, то необходимо явиться в суд и попытаться отстоять свою точку зрения. Только в этом случае можно будет надеяться на принятие положительного решения.

Эта информация указана в ст. 31.1 КоАП РФ. Спустя 10-дневный срок после издания соответствующего Постановления, решение о лишении прав начинает действовать. Это относится к тем случаям, когда владелец авто согласился с судебным органом и не захотел тратить время на обжалование. Для добровольной явки в отделение ГИБДД и передачи прав даётся ещё 3 суток.

Это процессуальный документ, который составляется уполномоченным должностным лицом при наличии состава административного правонарушения. Документ еще не доказывает виду автомобилиста, только отражает информацию о произошедшем.

Протокол — основание для дальнейшего вынесения постановления об административном нарушении.

Приказ МВД России от 23.08.2017 г. №664 «Об утверждении Административного регламента» постановляет, что протокол ГИБДД составляется должностным лицом подразделения ГИБДД и другими уполномоченными лицами.

Основания для составления протокола:

Если водитель нарушил правила ПДД, он будет привлечен к ответственности на основании положений административного кодекса РФ. Факт пренебрежения установленными нормами должен быть зафиксирован.

Для этого составляется протокол или постановление. Не все граждане знают разницу между бумагами. Однако от правильности их составления зависит правомерность наказания.

Потому эксперты советуют заранее разобраться в основных отличиях между документами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *